Π”ΠΈΠΏΠ»ΠΎΠΌ, курсовая, ΠΊΠΎΠ½Ρ‚Ρ€ΠΎΠ»ΡŒΠ½Π°Ρ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Π°
ΠŸΠΎΠΌΠΎΡ‰ΡŒ Π² написании студСнчСских Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚

ЭкологичСскоС воспитаниС дошкольников Π² Π”ΠžΠ£

Π Π΅Ρ„Π΅Ρ€Π°Ρ‚ΠŸΠΎΠΌΠΎΡ‰ΡŒ Π² Π½Π°ΠΏΠΈΡΠ°Π½ΠΈΠΈΠ£Π·Π½Π°Ρ‚ΡŒ ΡΡ‚ΠΎΠΈΠΌΠΎΡΡ‚ΡŒΠΌΠΎΠ΅ΠΉ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Ρ‹

ЭкологичСскоС воспитаниС Ρ‚Ρ€Π΅Π±ΡƒΠ΅Ρ‚ ΠΏΠ΅Ρ€Π΅Ρ…ΠΎΠ΄Π° ΠΊ Π½ΠΎΠ²ΠΎΠΉ ΠΏΠ°Ρ€Π°Π΄ΠΈΠ³ΠΌΠ΅ экологичСских ΠΈ Ρ‚Ρ€Π°Π΄ΠΈΡ†ΠΈΠΎΠ½Π½Ρ‹Ρ… цСнностСй, ΠΊ ΡΠΈΡΡ‚Π΅ΠΌΠ΅ взглядов, которая строится Π½Π° ΠΎΡΠ½ΠΎΠ²Π΅ Π±ΠΈΠΎ- (эко-)Ρ†Π΅Π½Ρ‚Ρ€ΠΈΠ·ΠΌΠ°. Π’Π°ΠΊΠΎΠΉ ΠΏΠΎΠ΄Ρ…ΠΎΠ΄ ΠΏΠΎΠ΄Ρ€Π°Π·ΡƒΠΌΠ΅Π²Π°Π΅Ρ‚, Ρ‡Ρ‚ΠΎ ΠΏΡ€ΠΈ Ρ€Π΅ΡˆΠ΅Π½ΠΈΠΈ Π»ΡŽΠ±Ρ‹Ρ… ΠΏΡ€ΠΎΠ±Π»Π΅ΠΌ ΠΏΡ€ΠΈΠΎΡ€ΠΈΡ‚Π΅Ρ‚ отдаСтся Π½Π΅ ΡΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎ-экономичСским, Π° ΠΏΡ€ΠΈΡ€ΠΎΠ΄Π½Ρ‹ΠΌ Ρ„Π°ΠΊΡ‚ΠΎΡ€Π°ΠΌ. ΠšΠΎΠ½Π΅Ρ‡Π½ΠΎΠΉ Ρ†Π΅Π»ΡŒΡŽ Ρ‚Π°ΠΊΠΎΠ³ΠΎ ΠΏΠΎΠ΄Ρ…ΠΎΠ΄Π° всС Ρ€Π°Π²Π½ΠΎ являСтся Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊ, Π½ΠΎ Π½Π΅ ΠΏΡ€ΡΠΌΠΎ, Π° ΠΎΠΏΠΎΡΡ€Π΅Π΄ΠΎΠ²Π°Π½Π½ΠΎ, Ρ‡Π΅Ρ€Π΅Π·… Π§ΠΈΡ‚Π°Ρ‚ΡŒ Π΅Ρ‰Ρ‘ >

ЭкологичСскоС воспитаниС дошкольников Π² Π”ΠžΠ£ (Ρ€Π΅Ρ„Π΅Ρ€Π°Ρ‚, курсовая, Π΄ΠΈΠΏΠ»ΠΎΠΌ, ΠΊΠΎΠ½Ρ‚Ρ€ΠΎΠ»ΡŒΠ½Π°Ρ)

ЭкологичСскоС воспитаниС дошкольников — это ΠΈ Π΅ΡΡ‚ΡŒ ΠΏΠΎΠ·Π½Π°Π½ΠΈΠ΅ Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΠΎΠΌ всСго ΠΆΠΈΠ²ΠΎΠ³ΠΎ. ВоспитаниС ΠΏΡ€Π°Π²ΠΈΠ»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ ΠΎΡ‚Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½ΠΈΡ ΠΊ ΠΏΡ€ΠΈΡ€ΠΎΠ΄Π΅, ΡƒΠΌΠ΅Π½ΠΈΠ΅ Π±Π΅Ρ€Π΅ΠΆΠ½ΠΎ ΠΎΠ±Ρ€Π°Ρ‰Π°Ρ‚ΡŒΡΡ с ΠΆΠΈΠ²Ρ‹ΠΌΠΈ сущСствами ΠΈΠΌΠ΅Π΅Ρ‚ большоС Π·Π½Π°Ρ‡Π΅Π½ΠΈΠ΅ Π² Π΄ΠΎΡˆΠΊΠΎΠ»ΡŒΠ½Ρ‹ΠΉ ΠΏΠ΅Ρ€ΠΈΠΎΠ΄ развития.

ВсС Π²Ρ‹Π΄Π°ΡŽΡ‰ΠΈΠ΅ΡΡ мыслитСли ΠΈ ΠΏΠ΅Π΄Π°Π³ΠΎΠ³ΠΈ ΠΏΡ€ΠΎΡˆΠ»ΠΎΠ³ΠΎ ΠΏΡ€ΠΈΠ΄Π°Π²Π°Π»ΠΈ большоС Π·Π½Π°Ρ‡Π΅Π½ΠΈΠ΅ ΠΏΡ€ΠΈΡ€ΠΎΠ΄Π΅ ΠΊΠ°ΠΊ срСдству воспитания Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ: Π―. А. КомСнский Π²ΠΈΠ΄Π΅Π» Π² ΠΏΡ€ΠΈΡ€ΠΎΠ΄Π΅ источник Π·Π½Π°Π½ΠΈΠΉ, срСдство для развития ΡƒΠΌΠ°, чувств ΠΈ Π²ΠΎΠ»ΠΈ [46].

К. Π”. Ушинский Π±Ρ‹Π» Π·Π° Ρ‚ΠΎ, Ρ‡Ρ‚ΠΎΠ±Ρ‹ «Π²Π΅ΡΡ‚ΠΈ Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ Π² ΠΏΡ€ΠΈΡ€ΠΎΠ΄Ρƒ», Ρ‡Ρ‚ΠΎΠ±Ρ‹ ΡΠΎΠΎΠ±Ρ‰Π°Ρ‚ΡŒ ΠΈΠΌ Π²ΡΠ΅ доступноС ΠΈ ΠΏΠΎΠ»Π΅Π·Π½ΠΎΠ΅ для ΠΈΡ… ΡƒΠΌΡΡ‚Π²Π΅Π½Π½ΠΎΠ³ΠΎ ΠΈ ΡΠ»ΠΎΠ²Π΅ΡΠ½ΠΎΠ³ΠΎ развития.

ИдСи ознакомлСния дошкольников с ΠΏΡ€ΠΈΡ€ΠΎΠ΄ΠΎΠΉ ΠΏΠΎΠ»ΡƒΡ‡ΠΈΠ»ΠΈ дальнСйшСС Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΠ΅ Π² Ρ‚Π΅ΠΎΡ€ΠΈΠΈ ΠΈ ΠΏΡ€Π°ΠΊΡ‚ΠΈΠΊΠ΅ совСтского дошкольного воспитания Π² ΡΡ‚Π°Ρ‚ΡŒΡΡ…, мСтодичСских Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Π°Ρ… (О.Иогансон, А. А. Быстров, Π . М. Басс, А. М. Π‘Ρ‚Π΅ΠΏΠ°Π½ΠΎΠ²Π°, Π­. И. Π—Π°Π»ΠΊΠΈΠ½Π΄, Π•. И. Π’ΠΎΠ»ΠΊΠΎΠ²Π°, Π•. ГСннингс ΠΈ Π΄Ρ€.). Π”ΠΎΠ»Π³ΠΎΠ΅ врСмя большим ΠΏΠΎΠ΄ΡΠΏΠΎΡ€ΡŒΠ΅ΠΌ для ΠΏΡ€Π°ΠΊΡ‚ΠΈΠΊΠΎΠ² дошкольного воспитания Π±Ρ‹Π»ΠΈ мСтодичСскиС пособия М. Π’. Π›ΡƒΡ‡ΠΈΡ‡, М. М. ΠœΠ°Ρ€ΠΊΠΎΠ²ΡΠΊΠΎΠΉ, Ρ€Π΅ΠΊΠΎΠΌΠ΅Π½Π΄Π°Ρ†ΠΈΠΈ Π—. Π”. Π‘ΠΈΠ·Π΅Π½ΠΊΠΎ; Π½Π΅ ΠΎΠ΄Π½ΠΎ ΠΏΠΎΠΊΠΎΠ»Π΅Π½ΠΈΠ΅ воспитатСлСй ΡƒΡ‡ΠΈΠ»ΠΎΡΡŒ ΠΏΠΎ ΡƒΡ‡Π΅Π±Π½ΠΈΠΊΡƒ Π‘. А. Π’Π΅Ρ€Π΅Ρ‚Π΅Π½Π½ΠΈΠΊΠΎΠ²ΠΎΠΉ. Π‘ΠΎΠ»ΡŒΡˆΡƒΡŽ Ρ€ΠΎΠ»ΡŒ сыграли Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Ρ‹ Π²Π΅Π΄ΡƒΡ‰ΠΈΡ… ΠΏΠ΅Π΄Π°Π³ΠΎΠ³ΠΎΠ² ΠΈ ΠΌΠ΅Ρ‚одистов, Π² Ρ†Π΅Π½Ρ‚Ρ€Π΅ внимания ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹Ρ… Π±Ρ‹Π»ΠΎ Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠ΅ наблюдСния ΠΊΠ°ΠΊ основного ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄Π° ознакомлСния с ΠΎΠΊΡ€ΡƒΠΆΠ°ΡŽΡ‰ΠΈΠΌ, накоплСния, уточнСния ΠΈ Ρ€Π°ΡΡˆΠΈΡ€Π΅Π½ΠΈΡ достовСрных свСдСний ΠΎ ΠΏΡ€ΠΈΡ€ΠΎΠ΄Π΅ (Π—.Π”. Π‘ΠΈΠ·Π΅Π½ΠΊΠΎ, Π‘. А. Π’Π΅Ρ€Π΅Ρ‚Π΅Π½Π½ΠΈΠΊΠΎΠ²Π°, А. М. Низова, Π›. И. ΠŸΡƒΡˆΠ½ΠΈΠ½Π°, М. Π’. Π›ΡƒΡ‡ΠΈΡ‡, А. Π€. ΠœΠ°Π·ΡƒΡ€ΠΈΠ½Π° ΠΈ Π΄Ρ€.).

ЭкологичСскоС воспитаниС Ρ‚Ρ€Π΅Π±ΡƒΠ΅Ρ‚ ΠΏΠ΅Ρ€Π΅Ρ…ΠΎΠ΄Π° ΠΊ Π½ΠΎΠ²ΠΎΠΉ ΠΏΠ°Ρ€Π°Π΄ΠΈΠ³ΠΌΠ΅ экологичСских ΠΈ Ρ‚Ρ€Π°Π΄ΠΈΡ†ΠΈΠΎΠ½Π½Ρ‹Ρ… цСнностСй, ΠΊ ΡΠΈΡΡ‚Π΅ΠΌΠ΅ взглядов, которая строится Π½Π° ΠΎΡΠ½ΠΎΠ²Π΅ Π±ΠΈΠΎ- (эко-)Ρ†Π΅Π½Ρ‚Ρ€ΠΈΠ·ΠΌΠ° [58]. Π’Π°ΠΊΠΎΠΉ ΠΏΠΎΠ΄Ρ…ΠΎΠ΄ ΠΏΠΎΠ΄Ρ€Π°Π·ΡƒΠΌΠ΅Π²Π°Π΅Ρ‚, Ρ‡Ρ‚ΠΎ ΠΏΡ€ΠΈ Ρ€Π΅ΡˆΠ΅Π½ΠΈΠΈ Π»ΡŽΠ±Ρ‹Ρ… ΠΏΡ€ΠΎΠ±Π»Π΅ΠΌ ΠΏΡ€ΠΈΠΎΡ€ΠΈΡ‚Π΅Ρ‚ отдаСтся Π½Π΅ ΡΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎ-экономичСским, Π° ΠΏΡ€ΠΈΡ€ΠΎΠ΄Π½Ρ‹ΠΌ Ρ„Π°ΠΊΡ‚ΠΎΡ€Π°ΠΌ. ΠšΠΎΠ½Π΅Ρ‡Π½ΠΎΠΉ Ρ†Π΅Π»ΡŒΡŽ Ρ‚Π°ΠΊΠΎΠ³ΠΎ ΠΏΠΎΠ΄Ρ…ΠΎΠ΄Π° всС Ρ€Π°Π²Π½ΠΎ являСтся Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊ, Π½ΠΎ Π½Π΅ ΠΏΡ€ΡΠΌΠΎ, Π° ΠΎΠΏΠΎΡΡ€Π΅Π΄ΠΎΠ²Π°Π½Π½ΠΎ, Ρ‡Π΅Ρ€Π΅Π· сохранСниС Π΅Π³ΠΎ срСды обитания. ΠžΡ†Π΅Π½ΠΎΡ‡Π½Ρ‹Π΅ суТдСния ΠΏΠΎ ΠΎΡ‚Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½ΠΈΡŽ ΠΊ ΠΎΠ±ΡŠΠ΅ΠΊΡ‚Π°ΠΌ ΠΏΡ€ΠΈΡ€ΠΎΠ΄Ρ‹ Π΄ΠΎΠ»ΠΆΠ½Ρ‹ Π±Ρ‹Ρ‚ΡŒ ΠΈΡΠΊΠ»ΡŽΡ‡Π΅Π½Ρ‹ ΠΈΠ· ΡΠΊΠΎΠ»ΠΎΠ³ΠΈΡ‡Π΅ΡΠΊΠΎΠ³ΠΎ воспитания дошкольников. Π‘ ΠΏΠΎΠ·ΠΈΡ†ΠΈΠΈ Π±ΠΈΠΎΡ†Π΅Π½Ρ‚Ρ€ΠΈΠ·ΠΌΠ° (экоцСнтризма) ΠΆΠΈΠ²Ρ‹Π΅ ΠΎΡ€Π³Π°Π½ΠΈΠ·ΠΌΡ‹ Π½Π΅ ΠΌΠΎΠ³ΡƒΡ‚ Π±Ρ‹Ρ‚ΡŒ Ρ…ΠΎΡ€ΠΎΡˆΠΈΠΌΠΈ ΠΈΠ»ΠΈ ΠΏΠ»ΠΎΡ…ΠΈΠΌΠΈ, ΠΏΠΎΠ»Π΅Π·Π½Ρ‹ΠΌΠΈ ΠΈΠ»ΠΈ Π²Ρ€Π΅Π΄Π½Ρ‹ΠΌΠΈ. ВсС ΠΎΠ½ΠΈ ΠΈΠΌΠ΅ΡŽΡ‚ ΠΏΡ€Π°Π²ΠΎ Π½Π° ΡΡƒΡ‰Π΅ΡΡ‚Π²ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠ΅, ΠΊΠ°ΠΆΠ΄Ρ‹ΠΉ ΠΈΠ· Π½ΠΈΡ… ΠΈΠ³Ρ€Π°Π΅Ρ‚ свою, ΠΈΡΠΊΠ»ΡŽΡ‡ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΡƒΡŽ Ρ€ΠΎΠ»ΡŒ Π² ΠΏΡ€ΠΈΡ€ΠΎΠ΄Π΅. ΠžΡ†Π΅Π½ΠΎΡ‡Π½Ρ‹Π΅ суТдСния ΠΌΠΎΠ³ΡƒΡ‚ ΠΏΡ€ΠΈΠΌΠ΅Π½ΡΡ‚ΡŒΡΡ Ρ‚ΠΎΠ»ΡŒΠΊΠΎ для характСристики поступков Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊΠ° ΠΏΠΎ ΠΎΡ‚Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½ΠΈΡŽ ΠΊ ΠΌΠΈΡ€Ρƒ ΠΏΡ€ΠΈΡ€ΠΎΠ΄Ρ‹, ΠΆΠΈΠ²ΠΎΡ‚Π½Ρ‹Π΅ ΠΆΠ΅ Π½Π΅ ΠΌΠΎΠ³ΡƒΡ‚ ΠΏΠΎΡΡ‚ΡƒΠΏΠ°Ρ‚ΡŒ ΠΏΠ»ΠΎΡ…ΠΎ ΠΈΠ»ΠΈ Ρ…ΠΎΡ€ΠΎΡˆΠΎ, ΠΈΡ… ΠΏΠΎΠ²Π΅Π΄Π΅Π½ΠΈΠ΅ опрСдСляСтся биологичСскими Π·Π°ΠΊΠΎΠ½Π°ΠΌΠΈ. НСсомнСнно, элСмСнтарныС знания ΠΎ Π»Π΅ΠΊΠ°Ρ€ΡΡ‚Π²Π΅Π½Π½Ρ‹Ρ…, ядовитых, ΡΡŠΠ΅Π΄ΠΎΠ±Π½Ρ‹Ρ… растСниях, Π³Ρ€ΠΈΠ±Π°Ρ… Π½Π΅ΠΎΠ±Ρ…ΠΎΠ΄ΠΈΠΌΡ‹ дСтям, ΠΎΠ΄Π½Π°ΠΊΠΎ Π½Π΅ ΡΡ‚ΠΈ свСдСния Π΄ΠΎΠ»ΠΆΠ½Ρ‹ ΡΠΎΡΡ‚Π°Π²Π»ΡΡ‚ΡŒ ядро экологичСских Π·Π½Π°Π½ΠΈΠΉ. Π”Π΅Ρ‚ΠΈ Π΄ΠΎΠ»ΠΆΠ½Ρ‹ ΠΏΠΎΠ»ΡƒΡ‡ΠΈΡ‚ΡŒ прСдставлСниС ΠΎ Ρ‚ΠΎΠΌ, Ρ‡Ρ‚ΠΎ Π² Π±Π΅Ρ€Π΅ΠΆΠ½ΠΎΠΌ ΠΎΡ‚Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½ΠΈΠΈ Π½ΡƒΠΆΠ΄Π°ΡŽΡ‚ΡΡ всС ΠΎΡ€Π³Π°Π½ΠΈΠ·ΠΌΡ‹ Π±Π΅Π· ΠΈΡΠΊΠ»ΡŽΡ‡Π΅Π½ΠΈΡ, Π²Π½Π΅ зависимости ΠΎΡ‚ ΡΡ‚Π΅ΠΏΠ΅Π½ΠΈ опасности ΠΈΠ»ΠΈ полСзности для Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊΠ°. НуТно ΠΏΠΎΠΊΠ°Π·Π°Ρ‚ΡŒ Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΡƒ, Ρ‡Ρ‚ΠΎ любой ΠΆΠΈΠ²ΠΎΠΉ ΠΎΡ€Π³Π°Π½ΠΈΠ·ΠΌ Π²ΠΊΠ»ΡŽΡ‡Π΅Π½ Π² ΡΠ»ΠΎΠΆΠ½ΡƒΡŽ Ρ†Π΅ΠΏΡŒ ΠΏΡ€ΠΈΡ€ΠΎΠ΄Π½Ρ‹Ρ… взаимосвязСй ΠΈ Π΅Π³ΠΎ потСря ΠΌΠΎΠΆΠ΅Ρ‚ Π²Ρ‹Π·Π²Π°Ρ‚ΡŒ нСпрСдсказуСмыС послСдствия.

Π§Ρ‚ΠΎΠ±Ρ‹ ΠΏΠΎΠ²Ρ‹ΡΠΈΡ‚ΡŒ ΡΡ„Ρ„Π΅ΠΊΡ‚ΠΈΠ²Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ экологичСского воспитания дошкольников, ΠΈΡΠΏΠΎΠ»ΡŒΠ·ΡƒΡŽΡ‚ΡΡ Ρ€Π°Π·Π»ΠΈΡ‡Π½Ρ‹Π΅ Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΡ‹ ΠΈ ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄Ρ‹ [61]:

  • — ΡΠΊΠΎΠ»ΠΎΠ³ΠΈΡ‡Π΅ΡΠΊΠΈΠ΅ занятия;
  • — ΡΠΊΠΎΠ»ΠΎΠ³ΠΈΡ‡Π΅ΡΠΊΠΈΠ΅ экскурсии;
  • — ΡƒΡ€ΠΎΠΊΠΈ Π΄ΠΎΠ±Ρ€ΠΎΡ‚Ρ‹;
  • — ΡƒΡ€ΠΎΠΊΠΈ ΠΌΡ‹ΡˆΠ»Π΅Π½ΠΈΡ;
  • — ΡΠΊΠΎΠ»ΠΎΠ³ΠΈΡ‡Π΅ΡΠΊΠΈΠ΅ конкурсы;
  • — ΠΎΠ±ΡΡƒΠΆΠ΄Π΅Π½ΠΈΠ΅ ΠΈ ΠΏΡ€ΠΎΠΈΠ³Ρ€Ρ‹Π²Π°Π½ΠΈΠ΅ ситуаций;
  • — Ρ‚Ρ€ΡƒΠ΄ΠΎΠ²ΠΎΠΉ дСсант;
  • — ΠΊΠΎΠ»Π»Π΅ΠΊΡ†ΠΈΠΎΠ½ΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠ΅;
  • — ΡΠΊΠΎΠ»ΠΎΠ³ΠΈΡ‡Π΅ΡΠΊΠΈΠ΅ ΠΏΡ€Π°Π·Π΄Π½ΠΈΠΊΠΈ;
  • — ΡΠΊΠΎΠ»ΠΎΠ³ΠΈΡ‡Π΅ΡΠΊΠΈΠ΅ ΠΈΠ³Ρ€Ρ‹
  • — ΡΠΊΠΎΠ»ΠΎΠ³ΠΈΡ‡Π΅ΡΠΊΠΈΠ΅ сказки;
  • — ΠΈΠ½ΡΡ†Π΅Π½ΠΈΡ€ΠΎΠ²ΠΊΠΈ.

ЭкологичСскиС ΠΈΠ³Ρ€Ρ‹ Π±Ρ‹Π²Π°ΡŽΡ‚:

  • — Ρ€ΠΎΠ»Π΅Π²Ρ‹Π΅;
  • — Π΄ΠΈΠ΄Π°ΠΊΡ‚ичСскиС;
  • — ΠΈΠΌΠΈΡ‚Π°Ρ†ΠΈΠΎΠ½Π½Ρ‹Π΅;
  • — ΡΠΎΡ€Π΅Π²Π½ΠΎΠ²Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹Π΅;
  • — ΠΈΠ³Ρ€Ρ‹-ΠΏΡƒΡ‚Π΅ΡˆΠ΅ΡΡ‚Π²ΠΈΡ.

Π ΠΎΠ»Π΅Π²Ρ‹Π΅ ΠΈΠ³Ρ€Ρ‹ основаны Π½Π° ΠΌΠΎΠ΄Π΅Π»ΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠΈ ΡΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ содСрТания экологичСской Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ, Π½Π°ΠΏΡ€ΠΈΠΌΠ΅Ρ€ ΠΈΠ³Ρ€Π° «Π‘Ρ‚Ρ€ΠΎΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΡΡ‚Π²ΠΎ Π³ΠΎΡ€ΠΎΠ΄Π°».

ЦСль ΠΈΠ³Ρ€Ρ‹: Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠ΅ прСдставлСния ΠΎ Ρ‚ΠΎΠΌ, Ρ‡Ρ‚ΠΎ ΡΡ‚Ρ€ΠΎΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΡΡ‚Π²ΠΎ ΠΌΠΎΠΆΠ΅Ρ‚ ΠΎΡΡƒΡ‰Π΅ΡΡ‚Π²Π»ΡΡ‚ΡŒΡΡ Ρ‚ΠΎΠ»ΡŒΠΊΠΎ ΠΏΡ€ΠΈ условии соблюдСния экологичСских Π½ΠΎΡ€ΠΌ ΠΈ ΠΏΡ€Π°Π²ΠΈΠ».

Π‘ΠΎΡ€Π΅Π²Π½ΠΎΠ²Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹Π΅ ΠΈΠ³Ρ€Ρ‹ ΡΡ‚ΠΈΠΌΡƒΠ»ΠΈΡ€ΡƒΡŽΡ‚ Π°ΠΊΡ‚ΠΈΠ²Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ ΠΈΡ… ΡƒΡ‡Π°ΡΡ‚Π½ΠΈΠΊΠΎΠ² Π² ΠΏΡ€ΠΈΠΎΠ±Ρ€Π΅Ρ‚Π΅Π½ΠΈΠΈ ΠΈ Π΄Π΅ΠΌΠΎΠ½ΡΡ‚Ρ€Π°Ρ†ΠΈΠΈ экологичСских Π·Π½Π°Π½ΠΈΠΉ, Π½Π°Π²Ρ‹ΠΊΠΎΠ², ΡƒΠΌΠ΅Π½ΠΈΠΉ. К Π½ΠΈΠΌ относятся: конкурсы, ΠšΠ’Π, «Π­ΠΊΠΎΠ»ΠΎΠ³ΠΈΡ‡Π΅ΡΠΊΠ°Ρ Π²ΠΈΠΊΡ‚ΠΎΡ€ΠΈΠ½Π°», «ΠŸΠΎΠ»Π΅ чудСс» ΠΈ Ρ‚. Π΄.

Π¨ΠΈΡ€ΠΎΠΊΠΎ ΠΏΡ€ΠΈΠΌΠ΅Π½ΡΡŽΡ‚ΡΡ Π² ΠΏΡ€Π°ΠΊΡ‚ΠΈΠΊΠ΅ Π΄ΠΎΡˆΠΊΠΎΠ»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ… ΡƒΡ‡Ρ€Π΅ΠΆΠ΄Π΅Π½ΠΈΠΉ ΠΈΠ³Ρ€Ρ‹-ΠΏΡƒΡ‚Π΅ΡˆΠ΅ΡΡ‚Π²ΠΈΡ («Ρ‚уристичСский ΠΏΠΎΡ…ΠΎΠ΄», «ΡΠΊΡΠΊΡƒΡ€ΡΠΈΡ Π½Π° Π²Ρ‹ΡΡ‚Π°Π²ΠΊΡƒ Ρ†Π²Π΅Ρ‚ΠΎΠ²», «ΠΏΡƒΡ‚Π΅ΡˆΠ΅ΡΡ‚Π²ΠΈΠ΅ ΠΊ Π‘Π΅Π²Π΅Ρ€Π½ΠΎΠΌΡƒ ΠΏΠΎΠ»ΡŽΡΡƒ ΠΈΠ»ΠΈ Π² ΠΡ„Ρ€ΠΈΠΊΡƒ» ΠΈ Π΄Ρ€.).

ПолнСС всСго Π·Π°Π΄Π°Ρ‡Π΅ формирования экологичСского сознания Ρƒ Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ дошкольного возраста ΠΎΡ‚Π²Π΅Ρ‡Π°Π΅Ρ‚ дидактичСская ΠΈΠ³Ρ€Π°. ΠžΠ±ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΠ΅, активизация познания Π² Π·Π½Π°Ρ‡ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ ΠΌΠ΅Ρ€Π΅ происходит Π² ΠΈΠ³Ρ€ΠΎΠ²ΠΎΠΉ Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠ΅. Π­ΠΊΠΎΠ»ΠΎΠ³ΠΈΠ·Π°Ρ†ΠΈΠΈ дидактичСской ΠΈΠ³Ρ€Ρ‹ способствуСт ΠΏΡ€ΠΈΠ½Ρ†ΠΈΠΏ парности. РСализация Π΅Π³ΠΎ достигаСтся ΠΎΡ‚Π±ΠΎΡ€ΠΎΠΌ Ρ‚Π°ΠΊΠΈΡ… Π·Π°Π΄Π°Π½ΠΈΠΉ, ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹Π΅ Π²Π΅Π΄ΡƒΡ‚ Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΠ° ΠΏΡƒΡ‚Π΅ΠΌ ΡΠ°ΠΌΠΎΡΡ‚ΠΎΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ… Ρ€Π΅ΡˆΠ΅Π½ΠΈΠΉ, поиска ΠΎΡ‚Π²Π΅Ρ‚ΠΎΠ² Π½Π° Π²ΠΎΠΏΡ€ΠΎΡΡ‹, ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹Π΅ ΠΏΠΎΠ΄Π°ΡŽΡ‚ΡΡ Π² ΠΈΠ»Π»ΡŽΡΡ‚рациях, ΠΊΠ°Ρ€Ρ‚ΠΈΠ½ΠΊΠ°Ρ…, Π² ΡΠΊΡ€Ρ‹Ρ‚ΠΎΠΌ Π²ΠΈΠ΄Π΅. НапримСр: «ΠšΡ‚ΠΎ Π³Π΄Π΅ ΠΆΠΈΠ²Π΅Ρ‚?», «Π›Π΅Ρ‚Π°Π΅Ρ‚, Π±Π΅Π³Π°Π΅Ρ‚, ΠΏΡ€Ρ‹Π³Π°Π΅Ρ‚» (ΠΎ ΠΏΡ€ΠΈΡΠΏΠΎΡΠΎΠ±Π»Π΅Π½ΠΈΠΈ ΠΆΠΈΠ²ΠΎΡ‚Π½Ρ‹Ρ… ΠΊ ΡΡ€Π΅Π΄Π΅ обитания); «Π£ ΠΊΠΎΠ³ΠΎ ΠΊΠ°ΠΊΠΎΠΉ Π΄ΠΎΠΌ?» (ΠΎΠ± ΡΠΊΠΎΡΠΈΡΡ‚Π΅ΠΌΠ°Ρ…); «Π–ΠΈΠ²ΠΎΠ΅-Π½Π΅ΠΆΠΈΠ²ΠΎΠ΅», «ΠŸΡ‚ΠΈΡ†Ρ‹-Ρ€Ρ‹Π±Ρ‹-Π·Π²Π΅Ρ€ΠΈ», «Π§Ρ‚ΠΎ сначала, Ρ‡Ρ‚ΠΎ ΠΏΠΎΡ‚ΠΎΠΌ?» (рост ΠΈ Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΠ΅ ΠΆΠΈΠ²Ρ‹Ρ… ΠΎΡ€Π³Π°Π½ΠΈΠ·ΠΌΠΎΠ²); «Π’Ρ‹Π±Π΅Ρ€ΠΈ ΠΏΡ€Π°Π²ΠΈΠ»ΡŒΠ½ΠΎ Π΄ΠΎΡ€ΠΎΠ³Ρƒ» (ΠΎ ΠΏΡ€Π°Π²ΠΈΠ»Π°Ρ… повСдСния Π² ΠΏΡ€ΠΈΡ€ΠΎΠ΄Π΅) ΠΈ Ρ‚. Π΄.

Π’ ΡΠΊΠΎΠ»ΠΎΠ³ΠΈΡ‡Π΅ΡΠΊΠΈΡ… ΠΈΠ³Ρ€Π°Ρ… цСлСсообразно ΠΏΡ€ΠΈΠΌΠ΅Π½ΡΡ‚ΡŒ наглядный худоТСствСнно ΠΎΡ„ΠΎΡ€ΠΌΠ»Π΅Π½Π½Ρ‹ΠΉ ΠΌΠ°Ρ‚Π΅Ρ€ΠΈΠ°Π», ΠΏΡ€ΠΈΠ΄ΡƒΠΌΡ‹Π²Π°Ρ‚ΡŒ интСрСсныС ΠΈΠ³Ρ€ΠΎΠ²Ρ‹Π΅ ΠΌΠΎΠΌΠ΅Π½Ρ‚Ρ‹, дСйствия, Π·Π°Π½ΠΈΠΌΠ°Ρ‚ΡŒ всСх Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ Ρ€Π΅ΡˆΠ΅Π½ΠΈΠ΅ΠΌ Π΅Π΄ΠΈΠ½ΠΎΠΉ Π·Π°Π΄Π°Ρ‡ΠΈ. МоТно ΠΏΡ€ΠΈΠ±Π΅Π³Π½ΡƒΡ‚ΡŒ ΠΊ ΠΏΠΎΠΌΠΎΡ‰ΠΈ сказочных Π³Π΅Ρ€ΠΎΠ΅Π², ΠΌΡƒΠ·Ρ‹ΠΊΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ сопровоТдСния [62].

ΠšΠ°ΠΆΠ΄Ρ‹ΠΉ ΠΏΠ΅Π΄Π°Π³ΠΎΠ³ Π²Ρ‹Π±ΠΈΡ€Π°Π΅Ρ‚ Ρ‚Π΅ Π²ΠΈΠ΄Ρ‹ ΠΈΠ³Ρ€, ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹Π΅ Π΅ΠΌΡƒ Π±ΠΎΠ»Π΅Π΅ всСго подходят. ΠšΡ€ΠΈΡ‚Π΅Ρ€ΠΈΠΈ Π²Ρ‹Π±ΠΎΡ€Π° — ΠΏΡ€ΠΎΠ³Ρ€Π°ΠΌΠΌΠ°, ΠΏΠΎ ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€ΠΎΠΉ ΠΎΠ½ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Π°Π΅Ρ‚, возмоТности дошкольного учрСТдСния, ΡƒΡ€ΠΎΠ²Π΅Π½ΡŒ подготовлСнности воспитанников.

БСйчас Π² ΡΠΊΠΎΠ»ΠΎΠ³ΠΈΡ‡Π΅ΡΠΊΠΎΠΌ воспитании цСлСсообразно ΠΈΡΠΏΠΎΠ»ΡŒΠ·ΠΎΠ²Π°Ρ‚ΡŒ ΠΈΠ³Ρ€Ρ‹ Π½ΠΎΠ²ΠΎΠ³ΠΎ Ρ‚ΠΈΠΏΠ°, ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹Π΅, с ΠΎΠ΄Π½ΠΎΠΉ стороны, ΠΌΠΎΠ΄Π΅Π»ΠΈΡ€ΡƒΡŽΡ‚ само творчСство Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΠ°, Π° ΡΠΎ Π²Ρ‚ΠΎΡ€ΠΎΠΉ, — ΠΎΠ±Π΅ΡΠΏΠ΅Ρ‡ΠΈΠ²Π°ΡŽΡ‚ условия для ΡΠΎΠ²Π΅Ρ€ΡˆΠ΅Π½ΡΡ‚Π²ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΡ Π΅Π³ΠΎ ΠΈΠ½Ρ‚Π΅Π»Π»Π΅ΠΊΡ‚Π°. Π­Ρ‚ΠΎ — ΠΈΠ³Ρ€Ρ‹-рСбусы. Π’ ΡΡ‚ΠΈΡ… ΠΈΠ³Ρ€Π°Ρ… развиваСтся ΠΈΠ½Ρ‚Π΅Π»Π»Π΅ΠΊΡ‚ Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΠ°, Π΅Π³ΠΎ ΠΏΠ°ΠΌΡΡ‚ΡŒ, ΠΌΡ‹ΡˆΠ»Π΅Π½ΠΈΠ΅, Π²Π½ΠΈΠΌΠ°Π½ΠΈΠ΅, ΡƒΠΌΠ΅Π½ΠΈΠ΅ ΠΈΡΠΊΠ°Ρ‚ΡŒ зависимости ΠΈ Π·Π°ΠΊΠΎΠ½ΠΎΠΌΠ΅Ρ€Π½ΠΎΡΡ‚ΠΈ, ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹Π΅ ΡΡƒΡ‰Π΅ΡΡ‚Π²ΡƒΡŽΡ‚ Π² ΠΏΡ€ΠΈΡ€ΠΎΠ΄Π΅ скрыто ΠΈ Ρ€Π΅Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎ, ΡƒΠΌΠ΅Π½ΠΈΠ΅ ΠΊΠ»Π°ΡΡΠΈΡ„ΠΈΡ†ΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Ρ‚ΡŒ ΠΈ ΠΌΠΎΠ΄Π΅Π»ΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Ρ‚ΡŒ ΠΌΠ°Ρ‚Π΅Ρ€ΠΈΠ°Π», ΠΊΠΎΠΌΠ±ΠΈΠ½ΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Ρ‚ΡŒ Π΅Π³ΠΎ, прогнозируя Ρ€Π΅Π·ΡƒΠ»ΡŒΡ‚Π°Ρ‚Ρ‹.

БущСствуСт Π΅Ρ‰Π΅ ΠΎΡ‡Π΅Π½ΡŒ ΠΌΠ½ΠΎΠ³ΠΎ Ρ€Π°Π·Π½Ρ‹Ρ… Π²ΠΈΠ΄ΠΎΠ² Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ, ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹Π΅ ΠΏΠΎΠΌΠΎΠ³Π°ΡŽΡ‚ Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Ρ‚ΡŒ экологичСскиС знания ΠΈ ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹Π΅ ΡΠ²Π»ΡΡŽΡ‚ΡΡ ΠΎΠ±ΡΠ·Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹ΠΌ ΠΊΠΎΠΌΠΏΠΎΠ½Π΅Π½Ρ‚ΠΎΠΌ Π² Π²ΠΎΡΠΏΠΈΡ‚Π°Π½ΠΈΠΈ экологичСской ΠΊΡƒΠ»ΡŒΡ‚ΡƒΡ€Ρ‹. Π­Ρ‚ΠΎ — ΠΏΡƒΡ‚Π΅ΡˆΠ΅ΡΡ‚Π²ΠΈΡ, экскурсии Π½Π° ΠΏΡ€ΠΈΡ€ΠΎΠ΄Ρƒ; ΠΈΠ·ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Π°Ρ, ΠΌΡƒΠ·Ρ‹ΠΊΠ°Π»ΡŒΠ½Π°Ρ, Ρ‚Π΅Π°Ρ‚Ρ€Π°Π»ΡŒΠ½Π°Ρ Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒ; Ρ€Π΅ΡˆΠ΅Π½ΠΈΠ΅ ΡΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎ-ΠΌΠΎΡ€Π°Π»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ… Π·Π°Π΄Π°Ρ‡, ΠΏΡ€ΠΎΠ±Π»Π΅ΠΌΠ½Ρ‹Ρ… вопросов; Ρ‡Ρ‚Π΅Π½ΠΈΠ΅ худоТСствСнной Π»ΠΈΡ‚Π΅Ρ€Π°Ρ‚ΡƒΡ€Ρ‹, ΠΎΠ·Π½Π°ΠΊΠΎΠΌΠ»Π΅Π½ΠΈΠ΅ с Π½Π°Ρ€ΠΎΠ΄Π½Ρ‹ΠΌΠΈ природовСдчСскими традициями, Ρ‚ΠΎ Π΅ΡΡ‚ΡŒ с ΠΎΠΏΡ‹Ρ‚ΠΎΠΌ сохранСния, приумноТСния ΠΈ ΠΈΡΠΏΠΎΠ»ΡŒΠ·ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΡ ΠΏΡ€ΠΈΡ€ΠΎΠ΄Π½Ρ‹Ρ… богатств, ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹ΠΉ ΠΏΠ΅Ρ€Π΅Π΄Π°Π²Π°Π» ΠΈΠ· ΠΏΠΎΠΊΠΎΠ»Π΅Π½ΠΈΡ Π² ΠΏΠΎΠΊΠΎΠ»Π΅Π½ΠΈΠ΅ русский Π½Π°Ρ€ΠΎΠ΄. Π­Ρ‚ΠΎ освСщСниС Π² Π½Π°Ρ€ΠΎΠ΄Π½ΠΎΠΌ творчСствС: Π·Π°Π³Π°Π΄ΠΊΠ°Ρ…, пословицах, ΠΏΠΎΠ³ΠΎΠ²ΠΎΡ€ΠΊΠ°Ρ…, Π»Π΅Π³Π΅Π½Π΄Π°Ρ…, ΠΈΠ³Ρ€Π°Ρ….

Π‘ΠΎΠ»ΡŒΡˆΠΎΠ΅ Π·Π½Π°Ρ‡Π΅Π½ΠΈΠ΅ Π² ΡΠΊΠΎΠ»ΠΎΠ³ΠΈΡ‡Π΅ΡΠΊΠΎΠΌ воспитании дошкольников ΠΈΠΌΠ΅ΡŽΡ‚ ΠΏΡ€ΠΎΠ³Ρ€Π°ΠΌΠΌΡ‹, Π½Π°ΠΏΡ€Π°Π²Π»Π΅Π½Π½Ρ‹Π΅ Π½Π° ΡΡ‚Π°Π½ΠΎΠ²Π»Π΅Π½ΠΈΠ΅ Π½Π°Ρ‡Π°Π» экологичСской ΠΊΡƒΠ»ΡŒΡ‚ΡƒΡ€Ρ‹ Ρ‡Π΅Ρ€Π΅Π· ΠΏΠΎΠ·Π½Π°Π½ΠΈΠ΅ экологичСских закономСрностСй ΠΏΡ€ΠΈΡ€ΠΎΠ΄Ρ‹.

Π’ ΠΏΡ€ΠΎΠ³Ρ€Π°ΠΌΠΌΠ΅ «Π”Стство», созданной Π² Π‘Π°Π½ΠΊΡ‚-ΠŸΠ΅Ρ‚Π΅Ρ€Π±ΡƒΡ€Π³Π΅ ΠΊΠΎΠ»Π»Π΅ΠΊΡ‚ΠΈΠ²ΠΎΠΌ ΠΏΡ€Π΅ΠΏΠΎΠ΄Π°Π²Π°Ρ‚Π΅Π»Π΅ΠΉ пСдагогичСского унивСрситСта, Ρ€Π°Π·Π΄Π΅Π» «Π Π΅Π±Π΅Π½ΠΎΠΊ ΠΎΡ‚ΠΊΡ€Ρ‹Π²Π°Π΅Ρ‚ для сСбя ΠΌΠΈΡ€ ΠΏΡ€ΠΈΡ€ΠΎΠ΄Ρ‹» ΠΏΡ€Π΅Π΄ΠΏΠΎΠ»Π°Π³Π°Π΅Ρ‚ ΠΎΠ±ΡΡ‚ΠΎΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ΅ знакомство Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ с ΡΠ°ΠΌΡ‹ΠΌΠΈ Ρ€Π°Π·Π»ΠΈΡ‡Π½Ρ‹ΠΌΠΈ явлСниями ΠΈΠ· ΠΆΠΈΠ·Π½ΠΈ растСний, ΠΆΠΈΠ²ΠΎΡ‚Π½Ρ‹Ρ…, ΠΈΡ… ΡΠΎΠΎΠ±Ρ‰Π΅ΡΡ‚Π². ΠŸΡ€ΠΎΠ³Ρ€Π°ΠΌΠΌΠ½Ρ‹ΠΉ ΠΌΠ°Ρ‚Π΅Ρ€ΠΈΠ°Π» (для ΠΊΠ°ΠΆΠ΄ΠΎΠ³ΠΎ возраста) Π²ΠΊΠ»ΡŽΡ‡Π°Π΅Ρ‚ Ρ‡Π΅Ρ‚Ρ‹Ρ€Π΅ ΡΠΎΠ΄Π΅Ρ€ΠΆΠ°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ… Π±Π»ΠΎΠΊΠ°: ΠΏΠ΅Ρ€Π²Ρ‹ΠΉ — свСдСния ΠΎ Ρ€Π°ΡΡ‚Сниях, ΠΆΠΈΠ²ΠΎΡ‚Π½Ρ‹Ρ… ΠΊΠ°ΠΊ прСдставитСлях ΠΆΠΈΠ²ΠΎΠΉ ΠΏΡ€ΠΈΡ€ΠΎΠ΄Ρ‹; Π΄Π΅Ρ‚ΠΈ ΠΏΠΎΠ·Π½Π°ΡŽΡ‚ особСнности внСшнСго строСния ΠΈ ΠΆΠΈΠ·Π½Π΅Π½Π½Ρ‹Ρ… Ρ„ΡƒΠ½ΠΊΡ†ΠΈΠΉ ΠΎΡ€Π³Π°Π½ΠΈΠ·ΠΌΠ° (ΠΏΠΈΡ‚Π°Π½ΠΈΠ΅, Π΄Ρ‹Ρ…Π°Π½ΠΈΠ΅ ΠΈ ΠΏΡ€.), ΠΏΠ΅Ρ€Π΅Π΄ Π½ΠΈΠΌΠΈ Ρ€Π°ΡΠΊΡ€Ρ‹Π²Π°ΡŽΡ‚ΡΡ связи ΠΆΠΈΠ²Ρ‹Ρ… сущСств со ΡΡ€Π΅Π΄ΠΎΠΉ обитания, ΠΈΡ… Π½Π΅ΠΏΠΎΠ²Ρ‚ΠΎΡ€ΠΈΠΌΠΎΡΡ‚ΡŒ. Π’Ρ‚ΠΎΡ€ΠΎΠΉ раскрываСт ΠΏΠ΅Ρ€Π΅Π΄ Π΄Π΅Ρ‚ΡŒΠΌΠΈ ΠΌΠ΅Ρ…Π°Π½ΠΈΠ·ΠΌΡ‹ ΠΏΡ€ΠΈΡΠΏΠΎΡΠΎΠ±ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ взаимосвязи ΠΆΠΈΠ²Ρ‹Ρ… ΠΎΡ€Π³Π°Π½ΠΈΠ·ΠΌΠΎΠ² со ΡΡ€Π΅Π΄ΠΎΠΉ обитания; Π΄Π΅Ρ‚ΠΈ ΠΏΠΎΠ΄Ρ€ΠΎΠ±Π½ΠΎ знакомятся со ΡΠ²ΠΎΠΉΡΡ‚Π²Π°ΠΌΠΈ Ρ€Π°Π·Π»ΠΈΡ‡Π½Ρ‹Ρ… срСд, Ρƒ Π½ΠΈΡ… формируСтся прСдставлСниС ΠΎ Π³Ρ€ΡƒΠΏΠΏΠ°Ρ… ΠΆΠΈΠ²ΠΎΡ‚Π½Ρ‹Ρ…, ΠΏΡ€ΠΎΠΆΠΈΠ²Π°ΡŽΡ‰ΠΈΡ… Π² ΠΎΠ΄Π½ΠΎΡ€ΠΎΠ΄Π½ΠΎΠΉ срСдС. Π’Ρ€Π΅Ρ‚ΠΈΠΉ Π±Π»ΠΎΠΊ знания ΠΎ Ρ€ΠΎΡΡ‚Π΅, Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΠΈ ΠΈ Ρ€Π°Π·ΠΌΠ½ΠΎΠΆΠ΅Π½ΠΈΠΈ Π·Π½Π°ΠΊΠΎΠΌΡ‹Ρ… дСтям растСний ΠΈ ΠΆΠΈΠ²ΠΎΡ‚Π½Ρ‹Ρ…; Π΄Π΅Ρ‚ΠΈ ΠΏΠΎΠ»ΡƒΡ‡Π°ΡŽΡ‚ прСдставлСния ΠΎ ΠΏΠΎΡΠ»Π΅Π΄ΠΎΠ²Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ… измСнСниях ΠΎΡ€Π³Π°Π½ΠΈΠ·ΠΌΠΎΠ², цикличности процСсса. Π§Π΅Ρ‚Π²Π΅Ρ€Ρ‚Ρ‹ΠΉ Π±Π»ΠΎΠΊ — знания экосистСмного Ρ…Π°Ρ€Π°ΠΊΡ‚Π΅Ρ€Π°; Π΄Π΅Ρ‚ΠΈ знакомятся с Ρ€Π°ΡΡ‚Сниями ΠΈ ΠΆΠΈΠ²ΠΎΡ‚Π½Ρ‹ΠΌΠΈ, ΠΏΡ€ΠΎΠΆΠΈΠ²Π°ΡŽΡ‰ΠΈΠΌΠΈ Π² ΠΎΠ΄Π½ΠΎΠΌ сообщСствС ΠΈ Π²Π·Π°ΠΈΠΌΠΎΠ·Π°Π²ΠΈΡΠΈΠΌΠΎΡΡ‚ΡŒΡŽ. Π”Π΅Ρ‚ΠΈ ΡƒΠ·Π½Π°ΡŽΡ‚ Ρ‚Π°ΠΊΠΆΠ΅, Ρ‡Ρ‚ΠΎ Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊ ΠΌΠΎΠΆΠ΅Ρ‚ ΠΏΠΎ-Ρ€Π°Π·Π½ΠΎΠΌΡƒ Π²ΠΎΠ·Π΄Π΅ΠΉΡΡ‚Π²ΠΎΠ²Π°Ρ‚ΡŒ Π½Π° ΡΠΎΠΎΠ±Ρ‰Π΅ΡΡ‚Π²Π° ΠΆΠΈΠ²Ρ‹Ρ… ΠΎΡ€Π³Π°Π½ΠΈΠ·ΠΌΠΎΠ² — ΠΌΠΎΠΆΠ΅Ρ‚ ΠΈΡ… Ρ€Π°Π·Ρ€ΡƒΡˆΠ°Ρ‚ΡŒ, Π° ΠΌΠΎΠΆΠ΅Ρ‚ ΠΏΠΎΠ΄Π΄Π΅Ρ€ΠΆΠΈΠ²Π°Ρ‚ΡŒ [57].

Рассмотрим Π½Π΅ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹Π΅ ΠΏΡ€ΠΎΠ³Ρ€Π°ΠΌΠΌΡ‹.

КомплСксная ΠΏΡ€ΠΎΠ³Ρ€Π°ΠΌΠΌΠ° «Π”Стство», Π²Π½Π΅ всякого сомнСния, являСтся ΡΠ΅Ρ€ΡŒΠ΅Π·Π½Ρ‹ΠΌ ΠΏΡ€ΠΎΠ²ΠΎΠ΄Π½ΠΈΠΊΠΎΠΌ Π² ΠΆΠΈΠ·Π½ΡŒ экологичСского воспитания дошкольников — Π² Π½Π΅ΠΉ прСдставлСны биоцСнтричСская позиция Π°Π²Ρ‚ΠΎΡ€ΠΎΠ², экологичСская ΡΠΎΠ΄Π΅Ρ€ΠΆΠ°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒ ΠΈ ΡΠΈΡΡ‚Π΅ΠΌΠ½Ρ‹ΠΉ ΠΏΠΎΠ΄Ρ…ΠΎΠ΄ ΠΊ Π²ΠΎΠΏΡ€ΠΎΡΡƒ. Π”ΠΎΡˆΠΊΠΎΠ»ΡŒΠ½ΠΈΠΊΠΈ ΠΏΡ€ΠΈ Ρ€Π΅Π°Π»ΠΈΠ·Π°Ρ†ΠΈΠΈ этой ΠΏΡ€ΠΎΠ³Ρ€Π°ΠΌΠΌΡ‹ ΠΎΠ±Ρ€Π΅Ρ‚Π°ΡŽΡ‚ Π½Π°Ρ‡Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ΅, Π½ΠΎ ΠΎΡ‡Π΅Π½ΡŒ ΠΎΠ±ΡΡ‚ΠΎΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ΅ Π²ΠΈΠ΄Π΅Π½ΠΈΠ΅ ΠΈ ΠΏΠΎΠ½ΠΈΠΌΠ°Π½ΠΈΠ΅ ΠΈΠΊΠΎΠ½ΠΎΠΌΠ΅Ρ€Π½Ρ‹Ρ… экологичСских явлСний, взаимосвязСй Π² ΠΏΡ€ΠΈΡ€ΠΎΠ΄Π΅, Π² Π½ΠΈΡ… Π²Ρ‹Ρ€Π°Π±Π°Ρ‚Ρ‹Π²Π°ΡŽΡ‚ΡΡ Ρ€Π°Π·Π»ΠΈΡ‡Π½Ρ‹Π΅ практичСскиС ΠΈ ΡƒΠΌΡΡ‚Π²Π΅Π½Π½Ρ‹Π΅ Π½Π°Π²Ρ‹ΠΊΠΈ взаимодСйствия с ΠΆΠΈΠ²Ρ‹ΠΌΠΈ ΠΎΠ±ΡŠΠ΅ΠΊΡ‚Π°ΠΌΠΈ, развиваСтся ΠΎΡ‚Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½ΠΈΠ΅ ΠΊ ΠΏΡ€ΠΈΡ€ΠΎΠ΄Π΅ — ΠΏΠΎΠ·Π½Π°Π²Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ΅, эстСтичСскоС, Π±Π΅Ρ€Π΅ΠΆΠ½ΠΎΠ΅ ΠΈ Π³ΡƒΠΌΠ°Π½Π½ΠΎΠ΅. К ΠΏΠΎΡΡ‚ΡƒΠΏΠ»Π΅Π½ΠΈΡŽ Π² ΡˆΠΊΠΎΠ»Ρƒ ΠΎΠ½ΠΈ ΠΈΠΌΠ΅ΡŽΡ‚ ΠΎΠ±ΠΎΠ±Ρ‰Π΅Π½Π½ΠΎΠ΅ прСдставлСниС ΠΎ Ρ‚ΠΎΠΌ, Ρ‡Ρ‚ΠΎ Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊ ΠΌΠΎΠΆΠ΅Ρ‚ ΠΆΠΈΡ‚ΡŒ Ρ‚ΠΎΠ»ΡŒΠΊΠΎ Π² ΠΏΡ€ΠΈΡ€ΠΎΠ΄Π½ΠΎΠΉ срСдС, поэтому Π΅Π΅ Π½Π°Π΄ΠΎ Π±Π΅Ρ€Π΅Ρ‡ΡŒ.

«Π˜ΡΡ‚ΠΎΠΊΠΈ» — это Π΅Ρ‰Π΅ ΠΎΠ΄Π½Π° комплСксная ΠΏΡ€ΠΎΠ³Ρ€Π°ΠΌΠΌΠ°, созданная психолого-пСдагогичСским ΠΊΠΎΠ»Π»Π΅ΠΊΡ‚ΠΈΠ²ΠΎΠΌ исслСдоватСлСй Π¦Π΅Π½Ρ‚Ρ€Π° «Π”ΠΎΡˆΠΊΠΎΠ»ΡŒΠ½ΠΎΠ΅ дСтство» ΠΈΠΌ. Π. Π’. Π—Π°ΠΏΠΎΡ€ΠΎΠΆΡ†Π°. Авторы Ρ€Π°ΡΡΠΌΠ°Ρ‚Ρ€ΠΈΠ²Π°ΡŽΡ‚ Π΅Π΅ ΠΊΠ°ΠΊ Π±Π°Π·ΠΈΡΠ½ΡƒΡŽ ΠΏΡ€ΠΎΠ³Ρ€Π°ΠΌΠΌΡƒ, Π½Π°Ρ†Π΅Π»Π΅Π½Π½ΡƒΡŽ Π½Π° Ρ€Π°Π·Π½ΠΎΡΡ‚ΠΎΡ€ΠΎΠ½Π½Π΅Π΅, ΠΏΠΎΠ»Π½ΠΎΡ†Π΅Π½Π½ΠΎΠ΅ Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΠ΅ Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΠ°, Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠ΅ Ρƒ Π½Π΅Π³ΠΎ ΡƒΠ½ΠΈΠ²Π΅Ρ€ΡΠ°Π»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ… (Π² Ρ‚ΠΎΠΌ числС творчСских) способностСй Π² ΡΠΎΠΎΡ‚вСтствии с ΡƒΡ€ΠΎΠ²Π½Π΅ΠΌ возрастных возмоТностСй, ΠΈ Ρ‚рСбованиями соврСмСнного общСства. Π’ ΠΎΡΠ½ΠΎΠ²Ρƒ ΠΏΡ€ΠΎΠ³Ρ€Π°ΠΌΠΌΡ‹ ΠΏΠΎΠ»ΠΎΠΆΠ΅Π½Π° концСпция психологичСского возраста ΠΊΠ°ΠΊ этапа Π² Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΠΈ чСловСчСской личности, Ρ…Π°Ρ€Π°ΠΊΡ‚Π΅Ρ€ΠΈΠ·ΡƒΡŽΡ‰Π΅Π³ΠΎΡΡ особыми ΠΎΡ‚Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½ΠΈΡΠΌΠΈ Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΠ° со Π²Π·Ρ€ΠΎΡΠ»Ρ‹ΠΌ; ΠΎΠΏΡ€Π΅Π΄Π΅Π»Π΅Π½Π½ΠΎΠΉ ΠΈΠ΅Ρ€Π°Ρ€Ρ…ΠΈΠ΅ΠΉ Π²ΠΈΠ΄ΠΎΠ² Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ; психологичСскими достиТСниями Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΠ°, ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹Π΅ ΡΠ²Π»ΡΡŽΡ‚ΡΡ ΡΠ²ΠΈΠ΄Π΅Ρ‚Π΅Π»ΡŒΡΡ‚Π²ΠΎΠΌ развития Π΅Π³ΠΎ психики, сознания ΠΈ Π»ΠΈΡ‡Π½ΠΎΡΡ‚ΠΈ. Авторы Π²Ρ‹Π΄Π΅Π»ΡΡŽΡ‚ Π΄Π²Π° психологичСских возраста Π² Π΄ΠΎΡˆΠΊΠΎΠ»ΡŒΠ½ΠΎΠΌ ΠΏΠ΅Ρ€ΠΈΠΎΠ΄Π΅: 3 — 5 Π»Π΅Ρ‚ — младший ΠΈ 5 -7 Π»Π΅Ρ‚ — ΡΡ‚Π°Ρ€ΡˆΠΈΠΉ. Π’ ΠΊΠ°ΠΆΠ΄ΠΎΠΌ ΠΈΠ· Π²ΠΎΠ·Ρ€Π°ΡΡ‚ΠΎΠ² имССтся главная гСнСтичСская Π·Π°Π΄Π°Ρ‡Π° развития, которая ΠΈ ΠΏΡ€Π΅Π΄ΠΎΠΏΡ€Π΅Π΄Π΅Π»ΡΠ΅Ρ‚ Ρ‚ΠΈΠΏ Π²Π΅Π΄ΡƒΡ‰Π΅ΠΉ Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ. ИмСнно Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒ являСтся Ρ„Π°ΠΊΡ‚ΠΎΡ€ΠΎΠΌ, Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΠ²Π°ΡŽΡ‰ΠΈΠΌ психику, поэтому основная Π·Π°Π΄Π°Ρ‡Π° воспитания сводится ΠΊ ΠΎΡ€Π³Π°Π½ΠΈΠ·Π°Ρ†ΠΈΠΈ Ρ€Π°Π·Π½Ρ‹Ρ… Π²ΠΈΠ΄ΠΎΠ² Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ ΠΈ Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ия общСния Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΠ° со Π²Π·Ρ€ΠΎΡΠ»Ρ‹ΠΌ ΠΈ ΡΠ²Π΅Ρ€ΡΡ‚Π½ΠΈΠΊΠ°ΠΌΠΈ Π² ΠΊΠ°ΠΆΠ΄ΠΎΠΌ возрастС, Ρ‡Ρ‚ΠΎ ΠΈ ΠΎΠΏΡ€Π΅Π΄Π΅Π»ΡΠ΅Ρ‚ усвоСниС общСчСловСчСских цСнностСй [50].

ΠŸΠΎΠ΄Ρ€Π°Π·Π΄Π΅Π» «ΠŸΡ€ΠΈΡ€ΠΎΠ΄Π° ΠΈ Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΎΠΊ» Π²Ρ…ΠΎΠ΄ΠΈΡ‚ Π² Ρ€Π°Π·Π΄Π΅Π» «ΠŸΠΎΠ·Π½Π°Π½ΠΈΠ΅ ΠΎΠΊΡ€ΡƒΠΆΠ°ΡŽΡ‰Π΅Π³ΠΎ ΠΌΠΈΡ€Π°» ΠΈ Π²ΠΊΠ»ΡŽΡ‡Π°Π΅Ρ‚ Π² ΡΠ΅Π±Ρ (ΠΊΠ°ΠΊ ΠΈ Π²ΡΠ΅ Π΄Ρ€ΡƒΠ³ΠΈΠ΅ ΠΏΠΎΠ΄Ρ€Π°Π·Π΄Π΅Π»Ρ‹) характСристику возрастных возмоТностСй, Π·Π°Π΄Π°Ρ‡ΠΈ ΠΈ ΠΏΠΎΠΊΠ°Π·Π°Ρ‚Π΅Π»ΠΈ развития, содСрТаниС ΠΈ ΡƒΡΠ»ΠΎΠ²ΠΈΡ пСдагогичСской Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Ρ‹.

Π‘Ρ‚Π°Π½ΠΎΠ²Π»Π΅Π½ΠΈΠ΅ Π½ΠΎΠ²ΠΎΠ³ΠΎ направлСния дошкольной ΠΏΠ΅Π΄Π°Π³ΠΎΠ³ΠΈΠΊΠΈ — экологичСского воспитания Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ — ΠΌΠΎΠΆΠ΅Ρ‚ Π±Ρ‹Ρ‚ΡŒ ΡƒΡΠΏΠ΅ΡˆΠ½ΠΎ осущСствлСно Π² ΡƒΡΠ»ΠΎΠ²ΠΈΡΡ… ΠΎΠΏΡ€Π΅Π΄Π΅Π»Π΅Π½Π½ΠΎΠΉ ΠΎΡ€Π³Π°Π½ΠΈΠ·Π°Ρ†ΠΈΠΈ эколого-пСдагогичСской Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Ρ‹ Π² Π΄ΠΎΡˆΠΊΠΎΠ»ΡŒΠ½ΠΎΠΌ ΡƒΡ‡Ρ€Π΅ΠΆΠ΄Π΅Π½ΠΈΠΈ. БущСствСнной стороной этой ΠΎΡ€Π³Π°Π½ΠΈΠ·Π°Ρ†ΠΈΠΈ являСтся обСспСчСниС Π΄Π²ΡƒΡ…ΡƒΡ€ΠΎΠ²Π½Π΅Π²ΠΎΠ³ΠΎ тСхнологичСского процСсса: ΠΎΡ€Π³Π°Π½ΠΈΠ·Π°Ρ†ΠΈΠΎΠ½Π½ΠΎ-мСтодичСского Π² Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Π΅ с ΠΏΠ΅Π΄Π°Π³ΠΎΠ³ΠΈΡ‡Π΅ΡΠΊΠΈΠΌ ΠΊΠΎΠ»Π»Π΅ΠΊΡ‚ΠΈΠ²ΠΎΠΌ учрСТдСния (ΡƒΡ€ΠΎΠ²Π΅Π½ΡŒ управлСния) ΠΈ Π²ΠΎΡΠΏΠΈΡ‚Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎ-ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΎΠ²Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ Π² Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Π΅ с Π΄Π΅Ρ‚ΡŒΠΌΠΈ Ρ€Π°Π·Π½Ρ‹Ρ… возрастных Π³Ρ€ΡƒΠΏΠΏ. Π˜Π΅Ρ€Π°Ρ€Ρ…ΠΈΡ‡Π΅ΡΠΊΠ°Ρ взаимосвязь этих тСхнологичСских процСссов, ΠΈΡ… ΡΠΎΠ΄Π΅Ρ€ΠΆΠ°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Π°Ρ рСализация Π½Π° ΠΏΡ€ΠΎΡ‚яТСнии всСго ΡƒΡ‡Π΅Π±Π½ΠΎΠ³ΠΎ Π³ΠΎΠ΄Π° Π²Π΅Π΄ΡƒΡ‚ ΠΊ ΠΏΠΎΠ»ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΡŽ Π·Π°ΠΏΠ»Π°Π½ΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½Π½ΠΎΠ³ΠΎ пСдагогичСского Ρ€Π΅Π·ΡƒΠ»ΡŒΡ‚Π°Ρ‚Π° — ΠΏΠΎΠ²Ρ‹ΡˆΠ΅Π½ΠΈΡŽ уровня экологичСской ΠΊΡƒΠ»ΡŒΡ‚ΡƒΡ€Ρ‹ воспитатСлСй ΠΈ ΡΡ‚Π°Π½ΠΎΠ²Π»Π΅Π½ΠΈΡŽ Π½Π°Ρ‡Π°Π» экологичСской ΠΊΡƒΠ»ΡŒΡ‚ΡƒΡ€Ρ‹ Ρƒ Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ-дошкольников (ΠΏΠΎΠ²Ρ‹ΡˆΠ΅Π½ΠΈΡŽ уровня ΠΈΡ… ΡΠΊΠΎΠ»ΠΎΠ³ΠΈΡ‡Π΅ΡΠΊΠΎΠΉ воспитанности) [50].

Π’Π°ΠΊΠΈΠΌ ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΎΠΌ, рассмотрСв Π½Π΅ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹Π΅ ΠΏΡ€ΠΎΠ³Ρ€Π°ΠΌΠΌΡ‹ ΠΏΠΎ ΡΠΊΠΎΠ»ΠΎΠ³ΠΈΡ‡Π΅ΡΠΊΠΎΠΌΡƒ ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΡŽ дошкольников, стоит ΠΎΡ‚ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΈΡ‚ΡŒ Π°ΠΊΡ‚ΠΈΠ²Π½ΡƒΡŽ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Ρƒ спСциалистов ΠΏΠΎ Ρ€Π°Π·Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚ΠΊΠ΅ Π½ΠΎΠ²Ρ‹Ρ… ΠΏΡ€ΠΎΠ³Ρ€Π°ΠΌΠΌ развития Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ экологичСской направлСнности.

ΠŸΠΎΠΊΠ°Π·Π°Ρ‚ΡŒ вСсь тСкст
Π—Π°ΠΏΠΎΠ»Π½ΠΈΡ‚ΡŒ Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΡƒ Ρ‚Π΅ΠΊΡƒΡ‰Π΅ΠΉ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚ΠΎΠΉ