Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Формирование здорового образа жизни младших школьников в процессе физического воспитания в школе

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

По мнению ряда ученых (Э. М. Казин, Н. К. Смирнов, В. П. Лукьянен-ко, В. И. Лях, Г. Б. Мейксон), успешное решение данной проблемы во многом обусловлено построением и содержанием учебно-воспитательного процесса в школе. Далеко не все выпускники общеобразовательной школы владеют необходимыми знаниями о сохранении и поддержании здоровья в полном объемеу них зачастую не сформировано отношение… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. ФИЛОСОФСКИЕ, СОЦИАЛЬНЫЕ И ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
    • 1. 1. Философские и социальные аспекты формирования здорового образа жизни младших школьников
    • 1. 2. Психолого-педагогические особенности формирования здорового образа жизни младших школьников в процессе физического воспитания в школе
    • 1. 3. Модель формирования здорового образа жизни младших школьников в процессе физического воспитания в школе
  • Выводы по I главе
  • ГЛАВА II. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ШКОЛЕ
    • 2. 1. Педагогические условия реализации модели формирования здорового образа жизни младших школьников в процессе физического воспитания в школе
    • 2. 2. Технология формирования здорового образа жизни младших школьников в процессе физического воспитания в школе
    • 2. 3. Результаты опытно-экспериментальной работы по реализации технологии формирования ЗОЖ младших школьников в процессе физического воспитания
  • Выводы по II главе

Формирование здорового образа жизни младших школьников в процессе физического воспитания в школе (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность. Экологические и социальные катаклизмы, нестабильность, разрушение привычных устоев жизни, нравственных и социальных ориентиров — все это привело к общему снижению уровня благосостояния и качества жизни большинства жителей нашей страны. Это проявилось в ухудшении состояния здоровья широких слоев населения, в том числе и детей (В. К. Бальсевич, Э. П. Вайнер, Н. К. Иванова, Э. М. Казин, JL И. Лу-бышева, Н. К. Смирнов, В. И. Слабодчиков, Б.Н. Чумаков).

Проблему сохранения и укрепления здоровья решают многие социальные институты. Важную роль в этом процессе играет также и общеобразовательная школа. Одним из наиболее перспективных направлений воспитательной работы является формирование у учащихся здорового образа жизни (ЗОЖ) в процессе физического воспитания в школе.

По мнению ряда ученых (Э. М. Казин, Н. К. Смирнов, В. П. Лукьянен-ко, В. И. Лях, Г. Б. Мейксон), успешное решение данной проблемы во многом обусловлено построением и содержанием учебно-воспитательного процесса в школе. Далеко не все выпускники общеобразовательной школы владеют необходимыми знаниями о сохранении и поддержании здоровья в полном объемеу них зачастую не сформировано отношение к здоровью как к ценности, отсутствуют навыки ведения здорового образа жизни, одним словом — отсутствует культура здравосбережения (Г. К. Зайцев, Э. М. Казин, Л. Г. Качагин, Т. В. Карсаевская, С. М. Мартынов, Л. Г. Та-тарникова). При этом сама организация процесса обучения в школе не всегда способствует сохранению и укреплению здоровья учащихся (неудовлетворительное обустройство классов и других рабочих мест для учащихся, наполняемость классов, интенсификация обучения, компьютеризация, преобладание психических и статических нагрузок, недостаток двигательной активности). Необходимость сохранения и укрепления здоровья человека ставит перед школой в качестве приоритетной задачи сосредоточение усилий на процессе формирования здорового образа жизни. Однако эффективно осуществлять процесс формирования ЗОЖ в целостном педагогическом процессе невозможно из-за ряда неразрешенных противоречий, наличие которых затрудняет решение данной проблемы не только в рамках общеобразовательной школы, но и в обществе в целом.

В частности, это противоречие между необходимостью определения научно обоснованных подходов к проблеме здравосбережения и недостаточной разработанностью и осознанием содержания и структуры понятия «здоровый образ жизни» как предмета научного исследования в современном гуманитарном и естественнонаучном знании.

Существенным является противоречие социального плана, проявляющееся в необходимости осознания широкими слоями населения значимости ЗОЖ как одной из главных социальных ценностей и недостаточной социально-психологической базой для укрепления положительных идей о здоровом образе жизни в общественном сознании нации.

Это проявляется в недостаточной пропаганде здорового образа жизни, отсутствии доступной материальной базы для занятий физкультурой и спортом, невысоким уровнем медицинского обслуживания, но, прежде всего, в засильи разнообразных обычаев, традиций, устоявшихся стереотипов поведения, негативно влияющих на здоровье человека.

На психолого-педагогическом уровне существенным является противоречие между необходимостью организации эффективного и целенаправленного формирования здорового образа жизни подрастающего поколения и недостаточной разработанностью педагогических условий, обеспечивающих эффективность воспитательного процесса.

Кроме того, формирование здорового образа жизни у подрастающего поколения связано с физическим воспитанием и учебным предметом «физическая культура». Именно в физическом воспитании накоплен разнообразный положительной опыт в этой сфере. В то же время потенциал физического воспитания как фактора формирования ЗОЖ реализован и востребован в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса средней общеобразовательной школы.

Все вышеизложенное обусловило выбор темы исследования: «Формирование здорового образа жизни младших школьников в процессе физического воспитания в школе».

Объект исследования — физическое воспитание младших школьников в общеобразовательной средней школе.

Предметом исследования — формирование здорового образа жизни младших школьников в процессе физического воспитания в школе.

Цель — формирование основных компонентов здорового образа жизни младших школьников: первоначальных знаний (представлений) о ЗОЖ, практических умений и навыков ведения ЗОЖ, ценностного отношения к ЗОЖ и здравосберегающего поведения в процессе физического воспитания в школе.

Гипотеза исследования: процесс формирования здорового образа жизни младших школьников будет эффективным, если:

— раскрыто содержание понятия «здоровый образ жизни» как совокупности компонентов социокультурного опыта и конкретизировано в соответствии с возрастными особенностями и уровнем общего развития младшего школьника;

— выявлены и описаны возрастные особенности младших школьников, определяющие характер и способы усвоения ими основных компонентов ЗОЖ;

— разработана модель организации физического воспитания, направленная на формирование ЗОЖ младших школьников и технология ее реализации;

— определены уровни сформированности здорового образа жизни младших школьников и критерии их оценки;

— выявлены и обоснованы педагогические условия эффективной реализации разработанной модели в учебно-воспитательном процессе начальной школы: а) взаимодействие родителей, учителей начальных классов, учителей физической культуры по достижению единства воспитательных воздействийб) учет тендерных различий младших школьников в процессе формирования ЗОЖв) взаимосвязь урочной и внеурочной физкультурной деятельности младших школьниковг) положительно эмоционально окрашенный тон занятий по физической культуре и разнообразие способов включения младших школьников в процесс физического воспитания.

В соответствии с предметом, целью и гипотезой определены следующие задачи исследования:

— раскрыть содержание понятия «здоровый образ жизни» с философских, естественнонаучных и психолого-педагогических позиций и конкретизировать его в соответствии с возрастными особенностями и уровнем развития младшего школьника;

— выявить и описать возрастные особенности младших школьников, влияющие на характер и способы освоения ею основных компонентов ЗОЖ;

— разработать модель формирования здорового образа жизни младших школьников в процессе физического воспитания в школе и технологию ее реализации;

— определить уровни сформированности здорового образа жизни младших школьников и критерии их оценки;

— выявить и обосновать педагогические условия реализации разработанной теоретической модели и технологии формирования здорового образа жизни младших школьников в процессе физического воспитания в школе.

Методологическая основа исследования. Основные положения современной теории воспитания, подчеркивающие социальную обусловленность становления личности и усвоения социокультурного опыта;

— аксиологический подход к решению воспитательных задач;

— личностно-деятельностный подход к воспитанию (JI.C. Выготский, П. Я. Гальперин, В. В. Давыдов, А. Н. Леонтьев, К. К. Платонов, С. Л. Рубинштейн, В. И. Слободчиков, Д.Б. Эльконин);

— теория мотивации деятельности и поведения (Л. И. Божович,.

A. Н. Леонтьев, В. С. Мерлин, С. Л. Рубинштейн, Д.Н. Узнадзе).

Теоретическую основу исследования составили:

— современные научные взгляды на здоровье как ценность (Н. П. Аба-скалова, Р. И. Айзман, Г. Л. Апанасенко, И. И. Брехман, Э. М. Казин,.

B. П. Казначеева, А. Г. Щедрина, Н. П. Абаскалова, В. К. Бальсевич, Э. П. Вайнер, М. Я. Виленский, П. А. Виноградов, В. М. Выдрин,.

B. М. Димов, В. И. Ирхин, В. С. Колбанов, Л. В. Лотоненко, Л. И. Лубышева, Н. Д. Найденов, Н. К. Смирнов, Л. Г. Татарникова);

— психолого-педагогические основы формирования представлений младших школьников (Ш.А. Амонашвили, П. П. Блонский, Д. Н. Выготский, Л. С. Гальперин, В. В. Давыдов, А. В. Занков, Л. В. Куликова, А. И. Липки-на, Н. И. Малиновская, Н. А. Менчинская, М. В. Мухина, B.C. Обухова,.

C. Л. Пономарев, О. Ю. Тютюнник, А. В. Усова, Д. Б. Эльконин);

— общие концептуальные подходы педагогики, теории и методики физического воспитания к определению содержания, средств и методов преподавания предмета «физическая культура» в школе, роли и места физического воспитания в целостном педагогическом процессе (Б. А. Ашмарин, Ю. Н. Вавилов, В. М. Выдрин, П. Ф. Лесгафт, А. В. Лотоненко, Л. П. Матвеев);

— методические и психолого-педагогические основы организации физического воспитания в начальной школе (О.А. Александров, М.М. Анци-бер, Г. П. Богданов, В.И. Бондин).

Методы исследования:

— теоретический междисциплинарный анализ состояния исследуемой проблемыизучение опыта и результатов организации физического воспитания в начальной школе;

— педагогическое наблюдениеанкетированиебеседатестированиемоделированиепедагогический эксперимент;

— статистические методы обработки полученных данных.

Этапы исследования. Исследование проводилось с 2002 по 2006 г. в несколько этапов.

Первый этап — теоретико-поисковый (2002;2003 г.).

Изучалась и анализировалась литература по проблеме исследования, определялись объект, предмет, цель, задачи и методы исследованияразрабатывалась и формулировалась гипотеза и исследовательские задачисоздавалась база исследования, определялись его основные направления и содержание экспериментальной работы.

Второй этап — опытно-экспериментальный (2003;2004г.).

Разрабатывалась модель организации физического воспитания с целью формирования здорового образа жизни младших школьников и технология ее реализациивыявлялись и теоретически обосновывались педагогические условия реализации моделикомплектовались контрольные и экспериментальные группыпроводился констатирующий эксперимент по определению исходного уровня знаний, умений и отношения младших школьников к ЗОЖразрабатывался комплекс программ по физическому воспитанию младших школьников, ориентированных на формирование ЗОЖ.

Третий этап (2004;2006 г.).

Осуществлялась реализация технологии формирования ЗОЖ младших школьников в процессе физического воспитания в школе с учетом выявленных педагогических условийпроводился формирующий эксперимент, систематизировались и обрабатывались и описывались полученные результатыформулировались выводырезультаты исследования внедрялись в деятельность школ г. Пензыоформлялся текст диссертационного исследования.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоит в том, что:

— определены содержание и структура понятия «здоровый образ жизни младших школьников» как совокупность компонентов социокультурного опыта;

— разработана модель организации физического воспитания, направленная на формирование у младших школьников здорового образа жизни и состоящая из целевого, структурно-содержательного, процессуально-деятельностного и результативно-диагностического блоков;

— определены уровни сформированности здорового образа жизни младших школьников в процессе физического воспитания (<�стабильный, ситуативный и фрагментарный) и критерии оценки: когнитивный, практический, мотивационно-ценностный и деятельностныщ.

— выявлены условия реализации модели формирования ЗОЖ младших школьников в процессе физического воспитания в школе: а) взаимодействие родителей, учителей начальных классов, учителей физической культуры по достижению единства воспитательных воздействийб) учет тендерных различий развития младших школьников в процессе формирования здорового образа жизнив) взаимосвязь урочной и внеурочной физкультурной деятельности младших школьниковг) положительно эмоционально окрашенный тон занятий по физической культуре и разнообразие способов включения младших школьников в процесс физического воспитания.

Практическая значимость исследования состоит в разработке:

— технологии формирования здорового образа жизни младших школьников в процессе физического воспитания в школе;

— комплекса авторских программ физического воспитания учащихся 2−3 классов общеобразовательной школы, состоящего из программы учебных занятий по физической культурепрограммы занятий физическим воспитанием в кружке физической культуры и программы занятий в режиме учебного дня;

— в разработке поурочных планов и методических рекомендаций для учителей начальных классов и родителей по формированию ЗОЖ младших школьников в процессе физического воспитания в школе и средств педагогической диагностики для выявления уровня сформированности ЗОЖ младших школьников.

Результаты исследования могут быть использованы для приобщения учащихся младших классов к здоровому образу жизни в процессе физического воспитания в школе.

Достоверность полученных результатов исследования обеспечена методологией и логикой исследования, разнообразием комплекса методов, адекватных целям и задачам исследованиядлительностью эксперимента, достаточной для получения необходимой базы данныхэкспериментальной проверкой эффективности технологии формирования здорового образа жизни младших школьников в процессе физического воспитания в школе.

Апробация и внедрение результатов исследования. Материалы исследования использованы на уроках и внеклассных занятиях по физическому воспитанию младших школьников в школе № 60 и № 74 г. Пензы.

Автором по проблеме исследования опубликовано 9 научных статей и выпущено в соавторстве учебное пособие, одна из глав которого посвящена проблеме формирования здорового образа жизни у учащихся в процессе физического воспитания.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Понятие «здоровый образ жизни младшего школьника». Здоровый образ жизни младшего школьника — это совокупность знаний, практических умений, навыков, ценностно-смысловых ориентаций и поведения, соответствующих их возрасту и уровню развития, проявляющихся в специфических видах активности и жизнедеятельности, направленных на сохранение и укрепление своего здоровья и здоровья других людей.

2. Структурно-логическая модель педагогического процесса, направленного на формирование здорового образа жизни младших школьников в процессе физического воспитания в школе, состоящая из целевого, структурносодержательного, процессуально-деятельностного и результативно-диагностического блоков.

3. Технология формирования здорового образа жизни младших школьников в процессе физического воспитания в школе, отражающая взаимосвязь и последовательность усвоения основных компонентов ЗОЖ в процессе физического воспитания.

4. Педагогические условия реализации разработанной модели:

— взаимодействие родителей, учителей начальных классов, учителей физической культуры по достижению единства воспитательных воздействий;

— учет тендерных особенностей развития младших школьников в процессе формирования здорового образа жизни;

— взаимосвязь урочной и внеурочной физкультурной деятельности младших школьников;

— положительно эмоционально окрашенный тон занятий по физической культуре и разнообразие способов включения младших школьников в процесс физического воспитания.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав и заключения, библиографического списка (220 источников), иллюстрирована 22 таблицами, 9 схемами, 6 рисунками, содержит 7 приложений.

Выводы по II главе.

Основой экспериментальной работы по формированию здорового образа жизни младших школьников явилась технология, состоящая из четырех этапов и позволяющая сформировать основные компоненты ЗОЖ младших школьников: знания (представления), практические умения и навыки, ценностные ориентации и здравосберегающее поведение.

Данная технология в некоторой степени условна, т.к. все компоненты ЗОЖ формируются одновременно в целостном педагогическом процессе. Однако на каждом этапе мы имеем возможность обратить особое внимание на формирование одного из компонентов здорового образа жизни.

В процессе реализации технологии были практически обоснованы педагогические условия, позволяющие эффективно реализовать модель педагогического процесса, направленную на формирование основных компонентов ЗОЖ в процессе физического воспитания.

На каждом этапе реализации технологии необходимо соблюдение всего комплекса данных условий. Однако относительная значимость того или иного условия на отдельных этапах может возрастать.

Эффективность технологии формирования ЗОЖ младших школьников в процессе физического воспитания в школе была проверена экспериментально. Результаты педагогической диагностики свидетельствуют о том, что у всех учащихся, занимавшихся по предложенной технологии, значительно повысился уровень сформированности всех основных компонентов ЗОЖ.

По итогам исследования нами были получены данные о том, что ЭГ по сравнению с КГ по достаточному (высокому) уровню имеет показатели выше на 7,8%, по ситуативному (среднему) уровню — на 12,7%. Фрагментарный (низкий) уровень сформированности ЗОЖ в экспериментальных группах по сравнению с контрольными меньше на 20,5%.

Использование технологии позволило увеличить объем двигательной активности учащихся, что дало возможность более успешно решать проблему их общего физического развития. В то же время происходило комплексное развитие личности в целом, что является несомненным преимуществом представленной технологии по сравнению с традиционной системой физического воспитания.

Заключение

.

Проведенное исследование подтверждает справедливость выдвинутой гипотезы и правильность решения исследовательских задач.

Основными теоретическими результатами нашего исследования являются определения содержания и структуры понятия «здоровый образ жизни младших школьников».

Формирование ЗОЖ младших школьников предполагает усвоение ими определенных знаний (представлений) о ЗОЖ, приобретение практических умений и навыков ведения ЗОЖ, ценностно-смыслового отношения к ЗОЖ и выработку здравосберегающего поведения.

Для формирования ЗОЖ младших школьников в процессе физического воспитания в школе была разработана модель педагогического процесса, направленная на формирование здорового образа жизни младших школьников в процессе физического воспитания в школе. При создании этой модели мы учитывали возрастные особенности младших школьников и специфику организации физического воспитания в современной школе.

Данная модель состоит из целевого, структурно-содержательного, процессуально-деятельностного и результативно-диагностического блоков и может быть эффективно реализована при наличии выявленных и обоснованных нами педагогических условий:

— взаимодействие родителей, учителей начальных классов, учителей физической культуры по достижению единства воспитательных воздействий;

— учет гендерных различий младших школьников в процессе формирования ЗОЖ;

— взаимосвязь урочной и внеурочной физкультурной деятельности младших школьников;

— положительно эмоционально окрашенный тон занятий по физической культуре и разнообразие способов включения младших школьников в процесс физического воспитания.

Модель нашла свою фактическую реализацию в технологи формирования ЗОЖ, которая подробно описана в тексте диссертации.

Представленные в работе модель и технология оказались эффективными и позволили сформировать основные компоненты ЗОЖ младших школьников (знания (представления), практические умения и навыки, ценностно-смысловое отношения и здравосберегающее поведение), т. е. заложить основы культуры здорового образа жизни для дальнейшего приобщения к ЗОЖ младших школьников.

Данное исследование невозможно считать исчерпывающим, т.к. процесс приобщения к культуре и ценностям ЗОЖ человека является сложным и многоструктурным. Формирование ЗОЖ младших школьников является начальным этапом в культурном развитии детей.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Р.А., Ярулин Р.Х Физическое образование как социальный институт подготовки человека к жизни средствами физической культуры //Теория и практика физической культуры. — 1993. — № 7. — С. 14−15.
  2. Р.И., Ширшова В. М. Избранные лекции по возрастной физиологии и школьной гигиене. Новосибирск: Сиб. ун-тское изд-во, 2002. -134 с.
  3. Активизация учения школьников. М.: Педагогика, 1982. — 134 с.
  4. О.А. Комплексная программа здоровья. — М.: Медицина, 1988.-254 с.
  5. JI.A. Влияние двигательной активности в процессе академического урока на здоровье и развитие школьников //Педиатрия.2002.-№ 6.-С. 37−41.
  6. Ш. А. Школа жизни. М.: Издательский дом Шалвы Амо-нашвили, 1998. — 80 с.
  7. Н.М. Раздумья и здоровье. 3-е изд. доп. и перераб. — М.: Физкультура и спорт, 1987. — 64 с.
  8. Н.М. Энциклопедия здоровья. Алгоритм здоровья. /Н.М. Амосов. М.: «Издательство ACT» Донецк «Сталкер», 2002. — 590 е., ил.
  9. Ю.А. Три кита здоровья. М.: Физкультура и спорт, 1991. -336 е., ил.
  10. Н.П. Воспитание игрой. М.: Просвещение, 1987. — 197 с.
  11. Т.Б., Дьяченко Л. П. Продленка: игры и занятия для школьников. Ростов н/Д: Феникс, 2005. — 256 с.
  12. М. В. Что надо знать о двигательной активности и закаливании детей //Физическая культура в школе. 1993. — № 3 — С. 28−36.
  13. М.М. Особенности организации педагогического процесса в начальных классах с продленным днем. М.: Просвещение, 1990. -234 с.
  14. Г. П. Валеология: право на самостоятельность //Медицинекая газета. 1996. — 11 октября. — С. 10−11.
  15. А.Г. Психология личности: Учебник. М.: Изд-во МГУ, 1990. -367 с.
  16. . Г. Диалектика духовного и телесного начал в свете нового понимания физической культуры //Теория и практика физической культуры. 2002. — № 6. — С. 57−61.
  17. Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса: (Метод. основы). М.: Просвещение, 1982. — 192 с.
  18. В.К. «Здоровье в движении» М.: «Советский спорт», 1988. -231 с.
  19. В.К., Лубышева Л. И. Физическая культура: молодежь и современность //Теория и практика физической культуры. 1995. № 4. -С. 2−7.
  20. В.К. Феномен физической активности человека как социально-биологическая проблема //Вопросы философии. 1981. — № 8. -С. 78−84.
  21. В.К. Физическая подготовка в системе воспитания культуры здорового образа жизни человека (методологический, экологический и организационный аспекты) //Теория и практика физической культуры. 1990. -№ 1. — С. 14−25.
  22. В.К. Физическая культура для всех и для каждого. — М: Физкультура и спорт, 1998. 208 с.
  23. К., Шейнберг Л. Здоровый образ жизни. Пер с анл. М.: Мир, 1997.-368 е., ил.
  24. А.А., Щеплягина Л. А. Здоровье детей на пороге XXI века: пути решения проблемы //Русский медицинский журнал. 2000. — Т.8. -№ 8 (119). — С.737−738
  25. В.Н., Губайдуллина Т. Х., Калиберный В. В. Влияние нетрадиционных форм обучения на здоровье детей //Гигиена и санитария. -1996.-№ 5.-С. 20−22
  26. Е.Я. Социальные и биологические закономерности в здоровье населения. Д.: Знание, 1977. — 89 с.
  27. А.С. Основы возрастной педагогики. М.: Академия. 2000. -416 с.
  28. В.И. Энциклопедия здоровья: Молодость до ста лет. М.: Химия. 1993.-399 с.
  29. Л.Ю. Теоретико-практические основы организации открытого учебно-оздоровительного комплекса: Дис.. канд. пед. наук. СПб, 2001 — 178 с.
  30. В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989.-225 с.
  31. Р.К. Формирование культуры здоровья и здорового образа жизни будущих педагогов //Социально-гуманитарное знание. -2003.- № 4. -С. 147−156.
  32. Г. П. Школьникам здоровый образ жизни. — М.: Физкультура и спорт, 1989. — 192 с.
  33. Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 1968. — 464 с.
  34. А.Ф. Все не так просто (о проблемах физической культуры) //Теория и практика физической культуры. 1990. — № 9. — С. 3−9.
  35. Л.Р., Латынина Д. И. Методика внеклассной воспитательной работы в начальных классах. — М.: Просвещение, 1978. 128 с.
  36. В.И. Педагогические основы физкультурно-оздоровительных систем. Ростов-на-Дону, 1999. — 341с.
  37. Бордовская., Н. В. Реан А.А. Педагогика. Учебник для вузов СПб.: Издательство «Питер», 2000. — 304 с.
  38. И.И. Валеология наука о здоровье. 2-е изд., доп. и перераб. -М.: Физкультура и спорт, 1990. — 208 с.
  39. Е.Е. Формирование представлений у младших школьников четвертого класса: Дис. .канд. пед. наук. Л., 1963. — 167 с.
  40. Э.Н. Валеология: учебник для вузов. М.: Флинта: Наука, 2001. -416с.
  41. Валеология: Учебн. пособие. 2-е изд., испр. и доп. — М.: Педагогическое общество России, 2000. — 407 с.
  42. О.Д. Оптимизация эмоционального состояния учащихся младших классов как педагогическое условие повышения эффективности урока физической культуры. Дис. .канд. пед. наук. — Челябинск, 1999.-180 с.
  43. В.Н. Здоровье и стресс. М.: Знание, 1 991. — 160 с.
  44. О.С., Демченко Е. А. Изучение основных характеристик жизненной стратегии человека //Вопросы психологии. 2001. — № 2. -С.74−85.
  45. Г. А. Важное средство развития ручной ловкости //Физическая культура в школе. 1993. — № 1. — С. 26−29.
  46. Введение в теорию физической культуры: Учебн. пособие для ин-тов физ. культуры. / Под ре. Л. П. Матвеева. М.: Физкультура и спорт, 1983.-128 е., ил.
  47. Ю. Е. Проблемы охраны здоровья детей в России. //Российский Вестник перинатологии и педиатрии. 2000. — № 1. -С. 5−10.
  48. В.Н., Филиппов В. В. Урок беседа: Физическое воспитание в начальных классах //Физическая культура в школе. — 1993. — № 4. -С.28−29.
  49. М.В. Начинающему учителю физкультуры. Волгоград: Учитель, 2004.-154 с.
  50. Н. Н. Физическая культура личности (проблемы человеческой телесности: методологические, социально философские, педагогические аспекты). — Кишинев: Штиинца, 1989. — 115 с.
  51. М.Я. Физическая культура в научной организации учебного труда студентов: Учебное пособие. М.: Изд-во «Прометей» МПГУ т.1. В. И. Ленина, 1993. 156 с.
  52. М.Я., Горшков А. Г. Основы здорового образа жизни студентов: Учебное пособие. М.: Изд-во У НЭПУ, 1995. — 96 с.
  53. В. К. Психологические механизмы мотивации человека. М.: Изд-во МГУ, 1990. — 288 с.
  54. П.А., Жолдак В. И., Чеботкевич В. И. Социология физической культуры и спорта. /М-во образ. РФ- Ассоц. росссийск. вузов- Всерос. Научн. исслед. ин-т физ. культуры. Пензенск. гос. пед. ин-т. им В. Г. Белинского. — Пенза, 1995. — 325 с.
  55. Возрастная физиология физических упражнений. Под ред. В. В. Волкова. Смоленск, 1978. — 325 с.
  56. Т.А. Формирование мотивации активной двигательной деятельности в процессе физического воспитания школьников: Дис.. канд. пед. наук. Краснодар, 2001. — 168 с.
  57. П.Я. Введение в психологию. М.: Университет, 1976. -150 с
  58. С.И. Физиологические особенности детей . — М.: Просвещение, 1964.-243 с.
  59. В.И. Человек. Жизнь. Здоровье. СПб.: Комплект, 1995. -429 с.
  60. Гармония здоровья. М.: Физкультура и спорт, 1987. — 80 с.
  61. A.M. Состояние и факторы развития физкультуры и здорового образа жизни школьников: Методология и методика социологического исследования. Новосибирск: Красноярск: КГПИ, 1989.-215 с.
  62. Генеша (Г.П. Малахов) Законы оздоровления. — СПб.: «Невский проспект», 2002. 189 с.
  63. Л.Д., Лопатик Т. А. Методика преподавания физической культуры: 1—4 кл.: Метод. Пособие и программа. М.: Владос, 2002. -208 с.
  64. В.И. Физическая культура в формировании здорового образажизни. Киев: Здоровья, 1989. — 261 с.
  65. М.Ф., Соловьева А. И. Как быть здоровым /Сост. Т. Н. Киреева.- М.: Советский спорт, 2002. 384 е., ил.
  66. Р.Г. Быть здоровым это быть красивым. — Кишинев, 1988. -134 с.
  67. М.В., Домашенко И. А. Атлас по психологии. М.: Педагогическое общество России, 2003. — 276 с.
  68. И.И. Погода и здоровье. М.: Авиценна, ЮНИТИ, 1996. -96 с.
  69. Н.Н. Игра на занятиях по физической культуре как фактор общеличностного развития младших школьников: Дис.. канд. пед. наук. Челябинск, 1999. -180 с.
  70. П.С. Куда идешь человек? М.: Знание, 1991. — 47 с.
  71. JI. Спорт + игра = радость. //Дошкольное воспитание -2001. -№ 12.-С. 36−42.
  72. В.В. Психологическое развитие младших школьников. М.: Академия, 1990.-168 с.
  73. Л.П. Валеофилософия. Программа курса //Социально-гуманитарное знание. 1999. -№ 3. — С. 125−141.
  74. Е.Г. Подготовка будущего учителя к формированию культуры здоровья младшего школьника в условиях пед. колледжа. Авто-реф. дис.. канд. пед.наук. — Волгоград, 2004. — 20 с.
  75. В.М. Индивидуальная система оздоровления и активного творческого долголетия. //Социально-гуманитарное знание. — 2000. № 3. -С.152−165.
  76. В.М. Здоровье как глобальная проблема выживания биосоциального вида Homo sapiens. //Социально-гуманитарное знание. 2000.- № 2. С. 174−182.
  77. В.М. Новая концепция здоровья: системный подход. //Социально-гуманитарное знание. 1999. — № 6. — С. 185−191.
  78. В.М., Паутов В. Н. Здоровье этноса как проблема его социальной безопасности. //Социально-гуманитарное знание. 2000. — № 1. — С. 166−179.
  79. В.И., Схороход В. И., Удовин A.M. Какой быть физической культуре в школе? //Теория и практика физической культуры. 1990. -№ 10.-С. 24−27.
  80. Н.В. Физическая подготовка школьников 1-го 6-го классов на основе учета полового диморфизма: Дис.. канд. пед. наук — Майкоп, 2001.-150 с.
  81. В.А., Вельтищев Ю. Е. Лечебная педагогика Марии Монтессори и детская реабилитология //Русский медицинский журнал. 2000. -Т.8. — № 2. — С. 24−28.
  82. А.Д. Управлять здоровьем смолоду. Киев: Молодь, 1985. -78 с.
  83. А.А. Открытое письмо врача учителю: Здоровье детей -будущее народа. -М.: Просвещение, 1988. 169 с.
  84. В.И. Валеология. Здоровый образ жизни /Предисл. В. Н. Мошков. М.: RETORIKA — А: Флинта, 1999. — 560 е., ил.
  85. Н.В., Фарбер Д. А., Безруких М. М. Психофизиология ребенка: психофизиологические основы детской валеологии: Учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Владос, 2000. — 144 е., ил.
  86. О.Б. Формирование продуктивного опыта младших школьников //Педагогика. 2004. — № 7. — С. 23−29.
  87. Если хочешь быть здоров: Сборник /Сост. А. А. Исаев М.: Физкультура и спорт, 1988. — 350 с.
  88. А.А. и др. Физкультурно-оздоровительная работа в группах продленного дня. -М.: Просвещение, 1974. 135 с.
  89. В.И. Труд и физическая культура. М.: Знание, 1982. — 63 с.
  90. Г. К. Твои первые уроки здоровья. СПб.: Компания «Бал-трус», 1995.-28 с.
  91. А.С. Тайная мудрость человеческого организма. — Минск: Инфгород, 1993. 272 с.
  92. Здравоформирующее физическое развитие: развивающие двигательные программы для детей 5−6 лет. М.: Владос, 2001. — 368 с.
  93. Здоровье, развитие, личность. М.: Медицина, 1990. — 336 с.
  94. Здоровый образ жизни: социально-философские и медико-биологические проблемы. Кишинев: Штиница, 1991.-181 с.
  95. И.А. Педагогическая психология: Учебник для вузов. Изд. второе, доп., испр. и перераб. М.: Логос, 2004. — 384 с.
  96. Ю.И. Играйте на здоровье: подвижные игры. М.: Московская правда, 1991. — 156 с.
  97. В.Е. Культуроцентрическая технология формирования отношения и мотивации к здоровью в допрофессиональном образовании: Автореф. дис. канд. пед. наук. Самара, 2004. — 23 с.
  98. Н.К. Организационно-педагогические условия формирования здорового образа жизни школьников: Автореф. дис.. канд. пед наук.- Самара, 2000. 23 с.
  99. Л.Я. Самостоятельные занятия физическими упражнениями.- Киев: Здоровья, 1988. 86 с.
  100. Е.Л. Мотивация и мотивы. СПб: Питер, 2000. — 512 с.
  101. Е.Л. Психофизиология физического воспитания: Учеб. пособие для студентов факультета физического воспитания пед. ин-тов. М.:Просвещение, 1980. 199 с.
  102. С.А. Физкультурные минутки в начальной школе. М.: Айрис -пресс, 2003.-48 с.
  103. ЮЗ.Ишухина Е. В. Формирование здорового образа жизни младших школьников: Дис.. канд. пед. наук. Шуя, 2000. — 171 е., ил.
  104. О.С. Формирование здорового образа жизни как компонента физической культуры школьников на основе интеграции содержания учебных дисциплин о человеке: Дис.. канд. пед наук. Майкоп, 2001.-178 с.
  105. А.А., Саипов У. Т. Великие ученые медики средневековья. — Ташкент: Медицина, 1988.-44 с.
  106. Э.М., Блинова Н. Г., Литвинова Н. А. Основы индивидуального здоровья человека: введение в общую и прикладную валеологию: Учеб. Пособие для студ. высш. Учеб. Заведений. М.: Владос, 2000. — 192.С.
  107. В.П. Очерки теории и практики экологии человека. М.: Наука, 1983.-180 с.
  108. М.Г. Урок после урока. М.: Физкультура и спорт.1972.-105 с.
  109. В.М. Методика физического воспитания: Учебн. пособие для учащихся пед. учил. 5-е изд. доп. — М.: Просвещение, 1980. -304 е., ил.
  110. ПО.Кирпичев В. И. Физиология и гигиена младшего школьника: Пособие для учителя. М.: Владос, 2002. — 144 с.
  111. .А. Психологические механизмы формирования образа жизни личности. Новосибирск, 1996. — 204 с.
  112. Книга о здоровье. Под ред. Ю. Б. Лисицына. М.: Медицина, 1988. -509 с.
  113. .А. Континуум переходных состояний и мониторинг динамики здоровья детей. М.: Детстомиздат, 2000. — 152 с.
  114. Н.В. Непрерывное физическое воспитание и его роль в развитии школьников и сохранении их здоровья: Дис.. канд. пед. наук. -Кемерово, 2002. 263 с.
  115. А.Г. Лечебная педагогика в детском санатории. Л.: Медицина, 1977.-167 с.
  116. A.M. Реализация функции здравосбережения учащихся основной школы в физкультурном образовании: Дис.. канд. пед. наук. -Челябинск, 2002. 171 с.
  117. В.В. Валеология: Основные понятия, термины и определения. СПб: ДЕАН, 1998. — 232 с.
  118. JI.C., Холодкова О. Г. Особенности становления психологической культуры младших школьников //Вопросы психологии. -2001. -№ 1. С. 47−57.
  119. Я.Л., Панько Е. А. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1988. -190 с.
  120. А.Г. Социально педагогический мониторинг показателей физической подготовленности, состояния здоровья и культурного развития школьников //Теория и практика физической культуры — 1998. -№ 6. — С. 2−7.
  121. М.М. Звонок на урок здоровья: Из опыта работы. М.: Просвещение, 1991. — 160 с.
  122. Краткий словарь по философии/Под общ. ред. И. В. Блауберга, И. К. Пантина. 4-е изд. — М.: Политиздат, 1982. — 431 с.
  123. М.М., Лежнева С. Б. Еще раз об Апполоне. М.: Физкультура и спорт, 1982. — 127 е., ил.
  124. В.Г. Психология и педагогика: Схемы и комментарии. М.: Владос — ПРЕСС, 2001.-368 с.
  125. Г. М. Здоровье и физическая культура. М.: Медицина, 1979.- 191 с.
  126. А.И., Соловьева И. А., Черданцев А. П. Состояние здоровья детей, обучающихся по различным школьным программам. //Педиатрия (Журнал имени Г. Н. Сперанского). 2002. — № 6. -С. 53−57.
  127. Г. И., Кононов И. Ф. Режим дня школьника. 2-е изд., пер. и доп. — М.: Медицина, 1987. — 112 е., ил.
  128. С.М. Средствами физической культуры (об идейном воспитании на уроках физкультуры) //Физическая культура в школе. 1980. -№ 7. с. 32−34.
  129. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. /А.Н. Леонтьев. 2-еизд. М.: Политиздат, 1977. — 304 с.
  130. А.Н. Проблемы развития психики. 4-е изд. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1981. — 584 с.
  131. Л.А. Берегите здоровье! -М.: Медицина, 1985. 64 е., ил.
  132. . Т. Педагогика. Курс лекций. Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений и слушателей ИПК и ФПК. -М.: Прометей, 1992. 287 с.
  133. Л.И. Социальное и биологическое в физической культуре человека в аспекте методологического анализа //Теория и практика физической культуры. 1996. — № 1. — С. 2−4.
  134. Т.М. Социальный градиент в формировании здоровья детей //Здравоохранение Российской Федерации. 2003. — № 2. — С. 43 — 47.
  135. С.М. Здоровье ребенка в ваших руках. М.: Просвещение, 1991.-223 е., ил.
  136. Л.П. Теория и методика физической культуры: Учебник для институтов физической культуры. М.: Физкультура и спорт, 1991. -543 с.
  137. Н.В. Методика формирования валеологических знаний в системе физкультурного образования младших школьников: Дис.. канд. пед. наук. Омск, 2000. — 263 с.
  138. Методика воспитательной работы: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений /Л.А. Байкова, Л. К. Гребенкина, О. В. Еремкина и др.- Под. Ред. В. А. Сластенина. -М.: Академия, 2004. 144 с.
  139. Методика физического воспитания учащихся 1−4 классов: пособие для учителя /Е.Н. Литвинов, Г. И. Погодаев, Т. Ю. Торочкова, Р. Я. Шитова. М.: Просвещение, 1997. — 80 с.
  140. Е.Г. Формула жизни: Медико-биологические основы оздоровительной физической культуры. М.: Физкультура и спорт, 1991. -112 е., ил.
  141. Е.М. От игры к знаниям. -М.: Просвещение, 1987.-213 с.
  142. А.А. Очерки по гигиене физических упражнений и спорта. М.: Медицина, 1980.-218 с.
  143. З.В. Активизируя двигательный режим школьников (о работе методического кабинета физического воспитания) //Физическая культура в школе. 1981. — № 7. — С. 41−44.
  144. Младший школьник как субъект педагогического воздействия. JL: ЛГПИ, 1983.-93 с.
  145. X. Семь программ здоровья: Пер. с нем. М.: Физкультура и спорт, 1988.-72 с.
  146. И.В. Оздоровительные эффекты физической культуры и спорта. Киев: Здоровья, 1989. — 272 с.
  147. B.C. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество- учебн. для студ. вузов. 7-е- стереотип. — М.: Академия, 2003.-456 с.
  148. B.C. Шестилетний ребенок в школе. М.: Просвещение, 1990. -175 с.
  149. Настольная книга учителя физической культуры. Под. Ред. Л.Б. Коф-мана. М.: Физкультура и спорт, 1998. — 496 е., ил.
  150. Л.Д. Оздоровительные основы физических упражнений. -М.: Владос-ПРЕСС, 2002. 276 с.
  151. Л.Н. Влияние тендерных стереотипов на воспитание и образование //Педагогика. 2004. — № 5 — С. 30−35.
  152. Р.С. Психология: Учебник для студентов высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. М.: Просвещение: Владос, 1994. — Кн. 1. — 576 с.
  153. Н. И. Становление личности ребенка 6−7 лет /Науч.-исслед. ин-т общей и педагогической психологии акад. пед. наук СССР. М.: Педагогика, 1992. — 160 с.
  154. Н.И. Педагогические условия корректировки ошибочных представлений младших школьников в процессе развивающего обучения: Дис.. канд. пед. наук. Сочи, 2001. — 195 с.
  155. Ю. М. К проблеме развития теории физической культуры //Теория и практика физической культуры. 2001. — № 8 — С. 2 — 11.
  156. Ю. М. О культуре физической, ее теории и системе физкультурной деятельности //Теория и практика физической культуры. -1999.-№ 6. -С. 2 -9.
  157. И.В. Педагогическая технология формирования отношения к здоровью учащихся. Автореф. дис.. канд. пед наук. — Самара, 2004.-31 с.
  158. JI.A., Лемяскина Н. А. Тридцать уроков здоровья для первоклассников: Методическое пособие. -М.: ТЦ Сфера, 2001. 56 с.
  159. Особенности развития психомоторики на занятиях физической культурой в учреждениях НПО. / М. В. Мартынов, Л. А. Ушакова, Л. П. Широкова. / Под. Ред. В. И. Авершина. Пенза: ИПК и ПРО, 2005. — 34 с.
  160. Н.В. Здоровье социальная ценность. — М.: Мысль, 1989. -134 с.
  161. Педагогика: Педагогические теории, системы, технологии. Под ред. С.А. Смирнова-М.: Академия, 2001.-326 с.
  162. Педагогический словарь. М.: «Академия», 2001. — 176 с.
  163. Педагогика. Под ред. П. И. Пидкасистого. М.: Педагогическое общество России, 1998. — 640 с.
  164. В.П., Царегородцев Г. И. Философия медицины. Киев: Здо-ров'я, 1979.-230 с.
  165. А.В., Ярошевский М. Г. Психология: Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений. 3-е изд., стереотип. — М.: Академия, 2002. -512 с.
  166. В.Ю. Основы педагогической технологии. М. Просвещение, 1997.-213 с.
  167. Программа воспитания, обучения и развития в детском саду //Дошкольное воспитание. 2003. — № 6. — С. 8−27.
  168. Психогигиена спортивной деятельности /Козин А.П. К.: Здоров’я, 1985.- 128 с.
  169. Психология здоровья населения в России. Новосибирск: СОР АМН, 2002.-127 с.
  170. Психология эмоций. Тексты /Под ред. В. К. Вилюнаса, Ю. Б. Гиппен-рейтер. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. — 288 с.
  171. И.П. Педагогика: Учебник для студентов высших пед. учебных заведений. М.: Просвещение: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1996. -432 с.
  172. В.А. Будьте здоровы, пожалуйста! Пенза: ИПК и ПРО, 1998. -44 с.
  173. С.В. Валеология в школе и дома. СПб.: Союз, 1998. — 278 с.
  174. А. Здоровье здорового человека. М.: Медицина, 1996. — 16 с.
  175. Растим здоровых, умных и добрых- воспитание младших школьников. -М.: Академия, 1996. 138 с.
  176. Ребенок должен быть здоровым. Минск: Полымя, 1988. — 214 с.
  177. Н.В., Кислицын Ю. Л. Физическая культура. М.: Мастерство, 2002. — 152 с.
  178. С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 1999. -720 с.
  179. Л.И., Соловьева А. Е. Психология самовоспитания. М.: Просвещение, 1982. — 223 с.
  180. Г. П. Физическое развитие школьников. М.: Просвещение, 1968.-314 с.
  181. Г. К., Селевко А. Г. Социально-воспитательные технологии. -М.: Народное образование, 2002. 176 с.
  182. О.Б. Формирование мотивированно ценностного отношения младших школьников к физической культуре. — Тула, 1999. — 253 с.
  183. А.А., Прохорова М. В., Синхин Б.Д, Педагогика: Учеб. Для студ. асп., преп. и тренеров по дисц. «Физ. культура». М.: «Терра-Спорт», 2000. — 272 с.
  184. В.В. Философия здоровья //Физкультура и спорт. 2003. -№ 1.-С. 22−23.
  185. В.И., Шувалов А. К. Антропологический подход к решению проблемы психологического здоровья детей //Вопросы психологии. 2001. — № 4. — С. 91−106.
  186. Словарь тендерных терминов /Под ред. А. А. Денисовой /Региональная общественная организация «Восток Запад»: Женские Инновационные проекты. — М.: Информация — XXI век, 2002. — 256 с.
  187. Словарь практического психолога. /Сост. С. Ю. Головин. Минск: Хар-вест, М.: ООО «Изд-во ACT», 2003. — 800 с.
  188. Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя школы. М.: АРКТИ, 2003. — 272 с.
  189. Современные технологии сохранения и укрепления здоровья детей: учеб. пособие / Под. общ. ред. Н. В. Сократова. М.: ТЦ Сфера, 2005. -224 с.
  190. Соковня-Семенова И. И. Основы здорового образа жизни и первая медицинская помощь. 2-е изд., стереотип. — М.: Академия, 2000. — 208 с.
  191. А.Е. Проблема здоровья с позиций гуманистической психологии //Вопросы психологии. 2002. -№ 3. — С. 92−101.
  192. В.К. Теоретико-методические аспекты индивидуальной направленности занятий оздоровительной физической культурой школьников: Дис.. д-ра. пед. наук. -М., 2002. -499 с.
  193. А.Г. Научные основы концепции укрепления здоровья детей и подростков //Гигиена и санитария. 2000. — № 3. — С. 43−44
  194. Н. Ф. Педагогическая психология: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 1998. — 288 с.
  195. JI.B. Эмоциональное здоровье школьника: Дис.. д-ра психол. Наук. Н. Новгород, 2000 — 360 с.
  196. Л.Г., Захаревич Н. Б. Калинина Т.О. Валеология основыбезопасности жизни ребенка (пособие к курсу валеологии «Я и мое здоровье» для школы первой ступени), 2-е изд. Санкт-Петербург- изд. «Петроградский и К'», 1995. — 240 с.
  197. Теория и методика физического воспитания: Учеб. пособие для студентов фак. физ. воспитания пед. ин-тов/ Б. А. Ашмарин, М. Я. Виленский, К. Х. Грантынь и др.- Под ред. Б. А. Ашмарина. М.: Просвещение, 1979.-360с., ил.
  198. Тер-Ованесян А. А. Педагогические основы физического воспитания. — М.: Физкультура и спорт. 1978. 327 с.
  199. В.Ю., Тихоплав Т. С. Кардинальный поворот. СПб.: ИД. «Весь», 2004. — 320 е., ил.
  200. В.Ю., Тихоплав Т. С. Начало начал СПб.: ИД. «Весь», 2004. -288 е., ил.
  201. Труд, здоровье, физическая культура. М.: Физкультура и спорт, 1974. — 115 с.
  202. Т.Г., Волкова JI.H. Тайны здоровья ребенка. СПб: Интер-спект, 1994.-304 е., ил.
  203. Физическое воспитание детей в образовательном учреждении: Сборник методических материалов /Под ред. В. И. Авершина. Пенза: ИПКиПРО, 2003.-40 с.
  204. Физкультура в режиме продленного дня школы. / Под ред. С. В. Хрущева, М.: Физкультура и спорт, 1986. — 112 с.
  205. JI.M., Волков К. Н. Психологическая наука учителю. — М.: Просвещение, 1985. — 224 с.
  206. Управление физическим состоянием организма. Тренирующая терапия / Т. Б. Хутиев, Ю. Г. Антонов, А. Б. Котова, О. Г. Пустовойт. М.: Медицина, 1991. — 256 е., ил.
  207. Учитель Иванов. Жизнь и учения. М.: Оникс, 1997. — 224 с.
  208. .К., Кузнецов B.C. Теория и методика физического воспитания и спорта М.: Академия, 2002. — 480 с.
  209. Хрестоматия по курсу «Основы тендерных исследований», 2-е изд. -М.: МЦГИ МВШСЭН — МФФ, 2001. — 368 с.
  210. С.В. Врачебный контроль за физическим воспитанием школьников.-М.: Медицина, 1977.-216 е., ил.
  211. А.Е. Влияние эмоций на актуализацию образов представлений: Дис.. канд. психолог, наук.-М., 1977.-201 с.
  212. .Н. Валеология. М.: Российское педагогическое общество, 1997.-246 с.
  213. Школа и психическое здоровье учащихся/Под ред. СМ. Громбаха. М.: Медицина, 1988.-272 с.
  214. А.Г. Онтогенез и теория здоровья: Методологические аспекты. Новосибирск: Наука, 1989. — 136 с.
  215. И.В. Физическое совершенство духовное богатство. — Киев: Политиздат Украины, 1983. — 125 с.
  216. Энциклопедия: Системы оздоровления земли Русской. СПБ.: Прайм -Еврознак, 2002. — 432 с. (Серия «Великие целители мира»)
  217. Х.Я. Приемные часы для здоровых. -2-е изд., перераб. и доп. М.: Медицина, 1987. — 176 е., ил.
Заполнить форму текущей работой