Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Особенности индивидуализации обучения студентов младших курсов университета

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Практическая значимость результатов исследования состоит в том, что выявлены критерии сформированности индивидуального стиля учебной деятельности студентов младших курсов, осуществлена его диагностика и, в связи с этим, — показатели эффективности педагогической деятельностиразработаны диагностические методики искомого качества и апробированы в практикераскрыты в содержательном и процессуальном… Читать ещё >

Содержание

  • I. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ МЛАДШИХ КУРСОВ
    • 1. 1. Акмеологическая определённость индивидуализации обучения в вузе
    • 1. 2. Формирование индивидуального стиля деятельности студента как звено индивидуализации обучения в вузе
    • 1. 3. Возможности вуза в индивидуализации обучения
  • II. ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ
    • 2. 1. Характеристика индивидуального стиля деятельности студентов как объекта индивидуализации
    • 2. 2. Основные направления индивидуализации процесса обучения
    • 2. 3. Динамика процесса индивидуализации обучения студентов

Особенности индивидуализации обучения студентов младших курсов университета (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность и постановка проблемы исследования. Современная система профессиональной подготовки будущего специалиста в вузе претерпевает значительные инновационные преобразования. Они касаются содержания образования в аспекте его методологического обновления, способов обеспечения его усвоения студентами на высоком технологическом уровне, формирования творческой личности, способной к постоянной деятельностной и поведенческой рефлексии и профессиональному самосовершенствованию.

Такая направленность профессиональной подготовки активизирует прежде всего самостоятельную позицию и успешное продвижение будущего специалиста в обучении. Вместе с тем, студенты уже с младших курсов сталкиваются с многочисленными психологическими и учебными трудностями, усугубленными тремя одновременно охватившими их процессами: адаптацией к вузу, профессии и студенческой среде. В свою очередь, они осложнены не только спецификой обучения в новых социальных условиях, но и неподготовленностью студентов к самореализации в них. Обеспечить оптимальную адаптацию и беспрепятственное учебное продвижение студентов помогает индивидуализация их обучения. Данное направление поэтому становится особенно актуальным.

Проблема индивидуализации имеет глубокие исторические корни как в отечественной науке (К.Д.Ушинский, Н. И. Пирогов, Б. МБехтерев, П. П. Блонский, С. Т. Шацкий и др.), так и зарубежной (А.Адлер, Дж. Дьюи, М. Нордау, Г. Тард, У. Мак-Дугалл и др.).

В настоящее время она интенсивно разрабатывается на методологическом уровне в разных областях знания. Она достаточно глубоко изучена в философии (Н.П.Дубинин, Е. А. Климов, И. И. Резвицкий и др.), психологии (Б.Г.Ананьев, А. Г. Асмолов, В. А. Вагнер, И. С. Вьшугский,.

Л.Н.Голубева, В. А. Крутецкий, В. С. Мерлин, Б. М. Теплов и др.) Разработана в аспекте формирования индивидуальности школьников различных возрастных периодов с позиции общего, особенного и единичного (М.В.Галу-зинский, Н. Н. Верцинская, И. А. Джидарьян, Ю. А. Иванов и др.), индивидуального подхода в учебно-воспитательном процессе (В.ПБедерханова, В. Е. Гурин, А. А. Кирсанов, Инге Унт и др.), исторической значимости индивидуальности (персоналии) в образовании (Г.Н.Волков, Е. А. Дегтярёв и др.), как принцип обновления обучения (В.И.Горовая), частично исследована в аспекте национальной школы (К.И.Бузаров), вузовской подготовки специалистов педагогами (В.Т.Ащепков, С. Я. Батышев, А. А. Бодалев, Л. С. Коновалец, И. Г. Краевский, А. Е. Тулиниев, и др.) и психологами (К.А.Абульханова-Славская, И. А. Зимняя, А. Я. Пономарёв и др.).

Установлены её сущность как особый уровень существования, тенденции, которые образуют своеобразную форму жизнедеятельностииндивидуальность, выявлена психологическая структура последней относительно формирующейся личности, но она практически не конкретизирована в аспекте взрослого человека. Определены внешние и внутренние источники затруднений студентов, способы самостоятельного их устранения. Однако последние носят общий, отстранённый от индивидуального своеобразия обучающегося, характер и потому не являются эффективными.

Раскрыта система индивидуализации обучения студентов в вузах с учётом его профиля — сельскохозяйственного (З.Т.Кокоева), спортивного (Г.Б.Горская), индустриального на основе военного вуза (С.Б.Пашкин), самостоятельной деятельности (Г.И.Китайгородская), с опорой на мотива-ционное программно-целевое управление (В.П.Русанов), на профессионализацию как способ проявления личностного своеобразия будущего специалиста (З.И.Рябикина).

Во всех указанных исследованиях даётся исчерпывающий очерк исторических корней проблемы индивидуализации во взаимосвязи отечественных и зарубежных трактовок и подходов. Устоявшиеся научные факты и новые достижения группируются вокруг сущностной характеристики индивидуализации как особым образом организованного процесса в вузе в целом. Во внимание принимаются внешние условия, формы, методы и средства обеспечения этого процесса. Вместе с тем, они не направлены на внутреннюю позицию готовности студента к саморегуляции учебной деятельности как фактора изучаемого процесса.

Особое значение для нашего исследования представляют научные поиски путей формирования индивидуального стиля учения как одного из звеньев целостного процесса индивидуализации (А.Н.Кимберг, С.Б.Пашкин) и развития индивидуального стиля деятельности как условия инновационной подготовки будущего специалиста (В.А.Сластёнин, Л.С.Подымова). Они послужили ориентировочной основой для рассмотрения индивидуализации не только с позиции типичных внешних факторов её обусловленности, но и внутренних, присущих конкретному индивиду, определяющих его самостоятельность по отношению ко всему окружающему миру и собственной деятельности.

Несмотря на определённые достижения в разработке проблемы индивидуализации обучения в вузе, нераскрытыми остаются её возрастной аспект (обучающиеся на младших и старших курсах), технология обеспечения, критерий направленности на ядро индивидуальности взрослого человека — индивидуальный стиль учебной деятельности. Располагая целым рядом концептуальных подходов к индивидуализации обучения в целом, преподаватели вуза, тем не менее, испытывают значительные затруднения в работе со студентами именно младших курсов и допускают их отсев.

Недостаточная теоретическая и технологическая разработанность механизма осуществления индивидуализации обучения в вузе с ориентацией на субъектную позицию студента, возникшее противоречие между теорией и практикой в этом аспекте, потребность студентов в индивидуальной педагогической поддержке в начальный период обучения обусловили выбор темы нашего исследования, научная проблема которого восходит к решению вопроса о том, какие характеристики индивидуального стиля деятельности определяют особенности индивидуализации обучения студентов на младших курсах.

Объект исследования: индивидуализация обучения студентов младших курсов университета.

Предмет исследования: особенности её осуществления в направлении формирования индивидуального стиля учебной деятельности.

Цель исследования: обоснование и экспериментальная проверка индивидуализированных форм и методов обучения, определяющих стиль учебной деятельности студентов.

Задачи исследования:

1. Определить сущность индивидуализации обучения студентов с позиции их одновременной адаптации к вузу в целом и автономизации.

2.Охарактеризовать индивидуальный стиль учебной деятельности будущих специалистов как объективно выраженную цель индивидуализации.

3.Установить возможности вуза в оптимальном индивидуальном раскрытии студентов и их самореализации в учебном процессе.

4.Показать своеобразие динамики формирования индивидуального стиля учебной деятельности студентов, обуславливающее динамику процесса индивидуализации.

5.Разработать нетрадиционные формы и методы индивидуализации обучения в вузе в аспекте исследования.

Гипотеза исследования.

Поскольку осознание студентом адаптационных и учебных трудностей обеспечивает его оптимальную ориентацию в выборе целей и способов их преодоления, то сущность индивидуализации обучения на младших курсах будет, вероятно, заключаться в особым образом организованной их взаимосвязи.

А так как система действий, адекватных цели, определяет индивидуальный стиль деятельности, то исходным моментом в индивидуализации обучения, скорее всего, выступает целеполагание как функция преподавателя и целеопределение как функция студента. При этом субъектно-деятельностная сторона индивидуализации будет зависеть, по-видимому, от индивидуальной ориентации будущего специалиста в предложенных ему вариантах и способах обучения. Переход внешних целей во внутренние и их развитие, возможно, будет определять особенности индивидуализации обучения в его начальный период.

Методология исследования. Основные концептуальные положения определялись с учётом философских теорий личности, индивидуальности и индивидуализациипсихологической теории деятельностипедагогических концепций личностно-ориенгированной профессиональной подготовки и инновационной деятельности.

Методика исследования носила комплексный характер: использовались наблюдениеанкетированиеиндивидуальная диагностическая беседаанализ продуктов деятельности: студенческих сочинений, контрольных и творческих работанализ и обобщение опыта работы преподавателей вуза в аспекте рассматриваемой проблемыметоды статистической обработки результатов исследованийкорреляционный анализ полученных данных.

Основные этапы исследования. На первом этапе (1995;1996гг.) изучалось состояние проблемы в теории и практике образования, определялись цель, объект, предмет и задачи исследования. Анализ научной литературы позволил обосновать теоретико-методологические основы работы, сформулировать гипотезу и разработать методику исследования.

На втором этапе исследования (1997;1998гг.) разрабатывалась теоретическая модель индивидуализации обучения в вузе, выявлялись возможности её реализации, изучались особенности взаимодействия преподавателей и студентов в процессе обучения, определялись пути его индивидуализации в аспекте формирования индивидуального стиля учебной деятельности, осуществлялся формирующий эксперимент.

На третьем этапе (1999;2000гг.) — проводилась оценка полученных результатов, устанавливалась эффективность внедрения теоретической модели в практику, выявлялись способы оптимального обеспечения индивидуализации обучения, оформлялись основное содержание диссертации и методические рекомендации на её основе.

База исследования: педагогический институт и институт экономики и права Сочинского государственного университета туризма и курортного дела.

Научная новизна результатов исследования заключается в том, что дана трактовка понятия индивидуализации как направленности на индивидуальность взрослого человека, где центральным звеном выступает формирование индивидуального стиля учебной деятельностиосуществлён возрастной подход к решению проблемы — на основе деятельности студентов младших курсовустановлены источники торможения развития индивидуального стиля деятельности в начальный период обучения студентов, рассмотрены возможности вуза в организации изучаемого процесса с позиций акмеологии.

Теоретическая значимость заключается в том, что раскрыты методологические основы индивидуализации обучения в вузе с ориентацией на самостоятельную активную позицию в ней студентаконкретизировано понятие этого процесса применительно ко взрослой личностипредставлено его содержаниеуточнены подходы к рассмотрению данного термина: системный, социально-адаптивный и акмеологическийна этой основе раскрыты внутренние факторы указанного процесса, представлена системная модель индивидуализации обучения, дана характеристика совокупности психологических, познавательных барьеров и учебных трудностей.

Практическая значимость результатов исследования состоит в том, что выявлены критерии сформированности индивидуального стиля учебной деятельности студентов младших курсов, осуществлена его диагностика и, в связи с этим, — показатели эффективности педагогической деятельностиразработаны диагностические методики искомого качества и апробированы в практикераскрыты в содержательном и процессуальном аспектах этапы индивидуализации обученияохарактеризована динамика этого процессаописана его технология на основе взаимосвязи двух составляющих: с позиции преподавателя — нетрадиционные формы и методы работы со студентами и с позиций обучаемых — персональные способы самоорганизации и саморегуляции учения.

Обоснованность и достоверность полученных выводов и результатов исследования обеспечивается проведением сопоставительного анализа основных понятий в аспекте изучаемой проблемыкомплексом эмпирических и теоретических методов, адекватных цели и задачам исследованияиспользованием первичных методов статистической обработки, а именно: вычисление среднего выборочного значения и дисперсии результатов выборки и определение коэффициентов корреляции исследуемых переменных для имеющегося числа степеней свободы с доверительной вероятностью 0,95.

Апробация результатов исследования. Основные положения и результаты работы докладывались на международных, Всероссийских и региональных научно — методических конференциях: «Проектирование инновационных процессов в социокультурной и образовательной сферах» (Сочи, 1998;2000г.г.), «Развитие личности в образовательных системах.

Южно-Российского региона" (Ростов-на-Дону, 1999;2000г.г.), «Проблемы, инновационные подходы и перспективы развития туристско-рекреационного комплекса России» (Сочи, 1999;2000г.г.), «Взаимосвязь национального, этнокультурного и интернационального образования» (Карачаевск, 1998 г.), «Инновационные процессы в высшем образовании» (Краснодар, 1998 г.), заседаниях кафедр педагогики Сочинского пединститута и прикладной математики института экономики и права, а также в семи научных публикациях автора.

Положения, выносимые на защиту.

1.Индивидуализация обучения в вузе определяется следующими факторами: индивидуальным стилем учебной деятельности студента, исследовательским подходом к обучению, самоорганизацией учебной деятельности, самореализацией интеллектуального потенциала и разнообразием видов и форм самостоятельной учебной деятельности, которые позволяют студенту сделать их выбор в соответствии со своими возможностями и способностями.

2.Обучение умению ставить персонифицированную цель учебной деятельности, оптимально и эффективно её достигать определяет сущность формирования индивидуального стиля учебной деятельности студента как ведущего компонента индивидуализации. При этом переход внешних целей во внутренние и их развитие определяется объективной самооценкой студентом возможностей и трудностей, ориентацией на самоорганизацию.

3. Основные технологии формирования индивидуального стиля учебной деятельности студента строятся в соответствии со следующей логикой: профессионально-значимая цель, переведённая в мотив ученияосознанная основная познавательная трудностьспециально направленный на её преодоление учебный комплекс (типы учебных задач, индивидуализированные формы и методы, гарантирующие успех) — положительная оценка результатов учебных действий, ориентирующая на адекватную самооценку.

4.Индивидуализация обучения осуществляется совокупностью его нетрадиционных форм: индивидуально-сбалансированное практическое занятие, резонанс идей, отсроченная самоорганизующая работа студентов, — и адекватных им методов: индивидуальных перспектив учебного продвижения, стимулирования поэтапного самообучения, координации учебной и личностной самодостаточности студентов.

5. Особенности процесса индивидуализации обучения студентов на младших курсах обусловлены тенденцией взаимозависимости цели и действий не только в познании, но и общении, самопознании и самоорганизации.

Структура диссертации.

Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, 4 приложений, 12 таблиц, 1 диаграммы, 1 психограммы, 11 рисунков.

Выводы по второй главе.

Раскрытая в диссертации система формирования индивидуального стиля деятельности как основного звена индивидуализации обучения в вузе не находится в жёсткой зависимости от особенностей познавательных процессов обучающегося. Для его оптимального учебного продвижения требуется единство и адекватность целеопределения и целереализации. Особое значение приобретает опережающее и своевременное преодоление системообразующих элементов в структуре индивидуального стиля деятельности. Таковыми выступают: соблюдение индивидуального режима самостоятельной работы, стремление решать нестандартные задания и способность подвергать их логическому разбору.

Разработанная и экспериментально проверенная автором теоретическая модель индивидуализации обучения студентов младших курсов определила четыре блока: установочные позиции преподавателя, целеопределение, ss способ реализации деятельности, технологический.

Наиболее эффективными формами индивидуализированной работы со студентами являются: индивидуально-сбалансированное практическое занятие, резонанс идей, отсроченная самоорганизующая работа студентов, — и адекватные им методы: индивидуальных перспектив учебного прод вижения, стимулирования поэтапного самообучения, координации учебной и личностной самодостаточности студентов.

Индивидуализация обучения в аспекте формирования индивидуального стиля деятельности студентов уже на младших курсах позволила зафиксировать следующие тенденции:

1) ускорения адаптации студента к вузу, требованиям к самостоятельной познавательной деятельности, к преподавателям;

2) формирования уверенности обучающегося в достижении положительных результатов;

3) быстрого приобретения опыта саморегуляции деятельности и её коррекции, начиная с самоопределения учебных трудностей и психологических барьеров и заканчивая творческим подходом к выполнению учебных и исследовательских заданий;

4) устойчивого достижения положительных результатов в последующие периоды обучения в вузе;

5) взаимозависимости цели и действий не только в познании, но и общении, самопознании и самоорганизации.

Эти тенденции, определяют особенности процесса индивидуализации обучения.

заключение

.

Проблема индивидуализации как направленности учебного процесса на формирование индивидуального стиля деятельности студента имеет четыре аспекта: гносеологической — интенсификация познавательной деятельностиволевой — самоорганизация и саморегуляция учениятехнологическийпреодоление учебных трудностей за счет развития своего индивидуального стиля деятельности и этико-профессиональный — напряжение сил и требовательность к себе при решении познавательных, профессионально значимых, исследовательских задач.

Исследование решило поставленные цели и задачи.

1.Научным обоснованием индивидуализированной концепции обучения студентов выступают аксеология — точное обозначение ценностей профессиональной подготовки, акмеология — предельное напряжение сил при усвоении профессионально значимой информации, теория индивидуализации — особая конкретность развития познавательной самостоятельности в учебной деятельности, системность управления познавательной деятельностью студентов, начиная от диагностики и кончая упражнениями и тренировками конкретного назначения (технология индивидуально направленного обучения в аспекте преодоления трудностей учения).

2. Индивиду ал из ация вузовского обучения на начальных этапах профессионального становления начинается с педагогической диагностики и самодиагностики, в основе которой — исследование в процессе изучения учебных дисциплин познавательных трудностей, в которых отражаются проблемные характеристики личности конкретного студента, становится возможным его самосовершенствование.

3.Индивидуализация процесса обучения студентов осуществляет следующие функции: а) воспитывает у студентов потребность в сознательном самосовершенствовании своего интеллектуального потенциалаб) ориентирует каждого студента на интроспективную самооценку своих интеллектуальных возможностей и опыта самостоятельной учебной деятельностив) стимулирует студентов на максимальную познавательную активность, предельное напряжение своих сил и способностейг) даёт свободу выбора студентом способа решения познавательных проблем за счет собственных интеллектуальных возможностейд) формирует уверенность в себе за счет гарантированного успеха при преодолении учебных трудностей.

4. Особенности индивидуализированного обучения студентов вуза проявляются в следующем:

— возникшая учебная трудность воспринимается преподавателем как ведущее средство развития студентом своего интеллектуального потенциала и индивидуального стиля деятельности;

— исследовательское отношение к учебной информации связывается с исследовательским отношением студента к своим интеллектуальным и адаптивным возможностям и особенностям;

— ориентация на предупреждение учебных трудностей является господствующей;

— успех учебной деятельности гарантирован, если студент использует её для исследования особенностей своего опыта самостоятельной деятельности;

— взаимосвязь диагностического и информационного подходов составляет основание всех дидактико-технологических способов работы преподавателя.

5. Отбор содержания учебного материала предполагает использование образовательного стандарта как минимума необходимого знания, принесение его с позиции логики развития науки в логику развития интеллекта, связь между ними как процессов преодоления учебных трудностей, единство ориентации в учебной информации и в себе при определении научных профессиональных ценностей и личных установок.

6. Основными путями индивидуализации обучения выступают: а) персонификация факторов учебной деятельностиб) усиление личностного назначения учебной деятельностив) использование учебной деятельности как сферы преодоления познавательных трудностей на основе осознанного самопознания, самооценки и самосовершенствованияг) развитие творческого мышления как основания для последующего инновационного мышленияд) целенаправленное усвоение учебных программ, ориентирующих студентов на самопознание, самоорганизацию и самосовершенствование.

7. Созданные основные технологии оптимально влияют на формирование индивидуального стиля учебной деятельности студентов. На макро уровнеэто усвоение основ педагогики и психологии в процессе изучения любых учебных дисциплин, на микро уровне — мотивация учебного материала с позиции значимости для профессии и себя лично, организация самопознания возможностей, способностей при преодолении учебных трудностей, организацию учебного процесса как саморегуляцию самостоятельной учебной деятельности.

Определились перспективные направления исследования проблемы, в числе которых освоение преподавателями четырёх смежных технологий: интенсификация процесса формирования умений и навыков учебной самостоятельности, доведение до автоматизма саморегуляции интел-лекгуального напряжения при возникновении познавательных трудностей и умений при овладении учебным материалом повышенной сложибсТисоздание ориентировочной основы самостоятельной учебно — познавательной деятельности студентов с учётом возникающих познавательных трудностейпроектирование индивидуальных перспектив учебного продвижениястимулирование самообучения при формировании стиля деятельности студентаоптимизация учебной и личностной самодостаточности будущего специалиста в учебном процессе.

Разработаны технологии:

— создания ориентировочной основы самостоятельной учебно-познавательной деятельности студентов на основе возникающих познавательных трудностей;

— интенсификации интеллектуального напряжения каждого за счёт коллективных учебных действий;

— проектирования индивидуальных перспектив учебного продвижения;

— стимулирования самообучения при формировании стиля деятельности студента;

— оптимизация учебной и личностной самодостаточности будущего специалиста в учебном процессе;

— создание индивидуально-ориентированной учебной среды с учётом общей профессиональной подготовки и специфики учебного предмета.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. -М., 1991. -286с.
  2. Актуальные педагогические проблемы социальной психологии развития (Под ред. Я. Л. Коломинского. Материалы конференции, Минск. 1998)
  3. Ш. А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса. -Мн.: Университетская, 1990. -560с.
  4. .Г. О проблемах современного человекознания. М.: Изд-во «Наука», 1997.-379с.
  5. В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности: Основы педагогики творчества -Казань: Изд-во Казанского университета, 1988. -238с.
  6. В.И. Педагогика творческого саморазвития. Инновационный курс. T.I. -336с., Т.2. -314с., Казань, КГУ, 1998.
  7. Н.П. Психологический климат в коллективе. -М.: Просвещение, 1989. -224с.
  8. А.И. Дифференциация и интеграция содержания образования //Дошкольное воспитание. -1996. -№ 7. -с. 101.
  9. М.В. и др. Индивидуально-дифференцированное обучение в гимназии. Педагогика № 5,1996.
  10. Ю.Асмолов А. Г. Личность как предмет психологического исследования. -М.- МГУ, 1984.-104С.
  11. П.Асмолов А. Г., Ягодин Г. А. Образование как расширение возможностей развития личности (от диагностики отбора к диагностике развития) //Вопросы психологи, 1992, № 1, с.6−13.
  12. В.Т. Профессиональная адаптация преподавателей высшей школы. Монография. Армавир, 1989. -140с.- Ростов: РГПУ, 1997. -Вып. 2. -143с.
  13. Базовая культура личности: Теоретические и методологические проблемы /Сб. научн. тр. под ред. О. С. Газмана. -М.: АПН, 1989. -150с.
  14. С.Н., Тамарин В. Э. Профессиональные ценности в структуре деятельности преподавателя высшей школы //Психолого-педагогические проблемы подготовки специалиста. -Ярославль: ЯГУ, 1983. -с. 17.
  15. Э. Я-концепция и воспитание /Пер.с англ. -М.Прогресс, 1993. -324с.
  16. Р. Развитие Я-концепции и воспитание /Пер. с англ. -М: Прогресс, 1986. -304с.
  17. М.Н., Берулава Г. А. Технологии и индивидуализации. -Сочи: 1998.
  18. В.П. Элементы теории управления процессом обучения. -М.: Знание, 1971.
  19. B.C. Мышление как творчество. -М.: Политиздат, 1976. -399с.
  20. Бир Ст. Кибернетика и управление производством /Пер. с англ. -М.: Наука, 1965. -391с.
  21. В.М. Эффективность обучения. -М.: Педагогика, 1976. -192с.
  22. Е.В. и др. Образование в поисках человеческих смыслов. -Ростов-на-Дону, 1995. -213с.
  23. Дж. Психология познания /Пер. с англ. -М.: Прогресс, 1977. -412с.
  24. А.В. Мышление и прогнозирование. -М., 1979. -281с.
  25. П. Десять Заповедей творческой личности. -М.: 1990.
  26. Н.Н. Формирование индивидуальности школьника в целостном учебно- воспитательном процессе. Докт. дисс., Минск, 1991,320 с.
  27. Г. З., Григорьев Д. В. и др. Воспитательная система школы: проблемы управления. -М., 1997. —45с.
  28. Н.Н. Учить творчеству: Книга для учителя: Из опыта работы. -М.: Просвещение, 1991. -64с.
  29. Генетические коды цивилизации. Под ред. Е. С. Кульпина. -М.: Московский лицей, 1995.
  30. В.К. Индивидуальность в социальном познании. ВСПбУ. Сер.6., 1994. Выпуск 2.
  31. Ю.З. Как учиться и работать эффективно. -Мн.: Высшая школа, 1985. -141с.
  32. А. Пути творчества. -СПб: «Колос», 1922. -232с.
  33. В.И., Гулакова М. А. и др. Инновации в образовании и инновационность в обучении //Инновационные процессы в высшей школе. -Краснодар: КубГТУ, 1999. -с. 14.
  34. В.В. Индивидуально-творческий подход в системе высшего профессионального образования. -Минск, 1998, 179с.
  35. М.Т. О педагогической подготовке преподавателя высшей школы //Высшее образование в России. -1994. № 4. -с. 105−108.
  36. В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального исследования. -М.: Педагогика, 1986. -239с.
  37. Диагностическое обеспечение формирования социально зрелой творческой личности /Под ред. Верцинской Н. Н., Кочетова А. И. -Мн., 1992. -106с.
  38. И.С. Синергетика: Становление нелинейного мышления. -Мн.: Лыбидь, 1990. -152с.
  39. О.В., Черных И. М. О гуманизации форм контроля первокурсников. Сб. научн. тр. Личностно и индивидуально направленное образование в школе и в вузе. -Сочи: СГУТиКД, 1998.
  40. И.В. Об индивидуальных особенностях школьников. -М., 1975. -64с.41.3дравомыслов А. Г. Потребности. Интересы. Ценности. -М.: Просвещение, 1986. -189с.
  41. B.C. Формирование личности школьника целостный процесс. -М.: Педагогика, 1984. -143с.
  42. Инновационное обучение и наука: Научн. аналит. обзор. -М.: ИНИОН, 1992.-51с.
  43. Инновационные процессы в образовании. Интеграция Российского изападноевропейского опыта. -СПб: РГПУ, 1997. -284с.
  44. Инновационные процессы в образовании: Сб. научн. тр. /Тюмен. гос. ун-т- Отв. ред. Зягвязенский В. В. -Тюмень, 1990. -98с.
  45. Т.Е. Использование индивидуально-дифференцированного подхода в условиях открытого обучения как фактор развития самостоятельности школьников. -Ростов-на-Дону, 1991.
  46. Кабанова-Меллер Е. Н. Формирование приемов умственной деятельности и умственного развития учащихся. -М.: Просвещение, 1968. -314с.
  47. З.И. Обучаемость и общие принципы построения методов ее диагностики //Проблемы и диагностики умственного развития учащихся. -М., 1975. -с. 10−48.
  48. З.И. Продуктивное мышление как основа обучаемости. -М., 1981.-200с.
  49. Кан-Калик В.А., Никандров Н. Д. Педагогическое творчество. -М.: Педагогика, 1990. -144с.
  50. Г. И. Индивидуализация самостоятельной работы студентов индустриально-педагогических факультетов по общей физике. Автореферат, М., 1997.-20с.
  51. Е.А. Индивидуальный стиль деятельности. -Казань, 1969.
  52. А.Г. Личность воспитывает себя. -М.: Политиздат, 1983. -256с.
  53. Я.Л. Человек среди людей. -Мн.: Народная асвета, 1987 -239с.
  54. А.И. Культура педагогического исследования. -Мн.: Бел. НИИ образования. -1992. -167с.
  55. А.И. Педагогическая диагностика. -Армавир, 1998. -284с.
  56. А.И. Теория формирования личности. 4.1. -207с. -Мн., 19 971 998.
  57. В.В. Методология педагогического исследования. -Самара, 1994. -163с.
  58. Краткая философская энциклопедия /Состав. Е. Ф. Гурский и др. -М: Прогресс, 1994. -576с.
  59. В.А. Психология математических способностей школьников. -М.: Просвещение, 1968.
  60. Е.Г. Уровни развития саморегуляции личности:-М., 1988. -201с.
  61. Н.В. Творческий потенциал специалиста. Акмеологические проблемы развития. // Гуманизация образования. Психолого- педагогический международный журнал. 1995, № 1, с.41−53.
  62. Ю.И. Эвристический поиск, его операционные и эмоциональные компоненты //Вопр. психологии, 1973, № 1. -с.31−39.
  63. Ю.Н. Эвристические методы в структуре решений. -М.: Педагогика, 1970. -232с.65.{Сухарев Н. В. На пути к профессиональному совершенству: Книга для учителя. -М.: Просвещение, 1990. -159с.
  64. А.Н. Деятельность, сознание, личность. -М.: Политиздат, 1977.-304с.
  65. Н.П. Психодиагностика трудностей в обучении и их преодоление //Вопр. психологии, № 5, 1998.
  66. Лук А. Н. Мышление и творчество. -М.: Политиздат, 1976. -144с.
  67. А.Н. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. -М., 1972. -168с.
  68. Т.В. Проявление учебной деятельности на уровне субъекта обучения //Совершенствование образовательных процессов. -Краснодар: КубГТУ, 1999. -67с.
  69. Р. Структура личности //Экспериментальная психология /Под ред. П. ФрессаиЖ. Пиаже., пер. с франц. -М., 1975. -276с.
  70. П.Л., Буторин В. И. Развитие индивидуального и творческого мышления. -М., «ПАН», 1994. -163с.
  71. B.C. Лекции по психологии мотивов человека: Учебное пособие для сепцкурсов. -Пермь: ПТУ, 1971. -120с.
  72. B.C. Очерк интегрального исследования индивидуальности. -М., 1986. -106с.
  73. Ю.А. Природа и структура системы саморегуляции и активности личности. Автореф. дисс. д-ра психол. наук. -М., 1994. -45с.
  74. Л.И. Личность и оценочные способности старшеклассников: Книга для учителя. -М.: Просвещение, 1991. -191с.
  75. Моделирование и познание /Под ред. В. А. Штоффа. -Мн.: Наука и техника, 1974. -211с.
  76. Г. Н. Психолого-педагогические основы индивидуального стиля деятельности студентов. -Челябинск, 1998, 314с.
  77. С.Б. Формирование индивидуального стиля учения курсантов вузов министерства обороны России. Автореферат, М., 1998,25с.
  78. Педагогическая энциклопедия. -М.: Сов. энциклопедия, 1968. -Т.4.
  79. А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. -М.: Политиздат, 1982. -255с.
  80. В.А. Субъективность: новая парадигма в образовании //Психол. наука и образование. -1996. -№ 3.
  81. П.И. Сущностная характеристика познавательной деятельности //Вестник высшей школы, 1985, № 9.
  82. П.И., Портнов М. Л. Искусство преподавания. -М.: РПА, 1998. -184с.
  83. К.К., Голубев Г. Г. Психология,— М.: Высшая школа, 1977, с. 51.
  84. ПоздноваГ.А. Индивидуальное изучение личности подростка. -Ростов-на-Дону, 1976. -35с.
  85. В.М. Критерии теоретической и практической значимости исследования//Сов. педагогика, 1998, № 11.
  86. Я.А. Психология творческого мышления.-М.: Наука, 1960,364с.
  87. А.И. Нововведения: стимулы и препятствия. -М., 1989.
  88. О.М. Индивидуализация профессионально-педагогической подготовки учителя. -Киев, 1997, автореферат, 52с.
  89. И.И. Личность. Индивидуальность. Общество: Проблемы индивидуализации и ее социально-философский смысл. -М.: Политиздат, 1984. -141с.
  90. Российская педагогическая энциклопедия. -М.: Энциклопедия. 4.1. 1993.
  91. С.Л. Бытие и сознание. -М., Изд-во АНСССР, 1957.
  92. В.П. Система индивидуализированного обучения студентов на основе мотивационного программно-целевого управления. Автореферат, Барнаул, 2000, 39с.
  93. П.Г., Белан П. И. Рациональная организация самостоятельной работы студентов. -Ростов-на-Дону: РГПИ, 1990.
  94. Э.М. Индивидуализация домашней учебной деятельности младших школьников. Сочи, 1999.
  95. И.Н. Проблемы рефлексивной психологии решения творческих задач. -М., 1990.
  96. М.Н. Методология и методы педагогических исследований. -М.: Педагогика, 1986. -150с.
  97. В.А. Формирование творческой личности будущего учителя //Сов. педагогика -1975, № 1.
  98. А.В. Применение метода корреляционного анализа в педагогических исследованиях //Современные психолого-педагогические проблемы высшей школы. Вап.1. /Под. ред. Н. В. Кузьминой. -Л.: ЛГУ, 1973.
  99. С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности. -М.: Аспект Пресс, 1995.
  100. Советский энциклопедический словарь. -М.: Сов. энцикл., 1980.
  101. Становление гуманистических основ педагогической теории в условиях инновационного поиска./ Под ред. А. М. Саранова и др. -Волгоград: Перемена, 1998, с. 28 -243с.
  102. А.Д., Маковская B.C. Педагогический поиск: Методические рекомендации. -Гомель, 1990. -47с.
  103. В.Ф. Точка опоры: Организационные основы экспериментальных исследований. -Мн.: Университетская, 1990. -224с.
  104. Т.М. Формирование готовности учителя к индивидуализации обучения средствами дистанционного образования в системе повышения квалификации. -Ростов на Дону, 2000.
  105. Э.А. Методический аппарат исследований //Сов. педагогика. -1988, № 11.
  106. Г. И. Проблема познавательного процесса в педагогике. -М.: Педагогика, 1971.-351с.
  107. И.С. Разработка технологии личностно-ориентированного обучения //Вопр. психологии, 1995, № 2. -с.31.
  108. И.С. Требования к учебным программам, ориентированным на личностное развитие школьников //Вопр. психологии, 1994, № 2.
  109. Ф. Технология обучения в системе высшего образования /Пер. с польского. Долженко О. В. -М.: Высшая школа, 1986.1. Анкета для студентов.
  110. Отвечая на вопросы располагайте ответы в порядке убывания трудности.
  111. Самооценочная таблица для студентов по определению особенностей индивидуального стиля учебной деятельности.
  112. ТРЕНИРУЮСЬ В САМООРГАНИЗАЦИИ УЧУСЬ ПРИМЕНЯТЬ ЗНАНИЯ в нестандартных ситуациях РАЗВИВАЮ ЛОГИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ1 2 3 4 1 2 3 4 1 2 3 4
  113. Знаком «+» отметьте наличие того или иного компонента индивидуального стиля учебной деятельности. Знаком «-» его отсутствие. Знаком «+,-» если компоненты проявляются под влиянием внешнего подкрепления.
  114. Анкета для преподавателей.
  115. По Вашему мнению, преодоление каких трудностей является для студентов определяющим на младших курсах?
  116. Если трудности студентов становятся для Вас очевидными, как строите свою работу? а) используете определенные методы и приемы работы (какие?)-б) создаете новые методики (какие)-в) знаете формы работы, приносящие оптимальный результат (какие)-г) что еще?
  117. Как Вы думаете, за счет чего студенты у Вас хорошо знают предмет?
  118. Индивидуальные учебные подпрограммы (пример).1. Миша П.
  119. Тема: Дифференцирование. Цель: Необходимо знать:
Заполнить форму текущей работой