Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Подготовка кадров для Российского флота во второй половине XVIII века: По опыту Морского шляхетного кадетского корпуса

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В общем плане следует сказать, что в ХУШ веке выпуски из Морского шляхетного кадетского корпуса были ежегодными (за исключением 1756 и 1776 годов). Количество выпускников каждый год было различным. По штату предполагалось иметь 87 гардемаринов, подготовленных к производству в офицерский чин, но на деле выпускников первоначально было значительно меньше. Так, первый выпуск в 1753 году состоял из 22… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Организация Морского шляхетного кадетского корпуса во второй половине XVIII века
    • 1. 1. Создание Морского шляхетного кадетского корпуса
    • 1. 2. Организационная структура Морского шляхетного кадетского корпуса
      • 1. 2. 1. Внутренняя структура управления корпусом
      • 1. 2. 2. Укомплектованность Морского шляхетного кадетского корпуса личным составом
      • 1. 2. 3. Правила приема в Морской шляхетный кадетский корпус
    • 1. 3. Материальная база Морского шляхетного кадетского корпуса
      • 1. 3. 1. Финансирование
      • 1. 3. 2. Размещение корпуса
      • 1. 3. 3. Учебные пособия, типография, учебное оборудование
      • 1. 3. 4. Обмундирование и питание личного состава корпуса
  • Глава 2. Учебно — воспитательный процесс в Морском шляхетном кадетском корпусе
    • 2. 1. Планирование учебной работы в корпусе
    • 2. 2. Педагогические кадры Морского шляхетного кадетского корпуса во второй половине XVIII века
    • 2. 3. Воспитательный процесс в корпусе
    • 2. 4. Практическая подготовка
  • Глава 3. Выпускники Морского шляхетного кадетского корпуса в истории России и Флота
    • 3. 1. Общая характеристика выпускников
    • 3. 2. Выпускники Морского шляхетного кадетского корпуса, ставшие командирами кораблей, соединении, начальниками учреждений флота
    • 3. 3. Выпускники корпуса, проходившие службу на различных государственных постах вне Флота
  • Заключение
  • Список использованных источников и литературы
  • Приложения

Подготовка кадров для Российского флота во второй половине XVIII века: По опыту Морского шляхетного кадетского корпуса (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Деятельность Морского шляхетного кадетского корпуса занимает видное место в истории России второй половины ХУ1П века, так как именно в его стенах проходила профессиональную подготовку основная часть российского флотского офицерства. Из корпуса вышли выдающиеся флотоводцы, мореплаватели и первооткрыватели новых земель1. Многие из выпускников корпуса составили гордость российской науки2. Выпускники Морского шляхетного кадетского корпуса ярко проявили себя не только в военной сфере, но также и во многих других областях государственной и общественной деятельности, и достигли выдающихся результатов.

Морской шляхетный кадетский корпус до сих пор представляет собой объект для пристального внимания историков, так как его деятельность еще недостаточно изучена, особенно что касается первого пятидесятилетия его официального существования (с 1752 по 1801 годы). Именно в эти годы был накоплен важный опыт организации управления подготовкой кадров, выработана определенная система обучения военно-морскому делу, заложены основы воспитательной работы в корпусе. Актуальным также является исследование отдельных сторон сложившейся организации учебно-воспитательного процесса в корпусе, опыта его материально-технического обеспечения, а также персонификация деятельности педагогических кадров Морского шляхетного кадетского корпуса и службы выпускников.

Необходимость глубокого изучения исторического опыта Морского шляхетного кадетского корпуса также диктуется наличием.

1 Такие как Ф. Ф. Ушаков, Д. Н. Сенявин, И. Ф. Крузенштерн, Ю. Ф. Лисянскнй, Ф. Ф. Беллинсгаузен, В. М. Головнин, П. И. Рикорд и другие.

2 Среди них П. Я. Гамалея, Н. С. Мордвинов, А. С. Шишков, Г. Г. Кушелев, Г. А. Сарычев, В. Н. Берх, А. Я. Глотов и другие. большого числа неосвоенных архивных материалов, ряда других исторических документов по данной теме, требующих критического анализа и систематического описания.

В практическом плане всестороннее исследование системы и особенностей подготовки офицерских кадров в Морском шляхетном кадетском корпусе имеет актуальность и прикладную значимость в рамках научных исследований в области истории военно-морского образования России, проводимых в Военно-морской академии имени Н. Г. Кузнецова и Высшем военно-морском училище имени М. В. Фрунзе.

Таким образом, актуальность избранной темы определяется противоречием между осознанной значимостью места Морского шляхетного кадетского корпуса в истории Военно-Морского Флота России и недостаточной степенью освоения исторического опыта становления отечественного военно-морского образования во второй половине ХУШ века.

Проявлением важности настоящей темы является степень ее отражения в отечественной историографии. Литературу по исследуемой теме можно разделить на несколько групп. К основным работам дореволюционного периода, непосредственно посвященным истории деятельности корпуса, можно отнести труды А. П. Соколова, Ф. Ф. Веселаго, А. С. Кроткова.

Работа А. П. Соколова «О начале Морского корпуса"3, изданная в 1846 году, явилась первым исследованием, проанализировавшим историческую преемственность между Навигацкой школой, Морской академией и Морским шляхетным кадетским корпусом.

3 Соколов А. П. О начале Морского корпуса.- «Записки Гидрографического департамента», 1846, т.4. С.312−319.

Труд Ф.Ф.Веселаго4 «Очерк истории Морского кадетского корпуса» 5, вышедший в 1852 году, впервые в достаточно сжатом виде описал историю создания и функционирования Морского кадетского корпуса, заканчивая его 100-летним юбилеем. Здесь же Веселаго приводит список воспитанников корпуса за 100 лет. Такой же характер имеет и исторический очерк А. С. Кроткова «Морской кадетский корпус» 6, описывающий историю корпуса вплоть до его 200-летнего юбилея.

Другая работа Кроткова A.C.7 «Начало Морского кадетского корпуса» 8 анализирует эволюцию морского образования от Навигацкой школы к Морскому шляхетному кадетскому корпусу.

Работы А. П. Соколова, Ф. Ф. Веселаго и А. С. Кроткова содержат многие исторически ценные авторские оценки общего хода преобразований в корпусе.

В ряду дореволюционных работ, рассматривающих отдельные стороны деятельности корпуса можно выделить книгу К. Белявского, посвященную истории церкви Морского кадетского корпуса9. Однако этот труд в своей основе имеет более широкий подход и рассматривает собственно процесс становления Морского пшяхетного кадетского корпуса как учебного заведения в целом. Автором уделено большое внимание проблемам нравственного воспитания, подготовки учителей. В то же время многие вопросы учебно-воспитательного процесса рассматриваются через призму формирования религиозного самосознания воспитанников.

4 Следует отметить, что генерал Ф. Ф. Веселаго, занимавший ряд ответственных постов на флоте, был выпускником корпуса и затем долгое время преподавал в нем. Он являлся признанным знатоком в области военно-морской истории России. За свой труд, посвященный истории корпуса был удостоен Демидовской премии Петербургской Академии наук.

5 Веселаго Ф. Ф. Очерк истории Морского кадетского корпуса с приложением списка выпускников за 100 лет. СПб, 1852.

6 Кротков A.C. Морской кадетский корпус. Краткий исторический очерк. СПб, 1902.

7 Генерал-майор А. С. Кротков был выпускником Морского кадетского корпуса и известен своими историческими трудами. Опубликовал 25 работ по истории флота.

8 Кротков A.C. Начало Морского кадетского корпуса. СПб, 1899.

Важными для нашего исследования являются отчеты о праздновании юбилеев корпуса, содержащие отдельные сведения по истории создания и функционирования Морского корпуса, материалы о его руководящем и преподавательском составе, многих воспитанниках10.

В литературе послереволюционного периода помимо работ советских историков можно в отдельную группу выделить труды русских офицеров-эмигрантов. Наиболее обширной и систематизированной работой выпускников корпуса, покинувших Россию после 1917 года, является книга «Колыбель флота» п. В ней излагается история корпуса за период с 1701 по 1924 годы (с учетом истории Морского корпуса, созданного в Севастополе и переведенного затем в Бизерту).Что касается ХУШ века, то авторы, не имея в своем распоряжении архивных материалов, по нашему мнению, в основном опирались на труды Ф. Ф. Веселаго и А. С. Кроткова.

В советской историографии работы о Морском кадетском корпусе представлены рядом авторов. Так, 20-е и 30-е годы отмечены появлением небольших исторических очерков, где на фоне описаний советского периода истории Высшего военно-морского училища имени М. В. Фрунзе (преемника Морского кадетского корпуса), также даются краткие исторические справки по ХУШ и XIX векам.

В послевоенный период история Морского кадетского корпуса становится объектом более подробного исследования. Так, в работе А. Б. Стрелова «Путь в океан"12 и коллективном труде «Там за Невой моря и океаны"13, представлены исторические очерки развития.

9 Белявский К. Очерк истории церкви Морского кадетского корпуса. СПб, 1900.

10Несколько слов о праздновании 100-летия Морского кадетского корпуса. СПб, 1852- Описание празднования 200-летия Морского кадетского корпуса. Я. И. Павлинов. СПб, 1901.

11 Колыбель флота.- Навигацкая школа — Морской корпус. Издание Всезарубежного объединения морских организаций. Париж, 1951.

12 Стрелов А. Б. Путь в океан. М., 1966.

13 Там за Невой моря и океаны. История Высшего военно-морского училища имени М. В. Фрунзе. М., 1976. училища от Навигацкой школы до его современного состояния. В этих очерках прослеживается стремление авторов дать историю Морского кадетского корпуса ХУШ на фоне общих событий истории России и ее Флота. При некоторой узости исторического анализа они содержат характерные для того времени оценки деятельности корпуса и его вклада в историю отечественного военного образования.

В книге «Высшее военно-морское училище имени М.В.Фрунзе» 14 дана периодизация этапов развития училища, послужившая нам основанием для выбора хронологических рамок настоящего иследования (с 1752 по 1801 годы).

Книга «Морской кадетский корпус — Высшее военно-морское училище имени М.В.Фрунзе"15 содержит опыт изложения истории училища через историю отдельных его кафедр со дня их создания, в том числе и по ХУШ веку.

Наиболее фундаментальной работой советского периода, посвященной истории подготовки морских офицеров является книга Н. И. Барбашева «К истории мореходного образования в России"16. В этой работе автор дает детальный анализ учебной базы Морского шляхетного кадетского корпуса ХУШ века, а также подробно описывает основные учебные пособия того времени.

История Морского шляхетного кадетского корпуса находит свое отражение и в работе Л. Г. Бескровного «История русской армии и флота в ХУШ веке"17. Однако на фоне широкого анализа военной истории автор не всегда точен в деталях в том, что касается Морского корпуса.

14 Антонова В. В., Грибовский В. Ю., Лобов B.C. и др. Высшее военно-морское училище имени М. В. Фрунзе. Краткая история: факты, события, люди. Л., 1989.

15 Морской кадетский корпус — Высшее военно-морское училище имени М. В. Фрунзе.(1701−1996). Исторические записки. 4.1. СПб, 1997.

16 Барбашев Н. И. К истории мореходного образования в России. М., 1959.

17 Бескровный Л. Г. Русская армия и флот в ХУШ веке. Очерки. М., 1958.

Касается предмета нашей работы и книга Н. И. Алпатова «Учебно-воспитательная работа в дореволюционной школе интернатного типа"18, посвященная исследованию учебно-воспитательного процесса в кадетских корпусах. При этом выводы автора имеют обобщающий характер.

Из того, что издано в последнее время по истории подготовки офицерского корпуса для армии и флота России в контексте нашего исследования заслуживают внимания работы Ю. Галушко, А. Колесникова, С. Волкова и Н.Машкина.

Книга Ю. Галушко и А. Колесникова «Школа российского офицерства"19 представляет собой справочное издание, в котором достаточное место уделено истории Морского шляхетного кадетского корпуса. При этом большинство приводимых сведений основывается на известной работе Ф. Ф. Веселаго.

Работы С.В.Волкова20 и H.A. Машкина21 дают краткие сведения по истории Морского шляхетного кадетского корпуса. Однако, в том, что касается периода ХУШ века, данные С. В. Волкова не всегда точны.

С точки зрения общеисторических условий существования Морского шляхетного кадетского корпуса важное значение имеют труды В. О. Ключевского, С. М. Соловьева, П. Н. Милюкова, а также работы, посвященные истории отдельных периодов ХУШ века: Устрялова Н. Г., Князькова С., Брикнера А. Г., Бильбасова В. А., сборник статей «Три века"22 и другие.

18 Алпатов Н. И. Учебно-воспитательная работа в дореволюционной школе интернатного типа. М., 1958.

19 Галушко Ю., Колесников Н. Школа российского офицерства. Исторический справочник. М., 1993.

20 Волков C.B. Русский офицерский корпус. М., 1993.

21 Машкин H.A. Высшая военная школа Российской империи XIXначала XX веков. М.,.

1997.

22 Три века: Россия от Смуты до нашего времени. Исторический сборник./ Под ред. В. В. Каллаша. Т.3,4. — Репринтное издание. М., 1994.

Из последних исследований по истории России значимыми для нашего исследования являются труды Анисимова Е.В.23, Каменского.

A.Б.24, Эйдельмана Н.Я.25,Заичкина И. А., Почкаева А.Н.26 и другие. Среди работ, рассматривающих общие проблемы военноморской истории и в этом контексте затрагивающих вопросы развития Морского шляхетного кадетского корпуса следует отметить труды С.Ф.Огородникова27, П.И.Белавенца28, Е.В.Тарле29, Н.Л.Коробкова30, а также коллективные работы «История русской армии и флота"31 и «Три века Российского Флота. 1696−1996"32.

Немалое число работ как дореволюционного, так и послереволюционного периодов посвящено отдельным персоналиям. Так, в числе первых раюот этого плана следует назвать труды.

B.Н.Берха. Его работы о А. И. Нагаеве и Н.Г.Курганове33 положили начало целой серии такого рода исследований других историков, таких как А. П. Соколов, Е. Колбасин, М. М. Штранге, А. П. Денисов, А. И. Алексеев и другие.

В числе материалов, посвященных отдельным выпускникам Морского шляхетного кадетского корпуса следует отметить работы.

23 Анисимов Е. В. Время петровских реформ. ХУШ век 1-я четверть. Л., 1988; Анисимов Е. В. Россия без Петра. 1725−1740. СПб, 1994; Анисимов Е. В. Россия в середине ХУШ века. Борьба за наследие Петра. М., 1992; Власть и реформы: от самодержавной к Советской России. / Анисимов E.B., Панеях B.M., Цамутали A.H. СПб, 1996.

24 Каменский А. Б. «Под сению Екатерины.» Вторая половина ХУШ века. СПб, 1992.

25 Эйдельман Н. Я. Грань веков. Политическая борьба в России. Конец ХУШ — начало XIX столетия. М., 1986.

26 Заичкин И. А., Почкаев И. Н. Русская история от Екатерины Великой до Александра И. М., 1994.

27 Огородников С. Ф. Исторический обзор развития и деятельности Морского министерства. 1802−1902. СПб, 1902.

28 Белавенец П. И. Нужен ли нам флот и значение его в истории России. СПб, 1909.

29Тарле Е. В. Три экспедиции русского флота. М., 1956; Тарле Е. В. Адмирал Ф. Ушаков на.

Средиземном море (1798−1800). М., 1948; Тарле Е. В. Чесменский бой и первая русская экспедиция в Архипелаг. 1769−1774. М.- Л., 1945.

30 Коробков Н. Л. Русский флот в Семилетнюю войну. М., 1946.

31 История русской армии и флота./ Под ред. Н.Кладо. Т.8,9. М. 1912;1913.

32 Три века Российского Флота. 1696−1996. / Грибовский В. Ю., Доценко В. Т., Родионов Б. И., Филонов С. И. Т.1.СП6, 1996.

33 Берх В. Жизнеописание первых российских адмиралов. В 4-х т.- СПб, 1831- Берх В. Жизнеописание Николая Гавриловича Курганова, преподавателя, профессора навигации, математика и инспектора Морского кадетского корпуса.- СПб, 1829.

В.П.Ильинского, Р. П. Скаловского, Е. В. Тарле, Р. Н. Мордвинова,.

A.М.Станиславской, В. Г. Трухановского, В. Д. Овчинникова и ряда других авторов об адмирале Ф. Ф. Ушакове. Об адмирале Д. Н. Сенявине написаны труды В. Гончарова, В. Броневского, П. Свиньина, Г. Мельникова, А. Арцымовича, А. Л. Шапиро и других. Об отдельных отличившихся выпускниках корпуса исследуемого периода изданы работы П. И. Савваитова, Е. Л. Штейнберга, В. С. Лупача, В. В. Невского, М. М. Иващенко, П. Д. Зайкина, Ю. В. Давыдова, В. А. Васильева,.

B.Мельницкого и многих других.

Таким образом, анализ опубликованных научных трудов и статей по теме нашего исследования показывает, что история Морского шляхетного кадетского корпуса второй половины ХУ1П века ещё не становилась темой специального комплексного исследования. Общий объем литературы по теме достаточно обширен, однако он не дает исчерпывающей систематизированной информации о деятельности Морского шляхетного кадетского корпуса в рассматриваемый нами период.

Источниковую базу диссертационного исследования составляют как опубликованные материалы, так и те, которые еще не публиковались. Из того, что опубликовано следует выделить официальные документы высших органов власти и управления Российской империи, и прежде всего, Указы монарших особ и документы Адмиралтейств-коллегии, определяющие основы деятельности и штатную структуру Морского шляхетного кадетского корпуса. Эти документы сосредоточены в основном в Полном собрании законов Российской империи и Материалах для истории русского флота34.

34 Материалы для истории русского флота. 4.1−14. СПб. 1865−1904.

Важную группу источников составляют публикации по истории Морского шляхетного кадетского корпуса, содержащие статистические данные о составе выпускников. Наиболее обстоятельными из них являются: «Общий морской список» 35, «Список произведенных Морского шляхетного кадетского корпуса из унтер-офицеров, капралов и гардемарин в корабельный и галерный флоты.» 36, а также приложение к указанной работе Ф. Ф. Веселаго списка выпускников за 100 лет и отдельные публикации подобных списков в журнале «Морской сборник» .

Неопубликованные материалы в ходе исследования были выявлены в фондах Российского государственного архива древних актов (РГАДА), Российского государственного архива Военно-Морского Флота (РГА ВМФ), отдела рукописей Российской национальной библиотеки (РНБ). Это проекты учебных программ, рукописи учебных пособий, финансово-хозяйственные документы, списки личного состава, экзаменационные ведомости, формулярные списки, списки награжденных лиц и иные текущие документы Морского шляхетного кадетского корпуса. Значительная часть этих документов хранится в специальном фонде РГА ВМФ37. В ходе исследования изучено около 1000 архивных дел, из которых ряд введены в научный оборот впервые.

В отдельную группу источников следует выделить материалы периодической печати. Среди многочисленных изданий такого рода наиболее информативным для нашего исследования является журнал «Морской сборник», издающийся без перерыва с 1848 года. В нем публиковались многие сведения о Морском шляхетном кадетском.

35 Общий морской список. 4.2−6. СПб, 1885−1892.

36 Список произведенных Морского шляхетного кадетского корпуса из унтер-офицеров, капралов и гардемарин, в корабельный и галерный флоты в мичмана (артиллерийских и констапели, флагманам в адъютанты и в морские солдатские батальоны) с 1762 по 1848 гг. СПб, 1848.

37 РГА ВМФ. Ф.432 (Морское училище). Д. 1−947. корпусе, в том числе биографические данные о ряде преподавателей и выпускников корпуса. Ценный исторический материал содержится также в таких журналах как «Русская старина», «Исторический вестник», «Славянин», «Русский вестник» и другие. Это в основном воспоминания выпускников, дающие живое представление о внутренней жизни корпуса в ХУ1П веке и прохождения ими службы на флоте.

Цель исследования состоит в обобщении опыта подготовки офицерских кадров для российского флота и выявлении ее специфики в Морском пшяхетном кадетском корпусе во второй половине ХУШ века.

Задачи исследования:

— уточнить цель учреждения и конкретные задачи Морского шляхетного кадетского корпуса на период его становления (17 521 801гг.);

— исторически документально определить организационно-штатную структуру Морского шляхетного кадетского корпуса;

— выявить особенности материально-технического обеспечения корпуса в исследуемый период;

— исследовать организацию учебно-воспитательного процесса в Морском пшяхетном кадетском корпусе во второй половине ХУШвекаосуществить персонификацию деятельности Морского шляхетного кадетского корпуса на этапе его становления во второй половине ХУШ века;

— проанализировать служебную деятельность воспитанников корпуса после окончания обучения и на этой основе оценить вклад Морского шляхетного кадетского корпуса в подготовку офицерских кадров для Российского Флота во второй половине ХУШ века.

Перечисленные направления исследования охватывают период с 1752 года (образование в России Морского шляхетного кадетского корпуса на базе Морской академии) по 1801 год (до переименования в Морской кадетский корпус после некоторой реорганизации в 1802 г.).

Объектом исследования является история подготовки офицерских кадров для российского флота на этапе ее становления. Предметом исследования — деятельность Морского шляхетного кадетского корпуса по подготовке офицерских кадров для ВМФ России во второй половине ХУШ века.

Научная новизна диссертации состоит:

— в обобщении и систематизации основных сведений о Морском шляхетном кадетском корпусе в период с 1752 по 1801 годы;

— в исследовании внутренней организации Морского шляхетного кадетского корпуса и оценке материальных условий его функционированияв выявлении особенностей организации учебно-воспитательного процесса в корпусе на этапе его становления;

— в обобщении персонификации деятельности Морского шляхетного кадетского корпуса во второй половине ХУШ века и анализе службы выпускников корпуса;

— в уточнении роли Морского шляхетного кадетского корпуса в подготовке офицерских кадров для ВМФ России во второй половине ХУШ века.

Научная и практическая значимость выполненных исследований состоит:

— в формировании научных представлений об особенностях подготовки офицерских кадров флота во второй половине ХУШ века, о V V/ дающих ориентиры для дальнейших исследовании в этой области;

— в расширении информационной базы деятельности преподавательского состава военно-морских учебных заведений для подготовки и проведения занятий по отечественной и военно-морской истории;

— в популяризации истории становления системы военно-морского образования в России и в выработке рекомендаций военно-морским учебным заведениям по совершенствованию подготовки слушателей и курсантов;

Апробация работы. Материалы диссертационной работы обсуждались на заседаниях кафедры Военной истории ВВМУ им. М. В. Фрунзе и кафедры Военно-гуманитарных дисциплин BMA им. Н. Г. Кузнецоваиспользованы при написании учебного пособия для слушателей BMA им. Н. Г. Кузнецова «История становления и развития системы подготовки офицерских кадров для Российского флота в дореволюционный период» (СПб:ВМАД997) — использовались при прочтении факультативного курса по истории военно-морского образования в Нахимовском военно-морском училище (1995;1996 учебный год) — публиковались в журнале «Морской сборник» (1996, № 4- 1997, № 10- 1998, № 3) — докладывались на межвузовской научной конференции.

Выводы по 2 главе.

Вторая половина ХУ1П века стала периодом формирования основ практической организации систематического обучения и воспитания в морском шляхетном кадетском корпусе.

1. В организации учебной работы основное внимание уделялось упорядочению процесса изучения набора дисциплин, который требовался для подготовки флотского офицера. Однако при значительных успехах в отработке планирования учебного процесса руководству корпуса не удалось обеспечить необходимую координацию системы комплектования личным составом с планами профессиональной подготовки воспитанников.

2. В воспитательной работе главной особенностью стало выдвижение на первый план светских основ морального становления личности будущего офицера, формирования у него гордости за принадлежность к Российскому Флоту, верности престолу и православной вере.

3. В деле практической подготовки воспитанников важным событием стало создание отряда учебных кораблей Морского шляхетного кадетского корпуса, что в условиях дифицита государственных субсидий на нужды корпуса стало свидетельством решимости руководства флота развивать материальную базу военно-морского образования.

4. С учреждением Учительской гимназии проблема подготовки педагогических кадров для Морского шляхетного кадетского корпуса перешла в практическую плоскость и получила важную основу для своего разрешения.

Глава 3. Выпускники Морского шляхетного кадетского корпуса в истории России и Военно-Морского Флота.

3.1. Общая характеристика выпускников.

В рамках данного параграфа представляется целесообразным систематизировать информацию о прохождении службы выпускниками Морского шляхетного кадетского корпуса и на этой основе проанализировать эффективность работы корпуса в целом, исходя из следующих критериев:

1. Служебно-должностное прохождение выпускников (по последней должности и воинскому званию);

2. Отличия их по службе (поощрения, награды);

3. Участие в боевых действиях;

4. Срок службы на флоте;

5. Достигнутый уровень профессионального мастерства;

6. Служебные провинности и преступления.

В общем плане следует сказать, что в ХУШ веке выпуски из Морского шляхетного кадетского корпуса были ежегодными (за исключением 1756 и 1776 годов). Количество выпускников каждый год было различным. По штату предполагалось иметь 87 гардемаринов, подготовленных к производству в офицерский чин, но на деле выпускников первоначально было значительно меньше. Так, первый выпуск в 1753 году состоял из 22 человек, в 1754 — вообще из 1 человека. В среднем же выпуски составляли 30−60 человек. Только с 1784 года число выпускников стало нарастать. Так, в 1784 году их было 88 человек, в 1788 — 142 человека, в 1792 — 111 человек.286 К концу ХУШ века уже отчетливо прослеживается тенденция к увеличению числа выпускников. Это объяснялось необходимостью пополнения флота офицерами в связи с проведением военных действий против Турции, Швеции, походов в составе антифранцузской коалиции. В этот период в корпусе начинается выпуск гардемарин, прошедших не полный курс, но в основном готовых к самостоятельной службе во флоте.

В исследуемый период воспитанники морского шляхетного кадетского корпуса, успешно окончившие курс обучения и имевшие не менее двух практических плаваний, после сдачи комплексного экзамена производились в первый офицерский чин. Сначала с 1752 по 1758 годы чин мичмана являлся унтер-офицерским, но высочайшим указом от 1 апреля 1758 года звание мичман было окончательно возведено из унтер-офицерского в обер-офицерский ранг287, «дабы достойные к произвождению в закоснении не оставались» 288. Выпускников корпуса производили в этот чин по итогам выпускного экзамена и аттестации корпусного начальства.

Получив первый чин, выпускники могли продвигаться по службе свободно лишь до чина лейтенанта, который с 1764 года получали по итогам экзамена. Остальные чаны можно было получить лишь по баллотированию, что подразумевало наличие вакансий. Так как количество вакансий на флоте было не слишком велико и составляло всего 172 (из них 18 капитанов 1 ранга, 15 капитанов 2 ранга, 52 капитан-лейтенанта и 97 лейтенантов)289, то это существенно определяло порядок и сроки прохождения службы выпускников Морского шляхетного кадетского корпуса.

Помимо того, что выпускники корпуса пополняли преимущественно ряды флотских офицеров, незначительное.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Во второй половине ХУШ века Морской ншяхетный кадетский корпус стал основным центром по подготовке офицерских кадров для Российского флота. В это время флот почти полностью комплектовался специалистамивыпускниками корпуса. Вновь созданный Морской шляхетный кадетский корпус отличался от прежней Морской академии социальным составом (сюда принимались только дворяне, что нашло свое отражение в самом названии учебного у и заведения), системой производства воспитанников в первый офицерский чин (уже не требовалось прохождение службы в Гардемаринской роте, введенной отныне в состав корпуса), преобразованиями в учебном процессе, в основе которых лежала установка на более эффективное соединение теоретической и практической подготовки учащихся.

Создание Морского шляхетного кадетского корпуса стало результатом соединения следующих исторических обстоятельств: потребности Российского Флота в повышении качества подготовки офицерского составаполитической воли государственной власти, осознавшей необходимость усиления Российского Флотареальных материальных возможностей и накопленного к тому времени опыта подготовки офицерских кадров флота в стенах Навигацкой школы и Морской академии.

Морской шляхетный кадетский корпус занимал в ряду учебных заведений России особое место, хотя и был создан по образцу Сухопутного корпуса. Морской шляхетный кадетский корпус был универсальным учебным заведением. Учебно-воспитательный процесс в корпусе был ориентирован на все виды подготовки учащихся. Воспитанники получали как начальное, среднее, так и высшее общее образование, а также обширные специальные профессиональные знания.

Несмотря на то, что корпус как специальное военное учебное заведение имел военно-прикладную направленность, тем не менее важная задача корпуса состояла в том, чтобы давать дворянским детям высокий уровень не только профессионального, но и общего образования. Курс подготовки воспитанников в стенах корпуса предполагал профессиональное становление офицеров флота через формирование целостной системы профессиональных знаний, практических навыков и нравственных качеств с перспективой прохождения службы вплоть до высших флотских должностей.

Правила приема и внутренняя организация Морского шляхетного кадетского корпуса строились в соответствии с общим порядком, установленным для военно-учебных заведений такого рода. Прием воспитанников в Морской шляхетный кадетский корпус был достаточно жестко регламентирован и обеспечивал узкосословный социальный состав воспитанников. В то же время в том, что касалось имущественного положения кандидатов, имелась возможность дифференцированного подхода с учетом реальных жизненных обстоятельств. Сословные и имущественные требования к поступающим были решающими в отличие от оценки уровня их знаний.

Внутренняя организация корпуса и прежде всего система управления в исследуемый период претерпела серьезные изменения: расширились полномочия директора корпусаусилилась роль канцелярии как основного координирующего и контролирующего органаусовершенствовалась система дежурной службы и надзора за воспитанниками.

Укомпектование Морского шляхетного кадетского корпуса личным составом представляло собой сложную проблему. В ее разрешении участвовал широкий круг должностных лиц не только Морского шляхетного кадетского корпуса и руководства Российского Флота, но и руководители других кадетских корпусов, представители высшего эшелона государственной власти. В целях укомплектования корпуса личным составом использовались всякие возможности, вплоть до привлечения сухопутных офицеров и чужестранных единоверцев. Однако полностью решить проблему обеспечения 100% укомплектованности корпуса так и не удалось.

Специфика учебного процесса в Морском шляхетном кадетском корпусе прежде всего определялась набором преподаваемых дисциплин. Здесь обучали таким специальным флотским предметам как навигация, астрономия, такелаж, корабельная архитектура, эволюции кораблей и ряд других. Планирование учебной работы в Морском шляхетном кадетском корпусе строилось на основании того набора дисциплин, который был принят к преподаванию Регламентом о Морском кадетском корпусе. При этом набор дисциплин менялся то в сторону технизации обучения, то в сторону его гуманитаризации в зависимости от господствующих представлений о потребной квалификации флотского офицера. При этом основным недостатком, снижавшим эффективность учебной работы, было отсутствие координации системы комплектования корпуса с планами профессиональной подготовки воспитанников.

Практическая подготовка воспитанников являлась важнейшей составной частью учебного процесса в Морском шляхетном кадетском корпусе. При этом отчетливо отмечалась тенденция возрастания ее значения. Основной ее особенностью являлась комплексность отработки практических навыков управления кораблем в условиях действительного плавания. Важным шагом на пути совершенствования практической подготовки воспитанников явилось создание отряда учебных кораблей Морского шляхетного кадетского корпусе, что в условиях дефицита государственных субсидий на нужды корпуса стало свидетельством решимости руководства флота развивать материальную базу военно-морского образования.

Воспитательная работа в Морском шляхетном кадетском корпусе строилась на основании общих требований, зафиксированных в Уставе Сухопутного кадетского корпуса. Вместе с тем, ряд педагогических новаций осуществлялись в корпусе на самостоятельной основе. Главное внимание в воспитании уделялось моральному становлению личности воспитанника на основе привития в большей мере светских, нежели религиозных добродетелей. Однако в практической области главные усилия были сосредоточены на укреплении дисциплины.

Исторически новым в рамках проведенного исследования явилось документальное подтверждение того факта, что в Морском шляхетном кадетском корпусе все зачисленные в штат воспитанники, а также офицеры и профессорско-преподавательский состав давали клятвенное обещание, подобное присяге. Принимали ее как военные, так и гражданские лица. Этим клятвенным обещанием присягали не верность Отечеству и императору.

Наряду с наличием в Морском шляхетном кадетском корпусе целого ряда выдающихся педагогов систематической подготовки преподавательских кадров здесь налажено не было. Однако с учреждением при корпусе в 1764 году Учительской гимназии эта проблема получила важную основу для своего разрешения. Этот опыт Морского шляхетного кадетского корпуса в области подготовки собственных педагогических кадров, а также для других военно-учебных заведений, является весьма важным, ибо и в современных условиях система военно-морского образования России испытывает недостаток в квалифицированных педагогических кадрах.

Процесс развития материально-технической базы Морского шляхетного кадетского корпуса шел неравномерно, несмотря на то, что штат корпуса несколько раз менялся в интересах улучшения положения дел. В том, что касается финансового обеспечения деятельности корпуса, то к концу исследуемого периода стала проявляться тенденция к улучшению государственного финансирования корпуса с постепенным нарастанием выделения денежных средств на содержание личного состава, что в немалой степени было результатом личных усилий и связей при дворе бессменного в течение 40 лет директора корпуса И.Л.Голенищева-Кутузова. Расширились полномочия директора в распоряжении финансовыми средствами корпуса при одновременном обеспечении с его стороны творческого характера экономической работы. Вместе с тем отмечается несовпадение в оценках качества финансирования со стороны официальных инстанций и реального материального положения воспитанников по свидетельствам очевидцев.

Строительство здания Морского шляхетного кадетского корпуса и размещение в нем личного состава стало важной вехой в истории корпуса и формирования материальной базы военно-морского образования в России. С возведением «Кадетского дома» также удалось снять проблему отдаленности от столицы, оторванности учителей от места работы, ослабленности контроля со стороны руководства флота, что в конечном счете позитивно сказалось на качестве подготовки воспитанников. При этом руководству Морского шляхетного кадетского корпуса в целом удалось решить и проблему обеспечения учебного процесса необходимой литературой и оборудованием. Вместе с тем, продолжал ощущаться до конца ХУШ века недостаток учебных судов, что отрицательно сказывалось на начальной морской подготовке кадетов.

Тем не менее, проведенная нами общая систематизация сведений о прохождении службы выпускниками Морского шляхетного кадетско корпуса дает достаточно зримую картину результативности подготовки воспитанников к службе на флоте. Проанализирована служба 2912 выпускников. При этом со всей определенностью можно утверждать о преобладании позитивных начал и тенденций, определявших прочные основания традиций верного служения Отечеству, заложенные еще в Морском шляхетном кадетском корпусе.

Реальная практика флотской службы исследуемого периода, объективные потребности развития флота позволяли выпускникам корпуса проявить себя в различных областях военного строительства. При этом базовое образование, полученное в корпусе стало хорошей основой для реализации творческого потенциала тех личностей, которые составили славу Отечественного флота. В конечном счете выпускники Морского шляхетного кадетского корпуса в большинстве своем реализовали себя не только в военной службе, но и на гражданском поприще. Проанализированные в диссертации исторические факты убедительно свидетельствуют, что корпус дал путевку в жизнь не только многим выдающимся флотоводцам, ученым, педагогам, но и крупным государственным деятелям России.

Исторический период становления Морского шляхетного кадетского корпуса (1752−1801гг.) стал важным этапом в развитии военно-морского образования в России. Этот этап насыщен многими событиями и примерами, имеющими не только историко-познавательное, но и актуальное прикладное значение для современности.

В качестве практических рекомендаций по реализации результатов исследования можно предложить:

1. В учебных курсах военно-морской истории и истории Отечества, читаемых в военных училищах, шире использовать материалы, касающиеся опыта становления и развития системы подготовки российских военно-морских офицерских кадров. В Военно-морской академии им. Н. Г. Кузнецова целесообразно ввести спецкурс по истории военно-морского образования для слушателей, адьюнктов и преподавателей, проходящих переподготовку .

2. Подготовить монографию по истории развития системы подготовки офицерских кадров для Российского флота, где отдельный раздел посвятить периоду становления Морского шляхетного кадетского корпуса.

3. Провести специальное историко-педагогическое исследование опыта функционирования Учительской гимназии при Морском шляхетном кадетском корпусе в целях обогащения исторического опыта подготовки педагогических кадров для высших военно-учебных заведений армии и флота.

4. Расширить экспозицию музея Высшего военно-морского училища им. М. В. Фрунзе за счет внесения туда новых, ранее не использовавшихся документов по истории Морского шляхетного кадетского корпуса.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Опубликованные источники.
  2. Адмирал Ушаков. Сб. документов. Под ред. Р. Н. Мордвинова. В 2-х т. М.: Военмориздат, 1951−1952.
  3. Высочайше утвержденный доклад Сената. О бытии сухопутному и кадетскому корпусам на прежнем основании, как было при императрице Елисавете Петровне./ ПСЗ, 1, Т. ХУ1, № 11 640. Спб.: Тип. II отд. е.и.в. канцелярии, 1830. с. 48.
  4. Регламент о управлении Адмиралтейства и верфи и часть вторая Регламента морского./ ПСЗ, 1, Т. У1, № 3937. Спб.: Тип. II отд. е.и.в. канцелярии, 1830.
  5. Указ именной, данный Адмиралтейской коллегии. О содержании в морском кадетском корпусе 600 кадетов./ ПСЗ, 1, Т. ХХ1, № 15 659. Спб.: Тип. II отд. е.и.в. канцелярии, 1830. С. 861.
  6. Указ сенатский. О помещении недорослей в Сухопутный и Морской кадетские корпуса уравнительно./ ПСЗД, Т. Х1У, № 10 730. Спб.: Тип. II отд. е.и.в. канцелярии, 1830. С. 767.
  7. Указ именной, данный Сенату. Об учреждении кадетского корпуса./ ПСЗ, 1, Т. УШ, № 5811. Спб.: Тип. II отд. е.и.в. канцелярии, 1830. С. 519.
  8. Устав Императорского Сухопутного шляхетного кадетского корпуса./ ПСЗ, 1, Т. ХУ11, № 12 741. Спб.: Тип. II отд. е.и.в. канцелярии, 1830. С.959−992.
  9. Хронологический указатель морских постановлений за время с 1700 по 1875 гг. С объяснениями Кодификационного управления Морского министерства. 4.1−2.- 4.1. 1700−1825 г. Спб.: Тип. Мор. мин-ва, 1876. 241 с.
  10. Штат Морского шляхетного кадетского корпуса. Спб.: Изд.мор.корп., 1753. 17 с.
  11. Штат Морского шляхетного кадетского корпуса 1764 г./ ПСЗД, Т. Х1У, № 12 190. Спб.: Тип. П отд.е.и.в. канцелярии, 1830. С. 815.
  12. Штат Морского шляхетного кадетского корпуса 1783 г./ ПСЗ, 1, Т. ХХ1, № 15 802. Спб.: Тип. П отд.е.и.в. канцелярии, 1830. С. 987.
  13. Штат Морского шляхетного кадетского корпуса 1792 г./ ПСЗД, Т. XXIII, № 17 051. Спб.: Тип. П отд.е.и.в. канцелярии, 1830. С. 339.
  14. ПСЗ, 1, Т. ХХХ1У, Отд.2. Книга штатов. Спб.: Тип. П отд.е.и.в. канцелярии, 1830.
  15. Материалы для истории русского флота.Ч.1−14. Спб. 18 651 904.
  16. Неопубликованные источники.
  17. РГА ВМФ. Ф.432 (Морское училище).
  18. РГАДА. Ф.21 (Дела Морского ведомства).4. РНБ (Отдел рукописей).
  19. Фундаментальная библиотека ВВМУ им. М. В. Фрунзе. (Учебники и учебные пособия Морского корпуса).13. Периодическая печать
  20. Морской сборник. 1848−1915.
  21. Записки по гидрографии. 1994. № 231.
  22. Русская старина. 1883- 1908.
  23. Исторический вестник. 1900. № 6.5. Славянин. 1828. № 7,8.
  24. Журнал военно-учебных заведений. 1851.
  25. Русский вестник. 1817. № 15,16.8. Армия. 1994. № 5.14. Мемуары.
  26. А. П. Воспоминания о пережитом и перечувствованном с 1803 года. Спб. 1882
  27. . Воспоминания Броневского./ Русская старина. 1908.Т. 134. № 6. С. 537−576.
  28. . Записки морского офицера в продолжение кампании на Средиземном море под начальством вице-адмирала Д.Н.Сенявина от 1805 по 1810 год. 4.1−4. Спб. 1818−1819.
  29. Голенищев-Кутузов Л. Воспоминания о И.Л.Голенищеве-Кутузове в день 100-летия со дня рождения. Спб, 1829. 4с
  30. А.И. Морской кадетский корпус в воспоминаниях адмирала А.И.Зеленого. 1822−1826./'Русская старина, 1883, октябрь.
  31. С.М. Воспоминания. /Исторический вестник. 1887. t.LXXIX. июль-сентябрь.
  32. М. Лейтенант Дмитрий Ильин, герой Чесменской битвы 1770 г./Русская старина. 1892. T. LXXIII, февраль, с. 469−476.
  33. H.H. Воспоминания об адмирале графе Н.С.Мордвинове и о семействе его. Записки дочери его графини Н. Н. Мордвиновой. Спб.: Тип.Мор.мин-ва, 1873. 107 с.
  34. Отрывочные воспоминания старого моряка. Поступление в Морской кадетский корпус и выход в офицеры./ Морской сборник. 1890. т.237. № 5.
  35. П.И. Записки Рикорда о плавании к Японским берегам в 1812 и 1813 годах и о сношениях с японцами.Спб.:Мор.тип-фия, 1851.140 с.
  36. П. Воспоминания на флоте. 4.1−3. Спб. 1818−1819.
  37. A.B. Дневник А.В.Храповицкого. По подлинной его рукописи с биографической статьей и объяснительным указателем Николая Барсукова. Спб.: А. Ф. Базунов, 1874. 610 с.
  38. Адмиралы Российского флота. Россия поднимает паруса. Сост. В. Д. Доценко. Спб.: Лениздат, 1995. 491с.
  39. А.И. Адмирал Нагаев. Историко-биографический очерк. Магадан.: Кн.изд., 1959. 48 с.
  40. А.И. Гавриил Андреевич Сарычев. М.: Наука, 1966.53 с.
  41. Н.И. Очерки по истории кадетских корпусов и военных гимназий в России. Б.м., 1948. 168 с.
  42. Н.И. Учебно-воспитательная работа в дореволюционной школе интернатного типа. М.: Учпедгиз, 1958. 244 с.
  43. А.П., Доценко В. Д. История российского флота. 1696−1917. Спб.: BMA., 1995. 195 с.
  44. Е.В. Время петровских реформ. ХУШ век 1-я четверть. Л.:Лениздат, 1989. 496 с.
  45. Е.В. Россия в середине ХУШ века. Борьба за наследие Петра.- М.: Мысль, 1986. 238 с.
  46. В.В., Грибовский В. Ю., Мотрохов В. А. и др. Высшее военно-морское училище им.М. В. Фрунзе. Краткая история: факты, события, люди. Л., 1989. 192 с.
  47. Н.И. К истории мореходного образования в России. М.: Изд-во АН СССР, 1959. 216 с.
  48. Бантыш-Каменский Д. Н. Словарь достопамятных людей русской земли. В 5-ти т. М.: изд. Алексеем Ширяевым, 1836.
  49. П.И. Материалы по истории русского флота. М, Л.: Военмориздат, 1946. 152 с.
  50. П.И. Нужен ли нам флот и значение его в истории России. Спб.: Т-во Р. Голике и А. Вильборг, 1909. 280 с.
  51. К.В. Очерк истории церкви Морского кадетского корпуса. Спб.: Типо-лит. Биркенфельда, 1900. 215 с.
  52. В. Жизнеописание первых российских адмиралов или опыт истории российского флота. В 4-х ч. Спб. 1831−1836.
  53. В. Жизнеописание Николая Гавриловича Курганова, препо-давателя, профессора навигации, математика и инспектора Морского кадетского корпуса. Спб, 1829. 20 с.
  54. Л.Г. Русская армия и флот в ХУШ веке.Очерки. М.:Воениздат, 1958. 645 с.
  55. Л.Г. Военные школы в первой половине ХУШ векаЛ Исторические записки. Т.42. М.: Наука, 1953. 341 с.
  56. Ф.Ф. Очерк истории Морского кадетского корпуса с приложением списка воспитанников за 100 лет. Спб.: Тип. Мор.кад.корп. 1852. 208 с.
  57. Власть и реформы: от самодержавной к Советской России. /Анисимов Е.В., Панеях В. М., Цамутали А. Н. СПб: Дмитрий Буланин, 1996. 800 с.
  58. C.B. Русский офицерский корпус. М.: Воениздат, 1993.368 с.
  59. Высшее военно-морское училище им. М. В. Фрунзе. М., 1951,140 с.
  60. Д.Д. Леонтий Филиппович магницкий и его арифметика. Вып. 1. Личность Магницкого и его время. М. :Скл. Изд.: кн. скл. Наука, 1914. 66 с.
  61. Галушко Ю, Колесников А. Школа российского офицерства. Исторический справочник. М.: Русский мир, 1993. 223 с.
  62. А. Политико-экономические взгляды графа Н.С.Мордвинова. Киев: Тип. Имп. Ун-та Св. Владимира акц. об-ва печ. и изд. дела Н.Т. Корчак-Новицкого, 1904. 165 с.
  63. .В. Очерки по истории математики в России. M, JI.: Гостехиздат, 1946. 247 с.
  64. Голенищев-Кутузов Л.И. О Морском кадетском корпусе. Дополнение к помещенной в Отечественных записках статье о военно-учебных заведениях в царствование императора Павла I. Спб.: Тип.Рос.акад., 1840. 22 с.
  65. В.М. Сочинения и переводы Головнина В.М. В 5-ти т. Спб.: Тип.Мор.мин-ва, 1864.
  66. В. Адмирал Сенявин. Биографический очерк с приложением записок Д. Н. Сенявина. М.-Л.: Военмориздат, 1945.142 с.
  67. А.П. Леонтий Филиппович Магницкий (1669−1739)
  68. Л Л. Г~Г «— 1 (£П t /11 .1.A. А i УУ) I. It3 с.
  69. А.П. Выдающийся деятель русской военно-морской науки Н.Г.Курганов. Рига, 1952.
  70. В.А., Фокеев К. Адмирал Д.Н.Сенявин. М.: Военмориздат, 1952. 118 с.
  71. Н. Граф Н.С.Мордвинов. Его взгляды на современные ему экономические задачи русской жизни. Вязники: Типо-лит. С. К. Матренинского, 1910. 65 с.
  72. С.С., Головачев К. П. Ф.Ф.Беллинсгаузен (Русский первооткрыватель Антарктиды). М.: Географгиз, 1952. 38 с.
  73. М.М. Адмирал В.М.Головнин. М.-Л.: Военмориздат, 1946. 207 с.
  74. В. Граф Н.С.Мордвинов историческая монография, сост. По печатным и рукописным источникам. Спб.: Д. С. Кожанчиков, 1873. 618 с.
  75. История руской армии и флота. /Под ред. Н.Кладо. Т. 8, 9 -М.: Образование, 1912−1913.
  76. А.Б. «Под сению Екатерины.» Вторая половина ХУШ века. Спб: Лениздат, 1992. 448 с.
  77. С. Очерки из истории Петра Великого и его времени. Спб, 1914. 650 с.
  78. Колыбель флота.- Навигацкая школа.- Морской корпус. Издание Всезарубежного объединения Морских организаций. Париж, 1951.328 с.
  79. С.П. Несколько слов о праздновании столетия Морского кадетского корпуса. Спб, 1952. 29 с.
  80. A.C. Морской кадетский корпус. Краткий исторический очерк. Спб.: Экспедиция заготовления Гос. бумаг, 1901. 229 с.
  81. A.C. Начало Морского кадетского корпуса. Спб.: Тип.Мор.мин-ва, 1899. 11 с.
  82. B.C. И.Ф.Крузенштерн и Ю. Ф. Лисянский. М.: Гос.изд.геогр.лит., 1953. 47 с.
  83. Г. С. Морской корпус и Николаевская морская академия. Спб, 1908. 15 с.
  84. В. Адмирал П.И.Рикорд и его современники. 4.1. Спб.: Тип.Имп.Акад.наук, 1856. 220 с.
  85. Н.С. Избранные произведения. М.: Госполитиздат, 1954. 255 с.
  86. Морской энциклопедический словарь. В 3-х т. Спб.: Судостроение, 1993.
  87. В.В. Первое путешествие россиян вокруг света. М.: Географгиз, 1951. 272 с. 50. .Овчинников В. Д. В служении Отечеству. Адмирал Ф. Ф. Ушаков: неизвестные страницы жизни. Ярославль: Дебют, 1993. 95 с.
  88. Огородников С. Ф. Исторический обзор развития и деятельности Морского министерства. 1802−1902. / Под ред. С. Ф. Огородникова. Спб. 1902. 263 с.
  89. Памятная книжка для офицеров, преподавателей и воспитанников Морского кадетского корпуса. 2-е изд. Спб, 1899. 240 с.
  90. Л.И. Адмирал П.И.Рикорд, биографический очерк с портретом адмирала. ИзданиеЛюдмилы Ивановны Рикорд, назначенное для воспитанников Морского училища. Получающих премию адмирала Рикорда. Спб.: тип. «Арт.журн.», 1875. 23 с.
  91. Роспись книгам и морским картам, напечатанным и продаваемым без переплету при типографии Морского кадетского1. Д Л 1 ппгкири^а. т., 1 / / и
  92. Русское военно-морское искуство. Сборник статей./ Под ред. Р. Н. Мордвинова. М.:Воениздат, 1951. 460 с.
  93. Русский биографический словарь. Под ред.Половцева. В 25 т. Спб, 1896−1913.
  94. Руские мореплаватели. Сб.статей. М.: Воениздат, 1953. 672 с.
  95. П.И. Адмирал, сенатор Семен Афанасьевич Пустошкин. Спб.: Тип.Я.Трея, 1853. 97 с.
  96. Р. Жизнь адмирала Ф.Ф.Ушакова. Спб.: Мор.учен.ком., 1856. 445 с.
  97. А.Б. Высшее военно-морское училище им.М. В. Фрунзе. М.: ДОСААФ, 1957. 55 с.
  98. Там за Невой моря и океаны. История Высшего военно-морского училища им. М. В. Фрунзе. М.: Воениздат, 1976. 365 с.
  99. Е.В. Три экспедиции русского флота. М.: Воениздат, 1956. 460 с.
  100. Е.В. Чесменский бой и первая русская экспедиция в Архипелаг. 1769−1774. М.-Л.: Изд. АНСССР, 1945. 110 с.
  101. Три века Российского Флота. 1696−1996. /Грибовский В.Ю., Доценко В. Д., Родионов Б. И., Филонов С.И.- Т.1.- СПб, Логос, 1996.
  102. Р.И., Зайкин П. Д. жизнь и необыкновенные приключения капитан-лейтенанта Головнина, путешественника и морехода. М.:Воениздат, 1957. 544 с.
  103. М.Д. Портретная галерея русских деятелей А.Мюнстера. В 2-х т. Т.1. Сто биографий. Спб, 1865. 126 с.
  104. А.Л. Адмирал Д.Н.Сенявин. М.:Воениздат, 1958.374 с.
  105. Е.Л. И.Ф.Крузенштерн и Ю. Ф. Лисянский. М.: Географиздат., 1950. 40 с
  106. М.М. Демократическая интеллегенция в России в ХУНТ веке. М.: Наука, 1965. 305 с. 1. Лшложение1. КЛЯТВЕННОЕ ОБЪЩАШК.
  107. БЪ :-за-ключен1ежс' ¡-сей --моей клятвы ' адБлую «лова и кр’ЬсшЪ Спасителя моего, ¡-аминь/1. V. ¦ •1. У’гшл мюишловЯ / си*<�Ь 1г-ри.се&1.Ci 7 G -i y1. Триложэние: 21. JOi
  108. Экстрактъ, сколько прп Морскомъ Шллхет-еКмЪ КадЕТСКОМЪ К. ОРПУСЬ TIO Л TI V OliO в л пн ому въ ti 52 году Декабря 15 дня штату (о КОЕМЪ СМОТРИ No. 10.0G2) И по У’ПШЕШШМУ пмаь къ попо. шешю пге-дшяго штата de
  109. ДОСТАТКОВЪ, ВНОНЬ П.1А11У КАКПХЪ ЧПЛОВЪ НА КАКПХЪ ОКЛАДАХ»!- СОДЕРЖАТ! И КАКАЯ ЖЪ СУММА HA КАК1Е РАСХОДЫ ДЕПЕГЪ ПОТРЕБНА, -ЛИСТВУ ЕТЬ HII-KE СЕГО.3 В, А Ы I Е Ч П II О В Ъ. i) Генерал ши? I ттатг.1. Директор!,.
  110. Под.чол koiiiiiii-i> Съ unioJlij Кашггсша1. го рапса.1. Мдифъ.1. Адъютант!.1. Секрета pi. .1. Штатной нисар:.1. Gyxra.ucpi.
  111. Канцел.чрпстот. .•. .. .1. КогГшстот.1. H'4ii:-oin.. .i™1"™'.
  112. Ш таП ь-Н pii’i’Oci.. •.. •1. Нроюсйнъ.
  113. Д с? i i, щ и к о п -«.i Полкопии’п.пхг. и Иодпплкооиичьпхъ .1. MaiopciaiX!.1. А д ыотапской.1. Дои.ТОрСК.ПХЪ.. • .карской.1. Кочмпсеарсг.оп.. ¦. .1. К апо.и.меистеръ.1. ГиО→ neroli!,... .1. Учспикочъ.
  114. Гобоистам!» CI. у топиками на иуидпрт.1. Кн. Шт. Ото. //.1. Ei. годь.1000
  115. ООО 750 «→') • 10(1 i ео a «>о ?00 о оS1 соi ¦101 2501 1 50о 301 2−11 7001 200а 110о 309 1 К1. С, 11 30о 100 1
Заполнить форму текущей работой