Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Методика изучения прозы А.П. Чехова с использованием кинематографических трактовок в условиях базового и профильного обучения в 10 классе средней школы

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Результаты обучающего эксперимента подтвердили верность базисных положений и методическую целесообразность системы изучения прозы А. П. Чехова с привлечением киноинсценировок. Опытно-экспериментальное обучение доказало, что тесное взаимодействие литературы и кино в учебно-воспитательном процессе обогащает анализ художественного произведения ярким, запоминающимся материалом, позволяет… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОЗЫ А.П. ЧЕХОВА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КИНЕМАТОГРАФИЧЕСКИХ ТРАКТОВОК
    • 1. 1. Литературоведение о поэтике прозы А.П. Чехова
    • 1. 2. Традиции изучения прозы А. П. Чехова в современной средней школе
    • 1. 3. Сопоставительный анализ текста рассказа А. П. Чехова и соответствующего фильма-экранизации как один из приемов изучения поэтики чеховской прозы
    • 1. 4. Возрастные особенности учащихся старших классов и специфика восприятия ими прозы А. П. Чехова и фильма-экранизации
  • ГЛАВА II. ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ПОЭТИКИ ПРОЗЫ А.П.ЧЕХОВА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КИНЕМАТОГРАФИЧЕСКИХ ТРАКТОВОК НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ В 10-Х КЛАССАХ ПРОФИЛЬНОЙ ШКОЛЫ
    • 2. 1. Уровни постижения поэтики чеховской прозы с использованием кинематографических трактовок в условиях базового и профильного обучения в 10-м классе

    2.2. Художественный мир ранней юмористики А. П. Чехова и постижение его характерных закономерностей с помощью кинематографических трактовок на уроках литературы в 10-м классе гуманитарного и негуманитарного профиля.

    2.3. Использование кинофрагментов из фильма-экранизации И. Хейфица «В городе С.» в процессе анализа рассказа А. П. Чехова «Ионыч» в 10-х классах профильной школы.

    2.4. Изучение рассказа А. П. Чехова «Анна на шее» в условиях взаимодействия литературы и кино в 10-м классе негуманитарного профиля.

    2.5. Использование фильма-экранизации в процессе изучения рассказа А. П. Чехова «Дама с собачкой» на уроках литературы в 10-м классе гуманитарного профиля.

Методика изучения прозы А.П. Чехова с использованием кинематографических трактовок в условиях базового и профильного обучения в 10 классе средней школы (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Одним из актуальных вопросов отечественной методики преподавания литературы на сегодняшний день является вопрос об изучении поэтики художественного текста. В настоящее время обращение к такому виду деятельности учащихся на уроке литературы, как ознакомление с характерными особенностями поэтики того или иного писателя, рассматривается в качестве возможного варианта обновления и повышения качества литературного образования в современной школе. В связи с этим особую значимость приобретают исследования, в которых осуществлен поиск приемов и форм организации учебных занятий, способствующих воспитанию вдумчивого читателя, чувствующего своеобразие поэтики художественного текста.

По нашему мнению, изучение в старших классах прозаических произведений А. П. Чехова с использованием кинематографических трактовок может стать одним из эффективных способов активизации восприятия и обогащения представлений учащихся о художественном мире писателя и своеобразии поэтики его рассказов. Это объясняется тем, что кинематографическое «прочтение» произведения литературной классики представляет собой не только попытку режиссера постичь объективный смысл, заложенный в литературной первооснове, но также является зрительно-динамическим истолкованием поэтики словесного текста, осуществлённым с помощью специфических изобразительно-выразительных средств киноязыка. Поэтому сопоставление эпического произведения и соответствующего фильма-экранизации дает возможность учащимся увидеть поэтику изучаемого рассказа «отраженной» в другом виде искусства, что способствует созданию условий для превращения анализа литературного первоисточника в творческий процесс. Вот почему авторы учебно-методических руководств [53- 107] рекомендуют словеснику на заключительном этапе изучения в старших классах монографической темы «Творчество А. П. Чехова» обращаться к сопоставительному анализу текста чеховского рассказа и соответствующей киноинсценировки как одной из форм активизации познавательной деятельности учащихся, способствующей формированию у школьников навыков самостоятельной исследовательской работы. Однако, как показывает анализ научно-методической литературы, конкретных методических рекомендаций, посвященных изучению прозы А. П. Чехова с использованием кинематографических трактовок, совсем немного [105- 145]. Авторы указанных работ прибегают к сопоставительному анализу текста чеховского рассказа и его экранизации исключительно в целях обобщения и систематизации представлений учащихся о проблематике и идейном содержании литературной первоосновы, вопросы поэтики чеховского текста в ходе подобного сопоставления ими не рассматриваются. Таким образом, нами отмечается противоречие между программно-методическими требованиями к обобщению и систематизации представлений учащихся об идейно-художественном своеобразии прозы А. П. Чехова в ходе сопоставительного анализа чеховского рассказа и его экранизации, с одной стороны, и недостаточной разработанностью данной проблемы, с другой стороны. Все вышеуказанное определяет актуальность теоретического обоснования целей, методов и приемов изучения прозы А. П. Чехова с использованием кинематографических трактовок, выявления возможностей, которые оно открывает для постижения поэтики чеховских рассказов, создания конкретных методических рекомендаций.

Воспользовавшись словами известного кинорежиссера М. И. Ромма, об А. П. Чехове можно было бы по праву сказать, что это один из тех великих писателей XIX века, которые «задолго до появления кино писали как превосходные кинематографисты», обладали «кинематографическим видением» [131, с. 274]. Такие особенности поэтики прозы А. П. Чехова, как сценарность повествования, контрастная смена изображений различной крупности, сюжетный параллелизм, «съемка с движения», свидетельствуют о кинематографичности мышления этого писателя, что объясняет, почему именно чеховские рассказы были выбраны нами для их изучения с использованием кинематографических трактовок на уроках литературы в 10-х классах гуманитарного и негуманитарного профиля. Суть нашей концепции заключается в следующем. На наш взгляд, сопоставительный анализ рассказа А. П. Чехова и его экранизации способствует тому, что учащиеся начинают не только глубже проникать в идейно-художественную структуру литературного первоисточника, но также самостоятельно находить в тексте литературной первоосновы кинематографические отрывки, как будто специально предназначенные для перенесения на экран. В результате этого происходит взаимообогащение читательской и зрительской культуры школьников: опыт кинозрителя начинает оказывать положительное влияние на динамику литературного развития десятиклассников, способствует формированию у них развитого воссоздающего воображения, навыков вдумчивого, внимательного чтения, появлению устойчивого познавательного интереса к творчеству А. П. Чехова в целом и к урокам литературы в частности.

Использование кинематографических трактовок в процессе работы над художественным текстом является не только ключом к постижению его поэтики, но и стимулом к личностному прочтению литературного первоисточника, способствует созданию каждым из учащихся своей собственной интерпретации прочитанного. Поэтому так важно теоретическое и практическое решение вопроса об изучении прозы А. П. Чехова в условиях взаимодействия литературы и кино в 10-х классах профильной школы.

При формировании концепции исследования мы опирались на труды отечественных и зарубежных литературоведов Г. П. Бердникова, Н.Я. Берков-ского, Г. А. Бялого, П. Вайля, А. Гениса, В. В. Голубкова, М. П. Громова, А. Б. Есина, В. Б. Катаева, М. В. Кузнецовой, В. Я. Лакшина, В. Я. Линкова, З.С. Па-перного, Э. А. Полоцкой, Г. Н. Поспелова, В. М. Родионовой, М. Л. Семановой, И. Н. Сухих, В. И. Тюпы, А. П. Чудакова, Л. М. Цилевича, занимавшихся изучением прозы А. П. Чехова, выявлением ее идейно-художественных особенностей. Нами также учитывались методические работы В. В. Голубкова, М. А. Рыбниковой, A.B. Дановского, H.A. Демидовой, В. Г. Маранцмана, И.Ю. Бур-диной, Т. С. Веселовой, H.H. Ершова, М. Г. Качурина, A.A. Маныкиной, A.A.

Озеровой, M. J1. Семановой, Н. Ю. Тяпугиной, В. А. Шелепина, посвященные анализу рассказов А. П. Чехова, включенных в школьную программу по литературе для старших классов. В своем исследовании мы использовали научные наблюдения и выводы Г. Л. Ачкасовой, J1.M. Баженовой, Т.В. Казачко-вой, Т. К. Молчановой, С. М. Одинцовой, Ф. М. Пашнина, Л. П. Прессмана, В. М. Рудалева, Ю. Н. Усова, A.B. Федорова, JI.C. Якушиной — авторов современных пособий и научно-методических материалов, в которых рассматриваются проблемы взаимодействия литературы и кино в учебно-воспитательном процессе. Важную роль в формировании концепции исследования сыграли труды О. Ю. Богдановой, H.A. Демидовой, С. А. Зинина, А. К. Киселева, Т. Ф. Курдюмовой, В. Г. Маранцмана, H.A. Соболева и др., посвященные опыту сопоставительного изучения художественных произведений на уроках литературы в средней школе.

Цель исследования — разработать, научно обосновать и экспериментально проверить эффективность методики изучения поэтики прозы А. П. Чехова с использованием кинематографических трактовок.

Объект исследования — процесс восприятия и изучения прозаических произведений А. П. Чехова на уроках литературы в 10-х классах профильной школы.

Предмет исследования — взаимодействие литературы и кино в процессе изучения прозы А. П. Чехова в 10-м классе гуманитарного и негуманитарного профиля.

В ходе исследования нами была выдвинута следующая гипотеза: анализ рассказов А. П. Чехова в 10-х классах профильной школы будет эффективным и будет способствовать проникновению в идейно-художественную структуру чеховского произведения, осмыслению авторской концепции, выявлению отличительных особенностей поэтики писателя, если:

— рассматривать рассказы А. П. Чехова, которые рекомендуются программой для текстуального изучения, не изолированно, а в контексте всей литературной деятельности писателя или определенного этапа его творческого путиучитывать возрастные особенности учащихся 10-х классов и специфику восприятия ими чеховской прозыосуществлять работу по выявлению идейно-художественного своеобразия рассказов А. П. Чехова на основе поисковой исследовательской деятельности учащихся, в частности в ходе сопоставительного анализа текста чеховского рассказа и его экранизациииспользовать приемы сопоставительного анализа чеховского текста и его киноверсии, направленные на совершенствование интепрпре-тационных умений и навыков школьников.

Поставленная цель и гипотеза обусловили следующие задачи исследо.

1:

1. Провести анализ знаний учащихся об идейно-художественном своеобразии прозы А. П. Чехова.

2. На основе данных современного литературоведения и методической науки, анализа накопленного педагогического опыта уточнить содержание и объем теоретико-литературных понятий, связанных с изучением прозы А. П. Чехова в 10-х классах гуманитарного и негуманитарного профиля.

3. Выявить особенности психологической организации читателя-юноши, выяснить специфику восприятия учащимися этого возраста прозы А. П. Чехова и фильма-экранизации.

4. Разработать методику изучения прозы А. П. Чехова с использованием кинематографических трактовок, которая ориентировала бы учащихся в поэтике чеховских рассказов.

5. Конкретизировать содержание работы по изучению идейно-художественного своеобразия прозы А. П. Чехова в 10-х классах гуманитарного и негуманитарного профиля.

6. Проверить в экспериментальном исследовании эффективность предлагаемых методических рекомендаций.

Методологической основой исследования явились труды по психологии, дидактике, киноискусству, литературоведению, методике преподавания литературы, теории аудиовизуальной природы кинообраза и интерпретационных сопоставлений.

Поставленные задачи решались при помощи следующих методов исследования:

1. методы теоретического исследования — изучение и анализ литературоведческой, психологической, педагогической, киноведческой и методической литературы, школьных программ, учебных и методических пособий;

2. методы эмпирического исследования — наблюдение учебного процесса, беседа с учителями, проведение констатирующего и обучающего эксперимента, анализ письменных работ учащихся и результатов их устной деятельности, обобщение педагогического опыта.

Диссертационное исследование носило теоретико-экспериментальный характер и проводилось в несколько этапов:

На первом этапе (2001;2002 гг.) осуществлялось теоретическое исследование проблемы, изучались литературоведческие, киноведческие, психологические, методические труды по проблеме диссертациипроводился констатирующий эксперимент и анализировались его результаты.

На втором этапе (2002;2003 гг.) происходила работа по подготовке программы обучающего эксперимента, проводился сам обучающий эксперимент, который осуществлялся в московских школах № 1185, 1203, 1247, 1259, 1277.

На третьем этапе (2004 г.) были проанализированы результаты контрольного эксперимента, подведены итоги работы, сформулированы выводы, определены возможные перспективы исследования.

Научная новизна и теоретическое значение исследования заключаются в следующем:

1) с опорой на литературоведческую, психологическую, киноведческую, методическую концепции теоретически обоснована и экспериментально проверена одна из возможных методик изучения прозы А. П. Чехова в условиях разноуровневого подхода к обучению в 10-х классах профильной школы, базирующаяся на взаимодействии литературы и кино в процессе анализа чеховского рассказа как важном условии постижения его поэтики;

2) установлено влияние особенностей поэтики чеховской прозы на восприятие ее читателями-десятиклассниками, определены характер и последовательность разбора текста рассказов А. П. Чехова в 10-х классах гуманитарного и негуманитарного профиля;

3) осуществлена работа по выявлению кинематографического потенциал, заложенного в прозе А. П. Чехова, обозначены пути его представления на уроках литературы, посвященных изучению монографической темы «Творчество А. П. Чехова» в 10-х классах профильной школы;

4) выявлены приемы сопоставительного анализа художественного текста и его кинематографической версии: предложенные приемы касаются текстуального рассмотрения рассказов А. П. Чехова в условиях взаимодействия литературы и кино, но могут быть использованы и при изучении произведений других писателей, кинематографический эквивалент которых имеется в распоряжении учителя.

Практическая значимость исследования состоит в том, что в нем представлена методика изучения в старших классах прозы А. П. Чехова с использованием кинематографических трактовок, ориентированная на проникновение в идейно-художественную структуру изучаемого произведения, осмысление авторской концепциипредложенные методические рекомендации по анализу ранних юмористических произведений А. П. Чехова, а также рассказов «Ионыч», «Анна на шее», «Дама с собачкой» могут быть использованы в учебном процессе средней школы, на курсах повышения квалификации учителей-словесников, в работе на занятиях по дисциплинам методического цикла со студентами-филологами педагогических вузов.

Достоверность выводов подтверждается данными констатирующего и обучающего экспериментов, результаты которых оценивались на основе данных анкет, анализа письменных и устных ответов учащихся, их творческих работ. Всего в экспериментальной работе приняло участие около 400 учеников 10−11-х классов школ г. Москвы.

Апробация материалов исследования осуществлялась на заседании кафедры методики преподавания литературы МПГУ, аспирантских объединениях, в ходе выступления на Голубковских чтениях (Москва, 2003, 2004 гг.). Методические рекомендации внедрены в практику преподавания литературы в средних школах №№ 1185, 1203, 1247, 1259, 1277 г. Москвы и получили положительную оценку.

На защиту выносятся следующие положения:

1) «Кинематографичность» стиля прозы А. П. Чехова диктует необходимость использования в процессе изучения рассказов данного писателя тех форм их методической интерпретации, которые были бы адекватны художественной структуре его произведений, то есть обращение к кинематографическим трактовкам.

2) Изучение прозы А. П. Чехова с помощью кинематографических трактовок способствует проникновению в идейно-художественную структуру изучаемого произведения, выявлению отличительных особенностей чеховской поэтики, что позволяет максимально повысить эффективность учебного процесса.

3) Использование кинематографических трактовок в процессе анализа произведений художественной литературы активизирует познавательную деятельность школьников, заставляет их соотносить «свое» и «чужое» прочтение авторского текста литературного первоисточника, приводит к созданию собственной интерпретации прочитанного, что обеспечивает динамику литературного развития старшеклассников, способствует совершенствованию их интерпретационных умений и навыков.

Структура и основное содержание работы:

Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии.

Выводы по Н-й главе:

1. Обучающий эксперимент показал, что при проведении на уроке литературы сопоставительного анализа текста рассказа А. П. Чехова и его киноинсценировки происходит обогащение как читательского, так и зрительского восприятия учащихся, а итогом общих усилий является то, что школьники начинают обращать внимание на выразительные детали в произведении и кинематографа, и литературы, а также замечать особенности композиции как фильма, так и литературной первоосновы.

2. Сопоставление текста чеховского рассказа и его экранизации, представленной на уроке литературы в виде нескольких кинофрагментов, способствует углубленному постижению учащимися идейного замысла литературного первоисточника и лучшему пониманию своеобразия его поэтики, помогает школьникам эмоционально пережить текст, увидеть общность и различие в эстетическом освоении мира столь разными видами искусства, какими являются литература и кино.

3. Беседы с классом, происходящие после просмотра каждого из кинофрагментов, позволяют углубить представление школьников о героях литературного произведения, о стиле и мастерстве писателя, дополнить эти представления критическим осмыслением режиссерской и актерской трактовки, дают элементарные понятия о языке киноискусства, помогают понять прочитанное, конкретизировать литературные понятия и образы, тем самым способствуют повышению качества обучения. В ходе таких бесед формируется не только вдумчивый читатель, но и квалифицированный, думающий зритель.

4. Глубина анализа, четкость структуры теоретического материала урока, разнообразие используемых методов и приемов, стимулирование исследовательской деятельности школьников с помощью проблемных вопросов, использование межпредметных связей играют позитивную роль в обучении и характеризуют выработку ярких, четких представлений учащихся об идейно-художественном своеобразии прозы А. П. Чехова, что является необходимой предпосылкой в понимании рассматриваемого материала, способствует расширению теоретико-литературоведческой базы старшеклассников, развитию у них познавательного интереса к творчеству А. П. Чехова. Особое значение в достижении намеченной цели имеет поэтапная организация системы работы с обязательным обобщением и закреплением пройденного, развитие терминологической базы, умения подтверждать свои рассуждения о стиле А. П. Чехова конкретными примерами из его рассказов, репродуктивное и творческое воспроизведение материала. Все это способствует повышению уровня литературного развития учащихся.

5. Результаты контрольного эксперимента показывают, что у большинства учащихся 10-х классов гуманитарного и негуманитарного профиля вследствие целенаправленной, поэтапной системы работы по изучению прозы А. П. Чехова с использованием кинематографических трактовок были сформированы представления об идейно-художественном своеобразии прозаических произведений писателя, повысился уровень теоретико-литературных знаний, возрос интерес к литературе в целом, о чем свидетельствует успешное выполнение старшеклассниками контрольных заданий.

Заключение

.

В ходе проведенного диссертационного исследования, включавшего анализ знаний учащихся относительно идейно-художественного своеобразия прозы А. П. Чехова, изучение психолого-педагогической, киноведческой и методической литературы, выявление специфики восприятия старшеклассниками чеховских рассказов и их киноинсценировок, уточнение круга теоретико-литературных понятий, рассматриваемых на уроках по творчеству А. П. Чехова, организацию обучающего эксперимента, нами была разработана методика изучения чеховской прозы с использованием кинематографических трактовок, в основе которой лежит взаимодействие литературы и кино в процессе анализа рассказов А. П. Чехова как важном условии постижения их поэтики.

Результаты обучающего эксперимента подтвердили верность базисных положений и методическую целесообразность системы изучения прозы А. П. Чехова с привлечением киноинсценировок. Опытно-экспериментальное обучение доказало, что тесное взаимодействие литературы и кино в учебно-воспитательном процессе обогащает анализ художественного произведения ярким, запоминающимся материалом, позволяет разнообразить пути и приемы интерпретации художественного текста, ведет учеников к глубокому проникновению в идейно-художественную структуру изучаемого произведения, пониманию своеобразия его поэтики. В ходе целенаправленного осуществления работы по предложенной методике у учащихся повышается уровень теоретико-литературной подготовки, аудиовизуальной грамотности, развивается интерес к урокам литературы в целом, совершенствуется навык анализа и интерпретации художественного текста. Более того, предлагаемая нами методика позволяет подойти к рассмотрению ряда актуальных методических проблем:

— специфика анализа рассказов А. П. Чехова в 10-х классах гуманитарного и негуманитарного профиля;

— организация исследовательской и литературно-творческой деятельности учащихся на материале прозаических произведений писателя;

— развитие читательской активности старшеклассников, для большинства из которых чтение художественной литературы перестало быть насущной потребностью;

— расширение теоретико-литературной, киноведческой базы и словаря школьников;

— создание предпосылок для интегрирования на уроке по прозе А. П. Чехова материала по живописи, музыке, мировой художественной культуре.

Приводимые результаты опытно-экспериментального обучения подтвердили верность цели и гипотезы нашего исследования. Методика изучения рассказов А. П. Чехова с использованием кинематографических трактовок позволяет познакомить учащихся старших классов с идейно-художественным своеобразием чеховской прозы, создать условия для формирования у школьников целостных представлений об отличительных особенностях поэтики писателя. Однако мы не претендуем на окончательный вариант решения избранной нами проблемы и видим перспективу дальнейшего исследования в разработке методики изучения творчества А. П. Чехова, основанной на выявлении сходства и различия его повествовательной и драматургической манер, использовании фильма-экранизации в процессе анализа конкретной пьесы, в возможности интерпретации чеховских произведений средствами других искусств (живописи и театра).

Безусловно, методика сопоставительного анализа текста прозаического произведения и его экранизации, разработанная нами на примере малой эпической формы, коей является новелла или рассказ, не ограничивается привлеченным материалом, а может быть использована при изучении других эпических произведений, кинематографический эквивалент которых имеется в распоряжении учителя. Перспективным может стать исследование возможных путей сопоставления романа и его киноинсценировки.

Показать весь текст

Список литературы

  1. А.П. Чехов: Пособие для школ II ступени, рабфаков, техникумов и для самообразования / Сост.: В. Голубков, Н. Горностаев, Б. Лукьяновский, В. Сахаров. М.-Л., 1928. — 160 с.
  2. Р. Искусство и визуальное восприятие. М., 1974. — 114 с.
  3. Л.М. Герои книг на экране: Работа с фильмом-экранизацией // Начальная школа, 1998, № 2, с. 17−22.
  4. Э.Г. Опыт изучения творчества А.П. Чехова в свете эстетического идеала писателя // В помощь молодому учителю. Магадан, 1969. -С. 20−29.
  5. A.A. Читая Достоевского и Чехова. М., 1973. — 386 с.
  6. Ю.Бердников Г. П. А. П. Чехов: Идейные и творческие искания. 3-е изд., дораб.-М., 1984.-511 с.
  7. Г. П. «Дама с собачкой» А.П. Чехова. Л., 1976. — 156 с.
  8. Библиотека для классной и внеклассной работы / Под ред. П. Н. Сакулина. -М, 1914.-250 с.
  9. Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968.-464 с.
  10. A.A., Будагов P.A. Как написан рассказ А.П. Чехова «Дама с собачкой» // Филологические науки, 1991, № 1. С. 23−31.
  11. Г. А. Чехов и русский реализм. Л., 1981. — 400 с.
  12. П., Генис А. Все в саду. Чехов // Родная речь. Уроки изящной словесности. -М., 1991.-С. 170−186.
  13. А. Психическое развитие ребенка. М., 1967. — 196 с.
  14. Т.С. Обобщение и конкретизация в процессе анализа произведения (рассказ А. П. Чехова «Ионыч» в IX классе) // Пути и формы анализа художественного произведения. Межвузовский сборник научных трудов. Владимир, 1985. — С. 60−80.
  15. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. A.B. Петровского. -М., 1973.-288 с.
  16. Е.И. О киносценарии // О том, что прошло. М., 1967. — С. 232−262.
  17. С. А. Жизнь. Фильмы. Споры. М., 1971. — 320 с.
  18. В. В. Мастерство А.П. Чехова. М., 1958. — 196 с.
  19. М.П. Книга о Чехове. М., 1989. — 384 с.
  20. М.П. Чехов. М., 1993. — 394 с.
  21. У.А. Фильмы, рожденные книгой. М., 1973. — 168 с.
  22. A.B. Методические рекомендации к изучению рассказа А.П. Чехова «Попрыгунья» в IX классе гуманитарного профиля // Русская словесность, 2001, № 8, с. 29−35.
  23. В. В городе Ч. // Книга спорит с фильмом. «Мосфильм"-VII. М., 1973.-С. 160−195.
  24. Е.С. Искусство детали. Л., 1975. — 234 с.
  25. П. «Дама с собачкой» и «Крейцерова соната»: два взгляда на любовь // Филологические науки, 1996, № 2. С. 23−30.
  26. .Ф. Структура рассказа «Дом с мезонином» // В творческой лаборатории Чехова. М., 1974. — С. 250−259.
  27. H.H. Комментарии и задания к рассказу А.П. Чехова «Попрыгунья». Ашхабад, 1984. — 64 с.
  28. А.Б. О двух типах психологизма // Чехов и Лев Толстой. М., 1980. — С. 69−82.
  29. В.Н. Эстетика фильма. М., 1982. — 326 с.
  30. Чехова: Учебное пособие. М.: ВГИК. — 1989. — 186 с. 48.3вонникова JI.A. Экранизация прозы А. П. Чехова: Учебное пособие. — М.: ВГИК. — 1980, — 182 с.
  31. В.Б. Проза Чехова: Проблемы интерпретации.- М., 1979. 326 с.
  32. В.Б. Сложность простоты: Рассказы и пьесы Чехова. В помощь преподавателям, старшеклассникам и абитуриентам. 3-е изд. — М., 2002.- 112 с.
  33. Киноискусство в идейно-эстетическом воспитании учеников VIII-X классов. Методические разработки для учителя / Авт.-сост. Ю. Усов. -Таллин, 1987.-188 с.
  34. Кино: Энциклопедический словарь / Гл. ред. С. И. Юткевич. М., 1986. -620 с.
  35. КонИ.С. Психология ранней юности: Книга для учителя.-М., 1989.-255 с.
  36. Л.Е. Поэтика комического в произведениях А.П. Чехова. -Воронеж, 1986.-278 с.
  37. В.А. Психология обучения и воспитания школьников. М., 1976.-303 с.
  38. В.А., Лукин Н. С. Психология подростка. М., 1965. — 180 с.
  39. М.В. Творческая эволюция А.П. Чехова. Томск, 1978. — 261с.
  40. И.Ю., Колюцкий В. Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. М., 2001. — 464 с.
  41. И.Ю. Возрастная психология (Развитие ребенка от рождения до 17 лет): Учебное пособие. М., 1996. — 180 с.
  42. В.Я. Толстой и Чехов. 2-е изд., испр. М., 1975. — 455 с.
  43. И.С. Как воспринимается произведение искусства. М., 1985. -127 с.
  44. В.Я. Художественный мир прозы А.П. Чехова. М., 1982.128 с.
  45. Материалы по реформе средней школы. Примерные программы и объяснительные записки, изданные по распоряжению Министра народного просвещения. Пг., 1915. — 547 с.
  46. В.И. Художественный мир фильма. М., 1984. — 240 с.
  47. Л. Реальность войны // Книга спорит с фильмом. «Мосфильм"-VII. М., 1973.-С. 106−115.
  48. О.Ф., Ратников Г. Н. Основы киноискусства. Минск, 1979. — 238 с. 86.06 изучении творчества А. П. Чехова по новой программе для IX класса.
  49. Методические рекомендации. М., 1968. — 40 с.
  50. З.С. Деталь и образ // Чехов и Лев Толстой. М., 1980. — С. 152 167.91 .Паперный З. С. Записные книжки Чехова. М., 1976. — 280 с.
  51. Педагогическая энциклопедия / Гл. ред. И. А. Каиров, Ф. Н. Петров и др. -Т. З.-М., 1966.
  52. К.П. Программа словесности (с приложениями). Спб., 1905. -45 с.
  53. А .Я. Иосиф Хейфиц. М., 1965. — 146 с.
  54. Л.П. Из книги в фильм (Творческие принципы экранизации). -М, 1961.-96 с.
  55. Э.А. А.П. Чехов. Движение художественной мысли. М., 1979.- 350 с.
  56. Э.А. Пути чеховских героев: Книга для учащихся. М., 1983. -110 с.
  57. О.П. О некоторых особенностях речевой характеристики персонажей у А.П. Чехова // Поэтический мир Чехова: Сб. науч. тр. -Волгоград: ВГПИ им. A.C. Серафимовича. 1985. — С. 75−82.
  58. Программа по русской словесности для гимназий, лицеев и школ с углубленным изучением гуманитарных предметов. 5−11 классы. М., 1995.-44 с.
  59. Программы восьмилетней и средней школы. На 1979−1980 учебный год. М., 1979.-95 с.
  60. В.М. Нравственные и художественные искания А.П. Чехова 90-х начала 900-х годов. — М., 1994. — 278 с.
  61. М.И. Беседы о кино. М., 1964. — 294 с.
  62. Р., Усов Ю. Методика использования искусства кино в учебно-воспитательном процессе. М., 1983. — 80 с.
  63. Г. В. Этот простой и сложный язык кино. М., 1981.186 с.
  64. М.Л. Рассказ «Ионыч» в контексте прозы А.П. Чехова середины девяностых годов // Анализ художественного произведения: Художественное произведение в контексте творчества писателя / Под ред. М. Л. Семановой. -М., 1987.-С. 150−166.
  65. М.Л. Чехов в школе. Л., 1954. — 281 с.
  66. М.Л. Чехов художник. — М., 1976. — 224 с.
  67. В.П. Что такое язык кино? М., 1983. — 220 с.
  68. А.Г. Природа экранного творчества: Психологические закономерности. М., 1997. — 269 с.
  69. М.Д. «Ионыч» и «Вишневый сад» А.П. Чехова. М., 1958. -70 с.
  70. И.Н. Проблемы поэтики А.П. Чехова. Л., 1987. — 181 с.
  71. М.В. Изучение творчества А.П. Чехова в школе: Пособие для учителя. Киев, 1985. — 184 с.
  72. A.B. Психология юного зрителя. М., 1986. — 112 с.
  73. В.И. Художественность чеховского рассказа. М., 1989. -190 с.
  74. Н.Ю. Антон Павлович Чехов в школе. Саратов, 2002. -176 с.
  75. Ю.Н. В мире экранных искусств. М., 1995. — 198 с.
  76. Ю.Н. Кинообразование как средство эстетического воспитания и художественного развития школьника. Автореф. докт. дисс. М., 1989. -36 с.
  77. Ю.Н. Методика использования киноискусства в идейно-эстетическом воспитании учащихся 8−10-х классов. Таллин, 1980.-150 с.
  78. A.B. Киноискусство в структуре современного российского художественного воспитания и образования. Таганрог, 1999. — 260 с.
  79. A.B. Подготовка студентов педвузов к эстетическому воспитанию школьников на материале экранных искусств. Часть I, II, III. -Таганрог, 1994. 360 с.
  80. Л.З. Второе рождение: Некоторые вопросы экранизации. М., 1967.- 186 с.
  81. Н.Ф. Педагогика. М., 1997. — 360 с.
  82. И. Из тетрадей по «Даме с собачкой» // Искусство кино, 1966, № 4, с. 53−80.
  83. И. Мой автор- Чехов // Искусство кино, 1976, № 11, с. 106−120.
  84. H.A. Структура фильма и зритель // Художественное восприятие / Под ред. Б. С. Мейлаха. Л., 1971. — С. 232−258.
  85. А.Г. Возрастная физиология и школьная гигиена. М., 1990. -318с.
  86. JI.M. Сюжет чеховского рассказа. Рига, 1976. — 238 с.
  87. Е.П. Единство художественного мира А.П. Чехова. -Вильнюс. 1976. — 184 с.
  88. А.П. Рассказы. Пьесы. М.: Олимп- ООО «Фирма «Издательство ACT»», 1999. — 640 с. — (Школа классики).
  89. Чехов в школе: Книга для учителя / Авт.-сост. И. Ю. Бурдина. М., 2001.-319 с.
  90. А.П. Мир Чехова: Возникновение и утверждение. М., 1986. -360 с.
  91. А. П. Поэтика А.П. Чехова. -М., 1971.-289 с.
  92. А.Г. Теория словесности и хрестоматия. М., 1908. -300 с.
  93. В.Б. За 60 лет: Работы о кино. М., 1985. — 540 с.
  94. С.М. Монтаж 1938 // Избр. произв.: В 6 т. М., 1964. -Т.2.-С. 156−178.
  95. Энциклопедический словарь юного зрителя. М., 1989. — 416 с.
Заполнить форму текущей работой