Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Разработка методов идентификации субъектно-объемного взаимодействия в системе организационно-экономического управления

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Разнообразие задач, поставленных перед системами управления различных социально-экономических объектов, формирует аналогичное разнообразие требований, предъявляемых к руководителям подразделений. Оно значительно шире потенциальных возможностей отдельного индивида. В этой связи возникает ряд актуальных проблем: выявление адекватных внешним и внутренним условиям функционирования экономического… Читать ещё >

Содержание

  • 1. ОРГАНИЗАЦИОННОЕ УПРАВЛЕНИЕ: МОДЕЛИРОВАНИЕ И ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ
    • 1. 1. Анализ категориального аппарата исследования
    • 1. 2. Развитие теории организационного управления: соотношение стилей управления, культур и структур предприятий
    • 1. 3. Разработка методов оценки основных показателей организационного управления
  • 2. МЕТОДИКА ИДЕНТИФИКАЦИИ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ КАЧЕСТВ ИНДИВИДА
    • 2. 1. Согласование стиля управления руководителя, структуры и культуры управленческой деятельности организации
    • 2. 2. Систематизация и развитие методов идентификации личностных качеств руководителя
    • 2. 3. Разработка методики определения степени предрасположенности индивида к управленческой деятельности
  • 3. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИОННОГО УПРАВЛЕНИЯ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ
    • 3. 1. Совершенствование управленческой деятельности отрасли
    • 3. 2. Создание модели управления Ростовским филиалом ВНИИАС
    • 3. 3. Позиционирование образовательного учреждения РГУ ПС в системе управления отраслью

Разработка методов идентификации субъектно-объемного взаимодействия в системе организационно-экономического управления (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Реформы политического и экономического устройства России (переход на рыночные условия хозяйствования, регионализация народнохозяйственного комплекса, стремление к открытости экономики России) актуализировали проблемы изменения парадигмы управления на всех уровнях и во всех сферах, в том числе и на железнодорожном транспорте.

В существующей нормативной литературе по совершенствованию и реструктуризации систем управления, многочисленных научных исследованиях много внимания уделяется техническим, технологическим, организационным проблемам преобразования. Исследуются идеология, структуры, механизмы реструктуризации и функционирования хозяйствующих субъектов в новых условиях хозяйствования. В «тени» внимания властных структур и ученых отрасли остаются проблемы согласования основных параметров системы управления: структуры, культуры, стиля руководителя. Нет практических рекомендаций по встраиванию индивида (руководителя и исполнителя) в новые морально-этические, ментальные отношения, учитывающие потенциал работника (наличие и/или отсутствие у него необходимых качеств) и изменившиеся условия хозяйствования и взаимодействия.

Центр тяжести в развитии различных АСУ лежит в совершенствовании технической, информационной и технологической сферах. Недостаточно в этих человеко-машинных системах уделяется внимания организационной (определяющей) составляющей. Вне зависимости от уровня управления, степени актуальности и сложности задач, все проблемы решаются людьмируководителями подразделений и проектов. От схемы и культуры их взаимодействия, от стиля руководства коренным образом зависит результат деятельности всей системы.

Разнообразие задач, поставленных перед системами управления различных социально-экономических объектов, формирует аналогичное разнообразие требований, предъявляемых к руководителям подразделений. Оно значительно шире потенциальных возможностей отдельного индивида. В этой связи возникает ряд актуальных проблем: выявление адекватных внешним и внутренним условиям функционирования экономического объекта организационной культуры и стиля управления (в обширной литературе по менеджменту вопросы организационной культуры и выбора руководителем стиля управления, как правило, рассматриваются вне зависимости друг от друга) — определение совокупности свойств (физико-психологических, профессиональных) управленца, необходимых для эффективного выполнения ими своих служебных обязанностей;

— идентификация предрасположенности индивида к тому или иному виду управленческой деятельности;

— согласование требований технологий управления и существующего потенциала кадрового обеспечения.

В работе в соответствии с поставленными задачами разрабатывается схема оптимального соответствия оргкультуры и стиля, и выявляются условия их реализации.

Кроме того, она содержит: собственно методику определения степени предрасположенности индивида к тому или иному виду деятельности, методы идентификации личностных характеристик менеджера.

Перечень рассматриваемых вопросов приводит нас к необходимости идентификации и исследования параметров СУ. Идентификация в данной работе рассматривается как процесс нахождения характеристик системы управления, и как процедура определения оптимального соотношения этих характеристик.

Степень разработанности проблемы.

Развитие теории менеджмента в рамках избранной темы исследования изложено в трудах В. Арканова, М. Альберта, В. Безрукова, Ст. Вира, А. Васильева, О. Виханского, В. Гальперина, Д. Гвишиани, П. Дойля,.

Н. Кондратьева, Э. Короткова, Г. Купца, М. Мескона, Р. Попова, Г. Саймона, Д. Смитбурга, В. Томпсона, А. Файоля, Ф. Хедоури.

Формированию экономической политики на предприятии, ее стратегии и тактике на соответствующем рынке посвящены работы М. Алексеевой, И. Берзиня, М. Бухалкова, Е5. Гончарова, В. Горемыкина, В. Грибова, В. Грузинова.

Общие вопросы экономики и государственной экономической политики, касающиеся проблем диссертационного исследования, изложены в трудах О. Белокрыловой, В. Гальперина, С. Игнатьева, Н. Кетовой, 10. Колесникова, В. Моргунова, О. Мамедова, В. Овчинникова, J1. Якобсона и др.

Методология и методы идентификации личностных характеристик субъекта разрабатывались и исследовались Э. Ахметжановым, С. Белановским, В. Вшпонасом, С. Климовой, И. Козиной.

Вопросы внедрения в практику управления экономическими системами современных информационных технологий рассмотрены в работах Е. Кузина, А. Штрика.

Проблемы развития отрасли в избранной сфере исследования освещены в работах А. Беловой, В. Бугроменко, В. Колесникова, А. Шубина, Г. Фадеева, В. Якунина.

В плане построения формальных описаний, разработки инструментария планирования и управления деятельностью предприятия автор опирался на труды В. Безрукова, А. Бажешока, JI. Берштейна, И. Венецкого, В. Венецкой, В. Волковой, О. Германовой, А. Денисова, JI. Заде, С. Коровина, Н. Лябаха, Н. Малышева, А. Мелихова, А. Орлова, С. Светунькова и др.

В настоящей работе анализируются также различные подходы, изложенные в работах 3. Айшаевой, Н. Гончарова, И. Дергачевой, С. Радченко, А. Скнарина и др.

Для практической реализации предлагаемых в анализируемых источниках механизмов требуется разработка и применение формализованных процедур идентификации субъекта и объекта экономической деятельности.

Кроме того, в настоящее время отсутствует единая методология оценки эффективности взаимодействия субъекта и объекта управления. Это определило цель и задачи диссертационного исследования.

Цель диссертационного исследования — разработка принципов, методики и механизмов идентификации и согласованного изменения параметров объекта (структуры и корпоративной культуры) и субъекта управления (стиля управления и личностных качеств) с целью обеспечения эффективного развития.

Для достижения поставленной цели в работе решались следующие задачи:

— проанализировать состояние и перспективы развития отрасли в новых условиях хозяйствования;

— проанализировать состояние и тенденции развития теории идентификации субъектов и объектов управленческой деятельности;

— разработать методы оценки основных показателей организационного управления;

— разработать новый подход и механизмы его реализации к процедуре стратегического управления организацией;

— развить и адаптировать методы информационного обеспечения задачи идентификации субъекта и объекта экономической деятельности существующие;

— создать методику идентификации управленческих качеств индивида;

— внедрить разработанные в диссертации методы и методики в практику деятельности отрасли, предприятий, научные исследования и учебный процесс.

Объект исследования: хозяйствующие субъекты, системы управления экономическими объектами (на примере предприятий железнодорожного транспорта).

Предмет исследовании: принципы, методы и механизмы идентификации параметров субъектов и объектов управленческой деятельностипроцедуры их согласования.

В содержательном плане проведенные в работе исследования соответствуют следующим пунктам паспорта специальности 05.13.10 — Управление в социальных и экономических системах (экономические науки):

7. Разработка методов идентификации в организационных системах на основе ретроспективной, текущей и экспертной информации.

8. Разработка методов и алгоритмов анализа и синтеза организационных структур.

Рабочая гипотеза исследовании отражает взгляд автора на необходимость реализовать системный подход собственно при синтезе систем управления. Синергетический эффект должен возникать вследствие согласованности основных параметров организационных систем управления: структуры, корпоративной культуры, стиля управления руководителя. В настоящее время, как ни парадоксально это звучит, системы управления системными свойствами не обладают. Названные параметры исследуются и формируются вне связи друг с другом и без учета эффектов взаимодействия (положительных и отрицательных). Необходима методика построения формальной модели системы, учитывающей внутренние и внешние ограничения развития объекта, и обеспечивающей оптимальное сочетание параметров системы.

Положении, выносимые на защиту:

1. Социально-экономическое развитие железнодорожной отрасли и ее отдельных предприятий, эффективность их деятельности существенным образом зависят от согласованности параметров соответствующих управляющих систем: стиля и личностных качеств руководителя, культуры и структуры организации. Экономическое развитие на любом уровне (предприятие, отрасль, государство) не обладает свойством суперпозиции, утверждающим, что результат от совокупного влияния характеристик управляющих параметров системы равен сумме эффектов от раздельного влияния этих параметров, поэтому возникает необходимость совершенствования механизмов согласованного управления деятельностью организаций с целью получения синергетического эффекта развития.

2. Сравнительный анализ деятельности российских и зарубежных предприятий, подразделений железнодорожного транспорта и отрасли в целом, убедительно доказывает, что в настоящее время существует нереализованный в экономическое развитие управленческий потенциал российских организаций, заключающийся в неэффективности взаимодействия субъектной и объектной составных частей, не оптимальном структурировании и распределении управленческих функций, не достаточном использовании в теории и практике управления формализованных методов и современных информационных технологий.

3. Показана недостаточность существующих подходов и методов оценки эффективности деятельности организаций, основанных, с одной стороны, на лингвистическом (описательном) моделировании базовых категорий, технологических процессов и процедур принятия решений, используемых на практике, и сложных теоретических методик, не адаптированных к реальным условиям функционирования предприятий. Многочисленные разработанные формализованные подходы и методы оценки деятельности еще не нашли в настоящее время должного применения по ряду причин:

— неадекватность известных математических процедур реальным процессам;

— отсутствием необходимых знаний у руководства фирм, доступных методик и опыта их применения;

— слабая мотивационность стратегического менеджмента организаций в развитии данного направления деятельности.

4. Формирование и совершенствование структур и функций организаций, стилей управления и ролей менеджмента осуществляется, как правило, «методом проб и ошибок», что удлиняет сроки их развития, и увеличивает затратность (снижает эффективность и, как следствие, конкурентоспособность). Строительные блоки организации: структурные функциональные и административные подразделения, группы, обеспечивающие синтез ее структуры, в настоящее время в достаточной степени не описаны и не систематизированы. Отсутствуют формальные алгоритмы синтеза на их основе оптимальных структур организаций.

5. В настоящее время совершенствование деятельности отрасли и ее составных элементов видится в основном в структурной реструктуризации систем управления, во внедрении современных информационных технологий. Недооценивается при этом возможность встраивания индивидов и отдельных хозяйствующих субъектов в систему рыночных отношений и способность менеджеров к функционированию в рамках сформулированных ролей.

Научная новизна исследований:

1. Развита теория организационного управления на основе уточнения категориального аппарата исследования, соотношения стилей управления руководителей, структуры и культуры управленческой деятельности организации. Разработаны методы оценки основных показателей организационного управления, основанные на использовании теории экспертных оценок, экспериментальных данных о деятельности организации, опыта и интуиции руководителей, и позволяющие оперативно воздействовать на внутреннюю и внешнюю политику фирмы, обеспечивая ее конкурентоспособность и эффективное развитие.

2. Проанализирована зависимость эффективности деятельности отрасли (предприятия) от ограничений и условий государственной (региональной и отраслевой) экономической политики, состояния формальной и неформальной внутренней среды организации. Предложено ввести и развить технологии «электронного правительства» для обеспечения прозрачности функционирования различных уровней управления отраслью, повышения достоверности и оперативности деятельности предприятий (за счет предоставления необходимой информации в базах данных субъектов экономической деятельности), повышения качества принимаемых решений (за счет использования программных систем и баз знаний).

3. Развита методика идентификации управленческих качеств индивида, основывающаяся на использовании идей морфологической идентификации и экспертного анализа, и обеспечивающая оптимальное согласование потенциала управленца с потребностями организации.

4. Проведено развитие методов идентификации личностных качеств руководителя. Разработана методика определения степени предрасположенности индивида к управленческой деятельности.

5. Предложен теоретический подход к оптимизацииструктуры организации на основе использования идей проксемики, развитой для административной и профессиональной деятельности индивидов.

6. Систематизирован математический инструментарий исследования, использующий адаптированные к условиям исследуемой задачи категории смежных научных дисциплин: признаковое пространство состояний предприятия, эталонное состояние, мера близости состояний, траектория развития, однородные классы предприятий и др.

Теоретнчсско-методологической основой диссертационного исследования явились законодательные и нормативные акты, регулирующие экономическое поведение отраслей и предприятий, научные труды отечественных и зарубежных ученых по данной проблеме, специалистов по управлению организациями.

В диссертационном исследовании использовались принципы системного, структурно-функционального и сравнительного анализов, статистические методы (корреляционно-регрессионный анализ), теория нечетких множеств, позволяющая формализовать опыт и интуицию экономистов и специалистов по управлению предприятиями, имитационное моделирование, обеспечивающее реализацию сценарного подхода к управлению предприятием, методы социологического исследования.

Информационно-эмпирической базой исследования послужили данные Федерального агентства по статистики РФ, отчетные материалы о деятельности железнодорожной отрасли, отдельных предприятий, экспертная информация, полученная на основе авторского мониторинга (пример опросного листа приведен в приложении).

Теоретическая и практическая значимость диссертационного исследования состоит в том, что его основные методологические и методические выводы, инструментарий можно использовать как для теоретического анализа тенденций изменения состояния предприятия, так и эффективного управления им.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения диссертационной работы докладывались на семинарах кафедр «Информатика» РГУ ПС, «Экономическая кибернетика» РГУ, на региональной научно-практической конференции «Актуальные проблемы развития транспорта Черноморского побережья России», г. Туапсе, 2004 г., на международной научно-практической интернет-конференции «Преподаватель высшей школы в 21 веке», г. Ростов-на-Дону, 2005 г., на 3-ей Международной научно-практической конференции «Телекоммукационные и информационные технологии на транспорте», г. Сочи, 2005 г., на Всероссийской научно-практической конференции «Транспорт-2006», Ростов-на-Дону, 2006 г.

Результаты диссертационного исследования внедрены в системы информационного обеспечения отрасли, при совершенствовании структуры управления и создании виртуальной модели организационно-управляющей деятельности Ростовского филиала ВНИИАС и в учебном процессе РГУ ПС (см. приложение 3).

Публикации, но теме. Основные положения диссертации опубликованы в 8 печатных работах, из них лично автора 5, объемом более трех печатных листов.

Структура работы. Диссертация имеет традиционную структуру и состоит из введения, трех глав, заключения, трех приложений. Она содержит.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Эффективное вхождение субъекта экономической деятельности (отраслей, предприятий) в систему рыночных отношений требует разработки методов идентификации позиций и трендов развития объектов исследования. Это необходимо для оценки конкурентоспособности предприятия на соответствующем сегменте рынка, выявления основных направлений его развития.

В данной работе исследовались следующие параметры организаций: структура, корпоративная культура, стиль управления руководителя. Обозначена особая роль стратегического менеджмента, как определяющего другие основные параметры организации. В этой связи особое место в работе уделено механизмам идентификации руководителя организации, оценке его возможностей справляться с ролью лидера организации.

В качестве объекта исследования избрана железнодорожная отрасль и предприятия ее составляющие. Актуальность такого выбора определяется важной ролыо железнодорожного транспорта в экономике страны. Конкретные результаты проведенных исследований состоят в следующем:

1. Раскрыто содержание основных категорий теории организации: организационное управление, организационные структуры и культуры, эффективность системы и процесса управления (стр. 14−18).

2. Дан краткий обзор существующих культур и стилей управления организацией. Традиционный перечень культур дополнен самоорганизующимся типом. Показана актуальность рассмотрения этого типа культуры в современных условиях развития экономики, вычислительной техники и информационных технологий (стр. 22−26).

3. Установлены связи между стилями управления руководителя и выделенными культурами. Прокомментированы положительные и отрицательные эффекты их взаимного соответствия (стр. 25−26, табл. 1.1).

4. Дан краткий обзор структур управления с выделением самоорганизующейся структуры. Проиллюстрирована схема взаимного соответствия структур и стилей управления (стр. 24, 31−32, табл. 1.2).

5. Сформулирована задача выбора оптимальных параметров управления организацией: структуры, стиля и культуры. Предложено решение осуществлять на основе построения морфологической модели, предполагающей реализацию следующих этапов: формулировка проблемы и критериев оценки деятельности фирмы, выделение стратегических элементов морфологической модели, определение перечня свойств стратегических элементов, анализ возможных комбинаций параметров и выбор наиболее приемлемого варианта (стр. 33−37, табл. 1.3).

6. Введено трехмерное пространство признаков, моделирующее стратегическое управление организацией. Поставлена многокритериальная задача оптимизации системы управления организацией. Предложен механизм решения задачи на основании использования положений теории нечетких множеств и экспертных процедур (рис. 1.3, стр. 38−40, табл. 1.4).

S 7. Обоснован выбор экспертной процедуры, обеспечивающей объективность суждений экспертов, их обучение в процессе экспертной деятельности. Описанный механизм адаптирован к задаче, способствующей решению стратегических целей организации, а не частных целей, в которых заинтересованы эксперты (стр. 41−44, табл. 1.5, 1.6).

8. Дан краткий анализ теории уровней зрелости предприятия (развита для организаций, разрабатывающих программные продукты). Основные положения этой теории адаптированы к анализу степени зрелости предприятий железнодорожного транспорта (стр. 44−47).

9. Разработан алгоритм оптимального согласования корпоративной культуры и стиля руководителя (стр. 48−51, табл. 2.1).

10. Дано описание интегрированных культур организации и | инструментария их идентификации (стр. 51−57, табл. П1, П2 в Приложении).

11. Показана определяющая роль тестов в осуществлении идентификации личностных характеристик руководителя. Проведены систематизация личных качеств индивида и соответствующих тестов. Осуществлено развитие аналитической методики, позволяющей численно сравнить предрасположенность к управленческой деятельности нескольких претендентов (стр. 57−66, Приложение 2).

12. Акцентировано внимание на характерные отличия руководителей разных сфер управления: предпринимательских структур, бизнес-структур, государственной службы. Уточнены определения предпринимателя и бизнесмена (стр. 67−72, рис. 2.1, табл. 2.3).

13. Прокомментированы сходства и различия различных трактовок функций и ролей менеджера (стр. 73−74), предложен упрощенный алгоритм идентификации личности в системе выделенных координат. Метод проиллюстрирован на примере определения предрасположенности к предпринимательской или бизнес-деятельности (хронограммы рис. 2.2, стр. 7580).

14. Проведен анализ, раскрывающий тенденции развития транспортной системы страны, поставленные перед отраслью задачи и условия ее реструктуризации. Намечены пути и методы преобразования систем управления отраслью в целом, и отдельными предприятиями, в частности (стр. 81−92).

15. Сформулированы направления развития управленческой деятельности железнодорожной отрасли (стр. 94−102).

16. Дано описание состояния и тенденций развития конкретного предприятия отрасли, а именно, РостФ ВНИИАС. Обоснованы рекомендации по совершенствованию его деятельности и системы управления (102−112).

17. Рассмотрены проблемы позиционирования образовательного предприятия отрасли, предложены пути совершенствования его деятельности (стр. 112−120).

Показать весь текст

Список литературы

  1. X. Развитие статистических методов. В кн. Современные методы идентификации систем. — М.: Мир, 1983. — 400с.
  2. М.М. Планирование деятельности фирмы. М.: Финансы и статистика, 1997.
  3. Ю.К., Кетова Н. П., Овчинников В. Н. Механизм посткризисного развития экономики регионов России. Ростов-на-Дону: Изд-во РГУ, 2002.- 320 с.
  4. А.В., Андрейчикова О. Н. Анализ, синтез, планирование решений в экономике: Учебник. М.: Финансы и статистика, 2002.
  5. B.C. и др. Системный анализ в управлении: учебное пособие. М.: Финансы и статистика, 2006.
  6. В. Стратегическая эффективность управленческих решений // Проблемы теории и практики управления, № 5,1996.
  7. К.А. и др. Имитационные системы принятия экономических решений. М.: Наука, 1989. — 165с.
  8. О.В., Матвеева Л. Г. Управление инновационным потенциалом региона: методологические основы, концепция, инструментарий. Ростов-на-Дону: Изд-во АПСН СКНЦ ВШ, 2004.
  9. В.Р., Зверев B.C. Информационные системы в экономике: учебник. М.: Экономист, 2005.
  10. И.И. Экономическая кибернетика: компакт-учебник. Харьков: Копсум, 2004.
  11. А.В. Неоинституциональный механизм формирования эффективных моделей поведения предприятий в посткризисной экономике //кандидатская диссертация 08.00.01, 08.00.05. — Ростов-на-Дону, РГУ, 2003.
  12. В.Б. Использование экономико-математических методов при планировании труда. М.: Экономика, 1976. — 200с.
  13. В. Основные проблемы развития экономической реформы в регионах РФ// Экономист. -1996. № 4. — С.7−15.
  14. С.А. Свободное интервью, как метод социологического исследования // Социология 4 М, № 2,1991.
  15. А.Г. О ходе реализации структурной реформы на железнодорожном транспорте. // Железнодорожный транспорт № 6, 2005.
  16. О.С., Гильяно А. А. Инвестиционный климат региона: критерии рациональности и институциональная структура. Ростов-на-Дону: Изд-во Рост, ун-та, 2003. — 144 с.
  17. Т.Б. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия. М.: ИНФРА-М, 2003. — 215 с.
  18. Бир Ст. Мозг фирмы.- М.: Радио и связь, 1993.
  19. И.Э. Экономика фирмы. М.: Институт международного права и экономики, 1997.
  20. Н.С., Кузнецова Н. П. Региональная экономика: предмет и принципы исследования // Вестник С-Петербургского ун-та. Сер.5, Экономика. СПб., 1996. — Вып. 2. — С. 43−48.
  21. Дж. Имидж фирмы: планирование, формирование, продвижение. Санкт-Петербург: Питер, 2000.
  22. Г. А. Диагностика и изменение организационной культуры (пособие) // Федеральная программа переподготовки управленческих кадров для организаций народного хозяйства РФ. Ростов-на-Дону: РГУ, 2003.
  23. Большой экономический словарь/ Под ред. А. Н. Азрилияна. 4-е изд. доп. и перераб. — М.: Институт новой экономики, 1999. — 1248 с.
  24. В.Н., Шубин А. В. Интеллектуальные информационные системы в стратегическом планировании транспорта // Ведомственные корпоративные сети, системы, № 3, 2003. М.: «Телеком Транс». С. 156−159.
  25. М. Экономика: учебник. М., 1999.
  26. Ю.Е., Волковский В. И. Основы теории организации социального управления: Учебное пособие. М.: ЧеРо, 2000. — 143 с.
  27. М.И. Внутрифирменное планирование. М.: Инфра-М, 2005.
  28. А.Н. Модель самоорганизации рынка труда. Экономика и математические методы, 2001, том 37, № 2, с. 123−127.
  29. И.Г., Венецкая В. И. Основные математико-статистические понятия и формулы в экономическом анализе. М., Статистика, 1974. — 278с.
  30. Винслав 10. Становление отечественного корпоративного управления: теория, практика, подходы к решению ключевых проблем // Российский экономический журнал. № 2. 2001.
  31. В.К. Психологические механизмы мотивации человека. -М.: МГУ, 2003.
  32. X. Менеджмент в подразделениях фирмы (предпринимательство и координация в децентрализованной компании): Пер. с англ. М.: ИНФРА-М, 1996.
  33. О.С., Наумов А. И. Менеджмент: Учебник. 3-е издание -М.: Гардарики, 1999.
  34. О.С. Стратегическое управление. М.: Гардарика, 1998.
  35. В лабиринтах современного управления: (Стратегическое планирование, маркетинг, обслуживание клиентов, управление персоналом, оплата труда) сб. статей /ред. сост. Грегори Р. Райтер. Вып. 1. — М.: ОАО НПО «Издательство «Экономика», 1999. — 248 с.
  36. Л., Водачкова О. Стратегия управления инновациями на предприятии. М.: Экономика, 2004. — 98 с.
  37. В.Н. Структуризация и анализ целей в системах организационного управления: Учебное пособие. СПб.: СГ16ГТУ, 1995. — 75 с.
  38. В.Н., Денисов А. А. Основы теории систем и системного анализа. СПб.: СПбГТУ, 2001.
  39. В.Н. Из истории теории систем и системного анализа.
  40. СПб.: СПбГТУ, 2004.-288 с.
  41. О.И. Экономика предприятия. М.: Инфра-М, 1997.
  42. И., Ревептлоу Д. Экономика фирмы: Учебник: Пер. с датского А. Н. Чеканского, О. В. Рождественского. М.: Высш. шк., 2004.
  43. Выступление президента ОАО «РЖД» В. И. Якунина на селекторном совещании 15 июля 2005 г. //Железнодорожный транспорт № 8, 2005.
  44. В.М., Игнатьев С. М., Моргунов В. И. Микроэкономика: в 2-х томах/ Общая редакция В. М. Гальперина. Изд. 2-е, ипр. СПб.: Экономическая школа. 1996. Т.1. 349 с.
  45. В.М., Гребенников П. И., Леусский А. И., Тарасевич Л. С. Макроэкономика: Учебник/ Общ. редакция Л. С. Тарасевича. Изд. СПб.: СПбГУЭФ, 1997.-719 с.
  46. Гарнаев АЛО. Использование MS Excel b VBA в экономике и финансах. Спб.: БХВ — Санкт-Петербург, 1999. — 336 с.
  47. Д.М. Организация и управление. Изд. 3-е, перераб, — М.: Изд-во МТГУ им. Н. Э. Баумана, 1998. — 332 е., ил.
  48. О.Е. Экономическая теория. Микро- и макроэкономика: важнейшие зависимости в графиках и формулах. Ростов-на-Дону: Логос, 1993 г. 128с.
  49. И.Н. Менеджмент: Учебник. 2-е издание, перераб. и доп. М.: ЮНИТИ, 1995.
  50. Л.Д. Преобразующий менеджмент: Лидерам реорганизации и консультантам по управлению. Учебное пособие. М.: дело, 2004. — 496 с.
  51. М.А. Менеджмент и устойчивый экономический рост // Проблемы теории и практики управления. 2001. — № 4. — с.80−85.
  52. Е.В., Лябах Н. Н. (младший) Параметрическая идентификация мер близости признаковых пространств// Изв.вузов. Сев.-Кавк. регион. Технические науки, 1997. С. 37−40.
  53. В.В. Важнейшие понятия и концепции в современномуправлении. М.: МИИГ1У, 1998. — 176 с.
  54. В.В. В поисках совершенства управления: руководство для высшего управленческого персонала. М.: МП «Сувенир», 1993.
  55. В.В. Руководство для высшего управленческого персонала. -М.: «Дело», 1997.
  56. Н.А. Модели и экономические механизмы управления транспортными системами // диссертация на соискание степени кандидата экономических наук. Ростов-на-Дону: РГУ, — 2004.
  57. А.А., Скрипкин В. А. Методы распознавания. Учебн. пособие для вузов. М.: Высшая школа, 1977. — 222с.
  58. Г. В., Джаримов Н. Х. Региональная система образования, методология комплексных исследований. Майкоп: ГУП «Печатный двор Кубани», 2002. — 360 с.
  59. В.А., Бугулов Э. Р., Богомолов АЛО. Планирование на предприятии: Учебник. -М.: Филинъ, 1999.
  60. В.А., Богомолов В. А. Экономическая стратегия предприятия: Учебник. М.: Филинъ- РИЛАНТ, 2001. — 512 с.
  61. А.Б. Познакомьтесь с математическим моделированием. -М.: Знание, 1991.- 160с.
  62. В.Я., Купряков Е. М. Экономика предприятия: Учебник. М.: ЮНИТИ, 2006.
  63. Л. Мы не догоним. Инновации и российская экономика // Бизнес журнал, № 16, 2006.
  64. Дж. мл., К.О'Делл. Американский менеджмент на пороге XXI века: Пер. с англ. -М.: Экономика, 1991.
  65. В.П., Грибов В. Д. Экономика предприятия. М.: БЕК, 1997.
  66. Г. П. Экономика предприятия и предпринимательство. Учебное пособие. -М.: Софит, 1994.
  67. В.П., Грибов В. Д. Экономика предприятия: учебноепособие: М.: Финансы и статистика, 1997.
  68. И.В., Чайка Е. И., Айшаева 3.0. Анализ и развитие моделей фирмы / методические указания. Ростов-на-Дону: изд-во РГУ ПС, 2004 — 36 с.
  69. Д. Как создать предприятие: пер. с англ. Таллин, 1991.
  70. П. Менеджмент: стратегия и тактика. Спб. — Изд-во «Питер».- 1999.-496 с.
  71. Доклад министра путей сообщения Российской Федерации В. Н. Морозова // Железнодорожный транспорт № 1, 2004.
  72. Доклад президента «Российские железные дороги» Г. М. Фадеева на расширенном заседании Правления компании 22 декабря 2004 г. // Железнодорожный транспорт № 1, 2005.
  73. Доклад президента ОАО «РЖД» В. И. Якунина на Правлении ОАО «Российские железные дороги» // Железнодорожный транспорт, № 1, 2006.
  74. П. Эффективное управление. Экономические задачи и оптимальные решения / Пер. с англ. М. Котельниковой. М.:ФАИР-ПРЕСС, 1998. — 288 с. — (Успех в бизнесе).
  75. С.А. Региональная экономика и региональное рынковедение.- СПб.: Изв. С-Петербургского ун-та экономики и финансов. -1996. -52с.
  76. Жамбекова P. J1. Вопросы внутрифирменного управления на предприятиях Нальчик: Эльбрус, 1999.
  77. О.Н., Королевская В. И., Хохлов С. Н. Системный подход к управлению: Учеб. пособие для вузов / Под ред. В. А. Персианова. М. ЮНИТИ ДАНА, 2001. — 62 с.
  78. JI.A. Основы нового подхода к анализу сложных систем и процессов принятия решений. В кн.: Математика сегодня. М.: Знание, 1974. -С. 5−49.
  79. Зайцев II. J1. Экономика промышленного предприятия: Учеб. пособие- М.: ИНФРА-М, 1996.
  80. Закон РФ «О государственном прогнозировании и программировании социально-экономического развития РФ // Российская газета -1995. 28 июля.
  81. В.И. Организация системы антикризисного управления региональным АПК. Ростов-на-Дону: издательство «Терра», 2002. — 116 с.
  82. В. Интеллектуальные системы в современных системах управления // Проблемы теории и практики управления, № 4, 2005.
  83. В., Ланг Л. Руководить без конфликтов. М.: Экономика, 1990.-335 с.
  84. И.А. Инновационный менеджмент: Ростов-на-Дону: «БАРО-ПРЕСС», 2001.-288 с.
  85. Ю.Н., Токарев В. В., Уздемир А. П. Математическое описание элементов экономики. М.: Физматлит, 1994. — 416 с.
  86. А.В., Максимцов М. М. Исследование систем управления: Учеб. пособие для вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. — 157 с.
  87. Г. Н. Информационные системы в экономике: учебное пособие. -М.: ОМЕГА-Л, 2006.
  88. Кац И. Система внутрифирменного планирования // Проблемы теории и практики управления. 1999. — № 4. — С.84−89.
  89. В.А. Экономика предприятия: Курс лекций. М.: ИНФРА-М, 2000.- 136 с.
  90. Н.П. Региональная экономика. Ростов-на-Дону: Гефест, 1998.- 175с.
  91. С.Г. Опыт использования методика неоконченных предложений в социологическом исследовании // Социология 4 М, № 5−6. 1995.
  92. В.И. Теория, практика и искусство управления. Учебник для вузов по специальности «Менеджмент». М.: Издательская группа НОРМА — ИНФРА М, 1999. -528 с.
  93. И.М. Особенности применения стратегии «Исследования случая» (Case Study) при изучении производственных отношений на промышленном предприятии // Социология 4 М, № 5- 6. 1995.
  94. В.М. Иерархические системы моделей планирования. М.: Радио и связь, 1984. — 176 е., ил.
  95. В.И. Единое информационное пространство для высшей школы отрасли // Ведомственные корпоративные сети, системы, № 3, 2003. -М.: «Телеком Транс». С. 25−27.
  96. М.В. Методика разработки морфологической идентификации параметров управления предприятием. Ростов-на-Дону, РГУПС, Вестник РГУПС, № 1, 2005.
  97. М.В. Согласование стиля управления руководителя и культуры управленческой деятельности организации // Региональная научно-практическая конференция «Актуальные проблемы развития транспорта Черноморского побережья России», г. Туапсе, 2004.
  98. М.В., Радченко С. А. Идентификация управленческих качеств индивида и методика определения степени предрасположенности его к управленческой деятельности: Учебное пособие. Ростов-на-Дону, РГУПС, 2004. — 56 с.
  99. Ю.С., Овчинников В. Н. Экономическая реформа и региональная статистика экономики. Региональные аспекты формирования рыночных мотивационных механизмов. Калининград — 1993. — 251с.
  100. Ю.С., Юрков A.M. Региональная политика университетов: приоритеты и механизмы / Предпринимательство и преобразование российских университетов. Ростов-на-Дону: РГУ, 2003.
  101. О.И. Матричная модель воспроизводства профессионально-отраслевой структуры специалистов // Известия СКНЦ ВШ. Технические науки, 1987 № 2. — С. 114−116.
  102. О.И. Вопросы взаимосвязанного прогнозирования потребности в специалистах и её обеспечения системой высшей школы // Известия СКНЦ ВШ. Общественные науки, № 1. 2002. С. 76−82.
  103. Н.Д. План и предвидение // Вопросы экономики 1992. -№ 3,4.-С. 91−110.
  104. А.В. От компьютерно-ориентированных производств к сетям компьютерно-ориентированных предприятий: концепция «КИП2» // Новости искусственного интеллекта, № 2, 2003. С. 44−46.
  105. Консалтинг в России: введение в профессиональные методы работы / Практическое пособие иод редакцией Посадского А. П. М.: 1998.
  106. Консалтинговые услуги в реструктуризации российских предприятий обобщение первого опыта. -• М.: РЦП, 1998.
  107. Э.М. Концепция менеджмента. М.: Инжиниринго-Консалтинговая Компания «ДеКА», 1996. — 304 с.
  108. Корпоративное управление: реформа предприятий // Вопросы экономики. № 5. 2000.
  109. Корпоративное управление. Основные проблемы и конфликты // Экономика и жизнь. 2000. № 51.
  110. А.Э., Трубин В. В. Проблемы регулирования перераспределения рабочей силы. М.: Экономика, 1978. — 168с.
  111. Э.И., Журавкова И. В. Анализ эффективности инвестиционной и инновационной деятельности предприятия. М.: Финансы и статистика, 2001. — 384 с.
  112. Д.Б., Демочкипа А. В., Моисеева А. К. Российские предприятия в начале 2003 г. // Проблемы прогнозирования, № 5, 2003. М.: Наука/ Интерпериодика. — С. 140−156.
  113. А. Государственные руководители и менеджеры-предприниматели: сравнение черт личности // Проблемы теории и практики управления. 1996. — № 4. — С. 64−67.
  114. Е.С. Информационно-сложные задачи и технология их решения // Новости искусственного интеллекта, № 1, 2003. С. 24−29.
  115. Е.С. Информационные технологии и проектирование прикладных программных систем // Информационные технологии и вычислительные системы РАН. 1996. № 3.
  116. Е.С. Концепции информационной технологии функционально-ориентированного проектирования прикладных информационных систем // Информационные технологии. 2000. № 1.
  117. Г., О’Доннел С. Управление: системный и ситуационный анализ управленческих функций. В 2 т. /Пер с англ. Общ. ред. и предисл. Д. М. Гвишиани. М.: Ролгресс. — 1981.
  118. В.И. Современные информационные технологии в делопроизводстве и управлении. Спб.: БХВ — Санкт-Петербург, 1999. — 256 е., ил.
  119. П.В., Мишурова И. В. Технология реинжиниринга бизнеса. -М.: ИКЦ «МаРТ" — 2003. 176 с.
  120. И.А., Хижа Г. С., Лазарев К. И. Новая информационная экономика и сетевые механизмы ее развития. М.: Дашков и Ко, 2005.
  121. О.И., Мошкович Е. М. Качественные методы принятия решений. Вербальный анализ решений. М.: Наука, 1996. — 208 с.
  122. В., Швецов А. Государственное регулирование и селективная поддержка регионального развития // Российский экономический журнал. -1994.-№ 5.-С. 64−65.
  123. В. Система информационного обеспечения принятия стратегических решений в современной экономике. Межотраслевая экономика. М. — Экономика. — 1997. — 227 с.
  124. B.C., Узяков М. Н. Отрасль в системе межотраслевых связей: возможности анализа и прогнозирования: Монография учебное пособие. — М.: ТЕИС, 2002.-215 с.
  125. .Г. Разработка управленческого решения: Учебник. М.: Дело, 2000. — 392 с.
  126. Н.П., Лещева В. Б., Дьякова В. Г. Анализ финансовоэкономической деятельности предприятия. М.: ЮНИТИ, 2001. — 470 с.
  127. Н.Н., Лябах А. Н. Нетрадиционные страницы менеджмента. -Ростов-на-Дону: Изд-во «БАРО-ПРЕСС», 2002. 208 с.
  128. Н.Н. Математические основы разработки и использования машинного интеллекта. Ростов-на-Дону: Из-во Ростовского университета, 1990.- 112с.
  129. Я.Р., Катышев П. К., Персецкий А. А. Эконометрика. Начальный курс. Учебное пособие. М.: Дело. 2004. — 248с.
  130. К.Р., Брю С.Л. Экономикс: принципы проблемы и политика. Пер. с. англ М.: Республика, 1992. — 399с.
  131. К. Управленческий консалтинг. М.: Дело и Сервис, 1999.
  132. Н.Г., Берштейн Л. С., Боженюк А. В. Нечеткие модели для экспертных систем в САПР. М.: Энергоатомиздат, 1991. — 136 с.
  133. О.Ю. Современная экономика. Общедоступный курс. Ростов-на-Дону: Изд-во «Феникс», 2004. 608 с.
  134. Е.В. Экспертные системы, ориентированные на статистические методы // Вопросы применения экспертных систем. Минск, НПО «Центрсистем», 2002. — С. 145 — 151.
  135. Н. Менеджмент персонала ключевое звено внутрифирменного управления // Проблемы теории и практики управления. -1995.-№ 6.-С. 108−114.
  136. Р., Фиске М., Кендаль П. Фокусированное интервью. М.: Институт молодежи. 1991.
  137. М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: пер. с английского.- М.: «Дело», 1992. 702 с.
  138. В.М. Исследование систем управления: Учеб. пособие для вузов /Гос. ун-т упр. М.: ЗАО «Финстат-информ», 2003. — 119 с.
  139. И.В., Кутелев П. В. Управление мотивацией персонала. -М.: ИКЦ «МаРТ" — 2003. 224 с.
  140. А. Сделано в Японии: Пер. с англ. М.: Прогресс, 1993.
  141. Ш. М. Дилерство инновационный рыночный механизм современной российской экономики. — Ростов-на-Дону: Изд-во СКНЦ ВШ, 2003. — 240 с.
  142. Научно-техническая революция на современном этапе. // Экономика и управление в зарубежных странах. 2001. № 4. — С.31−40.
  143. Г. В. Рыночная модель инновационной деятельности предприятия.- Ростов-на-Дону: ЛаПО, 2001. 156 с.
  144. В.В. Вопросы методологии и методики исследования трудовых ресурсов. Киев: Наукова думка, 1978. — 185с.
  145. Организация, управление и планирование экономики // Экономика и управление в зарубежных странах. 2001. № 10 — С.35−43.
  146. А.И. Эконометрика.- М.: Изд-во «Экзамен», 2002. 576 с.
  147. А.И., Федосеев В. Н. Менеджмент в техносфере. М.: Изд- ий центр «Академия», 2003. — 384 с.
  148. Ю.М., Смирнова Е. Е. Основы предпринимательского дела. Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Издательство БЕК, 1996.
  149. Р. А. Региональный менеджмент. Учебник. Краснодар: «Сов. Кубань», 2000. — 384 с.
  150. Постановление Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2004 г. «О внесении изменений и дополнений в постановление Правительства российской Федерации от 18 мая 2001 г. «О программе структурной реформы на железнодорожном транспорте»».
  151. Постановление Правительства Российской Федерации от 29 декабря2004 г. «О формировании отчетности открытого акционерного общества «Российские железные дороги»».
  152. С.А. Тенденции развития экономики страны и парадигмы управления отечественными агропромышленными предприятиями. Ростов-на-Дону: ВНИИЭиН, материалы научно-практической конференции, 18−20 мая, 2004 г.
  153. Рассмотрена стратегия транспортного развития России. Информационное сообщение // Железнодорожный транспорт, № 11, 2003.
  154. С.Б. Бизнес семинары Сергея Ребрика: Быть или не быть? (Практическая психология предпринимательства). — М., Тривола, 1999. — 163 с.
  155. Региональное развитие: опыт России и Европейского Союза/ Рук. авт. колл. и отв. ред. А. Г. Гранберг. М.: ЗАО «Изд-во «Экономика», 2000. — 435 с.
  156. З.П., Соломатин И. А. Менеджмент организации. -М: Инфра-М, 1995.
  157. Г., Смитбург, Томпсон В. Менеджмент в организациях. М.: «Экономика», 1995. — 335 с.
  158. В.М. Экономика предприятия: Учебник. М.: 1998.
  159. И.В. Экономика предприятия: Учебное пособие. М.: Финансы и статистика, 1997.
  160. И.А. Принципы и механизмы совершенствования опорного центра // Кандидатская диссертация на соискание степени кандидататехнических наук по специальности 05.13.06. Ростов-на-Дону: РГУ ПС. -2005.
  161. Терехов J1.JI. Кибернетика для экономистов. М.: Финансы и статистика, 1983. — 191 с.
  162. Ю.В. Теория управления. Учебный курс. М.: Вестник, 2003.-336 с.
  163. Толковый словарь по управлению. М.: Наука, 1972. — 287 с.
  164. Э.А. Компьютерная поддержка принятия решений: Научно-практическое издание. Серия «Информатизация России на пороге 21 века». М.: СИНТЕГ, 1998. — 376 с.
  165. Ю.Н. Информационные системы и технологии в бизнесе. -М.: Альфа-Пресс, 2005.
  166. Ту Дж., Гансалес Р. Принципы распознавания образов. М.: Мир, 1978.-411с.
  167. Ю.Н., Макарова А. А. Анализ данных на компьютере /Под ред. В. Э. Фигурнова. М.: ИНФРА-М, Финансы и статистика, 1995. 384 е., ил.
  168. Управление организацией. Энциклопедический словарь. М.: ИНФРА-М, 2001.-822 с.
  169. Э.А. Стратегическое планирование. М.: Издательство ЭКМОС, 2002.
  170. Г. М. Стратегия транспортного развития России // Выступление президента ОАО «Российские железные дороги» на заседании Государственного Совета Российской Федерации. Железнодорожный транспорт, № 3,2003 г.
  171. Дж. Язык тела. М.: Вече, Персей, ACT, 1995. — 224 с.
  172. Р.А. Система менеджмента: Учеб.-практ. пособие. М.: АО «Бизнес школа «Интел-Синтез», 1996. — 368 с.
  173. К.А. Постановка проблем автоматизации сортировочных станций // Вестник РГУ ПС, 2001, № 2.
  174. К.А. Когнитивное моделирование организационно-технологических систем на железнодорожном транспорте // Сборник научных трудов «Актуальные проблемы развития железнодорожного транспорта». -Ростов-на-Дону: РГУПС, 2003.
  175. Д.Н. Современная микроэкономика: анализ и применение. -М.: Финансы и статистика, 1992.
  176. А. Курс предпринимательства: Практическое пособие: Пер. с англ. М.: Междунар. отношения, 1993.
  177. А.А. Электронное правительство: концепция, состояние, перспективы // Новости искусственного интеллекта, № 2, 2002. С. 34−44.
  178. Эйити Я, Харухито Т. Организация и управление производством. Курс менеджмента. Изд. МИД Японии, 1995.
  179. Экономика предприятия: Учебник / Под ред. О. И. Волкова. М.: ИНФР-М, 1997.
  180. Экономика предприятия: Учебник для вузов /В.Я. Горфинкель, Е. М. Куприянов, В. П. Просалова и др.- Под ред. В. Я. Горфинкеля, М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1996.
  181. Т., Герберт Д. Интегрированные бизнес-системы. М.: ГРАНД-ФАИР, 2005.
  182. У.Р. Введение в кибернетику. М.: ИЛ, 1959. — 432 с.
  183. Эффективный менеджер: Взгляды и иллюстрации/ Под ред. Дж. Биллсберри- Пер. с англ. М.: МИМ ЛИНК, 1999. — 368 с.
  184. Л.И. Государственный сектор экономики: экономическая теория и политика: Учебник для вузов. М.: ГУ ВШЭ, 2000. — 367 с.
  185. Л. Карьера менеджера: пер. с англ. М.: Прогресс, 1991.
  186. Czestaw Skowronek, Zdzislaw Sarjusz-Wolski. Logistika w przedsiebiorstwie. Polskie Wydawnictwo Ekonomiczne, Warszawa, Rzeczpospolita Polska, 2003.
  187. Munn R.E. Global Environmental Monitoring System. Action Plan for Phase 1. Scope, rep 3, Toronto, 1973. 130 p.
  188. Yin Robert К. Case Study Research: Desing and Method, Applied Social Research Methods Series. V.5. Sage Publications. 1989.
Заполнить форму текущей работой