Эффективность использования произведений «материнской поэзии» в развитии ребенка раннего возраста
Таким образом, можно сделать вывод, что применение произведений «материнской поэзии» оказывает разностороннее влияние на развитие ребенка раннего возраста. Если мама поет ребенку колыбельные, использует в общении с ним забавные стихотворения, у него раньше появляются «музыкальные сочетания», а значит, он раньше начинает гулить. А гуление — это звуковое выражение ребенком положительного… Читать ещё >
Эффективность использования произведений «материнской поэзии» в развитии ребенка раннего возраста (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Введение
Первые годы жизни — наиболее важный период в развитии человека. В народе от века до века жило представление о том, что ребенок «впитал с молоком матери», т. е. воспринял в самом раннем возрасте, останется с ним на всю жизнь и внесет неповторимые штрихи в его индивидуальность.
Различные источники по-разному очерчивают границы раннего возраста, но, прежде всего, ранний возраст — это особый период становления органов и систем и, прежде всего, функций мозга. Доказано, что функции коры головного мозга не фиксированы наследственно, они развиваются в результате взаимодействия организма с окружающей средой. Особенно интенсивно это происходит в первые три года жизни. Именно поэтому в данной работе мною принято понятие раннего возраста, как возраст от рождения ребенка и до трех лет.
Что главное для ребенка только что пришедшего в этот мир? Любовь, состояние радости и доверия к миру, к окружающим людям — вот тот фон, который питает его зарождающуюся душу, формирует основные эмоциональные реакции на происходящее. «Не от еды дитя растет, а от радости», — гласит народная пословица. Вся обстановка, атмосфера, окружающая ребенка первых дней и месяцев жизни, была пропитана поэзией любви и заботы, нашедшей свое отражение в таких формах, как колыбельные песни, пестушки, потешки.
С рождения для ребенка взрослый выступает источником внимания и ласки. Он же является первым объектом познания, на который направлено внимание и действия ребенка. Уже с первых часов жизни присутствие мамы, ее физический и эмоциональный контакт очень важны для ребенка. Младенец успокаивается, слыша голос матери, хотя пока еще не понимает значения слов.
Рассмотрение данной темы курсовой актуально и интересно одновременно. Воспитательный потенциал фольклора безграничен. Сегодня наше общество возрождает забытые традиции старины, используя народный опыт, создавая новые модели воспитательных теорий и практик. Внимание к фольклору, древним пластам культуры, традиции в целом, как к неисчерпаемому источнику воспитания и развития человека проявляется в последние годы особенно активно в социально-педагогической среде. Это связано с функциональными особенностями жанров фольклора, с глубокой духовностью и мудростью народного творчества, с непрерывностью процесса передачи национальной культуры из поколения в поколение.
В начале нового столетия наблюдается повышенный интерес к национальной культуре, к этническим процессам, традиционному художественному творчеству, к фольклору. Ученые отмечают особый рост исторического и национального самосознания каждого народа, объясняя это социально-психологическими, политическими причинами.
Современные психологи считают бесспорным существование памяти детства. Психологический портрет человека складывается до пяти лет. Поэтому в высшей степени необходимо, чтобы с первого своего дня ребенок слушал хорошую поэзию и музыку. Не имея совершенно никаких представлений ни о существовании памяти детства, ни о психологическом портрете, уже тысячелетиями матери отдают своим детям лучшие порывы души, самую нежную поэзию и мелодию. Слова Ушинского о педагогическом гении народа, высказанные им в связи с оценкой сказок, могут быть применимы и к характеристике колыбельных песен, пестушек, потешек, педагогическая гениальность которых бесспорна.
Исследования особенностей психического развития детей показывают, что ранний возраст является решающим для формирования отношения человека к окружающему его миру и для развития речи. В более позднем возрасте уже невозможно наверстать упущенное. В этом плане показателен пример детей-маугли, которые часть жизни провели вне человеческого общества. Большинство из них, вернувшись к людям, так и не смогли жить полноценной жизнью среди них.
Малыш, растущий в благоприятных условиях семейного воспитания, любознателен, открыт и доброжелателен по отношению к окружающему миру, инициативен и в предметной деятельности, и в общении. Он упорно ищет внимания взрослых, охотно откликается на их инициативу, настойчиво добивается своей цели, активно заявляет о своем Я. Его сверстник, воспитывающийся в доме ребенка или в семье, где родители мало общаются с детьми и дети предоставлены самим себе, как правило, апатичен, безынициативен, часто равнодушен к окружающим, у него не сформированы привязанности ни ко взрослым, ни к сверстникам, он мало чувствителен к оценке взрослого, плохо дифференцирует положительную и отрицательную оценки, что отражается на качестве его предметной деятельности и на развитии речи, приводя к их задержке. Не зря горцы про никчемного человека говорят: «Наверно, мать не пела над его колыбелью». А чуваши про злого человека говорят: «Он слушал, лежа в колыбели, не пение, а ругань».
Цель работы — обосновать эффективность использования произведений «материнской поэзии» в развитии ребенка раннего возраста.
Достижение цели планируется решением таких задач, как:
— изучить тексты произведений «материнской поэзии» и научно-исследовательской литературы об их использовании в воспитании ребенка;
— дать характеристику каждой из малых форм фольклора, опираясь на воспитательный потенциала каждого;
— показать практическое применение малых фольклорных форм в воспитании.
Предметом исследования является «материнский» фольклор.
Объект исследования — процесс использования произведений «материнской поэзии» для развития ребенка раннего возраста.
Методы, используемые при написании курсовой — экспериментальный, описательный, анализ литературных источников.
Гипотеза заключается в том, что произведения «материнской поэзии» являются эффективным средством воспитания ребенка раннего возраста.
Теоретическая значимость курсовой работы заключается в том, что в ней сделана попытка обобщить имеющийся теоретический материал, касающийся использования фольклорных произведений для воспитания детей.
Практическая значимость изучения целесообразности применения малых фольклорных форм в воспитании детей раннего возраста заключается в том, что результаты исследования могут использоваться в практической работе педагогами и родителями для решения воспитательных задач.
Глава 1. Теоретические аспекты воспитания ребенка раннего возраста средствами произведений «Материнской поэзии»
1.1 Развитие ребенка в раннем возрасте в контексте детской психологии и возрастной педагогики
В младенческом возрасте (от рождения до года) устанавливается тесное эмоциональное взаимодействие матери и ребенка. Именно в процессе этого общения формируются основы всей психической деятельности малыша. Динамика психомоторного развития в первые годы жизни зависит от многих факторов, прежде всего от наследственных особенностей организма, общего состояния здоровья, пола, окружающей среды. Кроме того, развитие в раннем возрасте происходит неравномерно.
На первом году жизни мозг ребенка обладает наиболее высоким темпом своего развития: беспомощный новорожденный к концу первого года жизни овладевает прямостоянием, ходьбой, предметно-манипулятивной деятельностью, начальным пониманием обращенной к нему речи, кроме того, он начинает произносить первые лепетные слова и соотносить их с лицами и предметами. Именно в этот период начинается становление речи как средства общения. Первый год жизни имеет очень большое значение в психическом развитии ребенка. Именно на первом году жизни формируются предпосылки дальнейшего обучения ребенка.
В первые месяцы жизни у младенца интенсивно развивается зрение и слух: появляется зрительное и слуховое сосредоточение, зрительная фиксация и прослеживание предмета. К 3 месяцам у ребенка уже отчетливо выражена эмоционально выразительная реакция на общение — комплекс оживления. Эмоционально-положительное отношение ребенка ко взрослому интенсивно развивается в период младенчества: появляется улыбка, затем смех, к 4−5 месяцам общение ребенка со взрослым приобретает избирательный характер.
Ребенок постепенно начинает отличать своих от чужих. В этот период очень хорошо, когда мама поёт ребенку колыбельные песни. Мамин голос успокаивает ребенка и дает ему чувство защищенности. Уже в этот период целесообразно применение малых фольклорных форм: пестушек, потешек.
К 6 месяцам ребенок уже четко выделяет мать или ухаживающего за ним взрослого, рассматривает окружающие предметы и людей, а если он не дифференцирует мать, не дает ориентировочной или отрицательной реакции на новое лицо и/или не рассматривает окружающие его предметы, то его обязательно следует показать детскому психоневрологу.
В процессе общения со взрослым у ребенка формируются предпосылки к овладению речью. В присутствии взрослого ребенок более активно гулит, а затем и лепечет, со второго полугодия жизни начинает подражать слогам, произносимым взрослым. Эмоционально-положительное общение взрослого с младенцем формирует у него коммуникативную потребность и стимулирует развитие речи. Слушая веселую потешку или пестушку, ребенок рано или поздно пытается имитировать повторяющиеся слова («Га-га-га», «бух» и т. д.)
Ситуативно-личностное общение, характерное для младенцев, во втором полугодии жизни сменяется ситуативно-деловым, которое и составляет основное содержание коммуникативной деятельности на протяжении всего раннего возраста. В этом возрасте общение утрачивает свое ведущее значение, уступая место предметной деятельности. У него появляется другая функция — оно вплетается в новую ведущую деятельность, помогая ей и обслуживая ее. Главными поводами для контактом со взрослым становятся действия с предметами. В этом возрасте ему нужно от взрослого, прежде всего, соучастие и помощь в делах. Потребность в доброжелательном внимании, сформированная в период новорожденности, сохраняется, но видоизменяется по своему характеру. Если в младенческом возрасте она выражалась в стремлении ребенка получить ласку взрослого, установить с ним физический контакт, то теперь ему нужна поддержка и поощрение в действиях с предметами. Удовлетворение этой потребности очень важно как для благополучного самоощущения, так и для развития его познавательной активности и предметной деятельности.
Общение со взрослым влияет на ведущую деятельность: в ходе его ребенок усваивает новые и все более сложные действия. С помощью показа, поддержки, подсказки, участия взрослого он овладевает культурными способами обращения с предметами, усваивает смыслы и операционно-техническую стороны предметно-орудийных действий. Сотрудничество со взрослым является главным, решающим психологическим условием формирования предметной деятельности ребенка.
В совместной деятельности со взрослым складываются предпосылки сюжетной игры, развивается процессуальная игра. Взрослый показывает ребенку первые игровые действия, предлагает игровые сюжеты, учит пользоваться предметами заместителями. Для детей раннего возраста первые игры («Ладушки», «Сорока») всегда сопровождаются несложным стихотворным текстом. Это позволяет заинтересовать ребенка, попутно описывая и напоминая ему ход игры («Этому дала…»).
Общение со взрослым оказывает решающее влияние на возникновение и развитие речи детей. Речь рождается из потребности в общении, в целях общения и в условиях общения. Только в общении со взрослым перед ребенком встает особая коммуникативная задача — понять обращенную к нему речь и дать на нее вербальный ответ. Именно взрослый создает для ребенка практическую необходимость усвоить и актуализировать связь между предметом и его словесным обозначением. В сотрудничестве со взрослым развивается речевое мышление ребенка, позволяющее ему выходить за пределы частной ситуации.
Общение со взрослым является одним из решающих факторов развития личности и самосознания ребенка. Опыт ситуативно-делового общения влияет на развитие у ребенка представления о себе и своих возможностях.
Благоприятный опыт личностно-ориентированного сотрудничества со взрослым стимулирует формирование таких личностных качеств, как любознательность, стремление к самостоятельности, настойчивость, целенаправленность в деятельности. В рамках ситуативно-делового общения закладываются предпосылки перехода на новый, более высокий уровень общения — внеситуативно-познавательное общение, которое зарождается в период, когда ребенок овладевает активной речью и начинает задавать вопросы об окружающем мире, обсуждать увиденное на картинках, прочитанное или рассказанное взрослым. В личностном плане у него развивается воля, стремление к самостоятельности, творческая активность, познавательный интерес.
Из всего вышеизложенного можно сделать вывод, что в условиях стремительного развития ребенка в первые годы жизни, общение с ребенком взрослого является чрезвычайно важным. Кроме ласковых слов, обращенных к ребенку, родители могут применять произведения «материнской поэзии» в общении с малышом, что позволяет вызвать ответную реакцию и положительные эмоции, которые так важны для успешного развития ребенка в раннем возрасте.
Наиболее яркие доказательства влияния общения с взрослыми на развитее ребенка психологи находят в домах ребенка. И дело не только в том, что в дома ребенка чаще всего попадают дети, отягощенные плохой наследственностью. Психологическими исследованиями было установлено, что дети из домов ребенка опережают своих сверстников из семей по уровню овладения бытовыми навыками (одевание, умывание, пользование туалетом), но значительно отстают в развитии общения со взрослыми, творческой игре, познавательной деятельности.
1.2 Значение произведений «Материнской поэзии» в воспитании ребенка раннего возраста
С первых минут жизни ребенка взрослый, и это, в первую очередь, мать становится для ребенка проводником в этом новом для него мире и источником удовлетворения всех его жизненных потребностей. Общение с матерью, близкий эмоциональный контакт с нею является для ребенка жизненно-необходимым. Первые месяцы жизни ребенок внутренне сосредоточен, всё для него в этом мире необычно и тревожно. Воспринимая голос матери, еще не понимая содержания, малыш слышит в нем нежность, спокойствие и любовь обращенные к нему. Присутствие матери, ее голос позволяют младенцу почувствовать себя в безопасности. Даже в древности мать-пестунья понимала, что хороший продолжительный сон — залог здоровья и нормального роста ребенка, а общение с ним песней, напевной речью способствует поддержанию у него спокойного и жизнерадостного настроения.
Материнское поведение, во всем его многообразии проявлений, является базой, определяющей развитие здорового малыша. Общаясь с ребенком, мать бессознательно изменяет характеристики своего голоса. Она говорит очень выразительно, меняет интонацию, растягивает слова, иногда отдельные гласные в словах, удлиняет паузы, повторяет некоторые слова, повышает частоту голоса. Это, так называемый «язык нянь», который, по исследованиям психологов необходим ребенку для лучшего восприятия своей мамы. Малыш понимает, что нежный высокий голос обращен именно к нему. Ребенок улавливает ритмичность колыбельной или другой песенки, и эта ритмичность действует на него успокаивающе. Именно поэтому все колыбельные характеризуются ритмичностью и мерным тактом, несложной, повторяющейся мелодией.
Потешки и пестушки своим ритмом наоборот призваны вызвать у ребенка эмоциональный подъем. Они выступают как средство эмоционально-игрового контакта мамы и ребенка. Делая ребенку массаж, обучая ребенка движению руками и ногами, мать напевает ребенку, устанавливая определенный ритм движений («Ладушки-ладушки…»). Также ребенок в это время учится понимать названия совершаемых движений. Умывая малыша, мама напевает «Водичка, водичка…» сразу решая при этом несколько задач: — малыш отвлекается от, возможно, не очень приятных ему ощущений от попадающей в глаза воды;
— ласковый голос мамы успокаивает его и делает процедуру умывания эмоционально-приятной;
— ребенок запоминает названия частей своего тела (роток, зубки, глазки).
Специальные наблюдения ученых за поведением младенцев показали, что при взаимодействии с эмоционально-контактным взрослым ребенок в лепетной речи произносит больше звуков, напоминающих по звучанию звуки родной речи, а это уже подготовка речевого аппарата ребенка к овладению активной речью.
Таким образом, можно сделать вывод, что применение произведений «материнской поэзии» оказывает разностороннее влияние на развитие ребенка раннего возраста. Если мама поет ребенку колыбельные, использует в общении с ним забавные стихотворения, у него раньше появляются «музыкальные сочетания», а значит, он раньше начинает гулить. А гуление — это звуковое выражение ребенком положительного эмоционального состояния. Также колыбельная помогает ребенку быстрее перейти от бодрствования ко сну, успокоиться. Позднее, когда ребенок начнет понимать значение слов колыбельной, она расскажет ему о предметах окружающего мира, с которыми он сталкивается в повседневной жизни и о тех, которых он не видел. материнский поэзия развитие ребенок Пестушки развлекают малыша, способствуют установлению контакта между взрослым и ребенком. Действия, которые взрослый выполняет, пестуя ребенка, стимулируют физическое развитие малыша, помогают ему научиться владеть своим телом. Пестушки, исполняемые мамой во время массажа малыша, позволяют сделать процесс более приятным и увлекательным для ребенка. «…В ямку бух!» подготавливает ребенка к будущим падениям и дает ему понять, что это совсем не страшно.
Позднее ребенок знакомится с потешками, исполнение которых уже требует его непосредственного участия. Например, после того, как малыш неоднократно слышал потешку «Гуси, гуси», мама может побуждать ребенка самостоятельно произносить «га-га-га» и «да-да-да», что является прекрасной тренировкой его речевого аппарата. С помощью потешек ребенок усваивает первичный запас слов, без которого невозможно познание мира.
Первые сказки, с которыми знакомится ребенок, имеют несложный сюжет и, так называемую, кумулятивную структуру. Принцип такой композиции заключается в многократном повторении единицы сюжета. Томпсон, С., Болте, Й. и Поливка, И., Пропп выделяли сказки с кумулятивной композицией в особую группу сказок. Кумулятивную (цепевидную) композицию различают:
1. С бесконечным повторением:
o Докучные сказки типа «Про белого бычка».
o Единица текста включается в другой текст («У попа была собака»).
2. С конечным повторением:
o «Репка» — нарастают единицы сюжета в цепь, пока цепь не оборвётся.
o «Петушок подавился» — происходит расплетание цепи, пока цепь не оборвётся.
o «За скалочку уточку» — предыдущая единица текста отрицается в следующем эпизоде.
Первая сказка рассказывает малышу о мире, которого он не может видеть в своей повседневной жизни, о диких животных, о явлениях, которых он не имеет возможности наблюдать. Позднее ребенок познакомится с более сложными и длинными сказками. Сказка сопровождает ребенка на протяжении всего детства, всё более усложняясь.
Таким образом, произведения материнской поэзии являются единственным реальным путем проникновения ребенка в скрытый от непосредственного наблюдения и недоступный для практических действий мир.
Глава 2. Произведения «Материнской поэзии» как средство воспитания ребенка раннего возраста
2.1 Колыбельные как средство воспитания ребенка раннего возраста
Название колыбельных песен идет от слова «колыбать», что означает колыхать, колебать, приводить в движение, качать, зыбать. Неслучайно и детскую кровать-качалку зовут колыбель, зыбка. Колыбельная песня предназначена младенцу, поет ее преимущественно мать, но зафиксированы случаи исполнения ее четырех-пятилетними детьми, укачивающими своих младших братьев и сестер. Колыбельная педагогика — самая природосообразная педагогика за всю историю человечества (первой колыбелью были руки и колени стоящей и сидящей дикарки-матери).
Назначение колыбельных песен убаюкать, усыпить ребенка. Колыбельная песня складывалась веками, в ней — самое оптимальное соотношение мысли, движения и настроения. Лучшие из них до сих пор используются в пестовании, их поют сами дети, укладывая кукол спать. Колыбельная песнь — величайшее завоевание народной педагогики, она нераздельно соединена с практикой воспитания детей именно в том самом нежном возрасте, когда ребенок — еще беспомощное существо, требующее постоянного заботливого внимания, любви и нежности, без которых он просто не выживет. Голос матери успокаивает малыша, а слова, которых он пока еще не понимает, говорят о том, что мать заботится о нем и защищает:
Баю-баю-баю-бай, Спи-ка, Ваня, засыпай, Буду я тебя качать, Никому не дам кричать…
В колыбельной песне нежность матери представлена необыкновенно концентрированно: девочку называют «моей милой», «моей хорошей», «моей пригожей», «дитей маленькой», «дитей крошечной», употребляются разные варианты ласкательных имен, повторяются ласковые слова «люли», «баю». В песнях нежность переносится и на окружение ребенка, в них — и «котинька-коток», «кудреватенький лобок», «серенький хвосток», и «пояски все шелковенькие», и «платочек беленький», и «колыбель-люлечка». .
Детям, засыпающим в колыбели, ласково и серьезно рассказывают о делах отца («пошел за рыбою»), матери («пошла пеленки мыть»), бабушки («пошла дрова рубить»), да и самому несмышленому уже обещано трудовое будущее:
«…Зипун сошьем,
Боронить пошлем
В чистые поля,
В зелены луга…"
Вот в такой простой форме преподносится мало что понимающему ребенку колыбельного возраста своеобразный курс знакомства с окружающим миром, построенный на предметах и явлениях самой близкой действительности: «чистые поля», «зеленые луга». В простенькой колыбельной песне мать рассказывала о труде, о Родине, о важности труда в повседневной жизни, рассказывала непринужденно, в удивительно поэтической форме, без всякой назидательности и нравоучения. Например, в одной из песен поется о том, что рано утром нужно отправиться на зайца; если поймать зайца, то можно испечь пирог из заячьего мяса. В этой же песне утешают плачущего ребенка, укачивая колыбель и приговаривая, что мать ушла по ягоды и принесет ягод, отец ушел на базар — принесет калач.
Основное содержание колыбельных песен — любовь матери к своему ребенку, ее мечты о его счастливом будущем. К ребенку обращаются с пожеланием сна, здоровья, роста, послушания. Каждую колыбельную песню сопровождает материнское (или бабушкино) «воркование», «гулюкание», и тогда в них появляются в роли помощников образы животных, птиц: собака, корова, лошадь, петух и др. Чаще других в материнской поэзии присутствует кот (иногда кота даже клали в детскую кроватку, чтобы под его мурлыканье ребенок лучше засыпал):
Котик, котичек, коток,
Котик, серенький хвосток,
Приди, котик, погулять,
Приди Ваню покачать.
Я тебе, коту, коту,
За услугу заплачу:
Дам кувшинчик молока
Да кусок пирога.
Или воркуют неугомонные голуби (гули):
Аи, люли, люленьки.
Прилетели гуленьки,
Сели гули на кровать,
Стали гули ворковать,
Стали гули ворковать,
Стал мой Ваня засыпать.
Реакция на такого рода песни не заставит себя долго ждать: ребенок вскоре начинает сам «гулить», укачивает сам себя, подражая напевной материнской речи. В колыбельных песнях также появляются существа, мешающие младенцу спать, и их непременно надо «прогнать». Персонажами-«вредителями» часто становятся старик Бабай или бука. На первый взгляд может показаться, что эти пугающие мифологические существа должны нагнать страх на ребенка:
Баю-баюшки-бай-бай! Поди, бука, под сарай, Моего Ваню не пугай. Я за веником схожу, Тебя, бука, прогоню…
Но педагогика пестования гуманна (это подтверждает и текст приведенной выше колыбельной): присутствие рядом близкого человека, способного защитить, уберечь, не дать обидеть, действует на ребенка успокоительно.
Народная педагогика отмечает, что с помощью колыбельных песен у детей происходит привыкание к человеческому голосу: «Уже через несколько недель иной ребенок начинал подпевать своей няньке. Засыпая после еды или рёва, он в такт качанию и бабкиной песенке гудел себе в нос: «Ао-ао-ао». Нежность, вложенная в мелодию и слова, пробуждает их душу и сердце, готовит почву, создает благоприятные условия для последующих воспитательных воздействий.
Лисицы спят
Все по кусточкам,
Куницы спят
Все по норочкам,
Соколы спят
Все по гнездышкам,
Соболи спят,
Где им вздумалось,
Маленькие детки
В колыбелях спят.
В колыбельной прослеживается нарушение порядка, рядоположенности, утверждающее свободу, создающее проблемную ситуацию: у всех есть определенные места для сна, а соболи спят, где им вздумалось.
Интересно, что во времена язычества колыбельная была также средством защиты ребенка от злых духов, своеобразным заговором, молитвой.
Таким образом, можно сделать вывод, что колыбельная песня является первым из видов фольклора, с которым знакомится ребенок и должна применяться родителями может с первых дней жизни малыша. Она очень важна для поддержания у ребенка чувства морального комфорта и защищенности. Колыбельная песня с древности была предназначена не только для того, чтобы успокоить дитя и мягко ввести его в состояние сна, — она была и исходной формой приобщения ребенка к миру окружающих его людей. «Песня матери, — писал поэт Расул Гамзатов, — главная песня в мире; начало всех человеческих песен». Ученые считают, что колыбельные песни — основное средство воспитания в младенческом возрасте.
2.2 Пестушки, потешки, прибаутки как средство воспитания ребенка раннего возраста
«Согласно правилам народной педагогики, отмечает исследователь детского фольклора М. Н. Мельников, — чтобы воспитать физически здорового, жизнерадостного и любознательного человека, в ребенке необходимо поддерживать в часы его бодрствования радостные эмоции». Наступает время пестушек. В словаре В. И. Даля сказано, что пестовать — значит «нянчить, носить, вынашивать на руках ребенка, растить, холить, ходить за ним». Поэтому пестушки представляют собой как бы свод приемов физического воспитания, разработанных русским народом и передаваемых из поколения к поколению. Они очень кратки, порой состоят из одного предложения.
Распеленав ребенка, пестуют, делая своего рода массаж: Потягушки, порастушки, Поперек толстунюшки, А в ножках ходунюшки, А в ручках хватунюшки, А в роток говорок, А в головку разумок.
Малыша учат осознанному движению руками: Гуси летели, Лебеди летели, Гуси летели, Лебеди летели… Тятеньке — сажень, Маменьке — сажень, Дедушке — сажень, Бабушке — сажень,
А Ванюшеньке — Большую, пребольшую.
Стимулируя жизненные функции организма, ребенка подбрасывают на коленях, приговаривают:
Поехали, поехали, С орехами, с орехами! С калачами, с калачами! Поскакали, поскакали,
Вприпрыжечку, вприпрыжечку
По кочкам, по кочкам
Бух в ямку!
Так малыша готовят к неожиданным «падениям» на своих первых шагах.
Утешают ребенка при первых ушибах, воспитывая выносливость и терпение:
У лисы боли,
У волка боли,
У Ванюшки боль
На березу в лес улети.
Уча ребенка плясать, топать и прыгать, для развития мышц, подвижной активности используют такую пестушку: Большие ноги шли по дороге:
Топ-топ-топ, Топ-топ-топ.
Маленькие ножки бежали по дорожке:
Топ-топ-топ-топ-топ, Топ-топ-топ-топ-топ…
Народная педагогика заложила в пестушки не только приемы физического, но и умственного воспитания: они стимулируют познание окружающего мира, пополняют запас слов, ускоряют их запоминание и осмысление. Поэтому поэзия пестушек вызывает у ребенка радость, улыбку, развивает память.
Потешки — песенки к первым играм и забавам с пальцами, ручками, ножками. Их воспитательное назначение — сначала потешить, развеселить, позабавить ребенка, а вслед за этим приготовить его к познанию окружающего мира в процессе игры, которая в период пестования является основной. Одна из самых популярных и любимых детьми потешек-игр, очень умная и полезная — в «ладушки». По ней малыш распознает доброту и строгость:
— Ладушки, ладушки,
Где были? — У бабушки. — Что ели? — Кашку. Кашка сладенька, Бабка добренька,
Дедка не добр — Поварешкой стук в лоб.
Конец потешки сопровождается легким шуточным щелчком в лоб, повторяется несколько раз и вызывает детское волнение, смех и восторг.
Игра в «сороку-ворону», кроме того, что призвана развивать мелкую моторику рук ребенка, несет простейший нравственный урок. Играя с ребенком, бабушка или мама учат его работать — игрушки за собой убирать, одежду на место класть. Так происходит постепенное приучение к труду. Мораль: получил больше тот, кто трудился — воду носил, дрова колол, а кто ничего не делал, тот ничего и не получил:
Этому дала — он воду носил. Этому дала — он баньку топил, Этому дала — он дрова колол, Этому не дала — он воду не носил,
Дрова не колол, Баньку не топил.
А чтобы дать ребенку разрядку, развеселить его, идет в ход концовка:
Здесь тепленько, Здесь холодненько, А здесь ключики, Ключики кипят! Стимулом во время кормления детей служит такая припевка: Щи да квас Для тебя у нас, Ешь, Тарас, Будешь выше нас.
Таких игр-потешек у русского народа существует много, и все они, постепенно усложняясь, несут новую информацию в сознание ребенка, ведут к познанию богатств родного языка, народной поэзии, становятся для него уроками трудового, нравственного и умственного воспитания.
Дети растут, и на смену потешкам приходят прибаутки — смешные короткие рассказы, чаще всего в стихотворной форме, или смешные рифмованные выражения, придающие речи юмористический оттенок. Прибаутками также потешают, развлекают детей, но от потешек их отличает то, что они не сопровождаются определенными игровыми действиями.
Потешки, подготовив ребенка к игре, дали ему необходимый запас слов, чтобы узнавать многие предметы и явления окружающего мира. Так заканчивается колыбельный период. Прибаутки же развивают богатое воображение детей, в них много фантастики, они схожи со сказкой, так как птицы, насекомые и звери наделены человеческими качествами, ворон играет на трубе, таракан колет дрова, кошка шьёт ширинку (полотенце), коза собирает орехи, утка играет на дудке и т. п.
Среди прибауток есть и короткие песенки, которые используют обычно как похвалу ребенку, возможность поставить его в пример: Наша доченька в дому Что оладушек в меду Что оладушек в меду., Сладко яблочко в саду.
Такие хвалебные песенки имеют большое воспитательное значение: они заставляют детей обратить на себя внимание и поступать таким образом, чтобы оправдать добрые слова. Осмысление прибауток расширяет мировоззрение ребенка до понимания социальных проблем, классовых отношений, элементарных философских категорий, что для него жизненно необходимо", — замечает В. А. Николаев.
Различают прибаутки-шутки, схожие с колыбельными песнями, в которых действуют насекомые, птицы, животные, выполняющие человеческие дела. Они ненавязчиво внушают ребенку мысль о необходимости трудиться членам всей семьи, чтобы жить в достатке:
Кошка в лукошке Рубашки шьет. У нашей кошки Три сдобные лепешки. А кот на печи Сухари толкет. А у нашего кота Три погреба молока. Прибаутки также учат строить диалогическую речь. Например: — Коза, коза, бя, Где ты была? — Коней стерегла,
— А где кони? — В лес ушли… Наиболее же поучительны занимательные прибаутки-притчи, высмеивающие лодырей, глупых, нерасторопных, людей. К примеру: — Федул, а Федул, Чего губы надул? — Кафтан прожег.
— Зачинить можно?
— Да иглы нет. — А велика ли дыра? — Один ворот остался! Тем детям, что вечно торопятся, делают все кое-как, наспех, часто приговаривают: Сбил, сколотил — Вот колесо. Сел да поехал — Ах, хорошо! Оглянулся назад — Одни спицы лежат!
Резюмировав вышеизложенное, можно сделать вывод о том, что потешки, пестушки и прибаутки могут служить не только средством развлечения малыша. Как подтверждают приведенные выше тексты, пестушки кроме этого помогают стимулировать физическое развитие, потешки — развить мелкую моторику. Прибаутки хорошо организованы, они легко запоминаются, так как сложены в рифму, содержат много повторов, интересных сравнений. Подобно другим жанрам детского творчества, пестушки, потешки и прибаутки выполняют важную педагогическую функцию: они несут обширную сумму знаний, помогают разобраться в окружающем мире, подготавливают ребенка к восприятию более сложных средств народного воспитания.
2.3 Сказки как средство воспитания ребенка раннего возраста
Сказка — прекрасное творение искусства. В мир сказок ребенок вступает в самом раннем возрасте, как только начинает говорить. Сказка есть в каждом доме. Из сказок дети черпают множество познаний, первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, с предметным миром. Сказка помогает ребенку разобраться в самых важных понятиях о том, как жить, на чем основывать отношения к своим и чужим поступкам. Она помогает ребенку впервые испытать храбрость, доброту и зло.
Мир сказки полон «живых предметов», необычных явлений. Животные говорят и действуют, как люди, неживые предметы обладают психикой и «душой». Самые удивительные события, необычайные превращения — обычны в сказке.
Восприятия окружающего мира у детей раннего возраста разнообразно. Дети к неодушевленным предметам относятся, как к одушевленным и, наоборот, к одушевленным, как к неодушевленным. В этом особом мире ребенок легко и просто осваивает связи явлений, овладевает большим запасом знаний, научное, «взрослое» понимание которых ему еще недоступно. В самом деле, как научно объяснить малышу происхождение ветра, как ответить, почему звезды не падают на землю, как вести его в мир борьбы между добром и злом? А в сказке это легко и просто.
Иными словами сказка — это особый способ освоения мира, способ, позволяющий ребенку в специфической форме присвоить, понять и по-своему систематизировать тот поток знаний, который обрушивается на него со всех сторон и который не хочет ждать, пока мышление ребенка не станет «научным». А такая, пусть не научная, пусть временная систематизация ребенку необходима: она снижает «напряженность непонимания», делает мир понятным, а значит приятным и удобным. Делает его мир, в котором интересно жить, который хочется исследовать и глубже понять. Каким образом можно использовать сказку в системе воспитания детей раннего возраста?
В целях социальной адаптации ребенка образы народной сказки могут быть использованы, как пример для подражания или выработки осознанного отношения к отрицательному персонажу или трудной для ребенка ситуации. Проигрывание неприятных или пугающих ребенка ситуаций в инсценировке сказки не только снижают внутреннее напряжение ребенка, но и способствуют успешной социальной адаптации и в ДОУ, и в семье.
Ранний возраст — решающее время для формирования характера, отношения к миру и окружающим, воспитания моральных ценностей. Такие нравственные категории, как добро и зло, хорошо и плохо, можно и нельзя, возможно формировать с помощью сказок, в том числе о животных. Эти сказки помогут показать:
— как дружба помогает победить зло («Зимовье»);
— как добрые и миролюбивые побеждают («Волк и семеро козлят');
— что зло наказуемо («Заюшкина избушка»).
Сказка не дает прямых наставлений детям (типа «слушайся родителей», «уважай старших», «не уходи из дома без разрешения»), но в ее содержании всегда заложен урок, который они постепенно воспринимают, многократно возвращаясь к тексту сказки. Моральное воспитание возможно через все виды народных сказок, ибо нравственность изначально заложена в их сюжетах.
Чтение сказок помогает детям расширять представление о мире. Слушая их, дети:
— учатся языку сказок: «давным-давно», «долго ли, коротко ли», «в тридевятом государстве» и т. д.;
— знакомятся с новыми для них персонажами, предмета ми быта, обычаями и др.;
— овладевают новыми словами, учатся употреблять их в речи.
Сказка может помочь маме сделать процесс воспитания культурно-гигиенических навыков интересным и занимательным для малыша. С этой целью хорошо рассказать детям сказку про манную кашу, про сбежавшие от ребенка вещи и игрушки и т. д. Первые элементарные правила безопасного поведения на улице, дома, дети раннего возраста также легко усваивают, знакомясь со сказочными сюжетами, с поведением сказочных героев. Сказка не дает прямых наставлений детям, но в ее содержании всегда заложен урок, который они постепенно воспринимают, многократно возвращаясь к тексту сказки. Какой урок могут извлечь из сказок дети? «Волк и семеро козлят» — нельзя открывать дверь чужим людям. «Колобок» — нельзя уходить из дома без разрешения, и т. д.
Сказка помогает родителям заложить первые представления ребенка о мире природы. Дать понятие о том, что и растения, и животные — живые существа, они дышат, пьют воду, растут, а самое главное, чувствуют боль, как человек. Сломанная ветка плачет, срубленная елка плачет и просит помощи.
Из вышеизложенного можно сделать вывод о том, что использование сказки для воспитания ребенка раннего возраста помогает родителям:
— развивать речь малыша;
— расширять его представления о мире;
— воспитывать моральные качества ребенка (отзывчивость, сочувствие и т. д.)
— воспитывать даже в таком маленьком человеке чувство патриотизма.
Также с помощью сказки можно решить некоторые психологические проблемы ребенка. Значение сказки для ребенка настолько велико, что в конце прошлого века как отдельное направление в психологии появилась сказкотерапия. Она помогает не только лучше понять своего ребенка, узнать о его желаниях и мечтах, о скрытых переживаниях. Что гораздо важней, сказкотерапия служит естественным способом сближения взрослого и малыша.
2.4 Практическое исследование по использованию произведений «Материнской поэзии» в качестве средства воспитания ребенка раннего возраста
Исследование проводилось на базе МБДОУ № 278 города Красноярска с детьми первой младшей группы (2 — 3 года).
Список группы:
Катя К.
Вася Л.
Рома К.
Полина Р.
Полина П.
Настя П.
Вика К.
Вика Я.
Рома П.
Богдан К.
Арина К.
Лиза И.
Даня Ф.
Дима Ч.
Влад В.
Влад К.
Даша Е.
Юля С.
Соня Л.
Милана Х.
Задача эксперимента: подтвердить целесообразность использования произведений малых фольклорных форм для развития и воспитания детей раннего возраста.
Тема: Петушок и его семья
Программное содержание:
Знакомить детей с понятием — «Семья» на примере семьи Петушка. Показать, что члены семьи любят друг друга, мама и папа заботятся о своих детях.
Воспитывать любовь к родному языку, обогащать речь словами и строками народных поэтических творений.
Продолжать знакомить детей с фольклорными произведениями.
Ход занятия:
(Дети имитируют езду на машине) Воспитатель: Машина, машина едет, гудит, В машине, в машине шофер сидит, Би-би-би, би-би-би.
Вот поле, вот речка Вот лес густой Приехали дети, Машина — стой!
Воспитатель: Ребята, мы приехали с вами на птичий двор (на доске петушок, курочка, гусь, утка, индюк) Наша курочка в окно: «Ко-ко-ко!»
Дети: «Ко-ко-ко»
Воспитатель: Наша уточка с утра: «Кря-кря-кря!»
Дети: «Кря-кря-кря!»
Воспитатель: Наши гуси у пруда: «Га-га-га».
Дети: «Га-га-га»!
Воспитатель: А индюк среди двора: Бал-бал-бал".
А как Петя-петушок ранним — рано поутру нам споет?
Дети: «Ку-ка-ре-ку»!
Воспитатель: Вот как он кукарекает. Какие вы молодцы! Присаживайтесь на стульчики, у меня для вас сюрприз. (на столе ширма) Ребята, угадайте, о ком я говорю:
Рано встает, голосисто поет, Деткам спать не дает.
Кто это?
Дети: Петушок Воспитатель: Правильно. А как он голосисто поет?
Дети: Ку-ка-ре-ку.
Воспитатель: Да, а что он делает?
Дети: Кукарекает.
Воспитатель: Молодцы! Давайте позовем к нам Петушка. Петушок, иди к нам"
Дети: Петушок — иди к нам (хором) Петушок: Кукареку. Здравствуйте ребята. Вы ведь знаете, кто я такой. А может быть вы стихотворение про меня знаете? Прочитайте, пожалуйста.
Дети: Петушок, петушок, Золотой гребешок, Масляна головушка, Шелкова бородушка, Что ты рано встаешь, Голосисто поешь.
Воспитатель: Вот какой красивый папа петушок, А он не один живет, кого он зовет?
Дети: Курочку!
Воспитатель: Да, он маму курочку зовет. Давайте поможем ему, позовем громко курочку: «Курочка — иди к нам. Ку-ка-ре-ку!»
Дети: Курочка. Иди к нам. Ку-ка-ре-ку!
Курочка: Ко-ко-ко. Здравствуйте дети, здравствуй Петя-петушок. Вы видели ребята, куда спрятались наши детки — цыплята? Поможете мне их найти?
Воспитатель: Курочка — тараторочка, По двору ходит Хохолок раздувает, Милых деток созывает.
Ко-ко-ко!
Дети: Ко-ко-ко. (Дети ищут цыплят по всей группе) Воспитатель: Петушок — петушок, Золотой гребешок, Ты подай голосок, Через темный лесок, Через лес за реку, Покричи — Ку-ка-ре-ку!
Ребята, давайте поможем петушку громко покукарекать.
Дети: Ку-ка-ре-ку! (Дети садятся на стульчики) Воспитатель: Пи-пи-пи. Дети, слышите, кто-то пищит, как вы думаете кто это?
Дети: Цыплята (появляются цыплята).
Воспитатель: Нашлись наши цыплята, посмотрите какие они.
Дети: Маленькие, пушистые, желтенькие.
Воспитатель: Какие у них маленькие клювики, крылышки и лапки. Вот какая семья дружная! Мама в этой семье кто?
Дети: Курочка.
Воспитатель: А папа есть?
Дети: Да, петушок.
Воспитатель: А детки, дочки и сыночки?
Дети: Это цыплята.
Воспитатель: Наша курочка в окно: Ко-ко-ко.
Дети: Ко-ко-ко.
Воспитатель: А как Петя — петушок ранним утром нам споет?
Дети: Ку-ка-ре-ку!
Воспитатель: Ребята, как пищат цыплята?
Дети: Пи-пи-пи.
Воспитатель: Почему же они так громко пищат? Да они есть хотят. А мама-курочка заботливая, она очень любит своих деток. Вот она зовет их за собой. Давайте и мы пойдем вместе с цыплятами. (Дети ходят за воспитателем и выполняют движения) Воспитатель: Вышла курочка гулять, Свежей травки пощипать.
А за ней ребятки ;
Желтые цыплятки.
Ко-ко-ко, ко-ко-ко, Не ходите далеко, Лапками гребите, Зернышки ищите.
Воспитатель: Ребята, а кто хочет накормить цыплят зернышками?
Дети: я-я-я.
Воспитатель: Все хотят. Давайте мы нарисуем зернышки и покормим наших цыплят. (Дети рисуют зернышки для цыплят).
После проведения занятия у детей наблюдалось повышение интереса к игрушкам, изображающим домашних животных и птиц. Дети в играх имитировали голоса животных, их движения. Катя К. и Даня Ф., которые уже умеют довольно хорошо говорить, пытались организовать других детей «быть цыплятами», просили их грести «лапками» и искать зерна. Лиза И. и Вика Я. Кормили игрушечных цыплят и заботливо укладывали их спать. Дети охотно отвечали на вопросы: Какая у петушка головушка? Какая бородушка? Применяли при этом слова из стихотворения о петушке.
Таким образом, можно сделать вывод, что применение фольклорных произведений в ходе занятия позволило сделать описываемые образы более яркими и запоминающимися для детей. Из озвученных произведений дети узнали, что мама-курочка «милых деток созывает», то есть заботится о них и любит их. Познавательная ценность этих произведений заключается еще и в том, что дети знакомятся с повадками домашних птиц. Этого большинство детей не могут наблюдать в реальной жизни. Также занятие оказало влияние на развитие игровой деятельности у детей. Описанные события дети старались воспроизвести в процессе игры.
Заключение
В ходе проведенного исследования и изучения литературы по теме гипотеза подтверждена. Начиная с самого рождения ребенка произведения «материнской поэзии» — первые помощники родителей в развитии малыша. Отобранные, отшлифованные народом веками произведения для самых маленьких несут в себе огромную воспитательную и познавательную ценность. С помощью произведений малых фольклорных форм родитель может и развлечь ребенка, и помочь ему научиться управлять своим телом, и рассказать о том, что ребенок не может увидеть в реальной жизни.
Знакомство с фольклором малыша начинается с колыбельной песни матери, как выражения ее любви к своему ребенку. Далее малыш слышит забавные стихи и песенки — пестушки, потешки, прибаутки. Несмотря на краткость и незамысловатость текстов, каждая из них играет свою педагогическую роль в воспитании.
Устное народное творчество не было лишь плодом народного досуга. Оно было достоинством и умом народа. Оно становило и укрепляло его нравственный облик, было его исторической памятью, праздничными одеждами его души и наполняло глубоким содержанием всю его размеренную жизнь, текущую по обычаям и обрядам, связанным с его трудом, природой и почитанием отцов и дедов.
С помощью произведений «материнской поэзии» с детства начинается приобщение ребёнка к народной культуре, где закладываются основные понятия и примеры поведения. Культурное наследие передаётся из поколения в поколение, развивая и обогащая мир ребёнка. Фольклор является уникальным средством для передачи народной мудрости и воспитании детей на начальном этапе их развития.
Литература
1. Князева О. Л., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие. СПб: Детство-Пресс, 2008
2. Галигузова Л. Н. Мещерякова С.Ю. Педагогика детей раннего возраста: учеб. пособие для студентов вузов Москва: ВЛАДОС, 2007
3. Ляксо Е. Е. Развитие речи малыша: под редакцией А. С. Батуева, Москва: Айрис-пресс, 2003.
4. Берк Л. Развитие ребенка — 6-е издание — С-Пб: «Питер», 2006.
5. Материалы сайта http://www.rspp.su/articles/03.2007/mother_poetry.html
6. Материалы сайта http://nsportal.ru/detskii-sad/raznoe/ispolzovanie-skazki-v-sisteme-vospitaniya-detei-rannego-doshkolnogo-vozrasta
7. Немов Р. С. Психология: Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений. Книга 1. Общие основы психологии,. Москва «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС2, 1997.
8. Микляева Н. В., Толстикова С. Н., Целикина Н. П. Сказкотерапия в ДОУ и семье. — Москва: ТЦ Сфера, 2010 г.
9. Фольклор — музыка — театр: Программы и конспекты занятий для педагогов дополнительного образования под редакцией Мерзляковой С. И. — Москва, ВЛАДОС, 2003.