Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Механизм формирования и обеспечения функционирования инновационной инфраструктуры предприятий водоснабжения: на примере города Смоленска

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Сказанное определяет актуальность научной задачи разработки механизма формирования и обеспечения функционирования инновационной инфраструктуры предприятий водоснабжения и водоотведения, обеспечивающей консолидацию и распределение связанных с инвестиционной деятельностью инновационных ресурсов, а также реализацию процедур комплексного контроля эффективности инновационных процессов данных… Читать ещё >

Содержание

  • 1. Анализ современных подходов к формированию инновационной инфраструктуры ЖКХ
    • 1. 1. Определение и состав инновационной инфраструктуры современного предприятия
    • 1. 2. Методы управления инвестициями в сфере инноваций
    • 1. 3. Инновационная инфраструктура как важнейший фактор повышения эффективности предприятий ЖКХ в условиях реформирования
    • 1. 4. Выводы
  • 2. Методические основы формирования и развития инновационной инфраструктуры предприятий ЖКХ
    • 2. 1. Анализ основных тенденций развития предприятий ЖКХ в условиях реформирования
    • 2. 2. Анализ основных тенденций развития предприятий ЖКХ города Смоленска
    • 2. 3. Определение рациональной региональной инновационной инфраструктуры предприятий ЖКХ
    • 2. 4. Организационно-экономический механизм привлечения инвестиций в формирование и развитие инновационной инфраструктуры предприятий ЖКХ
    • 2. 5. Система показателей и процедура контроля эффективности инвестиций в формирование инновационной инфраструктуры предприятий ЖКХ
    • 2. 6. Выводы
  • 3. Результаты практической реализации механизма формирования инновационной инфраструктуры в г. Смоленске
    • 3. 1. Методика разработки инвестиционной программы по формированию инновационной инфраструктуры предприятий ЖКХ
    • 3. 2. Анализ эффективности инновационной деятельности МУЛ
  • Горводоканал" в г. Смоленске
    • 3. 3. Выработка практических рекомендаций по формированию инновационной инфраструктуры СМУП «Горводоканал»
    • 3. 4. Выводы

Механизм формирования и обеспечения функционирования инновационной инфраструктуры предприятий водоснабжения: на примере города Смоленска (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Жилищно-коммунальное хозяйство (ЖКХ) занимает особое место в экономике, являясь градообслуживающей сферой городского хозяйства. В настоящее время отрасль находится на стадии реформирования, целью которого является повышение экономической эффективности ее функционирования на основе формирования конкурентной среды на рынке услуг ЖКХ. В тоже время высокий уровень износа основных фондов определяет недостаточную инвестиционную привлекательность данного вида деятельности. Отсутствие необходимого объема инвестиций в обновление основных фондов приводит к снижению качества предоставляемых жилищно-коммунальных услуг, росту их себестоимости, в том числе вследствие экономической необоснованности тарифов предприятий отрасли. Сказанное в первую очередь относится к предприятиям водоснабжения и водоотведения, которые, в силу технологических условий их функционирования, еще долгое время будут относиться к монопольным секторам городского хозяйства. Очевидно, что с учетом высокой степени физического и морального износа оборудования (физический износ в 2007 г. составил около 65% по Российской Федерации, моральный, по разным оценкам, от 80 до 90%), основным направлением повышения экономической эффективности предприятий водоснабжения является их техническое и технологическое перевооружение на основе организации непрерывных инновационных процессов в рассматриваемой сфере.

Большой вклад в развитие теории и практики управления инновациями в различных отраслях экономики внесли такие отечественные и зарубежные ученые, как Аныиин В. М., Баранчеев В. П., Бляхман Л. С., Быстряков А. Я., Голиченко О. Г., Горфинкель В. Я., Дагаев A.A., Дежина И. Г., Ендовицкий Д. А., Завлин П. Н., Кастельс М., Медынский В. Г., Мешалкин В. П., Поршнев А. Г., Родкина Т. В., Рыгалин Д. Б., Тихомиров С. А., Фалько С. Г., Фатхутдинов P.A., Чередникова Л. Е., Шепелев Г. В., Шумпетер Й., Якимович В. А., Яковец Ю. В., Янсен Ф. и др.

Анализ указанных работ показывает, что в условиях высокого износа основных фондов и повышения требований рынка к качеству производимой продукции (услуг) конкурентоспособность и экономическая эффективность современного предприятия определяется наличием системы управления инновациями, которая должна строиться с учетом стратегических и тактических интересов основных групп потребителей.

Вопросы повышения эффективности управления инновационной и инвестиционной деятельностью предприятий ЖКХ рассмотрены в работах Аганбегяна А. Г., Егорова А. Ю., Фатиева М. М., Лысенко Ф. А., Рыбальченко М. Б., Егоровой Л. К., Янковского К. П., Чернышова Л. Н., Черняка В. З. и др.

В работах указанных авторов в качестве одного из основных источников инвестиционных ресурсов для предприятий ЖКХ рассматривается возможность включения целевых инвестиционных расходов в тарифы на коммунальные услуги. Очевидно, что указанный подход также может быть использован для финансирования инновационных процессов в сфере водоснабжения и водоотведения. Однако при этом необходимо учитывать следующие обстоятельства: основная концепция реформирования ЖКХ предусматривает формирование механизмов комплексного привлечения инвестиций в отрасльотсутствие прозрачности в процессе формирования инвестиционной составляющей тарифа вызывает недовольство потребителей, а также не создает стимулов для снижения издержек производства на основе инновационного развития предприятий водоснабжения и водоотведения.

Следовательно, процедуры установления экономически обоснованных тарифов на коммунальные услуги должны быть тесно связаны с решением задач разработки рациональных инвестиционных и инновационных программ. Это, в свою очередь, возможно только при условии взаимодействия предприятия ЖКХ, потребителей, органов государственной власти, внешних инвесторов и других структур в процессе разработки и реализация инвестиционных и инновационных программ в ЖКХ. При этом последующее снижение себестоимости услуг в результате внедрения инновационных технологий и оборудования, как фактор окупаемости инвестиций в развитие предприятий ЖКХ, повышает инвестиционную привлекательность коммунальной сферы.

Очевидно, что формирование региональной инновационной инфраструктуры предприятий водоснабжения и водоотведения, реализующей комплексный подход к консолидации и распределению связанных с инвестиционной деятельностью инвестиционных ресурсов (финансовых, организационных, интеллектуальных и т. д.) и обеспечивающей управления инновациями на основе реализации прозрачных процедур согласования интересов всех участников инвестиционного процесса, будет способствовать ускоренному техническому и технологическому перевооружению, и, как следствие, снижению себестоимости и повышению качества услуг ЖКХ.

Сказанное определяет актуальность научной задачи разработки механизма формирования и обеспечения функционирования инновационной инфраструктуры предприятий водоснабжения и водоотведения, обеспечивающей консолидацию и распределение связанных с инвестиционной деятельностью инновационных ресурсов, а также реализацию процедур комплексного контроля эффективности инновационных процессов данных предприятий со стороны потребителей, внешних инвесторов и местных органов власти, решение которой имеет существенное значение для теории и практики управления инновациями и инвестиционной деятельностью в ЖКХ.

Цель исследования заключается в разработке механизма формирования и обеспечения функционирования инновационной инфраструктуры предприятий водоснабжения и водоотведения (на примере г. Смоленска), обеспечивающей консолидацию и распределение связанных с инновационной деятельностью инновационных ресурсов, а также процедуры управления инновациями на указанных предприятиях с использованием методики определения рациональной инновационной составляющей в тарифе на услуги водоснабжения и системы показателей эффективности инновационных процессов в ЖКХ.

Для реализации этой цели были поставлены и решены следующие основные задачи исследования.

3.4 Выводы.

В данной главе была предложена процедура практической реализации механизма формирования и обеспечения функционирования инновационной инфраструктуры предприятий водоснабжения и водоотведения, которая, в отличие от известных, включает методику расчета инновационной надбавки к тарифу на услуги данных предприятий с учетом риска их неполной оплаты, оцениваемого на основе использования построенной модели зависимости уровня оплаты от ряда внешних факторов.

Рассматривалась практическая реализация разработанного организационно-экономического механизма формирования и обеспечения функционирования инновационной инфраструктуры предприятий водоснабжения и водоотведения в Управлении ЖКХ Администрации города Смоленска, а также СМУГТ «Горводоканал» (г. Смоленск) для консолидации и рационального распределения связанных с инновационной деятельностью инвестиционных ресурсов. Это позволило выработать практические рекомендации по построению указанной инфраструктуры и рассчитать прогнозные показатели эффективности реализуемых в рамках инфраструктуры инноваций с использованием предложенной системы финансовых, технико-экономических, социальных и экологических показателей эффективности функционирования инновационной инфраструктуры предприятий водоснабжения и водоотведения. Таким образом, была реализована процедура контроля эффективности реализации инвестиционных и инновационных программ в ЖКХ.

Для целей практической реализации механизма формирования инновационной инфраструктуры предприятия водоснабжения и водоотведения в г. Смоленске была предложена методика расчета инновационной надбавки к тарифу на услуги данных предприятий с учетом риска их неполной оплаты, которая может быть практически использована регулирующими органами регионального и муниципального управления для повышения обоснованности и прозрачности решений по модернизации предприятий ЖКХ.

Заключение

.

Были получены следующие основные результаты работы.

1. Проведен анализ современных подходов к формированию инновационной инфраструктуры предприятий различных отраслей экономики, а также основных тенденций развития предприятий ЖКХ РФ. В результате было дополнено понятие «инновационная инфраструктура предприятий ЖКХ», которое учитывает специфику монопольных и конкурентных рынков соответствующих услуг, потребностей пользователей услуг, определения цен на услуги водоснабжения и водоотведения.

2. Предложена рациональная инновационная инфраструктура предприятий водоснабжения и водоотведения, функционирующая на муниципальном уровне, которая предполагает непосредственное участие потребителей и их объединений в процессе формирования и контроля расходования инвестиционных ресурсов, используемых при реализации инновационных процессов в ЖКХ, а также включает дополнительные элементы (центр сертификации и менеджмента качества, экспертную структуру по инновациям в ЖКХ, фонд инвестиций в инновации).

3. Разработан организационно-экономический механизм формирования и обеспечения функционирования инновационной инфраструктуры предприятий водоснабжения, который основан по применении предложенной модели изменения соотношения размеров привлекаемых и собственных средств на различные перевооружения предприятий ЖКХ.

4. Предложена система финансовых, технико-экономических, социальных и экологических показателей эффективности функционирования инновационной инфраструктуры предприятий водоснабжения и водоотведения, которая позволяет оценить эффективность реализации инновационных проектов для различных её участников.

5. Разработана процедура практической реализации механизма формирования и обеспечения функционирования инновационной инфраструктуры предприятий водоснабжения и водоотведения, которая включает методику расчета инновационной надбавки к тарифу на услуги данных предприятий с учетом риска их неполной оплаты, оцениваемого на основе использования построенной регрессионной модели зависимости уровня оплаты от ряда внешних факторов.

6. Разработанный организационно-экономический механизм формирования и обеспечения функционирования инновационной инфраструктуры предприятий водоснабжения и водоотведения практически реализуется в Управлении ЖКХ Администрации города Смоленска, а также СМУП «Горводоканал» (г. Смоленск) для консолидации и рационального распределения связанных с инвестиционной деятельностью инновационных ресурсов. Это позволило выработать практические рекомендации по построению указанной инфраструктуры и приступить к их выполнению.

7. Теоретические и методические результаты диссертации используются в учебном процессе филиала МЭИ (ТУ) в г. Смоленске и Санкт-Петербургского университета экономики и управления.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Т.А., Гамидов Г. С. Инновационная экономика стратегическое направление развития России в XXI веке // Инновации. — 2003. — № 1 (58). — с. 16 -20.
  2. Д.В. Ерохин, Е. А. Ларичева. Анализ теоретических положений инновационной деятельности // Вестник Брянского государственного технического университета. 2004. — № 2. — с. 133- 137.
  3. .Ю. Развитие инновационной инфраструктуры как фактора экономического роста. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук. Самара, 2006.
  4. В.Г. Инновационный менеджмент. М.: ИНФРА-М, 2002.
  5. В.Г., Шаршукова Л. Г. Инновационное предпринимательство. — М.: ИНФРА-М, 1996.
  6. А.Г. Управление инновациями в условиях перехода к рынку. М.: РИЦАО Мегаполис-Контакт, 1993.
  7. О.Б. Инновационный менеджмент: учебное пособие. — Казань: Казан.гос.технол. ун-т, 1997.
  8. P.A. Инновационный менеджмент. — СПб.: Питер, 2005.
  9. P.A. Конкурентоспособность организации в условиях кризиса: экономика, маркетинг, менеджмент. — М.: Издательско-торговый цент «Маркетинг», 2002.
  10. Ф. Эпоха инноваций. -М.: ИНФРА-М, 2002.
  11. Инновационный менеджмент. Учебник / Под ред. С. Д. Ильенковой, М.: Юнити, 1997 г.-310 с.
  12. В.И. и др. Управление инновациями: 17-модульная программа для менеджеров. — «Управление развитием организации». Модуль 7. — М.: «ИНФРА-М», 1999.-328 с.
  13. И. Теория экономического развития. М.: Прогресс, 1982.
  14. Универсальный учебный экономический словарь. Ростов-на-Дону: Изд-во1. Феникс", 1996. 576 с.
  15. Словарь. http://www.finam.ru/dictionai-y.
  16. Основы инновационно-технологического менеджмента — основные понятия. http://nrc.edu.ru/razd 1/11 .html
  17. Концепция государственной инновационной политики Российской Федерации на 2002−2005 годы // Инновации. 2002. № 4.
  18. Основы инновационного менеджмента. Теория и практика: Учебник / JI.C. Барютин и др.- под ред. А. К. Казанцева, Л. Э. Миндели. 2-е изд. перераб. и доп. — М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2004. 518 с.
  19. Развитие инфраструктуры национальной инновационной системы. -Инновации и предпринимательство, 2006 г.
  20. B.C. Кортов / Основные задачи формирования инфраструктуры инновационной системы Уральского региона, 2005 г.
  21. Управление инновациями в организации: учебное пособие / A.A. Бовин, Л. Е. Чередникова, В. А. Якимович. М.: Омега-Л, 2006. — 415 с.
  22. Стратегия научно-технологического прорыва / под ред. Ю. В. Яковца, О. М. Юня.-М.б МФК, 2001.
  23. П. Инновационный хозяйственный механизм // Проблемы теории и практики управления. 1999. — № 2.
  24. И.Т. Инновационный менеджмент. СПб.: Питер, 2001.
  25. П.Н. Инновационное предпринимательство: организация, статистика, проблемы // Инновации. 1996. — № 3.
  26. Инновационный менеджмент: Банки и биржи / С. Д. Ильенкова, Л. М. Гохберг, С. Ю. Ягудин и др.- Под ред. С. Д. Ильенковой. М.: ЮНИТИ, 2001.
  27. В.И. Основные термины и определения в сфере инноваций. // Инновации. 2005. — № 4.
  28. С.А. Инновационное управление в современных условиях // Проблемы теории и практики управления. 1997. — № 3.
  29. И.В. Инновационный менеджмент: Учебное пособие. 2-е издание — М.: Издательство РИОР, 2005. — 560 с.
  30. И.Г. Новые инструменты государственного стимулирования инновационной деятельности // Инновации. 2005. — № 4.
  31. Инновационный менеджмент / Под ред. В. А. Швандара, В. Я. Горфинкеля. -М.: Вузовский учебник, 2005.
  32. Инновационный менеджмент: Концепции, многоуровневые стратегии и механизмы инновационного развития / Под ред. В. М. Анынина, A.A. Дагаева. М.: Дело, 2006.
  33. О.Г. Национальная инновационная система России: состояние и пути развития. М.: Наука, 2006.
  34. В. Инновационные коммуникации и формы их организации // Экономист. 2002. — № 10.
  35. A.A. Передача технологий из государственного сектора в промышленность как инструмент государственной инновационной политики // Проблемы теории и практики управления. 1999. — № 5.
  36. В.М. Инновационная стратегия фирмы: Учебное пособие. М.: Изд-во Рос. экон. акад., 1995.
  37. JI.C. Инновационная система как социальный институт постиндустриальной информационной экономики // Проблемы современной экономики. — 2005. № 3−4.
  38. Н. Инновационная инфраструктура и бизнес // Инновации. — 2004. № 8.
  39. В.Е., Варюха A.M. Технопарки: определения, признаки, показатели деятельности // Инновации. 1998. — № 2−3.
  40. М. Глобализация как источник конкуренции, конфликтов и возможностей // Проблемы теории и практики управления. 1999. — № 1.
  41. Основные направления политики Российской Федерации в области развития инновационной системы на период до 2010 года.
Заполнить форму текущей работой