Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Развитие системы управления реализацией социально-экономической политики региона на основе оценки эффективности регулирующих воздействий

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Исследования. Одной из наиболее существенных причин текущего глобального кризиса называют снижение конкурентоспособности, в первую очередь в подсистемах развитых национальных социально-экономических систем, что обусловлено снижением эффективности их деятельности. Данное утверждение справедливо в отношении Российской Федерации, характерными особенностями поступательного развития которой в течение… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретико-методологические основы управления реализацией социально-экономической политики региона
    • 1. 1. Понятие, основные особенности и сущность региональной социально-экономической политики
    • 1. 2. Структура и основные элементы современной региональной социально-экономической политики
    • 1. 3. Роль и место социально-экономической политики в обеспечении развития мезоуровневой социально-экономической системы
  • Глава 2. Методы и механизмы управления реализацией социально-экономической политики региона
    • 2. 1. Текущее состояние и перспективы развития региональных экономических систем (на примере Приволжского федерального округа)
    • 2. 2. Основные методы государственного регулирования реализации социально-экономической политики региона
    • 2. 3. Диагностика эффективности управления реализацией региональной социально-экономической политики
  • Глава 3. Совершенствование системы управления реализацией социально-экономической политики региона
    • 3. 1. Механизмы государственного управления в регионах
    • 3. 2. Организация эффективного регулирования деятельности региональных подсистем в процессе реализации социально-экономической политики
    • 3. 3. Прогнозирование воздействия развития системы управления реализацией социально-экономической политики региона на показатели его развития (на примере Республики Татарстан)

Развитие системы управления реализацией социально-экономической политики региона на основе оценки эффективности регулирующих воздействий (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Одной из наиболее существенных причин текущего глобального кризиса называют снижение конкурентоспособности, в первую очередь в подсистемах развитых национальных социально-экономических систем, что обусловлено снижением эффективности их деятельности. Данное утверждение справедливо в отношении Российской Федерации, характерными особенностями поступательного развития которой в течение последнего десятилетия которой являются сырьевая направленность, высокая степень экономической дифференциации пространства, тенденция к повышению доли государственного сектора в экономике, что в совокупности не способствует повышению эффективности деятельности мезои микроэкономических субъектов. В тоже время очевидно, что обеспечение переход российской экономики на инновационный путь развития, повышение эффективности деятельности предприятий и организаций, являются ключевым условием обеспечения положительной поступательной динамики конкурентоспособности отечественной социально-экономической системы, необходимость которой возрастает с учетом последствий вступления Российской Федерации во Всемирную торговую организацию. Значительная доля государства в отечественной экономике определяет приоритетный тип воздействия на процессы управления повышением эффективности и конкурентоспособности, которым должна стать реализация научно обоснованной стратегически ориентированной социально-экономической политики.

Значительные различия в ресурсном обеспечении, развитии производственного, финансового, интеллектуального и научно-технического потенциала, характерные для национальной экономики, диктуют необходимость решения поставленной задачи в первую очередь на региональном уровне, что позволит, с одной стороны, учесть существующие различия, и, с другой стороны, максимально эффективно использовать потенциал мезоуровневых социально-экономических систем. Приоритетным механизмом регулирования данного процесса является формирование экономических стимулов и институциональной среды, формирующей пространство наибольшего благоприятствования повышению эффективности деятельности региональных подсистем, что предполагает совершенствование процессов реализации социально-экономической политики в регионе, основанное на повышении эффективности осуществляемых сопряженных управляющих воздействий. Решение данной задачи должно быть основано на реализации принципов скалярности, сбалансированности и эффективности и подразумевает формирование системного подхода к управлению реализацией региональной социально-экономической политики, ориентированной на создание условий для формирования стратегического конкурентного преимущества мезоуровневой системы.

Данные обстоятельства демонстрируют необходимость и целесообразность развития научно обоснованного подхода к управлению реализацией социально-экономической политики в регионе на базе реализации современных методов и механизмов менеджмента, направленных на повышение эффективности деятельности регионов и их подсистем. Реализация такого подхода в практике регионального управления позволит обеспечить рациональное взаимодействие органов власти региона, мезоуровневых предпринимательских структур и домохозяйств в развитии системы управления реализацией социально-экономической политики на основе повышения эффективности управляющих воздействий, представляющей собой одну из актуальных задач современного регионального менеджмента.

Степень разработанности проблемы. Фундаментальные основы регионального управления были заложены теоретиками немецкой экономической школы А. Вебером, В. Кристалл ером, А. Лешем, И. Тюненом, америнканским экономистом У. Изардом, российскими учеными H.H. Баранским, H.H. Колосовским и др. Теоретические и методологические проблемы управления развитием региона являлись предметом внимания ряда отечественных и зарубежных ученых: Э. Б. Алаева, H.A. Апариной, Ю. П. Анисимова, В. Н. Архангельского, М. К. Бадмана, Х. Блохлигера, И. М. Бусыгиной, В. И. Волкова, A. J1. Гапоненко, С. Ю. Глазьева, А. Г. Гранберга, P.C. Гринберга, В. И. Драгайцева, В. В. Иванова, Б. Н. Лавровского, В. Н. Лексина, А. Лухтала, Д. С. Львова, В. В. Милосердова, П. А. Минакира, Н. Н. Некрасова, С. Б. Огнивцева, Б. Г. Преображенского, К. И. Плетнева, И. С. Санду, В. Е. Селиверстова, С. Тейлора, Ф. Уишлейда, И. Г. Ушачева, Н. П. Федоренко, М. Фримена, Ф. Хайека, Р. И. Шнипера, А. Н. Швецова, А. А. Шутькова и других представителей экономической мысли. Проблемам планирования, прогнозирования, многоотраслевым моделям межрегиональных связей посвящены работы У. Алонсо, Н. Вайгмана, В. В. Леонтьева, П. Хаггета.

Наиболее значимыми в исследовании проблем региональной экономики в рамках отечественной экономической мысли представляются труды А. Н. Алисова, Ю. П. Алексеева, А. С. Анисимова, Н. Г. Багаутдиновой, А. Л. Бикмуллина, В. И. Видяпина, В. Е. Рохчина, Л. Н. Сафиуллина, М. Р. Сафиуллина, Г. А. Сульдиной, А. Н. Фоломьева, Л. Б. Шабановой, Б. М. Штульберга, Р. И. Шнипера, Ю. ВЛковца и др.

Проблемы управления процессами реализации социально-экономической политики регионов нашли отражение в трудах Л. И. Абалкина, Г. В. Гутмана, А. Н. Илларионова, В. Н. Княгинина, С. М. Лисовского, В. Л. Макарова, А. Л. Немирова, Е. М. Примакова, А. Г. Поршнева, О. С. Пчелинцева, С. С. Сулакшина, К. А. Титова, П. Г. Щедровского и др. Отдельные аспекты реализации региональной социально-экономической политики широко исследовались с позиций обеспечения ее эффективности в трудах многих российских и зарубежных ученых и специалистов-практиков: Е. В. Бабанина, Л. Брауна, В. И. Бутова, Н. В. Дюженковой, A.A. Збритского, В. Г. Игнатова, Ж. Карло, Н. И. Лариной, М. Портера, П. Савона, Л. И. Севастьянова, A.A. Шаповалова, М. В. Яковлева, Е. Г. Ясина и др. В них обоснованы важнейшие направления регионального развития, исследованы его основные формы, раскрыты механизм и инструменты государственного регулирования региональной экономики.

В то же время, несмотря на наличие значительного количества исследований, посвященных отдельным проблемам управления развитием региональных социально-экономических систем с использованием инструмента социально-экономической политики, вопросы формирования системы регионального управления реализацией социально-экономической политики на основе повышения эффективности управляющих воздействий остаются в настоящее время недостаточно разработанными.

Целью исследования является разработка и научное обоснование теоретических и методических положений, а также практических рекомендаций по развитию системы регионального управления реализацией социально-экономической политики на основе повышения эффективности управляющих воздействий.

Поставленная цель определила задачи исследования:

— исследовать основные факторы, влияющие на выбор механизма реализации региональной социально-экономической политики;

— определить приоритетные направления воздействия и элементов региональной политики;

— разработать типологию видов управления реализацией социально-экономической политики региона;

— сформировать систему показателей эффективности реализации региональной социально-экономической политики и определить рамочную конструкцию ее разработки;

— разработать алгоритм формирования карты процессов и подпроцессов реализации социально-экономической политики региона;

— сформулировать методический подход к прогнозированию изменения целевых показателей развития региона в результате внедрения усовершенствованных методов реализации социально-экономической политики, и провести их сценарное прогнозирование на среднесрочную перспективу.

Объектом исследования является региональная система управления процессами реализации мезоуровневой социально-экономической политики.

Предметом исследования являются отношения, возникающие в процессах регионального управления процессами реализации социально-экономической политики.

Теоретической и методологической основой диссертационного исследования стали теоретические концепции, гипотезы и разработки, обоснованные в научных трудах по политической экономии, экономической теории, а также в научных трудах представителей организационно-управленческого направления: регионального менеджмента, стратегического и корпоративного менеджмента, операционного менеджмента, финансового, производственного, инвестиционного, инновационного, менеджмента качества и других ветвей менеджментаработах по управлению ресурсным обеспечением на микрои мезоуровне, трудах по исследованию результатов передачи технологий, общей теории систем, экономической социологии и кибернетики и др.

Методологической основой диссертационного исследования являются фундаментальные принципы диалектики, индукции и дедукции, которые позволяют определить основные характеристики явлений и процессов и их взаимосвязь и определить наиболее существенные тенденции их развития в современной экономической среде.

Диссертационное исследование базируется на использовании элементов теории систем, экономического анализа, общенаучных методов познания, структурно-функционального, структурно-логического и экономико-математического моделирования, функционально-стоимостного анализа, статистического анализа, корреляционного анализа, ретроспективного и перспективного анализа, методов линейного и нелинейного программирования.

Информационную базу исследования составляют официальные данные федеральных и региональных статистических органов Российской Федерации и зарубежных государств, Министерства экономического развития РФ, Министерства экономики Республики Татарстан (РТ), данные Российского союза промышленников и предпринимателей, специализированных аналитических зарубежных компаний — Standard&Poors, Fitch, рейтингового агентства «Эксперт РА», Института современного развития, Института экономической политики, Фонда ИНДЕМ, информация о результатах производственно-хозяйственной деятельности региональных предприятий и др. В работе используются нормативные документы, определяющие принципы функционирования отечественных наукоемких предприятий производственного комплекса. В процессе подготовки работы в качестве информационных источников были использованы монографии, коллективные работы, публикации в периодической печати, материалы научно-практических и научно-методических конференций, информационные ресурсы всемирной сети Интернет и др.

Содержание диссертационного исследования соответствует п. 3. Региональная экономика: 3.10. Исследование традиционных и новых тенденций, закономерностей, факторов и условий функционирования и развития региональных социально-экономических систем и 3.16. Региональная социально-экономическая политикаанализ особенностей и оценка эффективности региональной экономической политики в Российской Федерации, федеральных округах, субъектах Федерации и муниципальных образованиях Паспорта ВАК России специальности 08.00.05 — «Экономика и управление народным хозяйством».

Научная новизна результатов исследования состоит в обосновании теоретических положений и механизма развития системы управления реализацией региональной социально-экономической политики, разработке методических рекомендаций и практических предложений по рациональному планированию, организации и координации процессов повышения эффективности регулирующих воздействий, реализуемых в рамках мезоуровневой социально-экономической политики.

1. Выявлены основные факторы, определяющие выбор механизма реализации региональной политики, включающие тип реализуемой стратегии развития регионов (унитарная, федеративная, конфедеративная), объектом управления (макрорегион либо субъект Федерации), приоритетными методами государственного регулирования регионального развития (прямые, косвенные или смешанные), а также измеримостью и управляемостью целевых показателей эффективности развития мезоуровневой социально-экономической системы.

2. Сформирована матрица приоритетных направлений воздействия и элементов региональной политики, основанная на оценке целевого показателя эффективности, определяемой в пространстве измерений первичная/мультипликационная, локальная/народнохозяйственная, экономическая/социальная/экологическая, как объекта управления в процессе реализации социально-экономической политики региона.

3. Определена типология управления реализацией социально-экономической политики региона в рамках управления по целям, основанная на определении уровня соответствия целевых показателей реализации социально-экономической политики региона ее целям, а также динамике данного уровня в среднесрочной перспективе, апробированная на примере регионов Приволжского федерального округа.

4. Разработана система частных показателей эффективности реализации региональной социально-экономической политики, сформированная в соответствии с концепцией КР1, в рамках которой определены критерии оценки эффективности реализации налоговой, бюджетной, ценовой, инвестиционной, инфраструктурной, институциональной и социальной политики и удельные веса их значимости.

5. Предложен алгоритм формирования карты процессов реализации социально-экономической политики региона, предполагающий последовательную реализацию этапов создания рабочей группы, определения процессов и подпроцессов реализации региональной социально-экономической политики, сбора данных по выделенным процессам, разработки блок-схем выделенных процессов, определения временных характеристик процесса, построения карты процессов и определения направлений корректировки карт выделенных процессов и подпроцессов.

6. Представлен методический подход к сценарному прогнозированию показателей регионального развития, основанный на учете тенденций экстраполяции, влияния совершенствования процедур регионального управления и возникающего при их реализации эффекта синергии, применяемый в планировании развития региона, реализуемого системой управления, организованной в формате матричной структуры, целесообразность применения которого в практике мезоуровневого менеджмента подтверждается результатами прогнозных сценарных расчетов на среднесрочную перспективу.

Теоретическая и практическая значимость работы состоит в том, что основные научные положения и выводы могут стать дополнительным теоретико-методологическим обоснованием для дальнейших исследований в области регионального управления повышением эффективности реализации социально-экономической политики. Положения и выводы диссертационной работы могут быть использованы учреждениями высшего профессионального и послевузовского образования в курсах: «Региональная экономика» и «Государственное и муниципальное управление», а также в спецкурсах по проблемам развития системы регионального менеджмента. На основании научных положений и практических рекомендаций органами государственной власти регионов могут быть разработаны нормативные документы, программы, типовые указания и инструкции по организации управления реализацией социально-экономической политики региона на основе повышения эффективности регулирующих воздействий. Отдельные положения работы могут служить основой для уточнения стратегии развития мезоуровневых социально-экономических систем, а также их подсистем.

Практическую значимость имеют предложенная система частных показателей эффективности реализации региональной социально-экономической политики, а также методика прогнозирования результативности реализации социально-экономической политики региона и алгоритм формирования карты процессов реализации социально-экономической политики региона.

Апробация результатов исследования. Основные положения и результаты исследования были доложены, обсуждены на 4 международных и всероссийских научных, научно-практических конференциях и симпозиумах в 2011;2012 годах.

Результаты выполненного исследования апробированы в процессе преподавания дисциплин «Региональная экономика», «Государственное и муниципальное управление» в НОУ ВПО «Университет управления «ТИСБИ».

Разработанные практические рекомендации внедрены и используются в работе Центра экономических и социальных исследований при Кабинете министров РТ, что подтверждается справкой о внедрении.

Публикации. Имеются 7 публикаций по теме диссертации общим объемом 3,2 п.л. (авт. — 3,2 п.л.), в том числе статьи в журналах «Сегодня и завтра российской экономики», «Вестник экономики, права и социологии», которые входят в реестр журналов, рекомендованных ВАК РФ для опубликования материалов по кандидатским и докторским диссертациям.

Структура и объем диссертационной работы были определены в соответствии с необходимостью решения поставленных научных задач. Работа изложена на 153 страницах, состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы, включающего 160 наименований, а также таблично-графического материала, включающего 5 таблиц и 6 рисунков.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Проведенный в работе анализ процессов реализации социально-экономической политики региона позволил выявить некоторые инструменты и механизмы совершенствования управления данным процессом, что привело к следующим основным выводам.

1. В современных условиях экономического развития структура региональной социально-экономической политики в первую очередь должна определяться реализуемой органами государственного управления на макроуровне стратегией развития регионов, которая может быть унитарной, предполагающей единый тренд и меры государственного регулирования развития регионов, федеративной, в рамках которой также формируется единый тренд развития, тогда как методы государственного регулирования определяются специфическими особенностями мезоуровневого развития, и конфедеративная, в рамках которой регионы самостоятельно определяют стратегию развития, а сферой ответственности федерального центра является устранение противоречий, который потенциально могут возникнуть между стратегиями развития различных регионов. Указанные виды стратегии определяют типологию видов региональной политики, в рамках которой должны быть учтены следующие основные элементы: а) объект воздействия, то есть тип базового региона, являющегося объектом управления, которыми, согласно российскому законодательству, могут быть макрорегионы либо субъекты Федерации в соответствующих территориальных границахб) механизм управления, то есть приоритетные методы государственного регулирования развития регионов и их подсистем: прямые (административные), косвенные (экономические) и смешанные, структура которых определяется предполагаемыми результатами их применения (создание институциональной среды развития, формирование нормативной законодательной базы, создание объектов инфраструктуры, формирование среды информационной поддержки, прямое регулирование цен/себестоимости продукции, работ или услуг, выпускаемых региональными предприятиями) — в) условия реализации, то есть уровень развития институциональной среды региона, который признается высоким при условии сбалансированного развития формальных и неформальных институтов, а также институтов принуждения на уровне не ниже среднегосредним — в случае, если все указанные институты существуют, но развиты неравномерно (например, отсутствует институт независимых средств принуждения) — и низким, если отдельные составляющие институциональной среды отсутствуютг) ожидаемый результат, то есть вид воздействия с точки зрения получаемой эффективности, являющейся основой измерительного инструментария управления реализацией региональной политики, в рамках которого необходимо учитывать измеримость и управляемость наиболее существенных показателей эффективности.

Как показывает анализ практики регионального управления, реализация выбранной стратегии будет наиболее эффективной при соблюдении ряда условий исходного состояния региональной системы. Так, унитарная стратегия эффективна в случае, когда объектом управления являются макрорегионы, используются в основном прямые методы государственного регулирования, направленные на создание объектов инфраструктуры и регулирование деятельности хозяйствующих субъектов, наблюдается низкий уровень развития институциональной среды, а ожидаемая эффективность является управляемой. Федеративная стратегия предполагает реализацию региональной политики на уровне субъектов Федерации, использование смешанных методов регулирования мезоуровневого развития, направленных на формирование определенных условий хозяйствования и соответствующей им институциональной среды, уровень развития которой характеризуется как средний, а целевые показатели эффективности только частично являются измеримыми, но, в то же время, являются управляемыми. Наконец, конфедеративная стратегия развития регионов будет эффективно реализована на основе инструментов региональной политики в случае, если объектом управления являются макрорегионы, предполагается использовать косвенные методы государственного регулирования, направленные на формирование пространства наибольшего благоприятствования региональному развитию, а целевые критерии эффективности являются неизмеримыми и малоуправляемыми при условии высокого уровня развития институциональной инфраструктуры в регионах. Выбор механизма реализации региональной политики должен определяться указанными условиями, в противном случае ее реализация будет сопряжена с низкой эффективностью использования ресурсов региона.

2. Решение задачи обеспечения конкурентоспособности регионов в условиях посткризисной макроэкономической стагнации и усиления социально-экономических явлений и процессов, сопутствующих «голландской болезни», должно быть основано на реализации эффективной социально-экономической политики в регионе, что, в свою очередь, предполагает необходимость учета интересов различных элементов мезоуровневой системы в процессе достижения определенных стратегией развития региона целей. При этом необходимо определить структуру регулирующих воздействий, осуществляемых в рамках социально-экономической политики, с точки зрения приоритетного элемента реализуемой региональной политики (налоговая, бюджетная, ценовая, инвестиционная, инфраструктурная, институциональная, социальная), а также с позиций основных направлений воздействия (развитие муниципальных образований (МО) — реципиентов, формирование стимулов развития региональных подсистем, создание компенсационной системы). Определяющим параметром при формировании такой структуры является тип эффективности, достижение которой представляет собой целевую установку реализации управляющих воздействий в формате региональной социально-экономической политики.

3. В процессе исследования были определены уровни соответствия используемых регионами Приволжского федерального округа (ПФО) целевых показателей эффективности целям и задачам реализуемой в данных территориальных образованиях социально-экономической политики, рассчитанные как соотношение целей, определенных в соответствии со сформулированной в данном исследовании методикой, фактически закрепленным в нормативных актах по развитию соответствующих территорий показателям, а также темпы роста данного уровня в среднесрочной перспективе. По полученным результатам регионы Приволжского федерального округа можно распределить по следующим категориям качества управления реализацией социально-экономической политики региона на целям:

1) качество выше среднего уровня (65−75% соответствия действующих целей избранной политике) — положительная динамика соответствия показателей (Ульяновская область, Нижегородская область, Пензенская область, Кировская область);

2) среднее качество (50−65% действующих целей избранной политике) — положительная динамика соответствия показателей (Оренбургская область);

3) высокое качество (более 75% соответствия действующих целей избранной политике) — отрицательная динамика соответствия показателей (Саратовская область, Чувашская республика);

4) качество выше среднего уровня — отрицательная динамика соответствия показателей (Удмуртская республика, Республика Башкортостан);

5) среднее качество — отрицательная динамика соответствия показателей (Республика Мордовия, Республика Марий Эл, Республика Татарстан, Пермский край, Самарская область).

Регионы с высоким качеством качества управления реализацией социально-экономической политики региона на целям, равно как и регионы с низким качеством управления, в настоящее время отсутствуют в Приволжском федеральном округе. Представленное распределение также позволяет обозначить основные направления совершенствования процессов реализации социально-экономической политики: В Саратовской области и Чувашской республике приоритетной задачей является обеспечение положительной динамики применения показателей эффективности в управлении регионом по целямв прочих регионах ПФО первоочередной задачей является повышение качества управления за счет совершенствования используемой системы показателей результативности управления. Указанные результаты были сопоставлены с основными показателями регионального развития, что позволило определить, что уровень соответствия целевых показателей эффективности целям и задачам реализуемых в данных территориальных образованиях оказывает прямое влияние на индекс промышленного производства региона (коэффициент корреляции +0,7764), тогда как динамика данного уровня является определяющим уровень безработицы показателем (коэффициент корреляции -0,7902).

4. Формирование системы показателей, используемых в управленческих процессах мониторинга и контроля при реализации социально-экономической политики, должно быть построено на применении принципа сбалансированности, а также быть ориентировано на широкое использование показателей эффективности. Выполнение указанных требований и необходимость создания системы критериев, использование которой возможно также при формировании программ мотивации работников органов государственного регулирования, определило рамочную конструкцию построения показателей эффективности реализации региональной социально-экономической политики: систему КР1, элементами которой будут являться виды политики. Представленная система должна быть использована в процессах мониторинга реализации региональной социально-экономической политики, контроля и регулирования, что позволит обеспечить повышение качества управления по целям, которое является системой управления, в наибольшей степени соответствующей текущей проблематике регионального менеджмента. Кроме того, представленный комплекс показателей целесообразно использовать как элемент системы стимулирования работников аппарата управления мезоуровневой социально-экономической системой, что, в свою очередь, позволит обеспечить повышение качества реализации управляющих воздействий в процессе решения задач, поставленных в рамках политики развития региона.

Экспертами также были выделены диапазоны качества реализации социально-экономической политики региона. Если совокупный показатель эффективности, рассчитанный как средневзвешенная представленных в табл. 3 показателей, оказывается менее 20%, система управления реализацией региональной политики является неэффективной, значение от 20% до 35% свидетельствует о низкой эффективностиот 35% до 50% - об эффективности ниже среднего уровняот 50% до 65% - о среднем уровне эффективности такого управленияот 65% до 85% - об эффективности выше среднего уровняпри значении средневзвешенного показателя более 85% - о высокой эффективности управления реализацией социально-экономической политики региона.

5. Обеспечение эффективности реализации социально-экономической политики в регионе предполагает оптимизацию соответствующих процессов, что, в свою очередь, обусловливает необходимость создания карты процессов реализации мезоуровневой политики. Проведенный в исследовании анализ методов и подходов к формированию такой карты позволил сформировать следующий алгоритм ее разработки.

1. Создание рабочей группы. На первом этапе формируется группа специалистов, ответственных за разработку карты процессов реализации региональной социально-экономической политики. Вследствие того, что данная карта процессов должна учитывать направления деятельности, сферу полномочий и ответственности по реализации социально-экономической политики в регионе, она должна включать представителей всех основных функциональных подразделений, независимо от их принадлежности к различным органам исполнительной власти. Указанная группа, таким образом, будет иметь проектную структуру, руководителем которой должен быть глава регионального правительства.

2. Определение процессов и подпроцессов реализации региональной социально-экономической политики, подлежащих улучшению. На втором этапе происходит выделение основных, вспомогательных и управленческих процессов, реализуемых при внедрении социально-экономической политики в регионе. После построения общей карты процессов выделяются конкретные процессы и подпроцессы, реализация которых в течение длительного периода создает сложности при обеспечении достижения целей социально-экономической политики, что выявляется на основании результатов проведенного рабочей группой ретроспективного анализа. Выделение таких процессов необходимо для того, чтобы создать дополнительные стимулы при внедрении карты процессов в практику управления, что будет обеспечиваться на основе демонстрации положительной динамики, возникающей в результате реализации усовершенствованного процесса.

3. Сбор данных по выделенным процессам и подпроцессам реализации региональной социально-экономической политики. На данном этапе проводится тестирование выделенных процессов посредством его прохождения, в рамках которого будет обеспечено сплошное наблюдение за преобразованием входа соответствующего процесса в выход. На основании полученных данных члены рабочей группы определяют необходимую степень детализации будущей карты процесса в разрезе выделенных на предыдущем этапе процессов и подпроцессов.

4. Разработка блок-схем выделенных процессов и подпроцессов реализации региональной социально-экономической политики. Используя полученные на предыдущем этапе данные, создается схема процессов и подпроцессов. В целях повышения эффективности процессного проектирования на четвертом этапе представляется целесообразным использовать специализированные программные продукты (MS Vision, Business Studio и т. д.).

5. Определение временных характеристик процессов. На данном этапе определяются временные характеристики процессов реализации социально-экономической политики, включающие две составные части: время, затрачиваемое в процессе на создание потребительской стоимости, и время, в течение которого ценность для потребителя не создается. Данные категории используются в дальнейшем в процессе оптимизации, так как в первую очередь необходимо обеспечивать повышение эффективности использования ресурсов в процессах и подпроцессах, не направленных на создание потребительской ценности.

6. Построение карты процессов. В рамках данного этапа осуществляется непосредственно построение карты выделенных на втором этапе процессов и подпроцессов реализации социально-экономической политики региона, уточняются затраты времени на их реализацию (с учетом выполненного на предыдущем этапе разделения), определяются потребность в ресурсах, необходимых для реализации процессов, определяются их владельцы, входы и выходы.

7. Определение направлений корректировки карты процессов и подпроцессов реализации региональной социально-экономической политики. На данном этапе вносятся предложения по изменению процессов, формулировка которых становится возможной на основе анализа, проведенного рабочей группой при составлении карты. Соответствующие предложения по изменению нормативной базы формулируются рабочей группой и вносятся на рассмотрение ответственных органов региональной власти в установленном порядке.

Реализация предложенного алгоритма позволит упростить процесс формирования системы управления реализацией региональной социально-экономической политики и повысить эффективность достижения целей данной политики.

6. Управление реализацией региональной социально-экономической политики должно быть организовано в формате матричной организационной структуры, структурными элементами которой являются функции управления, реализуемые органами государственной власти при внедрении социально-экономической политики, а также ответственные за их реализацию органы государственной власти (в том числе их подразделения). Приоритетными (при возникновении конфликта интересов) с точки зрения исполнения в рамках реализации региональной социально-экономической политики являются задачи, поставленные подразделениями, эффективность которых по оценке с использованием предложенной адаптированной системы КР1 оказывается выше. В рамках данной матричной организационной структуры по каждому из выделенных процессов и подпроцессов формируется матрица ответственности за их исполнение, что позволяет обеспечить эффективное распределение полномочий и ответственности органов государственной власти за достижение целей региональной социально-экономической политики.

В целях повышения эффективности реализации социально-экономической политики региона необходимо также провести прогнозирование результатов внедрения предложенных в настоящей работе инструментов и механизмов регионального менеджмента в практику управления. Прогнозирование проводится по следующим сценариям:

1) стабилизационный, предполагающий развитие региона по инерционному сценарию;

2) ускоренный, предполагающий развитие региона по экспортно-сырьевому сценарию, в рамках реализации которого проводится внедрение предложенных в настоящей работе инструментов и механизмов;

3) инновационный, предполагающий развитие региона по инновационному сценарию без внедрения методов совершенствования процессов реализации региональной социально-экономической политики;

4) развитие, предполагающий развитие региона по инновационному сценарию, в рамках реализации которого проводится внедрение предложенных в настоящей работе инструментов и механизмов.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Л.И. Роль государства в становлении и регулировании рыночной экономики // Вопросы экономики. -2007. -№ 6.
  2. П. Социальная эксклюзия и бедность // Общественные науки и современность, 2001. — № 2. С. 159−167.
  3. А. К совершенствованию территориально-организационной структуры России // Российский экономический журнал. -2003. -№ 10.
  4. Адресная социальная помощь: теория, практика, эксперимент. / Под ред. Н. М. Римашевской. М.: ИСЕПН РАН, 1999.
  5. , И. М. Эффективность региональной социальной политики/ И. М. Алиев // Экономическое возрождение России. 2007. — № 4(14). -С. 38−45
  6. Р.В., Муллагалеева 3.3. Вопросы муниципальной экономики. Серия «Библиотека местного самоуправления», выпуск 35.- М.: Московский общественный научный фонд, 2001.
  7. К.Ю. Мотивационный механизм государственного управления российских регионов // Социально-гуманитарные знания. -2007.-№ 1. С. ЗЗ 1−338
  8. А. Управленческие аспекты инвестиционной политики (на примере Республики Казахстан) / А. Бакитжанов, С. Филин // Проблемы теории и практики управления. 2001. — № 5. — С. 15.
  9. А.Д. Бюджетный федерализм и местное самоуправление // Общество и экономика. -2005. -№ 6.
  10. Г. П. Стратегии выживания рабочих // Социологические исследования, 2005. -№ 9. С. 49−54.
  11. И.Бетин О. И. Некоторые аспекты региональной социально-экономической политики // Федеративные отношения и региональная социально-экономическая политика. 2003. № 1.
  12. Библиотека публикаций Московского центра Карнеги. Электронный ресурс. / Электрон, дан. М.: Московский центр Карнеги, 2010. Режим доступа: http:// www.pubs.carnegie.ru, свободный. — Загл. с экрана.
  13. Ю.В. Производственная инфраструктура региона. Кишинев: Штинца, 1980.
  14. В.Н. Каким быть региональному неравенству качества и уровня жизни? // Мир России, 2009. № 3. С. 61−84.
  15. В.Н. Качество и уровень жизни населения: территориальный разрез // Экономист, 2008. № 1. С. 39л5.
  16. В.Н. Региональное неравенство уровня жизни населения // Уровень жизни населения регионов России, 2004. № 3. С. 1−7.
  17. Большой экономический словарь / Под ред. A.M. Азрилияна. -4-е изд. доп. и перераб. М.: Институт новой экономики, 2002.
  18. В.К. Методологические аспекты административно-территориального устройства РФ // Изв. РГО, 2003. № 3.
  19. , Г. А. Роль региональных органов власти в формировании социально-экономической политики: этапы эволюции / Г. А. Буданов // ЭКО. 2008. — № 6
  20. С.Г. Социальная инфраструктура народно-хозяйственного комплекса. -М.: Наука, 1984.
  21. Г. Ф. Разработка в ООН обобщающих измерителей уровня жизни и социального развития для международных сопоставлений // Уровень жизни населения регионов России, 1994. № 2.-С. 14−18.
  22. К. К экспертизе «Основных направлений социально-экономической политики Правительства Российской Федерации на долгосрочную перспективу». Новосибирск, 2009.
  23. , В. А. Региональная экономика: российская модель/ В. А. Воротилов. СПб.: Петрополис, 2000.С.341
  24. Всероссийский центр изучения общественного мнения Электронный ресурс. / Электрон, дан. М.: Справочно-информационный интернет-портал «Wciom.Ru», 2010. Режим доступа: http://www.wciom.ru, свободный. — Загл. с экрана.
  25. Всероссийский центр уровня жизни. Электронный ресурс. / Электрон, дан. М.: Справочно-информационный интернет-портал «Vcug.Ru», 2011. -Режим доступа: 11йр:/А vww.vcug.ru, свободный. Загл. с экрана.
  26. Ю.Н., Чистобаев А. И. Основы региональной политики: Учебник. СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 1998. 369 с.
  27. С. Пути преодоления инвестиционного кризиса // Вопросы экономики. -2000. -№ 11.
  28. О.Глазьев С. Экономическая политика: проблемы нынешней и императивы новой модели //Российский экономический журнал. -1994. -№ 56.31 .Гражданский кодекс Российской Федерации. -М.: АБАК, 2009.
  29. А.Г. Основы региональной экономики. М., ГУ ВШЭ, 2001.
  30. А. Г. Суслов В.И., Суспицын С. А. Экономико-математические исследования многорегиональных систем // Регион: экономика и социология.2008.-№ 2.-С. 120−150.
  31. А.Г., Суслов В. И., Суспицын С. А. Многорегиональные системы: экономико-математическое исследование. Новосибирск: Сибирское Научное Издательство, 2007.
  32. Р. Результаты экономических реформ в постсоциалистических странах / Р. Гранберг // Проблемы теории и практики управления. 2003. — № 3. — С. 10−17.
  33. С., Зубаревич Н., Урожаева Ю. Сцилла и Харибда региональной политики // Вопросы экономики. 2008. № 2. — С. 80−85.
  34. В.И. О федеральных целевых программах регионального развития // Регионология, 2003. № 1. С. 13−15.
  35. В.Г. Методы статистического изучения уровня материального благосостояния народа. -М., 1978.
  36. Движение регионов России к инновационной экономике / Под ред. А. Г. Гранберга, С.Д. Валентея- Ин-т экономики РАН. М.: Наука, 2006.
  37. H.A. Качество жизни различных регионов России // Уровень жизни населения регионов России, 2002. № 2. — С. 23−36.
  38. Е. Не поровну, а по справедливости // Российская газета.2004. 2 июня.
  39. Доктрина регионального развития РФ Электронный ресурс. / Электрон, дан. М.: Центр проблемного анализа и государственно-управленческого проектирования, 2010. Режим доступа: http:// www.rusland.ru, свободный. — Загл. с экрана.
  40. И.И. Социальная статистика. М.: Финансы и статистика, 2001 44. Заславская Т. И. Современное российское общество: проблемы иперспективы // Общественные науки и современность, 2004. № 6. С. 5−18.
  41. Т.И. Современное российское общество: Социальныймеханизм трансформации. -М.: Дело, 2004. 46. Заславская Т. И. Человеческий потенциал в современном трансформационном процессе // Общественные науки и современность, 2005. -№ 4.-С. 13−25.
  42. Н.В. Мифы и реальности пространственного неравенства. //
  43. И.П., Крылов Б. С., Михалева Н. А. Новое федеративное устройство России // Государство и право. -1992. -№ 11.
  44. И.Н. Методологические основы стратегического планирования социально-экономического развития регионов // Проблемы социально-экономического развития региона. Уфа: Гилем, 2010.
  45. JI.M. Федеративное устройство российского государства. -М., 2010.
  46. Дж.М. Общая теория занятости, процента и денег. -М., 1936.
  47. В. Инвестиции и экономический рост // Инвестиции в России. -2010. -№ 7.
  48. В.В. Региональные системы и региональное развитие в России. М.: Едиториал УРСС, 2003.
  49. Кодекс об Административных Правонарушениях. М.: ЭКСМО, 2009.
  50. Конституция Российской Федерации. -М.: ЮРИСТЪ, 1997.
  51. В.Г. Есть ли основания для оптимизма? // Человек и труд, 2002. -№ 3.~ С. 38−40.81 .
  52. В.В. Региональная экономическая политика / В. В. Котилко. -М.: Издательство РДЛ. 2001. С. 9.
  53. В.В. Региональная экономическая политика. -М.: РДП, 2010.
  54. Краткосрочные экономические показатели Российской Федерации. Стат. сб. / Росстат. М., 2010.
  55. О.В. Социальные аспекты Федеральной региональной политики // SPERO (Социальная политика), 2008. № 9. С. 23−37.
  56. Курс экономической теории: учебник / Под общей редакцией Чепурина М. Н., Киселевой Е. А. Киров: «АСА», 2007. — 848с.
  57. .Л. Региональная асимметрия в РФ: измерение и регулирование: региональная политика, направленная на сокращениесоциально-экономической и правовой асимметрии. Новосибирск: ЭКОР, 2000.
  58. Н.И. Смена парадигмы региональной политики // Регион: экономика и социология. -2010. -.№ 4.
  59. В. Региональная политика России: концепции, проблемы, решения / В. Лексин, А. Швецов // Российский экономический журнал. -1993. -№ 9. -С.51 52.
  60. В., Андреева Е., Ситников А., Швецов А. Региональная политика России: концепции, проблемы, решения (Статья 1) // Российский экономический журнал. -2009. -№ 9.
  61. В., Швецов А. Н. Смысл и механизмы государственного регулирования территориального развития // Российский экономический журнал. -2007. -№№ 3,4-
  62. В., Шевцов В. Региональная политика России: концепции, проблемы, решения // Российский экономический журнал. 1993. № 9. С. 48−53
  63. В.П., Швецов А. Н., Государство и регионы. Теория и практика государственного регулирования территориального развития. М: Эдиториал УРСС, 2003.
  64. В.А. Основные направления и приоритеты государственной социальной политики по повышению доходов населения и преодоления бедности // Уровень жизни населения регионов России, 2001.-№ 12. С. 20−25.
  65. Д.С., Гранберг А. Г. Стратегическое управление: регион, город, предприятие. М.: Экономика, 2005.
  66. Т.Ф. Регион как предмет междисциплинарного анализа // Социально-гуманитарные знания. 2007. — № 3. С.242−251
  67. . Н.С. К вопросу о содержании понятия «качество жизни» и его измерению // Уровень жизни населения регионов России, 2002. № 2 -С. 14−19.
  68. . Н.С. Качество жизни населения: теория и практика // Уровень жизни населения регионов России, 2002. -№ 10. С. 49−51.
  69. А. Принципы экономической науки. Т. 1. -М., 1993. -Гл.9.
  70. В.В., Зубков К. И., Пленкин В. Ю. Модель региона -квазикорпорации // Региона, экономика и социология. -2000. -№ 2.
  71. Местная экономическая политика в России: очерк становления и трансформации (1995−2005) / Науч. ред. д.э.н. Б. С. Жихаревич. М.: Московский общественный научный фонд- МЦСЭИ «Леонтьевский центр», 2006. 117 с.
  72. Методические указания к составлению государственного плана развития народного хозяйства СССР. М.: Экономика, 1969.
  73. П.А. Региональные социально-экономические исследования: теория и практика // Экономическая наука современной России, 2002. № 1. С. 48−56.
  74. П.А. Трансформация региональной экономической политики // Экономическая наука современной России, 2001. № 1. С. 34−47.
  75. H.H. Анализ дифференциации социально-экономического положения российских регионов // Проблемы прогнозирования, 2009. № 5.-С. 91−102.
  76. , С.И. Проблемы и пути инновационного развития региона Текст. / Е. Б. Смирнов, С. И. Морозов // Экономическое возрождение России: период, науч. изд. 2010. — N 4(26). — С. 83−88.
  77. H.H. Региональная экономика: теория, проблемы, методы. -М.: Экономика, 1978.
  78. С.И. Словарь русского языка / Под общ. ред. Н. Ю. Шведовой. -М.: Рус. яз., 1983.
  79. В.Ф. Планирование территориального развития. -М.: Экономика, 1984.
  80. А.К. Ядро экономики региона. В кн.: Стратегия социально-экономического развития регионов. — Уфа, 2001.
  81. Р. Чтобы демократия сработала. Гражданские традиции в современной Италии. М.: Ad Marginem, 1996.364 с.
  82. Политическая экономия: Словарь/ Под ред. О. И. Ожерельева и др. М., Политиздат, 1990. -866 с.
  83. А.О. Межрегиональная экономическая дифференциация: методология анализа и государственного регулирования. М.: УРСС, 2003.
  84. В.В., Шмелев Н. П. План и экономика. -М.: Знание, 1988.
  85. A.A. Национальные рыночные модели экономического развития // Российский экономический журнал. -2007. -№ 11−12.
  86. Проблемы социально-экономического развития регионов. Уфа, 2010.
  87. Пространственные трансформации в Российской экономике. / Под ред. П. А. Минакира. -М.: Экономика, 2002.
  88. .А., Лозовский Л. Ш., Стародубцева Е. Б. Современный экономический словарь. 5-е изд., перераб. и доп. М.: ИНФРА-М, 2007, 714 с.
  89. Регион как субъект политики и общественных отношений / Под ред. Н. В. Зубаревича. М: МОНФ, 2010.
  90. Региональная социально-экономическая политика: разработка, реализация, оценка эффективности / авт. колл.- под рук. Д-ра техн. наук С. М. Вертешева, д-ра экон. наук В. Е. Рохчина СПб.: Изд во СПбГПУ, 2003, 144 с.
  91. Региональное измерение государственной экономической политики России / Под общ. ред. A.C. Малчинова- Центр проблемного анализа игосударственно-управленческого проектирования. М.: Научный эксперт, 2007.
  92. Региональное развитие: опыт России и Европейского союза / Под ред. А. Г. Гранберга. М.: Экономика, 2000.
  93. Регионы России. Основные социально-экономические показатели городов 2010: Стат. сб. / Росстат. М., 2010.
  94. Регионы России. Основные характеристики субъектов Российской Федерации 2010: Стат. сб. / Росстат. М., 2010.
  95. Регионы России. Социально-экономические показатели 2010: Стат. сб. / Росстат. М., 2010.
  96. JI.C. Экономический рост должен сопровождаться повышением уровня жизни населения // Человек и труд, 2004. № 4. С. 21−25.
  97. Д. Начала политической экономии и податного обложения. -М., 1935.
  98. Н.М. Человек и реформы: Секреты выживания. М.: РИЦ ИСЭПН, 2003.
  99. И.Е. Структура региональной политики, принципы ее разработки и реализации Электронный ресурс. Код доступа: http://www.lerc.ru/?part=articles&art=4&page=20. Дата обращения: 09.05.2011
  100. В.Д. Какую модель распределительной политики выбрать? // Человек и труд, 2002. № 10. С. 52−55.
  101. Российский статистический ежегодник. Стат. сб. / Росстат. М., 2010.
  102. В., Исалова М. Экономическая политика (спецсеминар) // Российский экономический журнал. -2005. -№ 10.
  103. П.А., Нордхаус В. Д. Экономика: Пер с англ. -М.: Изд-во «Бином», 1997.
  104. В.Е. Современные тенденции региональной политики в России // Регион: экономика и социология. 1995. № 3. С. 2127.
  105. С.Ф. Роль государства в экономике. Синергетический подход. М.: Издательство «Дело и Сервис», 2010.
  106. С.Н. Региональные аспекты социальной политики. М.: Гелиос, 2009.
  107. А. Исследование о природе и причинах богатства народов. -М.: Союзгиз, 1962.
  108. Советский энциклопедический словарь. М.: «Советская энциклопедия», 1979.
  109. Социальная структура и социальные процессы: Словарь-справочник.-М., 1990.
  110. Социальное положение и уровень жизни населения России 2010. Стат.сб. / Росстат. М., 2010.
  111. Социально-экономическое положение России 2010. Стат.сб. / Росстат.-М., 2010.
  112. Социальные индикаторы доходов и уровня жизни населения: Информ. анал. мат. Департамента анализа и прогноза развития здравоохранения и социально-трудовой сферы М., 2008.
  113. Социальные льготы гражданам Российской Федерации и направления их финансирования. / Под общ. ред. В. Н. Бобкова М.: ВЦУЖ, 2010.
  114. Социальные факторы экономического развития регионов России/ Н. В. Васильева и др.- под ред. Е. Б. Смирнова. СПб.: СПбГИЭУ, 2006.
  115. А.Е. Доходы населения. Опыт количественных измерений. -М.: Финансы и статистика, 2010.
  116. С. А. Развитие методов измерения пространственных трансформаций экономики // Регион: экономика и социология. 2007. № 4.-С. 3−18.
  117. С.А. Исследования территориальных систем // Регион: экономика и социология. 2008. № 2. С. 20−48.
  118. С.А. Оценки динамики межрегиональных различий и экономического роста в 2006—2010 гг.. // Регион: экономика и социология. 2011. -№ 1. С. 241−243.
  119. В. Роль государства в экономике: эволюция концепций // Мировая экономика и международные отношения. -1998. -№.10.
  120. Трудовой кодекс Российской Федерации. М.: Юрайт, 2009.
  121. Указ Президента РФ № 803 от 03.06.1996 г. «Об основных положениях региональной политики в Российской Федерации».
  122. Федеральная служба государственной статистики. Электронный ресурс. / Электрон, дан. М.: ФСГС, 2010. Режим доступа: http://www.gks.ru, свободный. — Загл. с экрана.
  123. Федеральные целевые программы. Электронный ресурс. / Электрон, дан. М.: ФЦП 2010. Режим доступа: http://www.programs-gov.ru, свободный. — Загл. с экрана.
  124. Федеральный закон № 134-ФЭ от 24.10.1997 г. «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» (в ред. Федеральных законов от 27.05.2000 г. № 75-ФЗ, от 22.08.2004 г. № 122-ФЗ).
  125. Федеральный закон № 178-ФЗ от 17.08.1999 г. «О государственной социальной помощи»
  126. Федеральный закон Российской Федерации от 6 октября 2003 г. N 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // Российская газета, Допвыпуск № 3316 от 08.10.2003 г.
  127. М. Нас еще рано хвалить // Российская газета. -2004. -10 июня.
  128. Фридман J1., Видясов М., Мельянцев В. Государственные расходы и экономический рост // Мировая экономика и международные отношения. 1999. -№ 10, № 11.
  129. Ходов Л. Г Основы государственной экономической политики: Учебник. -М., 1997.
  130. А.Г. Регион: границы политического пространства // Регион как субъект политики и общественных отношений: материалы семинара. Саратов- М., 2000. С. 125−136
  131. А.Н. Государственная поддержка российских городов. М., 2002.
  132. А. Влияние социальной политики на положение отдельных групп населения // Экономист, 2008. № 9. С. 54−64.
  133. М.Ю. Российский регион: становление политического режима в условиях глобализации. Владивосток: ДВГУ, 2010.
  134. .М. Региональная политика России: теоретические основы, задачи и методы реализации / Б. М. Штульберг, В. Г. Введенский. М.: Гелиос АРВ, 2000.
  135. Экономика, Социология, Менеджмент. Электронный ресурс. / Электрон, дан. М.: Федеральный образовательный портал, 2010. -Режим доступа: http://ecsocman.edu.ru, свободный. Загл. с экрана.
  136. P.A. Динамика производительности труда и заработной платы в постсоветской России: есть ли взаимосвязь? // Российский экономический журнал, 2003. № 9. С. 10−12.
  137. Е. Функции государства в рыночной экономике // Вопросы экономики.-1997.-№ 6.
  138. Atkinson A. Social justice and public policy. Brighton and Cambridge, Mass., 1983.
  139. Atkinson A.B., Micklewright J. Economic Transformation in Eastern Europe and the Distribution of Income. Cambridge: Cambridge University Press, 1992
  140. Bradley D., Huber E., Moller S., Nielson F. and Stephens J.D. Determinants of relative poverty in advanced capitalist democracies // American Sociological Review, 2003. № 68(3), pp. 22−51.
  141. Foster M., James J. Greer and E. Thorbecke. A class of decomposable poverty measures // Econometrica, 1984. № 52(3), pp. 761−765.
  142. Osborn D. Reinventing Government How the Entrepreneurial Spirit is Transforming the Public Sector / D. Osborn, T. Gabler/ N.Y., 1993. — P. 43.
  143. Paxson C.H., Sicherman N. The Dynamics of Dual Job Holding and Job Mobility // Journal of Labor Economics, 1996. № 14(3), pp. 357−393.
  144. Podkolzin V.V. Prospects of administrative-territorial organization of the RF / 27th Int.Geogr.Congr., Washington, DC, Aug. 9−14, 1992: Techn. Program and Abstr.- Washington, (DC), 1992.
  145. Sen A. K. Real national income. //Review of Economic Studies, vol.43, No.l.
  146. Sen A. Poverty: an Ordinal Approach to Measurement // Econometrics, 1976. № 81(3), pp. 285−307.
  147. Smeeding T. Public policy, economic inequality, and poverty: The United States in comparative perspective // Social Science Quarterly, 2005. pp. 86−95.
  148. Towtisend P. International Analysis of Poverty. L.: Harvester Wheatsheaf, 1993
  149. Towtisend P. Poverty in the United Kingdom. Harmondsworth: Penguin, 1979.
  150. Vito Tanzi The Demise of the Nation State? Ill MF Working Paper 98/120, August 1998. -P.5.
  151. World Economic Outlook May 1999, International Monetary Fund. Wash., 1999. P. 128- World Development Indicators, 1999- World Bank. Wash., 1999.
Заполнить форму текущей работой