Особенности индивидуализации обучения студентов младших курсов университета
Практическая значимость результатов исследования состоит в том, что выявлены критерии сформированности индивидуального стиля учебной деятельности студентов младших курсов, осуществлена его диагностика и, в связи с этим, — показатели эффективности педагогической деятельностиразработаны диагностические методики искомого качества и апробированы в практикераскрыты в содержательном и процессуальном… Читать ещё >
Содержание
- I. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ МЛАДШИХ КУРСОВ
- 1. 1. Акмеологическая определённость индивидуализации обучения в вузе
- 1. 2. Формирование индивидуального стиля деятельности студента как звено индивидуализации обучения в вузе
- 1. 3. Возможности вуза в индивидуализации обучения
- II. ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ
- 2. 1. Характеристика индивидуального стиля деятельности студентов как объекта индивидуализации
- 2. 2. Основные направления индивидуализации процесса обучения
- 2. 3. Динамика процесса индивидуализации обучения студентов
Особенности индивидуализации обучения студентов младших курсов университета (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность и постановка проблемы исследования. Современная система профессиональной подготовки будущего специалиста в вузе претерпевает значительные инновационные преобразования. Они касаются содержания образования в аспекте его методологического обновления, способов обеспечения его усвоения студентами на высоком технологическом уровне, формирования творческой личности, способной к постоянной деятельностной и поведенческой рефлексии и профессиональному самосовершенствованию.
Такая направленность профессиональной подготовки активизирует прежде всего самостоятельную позицию и успешное продвижение будущего специалиста в обучении. Вместе с тем, студенты уже с младших курсов сталкиваются с многочисленными психологическими и учебными трудностями, усугубленными тремя одновременно охватившими их процессами: адаптацией к вузу, профессии и студенческой среде. В свою очередь, они осложнены не только спецификой обучения в новых социальных условиях, но и неподготовленностью студентов к самореализации в них. Обеспечить оптимальную адаптацию и беспрепятственное учебное продвижение студентов помогает индивидуализация их обучения. Данное направление поэтому становится особенно актуальным.
Проблема индивидуализации имеет глубокие исторические корни как в отечественной науке (К.Д.Ушинский, Н. И. Пирогов, Б. МБехтерев, П. П. Блонский, С. Т. Шацкий и др.), так и зарубежной (А.Адлер, Дж. Дьюи, М. Нордау, Г. Тард, У. Мак-Дугалл и др.).
В настоящее время она интенсивно разрабатывается на методологическом уровне в разных областях знания. Она достаточно глубоко изучена в философии (Н.П.Дубинин, Е. А. Климов, И. И. Резвицкий и др.), психологии (Б.Г.Ананьев, А. Г. Асмолов, В. А. Вагнер, И. С. Вьшугский,.
Л.Н.Голубева, В. А. Крутецкий, В. С. Мерлин, Б. М. Теплов и др.) Разработана в аспекте формирования индивидуальности школьников различных возрастных периодов с позиции общего, особенного и единичного (М.В.Галу-зинский, Н. Н. Верцинская, И. А. Джидарьян, Ю. А. Иванов и др.), индивидуального подхода в учебно-воспитательном процессе (В.ПБедерханова, В. Е. Гурин, А. А. Кирсанов, Инге Унт и др.), исторической значимости индивидуальности (персоналии) в образовании (Г.Н.Волков, Е. А. Дегтярёв и др.), как принцип обновления обучения (В.И.Горовая), частично исследована в аспекте национальной школы (К.И.Бузаров), вузовской подготовки специалистов педагогами (В.Т.Ащепков, С. Я. Батышев, А. А. Бодалев, Л. С. Коновалец, И. Г. Краевский, А. Е. Тулиниев, и др.) и психологами (К.А.Абульханова-Славская, И. А. Зимняя, А. Я. Пономарёв и др.).
Установлены её сущность как особый уровень существования, тенденции, которые образуют своеобразную форму жизнедеятельностииндивидуальность, выявлена психологическая структура последней относительно формирующейся личности, но она практически не конкретизирована в аспекте взрослого человека. Определены внешние и внутренние источники затруднений студентов, способы самостоятельного их устранения. Однако последние носят общий, отстранённый от индивидуального своеобразия обучающегося, характер и потому не являются эффективными.
Раскрыта система индивидуализации обучения студентов в вузах с учётом его профиля — сельскохозяйственного (З.Т.Кокоева), спортивного (Г.Б.Горская), индустриального на основе военного вуза (С.Б.Пашкин), самостоятельной деятельности (Г.И.Китайгородская), с опорой на мотива-ционное программно-целевое управление (В.П.Русанов), на профессионализацию как способ проявления личностного своеобразия будущего специалиста (З.И.Рябикина).
Во всех указанных исследованиях даётся исчерпывающий очерк исторических корней проблемы индивидуализации во взаимосвязи отечественных и зарубежных трактовок и подходов. Устоявшиеся научные факты и новые достижения группируются вокруг сущностной характеристики индивидуализации как особым образом организованного процесса в вузе в целом. Во внимание принимаются внешние условия, формы, методы и средства обеспечения этого процесса. Вместе с тем, они не направлены на внутреннюю позицию готовности студента к саморегуляции учебной деятельности как фактора изучаемого процесса.
Особое значение для нашего исследования представляют научные поиски путей формирования индивидуального стиля учения как одного из звеньев целостного процесса индивидуализации (А.Н.Кимберг, С.Б.Пашкин) и развития индивидуального стиля деятельности как условия инновационной подготовки будущего специалиста (В.А.Сластёнин, Л.С.Подымова). Они послужили ориентировочной основой для рассмотрения индивидуализации не только с позиции типичных внешних факторов её обусловленности, но и внутренних, присущих конкретному индивиду, определяющих его самостоятельность по отношению ко всему окружающему миру и собственной деятельности.
Несмотря на определённые достижения в разработке проблемы индивидуализации обучения в вузе, нераскрытыми остаются её возрастной аспект (обучающиеся на младших и старших курсах), технология обеспечения, критерий направленности на ядро индивидуальности взрослого человека — индивидуальный стиль учебной деятельности. Располагая целым рядом концептуальных подходов к индивидуализации обучения в целом, преподаватели вуза, тем не менее, испытывают значительные затруднения в работе со студентами именно младших курсов и допускают их отсев.
Недостаточная теоретическая и технологическая разработанность механизма осуществления индивидуализации обучения в вузе с ориентацией на субъектную позицию студента, возникшее противоречие между теорией и практикой в этом аспекте, потребность студентов в индивидуальной педагогической поддержке в начальный период обучения обусловили выбор темы нашего исследования, научная проблема которого восходит к решению вопроса о том, какие характеристики индивидуального стиля деятельности определяют особенности индивидуализации обучения студентов на младших курсах.
Объект исследования: индивидуализация обучения студентов младших курсов университета.
Предмет исследования: особенности её осуществления в направлении формирования индивидуального стиля учебной деятельности.
Цель исследования: обоснование и экспериментальная проверка индивидуализированных форм и методов обучения, определяющих стиль учебной деятельности студентов.
Задачи исследования:
1. Определить сущность индивидуализации обучения студентов с позиции их одновременной адаптации к вузу в целом и автономизации.
2.Охарактеризовать индивидуальный стиль учебной деятельности будущих специалистов как объективно выраженную цель индивидуализации.
3.Установить возможности вуза в оптимальном индивидуальном раскрытии студентов и их самореализации в учебном процессе.
4.Показать своеобразие динамики формирования индивидуального стиля учебной деятельности студентов, обуславливающее динамику процесса индивидуализации.
5.Разработать нетрадиционные формы и методы индивидуализации обучения в вузе в аспекте исследования.
Гипотеза исследования.
Поскольку осознание студентом адаптационных и учебных трудностей обеспечивает его оптимальную ориентацию в выборе целей и способов их преодоления, то сущность индивидуализации обучения на младших курсах будет, вероятно, заключаться в особым образом организованной их взаимосвязи.
А так как система действий, адекватных цели, определяет индивидуальный стиль деятельности, то исходным моментом в индивидуализации обучения, скорее всего, выступает целеполагание как функция преподавателя и целеопределение как функция студента. При этом субъектно-деятельностная сторона индивидуализации будет зависеть, по-видимому, от индивидуальной ориентации будущего специалиста в предложенных ему вариантах и способах обучения. Переход внешних целей во внутренние и их развитие, возможно, будет определять особенности индивидуализации обучения в его начальный период.
Методология исследования. Основные концептуальные положения определялись с учётом философских теорий личности, индивидуальности и индивидуализациипсихологической теории деятельностипедагогических концепций личностно-ориенгированной профессиональной подготовки и инновационной деятельности.
Методика исследования носила комплексный характер: использовались наблюдениеанкетированиеиндивидуальная диагностическая беседаанализ продуктов деятельности: студенческих сочинений, контрольных и творческих работанализ и обобщение опыта работы преподавателей вуза в аспекте рассматриваемой проблемыметоды статистической обработки результатов исследованийкорреляционный анализ полученных данных.
Основные этапы исследования. На первом этапе (1995;1996гг.) изучалось состояние проблемы в теории и практике образования, определялись цель, объект, предмет и задачи исследования. Анализ научной литературы позволил обосновать теоретико-методологические основы работы, сформулировать гипотезу и разработать методику исследования.
На втором этапе исследования (1997;1998гг.) разрабатывалась теоретическая модель индивидуализации обучения в вузе, выявлялись возможности её реализации, изучались особенности взаимодействия преподавателей и студентов в процессе обучения, определялись пути его индивидуализации в аспекте формирования индивидуального стиля учебной деятельности, осуществлялся формирующий эксперимент.
На третьем этапе (1999;2000гг.) — проводилась оценка полученных результатов, устанавливалась эффективность внедрения теоретической модели в практику, выявлялись способы оптимального обеспечения индивидуализации обучения, оформлялись основное содержание диссертации и методические рекомендации на её основе.
База исследования: педагогический институт и институт экономики и права Сочинского государственного университета туризма и курортного дела.
Научная новизна результатов исследования заключается в том, что дана трактовка понятия индивидуализации как направленности на индивидуальность взрослого человека, где центральным звеном выступает формирование индивидуального стиля учебной деятельностиосуществлён возрастной подход к решению проблемы — на основе деятельности студентов младших курсовустановлены источники торможения развития индивидуального стиля деятельности в начальный период обучения студентов, рассмотрены возможности вуза в организации изучаемого процесса с позиций акмеологии.
Теоретическая значимость заключается в том, что раскрыты методологические основы индивидуализации обучения в вузе с ориентацией на самостоятельную активную позицию в ней студентаконкретизировано понятие этого процесса применительно ко взрослой личностипредставлено его содержаниеуточнены подходы к рассмотрению данного термина: системный, социально-адаптивный и акмеологическийна этой основе раскрыты внутренние факторы указанного процесса, представлена системная модель индивидуализации обучения, дана характеристика совокупности психологических, познавательных барьеров и учебных трудностей.
Практическая значимость результатов исследования состоит в том, что выявлены критерии сформированности индивидуального стиля учебной деятельности студентов младших курсов, осуществлена его диагностика и, в связи с этим, — показатели эффективности педагогической деятельностиразработаны диагностические методики искомого качества и апробированы в практикераскрыты в содержательном и процессуальном аспектах этапы индивидуализации обученияохарактеризована динамика этого процессаописана его технология на основе взаимосвязи двух составляющих: с позиции преподавателя — нетрадиционные формы и методы работы со студентами и с позиций обучаемых — персональные способы самоорганизации и саморегуляции учения.
Обоснованность и достоверность полученных выводов и результатов исследования обеспечивается проведением сопоставительного анализа основных понятий в аспекте изучаемой проблемыкомплексом эмпирических и теоретических методов, адекватных цели и задачам исследованияиспользованием первичных методов статистической обработки, а именно: вычисление среднего выборочного значения и дисперсии результатов выборки и определение коэффициентов корреляции исследуемых переменных для имеющегося числа степеней свободы с доверительной вероятностью 0,95.
Апробация результатов исследования. Основные положения и результаты работы докладывались на международных, Всероссийских и региональных научно — методических конференциях: «Проектирование инновационных процессов в социокультурной и образовательной сферах» (Сочи, 1998;2000г.г.), «Развитие личности в образовательных системах.
Южно-Российского региона" (Ростов-на-Дону, 1999;2000г.г.), «Проблемы, инновационные подходы и перспективы развития туристско-рекреационного комплекса России» (Сочи, 1999;2000г.г.), «Взаимосвязь национального, этнокультурного и интернационального образования» (Карачаевск, 1998 г.), «Инновационные процессы в высшем образовании» (Краснодар, 1998 г.), заседаниях кафедр педагогики Сочинского пединститута и прикладной математики института экономики и права, а также в семи научных публикациях автора.
Положения, выносимые на защиту.
1.Индивидуализация обучения в вузе определяется следующими факторами: индивидуальным стилем учебной деятельности студента, исследовательским подходом к обучению, самоорганизацией учебной деятельности, самореализацией интеллектуального потенциала и разнообразием видов и форм самостоятельной учебной деятельности, которые позволяют студенту сделать их выбор в соответствии со своими возможностями и способностями.
2.Обучение умению ставить персонифицированную цель учебной деятельности, оптимально и эффективно её достигать определяет сущность формирования индивидуального стиля учебной деятельности студента как ведущего компонента индивидуализации. При этом переход внешних целей во внутренние и их развитие определяется объективной самооценкой студентом возможностей и трудностей, ориентацией на самоорганизацию.
3. Основные технологии формирования индивидуального стиля учебной деятельности студента строятся в соответствии со следующей логикой: профессионально-значимая цель, переведённая в мотив ученияосознанная основная познавательная трудностьспециально направленный на её преодоление учебный комплекс (типы учебных задач, индивидуализированные формы и методы, гарантирующие успех) — положительная оценка результатов учебных действий, ориентирующая на адекватную самооценку.
4.Индивидуализация обучения осуществляется совокупностью его нетрадиционных форм: индивидуально-сбалансированное практическое занятие, резонанс идей, отсроченная самоорганизующая работа студентов, — и адекватных им методов: индивидуальных перспектив учебного продвижения, стимулирования поэтапного самообучения, координации учебной и личностной самодостаточности студентов.
5. Особенности процесса индивидуализации обучения студентов на младших курсах обусловлены тенденцией взаимозависимости цели и действий не только в познании, но и общении, самопознании и самоорганизации.
Структура диссертации.
Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, 4 приложений, 12 таблиц, 1 диаграммы, 1 психограммы, 11 рисунков.
Выводы по второй главе.
Раскрытая в диссертации система формирования индивидуального стиля деятельности как основного звена индивидуализации обучения в вузе не находится в жёсткой зависимости от особенностей познавательных процессов обучающегося. Для его оптимального учебного продвижения требуется единство и адекватность целеопределения и целереализации. Особое значение приобретает опережающее и своевременное преодоление системообразующих элементов в структуре индивидуального стиля деятельности. Таковыми выступают: соблюдение индивидуального режима самостоятельной работы, стремление решать нестандартные задания и способность подвергать их логическому разбору.
Разработанная и экспериментально проверенная автором теоретическая модель индивидуализации обучения студентов младших курсов определила четыре блока: установочные позиции преподавателя, целеопределение, ss способ реализации деятельности, технологический.
Наиболее эффективными формами индивидуализированной работы со студентами являются: индивидуально-сбалансированное практическое занятие, резонанс идей, отсроченная самоорганизующая работа студентов, — и адекватные им методы: индивидуальных перспектив учебного прод вижения, стимулирования поэтапного самообучения, координации учебной и личностной самодостаточности студентов.
Индивидуализация обучения в аспекте формирования индивидуального стиля деятельности студентов уже на младших курсах позволила зафиксировать следующие тенденции:
1) ускорения адаптации студента к вузу, требованиям к самостоятельной познавательной деятельности, к преподавателям;
2) формирования уверенности обучающегося в достижении положительных результатов;
3) быстрого приобретения опыта саморегуляции деятельности и её коррекции, начиная с самоопределения учебных трудностей и психологических барьеров и заканчивая творческим подходом к выполнению учебных и исследовательских заданий;
4) устойчивого достижения положительных результатов в последующие периоды обучения в вузе;
5) взаимозависимости цели и действий не только в познании, но и общении, самопознании и самоорганизации.
Эти тенденции, определяют особенности процесса индивидуализации обучения.
заключение
.
Проблема индивидуализации как направленности учебного процесса на формирование индивидуального стиля деятельности студента имеет четыре аспекта: гносеологической — интенсификация познавательной деятельностиволевой — самоорганизация и саморегуляция учениятехнологическийпреодоление учебных трудностей за счет развития своего индивидуального стиля деятельности и этико-профессиональный — напряжение сил и требовательность к себе при решении познавательных, профессионально значимых, исследовательских задач.
Исследование решило поставленные цели и задачи.
1.Научным обоснованием индивидуализированной концепции обучения студентов выступают аксеология — точное обозначение ценностей профессиональной подготовки, акмеология — предельное напряжение сил при усвоении профессионально значимой информации, теория индивидуализации — особая конкретность развития познавательной самостоятельности в учебной деятельности, системность управления познавательной деятельностью студентов, начиная от диагностики и кончая упражнениями и тренировками конкретного назначения (технология индивидуально направленного обучения в аспекте преодоления трудностей учения).
2. Индивиду ал из ация вузовского обучения на начальных этапах профессионального становления начинается с педагогической диагностики и самодиагностики, в основе которой — исследование в процессе изучения учебных дисциплин познавательных трудностей, в которых отражаются проблемные характеристики личности конкретного студента, становится возможным его самосовершенствование.
3.Индивидуализация процесса обучения студентов осуществляет следующие функции: а) воспитывает у студентов потребность в сознательном самосовершенствовании своего интеллектуального потенциалаб) ориентирует каждого студента на интроспективную самооценку своих интеллектуальных возможностей и опыта самостоятельной учебной деятельностив) стимулирует студентов на максимальную познавательную активность, предельное напряжение своих сил и способностейг) даёт свободу выбора студентом способа решения познавательных проблем за счет собственных интеллектуальных возможностейд) формирует уверенность в себе за счет гарантированного успеха при преодолении учебных трудностей.
4. Особенности индивидуализированного обучения студентов вуза проявляются в следующем:
— возникшая учебная трудность воспринимается преподавателем как ведущее средство развития студентом своего интеллектуального потенциала и индивидуального стиля деятельности;
— исследовательское отношение к учебной информации связывается с исследовательским отношением студента к своим интеллектуальным и адаптивным возможностям и особенностям;
— ориентация на предупреждение учебных трудностей является господствующей;
— успех учебной деятельности гарантирован, если студент использует её для исследования особенностей своего опыта самостоятельной деятельности;
— взаимосвязь диагностического и информационного подходов составляет основание всех дидактико-технологических способов работы преподавателя.
5. Отбор содержания учебного материала предполагает использование образовательного стандарта как минимума необходимого знания, принесение его с позиции логики развития науки в логику развития интеллекта, связь между ними как процессов преодоления учебных трудностей, единство ориентации в учебной информации и в себе при определении научных профессиональных ценностей и личных установок.
6. Основными путями индивидуализации обучения выступают: а) персонификация факторов учебной деятельностиб) усиление личностного назначения учебной деятельностив) использование учебной деятельности как сферы преодоления познавательных трудностей на основе осознанного самопознания, самооценки и самосовершенствованияг) развитие творческого мышления как основания для последующего инновационного мышленияд) целенаправленное усвоение учебных программ, ориентирующих студентов на самопознание, самоорганизацию и самосовершенствование.
7. Созданные основные технологии оптимально влияют на формирование индивидуального стиля учебной деятельности студентов. На макро уровнеэто усвоение основ педагогики и психологии в процессе изучения любых учебных дисциплин, на микро уровне — мотивация учебного материала с позиции значимости для профессии и себя лично, организация самопознания возможностей, способностей при преодолении учебных трудностей, организацию учебного процесса как саморегуляцию самостоятельной учебной деятельности.
Определились перспективные направления исследования проблемы, в числе которых освоение преподавателями четырёх смежных технологий: интенсификация процесса формирования умений и навыков учебной самостоятельности, доведение до автоматизма саморегуляции интел-лекгуального напряжения при возникновении познавательных трудностей и умений при овладении учебным материалом повышенной сложибсТисоздание ориентировочной основы самостоятельной учебно — познавательной деятельности студентов с учётом возникающих познавательных трудностейпроектирование индивидуальных перспектив учебного продвижениястимулирование самообучения при формировании стиля деятельности студентаоптимизация учебной и личностной самодостаточности будущего специалиста в учебном процессе.
Разработаны технологии:
— создания ориентировочной основы самостоятельной учебно-познавательной деятельности студентов на основе возникающих познавательных трудностей;
— интенсификации интеллектуального напряжения каждого за счёт коллективных учебных действий;
— проектирования индивидуальных перспектив учебного продвижения;
— стимулирования самообучения при формировании стиля деятельности студента;
— оптимизация учебной и личностной самодостаточности будущего специалиста в учебном процессе;
— создание индивидуально-ориентированной учебной среды с учётом общей профессиональной подготовки и специфики учебного предмета.
Список литературы
- Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. -М., 1991. -286с.
- Актуальные педагогические проблемы социальной психологии развития (Под ред. Я. Л. Коломинского. Материалы конференции, Минск. 1998)
- Амонашвили Ш. А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса. -Мн.: Университетская, 1990. -560с.
- Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. М.: Изд-во «Наука», 1997.-379с.
- Андреев В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности: Основы педагогики творчества -Казань: Изд-во Казанского университета, 1988. -238с.
- Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития. Инновационный курс. T.I. -336с., Т.2. -314с., Казань, КГУ, 1998.
- Аникеева Н.П. Психологический климат в коллективе. -М.: Просвещение, 1989. -224с.
- Антонова А.И. Дифференциация и интеграция содержания образования //Дошкольное воспитание. -1996. -№ 7. -с. 101.
- Антропова М.В. и др. Индивидуально-дифференцированное обучение в гимназии. Педагогика № 5,1996.
- Ю.Асмолов А. Г. Личность как предмет психологического исследования. -М.- МГУ, 1984.-104С.
- П.Асмолов А. Г., Ягодин Г. А. Образование как расширение возможностей развития личности (от диагностики отбора к диагностике развития) //Вопросы психологи, 1992, № 1, с.6−13.
- Ащепков В.Т. Профессиональная адаптация преподавателей высшей школы. Монография. Армавир, 1989. -140с.- Ростов: РГПУ, 1997. -Вып. 2. -143с.
- Базовая культура личности: Теоретические и методологические проблемы /Сб. научн. тр. под ред. О. С. Газмана. -М.: АПН, 1989. -150с.
- Батракова С.Н., Тамарин В. Э. Профессиональные ценности в структуре деятельности преподавателя высшей школы //Психолого-педагогические проблемы подготовки специалиста. -Ярославль: ЯГУ, 1983. -с. 17.
- Берн Э. Я-концепция и воспитание /Пер.с англ. -М.Прогресс, 1993. -324с.
- Берне Р. Развитие Я-концепции и воспитание /Пер. с англ. -М: Прогресс, 1986. -304с.
- Берулава М.Н., Берулава Г. А. Технологии и индивидуализации. -Сочи: 1998.
- Беспалько В.П. Элементы теории управления процессом обучения. -М.: Знание, 1971.
- Библер B.C. Мышление как творчество. -М.: Политиздат, 1976. -399с.
- Бир Ст. Кибернетика и управление производством /Пер. с англ. -М.: Наука, 1965. -391с.
- Блинов В.М. Эффективность обучения. -М.: Педагогика, 1976. -192с.
- Боццаревская Е.В. и др. Образование в поисках человеческих смыслов. -Ростов-на-Дону, 1995. -213с.
- Брунер Дж. Психология познания /Пер. с англ. -М.: Прогресс, 1977. -412с.
- Брушлинский А.В. Мышление и прогнозирование. -М., 1979. -281с.
- Вайнвайг П. Десять Заповедей творческой личности. -М.: 1990.
- Верцинская Н.Н. Формирование индивидуальности школьника в целостном учебно- воспитательном процессе. Докт. дисс., Минск, 1991,320 с.
- Вульфов Г. З., Григорьев Д. В. и др. Воспитательная система школы: проблемы управления. -М., 1997. —45с.
- Гара Н.Н. Учить творчеству: Книга для учителя: Из опыта работы. -М.: Просвещение, 1991. -64с.
- Генетические коды цивилизации. Под ред. Е. С. Кульпина. -М.: Московский лицей, 1995.
- Гербачевский В.К. Индивидуальность в социальном познании. ВСПбУ. Сер.6., 1994. Выпуск 2.
- Гильбух Ю.З. Как учиться и работать эффективно. -Мн.: Высшая школа, 1985. -141с.
- Горнфельд А. Пути творчества. -СПб: «Колос», 1922. -232с.
- Горовая В.И., Гулакова М. А. и др. Инновации в образовании и инновационность в обучении //Инновационные процессы в высшей школе. -Краснодар: КубГТУ, 1999. -с. 14.
- Грачёв В.В. Индивидуально-творческий подход в системе высшего профессионального образования. -Минск, 1998, 179с.
- Громкова М.Т. О педагогической подготовке преподавателя высшей школы //Высшее образование в России. -1994. № 4. -с. 105−108.
- Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального исследования. -М.: Педагогика, 1986. -239с.
- Диагностическое обеспечение формирования социально зрелой творческой личности /Под ред. Верцинской Н. Н., Кочетова А. И. -Мн., 1992. -106с.
- Добронравова И.С. Синергетика: Становление нелинейного мышления. -Мн.: Лыбидь, 1990. -152с.
- Дорошенко О.В., Черных И. М. О гуманизации форм контроля первокурсников. Сб. научн. тр. Личностно и индивидуально направленное образование в школе и в вузе. -Сочи: СГУТиКД, 1998.
- Дубровина И.В. Об индивидуальных особенностях школьников. -М., 1975. -64с.41.3дравомыслов А. Г. Потребности. Интересы. Ценности. -М.: Просвещение, 1986. -189с.
- Ильин B.C. Формирование личности школьника целостный процесс. -М.: Педагогика, 1984. -143с.
- Инновационное обучение и наука: Научн. аналит. обзор. -М.: ИНИОН, 1992.-51с.
- Инновационные процессы в образовании. Интеграция Российского изападноевропейского опыта. -СПб: РГПУ, 1997. -284с.
- Инновационные процессы в образовании: Сб. научн. тр. /Тюмен. гос. ун-т- Отв. ред. Зягвязенский В. В. -Тюмень, 1990. -98с.
- Исаева Т.Е. Использование индивидуально-дифференцированного подхода в условиях открытого обучения как фактор развития самостоятельности школьников. -Ростов-на-Дону, 1991.
- Кабанова-Меллер Е. Н. Формирование приемов умственной деятельности и умственного развития учащихся. -М.: Просвещение, 1968. -314с.
- Калмыкова З.И. Обучаемость и общие принципы построения методов ее диагностики //Проблемы и диагностики умственного развития учащихся. -М., 1975. -с. 10−48.
- Калмыкова З.И. Продуктивное мышление как основа обучаемости. -М., 1981.-200с.
- Кан-Калик В.А., Никандров Н. Д. Педагогическое творчество. -М.: Педагогика, 1990. -144с.
- Китайгородская Г. И. Индивидуализация самостоятельной работы студентов индустриально-педагогических факультетов по общей физике. Автореферат, М., 1997.-20с.
- Климов Е.А. Индивидуальный стиль деятельности. -Казань, 1969.
- Ковалев А.Г. Личность воспитывает себя. -М.: Политиздат, 1983. -256с.
- Коломинский Я.Л. Человек среди людей. -Мн.: Народная асвета, 1987 -239с.
- Кочетов А.И. Культура педагогического исследования. -Мн.: Бел. НИИ образования. -1992. -167с.
- Кочетов А.И. Педагогическая диагностика. -Армавир, 1998. -284с.
- Кочетов А.И. Теория формирования личности. 4.1. -207с. -Мн., 19 971 998.
- Краевский В.В. Методология педагогического исследования. -Самара, 1994. -163с.
- Краткая философская энциклопедия /Состав. Е. Ф. Гурский и др. -М: Прогресс, 1994. -576с.
- Крутецкий В.А. Психология математических способностей школьников. -М.: Просвещение, 1968.
- Ксенофонтова Е.Г. Уровни развития саморегуляции личности:-М., 1988. -201с.
- Кузьмина Н.В. Творческий потенциал специалиста. Акмеологические проблемы развития. // Гуманизация образования. Психолого- педагогический международный журнал. 1995, № 1, с.41−53.
- Кулюткин Ю.И. Эвристический поиск, его операционные и эмоциональные компоненты //Вопр. психологии, 1973, № 1. -с.31−39.
- Кулюткин Ю.Н. Эвристические методы в структуре решений. -М.: Педагогика, 1970. -232с.65.{Сухарев Н. В. На пути к профессиональному совершенству: Книга для учителя. -М.: Просвещение, 1990. -159с.
- Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. -М.: Политиздат, 1977.-304с.
- Локалова Н.П. Психодиагностика трудностей в обучении и их преодоление //Вопр. психологии, № 5, 1998.
- Лук А. Н. Мышление и творчество. -М.: Политиздат, 1976. -144с.
- Матюшкин А.Н. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. -М., 1972. -168с.
- Машарова Т.В. Проявление учебной деятельности на уровне субъекта обучения //Совершенствование образовательных процессов. -Краснодар: КубГТУ, 1999. -67с.
- Мейли Р. Структура личности //Экспериментальная психология /Под ред. П. ФрессаиЖ. Пиаже., пер. с франц. -М., 1975. -276с.
- Мейтув П.Л., Буторин В. И. Развитие индивидуального и творческого мышления. -М., «ПАН», 1994. -163с.
- Мерлин B.C. Лекции по психологии мотивов человека: Учебное пособие для сепцкурсов. -Пермь: ПТУ, 1971. -120с.
- Мерлин B.C. Очерк интегрального исследования индивидуальности. -М., 1986. -106с.
- Миславский Ю.А. Природа и структура системы саморегуляции и активности личности. Автореф. дисс. д-ра психол. наук. -М., 1994. -45с.
- Мнацаканян Л.И. Личность и оценочные способности старшеклассников: Книга для учителя. -М.: Просвещение, 1991. -191с.
- Моделирование и познание /Под ред. В. А. Штоффа. -Мн.: Наука и техника, 1974. -211с.
- Неустроев Г. Н. Психолого-педагогические основы индивидуального стиля деятельности студентов. -Челябинск, 1998, 314с.
- Пашкин С.Б. Формирование индивидуального стиля учения курсантов вузов министерства обороны России. Автореферат, М., 1998,25с.
- Педагогическая энциклопедия. -М.: Сов. энциклопедия, 1968. -Т.4.
- Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. -М.: Политиздат, 1982. -255с.
- Петровский В.А. Субъективность: новая парадигма в образовании //Психол. наука и образование. -1996. -№ 3.
- Пидкасистый П.И. Сущностная характеристика познавательной деятельности //Вестник высшей школы, 1985, № 9.
- Пидкасистый П.И., Портнов М. Л. Искусство преподавания. -М.: РПА, 1998. -184с.
- Платонов К.К., Голубев Г. Г. Психология,— М.: Высшая школа, 1977, с. 51.
- ПоздноваГ.А. Индивидуальное изучение личности подростка. -Ростов-на-Дону, 1976. -35с.
- Полонский В.М. Критерии теоретической и практической значимости исследования//Сов. педагогика, 1998, № 11.
- Пономарев Я.А. Психология творческого мышления.-М.: Наука, 1960,364с.
- Пригожин А.И. Нововведения: стимулы и препятствия. -М., 1989.
- Псхота О.М. Индивидуализация профессионально-педагогической подготовки учителя. -Киев, 1997, автореферат, 52с.
- Резвицкий И.И. Личность. Индивидуальность. Общество: Проблемы индивидуализации и ее социально-философский смысл. -М.: Политиздат, 1984. -141с.
- Российская педагогическая энциклопедия. -М.: Энциклопедия. 4.1. 1993.
- Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. -М., Изд-во АНСССР, 1957.
- Русанов В.П. Система индивидуализированного обучения студентов на основе мотивационного программно-целевого управления. Автореферат, Барнаул, 2000, 39с.
- Рыбцов П.Г., Белан П. И. Рациональная организация самостоятельной работы студентов. -Ростов-на-Дону: РГПИ, 1990.
- Сагилян Э.М. Индивидуализация домашней учебной деятельности младших школьников. Сочи, 1999.
- Семенова И.Н. Проблемы рефлексивной психологии решения творческих задач. -М., 1990.
- Скаткин М.Н. Методология и методы педагогических исследований. -М.: Педагогика, 1986. -150с.
- Сластенин В.А. Формирование творческой личности будущего учителя //Сов. педагогика -1975, № 1.
- Смирнов А.В. Применение метода корреляционного анализа в педагогических исследованиях //Современные психолого-педагогические проблемы высшей школы. Вап.1. /Под. ред. Н. В. Кузьминой. -Л.: ЛГУ, 1973.
- Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности. -М.: Аспект Пресс, 1995.
- Советский энциклопедический словарь. -М.: Сов. энцикл., 1980.
- Становление гуманистических основ педагогической теории в условиях инновационного поиска./ Под ред. А. М. Саранова и др. -Волгоград: Перемена, 1998, с. 28 -243с.
- Ткаченкова А.Д., Маковская B.C. Педагогический поиск: Методические рекомендации. -Гомель, 1990. -47с.
- Шаталов В.Ф. Точка опоры: Организационные основы экспериментальных исследований. -Мн.: Университетская, 1990. -224с.
- Шевченко Т.М. Формирование готовности учителя к индивидуализации обучения средствами дистанционного образования в системе повышения квалификации. -Ростов на Дону, 2000.
- Штульман Э.А. Методический аппарат исследований //Сов. педагогика. -1988, № 11.
- Щукина Г. И. Проблема познавательного процесса в педагогике. -М.: Педагогика, 1971.-351с.
- Якиманская И.С. Разработка технологии личностно-ориентированного обучения //Вопр. психологии, 1995, № 2. -с.31.
- Якиманская И.С. Требования к учебным программам, ориентированным на личностное развитие школьников //Вопр. психологии, 1994, № 2.
- Янушкевич Ф. Технология обучения в системе высшего образования /Пер. с польского. Долженко О. В. -М.: Высшая школа, 1986.1. Анкета для студентов.
- Отвечая на вопросы располагайте ответы в порядке убывания трудности.
- Самооценочная таблица для студентов по определению особенностей индивидуального стиля учебной деятельности.
- ТРЕНИРУЮСЬ В САМООРГАНИЗАЦИИ УЧУСЬ ПРИМЕНЯТЬ ЗНАНИЯ в нестандартных ситуациях РАЗВИВАЮ ЛОГИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ1 2 3 4 1 2 3 4 1 2 3 4
- Знаком «+» отметьте наличие того или иного компонента индивидуального стиля учебной деятельности. Знаком «-» его отсутствие. Знаком «+,-» если компоненты проявляются под влиянием внешнего подкрепления.
- Анкета для преподавателей.
- По Вашему мнению, преодоление каких трудностей является для студентов определяющим на младших курсах?
- Если трудности студентов становятся для Вас очевидными, как строите свою работу? а) используете определенные методы и приемы работы (какие?)-б) создаете новые методики (какие)-в) знаете формы работы, приносящие оптимальный результат (какие)-г) что еще?
- Как Вы думаете, за счет чего студенты у Вас хорошо знают предмет?
- Индивидуальные учебные подпрограммы (пример).1. Миша П.
- Тема: Дифференцирование. Цель: Необходимо знать: