Управление товарными ресурсами промышленных предприятий системы потребительской кооперации
В диссертации проведена систематизация показателей оценки эффективности формирования товарных ресурсов, особенность которой состоит в возможности учета того, что кооперативные организации и предприятия формируют товарные ресурсы как из внесистемных, так и из внутрисистемных источников поступления — продукции заготовительной и производственной отраслей деятельности. Система включает как локальные… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ТОВАРНЫМИ РЕСУРСАМИ В СИСТЕМЕ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КООПЕРАЦИИ
- 1. 1. Сущность товарных ресурсов как экономической категории
- 1. 2. Содержание управления товарными ресурсами в 22 условиях рынка
- 1. 3. Генезис управления товарными ресурсами 37 промышленных предприятий потребительской кооперации
- ГЛАВА II. МЕТОДОЛОГИЯ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ТОВАРНЫМИ РЕСУРСАМИ В
- ОРГАНИЗАЦИЯХ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КООПЕРАЦИИ
- 2. 1. Диагностика экономического состояния 53 организаций потребительской кооперации
- 2. 2. Особенности и эффективность ресурсного обеспечения предприятий кооперативной промышленности
- 2. 3. Оценка конечных результатов использования товарных ресурсов в системе потребительской кооперации
- ГЛАВА III. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ ТОВАРНЫМИ РЕСУРСАМИ ПРЕДПРИЯТИЙ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КООПЕРАЦИИ
- 3. 1. Направления обеспечения оптимального состояния товарных ресурсов
- 3. 2. Финансово-экономический механизм обеспечения эффективного управления товарными ресурсами
- 3. 3. Современные стратегии управления товарными ресурсами
Управление товарными ресурсами промышленных предприятий системы потребительской кооперации (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность темы
исследования. Миссия промышленных предприятий потребительской кооперации, заключающаяся в наиболее полном удовлетворении потребностей населения в продукции и достижении высокой рентабельности хозяйственной деятельности, обеспечивается выполнением производственной программы в условиях ограниченного объема товарных ресурсов.
На современном этапе задача ресурсного обеспечения коммерческой деятельности несколько трансформируется. Развитие предпринимательства коренным образом меняет принципы и методы управления формированием товарных ресурсов на основе перехода от централизованного их распределения к свободной продаже и развития прямых хозяйственных связей с изготовителями.
Особенность формирования товарных ресурсов промышленных предприятий потребительской кооперации обусловлена многоотраслевым характером деятельности, наличием внутрисистемных источников поступления товаров, спецификой обслуживаемого населения — в основном сельского.
Несовершенная система организации товарных ресурсов снижает эффективность хозяйствования. Поэтому улучшение управления товарными ресурсами является важным резервом повышения эффективности деятельности кооперативных организаций. Актуальность диссертационной работы определяется необходимостью комплексного подхода в решении проблем управления товарными ресурсами в условиях внутренней интеграции отдельных звеньев потребительской кооперации.
Степень изученности вопроса. Вопросам раскрытия сущности и порядка формирования товарных ресурсов хозяйствующих субъектов рынка, в том числе промышленных предприятий потребительской кооперации, уделяли внимание многие отечественные ученые: М. И. Баканов, Т. Н. Барчук, В. М. Баутин, И. П. Богомолова, П. И. Вахрин, А. И. Гребнев, Л. П. Наговицина, Н.В.
Панасюк, Ф. Г. Панкратов, И. Т. Петрук, Э. И. Путинцев, В. Г. Ракитских, A.M. Фридман, А. И. Хорев, И. И. Шилов, А. В. Чаянов и другие. Ими исследован и решен ряд теоретических и практических проблем, однако до настоящего времени не выработан комплексный подход в управлении товарными ресурсами. Недостаточно глубоко исследованы методические подходы и механизмы эффективности управления товарными ресурсами в условиях конкурентного рынка.
Все это обусловило выбор темы и определило основные направления диссертационного исследования.
Цель и задачи исследования
Целью диссертационного исследования является разработка научно-методических положений по повышению эффективности управления товарными ресурсами промышленных предприятий потребительской кооперации в соответствии с требованиями рыночной экономики и выработка практических рекомендаций с внедрением их результатов.
Целевая направленность диссертации предопределила необходимость решения следующих задач:
— исследовать теоретические аспекты управления товарными ресурсами хозяйствующих субъектов;
— провести мониторинг функционирования потребительской кооперации и выявить особенности управления товарными ресурсами в ее промышленных отраслях;
— определить роль отдельных отраслей деятельности потребительской кооперации в увеличении товарных ресурсов и сформировать логистический подход к управлению ими;
— разработать экономико-математическую модель управления товарными ресурсами и запасами и источниками их формирования;
— обосновать показатели и направления повышения эффективности управления товарными ресурсами в кооперативных организациях.
Предметом исследования являются экономические отношения, возникающие между хозяйствующими субъектами потребительской кооперации в процессе формирования и использования товарных ресурсов.
Объектом исследования выбраны промышленные предприятия потребительской кооперации Центрально-Черноземного района.
Теоретическая и методологическая основа работы. Теоретической и методологической основой диссертационного исследования является применение объективных принципов научного познания, основных положений.
• теории управления и экономического анализа. В процессе исследования изучались фундаментальная и специальная литература, труды отечественных и зарубежных ученых — экономистов по проблемам повышения эффективности управления, законодательные и нормативные акты, соответствующие методические документы.
Методика исследования базируется на информационной основе, компьютерном и организационном обеспечении, всесторонне раскрывающем потоки необходимых данных, позволяющих получить достоверный уровень аналитических выводов и создать эффективную систему контроля за степенью.
• обоснованности, объективности и оперативности принятия управленческих решений.
В ходе исследования использовались общенаучные методы познания, в том числе статистический, абстрактно-логический, балансовый, системно-аналитический, экономико-математический.
Информационную базу исследования составили статистические данные Госкомстата РФ, бухгалтерская и статистическая отчетность организаций потребительской кооперации, материалы Программы стабилизации и развития потребительской кооперации РФ на 1998;2003 гг. и Концепции развития потребительской кооперации РФ на период до 2010 г., рекомендации научно-практических конференций, решения Совета и правления Центросоюза РФ.
Научная новизна исследования состоит в дальнейшем углублении теории и практики управления товарными ресурсами промышленных предприятий потребительской кооперации, разработке и обосновании методологических подходов к повышению их эффективности в условиях рыночной экономики.
В ходе исследования, проведенного в диссертационной работе, получены следующие, наиболее значимые результаты, имеющие новизну:
— уточнено содержание «товарных ресурсов» как экономической категории, отличающееся учетом выявленных факторов, влияющих на принятие управленческих решений в зависимости от рыночной конъюнктуры, деятельности конкурентов и государственных органов;
— предложена модель управления товарными ресурсами и источниками их формирования, характерной чертой которой является логистический подход, позволяющий скоординировать товарные потоки в масштабе технологической цепочки отраслей потребительской кооперации;
— разработан алгоритм управления товарными запасами для предприятий потребкооперации, нацеленный, в отличие от существующих, на учет факторов, позволяющих минимизировать затраты на их закупку и хранение;
— разработан финансово-экономический механизм обеспечения эффективного управления товарными ресурсами в системе потребительской кооперации, отличительной чертой которого является оптимизация использования собственных финансовых средств и возможностей кредитного обслуживания;
— обоснована система показателей эффективности формирования и использования товарных ресурсов в потребительской кооперации, отличающаяся тем, что позволяет учесть вскрытые в ходе мониторинга тенденции и отраслевые особенности.
Практическая значимость результатов исследования. Реализация содержащихся в диссертации рекомендаций по повышению эффективности управления товарными ресурсами промышленных предприятий будет способствовать выполнению социальной миссии потребительской кооперации.
Практическое значение имеют аналитические обоснования и прикладные разработки, содержащие: систему показателей эффективности формирования и использования товарных ресурсовфинансово-экономический механизм обеспечения эффективного управления товарными ресурсамиэкономико-математическую модель управления товарными запасами, которая позволит кооперативным предприятиям оптимизировать их уровень и принимать обоснованные управленческие решения.
Результаты оценки эффективности управления товарными ресурсами организаций потребительской кооперации могут быть использованы для выявления передового опыта и определения основных направлений повышения эффективности их деятельности.
Разработанные автором рекомендации предусматривают внедрение в практику работы кооперативных организаций логистического подхода к управлению товарными ресурсами и расширение интеграции отраслей деятельности потребительской кооперации. Это способствует эффективному формированию товарных ресурсов кооперативных организаций, а также повышению результативности хозяйственной деятельности.
Материалы работы могут быть использованы в учебных целях при подготовке студентов по экономическим специальностям.
Апробация работы. Содержащиеся в диссертационной работе организационно-экономические рекомендации по управлению товарными ресурсами организаций потребительской кооперации нашли применение в работе конкретных предприятий системы потребительской кооперации Воронежской области. Система показателей эффективности формирования и использования товарных ресурсов, финансово-экономический механизм обеспечения эффективного управления товарными ресурсами, экономико-математическая модель управления товарными запасами приняты и внедрены в практическую деятельность кооперативных предприятий Воронежского облпотребсоюза (Нижнедевицкое сельпо и Семилукское райпо), что подтверждается актами внедрения.
Ряд теоретических положений и практических результатов проведенного диссертационного исследования докладывались на научно-практических конференциях Воронежской государственной технологической академии, Воронежского муниципального экономико-правового института, Воронежского кооперативного института филиала Белгородского университета потребительской кооперации (БУПК) (1999;2005гг.) Результаты исследования, полученные автором, используются в учебном процессе Воронежского кооперативного института при преподавании курса «Коммерческая деятельность в потребительской кооперации», «Маркетинг».
На защиту выносятся следующие положения, имеющие новизну и практическую значимость:
— уточненная экономическая категория товарных ресурсов, учитывающая рыночную конъюнктуру;
— финансово-экономический механизм эффективного управления товарными ресурсами и источниками их формирования;
— алгоритм управления товарными запасами и затратами на закупку и хранение;
— экономико-математическая модель для расчета оптимальных объемов закупки с учетом минимизации затрат на их содержание;
— основные направления по повышению эффективности управления товарными ресурсами в потребительской кооперации с учетом современных стратегий.
Публикации. По теме диссертации опубликованы 12 работ, в том числе монография, общим объемом 13,48 печатных листа, в том числе авторских 13,18 печатных листов.
Структура и объем работы обусловлена целью и задачами, поставленными и решенными в процесс исследования. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы, включающего 160 наименований и приложений.
Заключение
.
Товарные ресурсы обеспечивают функционирование промышленных, заготовительных, торговых предприятий и организаций, а также других структур хозяйственной деятельности. Повышенное внимание к вопросам управления товарными ресурсами обусловлено децентрализацией хозяйственных связей между экономическими субъектами, а также резким увеличением числа юридических и физических лиц, деятельность которых функционально связана с покупкой и реализацией товаров. Товарные ресурсы являются неотъемлемым элементом хозяйственной деятельности, требующим, как и другие элементы, целенаправленного воздействия. Они представляют собой своеобразный интегрирующий элемент кооперативного хозяйства, объединяющий многие процессы и юридические лица разных отраслей как внутри системы, так и вне ее. С позиций процесса принятия решений управление товарными ресурсами представляется как ряд взаимосвязанных или обособленных хозяйственных операций.
В качестве цели управления товарными ресурсами выступает обеспечение их максимальной экономичности. Это позволит, с одной стороны, увязать работу по управлению товарными ресурсами с общими целями предприятия, с эффективностью хозяйствующего субъекта в целом, с другой стороны — выявить конкретные резервы совершенствования управления товарными ресурсами, ориентируясь на четкий критерий экономии затрат.
Управление товарными ресурсами, во-первых, является одной из функций управления предприятием и имеет своим объектом товарные потоки на стадиях производства, закупки и сбыта продукции. Во-вторых, связано с процессами, совершающимися в системе «производство — распределение готовой продукции», в-третьих, предполагает использование принципиально новых подходов к обеспечению эффективности деятельности предприятия, в-четвертых, обеспечивает адаптацию предприятия к требованиям посредством координации действий всех подразделений, задействованных в выполнении договоров поставки, и проведения направленных изменений в системе «производство — закупка — сбыт».
Особенности товарных ресурсов в системе потребительской кооперации обусловлены объективными условиями деятельности, а также субъективными факторами экономического и организационного характера. Деятельность потребительской кооперации направлена не на получение максимальной прибыли, а на удовлетворение потребностей пайщиков. В числе других особенностей потребительской кооперации важную роль играет многоотраслевой характер деятельности. Предприятия потребительской кооперации имеют развитую инфраструктуру: собственное производство и заготовительные структуры, сеть предприятий торговли и общественного питания, собственный транспорт, складское хозяйство, тем самым существует возможность маневрирования товарными ресурсами. Товарные ресурсы являются неотъемлемым элементом хозяйственной деятельности, оказывая существенное влияние на динамику объемных и качественных показателей функционирования предприятий потребительской кооперации. В условиях экономической стабилизации, во многом основанной на применении жесткой монетарной политики и постепенной либерализации экономики, необходима особая гибкость управленческих структур и систем принятия решения.
Коммерческому аппарату предприятий и организаций потребительской кооперации необходимо оценить конструктивность подходов и инструментария, содержащихся в маркетинге, возможности их изменения в организации своей деятельности по управлению товарными ресурсами.
Эффективное управление запасами позволяет ускорить оборачиваемость капитала и повысить его доходность, уменьшить текущие затраты на их хранение, высвободить из текущего хозяйственного оборота часть капитала, реинвестируя его в другие активы. Управление запасами должно включать оптимизацию общего размера и структуры товарно-материальных ценностей, минимизации затрат по их обслуживанию и обеспечение эффективного контроля за их движением. То есть, необходимо применять логистические методы, широко и давно используемые зарубежными странами. Маркетинг и логистика тесно связаны между собой: маркетинг формирует спрос, а логистика его реализует.
В результате исследования автором сформулированы следующие выводы и рекомендации.
1. Товарные ресурсы как экономическая категория характеризует отношения по поводу их формирования, распределения и использования, складывающиеся между хозяйствующими субъектами, которые имеют свои цели и инструменты воздействия на контрагентов. С целыо раскрытия экономического содержания данной категории в диссертации выделено 4 основных её элемента: субъекты данных отношенийобъекты, на которые направлено внимание субъектовцели субъектовинструменты (механизмы), используемые субъектами в процессе их взаимодействия. Под товарными ресурсами на макроуровне автор понимает продукцию, произведенную отечественными и зарубежными предприятиями, предназначенную для промышленной переработки и доработки, продажи населению, государственных закупок и создания запасов. Товарные ресурсы предприятия (на микроуровне) — это произведенная самим предприятием или полученная извне продукция, предназначенная для переработки и (или) дальнейшей продажи.
2. Автором доказано, что в современных условиях управление товарными ресурсами является одной из функций управления предприятием и имеет своим объектом товарные потоки на стадиях производства, закупки и сбыта продукции. Оно связано с процессами, совершающимися в системе «снабжение — производство — сбыт готовой продукции», предполагает использование принципиально новых подходов к обеспечению эффективности деятельности предприятия, и обеспечивая его адаптацию к требованиям рыночной конъюнктуры посредством координации деятельности всех подразделений, задействованных в выполнении договоров поставки, и проведения направленных изменений в системе «закупкапроизводство — сбыт».
3. Формирование и управление товарными ресурсами в потребительской кооперации имеет свои особенности, связанные с многоотраслевым характером деятельности и спецификой потребностей обслуживаемого, в основном сельского населения. Это социально значимая система, осуществляющая производственную, заготовительную и торговую деятельность, сохранение целостности которой предполагает межотраслевую интеграцию и возможность функционирования в рамках единого комплекса: «заготовка — переработка — сбыт».
4. Кооперативной промышленности отводится важная роль в увеличении товарных ресурсов. На основе проведенной комплексной оценки её деятельности установлена низкая эффективность использования материально-технической базы и трудовых ресурсов, что обуславливает кризисное состояние промышленных предприятий и снижение их роли в формировании товарных ресурсов.
5. Система управления товарными ресурсами состоит из отдельных элементов, оптимальное взаимодействие между которыми обеспечивает ее эффективное функционирование в целом. Автором предложена модель, содержащая ряд последовательных этапов и блоков и позволяющая рационализировать управление товарными ресурсами и источниками их формирования, иб. Разработанные алгоритм управления товарными запасами и затратами на закупку и хранение для предприятий потребкооперации и динамическая экономико-математическая модель (динамическая) для расчета оптимальных объемов закупки нацелены на учет множества факторов, влияющих на качество управления запасами и позволяют минимизировать затраты.
6. В диссертации проведена систематизация показателей оценки эффективности формирования товарных ресурсов, особенность которой состоит в возможности учета того, что кооперативные организации и предприятия формируют товарные ресурсы как из внесистемных, так и из внутрисистемных источников поступления — продукции заготовительной и производственной отраслей деятельности. Система включает как локальные показатели, характеризующие управление именно товарными ресурсами, так и показатели, оценивающие эффективность работы организации в целом. Практическое использование системы показателей позволит установить их динамику, выявить резервы и разработать направления повышения эффективности формирования товарных ресурсов организаций потребительской кооперации.
7. Рекомендованный финансово-экономический механизм обеспечения эффективного управления товарными ресурсами позволяет предприятиям потребительской кооперации гибко и адекватно реагировать на изменение рыночных условий, предусматривает наращивание собственного оборотного капитала за счет привлечения на взаимовыгодных условиях средств пайщиков и некооперированного населения, организацию собственного кредитного обслуживания, а также реализацию принципов экономического стимулирования и материальной ответственности руководителей и специалистов за рациональное формирование товарных ресурсов.
8. Диссертантом обоснована возможность применения логистического подхода к управлению товарными ресурсами в потребительской кооперации. Это позволит объединить экономический, технологический и организационный аспекты, создать целостную систему управления на основе расширения интеграции отраслей потребительской кооперации и сформировать товарные ресурсы кооперативных организаций из внутрисистемных источников в рамках единого комплекса заготовкапереработка — сбыт.
Практическое внедрение выдвинутых в диссертации предложений и рекомендаций позволяет повысить эффективность деятельности промышленных предприятий потребительской кооперации.
Список литературы
- Абдукаримов, И.Т. Анализ хозяйственной деятельности потребительской кооперации Текст. / И. Т. Абдукаримов. М.: ПБОЮЛ М. А. Захаров, 2001.-324 с.
- Авдеенко, В.М. Производственный потенциал промышленного предприятия Текст. / В. М. Авдеенко, В. А. Котлов. -М.: Экономика, 1989. 240 с.
- Аврамова, Е. Адаптация промышленных предприятий к рыночным условиям Текст. / Е. Аврамова, И. Гурков. // Вопросы экономики, -1996. -№ 11.-С. 145 153.
- Агапбегян, А.Г. Интенсификация и эффективность социалистического производства. Текст. / А. Г. Аганбегян. М.: Наука, 1988. — 150 с.
- Агафонов, А.К. Проблемы интенсивного развития производства Текст. / Багрий П. И., Агафонов А. К., Марвенко А. В. Киев: Наукова думка, 1978.- 164 с.
- Алешин, А. Кооперативные отношения в АПК Текст. / А. Алешин. // АПК: экономика и управление, 1998. — № 9. — С. 35 — 42.
- Альбеков, А.У. Экономика коммерческого предприятия Текст. / А. У. Альбеков, С. А. Согомонян. М.: НИЦ «Наука для общества», 1998. -189 с.
- Ансофф Стратегическое управление Текст. / Ансофф. М.: Экономика, 1989.- 198 с.
- Астахов, А.С. Критерий и система показателей экономической эффективности производственных решений Текст. / А.С. Астахов- М.: Мысль, 1989.- 156 с.
- Атлас, З.В. Эффективность производства и рентабельность предприятий Текст. / З. В. Атлас, В. Я. Ионов М.: Мысль, 1997. — 196 с.
- Аукционск, С. Убыточное производство в российской промышленности Текст. / С. Аукционек. // Вопросы экономики 2001. — № 11. — С. 153 — 159.
- Баев, Н.Ф. Потребительская кооперация и личные подсобные хозяйства Текст. / Н. Ф. Баев, С. В. Чернов. М.: Экономика, 1986. — 96 с.
- Баканов, М.И. Теория экономического анализа Текст. / М. И Баканов, А. Д. Шеремет. М.: Финансы и статистика, 1995. -228 с.
- Барнгольц, С.Б. Экономический анализ работы промышленных предприятий Текст. / С. Б. Барнгольц, A.M. Сухарев. М.: Госстатиздат, 1954.- 124 с.
- Барчук, Т.Н. Технология торговых процессов Текст. / Т. Н. Барчук. -М.: Экономика, 2000. 184 с.
- Ветроградов, В. Управление продажами Текст. / В. Ветроградов. 2 изд. — СПб.: Питер, 2004. — 236 с.
- Бережков, В. Кооперация производства фактор устойчивости Текст. / В. Бережков. // Экономист.2001. — № 2. — С. 48 — 58.
- Бернстайн, JI.A. Анализ финансовой отчетности. Теория, практика, интерпретация Текст. / J1.A. Бернстайн. [Гл. ред. серии проф. Соколов Я.В.] М.: Финансы и статистика, 1996. — 256 с.
- Бирман, A.M. Экономические рычаги повышения эффективности производства Текст. / A.M. Бирман. М.: Мысль, 1980. — 156 с.
- Блаж, И.Д. Экономико-математическое моделирование в пищевой промышленности Текст. /И.Д. Блаж. М.: Агропромиздат, 1986.-287 с.
- Богомолова, И.П. Научно-методические основы повышения эффективности деятельности промышленных предприятий потребительской кооперации Текст. / И. П. Богомолова, Л. П. Гусева. Воронеж: Истоки, 2004. — 180 с.
- Богомолова, И.П. Диагностика и особенности деятельности промышленных предприятий потребительской кооперации Текст. / И. П. Богомолова, JI.M. Сапронова. // Вестник центра исследований региональной экономики, вып. 6 Воронеж, 2005. — С. 77 — 79.
- Богомолова, И.П. Управление товарными ресурсами промышленных предприятий системы потребительской кооперации Текст. / И. П. Богомолова, JI.M. Сапронова. — Воронеж: Истоки, 2005. 160 с.
- Бондаренко А. Возможности пищевой и перерабатывающей промышленности Текст. / А. Бондаренко. // Экономист, 2002. — № 4. — С. 92 -96.
- Бригем, Ю. Финансовый менеджмент Текст. / Ю. Бригем, JI. Гапен-ски: полный курс- перевод с англ.- под ред. В. В. Ковалева. СПб: Экономическая школа, 1997. — 387 с.
- Булдашов, В. Кооперация и власть Текст. / В. Булдашов. // Российская кооперация, 2001. № 19. — С. 1−2.
- Вахрин, П.И. Как определить потребность в товарах Текст. / П. И. Вахрин. // Современная торговля. 2000. — № 1. — С. 8 — 13.
- Гальперин, В.М. Микроэкономика Текст. / В. М. Гальперин, С. М. Игнатьев, В. И. Моргунов.- под общ.ред. В. М. Гальперина. Спб: Экономическая школа, 1997. -464 с.
- Горюшкин, В.И. Кооперативная пищевая промышленность: пути развития, опыт Текст. / В. И. Горюшкин. М.: Экономика, 1990. — 154 с.
- Гражданский кодекс Российской Федерации: принят ч.1 30 ноября 1994 г., ч.2 26 января 1996.: офиц. текст: по состоянию на 15 марта 2004 г. / М-во юстиции Рос. Федерации. М.: Маркетинг, 2004 — 159 с.
- Гребнев, А.И. Экономика торгового предприятия: Учебник для вузов Текст. /А.И. Гребнев, Ю. К. Баженов, О. А. Габриэлян и др.- М.: ОАО Издательство «Экономика», 1997. 238 с.
- Гулямов, С. Системный анализ эффективности производства в рыночных условиях Текст. / С. Гулямов. Ташкент: Мехнат, 1992 — 203 с.
- Демин, В.А. Методология маркетинга товарных ресурсов Текст. / В. А. Демин. Деловой вестник «Российской кооперации» — 2004. — № 7. -С. 35 — 38.
- Демченко, B.C. Системный анализ деятельности предприятий Текст./ B.C. Демченко, В. И. Милета. М.: Финансы и статистика, 1990. — 182 с.
- Дронов, Ф.А. Эффективность экономики и совершенствование методов планирования Текст. / Ф. А. Дронов.: НИИ ЭЭММП, Минск, 1983.- 152 с.
- Ефимова, О.В. Финансовый анализ Текст. / О. В. Ефимова 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Бухгалтерский учет, 1999. — 364 с.
- Зайцев, Н.А. Экономика промышленного предприятия Текст. / Н. А. Зайцев. М.: ИНФРА-М, 2000. — 358 с.
- Захарченко, Н.Н. Основы системного анализа Текст. / Н. Н. Захарченко, Н. В. Минаева. Издательство Санкт-Петербургского университета экономики и финансов, 1992. — 75 с.
- Ильин, Ю.А. Отечественная кооперация Текст. / Ю. А. Ильин. Иваново: ИГУ, 1994. — 472 с.
- Кац, И. Я. Экономическая эффективность деятельности предприятий (анализ и оценка) Текст. / И. Я. Кац. М.: Финансы и статистика, 1987. — 192 с.
- Каширин, В.В. Функции потребительской кооперации в переходной экономике Текст. / В. В. Каширин В.В. // Вестник Московского университета. Сер. 6. Экономика, 1999. -№ 1.
- Кобринский Г. Стимулирование кооперативных связей в промышленности / Г. Кобринский. // Экономист. 2001. — № 5. — С. 74 — 82
- Коневских, П.М. Эффективность территориальной концентрации и специализации промышленного производства Текст. / П. М. Коневских. М.: Экономика, 1986. — 103 с.
- Кооперация как компонент рыночных отношений: проблемы теории и истории Текст. / выпуск 1. Иваново: ИГУ, 1999. — 156 с.
- Кондраков, Н.П. Бухгалтерский учет Текст. / Н. П. Кондраков. М.: Проспект, 2004. — 410 с.
- Ковалев, В.В. Финансовый анализ: методы и процедуры Текст. / В. В. Ковалев. М.: Финансы и статистика, 2003. — 410 с.
- Ковалев, В.В. Финансовый анализ: Управление капиталом. Выбор инвестиций. Анализ отчетности Текст. / В. В. Ковалев. М.: Финансы и статистика, 1995 .-410с.
- Ковбаскж, М.Р. Анализ финансовой деятельности предприятия Текст. / М. Р. Ковбаскж, Э. Н. Соколовская, В. М. Беспалов. М.: Финансы и статистика, 1990. — 96 с.
- Концепция развития потребительской кооперации на период до 2010 года М.: Центросоюз РФ, 2001. — 56 с.
- Кооперативная самобытность в новом тысячелетии: Материалы Российской научно-практической конференции ноябрь 2000 г. / Белгород: Издательство Белгородского университета потребительской кооперации «Кооперативное образование», 2001. 162 с.
- Котлер, Ф. Основы маркетинга Текст. / Ф. Котлер. — перевод с анг.- под общ.ред. Е. М. Пеньковой. М.: Прогресс, 1992. — 462 с.
- Крейнина, М.Н. Анализ финансового состояния и инвестиционной привлекательности акционерных обществ в промышленности, строительстве и торговле Текст. / Крейнина М. Н. М.: «МВ-Центр», 1994. -208 с.
- Кузнецов, Г. Стратегия развития пищевой промышленности Текст. / Г. Кузнецов. // Экономист. 2002. — № 4. — С. 92 — 94.
- Ланкастер, Д. Организация сбыта пер. с анг. [Текст] /Д. Ланкастер, Д. Джоббер. Минск: Амалфея, 2003. — 384 с.
- Лебедева, Л.А. Управление товарными потоками в потребительской кооперации Текст. / Л. А. Лебедева. — Белгород: Кооперативное образование, 2000. 88 с.
- Левицкий, Е.М. Адаптивные экономические модели Текст. / Е. М. Левицкий. Новосибирск: Наука, 1981.- 198 с.
- Львов, В.Д. Эффективное управление техническим развитием Текст. / В. Д. Львов. М.: Экономика, 1990. — 184 с.
- Львов, Д.С. Измерение эффективности производства Текст. / Д. С. Львов, А .Я. Рубинштейн. М.: Экономика, 1974. — 234 с.
- Лычагин, М.В. Моделирование финансовой деятельности предприятия Текст. / М. В. Лычагин, Н. Б. Мироносецкий. Новосибирск: Наука. Сиб. отделение, 1986. — 292 с.
- Макконелл, Н.Р. Экономикс: Принципы, проблемы и политика Текст. / Н. Р. Макконелл, С.Л. Брю- пер. с англ. М.: Республика, 1993.
- Маркс, К., Энгельс Ф. Соч. Т. 23, 24.
- Маракулин, М.В. Оптимизация структуры компаний в целях повышения конкурентоспособности: Управление предприятием Текст. /
- М.В. Маракулин. // Менеджмент в России и за рубежом. 2003. — № 1-С. 52- 58.
- Мартынкевич, Ф.С. Методологические проблемы измерения эффективности сельскохозяйственного производства Текст. / Ф. С. Мартынкевич, В. П. Большакова, И. В. Корызно. Мн.: Наука и техника, 1979. -263 с.
- Матусевич В.А., Потребительская кооперация в агропромышленном комплексе страны Текст. / Матусевич В. А. М.: Экономика, 1983. -224 с.
- Мельник, М.М. Экономико-математические методы в планировании и управлении материально-техническом снабжении Текст. / М. М. Мельник. — М.: Высшая школа, 1999. 258 с.
- Методические рекомендации по переводу предприятий потребительской кооперации на внутренний хозрасчет Текст. / З. А. Капелюк, JI.A. Сипко. Новосибирск: СИБУПК, 1998. — 56 с.
- Механизм антикризисного управления в потребительской кооперации: методические рекомендации Текст. / Сост. О. П. Зайцева. — Новосибирск: СИБУПК, 1998.-48 с.
- Мищенко, В.И. Экономический оборот и эффективность ресурсов агропромышленного комплекса Текст. / В. И. Мищенко. Харьков: Ви-ща школа, 1986.- 159 с.
- Наговицина, Л.П. Как управлять товарными запасами Текст. / Л. П. Наговицина.-М.: Экономика, 1989.- 108 с.
- Налоговый кодекс Российской Федерации М.: Омега-Л, 2004 — 480 с.
- Основные показатели хозяйственно-финансовой деятельности потребительской кооперации Воронежской области в 1997 году Воронеж, 1998.- 108 с.
- Основные показатели хозяйственно-финансовой деятельности потребительской кооперации Воронежской области в 1998 году Воронеж, 1999.- 109 с.
- Основные показатели хозяйственно-финансовой деятельности Воронежского облпотребсоюза за 1999 2000 году — Воронеж, 2001. — 135 с.
- Основные показатели хозяйственно-финансовой деятельности потребительской кооперации Воронежской области в 2001 году — Воронеж, 2002.- 102 с.
- Основные показатели хозяйственно-финансовой деятельности потребительской кооперации Воронежской области в 2002 году- Воронеж, 2003.- 107 с.
- Октябрьский, П. Согласование показателей интенсификации и эффективности производства Текст. / П. Октябрьский. // Вестник статистики.-№ 5.- 1986 С. 17 — 28 .
- Омаров, A.M. Управление социалистической экономикой / A.M. Омаров: учеб. пособие для вузов. М.: Экономика, 1979. — 109 с.
- Опыт работы Ленинградского мелькомбината по повышению эффективности производства Текст. / Хорев А. И., Богомолова И. П., Богаче-ва О.А., Воронежский технологический институт. — Воронеж, 1988. — 14с.
- Орлов, Б.И. Компьютерная обработка учетной информации Текст. / Б. И. Орлов, О. В. Жигалов. М.: Типография ЦУМКа Центросоюза, 1999.-24 с.
- Панасюк М.В., Экономика, организация и планирование производственной деятельности потребительской кооперации Текст. / М. В. Панасюк, П. Г. Петрук. -М.: Экономика, 1994.-58 с.
- Панкратов, Ф.Г. Коммерция и технология торговли Текст. / Ф. Г. Панкратов, В. К. Памбухчиянц. М.: ИВЦ, «Маркетинг», 2000. — 220 с.
- Панкратов, Ф.Г. Коммерческая деятельность Текст. / Ф. Г. Панкратов, Т. К. Серегина: учебник для вузов. 4-е изд., перераб. и доп. — М.: ИВЦ «Маркетинг», 2003. — 580. с.
- Пасс, К. Большой толковый словарь бизнеса Текст. / К. Пасс, Б. Jloyc, Л. Чедвик. М.: Вече, ACT, 1998. — 688 с.
- Петухов, P.M. Оценка эффективности промышленного производства: Методы и показатели Текст. / P.M. Петухов М.: Экономика, 1990. -92 с.
- Пигунова, О.В. Стратегия коммерческой деятельности предприятия розничной торговли Текст. / О. В. Пигунова, О. Г. Аниськова. М.: Из-дательсско-книготорговый цетр «Маркетинг», 2002. — 117 с.
- Плоткин, Б.К. Введение в коммерцию и коммерческую логистику Текст. / К. Б. Плоткин. М.: Банки и биржы: ЮНИТИ, 1996. — 219 с.
- Плышевский, Б.П. Экономический рост и эффективность Текст. / Б. П. Плышевский. М.: Экономика, 1979. — 259 с.
- Пухляков, П.П. Определение технико-экономической эффективности помолов Текст. / П. П. Пухляков, А. И. Хорев. Воронеж: Воронежский технологический институт, 1987. — 20 с.
- Ракитских, В.Г. Экономика организации (предприятия) Текст. / В. Г. Ракитских. М.: Экономика, 2003.- 156 с.
- Родионова, В.М. Финансовая устойчивость предприятия в условиях инфляции Текст. / В. М. Родионова, М. А. Федотова. М.: Перспектива, 1995.- 159 с.
- Российская Федерация. Законы. Законы о кооперации. Уставы потребительских обществ: офиц.текст. Белгород: Издательство Белгородского университета «Кооперативное образование», 2000. — 189 с.
- Рубинов, М. Основы экономического анализа работы предприятий Текст. / М. Рубинов. -М.: Госфиниздат, 1962. 248 с.
- М.А. Русак, Совершенствование экономического анализа в кондитерской промышленности Текст. / М. А. Русак. М.: Агропромиздат, 1986.- 189 с.
- Русинов, Ф.М. Управление и интенсификация общественного производства Текст. / Ф. М. Русинов М.: МИНИП, 1986. — 184 с.
- Сапронова, JI.M. Маркетинговая деятельность в формировании товарных ресурсов потребительской кооперации Текст. / JI.M. Сапронова. // Материалы межвузовской научно-практической конференции. Чебоксары, 1999. — С. 24−26.
- Сапронова, JI.M. Роль управления товарными ресурсами Текст./ Л. М. Сапронова.// Современные проблемы социально-экономического развития отраслей рыночной экономики: сборник научных трудов: в 2 ч. Воронеж: издательство «Кварта», 2003. — С. 11−14.
- Савченко, И. Система управления предприятием как фактор повышения его конкурентоспособности Текст. / И. Савченко. // Менеджмент сегодня. -2003.-№ 4. С. 25 — 29.
- Семененко, А. И. Предпринимательская логистика Текст. / А.И. Се-мененко. — СПб.: Политехника, 1997. 349 с.
- Сергеев, И.В. Экономика предприятия Текст. / И. В. Сергеев. М.: Финансы и статистика, 2000. — 304 с.
- Скобелева, И.П. Эффективность предприятия в конкурентной среде Текст. / И. П. Скобелева. Спб.: ЛИВТ, 1992. — 192 с.
- Смехов, Б.М. Управление эффективностью / Б. М. Смехов. М.: Политиздат, 1984. — 182 с.
- Социальные и нравственные основы потребительской кооперации Текст. / В. М. Ермаков. — М.: «Наука и кооперативное образование, 2003.-406 с.
- Социально-экономическое положение потребительской кооперации Российской Федерации в 1997 году М.: 1998. — 150 с.
- Социально-экономическое положение потребительской кооперации Российской Федерации в 1998 году-М.: 1999. 150 с.
- Социально-экономическое положение потребительской кооперации Российской Федерации в 1999 году М.: 2000. — 150 с.
- Социально-экономическое положение потребительской кооперации Российской Федерации в 2000 году -М.: 2001. 150 с.
- Социально-экономическое положение потребительской кооперации Российской Федерации в 2001 году М.: 2002. — 150 с.
- Социально-экономическое положение потребительской кооперации Российской Федерации в 2002 году- М.: 2003. 150 с.
- Социально-экономическое положение потребительской кооперации Российской Федерации в 2003 году- М.: 2004. 150 с.
- Стоянова, Е. Финансовый менеджмент в условиях инфляции Текст. / Е. Стоянова М.: Перспектива, 1999. — 61 с.
- Стратегия и социальная миссия потребительской кооперации Текст. / — Белгород: Издательство Белгородского университета потребительской кооперации «Кооперативное образование», 2000. — 194 с.
- Тарасова, Е.Е. Совершенствование коммерческой деятельности оптовых предприятий Текст. / Е. Е. Тарасова. Белгород: БУПК, 1997. -161с.
- Теплова, JI.E. Сущность кооперации и особенности ее развития в современной России Текст. / JI.E. Теплова, Е. В. Исаенко. Белгород: Издательство Белгородского университета потребительской кооперации «Кооперативное образование», 2003. — 71 с.
- Тихомирова, А.В. Оценка эффективности управления производством Текст. / А. В. Тихомирова. -М.: Экономика, 1984. — 151 с.
- Томпсон, А. Экономика фирмы Текст. / А. Томпсон, Дж. Форби Пер. с англ. М.: ЗАО «Издательство БИНОМ», 1998. — 544 с.
- Торговля. Термины и определения / Госстандарт России. М.: ИПК Издательство стандартов, 1999. — 11 с.
- Уколова, JI.B. Кооперативы современной России Текст. /JI.B. Уко-лова: учебное пособие. Белгород: Издательство Белгородского университета потребительской кооперации, 1998. — 89 с.
- Управление эффективностью производства Текст. / В. А. Подсолонко, В. Н. Гамзина, Т. П. Киселева. Киев: Наука думка, 1995. — 266 с.
- Управление производственно-хозяйственными системами и эффективностью производства Текст. / под общей ред. В. П. Никитина. -Саратов: СПИ, 1989. 160 с.
- Фатхутдинов, Р. Стратегический маркетинг один из инструментов повышения конкурентоспособности: Качество-национальная программа Текст. / Р. Фатхутдинов. // Стандарты и качество. — 2004.-№ 1.-С. 60−63.
- Философ, JI. Несостоятельность предприятия? Нет, несостоятельны критерии Текст. / JI. Философ. // Экономика и жизнь. 1995. — № 13.
- Фирсова, А. А Эффективность кооперативной промышленности и проблемы ее измерения в условиях рыночной экономики Текст. / А. А. Фирсова. Белгород: БКИ, 1992. — 32 с.
- Френкель, А. Обобщающий показатель эффективности производства Текст. / А. Френкель. // Вестник статистики. 1988. — № 3. — С. 14−18.
- Фридман A.M. Экономика торговой деятельности потребительского общества Текст. / A.M. Фридман: учеб. пособ- Воронеж: Изд-во ВГУ, 1994.-176 с.
- Хейман, С.А. Структурные факторы интенсификации общественного производства Текст. / С. А. Хейман. -М.: Экономика, 1984. 154 с.
- Хорев, А.И. Экономика предприятий пищевой промышленности с элементами антикризисного управления Текст. / А. И. Хорев, И. П. Богомолова, А. Г. Волков.: учеб. пособ. / ВГТА. Воронеж, 2000. — С. 160.
- Хорев, А.И. Методы оценки деятельности предприятий Текст. / А. И. Хорев, Б. П. Рукин. // Материалы международной научно-практической конференции «Функционирование предприятий в период становления рыночных отношений». Орел, 1994. — С. 44−46.
- Хорев, А.И. Оценка эффективности ресурсов в мукомольно-крупяной и комбикормовой промышленности Текст. / А. И. Хорев. // Деп. в ЦНИИТЭИ, С. 525.
- Чаянов, А. В. Избранные произведения Текст. / А. В. Чаянов. //Сост. В. Б. Муравьев. М.: Современник, 1989. — 486 с.
- Чаянов, А. В. Краткий курс кооперации Текст. / А. В. Чаянов. 4-е изд. -М.: «Кооперативное издательство», 1925. — 80 с.
- Чаянов, А.В. Избранные труды Текст. / А. В. Чаянов. М.: Колос, 1993.-630 с.
- Черняховский, В. Вопросы эффективности и оптимальности Текст. / В. Черняховский В. -М.: Наука, 171с.
- Чумаченко, Н.Г. Учет и анализ в промышленном производстве США Текст. / Н. Г. Чумаченко. -М.: Финансы, 1971. 134 с.
- Шеремет, А.Д. Методика финансового анализа Текст. / А. Д. Шеремет, Е. В. Негашев. М.: ИНФРА — М, 1999. — 334 с.
- Шилов, И.И. Экономика отрасли Текст. / А. В. Шилов. Белгород: Кооперативное образование, 2002. — 197 с.
- Шмален, Г. Основы и проблемы экономики предприятия Текст. / Г. Шмален перевод с нем.: под общ. ред. А. Г. Поршнева. М.: Финансы и статистика, 1996. — 512 с.
- Эйлон, С. Система показателей эффективности производства. Прикладной анализ Текст. / С. Эйлон, Б. Голд, Ю. Сезан. М.: Экономика, 1980.-190 с.
- Экономика предприятия Текст. / Л. Я. Аврашков, В. В. Адамчук, О. В. Антонова и др.- под общей ред. В. А. Швандера. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998.-742 с.
- Экономика предприятия Текст. / под общей ред. А. Е. Карлика, М. А. Шухгальтер. М.: ИНФРА — М, 2001. — 432 с.
- Экономика предприятия Текст. / под общей ред. Н. А. Сафронова. -М.: «Юристъ», 1998. 584 с.
- Экономика предприятия Текст. / под общей ред. В. Я. Горфинкеля, В. А. Швандера. 3-е изд., перераб. и доп.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. -718 с.
- Эклунд, Клас. Эффективная экономика шведская модель Текст. / Клас Эклунд: перевод, со швед.: под общей ред. A.M. Волкова. — М.: Экономика, 1991. — 256 с.
- Грендин, Г. И. Эффективность производства и качество работы Текст. / Г. И. Грендин, В. Н. Кудрявцев. Кемерово: Кн. Издательство, 1981. — 156 с.
- Яковлев, А. Промышленные предприятия на рынке: сдвиги в структуре хозяйственных связей, состояние и перспективы конкуренции Текст. / Вопросы экономики. 2002. — № 11. — С. 131−145.
- Динамика развития потребительской кооперации Воронежской области за 1992−2003 гг.
- Годы Показатели --- 1992 1993 1995 1996 1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2003 в %к 1992 2003 в %к 20 021 2 3 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15
- Численность обслуживаемого населения, тыс. чел. 1161 1148 1108 1051 1104 1102 1113 982,7 982,7 889,1 810,8 69,8 91,2
- Численность пайщиков, тыс. чел. 334 335 311 293 279 271 271 265,9 255,9 194,2 178,1 53,3 91,7
- Численность работающих в потребительской кооперации, тыс. чел. 30,4 23,3 20,8 15,7 17 13 14 14 12,4 11,1 9,9 32,6 89,2
- Потребительские общества (без районных), ед. 53 41 29 24 16 9 8 8 8 8 11 20,8 137,5
- Районные и окружные потребсоюзы, ед. 10 11 7 6 3 1 1 1 2 2 20 100
- Районные потребительские общества, ед. 22 21 25 26 29 31 32 31 31 30 27 122,7 90,0
- Хозрасчетные предприятия, хозяйства облпотребсоюза, ед. 40 40 38 39 40 35 22 37 37 37 37 92,5 100
- Производство товаров народного потребления (млн. руб.) 17 14 124 182 161 236 236 217 244,5 221 232,8 4 89,5
- Динамика производства потребительских товаров в сложившихся ценах по потребительским обществам Воронежского ОПС за 1998 2003 г. г.
- Аннинское 7,4 10,7 15,9 16,6 15,7 18,0 243 114 390 392 +2 15 15 0
- Бобровское 3,3 3,3 0,5 0,1 0,3 0,2 6 67 9 4 -5 1 1 0
- Богучарское 13,3 25,2 28,4. 35,7 30,0 22,9 172 76 813 717 -96 24 18 -6
- Борисоглебское 0,4 0,7 0,8 0,9 0,2 10
- Бутурлиновекое 3,8 7,2 6,3 4,1 3,7 3,1 82 84 143 121 -22 6 4 -2
- Верхнехавское 2,4 3,8 1,7 0,3 0,03 0,03 1 100 1 1 0 1 +1
- Верхнемамон-ский 2,3 3,6 4,1 5,0 5,2 5,8 252 112 230 412 +182 20 21 +1
- Воробьевское 1,4 1,6 1,3 1,1 0,7 0,8 57 114 30 37 +7 28 48 +20
- Грибановское 5,2 9,4 7,5 4,5 2,6 1,3 25 50 78 166 +88 22 -22
- Калачеевское 6,5 5,6 1,7 3,9 4,7 152 74 -74
- Каменское 1,3 2,5 2,2 2,4 2,4 2,7 208 113 144 251 +107 8 8 01. Продолжение приложения 2
- Кантемировское 7,5 10,1 11,4 20,2 22,3 25,4 339 114 612 698 +86 18 19 +1
- Каширское 2,8 2,5 2,2 1,8 0,8 31 4 -4
- Лискинское 3,9 4,1 3,5 5,0 5,4 6,2 159 115 111 136 +25 15 21 +6
- Нижнедевицкое 2,8 1,4 1,3 1,2 1,1 0,4 14 36 44 24 -20 9 3 -6
- Новоусманское 4,6 3,9 1,1 2,2 3,2 3,6 78 113 54 118 +64 5 5 0
- Новохоперское 2,4 3,7 2,0 1,3 1,8 1,8 75 100 57 60 +3 9 7 -2
- Ольховатское 2,5 5,3 6,8 6,5 7,5 7,6 304 101 288 327 +103 20 21 +1
- Осрогожское 2,7 4,2 2,5 3,5 4,7 4,5 167 96 151 173 +22 23 22 -1
- Павловское 4,3 6,1 5,7 5,7 4,1 5,9 137 144 113 181 +68 6 8 +2
- Панинское 2,3 3,1 0,8 1,0 0,4 0,2 9 50 15 11 -4 3 2 -1
- Поворинское 1,3 0,5 0,2 0,01 0,01
- Петропавлоское 4,0 5,2 2,7 3,2 3,4 4,2 105 124 137 173 +36 14 14 0
- Подгоренское 3,1 6,7 5,4 4,7 4,8 3,5 113 73 178 231 +53 12 10 -2
- Рамонское 8,1 8,9 6,7 6,0 3,1 13,3 164 429 109 6 -6
- Репьевское 2,7 5,5 6,4 8,7 9,2 12,6 467 137 633 929 +296 20 23 +3
- Россошанское 5,4 8,6 9,1 10,7 9,4 8,9 165 95 273 267 -6 9 7 -2
- Семилукское 3,0 2,3 2,3 2,4 2,2 1,6 53 73 70 61 -9 6 4 -2
- Таловское 8,6 15 17,9 17,3 15,7 18,1 210 115 318 583 +265 30 36 +6
- Терновский 3,0 3,7 5,6 6,3 8,5 12,5 417 147 302 463 +161 47 67 +20
- Хохольское 2,6 3,6 4,7 7,4 7,5 8,6 331 115 283 425 +142 14 14 0
- Эртильское 4,2 4,9 1,2 1,0 1,2 7,3 174 608 35 64 +29 18 -18
- Всего: 161 235 170 245 221 233 N5 105 229 287 +58 16 16 0
- Динамика производства хлеба и хлебобулочных изделий по системе Воронежского ОПС за 1998−2003 гг. (т)
- Наименование потребительских обществ, союзов 1998 г. 1999 г. 2000 г. 2001 г. 2002 г. 2003 г.
- Факт. в%к 1998 г. в%к 2001 г.
- Аннинское 2835 3199 3179 2907 2586 2875 101 111
- Бобровское 906 570 86 126 282 300 33 106
- Богучарское 2641 2627 2628 2649 2358 1815 70 77
- Борисоглебское 7 2 2 100
- Бутурлиновское 1140 1145 938 524 468 337 30 72
- Верхнехавское 770 587 201 16 2 1 50
- Верхнемамонский 463 396 494 528 526 456 99 87
- Воробьевское 211 152 169 116 30
- Грибановское 1841 1822 1106 644 394 196 11 50
- Калачеевское 354 232 50 183 109
- Каменское 294 369 291 280 267 252 86 94
- Кантемировское 1906 1548 1013 1927 2078 2304 121 111
- Каширское 508 183 273 287 135 10 2 7
- Лискинское 1424 860 624 729 746 687 48 92
- Нижнедевицкое 762 116 30 84 74 76 10 103
- Новоусманское 828 662 106 173 211 193 23 92
- Новохоперское 744 622 400 268 288 267 36 93
- Ольховатское 671 596 760 662 714 664 99 93
- Острогожское 913 554 220 235 405 342 38 84
- Павловское 1344 1172 895 810 621 586 44 94
- Панинское 592 368 52 58 10 5 1 501. Поворинское 333 76 55 7
- Петропавловское 727 694 314 376 415 406 56 98
- Подгоренское 854 945 576 524 483 384 45 80
- Рамонское 1099 601 457 511 313 37 3 12
- Репьевское 395 566 509 603 617 731 185 119
- Россошанское 902 839 752 790 606 520 58 86
- Семилукское 269 247 9 10 20 28 10 140
- Таловское 2649 3046 2548 2229 1995 1709 65 86
- Терновский 1031 950 1064 1038 855 576 56 67
- Хохольское 757 750 645 931 912 881 116 97
- Эртильское 931 869 106 698 13 18 2 139
- Всего: 31 096 27 606 20 569 20 932 18 539 17 380 56 94