Формирование готовности будущих учителей к организации делового общения участников педагогического процесса
Задачу штщтшш саденгов обобщенными теореэтгаеоквмв зкашяот георго целоо’люго ведагогвадакого дровеооа ж общешш0 осуществления тесной взштоовязв вдвду здорегвчеовой ж аржи-«ко! водаоговвоИ ведагогов ш нредполагадй решть о помощью раэрабоздввоВ hi» дезддввв* Уровень шйтв^втй ттжтт завдавз? т ттт тттгттж будущего' jww9 Зт®тжтштв тттш тшйшотжтштт тм т ооадвтш". Иовшавдв головной" будадах удаелей… Читать ещё >
Содержание
- — * «Ч %
- Глаза I. ТЕОгаВДШШ АСПЕКТЫ ФОРШМШШ ОТОШОСТЙ вдаш учителей к огошиащщ даового
- ОБЩИН УЧАСТНИКОВ ШШОТШШЖО ПРОЦЕССА
- 1. Де Зшюоофокае* таташш’о-вдагогтоойше основы формирования готовности будущих учителей к оргашзадда делового общения в оодагогвгаеокоы ороцеоое IS
- 102. ф Сущность понятая «готовность бур&ат учителей ё организация делового общешя участников педагогического прогресса"*
- 1. &bdquo-Зо Исходное соотоянш готовности будущк учителей к организация делового общешя в педагогической процесс©
- Вывода .и
- Гяава П. ССдаШШ и РЕЗУЛЬТАТЫ ошшо-пщшш^еокой р работы по шотрошию готошоот ьдащ тчшшт к огошшда даового овдаш участников
- ЩДАГОШЕСКОГО ПРОЦЕССА
- 2. Л. Учебно-методичеокая обеспеченность педвуза в формировании готовности будущюс учителей к организации делового общения, а педагоги-веском процессе
- 2. 2. * Содержание и методика работы по формированию готовности буддах учителей к оргаш-задот делового общения участников педагогического процесса gg
- 2. 3. Итог®- оштнонпедагогичеакоа работа .,, ,. x
- Вывода закшше сшсок тлшшзшой жтаоты. ж
- ПВЙ10ШШ llll^lllllllll^
Човреконвому развитию образования объективно присуща тенденция к демократизации» гуманизации акола* JJ этой связи од ним из существенных направлений преобразования процесса обучения и воспитания мокет бинь ояора на создание педагогических отношений в школе на основе эмоционального единства и сотрудничества детей и азроолих. Подобный подход отражается в лонпешляи общего среднего образования- «на познании общей цели совместной деятельности по сути по’строена вся педагогика сотрудничества* А она — гуманистическая идея совместной развивающей деятельности детей и взрослых, о крепленной азашоповдаашюм в проитшозением в духовна! мир друг друга, коллективным анализом хода и результатов этой деятельности» /IU3/
Гудзанистические отношения тдагогов и учащихся зависят от того®- насколько умело организует учитель универсальна!: вид деятельности (человеческое общение) и владеет способами взаимодействия в педагогическом процессе
Важность общения, как условия формирования личности, несомненна, так как именно через взаимодействие происходит ее социализация" Посредством общения, его сочетания с другими видами деятельности овладевает подрастающий человек богатство?/! созданной предшествовавшими поколениями материальной и духовной культура&bdquo- Неслучаен поэтому в настоящее время помшондаУ интерес в науч~ них исследованиях к проблеме общения, которая разрабатываетоя в нескольких направлениях.
Одним из таких ооновних методологических вопросов э ооде-гил ос омской теории общения является определение категориального статуса понятая «общение» (Г.Г. Андреев, 3"£"Двми8,
Д.Придак, А. ВЛ'елюк). в филфии анализируе такав роль общения какба реализации общвенных отношении (Д.?Я.Архангелий, Л.Д.%ева" МКветной" Э.В.Соколов) «как фактора развития лични (А.А.Довгань» Е. Г. Злобина и др.), Многие учены е-фш$ы уделяют внимание рмотрению видов" типов, форм, давней общения (к®С"Абульханова-Сл аая" В.?й.Видго$" :Л.В.Де-мин f Н. А. Иванов 9 ^"С Каган «М* С. Квотной» А.iO. Ланалюк «Э.В.Соколов).
В общей психологии большинство исследователей устанавливают влияние общения на психические процесса и поведение человека (Б.Г. Ананьев" Л.С.Ваготокий" В.а.Коль"ова" В.Н.Мяощвв" В.Н. Носуленко" А.Е.Пономарев" Н.Н.Обозов" Д. Б. Здьконин и др J |изу~ чают развитие личности в общении (В.В. Давидов)| выясняют взаимоотношение процессов мышления и общения (Л.А.Роотовенкая" Э. Д. Шустов и др.) — определяют психологические функции общения (А.Б.Добрович, Б.Ф.Ломов" С0Л. Рубинштейн).
В ряде исследований особому анализу подвергаются средства общения*, вербальные и невербальные®- в том числе диалог (И.А.Зим няя? Г.'I. Кучине кий, В.А.Малахова" Т.С.Цуюиозокая" Д.А.Хараева) формы взаимоотношений в общении (Е.Мелибруда) — проблема восприятия человека человеком в нем (В.А.Барабанщиков" А.А.Еодаяев" Л, И. Криволап" Т.Н.Малкова). Психологами исследуются стили общения и выявляется их влияние на эмоциональный опыт человека, на психологическую структуру коллектива и т. д. (А"А.Андреев, Н.А. Березовик" Я.Л.Колоданокий" А.А.Русалинова" Т.С.Семенова).
Одним из зазних аспектов проблемы общения в рамках всех наук о человеке представляет из себя разработка вопроса о соотношении общения и деятельностив Его рассмотрению посвящены работы философов, психологов, педагогов Г. М. Андреевой, П. Бокошо-в
§ Д.П.Буввой" Д.И.Дуброэакого" М. ИДисиной, Б. гДомова, В.К. ис^алозшшал интерес для нас предсташишт асоло дозаявя, ка-саадаеся педагогического' общения (А.Т*Иурбанова, Л"Л"Лоонтьээ, X® 'ЛЯийаштс, Я"'о'¦шльцвнвф ГиРахштулявна и др")# В них пела?-гогическое общение рассматриваемся как разновидность профессионального! как взаимодействие педагогов ж учащихся" в котором происходит обмен информацией®- данностями- шяоияетоя роль шодействш? педагогов и школьников з обучении к воспитании. to-ним вкладом в изучение общения как фактора формирования личности ребенка явились педагогические изыскания* кзсаювдагвоя освеще-нил вопросов типологии общения (В"Л"Леви, М, И"Лв<�пта, й*С.Кон, АсВДудрик®- И"?"Пахаяыщ, И"В.Додококий" 3"С"Целвнво)
В рлдо работ ученах-педагогоа доказывается неразрывная связь и влияние различных видов деятельности учащихся и общения друг на друга Ц.А.1фзнег1овав Л<30Лидак) — определяются функции общения (Т.Е.Х^уториш, А.З.^удрш?) — рассматриваются проблемы формирования культура общения, з том числе педагогического (В/, Гр05шево, А Ли Капустин®- И.Кймогоряеаа, Т0НДевашовае Левитан" A. K"Pdc6aosae 0, И#-иличооа).
Несомненно, что в процессе взаимодействия складываются отношения учителей и учащихся, вопросам зх установления о точки зрения педагогической целесообразности" товарищества, туманности уделяла зшшанзе Н.КДрувская. Па основе индивидуально-типологических особенностей взаимодействия детей и взрослых о общеобразовательной школе разрабатываются класоафикашш стилей общения учителей ЫЛ. Азароз# '.'.Г.Ведаовокзй, И. А. Зязюн, Д, П. Десо-хина, И#: .Кривонос, Т.Я.таяьковска^, .3. Чердак, Н. Я. Тарасович и др.)о Характеристика каждого из них занимает закноэ ыесто в исследованиях названных авторов.
3 настоящее время имеется множество теоретических публикаций" направленных на изучение взаимоотношений педагогов и школьников (Э, Й"Ьеденквда, А. О. Белкин, Н.Д.Демина" М. О. Шшсиэова,' Т. Е. Коншмова, Т. Н, Малъковокая, АЛ. Сараев, Н. ДЛель" ^"П.Шулъц и ApJo Причем из разнообразия аспектов данной проблема — влияние характера взаимоотношений на обучение" внеклассную работу (Н.Д.Демина) | налаживание гуманнотических отношений педагогов и школьников (МЛ1еШулъц)5 содержательная сторона взаимоотношений (Э.ИвБааенвгина) — фактора" влияющие на отношения учащегося к учителю Ц. ЭДахт) и т. д. — исходным для нас является положение" сформулированное Н. Д. Хмель о взаимоотношениях учителей и уча-щихсяо, а также школьников между собой как воспитательных механизмах педагогического процесса*
В рамках педагогики высшей школа имеются работа, посвящен-нае подготовке студентов к общению оо школьниками" Они направлены на формирование коммуникативных умений педагогов (З.И.Еелоу-сова" М. И. Волошина, И.Б.Кралова" Н. В. Кузьшша, Е. Б. Орлова, Н. И. Пяешкова, И. Р. Петерсон, В.В.Рыжов" А.В.-5омин, НЛ. Чаяуокенв и ДРо)9 На исследование потребности учителя в общении (А.В.Веде-нов, АоЯЛСанапацкий), общительности как профессионально-педагогического качества (В.А.Кан-Калик, К.С.Успанов).
Вместе с тем" в психолого-педагогических исследованиях" касающихся многообразных аспектов подготовки учителя" еще недостаточно отражены вопроса вооружения студентов способами общения* До сих пор не предпринимались попытки изучить особенности подготовки будущих учителей к организации делового общения педагогов, школьников, родителей" их включения в активную деятельность по овладению данной разновидностью взаимодействия с позиций целостного педагогического процесса.
Анализ теоротичесяих пубяишщй по проблшшл общения и подготовки учительских кадров гс различным сторонам педагогической деятельности* а ташш изучение практического состояния дол в общеобразовательной школе убодшш нас в отсутствии достаточного знштш к вопросам накаливания отношений сотрудничества посредством включения участников педагогического процесса в интенсивное взаимодействие на деловой основе" Таким образов0 отчетливо проявляется противоречие мевд потребностью совершенствования отношений* вкладывающихся в педагогическом процессе общеобразовательной школы" и фактическим недостаточным уровнем подготовки будущих учителей к организации одного из ведущих видов деятельности школьников* э котором подобные отношения формируются. Поиск путей разрешения данного противоречия" а такте недостаточная разработанность вопросов формирования готовности будущих учителей я организации общения педагогов" учащихся" родителей на деловой основе в целостном педагогическом процессе составляет штштж&тштт* Все это в совокупности о возросшей необходимостью гуманизации школьной жизни определили щ^уолтот и обусловили выбор тема нашего исследования Нормирование готовности будущих учителей к организации делового общения участников педагогического процесса".
Цшшо исследования является научно-педагогическое обоснование методики формировании готовности будущих учителей к организации делового общения участников педагогического процесса. объектом из. учшш1 служит процесс профессиональной подготовки будущих учителей в педагогическом вузе. тэдд-зйто?л доследования — готовность будущих учителей к организации делового ззаадюдействия педагогов" учащихся, родатол эй э учебно-аосшшшаяьнсш процессе общеобразовательной околи"
Решить т двинутую проблему я достичь цели исследования ?.ta полагали®- опираясь на следующую щш^ если по, готовка студентов педвузов к организации общедаш на деловой основе будет адекватна объекту деятельности учителяе, а всем изучаема учебная дис-цшштш придать характер профессиональной направленное «и, тоорашрозанио готовности будущих учителей к организации делового общения будет эффективным, так как создается реальные условия для проявления активности студентов в усвоении теоретических знаний и практических умений, необходимых дяя приведения, а действие воспитательных иеханизаоз шдагогического процесса, являющихся результатом взаимодействия в рамках совместной деятельности педагогов, школьников, родителей*
В соответствии с проблемой®- целью, объектом, предметом, для доказательства задвинутой гипотезу были определена следующие
I. Уточнить определение понятия «деловое общение, а педагогическом процессе»
Раскрыть сущность понятия «готовность будущих учителей к организации делового общения в педагогическом процессе» * п. Определить учебно-методичеокуя обеспеченность педвуза в нормировании готовности будущих учителей к организации делового общенияо
4, Разработать методик последовательного формирования готовности будущих учителей к организации делового общения участников педагогического процесса и экспериментально проверить ее э&евтивность. слуяат теория деятель-поста, учение о социальной сущности человека, философская конлепшя общения как фактора развитая личноети"
Зздуздая .идея и$длоддваияя — эффективность :*уюотонированвя педагогического процесса обусловлена организацией делового взаимодействия его участников" что требует ориентации на объект деятельности учителя процесса обучения студентов, как потешдаачь-них организаторов общения в совместной деятельности педагогов, школьников®- родителей и осуществления деятельностяого подхода я нему®-
ИаШШЁШИЗ-Еет&аэаша явились труда философов, пошило-тоа" педагогов" отраЁаадао проблема общения* а также касающиеся вопросов развития личности в деятельности" официальные документы, определяющие перспективы развития воспитания ж образования в современный период®-
I этап (1986−1988 гг.) шел цель©- определить концептуальную основу исследования и был связан с выявлением состояния разработанности проблемы в теории" Уточнено содержание понятия «деловое общение в педагогическом процессе19 в Разработана теоретическая модель 'формирована! готовности будущих учителей к организации делового общения з педагогическом процессе с учетом определения соответствующего понятия. Ведущими на данном этапе исследования являлись такие методы®- как теоретический анализ и обобщение философской» психолого-педагогической
литература, сравнение" моделирование.
П этап (1988−1389 гго) связан с анализом учебнах планов" программ, учебников, учебных в методических пособий" изучаемых, а курсах общественная" психолого-педагогичесж" специальна: дисциплин педвузов. Обоснована методика последовательного г*оршроаашш готовности будущих учителей к организации делового общения в педагогическом процессе с учетом теории поэтапного формирования умственных действий. Определено содержание опытно-педагогической работа по осущеотзлешю исследуемого аспекта профессиональной подготовки студентов к педагогической деятельности. Разработана процедура кошяаэдрузщего и формирующего экспериментов9 первой из них получил организационно©- воплощение в учебном процессе педвуза и общеобразовательная школ* При этом ш попользовали следующие метода исследования: масленный эксперимент®- анализ, обобщение" сравнение" анкетирование" тос-тированШр наблюдение о беседа, анализ школьной документации" изучение продуктов деятельности участников эксперимента* метод незаконченных предложений," Обработка результатов выявления потребности, а общении пелась с помощью ЭВМ* Результаты I и Л этапов исследования наши свое отражение в главе «Теоретические аспекта форшрования готовности будущих учителей к организации делового общения участников педагогического процесса».
11а Ш этапе бала проведена опатно-педагогичес кая работа на базе Семипалатинского педагогического института ш. И.К.Крупской" апробирована методика формирования исследуемой готовности в Восточно-Казахстанском Государственном университете, в ходе курсо-зой подготовки учителей при областном ЯУУ и на базе средних школ
П8″ 3Q г. Семипалатинска. Ведущими методами на данном этапе исследования были наблюдение, в том числе включенное" беседа, анкетирование, тестирование, рейтинг, самооценка, взашооценка, оценка компетентных судей, метод незаконченных предложений, эксперимент" анализ продуктов деятельности школьников, студентов, учителей" методе математической статистики. Полученные давдае и результата опытно-педагогической работа обобщена по второй главе исследования «Оодеркаше и результаты оштно-педагогичес кой р&-* боты по формирование готовности будуда: учителей к организации долевого общения участников педагогического процесса «
Шзш^ттжшт^т заключается в аюдуода: заявлены некоторые условия ©-Фиктивного приведения з действие воспитательна ивтттов педагогического процесса, исходя из особенностей организация делового общения учителей, учащаяся и родителей*
— определена понятия «деловое общение в педагогическом процессе^ и «готовность буддах учителей к организации делового общения участников педагогического процесса" —
— обоснована необходимость специальной подготовь будаих учителей к организации делового общения с позиций деятельности ного подхода к обучению студентов и его ориентации на педагогический процесс общеобразовательной школа $
— доказана зависимость качества педагогического процесса от уровня готовности учителя к организации делового общения участников педагогического процесса, а нем.
Штжзшжмтшожк^т заключается в том, что материала диссертационного исследования могут бить использована, а деятельности преподавателей педвузов и учителец-практиков:
— методика изучения готовности будущих учителе. к органи-загщя делового общения участников педагогического процесса- могодака последовательной подготовки будущих учителей к деловому общению педагогов" школьников, родителей в педагогическом процессе общеобразовательной школа-
— разработанный спецкурс (спвцоеаягаар) «Деловое общение з педагопгюс ком прочее се» —
— научно-методические рекомендации, способствующие эф$ек~ равной организации общения на деловой основе з целостном педагогичеоком процессе общеобразовательной школа.
На запасу эаноолтоя следующие щщзщщ:
— обоснование неоо’ходаоств специальной подготовь учителей if организации делового общения участников педагогического процесса-
— понятая «деловое общение в педагогическом процессе"готовность будущих учителей к организации делового общения участников педагогического процесса" —
— определение критериев" при знаков и предполагаемых уровней сформировавиоотв исследуемой готовности-
— разработанная методика последовательного формирования готовности будущих учителей к организации делового общения с учетов возможностей учебного процесса педагогических вузов®- дс. д&едовашя подтверждена методологическим обоснованием теоретических основ и кошхедтуаяъшх позиций автора" применением комплекса методов педагогического исследования* соответствующих задачам каждого из этапов диссертагшошой работы е результатами" полученнаш о ходе оштно-кедагогичеокой работа"
Газа, шаслтозття0, филологический®- физико-математический" историко-педагогический факультета Семипалатинского педагогического института им. И. К. Фдопсйой и исторический факультет }Зос-точно-Казахстанского Госушторситетав обДШ’У и общеобразовательные школц & Z8, 30 г. Сешпалаяинака" Различными видами эксперимента охвачено более 5GC студентов педвузов, 120 учителей общеобразовательных школ, около 150 учащихся школ г ^ешшалагинсяа.
ШвШМП^МШ* Основные результата исследования докладывались поэтапно на заседаниях лаборатории «Научнао основы организации учебно-воспитательного процесса в педэузе» при кафедре педагогики 1<азГПУ имени Абая (1987−1932 гг.) — на научные ко"*ервнщвга: «Теоретическое наследие 1!.К.лрупской и совершенствование подготовки педагогический: кадров в условиях пвдопю&т высшего образования» (гФСешпш1атинск8 апрель 1389 24-й науч~ но-мегодической конференции процесс орско-преподаэателъс кого состава (Ш ш. Я. К* Крупской (1930)s 1Э-2 учебно-мегодичеокой конференции профессора ко-птшодавательокого состава КазГШГ по проблеме «Индивидуальная работа студентов как одна из форм повыше-шя качества подготовки будущих учителей» (Алма-Ата, февраль 1989 г®-)| Всесошвом совещании «Подготовка педагогических кадров в условиях учебко-научнснмеяодического комплекса (ШК) — поиск
§ проблема и перспективы19 (г.Семипалатинск, 8−12 октября 1991 г.) — mmзузовокой конференции «Совершенствование профессиональной подготовки педагогических кадров4' (г.Целиноград, октябрь 1991 г,) — менвузовской научно-практической конференции «Абайские чтении* (г®Семипалатинск, 28-Зи октября 1301 г.).
Гтгжуууа уабйт0 Диссертация состоит из введения" двух глаз, заключения" списка
литература и
приложения. В тексте имеются 13 таблиц, 3 диаграша, 4 графика,
Формирование готовности будущих учителей к организации делового общения участников педагогического процесса (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Выводи.
Иовшавдв головной" будадах удаелей $ орк&юзашш делового общения учаотютов ггетоггоеясхгв протеста кап одного аз аспектов щ^тттттШ во№отвме адекватного объекту деятельности утешш, требует иэучешш возшгшда! учебного дре-пеооа педагогического процесса вуза о тчшш зрения «ущйетм©-^ шш деяздшюеФяого подхода к обучению я штвмшт mjmmm®.
Мшжшв учебных планов и программ, контент-аншшз учебных пособий показал недостаточную их сориентированное?*, на формирование у будущих учителей исследуемой готовности".
Задачу штщтшш саденгов обобщенными теореэтгаеоквмв зкашяот георго целоо’люго ведагогвадакого дровеооа ж общешш0 осуществления тесной взштоовязв вдвду здорегвчеовой ж аржи-«ко! водаоговвоИ ведагогов ш нредполагадй решть о помощью раэрабоздввоВ hi» дезддввв* Уровень шйтв^втй ттжтт завдавз? т ттт тттгттж будущего' jww9 Зт®тжтштв тттш тшйшотжтштт тм т ооадвтш".
Одари шй seopro воадошто ферщровшш умтттжт де? оФ~ етИ жтшшшт так ввоздотп" отатвуза работу та форш&ровавш) го-®овюоз?я бщвдх ymwM в шшштш делового ебютш^ wo ш шттш учебном жда©ршттъ тшшщщш жтч&одного да аддаев вознаваяельвой твттттт атуд®нтов* Эта работа дшшта начинаться с первых обучввзд в педдошюееяом вузе г ©-ршв-" яя$оватьоя ва воошшше®шпттттшмт укрешевве шдшь гвческой шдаравлетшотн дяптоеяв студента (to еоть штшшштп^ ного £?шшшята готовности) 9 получена©в оттттштхт шттй йб оооОеввооздх Ыътт итшжыгтт деловом общения.
Тшгажт ведагогичеокого вродеооа (содержательный кшввовевг), оярабояку шобаддаш умешй (операэдюншй ттттт) #.
Результаты форшщрэщего шзпершевта жтттт место брш-вооть введения ноол®йтшзлшШ хфедварвтельной подготовив етудентов к (c)р^шшзшда делового общеввя явгогрвроваввого спец-** куроа (опечоешшара) в учебны®процесс педвуза* Дшш! аде во-дершг возможность обобадэетя «еореигевош: предо таэлешШ буду-* ошж учагелей © йуадоога» закономерностям" двдюотнзе омах, ун" равляешзатя педагогического процесса общеобразовательной школы в особенностях делового общения учителей, учаащея,. родителей* Завершающа mm подготовка бущвдх учителей ж оргазшза" цвв делового общевия yiacfHromt педагогического процесса прихолятся ш шшшшую црояздодводеввую щододку, где происходит задашшш®ооогветоэдзгэдшс ушшйв Ш*"&щттэур m оадоадаа? о этаном собственно доогваввык да? ош& студентов* связанных о даэщшш объекта ш тшшштт$у Швжлттвшшовшвтажъ" дай p&tea тшшт. xms"9 чт шойлтщшшшй ттт ттттт Щщшм утеада! шод&йт&шш ск&вавашш та рашдото таяше ami-mz щйЩмшттшм&х йшсиз зтттшм тттть шш общвшь* наешь й жтштттт®дотовокощ"* сададвдодовадою шща тттттт фшшшот®дашша, позцртш®ш 1ШЩ0М т тшт тжт^штхштчтжоШ работы щш тшш вюгояшг.
Мф^бштт шюодадо здадодоода будувшуте"*" тй ш оршшщш декового й&щтт ушштшши педатячоояого нрэц#о®а, а щшьтШ цршдаша рабою общаобразйаатадшодг mm шт®тшшшit доашнктюэд а©жшшвбвавия дм р!$тття подготовка утешшй ж ооущооявяэтго долевого вщт&отШътя учашъ" ся9 шшшшШщ педагогов®т.