Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Налог на добычу полезных ископаемых

КурсоваяПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

При этом прямые расходы, произведенные налогоплательщиком в течение налогового периода, распределяются между добытыми полезными ископаемыми и остатком незавершенного производства на конец налогового периода. При определении расчетной стоимости добытого полезного ископаемого учитываются также косвенные расходы, определяемые в соответствии с главой 25 НК. При этом косвенные расходы, произведенные… Читать ещё >

Налог на добычу полезных ископаемых (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«МАТИ» — Российский Государственный Технологический Университет имени К. Э. Циолковского.

Кафедра: «Учет, анализ и аудит»

Дисциплина: «Налоги и налогообложение»

Институт «Менеджмента, экономики и социальных технологий»

Специальность Бухгалтерский учет, анализ и аудит Курсовая работа Тема курсовой работы Налог на добычу полезных ископаемых Студент Романова Евгения Константиновна Москва, 2015.

Содержание Введение

1. Теоретические основы обложения налога на добычу полезных ископаемых

1.1 История возникновения и развития НДПИ в РФ

1.2 Экономическая сущность НДПИ

2. Элементы НДПИ

2.1 Налогоплательщики и объект налогообложения

2.2 Налоговая база и порядок ее определения

2.3 Налоговая ставка

2.4 Порядок исчисления и уплаты налога

2.5 Сроки уплаты НДПИ Заключение Список использованной литературы

Введение

Большинство природных ископаемых являются исчерпаемыми и невозобновляемыми. В связи с этим, налог на добычу полезных ископаемых должен регулировать рациональное использование природных ресурсов.

Большое значение имеет сокращение вредного воздействия на окружающую среду, поскольку процесс добычи и переработки полезных ископаемых имеет огромное влияние на природу. В связи с этим появляется необходимость проведения природоохранных мероприятий.

В связи с этим возрастает значимость правильного расчета платежей за добычу полезных ископаемых, их уплаты и представления соответствующей отчетности. Лицензирование природопользования предполагает возможность привлечения не только к финансовой, но и к административной ответственности при несоблюдении условий, связанных с платностью природных ресурсов.

Налог на добычу полезных ископаемых регулирует правоотношения между государством и организациями и индивидуальными предпринимателями, которым предоставлен в пользование участок недр.

Налог на добычу полезных ископаемых является одним из наиболее важных платежей, уплачиваемых недропользователем в бюджет Российской Федерации. Порядок расчета горной ренты и величина ее изъятия государством влияет как на экономику отдельных предприятий недропользователей, так и на всю экономику России в целом.

Особое внимание стоит обратить на важность взимания налога на полезные ископаемые для экономики государства.

Вопрос внедрения эффективного механизма функционирования данного налога стоит особенно остро на сегодняшний день. В настоящее время государство имеет возможность сформировать систему рентных платежей при пользовании недрами, которая обеспечивает справедливое и обоснованное изъятие горной ренты, а также разработать и опробовать организационные механизмы ее администрирования.

Исследуя тему курсовой работы, важное значение имеет определение налогоплательщика НДПИ.

В письме от 6 декабря 2013 г. N ГД-4−3/22 016 ФНС рассказала, какие налогоплательщики подлежат постановке на учет в качестве плательщиков НДПИ, а также о правовом статусе лицензии на разработку участка недр.

Единственным критерием для придания организации или индивидуальному предпринимателю статуса налогоплательщика НДПИ и основанием для постановки на учет в этом качестве является наличие лицензии на пользование недрами независимо от указанного в ней целевого назначения разрешенных работ.

Следует отметить, что по лицензии на пользование недрами может быть предоставлено право на геологическое изучение недр и иные виды пользования недрами, осуществляемые налогоплательщиком, которое может повлечь появление объекта налогообложения по НДПИ.

Учитывая вышеизложенное, пользователь недр подлежит постановке на учет в качестве налогоплательщика НДПИ при осуществлении любого вида пользования недрами.

1. Теоретические основы применения налога на добычу полезных ископаемых

1.1 История возникновения и развития НДПИ в РФ

Налог на добычу полезных ископаемых относится к федеральным налогам, которые устанавливаются налоговым законодательством Российской Федерации и обязательны к уплате на всей территории России.

Налог на добычу полезных ископаемых регулируется положениями главы 26 НК РФ «Налог на добычу полезных ископаемых», введенной в действие Федеральным законом от 8 августа 2001 г. № 126-ФЗ. Одновременно с его введением отменены существовавшие до 2002 г. плата за пользование недрами, отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы, акциз на нефть и стабильный газовый конденсат. Черник Д. Г., ред. учебник «Налоги и налогообложение» // М.: ЮНИТИ — С. 191−199.

До введения главы 26 НК РФ «Налог на добычу полезных ископаемых» система платежей при пользовании недрами была установлена Законом РФ «О недрах» от 21.02.92 N 2395−1.

Согласно абз.2 ст. 39 закона «О недрах» при пользовании недрами осуществлялись следующие виды платежей:

1) сбор за участие в конкурсе (аукционе) и выдачу лицензий;

2) платежи за пользование недрами;

3) отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы;

4) акцизы. Закон Российской Федерации от 21.02.92 N 2395−1 «О недрах»

Из вышеперечисленных платежей налоговыми являлись все, за исключением сбора за участие в конкурсе (аукционе) и выдачу лицензий.

Платежи за пользование недрами — включала следующий перечень платежей:

— платежи за добычу полезных ископаемых;

— платежи за проведение поисковых и разведочных работ;

— платежи за пользование недрами в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, в том числе для строительства и эксплуатации подземных сооружений.

Инструкция «О порядке и сроках внесения в бюджет платы за право на пользование недрами» являлась основным документом по вопросу исчисления и уплаты платежей за пользование недрами. Платежи за недра при добыче исчислялись как доля от стоимости добытых полезных ископаемых и потерь при добыче, превышающих нормативы. За добычу полезных ископаемых с объемов сверхнормативных потерь платежи взимались в двойном размере. В том случае, если налогоплательщик реализовал не собственно добытое полезное ископаемое, а продукты его передела, предусматривалась возможность применения понижающего коэффициента. Порядок распределения платежей между уровнями бюджетной системы так же зависел от вида полезного ископаемого. Письмо о порядке уплаты налога на добычу полезных ископаемых от 01 июля 2004 г. N 21−2-05/74@. Министерство по налогам и сборам РФ.

Платежи за пользование недрами взимались в виде разовых взносов и/или регулярных платежей в течение срока реализации права предоставленного недропользователям. Регулярные платежи рассчитывались как доля от стоимости добытого минерального сырья с учетом сверхнормативных потерь при добыче полезных ископаемых. Правительство РФ устанавливало критерии, определяющие порядок условия взимания платежей за пользование недрами по каждому месторождению в отдельности. При предоставлении лицензии на пользование недрами уточнялись окончательные размеры этих платежей. Вместе с тем, недропользователям при определенныx условиях предоставлялся достаточно широкий спектр льгот в виде освобождения от уплаты вышеуказанных платежей. Oтчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы направлялись на финансирование геологоразведочных работ в районах добычи полезных ископаемых. Федеральное Собрание РФ по представлению Правительства РФ устанавливало размеры отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы по каждому месторождению индивидуально с учетом его особенностей. Письмо о порядке уплаты налога на добычу полезных ископаемых от 01 июля 2004 г. N 21−2-05/74@. Министерство по налогам и сборам РФ.

Порядок расчета платежей за поисково-разведочные и иные работы, связанные с пользованием недрами после 1 января 2002 г., практически не изменился. В настоящее время данные платежи называются регулярными платежами за пользование недрами.

Третий платеж — ОВМСБ, по сути, исчислялись с той же налоговой базы, что и платежи за добычу, однако имели целевой характер. Oни зачислялись в федеральный и региональные целевые бюджетные фонды и использовались на мероприятия по геологическому изучению недр. В соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 1995 г. N 224-ФЗ «О ставках отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы» и инструкцией Госналогслужбы России от 31 декабря 1996 г. N 44 «О порядке исчисления, уплаты в фонд воспроизводства минерально-сырьевой базы и целевом использовании отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы» производился расчет отчислений. Обложению подлежала стоимость не собственно добытых полезных ископаемых, а первого товарного продукта, произведенного из них. Там же

С введением НДПИ с 1 января 2002 г. был также отменен акциз на нефть, стабильный газовый конденсат, а также природный газ. Порядок исчисления и уплаты акцизов регулировался Федеральным законом от 6 декабря 1991 г. N 1993;1 «Об акцизах», а с 1 января 2001 г. — главой 22 НК РФ «Акцизы». Нефть и стабильный газовый конденсат облагались по специфическим (твердым) ставкам, установленным в рублях за 1 тонну добытого минерального сырья. По природному газу акциз исчислялся в зависимости от его стоимости.

Итогом введения НДПИ в 2002 г. стали значительные поступления в бюджет государства, значительно превышающие поступления платежей при добыче полезных ископаемых поступавших ранее.

1.2 Экономическая сущность

Полезные ископаемые (русск., приносящие пользу людям) — природные минеральные образования в земной коре неорганического и органического происхождения, которые при данном уровне развития экономики и техники могут быть использованы в народном хозяйстве в естественном виде как сырье или после соответствующей переработки. По физическому состоянию они делятся на твердые (различные руды, уголь, каменная соль и другие), жидкие (нефть, минеральные воды) и газообразные (горючий газ). Образование полезных ископаемых бывает эндогенным, а именно в результате извержения или излияния магматических масс, экзогенным — в связи с осадконакоплением и метафорическим при высоких давлениях или при соприкосновении (контакте) раскаленной лавы с осадочными горными породами.66 Пармурзин Ю. П., Карпов Г. В. Словарь по физической географии. Учебное издание. М.: Просвещение, 1994. 367с.

Как правило, различают три основные группы полезных ископаемых по составу и особенностям использования:

— горючие — уголь, торф, горючие сланцы, нефть, природный газ;

— металлические — руды черных, цветных, редких, благородных и радиоактивных металлов;

— неметаллические полезные ископаемые.

Тем не менее, данное разделение называется условным, ввиду того, что одно и то же полезное ископаемое может использоваться в различных отраслях хозяйства.

Полезные ископаемые находятся в земной коре в виде скоплений различного характера (жил, штоков, пластов, гнёзд, россыпей и пр.). Скопления полезных ископаемых образуют месторождения, а при больших площадях распространения — районы, провинции и бассейны.

Область науки и технологии, посвящённая добыче полезных ископаемых, называется горным делом.

В основе налогообложения добычи полезных ископаемых заложена необходимость изъятия природной (горной) ренты, возникающей в связи с использованием добывающими организациями уникальных природных условий, позволяющих извлекать дополнительную прибыль.

Рента в первоначальном смысле слова, обозначала доход землевладельца со сдаваемого в аренду земельного участка или доход, получаемый рантье в виде процента с предоставляемого в ссуду капитала. Большое распространение приобрел термин «горная рента» — вид ренты, который образуется при добыче полезных ископаемых. Природная рента представляет собой плату за пользование недрами, находящиеся в собственности государства и переданные им в управление, в большинстве случаев, частным компаниям на срочной и возмездной основе.77 Субботин Михаил — советник Минэнерго РФ © «Российская газета», 1999;2003 г.

О природной ренте следует говорить тогда, когда речь идет о собственности на природные ресурсы. В зависимости от категории уникальных свойств природных объектов (полезные ископаемые, земля, вода, лес, воздух и прочее) природная рента классифицируется по следующим видам: горная, земельная, водная, лесная, воздушная и прочее.

Горная рента — разновидность природной ренты. Данный термин образуется в горнодобывающей промышленности и обуславливается горно-геологическими и социально-экономическими факторами размещения и добычи полезных ископаемых.

Выделяют абсолютную и дифференциальную (1-го; 2-го рода) горную ренту. Дифференциальная рента 1-го рода образуется на лучших участках, где обеспечивается более высокая производительность труда за счет разработки месторождений, характеризующихся благоприятными природными факторами, высоким качеством сырья, выгодными гopнo-гeoлoгичecкими условиями разработки, а также удобным местоположением.

Получаемая в результате этого добавочная прибыль и образует дифференциальную ренту 1-го рода, которая присваивается не разработчиком месторождения, а его владельцем. Чем лучше участок недр предоставлен собственником, тем на большую плату за это он может претендовать.88 Субботин Михаил — советник Минэнерго РФ © «Российская газета», 1999;2003 г.

Дифференциальная рента 2-го рода — следствие дополнительных вложений капитала. В этом случае дополнительный доход присваивает уже не собственник недр, а потратившийся предприниматель. Источником формирования дифференциальной ренты 2-го рода являются высокотехнологические услуги, повышающие отдачу пластов и более полное извлечение полезных ископаемых. Иными словами, дифференциальная рента 2-го рода возникает вследствие инноваций, внедряемых недропользователем, и является его собственностью.

Горная рента, а именно, ее часть, составляющая абсолютную ренту, регулирующая отношения между государством и недропользователем за право пользования последним созданным природой месторождением вне зависимости от его качества выступает в качестве НДПИ.

Абсолютная рента — доход, получаемый недропользователем за право пользования созданным природой месторождением вне зависимости от его качества. Данный вид ренты возникает в процессе эксплуатации месторождений и предопределяет уровень нормативных затрат и нормальной прибыли замыкающего месторождения. При этом нормативные затраты и нормальная прибыль, обеспечивающие простое воспроизводство минерально-сырьевой базы, должны с самого начала оговариваться в лицензионных документах между недропользователем и собственником недр.

Нормативные затраты формируются с учетом современных требований к эксплуатации оборудования, технологии и рабочей силы. Они состоит из эксплуатационных и капитальных затрат на добычу, затрат на транспортировку нефти, и налогов по действующей системе налогообложения, за исключением НДПИ.

Факторы формирования горной ренты.

Горная рента генерируется только на лучших месторождениях в результате их промышленной эксплуатации. Под термином «лучшие месторождения» подразумеваются все те месторождения, экономическая эффективность которых выше «нормальных месторождений». К последним относятся месторождения, разработка которых по нормативной технологии при действующей системе налогообложения не обеспечивает получение сверхдохода, однако позволяет получить нормальную прибыль (до 17% от выручки за минусом НДПИ и других налогов и обязательных платежей из выручки). При этом ДСН учитывает все налоги и платежи, предусмотренные действующим налоговым законодательством, включая как налоги, взимаемые в соответствии с НК РФ, в частности НДПИ, так и платежи по Закону РФ «О недрах», таможенные пошлины и прочее.

Можно выделить следующие основные факторы, благодаря которым образуется горная рента на лучших месторождениях:

— количество полезного ископаемого, добываемое в единицу времени;

— качество добываемого минерального сырья;

— стадия жизненного цикла разработки месторождения. В первые 10−15 лет от начала эксплуатации рентабельность добычи возрастает, затем держится на пике 5−10 лет, после чего начинает снижаться по мере истощения запасов месторождения;

— экономико-географические условия. К ним относятся отсутствие или наличие инфраструктуры социальной (например: железные дороги, линии электропередач, населенные пункты и прочее), производственной и промысловой (близость магистральных газопроводов, нефтепроводов, донажимных и насосных станций), трудовая недоступность, климатические условия, показатели буримости пород и др. Экономико-географические условия предопределяют капитальные и текущие (эксплуатационные) затраты, технологию разработки, а в конечном итоге — нормативные затраты на разработку и обоснование критериев нормального месторождения.

Механизмы изъятия горной ренты.

Дискуссия по поводу механизмов изъятия горной ренты по сути дела свелась к изложению только одной точки зрения: горная рента — это налог и поэтому должна изыматься только через налоговую систему. Разница в точках зрения лишь количественная. Под этим подразумевается сколько через систему налогообложения возможно изъять в бюджет государства дополнительных денежных средств.

С одной стороны, ее часть горной ренты, составляющей абсолютную ренту может выступать в качестве налога, например, в виде НДПИ. Данный налог уплачивается всеми недропользователями. Однако его размер должен быть таким, чтобы можно было обеспечить потребности страны в данном полезном ископаемом и осуществлять простое воспроизводство минерально-сырьевой базы страны.99 Кимельман С. А. Горная рента: Экономическая природа. // М.: Финансы, 2004 № 5 — С. 16−19

С другой стороны, горная рента, а именно ее дифференциальная часть — это дифференцированный рентный платеж, устанавливающий взаимные обязательства между государством и недропользователем за право участия последнего в эксплуатации лучших месторождений При этом взаимные обязательства проявляются в том, что дифференциальная рента 1-го рода в виде рентных платежей изымается у недропользователя и направляется во внебюджетные фонды государства, к примеру, для обеспечения потребности страны в расширенном воспроизводстве ее минерально-сырьевой базы и другие социально значимые цели. Очевидно, что изъятие дифференциальной горной ренты 1-го рода у недропользователя не может быть стопроцентным.

Такой подход к распределению видов горной ренты позволяет нормализовать систему рентных отношений между государством как собственником недр и недропользователем как их пользователем.

Законодательное закрепление прав на ту или иную часть горной ренты между участниками рентных отношений позволит эти отношения сделать более прозрачными и взаимовыгодными: государству— абсолютную ренту в виде НДПИ и взаимосогласованную дифференциальную ренту 1-го рода, а недропользователю — оставшуюся часть дифференциальной ренты 1-го рода и дифференциальную ренту 2-го рода.

2. Элементы НДПИ

Согласно п. 1 ст.337 НК РФ полезным ископаемым признается продукция горнодобывающей промышленности и разработки карьеров, содержащаяся в фактически добытом (извлеченном) из недр (отходов, потерь) минеральном сырье (породе, жидкости и иной смеси), первая по своему качеству соответствующая национальному стандарту, региональному стандарту, международному стандарту, а в случае отсутствия указанных стандартов для отдельного добытого полезного ископаемого — стандарту организации.

Не может быть признана полезным ископаемым продукция, полученная при дальнейшей переработке (обогащении, технологическом переделе) полезного ископаемого, являющаяся продукцией обрабатывающей промышленности.

В п. 2 ст.337 НК РФ перечислены виды добытого полезного ископаемого. В соответствии с п. 3 ст.337 НК РФ полезным ископаемым также признается продукция, являющаяся результатом разработки месторождения, получаемая из минерального сырья с применением перерабатывающих технологий, являющихся специальными видами добычных работ (в частности, подземная газификация и выщелачивание, дражная и гидравлическая разработка россыпных месторождений, скважинная гидродобыча), а также перерабатывающих технологий, отнесенных в соответствии с лицензией на пользование недрами к специальным видам добычных работ (в частности добыча полезных ископаемых из пород вскрыши или хвостов обогащения, сбор нефти с нефтеразливов при помощи специальных установок).

2.1 Налогоплательщики и объект налогообложения Налогоплательщиками являются организации и индивидуальные предприниматели, которые в соответствии с законодательством РФ признаны пользователями недр (ст. 334 НК РФ) и осуществляющие добычу полезных ископаемых на территории РФ, а также на ее континентальном шельфе (ст. 6 Закона РФ «О недрах» от 21 февраля 1992 г. № 2395−1). В зависимости от категории субъекта налога налогоплательщик подлежит постановке на учет по месту нахождения участка недр, по месту нахождения организации либо по месту жительства физического лица. Права и обязанности пользователя недр возникают с момента государственной регистрации лицензии на пользование участками недр.110 Черник Д. Г., ред. учебник «Налоги и налогообложение» // М.: ЮНИТИ — С. 191−1990

Налогоплательщики подлежат постановке на учет в качестве налогоплательщика по месту нахождения участка недр, предоставленного налогоплательщику в пользование в соответствии с законодательством РФ, в течение 30 дней с момента государственной регистрации лицензии (разрешения) на пользование участком недр. При этом для целей гл. 26 НК РФ местом нахождения участка недр, предоставленного налогоплательщику в пользование, признается территория субъекта (субъектов) РФ, на которой (которых) расположен участок недр.

Налогоплательщики, осуществляющие добычу полезных ископаемых на континентальном шельфе РФ, в исключительной экономической зоне РФ, а также за пределами территории РФ, если эта добыча осуществляется на территориях, находящихся под юрисдикцией РФ (либо арендуемых у иностранных государств или используемых на основании международного договора) на участке недр, предоставленном налогоплательщику в пользование, подлежат постановке на учет в качестве налогоплательщика налога по месту нахождения организации либо по месту жительства физического лица.

Однако существуют особенности постановки на учет налогоплательщиков в качестве налогоплательщиков НДПИ.

Объект налогообложения — полезные ископаемые, добытые из недр на территории РФ или за ее пределами на территориях, находящихся под юрисдикцией России, а также полезные ископаемые, извлеченные из отходов добывающего производства.

Перечень полезных ископаемых, облагаемых НДПИ, приведен в п. 2 ст. 337 НК РФ. Наиболее важными из них являются антрацит, каменный и бурый уголь, торф, нефть, газовый конденсат, товарные руды черных и цветных металлов, горно-химическое неметаллическое сырье, сырье, используемое в строительной индустрии, а также камнесамоцветное сырье.111 Черник Д. Г., ред. учебник «Налоги и налогообложение» // М.: ЮНИТИ — С. 191−1991

Согласно п. 1 ст.336 НК РФ объектом НДПИ признаются:

1) полезные ископаемые, добытые из недр на территории РФ на участке недр (в том числе из залежи углеводородного сырья), предоставленном налогоплательщику в пользование в соответствии с законодательством Российской Федерации;

2) полезные ископаемые, извлеченные из отходов (потерь) добывающего производства, если такое извлечение подлежит отдельному лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации о недрах;

3) полезные ископаемые, добытые из недр за пределами территории Российской Федерации, если эта добыча осуществляется на территориях, находящихся под юрисдикцией Российской Федерации (а также арендуемых у иностранных государств или используемых на основании международного договора) на участке недр, предоставленном налогоплательщику в пользование.

Не признаются объектом налогообложения полезные ископаемые:

1) общераспространенные полезные ископаемые и подземные воды, не числящиеся на государственном балансе запасов полезных ископаемых, добытые индивидуальным предпринимателем и используемые им непосредственно для личного потребления;

2) добытые минералогические, палеонтологические и другие геологические коллекционные материалы;

3) полезные ископаемые, добытые из недр при образовании, использовании, реконструкции и ремонте особо охраняемых геологических объектов, имеющих научное, культурное, эстетическое, санитарно-оздоровительное или иное общественное значение.

4) полезные ископаемые, извлеченные из собственных отвалов или отходов (потерь) горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, если при их добыче из недр они подлежали налогообложению в общеустановленном порядке;

5) дренажные подземные воды, не учитываемые на государственном балансе запасов полезных ископаемых, извлекаемых при разработке месторождений полезных ископаемых или при строительстве и эксплуатации подземных сооружений;

6) метан угольных пластов.

2.2 Налоговая база и порядок ее определения Статья 338 НК РФ и Федеральный закон от 8.08.2001 г. N 126-ФЗ устанавливают два вида налоговой базы — стоимость добытого полезного ископаемого и количество добытого полезного ископаемого. Как количество налоговая база определяется при добыче таких полезных ископаемых как угля, нефти, природного и попутного газа. По остальным видам полезных ископаемых налоговая база представляет собой стоимостную оценку добытого полезного ископаемого. Стоимость добытых полезных ископаемых рассчитывается как произведение количества добытых полезных ископаемых на стоимость единицы добытого полезного ископаемого.112 Черник Д. Г., ред. учебник «Налоги и налогообложение» // М.: ЮНИТИ — С. 191−1992

Налоговая база в отношении каждого добытого полезного ископаемого (в том числе полезных компонентов, извлекаемых из недр попутно при добыче основного полезного ископаемого) определяется налогоплательщиком самостоятельно.

Налоговая база определяется как стоимость добытых полезных ископаемых, за исключением угля, нефти обезвоженной, обессоленной и стабилизированной, попутного газа и газа горючего природного из всех видов месторождений углеводородного сырья. Стоимость добытых полезных ископаемых определяется в соответствии со статьей 340 НК РФ.

Налоговая база при добыче угля, нефти обезвоженной, обессоленной и стабилизированной, попутного газа и газа горючего природного из всех видов месторождений углеводородного сырья и газового конденсата из всех видов месторождений углеводородного сырья определяется как количество полезных ископаемых в натуральном выражении.

По каждому добытому полезному ископаемому налоговая база определяется отдельно. Налоговая база определяется применительно к каждой налоговой ставке в отношении добытых полезных ископаемых, для которых установлены различные налоговые ставки либо налоговая ставка рассчитывается с учетом коэффициента.

Согласно п. 1 ст.339 НК РФ количество добытого полезного ископаемого определяется налогоплательщиком самостоятельно. В зависимости от добытого полезного ископаемого его количество определяется в единицах массы или объема.

Для расчета налоговой базы при добыче нефти используется масса нетто, которая определяется как количество нефти за вычетом отделенной воды, попутного нефтяного газа и примесей, а также за вычетом содержащихся в нефти во взвешенном состоянии воды, хлористых солей и механических примесей, определенных лабораторными анализами.

Таким образом, налоговая база по добыче нефти равна произведению количества в тоннах на ставку с учетом коэффициентов.

Количество добытого полезного ископаемого может быть определено двумя возможными методами:

· прямым, посредством применения измерительных средств и устройств;

· косвенным, расчетно по данным о содержании добытого ископаемого.

Если определение количества добытых полезных ископаемых прямым методом невозможно, применяется косвенный метод.113 Черник Д. Г., ред. учебник «Налоги и налогообложение» // М.: ЮНИТИ — С. 191−1993

Применяемый налогоплательщиком метод определения количества добытого полезного ископаемого подлежит утверждению в учетной политике налогоплательщика для целей налогообложения и применяется налогоплательщиком в течение всей деятельности по добыче полезного ископаемого. Метод определения количества добытого полезного ископаемого, утвержденный налогоплательщиком, подлежит изменению только в случае внесения изменений в технический проект разработки месторождения полезных ископаемых в связи с изменением применяемой технологии добычи полезных ископаемых.

Если налогоплательщик применяет прямой метод определения количества добытого полезного ископаемого, количество добытого полезного ископаемого определяется с учетом фактических потерь полезного ископаемого.

Фактическими потерями полезного ископаемого признается разница между расчетным количеством полезного ископаемого, на которое уменьшаются запасы полезного ископаемого, и количеством фактически добытого полезного ископаемого, определяемым по завершении полного технологического цикла по добыче полезного ископаемого. Фактические потери полезного ископаемого учитываются при определении количества добытого полезного ископаемого в том налоговом периоде, в котором проводилось их измерение, в размере, определенном по итогам произведенных измерений.

В соответствии с п. 4 ст.334 НК РФ при извлечении драгоценных металлов из коренных (рудных), россыпных и техногенных месторождений количество добытого полезного ископаемого определяется по данным обязательного учета при добыче, осуществляемого в соответствии с законодательством Российской Федерации о драгоценных металлах и драгоценных камнях.

Не подлежащие переработке самородки драгоценных металлов учитываются отдельно и в расчет количества добытого полезного ископаемого не включаются. При этом налоговая база по ним определяется отдельно.

При извлечении драгоценных камней из коренных, россыпных и техногенных месторождений количество добытого полезного ископаемого определяется после первичной сортировки, первичной классификации и первичной оценки необработанных камней. При этом уникальные драгоценные камни учитываются отдельно и налоговая база по ним определяется отдельно.

При определении количества добытого в налоговом периоде полезного ископаемого учитывается полезное ископаемое, в отношении которого в налоговом периоде завершен комплекс технологических операций (процессов) по добыче (извлечению) полезного ископаемого из недр (отходов, потерь).

При этом при разработке месторождения полезного ископаемого в соответствии с лицензией (разрешением) на добычу полезного ископаемого учитывается весь комплекс технологических операций (процессов), предусмотренных техническим проектом разработки месторождения полезного ископаемого.

При реализации и (или) использовании минерального сырья до завершения комплекса технологических операций (процессов), предусмотренных техническим проектом разработки месторождения полезных ископаемых, количество добытого в налоговом периоде полезного ископаемого определяется как количество полезного ископаемого, содержащегося в указанном минеральном сырье, реализованном и (или) использованном на собственные нужды в данном налоговом периоде.

Оценка стоимости добытых полезных ископаемых определяется налогоплательщиком самостоятельно одним из следующих способов:

1) исходя из сложившихся у налогоплательщика за соответствующий налоговый период цен реализации без учета субсидий;

2) исходя из сложившихся у налогоплательщика за соответствующий налоговый период цен реализации добытого полезного ископаемого;

3) исходя из расчетной стоимости добытых полезных ископаемых.114 Черник Д. Г., ред. учебник «Налоги и налогообложение» // М.: ЮНИТИ — С. 191−1994

Оценка производится отдельно по каждому виду добытого полезного ископаемого исходя из цен реализации соответствующего добытого полезного ископаемого.

Стоимость добытого полезного ископаемого определяется как произведение количества добытого полезного ископаемого и стоимости единицы добытого полезного ископаемого, определяемой в соответствии с настоящим пунктом.

Стоимость единицы добытого полезного ископаемого рассчитывается как отношение выручки от реализации добытого полезного ископаемого, определяемой в соответствии с настоящим пунктом, к количеству реализованного добытого полезного ископаемого.

В случае отсутствия у налогоплательщика реализации добытого полезного ископаемого налогоплательщик применяет расчетный способ оценки.

При этом расчетная стоимость добытого полезного ископаемого определяется налогоплательщиком самостоятельно на основании данных налогового учета. В этом случае налогоплательщик применяет тот порядок признания доходов и расходов, который он применяет для определения налоговой базы по налогу на прибыль организаций.

При этом прямые расходы, произведенные налогоплательщиком в течение налогового периода, распределяются между добытыми полезными ископаемыми и остатком незавершенного производства на конец налогового периода. При определении расчетной стоимости добытого полезного ископаемого учитываются также косвенные расходы, определяемые в соответствии с главой 25 НК. При этом косвенные расходы, произведенные налогоплательщиком в течение отчетного (налогового) периода, распределяются между затратами на добычу полезных ископаемых и затратами на иную деятельность налогоплательщика пропорционально доле прямых расходов, относящихся к добыче полезных ископаемых, в общей сумме прямых расходов. Общая сумма расходов, произведенных налогоплательщиком в налоговом периоде, распределяется между добытыми полезными ископаемыми пропорционально доле каждого добытого полезного ископаемого в общем количестве добытых полезных ископаемых в этом налоговом периоде. Сумма косвенных расходов, относящаяся к добытым в налоговом периоде полезным ископаемым, полностью включается в расчетную стоимость добытых полезных ископаемых за соответствующий налоговый период.

Оценка стоимости добытых драгоценных металлов, извлеченных из коренных (рудных), россыпных и техногенных месторождений, производится исходя из сложившихся у налогоплательщика в соответствующем налоговом периоде (а при их отсутствии — в ближайшем из предыдущих налоговых периодов) цен реализации химически чистого металла без учета налога на добавленную стоимость, уменьшенных на расходы налогоплательщика по его аффинажу и доставке (перевозке) до получателя.

При этом стоимость единицы указанного добытого полезного ископаемого определяется как произведение доли (в натуральных измерителях) содержания химически чистого металла в единице добытого полезного ископаемого и стоимости единицы химически чистого металла.

Оценка стоимости добытых драгоценных камней производится исходя из их первичной оценки, проводимой в соответствии с законодательством Российской Федерации о драгоценных металлах и драгоценных камнях.

Оценка стоимости добытых уникальных драгоценных камней и уникальных самородков драгоценных металлов, не подлежащих переработке, производится исходя из цен их реализации без учета налога на добавленную стоимость, уменьшенных на суммы расходов налогоплательщика по их доставке (перевозке) до получателя.115 Налоговый Кодекс Российской Федерации5

Налоговым периодом признается календарный месяц.

2.3 Налоговая ставка Налоговые ставки установлены по каждому виду полезных ископаемых ст. 342 Налогового Кодекса РФ.

Ставка 0% применяется в отношении:

— полезных ископаемых в части нормативных потерь полезных ископаемых;

— попутного газа;

— подземных вод, содержащих полезные ископаемые;

— полезных ископаемых при разработке некондиционных или ранее списанных запасов полезных ископаемых;

— полезных ископаемых, остающихся во вскрышных, вмещающих породах, в отвалах или в отходах перерабатывающих производств;

— минеральных вод, используемых в лечебных и курортных целях;

— подземных вод, используемых в сельскохозяйственных целях;

— нефти на участках недр, расположенных полностью или частично в границах Республики Саха (Якутия), Иркутской области, Красноярского края, до достижения накопленного объема добычи нефти 25 млн. тонн на участке недр, при определенных условиях;

— сверхвязкой нефти, добываемой из участков недр, содержащих нефть вязкостью более 200 мПа x с (в пластовых условиях), при использовании прямого метода учета количества добытой нефти на конкретных участках недр;

— нефти на участках недр, расположенных севернее Северного полярного круга полностью или частично в границах внутренних морских вод и территориального моря, на континентальном шельфе РФ, до достижения накопленного объема добычи нефти 35 млн. тонн, при определенных условиях;

— нефти на участках недр, расположенных полностью или частично в Азовском и Каспийском морях, до достижения накопленного объема добычи нефти 10 млн. тонн на участке недр, при определенных условиях;

— нефти на участках недр, расположенных полностью или частично на территории Ненецкого автономного округа, полуострове Ямал в Ямало-Ненецком автономном округе, до достижения накопленного объема добычи нефти 15 млн. тонн на участке недр, при определенных условиях;

— газа горючего природного (за исключением попутного газа), закачанного в пласт для поддержания пластового давления при добыче газового конденсата в пределах одного участка недр в соответствии с техническим проектом разработки месторождения;

— нефти на участках недр, расположенных полностью или частично в Черном море, до достижения накопленного объема добычи нефти 20 млн. тонн на участке недр и при условии, что срок разработки запасов участка недр не превышает 10 лет или равен 10 годам для лицензии на право пользования недрами для целей разведки и добычи полезных ископаемых и не превышает 15 лет или равен 15 годам для лицензии на право пользования недрами одновременно для геологического изучения (поиска, разведки) и добычи полезных ископаемых с даты государственной регистрации соответствующей лицензии на пользование недрами;

— нефти на участках недр, расположенных полностью или частично в Охотском море, до достижения накопленного объема добычи нефти 30 млн. тонн на участке недр и при условии, что срок разработки запасов участка недр не превышает 10 лет или равен 10 годам для лицензии на право пользования недрами для целей разведки и добычи полезных ископаемых и не превышает 15 лет или равен 15 годам для лицензии на право пользования недрами одновременно для геологического изучения (поиска, разведки) и добычи полезных ископаемых с даты государственной регистрации соответствующей лицензии на пользование недрами;

— нефти на участках недр, расположенных полностью или частично севернее 65 градуса северной широты полностью или частично в границах Ямало-Ненецкого автономного округа, за исключением участков недр, расположенных полностью или частично на территории полуострова Ямал в границах Ямало-Ненецкого автономного округа, до достижения накопленного объема добычи нефти 25 млн. тонн на участке недр и при условии, что срок разработки запасов участка недр не превышает 10 лет или равен 10 годам для лицензии на право пользования недрами для целей разведки и добычи полезных ископаемых и не превышает 15 лет или равен 15 годам для лицензии на право пользования недрами одновременно для геологического изучения (поиска, разведки) и добычи полезных ископаемых с даты государственной регистрации соответствующей лицензии на пользование недрами;

— кондиционных руд олова, добываемых на участках недр, расположенных полностью или частично на территории Дальневосточного федерального округа, на период с 1 января 2013 года по 31 декабря 2017 года включительно;

— газового конденсата совместно с газом горючим природным, используемым исключительно для производства сжиженного природного газа, на участках недр, расположенных полностью или частично на полуострове Ямал в Ямало-Ненецком автономном округе, до достижения накопленного объема добычи газового конденсата 20 млн. тонн на участке недр и при условии, что срок разработки запасов участка недр не превышает 12 лет, начиная с 1-го числа месяца, в котором начата добыча газового конденсата совместно с газом горючим природным, используемым исключительно для производства сжиженного природного газа.116 Налоговый Кодекс Российской Федерации6

Помимо этого размеры ставок, но налогу на добычу полезных ископаемых могут быть: установлены как в процентном соотношении, так и в качестве фиксированной ставки (выраженной в рублях).

Налогообложение производится по таблице налоговых ставок на добычу полезных ископаемых.

2.4 Порядок исчисления и уплаты налога Статьей 343 НК РФ определен порядок исчисления налога на добычу полезных ископаемых.

НДПИ исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы. Сумма налога исчисляется по итогам каждого налогового периода по каждому добытому полезному ископаемому.

В целях преодоления снижения темпов добычи нефти на выработанных месторождениях установленная ставка дополнительно умножается на коэффициент, характеризующий степень выработанности конкретного участка недр (Кв). Кроме того, ставка умножается на коэффициент, характеризующий динамику мировых цен на нефть (Кц). Сумма налога на добычу нефти рассчитывается как произведение налоговой ставки, определенной с учетом указанных коэффициентов, и величины налоговой базы.

Кц ежемесячно определяется налогоплательщиком самостоятельно путем умножения среднего за налоговый период уровня цен нефти сорта «Юралс», выраженного в долларах США, за баррель (Ц), уменьшенного на 15, на среднее значение за налоговый период курса доллара США к рублю РФ, устанавливаемого ЦБ РФ (Р), и деления на 261:

В случае, если степень выработанности запасов конкретного участка недр больше или равна 0,8 и меньше или равна 1, коэффициент, характеризующий степень выработанности запасов конкретного участка недр (Кв) рассчитывается по формуле:

где N — сумма накопленной добычи нефти на конкретном участке недр (включая потери при добыче) по данным государственного баланса запасов полезных ископаемых утвержденного в году, предшествующем году налогового периода;

V — начальные извлекаемые запасы нефти, утвержденные в установленном порядке с учетом прироста и списания запасов нефти (за исключением списания запасов добытой нефти и потерь при добыче) и определяемые как сумма запасов категорий А, В, С1 и С2 по конкретному участку недр в соответствии с данными государственного баланса запасов полезных ископаемых на 1 января 2006 года.

В случае, если степень выработанности запасов конкретного участка недр превышает 1, коэффициент Кв принимается равным 0,3. Принимается равным 1 в остальных случаях.

В случае, если величина начальных извлекаемых запасов нефти (Vз) по конкретному участку недр меньше 5 млн. тонн и степень выработанности запасов (Свз) конкретного участка недр, определяемая в порядке, установленном настоящим пунктом, меньше или равна 0,05, коэффициент Кз рассчитывается по формуле:

Кз = 0,125 х Vз + 0,375,

где Vз — начальные извлекаемые запасы нефти в млн. тонн с точностью до 3-го знака после запятой, утвержденные в установленном порядке с учетом прироста и списания запасов нефти (за исключением списания запасов добытой нефти и потерь при добыче) и определяемые как сумма запасов категорий А, В, С1 и С2 по конкретному участку недр по данным государственного баланса запасов полезных ископаемых, утвержденного в году, предшествующем году налогового периода.

Степень выработанности запасов конкретного участка недр (Свз), лицензия на право пользования которым предоставлена до 1 января 2012 года, определяется по состоянию на 1 января 2012 года на основании данных государственного баланса запасов полезных ископаемых, утвержденного в 2011 году, как частное от деления суммы накопленной добычи нефти на конкретном участке недр (N) на начальные извлекаемые запасы нефти (Vз) конкретного участка недр.

Степень выработанности запасов конкретного участка недр (Свз), лицензия на право пользования которым предоставлена начиная с 1 января 2012 года, определяется по состоянию на 1 января года, в котором предоставлена лицензия на право пользования недрами, на основании данных государственного баланса запасов полезных ископаемых, утвержденного в году, предшествующем году получения лицензии на право пользования недрами, как частное от деления суммы накопленной добычи нефти на конкретном участке недр (N) на начальные извлекаемые запасы нефти (Vз) конкретного участка недр.

В случае, если запасы нефти поставлены на государственный баланс запасов полезных ископаемых в году, предшествующем году налогового периода, или в году налогового периода, сумма накопленной добычи нефти на конкретном участке недр (N) и начальные извлекаемые запасы нефти (Vз) для применения коэффициента Кз определяются налогоплательщиком самостоятельно на основании заключения государственной экспертизы запасов нефти, утвержденного федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в установленном порядке ведение государственного баланса запасов полезных ископаемых, и после утверждения государственного баланса запасов полезных ископаемых уточняются в порядке, установленном настоящим пунктом.

В случае, если определенные в порядке, установленном п. 4 ст.342 НК РФ, величина начальных извлекаемых запасов (Vз) конкретного участка недр превышает или равна 5 млн. тонн и (или) степень выработанности запасов (Свз) конкретного участка недр превышает 0,05, коэффициент Кз принимается равным 1.

В случае, если сумма накопленной добычи нефти на конкретном участке недр (N) превышает начальные извлекаемые запасы нефти (Vз), использованные при расчете коэффициента Кз по формуле, приведенной в настоящем пункте, к сумме превышения применяется коэффициент Кз, равный 1.

Порядок определения коэффициента Кз по формуле не применяется в отношении нефти, облагаемой по ставке 0 рублей. При этом коэффициент Кз принимается равным 1.

Сумма налога исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы.

Сумма налога по нефти обезвоженной, обессоленной и стабилизированной, попутному газу и газу горючему природному из всех видов месторождений углеводородного сырья исчисляется как произведение соответствующей налоговой ставки и величины налоговой базы.

Сумма налога исчисляется по итогам каждого налогового периода по каждому добытому полезному ископаемому. Налог подлежит уплате в бюджет по месту нахождения каждого участка недр, предоставленного налогоплательщику в пользование. При этом сумма налога рассчитывается исходя из доли полезного ископаемого, добытого на каждом участке недр, в общем количестве добытого полезного ископаемого соответствующего вида.

Сумма налога, исчисленная по полезным ископаемым, добытым за пределами РФ, подлежит уплате в бюджет по месту нахождения организации или месту жительства индивидуального предпринимателя

2.5 Сроки уплаты НДПИ Порядок и условия взимания регулярных платежей за пользование недрами с пользователей недр устанавливаются Правительством РФ, а суммы указанных платежей направляются в федеральный бюджет.

По итогам месяца исчисляется сумма налога отдельно по каждому виду добытых полезных ископаемых.

НДПИ подлежит уплате по месту нахождения каждого участка недр, предоставленного налогоплательщику в пользование. При этом сумма налога, подлежащая уплате, рассчитывается исходя из доли полезного ископаемого, добытого на каждом участке недр, в общем количестве добытого полезного ископаемого соответствующего вида.

Налог уплачивается не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

Обязанность представления налоговой декларации возникает, начиная с налогового периода, в котором стала осуществляться фактическая добыча полезных ископаемых. Представляется не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

Форма налоговой декларации и инструкция по ее заполнению утверждены Приказом ФНС РФ от 07.04.2011 N ММВ-7−3/253@.

Пользователи недр уплачивают регулярные платежи ежеквартально не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим кварталом, равными долями в размере одной четвертой от суммы платежа, рассчитанного за год (Закон РФ от 21.02.1992 N 2395−1).

Сумма налога, исчисленная по полезным ископаемым, добытым за пределами территории РФ, подлежит уплате по месту нахождения организации или месту жительства индивидуального предпринимателя.

Налоговая декларация представляется не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

Драгоценных металлов и многокомпонентных комплексных руд.117 «Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов» (одобрено Правительством РФ 30.05.2013)7

Действующий порядок определения в целях налогообложения НДПИ объекта налогообложения и налоговой базы при добыче драгоценных металлов и многокомпонентных комплексных руд, в результате его неоднозначного толкования приводит к занижению налоговой базы и, соответственно, к недопоступлению сумм НДПИ в доходную часть консолидированного бюджета, а также возникновению разногласий между налогоплательщиками НДПИ и налоговыми органами.

4. Рассмотрение целесообразности передачи региональным органам власти полномочий по установлению ставок НДПИ по видам полезных ископаемых, относящимся к общераспространенным полезным ископаемым.

Несмотря на то, что уровень налоговой нагрузки в Российской Федерации в 2011 году соответствует среднему значению показателя по странам ОЭСР, необходимо учитывать, что в Российской Федерации, по-прежнему, существенную долю доходов бюджета продолжают составлять доходы, получаемые от обложения налогами и пошлинами добычи, реализации и экспорта нефти, газа и нефтепродуктов.

налог добыча горный рента

Заключение

В заключении хотелось бы обратить внимание на принадлежность природных ресурсов.

В настоящее время остаётся нерешённым главный вопрос — о собственности на природные ресурсы. Две трети совокупного дохода в РФ формируется не за счет производительной деятельности, промышленного капитала, труда наёмных работников, а посредством интенсивной эксплуатации природных ресурсов — леса, земли, нефти и прочего. У группы лиц, численность которой не более одной сотой процента населения Российской Федерации, оказалось 92 процента всех доходов, дарованных природой, — говорит академик РАН Дмитрий Семенович Львов.

Несомненно, вызывает огромное негодование, что существует столь невиданная концентрация собственности в руках людей, никакого отношения к ней ранее не имевших.

Если бы каждый гражданин получил одинаковый доступ к природным богатствам, то, разом устранив главные социальные противоречия, мы могли бы жить в справедливом государстве, в стране равных возможностей. Без равных стартовых условий не может развиваться нормальный рынок.

Если бы мы признали, что природные ресурсы — достояние всех, то в значительной мере перекрыли бы этот коррупционный канал. Присваивая природную ренту, сверхбогатые лишают наш госбюджет колоссальных денежных вливаний.118 Львов Дмитрий. «Закон бедности зависит от вопроса о собственности на природные ресурсы», Литературная газета, Выпуск № 20, 16 мая 2007 г.8

Даже научившись несколько лучше использовать природную ренту (например, введя повышенные тарифы на экспорт нефти), получая немалые деньги от торговли сырьём, государство не спешит направить эти средства на решение социальных и иных проблем.

Академик предполагает, что у РФ имеется следующая альтернатива: либо Россия окончательно превратится в сырьевой придаток развитых стран и тогда не нужно будет ставить перед страной никаких перспективных задач; либо станем развиваться, но в этом случае тем, кто присвоил чужое, придётся поделиться, хотя бы посредством переоценки имущества и основных фондов.119 Львов Дмитрий. «Закон бедности зависит от вопроса о собственности на природные ресурсы», Литературная газета, Выпуск № 20, 16 мая 2007 г.9

Насколько справедливо мнение академика РАН, доктора экономических наук Дмитрия Семеновича Львова, определить сложно. Однако если об этом начали говорить, то над этим вопросом стоит задуматься.

1. «Налоговый кодекс Российской Федерации» от 31.07.1998 № 146-ФЗ (изм. и доп. от 01.10.2013 г.)

2. Закон Российской Федерации от 21.02.92 N 2395−1 «О недрах»

3. «Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов», утверждено Правительством РФ 30.05.2013

4. Письмо о порядке уплаты налога на добычу полезных ископаемых от 01 июля 2004 г. N 21−2-05/74@. Министерство по налогам и сборам РФ.

5. Кимельман С. А. Горная рента: Экономическая природа. // М.: Финансы, 2004 № 5 — С. 16−19

6. Львов Дмитрий. «Закон бедности зависит от вопроса о собственности на природные ресурсы» // М.: Литературная газета, Выпуск № 20, 16 мая 2007 г.

7. Мельников А., Субботин М./Налог на добычу полезных ископаемых: проблемы и перспективы //М.: Налоги, 2003, № 1 — С. 4−9

8. Пармурзин Ю. П., Карпов Г. В. Словарь по физической географии. Учебное издание. // М.: Просвещение, 1994.

9. Субботин Михаил — советник Минэнерго РФ © // М.: «Российская газета», Выпуск № 426, 16 сентября 2003 г.

10. Черник Д. Г., ред. учебник «Налоги и налогообложение» // М.: ЮНИТИ — С. 191−199

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой