Управление системой контроллинга промышленной организации
На основе этого анализа определено, что противоречия концепций, развивающихся в рамках двух теоретических парадигм, состоят в следующем: • в неоклассической парадигме экономическая система рассматривается как совокупность взаимодействующих агентов (физических и юридических лиц), осуществляющих в свободном экономическом пространстве процессы производства, потребления, обмена и исходящих при этом… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Система контроллинга промышленной организации в управленческой науке
- 1. 1. Концепции организации системы контроллинга на промышленном предприятии
- 1. 2. Место и роль системы контроллинга в хозяйственной деятельности современной промышленной организации
- Глава 2. Организация контроллинга на промышленных предприятиях
- 2. 1. Модели организации подразделений контроллинга на промышленных предприятиях и инструменты обеспечения его функций
- 2. 2. Информационная подсистема контроллинга
- 2. 3. Подсистема внутреннего контроля как элемент контроллинга
- Глава 3. Методическая и информационная поддержка внутреннего контроля на промышленном предприятии
- 3. 1. Совершенствование методики работы отдела внутреннего контроля на предприятии
- 3. 2. Система конкурсных торгов как элемент контроллинга
- Заключение 141 Библиография
- Приложения
Управление системой контроллинга промышленной организации (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность темы
исследования. Специфика трансформирующейся экономики России и условия её вступления в ВТО определяют повышение уровня сложности экономических систем, для эффективного управления которыми требуются подходы, адекватные рыночной экономике и возрастающему уровню международной конкуренции.
Промышленные организации (предприятия, фирмы, корпорации) относятся к экономическим системам микроуровня, усложнение которых проявляется, в первую очередь, через усложнение внутренней среды их функционирования, что требует создания самостоятельной системы поддержки принятия управленческих решений по координации и контролю деятельности всех структурных подразделений организации. Роль такой системы в промышленной организации выполняет контроллинг.
Степень научной разработанности проблемы. Большое значение для реализации цели и задач диссертационного исследования имели работы европейских и американских специалистов в области систем управления, ученых различных школ и направлений. Среди них можно отметить: Р. Аккоффа, И. Ансоффа, А. Беккера, Ф. Беа, Р. Брейли, М. Брюггенмейера, В. Вайзенберга, Э. Дихтла, Д. Ирвина, Г. Кунца, X. Кюппера, С. Майерса, К. О’Доннела, Т. Реймана, К. Серфлинга, И. Сьюрца, А. Томпсона, У. Тейлора, Э. Хейена, В. Хофенбека, М. Швайтцера, А. Шмидта, И. Шрайогга, X. Штайнманна, Д. Эванса и др.
Исследованиям контроллинга в рамках институциональной парадигмы посвящены работы А. Вагенхофера, Р. Эверта.
Контроллинг в рамках неоклассической парадигмы и возможности о его практической реализации на современном этапе исследуется в трудах И. Вебера, Р. Манна, Д. Хана, П. Хорвата.
Созданию единого образа контроллинга в условиях производства и практическому внедрению на предприятиях посвящены работы А. Дайле, Э. Майера, X. Фольмута.
Среди отечественных ученых и специалистов в области систем управления, проблемы теории и методологии контроллинга, в той или иной степени, рассматривают: Е. А. Ананькина, А. К. Андронова, М. И. Баканов, И. Т. Балабанов, Ю. Д. Батрин, И. А. Бланк, В. В. Бочаров, А. Г. Грязнова, С. В. Данилочкин, А. И. Заруднев, В. В. Ковалев, Г. С. Мерзликина, Б. 3. Мильнер, В. М. Родионова, С. В. Рубцов, Г. В. Савицкая, Н. Ф. Самсонов, Е. А. Семикин, Е. С. Стоянова, П. А. Фомин, А. Г. Чермошнюк, А. Д. Шеремет и др.
Методологическим и практическим основам построения системы контроллинга в организациях посвящены работы Н. Г. Данилочкиной, О. А. Дедова, Н. И. Оленева, А. Г. Примака, С. Г. Фальковопросам информатизации контроллинга — работы А. М. Карминского, В. П. Нестерова, Б. В. Черникова.
Исследование риск-контроллинга представлено в работах Г. М. Шах-динароваJI. А. Малышева рассматривает через призму контроллинга U управление организационными изменениями на промышленных предприятиях.
При обилии переводных и отечественных изданий, степень изученности различных концепций контроллинга и дальнейших направлений его развития, адаптация под российские экономические условия остается явно недостаточной для осмысления отдельных феноменов контроллинга и управления им в промышленных организациях. Особенно важным представляется решение проблем контроля за усилением взаимосвязи товарных и финансовых потоков, оптимизации взаимодействия производственной и финансовой сфер предприятия.
Цель исследования — выявление особенностей управления системой контроллинга современной промышленной организации на этапе её становления и последующего развития.
В соответствии с поставленной целью, в работе определены следующие задачи:
— провести ретроспективный анализ развития концепций контроллинга в современной управленческой науке, позволяющий выявить степень их реализации и особенности применения в условиях российской и зарубежной экономики;
— уточнить, посредством дополнения классификационных признаков, понятие контроллинга как системы;
— определить факторы, влияющие на степень (глубину) использования системы контроллинга в хозяйственной деятельности современной промышленной организации;
— уточнить состав важнейших функций и предназначение системы контроллинга в современной промышленной организации;
— выявить направления корректирующего воздействия контроллинга на внутреннюю и внешнюю среду предприятия;
— рассмотреть возможные варианты организации контроллинга и предложить инструменты, позволяющие реализовать его функции на этапе становления;
— определить роль системы контроллинга в управлении «внутренней конкуренцией» в современной промышленной организации и предложить варианты методической поддержки внутреннего контроля.
Объектом исследования является система контроллинга, формирующаяся на промышленных предприятиях.
Предметом исследования являются организационно-управленческие отношения, возникающие между структурными подразделениями в процессе формирования системы контроллинга на промышленных предприятиях.
Теоретической и методологической основой диссертации стали современные концепции контроллинга и организации управленческой и учетной деятельности, представленные в трудах отечественных и зарубежных ученых и специалистов. В ходе исследования использовались методы логического, сравнительного и системного анализа, экспертных оценок.
Информационно-эмпирической базой исследования послужили материалы научных исследований, представленные в виде монографий, публикаций в периодических изданиях, отечественные и зарубежные статистические данные, нормативно-правовые акты, информационно-аналитические обзоры, публикации и корпоративные ресурсы в сети Internet, материалы, полученные автором непосредственно на промышленных предприятиях.
Основная гипотеза диссертационного исследования исходит из необходимости учитывать на этапе формирования системы управления контроллингом следующие основополагающие принципы: достоверность и однозначность информации, вносимой в систему управленияправильность выбора технологий и методов обработки и агрегирования этой информациидостоверную интерпретацию полученных в результате обработки информации данных.
Из многообразия контроллинговых инструментов, на этапе становления целесообразно использовать инструменты информационно-аналитической системы, системы внутреннего контроля и конкурсных торгов.
Основные положения диссертации, выносимые на защиту.
1. Для современной российской промышленности характерно отставание в развитии контроллинга, которое проявляется в сосредоточении его на координации оперативной деятельности промышленного предприятия, поставке, агрегации, интерпретации информации для управления, тогда как зарубежный опыт контроллинга акцентирует свое внимание на достижении оптимального баланса интересов между всеми задействованными в бизнесе группами участников. Причиной этого является недооценка роли и возможностей использования контроллинга в деятельности российских предприятий, прежде всего, в теоретическом плане, поскольку контроллинг в управленческой науке рассматривается в рамках двух теоретических парадигм: как элемент общей системы управления (традиционный подход) и как внутрифирменный институт достижения согласия между заинтересованными группами во внутренней и внешней среде деятельности промышленной организации, находящейся в постоянном развитии, сопровождающимся непротиворечивой сменой её приоритетных задач (современный подход).
Преодолеть разрыв между этими двумя подходами возможно устранением противоречий концепций контроллинга, развивающихся в рамках двух теоретических парадигм, выявив объединяющие эти концепции моменты, что позволит на практике придать контроллингу статус внутрифирменного института достижения согласия.
2. В широком смысле, контроллинг — ориентированная на достижение целей интегрированная система информационно-аналитической и методической поддержки процесса планирования, контроля, анализа и принятия управленческих решений по всем функциональным сферам деятельности предприятия, обеспечивающая динамическое равновесие бизнеса в условиях нестабильности внешней и трансформации внутренней среды, компромисс приоритетов всех групп участников бизнеса через достижение баланса интересов агентов и институтов.
В узком смысле, контроллинг можно рассматривать как внутрифирменный институт, основанный на нормативных документах, правилах и регламентах, ориентированный на сглаживание противоречий, возникающих между структурными подразделениями во внутренней среде, и сокращение разрыва уровней ожиданий предприятия и его потенциальных контрагентов во внешней среде, что достигается посредством разработки правил внутренней конкуренции и компромиссных механизмов сближения ожиданий участников во внешней среде.
3. На степень (глубину) использования контроллинга в современной промышленной организации влияют следующие факторы:
• размер функционирующего финансового капитала, рост которого является предпосылкой к трансформации промышленной организации и изменению её приоритетных задач (от максимизации прибыли до упрочения позиций в институциональной среде и росту социальной ответственности бизнеса);
• масштабы и степень диверсификации деятельности (из всех функциональных сфер применения, контроллинг концентрируется на наиболее затратных участках деятельности) — при этом для предприятий разных размеров адекватные формы и способы обеспечения контроллинга различны, наиболее полное его освоение характерно для промышленных холдингов;
• степень делегирования полномочий, увеличение которой дает контроллингу большее поле для деятельности;
• серийность / единичность производства, обосновывающая потенциальную возможность применения контроллинга;
• стандартизованность / высокотехнологичное^ производств.
4. Наиболее значимыми функциями контроллинга в современной промышленной организации являются: информационно-аналитическая, контрольная, плановая, координационная, учетная, сочетание которых формирует адаптационную метафункцию контроллинга — поддержание равновесия между внутренней средой предприятия и меняющимися условиями внешней среды, посредством которой реализуется назначение контроллинга в современной промышленной организации.
5. В зависимости от этапа (уровня) развития промышленного предприятия состав инструментов для реализации важнейших функций контроллинга может быть различен, при этом, сохраняются основные направления корректирующего воздействия контроллинга, заключающиеся в поддержании производственной, финансовой и рыночной устойчивости предприятия.
6. На начальном этапе формирование системы контроллинга осуществляется через создание штабной структуры, выполняющей сервисную функцию поставки объективной информации для менеджмента, разработки / привнесения оптимальных методов измерения фактов хозяйственной деятельности в систему управления, координирования подразделений. Системы: информационная, внутреннего контроля, конкурсных закупок — призваны поддержать реализацию функций контроллинга, дополнив состав уже имеющихся инструментов управления.
7. Система контроллинга, эффективней всего применяется в условиях внутренней конкуренции, проявляющейся в организациях с децентрализованным управлением и повышенной автономностью подразделений. В таких организациях её роль состоит в обеспечении правильности методов измеренияединообразия подходов к достижению генеральной цели компаниипрозрачности финансово-экономических операцийсглаживания конфликтов интересов подразделенийкомпромисса с ожиданиями внешней среды. Кризис доверия, конфликт интересов подразделений, рассогласованность топ-менеджеров и «репрессивный менеджмент» — естественные условия зарождения и развития внутренней конкуренции, требующие вмешательства контроллинга как института корпоративного согласия.
Научная новизна диссертационного исследования:
— установлены этапы трансформации и объекты приложения контроллинга в России и за рубежом: от системы учета — до внутрифирменного института, ориентированного на сглаживание противоречий, возникающих между структурными подразделениями во внутренней среде, и сокращение разрыва уровней ожиданий предприятия и его потенциальных контрагентов — во внешней среде;
— уточнено понятие системы контроллинга применительно к промышленной организации, включающее в себя признаки неоклассической и институциональной теоретических парадигм, сформулированное на основе обобщающих моментов концепций, развивающих единый подход к контроллингу как системе, поддерживающей динамическое равновесие бизнеса, баланс интересов агентов и институтов, обеспечивающей стратегию развития промышленной организации путем координации целей её подразделений;
— определены факторы влияющие на степень (глубину) применения системы контроллинга в современной промышленной организации: размер функционирующего финансового капиталастепень диверсификации деятельностиуровень делегирования полномочий структурным подразделениям, серийность / единичность производства, его стандартизованность / вы-сокотехнологичность;
— выделены наиболее значимые функции контроллинга в современной промышленной организации: информационно-аналитическаяконтрольнаяплановаякоординационнаяучетная, и доказано, что все они формируют адаптационную метафункцию, состоящую в управлении изменениями в настоящем для обеспечения эффективности функционирования предприятия и его структурных единиц в будущем;
— выявлены основные направления корректирующего воздействия контроллинга: поддержание производственной, финансовой и рыночной устойчивости предприятия посредством обеспечения равновесия в финансовой, производственной (продуктовой), информационной, сферах, в сфере управления персоналом;
— определено, что на этапе становления система контроллинга, используя подсистемы — внутреннего контроля, конкурсных закупок и информационную, поставляет объективную информацию для менеджмента, разрабатывает /привносит в систему управления оптимальные методы измерения эффективности хозяйственной деятельности, координирует подразделения, добиваясь сглаживания противоречий между ними и компромисса взаимных ожиданий предприятия и внешней среды;
— установлено, что контроллинг эффективен в децентрализованных организациях, что обусловлено наличием внутренней конкуренции, возможностью контроллинга управлять ею посредством декомпозиции целей подразделений, вступающих в противоречие друг с другом, но не идущих в разрез с общей стратегией предприятия. и.
Теоретическая и практическая значимость работы. Научные выводы и рекомендации диссертационного исследования имеют теоретическую и практическую ценность и могут быть использованы научно-исследовательскими организациями, менеджментом промышленных холдингов и предприятий при разработке принципов и основных положений создания систем контроллинга, позволяющих формировать долгосрочную стратегию развития предприятия любой формы собственности, обеспечивая согласование интересов собственников, инвесторов, акционеров, пайщиков, трудового коллектива.
Отдельные выводы и положения диссертации целесообразно использовать в рамках преподавания дисциплин: «Экономика предприятия», «Контроллинг», «Управление производством».
Апробация результататов исследования. Разработанные автором методологические подходы, методики и практические рекомендации использованы в хозяйственной практике вертикально-интегрированного металлургического холдинга ОАО «СУАЛ» — филиале «ВгАЗ-СУАЛ», что подтверждено справками о внедрении.
Основные положения диссертационного исследования докладывались на научно-практических международных, всероссийских, межрегиональных конференциях в 2000 — 2006 годах в различных городах РФ. Ряд положений и выводов диссертационной работы используются в учебном процессе на факультете экономики и управления Волгоградского государственного технического университета.
Публикации. По теме диссертационного исследования опубликовано 11 научных работ авторским объемом 4, 49 п. л., из них одна работа — в изданиях, рекомендованных ВАК РФ.
Структура и объем диссертации
Работа состоит из введения, трех глав, содержащих семь параграфов, заключения, библиографии, включающей 165 источников, восьми приложений. Объем работы 165 стр.
Выводы к Главе 3.
Рассмотрены задачи контроля, решаемые ОВК, кратко описаны процедуры, применяемые при работе ОВК наиболее полно использующие методические и специальные приемы и инструменты контроля, адаптированные из ревизии и внешнего аудита к нуждам внутреннего контроля.
Описаны способы фиксации и оформления результатов работы ОВК, предложены рекомендации по итоговым документам, обобщающим результаты отдельных направлений деятельности ОВК.
Отмечено, что важнейшим мероприятием ОВК должна стать проверка уже существующей системы первичного учета и построение модели «как есть» первичного учета, для осознания пути реформирования первичного учета в модель «как надо» и определения возможных препятствий и ограничений деятельности ОВК.
Усовершенствована методика проверки системы первичного учета на предприятии.
Определено, что система бухгалтерского учета может считаться эффективной, если операции в учете правильно отражают временной период их осуществления, зафиксированы в правильных суммах, отражены на счетах бухгалтерского учета в соответствии с действующими нормативными положениями и учетной политикой, если зафиксированы детали операций, имеющие существенное значение для учета и отчетности, и ограничена возможность появления злоупотреблений.
Рассмотрены варианты изменения учета под воздействием ОВК и ограничения деятельности ОВК, а также источники группового и индивидуального сопротивления.
Предложены должностные инструкции ОВК, разработанные и апробированные в условиях металлургического производства.
Рассмотрена система конкурсных торгов, как элемент контроллинга обеспечивающий посредством своих инструментов реализацию эффективной плановой функции контроллинга. Отмечено, что механизм конкурентной борьбы контрагентов на конкурсе имеет схожий принцип с проявлением внутренней конкуренции на предприятии. ОВК обеспечивает единообразие подходов и правил, по которым действуют и которыми руководствуются контрагенты и остальные участники конкурсного процесса.
Предложена тендерная система закупок, облегчающая принятие управленческого решения посредством выявления победителя на открытых конкурсных торгах. Определено, что ОВК обеспечивает методику проведения тендеров и единство критериев оценки предложений участников, отсекая проявления несовершенной конкуренции и лоббизма.
Сделан вывод о том, что в обстановке высокой непредсказуемости внешней среды, проведение открытых конкурсов, позволяющих выявить наиболее надежного поставщика, с наиболее приемлемыми условиями — насущное требование времени.
Доказано, что в современных условиях наблюдается дисбаланс и несовпадение интересов и ожиданий предприятия и его контрагентов, в части политики снабжения предприятия, что вызвано несовершенством планирования закупок — со стороны предприятия и желанием максимизировать прибыль — со стороны поставщика. При этом возникает разрыв уровней требований и ожиданий.
Выделены виды финансовых потерь предприятия в сфере снабжения Доказано, что самым эффективным решением в области поставок, станет не постоянный мониторинг ОВК, а смещение процесса контроля в будущее. При этом возникает «превентивный контроль» когда этапу принятия решения, предшествует открытый конкурс между потенциальными поставщиками, на котором каждое предложение проходит через две стадии: предварительную и оценочную. На предварительной — выявляется ряд потенциальных поставщиков, на оценочной — сравниваются их предложения. Открытый конкурс — как многоуровневый фильтр отсекает неприемлемые варианты, оставляя один — самый оптимальный для дальнейшего заключения договора.
Рассмотрено изменение схемы принятия решения о закупке с участием ОВК и применением процедуры конкурсных торгов.
При этом, рассмотренный ранее разрыв сокращается, а ожидания сторон сближаются посредством достижения компромисса ожиданий поставщика и покупателя.
Определено, что компромисс ожиданий — сближение уровней ожиданий (требований) фирмы-поставщика и ожиданий (требований) предприятия-покупателя, посредством создания модели локальной конкурентной среды, в которую вовлекается большое число контрагентов, обладающих равными возможностями поставки ресурсов. Локальная конкурентная среда создается на конкурсе с элементами понижающего аукциона, когда каждый из участников видит предложения других участников (и свое) на экране, и имеет возможность, сравнив показатели, инициировать заполнение протоколов снижения цены и изменения условий и снизив уровень собственных ожиданий (требований) стать победителем среди поставщиков и заключить контракт. После серии переторгов формируется реальный уровень региональных предложений, как правило, показателем его формирования является отсутствие среди участников желающих дальше снижать цену или изменять условия, необходимо заключать договор на этом уровне (или близко к нему).
В этом случае предприятие не только уложится в суммы запланированных для закупок средств, но и получит определенную экономию от плана закупок.
Предложена методика проведения конкурсных торгов.
Рассмотрены основные причины срыва конкурсных торгов и мероприятия по исправлению ситуации.
Предложен дифференцированный подход к организации конкурсов и закупкам.
Глава носит характер практико-ориентированной разработки прикладного характера.
Заключение
.
Проведенное автором исследование контроллинга, его исторического развития и современного состояния позволило расширить сферу научных знаний относительно роли контроллинга в обеспечении стабильности развития промышленных организаций в условиях экономических и социальных преобразований последних лет.
Основной вывод заключается в том, что контроллинг в условиях изменения концепции общественного и государственного устройства, нестабильности внешней среды, усложнения производственных систем способен формировать долгосрочную политику развития и эффективной деятельности организации любой формы собственности. Обеспечивая при этом достижение приоритетов всех групп участников, задействованных в бизнесе и реализуя адаптационную метафункцию поддержания равновесия между внутренней средой предприятия и меняющимися условиями внешней среды.
Неэффективность и сложность экономических моделей управления предприятием, разработанных для условий конкретных государств и экономик, и перенимаемых в российских условиях без существенной модификации и адаптации, является своеобразными институциональными ловушками. Поэтому на сегодняшний день в России практически не востребованы сложные инструменты популярные в развитых странах, потребность в них находится в стадии формирования, но крайне высок спрос на относительно простые и эффективные решения в области управления, которые с успехом представляет контроллинг, опираясь на многовариантность и универсальность сочетаний собственных и заимствованных из других теорий инструментов.
Исследование контроллинга в работе построено в логическом порядке: от теоретических обоснований до практических рекомендаций промышленным организациям, внедряющим или планирующим внедрение у себя контроллинга.
В первой главе исследования уточнено понятие, определен предмет и современная сущность контроллинга, которая заключается в рассмотрении его как самостоятельной научной дисциплины, обеспечивающей измерение процессов с требуемой точностью, объективностью, единообразием и сопоставимостью, без которых мероприятия по планированию, контролю, учету, анализу отклонений, а также интерпретации полученных результатов становятся бессмысленными и слабо обоснованными.
Сущность контроллинга как практической концепции определена в рассмотрении его как комплексной системы управления, состоящей из взаимосвязанных элементов, обладающих инструментами, обеспечивающими информационно-аналитическую, методическую поддержку процессов планирования, контроля и принятия решений по всем функциональным сферам деятельности современной организации.
В качестве объекта исследования у контроллинга выступает предприятие, в котором совершаются экономические процессы по достижению запланированных результатов.
В исследовании представлен ретроспективный анализ развития концепций контроллинга выявляющий наличие в них взаимосвязи управления, контроллинга и учета, что является обобщающим моментом, обнаруженным после сравнения концепций контроллинга по классификационным признакам (функциональным областям, уровням управления, функциям управления, подходам к управлению, срочности целей).
На основе этого анализа определено, что противоречия концепций, развивающихся в рамках двух теоретических парадигм, состоят в следующем: • в неоклассической парадигме экономическая система рассматривается как совокупность взаимодействующих агентов (физических и юридических лиц), осуществляющих в свободном экономическом пространстве процессы производства, потребления, обмена и исходящих при этом из собственных интересов, понимаемых главным образом как максимизация прибыли от всех видов деятельности. В рамках этой парадигмы, цели контроллинга совпадают с целью предприятия: оптимизацией финансового результата через максимизацию прибыли и ценности капитала при гарантированной ликвидности, а сам контроллинг позиционируется как ориентированная на результат функция поддержки руководства и система управления прибылью.
• в парадигме институциональной экономики, определяется, что экономическое пространство заполнено не только агентами, но и разнообразными институтами — организациями, правилами, традициями и т. п., где основным мотивом поведения является соблюдение институциональных норм и правил, баланса интересов агента и институтов, а также улучшение своего положения в рамках этих институтов, а цель контроллинга при данном подходе — удовлетворение приоритетов агентов и институтов, через достижение баланса интересов.
В работе отражены общие недостатки концепций, выражающиеся в описании контроллинга с недостаточной степенью систематизации, полноты и точности, отсутствии сформулированного общепризнанного единого определения контроллинга и дефиците собственных инструментов.
Доказано, что невзирая на быстрые темпы развития российского контроллинга (когда за несколько лет адаптируются и осваиваются методики и инструменты, разрабатываемые в условиях развитых экономик десятилетиями) на современном этапе сформировалось отставание в развитии данного рыночного механизма, который в настоящее время ограничивается оперативным уровнем, сосредоточиваясь на функциях поставки, агрегации, интерпретации информации для управления и координации оперативной деятельности. Определено, что подход, предложенный автором, позволит устранить разрыв между развитием зарубежного и российского контроллинга.
В диссертации предложено более широкое, чем у предыдущих исследователей, уточненное понятие контроллинга, включающее в себя признаки двух теоретических парадигм и учитывающее обобщающие моменты различных концепций.
В широком смысле, контроллинг — ориентированная на достижение целей интегрированная система информационно-аналитической и методической поддержки процесса планирования, контроля, анализа и принятия управленческих решений по всем функциональным сферам деятельности предприятия, обеспечивающая динамическое равновесие бизнеса в условиях нестабильности внешней и трансформации внутренней среды, компромисс приоритетов всех групп участников бизнеса через достижение баланса интересов агентов и институтов.
Отражено, что подобный подход углубляет значение контроллинга в управлении предприятием, с точки зрения практической ценности, придавая ему роль стабилизатора, обеспечивающего поддержание равновесия всех сфер деятельности предприятия, обеспечивая корреляцию подсистем менеджмента, выполняя для него сервисную функцию поставщика достоверной релевантной информации, полученной посредством предложенных контроллингом способов измерения, обработки и интерпретации данных.
В узком смысле, контроллинг можно рассматривать как внутрифирменный институт, основанный на нормативных документах, правилах и регламентах, ориентированный на сглаживание противоречий, возникающих между структурными подразделениями во внутренней среде, и сокращение разрыва уровней ожиданий предприятия и его потенциальных контрагентов во внешней среде, что достигается посредством разработки правил внутренней конкуренции и компромиссных механизмов сближения ожиданий участников во внешней среде.
В работе установлено, что степень и полнота освоения контроллинга в промышленных холдингах обусловлена не сложностью и распределенностью их структур, а степенью диверсификации деятельности, поскольку из всех функциональных сфер применения, контроллинг концентрируется на наиболее значимом потребителе ресурсов, а в диверсифицированном холдинге таких потребителей несколько (в зависимости от степени диверсификации). В свою очередь, степень диверсификации связана с размером функционирующего капитала и целесообразность использования контроллинга возрастает с ростом размера финансового капитала функционирующего в бизнесе и увеличением количества центров прибыли, именно эти факторы приводят к объективной необходимости децентрализации управления и делегирования функций управления, характерной для крупных предприятий и холдингов. При этом решающим отличием контроллинга от других концепций является то, что цель координации состоит в выработке путей реализации формальной цели, причём лица, принимающие решения, самостоятельно выбирают между предлагаемыми альтернативами в зависимости от состояния внешней среды и решаемой проблемы. Охват контроллингом специфических, вызванных делегированием, проблем координации имеет своей целью переориентацию целей и решений децентрализованных подразделений на цели и задачи всего предприятия в целом.
Отмечено, что роль контроллинга в процессе управления предприятием повышается с каждой ступенью развития предприятия и перехода его на новый уровень. При этом этапы повышения роли контроллинга приходятся на временные отрезки, когда внешние и внутренние условия предприятия несбалансирова-ны по причине переходного периода (увеличение размера, изменение формы собственности, выход на новые рынки, привлечение дополнительных инвестиций). Баланс между ростом, развитием, повышением уровня прибыли предприятия обеспечивается контроллингом в переходные периоды развития, в периоды стабильного развития предприятия в рамках занимаемой ниши достаточно инструментов традиционных школ управления.
Отражено, что крупные диверсифицированные холдинги и корпорации применяют перспективные методы совершенствования управления, такие как контроллинг, что позволяет им подготовиться к вступлению России в ВТО, а значит и к конкурентной борьбе с зарубежными отраслевыми гигантами, следовательно контроллинг выступает в качестве способа подготовки экономики России к вступлению в ВТО.
В работе уточнены наиболее значимые функции контроллинга в современной промышленной организации: информационно-аналитическая (обеспечение методической и информационной поддержки принятия руководством решений по ключевым финансово-экономическим вопросам, на основе оперативного анализа и прогноза финансовых и экономических показателей, предполагающего ситуационное и регламентное прогнозирование, мониторинг, анализ и корректировку деятельности предприятия и его подразделений^) — контрольная (обеспечение обратной связи между принятыми управленческими решениями и изменениями, последовавшими после их принятия, своевременная корректировка и оптимизация бизнес-процессов, превентивный контроль, позволяющий избежать преднамеренный и непреднамеренный ущерб для потенциалов предприятия)/шсшовая (обеспечение рациональности управленческого процесса, ориентации на общие цели предприятия, оптимизации процесса их реализации) — координационная (обеспечение внутреннего согласования и интегрирования информационной системы, системы целей, планово-контрольной системы, организации, а также — процессов планирования, принятия решений, их реализации и контроля) учетная (поддержка и реформирование первичного учета.
На основе уточнения функций определено, что все функции контроллинга формируют адаптационную метафункцию контроллинга: поддержания равновесия между внутренней средой предприятия и меняющимися условиями внешней среды, посредством которой реализуется миссия контроллинга в современной промышленной организации: управление изменениями в настоящем, для обеспечения эффективности функционирования предприятия и его структурных единиц в будущем.
Выявлены основные направления корректирующего воздействия контроллинга: поддержание производственной, финансовой и рыночной устойчивости предприятия, через обеспечение равновесия в следующих сферах:
— финансового равновесия (требует учет долгосрочных интересов собственников в получении определенного уровня дивидендов);
— производственного (продуктового) равновесия (требует оптимального удовлетворения ожиданий клиентов);
— равновесия в сфере управления персоналом (включает учёт требований и ожиданий сотрудников, общества и законодателей при формировании производственных процессов и определении условий труда);
— информационного равновесия (требует согласования информационной потребности предприятия с информацией, получение которой обусловлено условиями внешней среды).
Данные корректирующие воздействия необходимы, так как управление предприятием можно охарактеризовать как систему функций, позволяющих обеспечить выживаемость и стабильность предприятия, одним из основных элементов чего является перманентное, динамичное равновесие, состоящее из вышеперечисленных частей.
Отмечено, что в рамках сложной иерархической системы реализация функции контроллинга обеспечивает повышение упорядоченности и систематизации отношений внутри организации. Кроме того, контроллинг связывает отдельные подсистемы управления и анализирует существующие здесь взаимозависимости, что является основной предпосылкой обеспечения целостного, ориентированного на единые цели управленческого процесса.
В исследовании также выявлены и систематизированы факторы, определяющие тенденции развития контроллинга, критериальным признаком отнесения факторов к разряду прямых, или косвенных, является степень их воздействия на развитие инструментов контроллинга. Потребность в координации и делегировании полномочий, возникновение внутренней конкуренции — прямые факторы, организационные и управленческие проблемы — косвенные.
В работе рассмотрены варианты организации контроллинга на промышленных предприятиях. Представлена совокупность элементов системы контроллинга, параллельная интеграция которых в систему управления обеспечит, посредством использования контроллинговых инструментов, выполнение важнейших его функций на этапе становления:
S информационно-аналитическая система контроллинга обеспечит реализацию информационно-аналитической функции для предприятия, на основе объединения разрозненных информационных баз, функционирующих до принятия решения о внедрении контроллинга (инструменты: система сбора контроллинговой информации, информационная система руководителя);
S система внутреннего контроля обеспечит учет достоверными данными и фактическими показателями деятельности подразделений, позволит исключить непреднамеренные и намеренные ошибки в отчетности, посредством реформирования первичного учета в свете требований фиксации свершившихся фактов хозяйственной деятельности один раз, без дальнейших искажающих учет корректировок (инструменты и приемы контроля заимствованы из ревизии и аудита);
S система конкурсных закупок ресурсов посредством координации планирования будет способствовать принятию решений, позволяющих получить и распределять дефицитные производственные ресурсы наиболее эффективным для достижения целей предприятия способом (инструменты: выездной аудит контрагента, конкурс с элементами понижающего аукциона).
Отмечено, что выбор элементов обоснован значительной ролью контроллинга в системе менеджмента качества ISO 9000: 2000, они обеспечивают выполнение компанией пятого, седьмого и восьмого TQM (системного подхода к менеджментупринятия решений, основанных на фактахвзаимовыгодных отношений с поставщиками).
В работе отражено, что важнейший из элементов — система внутреннего контроля как элемент управления в виде комплекса внутренних процедур, поддерживаемая и понимаемая всеми подразделениями предприятия и обеспечивающая эффективное управление его деятельностью.
Она является подсистемой зарождающейся системы контроллинга, строится и функционирует на следующих принципах: единообразия подходов, оптимальности методов, достоверности информации, справедливой интерпретации результатов, встроенности в систему управления, сопровождения (не подмены) бизнес-процессов, способности предвидения и адекватной своевременной реакции на изменения внутренних и внешних факторов, координации изменений в управляемом режиме. Именно система внутреннего контроля подготовит почву для внедрения более сложных и дорогих элементов.
Рассмотрена внутренняя конкуренция проявляющаяся в реализации децентрализованными подразделениями предприятия (холдинга) собственных целей, достижение собственных приоритетов, вступающих в частичное противоречие с целями других подразделений, но не идущих в разрез с общей системой целей предприятия. Внутренняя конкуренция возникает при изменении взаимозависимостей внутри системы управления, при растущей децентрализации и автономности подразделений.
Определено, что неконтролируемое развитие внутренней конкуренции несет опасность проявления отрицательных моментов конфронтации производственного и управленческого менеджмента.
Рассмотрено изменение традиционной схемы управления предприятием под влиянием внутренней конкуренции, выявляемой ОВК.
Доказано, что контроллинг, предлагающий в каждой функциональной области управления, набор технологий и инструментов измерения, выводит внутреннюю конкуренцию на новый уровень, наделяя её своеобразными «правилами игры», формализуя условия её проявления, нивелируя межличностный аспект и направляя конкуренцию на работу по достижению генеральной цели компании. Подразделения вынуждены считаться с необходимостью корректировки своих целевых установок для её достижения. При этом контроллер, выполняя штабную сервисную функцию для руководителя, выводит личность руководителя предприятия и линейных руководителей из зоны конфронтации между собой, предлагая командную работу и концентрируя их внимание на необходимости достижения генеральной цели наиболее оптимальным способом.
Роль ОВК в проявлении внутренней конкуреции, наделении правилами игры, должна поддерживаться логистическим аппаратом и повышением самоответственности и самоконтроля подразделений. Только в этих условиях внутренняя конкуренция является положительным, созидательным моментом работы ОВК.
Отмечено, что в современной России бизнес-менеджмент и производственный менеджмент оказываются в неравных условиях. Власть вносить изменения, активную роль акционеры уделяют бизнес — менеджменту, производственники остаются в роли исполнителей, что вызывает у них пассивность и отстраненность.
Контроллинг решает эту проблему конфронтации производственного и управленческого менеджмента путем вовлечения в процесс управления предприятием обеих групп менеджеров в равной степени.
Более того, как показывает опыт, полученный на промышленных предприятиях, бизнес-менеджмент и производственный менеджмент объединяются против структуры способной координировать управление и организовать параллельный анализ деятельности подразделений, проверяя обоснованность управленческих решений и результаты деятельности на наличие искажений и информирующей об отклонениях руководство предприятия. Обе группы менеджеров ассоциируют подобное подразделение с руководством предприятия, которое в их понимании раньше находилось на определенной дистанции, а теперь способно подвергнуть деятельность подразделений мониторингу изнутри, выявить «узкие места» и предложить взаимоприемлемый вариант исправления ситуации.
В работе рассмотрено, что в современных условиях наблюдается дисбаланс и несовпадение интересов и ожиданий предприятия и его контрагентов, вызванный несовершенством планирования закупок со стороны предприятия и желанием максимизировать прибыль со стороны поставщика. Конкурс с элементом понижающего аукциона сокращает возникающий разрыв уровней требований и ожиданий, а смещение процесса контроля в будущее («превентивный контроль» закупок), когда этапу принятия решения предшествует открытый конкурс между потенциальными поставщиками, проходящий с участием ОВК, наделяющем его единообразием подходов, идентичностью информации и равными условиями участия контрагентов, обеспечивает достижение компромисса ожиданий поставщика и покупателя.
Компромисс ожиданий — сближение уровней ожиданий (требований) фирмы-поставщика и ожиданий (требований) предприятия-покупателя, посредством создания модели локальной конкурентной среды, в которую вовлекается большое число контрагентов, обладающих равными возможностями поставки ресурсов.
Локальная конкурентная среда создается на конкурсе с элементами понижающего аукциона.
В диссертации предлагается практико-ориентированная методика организации и проведения открытых конкурсных торгов, апробированная в течении 2004;2006 гг. на объектах исследования и принесшая реальный финансовый результат.
Совокупность предложенных элементов и рекомендаций по их использованию образует последовательность освоения первого этапа системы контроллинга, способствует повышению управляемости и «прозрачности» деятельности компании, планирующей внедрение контроллинга в полном объеме.
Настоящее исследование, на взгляд диссертанта, может оказаться полезным вкладом в решение различных социально-экономических проблем развития бизнеса, хотя, безусловно, не решит их все.
Список литературы
- Абалкин, Л. И. Хозяйственный механизм развитого социалистического общества / Л. И. Абалкин. — М.: Мысль, 1973. — 320 с.
- Абалкин, Л. И. Выбор за Россией / Л. И. Абалкин. М.: Ин-т экономики РАН, 1998.-218 с.
- Агапцов, С. А. Индикативное планирование как основа стратегического развития промышленного предприятия / С. А. Агапцов, П. А. Фомин, Л. С. Шаховская. М.: Высшая школа, 2002. — 326 с.
- Агапцов, С.А. Предпринимательство как инновационная система хозяй-стовования в современной экономике / С. А. Агапцов, А. Г. Грязнова, А. Ф. Джинджолия, Л. С. Шаховская -М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. 412 с.
- Адаме, Р. Основы аудита: пер. с англ. / Р. Адаме. М.: Аудит, ЮНИТИ, 1995.-398 с.
- Аистова, М.Д. Реструктуризация предприятий: вопросы управления. Стратегия, координация структурных параметров, снижение сопротивления преобразованиям / М.: «Альпина Паблишер», 2002. — 287 с.
- Акофф, Р. Планирование будущего корпорации: пер. с англ. В. А. Бирюкова и др. / Р. Акофф. М., Аскери Информэйшн, 2002. — 256 с.
- Алексеев, П. И. Методы и инструменты оперативного контроллинга на промышленных предприятиях: дис.. канд. экон. наук / П. И. Алексеев- СПбГИЭУ. СПб., 2001.- 167 с.
- Ананькина, Е. А. Контроллинг как инструмент управления предприятием / Е. А. Ананькина, С. В. Данилочкина, Н. Г. Данилочкина- под ред. Н. Г. Данилочкиной. М.: Аудит: ЮНИТИ, 2001. — 279 с.
- Ю.Андронова, А. К. Оперативный контроллинг / А. К. Андронова,
- Е.Д. Печатнова. М.: ДИС, 2006. — 160 с. П. Ансофф, И. Стратегическое управление / И. Ансофф. — М.: Экономика, 1989.-519с.
- Ансофф, И. X. Методика проектирования организационных структур / И. X. Ансофф, Г. Брандебур // Внутрифирменное планирование в США: сб. ст.: пер. с англ. М.: Прогресс, 1972. — 311 с.
- Антикризисное управление: от банкротства к финансовому оздоровлению / под ред. Г. П. Иванова. — М.: Закон и право: ЮНИТИ, 1995. — 320 с.
- М.Аснин, JI.M. Контроль и ревизия в организациях / J1.M. Аснин, И. Я Кононова. М.: Феникс, 2004. -238 с.
- Афанасьев, А. Структура ФЭС: опыт практиков / А. Афанасьев // Финансовый директор. 2004. — № 2. — С. 86−95.
- Балыков, В. Ю. Контроллинг и управленческий учет в коммерческом банке / В. Ю. Балыков // Банковские услуги. 1990. — № 1. — С. 27−34.
- Балабанов, И. Т. Финансовый анализ и планирование хозяйствующего субъекта / И. Т. Балабанов. 2-е изд., доп. — М.: Финансы и статистика, 2002. — 523 с.
- Бакаев, А. У финансового директора в «генах заложено», что главбух должен ему подчиняться / А. У. Бакаев // Финансовый директор. 2002. -№ 5.-С. 12−17.
- Баканов, М. И. Теория экономического анализа: учебник для вузов / М. И. Баканов, А. Д. Шеремет. М.: Финансы и статистика, 1999. — 414 с.
- Батрин, Ю. Д. Особенности управления финансовыми ресурсами промышленных предприятий: монография / Ю. Д. Батрин, П. А. Фомин. -М.: Высшая школа, 2002. 276 с.
- Беа, Ф. К. Экономика предприятия: пер. с нем. / Ф. К. Беа, Э. Дихтл, М. Швайтцер. -М.: Инфра-М, 2001. 928 с.
- Белых, Л.П. Реструктуризация на предприятиях продолжается / JI. П. Белых, М. А. Федотова // Антикризисное управление. 2001. — № 1. — с. 23−29.
- Бланк, И. А. Стратегия и тактика управления финансами /И. А. Бланк. -Киев.: МП «ИТЕМлтд» СП «АДЕФ-Украина», 1996. 534 с.
- Бланк, И. А. Финансовая стратегия предприятия / И. А. Бланк. Киев, Ника-Центр Эльга, 1999. — 511 с.
- Блинов, Ю. Технические регламенты и национальные стандарты / Ю. Блинов, А. Лоцманов // Металлы Евразии. 2004. — № 6. — С. 54−55.
- Богомолов, А. М. Внутренний аудит. Организация и методика проведения / А. М. Богомолов, Н. А. Галощапов. М.: Экзамен, 1999. — 560 с.
- Бочаров, В.В. Коммерческое бюджетирование / В. В. Бочаров. СПб.: Питер, 2003.-368 с.
- Бочаров, В.В. Корпоративные финансы / В. В. Бочаров, В. Е. Леонтьев. -СПб.: Питер, 2002.-289 с.
- Бурцев, В. В. Принципы внутреннего аудита / В. В. Бурцев // Бухгалтерский учет. 1998. — № 2. — С. 80−84.
- Бурцев, В.В. Система внутреннего финансового контроля коммерческой организации / В. В. Бурцев // Аудит и финансовый анализ. 2004. — № 1. -С. 83−132.
- Бурцев, В.В. Совершенствование внутреннего контроля / В. В. Бурцев // Аудит и налогообложение. 2004. — № 2. — С. 36−39.
- Бурцев В.В. Совершенствование внутреннего контроля / В. В. Бурцев // Аудит и налогообложение. 2004. — № 3. — С. 35−40.
- Бурлацкий, А. Корпоративное управление источник дополнительных конкурентных преимуществ для российской металлургии / А. Бурлацкий, К. Головнина // Национальная металлургия. 2003. — № 4. — С. 38−41.
- Ван Хорн, Дж. Основы управления финансами / Дж. Ван Хорн- пер. с англ. под ред. И. И. Елесеевой. М.: Финансы и статистика, 1996. — 791 с.
- Верховская, Е. П. Совершенствование управления малыми предприятиями промышленности с учетом концепции контроллинга: дис.. канд. экон. наук / Е. П. Верховская- ТГПУ. Тула., 2001. — 152 с.
- Виноградов, С. Л. Эволюция взглядов на контроллинг / С. Л. Виноградов // Контроллинг. 2002. — № 2. — С. 27−30.
- Воропаев, Ю. Н. Оценка внутреннего контроля / Ю. Н. Воропаев // Бухгалтерский учет. 1996. — № 2. — С. 23−31.
- Ганина, Г. Э. Метод анализа надежности производственной системы, как инструмент контроллинга / Г. Э. Ганина // Контроллинг. 2005. — № 1. -С. 32−37
- Гайдук, К.В. Основы функциональной реструктуризации в условиях кризиса К. В. Гайдук, Г. С. Мерзликина. / ВолгГТУ. Волгоград, 2004. — 116 с.
- Гендлин, В. Д. Право на левые / В. Д. Гендлин // Коммерсант-деньги. -2006.-№ 30.-С. 43−46.
- Герберих, К. В. Анализ финансового положения и интегрированный контроллинг основных показателей предприятия / К. В. Герберих, А. Костнер // Бизнес и банки. 1998. — № 40−41. — С. 41−44.
- Гукасян, JI. Е. Защита от недобросовестной конкуренции на товарных рисках России. Законодательство, практика, применение, комментарии / Jl. Е. Гука-сян.-М.: Ин-т микроэкономики, 2001.-147 с.
- Данилевский, Ю. А. Внутренний контроль на предприятии / Ю. А. Данилевский // Финансовая газета. 1997. — № 19. — С. 5.
- Журов, П. П. Контроллинг метод управления и координации менеджмента, наиболее эффективно используемый в условиях рыночной экономики / П. П.
- Журов // Состояние и перспективы экономического развития Южного Федерального округа: сб. матер, межрегион, науч.-практ. конф., Ставрополь, 29−30 мая 2003 г. / Ставропол. гос. аграр. ун-т и др. Ставрополь, 2003. — С. 384−386.
- Зеленский, М. С. Стратегическое управление на предприятиях и система контроллинга / М. С. Зеленский // Интенсификация производства в регионе на основе индикативного стратегического планирования: матер, науч.-практ. конф. СПб., 2000. — С. 15−20.
- Зеленский, М. С. Внедрение системы контроллинга на предприятии / М. С. Зеленский- под ред. Н. В. Войтоловского- СПбГУЭФ. Препринт. -СПб., 2000.-32 с.
- Зеленский, М. С. Организация системы контроллинга на предприятии: дис.. канд. экон. наук / М. С. Зеленский- СПбГУЭФ. СПб., 2000. — 228 с.
- Ильин, А. Реформирование управления группой компаний / А. Ильин // Управление компанией. 2004. — № 4. — С. 16−19.
- Информатизация бизнеса: концепции, технологии, системы / А. М. Кар-минский, С. А. Карминский, В. П. Нестеров, Б. В. Черников- под ред. А. М. Карминского. М.: Финансы и статистика, 2004. — 624 с.
- Ирвин, Д. Финансовый контроль: пер. с англ. / Д. Ирвин. М.: Финансы и статистика, 1998. — 530 с.
- Как обеспечить рост капитала. Воспроизводственные основы экономики фирмы: учеб. пособие / под ред. А. Г. Грязновой, С. А. Ленской. -М.: Финанс. акад. при Правительстве РФ, 1996. 120 с.
- Канышева, Т. В. Контроллинг в системе управления предприятиями: дис.. канд. экон. наук / Т. В Канышева- Московская академия труда и социальных отношений.-М., 1999.-192 с.
- Клейнер, Г. Б. Эволюция институциональных систем / Г. Б. Клейнер. -М.: Наука, 2004.
- Клейнер, Г. Б. Предприятие в нестабильной экономической среде, риски, стратегии, безопастность / Г. Б. Клейнер. М.: Перспектива, 1997.
- Ковалев, В. В. Введение в финансовый менеджмент / В. В. Ковалев. М.: Финансы и статистика, 2001. — 226 с.
- Ковалев, В.В. Финансовый анализ: методы и процедуры / В. В. Ковалев. -М.: Финансы и статистика, 2002. 560 с.
- Контроллинг в бизнесе. Методологические и практические основы построения контроллинга в организациях / А. М. Карминский, Н. И. Оленев, А. Г. Примак, С. Г. Фалько. 2-е изд. -М.: Финансы и статистика, 2003. — 256 с.
- Контроллинг как инструмент управления хозяйствующим субъектом / под ред. Н. Г. Данилочкиной. М.: ЮНИТИ, 1998. — 380 с.
- Концепция контроллинга. Управленческий учет. Система отчетности. Бюджетирование/ Horvat & Partners- пер. с нем. М.: Альпина Бизнес Букс, 2006. — 269 с.
- Кружкова, О. Кадры решают все / О. Кружкова // Национальная металлургия. 2004. — № 1. — С. 74−77.
- Кулинина, Г. В. Внутренний контроль и аудит: учеб. пособие /Г. В. Кулинина- Фин. акад. при Правительстве РФ. М., 2000. — 170 с.
- Кунц, Г. Управление: системный и ситуационный анализ управленческих функций: в 2 т. Т. 1−2: пер. с англ. / Г. Кунц, С. О"Доннел. М.: Прогресс, 1981.
- Курченков, В. В. Роль ФПГ в реализации производственно-рыночного потенциала переходной экономики / В. В. Курченков // Вестник Волгоградского государственного университета. Сер. 3, Экономика. Экология. 1999.-Вып. 4.-С. 15−28.
- Кучеров, В. Г. Основы научных исследований / В. Г. Кучеров. Волгоград: РПК «Политехник», 1995. — 125 с.
- Лагутин, В. В. Особенности формирования системы контроллинга в российских отделениях транснациональных концернов / В. В. Лагутин // Внешнеэкономический бюллетень. 2000. — № 2. — С. 54−59.
- Лебедева, Н. Н. Институциональный механизм экономики. Сущность, структура, развитие / Н. Н. Лебедева. Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2002. -326 с.
- Лобанова, Т. Анализ рисков при выборе и внедрении информационных систем на действующих промышленных предприятиях / Т. Лобанова // Национальная металлургия оборудование. — 2004. — № 9. — С. 49−53.
- Малышева, Л. А. Управление организационными изменениями промышленных предприятий на основе контроллинга: автореф. дис.. д-ра экон. наук / Л. А. Малышева- ИЭ УрО РАН. Екатеринбург, 2005. — 40 с.
- Малышева, Л. А. Интегральная концепция контроллинга: актуальность, становление, перспективы / Л. А. Малышева, О. А. Романова // Экономическая наука современной России. 2004. -№ 1. — С. 17−23.
- Манн, Р. Контроллинг для начинающих / Р. Манн, Э. Майер- пер. с нем. Ю. Г. Жукова- под ред. В. Б. Ивашкевича. 2-е изд., перераб. и доп. -М.: Финансы и статистика, 1995. — 304 с.
- Макальская, А. К. Формирование функции контроллинга в системе управления промышленным предприятием: дис. канд. экон. наук / А. К. Макальская- Моск. гос. акад. приборостр. и инф. -М., 2001. 175 с.
- Максимов, А. Любой показатель бюджета должен быть ориентирован на достижение стратегических целей компании / А. Максимов // Финансовый директор. 2003. — № 12. — С. 26−30.
- Матыцын, А. К. Вертикальная интеграция: теория и практика / А. К. Ма-тыцын. М.: «Издательский дом «НОВЫЙ ВЕК», Институт микроэкономики, 2002. — 368 с.
- Майер, Э. Контроллинг как система управления и мышления: пер. с .нем. / Э. Майер. М.: Финансы и статистика, 1993. — 96 с.
- Майерс, С. Принципы корпоративных финансов / С. Майерс, Р. Брейли. М.: ЗАО «Олимп — Бизнес», 2004. — 1088 с.
- Мац, А. IT-стратегия как часть бизнес стратегии компании / А. Мац // Финансовый директор. 2003. — № 7−8. — С. 142.
- Мерзликина, Г. С. Оценка экономической состоятельности предприятия: монография / Г. С. Мерзликина, Л. С. Шаховская- ВолгГТУ. Волгоград: РПК «Политехник», 1998. — 265 с.
- Мерзликина, Г. С. Теоретические вопросы реструктуризации / Г. С. Мерзликина, Е. А. Семикин- ВолгГТУ. Волгоград: РПК «Политехник», 2001. — 88 с.
- Мерзликина, Г. С. Экономическая состоятельность производственных систем: монография / Г. С. Мерзликина. М.: Высшая школа, 1997. — 160 с.
- Мескон, М. X. Основы менеджмента: пер. с англ. / М. X. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури. -М.: Дело, 1992. 557 с.
- Мильнер, Б.З. Теория организаций / Б. 3. Мильнер. М.: Инфра-М, 1999. -416с.
- Парфенов, Д. Российская металлургия на финансовой карте мира / Д. Парфенов // Национальная металлургия. 2004. — № 12. — С. 44−49.
- Пачоли, Л. Трактат о счетах и записях / Л. Пачоли. М.: Финансы и статистика, 1983. — 378 с.
- Перекрестова, Л.В. Финансы и кредит: Учеб. пособие для студ. проф. учеб. заведений / Л. В. Перекрестова, Н. М. Романенко, С. П. Сазонов. -М.: Издательский центр «Академия», 2004. 288 с.
- Пич, Г. Уточнение содержания контроллинга как функции управления и его поддержки / Г. Пич, Э. Шерм // Проблемы теории и практики управления.-2001.-С. 102−107.
- Полякова, С. И. Управленческий учет / С. И. Полякова, А. Д. Шеремет, О. Е. Николаева. М.: ФКС ПРЕСС, 2005. — 344 с.
- Пустозерова, В. М. Материальная ответственность / В. М. Пустозерова,
- A. А. Соловьев. М.: ПРИОР, 1997. — 95 с.
- Пятенко, С. К справедливой стоимости / С. Пятенко, Д. Серебрянников // Металлы Евразии. 2004. — № 6. — С. 26−29.
- Реформирование и реструктуризация предприятий. Методика и опыт. -М.: ПРИОР, 1998.-320 с.
- Родионова, В. М. Финансовый контроль. Учебник / В. М. Родионова,
- B. И. Шлейников. М.: ФБК-Пресс. — 2001. — 320 с.
- Рубцов, С. В. Целевое управление в корпорациях. Управление изменениями Электронный ресурс. / С. В. Рубцов. [2006]. — Режим доступа: http://or-rsv.narod.ru/Book/Book0.htm
- Рыбкин, А. Вопросы мотивации в небольшой компании. Как не стать кузницей кадров для конкурентов / А. Рыбкин // Национальная металлургия. 2004. — № 3. — С. 44−49.
- Савицкая, Г. В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия / Г. В. Савицкая. М.: Инфра-М, 2004. — 425 с.
- Самсонов, Н.Ф. Финансовый менеджмент. Учебник для ВУЗов / Н. Ф. Самсонов. М.: ЮНИТИ, 2002. — 495с.
- Сатуев, Р. С. Экономическая преступность в финансово-кредитной системе / Р. С. Сатуев, Д. А. Шраер, Н. Ю. Ясыкова. М.: Центр экономики и маркетинга, 2001. — 260 с.
- Серван-Шрайбер, Ж.-Л. Ремесло предпринимателя / Ж.-Л. Серван-Шрайбер. М.: Международные отношения, 1993. — 245 с.
- Словарь русско-английских терминов по контроллингу. Калуга: Манускрипт, 2005. — 192 с.
- Слуцкин, М. Л. Маржинальный анализ в контроллинге / М. Л. Слуц-кин // Аудитор. 2004. — № 6. — С. 41−45.
- Старовойтов, М. К. Практический инструментарий организации управления промышленным предприятием: монография / М. К. Старовойтов, П. А. Фомин. М.: Высшая школа, 2002. — 294 с.
- Стоянова, Е.С. Финансовый менеджмент: теория и практика / Е. С. Стоянова. М.: Перспектива, 2005. — 656 с.
- Толкач, В. В. Метод расчета затрат по процессам как инструмент контроллинга Электронный ресурс. / В. В. Толкач. 2006. — Режим доступа: //http://controlling-akademie.ru/publications/controlling?alt=l
- Толкач, В. В. Контроллинг: немецкая идея и отчественная модификация Электронный ресурс. / В. В. Толкач. 2006. — Режим доступа: //http://controlling-akademie.ru/publications/controlling?alt=l
- Томпсон, А. А. Стратегический менеджмент. Искусство разработки и реализации стратегии: пер. с англ. / А. А. Томпсон, А. Дж. Стрикленд. -М.: Банки и биржи: ЮНИТИ, 1998. 576 с.
- Управленческий учет / под ред. А. Д. Шеремета. М.: ФБК-Пресс, 2002.-510 с.
- Фалько, С. Контроллинг: национальные особенности российский и американский опыт Электронный ресурс. / С. Фалько, Н. Кейт, JI. Левин. — 2006. — Режим доступа: /gaap.ru/biblio/mngacc/controlling/001.asp
- Фалько, С. Г. Предмет контроллинга как самостоятельной научной дисциплины / С. Г. Фалько // Контроллинг. 2005. — № 1. — С. 2−5.
- Финансовое планирование и контроль / А. П. Робсон, Р. И. Кеннеди, М. У. Сасьени и др.- под ред. М. А. Поукока, А. X. Тейлора. М.: ИН-ФРА-М, 1996.-479 с.
- Фольмут, X. Й. Инструменты контроллинга от, А до Я: пер. с нем. / X. Й. Фольмут- под ред. и с предисл. М. Л. Лукашевича и др. М.: 2001. — 288 с.
- Хан, Д. Планирование и контроль: концепция контроллинга: пер. с нем. / Д. Хан- под ред. А. А. Турчака и др. М.: ФиС, 1997. — 800 с.
- Фомин, П. А. Оценка эффективности использования финансов предприятий в условиях рыночной экономики: монография / П. А. Фомин, В. В. Хохлов. М.: Высшая школа, 2002. — 264 с.
- Фомин, П.А. Методология формирования и планирования финансового потенциала предприятия в рамках стратегии экономического роста: дис. д-ра экон. наук / П. А. Фомин- СГСЭУ. Саратов., 2004.-321 с.
- Фомин, П.А. Практический инструментарий организации управления промышленным предприятием / П. А. Фомин, М. К. Старовойтов М.К.-М.: Высшая школа, 2002. 275 с.
- Фомин, П. А. Проблемы структуризации финансовых потоков в реальной экономике России: монография / П. А. Фомин. М.: Высшая школа, 2000.-100 с.
- Хан, Д. Планирование и контроль: концепция контроллинга: пер. с нем. / Д. Хан- под ред. А. А. Турчака и др. М.: ФиС, 1997. — 800 с.
- Хоминский, В. Как управлять запасами / В. Хоминский // Финансовый директор. 2004. — № 2. — С. 24−33.
- Чаусов, В Как выбрать систему бюджетирования / В. Чаусов, А. Аш-кинадзе // PC-week. 2002. — № 5. — С. 25.
- Чермошнюк, А. Г. Исследование инструментов оперативного контроллинга на промышленном предприятии: дис.. канд. экон. наук / А. Г. Чермошнюк- СПбГИЭА. СПб., 1996. — 252 с.
- Черныш, Е. А. Прогнозирование и планирование в условиях рынка / Е. А. Черныш. М.: ПРИОР, 1999.-412 с.
- Шатрова, Е. В. Жизнеспособность хозяйственных систем / Е. В. Шатрова. СПб.: Изд-во СПбУЭФ, 1998. — 239 с.
- Шахдинаров, Г. М. Методы и модели риск-контроллинга в антикризисном управлении предприятиями: дис.. д-ра экон. наук / Г. М. Шахдинаров- СПбГТУ. СПб., 1999. — 297 с.
- Шеремет, А.Д. Теория экономического анализа / А. Д. Шеремет, М. И. Баканов. М.: Финансы и статистика, 1999. — 414 с.
- Эванс, Д. Управление качеством: пер. с англ. / Д. Эванс- под ред. Э. М. Короткова и др. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. — 671 с.
- Baruch College, City University University of New York. Berlin- N. Y., 1999.-P. 1−36.
- Bramsemann, Rainer. Handbuch Controlling: methoden und techniken / Rainer Bramsemann. 2 Aufl. — Muenchen- Wien, 1990. -510 s.
- Bramsemann, Rainer. Controlling / Rainer Bramsemann. 2 Aufl. — Wiesbaden, 1980.-384 s.
- Bruggemeier, M. Controlling in der offentlichen Verwaltung. Anstatze, Probleme und Entwicklungstendenzen eines betriebswirtschaftlichen Steueeerungskonzeptes / M. Bruggemeier. 2 Aufl. — Munchen, 1997. — 112 s.
- Deyhle, Albrecht. Controller-Praxis / Albrecht Deyhle. Worthsee: Management Service Verlag, 2001. — 285 s.
- Deyhle, Albrecht. Controller-Praxis. Fuehrung durch Ziele, Planungen und Kontrolle / Albrecht Deyhle- Von Controller-Akademie. 5. Aufl. -Muenchen, 1982.-316 s.
- Ewert, R. Interne Unternehmensrechnung / R. Ewert, A. Wagenhofer. 4. Aufl. Berlin, 2000. — 229 s.
- Hahn, Dietger. Konzepte und Beispiele zur Organisation des Controlling in der Industrie, in: Zfo? / Dietger Hahn // Jg. 1979. — Heft 1. — S. 4−24.
- Hahn, Dietger. Produktionswirtschaft Controlling industrieller Produktion / Dietger Hahn, Gert Lassman. — Heidelberg, 1993. — 435 s.
- Heinen, Edmund. Betriebliche Kennzahlen Eine organisationstheoretische und kybernetische Analyse in: Dienstleistungen in Theorie und Praxis / Edmund Heinen. — Stuttgart: Peter Penzkoffer, 1970. — 347 s.
- Hopfenbeck, W. Allgemeine Betriebswirtschaftslehre und Managementle-hre / W. Hopfenbeck. 4 Aufl. — Landsberg: Lech, 1999. — 256 s.
- Horvath, P. Das Controlling-Konzept / P. Horvath. Muenchen, 1991. —435 s.
- Horvath, P. Controlling / P. Horvath. 8 Aufl. — Munchen: Vahlen, 2001. — 88 s.
- Kuepper, H.-U. Entwicklungslinien der Kostenrechnung als ControlJingin-strument in: KRP / H.-U. Kuepper. Munchen, 1999. — 721 s.
- Kuepper, H.-U. Controlling. Konzeption, Aufgaben und Instrumente Poe-shel Controlling. Conseption, Functions, and Instruments / H.-U. Kuepper. 2 Aufl. — Stuttgart, 1997. — 146 s.
- Koontz, H. Principles of Management An Analysis of Managerial Functions / H. Koontz, C. O’Donnel. — 4 Aufl. — N.Y., 1968. — 358 p.
- Malik, F. Strategic des Management komplexer Systeme / F. Malik. Bern- Stuttgart, 1984.-316 s.
- Mayer, E. Controlling-Konzepte / E. Mayer. 3 Aufl. — Wiesbaden, 1997. — 548 s.
- Reichmann, Thomas. Controlling mit Kennzahlen / Thomas Reichmann. -2Aufl. -Muenchen, 1990.-410 p.
- Reichmann, T. Controlling mit Kennzahlen und Managementberichten / T. Reichmann. Munchen: Vahlen, 1995. — 268 s.
- Rotschild-Lexikon. Leipzig- Berlin, 1988. — 485 s.
- Serfling, Klaus. Controlling / Klaus Serfling. Stuttgart, 1983. — 288 s.
- Schmidt, A. Das Controlling als Instrument zur Coordination der Unterneh-mungsfuhrung / A. Schmidt. Frankfurt a. M.: Lang, 1986. — 260 s.
- Sjurts, I. Kontrolle, Controlling und Unternehmensfuhrung. Theoretische Grundlagen und Problemlosungen fur das operative und strategische Management /1. Sjurts Wiesbaden: Gabler, 1995. — 545 s.
- Schreyogg, G. Unternehmensstrategie. Grundfragen einer Theorie strategischer Unternehmensfuhrung / G. Schreyogg/ Berlin: De Gruyter, 1984.-378 s.
- Steinmann, Horst. Planung und Kontrolle /Horst Steinmann. -Muenchen, 1981.-437 s.
- Vollmuth, Hilmar. Controlling instrumente von A-Z / Hilmar Volmuth. -Leipzig: WRS Verlag Wirtschaft und Steuern, 1994. 334 s.
- Weber, J. Einfuhrung in das Controlling / J. Weber. 7 Aufl. — Stuttgart: Poeschel, 1998. — 514 s.
- Wfeisenberg, B.E. Controlling als Teikgebiet der Betriebswirtschatslehre / B. E. Wfeisenberg. Muenchen: Forschungspapier 1, Callendar, 2002. — 187 s.
- Сходства и различия основных задач контроллера в 60-е и 90-е годы 20 века
- Народнохозяйственные исследования. Постоянное изучение расстановки экономических и социальных сил и влияний государственных служб, а также оценка их возможного воздействия на деятельность предприятия
- Влияние школ управления на концепции контроллинга, противоречия современных подходов
- Концепция Представители Видение контроллинга Основная функция Информационная база Школа управления Противоречия
- Инф ормационная система (конец 1980-х гг.) Рейман Т., Прайсслер П., Брюггемейер М., Берр X. Сбор информации и её использование при анализе и планировании Информационное обеспечение менеджмента Данные всех функциональных областей Количественный подход
- Концепция Представители Видение контроллинга Основная функция Информационная база Школа управления Противоречия
- Концепция Пр ед ста вптел и Видение контроллинга Основная функция Информационная база Школа управления Противоречияла, и направленная на устойчивое развитие организации в долгосрочной перспективе
- Источник, авторская по материалам: Малышева, JL А. Управление организационными изменениями промышленных предприятий на основе контроллинга: автореф. дис.. д-ра экон. наук / JI. А. Малышева- ИЭ УрО РАН. — Екатеринбург, 2005.-С. 15.