Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Ценностные ориентации учащейся молодежи учреждений начального и среднего профессионального образования в условиях Крайнего Севера

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Ноябрьска, публикацией учебного пособия, 4 методических рекомендаций, 16 статей, методических разработок, материалов и тезисов в научных сборниках, журналах федерального и регионального уровней, обсуждения на шести научно-практических конференциях федерального и регионального уровней: «Технологии и методики в преподавании и обучении истории» (г. Сургут, 2001 г.), «Модернизация российского… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В * УЧРЕЖДЕНИЯХ БАЗОВОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО «ОБРАЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
    • 1. 1. Современные подходы к организации воспитательного процесса в условиях модернизации (реформирования) профессионального образования
    • 1. 2. Ценностные ориентации учащейся молодежи как объект изучения
    • 1. 3. Роль общественных дисциплин в воспитании и формировании ценностных ориентаций учащейся молодежи учреждений базового профессионального образования в современных условиях
  • Ф
    • 1. 4. Анализ среды среднего города Крайнего Севера
  • Выводы по первой главе

ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ % ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ В ПРОЦЕССЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ПО ОБЩЕСТВЕННЫМ ДИСЦИПЛИНАМ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ КОЛЛЕДЖЕ СРЕДНЕГО ГОРОДА КРАЙНЕГО СЕВЕРА

2.1. Социальный портрет и жизненные ценности учащейся молодежи ® учреждений базового профессионального образования среднего города

Крайнего Севера

2.2. Модель формирования ценностных ориентаций учащейся молодежи в рамках общеобразовательной подготовки по общественным дисциплинам

Выводы по второй главе

ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ОПЫТНО-ПОИСКОВОЙ РАБОТЫ

3.1. Разработка учебно-методических и учебно-программных материалов и

Ф результаты их использования

3.2. Динамика ценностных ориентаций учащейся молодежи.

3.3. Результаты исследования трудоустроившихся выпускников

Выводы по третьей главе

Ценностные ориентации учащейся молодежи учреждений начального и среднего профессионального образования в условиях Крайнего Севера (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Всероссийские социологические исследования 2001;2003 годов, проведенные Институтом развития профессионального образования (ИРПО), показали, что учащаяся молодежь учреждений начального и среднего (далее базового) профессионального образования — это новое поколение российских граждан с радикально изменившимися за последнее десятилетие мотивами поведения, нравственными ценностями, ориентирами и проблемами. Представления о ценностях, сложившиеся у молодежи, имеют преимущественно личностно-индивидуалистическую направленность, связаны с повышением роли материального фактора и позитивным осознанием этого обстоятельства. Отсюда, наиболее значимыми заявлены такие ценности, как материальное благополучие, карьерный рост, собственное здоровье и т. д. Ценности же социального характера, гражданские, патриотические, касающиеся благополучия других людей, экономического благополучия общества, не воспринимаются молодежью как доминирующие цели их деятельности. Интересы личности, общества, государства сегодня требуют, чтобы в образовании приоритет отдавался воспитанию. В этой связи актуально обращение к роли общественных дисциплин в формировании ценностных ориентаций учащейся молодежи.

Возвращение вопросов воспитания в круг государственных приоритетов свидетельствует об актуальности проблемы целенаправленного воспитания на всех уровнях образования, в том числе в учреждениях базового профессионального образования (УБПО). Общественные дисциплины (ОД) в них играют особую роль в формировании ценностных ориентаций, социально и профессионально значимых качеств и компетенций учащейся молодежи. Это учебные дисциплины, где внимание учащейся молодежи привлекается к важным вопросам самоопределения личности, к проблемам нравственного выбора, поведения в конфликтных ситуациях, их эмоционального переживания. Усиление воспитательной роли общественных дисциплин, гуманитарной и 4 практической направленности учебных дисциплин, включение в их содержание материалов, помогающих учащейся молодежи освоить ценности общества и культуру, в которых они живут, способы самоопределения в них, являются актуальной педагогической задачей.

В отечественных исследованиях, посвященных вопросам воспитания, одними из приоритетных следует назвать поиск целей воспитания, определение места и роли субъектов воспитания в воспитательной системе, переосмысление значения коллектива в воспитании личности, определение места и роли молодежных объединений, других форм самоуправления, без которых невозможно построить современную систему воспитания наряду с сохранением лучших традиций и опыта прошлых лет.

Анализ психолого-педагогической литературы и современного состояния воспитательной работы в учреждениях БПО позволил выявить ряд противоречий:

1. Между значительными изменениями методологических основ теории воспитания и необходимостью поиска подходов практической реализации воспитательных задач образования в учреждениях БПО в современных условиях.

2. Между новыми ценностными ориентациями, жизненными приоритетами современной молодежи и многолетними стереотипами воспитательной работы, сложившимися в прошлые годы.

3. Между необходимостью совершенствования образовательного процесса в учреждениях БПО с учетом новых ценностных ориентаций, жизненных приоритетов учащейся молодежи и недостаточной разработанностью проблемы практической реализации воспитательных задач при преподавании общественных дисциплин в этих учреждениях.

4. Между возрастающими требованиями работодателей к уровню подготовки специалистов, их личностным качествам, динамикой жизненных ценностей учащейся молодежи и необходимостью выстраивания деятельности преподавателя с их учетом и адекватным реагированием.

5. Между социально-личностными целями образования, ориентированными на гармоническое сочетание общественных, государственных и общечеловеческих ценностей, с одной стороны, и личностно-индивидуалистическими ценностями, сформировавшимися у части Ф молодежи (в т.ч. учащейся молодежи УБПО) — с другой.

Поиск эффективных путей решения названных противоречий позволяет ставить вопрос о необходимости и возможности формирования ценностных ориентаций учащейся молодежи в образовательном процессе профессионального колледжа (ПК).

Противоречия позволили сформулировать проблему исследования: совершенствование воспитательной работы в современных условиях с учетом жизненных ценностей учащейся молодежи в образовательном процессе профессионального колледжа. Необходимость разрешения выявленных противоречий, актуальность рассматриваемой проблемы определили выбор • темы исследования: «Ценностные ориентации учащейся молодежи учреждений начального и среднего профессионального образования в условиях Крайнего ^ Севера».

При рассмотрении данной темы введено ограничение — формирование ценностных ориентаций учащейся молодежи рассматривается на примере общеобразовательной подготовки по общественным дисциплинам в профессиональном колледже среднего города Крайнего Севера.

Цель исследования: теоретико-экспериментальное обоснование модели формирования ценностных ориентаций учащейся молодежи учреждения базового профессионального образования в процессе общеобразовательной подготовки в профессиональном колледже.

Объект исследования — ценностные ориентации учащейся молодежи учреждений базового профессионального образования. ь Предмет исследования — формирование ценностных ориентаций учащейся молодежи в образовательном процессе учреждения базового ф профессионального образования среднего города Крайнего Севера.

Гипотеза исследования. Воспитательный процесс в учреждениях базового профессионального образования Крайнего Севера будет результативным, если при его организации:

— опираться на данные социологических исследований, учитывать интересы, цели и ценности современной молодежи, кардинально изменившиеся за последние годы, особенности процесса социализации молодежи в среднем городе Крайнего Севера;

— учитывать такие факторы, как: влияние социальной среды, регулирование мотивационного отношения к обучению, внедрение в практику воспитательного процесса ценностей, идеалов, принципов, соответствующих требованиям личностно ориентированной образовательной парадигмы;

— общеобразовательная подготовка (ОП) осуществляется в двух разных социальных пространствах: пространстве образовательного учреждения и пространстве других социальных структур — учреждений дополнительного образования и досуговой сферы, семьи, в рамках социального партнерства работодателей с учреждениями базового профессионального образования (УБГТО) и др.

Предмет исследования и положения гипотезы позволили выдвинуть следующие задачи исследования:

1. Провести анализ психолого-педагогической литературы по организации воспитательной работы в учреждениях БПО с выделением специфики условий Крайнего Севера.

2. Определить социальный портрет современной учащейся молодежи учреждений БПО в условиях среднего города Крайнего Севера в сравнении с характеристиками учащейся молодежи учреждений БПО России, выделить основные составляющие жизненных ценностей учащейся молодежи профессионального колледжа.

3. Провести отбор принципов воспитательной работы и показать их реализацию в процессе общеобразовательной подготовки по общественным дисциплинам в профессиональном колледже среднего города Крайнего Севера.

4. Разработать и апробировать модель формирования ценностных ориентаций учащейся молодежи в рамках общеобразовательной подготовки по общественным дисциплинам в УБПО среднего города Крайнего Севера.

5. Выявить и апробировать организационно-педагогические условия ф формирования ценностных ориентаций учащейся молодежи УБПО в рамках общеобразовательной подготовки по общественным дисциплинам.

6. Разработать учебно-методические материалы для реализации модели формирования ценностных ориентаций учащейся молодежи УБПО среднего города Крайнего Севера.

Теоретико-методологической базой исследования являются: теоретические работы по проблемам.

— философии и методологии образования (В.П. Беспалько, Б. С. Гершунский, В. В. Давыдов и др.);

— совершенствования системы профессионального образования (А.Н. Лейбович, ® И. П. Смирнов, Л. Г. Соломко, Е. В. Ткаченко и др.) — совершенствования учебно-воспитательного процесса в системе, профессионального образования (С.Я. Батышев, А. П. Беляева, А. Т. Глазунов,.

М.С. Савина, Х. Ш. Тенчурина, В. В. Шапкин и др.);

— педагогической диагностики (А.С. Белкин, А. Л. Крупенин, И. М. Крохина, Ф. К. Константинова, Р. Х. Шакуров и др.);

— организации воспитательной работы в новых условиях (В.Л. Бенин, И. П. Смирнов, Е. В. Ткаченко и др.), в том числе на основе предварительной социо-педагогической диагностики (Г.В. Ендрихинская, М. С. Хохолуш и др.);

Для реализации поставленных задач использовались следующие методы исследования: диагностические (анкетирование, тестирование, интервьюирование, социологические опросы) — прогностические (экспертные оценки, самооценки) — аналитические (анализ жизненных ценностей и ориентаций учащейся молодежи, а также анализ философской, педагогической литературы, нормативных актованализ опыта работы учреждений БПО по • исследуемым вопросам).

База исследования. Исследование проводилось в период с 2002 по 2006 гг. на базе региональной экспериментальной площадки ИРПО — Ноябрьский колледж профессиональных и информационных технологий (НКПиИТ) — учреждений БПО г. Ноябрьск Ямало-Ненецкого автономного округа (ЯНАО). Исследование проводилось в рамках научных программ Минобразования РФ «Научное, научно-методическое, материально-техническое и информационное обеспечение развития образования» (код 2447), подраздел «Разработка моделей и систем воспитания на всех уровнях образования» на 2001;2003 гг. и программы «Научно-методическое обеспечение функционирования и модернизации системы образования» (код 2143), раздел № 7 «Научно-методическое обеспечение процесса воспитания» на 2004 гв рамках планов работы ИРПО (раздел «Региональные экспериментальные площадки») на 20 022 005 гг. Учащиеся, студенты и педагогические работники колледжа приняли участие во Всероссийском социологическом исследовании «Социальный портрет современного учащегося НПО» в 2002;2004 гг. Объем выборки 210 учащихся в 2002 г. и 333 учащихся, студентов и 42 ИПР в 2003 г. В 2004 г. -638, 2005 г. — 127, 2006 г. — 92 учащихся и студентов. В городском исследовании приняли участие 924 учащихся и студентов трех УБПО. В работе использованы результаты исследования рынка труда и образовательных услуг г. Ноябрьска, проведенного ИРПО. В исследовании среди трудоустроившихся выпускников (по анкете ИРПО) участвовало более 100 трудоустроившихся выпускников колледжа.

Этапы исследования.

На первом этапе (2002 г.) изучалась научно-методическая, педагогическая литература по проблеме исследования, исследовалось состояние проблемы в теории и практике образования, изучались тенденции развития базового профессионального образования. Определялись цели, рабочая гипотеза, конкретизировались задачи исследования. В этот период в рамках исследования проводились социологические исследования с целью определения социального портрета учащейся молодежи профессионального лицея — колледжа.

На втором этапе (2003;2005 гг.) проводились социологические исследования в учреждениях БПО среднего города Крайнего Севера, отбирались принципы воспитательной работы, разрабатывалась структура, определялись основные направления исследования, апробировалась модель формирования ценностных ориентаций учащейся молодежи. Осуществлялась опытно-экспериментальная проверка организационно-педагогических условий и подходов к воспитательной работе в учебной и внеучебной деятельности учащейся молодежи, оценка их эффективности. Исследовательская деятельность на данном этапе состояла из отдельных экспериментов, апробации и внедрения в практику методик социо-педагогической диагностики, анкетирования, экспертных оценок, мониторинга различных аспектов образовательного процесса, тенденций изменений социального портрета учащейся молодежи среднего города Крайнего Севера. Результаты работы обсуждались на заседаниях «круглых столов», семинарах, организованных в г. Ноябрьске, региональных и всероссийских научно-практических конференциях.

На третьем этапе (2005;2006 гг.) анализировались и уточнялись результаты, полученные в ходе реализации модели формирования ценностных ориентаций в образовательном процессе учреждения БПО. В ходе написания работы уточнялась ее логика, переосмысливались отдельные теоретические представления, разрабатывались учебно-методические материалы для учащейся молодежи и ИПР. С целью изучения дальнейшего профессионального и личностного роста выпускников профессионального колледжа по анкете ИРПО проведено анкетирование трудоустроившихся выпускников.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключаются:

1. В определении социального портрета учащейся молодежи учреждений БПО среднего города Крайнего Севера, в том числе в сравнении с РФв выявлении специфики ее ценностных ориентаций и тенденций их изменения.

2. В использовании социологических исследований для построения учебно-воспитательного процесса из зоны ближайших интересов современной учащейся молодежи среднего города Крайнего Севера.

3. В разработке и реализации модели формирования ценностных ориентаций учащейся молодежи в рамках общеобразовательной подготовки по общественным дисциплинам в профессиональном колледже среднего города Крайнего Севера.

4. В выявлении комплекса организационно-педагогических условий формирования ценностных ориентаций учащейся молодежи в профессиональном колледже среднего города Крайнего Севера.

Практическая значимость исследования:

1. Разработаны и практически реализованы модель и организационно-педагогические условия формирования ценностных ориентаций учащейся молодежи в рамках общеобразовательной подготовки по общественным дисциплинам в учреждении БПО, что способствовало развитию поисковой деятельности учащейся молодежи, созданию музея истории профессионального образования, публикации результатов проектной и учебно-исследовательской деятельности учащихся и студентов.

2. Разработаны и практически реализованы методические рекомендации для преподавателей по обновлению содержания образования по общественным дисциплинам на основе социо-педагогической диагностикиорганизации музейного дела в учреждениях БПО.

3. Разработано и апробировано в профессиональном колледже учебное пособие для учащейся молодежи учреждений БПО «История развития профессионального образования ЯНАО», в котором изложены сведения о становлении профессионального образования региона.

4. Разработаны и практически реализованы методические рекомендации для учащейся молодежи учреждений БПО по организации самостоятельной работыформированию здорового образа жизни и др.

Апробация и внедрение в практику работы результатов исследования осуществлялись в образовательном процессе учреждений БПО г.

Ноябрьска, публикацией учебного пособия, 4 методических рекомендаций, 16 статей, методических разработок, материалов и тезисов в научных сборниках, журналах федерального и регионального уровней, обсуждения на шести научно-практических конференциях федерального и регионального уровней: «Технологии и методики в преподавании и обучении истории» (г. Сургут, 2001 г.), «Модернизация российского образования и качество результатов образовательной деятельности профессионального учебного заведения: состояние, проблемы, перспективы развития» (г. Ноябрьск, апрель 2004 г.), «Проблемы мониторинга качества обученности и уровень воспитанности студентов в условиях непрерывного профессионального образования» (г. Курган, май 2004 г.), Всероссийской научно-практической конференции «Образование в Западно-Сибирском регионе: история, современность, перспективы» (г. Тобольск, ноябрь 2004 г.), XXVII Пленуме Учебно-методического объединения по профессионально-педагогическому образованию «Современные технологии в профессионально-педагогическом образовании» (Екатеринбург, май 2005 г.) и XII Всероссийской научно-практической конференции «Инновации в профессиональном и профессионально-педагогическом образовании» (Екатеринбург, май 2005 г.).

На защиту выносятся следующие положения:

1. Социологические измерения социальных характеристик учащейся молодежи учреждений БПО среднего города Крайнего Севера содержат положительный опыт для современной педагогики, который можно использовать при построении личностно — и социально-ориентированной модели и принципов воспитательной работы, формировании ценностных ориентаций учащейся молодежи учреждений БПО. Формирование ценностных ориентаций будет более результативным, если воспитательную работу строить из зоны ближайших интересов учащейся молодежи, учитывать их ценности и приоритеты.

2. Реализация разработанной модели формирования ценностных ориентаций учащейся молодежи положительно влияет на их отношение к общественным дисциплинам, вырабатывает мотивированное отношение к.

12 учебе, развивает воспитательную среду колледжа, способствует реализации целей общественных дисциплин и формированию ценностных ориентаций учащейся молодежи. Формирование ценностных ориентаций способствует развитию мотивационной сферы учащейся молодежи, реализации личностных и профессиональных качеств, обеспечивает возможность в будущем успешно продолжать образование, достичь успехов в личностном развитии.

3. Организационно-педагогические условия формирования ценностных ориентаций учащейся молодежи в рамках общеобразовательной подготовки по общественным дисциплинам в УБПО среднего города Крайнего Севера включают:

— наличие совокупности идей формирования воспитательной среды с учетом возможностей общественных дисциплин, специфики УБПО и регионаналичие четких целей воспитательной работы в рамках общеобразовательной подготовки по общественным дисциплинам;

— обновление содержания образования по общественным дисциплинам с учетом жизненных ценностей учащейся молодежи, требований региональных работодателейвзаимосвязь учебной, учебно-производственной и социальной деятельности, а также дополнительного образования и включение учащейся молодежи в совместную деятельность, в том числе учебно-исследовательскую, краеведческую в рамках научного общества и музейного объединения;

— формирование позитивного отношения учащейся молодежи к общественным дисциплинамповышение профессионально-педагогической компетентности инженерно-педагогических работников и др.

4. Учебно-методические материалы, разработанные в соответствии с потребностями учащейся молодежи, оказывают положительное влияние на формирование духовно-нравственных и профессиональных качеств молодежи, способствуют их саморазвитию и самореализации.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, 3 глав, заключения, списка использованной литературы, приложений. Работа.

Выводы по третьей главе.

1. Процесс формирования ценностных ориентаций, как любое психолого-педагогическое явление, не может протекать идеально в рамках заданной модели, т.к. он связан с развитием личностных качеств человека, многие факторы, такие как семья, круг общения, сверстники, педагогический коллектив, учебно-воспитательный процесс и, наконец, вся окружающая среда так или иначе накладывают свой отпечаток на данный процесс. И, следовательно, воспитательная деятельность будет эффективна тогда, когда она отвечает логике саморазвития субъекта, приоритетам личностно-ориентированного образования, исходит из жизненных ценностей учащейся молодежи.

2. Установлено, что реализацией воспитательных целей общественных дисциплин определяется их влияние на ценностные ориентации. В рамках предметного преподавания этот аспект особенно трудно диагностировать. Поскольку формирование жизненных ценностей личности идет через мотивационную сферу, то показателями успешности не могут служить только количественные показатели успеваемости, уровня обученности, качества обучения по дисциплинам. Целесообразно дополнить критерии, определяющие успешность модели формирования ценностных ориентаций такими критериями, как уровень мотивации учебной деятельности, ценностное отношение к истории как к опыту человечества, ценностное отношение к культурным и материальным достижениям общества, ценностное отношение к людям и к себе.

3. Установлено, что в процессе реализации педагогической модели удается не только преодолевать негативное отношение учащейся молодежи к общественным дисциплинам, но и формировать познавательный интерес к их изучению.

4. Разработанные в рамках исследования материалы по истории профессионального образования, краеведческий материал, содержание музейной экспозиции колледжа, учебное пособие «История развития профессионального образования Ямало-Ненецкого автономного округа» используются в образовательном процессе колледжа, при подготовке студентов заочного отделения педагогического факультета НОУ ИСОМ и педагогического колледжа. Таким образом, воспитательная среда колледжа оказывает влияние на ценностные ориентации будущих работников системы профессионального образования, формирование их профессионального самосознания.

5. Формированию ценностных ориентаций учащейся молодежи способствует дополнительное образование, которое в рамках общественных дисциплин реализуется средствами музейной педагогики, вовлечения молодежи в поисковую и исследовательскую деятельность. Показано, что музей выполняет важные воспитательные функции: совместное участие учащихся, студентов и ИПР в музейных проектах, в поиске и оформлении материалов для его экспозиции содействует социализации учащейся молодежи в окружающем социуме, адаптации к условиям ПК, содействует преодолению негативизма к обучению, содействует формированию позитивного восприятия общественных дисциплин.

6. Установлено, что музей как элемент воспитательной среды колледжа, оказывает положительное влияние на атмосферу в коллективе. Экспозиционный замысел положен в основу организации внутреннего пространства колледжа, что содействует созданию комфортной и доброжелательной атмосферы, активизирует творческий потенциал учащихся, студентов и ИПР.

7. Использование результатов социологических исследований позволило полагать, что воспитательную работу в учреждениях БПО среднего города Крайнего Севера можно строить, как и в РФ, на универсальных принципах, моделях воспитания, в том числе с использованием модели представленной в диссертации.

8. Установлено влияние модели на ценностные ориентации учащейся молодежи. Учащиеся и студенты 3 курса более чем первокурсники и второкурсники считают изучение общественных дисциплин необходимым для.

141 будущей профессиональной карьеры. Анализ данных свидетельствует о влиянии модели формирования ценностных ориентаций учащейся молодежи в рамках общественных дисциплин на такие их идеалы как общественная активность, патриотизм, гражданственность.

9. Опытно-поисковым путем показано влияние условий формирования ценностных ориентаций на профессионально значимые качества и компетенции учащихся и студентов колледжа в рамках предложенной модели.

10. Одним из показателей сформированности ценностных ориентаций учащейся молодежи является высокая востребованность выпускников на рынке труда и рынке образовательных услуг: 90% трудоустраиваются по полученной профессии или специальности сразу после завершения обучения, 82% выпускников ПК продолжают работать по полученной профессии или специальности 5 и более лет, более 30% продолжают образование.

11. Результаты анкетирования трудоустроившихся выпускников показали, что считают необходимостью получение полного среднего (общего) образования для своей профессии 98% опрошенных. Одним из наиболее полезных в самостоятельной трудовой деятельности 89% респондентов считают общеобразовательный цикл предметов, 92% - гуманитарные и социально-экономические дисциплины. Это свидетельствует о высоком признании выпускниками значимости общеобразовательной подготовки в целом и по общественным дисциплинамТГчастности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В заключении подведены общие итоги работы:

1. Отмечено, что воспитательный процесс в учреждениях базового профессионального образования целесообразно строить на основании социологических исследований, дающих представление о целях, интересах и ценностях современной молодежи. Построение воспитательного процесса с ориентацией на зону ближайших интересов молодежи позволяет уйти от стереотипов, характерных для воспитательной работы прошлых лет. Такой подход повышает эффективность воспитательного процесса и устойчивость ценностных ориентаций выпускников.

2. Ценности, сложившиеся у молодежи, имеют преимущественно индивидуально-личностную направленность, связаны с повышением роли материального фактора и осознанием этого обстоятельства. Ценности социального характера, гражданские, патриотические, касающиеся благополучия других людей, экономического благополучия общества, не воспринимаются молодежью как доминирующие цели их деятельности. Исследование показало, что общеобразовательная подготовка играет существенную роль в совершенствовании воспитательной работы в профессиональном колледже в условиях Крайнего Севера, если реализуется разработанная в рамках исследования модель формирования ценностных ориентаций учащейся молодежи в рамках общественных дисциплин.

3. Показано, что проектирование и создание воспитательной среды с учетом значимости общественных дисциплин, региональной специфики и определенных в социологических исследованиях жизненных ценностей учащейся молодежи среднего города Крайнего Севера, позволило реализовать воспитательные цели общественных дисциплин. Показано, что влияние общественных дисциплин на ценностные ориентации учащихся возможно через формирование позитивного отношения к общественным дисциплинам.

4. Разработана модель формирования ценностных ориентаций учащихся на основе проектирования обновленного содержания общественных дисциплин, включающая разработку регионального и субрегионального компонентов содержания образования, интегрированном подходе к достижению воспитательных целей общественных дисциплин в образовательном процессе колледжа.

5. Показано, что обязательным условием реализации в образовательном процессе представленной модели является последовательное соблюдение таких этапов, как: исходная диагностика, проектирование, реализация, диагностика результатов реализации, рефлексия. Это позволяет не только учитывать ценностные ориентации, сформировавшиеся в процессе социализации у современной молодежи, но и управлять процессом формирования ценностных ориентаций в процессе общеобразовательной подготовки по общественным дисциплинам в профессиональном колледже.

6. Исследование показало, что реализация воспитательных целей общественных дисциплин будет успешной, если образовательный процесс исходит из зоны ближайших интересов учащихся и на различных этапах образовательного процесса анализируются жизненные ценности учащихся, а результаты используются для создания позитивного образовательного пространства.

7. Проведенные исследования показали, что в процессе общеобразовательной подготовки по общественным дисциплинам меняются ценностные ориентации учащейся молодежи, происходит трансформация личностно-индивидуалистических ценностных ориентаций в социальные и духовные. Через изменение сложившейся системы ценностей меняется человек, развивается его личность. Реализация модели формирования ценностных ориентаций позволяет приблизить выпускника УБПО к необходимой степени социальной и профессиональной зрелости, способствовать совершенствованию их профессионального и личностного развития.

8. Разработаны и апробированы на основе социо-педагогической диагностики учащейся молодежи в практике работы ГОУ СПО НКПиИТ методические рекомендации и учебное пособие для учебно-воспитательного процесса в рамках общеобразовательной подготовки в учреждении базового профессионального образования, соответствующие зоне ближайших интересов учащейся молодежи среднего города Крайнего Севера.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Закон «Об образовании».- СПб.: Издательство Михайлова В. А., 2002.- 62 с.
  2. Концепция непрерывного образования
  3. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. Распоряжение Правительства Российской Федерации № 1756-р от 29.12.2001 г.// Вестник образования России. -2002. -№ 6.
  4. Концепция развития художественного творчества обучающихся в учреждениях начального профессионального образования// Профессиональное образование.- 2003. -№ 2 С. 18−20.
  5. Концепция развития технического творчества обучающихся в учреждениях начального профессионального образования// Профессиональное образование.- 2003.- № З.-С. 17−18.
  6. О деятельности музеев образовательных учреждений. Письмо Министерства образования Российской Федерации от 12 марта 2003 г. № 28−51−181/16// Вестник образования России. 2003. — № 11. — С. 32−34.
  7. Об образовании. Закон РФ от 10 июля 1992 г. № 3266−1 в редакции Федерального закона от 07.07.2003 № 123-Ф3. 56 с.
  8. Перечень опорных образовательных учреждений дополнительного образования детей по совершенствованию художественного и технического творчества, музейного дела.// Профессиональное образование. 2003. — № 2. -С. 17−18.
  9. Программа развития воспитания в системе среднего профессионального образования на 2001−2005 гг.
  10. Примерное положение о Музее образовательного учреждения (школьном музее). Приложение к письму Министерства образования России от 12 марта 2003 г. № 28−51−181/16// Вестник образования России. 2003. — № 11. — С. 3437.
  11. Перечень мероприятий Минобразования России по реализации «Программы дополнительного профессионального образования на 2002−2005 гг."// Профессиональное образование.- 2003.- № 5.
  12. Ф 16. Приказ министра образования России от 02.11.2001, № 3536 «Об организации воспитательной работы в учреждениях начального профессионального образования».
  13. Приказ министра образования России от 25.01.2002 г., № 193 «О реализации решений коллегии Минобразования России от 25.12.2001 г.», № 19/2.
  14. Рекомендации Министерства образования Российской Федерации по
  15. Ф организации в федеральных округах опорных образовательных учрежденийдополнительного образования детей по совершенствованию художественного и технического творчества, музейного дела// Профессиональное образование. -2003.- № 2- С. 17−18.
  16. Решение Коллегии Минобразования России № 16/2 от 16.10.2001 г. «Об организации воспитательной работы в учреждениях начального профессионального образования».
  17. Минобразования России № 4, 2002.
  18. Решение коллегии Министерства образования и науки Российской Федерации «О приоритетных направлениях развития образовательной системы Российской Федерации», 4 ноября 2004 г.
  19. Решение Правительства РФ от 05.06.2003 г. «О совершенствовании начального профессионального образования».
  20. Решение Правительства РФ «О приоритетных направлениях развития образовательной системы Российской Федерации», 9 декабря 2004 г., № 47.
  21. Ф 26. Стандарт среднего (полного) общего образования по истории// Вестник образования России.- 2004.- № 14.- С. 90−114.
  22. Стандарт среднего (полного) общего образования по обществознанию. // Вестник образования России.- 2004.- № 14.- С. 114−128.
  23. Типовое положение об образовательном учреждении среднего профессионального образования (среднем специальном учебном заведении) Российской Федерации.
  24. В.И. Педагогика: учебный курс для творческого саморазвития. 2-е изд. — Казань: Центр инновационных технологий, 2000.
  25. О.Н. Формирование гуманистических ценностных ориентаций учащихся старших классов средствами художественной культуры (на материале Алтайского края). Автореф. дисс.. на соискание уч. степени канд. пед. наук. Барнаул, 2003. 25 с.
  26. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни.- М.: Мысль, 1991.- 299 с.
  27. Актуальные проблемы образования. Материалы международной научно-практической конференции «Антропоэкология педагогика жизнедеятельности». Часть 1.- Тюмень: ТОГИРРО, 2000.- С. 78−80.
  28. А.Ф., Саламатов А. А. Образование в XXI веке// Стандарты и мониторинг в образовании.- 2003, — № 6.- С. 10−15.
  29. О.Н. Обеспечение качества образовательной системы колледжа// Новые педагогические исследования.-М.: ИСОМ, 2003.
  30. Н.А. Концептуальные основы педагогической аксиологии// Педагогика.- 2002.- № 8.
  31. Н.А. Учитель: проблема выбора и формирование ценностей. М.: Московский психолого-социальный институт- Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2000. — 272 с.
  32. .Г. О проблемах современного человекознания. М., 1977.- С. 344.
  33. В.П. Слагаемые педагогической технологии.- М.: Педагогика, 1989.- 144 с.
  34. JI.H. Базовые социальные компетенции в курсе обществоведения// Преподавание истории и обществознания в школе.- 2002.-№ 9.- С. 22−33.
  35. С.С. Ценностные ориентации личности как многомерная нелинейная система// Психологический журнал.- 1999.- № 5.- С. 38−44.
  36. А.С., Ткаченко Е. В. Диссертационный совет по педагогике.-Екатеринбург: Изд-во Ур ГУ, 2005.
  37. С.И., Савина М. С., Борисова М.В, Стрелкова Т. Р., Володарская А. А., Борисов А. С., Каплин Р. Е. Совершенствование методического обеспечения начального и среднего профессионального образования. Методические рекомендации.- М.: НИИРО, 2005 26 с.
  38. Э.В. Диагностика результатов обучения истории в школе// Преподавание истории и обществознания в школе.- 2001.- № 4.- С. 20−27.
  39. В. Десять «золотых» способов воспитания нравственного опыта// Народное образование.- 2004.- № 8.- С. 177−186.
  40. Е.С. Зависимость ценностных ориентаций студентов от смены видов деятельности. М., 1981.
  41. Воспитательная работа в новых условиях (опыт учреждений профессионального образования) Научно-методический сборник. Авторы-составители: Смирнов И. П., Ткаченко Е. В. М.: Издательский отдел НОУ ИСОМ, 2003.
  42. Е.Е., Стрелова О. Ю. Как сегодня преподавать историю в школе. -М.: Просвещение, 1999.
  43. Е.Е., Стрелова О. Ю. Методика преподавания истории в школе.-М.: «Владос», 1998.
  44. Л.Ф. Ценности в образовании: выбор пути развития// Психологическая наука и образование.- 2002.- № 4.- С. 88−98.
  45. О.В., Ткаченко Е. В. Педагогический колледж в региональной системе образования. М.: Изд. центр «Вентана-Граф», 2002. — 192 с.
  46. JI. А., Смирнов И. П. Национальный и региональный компоненты государственного образовательного стандарта.- М.: Ореол, 1997.
  47. .С. Философия образования.- М.: Моск. псих.-соц. инст-т, Флинта, 1998.-438 с.
  48. А.Т., Красильникова В. А., Чистова И. В. Мониторинг качества профессионального образования.- Йошкар-Ола: Map. гос. ун-т, 2004.- 110 с.
  49. Глоссарий/ Сост. В. В. Голуб.- Ростов-на-Дону: Изд-во ООП ОблЦТГУ, 2002.- 76 с.
  50. Я. Ценностная ориентация личности// Психология личности в социалистическом обществе: Активность и развитие личности. М., 1989.-С.102−109.
  51. В.В. Теория развивающего обучения. М.: ИНТОР, 1996.
  52. .И. Эмоции как ценность. М., 1978.- С. 272.
  53. Г. В. Формирование воспитательной среды в сельском многоуровневом социально-образовательном комплексе. Дисс. канд. пед. наук. М., ИРПО, 2003 г.
  54. Г. В. Многоуровневый социально-образовательный комплекс: опыт создания воспитательной среды. //Вестник УМО по профессионально-педагогическому образованию. Вып. 1(32). Екатеринбург, РГППУ, 2003. С. 171−176.
  55. Г. В. Народоведение. Национально-региональный компонент базисного учебного плана. Учебное пособие. Чита: Изд-во Заб. ГПУ, 2003. -137 с. (в соавт.).
  56. Н.М. Методика воспитательной работы: Учебное пособие для вузов.-Часть 1.- М.: ФГОУ ВПО МГАУ, 2005.- 103 с.
  57. Г. Е. Психологические вопросы формирования убеждений.- М., 1982.
  58. Г. Е. Психология мировоззрения и убеждений личности.- М., 1994.
  59. А.Г. Потребности. Интересы. Ценности, — М.: Политиздат, 1986.- 221 с.
  60. Э.Ф., Водеников В. А. Мониторинг как информационная основа профессионального становления обучаемых. //Образование и наука. Известия УРО РАО, № 2 (4). Екатеринбург, 2000. — С. 112−121.
  61. Э.Ф. Личностно ориентированное профессиональное образование.-Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.- пед. ун-та, 2001.
  62. Э. Ф. Профессионально-образовательное пространство личности.-Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2002. 124 с.
  63. Э.Ф., Хасанова И. И. Социально-профессиональное воспитание в вузе. Практико-ориентированная монография. Екатеринбург: Изд-во РГППУ, 2003. — 158 с.
  64. В.А., Маслова Т. Ф., Шаповалов В. К. Социальный портрет учащегося профшколы. М.: Изд. центр АПО, 2001. — 28 с.
  65. Инновационная сеть развивающего образования.-М.: Эврика, 2003.- 240 с.
  66. П.Ф. Содержание профессионально-педагогического образования. М.: Высшая школа, 2001. — 236 с.
  67. Г. М., Коджаспиров А. Б. Педагогический словарь.- М.: Изд. Центр «Академия», 2000.- 176с.
  68. А.В. Ориентация личности в мире ценностей как педагогическая проблема// Профессиональная педагогика: категории, понятия, дефиниции. Сб. науч. тр. / Отв. ред. Г. Д. Бухарова. Екатеринбург: Изд-во РГППУ, 2004. Вып. 2.-С. 192−211.
  69. И.Ф. Генезис ценностных ориентаций, исследование отношения к норме социального поведения на разных этапах социального развития человека// К проблеме формирования ценностных ориентаций и социальной активности личности. М., 1992.- С.3−12.
  70. Д.А. Ценность как междисциплинарное понятие: опыт многомерной реконструкции// Вопросы философии.- 1996.- № 4.- С. 15−25.
  71. А.Н. Структура и содержание государственного стандарта профессионального образования.- М.: Ореол, 1996.
  72. Д.С. Прошлое будущему. — Л., 1985.
  73. С.Н. Региональные аспекты воспитания культуры здоровьесбережения учащихся. (Опыт УНПО Якутии)// Воспитательная работа в новых условиях (опыт учреждений профессионального образования.
  74. Научно-методический сборник. Авторы-составители: Смирнов И. П., Ткаченко Е. В. М.: Издательский отдел НОУ ИСОМ, 2004. С. 102−112.
  75. В.Г. Педагогическая диагностика в школе: Учеб. пособие для студ. Вузов, — М.: Академия, 2002.- 269 с.
  76. А.Ф. Условия специфические северные// Директор школы.- 2004.1. Ф № 1.-С. 82−83.
  77. В.Н., Смирнов И. П. Региональная модель профессионального образования.- М.: Ореол-Лайн, 1998.
  78. В.В. Философия. Учебник.- М.: КноРус, 1998.- 246 с.
  79. Н.Н. Управление процессом внедрения эффективных педтехнологий в системе профессионального образования.-М.: Издательский центр АПО, 2001.
  80. Н.Н., Демашева М. Е. Технология управления развитием педагогической деятельности.- М.: ИРПО, 2002.- 244 с.
  81. Н.Н., Гайворонский Н. М. Технология моделирования содержания образования (на примере развития многопрофильного лицея).-М., 2001.- 128 с.
  82. Ф 93. Мухаметзянова Г. В. Состояние, проблемы и приоритеты воспитания в профессиональной школе// Профессиональное образование.-1997.-№ 5.
  83. В.Л. Модернизация муниципальной системы образования.-М.: Изд. центр АПО, 2002.-256 с. I
  84. Е.П. Развитие ценностных ориентаций учащихся, в процессе исторического образования// Преподавание истории и обществознания в школе.- 2005.- № 5.- С. 47−50.
  85. Р.С. Психология. Учебник для студентов педагогических учебных заведений. М., Владос 1998.
  86. Ф Профессиональное образование.-2000.-№ 1.-С. 13−14.
  87. П.Н., Зуев В. М. Опережающее профессиональное образование.
  88. Научно-практическое пособие.- М., 2000-- 257 с.
  89. JT.H. Факторы развития системы профессионального образования// Профессиональное образование.- 2005.- № 2, — С. 24.
  90. О.Б. О формировании интереса учащихся к истории// Преподавание истории и обществознания в школе, — 2001.- № 10.- С. 17−27.
  91. В.П. Педагогическая система внутришкольного управления качеством образовательного процесса. Автореф. докт. дис.- СПб, 1998.-50 с.
  92. В.П. От развивающего обучения к развивающему образованию// Известия Российской Академии образования.- 2000.- № 2.- С. 111−114.
  93. И.П. Основы научно-исследовательской работы. М.: ИПР СПО, 2004. — 57 с.
  94. Педагогическая энциклопедия. Научное издательство «Большая Российская энциклопедия».- М, 1993.- Ч. 1.- 608 с.
  95. Педагогическая энциклопедия: актуальные понятия современной педагогики/ Под ред. Н. Н. Тулькибаевой, JT.B. Трубайчук.- М.: Изд. дом «Восток», 2003.-274 с.
  96. Об итогах работы системы образования в 1995 году и задачах развития отрасли на 1996 год. Отчетный доклад министра образования Е.В. Ткаченко// Вестник образования.- 1996, — № 3.- С. 20−44.
  97. Образование и наука. Будущее в ретроспективе: Научно-методический сборник/ Авт.-сост. Е. В. Ткаченко.- Екатеринбург: Изд-во УрО РАО, 2005.434 с.
  98. Обществознание. Примерная программа для средних специальных учебных заведений. М.: Издательский отдел ИПР СПО, 2002. — 24 с.
  99. Программа «Народоведение» (национально-региональный компонент базисного учебного плана)/ Сост. В. И. Никулова, В. И. Банин, С. В. Бубнова.-Чита: Изд-во ЗабГПУ, 2002.- 141 с.
  100. ИЗ. Профессиональная педагогика: категории, понятия, дефиниции. Сб. науч. тр. / Отв. ред. Г. Д. Бухарова. Екатеринбург: Изд-во РГППУ, 2004. Вып. 2. -404 с.
  101. Профессиональная педагогика: категории, понятия, дефиниции. Сб. науч. тр. / Отв. ред. Г. Д. Бухарова. Екатеринбург: Изд-во РГППУ, 2004. Вып. 3. -497 с.
  102. Профориентация и проблемы занятости молодежи/ Научн. ред. Е. В. Ткаченко. Омск, 1994. — 150 с.
  103. Профессиональная педагогика: Учебник для студентов, обучающихся по педагогическим специальностям и направлениям.- М.: Ассоциация «Профессиональное образование», 1997.-512 с.
  104. Психология развивающейся личности/ Под ред.А. В. Петровского. М., 1987.
  105. Профессиональное образование малого северного города: состояние, проблемы, перспективы/ Ю. Ф. Виноградов, А. В. Ефанов, JI.A. Журавлева, Л. Д. Криницина и др. Под ред. В. А. Федорова.- Екатеринбург: Издательство РГППУ, 2004.- 186 с.
  106. В.А., Мясоедова Е. А. Исследование педагогического потенциала среды при проектировании образовательных технологий// Инновации в Российском образовании: Высшее профессиональное образование. 2000. Часть 2. М.: Изд-во МГУП, 2000.-с. 79−81.
  107. Развитие патриотических идей в трудах отечественных и зарубежных мыслителей. Программа и методические рекомендации к спецкурсу/ Сост. Д. Ю. Мордвинцев.- Челябинск: Изд-во НИУМЦ «Образование», 2003.- 18 с.
  108. Развитие личности школьника и воспитательном пространстве: проблемы управления/ Под ред. Н. Л. Селивановой.- М., 2001.
  109. Т.М., Хохолуш М. С. Развитие социально-профессиональных ценностных ориентаций у студентов системы среднего профессионального образования.- Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед ун-та, 2005.- 146 с.
  110. Т.М., Хохолуш М. С. О развитии ценностных ориентаций студентов системы среднего профессионального образования. /Образование и наука. Известия УРО РАО № 3(27), 2004. С. 74−80.
  111. H.JI. Современные представления о воспитательном пространстве. // Педагогика.- 2000. № 6 — с. 35−40.
  112. А.Г. Социально-воспитательные технологии.- М.: Народное образование, 2002.- 176 с.
  113. Л.Г., Ярошенко Н. Г. Содержание и технологии обучения в средних специальных учебных заведениях: Учеб. пособие для преп. учреждений сред. проф. образования. М.: Мастерство, 2001. — 272 с.
  114. И.Р. Методические рекомендации по написанию реферата// Среднее профессиональное образование. Приложение к ежемесячному теоретическому и научно-методическому журналу «Среднее профессиональное образование».- 2004. -№ 5.- С.128−138.
  115. И.Р. Обновление содержания гуманитарных дисциплин// Профессиональное образование, — 2005.- № 6.- С. 13.
  116. И.Р. Музей в воспитательном пространстве колледжа// Профессиональное образование.- 2005.- № 7.- С. 34.
  117. И.Р. История развития профессионального образования Ямало-Ненецкого автономного округа. Учебное пособие для учащихся и студентов УБПО.- Ноябрьск: НКПиИТ, 2005. (в соавт.)
  118. Г. Н. Настольная книга заместителя директора по воспитательной работе.- Ростов-на-Дону: Феникс, 2004.-384 с.
  119. .И., Каткова Е. В. Программа «Тендерная культура» (Опыт ПЛ № 330, г. Москва). /Воспитательная работа в новых условиях М.: ИРПО, 2004.-С. 222−231
  120. .И., Малова М. В. Мой выбор. Комплексный подход к профилактике социально-опасных явлений в подростковой среде. /Методические рекомендации по организации воспитательной работы в учреждениях НПО. М.: 2004. — 121 с.
  121. .И. Организационно-педагогические аспекты модернизации образовательного процесса в профессиональном лицее. М., ИРПО, 2004 г.
  122. И.П. Человек, образование, профессия, личность. -Монография. М.: УМИЦ «Граф-Пресс», 2002. — 420 с.
  123. И.П., Поляков В. А., Ткаченко Е. В. Новые принципы организации начального профессионального образования.-М.: ООО «Аспект», 2004.
  124. И.П., Ткаченко Е. В. Социальное партнерство: что ждет работодатель?-М.: ООО «Аспект», 2004.
  125. И.П., Поляков В. А., Ткаченко Е. В. Базовые принципы модернизации начального профессионального образования. М.: Изд-во АПО, 2004. — 14 с.
  126. И.П., Поляков В. А., Ткаченко Е. В. Движение к открытой системе профессионального образования./Профессиональная педагогика: категории, понятия, дефиниции. Вын. 3.- Екатеринбург, 2004. — С. 9−26.
  127. И.П., Ткаченко Е. В. Новый принцип воспитания: ориентация на интересы молодежи.- М.: Издательский отдел НОУ ИСОМ. 2005, 184 с.
  128. Л.Г. Формирование открытой модели учреждения непрерывного профессионального образования.- М.: Издательский отдел НОУ ИСОМ, 2003.-216 с.
  129. Л.Г. Инновационная модель учреждения непрерывного профессионального образования.-М.: Издательский отдел НОУ ИСОМ, 2003.
  130. Л.Г. Модель многоуровневого учреждения профессионального образования в условиях малых и средних городов Крайнего Севера (теория и практика).- М.: Издательский центр АПО, 2002.
  131. Л.Г. Формирование социально-открытой системы профессионального образования как условия ее саморазвития. Дисс. докт. пед. наук. М., ИРПО, 2004 г.
  132. А.Б. Реформирование школьного исторического образования в контексте международного опыта// Преподавание истории и обществознания в школе.- 2005.- № 7.- С. 58−63.
  133. О.Ю. Воспитание историей как формирование ценностей личности// Преподавание истории и обществознания в школе.- 2003.- № 7.-С. 66−70.
  134. Л.З. Подготовка и повышение квалификации профессионально-педагогических кадров России (1920−1990). Учебное пособие.- М.: Высшая школа, 2000.-228 с.
  135. Теория и практика профессионального образования: педагогический поиск. Сб. науч. тр. / Под ред. Г. Д. Бухаровой. Екатеринбург, 2003, вып. 3, ч. 2. — 276 с.
  136. Теория и практика профессионального образования: педагогический поиск. Сб. науч. тр. / Под ред. Г. Д. Бухаровой. Екатеринбург, 2003, вып. 3, ч. 1. — 236 с.
  137. Е.В. М.: Издательский отдел НОУ ИСОМ, 2004. С. 112−117.
  138. Е.В. Кого и как готовить, или Модернизация начального профессионального образования в современных условиях// Образование и наука. Известия Уральского отделения РАО.- 2005.- № 2, — С. 125−128.
  139. Е.В. Основы регионализации базового профессионального образования. М.: Издательский центр АПО, 2001.- 43 с.
  140. Е.В. Основные приоритеты НПО// Профессиональное образование.- 1998,-№ 7−8. С. 10−11.
  141. Е.В. Профессионально-педагогическое образование России. -Екатеринбург, 1999. 244 с.
  142. Е.В. Приоритеты российского профессионального образования.// Педагогика.- 1999. № 2. — 96 с.
  143. Е.В., Глазунов А. Т. Базовое профессиональное образование. Проблемы регионализации и развития. Чебоксары: Изд-во Чуваш, ун-та, 2001.-253 с.
  144. Е.В., Бухарова Г. Д. Об актуальных проблемах педагогики профессионального образования/ Теория и практика профессионального образования: педагогический поиск.- Екатеринбург, 2003.- Вып 3, ч. 1, С. 629.
  145. Е.В. Проблемные вопросы российского образования на рубеже столетий// Образование и наука. Будущее в ретроспективе: Научно-методический сборник.- Екатеринбург: Изд-во УрО РАО, 2005.- С. 27−39.
  146. Е.В. Вымирающий класс// Политический журнал, — 2005.- № 28.-С. 68−69.
  147. Управление качеством образования / Под ред. М. М. Поташника. М: Пед. о-во России, 2000. 167 с.
  148. Управление качеством образования: практико-ориентированная монография и методическое пособие / Под ред. М. М. Поташника.-М.: Педагогическое общество России, 2000.- 448 с.
  149. Философский энциклопедический словарь.- М.: Советская энциклопедия, 1989.- 815 с.
  150. О. А. Педагогический потенциал социально-культурного наследия Демидовых в XXI веке. Дисс. канд. пед. наук. Екатеринбург, РГППУ, 2004 г.
  151. Ф.Т. Этика профессионально-педагогического работника.-Екатеринбург, 1999.- 84 с.
  152. М.С. Развитие социально-профессиональных ценностных ориентаций студентов колледжа. Дисс. канд. пед. наук. Екатеринбург, РГППУ, 2004 г.
  153. М.С. Использование современных педагогических технологий как условие развития ценностных ориентаций учащихся. // Культура и образование. Сб. статей. Уфа: Изд-во БГПУ, 2004. С. 155−162.
  154. Н.Н. Понятийно-терминологический словарь: Управление образованием как социальной системой, — Екатеринбург: Уральское изд-во, 2003.- 384 с.
  155. А.В. Эвристическое обучение.- М.: Международная пед. академия, 1998.- 266 с.
  156. Человек и общество. Культурология: Словарь-справочник.- Ростов-на-Дону: «Феникс», 1996.- С. 486−487.
  157. В. Жертва высшего качества// Политический журнал.- 2005.-№ 28.- С. 70−71.
  158. Н. Н. Система адаптации учащихся к условиям рынка труда в процессе технологического образования/ Актуальные проблемы педагогики. -2001 .Вып. 5.-С. 125−131.
  159. О.Н. Практикум по социальной психологии. Учебное пособие.- Екатеринбург: Изд-во УГППУ, 2001.- 85 с.
  160. Е.Н., Котова И. Б. Развитие личности в обучении,— М.: Издательский центр «Академия», 2000.- 288 с.
  161. С.Е., Кальней В. А. Технология мониторинга качества образования в школе.- М.: Педагогическое общество России, 1999.- 86 с.
  162. О.Р. Нравственное воспитание учащихся в процессе обучения физике,— М.: Педагогика, 2003.- 268 с.
  163. Н.Е. Новое воспитание, — М., 2000,
  164. И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе,— М.: Сентябрь, 1996, — 96 с.
Заполнить форму текущей работой