Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Проблема ретроспективности в творчестве И. А. Гончарова: Соотношение художественного и мемуарного образа

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Мазон A.A. Материалы для биографии и характеристики Гончарова. СПб., 1912; Бобров Е. А. И. А. Гончаров о Н. Й. Вэдеждине // Изв. Отд. рус. яз. и словесн. 1909.Т.Х1У>1.0.114−124- Спасская Н. Биографический элемент в произведениях И. А. Гончарова. Казань, 1912 — Евгеньев-Максигюв Б.Е. й.А.Гончаров. 1изнь, личность, творчество.М., 1925; Демиховская O.A. И. А. Гончаров в Московском университете… Читать ещё >

Содержание

  • Введение
  • Глава I. Проблема ретроспектиности в домемуэрном творчестве И.А.Гончарова
  • Глава II. Проблема ретроспективности в мемуарном очерке «Б университете»
  • Тема университета в романах Гончзровз
  • Особенности мемуарной природы очерка
  • Б университете"
  • Временная позиция автора очерка «Б университете».116'
  • Глава III. Проблема ретроспекгивности в мемуарном очерке «На родине»
  • Тема «родины» в романах Гончарова
  • Особенности мемуарной природы очерка
  • На родине".л
  • Временная позиция автора в очерке «На родине»

Проблема ретроспективности в творчестве И. А. Гончарова: Соотношение художественного и мемуарного образа (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Восприятие творчества й.А.Гончарова как творчества, обращенного в прошлое, имеет достаточно длительную традицию. Эта особенность, отмеченная еще при жизни писателя, истолковывалась как в отрицательном смысле /" писатель старого направления", «романист прежнего времени» *'/, так и в положительной, затрагивающей своеобразие авторского таланта /" обилие ретроспективен ных взглядов" 4* как неотъемлемая черта гончаровского психологизма, «поэзия прошлого»7, воплотившаяся в романистике Гончарова, предпочитавшего «прошлое — будущему, известное — неизведанному, тихие глубины жизни — взволнованной поверхности.1^/.

Литературоведческое изучение ретроспективных явлений творческого наследия Гончарова началось с трудов Е. А. Ляцкого, видевшего в романистике писателя Художественный мемуары — мысль о мемуарной основе творчества Гончарова /а ретроспективностьодин из жанрообразующих признаков мемуаристики/ находит сторонников и среди современных исследователей /Е.Краснощекова* «В романах Гончарова господствует не хронология истории, а хронология воспоминаний, субъективная по существу» ^/.

I/ Утин Е. И. Литературные споры нашего времени // Вестник Европы. 1869. Т. У1. Ш, С. 364.

2/ Буренин В. П. Критические этюды. СПб., 1888.С.127. 3/ Арсеньев К. К. Критические этюды по русской литературе. СПб., 1888.Т.2.С.ЗОЕ".

4/ Мережковский Д. С. Гончаров // Роман И. А. Гончарова «Обломов» в русской критике: Сб. статей" CH6., I99I. G*I85. ~ ~.

5/ Там же. С. 185.

6/ Ляцкий Е. А. И. А. Гончаров. Критические очерки. СПб., 1904.С.87. 7/ Краснощекова Е. А. йван Александрович Гончаров. Мир творчества. СПб., 1997.С.13.

Таким образом, проблема ретроспективности в творчестве Гончарова смыкается с проблемой автобиографизма — проблемой Факта и его художественной интерпретации, поляризация мнений по которой состоялась еще на ззре гончароведения, — в трудах М. Супе-ранского /" Художник с таким широким синтезом, как Й. А. Гончаров, не копирует действительности, а воссоздает ее" а, и «Автобиография Гончарова. является результатом того же самого художественного творчества11^/» и, с другой стороны, — Е. Ляцкого /" Роман и жизнь тесно сплелись в развитии творчесткой личности Гончарова, и долгое время оставались неразгаданными своеобразные явления этой связи. Никто из писателей так заботливо не старался скрыть ее, и ни у кого она не выступала с такой поразительной силой, как у Гончарова" !?/. Разрешение этого старого спора осложняется тем, что мемуаристика писателя — малоисследованная область гончароведения: воспоминания Гончарова тт т? • вызвали ряд работ краеведческого, биографического 6 ха.

8/ Суперанский М. Ф. Й. А. Гончаров и Н. Н. Надеждин // Современник. Т.У.Ш5.С.171−172.

9/ Суперанекий М. Ф. И. А. Гончаров и новые материалы для его биографии // Вестник Европы.1907 J22. С. 571.

10/ Ляцкий Е. А. Роман, и жизнь: Развитие творческой личности И. А. Гончарова. Из истории русч литературы ХУ1 и XIX столетий. Прага, 1925.С.I.

II/ Бейсов U.C. Гончаров и родной край, Куйбышев, i960.

12/ Мазон A.A. Материалы для биографии и характеристики Гончарова. СПб., 1912; Бобров Е. А. И. А. Гончаров о Н. Й. Вэдеждине // Изв. Отд. рус. яз. и словесн. 1909.Т.Х1У>1.0.114−124- Спасская Н. Биографический элемент в произведениях И. А. Гончарова. Казань, 1912 — Евгеньев-Максигюв Б.Е. й.А.Гончаров. 1изнь, личность, творчество.М., 1925; Демиховская O.A. И. А. Гончаров в Московском университете // Учен. зап. ЛГПИ им. А. Й. Герцена. 1959.Т.210.С.3−26- Недзвецкий В. А. Публицистика романиста // й.А.Гончаров. На родине. М., 1987.С.18−24- Груздев А.й. К хронологии произведении й.А.Гончарова /о датировке очерка «В университете'1/ // Уч. зап. ЛГПИ им. А. Й. Герцена. Т.87.1949.С.75−78. s рактера, но в своей жанровой специфике до сих пор они не были объектом анализа /исключение составляет беглое замечание м. Эре, который в своей монографии й0блошв и его создатель11 пишет, что в мемуаристике Гончаров возвращается к поэтике «натуральной школы1* «статическим представлением характеров и сцен то из ежед вной жизни®йвжду тем в №Воепоммнанияхн Гончарова звучит общая с романистикой тематика, что дает материал для сопоставления художественного и мемуарного образа в творчестве писателя — сопоставления, помогающего уяснить соотношение Wahrheit unol Dichtung для Гончарова. Кроме того, «Во с помина нив®рассмотренные в темпоральном аспекте, содержат два типа перекличек времен: мемуарист — юноша и мемуарист — художник /преломление темы университета, становления личности, и «родины» в романистике/, что, в частности, дает возможность понять эволюцию образов «университета*' и «родюш* в «Обыкновенной истории», иибломовей и «Обрыве» &diamsдругой аспект рассматриваемой проблемы — ретроспективность на Идейно-тематическом и еюжетно-композиционном уровне также недостаточно изучен: внимание ученых привлекали лишь историософские представления писателя^ и темпоральная структура ро.

13/ Ihre К Oblomov and His Creator. Princeton, №.

14/ Туниманов в. А, Вступ. ст. к разд. йримечания- //М.А.Гончаров. йолн. собр. соч. и писем:? 20 тт. Т.З.СПб., 2000.С.500-, 502- Отрадин й.В. lipo за й.А.Гончарова в литературном контексте. СПб., 1994; йраснощекова Е.А. й.А.Гончаров. Мир творчества. Щб., 1997; Васильева O.A. Философия истории в книге М. А. Гончарова «фрегат, йалладаии. Автореферат канд. дисс. -Тверь, 1998. мана «Обломов0, среди ретроспективных явлений которой рассмал тривались художественные приемы, обозначаемые общим названием экскурса в прошлое*^ /предыстория, задержанная экспозиция, обрамление/, а также роль времени, роль прошлого в гончаровской типизации*6, циклическая и линеарная концепции времени, воплотившиеся в образной структуре романа*7. Особую линию в изучении йвремеборческойй^ концепции й0бломовая являют собой работа, развивающие идеи м.м.Бахтина19 об идиллическом хроно-рп топе» Среди трудов, затрагивающих вопросы поэтики времени и не ограничивающихся только Яблоновым1', стоит назвать книги.

1§/ Киреева а.Ф. йдейно-художественная роль экскурса в прошлое в романе И. А. Гончарова «ибломов» //материалы юбилейной гончв-ровской конференции. Ульяновск, 1963. C.2I9−23O. 16'/ Лихачев Д. С, аравоописательное время у Гончарова //Лихачев I.G. поэтика древнерусской литературы"!., 1979.С.299−305. 17/ ?аборисская я.м.Цространственно-временные отношения в романе «Обломов» // Метод и мастерство. шп Л. Вологда, 1970.С.120−130- Borowec Ch. Trrne. after TimeThe. Temporal Ideoloqq of Oblomov/.Slavic & East European Journal. VotJ&vl Ш1 Р.53Г-5?3.

18/ Отрадин M. B# Указ.соч. СПб., 1994.С.112/тeрмин взят у Нед^др 19/ Бахтин м. М" Формы времени и хронотопа в романе //Бахтин Ш*М. вопросы литературы и эстетики, М., 1975. 0.383. 20/ Ляпушкина £.м. идиллический хронотоп в романе й.А.Гончарова иОбломовя //Вестник 1ГУ.1989.сер.2.Вып.2.С.27−33- Фаустов A.A. Роман М. А. Гончэрова «ибломов0. Художественная структура и концепция человека. Автореферат кандидатской диссертации. терту, 1990; Вершинина м.1. О роли «идиллического компонента» в Г|ибшсновенной истории8 й.А.гончврова //й.А.Гончаров, материалы международной конференции, посвященной 1Ь5-летию со дня рождения й.А.Гончарова. Ульяновск, 1998. С.65−75.ляпушкина Е.й. Русская идиллия XIX века и роман И. А. Гончарова «Обломов». СПб., 1996.

В.Й.Мельника*^ и М.В.Отрадина^ в которых, 1 частности, рассматривается исторический аспект проблемы ретроспектизноети /" человек внутри большого Времени, временного эпохального, иссо дорического сдвиганЛ /. Однако некоторые аспекты ретроспекти-выосгн — например вопрос об авторском Бремени, о мемуарных приемах в романистике /" мемуар" яМат8шан байского, «иблоиов» как записанные литератором воспоминания Штольца/ - не привлекали внимания ученых.

Все сказанное приводит к выводу, что ретроспективные явления в творчестве Гончарова не были предметом целостного рассмотрения, которое, однако же, необходимо как для полноты представления о художественном мире писателя, так и для понимания Гончарова-мемуариста.

Таким образом, представляется необходимым предпринять всесторонний анализ ретроспективных явлений и в художественном творчестве писателя /на концепционном, сюжетно-композиционном и субъектно-авторском уровнях/, и в мемуаристике /" воспоминания11 рассматриваются прежде всего в темпоральном аспекте/, и в его теоретико-литературных высказываниях /идея времени, на которой базируется гончаровская теория типического/. й в связи с этим в настоящей работе делается попытка прояснить ряд моментов:

I/ Выявить, как проявляется у Гончарова концепция прошлого, характерная для романтизма и «натуральной школы». 2/ Исследовать мемуарную форму повествования у Гончарова /включая *мемуарные" элементы романистики/, а также переплетение.

21/Меяьник в.й.Реализм Гончарова. Владивосток, 1985. 32/0традин М. В. Указ.соч. и.37. 23/Там же. е.39″ мемуарной и дневниковой форм повествования во-" Фрегате «Налла.

Д8″ и.

3/йзучить особенности авторского времена в романистике и мемуаристике.

4/0пределить ролв временной дистанции в создании художественного и мемуарного образов «родины11 и «университета». ъ/Выявигь публицистическое, остросовременное Н8Ч8ло, в романистике Гончарова /прежде всего в «Обрыве» / и в мемуаристике. б/Рассмотреть «Воспоминания» Гончарова как комментарий к художественному творчеству писателя и отметить в домемуарном творчестве те явления, которые важны для становления гончарова-ие-муариста. предмет исследования — временная дистанция как смысла-, стилеи жанрообразущий фактор — обуславливает методологическую основу диссертации, формированию которой послужили труды по поэтике времени /й.М.Бахтин, В. В. Виногрздов, Г. Мейерго.ф, Н. Гей, А. Мендилов, й.Ф.Ржевская, Б. АЛсаенекий, А. Я. Гуревач, Д.С.Лихачев/, работы по теории и истории мемуаристики /Б.М. Эйхенбаум, И. К. Губер, В. Комарович, Л. Я. Гинзбург, А.Г.Тартаков-ский, Г. Г.&шзаветина, В. А. Тушшанов, Г. А.Островская/, иселе-дования по творчеству Гончарова /Е.А.Ляцкиа, а.Ф.Суперанский, Б. М. Энгельгардт, м.В.Отрадин, Т.й.Орнзтская, В. А. Туниманов, А. Г. Гродецкая, Ё. Ы. Таборисская, и.И.Бухаркин, Л. С. Гейро и др./. В диссертации использованы сравнительно-исторический, текстологический и сравнительно-типологический методы исследования.

Практическая значимость диссертации определяется тем, что ее положения могут быть использованы при издании и комментировании мемуаристики Гончарова, а также ромэна В0брыви. 9.

Диссертация состоит из введения, трех глзв, заключения в библиографического списка, первая глава посвящена анализу ретроспективных явлений в домемуарном творчестве Гончарова, что позволяет подойти к исследованию мемуаристики с учетом гончаровской поэтики времени, в двух последующих главах рассматривается соотношение художественного и мемуарного образов «университета» и «родины» .-и роль позднейших настроений писате ля, определяющих мемуарное изображение университетской и провинциальной жизни. В заключении подводятся итоги о роли временной перспективы ж концепции прошлого у Гончарова.

Заключение

.

Предпринятый анализ тех явлений творчества Гончарова^ которые можно объединить понятием ретроспективности, привёл к следующим результатам:

Насыщенность" временемотличительная черта прозы Гончарова /долгие годы, в течение которых писались романы, отражают следы как более ранней, так и более поздней манеры писателяобыкновение Гончарова возвращаться к завершенным произведениям, перерабатывая их, приводило к отражению новых настроений писателя в текстетема прошлого, его власти, памяти, воспоминаний в романистикеусиливающийся от романа к роману историзм гончаровской прозыширокий охват изображаемого времени «проявляющийся в использовании исторических параллелей, характерных уже для ранней прозы писэтеляконцепция преемственной связи прошлого и настоящего, звучащая в романистике /особенно в романе «Обрыв», мемуаристике и публицистике/^ ретроспективные главы в романах и мемуарном очерке «На родине» — нарушения хронологии в изложении событий в романах и мемуарном очерке «На родине» /несовпадение фабульного и сюжетного времени/*.

Для повествовательной манеры Гончарова не характерна ретроспективная авторская позициядаже ъ ретроспективных главах, автор, сообщив о «возвращении назад» «переходит на синхронную точку зрения. Мемуаристика Гончарова обнаруживает зависимость от романной поэтики автора преобладанием синхронной авторской позиции"Изображение событий прошлого в «Воспоминаниях» в значительной мере обусловлено временем литературного воплощения произведений /оценка роли университета, совпадающая с цензорским* отзывами и эпистолярными высказываниямипозднейшие настроения, отразившиеся в трактовке «обломовщины» и достаточно резко расходившиеся с сочувственно принятой вначале добролюбовской интерпритацией/в.

Очерки «В университете» и «На родине», объединенные автором в новое художественное единствоцикл «Воспоминания» — имеют, однако, разную жанровую природу, представляя собой мемуарно-публицистическую /" В университете" /! художественно-мемуарную /" На родине" / разновидности жанра воспоминаний, В силу жанровой неоднородности «Воспоминаний» ретроспективность представлена в них разными явлениямиот прямой переклички эпох /чередование собственно мемуарных и злободнезно-публицисти-ческих отрывков, авторские ремарки, подчеркивающие временную дистанцию /до синтеза разновременных событий, совмещающихся в единый художественный образ0.

Мемуарный жанр не был абсолютно органичен для Гончарова и в силу некоторых психологических причин /несклонности к испо-ведальности/ и вследствие эстетических установок /обобщение и типизация как «вторая натура» /, и по причине характера дарования, /роман как условие проявления гончаровского таланта/о Поэтому специфику мемуаристики Гончарова определяет приглушенное личностное начало, отсутствие патетики, лиризма, элегических нот, типизация и сюжетность лучших воспоминаний, в которых ведущим началом является не стремление к фактической точности, а определенный художественный замысел, что заставляет их прочитывать как «Поэзию и правду» о Гончарове.

Показать весь текст

Список литературы

  1. НО/ Колядич Т. М. Воспоминания писателей. История развития. Жанровая специфика, м., 1991.
  2. I/ Коновалова В. П. О некоторых особенностях автобиографического жанра // Проблемы стиля, метода и направления. М., 1969. 112/ Костенецкий Я. Из моих студенческих воспоминаний //Русский архив. 1887.Т.2.
  3. И.А. Фрегат «Паллада». Л., 1986 /Сер. «Лит. памятники"174/ Орнэтская т.И. Трилогия и.А. и „Фрегат „Паллада““ // Ivan А. Goncarov. Leben», Werk und Wirkung, Koln-Weimar-Wien, 1334.175/ Островская P.A. «Поэзия и правда» Гете и «Былое и душ»
  4. Ehre M Oblomov and his creator. Princeton, 1973.
  5. Kleiner I. The role of time in literary genres // Zagadnienia Rodzajow Literackich.T.2.z. 1 (2). Lodz, 1959.
  6. Mendilow A. Time and the novel. N.Y., 1965.
  7. Meyerhoff H. Time in literature. Los Angeles, 1960.
Заполнить форму текущей работой