Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Оценка возможностей и перспектив развития инновационных процессов на книжном рынке

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Теоретическая значимость результатов исследования заключаются в том, что основные теоретические положения и выводы могут быть использованы для совершенствования управления инновационными процессами, а также в качестве базы при разработке методологических основ оценки возможностей и перспектив развития инновационных процессов в книжном деле. Практическая ценность работы определяется возможностью… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретико-методологические основы развития инновационных процессов на книжном рынке
    • 1. 1. Инновационный процесс как экономическая категория и его составляющие
    • 1. 2. Г осударственное регулирование инновационных процессов на книжном рынке
    • 1. 3. Моделирование инновационных процессов в экономике и возможности их использования на книжном рынке
  • Глава 2. Особенности развития инновационных процессов на книжном рынке
    • 2. 1. Факторы и условия развития инновационных процессов на книжном рынке
    • 2. 2. Инновационная активность на книжном рынке и тенденции ее развития
    • 2. 3. Инновационный потенциал книжного рынка как индикатор возможностей развития инновационных процессов
  • Глава 3. Методические рекомендации по оценке возможностей и перспектив развития инновационных процессов на книжном рынке
    • 3. 1. Модель оценки инновационного потенциала книжного рынка
    • 3. 2. Оценка инновационного потенциала книжного рынка и тенденций его изменения
    • 3. 3. Приоритетные направления развития инновационных процессов на книжном рынке
  • Заключение
  • Список литературы

Оценка возможностей и перспектив развития инновационных процессов на книжном рынке (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Успешное развитие современной российской экономики невозможно без существенного увеличения доли конкурентоспособной инновационной продукции в ВВП. Она становится в мире основным средством увеличения прибыли за счет лучшего удовлетворения рыночного спроса и снижения производственных издержек по сравнению с конкурентами.

Развитие социально-экономических отношений и возвышающиеся общественные потребности определяют возрастающую роль книгоиздания в развитии экономики. Так, книгоиздание выступает нематериальной основой развития производства, поскольку определяет образовательный и интеллектуальный уровень населения, формирует информационную, методическую и методологическую базу функционирования экономики в целом. При этом следует отметить, что книжное дело как отрасль отличается особой значимостью в развитии экономики страны, поскольку ее продукция определяет уровень социальной стабильности, устойчивости и либеральности в обществе.

Для того, чтобы книгоиздание эффективно осуществляло свои функции, необходимо обеспечить устойчивость и стабильность его развития. В современной экономике это может быть обеспечено только за счет усиления инновационной составляющей, определяющей не только укрепление конкурентоспособности выпускаемой продукции, но и книжного рынка в целом. Переход к экономике нового типа, обеспечение качественного роста книжного рынка невозможно без кардинального изменения условий развития инновационных процессов. В этой связи возникает необходимость в методическом инструментарии оценки возможностей развития инновационных процессов, позволяющего определять и управлять перспективными изменениями в экономике, обеспечивать повышение конкурентоспособности, внедрение и эффективное использование современных технологий, и укрепление позиций книгоиздания в системе экономических отношений.

В этих условиях, несомненно, актуальна разработка проблемы оценки возможностей и перспектив развития инновационных процессов в книжном деле, позволяющей обеспечить не только эффективность использования имеющихся ресурсов, но и эффективное развитие отрасли.

Степень разработанности темы. Исследованию проблемы оценки возможностей инновационного развития посвящены работы отечественных ученых-экономистов: Аньшина В. М., Блеха Е. М., Балаяна Г. Г., Комкова Н. И., Гаврилова А. И., Олейникова Е. А., Гаврилова C. JL, Зайцева Б. Ф., Евтушенко Е. В., Мухамедьярова A.M., Минасова М. Ш., Полякова В. В., Каганова В. Ш., Бочарова A.B., Шмелева Ю. М., Новицкого H.A., Серова В. М., Сенчагова В. К. и других исследователей. Активные исследования ведутся и за рубежом. Ими занимаются: Вольфганг Хайдрих, В. Миллер, Л. Санто, JI. Кларк и др. В деятельности международных агентств (Arthur Anderson, NCF, Beri, «Standard&Poor's Ratings Group», «Moody's Investors Servise Ltd» n др.) широкое распространение получают оценки конкурентоспособности и инновационного потенциала.

Однако, несмотря на повышенный интерес к проблемам инновационного развития, демонстрируемый наличием различных методик измерения уровня технологической конкурентоспособности и инновационного потенциала, многие аспекты данной проблемы недостаточно разработаны. Вместе с тем нестабильные внешние условия функционирования и меняющиеся внутренние факторы развития экономической системы определяют потребность в постоянном совершенствовании подходов к оценке возможностей инновационного развития, требуют рассмотрения и разработки новых моделей. К недостаточно изученным вопросам системы инновационного развития следует отнести: выявление факторов и условий, определяющих инновационный характер развития предприятия, привлечение дополнительных ресурсов, активизацию использования интеллектуального и организационного капиталов, выбор приоритетов инновационного развития.

Вместе с тем, имеющийся научный задел рассматривается как исходный, предполагающий дальнейшее развитие вопросов оценки возможностей инновационного развития предприятий.

Недостаточная изученность и степень разработанности с одной стороны, и научно-практическая значимость с другой, обусловили выбор темы настоящего исследования, его цель, задачи и круг рассматриваемых в нем вопросов.

Цель исследования. Актуальность поставленной проблемы определила и основное направление работы — исследование инновационных процессов в книжном деле в условиях рыночной экономики, разработка методических рекомендаций по оценке возможностей и перспектив развития инновационных процессов в книжном деле.

Для достижения цели в работе поставлены и решены следующие задачи:

— исследовать сущность инновационного процесса как экономической категории и определить взаимосвязь между его составляющими.

— определить состояние и возможности совершенствования системы государственного регулирования инновационных процессов на книжном рынке.

— выделить наиболее значимые факторы и условия развития инновационных процессов и определить тенденции изменения инновационной активности на книжном рынке.

— исследовать и расширить методическую базу оценки инновационного потенциала книжного рынка с позиций его количественной идентификации.

— разработать модель оценки инновационного потенциала книжного рынка и обосновать критерии выбора приоритетных направлений развития инновационных процессов на книжном рынке.

— оценить возможности развития инновационных процессов на книжном рынке и перспективы их развития при различных изменениях рыночной конъюнктуры.

— сформировать модель по эффективному управлению инновационными процессами на книжном рынке и определить конкретные направления инновационной политики в отрасли.

Объект и предмет исследования. Объектом исследования являются инновационные процесс, протекающие на книжном рынке.

Предметом исследования является совокупность организационно-экономических отношений, возникающих в системе управления инновационными процессами и обеспечивающих повышение конкурентоспособности продукции книжного рынка.

Теоретической и методологической основой исследования являются результаты исследований отечественных и зарубежных ученых в области теории и практики инновационной деятельности, нормативно-правовые акты органов законодательной и исполнительной власти.

В качестве методической базы исследования использованы методы системного подхода, теории классификации, понятия и принципы инновационного менеджмента, а также методы сравнительного технико-экономического анализа, корреляционного и регрессионного анализа, экспертных оценок.

В качестве информационной базы использовались данные Госкомстата РФ за период с 1995 г. по 2006 г., а также данные, представленные в работах отечественных и зарубежных исследователей, прогнозы экономического развития России до 2010 года Минэкономики РФ.

В качестве первичного источника информации при анализе текущего состояния инновационных процессов на книжном рынке рассматривались сообщения экономической, финансовой, юридической прессы, а также аналитико-статистические обзоры развития экономики РФ.

Непосредственное исследование состояния инновационных процессов осуществлялось по статистическим данным развития книжного дела в РФ.

Научная новизна работы заключается в разработке методических рекомендаций по оценке возможностей и перспектив развития инновационных процессов на книжном рынке, и на их основе — выделении особенностей, факторов и условий, обеспечивающих эффективное управление и мониторинг инновационных процессов в книжном деле.

В числе конкретных результатов, характеризующих научную новизну работы, могут быть названы следующие:

1. Определены этапы развития книгоиздания, объясняющие циклические колебания инновационной активности и позволяющие выявить взаимосвязь информационных, научно-технических и технологических и инновационных изменений в книжном деле.

2. Уточнены особенности развития инновационных процессов на книжном рынке, заключающиеся, во-первых, в организационно-управленческом характере инноваций, во-вторых, в тесной взаимосвязи с изменениями спроса на печатную продукцию, и определяющие направления совершенствования системы государственного регулирования инновационных процессов на книжном рынке.

3. Разработана модель оценки возможностей развития инновационных процессов и эффективности их использования в книжном деле, заключающаяся в определении инновационного потенциала, отличающаяся, во-первых, целевой направленностью на управление инновационными процессами, во-вторых, адаптацией к специфике развития книгоиздания, и обеспечивающая эффективную разработку и реализацию обоснованных решений путем оптимизации условий организационно-управленческого взаимодействия, поддержания и развития материально-технической базы функционирования книжного рынка.

4. Оценены перспективы развития инновационных процессов на книжном рынке, основанные на использования имеющихся возможностей и сложившихся взаимоотношений в отрасли, адекватно отражающие изменения в инновационном потенциале книжного рынка и эффективности его использования при различных условиях рыночной конъюнктуры.

5. Предложены критерии выбора и определены приоритетные направления развития инновационных процессов на книжном рынке, основанные на изменении инновационного потенциала и эффективности его использования и позволяющие обеспечить своевременную адаптацию систем производства и управления к динамичной рыночной конъюнктуре.

Теоретическая значимость результатов исследования заключаются в том, что основные теоретические положения и выводы могут быть использованы для совершенствования управления инновационными процессами, а также в качестве базы при разработке методологических основ оценки возможностей и перспектив развития инновационных процессов в книжном деле. Практическая ценность работы определяется возможностью использования полученных результатов при оценке инновационного потенциала книжного дела, в управлении инновационными процессами в книжном деле, при разработке и осуществлении мониторинга инновационных процессов в книгоиздании, а также в учебных дисциплинах вузов «Инновационный менеджмент», «Инновационно-инвестиционная стратегия».

Результаты исследования позволят выработать стратегический подход к определению перспектив развития книжного дела на основе оценки возможностей и перспектив развития инновационными процессами в отрасли. Предложенные в работе методические рекомендации по повышению эффективности управления инновационными процессами позволят выработать механизм управления и мониторинга инновационной деятельности в книжном деле, что будет способствовать активизации инновационных процессов и более эффективному использованию ресурсов государства.

Структура работы. Работа состоит из введения, трех глав и заключения, изложенных на 170 страницах машинописного текста. Цифровой и графический материал представлен в 18 таблицах и 16 рисунках. Список использованной литературы содержит 126 наименований.

На основе проведенного исследования можно сделать следующие.

выводы и практические рекомендации по оценке возможностей и перспектив.

развития инновационных процессов на книжном рынке:

1. В ходе проведенного исследования исследована сущность.

инновационного процесса и выявлены его составляющие, позволившая.

установить, что инновационная составляющая процессов отраслевого.

развития является неотъемлемой частью формирования конкурентных.

преимуществ. Именно поэтому инновационный тип развития, несмотря на.

сложности его реализации, выступает приоритетной стратегией.

поступательного развития любой социально-экономической системы в.

условиях современной экономики. 2. Углубление процессов интеграции отечественной экономики в.

мировой рынок капитала обусловливает пеобходимость государственного.

регулирования инновационных процессов, особенно в смежных отраслях.

экономики, где конкурентоспособность выпускаемой продукции во многом.

определяется механизмом государственного регулирования процессов.

отраслевого развития. Инновационной деятельности сегодня действительно необходима.

серьезная государственная поддержка, предоставляемая, прежде всего,.

товаропроизводителю и финансовому институту, а уже затем разработчику.

технологии. Такая поддержка может быть выражена, например, в некотором.

ограничении ввоза тех товаров, которые можно производить на местном.

уровне, в регулировании, в первую очередь, импорта наукоемкой продукции.

и в развитии системы организации поставок продукции для государственных.

нужд. Законодательно важно сделать акцент на особом отношении к.

местным научным разработкам, иначе нащ мощный научно-образовательный.

комплекс оказывается не у дел. Финансовые механизмы такой поддержки.

могут быть построены на базе специализированных инновационных фондов.

и обособленного сектора страховых услуг. Изменение конъюнктуры книжного рынка, развитие взаимоотнощепий.

между его участниками, возникновение новых форм производства и.

распространения книг постоянно требуют соответствующего обновления.

законодательной базы. Детальный анализ государственного регулирования.

вопросов развития инновационной деятельности в издательском бизнесе.

показал, что государственное регулирование процесса, связанного с.

изданием и продажей книг в стране в настоящее время находится в стадии.

формирования. Взаимоотношение государства и книжного бизнеса остаются.

пока еще в достаточной степени отстраненными и не носят характер

взаимовыгодного сотрудничества. Государство, проявляя определенный.

интерес к отрасли, еще не строит свою политику в отнощении книжного.

рынка исходя из разработанной четкой многоаспектной рассчитанной на.

длительную перспективу стратегии развития книжного дела. 3. На основе поведенного анализа различных подходов был сделан.

вывод, что в качестве базовой модели развития инновационных процессов на.

книжном рынке следует признать линейную модель, отражающую.

взаимосвязи между элементами инновационного процесса и определяющую.

характер их развития на книжном рынке. Использование этой модели в процессе выявления особенностей.

развития инновационных процессов на книжном рынке позволило выделить.

фазы развития инновационного процесса на книжном рынке и установить,.

что инновационные процессы на книжном рынке развиваются.

спиралеобразно и отражают общую тенденцию развития экономики страны в.

целом. 4. Анализ факторов и условий развития инновационной деятельности.

на книжном рынке показал, что российский книжный рынок остается сильно.

фрагментированным, с явно выраженным лидерством пяти издательств,.

которым принадлежит менее 50,0% общего объема рынка в стоимостном.

выражении. Одна из негативных тенденций — снижение объемов выпускаемых.

тиражей па фоне растущего ассортимента выпускаемых книг, что связано с отрицательной демографии и снижением потребления книг на душу.

населения. Рост рынка происходит преимущественно за счет цен и изменения.

структуры изданий, поскольку потребительские предпочтения меняются в.

сторону более дорогих книг. Рынок развивается медленно, если сравнивать с.

другими отраслями, нет консолидированных ресурсов, почти нет крупных.

медиахолдингов, способных перевести книжный бизнес на качественно.

новый уровень, отсутствует четкая маркетинговая стратегия у издательств,.

потребители мало информированы об ассортименте, о новинках,.

5. Результаты исследования инновационной активности на книжном.

рынке России позволяют отметить наметившуюся тенденцию перехода.

отрасли на инновационный тип развития, основанную, с одной стороны, на.

активизации инновационной деятельности, а, с другой, на формировании и.

реализации эффективных инновационных механизмов в системе управления,.

маркетинга и сбыта. Однако, недостаток финансовых ресурсов и высокая.

изношенность производственного оборудования в совокупности с.

нестабильным уровнем спроса на выпускаемую продукцию определяют.

необходимость формирования гибкой системы управления, основанной на.

сбалансированном использовании внешних и внутренних возможностей.

развития с учетом динамично изменяющейся рыночной конъюнктуры. 6. На современном этапе развития книжного рынка центральным.

вопросом его развития является оценка и управление инновационным.

потенциалом, который выступает комплексной характеристикой.

возможностей развития инновационных процессов на книжном рынке. Такой.

подход позволяет наполнить конкретным содержанием каждый фактор и.

выйти на разработку типовых моделей организационного, правового,.

технологического формирования инновационного потенциала книжного.

рынка с учетом отраслевых особенностей. Разработка таких моделей позволит объединить на инновационном.

поле возможности отраслевых и федеральных органов управления и.

обеспечить активизацию инновационной деятельности на книжном рынке за счет использования имеющихся научно-технических разработок,.

изобретений, ноу-хау. 7. Опираясь на результаты проведенного исследования обоснована.

целесообразность использования производственной функции при.

определении инновационного потенциала книжного рынка и разработана.

модель оценки возможностей и перспектив развития инновационных.

процессов на книжном рынке, позволяющая, с одной стороны, определить.

ресурсную составляющую инновационных процессов в стоимостной оценке,.

а, с другой, оценить эффективность использования имеющегося.

инновационного потенциала отрасли и выявить направления приоритетного.

развития инновационной деятельности. 8. Разработан алгоритм и оценены перспективы развития.

инновационных процессов на книжном рынке при различных вариантах.

рыночной конъюнктуры. Результаты проведенных расчетов.

свидетельствуют, что ускоренный рост инновационного потенциала в.

абсолютной величине сопровождается снижением эффективности его.

использования, что связано, во-первых, с циклическими колебаниями.

платежеспособного спроса, во-вторых, с отсутствием стабильной финансовой.

политики, обуславливающей низкую эффективность использования.

потенциала. 9. Исходя их результатов оценки возможностей развития.

инновационных процессов на книжном рынке на основе определения.

инновационного потенциала, определены критерии выбора приоритетных.

направлений развития инновационных процессов на книжном рынке. На основе указанных критериев для книжного рынка в качестве.

приоритетных направлений развития инновационных процессов следует.

определить: во-первых, активизацию деятельности управленческого.

персонала по повышению эффективности использования имеющегося.

потенциала, поскольку, как свидетельствуют расчеты, эффективность функционирования книжного рынка может возрасти в 2−3 раза, а.

конкурентоспособности выпускаемой продукции достичь мирового уровня. Предложенные в диссертационной работе рекомендации позволяют.

мобилизовать внутренние резервы экономического роста, обеспечить.

дополнительный приток ресурсов за счет эффективного использования.

инновационного потенциала книжного рынка и концентрации усилий на.

развитии приоритетных направлений развития инновационных процессов на.

книжном рынке.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Стремительное развитие рыночных отношений и рост объемов реализации Инновационных решений немного, основная их часть касается самого печатного дела и носит материально-технический характер
  2. Снижение объемов реализации, кардинальное изменение структуры производства. Количество инновационных изменений растет, появляются управленческие инновации, связанные с продвижением книгопечатной продукции на рынок
  3. .С., Коган А. Ф. Предпринимательство в книжном деле. Учебное пособие. М., 2004. — С.24−27. 8 Радаев В. В. Экономическая социология. — М., 2005. — С.204.
  4. Жид Ш. Основы политической экономии. -М., 1916. -С.224−224
  5. Ю.А. Партикулярные формы государственно-монопольного предпринимательства в книжном деле России в 1727—1782 гг..// Румянцевские чтения. Материалы международной конференции 2005 года. -М., 2005.-С.45−53.
  6. Цит.: Куфаев М. Н. История русской книги в XIX веке. М., 2003. — .С.53.
  7. М.В. Книжное дело России в XIX иХХвв. -М.-Л.1931. С. 50.
  8. Р.Н. Книжная Москва первой половины XIX века. М., 1991. — С.181.
  9. М.В. Указ. соч. С.46−47.
  10. В. Политические и общественные идеи декабристов. Спб., 1909. — С.66. 19Цит.: Гриц Т., Тренин В., Никитин М. Словесность и коммерция. — М., 1929. — С.281.
  11. М.Н. Указ.соч. С. 125.
  12. Г. И. История книжной торговли в России//Книжная торговля. -М., 1925. С. 100. 22 Белинский В. Г. Полн. собр. соч.Т.8. -М., 1955. — С.341
  13. М.Н. Указ.соч. С. 12 523Горшков Ю. А. Промышленный переворот в полиграфической промышленности России (конец 1850-х -середина 1880-х г.). Автореф. дис.канд. экон. наук.-М., 1985.
  14. Большой толковый социологический словарь COLLINS. -Т.1. М., 1999. — С.434.
  15. Подписываться на клубный журнал-каталог.
  16. Заказывать и выкупать не менее 1 лота из каждого клубного каталога.
  17. А Строка формуя С D Е F G i ш1 2001 2002 2003 2004 2005
Заполнить форму текущей работой