Игровая модель формирования имиджа в социокультурном контексте
Метод анкетирования показал, что процесс изменения имиджа клиента до и после имиджирования с применением театрально-игровых методов, с учетом социокультурных аспектов значительно разнится. Благодаря тщательной подготовке на начальном этапе работы над образом (умение определять базисный, архетипический образ, умение наблюдать и анализировать события и ситуации в окружающей действительности… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Имидж как явление современной культуры
- 1. 1. Подходы к понятию «имидж», типологии и функциональные характеристики
- 1. 2. Символическая природа имиджа
- 1. 3. Миф как культурная основа имиджа
- 1. 4. Проявление культурных стереотипов и социальных ролей в имидже
- Глава 2. Игровой подход к формированию имиджа личности
- 2. 1. Игра как феномен культуры
- 2. 2. Театральность — основа игровой модели создания имиджа
- 2. 3. Метод сценического перевоплощения как эффективный способ создания имиджа
- 2. 4. Метод действенного анализа в технологии создания имиджа
- Глава 3. Анализ эффективности игровой модели формирования имиджа
- 3. 1. Современные технологии и модели формирования имиджа
- 3. 2. Разработка игровой модели формирования имиджа с применением театральных технологий
- 3. 3. Внедрение игровой модели в практику имиджмейкинга
Игровая модель формирования имиджа в социокультурном контексте (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность темы
исследования.
Исследование игровой модели формирования имиджа в социокультурном контексте определяется научными и общественными интересами, обусловленными реалиями современной жизни. Имидж как феномен культуры, отражающий социальную действительность, является важной частью культурной парадигмы общества и самовыражения личности. Изучение технологии формирования имиджа, структуры и способов его функционирования в обществе, способствует выявлению общих и частных принципов его становления и развития.
Актуальность темы
определена необходимостью осмысления ценности имиджа в современной культуре, качественность которой ведёт к жизненному успеху личности (обеспечивает ей психологическую и социальную устойчивость) в любой деятельности.
Социокультурный подход к имиджу как к образу-представлению, сложившемуся об объекте у целевой аудитории, учитывающий его символические, мифологические, стереотипные и социально-ролевые аспекты, является чрезвычайно важным. Поскольку в условиях рыночной экономики актуализируется востребованность «товара» (услуги, специалиста и т. п.), в позитивном имидже нуждается всё- большее число политиков, предпринимателей, бизнесменов, государственных служащих и других лиц, стремящихся повысить свою успешность и быть востребованными обществом.
Данное диссертационное исследование посвящено проблеме формирования имиджа в социокультурном аспекте с помощью театральных методов.
Степень изученности проблемы. Учёные по-разному подходят к исследованию феномена имиджа. Так, Г. Г. Почепцов, И. А. Фёдоров, A.B. Косов [111- 229- 56] понимают его как массовый стереотип, отличающийся эмоциональной интенсивностью и повышенной устойчивостью. Имидж рассматривают как средство психологического воздействия на потребителя (Е.Б. Перелыгина [100], Е. Б. Карпов, A.B. Селезнёва [45]), как визуальные характеристики человека.
В.М. Шепель [162]), как символический образ субъекта (Е.Б. Перелыгина), как образ-представление, в котором в сложном и определённом взаимодействии соединяются внешние и внутренние характеристики объекта (Е.А. Петрова [104]), как оценку (в форме мнения) некоего объекта (А.Ю. Панасюк [92]). Заметно увеличилось количество работ, посвящённых анализу понятий, сходных с понятием «имидж», таких как «образ», «мнение», «репутация», а также в отдельных трудах анализируются подходы к формированию имиджа, востребованного целевой аудиторией (П. Берд [184], Э. Сэмпсон [207], А. Ю. Панасюк, Е. А. Петрова, В. М. Шепель, Г. Г. Почепцов, Е.Б. Перелыгина).
В работах Е. А. Петровой постулируется понимание имиджа как образа-представления, выражающего первое впечатление, производимое его носителем. В данной концепции имидж представлен как социально-. психологическое комплексное образование, включающее семиотические, когнитивные и образные аспекты, обладающее рядом свойств относительной константности, динамичности, ассоциативности, схематичности, незавершённости и др.
Наш исследовательский интерес связан с рассмотрением влияния различных социальных, специфически-ситуационных факторов (установок, стереотипов, социальных ролей) на формирование индивидуального имиджа (Е.А. Петрова, Н. А. Коробцева [123]). В исследовании имиджа и особенностей его построения значим подход к его пониманию через субъект-субъектное взаимодействие (И.А. Фёдоров, Е. Б. Перелыгина и др.). В трудах В. М. Шепеля представлен взгляд на имидж как на владение секретами личного обаяния и формирования облика личности с позиции ценностного подхода. Кроме того, имидж рассматривается как символический образ, т. е. образ, понимаемый как на семиотическом (невербальные знаки), так и семантическом (включая не только предметные, но и оценочные значения) уровнях (Е.Б. Перелыгина, О. Н. Морозова, С. Э. Носкова [88]).
Важное место в понимании данного культурного явления занимает мифологизация и архетипизация (Г.Г. Почепцов, В. Г Горчакова [19], А. Цуладзе [156], А. И. Коханенко [57]). Рассматривая использование мифологизации в процессе создания имиджа, исследователи в своих работах опираются на труды Р. Барта, К. Леви-Стросса, Е. М. Мелетинского [5- 66- 82] и др. В исследованиях Е. Г. Калюжной [44] постулируется имидж как культурный феномен. Имидж как зрелище и информационный продукт рассматривают Д. Е. Братышев [224], В. Г Горчакова, Е. Л. Доценко [27]. Так, В. Г. Горчакова определяет имидж как искусство моделирования образа через развитие человеческой личности, завершенной формой которого является индивидуальность.
Однако, рассматривая сущностные характеристики данного явления, исследователи практически не уделяли внимания приёмам и методам формирования имиджа. Комплексный подход к процессу создания имиджа в социокультурном контексте с использованием театрально-игровых приёмов в отечественной науке до настоящего времени не рассматривался. В данном исследовании имидж рассматривается как образ-представление, как явление, включающее символические, мифологические, стереотипные, социальные компоненты, ассоциируемые целевой аудиторией с определённой индивидуальностьюкак управление впечатлением о себе у других людей с помощью смены поведенческих стратегий, заключающихся в предъявлении своего образа другим людям, и изменении его (перевоплощении) с учётом конкретной ситуации.
Объект исследования: имидж как явление современной культуры.
Предмет исследования: процесс формирования имиджа личности в социокультурном контексте с позиции игрового подхода.
Цель исследования: разработать игровую модель формирования имиджа в социокультурном контексте.
Достижение данной цели предполагает решение следующих задач:
— проанализировать и обобщить подходы к понятию «имидж», сложившиеся в современном социокультурном знании;
— раскрыть специфику формирования имиджа личности как социокультурного явления, описать его содержательно-структурные компоненты и типы;
— рассмотреть существующие технологии формирования имиджа личности;
— разработать игровую модель формирования имиджа личности с учётом его социокультурной специфики;
— оценить эффективность данной модели с точки зрения соответствия создаваемого имиджа существенным характеристикам имиджируемой личности посредством включённого наблюдения.
Источниковая база исследования. Для анализа эффективности предложенной модели было проведено интервьюирование и анкетирование. Всего в процессе исследования было проанкетировано 247 респондентов, подвергнутых смене образа, — это студенты сервисных специальностей и клиенты, чья профессия связана со сферой «человек — человек» и в требования профессиональных компетенций которых входит необходимость менять образ в зависимости от ситуации общения, умение проводить презентации, соответствовать статусу и имиджу предприятия. С помощью разработанных анкет и проведённого интервью анализировались произошедшие с имиджируемым изменения за время работы.
Другая анкета разрабатывалась для группы респондентов в количестве 186 человек — руководители, подчиненные, ученики, клиенты, близкие и друзья имиджируемых (целевая аудитория), которые оценивали и анализировали произошедшие с ними изменения.
Теоретическая и методологическая основа исследования. Имидж как явление культуры" раскрывается с культурологической точки зрения при помощи семиотического подхода и методов: структурно-функционального и проектного.
Методологическая основа исследования сформировалась в соответствии с проблематикой. Используя структурно-функциональный метод в подходе к процессу формирования имиджа в социокультурном контексте, мы опираемся на такие компоненты, как символ, миф, стереотип и социальная роль.
Семиотический подход в данном исследовании базируется на трудах представителей символического интеракционизма Дж. Мида, Ч. Кули, Г. Блумера [84- 188- 185], так как именно в рамках этого научного направления исследуется процесс социального общения в аспекте его символического содержания. Опираясь на работы А. Ф. Лосева [70] в определении понятия «символ», можно отметить, что символизация как инструмент образного постижения действительности служит в процессе формирования имиджа средством, позволяющим обойти критику сознания к предлагаемому образу пред-с гавителей целевой аудитории.
Для выявления мифологической и архетипической основы имиджа мы опираемся на работы К. Г. Юнга, Р. Барта, Л. Г. Ионина [173- 6- 42] и др. в понимании символа, архетипического образа, жеста, а также работы имиджео-логов Г. Г. Почепцова, В. Г. Горчаковой. Для разработки технологии игровой модели формирования имиджа были использованы концепции роли Р. Лин-тона [194]. !
Сущность проектного метода заключается в разработке игрового подхода к имиджу, в создании требуемого образа. В связи с этим анализируются имеющие значение для культурологии работы Й, Хейзинги, К. Гросса, Ж. Пиаже, И. Гофмана [152- 191- 204- 21] и др., представляющих игру как культурно-историческую универсалию. В контексте данного исследования значимы идеи о социальной трансформации образа человека, смены им ролевой позиции в ситуациях социального взаимодействия. Так, авторы, теоретики театра Н. Евреинов, В Хализев [31- 151], рассматривая индивида с позиции театральности, полагали, что он по собственной воле преображает себя и демонстрирует окружающим совсем иной, чем изначальный, образ, необходимый в данной культуре в конкретных ситуациях.
Большую роль в определении теоретико-методологической основы исследования сыграли труды известных режиссёров и театральных деятелей, на базе которых построена методика освоения нового образа. Прежде всего, это фундаментальная система К. С. Станиславского [129], основой которой является метод действенного анализа, а также работы его учеников и последователей, изучавших различные подходы к формированию ролевого образа. Так, М. А. Чехов [159] большое значение придавал пластическому решению роли и называл импровизацию «сущностью актёрской профессии». Большое значение мизансценированию придавал Вс.Э. Мейерхольд [81], Продуктивными для разработки игровой модели явились работы Г. А. Товстоногова, Б.Е. Заха-вы, Д. Г Ливнева, И. Б. Малочевской [138- 37- 67- 78] и других авторов, применяющих метод действенного анализа в практике работы актёра над ролью. Данные работы послужили также основой проектного метода в диссертационном исследовании.
Для анализа эффективности игровой модели формирования имиджа были использованы методы: включённое наблюдение, анкетирование, интервьюирование. Кроме того, обоснованность диссертационной работы усилена применением некоторых психологических методов, таких как методика М. Рокича (для определения ценностных ориентаций), тест-опросний Г. А. Айзенка для определения типа темперамента имиджируемого, на основе анализа которых подбирался ролевой репертуар для формирования необходимого облика.
Положения, выносимые на защиту:
1. Представление имиджа как социокультурного феномена позволяет показать, что его ядром является структура мифа, содержащая в себе символические и архетипические смыслообразованиясоциальные же характеристики имиджа: стереотип, социальный статус и социальная роль — находятся на периферии его смыслообразующей структуры.
2. С точки зрения динамики своего формирования имидж образует триединый комплекс: Я-образ (самоимидж), воспринимаемый и требуемый имидж (социокультурный образец).
3. Формирование имиджа личности — это управляемый процесс, адекватным методом которого выступает игровой подход с использованием театральных приёмов.
4. Игровая модель формирования имиджа личности включает три последовательных блока: аналитический, деятельностный и оценочный, каждый из которых, в свою очередь, предполагает самостоятельные этапы, направленные на решение конкретных задач.
5. Эффективность игровой модели формирования имиджа определяется тем, что, находясь в соответствии с социокультурным обликом личности, она обеспечивает психологическую и социальную устойчивость личности.
Научная новизна исследования:
— определился системный подход к понятию имиджа в единстве его символических, архетипических, стереотипных и социально-ролевых аспектов;
— разработано понятие имиджа как деятельностно-образной системы личности;
— установлено, что формирование имиджа личности — это целенаправленный процесс, к которому может быть применим игровой подход с использованием театральных методов;
— впервые разработана игровая модель формирования имиджа и определена её- эффективность.
Теоретическая и практическая значимость исследования:
— разработан, теоретически обоснован и экспериментально проверен социокультурный подход в работе над имиджем театрально-игровыми средствами;
— предложенный подход можно рассматривать как основу методического руководства в практике имиджмейкинга;
— материалы исследования могут быть включены в учебные курсы по культурологии, политологии, социологии, театральной педагогике, технологии формирования имиджа.
Апробация результатов исследования выразилась в выступлениях с докладами на: Второй Международной научно-практической конференции «Развитие межкультурных коммуникаций и международного сотрудничества в области моды, дизайна и культуры» (Владивосток, 2004) — Четвёртом Международном симпозиуме по имиджелогии (Москва, 2006) — Седьмом Международном симпозиуме по имиджелогии (Москва, 2009) — Всероссийской научно-практической конференции «Семья, материнство и детство: современные тенденции и перспективы» (Пенза, 1999) — Второй Всероссийской научно-технической конференции «Состояние и перспективы развития сервиса: образование, управление, технологии» (Самара, 2006) — Региональной научно-практической конференции (Владивосток, 2007), а также в опубликованных 9 статьях, общим объемом около 3,4 печатных листов, из них 2 статьи опубликованы в журналах, рецензируемых ВАК.
Внедрение результатов исследования: Основные результаты исследования отражены в учебно-практическом пособии «Формирование имиджа методами театрализации», за которое автор получил звание лауреата на третьем Интернациональном конкурсе «Имидж-директория 2007» в Москве. Кроме этого, материалы диссертационного исследования включены в учебный процесс специальностей: «Социально-культурный сервис и туризм» (Имиджмейкерские услуги) и «Домоведение» (Управляющий офисом) Владивостокского государственного университета экономики и сервиса (ВГУЭС) и в практический имиджмейкинг. Разработанная методика формирования имиджа используется выпускниками данных специальностей в профессиональной деятельности: управлении на предприятиях сервиса, в имидж-студиях, на телевидении, в педагогической и рекламной деятельности.
Структура диссертации: работа состоит из введения, трёх глав и заключения, списка литературы, включающего 234 наименования, 7 приложений, содержащих ряд материалов, в которых отражены упражнения актерского тренинга, результаты тестирования и анкетирования.
Выводы по главе.
В данной главе описаны приёмы формирования имиджа на основе анализа существующих технологий. Путём проведённого эмпирического исследования выявлено, что технология вхождения в требуемый образ театральными методами достаточно эффективна для создания имиджа как образа-представления, сложность которого обусловлена внешними ситуациями и изменяющимися требованиями целевой аудитории.
Метод тестирования, применяемый в эмпирическом исследовании для определения ценностных ориентаций (методика М. Рокича), типа темперамента (гест-опросник Г. А. Айзенка) имиджируемого является эффективным приёмом для диагностики, на основе которого подбирался его ролевой репертуар.
Метод анкетирования показал, что процесс изменения имиджа клиента до и после имиджирования с применением театрально-игровых методов, с учетом социокультурных аспектов значительно разнится. Благодаря тщательной подготовке на начальном этапе работы над образом (умение определять базисный, архетипический образ, умение наблюдать и анализировать события и ситуации в окружающей действительности и применять данные наблюдения в создаваемом образеумение глубоко анализировать предложенную имиджмейкером роль) и способности свободно импровизировать в дальнейшем в жизненных обстоятельствах имиджируемый обретает такие важные качества, как уверенное поведение в обществе, способность адаптироваться в культуре и играть разные роли, искусство самопрезентации, способность применять различные модели поведения в соответствии с ситуацией и умение анализировать и моделировать события. Наряду с этим, имиджируемый обретает умение чувствовать и понимать другого человека, повышается эффективность его самоподачи.
Важным подтверждением эффективности работы над имиджем данными методами считается высокий показатель по параметру: «способность адаптироваться в социуме, уверенность в себе». Участники обеих групп отмечали возрастающее в процессе занятий чувство уверенности в своём поведении, особенно во время показа завершённого отрывка на публику, а также возрастающую уверенность в последующих самопредъявлениях.
До начала имиджирования многие участники отмечали значимость оценки окружающими в предъявлении своего имиджа, в процессе работы этот параметр отошёл на второй план и участники занятий уже не думали о том, как их будут воспринимать окружающие, а больше увлекались самим процессом работы над образом, их общение с окружающими становилось свободным и органичным.
Результаты практических наблюдений показали, что имиджирование с применением театрально-игрового подхода оказалось более полезным для людей, зависимых от мнения окружающих, неуверенных в себе, так как способствовало повышению их самооценки, развитию свободы и вариативности их поведения в общении с окружающими соответственно социальной ситуации.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
.
В результате анализа и обобщения подходов к понятию имидж, сложившихся в современном социокультурном знании мы пришли к следующим выводам:
1. Имидж следует рассматривать как образ-представление, сложившийся о личности у целевой аудитории в процессе субъект-субъектного взаимодействия, соединяющий внешние и внутренние характеристики объектаявляющийся произведением имиджмейкинга, использующего в формировании требуемого образа культурные формы в их субъективной (личностной) и ролевой (образной) выразительности.
2. Имидж личности необходимо формировать с учётом содержательно-структурных характеристик и типологии: Я образ («самоимидж»), воспринимаемый и требуемый образы.
3. В современной науке наряду с философским, социологическим, психологическим подходами к исследованию имиджа как специфического явления, актуализированного современной культурой, применим социокультурный подход.
4. Имидж как социокультурный облик личности — это набор качеств имиджируемого, включающий символические, мифологические, стереотипные и другие социальные и культурные аспекты, соотносимые воспринимающими личность людьми с определённым индивидом. При этом ядром имиджа является миф, содержащий в себе символические и архетипические смыслообразования, тогда как стереотип, социальный статус и социальная роль находятся на периферии его смыслообразующей структуры.
5. Символ в структуре имиджа выполняет важнейшие функции — миро-воззренческо-познавательную, регулятивно-адаптивную и коммуникативно-информационную. Первая функция символа как образной формы отражения действительности проявляется в имидже в том, что позволяет позиционировать и воспринимать объект имиджмейкинга, используя не прямую речь, а иносказательный язык символа. Вторая функция символа позволяет при использовании её- в имиджмейкинге адаптировать создаваемый образ к требованиям целевой аудитории. Третья функция символа состоит в том, что он формирует культурную информацию, перенося тексты, сюжетные схемы и другие семиотические образы из одного пласта культуры в другой, становясь конденсатором памяти культуры, позволяет в технологиях формирования имиджа опираться на коллективные бессознательные образы.
6. Имидж имеет знаковые характеристики и, опираясь на язык массового сознания, основанный на коллективном бессознательном, строится на определённом мифе (являющимся своего рода сценарием, по которому выстраивается требуемый образ), а также на архетипических первообразах.
7. Стереотип как социокультурный феномен, как чувственно окрашенный социальный образ, обладая целостностью, оценочностью, ценностной окраской, как структурный элемент, присущий любой культуре, позволяет в формировании имиджа использовать данную культурную информацию.
8. Личность, формируясь в процессе её- включения в систему социальных отношений, переходя из одной социальной ситуации в другую, выполняя различные социальные роли, изменяя свое поведение в зависимости от ситуации общения и требований целевой аудитории, тем не менее, сохраняет ядро Я-образа, который совершенствуется при смене роли, определяя характерную линию поведения личности (особенности, оттенки, нюансы) в новом образе при формировании имиджа.
9. К театрализованным формам имиджирования могут быть отнесены методы перевоплощения, действенного анализа, событийного анализа в жизненных ситуациях, ролевых вариантов группового взаимодействия и тренинга актерской «психотехники».
10. Анализ результатов формирования имиджа показал, что психологические подходы эффективны в диагностике имиджей, при формировании же образа личности с учётом требований целевой аудитории успешно работают технологии, в основе которых лежат театральные методы, использующие такие культурные проявления, как миф, символ, стереотип, социальная роль.
11. Формирование имиджа личности — это управляемый процесс, осуществляемый на основе игрового подхода с использованием театральных приёмов и игровой модели с учётом социокультурной специфики.
12. В работе над образом применим метод перевоплощения, при этом осуществляется поэтапное вхождение в образ, глубинное постижение предлагаемых обстоятельств роли, действенной линии играемого персонажа, постижение её- внешней характерности, овладение верным внутренним самочувствием.
13. Игровая модель формирования имиджа личности включает три блока: аналитический, деятельностный и оценочный, состоящих из последовательных этапов, имеющих определённую цель и решающих конкретную задачу.
14. Формирование требуемого имиджа опирается на изучение интересов и предпочтений целевой аудитории, анализ запроса клиента, определение его личностного потенциала, базисного архетипа, использование символических характеристик, разработку соответствующего ролевого репертуара, отработку роли театральными методамивнедрение новых элементов имиджаапробацию ролевого репертуара в жизненных событияханализ результатов работыкорректировку образа.
15. Осуществляя работу над имиджем театрально-игровыми методами, имиджируемый проходит следующие периоды: составляется характеристика образа, проводится анализ действенной линии поведения играемого персонажа в предлагаемых обстоятельствах, словесного действия, как составной части создаваемого образа (поиск интонационного, темпо-ритмического. тем-брального рисунка), пластического поведения, формирование внешней характерности. импровизирование.
16. Для тренировки таких качеств как внимание, воображение, вера в вымышленные обстоятельства, на которые опирается имиджмейкер в процессе формирования нового имиджа, следует использовать упражнения тренинга актёрской психотехники, разработанные К. С. Станиславским и применяемые в театральной практике его последователями Б. Е. Захавой, C.B. Гиппиусом, Л. П. Новицкой и др.
17. Результаты проведённого эмпирического исследования, в котором приняли участие 247 человек: студенты сервисных специальностей — имиджмейкеры, офис-менеджеры, технологи, конструкторы швейных изделий и клиенты, люди коммуникативных и публичных профессий — руководители, менеджеры, преподаватели, юристы и др., изъявившие желание работать над имиджем, показали, что для целенаправленного формирования имиджа при-создании желаемого впечатления о человеке необходимы продуманные действия и поступки. А целенаправленное формирование ролевого поведения непосредственно влияет на эффективность построения индивидуального имиджа.
В процессе работы над образом большая часть имиджируемых были убедительны в созданном образе и успешно затем реализовывали свой образ в жизненных ситуациях.
Таким образом, нашло подтверждение положение о том, что предложенная игровая модель эффективно позволяет формировать имидж личности с заданным социокультурным содержанием и обеспечивает психологическую и социальную устойчивость личности.
Список литературы
- Акимов, Н.П. О театре. М.: Искусство, 1962. 342 с.
- Американская социологическая мысль / сост. Е. И. Кравченко. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1994.496 с.
- Ананьев, Б.Г. Человек как предмет познания. СПб.: Питер, 2002. 288 с.
- Барт, Р. Миф сегодня. М.: Академический проект, 2008. 351 с.
- Барт, Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика. М.: Прогресс, 1989. 616 с.
- Басин, Е.Я. Психология художественного творчества. М.: Наука, 1985. 387с.
- Бородай, Ю.М. Психоанализ и массовое искусство. М.: Знание, 1975.415 с.
- Бушмакина, О.Н. Образ в структуре коммуникативной реальности. М.: Речь, 2004. 248 с.
- Вахтангов, Е.Б. Материалы и статьи. М.: Искусство, 1978. 323 с.
- Вильсон, Г. Психология артистической деятельности: Таланты и поклонники. М.: Когато-Центр, 2001. 384 с.
- Войтасик, Л. Психология политической пропаганды. М.: Прогресс, 1981.314с.
- Волков, Г. А. Синтетическая природа маски в актёрском искусстве // Культура и общество. 2006. № 2. С. 79−85.
- Выжлецов, Г. П. Аксиология культуры. СПб.: Питер, 1996. С. 58.
- Гиппиус, C.B. Гимнастика чувств. Тренинг творческой психотехники. СПб.: Прайм ЕВРОЗНАК, 2003. 352 с.
- Гиппиус, C.B. Поэтапные требования к курсу «Практические основы актёрского мастерства». М.: Искусство, 1976. 87с.
- Гольцман, Е. Исцеляющий театр // Наука и жизнь. 2001. № 11. С. 6979.
- Горанов, К. Художественный образ и его историческая жизнь. М.: Искусство, 1970. 519 с.
- Горчакова, В.Г. Прикладная имиджелогия. М.: Академический проект, 2007. 400 с.
- Горчакова, В.Г. Имидж: розыгрыш или код доступа? М.: Эксмо, 2007. 208 с.
- Гофман, И. Представление себя другим в повседневной жизни. М.: Рефлбук, 2000. 304 с.
- Гройсман, A.JT. Личность, творчество, регуляция состояний. М.: Изд-во Магистр, 1998. 436 с.
- Громов, Е.С. Начало эстетических знаний. М.: Искусство, 1984. 335 с.
- Донская, Л.Ю. Функции имиджа преподавателя высшей школы // Имиджелогия-2006: актуальные проблемы социального имиджмей кинга. М.: РИЦ АИМ, 2006. С. 78−83.
- Донцов, А.И., Стефаненко Т. Г. Социальные стереотипы: вчера, сегодня, завтра// Соц. психология в современном мире. 2001. С. 76−79.
- Доценко, Е.Л. Манипуляция: психологическое определение понятия // Психологический журнал. 1993. № 4. С. 16−21.
- Доценко, Е.Л. Психология манипуляции: феномены, механизмы, защита. М.: Эксмо, 1997. 334 с.
- Дранков, В.Л. Природа таланта Шаляпина. Монография. Ленинград: Искусство, 1973. 215 с.
- Дуков, Е.В., Хренов H.A. и др. Введение в социологию искусства. СПб.: Алетейя, 2001. 256 с.
- Евреинов, H.H. Театр для себя. М.: Искусство, 1995. 327 с.
- Евреинов, H.H. Театр как таковой. М.: Искусство, 1973. 295 с.
- Емельянова, E.B. Основные закономерности возникновения и функционирования индивидуального имиджа // Имиджелогия 2003: современное состояние и перспективы развития. М.: РИЦ АИМ, 2003. С. 44−47.
- Журавлёв, Д.В. Имидж как интегральная характеристика стилевых особенностей // Имиджелогия 2003: современное состояние и перспектива развития. М.: РИЦ АИМ, 2003. С. 53.
- Журавлёв, Д.В. Имидж как специфическое единство типичных признаков, управляющих индивидуальным, групповым и массовым сознанием // Имиджелогия 2006: актуальные проблемы социального имиджмейкинга. М.: РИЦ АИМ, 2006. С. 86−93.
- Забияко А.П. Архетипы культурные. Культурология, XX век: словарь. СПб.: Университетская книга, 1997. С. 53−54.
- Запорожец, A.B. Развитие произвольных движений. М.: Наука, 1960.430 с.
- Захава, Е.Б. Мастерство актёра и режиссёра. М.: Просвещение, 1978.334 с.
- Зимбардо, Ф. Ляйппе М. Социальное влияние. СПб.: Питер, 2001. 448 с.
- Зись, А. Искусство и эстетика. 2-ое изд. перераб. и доп. М.: Искусство, 1975. 447 с.
- Иванов Н.В. К теории советской коллективной психотерапии // Психологический журнал. 1960. № 10. С. 54−58.
- Ильев, В.А. Технология театральной педагогики в формировании и реализации замысла школьного урока. М.: Изд-во ИПК ПРНО МО, 1993. 127 с.
- Ионин, Л.Г. Социология культуры: путь в новое тысячелетие. М.: Изд-ая корпорация «Логос», 2000. 432 с.
- Кабанов, М.М. Вопросы психотерапии. М.: Наука, 1973. С. 228−232.
- Калюжная, Е.Г. О культурологическом подходе к имиджу // Имид-желогия 2007: имидж как феномен современной цивилизации. М.: РИЦ АИМ. 2007. С. 24−27.
- Карпов, Е.Б., Селезнёва A.B. Психология имиджа личности // Имид-желогия 2003: современное состояние и перспективы развития. М.: РИЦ АИМ, 2003. С. 56−58.
- Каган, М.С. Эстетика // БСЭ. Т.ЗО. М.: Просвещение, 1978. 632 с.
- Кассирер, Э. Опыт о человеке. М.: Смысл, 1998. 784 с.
- Квинн, В.Н. Прикладная психология. СПб.: Питер, 2000 г. 560 с.
- Келле, В.Ж. Культура и цивилизация в современном обществе. М.: Инфра-М, 2005. С. 491.
- Кипнис, М. Драматерапия. Театр как способ решения конфликтов и способ самовыражения. М.: Ось-89, 2002. 192 с.
- Кон, И. С. Люди и роли // Новый мир. 1970. № 10. С. 68.
- Кон, И. С. Социология личности. М.: Политиздат, 1967. 383 с.
- Кон, И. С. Социальная психология. М.: Наука, 1999. 255 с.
- Коршунов, A.M., Шаповалов В. Ф. Творчество и отражение в историческом познании. М.: Искусство, 1984. 190 с.
- Косов, A.B. Мифологическая составляющая управления поведением сотрудников // Имиджелогия 2003: современное состояние и перспективы развития. М.: РИЦ АИМ, 2003. С. 115.
- Косов, A.B. Социально-психологические проблемы имиджелогии как науки, изучающей основы мифотворчества // Имиджелогия 2005: феноменология, теория, практика. М.: РИЦ АИМ, 2005. С. 20−24.
- Коханенко, А.И. Имидж рекламных персонажей. Ростов на Дону.: «МарТ», 2004. 144 с.
- Кочетков, В.В. Психология межкультурных различий. М.: Академический проект, 2002. 189 с.
- Кривко-Апинян, Т. А. Мир игры. М.: Эйдос, 1992. 160 с.
- Крысько, В.Г. Социальная психология. СПб.: Питер, 2003. 286 с.
- Кузин, Ф.А. Имидж бизнесмена. М.: Ось-89. 1997. 304с.
- Кузнецов, С.А. Современный толковый словарь русского языка. СПб.: НОРИНТ, 1998. 1344 с.
- Леви-Брюль, Л. Сверхестественное в первобытном мышлении. / Пер. с фр. Б. Шаревской, предисл. В.Никольского. М.: ОГИЗ, Государственное антирелигиозное издательство, 1937. 519 с.
- Леви, В. Охота за мыслью. М.: Искусство, 1971. 224 с.
- Леви, В. Искусство быть другим. М.: Торобоан, 2003. 384 с.
- Леви-Строс, К. Структурная антропология. / Пер. с фр. под ред. и с примеч. Вяч.Вс. Иванова. М.: Наука, 1985. 536 с.
- Ливнев. Д.Г. Сценическое перевоплощение. М.: ГИТИС, 1991. 224с.
- Липман, У. Общественное мнение. М.: Институт фонда «Общественное мнение», 2004. 345 с.
- Лобок, A.M. Антропология мифа. Екатеринбург. Банк. Культ. Ин-форм, 1997. 685 с.
- Лосев, А.Ф. Знак, символ, миф. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982. 480 с.
- Лосев, А.Ф. Философия, мифология, культура. М.: Политиздат, 1991. 525 с.
- Лотман, Ю.М. Театр и театральность в строе культуры начала XIX века : избр. ст. В 3 т. Таллинн, 1992. Т. 1. 480 с.
- Лотман, Ю.М. Статьи по семиотике культуры и искусства. СПб.: Гуманит. аг-во «Академический проект», 2002. 544 с.
- Лотман, Ю. М. Успенский Б.А. Миф имя — культура. Избр, статьи: В 3 т. Таллинн. 1992. Т. 1. С. 67.
- Лэндрет, Г. Л. Игровая терапия: искусство отношений. М.: Наука, 1994. 368 с.
- Малахов, В.Л. Искусство и творческая деятельность. Киев.: Факт, 1979. 248 с.
- Малочевская, И.Б. Этические аспекты метода действенного анализа. Ленинград: Изд-во ЛГИТМИК, 1990. 76 с.
- Малочевская, И.Б. Метод действенного анализа в создании инсци-нировки. Ленинград: Изд-во ЛГИТМИК, 1988. 48 с.
- Мамардашвили, М.К., Пятигорский A.M. Символ и сознание. М.: Школа «Языки русской культуры», 1999. 224 с.
- Межуев, В.М. Идея культуры : очерки по философии культуры. М.: Прогресс-Традиция, 2006. 408 с.
- Мейерхольд, Вс.Э. Статьи, письма, речи. Т.2. М.: Искусство, 1968. 643 с.
- Мелик-Пашаев, А. А. Педагогика искусства и творческие способности. М.: Знание, 1981. 96 с.
- Мид, Дж. Сознание, личность, общество. Чикаго, 1934. 263 с.
- Михайлова, А.А. Художественный образ как динамическая целостность // Сов. искусствознание. М., 1976. Вып. 1. С. 39.
- Михайлов, М. М. Образность как одно из качеств хорошей речи // Русский язык в школе. 1991. N 1. С. 25−28.
- Морено, Д. Театр спонтанности. Красноярск: Фонд ментальности, 1993. 264 с.
- Морозова, О.Н., Носкова С. Э. Знаковые функции имиджа // Имид-желогия 2005: феноменология, теория, практика. М.: РИЦ АИМ, 2005. С. 26−29.
- Натадзе, Р.Г. Воображение как фактор поведения. Тбилиси: Изд-во АН Грузии, 1972.210 с.
- Немирович-Данченко, В. И. Театральное наследие. М.: Искусство, 1981. Т. 1.368 с.
- Панасюк, А.Ю. Вам нужен имиджмейкер? М.: Дело, 2000. 240 с.
- Панасюк, А.Ю. Формирование имиджа. М.: Изд-во «Омега-Л», 2007. 266 с.
- Панасюк, А.Ю. Формирование имиджа. Цели, стратегии, тактики // Имиджелогия 2004: состояние, направления, проблемы. М.: РИЦ АИМ, 2004. С. 37−46.
- Панасюк, А.Ю. Понятие «имидж» в сопоставлении с другими сходными понятиями // Известия академии имиджелогии. М.: РИЦ АИМ, 2005. Т. 1. 340 с.
- Панасюк, А.Ю. Имидж и формы психического отражения // Имиджелогия 2005: феноменология, теория, практика. М.: РИЦ АИМ, 2005. С. 14−18.
- Парсонс, Т. Очерк социальной системы // О социальных системах / Под ред. В. Ф. Чесноковой, С. А. Белановского. М.: Изд-во «Смысл», 2002, С. 572.
- Переверзев, В.Ф. Гоголь. Достоевский. Исследования. М.: Искусство, 1982.418 с.
- Перелыгина, Е.Б. Психология имиджа. М.: Аспект Пресс, 2002. -223 с.
- Петрова, Е.А. Современное состояние развития современной российской имиджелогии как науки // Имиджелогия 2004: состояние, направления, проблемы. М.: РИЦ АИМ, 2004. С. 14−21.
- Петрова, Е.А. Психология имиджа: Психосемиотический подход // Психология как система направлений. Ежегодник Российского психологического общества. М., 2002. Т.9, вып. 2. 24 с.
- Петрова, Е.А. Имиджелогия : современное состояние и перспективы развития в России // Имиджелогия 2003: современное состояние и перспективы развития. М.: РИЦ АИМ, 2003. С. 27−31.
- Петрова, Е.А. Имидж и его изучение в современной науке // Известия академии имиджелогии. М.: РИЦ АИМ, 2005. Т. 1. 340 с.
- Петрова, И.И. К вопросу о классификации видов самоподачи в отечественной и зарубежной психологии // Имиджелогия 2004: состояние, направления, проблемы. М.: РИЦ АИМ, 2004. С. 85−86.
- Петровский, A.B. Ярошевский М. Г. Основы теоретической психологии. М.: Инфра-М, 1999. 528 с.
- Пивоев, В.М. Философия культуры. СПб.: Изд-во Юридич. ин-та, 2001. 352 с.
- Пикулёва, O.A. Тендерные, возрастные и профессиональные особенности тактик самопрезентации. СПб., 2004. 248 с.
- Поспелов, Г. Н. Эстетическое и художественное. М. Изд-во Моск. ун-та: 1965. 360 с.
- Потебня, А. А. Теоретическая поэтика / Сост., авт. вступ. ст. и комм. А. Б. Муратов. М.: Высшая школа, 1990. 313 с.
- Почепцов, Г. Г. Имиджелогия. М.: Рефл. бук, 2000. 768 с.
- Почепцов, Г. Г. Профессия имиджмейкер. СПб.: Алетейя, 2001. 256 с.
- Психология и культура / под ред. Д. Мацумото. СПб.: Питер, 2003. 718 с.
- Ребеко, Т.А. Ментальная репрезентация // Когнитивная психология. М., 2002. С. 67.
- Резник, Ю.М. Человек и общество // Личность, культура, общество. 2000. Т. П. Вып.3(4). С. 45−58.
- Рождественская, Н.В. Диагностика актёрских способностей. СПб.: Изд-во Речь, 2005. 180с.
- Рубинштейн, С.Л. Бытие и сознание. М.: Изд-во Акад. наук СССР, 1957.328 с.
- Рубцов, В.В. Основы социально-генетической психологии. М.: Просвещение, 1996. 297 с.
- Рубцов, H.H. Символ в искусстве и жизни: философские размышления. М.: Наука, 1991. 176 с.
- Руткевич, A.M. Архетипы. Культурология, XX век. словарь. СПб.: Университетская книга, 1997. С. 51−53.
- Рябцева, Н.К. Лингвистическое моделирование естественного интеллекта и представление знаний // Scripta Linguisticae Applicatae. Проблемы прикладной лингвистики. М., 2005. 640 с.
- Семёнов, А.К., Маслова Е. Л. Психология и этика менеджмента и бизнеса. 4-ое изд., испр. и доп. М.: Изд-во «Дашков и К», 2006. 273 с.
- Сёстры Сорины. Истоки имиджа. М.: Гном-Пресс, 1999. 192 с.
- Сидорчукова, Л.Г. Театральность как модель имиджевой коммуникации // Имиджелогия 2007: имидж как феномен современной цивилизации. М.: РИЦ АИМ. 2007. С. 39−42.
- Смайлс, С. Саморазвитие. Минск: Университетское, 2000. 140 с.
- Соловцова, Е.Е. Социальный имидж и ролевая характеристика // Имиджелогия 2005: феноменология, теория, практика. М.: РИЦ АИМ, 2005. С. 29−31.
- Спенсер, Г. Основание психологии. СПб.: 1987. 296 с.
- Станиславский, К.С. Моя жизнь в искусстве. М.: Искусство, 1988. 622 с.
- Станиславский, К.С. Собрание сочинений. В 9 т. Т. 2. Работа актёра над собой в творческом процессе переживания. М.: Искусство, 1989. 511 с.
- Станиславский, К.С. Режиссёрские экземпляры. В 2 т. М.: Искусство, 1986. Т. 2. 256 с.
- Станиславский, К.С. Работа актёра над ролью. М.: Искусство, 1991. Т.З. 4.2. 399 с.
- Станиславский, К.С. Собрание сочинений. В 9 т. М.: Искусство, 1993. Т. 5. 428 с.
- Стеблин-Каменский, М. И. Миф. М.: Наука, 1976. 247с.
- Таиров, А .Я. Записки режиссёра. М.: Изд-во ГИТИС, 2000. 160 с.
- Телия, В.Н. Коннотативный аспект семантики номинативных единиц. М.: Наука, 1986. 142 с.
- Тернер, Дж. Структура социологической теории. М., 1985, С. 228.
- Ткачёв, В.Н. Сотворение личности. М.: Крон Пресс, 1998. 174 с.
- Товстоногов, Г. А. Беседы с коллегами. М.: Искусство, 1978. 465 с.
- Товстоногов, Г. А. Зеркало сцены. Ленинград: Изд-во ЛГИТМИК, 1980. 273 с.
- Узнадзе, Д.Н. Психология установки. СПб.: Питер, 2001. 354 с.
- Фалмер, P.M. Энциклопедия современного управления. М., 1992. Т.1.С.45.
- Феофанов, O.A. Агрессия лжи. М.: Дело, 1987. 322 с.
- Федоров, А.И. Семантическая основа образных средств языка. Новосибирск, 1969. 253 с.
- Федоркина А.П., Ромашкина Р. Ф. Проблемы имиджа в контексте социального психоанализа. М.: «Ось-89», 1996. 215 с.
- Финк, Е. Основные феномены человеческого бытия. // Проблемы человека в западной философии. М.: Наука, 1988. С. 362.
- Флоренская, Т.А. Проблемы ролевой психотерапии. М.: Педагогика, 1985. 268 с.
- Флоренский, П.А. Строение слова // Контекст 1972. М., 1973. С. 348.
- Фромм, Э. Бегство от свободы. Человек для себя. М.: Прогресс, 1989.672 с.
- Футин, В.Н. Имидж-технологии в процессе преподавания имидже-логии : Первый всерос. науч. сем., 19−20 апр. 2003 г., М.: тез. докл. С. 11−23.
- Хализев, В. Драма как явление искусства. М.: Искусство, 1978. 240 с.
- Хейзинга, Й. Homo ludens. Человек играющий / Пер. с нидер. В. В. Ошиса. М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001. 352 с.
- Хорни, К. Самоанализ. М.: Смысл, 1997. 543 с.
- Хренов, H.A. Игра в истории культуры // Традиционная культура. 2001. № 1 С. 74−79.
- Хьелл, Л., Зиглер, Д. Теория личности. СПб.: Питер, 537 с.
- Цуладзе, А. Политическая мифология. М.: Эксмо. 2003. 384 с.
- Чертыкова, И.П. О соотношении категорий «имидж» и «образ» // Имиджелогия 2006: актуальные проблемы социального имиджмейкинга. М.: РИД АИМ, 2006. С. 341−343.
- Чехов, М.А. Об искусстве актёра. М.: Искусство, 1999. 271 с.
- Царёва Е.А. Символ как средство понимания социокультурных изменений // Обсерватория культуры. 2009. № 4. С. 23−24.
- Шарипов, Э.И., Кронин, С.И. Режиссура социальных игр. М.: «КСП+», 2001. 320 с.
- И1епель, В. М. Имиджелогия. Секреты личного обаяния. М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1997. 382 с.
- Шепель, В.М. Имиджелогия. Как нравиться другим людям. М.: Народное образование, 2002. 576 с.
- Шихирев, П.Н. Современная социальная психология. М.: ИПРАН. 1999. 488 с.
- Шкуратова, И.П. Исполнение социальных ролей как механизм создания имиджа личности // Имиджелогия 2004: состояние, направления, проблемы. М.: 2004. С 225−230.
- Шор, Ю. Н. Страх в жизни и страх в искусстве (к психологии Актёрского раскрепощения) // Традиционная культура. 2001. № 1. С. 48.
- Эльконин, Д.Б. Психология игры. М.: Терра, 1999. 360 с.
- Эстетика / под ред. A.A. Радугина. М.: Кн. дом, 2000. 563 с.
- Юнг, К. Г. Современная теория сновидений. М.: Рефл бук, 1999. 336 с.
- Юнг, К. Г. Аналитическая психология: прошлое и настоящее. М.: Мартис, 1995. 320 с.
- Юнг, К. Г. Проблемы души нашего времени. М.: Изд. группа Прогресс — Универс, 1993. 336 с.
- Юнг, К. Г. Феномен духа в искусстве и науке. М.: Ренессанс, 1992. 320 с.
- Юнг, К. Г. Об архетипах коллективного бессознательного // Вопросы философии. 1988. № 1 С. 138.
- Юнг, К. Г. Архетип и символ. М.: Ренессанс, 1991. 304 с.
- Юнг, К. Г. Душа и миф. Шесть архетипов. Киев.: Госуд. биб-ка Украины для юношества, 1996. 384 с.
- Ядов, В.А. Стратегия социологического исследования. М.: Социс, 2000.316 с.
- Ядов, В.А. К вопросу теории «стереотипизации» в социологии. // Философские науки. 1960. № 2. С. 47.
- Якиманская, И.С. Основные направления исследований образного мышления //Вопросы психологии. 1985. № 5. С. 79.
- Яковлева, E.JI. Индивидуальность, имидж и творчество // Имидже -логия 2003: современное состояние и перспективы развития. М.: РИЦ АИМ, 2003. С. 33−37.
- Яковлева, Е.Л. Имидж и социальные роли // Имиджелогия 2004: состояние, направления, проблемы. М.: РИЦ АИМ, 2004. С. 52−56.
- Ярошевский, М.Г. Психология в XX столетии: Теоретические проблемы развития психологической науки. М., 1974. 349 с.
- Banarjee, N.V. Concerning human understanding: Essays on the com-monce: Backgraund of philosophy. London: University Press, 1958. P. 198.
- Berger, P., Luchman, T. The social Construction of Reality. New York: Doubleday, 1966. 233 p.
- Bird, P. Sell Yourself. London, 1994. 208 p.
- Blumer H. Sociological Implicathms of the Thought of George Herbert Mead // American Journal of Sociology. 1966. V. 71. № 5.
- Buytendijk, F.J. Wesen and Sinn des Spiels. Berlin, 1934. P. 133
- Cohen, P. S. Theories of myth // Man. 1969. N 34. P. 349.
- Cooley, Ch. Human Nature and the Social Order. N.Y., 1964. P. 123.
- Coutu, W. Role-playing versus Role-taking. Amer. Soc. Rev. 1954. vol. 16. 169 p.
- Czapow, G., Czapow, Cz. Psychodrama. Warzawa, 1969. 367 p.
- Gross, K. Spiel der Menschen. J., 1989. P. 513.
- Crotowski, J. Vers un theatre pauvre, La Cite, Lausanna, 1971. 344 p.
- Landy, R.J. Persona and Performance. London, 1993. 203 p.
- Linton, R. The stady of man an introduction. N.Y., 1936. 189 p.
- May, R. The courage to create. N.Y.: Norton, 1975. 316 p.
- Merton, R.K. Social Theory and Social Structure. Glencoe: Free Press, 1957. P. 89.
- Moreno, J.L. Le psychodrama theorie et practique. Canada. 1974. vol. 22. № 1, 199 p.
- Jung, C.C. Letters//Ed. G. Adler: Princeton, 1973. 565 p.
- Jung, C.C. Collected works. 1964. Vol. 7. P. 175.
- Neymeyer, M.N., Neymeyer E.S. Leisure and recreation. № 1 1958. P. 64.
- Newcomb, Th. M. Social Psychology. N.Y., 1951. 459 p.
- Ortega-i-Gasset, H. Uber des Lebens sportlich-festlichen Sinn. // Jahrbuch des Sports. Frankfurt. 1955/56. P. 9.
- Parsons, T., Balles, R.F. Family, Socialization and Interaction Process. N.Y., 1955. 435 p.
- Piaget, J. Play, dreams and imitation in childhood. N. Y., 1962. 315 p.
- Rothenberg, A. The process of Janusian Thinking in creativity // Archives of General Psychiatry. 1976. P.33.
- Reber, A.S. The Penguin dictionary of psychology. Penguin, 1985. 167 p.
- Sampson, E. The image Factor. A Guide to Effektive Self presentation for Career Enhancement. London, 1994. 338 p.
- Sargent, S. Social Psychology. N.Y., 1950. 432 p.
- Torrance, E.P. The Search for Satori and Creativity. Buffalo. N.Y., 1979. 220 p.2. Энциклопедии и словари
- Большой толковый словарь русского языка. СПб.: Норинт, 1998. 1536 с.
- Большой толковый социологический словарь. М.: Вече ACT, 1999. 544 с.
- Большая советская энциклопедия. М.: Советская энциклопедия, 1978. Т. 28.616 с.
- Даль В. Толковый словарь Живого Великорусского языка. М.: Тер-ра, 1995. 800 с.
- Краткий политический словарь. М.: Политиздат, 1988. 478 с.
- Краткий психологический словарь / под редакцией A.B. Петровского, М. Г. Ярошевского. Ростов на Дону: Педагогика Пресс, 1998. 440 с.
- Новейший философский словарь. 2-е изд. Минск: Интерпрессервис, 2001. 1280 с.
- Психологический словарь под руководством А. Ребера. М.: Кн. дом, 2001. 1267 с.
- Словарь русского языка. М.: Наука, 1983. 278 с.
- Ожегов С.И. Словарь русского языка. М.: Русский язык, 1989. 924 с.
- Толковый словарь русского языка. В 4 т. / под редакцией Д. Н. Ушакова. М.: Просвещение, 1994. Т. 1−4.
- Философская энциклопедия. М.: Советская энциклопедия, 1964, Т. 3. 769 с.
- Диссертации и авторефераты
- Братышев, Д.Е. Создание имиджа телевизионного ведущего : дис.. канд. филол. наук. / МГУ им. М. В. Ломоносова. М., 1998. 178 с.
- Кошелева Ю.П. Стратегия самопрезентации одиноких людей в ситуации знакомства : автореф. дис.. канд. психол. наук. М., 2002. 24 с.
- Лозанов Г. Суггестология и суггестопедия : автореф. дис.. канд. психол. наук. Харьков-София, 1970. 28 с.
- Назаренко О.Г. Концепт «Чиновник» в текстах отечественной культуры : дис. канд. культурологии / Дальневост. гос. техн. ун-т. Владивосток, 2007. 190 с.
- Тер-Минасова Д. И. Имидж института монархии Великобритании: дис. канд. культурологии / МГУ им. М. В. Ломоносова. М., 2007. 169 с.
- Фёдоров, И.А. Индивидуальный имидж как сторона духовной жизни общества: дис. д-ра социол. наук. / Тамбовский гос. ун-т. Тамбов, 1998. 254 с.
- Мифотворчество в XX столетии: Электронный ресурс. Воеводина Л. Н. 2004. — URL: http://www. fact.ru/ www/arhiv9s4/html (дата обращения 30.09.2006).
- Природа художественной образности Электронные каталоги ПГУ им. М. В. Ломоносова. / Г. Воронцов // Философские исследования. 2000. -№ 4. — С. 75−90. URL: http://www. ebiblioteka.ru /sources/article.jsp?id=2 800 053 (дата обращения 15.05.2004).
- Игра в формах театрализации жизни Электронный ресурс.: ОНС Общественные науки и современность / H.A. Хренов // Общественные науки и современность. 2001. № 2. — С. 167−180. http://www. ecsocman.edu.ru/./ content. html?. (дата обращения 05.09.2008).