Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Педагогические условия формирования корпоративной культуры вуза: на примере факультета

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В рамках отдельных направлений по формированию, развитию и изменению корпоративной культуры исследования велись: А. Б. Зайцев рассматривал ее как фактор формирования профессионального менталитета учителяН.А. Иорданова изучала организационную культуру педагогической деятельности отраслевого вузаО.И. Габдулхакова — педагогические условия формирования корпоративной культуры студенческой группы… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Проблема формирования корпоративной культуры вуза в современных условиях
    • 1. 1. Культурно-организационное обеспечение управления как научная проблема
    • 1. 2. Общие тенденции развития инновационных процессов в системе высшего профессионального образования
    • 1. 3. Теоретико-методологические основы процесса формирования корпоративной культуры вуза
  • Глава 2. Опытно-экспериментальное обоснование эффективности процесса формирования корпоративной культуры факультета в учреждении высшего образования
    • 2. 1. Механизм формирования корпоративной культуры факультета в учреждении высшего образования
    • 2. 2. Методика подготовки руководителей к формированию корпоративной культуры факультета в учреждении высшего образования
    • 2. 3. Интерпретация результатов опытно-экспериментальной работы

Педагогические условия формирования корпоративной культуры вуза: на примере факультета (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Высшая школа России переживает очередной этап реформирования. Делается попытка «встроить» российскую высшую школу и российскую образовательную систему вообще в образовательную систему западного образца.

Введение

Государственных стандартов высшего профессионального образования, квалификации «бакалавр» и «магистр», кроме «специалиста», создание негосударственных (коммерческих) вузов, периодическая аттестация и аккредитация всех высших учебных заведений — вот далеко не полный перечень нововведений последних лет, подтверждающий факт серьезной модернизации высшей школы. В результате резко усложняется управление процессом развития современного вуза.

Явление корпоративной культуры существовало всегда, независимо от того, осознавали это или нет ее носители. Важнейшей особенностью управления современным образовательным учреждением как социальной системой является непрерывный поиск продуктивного компромисса между интересами учреждения и интересами человека. Формирование регламентов или бизнес-правил должно быть дополнено формированием желания педагогического состава их принять и выполнять. Это объективно связано с процессами, происходящими в цивилизованном обществе.

В России при отсутствии крупных инвестиций в систему образования и жесткой конкуренции с другими образовательными учреждениями возможности повышения эффективности связаны с изысканием новых ресурсов внутри самого образовательного учреждения. Трансформации, которые происходят сегодня в России, — это не столько трансформация экономики, сколько трансформация типа культуры, существующей в обществе. Без изменения существующей корпоративной культуры в учреждениях со старыми ценностями, такими как дисциплина, послушание, иерархия и власть, зачастую невозможно создание новой системы управления с другими ценностями — участие, раскрытие личности и индивидуальный подход к личности сотрудника, творческое мышление — словом, такими, обладание которыми считается важнейшим требованием для вузов XXI века.

Вуз, как маленькое государство, имеет свою культуру — с ценностями, традициями, негласными правилами поведения, символами и т. д. Ее значение, в особенности для высшей школы, стремящейся к развитию, невозможно переоценить. Проблема культурного возрождения стоит сегодня перед обществом в целом, но перед высшей школой в особенности, т.к., с одной стороны, она участвует в формировании нормативно-ценностной основы поведения у студентов, с другой, как любая другая организация, нуждается в развитой корпоративной культуре для успешного управления.

Управление развитием возможно только на основании корпоративной культуры, т.к. именно ценностные составляющие, а также отношение к ним будут определять его направление. При этом, если сегодня в менеджменте различных типов организаций говорят о корпоративной культуре как о современном и эффективном механизме управления, то в педагогическом менеджменте следует рассматривать более широкое понятие, такое как культурологическая основа управления, т.к. высшая школа является культурофор-мирующей организацией, ее культура имеет много составляющих, а значит, является более сложной как по целям и задачам, ставящимся перед ней, так и по содержанию, чем культуры промышленных предприятий.

Анализ научно-методической литературы (Т.Ю. Базаров, А. А. Вербицкий, В. И. Загвязинский, Т. И. Заславская, В. И. Ерошин, Г. Л. Ильин, М. А. Иванов, С. А. Масютин, С. Н. Митин, А. А. Орлов, М. М. Поташник, П И. Третьяков, Т. К. Чекмарева, Т. И. Шамова, П. Г. Щедровицкий, Е.А. Ям-бург и др.) и диссертационных исследований по проблемам организационной культуры в области: педагогики (В.А. Виноградова, А. Б. Зайцев, Н.А. Иорда-нова, Н. А. Стрижак и др.) — психологии (В.Н. Воронин, Е. Н. Викентьева, P.M. Гайнутдинов, И. П. Иванова, М. В. Крымчанинова, Е. Д. Короткина,.

Н.О. Коломиец, С. А. Липатов, Е. О. Фарба и др.) — социологии (Ю.В. Быстрицкая, М. А. Ганулич, Е. А. Кузнецова, А. Э. Капитонов, ПА. Тихомиров, В В. Царицынский, Е. В. Юрьева и др.), а также диссертационных исследований по проблемам корпоративной культуры (К.Ю. Битулина, А. Р. Дараган, Е. С. Жерихов, С. В. Кузичев, А. Д. Леонард, Е. Ю. Мосина, М. А. Овчинников, О. С, Причина, А. А. Федорова, Ю. А. Шилкина, М. В. Шедий и др.) свидетельствует о том, что в настоящее время активизируется работа по проблеме, она освещается в сериях научно-популярных изданий, в педагогической и методической периодике. Проводится определенная работа по ее пропаганде.

Увеличение числа работ, посвященных вопросам формирования и развития корпоративной культуры, свидетельствует о пристальном внимании ученых к данному вопросу. Однако, несмотря на наличие определенных успехов в решении теоретических и практических аспектов рассматриваемой проблемы, мы отмечаем недостаточность разработки изучаемого нами направления — формирование корпоративной культуры факультета в учреждении высшего образования.

В рамках отдельных направлений по формированию, развитию и изменению корпоративной культуры исследования велись: А. Б. Зайцев рассматривал ее как фактор формирования профессионального менталитета учителяН.А. Иорданова изучала организационную культуру педагогической деятельности отраслевого вузаО.И. Габдулхакова — педагогические условия формирования корпоративной культуры студенческой группы вузаН.А. Стрижактеоретико-практические основы управления организационной культурой образовательного учрежденияВ.А. Виноградова — механизмы изменения организационной культуры развивающейся сельской школы и т. д. Однако комплексно, на уровне вуза, исследования по изучению проблемы именно корпоративной культуры отсутствуют.

Изучение накопленного в педагогической науке обширного теоретического и фактического материала позволяет констатировать обострившиеся противоречия:

— между непрерывным, системным, динамичным характером изменений условий жизнедеятельности системы высшего образования и устойчивостью регламентирующей модели функционального управления;

— меэвду возрастающей потребностью в использовании потенциала культуры образовательного учреждения и отсутствием концептуальной разработки путей формирования корпоративной культуры вуза;

— между постоянной необходимостью решения объективно возникающего непрототипического класса задач и недостаточно сформированной организационно-культурной готовностью субъектов управления.

Таким образом, актуальность настоящего исследования обусловлена, с одной стороны, потребностью использования в практике управления развитием высшего образовательного учреждения элементов его корпоративной культуры, а с другой — неразработанностью их механизма формйрдвамюм реально существующих и характерных управленческих проблем и противоречий был сделан выбор темы исследования «Педагогические условия формирования корпоративной культуры вуза (на примере факультета)», проблема которого сформулирована следующим образом: каковы педагогические условия формирования корпоративной культуры факультета в учреждении высшего образования?

Решение этой проблемы составляет и цель исследования.

Объект исследования — корпоративная культура учреждения высшего образования.

Предмет исследования — педагогические условия формирования корпоративной культуры факультета в учреждении высшего образования.

В исследовании выдвигается следующая гипотеза: процесс формирования корпоративной культуры факультета в учреждении высшего образования будет более эффективным, если обеспечено выполнение следующих педагогических условий:

— на основе учета динамики социальных функций системы высшего образования, изучения теоретических основ и методологических подходов к формированию корпоративной культуры факультета в учреждении высшего образования будет дана ее сущностно-содержательная и структурно-функциональная характеристика;

— выявлена специфика, разработан и внедрен механизм формирования корпоративной культуры факультета в учреждении высшего образования;

— выделена группа критериев для оценки эффективности процесса формирования корпоративной культуры факультета в учреждении высшего образования, и определены методики диагностики по каждому из критериев.

Проблема, объект, предмет и цель исследования обозначили следующие задачи:

1. Изучить состояние исследуемой проблемы в педагогической теории и практике.

2. Разработать механизм формирования корпоративной культуры факультета в учреждении высшего образования.

3. Разработать методику подготовки руководителей вуза к формированию корпоративной культуры своего подразделения.

4. Определить критерии и показатели оценки эффективности процесса формирования корпоративной культуры факультета в учреждении высшего образования.

5. Теоретически обосновать и экспериментально проверить комплекс педагогических условий, способствующих эффективному формированию корпоративной культуры факультета в учреждении высшего образования.

6. Разработать практические рекомендации по формированию корпоративной культуры факультета в учреждении высшего образования.

Теоретическая база исследования. Необходимые предпосылки для решения проблемы формирования корпоративной культуры факультета в учреждении высшего образования создают группы исследований:

— теоретические и методологические аспекты управления образованием (Ю.В. Васильев, ЮЛ. Конаржевский, М. И. Кондаков, B.C. Лазарев, П. И. Третьяков, Т. И. Шамова, Е. Н. Шиянов и др.), включая вопросы внутри-школьного управления (Г.Г. Габдуллин, Т. М. Давыденко, Д. Е. Иванова, В. А. Караковский, Е. А. Косинская, А. А. Орлов, М. М. Поташник, Н.С. Сун-цов, П. Т. Фролов и др.), исследование функций внутришкольного управлении (К.Н. Ахлестин, В В. Васильев, В. И. Зверева, Н. П. Капустин, С. А. Сысоева, П. И. Третьяков, Ю. В. Чернов, Т. К. Чекмарева и др.);

— изучение различных уровней управления педагогическими системами (Ю.А. Конаржевский, Ю. К. Кузнецов, С. Н. Митин, А. А. Орлов, П. И. Третьяков, Т. И. Шамова, Н. А. Шубин и др.), проблемы эффективного использования человеческих ресурсов в аспекте формирования профессиональной компетентности работников образования (Е.И. Артамонова, С. И. Архангельский, Е. П. Белозерцев, М. В. Виленский, М. М. Левина, Е. А. Ливанова, С. Н. Митин, Н. Е. Мажар, Н А. Масюкова, И. А. Носков, Ю. О. Овакимян, В. Д. Путилин, Л. И. Фишман, Т. И. Шамова и др.);

— теоретико-методологические основы социального управления (В.Г. Афанасьев, Н. Т. Абрамова, И В. Блауберг, М. К. Бочаров, Л. П. Буева, Д. М. Гвишиани, Т. И. Заславская, В. П. Кузьмин, A.M. Омаров, Э. Г. Юдин и др.), а также исследования в области теории и практики менеджмента (М. Альберт, М. Вудкок, С. О’Доннел, П. Друкер, В. Зигерт, Г. Кунц, М. Мескон, Т. Питере, Ф. Тейлор, Р. Уотермен, А. Файоль, Д. Фрэнсис, Ф. Хедоури и др.).

Методы исследования. Для решения поставленных задач и проверки исходных предположений использовался комплекс взаимодополняющих методов, адекватных предмету исследования: теоретического анализа (сравнительно-сопоставительный, ретроспективный, моделирование), диагностики (анкетирование, беседа, прямое и косвенное наблюдение, обобщение независимых характеристик, анализ проектной управленческой деятельности), педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий), изучение зарубежного и отечественного опыта проектной деятельности и управления педагогическими системами различных уровней. В исследовании использовались методы статистической обработки данных.

Опытно-экспериментальной базой исследования выступили Ульяновский государственный университет и Камская государственная инженерно-экономическая академия.

Организация и этапы исследования. Личное участие соискателя состоит в теоретической и практической разработке основных идей и положений по теме, непосредственном осуществлении и руководстве опытно-экспериментальной. Избранная теоретико-методологическая основа и поставленные задачи определили ход экспериментального исследования проблемы. Оно проводилось в несколько этапов в период с 2001;2006 гг.

На первом этапе (2001;2003 гг.) осуществлялся анализ философской, психологической и педагогической литературы. В эти же сроки был разработан понятийный аппарат, построена рабочая гипотеза и проведен констатирующий эксперимент, осуществлен первичный сбор и анализ эмпирического материала.

На втором этапе (2003;2005 гг.) уточнялась гипотеза исследования, основные направления формирующего экспериментаопределялись педагогические условия его проведенияразрабатывался и внедрялся в практику работы механизм формирования корпоративной культуры факультета в учреждении высшего образования.

На третьем этапе (2005;2007 гг.) осуществлялась диагностика на заключительном этапе эксперимента, анализ и обработка результатов мониторинга и полученных эмпирических данных, корректировка комплекса педагогических условий формирования корпоративной культуры факультета в учреждении высшего образования, оформление результатов исследования в виде кандидатской диссертации.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в том, что в нем:

— на основе проведенного теоретического анализа проблемы определены особенности, роль и место процесса формирования корпоративной культуры факультета в учреждении высшего образования;

— разработан механизм формирования корпоративной культуры факультета в учреждении высшего образования;

— выявлены критерии и показатели оценки эффективности формирования корпоративной культуры факультета в учреждении высшего образования, предложен ряд способов их диагностики;

— выявлена совокупность педагогических условий успешной реализации предложенного механизма, обеспечивающих адекватность цели, содержания, методов, форм формирования корпоративной культуры факультета в учреждении высшего образования.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что в нем:

— выявлены противоречия и нерешенные проблемы в организации процесса формирования корпоративной культуры факультета в учреждении высшего образования, его специфика в современных условиях;

— дана комплексная оценка концепций формирования, развития и изменения корпоративной культуры, в разное время разработанных и представленных ведущими отечественными и зарубежными научными школами;

— дана сущностно-содержательная и структурно-функциональная характеристика корпоративной культуры факультета в учреждении высшего образования;

— разработана методика подготовки руководителей вуза к формированию корпоративной культуры своего подразделения;

— создана теоретико-методологическая основа для новых исследований по совершенствованию организации деятельности учреждений высшего образования как института социализации личности.

Практическая значимость исследования связана с возможностью широкого использования его результатов при осуществлении управленческой деятельности на разных уровнях управления педагогическими системами, служит основой широкого спектра изменений их жизнедеятельности, обеспечивая состояние динамической целостности.

Содержащиеся в диссертации выводы и теоретические положения доведены до конкретных методических рекомендаций, реализация которых существенно повышает качество управления вузом и создает реальные предпосылки для современной переподготовки управленческих кадров.

Разработанные методики могут быть использованы в педагогических вузах при подготовке менеджеров образования, а также в системе переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров.

Достоверность и обоснованность выводов и полученных результатов исследования обеспечена:

— методологическим подходом, опирающимся на философские положения материалистической диалектики и принципы диалектического метода познания: принцип объективности рассмотрения, изучение объекта познания во всех его связях и отношениях, рассмотрение предмета в его развитии, диалектическое отрицание, принцип единства исторического и логического, принцип единства анализа и синтеза;

— анализом, сопоставлением и использованием достижений современной педагогической науки, отечественных и зарубежных теорий управления педагогическими системами;

— применением комплекса методов теоретического исследования, адекватных его цели, задачам, логике и объему;

— привлечением широкого спектра оригинальных источников, научной, теоретической и методической литературы в сочетании с данными передового опыта управленияи.

— репрезентативностью и статистической значимостью полученных данных, обнаруженными позитивными тенденциями, относящимися к решению поставленных задач и достижению целей исследования.

Основные положения, выносимые на защиту:

— корпоративная культура факультета — это система материальных и духовных ценностей, присущих данному факультету, взаимодействующих между собой и принимаемых сотрудниками факультета, задающих людям ориентиры их поведения и действий, проявляющаяся в поведении, взаимодействии, восприятии себя и окружающей среды и обеспечивающая оптимальное функционирование и развитие факультета, перевод его на новый, качественно более высокий уровень по фактическому достижению цели с помощью оптимальных педагогических условий, способов, средств и действий по ее формированию и развитию;

— механизм формирования корпоративной культуры факультета в учреждении высшего образования состоит из трех основных этапов: выявление образа, корпоративных ценностей и норм успешной организационной культуры, максимально соответствующей следующим факторам: возможностям и ограничениям внешней среды организации, уровню профессионализма персонала и особенностям национального менталитетаформирование корпоративных ценностей и норм, и корпоративной культуры в целомзакрепление выявленных корпоративных ценностей и норм на уровне сотрудников вуза на основе обновления содержания функций управления с позиции культуро-организационной составляющей.

— формирование и дальнейшее развитие корпоративной культуры факультета в учреждении высшего образования обеспечивается через формирование у руководителей вуза системы знаний о корпоративной культуре и умений по ее формированию в свои подразделениях, что, в свою очередь, обеспечивается применением специально организованного процесса обучения, построенного с учетом особенностей контингента слушателей, состава формируемой системы знаний и умений, уровня изначальной ее сформиро-ванности у руководителей образовательных учреждений;

— критерием эффективности формирования корпоративной культуры факультета в учреждении высшего образования является динамика изменения факультета, включающая в себя уровень сформированности у руководителей вузов знаний о корпоративной культуре и умений по ее формированию, стиль их управления (внешние факторы) — динамика изменения корпоративной культуры факультета, уровень ее организационной мощности и социально-психологического развития (внутренние факторы).

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения и научно-практические выводы диссертационного исследования получили отражение в методических рекомендациях, научных статьях автора. Результаты исследования докладывались и получили одобрение на методологических семинарах и заседаниях кафедры педагогики Ульяновского государственного университета, на всероссийских, региональных и областных научных и научно-практических конференциях в гг. Москве, Ульяновске, Н. Новгороде.

Результаты исследования внедрены в Ульяновском государственном университете и Камской государственной инженерно-экономической академии.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений.

Выводы по главе 2.

1. В ходе исследования выявлено, что механизм формирования корпоративной культуры факультета в учреждении высшего образования состоит из трех основных этапов: выявление образа, корпоративных ценностей и норм успешной организационной культуры, максимально соответствующей следующим факторам: возможностям и ограничениям внешней среды организации, уровню профессионализма персонала и особенностям национального менталитетаформирование корпоративных ценностей и норм и корпоративной культуры в целомзакрепление выявленных корпоративных ценностей и норм на уровне сотрудников вуза, на основе обновления содержания функций управления с позиции культуро-организационной составляющей.

2. Исследование показало, что формирование и дальнейшее развитие корпоративной культуры факультета в учреждении высшего образования обеспечивается через формирование у руководителей вуза системы знаний о корпоративной культуре и умений по ее формированию в своих подразделениях, что, в свою очередь, обеспечивается применением специально организованного процесса обучения, построенного с учетом особенностей контингента слушателей, состава формируемой системы знаний и умений, уровня изначальной ее сформированности у руководителей образовательных учреждений.

3. В процессе исследования выявлено, что наиболее эффективными способами передачи системы знаний о корпоративной культуре и умений по ее формированию являются: усвоение специальных знанийсравнение, сопоставление знаний, впечатлений, переживанийсоздание ситуаций, требующих собственной оценки, где идет ознакомление с новыми явлениями профессиональной жизни, а затем их обсуждение с выражением собственных оценокрешение конкретных педагогических и управленческих ситуаций, требующих психологических и коммуникативных умений через следующие типы учебных материалов:

— информационно-методические материалы, имеющие целью ознакомление слушателей с тем комплексом знаний, которые необходимы им для организации управления вузом;

— организационно-стимулирующие материалы, включающие задания, выполнение которых ведет к выработке умений и создания автоматизированных навыков: материалы для тренировки форм общения, к которым относят мыслительные и проблемные задачиматериалы по практике общения, служащие основой для организации актов коммуникациистимулирующие и организационные материалы для проведения деловых, ролевых и педагогических игр;

— контрольно-иллюстративные материалы, включающие задания, которые позволяют оценить успешность их выполнения.

4. В ходе исследования использована модульная система построения программы курса «Корпоративная культура» из трех функционально связанных между собой блоков:

— теоретико-методологический блок: научные основы корпоративного управления (эволюция управленческой мысли, идеология корпоративной управленческой деятельности, ценностные приоритеты корпоративного управления, человековедческая направленность корпоративного управления);

— теоретико-прикладной блок: основы корпоративного управления педагогическим коллективом: управленческая психология (управленческое общение, управленческая конфликтология), управленческая педагогика (управленческая этика), управленческая имиджелогия;

— технологический блок: технологии формирования корпоративной культуры (технология формирования корпоративной культуры, технология поддержания корпоративной культуры, технология изменения корпоративной культуры, технология индивидуальной работы с педагогами, технология «конструирования» педагогического коллектива, упреждения и преодоления конфликта, технология повышения авторитета).

5. Проверена эффективность процесса формирования корпоративной культуры вуза на основе анализа динамики изменения уровня сформирован-ности у руководителей вузов знаний о корпоративной культуре и умений по ее формированиюизменения стиля управления руководителейизменения корпоративной культурыизменения мощности корпоративной культурыизменения социально-психологического развития факультета. Полученные экспериментальные данные статистически обработаны, и проанализированы результаты опытно-экспериментальной работы.

6. В ходе исследования выявлено и подтверждено экспериментально, что процесс формирования корпоративной культуры факультета в учреждении высшего образования будет эффективным, если обеспечено выполнение следующих педагогических условий:

— на основе учета динамики социальных функций системы высшего образования, изучения теоретических основ и методологических подходов к формированию корпоративной культуры факультета в учреждении высшего образования будет дана ее сущностно-содержательная и структурно-функциональная характеристика;

— выявлена специфика, разработан и внедрен механизм формирования корпоративной культуры факультета в учреждении высшего образования;

— выделена группа критериев для оценки эффективности процесса формирования корпоративной культуры факультета в учреждении высшего образования, и определены методики диагностики по каждому из критериев.

Заключение

.

Выполненное исследование, а также анализ научной литературы по вопросам исследуемой проблемы показал, что увеличение числа работ, посвященных вопросам формирования и развития корпоративной культуры в различных отраслях экономики и производства, свидетельствует о пристальном внимании ученых к данному вопросу. Однако, несмотря на наличие определенных успехов в решении теоретических и практических аспектов рассматриваемой проблемы, мы отмечаем недостаточность разработки проблем формирования корпоративной культуры высшего учебного заведения, практически отсутствуют сущностные характеристики основных составляющих его корпоративной культуры и базовой системы работы по ее формированию.

В исследовании вскрыты объективно существующие противоречия системы образования между непрерывным, системным, динамичным характером изменений условий жизнедеятельности системы высшего образования и устойчивостью регламентирующей модели функционального управлениямежду возрастающей потребностью в использовании потенциала культуры образовательного учреждения и отсутствием концептуальной разработки формирования корпоративной культуры вуза как ведущей функции управления процессами развития педагогических системмежду постоянной необходимостью решения объективно возникающего непрототипического класса задач и недостаточно сформированной организационно-культурной готовностью субъектов управления.

Анализ реально существующих и характерных управленческих проблем и противоречий показал, что актуальность настоящего исследования обусловлена, с одной стороны, потребностью использования в практике управления развитием высшего образовательного учреждения элементов его корпоративной культуры, а с другой — неразработанностью их механизма формирования.

Анализ философской и специальной научной литературы позволил выявить основные методологические подходы к выявлению педагогических условий формирования корпоративной культуры вуза, такие как:

— системный;

— деятельностный;

— синергетический;

— рефлексивный;

— психотерапевтический;

— средовой подходы.

В процессе исследования определено, что корпоративная культура факультета — это система материальных и духовных ценностей, присущих данному факультету, взаимодействующих между собой и принимаемых сотрудниками факультета, задающих людям ориентиры их поведения и действий, проявляющаяся в поведении, взаимодействии, восприятии себя и окружающей среды и обеспечивающая оптимальное функционирование и развитие факультета, перевод его на новый, качественно более высокий уровень по фактическому достижению цели с помощью оптимальных педагогических условий, способов, средств и действий по ее формированию и развитию;

В ходе исследования выявлено, что механизм формирования корпоративной культуры факультета в учреждении высшего образования состоит из трех основных этапов: выявление образа, корпоративных ценностей и норм успешной организационной культуры, максимально соответствующей следующим факторам: возможностям и ограничениям внешней среды организации, уровню профессионализма персонала и особенностям национального менталитетаформирование корпоративных ценностей и норм и корпоративной культуры в целомзакрепление выявленных корпоративных ценностей и норм на уровне сотрудников вуза на основе обновления содержания функций управления с позиции культуро-организационной составляющей.

Исследование показало, что формирование и дальнейшее развитие корпоративной культуры факультета в учреждении высшего образования обеспечивается через формирование у руководителей вуза системы знаний о корпоративной культуре и умений по ее формированию в свои подразделениях, что, в свою очередь, обеспечивается применением специально организованного процесса обучения, построенного с учетом особенностей контингента слушателей, состава формируемой системы знаний и умений, уровня изначальной ее сформированности у руководителей образовательных учреждений.

В процессе исследования выявлено, что наиболее эффективными способами передачи системы знаний о корпоративной культуре и умений по ее формированию являются: усвоение специальных знанийсравнение, сопоставление знаний, впечатлений, переживанийсоздание ситуаций, требующих собственной оценки, где идет ознакомление с новыми явлениями профессиональной жизни, а затем их обсуждение с выражением собственных оценокрешение конкретных педагогических и управленческих ситуаций, требующих психологических и коммуникативных умений через следующие типы учебных материалов:

— информационно-методические материалы, имеющие целью ознакомление слушателей с тем комплексом знаний, которые необходимы им для организации управления факультетом в учреждении высшего образования;

— организационно-стимулирующие материалы, включающие задания, выполнение которых ведет к выработке умений и создания автоматизированных навыков: материалы для тренировки форм общения, к которым относят мыслительные и проблемные задачиматериалы по практике общения, служащие основой для организации актов коммуникациистимулирующие и организационные материалы для проведения деловых, ролевых и педагогических игр;

— контрольно-иллюстративные материалы, включающие задания, которые позволяют оценить успешность их выполнения.

В ходе исследования использована модульная система построения программы курса «Корпоративная культура» из трех функционально связанных между собой блоков-модулей:

— теоретико-методологический блок: научные основы корпоративного управления (эволюция управленческой мысли, идеология корпоративной управленческой деятельности, ценностные приоритеты корпоративного управления, человековедческая направленность корпоративного управления);

— теоретико-прикладной блок: основы корпоративного управления педагогическим коллективом: управленческая психология (управленческое общение, управленческая конфликтология), управленческая педагогика (управленческая этика), управленческая имиджелогия;

— технологический блок: технологии формирования корпоративной культуры (технология формирования корпоративной культуры, технология поддержания корпоративной культуры, технология изменения корпоративной культуры, технология индивидуальной работы с педагогами, технология «конструирования» педагогического коллектива, упреждения и преодоления конфликта, технология повышения авторитета).

Проверена эффективность процесса формирования корпоративной культуры вуза на основе анализа динамики изменения уровня сформированности у руководителей вузов знаний о корпоративной культуре и умений по ее формированиюизменения стиля управления руководителейизменения организационной культурыизменения мощности корпоративной культурыизменения социально-психологического развития факультета. Полученные экспериментальные данные статистически обработаны, и проанализированы результаты опытно-экспериментальной работы.

В ходе исследования выявлено и лодтверждено экспериментально, что процесс формирования корпоративной культуры факультета в учреждении высшего образования будет эффективным, если обеспечено выполнение следующих педагогических условий:

— на основе учета динамики социальных функций системы высшего образования, изучения теоретических основ и методологических подходов к формированию корпоративной культуры факультета в учреждении высшего образования будет дана ее сущностно-содержательная и структурно-функциональная характеристика;

— выявлена специфика, разработан и внедрен механизм формирования корпоративной культуры факультета в учреждении высшего образования;

— выделена группа критериев для оценки эффективности процесса формирования корпоративной культуры факультета в учреждении высшего образования, и определены методики диагностики по каждому из критериев.

Эффективность методики обучения определялась методами математической статистики. Сравнивая результаты конечного этапа обучения с начальным, мы зафиксировали, что число слушателей, находящихся на достаточном и оптимальном уровнях сформированности знаний о корпоративной культуре возросло с 36,3% до 75,9%, а число слушателей, находящихся на неудовлетворительном и недостаточном, сократилось с 63,7% до 24,1%.

Правоту наших эмпирических исследований подтверждает статистический анализ полученных данных. Мы использовали двухвыборочный t-тест Стьюдента с одинаковыми дисперсиями, который служит для проверки гипотезы о равенстве средних для двух выборок и показывает наличие или отсутствие статистической значимости в изменениях. Показатель по выделенному параметру — изменение показателей сформированное&tradeзнаний о корпоративной культуре — значимо изменился в сторону повышения (t-эмпирическое -18,11). Следовательно, в ходе обучения слушателей знаниям о корпоративной культуре с целью использования их в дальнейшем в рамках управления педагогическими системами произошли значимые изменения в параметрах в сторону повышения, что говорит об эффективности процесса обучения.

Исследуя всю совокупность полученных данных до экспериментального периода в рамках изучения мощности корпоративной культуры в целом, было выявлено, что 56,2% опрашиваемых из экспериментальной группы считают умеренной мощность корпоративной культуры своего коллектива, 26,2% - «слабой», и лишь 17,6% - «сильной». Результаты изучения мощности корпоративной культуры у контрольной группы дал следующий результат -43,7% опрашиваемых из контрольной группы считают мощность корпоративной культуры своего коллектива «умеренной», 43,1% - «слабой», 13,2% -«сильной».

Анализ результатов показал, что после эксперимента 34,5% опрошенных в экспериментальных группах констатировали уровень мощности корпоративной культуры своей организации как «сильный», 51,8% - как «умеренный», 13,7% - как «слабый». То есть можно констатировать, что количество респондентов, характеризующих мощность корпоративной культуры своего коллектива как слабую, сократилось на 12,5%, а характеризующих мощность корпоративной культуры своего коллектива как сильную увеличилось на 16,9%. Следовательно, прослеживается тенденция увеличения оценки мощности корпоративной культуры в экспериментальных группах. Результаты же контрольных групп позволяют констатировать нам отсутствие какого-либо прогресса в развитии оценок уровней мощности корпоративной культуры в данных коллективах.

Анализируя уровни социально-психологического развития организация, где руководители применяли полученные знания на практике, мы констатировали, что 81,3% (37,5% до эксперимента) опрошенных в экспериментальной группе констатировали результат, который мы относим к положительному уровню социально-психологического развития коллектива, а в контрольной группе лишь 39,3% (38,2% до эксперимента) показали положительный результат социально-психологического развития коллектива, то есть прогресса не наблюдалось. Правоту наших эмпирических исследований подтверждает статистический анализ полученных данных. Согласно результатам двухвыборочного t-теста Стьюдента: по выделенному параметру — изменение показателей уровня мощности организационной культуры (t-эмпирическое -14,73) и уровня социально-психологического развития группы (t-эмпирическое — 15,95) в результате внедрения экспериментальной программы значимо изменился в сторону повышения. На это указывает превышение t-эмпирического над t-критическим, а также наличие отрицательного знака в коэффициенте Стьюдента;

Таким образом, в результате формирующего эксперимента нами получены данные, показывающие эффективность выбранных нами путей и способов формирования корпоративной культуры факультета в учреждении высшего образования, доказывающие справедливость выдвинутой нами гипотезы.

На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что поставленные в исследовании задачи решены и цель достигнута. В процессе исследования был выявлен ряд проблем, предполагающих дальнейшее изучение. Среди них:

— исследование влияния студенческого самоуправления на развитие и поддержание корпоративной культуры вуза в целом и отдельного факультета в частности;

— исследование влияния уровня сформированностн корпоративной культуры на психическое и физическое здоровье профессорско преподавательского состава.

— исследование влияния уровня сформированности корпоративной культуры на кокурентоспособность вуза на рынке образовательных услуг.

Данное исследование не может претендовать на полное решение проблемы, но содержащиеся в диссертации выводы и теоретические положения доведены до конкретных методических рекомендаций, реализация которых существенно повышает качество управления педагогическими системами и создает реальные предпосылки для современной подготовки управленческих кадров. Разработанные методики могут быть использованы в педагогических вузах при подготовке учителей, а также в системе переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров, а также кадров системы высшего образования.

Показать весь текст

Список литературы

  1. В.Г. Человек в управлении обществом /В.Г. Афанасьев. -М.: Политиздат, 1977. — 332 с.
  2. В.И. Эвристика для творческого саморазвития / В. И. Андреев. Казань, 1994. — 246 с.
  3. В.В. Организационная культура как объект философского исследования: дисс.. канд. филос. наук /В.В. Астапов. Красноярск, 2000. -150 с.
  4. Актуальные вопросы совершенствования учебно-воспитательного процесса в современных условиях /науч. ред. Т. В. Кириллова. М.- Чебоксары, 2004. — 126 с.
  5. Актуальные проблемы современного образования /науч. ред. Т. В. Кириллова. М.- Чебоксары, 2001. -174 с.
  6. С.С. Теория социального управления: субъект и объект социального управления /С.С. Андреев //Социально-гуманитарные знания. -2001.-№ 1.-С. 80−96.
  7. А.И. Предпринимательство: проблемы собственности и культуры /А.И. Агеев. М.: Наука, 1991. -112 с.
  8. А .Я. Самообразование: история, теория и современные проблемы /А.Я. Айзенберг. М., 1986. — 126 с.
  9. Н.П. Психологический климат в коллективе /Н.П. Аникеева. М.: Просвещение, 1989. — 224 с.
  10. .И. Психологический климат в коллективе /Б.И. Аристов. М.: Политиздат, 1973. — 64 с.
  11. П.Афанасьев Ю. Н. Об универсальном знании и новой образовательной среде (к концепции универсальной компоненты образования) / Ю. Н. Афанасьев. М.: РГУ, 1999. — 55 с.
  12. С.Г., Костенчук И. А. О понятии «корпоративная культура» / С. Г. Абрамова, И. А. Костенчук. М., 1999. — С.45−46
  13. .А. Высший менеджмент для руководителя / Б. А. Аникин. М.:ИНФРА, 2001. — Ц4 с.
  14. B.C. Педагогика. Проективная педагогика: учеб. пособие для инженерно-педагогических институтов и индустриально-педагогических техникумов /B.C. Безрукова. Екатеринбург: Деловая книга, 1996. — 344 с.
  15. Л.П. Человек: деятельность и общение /Л, П. Буева. М.: Мысль, 1978. — 216 с.
  16. B.C. От наукоучения к логике культуры. Два философских введения в двадцать первый век /B.C. Библер. М.: Политиздат, 1990. -413 с.
  17. Л.П. Социальная среда и сознание личности /Л.П. Буева. -М.: МГУ, 1968. -267 с.
  18. Л. П. Человеческий фактор: новое мышление и новое действие /Л.П. Буева. М.: Знание, 1988. — 63 с.
  19. Г. Э. Корпоративность в политике: теория и практика переходного периода / Г. Э. Бурбулис //Этика успеха: Вестник исследователей, консультантов, ЛПР. 1995. — Вып. 4. — С. 73−85.
  20. Т.Ю. Управление персоналом развивающейся организации / Т. Ю. Базаров. М.: ИПК Госслужбы, 1996. — 98 с.
  21. В.И., Согомонов А. Ю. Дух корпорации: нравственные оппозиции / В. И. Бакпггановский // Этика успеха: Вестник исследователей, консультантов, ЛПР. 1995. — Вып. 4. — С. 5−15.
  22. Е.Н. Психологические основы Паблик рилейшнз / Е. Н. Богданов. 2-е изд. — СПб., 2003. — 56 с.
  23. К.Ю. Корпоративная культура как фактор влияния на процесс становления организации (социологический анализ): дисс.. канд. социол. наук /К.Ю. Битулина. М., 2005. — 136 с.
  24. М. Проблемы качества образования в условиях реформы высшей школы /М. Беллева //Стандарты и качество. 2002. — № 4. — С. 20−21.
  25. Диагностика управленческих способностей /ЕМ. Борисова и др.// Вопросы психологии. 1997. — № 2. — С. 112−121.
  26. М.В. Университет как образовательная корпорация: начало мониторинга /М.В. Богданова, А. Ю. Согомонов //Этика успеха: Вестник исследователей, консультантов, ЛПР. -1995. Вып. 4. — С. 261−269.
  27. В.В. Социально-психологический климат коллектива и личность /В.В. Бойко, А. Г. Ковалев, В. Н. Панферов. М.: Мысль, 1983. — 207 с.
  28. И.В. Развитие самосознания учителей и учащихся в полисубъектном взаимодействии: дисс. д-ра психолог, наук /И.В. Вачков. -М., 2002.-374 с.
  29. К.И. Проблемы и перспективы современного высшего образования. / К. И. Васильев. Воронеж, 1987. — 128 с.
  30. А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход/А.А. Вербицкий. -М.: Высшая школа, 1991. 208 с.
  31. О.С. Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс: учебник/О.С. Виханский, А. И. Наумов. М.: МГУ, 1995. — 416 с.
  32. В.А. Механизмы изменения организационной культуры развивающейся сельской школы: дисс.. канд. пед. наук /В.А. Виноградова. М., 2003. — 235 с.
  33. М.А. Личностно-ориентированная подготовка студентов в педагогическом вузе (основы теории) /М.А. Вакулина. Н. Новгород, 2000. -136 с.
  34. Влияние лидерства и руководства на групповую динамику в условиях стресса /И.П. Вожов и др. Л.: Лениздат, 1973. — 126 с.
  35. В.Н. Основы теории систем и системного анализа / В. Н. Волкова, А. А. Денисова. 2-е изд., перераб., доп. — СПб.: СПб. ГТУ, 1999.-512 с.
  36. Г. В. Собрание сочинений в 14-ти т. Т. 12. Лекции по этике/ Г. В. Гегель. М., 1938. — 223 с.
  37. Г. В. Энциклопедия философских наук. Т. 1. Наука логики / Г. В. Гегель. М.: Мысль, 1974. — 452 с.
  38. .С. Философия образования для XXI века /Б.С. Гер-шунский. М.: Совершенство, 1998. — 605 с.
  39. Дж. Статистические методы в педагогике и психологии /Дж, Гласс, Дж. Стенли. М.: Прогресс, 1976. — 496 с.
  40. П.Я. Современное состояние теории поэтапного формирования умственных действий /П.Я. Гальперин, Н. Ф. Талызина //Вестник МГУ. Сер. 14, Психология. 1979. — № 4. — 54−63 с.
  41. А.О. Концепция проекгно-ориентированного университета /А.О. Грудзинский //Университетское управление: практика и анализ. -2003.-№ 3(26).-С. 24−37.
  42. А.О. Университет как предпринимательская организация /А.О. Грудзинский //Социологические исследования. 2003. — № 4. -С. 113−120.
  43. М.В. Суперкадры. Управление персоналом в международной корпорации /М.В. Грачев. М.: Дело ЛТД, 1993. — 208 с.
  44. Н.Ф. Университет в системе непрерывного образования в регионе /Н.Ф. Григорьев. Чебоксары, 2001. — 232 с.
  45. Э.Н. Образование личности /Э.Н. Гусинский, Ю. И. Турчанинова. М.: Интерпракс, 1994. — 136 с.
  46. И.А., Добробабенко Н. С. Практика рекламы: десять уроков для советского бизнесмена / Гольман И. А. Новосибирск: СП Интербук, 1991. -141 с.
  47. В.В. Теория развивающего обучения /В.В. Давыдов. М., 1996. — 344 с.
  48. Дж. Введение в философию воспитания /Дж. Дьюи. М., 1921. — 7 с.
  49. В. Действенное изменение организационной культуры /В. Добролюбова //Банковские технологии. 2002. — № 1.
  50. B.C. Рефлексивные структуры в инновационных играх / B.C. Дудченко // Социологические проблемы интенсификации социально-экономического развития: Сб. трудов ВНИИ системных исследований. Вып. № 7. -1987.
  51. Т.М. Рефлексивное управление школой: теория и практика /Т.М. Давыденко. М.- Белгород, 1995. — 214 с.
  52. А.Р. Управление развитием корпоративной культуры в организациях индустрии туризма: дисс.. канд. экон. наук /А.Р. Дараган. -М., 2004.- 136 с.
  53. Л. Психология малых групп /Л. Деев. М., 1979. — 146 с.
  54. А.Н. Развитие образования в современном мире /
  55. A.Н. Джуринский. М.: Прогресс, 1999. — 260 с.
  56. Н.С. Мифы и легенды корпоративного мира / Н. С. Добробабенко // Рекламист. 1995. — № 4. — С. 17.
  57. Л.Г. Стратегическое управление развитием национальных университетов России. / Л. Г. Ефремов //Alma Mater, 1999. № 2. — с. 19−21.
  58. Е.С. Корпоративная культура как фактор социальной адаптации личности: дисс.. канд. филос. наук /Е.С. Жерихов. Иркутск, 2004. -191 с.
  59. В.А. Пассионарный университетский менеджмент /
  60. B.А. Журавлев, Н. С. Ладыжец //Университетское управление: практика и анализ. 2003. — № 1(24). — С. 4−8.
  61. А.Л. Социально-психологические проблемы управления / А. Л. Журавлев //Прикладные проблемы социальной психологии /под ред. Е. В. Шорохова, В. П. Левкович. М.: Наука, 1983. — 296 с.
  62. В.М. Укрепление российской государственности: место и роль системы образования /В.М. Жураковский, Л. П. Кураков. М., 2000.-432 с.
  63. А.Н. Организационная психология /А.Н. Занковский. -М.: Флинта- МПСИ, 2000. 648 с.
  64. .З. Организационное поведение /Б.З. Зельдович. М.: Моск. акад. экономики и права, 2000. — 247 с.
  65. Л.В. Методологические основы воспитания будущего учителя /Л.В. Загрекова //Высшее образование в России. 2001. — № 5. -С. 59−64.
  66. Н.А. Педагогическая психология: учебник для вузов / Н А. Зимняя. М.: Логос, 2002. — 384 с.
  67. Э.Ф. Личностно-ориентированное профессиональное образование /Э.Ф. Зеер. Екатеринбург: Урал. гос. проф.-пед. ин-т, 1998.
  68. В.П. Применение математических методов в социально-психологических исследованиях: учеб. пособие /В.П. Захаров. Л., 1985. -64 с.
  69. А.Б. Организационная культура как фактор формирования профессионального менталитета учителя: автореф. дисс.. канд. пед. наук / А. Б. Зайцев. М.: МПГУ, 2000. — 15 с.
  70. И.Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя высшей школы: воспитательный аспект: учеб. пособие /И.Ф. Исаев. -М.- Белгород: Везелица, 1992. 102 с.
  71. М.А. Организация как Ваш инструмент. Российский менталитет и практика бизнеса /М.А. Иванов, Д. М. Шустерман. М.: Альпина Паблишер, 2003. — 379 с.
  72. Н.А. Организационная культура педагогической деятельности отраслевого вуза: дисс.. канд. пед. наук /Н.А. Иорданова. Краснодар, 2002.
  73. М.А. Ученическое самоуправление: опыт активизации / М. А. Имаков //Советская педагогика. 1987. — № 12. — С. 39−41.
  74. Инновационные модели обучения в современной зарубежной педагогике //Педагогика. -1994. № 5. — С. 104−109.
  75. Л.Г. Социология культуры / Л. Г. Ионин. М., 1996 — 14,5п.л.
  76. Т.С. Философия воспитания и воспитание философией. Этика и мораль /Т.С. Караченцева. М., 1990. — С. 23.
  77. И. Собр. соч. М., 1964. Т. 3−4. С. 716.
  78. Ф.Ф. Системный подход и возможности его применения в педагогических исследованиях /Ф.Ф. Королев //Советская педагогика. -1970. № 9.
  79. В.Д. Управление организационной культурой / В. Д. Козлов. М., 1990.
  80. A.M. Современная высшая школа: состояние и тенденции развития / A.M. Кочнев. Казань, 1997. — 240 с.
  81. М.С. Человеческая деятельность /М.С. Каган. М.: Политиздат, 1974. — 328 с.
  82. Ю.А. Педагогический анализ учебно-воспитательного процесса и управление школой /Ю.А. Конаржевский. М.: Педагогика, 1986. — 144 с.
  83. Ю.А. Менеджмент и внутришкольное управление / Ю. А. Конаржевский. М.: Педагогический поиск, 1999. — 224 с.
  84. . Деловая стратегия (концепция, содержание, символы) / Б. Карлофф. М.: Экономика, 1991. — 248 с.
  85. В.И. Команда: формирование, управление, эффективность: учеб. пособие /В.И. Корниенко. Пермь, 1999. — 119 с.
  86. Г. Системный и ситуационный анализ управленческих функций в 2-х т. Т. 1 /Г. Кунц, С. О’Доннел. М., 1981. — 496 с.
  87. С.В. Корпоративная культура как социокультурный феномен: дисс. канд. культуролог, наук /С.В. Кузичев. М., 2004. — 150 с. .
  88. JI.B. Организационное поведение: учебник /Л.В. Карта-шов, Т. В. Никонов, Г. О. Соломанидина. М.: ИНФРА, 2001. — 220 с.
  89. В.А. Проблемы управления качеством в вузах: Заметки менеджера по качеству /В.А. Качалов //Стандарты и качество. 2000. -№ 12. — С. 82−87. — Оконч. Нач. №-№ 5−11, 2000.
  90. Качество профессионального образования и пути его обеспечения /У Вузовские вести. 1999. — № 17. — С. 14−15.
  91. Т.В. Современные педагогические основы воспитания и их характеристика /Т.В. Кириллова, А. Ю. Парамонова //Актуальные вопросы совершенствования учебно-воспитательного процесса в современных условиях. М.: АПСН, 2004. — С. 34−36.
  92. В.П. Вопросы внутришкольного контроля /В.П. Ковалев. -Чебоксары: Изд-во ЧГПУ, 1993. 53 с.
  93. Р.Л. Психология малых групп: Теоретический и прикладной аспект /Р.Л. Кричевский, Е. М. Дубовская. М.: Изд-во МТУ, 1991. — 206 с.
  94. Р.Л. Если Вы руководитель. Элементы психологии менеджмента в повседневной работе / Р. Л. Кричевский. — М.: Дело, 1993. -352 с.
  95. А.К. Ученый совет в системе управления вузом /А.К. Клюев// Университетское управление: практика и анализ. 2003. — № 5−6. — С. 115−120.
  96. Е.А. Российский подход к исследованиям корпоративной культуры /Е.А. Кузнецова. М.: МГУ, 2000. — 96 с.
  97. Е.А. Сравнительное управление и исследования системы ценностей как элемента организационной культуры /Е.А. Кузнецова. М.: МГУ, 2000. — 34 с.
  98. Е.С. Основы социальной психологии. JL: ЛГУ, 1967.173 с.
  99. Е.С. Руководитель и коллектив. Социально-психологический очерк /Е.С. Кузьмин. Л.: Лениздат, 1974. — 165 с.
  100. Л.П. Проблемы управления высшей школой на современном этапе /Л.П. Кураков. М., 1995. — 157 с.
  101. Н.П. Поощрение и порицание это ритуалы. / Н. П. Крылов // Капитал. — № 6. — 1997.
  102. А.И. Психология хозяйственного управления / А. И. Китов. М.: Профиздат, 1984. — 248 с.
  103. А. Деятельность. Сознание. Личность: учебник для вузов / А. Леонтьев. М.: Academia, 2004. — 352 с.
  104. Д.А. Методика изучения ценностных ориентаций / Д. А. Леонтьев. М.: Смысл, 1992. — 17 с.
  105. А.Д. Корпоративная культура управления персоналом железнодорожного транспорта (социологический анализ): дисс.. канд. социол. наук /А.Д. Леонард. М., 2005. — 144 с.
  106. О.Е. Управление образовательными системами /О.Е. Лебедев. М.: Университетская книга, 2004. — 135 с.
  107. Я.А. Барьер общения /Я.А. Лурия. Ростов н/Д.: Феникс, 1991.-216 с.
  108. И.Д. Практический менеджмент / И. Д. Ладанов М., 1995.
  109. Лучшие психологические тесты /И.А. Андрианов и др.- отв. ред. А. Ф. Кудряшев. Петрозаводск: Петроком, 1992. — 184 с.
  110. Н.С. Университетское образование. Идеалы, цели, ценностные ориентации / Н. С. Ладыжец. Ижевск, 1992. — 230 с.
  111. М.Х. Основы менеджмента /М.Х. Мескон, Ф. Хедоури, М. Альберт- пер. с англ. М.: Дело, 1992. — 702 с.
  112. Р.А. Ловушка времени. Как сделать больше за меньшее время /Р.А. Маккензи. М.: Молодая гвардия, 1993. — 400 с.
  113. С.Я. Место корпоративных ценностей в культурной и социальной динамике /С.Я. Матвеева //Этика успеха: Вестник исследователей, консультантов, ЛПР. 1995. — Вып. 4. — С. 161−170.
  114. С.Н. Управленческая психотерапевтическая деятельность / С. Н. Митин. Ульяновск, 2003. — 176 с.
  115. С.Н. Формирование культурологических знаний и умений у руководителей школ в системе повышения квалификации: дисс.. канд. пед. наук / С. Н. Митин. Москва, 1995. — 183 с.
  116. С.Н. Психотерапевтическая компетентность руководителей образовательных учреждений: генезис, формирование, управление: дисс.. докт. пед. наук / С. Н. Митин. М., 2003. — 440 с.
  117. Г. В. О критериях Исследовательского университета / Г. В. Майер //Университетское управление: практика и анализ. 2003. — № 3 (26). — С. 34.
  118. A.M., Капто А. Е., Лоренсов А. В., Хомерики О. Г. Нововведения во внутришкольном управлении / A.M. Моисеев. Педагогическое общество России, 1998.-232 с.
  119. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пособ. для вузов /Е.Е. Полат и др. М.: Академия, 2000. — 271 с.
  120. Дж. В. Организационное поведение: поведение человека на рабочем месте /Дж. В. Ньюстром- под ред. Ю.Н. Каптуревского- пер. с англ. СПб.: Питер, 2000. — 447с. — (Теория и практика менеджмента).
  121. М. Организационная культура как фактор долгосрочной конкурентоспособности / М. С. Наумов // Управление компанией. 2002. -№ 2.
  122. М.Н. Психология общения и бизнес / М. Н. Ночевник. -М: 1995.- 187 с.
  123. A.M. Как работать над диссертацией / A.M. Новиков. -М., 1996.- 108 с.
  124. Организационное поведение /под ред. проф. Э. Короткова. -Тюмень, 1998.- 134 с.
  125. М.А. Корпоративная культура в системе социального управления: дисс.. канд. социол. наук /М.А. Овчинников. Москва, 2004.: 116 с.
  126. Основы управления педагогическими системами: учеб. пособ./ авт.- сост. В. П. Ковалев. Чебоксары, 2000. — 175 с.
  127. Организационная психология: хрестоматия /сост. JI.B. Винокуров. СПб.: Питер, 2000. — 511 с.
  128. У. Методы организации производства /У. Оучи. М.: Экономика, 1984. — 122 с.
  129. .Д. Социально-психологический климат трудового коллектива/Б.Д. Парыгин. Л.: Знание, 1981. — 192 с.
  130. Т. В поисках эффективного управления /Т. Питере, Р. Уотермен. М.: Прогресс, 1986. — 418 с.
  131. Платон. Сочинения: в 3-х т. М.: Мысль, 1971.
  132. А.А. Проблемы синергии организационных культур в российско-американских совместных предприятиях /А.А. Пригожин //Менеджмент. -1988. № 1. — С. 60−77.
  133. И. Порядок из хаоса: новый диалог человека с природой / И. Пригожин, И. Стенгерс- пер. Ю. А. Данилова, под общ. ред. В. И. Аршинова. М.: Прогресс, 1986. — 310 с.
  134. И. Философия нестабильности /И. Пригожин //Вопросы философии. -1991. № 6. — С. 46−57.
  135. А.И. Организации: системы и люди: эффективность трудовой организации /А.И. Пригожин. М.: Наука, 1983. — 176 с.
  136. A.JI. Психология управления. Основы межличностного общения/А.JI. Потеряхин. К.: ВИРА-Р, 1999. — 384 с.
  137. О.С. Корпоративная культура (Управление инновационным потенциалом экономических систем): дисс. д-ра экон. наук /О.С. Причина. Ставрополь, 2002. — 251 с.
  138. Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования /Е.С. Полат. М.: Центр «Академия», 2000. — 272 с.
  139. Л.Г. Организационная социальная психология: учеб. пособ. /Л.Г. Почебут, В. А. Чикер. СПб.: Речь, 2002. — 298 с.
  140. C.JI. Основы общей психологии /С.Л. Рубинштейн. -М., 1940.-237 с.
  141. О. Концепция организационной культуры: происхождение и сущность /О. Родин. М., 1998. — 134 с.
  142. А.А. Введение в менеджмент: социология организаций и управления /А.А. Радугин, К. А. Радугин. Воронеж, 1995. — 196 с.
  143. Р. Культура предпринимательства /Р. Рютшнгер- пер. с нем. М.: ЭКОМ, 1992. — 240 с.
  144. Е. Корпоративная культура. Царское ли это дело? Из опыта работы с крупными коммерческими организациями /Е. Собчик. -http://www.ug.ni/ugpril/ol/97/39/t4l.litm.
  145. В.А. Корпоративная культура: теория и практика / В. А. Спивак. М.: Питер, 2001. — 345 с.
  146. В.П. Педагогический менеджмент: 50 НОУ-ХАУ в области управления образовательным процессом: Учеб. пособие для руко водителей / В. П. Симонов. М.: Рос. пед. агентство, 1997. — 264 е., с. 3,
  147. Танец перемен: новые проблемы самообучающихся организаций / П. М. Сенге и др. М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2003.
  148. И. Предпринимательский университет (Шведский опыт)/ И. Сорокина //Высшее образование в России. 2002. — № 3. — С. 89−92.
  149. Т.О. Организационная культура компании /Т.О. Соло-манидина. М.: Изд-во «Управление персоналом», 2003. — 456 с.
  150. Г. В. Основы математической статистики для психологов /Г.В. Суходольский. СПб.: Изд-во С.-Петербургского университета, 1998. — 431 с.
  151. М.С. Ценности как ключевой элемент организационной культуры / М. С. Сухорукова // Управление персоналом. Ns 11. -2000.
  152. А.С. Исследовательская культура руководителя как фактор развития школы: дисс.. канд. пед. наук /А.С. Сливков. Великий Новгород, 2002. — 169 с.
  153. Н.А. Теоретико-практические основы управления организационной культурой образовательного учреждения: дисс.. канд. пед. наук /Н.А. Стрижак. СПб., 2000. — 211 с.
  154. Г. К. Современные образовательные технологии: учеб. пособ. /Т.К. Селевко. М.: Педагогика, 1998. — 256 с.
  155. А.Ю. Престиж как стратегия корпоративного достижения: университет как субъект выбора стратегии развития /А.Ю. Согомонов //Этика дела. Ведомости. 1997. — Вып. 7. — С. 143−169.
  156. Э.В. Понятие, сущность и основные функции культуры / Э. В. Соколов. Л.: ЛГИК, 1989. — 83 с.
  157. Т.Г. Этнопсихология /Т.Г. Стефаненко. М.: Институт психологии РАН: «Академический проект», 1999. — 320 с.
  158. А.С. Формирование образовательной среды учебными заведениями нового типа /А.С. Строгалов, С. Г. Шеховцов, В. А. Гневко. -СПб.: ИУиЭ, 2000. 327 с.
  159. П.И. Управление общеобразовательной школой в крупном городе /П.И. Третьяков. М.: Педагогика, 1991. — 240 с.
  160. П.И. Адаптивное управление педагогическими системами: учеб. пособ. для студ. высш. учеб. заведений /П.И. Третьяков, С. Н. Митин, Н. Н. Бояринцева. М.: Издательский центр «Академия», 2003. -368 с.
  161. Регион: управление образованием по результатам: теория и практика /П.И. Третьяков и др. М.: Новая школа, 2001. — 876 с.
  162. П.И. Технология модульного обучения в школе: практико-ориентированная монография /П.И. Третьяков, И.Б. Сенновский- под ред. П. И. Третьякова. М.: Новая школа, 1997. — 352 с.
  163. П.И. От школы функционирующей к школе развивающейся /П.И. Третьяков //Управление развивающейся школой: тезисы материалов научно-практической конференции. М., 1996. — С. 10−14.
  164. Н.Ф. Пути разработки модели специалиста /Н.Ф. Талызина, Н. Г. Печенюк, Л. Б. Хохловский. СПб.: Изд-во СПУ, 1987. — 174 с.
  165. Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний / Н. Ф. Талызина, Н. Г. Печенюк, Л. Б. Хохловский. Саратов: Изд- во Сарат. унта, 1975. — 343 с.
  166. А.П. Социально-психологические аспекты управления коллективом /А.П. Утюжанин. М., 1993.
  167. Управление персоналом: современная российская практика. -СПб.: Питер, 2003.
  168. Управление социалистическим производством. Организация. Экономика: словарь. М., 1983. — 316 с.
  169. П.Ю. Характерные черты университетской культуры / П. Ю. Уваров. Воронеж: Изд-во Воронеж, пед. ин-та, 1984. — 145 с.
  170. К.М. Эволюция организации: продолжение становления / К. М. Ушаков //Директор школы. 1998. — № 1. — С. 3−6.
  171. К.М. Подготовка управленческих кадров образования / К. М. Ушаков. М.: Сентябрь, 1997. — 176 с.
  172. К.М. Эволюция организации: зарождение и становление / К. М. Ушаков. //Директор школы. -1997. № 6. — С. 3−10.
  173. К.М. Динамика представлений и действий, или Суть и смысл термина «организационный климат» /К.М. Ушаков, С. Селектор //Директор школы. 1997. — № 1. — С. 14−20.
  174. Управление это наука и искусство /А. Файоль и др. — М.: Республика, 1994. — 350 с.
  175. А.В. Вопросы психологии управления /А.В. Филиппов //Психологический журнал. 1980. — Т. 1, — № 2. — С. 19−23.
  176. Философский словарь /под ред. И. Т. Фролова. 5-е изд. — М., 1987. — 447 с.
  177. А.А. Корпоративная культура в системе управления организацией: дисс. канд. экон. наук/А.А. Федорова. М., 2005. — 172 с.
  178. Н.П. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп /Н.П. Фетискин, В. В. Козлов, Г. М. Мануйлов. М.: Изд-во Ин-та Психотерапии, 2002. — 490 с.
  179. Д. Управление людьми в компании /Д. Хант- пер. с англ. -М.: Олимп-Бизнес, 1999. 89 с.
  180. В.А. Университетский менеджмент /В.А. Херрманн, JI.M. Кронталер //Проблемы теории и практики управления. 2002. — № 6. -С. 98−102.
  181. М. Непараметрические методы статистики /М. Хол-лендер, Д. А. Вулф. М: Финансы и статистика, 1983. — 518 с.
  182. А. Н. Культура организации: учеб. пособ. /А.Н. Чаплина. -Красноярск: Красноярский коммерческий ин-т, 1996. 90 с.
  183. И.А. Информационная культура руководителя школы как условие эффективности управленческой деятельности /И.А. Чекин. СПб., 1999.- 113 с.
  184. В.М. Социальное управление и эффективность производства/В.М. Шепель. М.: Экономика, 1986. — 183 с.
  185. В.М. Трудовой коллектив и руководитель: социально-психологический аспект/В.М. Шепель. М.: Знание, 1976. — 32 с.
  186. В.М. Управленческая этика /В.М. Шепель. М.: Экономика, 1989. — 284 с.
  187. В.М. Человековедческая компетентность менеджера: управленческая антропология /В.М. Шепель. М.: Министерство народного образования, 1999. — 430 с.
  188. П.Н. От корпоративной этики к этике корпорации / П. Н. Шихарев //Этика успеха: Вестник исследователей, консультантов, ЛПР. 1995. — Вып. 4. — С. 86−93.
  189. К.А. Философия воспитания. Критический анализ немарксистских концепций /К.А. Шварцман. М.: Политиздат, 1989. — 208 с.
  190. К.А. Воспитание: новые подходы к вечной теме / К. А. Шварцман, JI.B. Коновалова, О. Н. Крутова. М.: Луч, 1993. — 300 с.
  191. Э. Организационная культура и лидерство /Э. Шейн. СПб.: Питер, 2002. — 335 с.
  192. А.Е. Сетевая модель организации /А.Е. Шадрин. М.: Инфра-М, 1997. — 89 с.
  193. Ю.А. Корпоративная культура в механизме интеграции бизнес-структур: дисс.. канд. социол. наук /Ю.А. Шилкина. М., 2004. -170 с.
  194. М.В. Ценности как фактор развития корпоративной культуры государственной службы: дисс.. канд. социол. наук /М.В. Шедий. -Орел, 2004. 183 с.
  195. Р.Х. Социально-психологические проблемы руководства педколлективом /Р.Х. Шакуров М.: Педагогика, 1982. — 236 с.
  196. Р.Х. Творческий рост педагога /Р.Х. Шакуров. М.: Знание, 1985.
  197. Е.В. Математические методы и модели управления / Е. В. Шихин, А. Г. Чхартишвили. М: Дело, 2000. — 440 с. — (Наука управления).
  198. С.Е. Мониторинг качества образования в школе / С. Е. Шишов, В. А. Кальней. М.: Пед. общество России, 1999. — 354 с.
  199. Т.И. Особенности психологии русского народа и эффективность управления школой /Т.И. Шамова, Н. В. Немова //Менеджмент в управлении школой /под ред. Т И. Шамовой. М., 1992.
  200. Т.И. Управление адаптивной школой: проблемы и перспективы: практико-ориентированная монография /Т.И. Шамова, Т.М. Давы-денко, Н. А. Рогачева. Архангельск: Изд-во Поморского педуниверситета, 1995. — 162 с.
  201. Т.И. Оценка управленческой деятельности руководителем школы /Т.И. Шамова, Г. М. Тюлю, Э. В. Литвиненко. Вологда, 1995. — 56 с.
  202. Т.И. Совершенствование системы внутришкольной педагогической информации как важнейшее условие реализации школьной реформы /Т.И. Шамова, Т. К. Чекмарева. М.: МГПИ, 1989. — 54 с.
  203. Г. В. Теория социального управления: монография / Г. В. Щекина. Казань, 1996. — 408 с.
  204. П.Г. Очерки по философии образования / П.Г. Щед-ровицкий. М., 1993.
  205. Н.С. Личностно-ориентированное образование в современной школе /Н.С. Якиманская. М., 1996. — 95 с.
  206. В.А. Стратегия социологического исследования /В.А. Ядов. -М.: Добросвет, 1998. 596 с.
  207. Cameron Kim S. Diagnosing and Changing Organizational Culture / S. Kim Cameron, R.E. Quinn. New-York: Addison-Wesley Publishing Company, 1999.
  208. Quinn R.E. The Psychometrics of the Competing Values Culture Instrument and an Analysis of the Impact of Organizational Culture on Quality of Life /R.E. Quinn, G.M. Spreitzer- eds. W. Richard //Change and Development. -1991.-№ 5.
  209. Childress John R. In the Eye of the Storm Childress /J.R. John, L.E. Senn. Los Angeles: The Leadership Press, 1995.
  210. R. Blake, S. Mouton. The Managerial Grid / R. Blake, S. Mouton. -Houston: Gulf, 1964.
  211. Drucker P. Management: Task, Responsibilities, Practices / P. Drucker. -N.-Y.: Harper and Row, Publishers, 1985.
  212. Hofstede G.H. Cultures and Organizations: Software of the Mind / G.H. Hofstede. New-York: McGraw Hill, 1997.
  213. Hofstede G.H. Cultural Constraints in management Theories / G.H. Hofstede. Academy of Management Executive. 1993. — Vol. 7. — № 1.
  214. Hofstede G.H. Culture’s consequence. International differences in work-related values / G.H. Hofstede. London, 1980.
  215. Morgan G. Images of Organization /G. Morgan. London: SAGE Publications, 1996.
  216. The Fifth Discipline Fieldbook /P.M. Senge and others. London: Nicholas Brearly Publishing, 2002.
  217. Thompson A. Strategic management- concept and cases /
  218. A. Thompson. Irwin, 1995 — P. 1024.
  219. Clark B.R. Creating Entrepreneurial Universities: Organizational Pathways of Transformation/B.R. Clark. Oxford: Pergamon Press, 1998.
  220. Clark B.R. The Entrepreneurial Universities: Demand and Response /
  221. B.R. Clark //Tertiary Education and Management, 4. -1998. V. 1. — P. 5−116.
  222. Sporn B. Adaptive University Structures /В. Sporn. London- Philadelphia: Jessica Kingsley Publishers, 1999.
  223. Schein E. Organizational Culture & Leadership / E. Schein. San Francisco, CA: Jossey-Bass., 1985.
  224. E. «Organizational Culture» / E. Schein. American Psychologist, 45.- 1990.-P. 109−119.
  225. Опросный лист Оценка мощности корпоративной культуры (Р.Ф. Дафт, 2001 г.)
  226. Инструкция. Выразите степень согласия с утверждением по шкале: не согласен 12 345 согласен.1 2 3 4 5
  227. Практически все менеджеры и большинство работников могут описать ценно- j 2 3 4 5 ста компании, ее цель, осознают важность клиентов
  228. Члены организации четко осознают свой вклад в достижение целей организации 1 2 3 4 5
  229. Действия менеджеров обычно согласуются с принятыми в компании ценностя- 12 345 ми
  230. Поддержка других работников, даже из других отделов, является нормой и оце- j 2 3 4 5 нивается по достоинству
  231. Компания и ее менеджеры ориентированы скорее на долгосрочные, нежели на j 2 3 4 5 краткосрочные перспективы
  232. Лидеры стремятся развивать и воспитывать своих подчиненных 1 2 3 4 5
  233. К найму новых работников относятся очень серьезно, с претендентами проводится несколько интервью, ориентированные на выявление у них черт, соответ- 1 2 3 4 5 ствующих культуре компании
  234. Новичкам предоставляется как положительная так и отрицательная информация о компании- они имеют возможность сделать осознанный выбор о целесообраз- 1 2 3 4 5 носта работы в фирме
  235. Критерий перехода сотрудника на новую ступеньку иерархической лестницы «j 2 3 4 5 его профессионализм, а не интриги и знакомства
  236. Ценности компании подчеркивают необходимость эффективной деятельности, ^ адаптации к непрерывно изменяющейся внешней среде
  237. Следование миссии и ценностям компании важнее, чем соответствие процеду- ^ 2 3 4 5 рам и стилю одежды
  238. Вы слышали рассказы о лидерах или героях компании 1 2 3 4 5
  239. В компании проводятся церемонии награждения сотрудников, внесших сущест- 12 345 венный вклад в дело компании1. Общая сумма баллов
  240. Тест «Пульсар» (Л.Г. Почебут, 2000 г.) (оценка социально-психологического уровня развития фагсультета)
  241. Подготовленность к деятельности128
  242. Большинство членов коллектива имеют хорошую профессиональную подготовку, стремятся повысить свою квалификацию, стараются применять свои знания на практике6 5 4
  243. В нашем коллективе есть и недостаточно квалифицированные работники, которые своим самомнением наносят ущерб профессиональному авторитету коллектива3 2 1
  244. Перед нашим коллективом стоит общая задача. Каждый член коллек-|тива старается удовлетворить свои интересы в рамках решения общей групповой задачи. В коллективе выработаны взаимоприемлемые нормы поведения
  245. Наш коллектив часто пытается самостоятельно организовать свою работу, но это получается не всегда эффективно. Наш организатор (лидер, бригадир, руководитель) нечетко представляет себе план работы и возможности каждого
  246. VAV4 4V"V"SV.V. 4-A>VVV%V"4W4444% ЧV.%4VSV.WV.V4WW.-.3 2 11 281. JL 654. Активность
  247. Все члены нашего коллектива люди энергичные, кровно заинтересованные в эффективной работе. Они быстро откликаются, если нужно сделать что-то полезное для всех, активно участвуют в решении общих задач коллектива, сотрудничают и помогают друг другу
  248. Большинство членов нашего коллектива люди энергичные, заинтересованные в эффективной работе. Многие члены коллектива участвуют в общей работе, помогая друг другу
  249. WWVWVWSWSWWVrtVi Ч% ЧV. ЧЧЧ Ч ЧVAW. V.yw. Ч
  250. Большинство членов коллектива пассивны, мало участвуют в общей работе, не помогают друг другу, стараются решать свои проблемы индивидуально3 2 1
  251. В нашем коллективе есть всякие люди хорошие и плохие, очень симпатичные и малопривлекательные. Достижения и неудачи всего коллектива искренне переживаются всеми. В коллективе у всех хорошее, ровное настроение6 5 4
  252. Подготовленность к деятельности i 12 11 1 098 765 432 11
  253. Направленность ! 12 11 1 098 765 432 Ц
  254. Организованность 12 11 10 987 654 321-!1Активность 1211 109 876 543 211
  255. Сплоченность 12 11 109 8 765 432 11
  256. Цте^аттностъ 12 11 109 876 543 211
  257. Референтность 12 11 10 987 654 321 il1. Выход
  258. На основе чего мы можем выделить компоненты корпоративной культуры?
  259. В чем заключается основное условие эффективного функционирования системы корпоративной культуры?
  260. Для каждой категории культурных форм установите функцию, которую она призвана выполнять.
  261. Перечислите структуру корпоративной культуры. Подумайте, по какому принципу их выделяют?
  262. Можно ли выделить организации, на которых не существует такого явления, как корпоративная культура?
  263. С чем связано появление интереса к корпоративной культуре?
  264. Единство каких процессов представляет собой корпоративная культура? Можно ли назвать ее социальной технологией?
  265. Какой из перечисленных уровней будет наиболее многообразным? а) Уровень культуры организации-б) уровень культуры личности-в) уровень национальной культуры-г) уровень религиозной культуры.
  266. Дайте определение корпоративной культуре (по выбору), укажите причину вашего предпочтения (объясните свой выбор).
  267. Мысленно сравните культуру вузов советского периода и современного периода. В чем заключается основное отличие?1. Вход
  268. Что можно выделить в качестве элементов корпоративной культуры? Вычеркните лишнее. а) Ценности-б) нормы-в) язык-г) эмоциональный информационно-исторический фон-д) система информирования-е) социально-психологический климат-ж) обратная связь.
  269. Что относится к основным видам культурных форм, в виде которых существует эмоциональный информационно-исторический фон? Вычеркните лишнее. а) Ритуал-б) символ-в) миф-г) язык-д) повествование-е) обычаи-ж) легенда.
  270. Перечислите основные свойства корпоративной культуры.
  271. Почему необходимо согласовывать кадровую политику со стратегией развития предприятия? Укажите хотя бы две причины.
  272. Как корпоративная культура соотносится с системой управления персоналом?
  273. Каким образом корпоративная культура влияет на поведение всех участников педагогического процесса?
  274. В эффективной корпоративной культуре ценности руководства и персонала согласуются и являются: а) одинаково направленными-б) разнонаправленными-в) направление не имеет значения.
  275. Определение параметров стиля специалиста с использованием решетки Блейка-Моутона
  276. Исходя из ваших предпочтений, выскажите мнение о том, как бы вы поступили в каждой из описанных ситуаций, приведенных в таблице. Отметьте выбранный вариант ответа крестиком.21. Ситуация
  277. Я действую как представитель коллектива
  278. Я предоставляю членам коллектива свободу в выполнении работы
  279. Я поощряю применение унифицированных приемов в работе1. Вариант ответа1. Всегда1. Часто1. Иногда1. Редко I Никогда1. Обработка результатов
Заполнить форму текущей работой