Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Изучение экономико-географических связей как средство подведения учащихся к мировоззренческим выводам (на примере экономической географии СССР)

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Методика исследования. Для обоснования рассматриваемой проблемы и установления достоверности разработанной методики изучения экономико-географических связей применялись следующие методы: а/теоретическое изучение трудов классиков марксизма-ленинизма, документов партии и правительства о школе, экономико-географической, общепедагогической и методической литературы, определение на этой основе… Читать ещё >

Содержание

  • ВВЕДЕНИЕ
  • Глава I. НАУЧНЫЕ ОСНОВЫ НОРМИРОВАНИЯ ЗНАНИЙ ОБ ЭКОНОМИКО-ГЕОГРАШЧЕСКИХ СВЯЗЯХ
    • I. Экономико-географические связи, их сущность и образовательно-воспитательное значение
    • 2. Психолого-педагогические основы изучения закономерных связей
  • Выводы по первой главе
  • Глава II. СОСТОЯНИЕ ИЗУЧЕНИЯ ЭК0Н0МИК0-ГЕ
  • ГРАШЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ
    • I. Отражение вопроса об изучении экономико-географических связей в методической литературе
    • 2. Подготовленность учителей к формированию знаний учащихся об экономико-географических связях
    • 3. Анализ знаний учащихся об экономико-географических связях
  • Выводы по второй главе
  • Глава III. МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ ЭКОНОМИЮ-ГЕО-ГРАШЧЕСШХ СВЯЗЕЙ В РАЗМЕЩЕНИИ И РАЗВИТИИ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОГО ПРОИЗВОДСТВА
    • I. Системный подход к изучению экономико-географических связей
    • 2. Методика изучения наиболее общих закономерных зависимостей в размещении и развитии социалистического производства
    • 3. Методика раскрытия экономико-географических связей при изучении крупных экономических районов
  • Выводы по третьей главе
  • ЗЖПЮЧЕНИЕ
  • ШЕЯИОГРАШ

Изучение экономико-географических связей как средство подведения учащихся к мировоззренческим выводам (на примере экономической географии СССР) (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Одна из важнейших задач реформы общеобразовательной и профессиональной школы — повысить качество образования и воспитания, обеспечить более высокий научный уровень преподавания каждого предмета. «Сегодня весь учебный процесс, — подчеркивал на апрельском /1984 г./ Пленуме Щ КПСС тов. К. У. Черненко,-должен в гораздо большей мере стать носителем мировоззренческого содержания. .Призвание школы — формировать у учащихся марксистско-ленинскую убежденность, способность к самостоятельному, творческому мышлению.» /18, с.18/. Особое значение в решении этой задачи принадлежит экономической географии СССР, раскрывающей общие закономерности и научно обосновывающей руководящие принципы развития и размещения социалистического производства. При этом определяющую роль в подведении учащихся к мировоззренческим выводам, в развитии их диалектического мышления играет вопрос о связи явлений. В частности, важное мировоззренческое значение тлеет усвоение следующих зависимостей:

— определяющая роль социалистического способа производства и социально-экономических условий в целом в характере развития и размещения народного хозяйства страны;

— высшая цель социалистического производства — планомерное, пропорциональное размещение производительных сил по территории СССР — рациональное использование материальных, трудовых и природных ресурсов страны, постоянное повышение производительности общественного труда, экономической эффективности производства;

— воздействие на размещение и развитие народного хозяйства страны экономических, природных, демографических, исторических и других факторов.

Изучение размещения производительных сил страны в свете наиболее общих зависимостей социально-экономического и экономико-географического содержания обеспечивает осознание учащимися прогрессивного характера социалистической системы хозяйства, ее преимуществ по сравнению с капиталистической. У восьмиклассников вырабатывается экономический подход к рассмотрению вопросов территориального размещения производства. Систематическое использование знаний о наиболее общих экономико-географических связях для раскрытия новых зависимостей в географии народного хозяйства содействует развитию диалектического мышления учащихся.

Таким образом, необходимым условием реализации задач школьной реформы по повышению качества и научной значимости формируемых знаний есть усиление внимания к изучению экономиI ко-географических связей. Много внимания уделял проблеме их изучения Н. Н. Баранский, считавший это самым важным вопросом «и для методологии географии как научной дисциплины, и для методики географии как школьного предмета» /122, с.120/.

Отдельные методические аспекты изучения взаимосвязей мезвду экономико-географическими явлениями освещались в работах И. Н. Алферьевой /121, 182/, М. И. Гонака /128/, М. К. Ковалевской /135, 136, 137, 138, 139, 140, 141, 142, 143, 169/, И. С. Матрусова /149, 150, 151/, Л. М. Панчешниковой /159, 160, 161, 162, 163, 164/, В. Я. Рома /166, 167, 169/, И. И. Самойлова /168, 187/, К. Ш. Строева /169/, Н. Н. Студенцова /189, 190/ и др.

Ныне действующая усовершенствованная программа по географии определяет как важнейшую дидактическую задачу вооружение школьников знаниями о ведущих идеях и системе понятий современной географии, объясняющих структуру, законы развития, функционирования и размещения на Земле природных и хозяйственных объектов /179, с.1/. В курсе географии восьмого класса решению этой задачи содействует предусмотренное программой изучение взаимосвязей элементов хозяйственной системы СССР.

Однако специальное исследование изучения экономико-географических связей не проводилось. Отсутствует системное изложение их значения в раскрытии закономерной сущности рассматриваемых процессов и явлений. И сегодня остается актуальным замечание М. К. Ковалевской о том, что методическая наука еще не может достаточно обоснованно ответить на вопрос, каков путь обобщения наиболее эффективен при формировании тех или иных общих понятий и законов в курсе географии восьмого класса /136/, Поэтому учителя встречают существенные трудности в систематиза-. ции важнейших зависимостей в территориальном размещении производства, в определении методических особенностей их изучения.

Недооценка рассматриваемой проблемы в практической деятельности школы отрицательно сказывается на ее решении. Усложняются методические условия раскрытия экономико-географических связей в процессе учения. Учащиеся не имеют достаточных навыков их использования для характеристики территориального размещения народного хозяйства страны. Это снижает мировоззренческое значение учебного материала.

Возникло определенное противоречие между задачами, стоящими перед школьной географией в связи с коренной перестройкой современного образования, и методическими условиями их реализации. В программе и литературе определены мировоззренческие идеи, на формирование которых необходимо сосредоточить внимание учителей. Указаны многие связи между явлениями, которые должны изучаться. Однако как определить степень важности таких связей? Каков критерий должен быть использован при этом? Четкого ответа на эти вопросы пока нет.

В науке разработаны многие методы и приемы, предусматривающие активную мыслительную деятельность учащихся в процессе овладения знаниями. Но какие из них наиболее эффективны для изучения экономико-географических связей? В чем особенность их применения для решения таких задач? Здесь также необходимо было провести дополнительные исследования.

Таким образом, сущность проблемы состоит в том, чтобы разработать методику изучения экономико-географических связей, обеспечивающую подведение учащихся к осознанию важнейших мировоззренческих идей. Назрела необходимость определить: во-первых, какие связи, изучаемые в курсе экономической географии СССР, наиболее существенны, способствуют формированию диа-лектико-материалистического мировоззренияво-вторых, какие методические приемы обеспечивают реализацию мировоззренческих функций усваиваемых знаний об экономико-географических связях.

Цель исследования — создание эффективной методики изучения экономико-географических связей как средства подведения учащихся к мировоззренческим выводам.

Объект исследования — учебно-воспитательный процесс по курсу экономической географии СССР.

Предмет исследования — экономико-географические связи и методические приемы их изучения.

Гипотеза исследования. Повышение эффективности изучения экономико-географических связей как средства подведения учащихся к мировоззренческим выводам обеспечивается: а/системным подходом к их изучению, четким определением значения и места рассматриваемых зависимостей в системе экономико-географических знанийб/внедрением в учебно-воспитательный процесс элементов учебного исследования, предусматривающего сбор и обобщение информации, выдвижение предположения и самостоятельное раскрытие важнейших зависимостей в территориальном размещении народного хозяйствав/широким применением графических материалов, схем, отражающих наиболее существенные связи.

Систематическое рассмотрение менее общих зависимостей в свете ранее осознанных, их раскрытие путем самостоятельного сопоставления учащимися соответствующей географической информации, комплексных экономико-географических характеристик изучаемых районов будет содействовать развитию диалектического мышления учащихся, приобретению практических навыков по самостоятельному определению перспектив развития экономических районов и отраслей народного хозяйства.

Исходя из цели и гипотезы исследования, решались следующие задачи:

1.Вычленить из курса экономической географии СССР наиболее общие экономико-географические связи, раскрыть их взаимозависимость, определить критерии важности в аспекте формирования научного мировоззрения учащихся.

2.Разработать методические приемы изучения экономико-географических связей, предусматривающие: а/самостоятельный сбор и обобщение учебной информации, раскрытие связей, использование полученных знаний для изучения новых зависимостейб/определение места изучаемых зависимостей в системе экономико-географических и экологических связей.

3.Разработать и обосновать средства изучения экономико-географических связей в виде графиков и схем. Проверить их эффективность в учебно-воспитательном процессе.

Методика исследования. Для обоснования рассматриваемой проблемы и установления достоверности разработанной методики изучения экономико-географических связей применялись следующие методы: а/теоретическое изучение трудов классиков марксизма-ленинизма, документов партии и правительства о школе, экономико-географической, общепедагогической и методической литературы, определение на этой основе состояния рассматриваемой проблемыб/педагогические наблюдения учебно-воспитательной деятельности учителей и процесса усвоения знаний учащимися на урокахв/постановка констатирующего эксперимента, посредством которого проверялась эффективность традиционных методов и приемов изучения экономико-географических связейг/проведение формирующего эксперимента для установления эффективной методики изучения экономико-географических связей.

Научная новизна исследования состоит в следующем: I. Определены в соответствии с требованиями и содержанием современных программ наиболее общие связи, обусловливающие территориальное размещение социалистического производства.

2.Разработаны методические приемы, включающие элементы учебного исследования и самостоятельную работу восьмиклассников, которая способствует осознанию учащимися экономико-географических связей, содействует развитию их практических навыков применять усвоенные знания в процессе учения.

3.Разработана методика раскрытия субординационной зависимости территориального размещения производства по отношению к социально-экономическим условиям. Это непосредственно обеспечивает подведение учащихся к важнейшим мировоззренческим выводам.

4.Доказана целесообразность сопоставления комплексных характеристик близких по экономической специфике районов, что облегчает раскрытие наиболее существенных зависимостей в размещении производительных сил изучаемых территорий,.

5.Разработаны, применительно к отдельным экономическим районам, схемы, отражающие важнейшие связи в размещении народного хозяйства страны.

Практическая ценность работы состоит в том, что выделение в курсе экономической географии СССР наиболее общих и основных экономико-географических связей обеспечит их усвоение учащимися как системы. Это обусловит раскрытие субординационной зависимости характера размещения производительных сил страны по отношению к социально-экономическим и природным условиям, будет содействовать формированию экономико-географического и экологического аспектов мировоззрения школьников. Применение в обучении элементов учебного исследования обеспечит усвоение мировоззренческих идей как личных убеждений формирующихся личностей.

Предложенные в диссертации графики, схемы, приемы сопоставления облегчат восьмиклассникам вычленение наиболее существенного в учебном материале. Мафические материалы, отражающие соотношение экономических факторов размещения отдельных отраслей народного хозяйства, помогут школьникам осознать географию производительных сил страны с точки зрения экономической эффективности социалистического производства. Это соответствует задачам по экономическому обучению и воспитанию учащихся.

На защиту выносится методика изучения экономико-географических связей в курсе экономической географии СССР, в частности:

— обоснование важнейших связей в размещении производительных сил страны и определение их роли в подведении учащихся к мировоззренческим выводам;

— методические приемы, предусматривающие внедрение элементов учебного исследования в процесс изучения экономико-географических связей;

— обоснование целесообразности применения схематических материалов и диаграмм для изучения связей в территориальном размещении производства.

Апробация работы осуществлялась на курсах и семинарах учителей географии при Житомирском и Волынском институтах усовершенствования учителей, при Луцком пединституте путем чтения лекций, внедрения в практику работы школ предложенных нами методических рекомендаций. Наши материалы по изучению экономико-географических связей были опубликованы Житомирским ИУУ и использованы в ряде школ Житомирской¦и Волынской областей /в Червоноармейской, Яснополянской, Соколовской средних, Очеретянской, Пулино-Гутской, Чернявской восьмилетних школах Житомирской области, в Луцкой средней школе Щ и других/.

По материалам исследования сделано семь сообщений на республиканских научно-методических заседаниях Педагогического общества Украинской ССР, прочитан доклад на 1У съезде Географического общества Украинской ССР. О некоторых аспектах исследования были сделаны сообщения в 1982 и в 1984 годах на всесоюзных семинарах-совещаниях в Москве.

Настоящая работа состоит из введения, трех глав, зашло*- • чения и приложений. В первой главе определяются общетеоретические исходные позиции автора на проблему, раскрывается мировоззренческое значение усвоения важнейших зависимостей в размещении и развитии социалистического производства, психолого-педагогические основы их изучения.

Характеризуя значение экономико-географических связей в учебно-воспитательном процессе, автор концентрирует внимание на тех из них, которые обусловливают определенные закономерности. При этом рассматривается ряд аспектов содержания и особенностей изучения закономерных зависимостей. Во-первых, они определяются как существенное в содержании учебного материала. Процесс движения познания от явления к сущности — это процесс вскрытия внутренних закономерностей.

Во-вторых, задача раскрытия объективной обусловленности размещения социалистического производства состоит в том, чтобы учащиеся осознали ее практическую значимость. Глубина понимания закономерных зависимостей в географии производительных сил в определенной степени детерминирует успех деятельности будущих созидателей. В частности, степень осознания экономико-географических связей определяет экономический подход к решению вопросов территориального размещения народного хозяйства.

В-третьих, закономерную связь следует рассматривать не только кале цель исследования /у нас — учения/, но и его метод. Наша задача — направить движение мысли по законам, отра.

— 13 жающим окружающий мир. Искусство мышления — в овладении объективными закономерностями и в дальнейшем их использовании в более глубоком познании сущности изучаемого мира. Осознанная учащимися связь превращается в метод учебного познания, в элемент мировоззрения.

Во второй главе характеризуется состояние изучения экономико-географических связей в средней школе. Диссертант показал, как рассматривается исследуемая проблема в методической литературе, раскрыл ее практическое состояние в плане учебно-воспитательной деятельности учителя, проанализировал степень осознания важнейших зависимостей учениками. Наблюдения и экспериментальные исследования подтвердили наше предположение о необходимости существенного улучшения применяемой учителями методики изучения связей в территориальном размещении производства.

Третья глава посвящена экспериментальному обоснованию эффективности предложенной нами методики. При этом автор исходил из определяющего значения учебно-исследовательского подхода к раскрытию экономико-географических связей. Так как учебно-исследовательский подход /186/, научно-исследовательский принцип /188/ уже были предметом диссертационных исследований, мы рассматриваем данный вопрос как в определенной степени продолжение таких исследований. В то же время в упомянутых работах не показано значение осознанных закономерных зависимостей в развитии диалектического мышления на уроках географии. Поэтому наша позиция здесь несколько другая. Мы считаем, что сущность исследовательского подхода заключается в первую очередь в превращении осознанных связей в методологические принципы, в определенный ориентир при самостоятельном осмыслении экономико-географических процессов и явлений. Кроме того, по нашему мнению, мы не можем говорить о внедрении в учебный процесс методов научного исследования. Этот вопрос может быть дискуссионным дане в аспекте вузовского обучения. Поэтому мы ведем речь лишь о подходе учебно-исследовательском.

Развивая мысль о важности сравнения в изучении географии, был разработан один из способов раскрытия экономико-географических связей путем сопоставления рассматриваемых районов и республик.

По отдельным темам разработаны схематические материалы, отражающие важнейшие зависимости в территориальном размещении производительных сил.

— 15 А.

5.Результаты исследования и выводы по работе позволяют внести следующие предложения:

— 175.

— В программе по экономической географии СССР глубже отразить внутрипредметнъге связи, которые целесообразно использовать для изучения важнейших зависимостей в размещении производительных сил страны. В частности, в теме «Территориальная организация и зональная специализация сельского хозяйства» следует повторить почвенно-климатические условия природных зон СССР, при изучении отраслей промышленности — географию соответствующих видов природных ресурсов.

Считать целесообразным указать также отдельные внутрикур-совые связи, например, между материалом, характеризующим определенный экономический район, и темой, где рассматривается отрасль хозяйства, наиболее четко выраженная здесь как отрасль специализации.

— Рассматривая экономико-географические связи как систему, изучение которой продолжается в 9 классе, в программе по курсу экономической географии зарубежных стран указать соответствующие теш из экономической географии СССР, которые могут быть использованы для раскрытия сущности процессов и явлений, происходящих в современном мировом хозяйстве.

В частности, раскрывая важнейшие закономерности размещения и развития народного хозяйства социалистических стран, целесообразно исходить из сформированных в 8 классе знаний о планомерности социалистической экономики, о территориальном разделении труда, ускоренном развитии в прошлом отсталых экономических районов и др.

— Во введении учебника для 8 класса указать, что важнейшей задачей экономико-географической науки является разработка и изучение связей в размещении социалистического производства.

— Увеличить в учебнике количество упражнений на сопостав.

— 176 ление экономико-географических характеристик изучаемых районов.

— Дать в учебнике схемы, отражающие определяющую роль социально-экономических, природных, демографических, исторических и других факторов в размещении народного хозяйства страны.

— Приблизить характер преподавания политэкономии в педагогических вузах, готовящих учителей географии, к специфике данного предмета.

— Продолжить исследование методики изучения экономико-географических связей в курсе экономической географии зарубежных стран.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

I. Центральной задачей советской школы является формирование у учащихся марксистско-ленинского мировоззрения, в основе которого лежит система научных знаний, представляющих собой результат преобразованной, систематизированной информации, отражающей закономерные связи между явлениями, фактами и событиями. В соответствии с этим в советской педагогической науке закономерные зависимости рассматриваются как важнейшие элементы научных знаний в содержании школьных предметов. В курсе экономической географии они являются теоретической базой для подведения учащихся к мировоззренческим выводам.

Однако до сих пор специальное исследование методики изучения экономико-географических связей не проводилось, что затрудняет практическое решение этой проблемы. Существуют трудности в осознании учащимися объективной обусловленности размещения социалистического производства.

Недопонимание восьмиклассниками субординационной зависимости характера размещения производительных сил страны от социально-экономических условий снижает мировоззренческое значение учебного материала.

Учащиеся не достаточно четко осознают определяющее воздействие экономических факторов на характер территориального разделения труда. Это обусловливает снижение уровня экономического образования и воспитания на уроках географии.

Ощущаютоя трудности в использовании учащимиоя сформированных понятий об экономико-географических связях для приобретения новых знаний. Усложняются задачи по реализации методологических функций изучаемых зависимостей*.

— 170.

Чтобы облегчить учителю решение рассматриваемой проблемы, мы сделали попытку вычленить из методической литературы, программы и учебника наиболее общие связи, изучаемые в школе, определить некоторые особенности и методические приемы их изучения,.

2. В ходе решения первой задачи было выявлено ряд существенных недостатков в состоянии рассматриваемой проблемы. Это проявляется в двух направлениях: а/ в недооценке учителями мировоззренческого значения и методологической роли изучаемых экономико-географических связей в оистеме знаний и в учебно-воспитательном процессеб/ в недопонимании учащимися объективной сущности изучаемых процеосов и явлений, рассматриваемых вне системы закономерных связей, что затрудняет сознательное усвоение учебного материала и его использование в дальнейшем изучении особенностей размещения и развития производительных сил страны.

Вычленив, в соответствии с задачей исследования, группу наиболее общих экономико-географических связей, определив их место в содержании учебного материала, мы сделали попытку обеспечить более четкую дифференциацию учебной информации, в которой изучаемые связи занимают важное место. Рассматривая их как систему, мы показали субординационную зависимость размещения производительных сил страны по отношению к социально-экономическим условиям, противопоставив характер размещения и развития социалистического производства аналогичным процессам в условиях капиталистического хозяйства. Это обеспечило повышение мировоззренческого значения учебного материала, содействовало формированию научных, марксистско-ленинских взглядов на общество.

— 171.

В мировоззренческом аспекте особое значение имеет раскрытие системы взаимосвязей: социалистическая собственность на средства производства — высшая цель социализма — планомерное, пропорциональное размещение производительных сил — рациональное использование материальных, трудовых и природных ресурсов, постоянное повышение производительности общественного труда, экономической эффективности производства. Осознание таких зависимостей содействует развитию экономического мышления учащихся, т. е. содействует решению важнейшей задачи, поставленной перед школой июньским /1983 г./ и апрельским /1984 г./ Пленумами ЦК КПСС.

Экспериментально доказано, что существенное значение в подведении учащихся к мировоззренческим выводам имеет также осознание ими таких факторов размещения социалистического производства как природные условия, трудовые ресурсы, экономико-географическое положение, исторические условия и другие. В частности, доказана важность для изучения важнейших связей преемственности в обучении физической и экономической географии, использование межкурсовых связей на уроках географии.

Изучение и экспериментальная проверка системного подхода к изучению определяющих связей в размещении социалистического производства /в плане содержательном/ показывает, что формирующаяся при этом система экономико-географических знаний включает в себя значительную часть элементов экономического характера. Это повышает значение усвоенной информации, составляющей определенную основу для формирования в будущем, при изучении обществоведения, знаний политэкономических.

З.Решение второй задачи исследования показало, что сознательное усвоение учащимися экономико-географических связей обеспечивается применением учебно-исследовательского подхода к изучению, включающего самостоятельный сбор информации, ее обобщение, сопоставление, раскрытие закономерных связей и использование последних для осознания новых сущностей в размещении и развитии производительных сил страны. При этом поисковая работа восьмиклассников направляется на раскрытие сущности планомерного размещения производства с учетом его экономической целесообразности.

Экспериментально доказано, что самостоятельная работа восьмиклассников с учебной информацией обеспечивает более глубокое осознание ими планомерности социалистической экономики, обусловливающей рациональное размещение народного хозяйства страны в целом и его отдельных отраслей. Наиболее общие закономерные зависимости осознаются одновременно с раскрытием менее общих, отраслевых.

Установлено, что на определенном этапе обучения, когда учащиеся сформируют оиотему знаний об общих экономико-ге (c)графических связях, целесообразно использовать их для раскрытия новых сущностей. Схематически процесс обучения при таком подходе выглядит так: воспроизведение в памяти ранее осознанных закономерных связей — изучение в их свете новой информациираскрытие объективной обусловленности размещения и развития народного хозяйства изучаемого экономического района.

Реализация такой методики обеспечивается следующими приемами: а/ решением схем-задач, содержащих практические задания по раскрытию экономико-географических овязейб/ самостоятельным раскрытием закономерных зависимостей в размещении народного хозяйства изучаемых территорийв/ учебной разработкой проблем размещения и развития народного хозяйства изучаемых территорийг/ самостоятельным определением экономической специфики и перспектив развития крупных экономических районов и их подразделений.

Доказано" что применение такой методики обеспечивает:

— развитие научного, диалектико-материалистичеокого мышления учащихся;

— развитие практических навыков учащихся самостоятельно объяснять размещение народного хозяйства о точки зрения экономической целесообразности такого размещения, определять перспективы экономического развития страны и ее районов;

— улучшение экономического воспитания учащихся;

— подведение восьмиклассников к важнейшим мировоззренческим выводам.

Исходя из важности сравнения в развитии экономико-географических связей, разработана методика изучения отдельных, близких по характеристике, экономических районов и республик, путем их сопоставления. Эксперимент показал, что такая методика обеспечивает: а/ высокий уровень понимания экономико-географических связейб/ развитие практических навыков учащихся использовать прием сопоставления для самостоятельного раскрытия закономерной сущности изучаемых экономико-географических объектовв/ развитие практических навыков учебного исследованияг/ более рациональное использование учебного времени.

4. В результате решения третьей задачи исследования установлено, что раскрытию закономерных связей в размещении народного хозяйства СССР содействует использование схематических материа.

— 174 лов, наглядно отражающих рассматриваемые зависимости. В процессе решения этой задачи были разработаны:

— схемы, графики и диаграммы, характеризующие количественные соотношения в производстве и его размещении;

— схематические материалы, непосредственно отражающие закономерные зависимости в размещении народного хозяйства или содержащих информацию для самостоятельного раскрытия таких зависимостей.

Экспериментально доказано, что применение в качестве источника информации для учебного исследования графиков, диаграмм, схем, отражающих количественные соотношения в размещении производительных сил, обеспечивает более глубокое раскрытие экономико-географических связей, характерных для отдельных отраслей хозяйства, более четкое осознание факторов, определяющих характер планомерного территориального разделения труда.

Схематические материалы, отражающие системные связи в размещении производительных сил, используются как информационный материал для активного осмысления восьмиклассниками. Этим обеспечивается:

— более полное и сознательное усвоение как общих, так и специфических зависимостей в размещении производительных сил страны;

— восприятие экономико-географических особенностей отдельных экономических районов как отражения более общих закономерных связей;

— осознание учащимися объективной обусловленности изучаемых экономико-географических процессов и явлений.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Классики марксизма-ленинизма, директивные документы КПСС и Советского правительства
  2. К.Маркс. Капитал. К. Маркс и Ф.Энгельс. Сочинения, т.12,
  3. К.Маркс. Наемный труд и капитал. К. Маркс и Ф.Энгельс. Сочинения, т.6.
  4. К.Маркс и Ф.Энгельс. Новая публикация первой главы «Немецкой идеологии». «Вопросы филоаофии», 1965, & 10. л
  5. Ф.Энгельс. Анти-Дюринг. Диалектика природы. К. Маркс и Ф.Энгельс. Сочинения, т.20.
  6. В .И. Ленин. А. И. Рыкову. Полное собрание сочинений, т.54, с.226−227.
  7. В.И.Ленин. Еще одно уничтожение социализма. Полное собрание сочинении, т.25, с.31−54.
  8. В.И.Ленин. Материализм и эмпириоедитицизм. Полное собрание сочинений, т.18. .
  9. В.И.Ленин. Набросок плана научно-технических работ. -Полное собрание сочинений, т.36, о"228−231.
  10. В.И.Ленин. Очередные задачи советской власти. Полное собрание сочинений, т.36, с.165−208.10″ В. И. Ленин. Развитие капитализма в России. Полное собрание сочинений, т.З.
  11. В.И.Ленин. Философские тетради. Полное собрание сочинений, т.29.
  12. Конституция /Основной Закон/ Союза Советских Социалистических Республик. М., «Правда», 1977, 48 с.
  13. Материалы ХШ съезда КПСС. М., Политиздат, 1981, 224 о.- 178
  14. Матариалы Ш съезда КПСС. М., Политиздат, 1976, 256 с.
  15. Материалы внеочередного Пленума Центрального Комитета КПСС, 13 февраля 1984 г., М., Политиздат, 1984, 32 с.
  16. Матариалы Пленума Центрального Комитата КПСС, 14−15 июня1983 г., М., Политиздат, 1983, 80 с.
  17. Материалы первой сессии Верховного Совета СССР одиннадцатого созыва. 11−12 апреля 1984 г. М., Политиздат, 1984, 80 с.
  18. Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС, 10 апреля1984 г. М., Политиздат, 1984, 31 с.
  19. Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о народном образовании. В кн.: Народное образование в СССР* Общеобразовательная школа. Сборник документов. I917−1973 гг. М., «Педагогика», 1974, с., 9М04.
  20. Программа Коммунистической партии Советского Союза. М., Политиздат, 1976, 144 с.
  21. Продовольственная программа СССР на период до 1990 года и меры по ее реализации. Материалы майского Пленума ЦК КПСС 1982 года. М., Политиздат, 1982, III с.
  22. Устав средней общеобразовательной школы. В кн.: Народное образование в СССР. Общеобразовательная школа. Сборник документов. 1917−1973 гг. М., «Педагогика», 1974, с.228−236.- 179
  23. А. Методы познания в свете теории отражения.
  24. В кн.: Ленинокая теория отражения и современная наука. Отражение, познание, логика. Под ред. Тодора Павлова и др. София, «Наука и иэкуство», 1973, с.376−393.
  25. Г. Е. Законы общественного развития: их характер и использование. М., Политиздат, 1979, 303 о*
  26. С.И. Законы развития и функционирования общества. М., «Выошая школа», 1977, 144 с.
  27. В.Н. Принципы диалектики и систематизация научного знания. М., «Знание», 1976, 64 о.
  28. Л.А. Законы природы и их познание. М., «Просвещение», 1982, 112 с*
  29. Законы мышления. Под ред. Кедрова В. М. М., изд. АН СССР, 1962, о.64−203.
  30. Г. Г., Белова Л. В. О специфике социального закона. В кн.: Проблема закона и закономерностей в общество-знании. Под рвд. Караваева Г. Г. Изд. Ленинградского ун-та, 1975, 0.3−13.
  31. П.В. Диалектика, логика, наука. М., «Наука», 1973, 464 с.
  32. В.И. Роль философии в научном познании. М., «Знание», 1976, 64 с.
  33. Л.Д. О характере экономических законов социализма. М., «Знание», 1972, 48 с.
  34. Марксистско-ленинская философия. Диалектический материа- 180 лизм. Ред. коллегия: Макаров А. Д. и др. М., «Мысль», 1972, 336 с.
  35. A.C. Ленинская методология социального познания. М., «Высшая школа», 1974, 304 с.
  36. В.П. Объяснение функция науки. М., «Наука», 1970, с. 18.
  37. Основы марксистско-ленинокой философии. Коллектив авторов: Константинов Ф. В. и др. М., Политиздат, 1982, 448 с.
  38. Особенности действия экономических законов в условиях развитого социализма. Под ред. Рогачева C.B. и Шекира Н. С. М., «Мысль», 1976, 184 с.
  39. И.Д., Бычков Б. Б. ХХУ съезд КПСС и вопросы социальной информации. М., «Знание», 1977, 64 с.
  40. С.П. Экономические законы в развитом социалистическом обществе. М., «Мыоль», 1974, 224 с.
  41. В.Т. Основные черты социалистической системы хозяйства. В кн.: Беседы по политической экономии социализма. Авторы: Пиоцунов В. Т. и др. М., Политиздат, 1971, с.3−35.
  42. Политическая экономия. Учебник для экон. вузов и фак. T.I. Капиталист. способ производства. Авторский коллектив: Румянцев A.M. и др. М., Политиздат, 1977, 608 с.
  43. Политическая экономия. Учебник для экон. вузов и фак. Т.2. Социализм первая фаза коммунистического споооба производства. Авторский коллектив: Румянцев A.M. и др. М., Политиздат, 1977, 574 с.
  44. Предмет и метод политической экономии социализма. Под ред. Швецова А. П. и др. Из д. Саратовского ун-та, 1974, 182 с.
  45. Г. И. Методы научного исследования. М., «Мысль», 1974, 240 с.- 181
  46. M.Q. По законам социализма. Введение в политическую экономию. М. а «Молодая гвардия», 1974, 288 с.
  47. Философский словарь. Под ред. Фролова И. Т. М., Политиздат, 1981, c. II5-II6.
  48. Философский энциклопедический словарь. Гл. редакция: Ильичев Л.ф. и др. М., «Советская энциклопедия», 1983, с.598−599.
  49. М. и др. Большое будущее КМА. «Правда» 8 апреля 1973 г.
  50. П.М. Экономическое районирование СССР. Кн.2-я, M., 1963, оЛЗ.
  51. М.И. Марксистско-ленинские теоретические основы экономической географии. Челябинск, Южно-Уральокое книжное издательство, 1971.
  52. М.И. Марксистско-ленинские теоретические основы экономической географии. Кн. 2-я. Челябинск, Южно-Уральское книжное издательство, 1973.
  53. H.H. Экономическая география. Экономическая картография. М., Географгиз, 1956, с.253−260.
  54. H.H., Преображенский А. И. Экономическая картография. М., Географгиз, 1962, 288 с.
  55. Т.С. Выравнивание уровней экономического развития советских республик. М., «Высшая школа», 1973, 184 с.
  56. В., Разгуляев Ю. Ступени Экибастуза. «Правда» 28,29 июля 1982 г.
  57. Затор од ний В.И., Рубан A.A., Хилько В. А. Закономерности развития народнохозяйственного комплекса СССР. Киев, Политиздат Украины, 1976, 304 с. /на укр. языке/.
  58. Закономерности и факторы развития экономических районов СССР. Под ред. Фейгина Я. Г. М., 1965.
  59. O.A. и др. География строек девятой пятилетки. М., «Просвещение», 1973, 224 с.
  60. O.A. и др. География строек десятой пятилетки. M. f «Просвещение», 1977, 224 с.
  61. А.Н. Экономическая география СССР. М., «Экономика», 1972, 688 с.
  62. Нефтеперерабатывающая промышленность. «Экономическая газета», ноябрь 1981 г., ^ 46.
  63. М.М. Ленинское учение об управлении социалистической экономикой и современная география. В кн.: 1У съезд Географического общеотва УССР. Тезисы докладов. К., «Наукова думка», 1980, 0.3−5.
  64. В.В. О самом главном в экономической гео-графии.-В кн.: Вопросы географии, об.95. «Теоретические проблемы экономической географии», М.,"Мысль? 1974, с.25−42.
  65. Ё.В. О характере закономерностей экономической географии. «Изв. АН СССР», сер.геогр., 1962, $ 6, с.104−112.
  66. М., Севастьянов В. На берегах Иртыша. «Правда» 2 июля 1977 г.- 183
  67. А.Е. Рациональное размещение промышленности СССР. М., «Знание», 1974, 64 о.
  68. А.Е. Эффективность территориальной организации производства. М., 1965.
  69. Ю.Г. Введение в экономическую географию. Изд. Московского ун-та, 1970, 340 с.
  70. Ю.Г. Теоретические проблемы географической науки в свете решений Ш съезда КПСС. «Вестник Московского ун-та». Серия У. География, 1977, & I.
  71. Ю.Г. Экономическая география: история, теория, методы, практика. М., «Мысль», 1973, 560 с.
  72. .Н. Введение в экономическую географию. Изд. Ленинградского ун-та, 1976, 336 о.
  73. Г. Т., Степанов А. И. Экономическая география СССР. М., «Экономика», 1972, 256 с.
  74. Н. Магнитное притяжение. «Правда» 24 марта 1981 г.
  75. Я.Г. Закономерности и факторы развития экономических районов СССР. М., «Наука», 1965.
  76. Я.Г. Ленин и социалистическое размещение производительных сил. М., «Наука», 1969.
  77. Я.Г. Размещение производительных о ил в СССР. М., «Знание», 1972, 48 о.- 184
  78. А.Т. География промышленноети СССР. М., 1979.
  79. М.М. Экономическая география СССР. Киев, «Зшца школа», 1976, 216 с. /на укр. языке/.
  80. Экономическая география СССР. Под ре д. Данилова А. Д. и др. М., «Высшая школа», 1976, 528 с.
  81. .Д. Элементы психологии и педагогики в партийной пропаганде. М., Политиздат, 1982, 192 с.
  82. Л.И. Одновременное изучение взаимосвязанных тем. «Советская педагогика», 1964, $ I.
  83. С.П. Сущность процесоа обучения. М., «Просвещение», 1981, 143 с.
  84. Н.И. и др. Педагогика. М., «Просвещение», 1968, с.135−138.
  85. . Сравнение основа мышления. — 'Народное образование", 1966, Je 2.
  86. A.B. О мышлении и его развитии /психологический и кибернетический подходы к проблеме .-В кн. ¡-Хрестоматия по возраотной и педагогической психологии. Изд. Московского ун-та, 1981, о.211−214.
  87. A.A. Методика обучения истории в школе. М., «Просвещение», 1972, 352 о.
  88. С. Развивать диалектическое мышление . -«Народное образование», 1970, Ш1−2.
  89. Л.Г., Колбановский В. Н., Маш Р.Д. Физиология выо-шей нервной деятельности и поихология. М.,"Просвещение", 1977.
  90. В.В. К проблеме соотношения абстрактных и конкретных знаний в обучении. «Вопросы психологии», 1968, $ 6.95* Дайри Н. Г. Обучение иотории в старших клаосах средней школы. М.""Просвещение", 1966.
  91. Дидактика средней школы. Под рвд. Данилова М. А. и Скат-кина М.Н. М., «Просвещение», 1975, 304 с.
  92. В.Е., Маринюк В. И. Теоретико-познавательный и психологический аспекты формирования научного мировоззрения. Киевх общеотво «Знание» Украинокой ССР, 1980, 48 с. /на укр. языке/.
  93. В.М. Общая методика учебно-воспитательного процесса. М., «Просвещение», 1983, 224 с.
  94. В.А. Психология обучения и воспитания школьников. М., «Просвещение», 1976, 304 с.
  95. И.Я. Развитие мышления учащихся в процессе обучения истории. М., «Просвещение», 1982, 192 с.
  96. К. Учить диалектически мыслить. «Народное образование», 1976, & I.
  97. Э.И. Педагогические основы формирования коммунистического мировоззрения школьников. «Народное образование», 1974, № 9.
  98. Э.И. Проблемы теории и методики коммунистического воспитания школьников. М.,"Педагогика", 1978, 200 с.1Б5. Моносзон Э. И. Содержание образования в средней школе «Советская педагогика», 1961, $ 10.
  99. Об «универсальных», «модных» методах и приемах обучения и воспитания учащихся /Инструктивное письмо Министерства просвещения РСФСР/. «География в школе», # 7, 1983.
  100. Общая психология. Под ред. Богословского В. В. и др. М." «Просвещение», 1973, 352 с.
  101. Общая психология. Под ред. Богословского В. В. и др. К., «Радянська школа», 1981, 383 с.
  102. Павловские среды, т.2. М., изд. АН СССР, 1949, с.585−586.
  103. ПО. Педагогика. Под ред. Бабанокого Ю. К. М., «Просвещение», 1983, 608 с.
  104. Педагогика. Под ре д. Кондратюка А. П. К., «Вшца школа», 1982, 382 о.
  105. Педагогика школы. Под ред. Огородникова И. Т. М., «Просвещение», 1978, 320 с.
  106. ИЗ. Педагогика школы. Под рвд. Щукиной Г. И. М., «Просвещение», 1977, 284 о.
  107. И.Л. Закономерности обучения и повышения качества знаний учащихся. Киев, общество «Знание» Украинской ССР, 1981, 48 о. /на укр. языке/.
  108. М.Н. Совершенствование процесса обучения. М., «Педагогика», 1971, с.17−176.
  109. И.В. Формирование коммунистического мировоззрения у учащихся старших классов. М., «Педагогика», 1973,96 с.
  110. Философы педагогам. Формирование научного мировоззрения в процессе преподавания естественных и математических- 187 дисциплин в средней школе. Перевод с немецкого. Общая редакция и предисловие Кумарина В. Б. М., «Прогрвоо», -1976, 224 с.
  111. С.А. Научное и учебное объяснение. «Советская педагогика», 1971, № 10.
  112. М.Н. Мышление школьника. М., Учпедгиз, 1963, с.5−221.
  113. В.Ф. Куда исчезли тройки. М., «Педагогика», 1980, 136 с.
  114. И.Н. Показ взаимосвязи природы и деятельности человека в преподавании географии СССР. «География в школе», 1966, «I.
  115. H.H. Методика преподавания экономической географии. М., Учпедгиз, i960, 452 с.
  116. H.H. О связи явлений в географии. «География в школа», 1946, № 5.
  117. Ю.Г. Изучение отраслей промышленности в куров экономической географии СССР. М., «Просвещение», 1978, 104 с.
  118. В.В., Рыжаков М. В. Карточки-задания по курсу экономической географии СССР. «География в школе», 1983, J6 6.
  119. A.C., Орлов О. С. Практические работы по экономической географии СССР в 8 классе. Киев, «Радянська шкода», 1978, 144 с. /на укр. языке/.
  120. Т.П. «Ковалевская М.К."Панчешникова Л. М. Формирование мировоззрения учащихся средней школы в процессе обучения географии. М., «Педагогика», 1982, 96 с.
  121. М.И. Методические приемы изложения сущности законов размещения социалистического производства /Ш клаос/ ^
  122. География в школе», 1974,? 4*129* Горева К. П. Изучение материалов ХХУ1 съезда КПСС на уроках экономической географии СССР, М., «Просвещение», 1982, 144 с*
  123. A.M. Пути совершенствования экономического образования в учашихоя на уроках географии в Ж классе. ¦ «География в школе», 1983, № 5.
  124. A.B. Методика преподавания географии. М., «Просвещение"Д375, 368 с.
  125. Л.И. Межпредметные связи в системе экономико-географических знаний. В сб.: Совершенствование содержания и методов обучения в средней школе. М., НИИ СИМО АПН СССР, 1981, с.3−5.
  126. .А. Наглядность в преподавании географии. Минок, «Высшая школа», 1983, 208 с.
  127. P.A. Графическая наглядность в преподавании экономической географии. М., «Просвещение», 1977, 128 с.
  128. М.К. Методические указания по курсу экономической географии СССР. «География в школе», 1976, $ 5.
  129. Ковалевская М. К, Обобщающее повторение в курсе экономической географии СССР. «География в школе», 1974, № 4.
  130. М.К. Особенности куроа «Экономическая география СССР. «География в школе», 1971, № 3.
  131. М.К. Повышать качество преподавания, -«География в школе», 1975, № 4.
  132. Ковалевская М. К, Самостоятельная работа учащихся по экономической географии СССР. М, «Просвещение», 1977, 112 с.
  133. Ковалевская М. К, Связи и отношения объектов, явлений, — 189 изучаемых на уроках экономической географии СССР. В сб.: Пути повышения научного уровня преподавания географии в средней школе. М., НИИ СИМО АПН СССР, 1976, с.56−62.
  134. М.К. Требования к знаниям и умениям учащихся по экономической географии СССР. «География в школе», 1972, * X.
  135. М.К. Формирование мировоззрения учащихся на уроках экономической географии. «География в школе», № 7, J6 3.
  136. Ковалевская М. К. Экономическая география СССР /Ш класс/г В кн.: Изучение географии по новой программе. Под ред.
  137. А.Е. и др. М., «Просвещение», 1970, с.154−202.
  138. Т.А. Роль сравнения в понимании географических фактов. В сб.: Новые исследования в педагогических науках, в.7. М., 1966.
  139. Л.И. Методика изучения географии в 8 клаосе. Киев, «Радянська школа», 1977, 112 с. /на укр. языке/.
  140. Л.П. Экономическое образование и воспитание школьников. М., «Просвещение», 1981, 112 с.
  141. В.П. Научные ооновы школьной географии. М., «Просвещение», 1982, 96 с.
  142. В.А. О связи экономической географии СССР о марксистско-ленинской политической экономией. «География в школе», 1971, Jfe 2.
  143. И.С. Некоторые итоги работы по новым программам и очередные задачи преподавания географии. «География в школе», 1973, J& 4.
  144. И.С. Основные методические проблемы достижения прочных и глубоких знаний. «География в школе», 1974, М.
  145. И.С. Связь обучения экономической географии СССР с производительным трудом учащихся. М., изд-во АПН СССР, 1961.
  146. Н.Д. Место географии в современном научном познании мира и в курсе школьных диоциплин. «География в школе», 1977, № 3.
  147. Методика обучения географии в средней школе. Под ред. Бибик А. Е. и др. М., «Дроовещение», 1975, 384 с.
  148. Методика обучения географии в средней школе. Под ред. Панчешниковой Л. М. М., «Просвещение», 1983, 320 с.
  149. Р.П. Методика изучения сельского хозяйства в школьном курсе экономической географии. М., «Просвещение», 1972, 128 с.
  150. Новые тенденции в изучении и преподавании географии в школе. Перевод с английского. Редакция и предисловие Панчешниковой Л. М. М., «Прогресс», 1975, 238 с.
  151. Э.Р. Использование схем-планов при изучении экономической географии зарубежных стран."География в школе», 1983, № 4.
  152. Л.М. Изучение причинно-оледственных связей как условие развития мышления учащихся. «Советская педагогика», 1970, & 2. I162: Панчешникова Л. М. О системном подходе в методических исследованиях. «Советская педагогика», 1973, J& 4.
  153. Л.М. Основы методики обучения экономической географии зарубежных отран. М., «Педагогика», 1975, 200 с.
  154. Л.М. Формирование мировоззрения учащихся на уроках географии. «География в школе», 1984, № 2.
  155. А.И. Экономические карты в преподавании географии. М., «Просвещение», 1980, 151 с.
  156. Ром В. Я. Особенности материала первых уроков по экономической географии СССР. «География в школе», 1971, № 5.
  157. Ром Э.Я., Епштейн A.C. Изучение темы «Экономическое районирование в курсе экономической географии СССР».-«География в школе», 1971, «6.
  158. И.И. Дидактика школьного курса экономической географии СССР. М., «Просвещение», 1979, 216 о.
  159. К.Ф., Ковалевская М. К., Ром В.Я. Методическое пособие по экономической географии СССР. М., «Просвещение», 1978, 224 с.
  160. H.H. Урок географии в средней школе. М."Учпедгиз, 1958, 160 с.
  161. Е.И. Методика преподавания географии. Киев, «Вшца шкода», 1981, 176 с.- 192
  162. H.B. Пути повышения познавательной активности учащихся сельских школ при изучении географии. «Географияв школе», 1984, № I.
  163. В.П. Вопросы размещения и экономики сельокого хозяйства в школьном курсе экономической географии СССР. М., «Просвещение», 1980, 112 с.
  164. У1. Учебники для средней школы, программы. географические атласы
  165. Атлас СССР в одиннадцатой пятилетке. М., 1982.
  166. Географический атлас для восьмого клаоса. М., 1982.
  167. Программы Педагогических институтов. Картография с основами топографии. Практикум по географическое краеведению. География /ГЭК/. Методика преподавания географии /ГЭК/. М., «Просвещение», 1979, 32 с.
  168. М.М. География Украинокой ССР. Учебное пособие для 8 клаоса средней школы. Киев, «Радяноька школа», 1980, 88 с.
  169. Программы педагогических институтов. Экономическая география СССР. Для специальности te 2107 «География» и «География с дополнительной специальностью биология». М., «Просвещение», 1975, 52 с.
  170. Программы средней общеобразовательной школы. География, 5−9 кл. Киев, «Радянська школа», 1983, 97 с. /на укр. языке/.
  171. К.Ф. и др. Экономическая география СССР, 8 класс. Киев,"Радянська школа», 1976 /на укр. языке/.
  172. К.Ф. и др. Экономическая география СССР. Учебник для 8-го класса средней школы. Киев, «Радянська школа», 1983, 240 с.- 193 1. УЛ. Рукописные работы
  173. И.Н. Изучение населения в школьном курсе географии СССР. Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. M., 1968,
  174. Т.С. Закономерности выравнивания общего уровня экономического развития советских республик. Автореферат диссертации, представленной на соискание ученой отепени доктора экономических наук. Баку, 1966.
  175. Л.М. Основы развиващегооя обучения экономической географии зарубежных стран. Автореферат на соискание ученой степени доктора педагогических наук. M., 1974.
  176. И.И. Формирование исследовательских умений и навыков в учащихся сельокой школы. Диссертация на соиоканив ученой отепени кандидата педагогических наук. К., 1977.
  177. И.И. Основы методики обучения экономической географии СССР. Диссертация на соискание ученой степени доктора педагогических наук. Гл. 1У, M., 1965.
  178. Н. Применение элементов исследовательского принципа при обучении географии в восьмилетней школе. Диссертация на ооискание ученой степени кандидата педагогических наук. Алма-Ата, 1966.
  179. H.H. Теоретические основы школьной географии. Автореферат диссертации на ооискание ученой отепени доктора педагогических наук. Л., 1965.- 194
  180. H.H. Теоретические основы школьной географии. Диссертация на соискание ученой степени доктора педагогических наук. Т. З. Саратовский ун-т, 1964.- 195
Заполнить форму текущей работой