Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Механизмы регулирования рынка труда в трудоизбыточном регионе: На примере Республики Дагестан

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Ошибочным, на наш взгляд, является отождествление понятий «рынок труда» и «занятость». «Занятость» более широкая категория по сравнению с понятием «рынок труда». Она включает не только экономические отношения по поводу формирования рабочих мест и рабочей силы, но и внерыночные отношения (демографические процессы, проблемы репродуктивной занятости населения, формирования социально-трудовых… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. Анализ тенденций формирования и развития рынка труда в переходной экономике
    • 1. 1. Сущность и содержание понятия «рынок труда» в переходной 7 экономике
    • 1. 2. Анализ состояния рынка труда как объекта управления
    • 1. 3. Основные тенденции динамики занятости в экономике Республики 45 Дагестан
  • ГЛАВА 2. Механизмы регулирования рынка труда
    • 2. 1. Оценка зарубежного опыта государственной политики на рынке 55 труда
    • 2. 2. Основы формирования механизмов регулирования рынка труда
    • 2. 3. Основные направления государственной политики на рынке труда в 85 условиях переходного периода
  • ГЛАВА 3. Прогнозные тенденции развития и проблемы регулирования рынка труда в Республике Дагестан
    • 3. 1. Особенности прогнозирования развития рынка труда в современных условиях
    • 3. 2. Основные направления регулирования рынка труда в Республике 112 Дагестан

Механизмы регулирования рынка труда в трудоизбыточном регионе: На примере Республики Дагестан (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Одной из важнейших и актуальнейших проблем, возникших перед экономической наукой с началом рыночной трансформации экономики России, является проблема занятости населения. Объясняется это тем, что проблема обеспечения оптимальной занятости непосредственно связана с решением фундаментальных и стратегических задач повышения социально-экономической эффективности и достижения стабильности в развитии общественного производства.

Глубокий экономический кризис, падение реального производства, структурные изменения в экономике и формах собственности, инфляция, политическая нестабильность, характерные для нынешнего переходного состояния российского общества, привели к разбалансированию экономической системы, к росту безработицы в стране и ее регионах.

Переход к рынку в значительной мере актуализировал региональный аспект исследования рынка труда, особенно для таких депрессивных и трудоизбыточных регионов, каким является Республика Дагестан.

Территориальные различия в природных условиях и ресурсах, социально-демографической базе и экономическом потенциале, траектории развития в новых геоэкономических координатах рыночного пространства Республики Дагестан, определяют специфические особенности формирования, распределения и использования трудовых ресурсов.

В этой связи, целостная по своей сущности, принципам построения и механизмам реализации государственная политика в области занятости объективно вызывает необходимость проработки приоритетных концептуальных практических рекомендаций по стратегии ее реализации на региональном уровне с учетом специфики Республики Дагестан.

Вопросы политики на рынке труда в условиях переходного периода рассматриваются в работах ряда отечественных исследователей: Ф. Веселкова, А. Добрынина, И. Заславского, Е. Катульского, А. Котляра, К. Микульского, В. Павленкова, Г. Романенковой, Э. Саруханова, Т.

Четверниной, Ю. Юркова и других. В разработку региональных проблем занятости и формирования рынка труда в Республике Дагестан существенный вклад внесли ученые-экономисты: В. Алиев, А. Дадашев, В. Дибиргаджиев, М. Зайналов, С. Нагдиев, 3. Юзбеков, Д. Эскеров и др. Однако практически отсутствуют труды, отражающие в диалектическом единстве состояние нормативно-правовой и экономической основы регулирования рынка труда, методологию исследования и практику реализации, что свидетельствует о значимости дальнейшего развития данного направления экономической мысли. Актуальность обозначенной проблемы, недостаточная степень ее разработанности на региональном уровне и несомненная практическая значимость определили выбор темы диссертационного исследования, его цель и задачи, логику и структуру.

Цель и задачи исследования

Основной целью исследования является совершенствование механизмов регулирования рынка труда в трудоизбыточном регионе на всех уровнях управления социально-экономическим развитием общества.

Данная цель диктует необходимость постановки и решения следующих задач:

— определение сущности и содержания понятия «рынок труда» в переходной экономике;

— исследование и оценка зарубежного опыта государственной политики на рынке труда;

— изучение рынка труда Республики Дагестан как объекта управления, выявление особенностей его формирования и функционирования;

— анализ существующих механизмов регулирования рынка труда на всех уровнях управления;

— выявление прогнозных тенденций развития рынка труда трудоизбыточного региона;

Предметом исследования являются действующие механизмы регулирования рынка труда Республики Дагестан.

Объектом исследования является рынок труда Республики Дагестан.

Теоретико-методологической основой исследования служат труды отечественных и зарубежных ученых в области социальной политики, исследования проблем занятости и регулирования рынка труда, прочих социальных проблем общественного развития в период реформ, а также законодательно-правовые акты в области занятости и регулирования рынка труда.

В диссертации использовались современные методы научного исследования экономических процессов, в том числе системный анализ, логический анализ, экономико-статистический анализ, экономико-математическое моделирование, метод экспертных оценок.

Информационная база. В работе использованы нормативные и статистические материалы Министерства труда и социального развития, Министерства экономики, Государственного комитета по статистике Республики Дагестан, материалы Госкомстата России, данные социологических исследований.

Научная новизна исследования состоит в следующем:

— уточнены сущность и содержание понятия «рынок труда» в переходной экономике;

— выделены группы факторов, влияющих на структуру спроса и предложения на региональных рынках труда;

— определены критерии выделения регионов с критической ситуацией на рынке труда, нуждающихся в первоочередной поддержке государствавыделены объективные и субъективные экономические регуляторы рынка труда;

— определены основные направления регулирования рынка труда в Республике Дагестан, обоснована необходимость и возможность развития малого предпринимательства в республике как приоритетного направления создания дополнительных рабочих мест;

— разработан вариант разграничения форм и методов регулирования рынка труда на региональном и федеральном (общегосударственном) уровнях с учетом оптимальных и эффективных затрат;

— разработана прогнозная модель расчета уровня безработицы для трудоизбыточного региона.

Практическая значимость исследования определяется его ориентацией на решение актуальных проблем в области регулирования рынка труда, реальной возможностью использования выдвинутых предложений и рекомендаций в процессе осуществления реформ на уровне региона.

Практический интерес представляют рекомендации в области прогнозирования ситуации на рынке труда республики, что создает объективную основу для разработки конкретных направлений регулирования рынка труда. Примененная в данном исследовании экономико-математическая модель расчета уровня безработицы используется в процессе преподавания на экономических факультетах Дагестанского государственного университета.

Апробация результатов исследования. Основные положения и выводы диссертационной работы были доложены и одобрены на Всероссийской научно-практической конференции «Человек в системе рыночных отношений», региональных научно-практических конференциях, на ежегодных научно-практических конференциях профессорско-преподавательского состава Дагестанского государственного университета в 1990;1997 годах, а также отражены в научных публикациях общим объемом 1,2 п.л.

Заключение

.

Проведенные исследования механизмов регулирования рынка труда на уровне трудоизбыточного региона позволяют нам сделать следующие выводы.

1. Глубокий кризис российской экономики, обострение ситуации на рынке труда требует совершенствования действующих механизмов его регулирования. Совершенствование механизмов регулирования рынка труда невозможно без определения сущности и содержания самого понятия «рынок труда» в переходной экономике.

В последнее время среди отечественных экономистов-трудовиков во многом под влиянием западных ученых получила распространение расширительная трактовка рынка труда, согласно которой главными составными частями рынка труда являются совокупное предложение, охватывающее всю наемную рабочую силу из числа экономически активного населения, и совокупный спрос как синоним общей потребности экономики в рабочей силе. Подобная позиция, что все экономически активное население (занятые плюс безработные) являются участником рынка труда, противоречит элементарным посылкам. Расширительная трактовка рынка труда маскирует различия между занятыми и безработными и вопреки здравому смыслу пытается «вернуть» на рынок труда ту часть экономически активного населения, которая уже побывала там, обрела рабочие места и перешла в категорию занятых. Деление экономически активного населения на занятых и безработных есть результат функционирования рынка труда. Итак, из кого состоит та часть экономически активного населения, которая действительно остается на рынке труда, иными словами, каковы границы рынка труда? Прежде всего из тех, кто, будучи незанятым, ищет рабочее место, затем тех, кто хоть и имеет занятие, но не удовлетворен работой и подыскивает другое или дополнительное рабочее место, и, наконец, занятых, но рискующих потерять рабочее место. Суммарно они формируют предложение труда. Спрос же на труд предъявляют владельцы рабочих мест. Он складывается из числа вакансий и должностей тех работников, которым работодатель ищет замену. Таковы главное содержание рынка труда, его объем и соотношение спроса и предложения, что определяет конъюнктуру рынка.

Ошибочным, на наш взгляд, является отождествление понятий «рынок труда» и «занятость». «Занятость» более широкая категория по сравнению с понятием «рынок труда». Она включает не только экономические отношения по поводу формирования рабочих мест и рабочей силы, но и внерыночные отношения (демографические процессы, проблемы репродуктивной занятости населения, формирования социально-трудовых установок работников). В то время как рынок труда регулирует лишь экономические отношения по поводу рабочей силы и рабочих мест, управление демографическими и социальными процессами занятости — функция государства. Расширительная трактовка рынка труда вносит путаницу и в вопрос о соотношении политики занятости и политики на рынке труда. Если все экономически активное население рассматривается как пребывающее на рынке труда, то и политика на нем приобретает как бы всеобъемлющий характер, что создает видимость тождественности политики на рынке труда и политики занятости. На самом деле это не так. Политика на рынке труда и политика занятости имеют разные цели.

Цели первой — способствовать работодателю — собственнику рабочих мест в приобретении рабочей силы определенного качества. Ищущим же работу людям оказывается содействие в подборе рабочего места по возможности в соответствии с профессионально — квалификационными, демографическими и иными характеристиками, безработным предоставляются услуги по обучению (профессиональная переподготовка и повышение квалификации), принимаются меры по обеспечению их содержания (общественные и другие временные работы), контроля уровня безработицы и т. д. Контроль уровня безработицы в обществе следует осуществлять главным образом путем сохранения и прироста рабочих мест.

Главные же цели политики занятости связаны с проблемами использования труда — повышением его продуктивности. Этому должны способствовать сдвиги в структурах занятости (отраслевой — за счет возрастания доли передовых технологий, профессионально-квалификационной — за счет увеличений удельного веса квалифицированного труда и современных профессий, демографической — за счет более образованной молодежи).

Переход России от тоталитаризма и командно-административной экономики к экономике рыночной, к свободному труду и запрету на труд принудительный делает, на наш взгляд, бессмысленным использование термина «трудовые ресурсы» в его прежнем толковании. Не могут относиться к трудовым ресурсам лица, которых иначе как принудительно к труду не привлечешь. Нельзя называть ресурсом то, что не может быть использовано. Реальными же людскими ресурсами труда, как это признано статистиками во всем мире, является экономически активное население.

2. Анализ регионального рынка труда как объекта управления позволил сделать вывод о причинах, приводящих к напряженному положению на рынке труда региона. Эти причины могут носить естественный и структурный характер. В настоящее время в России критическое состояние региональных рынков труда может быть объяснено действием в первую очередь структурных причин, связанных с трансформацией экономической системы страны и спадом производства в налогооблагаемом секторе экономики, что ведет к сокращению спроса на труд. При этом эластичность падения спроса на рынке труда в зависимости от снижения объемов производства остается сравнительно невысокой.

Действие других причин, ухудшающих соотношение спроса и предложения на региональных рынках труда, в каждом из регионов имеет свою специфику. К таким причинам, на наш взгляд, относятся:

— демографические факторы, а именно, движение трудоспособного населения в трудоспособном возрасте, влияющее на динамику предложения труда на региональном рынке труда;

— миграция трудоспособного населения;

— отраслевая структура хозяйства региона (при прочих равных условиях рынки труда регионов, в которых сосредоточены предприятия, характеризующиеся глубоким спадом производства, оказались в наибольшей степени подвержены кризисным явлениям);

— возможное банкротство предприятий в регионе;

— природные и антропогенные факторы (как правило, их действие приводит к увеличению спроса на труд в регионе, что обусловлено необходимостью проведения на его территории восстановительных работ).

Напряженное состояние рынка труда региона может быть признано таковым на федеральном уровне только в случае отсутствия у региона необходимых для решения этой проблемы собственных финансовых ресурсов (бюджетных, ФЗН и др.).

3. Возникновение критической ситуации на рынках труда в регионах приводит чаще всего к сокращению реальных доходов населения и снижению уровня жизни, разрушению социальной структуры общества. Государственное вмешательство дает возможность не только решить конкретные проблемы рынка труда, но и поддержать ориентацию граждан на занятость, социальное признание и вознаграждение в налогооблагаемом секторе экономики. Поэтому несомненный интерес представляет выработка концепции действий органов государственной власти в регионах с критической ситуацией на рынке труда.

По нашему мнению, ситуация на рынке труда региона может быть признана критической только тогда, когда при уровне официально регистрируемой безработицы, существенно превышающем его среднереспубликанское значение, другие сопряженные с ним показатели состояния рынка труда (число безработных в расчете на одну заявленную вакансию, продолжительность безработицы и др.) также заметно хуже их среднереспубликанских значений при отсутствии больших межсезонных колебаний в соотношениях этих показателей. Показатель числа граждан, активно ищущих работу, на одну вакансию, применяемый официальной статистикой, на наш взгляд, подлежит уточнению. Дело в том, что подбор работников на замену тем, кто не устраивает работодателя, обычно сопровождается увольнением последних, и число претендентов на рабочие места не уменьшается. Поэтому предложение рабочей силы нужно соотносить только с заявленным числом вакансий, не учитывая рабочие места, которые заняты работниками, не устраивающими работодателя. Игнорирование указанных показателей привело к тому, что некоторые регионы, в том числе и Республика Дагестан, не попали в поле зрения правительственной комиссии по критическим ситуациям со всеми вытекающими отсюда последствиями. Государственное регулирование рынка труда, на наш взгляд, ошибочно понимать как конгломерат неких бессвязных акций по «поддержке» отдельных регионов (трансферты, программы, разовая финансовая помощь территории или расположенным на ней объектам). Государство располагает исключительно широким и качественно разнообразным набором инструментом активного воздействия на рынок труда. Предлагаем необходимый минимум условий, способных обеспечить системную организацию такого воздействия. К числу подобных условий относятся: аргументация необходимости именно государственного регулированиялегитимностьрегиональная инициатива и региональное исполнениеконкретно-целевой характеручет отдаленных и сопряженных результатовустановление временных границ каждого действиясистемная обоснованность с учетом всех видов и методов государственной поддержки данного регионаадресность и предельно допустимая локализацияпроцедурная обеспеченностьответственность и контроль.

Эти требования противостоят таким негативным феноменам нынешней практики оказания помощи регионам, как экономически необоснованный протекционизм, субъективизм, территориальное иждивенчество, неконкретность, ориентация на сиюминутные результаты, игнорирование важности четкого оформления решений и какой-либо ответственности за использование средств государственной поддержки и т. д.

4. При разработке механизмов регулирования рынка труда особое место необходимо уделять механизмам, направляющим развитие экономики, заставляющим людей принимать определенные хозяйственные решения, так называемым экономическим регуляторам. В условиях рыночной экономики их необходимо делить на объективные и субъективные регуляторы, в том числе при управлении трудом.

Объективные рыночные регуляторы связаны с действием объективных законов, механизмов, процессов рыночной экономики. Они объективны в том смысле, что не зависят, не подвластны субъективным интересам государства, предприятий, профсоюзов, отдельных работников. В таких условиях органам управления трудом остается знать действия объективных рыночных законов, механизмов, процессов и учитывать их в работе. При этом особенно важно предвидеть изменения конъюнктуры на рынке труда.

Все остальные регуляторы следует отнести к субъективным, то есть разрабатываемым и реализуемым государственными органами, администрацией предприятий, профсоюзными организациями, самими работниками — участниками труда.

Государственные регуляторы разрабатывают соответствующие органы управления трудом, которые должны обеспечить контроль над их реализацией.

Здесь можно привести следующие примеры: разработка системы налогообложения предприятий и граждан, установление минимального размера оплаты труда, регулирование фонда оплаты труда предприятий, осуществление политики занятости, разработка мер борьбы с безработицей, организация социальной защиты населения и т. д. Анализ ситуации в сфере занятости показывает, что способность складывающегося рынка труда к саморегулированию все еще незначительна, поэтому остается необходимость в использовании элементов государственного регулирования.

В переходной экономике рынок труда наряду с имманентными ему регуляторами сохраняет прежние элементы системы управления трудом. По мере продвижения к цивилизованному рынку труда складываются условия для его функционирования на основе естественных регуляторов в сочетании с государственным регулированием. Особую роль здесь играют рыночные формы и методы инвестирования в экономические рабочие места, формирование реальной заработной платы исходя из прожиточного минимума, социальное страхование работников наемного труда от экономических рисков, включая безработицу. При этом государственное регулирование рынка труда, отражая в основном социальную компоненту в регулировании экономической активности населения, смягчает или носит упреждающий характер по отношению к угрозе и последствиям вынужденной безработицы, пытается поддерживать полную занятость, компенсируя негативные экономические результаты функционирования рынка труда.

5. Основные направления регулирования рынка труда в трудоизбыточном регионе, каковым является Республика Дагестан, можно объединить в два блока. К первому блоку следует отнести меры, направленные на увеличение спроса на труд, а именно:

— сохранение экономически целесообразных рабочих мест;

— создание дополнительных рабочих мест в перспективных отраслях и производствах;

— стимулирование малого бизнеса;

— расширение применения общественных работ;

— расширение сферы экономически и социально полезной деятельности.

Ко второму блоку следует отнести меры, направленные на формирование структуры предложения труда, а именно:

— гибкая политика в области образования;

— организация профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров.

Приоритетным направлением регулирования рынка труда в Республике Дагестан, на наш взгляд, является стимулирование малого бизнеса. Отсутствие стратегии в развитии предпринимательства не позволяет накопить первоначальный капитал, наладить производство, быстро приносящее высокие результаты. Отсутствие системы малых и средних предприятий до сих пор не позволяет удовлетворить значительное количество республиканских потребностей в товарах и услугах, производство которых нерентабельно для крупномасштабного производства. Важная социальная функция малых предприятий заключается в том, что они способны в больших масштабах поглощать незанятую рабочую силу, высвобожденную с крупных предприятий, снижать социальную напряженность, возникающую в условиях безработицы. Существуют предпосылки развития предпринимательства в республике:

— наличие резервов в рациональном освоении сырьевых ресурсов, в том числе в отраслях сельского хозяйства и добывающей промышленности;

— необходимость приоритетного развития производства товаров народного потребления;

— большое число незанятого населения;

— выгодное геополитическое расположение республики.

Концепция развития малого предпринимательства в республике предполагает:

— полную хозяйственную самостоятельность и статус юридического лица субъекта предпринимательской деятельности;

— право заниматься любым видом экономической деятельности, вступать в рыночные отношения с любыми другими субъектами рынка;

— право собственности на все принадлежащие ему виды производственных ресурсов и полную свободу в распоряжении ими.

6. Главным институциональным элементом инфраструктуры рынка труда является государственная служба занятости населения Республики Дагестан. В 1992;1997 гг. ее деятельность была направлена прежде всего на поддержание занятости на действовавших предприятиях на основе сохранения и перепрофилирования существующих рабочих мест, на предотвращение массового высвобождения работников и борьбу с постоянно возраставшей безработицей путем трудоустройства и профподготовки (переподготовки) зарегистрированных безработных. Вместе с тем по мере углублявшегося кризиса неплатежеспособности предприятий и деструктуризации рынков труда цели политики занятости постепенно становились самодовлеющими в социально-трудовой сфере. Более половины средств по федеральным программам содействия занятости было обращено на поддержание рабочих мест и другие мероприятия, относимые к активной политике занятости, но из года в год снижалась эффективность их использования. В результате рост безработицы не был приостановлен. На наш взгляд, в связи с ограниченностью средств в фонде занятости, на первый план должны выйти целевые программы, позволяющие трудоустраивать безработных граждан с помощью оптимальных и эффективных затрат. К числу таких программ, на наш взгляд, следует отнести:

— активное трудовое посредничество на открытом рынке труда;

— инвестирование в рабочую силу, направленное на повышение ее конкурентоспособности и мобильности;

— социальное страхование от вынужденной безработицы;

— избирательное поддержание рабочих мест и развитие форм занятости с учетом конъюнктуры рынка труда.

Изучение политики занятости на этапе перехода к рынку и в условиях федерализации общественных отношений позволило выделить основные формы и методы государственного регулирования рынка труда:

— сохранение, поддержание и создание рабочих мест;

— регулирование и регламентация высвобождения рабочей силы;

— предоставление государственных гарантий занятости и поддержание доходов безработных, включая профессиональное обучение и переподготовку;

— меры адаптации к новым условиям занятости, материальная помощь социально незащищенным безработным.

Таким образом, если региональная политика занятости является активной по отношению к структурам рынков труда и системе экономической активности населения, то федеральная (общегосударственная) политика занятости является активной по отношению к условиям занятости, высвобождаемым работникам и незанятому населению и пассивной по отношению к открытому рынку труда и движению рабочей силы.

7. Одной из важнейших проблем регулирования рынка труда является его прогнозирование. Прогнозирование рынка труда предполагает прогнозирование безработицы, прежде всего ее масштабов и продолжительности, как на федеральном, так и, особенно, региональном уровне, где развертывается основная практическая работа по обеспечению эффективной занятости населения. Для решения проблем прогнозирования необходимо оценить и классифицировать факторы, влияющие на размеры, уровень и продолжительность безработицы.

Анализ факторов, влияющих на размеры, уровень и продолжительность безработицы, не является самоцелью. Он создает предпосылки для надежного прогнозирования безработицы и программирования занятости по схеме «анализ — прогноз — программа». Естественно, общественно-экономические процессы в наибольшей степени относятся к классу чисто стохастических моделей развития и в принципе не могут стать детерминированными, и речь может идти лишь о построении достаточно работоспособной прогнозной модели, с помощью которой можно было бы принимать более эффективные решения.

Целью проводимого исследования является построение имитационной модели прогнозирования ситуаций на рынке труда, которая позволяла бы в диалоговом режиме балансировать факторы, оказывающие наибольшее влияние на данный процесс. При прогнозе уровня безработицы результаты расчетов по данной методике получаются достаточно точными.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Закон РСФСР от 19.04.91 г. «О занятости населения в РСФСР» // Экономика и жизнь.-1992.-№ 22.
  2. Закон Российской Федерации от 15.07.92 г. «О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР «О занятости населения в РСФСР» // Российская газета.-1992.-28 августа.
  3. Закон Российской Федерации «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» // Российская газета.-1996.-6 мая.
  4. Указ президента Российской Федерации от 21 апреля 1993 г. № 471 «О дополнительных мерах по защите трудовых прав граждан Российской Федерации» // Российские вести.-1993.-№ 80.
  5. Указ Президента Российской Федерации «О комплексной программе мер по созданию и сохранению рабочих мест на 1996−2000гг.» // Человек и труд.-1996.-№ 7.-С34−38.
  6. Постановление Совета Министров Правительства Российской Федерации от 05.02.93 г. № 99 «Об организации работы по содействию занятости в условиях массового высвобождения» // Человек и труд.-1993.-№ 5−6.-С.6−10.
  7. Постановление Правительства Республики Дагестан «О мерах по обеспечению занятости населения в случаях возникновения критических ситуаций на рынке труда».-1994.-30 декабря.
  8. Постановление Правительства Республики Дагестан от 21.01.97 г.№ 7 «О разработке и реализации Комплексной программы мер по созданию и сохранению рабочих мест в Республике Дагестан на 1997−2000 годы».
  9. В.Г. Парадигмы управления переходной экономикой // Вестник ДГУ.-1997.-Вып.5.-200с.
  10. Ю.Амиров С. Д. Дагестан на рубеже третьего тысячелетия: от выживания к прогрессу. Махачкала.-1997.-87с.
  11. П.Ананьев А. Новые процессы в занятости в условиях перехода к рыночной экономике // Вопросы экономики.-1995.-№ 5.-С39−47.
  12. В. Государственное регулирование и механизмы саморегуляции в рыночной экономике (мировой опыт и Россия) // Вопросы экономики.1996.-№ 9.-С.28−39.
  13. Арская J1. Бюджет на поддержание занятости, а не на выплату // Профсоюзы и экономика.-1996.-№ 6.-С.51−55.
  14. М. В борьбе с безработицей // Социальная защита.-1996.-№ 4.-С.6−7.
  15. В., Крылова Е. Малое предпринимательство в решении проблемы занятости // Российский экономический журнал.-1996.-№ 10,-С.40−46.
  16. В. Что препятствует профсоюзам стать полноправными субъектами трудовых отношений в условиях рынка // Общество и экономика.-1996.-№ 5.-С.66−81.
  17. Безработица в России // Деловой мир.-1993.-№ 187.-С8.
  18. А. Государственная политика поддержки малого предпринимательства // Проблемы теории и практики управления.-1996,-№ 2.-С.96−101.
  19. В. Региональные программы социальной защиты населения // Человек и труд.-1996.-№ 5.-С.38−41.
  20. Ю., Кулагина Н. Управление профессиональным составом экономически активного населения до 2000г. // Проблемы теории и практики управления.-1997.-№ 4.-С.75−80.
  21. Э., Кузьмин В. Реальный путь противодействия безработице // Человек и труд.-1996.-№ 9.-С.11−13.
  22. Е. Неформальный сектор в экономике: пережиток или перспектива? // Мировая экономика и международные отношения.-1997,-№ 8.-С.32−44.
  23. Дж. Новые формы занятости и информационные технологии // Вопросы экономики.-1998.-№ 2.-С.153−158.
  24. . Становление рыночных отношений и занятость населения // Общество и экономика.-1995.-№ 7−8.
  25. Бутаев 3. Длительная безработица и ее последствия // Народная газета.-1995.-№ 14.
  26. А. Этапы развития малого предпринимательства в России // Вопросы экономики.- № 7.-С.30−38.
  27. Е. Защита прав трудящихся мигрантов: международные нормы и российские реалии // Человек и труд.-1994.-№ 6.-С.34−38.
  28. JI. Политика на рынке труда // Народная газета.-1995.-№ 14.
  29. Н. Государство на рынке труда изменение стратегии // Мировая экономика и международные отношения.-1997.-№ 7.-С.101−107.
  30. Н. Рынок труда проблемы и решения // Мировая экономика и международные отношения.-1995.-№ 1. С.111−117.
  31. А. Пытаемся справиться с безработицей // Человек и труд.-1995.-№ 1.-С.16−18.
  32. Т. Залог успеха деятельности в сфере занятости // Человек и труд.-1996.-№ 1.-С.36−48.
  33. JI. Финансово-кредитные механизмы регулирования малого бизнеса // Вопросы экономики.-1996.-№ 7.-С.83−87.
  34. М. Пути формирования республиканского рынка. Сб.: Региональный рынок: проблемы и решения. Махачкала,-1993.-С.45−74.
  35. Гарсия-Исер М., Голодец О., Смирнов С. Критические ситуации на региональных рынках труда // Вопросы экономики.-1997.-№ 2.-С.114−124.
  36. А., Сергеев М. Профориентация школьников // Социологические исследования.-1996.-№ 8.-С.66−72.
  37. Г., Гильдингерш М. Социальные последствия безработицы // Человек и труд.-1996.-№ 3.-С.47−49.
  38. Генеральное соглашение между общероссийскими объединениями профсоюзов, общественными объединениями работодателей и
  39. Правительством Российской Федерации на 1996−1997 годы // Российская газета.-1996.-16 января.
  40. М. Безработица в России: сущность, формы, социальные последствия в условиях перехода к рынку. СПб.-1995.-163с.
  41. В., Горбачева Т., Липпольдт. Движение рабочей силы // Вопросы экономики,-1997.-№ 2.-С. 125−133.
  42. В. Политика российского менеджмента в сфере занятости // Мировая экономика и международные отношения. -1994.-№ 6.-С. 5−20.
  43. Н., Белявский А. Предпринимательский труд Часть 1. Сущность, виды и мотивы предпринимательства: Учебное пособие. СПб.-1996.-83с.
  44. Н. Экономика трудовых ресурсов // М.: Высшая школа.-1989.-208с.
  45. А. Занятость населения и безработица в России: проблемы регулирования // Вопросы экономики.-1996.-№ 1 .-С24−36.
  46. А. Проблемы занятости в регулировании рынка труда в Российской Федерации: региональный аспект // Вопросы экономики.-1993.-№ 2.-С.80−85.
  47. А. Региональный рынок труда в России: формирование и эффективность управления // Вопросы экономики.-1995.-№ 5.-С.63−69.
  48. Дегтярь J1. Государственная политика на рынке квалифицированного труда: опыт стран Центральной и Восточной Европы // Проблемы теории и практики управления,-1997.-№ 1 .-С.67−71.
  49. Н. Социальное расслоение общества: причины, последствия, меры по ограничению // Экономист.-1997.-№ 1.-С.73−82.
  50. Н. Молодежь на рынке труда // Вопросы экономики.-1998.-№ 1 .-С.81−91.
  51. Т. Со мной вот что происходит. // Труд.-1996.-1марта.
  52. И. К новой парадигме рынка труда // Вопросы экономики.-1998.-№ 2.-С.83−95.
  53. И. К характеристике труда в современной России // Вопросы экономики,-1997 .-№ 2 .-С .76−91.
  54. В., Козина И., Донова И. Реструктурирование занятости на предприятиях и развитие рынка труда в России // Общество и экономика.-1996.-№ 9−10.-С. 112−142.
  55. В., Рыжикова 3. Неполная занятость в России // Вопросы экономики.-1998.-№ 2.-С. 131−143.
  56. В. Движение рабочей силы и рабочих мест в российской промышленности // Вопросы экономики.-1998.-№ 2.-С.96−114.
  57. Е. Мотивация на рынке труда // Вопросы экономики.-1997.-№ 2.-С.92−101.
  58. П. Принципы организации. М.-1986.-216с.
  59. С., Тучков А. Рынок труда: понятие, закономерности, перспективы. СПб.-1996.-85с.
  60. С., Емцов Р. Безработица в России: масштабы, структура, детерминирующие факторы // Общество и экономика.-1995.-№ 4.-С.86−110.
  61. Концепция среднесрочной программы Правительства Российской Федерации на 1997−2000 годы «Структурная перестройка и экономический рост» // Вопросы экономики.-1997.-Xel.-C.4−68.
  62. А. О повышении эффективности занятости // Человек и труд.-1996.-№ 1.-С.16−24.
  63. А. О понятии рынка труда // Вопросы экономики.-1998.-№ 1 .-С.33−41.
  64. Курс экономики. Под ред. Б. Райзберга. М.-1997.-668с.
  65. В., Швецов А. Государство и регионы. Теория и практика государственного регулирования территориального развития. М.-1997.-372с.
  66. Т. Профессиональное обучение безработных // Мировая экономика и международные отношения.-1994.-№ 8−9.-С.56−69.
  67. М., Байгереев М. Формирование рынка труда в России // Человек и труд.-1996.11.-С.42−44.
  68. В., Тучков А. Трудовые отношения: Текст лекций. СПб.-1996,-104с.
  69. К., Энгельс Ф. Соч.2-е изд. Т.23.
  70. И. Рынок труда в системе рыночных отношений. М.: Наука.-1991.
  71. Миграция населения Республики Дагестан в цифрах (январь-декабрь). -Махачкала.-1996 .-15с.71 .Микульский К. Формирование новой модели занятости // Экономист.-1997.-№ 3.-С.46−52.
  72. А. Избыточная занятость на промышленных предприятиях России // Вопросы экономики.-1998.-№ 1 .-С.59−72.
  73. Новый большой англо-русский словарь. Под. ред. Ю. Апресяна. М.-1993.
  74. А. Типология рынков труда // Общество и экономика.-1994,-№ 1.-С.102−133.
  75. П. Ключевые параметры региональных рынков труда // Российский экономический журнал.-1995.-№ 11 .-С.27−34.
  76. Основные направления реформы трудовых отношений в Российской Федерации (проект) // Вопросы экономики.-1998.-№ 2.-С.73−82.
  77. В. Адаптация к рыночному типу занятости // Человек и труд,-1997.-№ 3.-С.29−38.
  78. Программа деятельности Правительства Республики Дагестан по социальной защите населения на период 1997—1998 гг. Махачкала.-1997.
  79. Программа Правительства Российской Федерации «Реформы и развитие российской экономики в 1995—1997 годах» // Вопросы экономики.-1995,-№ 4.-С.67−160.
  80. Программа содействия занятости и социальной защиты незанятого трудоспособного населения на 1995 г. // Человек и труд.-1995.-№ 5.-С.20−25.
  81. Программа содействия занятости населения Республики Дагестан на 1996 год. Министерство занятости и труда Республики Дагестан.-1996.-37с.
  82. Программа содействия занятости населения Республики Дагестан на 1997 год. Министерство труда и социального развития Республики Дагестан.1997.-35с.
  83. Программа содействия занятости населения Республики Дагестан на 1998 год. Министерство труда и социального развития республики Дагестан.1998.-38с.
  84. Проект республиканского Соглашения между Правительством Республики Дагестан, Советом Федерации профсоюзов Республики Дагестан и республиканскими объединениями работодателей на 1998−1999 годы.
  85. Рабочие места как основа занятости (методика оценки стоимости и анализ динамики системы рабочих мест) // Экономист.-1996.-№ 7.-С.51−63.
  86. В. Социологические подходы к анализу рынка труда: спрос на труд // Российский экономический журнал.-1995.-№ 3.-С.86−92.
  87. Рекомендации по квотированию рабочих мест на предприятиях, в учреждениях и организациях для лиц, особо нуждающихся в социальной защите // Человек и труд.-1995-№ 3.-С.65−67.
  88. Г. Проблемы прогнозирования рынка труда // Вопросы эконо мики .-1993. -№ 12.-С.69−72.
  89. Г. Трансформация занятости населения России в процессе развития рынка труда. Сб.: Проблемы управления трудовыми ресурсами на современном этапе. СПб.-1996.-235с.
  90. А., Збышко Б., Ишин В. Рынок труда, занятость населения, экономика ресурсов для труда. М.-1997.-1997.-160с.
  91. А. О содержании понятий «трудовые ресурсы» и «рабочая сила» // Человек и труд.-1997.-№ 3.
  92. С. Вторичная занятость женщин // Человек и труд.-1995.-№ 9.-С.28−30.
  93. О. Динамика производственных ресурсов // Экономист.-1997.-№ 3.-С.3−12.
  94. Рынок труда Российской Федерации // Человек и труд.-1996.-№ 10.-С.22−29.9 5 Сабирьянова К. Микроэкономический анализ динамических изменений на российском рынке труда // Вопросы экономики,-1998.-№ 1 .-С.42−58.
  95. Ю. Основные условия экономического подъема Дагестана. Сб.: Наука и социальный прогресс Дагестана. Махачкала,-1997.-303с.
  96. Г. Рынок труда и заработная плата. СПб.-1992.-147с.
  97. Э. Управление занятостью населения: Учебное пособие. -СПб.-1993.-164с.
  98. А. Макроэкономический прогноз занятости // Человек и труд,-1996.-№ 1 .-С.34−51.
  99. А. От накопления скрытой безработицы к стимулированию занятости // Человек и труд.-1994.-№ 6.-С.13−18.
  100. А. Прогноз спроса на рабочую силу // Экономист,-1993.-№ 12,-С.67−73.
  101. Ю. Об оценках масштабов дополнительной занятости населения // Вопросы экономики.-1998.-№ 1.-С.99−104.
  102. Е. Занятость в негосударственном секторе экономики // Экономист.-1996.-№ 1.-С.76−84.
  103. И. политика занятости в России и мировой опыт // Проблемы теории и практики управления.-1997.-№ 1.-С.61−66.
  104. Л. Современная ситуация в области занятости и перспективы становления рынка труда в России // Вопросы экономики,-1993.-№ 12,-С.57−63.
  105. Социальная сфера России: статистический сборник // Госкомстат России. М.-1996.-275с.
  106. Социально-экономическое положение Республики Дагестан. 1996 год. Статистический сборник. Махачкала.-364с.
  107. Социально-экономическое положение Республики Дагестан. 1997 год. Статистический сборник. Махачкала.-352с.
  108. Г. От «нерегулируемого» рынка труда к активной политике занятости // Социалистический труд.-1991 .-№ 2.-С.31 -41.
  109. А. Выборочные обследования занятости свидетельствуют. // Человек и труд.-1996.-№ 1.-С. 18−27.
  110. А. Занятость и безработица // Экономика и жизнь.-1996.-№ 1.
  111. Э. Занятость и экономический рост // Человек и труд,-1994.-№ 4.-С.58−60.
  112. ИЗ. Трудовые ресурсы и безработица в Дагестане // Стат. сборник. -Махачкала.-1995.-15с.
  113. Трудоустройство за рубежом. Выпуск 1. М.: Фирма «Ост». -1993.-192с.
  114. Уровень жизни населения Дагестана: Стат. сборник Комитета Республики Дагестан по государственной статистике. Махачкала.-1997.-180с.
  115. Федеральная программа содействия занятости населения на 1996−1997гг.: подходы и приоритеты // Человек и труд.-1997.-№ 1 .-С. 12−25.
  116. Федеральная целевая программа содействия занятости населения Российской Федерации на 1996−1997гг. // Российская газета.-1996.-1,2 июля.
  117. Я. Основы формирования рынка труда в регионе. Сб.: Региональный рынок. Махачкала.-1993.-С. 13−21.
  118. Е. Активное содействие занятости // Человек и труд.-1995.-№ 3.-С.37−39.
  119. К., Неспорова А., Вон-Уайтхед Д. Комплексный подход к стимулированию занятости в Российской Федерации // Человек и труд.-1996.-№ 10.-С. 18−22.
  120. А. Активная политика на рынке труда: итоги и перспективы // Человек и труд.-1997.-№ 7.-С.44−52.
  121. А. Безработица увеличивается, но ее рост находится под контролем // Человек и труд.-1997.-№ 3.-С.26−34.
  122. Р. США: сеть социальной поддержки // Человек и труд.-199б,-№ 7.-С.63−66.
  123. Е. Вторичная занятость как способ адаптации к экономическим реформам // Вопросы экономики.-1995.-№ 5.-С.71−79.
  124. Н. О новой модели занятости // Российский экономический журнал.-1996.-№ 11−12.-С.50−59.
  125. Т., Лакунина С. Напряженность на российском рынке труда и механизмы ее преодоления // Вопросы экономики.-1998.-№ 2.-С. 115−130.
  126. Т. Положение безработных и государственная политика на рынке труда // Вопросы экономики.-1997.-№ 2.-С.102−113.
  127. Л. Россия: основные приоритеты политики занятости // Проблемы теории и практики управления.-1996.-№ 2.-С.80−84.
  128. Л., Сергеева Г., Волчков С. Стратегия занятости. М.: Экономика.-1990.-208с.
  129. Е. Реформирование системы защиты населения в странах Восточной Европы // Мировая экономика и международные отношения.-1997.-№ 1.-С.45−53.
  130. О., Сергиенко В. Республика Дагестан как депрессивный регион Российской Федерации // Экономика региона в условиях рыночного регулирования: Тематический сборник научных трудов молодых ученых и соискателей. Махачкала.-1997.-123с.
  131. Экономика труда и социально-трудовые отношения. Под ред. Меликьяна Г., Колосовой Р. М.-1996.-623с.
  132. Р., Смит Р. Современная экономика труда. Теория и государственная политика. М.-1996.-264с.
  133. Д. проблемы формирования регионального рынка труда. Сб.: Наука и социальный прогресс Дагестана. Махачкала.-1997.-303с.
  134. Д. Социальная защищенность и занятость населения Дагестана в условиях перехода к рынку. Сб.: Социальная защита населения. -Махачкала. -1992.-С.9−18.
  135. Юзбеков 3., Эскеров Д. Проблемы перехода к рынку трудоизбыточного региона. Махачкала.-1993.-212с.
  136. Ю. Прогноз численности населения Российской Федерации до 2010 года//Вопросы экономики.-1997.-№ 4.-С.99−110.
Заполнить форму текущей работой