Влияние петровских реформ на развитие России
В XVII веке Россия воевала 66 лет, добиваясь возврата своих земель. Но последние войны были неудачными. Сказывалось экономическое и техническое отставание страны. Необходимо было освоить достижения европейской культуры, и, прежде всего, опыт мануфактурного развития, товарного производства, естественнонаучного образования, светской культуры. Для этого за границу направляется ряд посольств… Читать ещё >
Влияние петровских реформ на развитие России (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Реформы Петра I — это, по сути, вторая в истории России «модернизация» культуры. Первая была осуществлена в период становления Киевской Руси и её крещения.
В XVII веке Россия воевала 66 лет, добиваясь возврата своих земель. Но последние войны были неудачными. Сказывалось экономическое и техническое отставание страны. Необходимо было освоить достижения европейской культуры, и, прежде всего, опыт мануфактурного развития, товарного производства, естественнонаучного образования, светской культуры. Для этого за границу направляется ряд посольств, делегаций, чтобы на месте изучить своеобразие европейской культуры. В одном из посольств инкогнито находился сам царь, не гнушавшийся самыми обыденными занятиями.
В «заграничные» учения направляется молодёжь разных сословий. В Россию приглашаются европейские учёные, учителя. Правительство начинает поддерживать собственных промышленников и купцов: Демидовых, Строгановых. Именно в этот период они закладывают свои «промышленные империи» на Урале.
Строится современная армия, флот по западноевропейскому образцу. Формируются удобные внешние границы, обеспечивающие выход к морю и морские сообщения с другими странами. Развивается градостроительство. Прежде всего отстраивается новая столица — Санкт-Петербург — центр коммуникаций, управления, фортификационной культуры. Впервые в истории России город строится по «генеральной перспективе» — по плану, в соответствии с европейскими градостроительными и архитектурными нормами. Развиваются светские формы культуры: наука, искусство, образование. Вводятся европейские формы общения: балы, приёмы, ассамблеи, заводятся клубы. Утверждается европейский костюм, причёска, манера поведения.
Государственному началу подчиняется всё здание культуры. Насаждаемая волей государя-императора, культура приобретает тоталитарные черты.
Реформы Петра I носили противоречивый характер, а значит, были непоследовательными, половинчатыми. Но, пожалуй, главный их недостаток заключался в том, что они происходили за счёт нещадной эксплуатации крестьянского труда. В то же время, реформы Петра подтолкнули развитие российской культуры, придали ей новые импульсы творчества, заложили новую систему смыслов, ценностей, оценок. Пожалуй, становление системы просвещения — самая характерная черта петровских реформ.
К XVI веку Россия, хотя и медленно, восстанавливает своё хозяйство, а во многих областях делает шаг вперёд. Тем не менее, грамотных людей не хватает. В 1687 г. было открыто первое в России высшее учебное заведение — Славяно-греко-латинское училище (позднее — Академия). В училище принимались люди всякого чина, сана и возраста, за исключением крепостных.
По содержанию образование было гуманитарным, а не политехническим, в основном учили языки, грамматику, риторику, философию, богословие.
Особым интересом пользовалась география. И это не случайно: Россия стремительно расширяла свою территорию.
В XVIII в. российская наука во многом развивалась под влиянием европейской. Становление отечественной научной мысли мы по праву можем связать с деятельностью Михаила Васильевича Ломоносова (1711−1765).
Указ об учреждении Московского университета с двумя гимназиями (для дворянских и «разночинских» детей) при нём был подписан Елизаветой Петровной 12 января 1755 г. — «по примеру европейских университетов, где всякого звания люди свободно наукою пользуются». Но крепостной мог поступить в Университет, лишь получив «вольную» .
Студенты были государственными служащими. Они носили знаки государственной службы, шпаги, одеты были в мундиры зеленого цвета с красным воротом и обшлагами. Они обязаны были носить парик и шляпу. В числе первых студентов были Д. И. Фонвизин (1745−1792), В. И. Баженов, Н. И. Новиков, Г. А. Потемкин и другие известные впоследствии люди России. Учителями вначале были иностранцы, а позднее выпускники самого университета. Развивались образовательные и научные институты и иного статуса, в провинциальных городах. Продолжали функционировать церковно-приходские школы при монастырях.