Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Развитие коммуникативных умений студентов педвуза средствами журналистики

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Определение средств журналистики фактором становления коммуникативной личности учителя придает исследуемому направлению дополнительную значимость. Наряду с коммуникативными умениями студенты приобретают необходимые знания и навыки для организации школьного медиаобра-зования. Как показывают исследования и наблюдения (Я.С.Быховский, Н. М. Долдунова, М. Ф. Попова, Г. Ю. Франко, Е. А. Черкашин, А. В… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I.
  • Теоретические и практические предпосылки развития коммуникативных умений студентов педвуза средствами журналистики
    • 1. Содержание и функциональная значимость комммуникативных умений педагога
    • 2. Состояние проблемы исследования в теории и практике высшего педагогического образования
    • 3. Модель и технология развития коммуникативных умений студентов педвуза средствами журналистики
  • Глава II.
  • Опытно-экспериментальная работа по выявлению эффективности модели и технологии развития коммуникативных умений студентов педвуза средствами журналистики
    • 1. Содержание и методика исследования
    • 2. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы по реализации модели и технологии развития коммуникативных умений студентов педвуза

Развитие коммуникативных умений студентов педвуза средствами журналистики (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Возросший в последнее время интерес к феномену общения и структурно связанными с ним категориями носит объективный характер и реализуется в русле социального развития нашего общества. Ведущая особенность складывающейся культурологической ситуации заключается в формировании диалогического мышления, которое закладывается в общеобразовательной школе в условиях гуманистической педагогики (М.М.Бахтин, В. С. Библер, С. Ю. Курганов и др.).

В рамках такой педагогики остро встает проблема педагогического взаимодействия учителя и учащегося, нацеленного на равноправные партнерские отношения, основанные на субъект-субъектном взаимодействии. Отсюда в ходе учебно-воспитательного процесса между педагогом и учеником должна создаваться коммуникативная ситуация, посредством которой участники общения выявляют свой собственный взгляд на мир. В данном случае учитель уже не «транслятор» готовых знаний, умений и навыков, а специалист лич-ностно ориентированного образования.

Однако если в декларативном плане личностно ориентированный подход, как правило, не вызывает противодействия, то в реальной образовательной практике дело обстоит иначе. Это противоречие отметили, в частности, И. Н. Семенов и М. В. Кларин, полагающие, что личностно ориентированное образование как процесс, сопутствующий демократизации всей жизни общества, не будет происходить автоматически. Поэтому данная ориентация нуждается в специальном культивировании, а в практическом аспекте предполагает разработку и внедрение новых эффективных технологий развития коммуникативных умений будущих педагогов.

Между тем анализ школьной практики показывает, что весь учебно-воспитательный процесс по-прежнему зачастую строится на монологах учителя, а по их образцу монологах учеников. Как правило, преобладает авторитарно-императивный стиль общения, обучение носит обезличенный, предметно-направленный характер, несмотря на то, что гуманистическая парадигма образования признается закономерным требованием современного социокультурного развития общества (В.П.Зинченко, Т. А. Костюкова, Г. И. Петрова, Ю.В.Сенько).

Проведенный анализ научной литературы свидетельствует, что проблеме общения в целом и педагогическому общению, в частности, а также вопросам развития коммуникативного потенциала педагога, коммуникативных умений посвящено значительное количество исследований. Так, мотиваци-онно-потребностную сторону общения анализировали А. Д. Андреев, Е. В. Каган, А. А. Леонтьев, М. И. Лисина, А. К. Маркова и др.- механизм социальной перцепции и процессов познания и понимания людьми друг другаА.А.Бодалев, С. В. Кондратьева, В. А. Лабунская, В. Н. Панферов и др.- различные виды коммуникативных способностей и конкретных умений общенияЕ.А.Климов, Н. В. Кузьмина, А. А. Леонтьев, Н. Д. Левитов, Л. Б. Филонов и др.- характеристики эмпатии, сопереживания, идентификации в процессах общения — Т. П. Гаврилова, Л. Я. Гозман, И. С. Кон и дрповеденческие особенности коммуникативной активности личности — А. А. Бодалев, А. В. Мудрик, А. С. Золотникова и др. Большой вклад в понимание сущности общения, теории коммуникативных процессов внесли труды Б. Г. Ананьева, Г. М. Андреевой, М. М. Бахтина, А. А. Бодалева, А. В. Беляевой, В. М. Бехтерева, И. И. Васильевой, Л. С. Выготского, В. В. Давыдова, С. Б. Елканова, Б. А. Еремеева,.

A.Л.Журавлева, П. Н. Иванова, М. С. Кагана, В.А.Кан-Калика, А. И. Крупнова, С. Ю. Курганова, А. А. Леонтьева, А. Н. Леонтьева, М. И. Лисиной, Б. Ф. Ломова,.

B.С.Мерлина, А. В. Мудрика, Л. А. Петровской, К. Р. Роджерса, С. Л. Рубинштейна, В. В. Рыжова, В. А. Сластенина, Д. Б. Эльконина и др.

В последнее время появился ряд исследований, теоретически обосновывающих значение общения в профессиональной деятельности педагога, а также ведущую роль коммуникативных умений в организации учебновоспитательного процесса (А.Г.Арсеньев, Э. В. Безчеревных, Е. Б. Быстрай,.

В.В.Воронов, Е. Н. Жаркова, Е. И. Исаев, Р. Р. Кондратов, Б. Т. Лихачев, В.Д.Пи-тюков, Е. И. Рогов, В. В. Рыжов, В. А. Сластенин, В. И. Слободчиков и др.).

Однако между теоретическим обоснованием необходимости для учителя овладения коммуникативными умениями, адекватными личностно ориентированной педагогике, и существующей вузовской системой подготовки будущих педагогов мы видим определенное противоречие. Его следствием * становится недостаточная подготовленность учителя к организации учебновоспитательного процесса в соответствии с современным пониманием коммуникативного взаимодействия. В практической деятельности большинство учителей испытывает трудности в переориентации с репродуктивных функций на продуктивные, творческие. Педагог зачастую не придает особой роли общению и сотрудничеству с учениками, не обеспечивает должную организацию коммуникативного взаимодействия в процессе воспитания и обучения в школе (Е.В.Бондаревская, Л. А. Петровская, Л. С. Подымова, В. А. Сластенин,.

A.В.Сиволапов, Л. С. Шайдурова и др.). Причины такого положения многие ученые видят в том, что существующая вузовская подготовка педагогов не отвечает современным требованиям развития коммуникативного потенциала личности (Е.Б.Быстрай, Л. С. Подымова, В. В. Рыжов, В. А. Сластенин,.

B.В.Соколова и др.).

Отмеченное противоречие свидетельствует об актуальности проблемы,.

Несвязанной с развитием коммуникативных умений студентов педвуза. Привлечение для этого средств журналистики представляется весьма перспективным подходом. Обращение к средствам журналистики как фактору развития коммуникативных умений лежит в русле набирающего силу исследовательского направления, которое можно определить как изучение коммуникативной проблематики в контексте деятельности средств массовой информации, их отношений с аудиторией как отношений бесконечного диалога между создателями продукции СМИ и ее потребителями (Г.Н.Беспамятнова,.

Н.Н.Богомолова, Б. Д. Гаймакова, Л. В. Маркин, В. Ф. Олешко, Б. В. Потятынык, А. А. Тертычный, Ю. А. Шерковин и др.).

Определение средств журналистики фактором становления коммуникативной личности учителя придает исследуемому направлению дополнительную значимость. Наряду с коммуникативными умениями студенты приобретают необходимые знания и навыки для организации школьного медиаобра-зования. Как показывают исследования и наблюдения (Я.С.Быховский, Н. М. Долдунова, М. Ф. Попова, Г. Ю. Франко, Е. А. Черкашин, А. В. Шариков, Е. Н. Ястребцова и др.), его применение обеспечивает формирование межличностных отношений гуманистического характера, активизирует важнейшие личностные качества воспитуемых.

Таким образом цель исследования — разработка системы средств журналистики, обеспечивающей развитие коммуникативных умений студентов педвуза.

Объектом исследования выступает подготовка студентов педвуза к профессионально-педагогическому общению.

Конкретным предметом исследования является процесс развития коммуникативных умений студентов педагогического вуза средствами журналистики.

Цель, объект и предмет исследования предопределили необходимость постановки и решения следующих задач:

1) проанализировать феномен общения и сущность коммуникативных умений в контексте современных научных исследований и практической деятельности педагога общеобразовательной школы;

2) выявить психолого-педагогические условия развития коммуникативного потенциала студентов педвуза средствами журналистики;

3) сконструировать модель и разработать технологию развития коммуникативных умений студентов педагогического вуза в процессе использования средств журналистикипровести опытно-экспериментальную проверку данной модели и технологии ее реализации;

4) разработать и внедрить научно-методические рекомендации по использованию средств журналистики как фактора коммуникативной подготовки студентов педвуза.

Основная гипотеза исследования базировалась на предположении о том, что эффективность развития коммуникативных умений студентов педвуза значительно повысится, если:

— средства журналистики (газетные публикации, телеи радиопередачипублицистические жанры во всем многообразии их составляющих) становятся фактором актуализации коммуникативного потенциала личности студента;

— в процессе использования средств журналистики обеспечивается диагностика и самокоррекция индивидуально-личностных характеристик студентов, значимых для успешной коммуникативной деятельности;

— модель и технология развития коммуникативных умений средствами журналистики составляют единство целевого, содержательного, результативного, а также теоретического, аналитического и тренингового, практического компонентов;

— ведущим вектором развития коммуникативных умений студентов является диалог, возникающий в процессе создания и использования средств журналистики.

Методологическую основу исследования составили общефилософские положения об определяющей роли общения в формировании личности, общественном характере человеческой сущностиидеи системного, культурологического подходов к познанию и преобразованию педагогической деятельности. Конкретно-научной базой работы стали философские, психолого-педагогические разработки, исследующие формирование и развитие качеств общительности, коммуникативных умений как обязательного фактора профессиональной подготовки педагога (М.М.Бахтин, А. А. Бодалев, А. А. Брудный, И. И. Васильева, Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, М. С. Каган,.

В.А.Кан-Калик, А. И. Крупнов, А. А. Леонтьев, А. Н. Леонтьев, Р. А. Максимова, А. К. Маркова, В. С. Мерлин, А. В. Мудрик, В. Н. Мясищев, Р. С. Немов, Б.Д.Па-рыгин, В. В. Рыжов, В. В. Соколова, Н. Д. Творогова, А. У. Хараш, Г. В.Че-ренкова, И. П. Шкуратова, Е. В. Шорохова, А. Л. Южанинова и др).

Методы исследования определены его целью, предметом, задачами и логикой. Для установления искомых зависимостей и проверки исходных положений в работе использован комплекс методов, включающий: анализ философской, социологической, психолого-педагогической литературы по проблемемоделированиепедагогический экспериментпедагогическое наблюдениедиагностику результатов деятельности студентов в лаборатории творческой коммуникациибеседы, анкетирование, интервьюированиеметоды математической обработки данных и др.

Реализация задач исследования и проверка его гипотезы осуществлялась с 1995 по 1999 гг. в три основных этапа.

Первый этап (1995;1996 гг.) — поисково-аналитический', в ходе анализа научных источников и опыта работы высших педагогических учебных заведений выявлено состояние исследуемой проблемы в теории и практике подготовки специалистовопределены объект, предмет, гипотеза и задачи исследования, система теоретических положенийорганизована экспериментальная лаборатория творческой коммуникации и составлена программа ее деятельности. к.

Второй этап (1996;1998 гг.) — опытно-экспериментальный: на основе комплексной программы исследования сконструирована модель и определена технология развития коммуникативных умений студентов педвуза средствами журналистики. Организован выпуск собственной малотиражной газетыпроведена апробация модели, выявлена ее эффективность, обоснована необходимость внесения изменений в существующий процесс вузовской подго товки студентов в аспекте развития коммуникативных умении.

Третий этап (1998 — 1999 гг.) — обобщающий: проведены анализ, систематизация и интерпретация данных, полученных в ходе теоретического исследования и опытно-экспериментальной проверки сконструированной модели и технологии ее реализациисформулированы основные выводы и рекомендации, нашедшие воплощение в диссертационном оформлении работы.

Опытно-экспериментальной базой исследования выступили факультет психологии Бийского государственного педагогического института (очное.

1% отделение), созданная в его структуре лаборатория творческой коммуникации. В эксперименте приняли участие студенты и третьего курса факультета психологии БиГПИ, из которых были сформированы экспериментальная и контрольная группы (всего 65 человек). Опытно-экспериментальное исследование проводилось также в школах №№ 12, 30 г. Бийска, Бийском лицее, где изучалось развитие коммуникативных умений школьников в процессе организации медиаобразования (78 школьников). Всего на различных этапах исследования в реализации его программы участвовало 143 человека.

На защиту выносятся следующие основные положения:

1) средства журналистики являются эффективным фактором развития коммуникативных умений студентов в процессе их профессиональной подготовки;

2) модель развития коммуникативных умений средствами журналистики представляет совокупность целевого, содержательного, результативного, а также теоретического, аналитического и тренингового, практического компонентов, которая обеспечивает подготовку газетно-журнальной публицистики, радиои телепередач как результативное воплощение коммуникативных умений;

3) технология развития коммуникативных умений средствами журналистики предполагает: М.

— актуализацию коммуникативного потенциала личности;

— использование методов активного группового обучения коммуникативным умениям — дискуссии, ролевые игры, тренинги общения;

— развитие приобретенного в ходе реализации задач лаборатории творческой коммуникации коммуникативного опыта в постоянной практической деятельности общения;

— диагностическое обеспечение процесса развития коммуникативных умений, способствующее выбору средств и методов обучения, адекватных индивидуальным психолого-педагогическим особенностям студентов;

— использование на занятиях лаборатории экспериментально-исследовательских заданий;

— организацию деятельности лаборатории на принципах сотрудничества и диалога;

— наполнение деятельности по развитию коммуникативных умений че-ловековедческим материалом.

Научная новизна работы состоит в том, что определены средства, формы и методы, обеспечивающие активизацию коммуникативных умений студентов педвуза средствами журналистикисконструирована модель развития исследуемых умений и определена технология ее реализациипроведена конкретизация и адаптация концепции развития коммуникативных умений студентов с использованием средств журналистики в процессе вузовской подготовкиобоснованы пути практического воплощения сконструированной модели в учебном процессе.

Теоретическая значимость исследования определяется тем, что в нем осуществляется определенный вклад в теорию целостного педагогического процесса с использованием медиаобразования. Полученные результаты позволяют разработать новые подходы к развитию коммуникативных умений студентов педвуза средствами журналистики на основе субъект-субъектного взаимодействия.

Практическая значимость исследования заключается в доведении теоретического анализа проблемы до конкретных рекомендаций по совершенствованию коммуникативной подготовки студентов. Приобретаемые в ходе реализации модели умения и навыки позволят будущим педагогам успешно вести работу по организации медиаобразования в учебных заведениях. Кроме этого, в экспериментальной лаборатории творческой коммуникации студенты педвуза приобрели необходимый опыт творческой деятельности по организации педагогического процесса в общеобразовательной школе.

Обоснованность и достоверность результатов исследования обеспечены опорой на основные положения теории общения, методологической разработанностью исходных позиций, использованием совокупности методов исследования, взаимопроверяющих и взаимодополняющих друг друга, адекватных его задачам и логикестатистической значимостью экспериментальных данныхвсесторонним качественным и количественным анализом результатоврепрезентативностью выборок, привлечением разнообразных научных материалов и источников информации.

Апробация основных положений и внедрение результатов осуществлялись через их публикации, использование в учебном процессе на факультете психологии Бийского государственного педагогического института, школах №№ 12, 30 г. Бийска, в Бийском лицее, в выступлениях на научно-практических конференциях различного уровня.

Структура диссертации отражает логику, содержание и результаты исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографии.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Профессиональная педагогическая подготовка студентов к учебно-воспитательной деятельности в качестве важнейшего направления должна включать развитие коммуникативных умений будущего учителя. Причем целесообразно рассматривать эту проблему в качестве приоритетной на всем протяжении вузовской подготовки студентов.

Настоящая работа содержит исследование развития коммуникативных умений студентов педвуза средствами журналистики. В целях подтверждения выдвинутой гипотезы нами была организована лаборатория творческой коммуникации, определена программа ее деятельности. Последняя включала в себя конструирование модели и технологию развития коммуникативных умений студентов педвуза средствами журналистики.

Диагностика уровней сформированности коммуникативных умений в экспериментальной (студенты, занимающиеся в лаборатории) и контрольной группах (однокурсники, занимающиеся по традиционной программе подготовки) подтвердила правильность выдвинутой нами гипотезы: у студентов, участвующих в деятельности лаборатории, уровень сформированности коммуникативных умений оказался значительно выше, чем у студентов контрольной группы, что свидетельствует об эффективности использования средств журналистики для достижения искомого результата.

По результатам проведенного исследования нами сделаны следующие выводы:

1. Анализ научных публикаций и практическая деятельность работников общеобразовательных школ свидетельствуют о том, что реальный уровень коммуникативной подготовки, которым обладают большинство педагогов, недостаточен для успешной работы в условиях личностно ориентированного образования, в контексте которого основой современного учебно-воспитательного процесса становится не трансляция учителем и запоминание учеником готовых знаний, а субъект-субъектное взаимодействие, сотрудничество педагога и ученика.

2. Установлено, что развитие коммуникативных умений средствами журналистики является важным фактором профессиональной подготовки студентов педвуза.

3. В ходе работы доказано, что сконструированная модель и технология развития коммуникативных умений будущих педагогов средствами журналистики обеспечивает высокий уровень их сформированности, адекватный требованиям современной профессиональной педагогической деятельности.

4. Выделенный в процессе исследования технологический алгоритм развития коммуникативных умений средствами журналистики дает возможность широкого его применения в практике высшего педагогического образования.

Проведенное исследование не претендует на исчерпывающее решение проблемы развития коммуникативных умений студентов педвуза, а представляет один из вариантов ее решения. Предложена эффективная технология развития исследуемых умений, которая может быть успешно интегрирована в образовательную программу, а также выступать в качестве основы и дополнения других методик (большой интерес представляет, в частности, вероятное развитие в контексте данной модели таких личностных характеристик, как воображение, креативность и т. д., что обусловливает перспективу дальнейшего исследования).

Интеграция журналистики в процесс профессиональной подготовки студентов педагогических вузов дает дополнительные возможности реализации гуманистической концепции самоактуализирующейся личности. Уже сама природа журналистского творчества, коммуникативная в своей основе как и деятельность педагога), стимулирует диалогическое становление индивида, формирование навыков межличностного взаимодействия — то есть актуализирует развитие именно тех личностных характеристик, которые в первую очередь необходимы педагогу.

Особенно важно, что процесс развития коммуникативных умений становится при этом и процессом актуализации личностного творческого потенциала, т. е. умение общения предстает не логической способностью рационально использовать те или иные психолого-педагогические приемы, а тем, чем должно быть по внутренней сути — творческим актом.

Показать весь текст

Список литературы

  1. В.Н. Проблема диагностики импульсивности как фактора индивидуальных различий в зарубежной психологии // Экспериментальные исследования по проблемам общей и социальной психологии и дифференциальной психофизиологии. — М., 1979. — С. 34−41.
  2. .Г. Человек как предмет познания // Избранные психологические труды: В 2 т. Т. 1. М.: Педагогика, 1980. — С. 13−178.
  3. .Г. О человеке как объекте и субъекте воспитания // Избранные психологические труды: В 2 т. Т. 2. М.: Педагогика, 1980. — С. 9 — 127.
  4. Г. М. Социальная психология. М.: Наука, 1994. — 324 с.
  5. Г. М. К построению теоретической схемы исследования социальной перцепции // Вопросы психологии. 1977. — № 2. — С. 3−14.
  6. Л.И. Принцип связи психики и деятельности и методология психологии // Методологические и теоретические проблемы психологии. -М., 1969.-С. 57−115.
  7. М.М. «Быть значит общаться диалогически» // «Учительская газета». — 1994. — № Ю. — С. 8.
  8. Бевор Эвлин. Юные, медиа и медиаобразование // Средства коммуникации и проблемы развития личности ребенка: Материалы международного семинара. Звенигород, 16−17 июля 1993 г. / Под общ. ред. А. В. Шарикова. М.: Агентство ЮНПРЕСС. — 1994. — С. 29−35.
  9. П.Беляева Т. В. Стиль общения ведущего и его влияние на восприятие учениками учебных телепередач: Автореф. дис. канд. психол. наук. Л., 1982.-24 с.
  10. A.B., Майклз С. Монолог, диалог и полилог в ситуациях общения // Психологические исследования общения. М.: Наука, 1985. — С. 219−244.
  11. З.Беляева A.B., Носуленко В. Н. Влияние коммуникативных ситуаций на восприятие и описание сложного звука // Психологические исследования общения. М.: Наука, 1985. — С. 103−130.
  12. Г. Н. Языковая личность телевизионного ведущего: Автореф. дисс. канд. филол. наук. Воронеж, 1994. — 20 с.
  13. В.М. Данные эксперимента в области коллективной рефлексологии // Новое в рефлексологии и физиологии нервной системы. -М., Л., 1925.-С. 306−337.
  14. B.C. Мышление как творчество. М.: Политиздат, 1975. — 399 с.
  15. A.A. Психология устного пропагандистского воздействия // Вопросы психологии. 1978. — № 1. — С. 51−57.
  16. O.A. Тренинг взаимопонимания: Методическое пособие для школьных психологов. Барнаул: АКИПКРО, 1995. — 53 с.
  17. H.H. К вопросу о восприятии партнера по коммуникации // Теоретические и прикладные проблемы психологии познания людьми друг друга: Тезисы докладов. Краснодар, 1975. — С. 13−15.
  18. Богомолова Н. Н Социальная психология печати, радио и телевидения. -М.: Издательство МГУ, 1991. 125 с.
  19. A.A. Восприятие человека человеком. Л., 1965. — 124 с.
  20. A.A. Формирование понятия о другом человеке как личности. -Л.: ЛГУ, 1970.- 134 с.
  21. A.A., Рощина Е. В. Гностические характеристики общения людей в зарубежных исследованиях // Вопросы психологии. 1978. — № 3. — С. 149−153.
  22. A.A., Ковалев Г. А. Проблемы психологии познания людьми друг друга // Вопросы психологии. 1981. — № 1. — С. 178−182.
  23. A.A. Восприятие и понимание человека человеком. М.: МГУ, 1982. 200 с.
  24. A.A. Личность и общение: Избранные труды. М.: Педагогика, 1983.-272 с.
  25. A.A., Ковалев Г. А. Теоретические и прикладные проблемы психологии общения в трудах В.Н.Мясищева // Психологические исследования общения. М.: Наука, 1985. — С. 25−38.
  26. A.A., Ковалев Г. А. Вклад Б.Г.Ананьева в разработку психологических проблем общения // Психологические исследования общения. М.: Наука, 1985. — С. 38−49.
  27. В.В., Маркин JI.B. Пропагандист и аудитория. Л., 1980. — 160 с.
  28. Е.В. Гуманистическая парадигма личностно ориентированного образования // Педагогика. 1997. — № 4. — С. 11−17.
  29. A.A. Проницательность как проблема психологии общения // Вопросы психологии. 1990. — № 4. — С. 117−122.
  30. Е.Б. Формирование умений педагогического общения у студентов младших курсов педвуза: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. -Челябинск, 1992. 18 с.
  31. . Пресса России // Книжое обозрение. № 28. — 14 июля 1998 г. -С. 5.
  32. И.И. Психологические особенности диалога: Автореф. дисс.. канд. психол. наук. М., 1984. — 24 с.
  33. И.И. О значении идеи М.М.Бахтина о диалоге и диалогических отношениях для психологии общения // Психологические исследования общения. М.: Наука, 1985. — С. 81−94.
  34. М.С. Формирование культуры общения учащихся бурятской школы на народных традициях: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. -Новосибирск, 1995. 20 с.
  35. Н.В. Эмоциональная регуляция речевого поведения // Вопросы психологии. -1981. № 4. — С. 60−69.
  36. Г. Г. Молодежь в информационном обществе. М.: Молодая гвардия, 1990. 255 с.
  37. .З., Иванов В. Д. Основы педагогики в лекциях, ситуациях, первоисточниках: Учебное пособие. М.: Издательство УРАО, 1997. -288 с.
  38. Л.С. Психология искусства. М.: Искусство, 1965. — 392 с.
  39. Л.С. Проблема развития психики // Выготский Л. С. Собр соч. в 6 т. Т. 3 / Под ред. Матюшкина A.M. M.: Педагогика, 1983. — 366 с.
  40. Л.С. Педагогическая психология. М.: Педагогика, 1991. -480 с.
  41. Л.С. Психология развития как феномен культуры: Избранные психологические труды. -М.: Воронеж: МОДЭК, 1996. -510 с.
  42. .Д. Основы риторики: теле- и радиовыступление как разновидность ораторского искусства. М., 1991. — 110 с.
  43. В.П. Математическое обеспечение психологических исследований Бийск: НИЦ БиГПИ, 1997. — 89 с.
  44. Л.Я., Кроз М. В., Латинская М. В. Самоактуализационный тест. -М.: Российское педагогическое агентство, 1995. 44 с.
  45. В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. М.: Педагогика, 1986.-240 с.
  46. A.A., Крысько В. Г., Саракуев Э. А. Этнопсихология. Принципы и методы построения этнопсихологического исследования: Учебно-методическое пособие. Часть 2. М.: Институт молодежи, 1992. — 199 с.
  47. Н. Медиакультура каждой школе // Средства коммуникации и проблемы развития личности ребенка: Материалы международного семинара. Звенигород, 16−17 июля 1993 г. / Под общ. ред. А. В. Шарикова. -М.: Агентство ЮНПРЕСС, 1994. — С. 80−82.
  48. Л.И., Саркисян Ш. В. Совместная деятельность как фактор межличностного восприятия в группе // Вопросы психологии. 1980. — № 4. — С. 38−49.
  49. Л .Я. Индивидуальный эмоциональный стиль // Вопросы психологии. 1989. — № 5. — С. 88−95.
  50. М.С. Генотип и среда в вариативности когнитивных функций / Роль среды и наследственности в формировании индивидуальности человека. М.: Педагогика, 1988. — С. 181−236.
  51. С.Б. Профессиональное самовоспитание учителя. М.: Просвещение, 1986. -143 с.
  52. С.Б. Основы профессионального самовоспитания будущих учителей: Учебное пособие. М.: Просвещение, 1989. — 189 с.
  53. Н.П. Психология общения: Пособие для студентов-психологов. -Ярославль, 1979. 96 с.
  54. Г. Пресса и педагогика сотрудничества // Средства коммуникации и проблемы развития личности ребенка: Материалы международногосеминара. Звенигород, 16−17 июля 1993 г. наук / Под общ. ред. j А. В. Шарикова. М.: Агентство ЮНПРЕСС, 1994. — С. 109−110.
  55. Н.И. Интеллект, язык и речь // Нарушение речи у дошкольников. М.: Просвещение, 1972. — С. 9−31.
  56. Н.И. Сенсорная абстракция // Проблемы общей, возрастной и педагогической психологии. М., 1978. — С. 38−59.j 62. Журавлев A.JI. Роль общительности личности в руководстве коллективом //
  57. Психологические исследования общения. М.: Наука, 1985. — С. 179−192.
  58. Журналистика и коммуникативные способности личности: Сборник научных статей. Бийск: НИЦ БиГПИ, 1998. — 110 с.
  59. П.Н. Влияние некоторых индивидуально-психологических особенностей на процесс общения: Автореф. дисс. канд. психол. н. М., 1985. — 24 с.
  60. М.С. Мир общения. Проблемы межсубъектных отношений. М.: Политиздат, 1988. — 315 с.
  61. Кан-Калик В. А. Учителю о педагогическом общении: Кн. для учителя. -М.: Просвещение, 1987. 190 с.
  62. Кан-Калик В.А., Никандров Н. Д. Педагогическое творчество. М.: Педагогика, 1990. — 144 с.
  63. Ю.Н. Русский язык и языковая личность. М.: Наука, 1987. -261 с.
  64. Е.А. Индивидуальный стиль деятельности в зависимости от типологических свойств нервной системы. Казань, 1969. — 278 с.
  65. Когнитивный аспект делового общения / Сост. Л. В. Меньшикова. -Новосибирск, 1995. 19 с.
  66. Я.Л. Социально-психологические эталоны и стереотипы как алгоритмы // Мышление и общение. Алма-Ата, 1973. — С. 159−160.
  67. В.А. Разработка психологических проблем общения в трудах В.М.Бехтерева // Психологические исследования общения. М.: Наука, 1985.-С. 6−24.
  68. В.А., Мартин Л. Личностные детерминанты общения в условиях совместной познавательной деятельности // Психологические исследования общения. М., Наука, 1985. — С. 207−219.
  69. Т.А., Петрова Г. И. Современный идеал научной рациональности и гуманизация образования // Гуманизация образования. -1995.-№ 4.- С. 39−42.
  70. A.C. Преодоление эмоционально трудных ситуаций общения в зависимости от сложности социальной перцепции: Автореф. дисс. канд. психол. наук.- Л., 1986. 21 с.
  71. В.В. Педагогика между философией и психологией // Педагогика. 1994. — № 6. — С. 24−31.
  72. А.И. Психологическая структура действий человека. М.: УДН, 1990.-56 с.
  73. А.И. Психологическая природа общительности как системного качества личности // Гуманизация образования. 1995. — № 3. — С. 64−70.
  74. Н.С. Принципы исследования мотивации личности в марксистской и буржуазной социологии и психологии: Автореф. дисс.. канд. филос. наук. Свердловск, 1975. — 24 с.
  75. Е.С. Основы социальной психологии. Л.: ЛГУ, 1967. — 172 с.
  76. Н.В. Методы исследования педагогической деятельности. Л.: ЛГУ, 1970.-114 с.
  77. Ю.Н., Сухобская Г. С. Индивидуальные различия в мыслительной деятельности взрослых учащихся. М., 1971. — 111 с.
  78. В.Н. Социальные стереотипы условие и продукт социализации // Человек и общество. Вып. 9. — J1.: ЛГУ, 1971. — С. 184−193.
  79. Т.Н., Муляр О. И. Проективная методика исследования личности «Hand-тест» (руководство по использованию). Санкт-Петербург, 1995. — 42 с.
  80. С.Ю. Диалог как содержание мышления и обучения // Вульфов Б. З., Иванов В. Д. Основы педагогики в лекциях, ситуациях, первоисточниках.: Учебное пособие. М.: Издательство УРАО, 1997. — С. 175−181.
  81. С.Ф. Память на новости, сообщаемые на радио: структура сообщения и «обновление» знания // Психологические исследования общения. М.: Наука, 1985. — С. 311−333.
  82. A.A. Психология общения. Тарту, 1974. — 218 с.
  83. A.A. Деятельность и общение // Вопросы философии. 1979. -№ 1.-С. 121−132.
  84. A.A. Педагогика общения. М.: Знание, 1979. — 47 с.
  85. А.Н. Проблемы развития психики. М., 1965. — 573 с.
  86. А.Н. Проблема деятельности в психологии // Вопросы философии. 1972. — № 9. — С. 95−108.
  87. А.Н. Деятельность, сознание, личность. М.: Политиздат, 1975. — 304 с.
  88. В.Г. Психологические механизмы мотивации. Новосибирск: Изд-во НГПИ, 1992.-216 с.
  89. М.И. Генезис форм общения у детей / Принцип развития в психологии. М.: Наука, 1978. — С. 268−294.
  90. .Т. Педагогика. Курс лекций: Учебное пособие для студентов пед. учебных заведений и слушателей ИПК и ФПК. М: Прометей, Юрайт, 1998. — 464 с.
  91. A.A. Педагогика общения: Учебное пособие / Владимирский государственный педуниверситет. Владимир, 1995. — 144 с.
  92. .Ф. Психологическая наука и общественная практика. М: Знание, 1974.-48 с.
  93. .Ф. Общение как проблема общей психологии // Методологические проблемы социальной психологии. М., 1975. — С. 124−135.
  94. .Ф. О состоянии и перспективах развития психологической науки в СССР // Вопросы психологии. 1977. — № 5. — С. 9 — 24.
  95. .Ф. Общение и социальная регуляция поведения индивида // Психологические проблемы социальной регуляции поведения. М., 1976. — С. 14−28.
  96. .Ф. О путях развития психологии // Вопросы психологии. -1978. № 5. — С. 31 -43.
  97. .Ф. Категории общения и деятельности в психологии // Вопросы философии. 1979. — № 8. — С. 34−47.
  98. .Ф. Особенности познавательных процессов в условиях общения // Психологический журнал. 1980. — № 5. — С. 26−42.
  99. Лучшие психологические тесты для профотбора и профориентации: Описание и руководство к использованию / Ответ, ред. А. Ф. Кудряшов. -Петрозаводск: «Петроком», 1992. 318 с.
  100. В.Я. Методика преподавания психологии. М.: МГУ, 1989. -77 с.
  101. P.A. Коммуникативный потенциал человека и его влияние на разные стороны жизнедеятельности: Дис.. канд. психол. наук. Л., 1981.-191 с.
  102. Г. Тренинг общения! Часть 1. Групповая дискуссия: Учебное пособие для социальных работников. М., 1993. — 43 с.
  103. A.M., Орлов А. Б., Фридман Л. М. Мотивация учения и ее воспитание у школьников. М.: Педагогика, 1983. — 64 с.
  104. Э.И. О месте когнитивного стиля в структуре индивидуальности // Когнитивные стили. Таллинн, 1986. — С. 47−50.
  105. Л.В., Шкопоров Н. Б. Психологические проблемы телекоммуникации // Вопросы психологии. 1989. — № 5. — С. 71−79.
  106. B.C. Очерк интегрального исследования индивидуальности. -М.: Педагогика, 1986. 256 с.
  107. A.B. Воспитание старшеклассников: Кн. для классных руководителей. 2 изд., доп. и перераб. — М.: Просвещение, 1981. — 176 с.
  108. A.B. Личность школьника и ее воспитание в коллективе. М.: Знание, 1983.-96 с.
  109. A.B. Общение как фактор формирования школьников. М.: Педагогика, 1984. — 110 с.
  110. A.B. Учитель: мастерство и вдохновение: Кн. для старшеклассников. -М.: Просвещение, 1986. 160 с.
  111. В.Н. Принципы и методы исследования характера // Мясищев В. Н. Психология отношений / Под ред. А. А. Бодалева. М.: Институт практической психологии- Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995. — С. 218−254.
  112. Нарушения речи у дошкольников / Жинкин Н. И. и др. М.: Просвещение, 1972. — 232 с.
  113. P.C. Психология. Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений. В 3 кн. Кн. 1. Общие основы психологии. 2-е изд. — М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995. — 576 с.
  114. . Влияние вербального и невербального общения на воспитание человеком успешных и неуспешных результатов его деятельности // Психологические исследования общения. М.: Наука, 1985.-С. 130−141.
  115. Общая психология: Курс лекций для первой ступени педагогического образования / Сост. Е. И. Рогов. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. — 448 с.
  116. Общение и личностный рост: Учебно-методическое пособие для практических психологов, педагогов, воспитателей, родителей / Сост. Е. К. Такташева. Барнаул: Издательство АКИПКРО, 1994. — 62 с.
  117. Общение как педагогическая проблема: Сборник научных трудов / Под ред. А. В. Мудрика. М., 1974.
  118. В.Ф. Социожурналистика: Прагматическое моделирование технологий массово-коммуникационной деятельности. Екатеринбург: Уральский госуниверситет, 1996. — 262 с.
  119. В.Н. Психология общения // Вопросы философии. 1971. -№ 7.-С. 126−131.
  120. .Д. Основы социально-психологической теории. М.: Мысль, 1971.-348 с.
  121. Педагогика: Учебное пособие для студентов пед. вузов и пед. колледжей / Под ред. П. И. Пидкасистого. М.: Российское педагогическое агентство, 1996. — 601 с.
  122. H.A. Педагогическое руководство разрешением противоречий деятельности общения подростков в процессе формирования культуры взаимоотношений: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. Новосибирск, 1995 — 16 с.
  123. A.B. К проблеме первоисточника человеческой мотивации // Личность в общении и деятельности. Ульяновск, 1985. — С. 3−14.
  124. В.П. Формирование культуры общения старшеклассников средствами социально-ориентирующей игры: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. Новосибирск, 1995. — 22 с.
  125. Пиз А. Язык жестов: Что могут рассказать о характере и мыслях человека его жесты. Воронеж: МОДЭК, 1992. — 218 с.
  126. В.Ю. Основы педагогической технологии: Учебно-практическое пособие. М.: Ассоциация авторов и издателей «Тандем»: «Роспедагентство», 1997. — 176 с.
  127. Психологические проблемы социальной регуляции поведения. М.: Наука, 1976.-368 с.
  128. Психология личности: тексты, опросники, методики / Авт.-сост. Н. В. Киршева и Н. В. Рябчикова. М.: Геликон, 1995. — 236 с.
  129. Развитие общения у дошкольников / Под ред. A.B.Запорожца, М. И. Лисиной. М.: Педагогика, 1974. — 288 с.
  130. Я.В. Информатика социального отражения. М.: Прометей, 1990.-221 с.
  131. K.P. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М.: Издательская группа «Прогресс», «Универсал», 1994. — 480 с.
  132. Г. Я. Психология познания как самостоятельное направление исследований // Зарубежные исследования по психологии познания. М., 1977.-С. 13−61.
  133. Роль среды и наследственности в формировании индивидуальности человека. М.: Педагогика, 1988. — 333 с.
  134. С.Л. О мышлении и путях его исследования. М.: Издательство АН СССР, 1958. — 147 с.
  135. С.Л. Основы общей психологии. 2-е изд. М., 1946. — 704 с.
  136. В.В. К построению теоретической схемы анализа деятельности общения // Вопросы психологии. 1980. — № 1. — С. 39−46.
  137. В.В. О взаимосвязи особенностей общения личности и ее социально-перцептивных характеристик // Вопросы психологии. 1981. -№ 2. — С. 58−67.
  138. В.В. Психологические основы коммуникативной подготовки // Автореф. дисс. докт. психол. наук. Новосибирск, 1995. — 35 с.
  139. И.Н., Кларин M.B. Личностная ориентация в непрерывном образовании: практико-ориентированное исследование инновационных технологий // Гуманизация образования. 1995. — № 4. — С. 32−38.
  140. А. Диалог в воспитании: к постановке проблемы // Гуманизация образования. 1995. — № 2. — С. 9−16.
  141. П.В. Высшая нервная деятельность человека. Мотивационно-эмоциональные аспекты. М.: Наука, 1975. — 175 с.
  142. В.А., Подымова Л. С. Педагогика: инновационная деятельность. М.: ИЧП «Издательство Магистр», 1997. — 224 с.
  143. В.И., Исаев Е. И. Основы психологической антропологии. Психология человека. Введение в психологию субъективности: Учебное пособие для вузов. М.: Школа-Пресс, 1995. — 384 с.
  144. В.В. Культура речи и культура общения. М.: Просвещение, 1995.- 192 с.
  145. Социальная психология: Учебное пособие для студентов педагогических институтов / Под ред. А. В. Петровского. М.: Просвещение, 1987. — 224 е., илл.
  146. Л.Х., Трусов В. П. Опосредованное общение: социально-психологические аспекты // Психологические исследования общения. -М.: Наука, 1985. С. 334−342.
  147. Н.Д. Экспериментальное изучение социальной перцепции в процессе общения студентов в учебной группе // Вопросы психологии. -1981.-№ 4.-С. 119−123.
  148. Телевидение вчера, сегодня, завтра. Вып. 5. М.: Искусство, 1985. — 252 с.
  149. A.A. Психология публицистического убеждения. М.: МГУ, 1989. — 63 с.
  150. Философско-психологические проблемы развития образования / Под ред. В.В.Давыдова- Российская Академия образования. М.: ИНТОР, 1994.- 128 с.
  151. . ТВ: социальность восприятия // Телевидение вчера, сегодня, завтра. Вып. 5.- М.: Искусство, 1985. С. 115−129.
  152. Формирование учебной деятельности студентов / Под ред. В. Я. Ляудис. М.: МГУ, 1989.-239 с.
  153. А.У. К определению задач и методов социальной психологии в свете принципа деятельности // Теоретические и методологические проблемы социальной психологии / Под ред. Г. М. Андреевой и Н. Н. Богомоловой. М., 1977. — С. 21−32.
  154. А.У. Принцип деятельности в исследованиях межличностного воспитания // Вопросы психологии. 1980. — № 3. — С. 20−31.
  155. Г. В. Психологические особенности развития различных форм общения подростков: Автореф. дисс.. канд. психол. наук. М., 1988.- 18 с.
  156. Г. Д. Формирование предметного кода как основы понимания текста // Вопросы психологии. -1981. № 4. — С. 50−59.
  157. Шайдурова J1.C. Опыт организационно-методической работы в педагогическом коллективе на основе совместной продуктивной деятельности // Инновационное обучение: стратегия и практика.
  158. Материалы Первого научно-практического семинара психологов и организаторов школьного образования. Сочи, 3−10 октября 1993 г. / Под ред. В. Я. Ляудис. М., 1994. — С. 184−186.
  159. А. Предисловие // Средства коммуникации и проблемы развития личности ребенка: Материалы международного семинара, проходившего 16−17 июля 1993 г. в Звенигороде / Под общ. ред. А. В. Шарикова. М.: Агентство ЮНПРЕСС, 1994. — С. 5−6.
  160. Ю.А. Психологические проблемы массовых информационных процессов. М., 1973. — 215 с.
  161. И.П. Когнитивный стиль и общение. Ростов-на-Дону: Ростовский педуниверситет, 1994. — 156 с.
  162. И.П. Исследование особенностей общения в связи с когнитивным стилем личности: Дисс. канд. психол. наук. Д., 1983. — 194 с.
  163. А.Л. Стилевые особенности межличностного познания и характеристики общения: Автореф. дисс.. канд. психол. наук. Л., 1988. — 16 с.
  164. А.Л. Типы затруднений в общении у лиц с низким уровнем когнитивной сложности // Психологические трудности общения: Диагностика и коррекция. Ростов-на-Дону, 1990. — С. 21−23.
  165. Argyle M. The Psychology of Interpersonal Behavior. Harmandsworth (Mx), Penguin Books. 1973.
  166. Beovar R. Skills for Effective Communication. A Guide for Building Relations. N. Y., Willey, 1974.
  167. Campbell D.T. Ethnocentric and other altruistic motives. Jn: Nebraska symposium on motivation, 1965, v. 14.
  168. Carkhuff R. and Burstein Y. Objective Therapistand Client Ratings of Therapist Offered Facilitative Conditions of Moderate to Low Fuctioning Therapists. — «J. of Clinical Psychology- Burlington, 1970, vol. 26.
  169. Cook M. Interpersonal Percertion. Harmondsworth (Mx), Penguin Books, 1971.
  170. De Vito I. Communication: Concepts and Processes. N.Y., Englewood Cliffs, 1974.
  171. Findahl O., Hoijer B. Effekten av spraklig tilskottsinformation pa ihagkomsten och upplevelsen av ett nyhetsprogram. Stockholm, 1972. Gillham H. Helping Children to Accept Themselves and Others. N.Y., Columbia Univ. Press, 1959.
  172. Goldhaber F. The effect of sex and age on the perceptions of TV characters //I. of Broadcasting. 1979. V.23. № 1. P. 81−93.
  173. Siune K., Borre O. Setting the agenda for a Danish election. I.Commun., 1975, № 25, p.65−73.
  174. Torrance E.P. Teaching creative and gifted learners // Handbook of research on teaching / Wittrock M.C. (ed.) N.Y., 1986.
Заполнить форму текущей работой