Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Развитие малого предпринимательства в регионе в период глобализации: на материалах Московской области

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Одним из этапов подготовки регионов к новым условиям внешнеэкономической деятельности является создание Рабочих групп или межведомственных комиссий. Задача данных структур состоит в организации и координации работы на уровне субъекта в сфере анализа регионального законодательства на предмет соответствия федеральным законам, в области подготовки предприятий, включая информирование об условиях… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Научные основы развития малого предпринимательства в период глобализации
    • 1. 1. Сущность малого предпринимательства и его необходимость на современном этапе развития
    • 1. 2. Влияние глобализации на развитие малого предпринимательства
    • 1. 3. Состояние и структура занятости рабочих мест в малом предпринимательстве
  • Глава 2. Конкурентоспособность малого предпринимательства Московской области
    • 2. 1. Особенности развития малого предпринимательства в Московской области
    • 2. 2. Основные показатели развития малого предпринимательства Московской области. ^
    • 2. 3. Характеристика малого предпринимательства на рынке товаров и услуг в регионе в период глобализации
  • Глава 3. Основные направления развития малого предпринимательства Московской области
    • 3. 1. Влияние макроэкономических аспектов вступления России в ВТО на развитие малого предпринимательства Московской области
    • 3. 2. Мероприятия по повышению конкурентоспособности малого предпринимательства в Московской области
    • 3. 3. Конкурентные преимущества и прогноз развития малого предпринимательства Московской области в период глобализации

Развитие малого предпринимательства в регионе в период глобализации: на материалах Московской области (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования.

Актуальность темы

диссертационного исследования обусловлена потребностями выработки теоретико-методологических подходов и практических рекомендаций, позволяющих повысить эффективность деятельности малых предприятий в высококонкурентной среде, как на региональном, так и на международных рынках.

Предстоящее присоединение России к Всемирной торговой организации (ВТО) обусловлено процессами глобализации экономических отношений и необходимостью общего повышения конкурентоспособности российской экономики.

В период глобализации открывается широкий доступ конкурентоспособных зарубежных товаров и услуг на российские рынки, что представляет опасность для деятельности отечественного сектора малого предпринимательства, располагающего ограниченными ресурсами и наименее подготовленного к жесткой конкурентной борьбе. Во многих странах для развития малого и среднего предпринимательства за счет различных льгот и преимуществ на законодательном уровне созданы более выгодные, чем для крупных предприятий, условиядействуют специальные механизмы государственной поддержки, основанные на осознании не только экономической, но и социальной важности нормального функционирования малого и среднего бизнеса для государства и общества. Это дает конкурентное преимущество иностранным предприятиям малого и среднего бизнеса.

Российское законодательство о малом предпринимательстве устарело и не отвечает требованиям времени. Можно констатировать, что за последние годы достигнут значительный прогресс в совершенствовании системы государственной поддержки малого предпринимательства. В первую очередь, это происходит благодаря активизации позиций Совета Федерации и Государственной Думы, Правительства Российской Федерации, Торгово-промышленной палаты Российской Федерации, профессиональных объединений предпринимательского сообщества.

Мировой опыт показывает, что каждое из динамично и устойчиво развивающихся государств разрабатывает на основе анализа статистических данных долговременную программу социально-экономических преобразований, во многом ориентированную на стимулирование малого предпринимательства. Это позволило в развитых странах сектору малого предпринимательства обеспечивать до 40−60% от объема внутреннего валового продукта, тогда как в России соответствующий вклад малых предприятий составляет 11,4%. В связи с этим большее значение целесообразно уделить именно состоянию сектора малого предпринимательства в регионах, в том числе в Московском. Региональные предприятия сектора малого предпринимательства в настоящий момент практически не способны конкурировать с зарубежными товарами и услугами.

Изложенные выше аргументы свидетельствуют об актуальности темы диссертации и представляют ее большую экономическую и социальную значимость для всего народно-хозяйственного комплекса.

Степень разработанности темы. Проблемам вхождения России в ВТО и развития предпринимательства, методам организации и стимулирования, малого бизнеса посвящено значительное количество публицистических и научных работ. Большое влияние на формирование современных теорий развития предпринимательства оказали взгляды таких известных ученых как, Д. Кейнс, А. Хоскинс, Ж. Сэй, И. Шумпетер, Ф. Найт, Л. Н. Тэпман, Р. Хизрич и др.

Среди отечественных исследователей можно выделить работы В. И. Алексахина, В. К. Андреева, Э. А. Арустамова, А.О. .Блинова, И. Н. Шапкина, Д. И. Валигурского, О. Б. Дигилиной, В. В. Калмыкова, М. Г. Лапусты, С. М. Миронова, А. Н. Пахомкина, В. П. Ситько и др. ученых.

Однако остаются нерешенными проблемы теоретико-методологического и научно-практического плана, что обусловлено возникающими новыми задачами в развитии российской экономики и малого предпринимательства. Прежде всего, это относится к конкурентоспособности малых предприятий в период глобализации.

Область исследования: Исследование проведено в рамках специальности 08.00.05 «Экономика и управление народным хозяйством' (5. Региональная экономика)»: п. 5.13 «Проблемы устойчивого развития регионов разного уровнямониторинг экономического социального развития регионов разного уровня» и 08.00.14 «Мировая экономика»: п. З «Глобализация экономической деятельности — качественно новый этап интернационализации хозяйственнойжизни, его позитивные и негативные последствия для. развитых и развивающихся стран».

Объектом исследования являются хозяйствующие субъекты малого предпринимательства Московской области.

Предметомисследования являются социально-экономические: и нормативно-правовые особенности развития малого предпринимательства.

Целью: диссертационной работы является: разработка методических рекомендаций и практических. предложений: по повышению конкурентоспособности. малого предпринимательства Московской области в период глобализации.

В соответствии с намеченной цслыо в процессе исследованияшоставлены и решены следующие задачи:

— уточнены подходы, к определению сущности малого предпринимательства и определено влияние глобализации: на развитие малого предпринимательства;

— выявлены особенности и характерные тенденции развития малого предпринимательства Московской области;

— раскрыто значение малого предпринимательства в субъектах Российской Федерации;

— предложены пути повышения конкурентоспособности прогноз развития малого предпринимательства Московской области;

— сформулированы предложения по совершенствованию государственной политики поддержки малого предпринимательства в регионе.

Теоретической и методологической основой исследования послужили труды российских и зарубежных ученых, посвященные развитию малого предпринимательства в новых условиях развития российской: экономики с учетом нормативнотправовых актов ВТО.

В основу методологии исследования: приняты фундаментальные положения экономической теории, проверенные международной практикой механизмы поддержки и защиты предпринимательской деятельности, развития инновационной активности, эмпирические: материалы о деятельности малого предпринимательства, специальная научная,. методическая и правовая литература. В работе использованы нормативные, правовые документы, а также аналитические материалы органов управления Московской области. Результаты исследования* базируются на применении различных подходов и приемов научных исследований: абстрактно-логический, аналитический, метод многомерного статистического анализаи- экспертных, оценок. '.

Информационной базой исследования послужили данные Федеральной службыгосударственной статистики- (Росстат), аналитические материалы, по развитию малого", предпринимательства в Московской области, нормативно-правовые акты ВТО, публикации о зарубежном опыте государственного регулирования и поддержки предпринимательства, научные отчеты Института экономики РАН, других научных учреждений: иорганов государственной власти РФ и Московской области.

Научная новизна исследования, связанная с реализацией ее цели, состоит в создании научно обоснованного комплекса практических разработок, позволяющих подготовить малые: предприятияк условиям работы в период глобализации, сделать их более конкурентоспособными. .

Основные научные результаты в области специальности 08.00.05 «Экономика и управление народным хозяйством» состоят в следующем:

— выявлены особенности развития малого предпринимательства Московской области, позволяющие более эффективно использовать инвестиции, так как наибольшая доля малых предприятий приходится на торговлю и общественное питание, промышленность и строительство — отрасли наиболее инвестиционно привлекательные;

— раскрыты перспективы развития малого предпринимательства в субъектах Российской Федерации в условиях глобализации, характеризующиеся созданием кластерных систем и бизнес-инкубаторов, информационно-консультационных центров, развитием различных образовательных программ с целью перехода отечественных предпринимателей на международные стандарты;

— разработаны основы концепции поддержки экспортоориентированного малого предпринимательства Московской области в контексте вступления. России во ВТО, в части создания различного рода барьеров для российских экспортеров, восстановления! паритета поддержки отечественных малых предприятий-экспортеров, субсидирование экспорта и аналогичные по результирующему воздействию меры стимулирования выхода на внешние рынки.

Наиболее значимые научные результаты в области специальности 08.00.14 «Мировая экономика» заключаются в следующем:

— определено влияние глобализации на развитие отечественного малого, предпринимательства, в частности, выявлена комплексная зависимость от формируемых ведущими странами стандартов ведения международного бизнеса, как правило, не учитывающих национальные и территориальные особенности малого предпринимательства других стран;

— предложен механизм повышения конкурентоспособности, в основе которого: улучшение качества производимой продукции, освоение новых рынков, техническое перевооружение, поиск дополнительных источников финансирования и эффективность производства.

— разработана трехфакторная модель развития малого предпринимательства, включающая в себя: внутригосударственный фактор (влияние государства на развитие малого предпринимательства), внешний фактор (влияние глобализации на развитие государства и, соответственно, малого предпринимательства) и фактор развития малого предпринимательства как отдельного субъекта экономики;

Практическая значимость работы. Полученные результаты диссертационного исследования могут быть использованы при разработке региональных программ развития малого предпринимательства, а также подготовке малых предприятий к работе в новых условиях. Отдельные положения проведенного научного исследования могут использоваться в учебном процессе в экономических вузах по дисциплинам: «Предпринимательская деятельность», «Региональная экономика», «Экономика и управление на предприятиях», «Коммерция (торговое дело)», «Менеджмент».

Апробация работы. Отдельные результаты и рекомендации научного исследования одобрены и приняты к внедрению при разработке краткосрочных и среднесрочных прогнозов развития малого предпринимательства Московской области Торгово-промышленной палатой г. Люберцы (Справка № 04−12/2008;2 от 04.12.2008 г.), а также используются в практической деятельности малыми предприятиями Челябинской области, на примере ООО «Регенерация Деталей Машин» г. Челябинск (Акт № 265 от 17.12.2008 г.).

Основные положения и результаты исследования докладывались и обсуждались на Международной научной конференции профессорско-преподавательского состава, сотрудников и аспирантов Российского университета кооперации, кооперативных вузов стран СНГ по итогам научно-исследовательской работы в 2007 г.

Публикации. По теме диссертационного исследования опубликованы 4 работы, общим объемом 3,62 п.л., в т. ч. две в научно-аналитическом сборнике из перечня ВАК Минобрнауки России.

Объем и структура диссертации обусловлены целью и задачами, поставленными в процессе исследования. Диссертационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений. Работа изложена на 150 страницах машинописного текста, содержит 8 рисунков, 18 таблиц и 7 приложений.

Выводы и предложения.

Проблема адаптации малого и среднего предпринимательства сегодня играют ключевую роль в развитии экономики страны. От того, насколько эффективно сектор малого предпринимательства сможет интегрироваться с мировой экономикой, особенно в условиях мировой экономической нестабильности, будет зависеть и общий результат вхождения страны в мировую торговлю.

В работе проведен анализ закономерностей и тенденций развития современного российского малого предпринимательства, дана оценка его реального потенциала и социально-экономической значимости. В частности, отмечено, что малое предпринимательство в России имеет значительный потенциал экономического роста. Для преодоления трудностей, которые испытывает малое предпринимательство в России, необходима последовательная работа по дальнейшему совершенствованию системы показателей, характеризующих состояние и развитие малого предпринимательства, совершенствование методологических подходов по их анализу и учету.

В результате исследования сформулированы и обоснованы следующие основные положения:

1. Уточнены закономерности и тенденции развития современного российского малого предпринимательства в тесной увязке с процессами интеграции в мировой рынок, дана оценка его реального потенциала и социально-экономической значимости.

В работе отмечено, что необходимым условием динамичного роста экономики России является создание конкурентоспособного производства. Технический прогресс, наиболее полное удовлетворение потребительского спроса сегодня во многом определяются эффективностью работы малых и средних предприятий. Вклад малых предприятий в экономику страны — это, прежде всего, высокие темпы внедрения нововведений, мобильность технологических изменений, быстрый рост сферы услуг, конкуренция, ведущая к снижению цен. В этой связи развитие малого бизнеса является одной из важнейших задач построения рыночной экономики в России.

Считаем, что малое предпринимательство в России имеет значительный потенциал экономического роста. Для преодоления трудностей, которые испытывает малое предпринимательство в России, необходима последовательная работа по дальнейшему совершенствованию системы показателей, характеризующих состояние и развитие малого предпринимательства, совершенствование методологических подходов по их анализу и учету.

В работе проведен анализ и сделаны выводы по развитию малого предпринимательства в России. По итогам проведенного автором исследования отмечено, что наибольшая доля малых предприятий в 2007 году приходилась на торговлю и общественное питание (более 45%), далее следовали промышленность (17,9%) и строительство (свыше 12%). Наименьшие доли — на сельское хозяйство (0,8%), оптовую торговлю продукцией производственно технического назначения (1,5%) и здравоохранение, физическую культуру и социальное обеспечение (1,8%). В странах ЕС малое предпринимательство играет ключевую роль в оптовой и розничной торговле, пищевой промышленности и строительстве.

В работе указано, что в 2007 году доля малых и средних предприятий Московской области, занятых в лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности (15,8%), превышала аналогичное значение для РФ (14,3%) и Центрального федерального округа (10,9%). Та же тенденция наблюдалась и в промышленности строительных материалов, в которой доля малых и средних предприятий несколько превосходит общероссийский уровень и уровень федерального округа. Выпуск промышленной продукции малыми предприятиями Московской области составил 13 885,8 млн руб. или 7,5% от произведенной промышленной продукции Российской Федерацией.

Данные сплошного обследования МП по результатам их работы позволили автору проанализировать структуру списочной численности работников по полу. Результаты анализа показали, что доля мужчин, занятых на малых предприятиях Московской области составляла 61,9%, женщин -38,1%. Данная структура практически соответствовала сложившейся в России и Центральном федеральном округе структуре работников малого предпринимательства: на долю мужчин приходилось 64,4%, женщин — 35,6%.

Отмечено, что среднемесячная начисленная заработная плата работников малого предпринимательства Московской области составляет 88,9% от уровня среднемесячной начисленной заработной платы работников малых предприятий России в целом и 84,8%) от уровня среднемесячной начисленной заработной платы работников малых предприятий Центрального федерального округа. Для внешних совместителей уровень среднемесячной начисленной заработной платы составляет 85,4% и 86,9%) от уровня среднемесячной начисленной заработной платы соответственно.

Более благоприятная ситуация наблюдалась для работников, выполнявших работу по договорам гражданско-правового характера. Среднемесячная начисленная заработная плата для них превышала общероссийский уровень на 5,65 процентных пункта, а уровень ЦФО — на 8,74 процентных пункта.

Следует отметить, что работники малого предпринимательства Московской области, занятые в сельском хозяйстве, имели более высокую среднемесячную начисленную заработную плату по сравнению с общероссийским уровнем и уровнем ЦФО. Превышение составило 55,6 и 51,2 процентных пункта соответственно.

В других отраслях среднемесячная начисленная заработная плата работников не превышала общероссийского уровня. Средняя заработная плата работников малых предприятий Московской области в 2006 г. составила 7839,5 руб., в 2007 г. — 11 411,6 т.р.

Проведенный анализ показал, что для Московской области удельный вес убыточных малых предприятий в их общем числе превысил соответствующие значения для РФ и Центрального федерального округа, составив 42,5%, из них.

21,8% составляли устойчиво убыточные предприятия. При этом следует учитывать, что удельный вес убыточных предприятий и организаций в их общем числе для Московской области по итогам 2005 г. был достаточно незначительным (28,6%) и несущественно превышал соответствующие значения двух лидеров (Москвы и Санкт-Петербурга).

Доля прибыльных малых предприятий Московской области составляла 57,5% от их общего числа, что на 2,6 процентных пункта ниже общероссийского уровня и примерно на 7 процентных пунктов уступает соответствующему значению для ЦФО. При этом устойчиво прибыльные малые предприятия составляли в Московской области 29,4%, в ЦФО и РФ — 34,5% и 31,5% соответственно.

Таким образом, если об эффективности финансово-хозяйственной деятельности малых предприятий Московской области судить по доле убыточных и прибыльных малых предприятий, то можно сделать вывод, что по результатам 2005 года их эффективность была ниже, чем в среднем по малым предприятиям Центрального федерального округа и РФ в целом. При этом малые предприятия Московской области в 2005 году существенно проигрывали по значениям этих показателей средним и крупным предприятиям региона.

Отмечено, что малые предприятия не располагали возможностями самостоятельного развития и вынуждены были привлекать заемные средства. Потребность малых предприятий в заемном капитале, и в краткосрочных заемных средствах в том числе, можно оценить по данным бухгалтерской отчетности малых предприятий. Отметим, что потребность в привлечении внешнего финансирования для формирования оборотных средств у малых предприятий больше, а возможностей их привлечения меньше, чем у средних и крупных предприятий. В целом, по данным бухгалтерской отчетности, оборотный капитал малых предприятий лишь на 18% формировался за счет собственных средств, а остальные средства — заемные. Почти полностью, на 93%, самостоятельно удовлетворяли потребность в оборотном капитале промышленные малые предприятия, тогда как строительные на 45%, а торговые лишь на 18%.

Оборотные средства малого предпринимательства формируются главным образом за счет привлечения средств организаций, работающих на финансовом рынке (банки, фонды, кредитные союзы и кооперативы), и за счет партнерского кредита, предоставляемого предпринимателями друг другу на неформальной основе.

По результатам ряда исследований, для малого предпринимательства самой распространенной формой привлечения финансовых средств является партнерский кредит. Им пользуются от 50% до 70% предпринимателей. Это, главным образом, небольшие «короткие» деньги, которые идут на формирование оборотных средств. Эти финансовые потоки не отражены в официальной отчетности. Их наличие подтверждает заинтересованность предпринимателей в получении небольших кредитов, а также отсутствие необходимого числа специализированных финансовых институтов, предоставляющих микрокредиты.

Приоритетной задачей предпринимателей в области финансов является привлечение внешнего финансирования для формирования оборотных средств. Для микропредприятий данная проблема стоит значительно острее, чем для более крупного бизнеса.

В целом, потребности малого предпринимательства в привлечении внешнего финансирования для формирования, поддержания требуемого уровня оборотных средств не удовлетворены. Совокупный объем средств, привлекаемых как на неформальной основе (партнерский кредит), так и с участием финансовых институтов недостаточен. Порядка 40% малых предприятий отмечают недостаток оборотных средств как основную проблему бизнеса. И рейтинг данной проблемы со временем не уменьшается. Решить ее легально, не вынуждая предпринимателей еще больше уводить в тень свой бизнес, поможет формирование сети специализированных финансовых институтов, предоставляющих в долг краткосрочные и относительно небольшие суммы под оборотные средства.

Автор считает, что совершенствование существующей системы показателей, характеризующих развитие малого предпринимательства в.

России, должно опираться на международный опыт, а также учитывать российскую специфику и практику статистического учета малого предпринимательства. Приведение действующей системы показателей к международным стандартам, обобщение международного опыта даст возможность проведения международных сопоставлений, позволит определить характерные особенности развития малого бизнеса в России, будет способствовать выявлению важнейших направлений поддержки субъектов малого предпринимательства.

Сегодня становятся более доступными финансовые ресурсы, в том числе в результате реализации программ государственной поддержки малого бизнеса. Почти 40% опрошенных автором респондентов отмечают, что получить банковский кредит не представляет проблемы. Основные риски — экономические. Это означает, что российская экономика проделала немалую часть пути в сторону создания цивилизованного рынка. Еще одна проблемаобразование, подготовка кадров, которые существуют вне стратегии развития экономики, вне запросов рынка, вне прогнозов развития предпринимательства в нашей стране.

В последнее время государство начало уделять значительное внимание развитию малого и среднего предпринимательства. Прежде всего, необходимо отметить активную деятельность Министерства экономического развития и торговли России, усилиями которого продолжает реализовываться целевая федеральная программа развития малого бизнеса:

— создание и развитие бизнес-инкубаторов;

— программы поддержки начинающему бизнесу;

— образовательные программы — повышение квалификации, разовые лекции, стажировки, семинары и др.;

— развитие малого предпринимательства в промышленности (кластеры, развитие субконтрактации) и др.

Правительство России с каждым годом увеличивает объем финансирования мероприятий, направленных на поддержку малого бизнеса (1,5 млрд руб. в 2005 г., 3 млрд руб. — в 2006 г. В этом году — уже 3,8 млрд. рублей). Одним из ключевых направлений совершенствования законодательного обеспечения деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства является принятие нового федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». В настоящее время он внесен на рассмотрение в Правительство Российской Федерации. Новый закон должен создать эффективную систему поддержки и развития малого бизнеса на всех уровнях власти. Будут установлены четкие критерии отнесения бизнеса к той или иной категории (микропредприятия, малые и средние предприятия).

Возможно, что в связи с последними событиями в мировой экономике малое предпринимательство столкнется с определенными трудностями в своей деятельности, но, в целом, считаем, что так как малые предприятия являются фундаментом экономики, на их основе начинают формироваться более крупные предприятия, определяющие в дальнейшем состояние экономики страны, необходимо и дальше проводить поддержку малого предпринимательства со стороны государственных структур.

2. Разработаны основные мероприятия, которые должны быть проведены в субъектах РФ в период глобализации.

Основными направлениями работы Министерства экономического развития и торговли России с регионами в рамках подготовки к условиям членства в ВТО является информирование общественности, проведение обучающих программ, распространение справочно-аналитических, методических материалов.

Для оценки конкурентоспособности предприятий малого предпринимательства Московской области автором проведен анкетный опрос 269 экспертов рынка (руководителей). Исследование проводилось по всей Московской области во всех отраслях, где работают малые предприятия.

Анализ информации показывает, что работа в субъектах Федерации сосредоточена в основном на гармонизации регионального законодательства с федеральным в области внешнеэкономической деятельности и, приведению порядка предоставления поддержки промышленности в регионах в соответствие с правилами ВТО.

Одним из этапов подготовки регионов к новым условиям внешнеэкономической деятельности является создание Рабочих групп или межведомственных комиссий. Задача данных структур состоит в организации и координации работы на уровне субъекта в сфере анализа регионального законодательства на предмет соответствия федеральным законам, в области подготовки предприятий, включая информирование об условиях членства, об основных нормах и правилах, анализа последствий присоединения России к ВТО для экономики субъекта, разработка плана действий, мероприятий для минимизации возможных негативных последствий и эффективному использованию преимуществ от членства с этой организации. По полученной информации, такие структуры функционируют во многих субъектах РФ.

Важным этапом является разработка и реализация плана мероприятий или программы адаптации региона к предстоящим условиям членства России в ВТО. При этом во многих регионах такая работа ведется независимо от наличия рабочей группы или Межведомственной Комиссии. Например, в Томской области, являющейся на протяжении многих лет лидером по подготовке к новым условиям внешнеэкономической деятельности, нет отдельного структурного образования, при этом план мероприятий по адаптации региона разрабатывается и выполняется курирующим ведомством. Аналогично работа построена и в Новосибирской и Тюменской областях.

В работе обосновано предлагаются следующие основные мероприятия, которые должны быть проведены в субъектах РФ в период глобализации:

— информирование заинтересованных кругов об условиях членства в.

ВТО.

— анализ последствий присоединения к ВТО для отдельных отраслей.

— анализ конкурентоспособности продукции на внутреннем и внешнем рынках с учетом мировых тенденций.

— анализ возможностей более активного использования инструментов защиты рынка.

— анализ законодательства в области внешнеэкономической деятельности на предмет его соответствия федеральному законодательству и нормам ВТО.

— разработка мер для возможной диверсификации и переориентации производства.

— сертификация производства и системы управления качеством по международным стандартам (И (Ю:9000).

Подводя итоги, на основе анализа информации, мы считаем возможность выделить следующие задачи, которые должны быть решены в субъектах Российской Федерации для адаптации к работе в условиях членства России в ВТО:

— четко структурировать работу, направленную на подготовку к условиям участия России в ВТО.

— оценить реальные последствия присоединения России к ВТО для экономических субъектов региона.

— повышение конкурентоспособности региональной экономики.

— проведение работы по гармонизации регионального законодательства с нормами и правилами ВТО.

— оптимизация структуры государственной поддержки.

— повышение уровня знаний населения о ВТО, нормах и правилах этой организацииформирование у регионального бизнеса, государственного аппарата и общественности реальных представлений о выгоде присоединения России к ВТО.

3. Разработаны конкурентные преимущества и прогноз развития малого предпринимательства в период глобализации.

На основе проведенного в работе анализа мы предлагаем выделить следующие основные показатели работы для оценки развития малого предпринимательства:

— относящиеся к маркетингу (высокая квалификация сотрудников отдела реализации, доступная для клиентов система технической помощи при покупке и использовании продукции, аккуратное использованием заказов ' покупателей, разнообразие моделей / видов продукции, искусство продаж, привлекательный дизайн / упаковка, гарантии для покупателей).

— относящиеся к производству (низкая себестоимость продукции, качество, высокая степень использования производственных мощностей, выгодное местонахождение предприятия, приводящее к экономии на затратах по транспортировке, доступ к квалифицированной рабочей силе, высокая производительность труда, возможность изготовления большого количества моделей, продукции разных размеров, возможность выполнения заказов потребителей).

— зависящие от технологии (качество проводимых научных исследований, возможность инноваций в производственном процессе, возможность разработки новых товаров, степень овладения существующими технологиями).

— относящиеся к реализации' продукции (широкая сеть оптовых дистрибьюторов / дилеров, широкий доступ / присутствие в точках розничной торговли, наличие точек розничной торговли, принадлежащих компании, низкие расходы по реализации, скорая доставка).

— относящиеся к профессиональным навыкам (особый талант, ноу-хау в области контроля за качеством, компетентность в области дизайна, степень овладения (знание) определённой технологие, способность (умение) создавать эффективную рекламу, способность быстро переводить новые товары из стадии разработки в промышленное производство).

— связанные с организационными возможностями (уровень информационных систем, способность быстро реагировать на изменяющуюся рыночную ситуацию, большой опыт и ноу-хау в области менеджмента).

Конкурентные преимущества товаров (услуг) являются важной составляющей и конкурентных преимуществ перед вступлением в ВТО. Под конкурентными преимуществами субъектов предпринимательского бизнеса следует понимать их более высокие достижения в избранных направлениях предпринимательской деятельности по сравнению с достижениями соперников, признаваемые внешним окружением данного субъекта бизнеса. Конкурентные преимущества выступают одновременно и как цели конкурентного соперничества субъектов бизнеса, и как инструменты такого соперничества. Противоположным понятием является конкурентные недостатки субъектов бизнеса.

Мы считаем, что основными конкурентными преимуществами малого предпринимательства на современном этапе должны стать материальные преимущества (результаты произведенной деятельности, движимое и недвижимое имущество, финансовые запасы, конкурентоспособность сотрудников), виртуальные преимущества (знания, опыт, навыки, технологии, связи, репутация). Также следует выделить базисные факторы, способные обеспечить преимущество перед конкурентами в основном виде деятельности фирмы, второстепенные факторы, не обеспечивающие фирме победу в конкурентной борьбе, однако, позволяющие не проиграть.

В работе также определены организационные и психологические преимущества, естественные и искусственные и другие.

4. Определены направления государственной политики поддержки малого предпринимательства.

В работе обозначены механизмы, позволяющие так или иначе защитить и поддержать отечественный малый бизнес, ориентированный на внешние рынки. При этом выделяется три уровня, на которых могут быть решены проблемы, связанные с адекватной государственной защитой отечественного малого предпринимательства в ответ на те! или иные действия партнеров: непосредственное использование доступных инструментов регулирующего воздействия, взаимодействие с государствами-партнерами, действия в рамках институг{иональной среды ВТО.

Основными направлениями государственной политики поддержки малого предпринимательства в связи с вступлением России в ВТО должны быть:

— поддержка Россией национальных производителей, занятых в импортозамещающих отраслях.

— создание различного рода барьеров для зарубежных экспортеров.

— восстанавливающая паритет поддержка отечественных МП-экспортеров (направлена на повышение конкурентных преимуществ отечественного малого бизнеса).

— субсидирование экспорта и аналогичные по результирующему воздействию меры влияния на внешние рынки, уравновешивающие протекционистские меры, которые принимаются странами-партнерами. — взаимодействие на межгосударственном уровне, направленное на урегулирование конфликтов.

— задействование механизмов ВТО для разрешения возникающих проблем.

Практическое использование представленных в данном диссертационном исследовании предложений, рекомендаций и методик будет способствовать более эффективному вхождению предприятий малого и среднего бизнеса в ВТО, особенно предприятий Московской области.

Основные положения и результаты диссертационного исследования на разных этапах его проведения были представлены и прошли апробацию на действующих предприятиях малого предпринимательства. Научные разработки использовались при подготовке к научно-практическим конференциям, которые проводились в Российском университете кооперации.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.
  2. Гражданский Кодекс Российской Федерации. Часть первая. Федеральный закон от 30 ноября 1994 г. № 51 ФЗ.
  3. Гражданский Кодекс Российской Федерации. Часть вторая Федеральный Закон от 26 января 1996 г. № 14 ФЗ.
  4. Налоговый Кодекс Российской Федерации. Часть вторая. Федеральный Закон от 5 августа 2000 г. № 117 ФЗ.
  5. О лицензировании отдельных видов деятельности. Федеральный Закон от 8 августа 2001 г. № 128 ФЗ.
  6. О государственной регистрации юридических лиц. Федеральный Закон от 8 августа 2001 г. № 129 ФЗ.
  7. Об инвестиционных фондах. Федеральный Закон от 29 ноября 2001 г. № 156-ФЗ.
  8. Об обществах с ограниченной ответственностью. Федеральный Закон от 8 февраля 1998 г. № 14 ФЗ.
  9. Федеральный закон Российской Федерации от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предприниательства в Российской Федерации"100 государственной поддержке малого предпринимательства. Федеральный Закон от 14 июня 1995 г. № 88 ФЗ.
  10. О естественных монополиях. Федеральный Закон от 17 августа 1995 г. № 147-ФЗ.
  11. Об акционерных обществах. Федеральный Закон от 26 декабря 1995 г. № 208 — ФЗ.
  12. О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынка. Федеральный Закон от 22 марта 1991 г. № 948−1 ФЗ.140 налоге на прибыль предприятий и организаций в Российской Федерации. Федеральный Закон от 27 декабря 1991 г. № 2116−1 ФЗ.
  13. О предприятиях и предпринимательской деятельности в Российской Федерации. Закон РСФСР от 25 декабря 1990 г.
  14. О некоторых применениях в налогообложении и во взаимоотношениях бюджетов разных уровней. Указ Президента РФ от 22 декабря 1993 г. № 2270-У.170 государственной службе Российской Федерации. Указ Президента РФ от 31 декабря 1991 г. № 340 У.
  15. Анализ роли и места малых и средних предприятий России. Статистическая справка. Ресурсный центр малого предпринимательства. — М., 2003.
  16. Анализ роли и места малых и средних предприятий России. Статистическая справка. М.: Ресурсный центр малого предпринимательства, 2004.
  17. А.Н. Новый экономический словарь. М.: Институт новой экономики, 2007. — 1152 с.
  18. О. Ю. Малый и средний бизнес: эволюция понятий, рыночная среда, проблемы развития. М.: Финансы и статистика, 2003. — 192 с.
  19. В.И. Малый бизнес: экономические особенности, модели рыночного равновесия, анализ деловой активности. СПб.: Финансы и статистика, 1997. — С. 89.
  20. В.К., Степанюк JI.H., Остроухова В. И. Правовое регулирование предпринимательской деятельности: Учеб. пособие. М.: Бухгалтерский учет, 1996,351с.
  21. Э.А. Основы бизнеса: Учебное посоибе. 2-ое изд.- М.: ИТК «Дашков и К», 2008, 232 с.
  22. Э.А., Андреева P.C. Организация предпринимательской деятельности. Основы бизнеса. Практикум. М.: ИТК, Дашков и К, 2007, — 144 с.
  23. А.О., Савичев A.B. Государственное регулирование малого инновационного- предпринимательства в мировой экономике / Современные аспекты экономики. — М., 2001. № 5. — 297 с.
  24. А.О., Шапкин И. Н. Предпринимательство на пороге третьего тысячелетия. -М.:МАЭП, ИИК «Калита», 2000,152с.
  25. А.О., Шапкин И. Н. Малое предпринимательство. Теория и практика. М.: «Дашков и К», 2003,356с.
  26. В.В., Ерпылов A.A., Костров A.B. и др. Исследование состояния зарубежных финансовых и торговых рынков: возможности и потребности малого инновационного предпринимательства Москвы М.: Статистика, 2005,212с.
  27. В.В., Костров A.B., Мигин C.B. и др. Проведение анализа состояния инновационной инфраструктуры в городе Москве и разработка предложений по совершенствованию ее деятельности.- М.: Экономика, 2005,315с.
  28. А. В. Предпринимательство. Основной курс: Учебник для вузов/Бусыгин А. В. М.: ИНФРА-М, 2005. -680 с.
  29. Д.И. Предпринимательство: развитие, государственной регулирование, перспективы: Учебное пособие. -М.: ИТК «Дашков и К», 2002.-332 с.
  30. Д.И. Организация предпринимательской деятельности: Учебник. М.: ИТК «Дашков и К», 2005. — 740 с.
  31. Взаимодействие малого и крупного бизнеса: Информационно-аналитический сборник. — М.: ИЛИ, 2004,65 с.
  32. Всемирная торговая организация и Россия. Справочный материал. Комитет РСПП по торговой политике и ВТО. М.: Финансы и статистика, 2007.
  33. Всероссийская конференция представителей малых предприятий «Ускоренное развитие малого предпринимательства как фактор устойчивого роста экономики"/Сборник информационно-аналитическихматериалов. — М.: Институт предпринимательства и инвестиций, 2004,77с.
  34. A.A. Инфраструктура современного предпринимательства: проблемы теории и практики. М.: ЗАО «Финстатинформ», 1999,175с.
  35. Е.В. ВТО: регулирование торговли услуги. М.: Академ-книга, 2003,95с.
  36. Документы первой международной практической конференции «Всемирная торговая организация и интересы предпринимателей». Москва, 27−28 января 1998 г.
  37. Доклад РСПП «О взаимодействии бизнеса и государства в сфере социально-экономической политики». -М.: Экономика, 2007,79с.
  38. И.И. Всемирная торговая организация. М.: Экономика, 2003,272с.
  39. И.И. Международная торговля услугами. М.: Экономика, 2003,315с.
  40. И.И. Всемирная торговая организация. Экономика, политика, практика. М.: Велби, 2007,347с.
  41. И.В. Предпринимательское право: Вопросы и ответы. — 2-е изд., испр. и доп. М.: Юриспруденция, 2002,140с.
  42. Изучение ситуации в секторе малого и среднего бизнеса. М.: Институт социально-экономического анализа и развития предпринимательства, 2001,173с.
  43. Д., Жюйар П. Международное экономическое право: Учебник/Пер. с франц. В. П. Серебренникова, В. М. Шумилова. М.: Международные отношения, 2001,608с.
  44. Н.Е., Михайлов A.B., Челышев М. Ю. Комментарий к законодательству о государственном регулирования предпринимательской деятельности. Научно-практический. СПб.: Питер, 2003. — 351 с. (Серия «Закон и комментарии»).
  45. В.В. Демография предприятий. Характеристика и основные показатели.- Вопросы статистики, № 9, 1999.
  46. Курс социально-экономической статистики/ Под ред.М. Г. Назарова. -Финстатинформ, ЮНИТИ-ДАНА, 2000,771с.
  47. И.М. Основные вопросы международной торговой политики. Изд. 3, доп. -М.: Экономика, 1998,612с.
  48. М.Г. Препринимательство: Учебник. М.: ИНФРА-М, 2008,608 с.
  49. М.Г., Старостин Ю. Л. Малое предпринимательство: Учебник. -М.: ИНФРА-М, 2008, 555 с .
  50. Я. Д. Конкурентная Россия в мире «конкурентной либерализации». М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2007. — 446 с.
  51. С.Д. и другие. Стратегия развития предпринимательства в реальном секторе экономики. М: Наука, 2002,448с.
  52. Малое предпринимательство в России: прошлое, настоящее и будущее/ Под ред. Е. Г. Ясина, А. Ю. Чепуренко, В. В. Буева. — М.: Фонд «Либеральная миссия», 2003,268с.
  53. Малый бизнес. Организация, экономика, управление/Под ред.проф. В. Я. Горфинкиля, В. А. Швандера. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005, 495с.
  54. Малый бизнес: методы сбора и результаты анализа. Вопросы статистики, № 7, 1998.
  55. Малый бизнес: экономика, организация, финансы / А. И. Муравьев, A.M. Игнатьев, А. Б. Крутик: Учебное пособие для вузов. 2-е изд., перераб. и доп. — СПб.: «Издательский дом «Бизнес-пресса», 1999. — 389 с.
  56. Материалы Всероссийской конференции представителей малых предприятий «Малый и средний бизнес на пороге вступления России в ВТО». — М.: Экономика, 2007.
  57. Материалы Международного конгресса «Россия в ВТО: надежды и стратегические возможности». -М.: Экономика, 2007.
  58. P.A. Программно-целевой подход в управлении социально-экономическим развитием региона: теория и практика. Астрахань: АО-ВЭО России, 2001.
  59. Об основных результатах переговоров по доступу на рынки товаров и услуг в рамках присоединения России к всемирной торговой организации. Департамент торговых переговоров Минэкономразвития РФ. М.: Финстат, 2007.
  60. Организация предпринимательской деятельности: Учебное пособие / Под ред. A.C. Пелиха. Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2004
  61. Основы торговой политики и практики ВТО. М.: Международные отношения, 2005. — 448 с.
  62. М.Н. Основы экономики и предпринимательства. Издание 2-е. -СПб.: «Издательский дом Герда», 2004. 236 с.
  63. Положительный опыт развития малого предпринимательства в России / Аналитический сборник. -М: АМиР, ИЛИ, 2001, 384с.
  64. E.H. Совершенствование финансового механизма регулирования деятельности малого бизнеса / Ин-т мир. экономики и финансов. -Астрахань, 2001. 187 с.
  65. Предпринимательство: Учебник для вузов / Под ред.проф. В. Я. Горфинкеля, проф. Поляка, проф. В. А. Швандера. М.:ЮНИТИ, 2000. -С. 289.
  66. Н.В., Читанава О. О., Алексий П. В., Агапеев В. Е. Предпринимательство: Социально экономическое управление: Учеб. пособие для вузов. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, Единство, 2002. — 383 с.
  67. Н.В. и др. Предпринимательство. М.: Единство, 2004. — 267 с.
  68. Российский статистический ежегодник. 2007: Стат.сб./Росстат. М.: Росстат, 2007 — 806 с.
  69. Россия в цифрах. 2006: Крат.стат.сб./Росстат М.: Росстат, 2006. — 462 с.
  70. Российское обозрение малых и средних предприятий 2001. М.: Ресурсный центр малого предпринимательства в рамках проекта Тасис СМЕРУС 9803, 2002, 386с.
  71. Г. Ф. Финансово-правовое регулирование предпринима-тельской деятельности. М.: ИД «Юриспруденция», 2003.
  72. Социальное и экономическое положение муниципальных образований московской области. Стат. сб. -М.: Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по московской области, 2004.
  73. Статистический бюллетень № 3/. М.: Госкомстат России, 2002.
  74. Становление предпринимательской экономики в России / О. Н. Криворучко, A.A. Зайцев, С.Н. Лобанов- науч. ред. О. Н. Криворучко. -М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2000. С. 89.
  75. Стратегия развития предпринимательства в реальном секторе экономики. М.: Наука, 2002. — 448 с. (Экономическая наука современной России).
  76. Стратегия и проблемы устойчивого развития России в XXI веке. Под ред. Гранберга А. Г., Данилова-Данильяна В.И., Циканова М. М., Шопхоева Е. С. М.: Экономика, 2002, 414с.
  77. В.И., Лякишева И. Н., Ерохин B.JI. Международная торговля: учебное пособие. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Финансы и статистика- Ставрополь: АГРУС, 2006.- 416 с.
  78. JI.H. Малый бизнес: опыт зарубежных стран: Учеб. пособие для вузов. Под ред.проф. В. А. Швандера.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. 287 с.
  79. Р., Питере М. Предпринимательство, или как завести собственное дело и добиться успеха. Вып.1. М.: Прогресс — универс, 1991. — С.26
  80. JI.H. Основы экономики и предпринимательства: Учеб. для нач. проф. Образования. 2-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2003. — 176 с.
  81. В.А. и др. Предпринимательский тип хозяйствования. Путь России. М.: «ИНФРА М» — 155 с.
  82. Э.Я. Предпринимательство и бизнес. Учебные пособия. -Ростов-на-Дону: «Феникс», 2002. 352 с.
  83. Е.А. Современная рыночная экономика. Воронеж: Веста, 2002. — 195 с.
Заполнить форму текущей работой