Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Совершенствование управления рисками в инвестиционных проектах: На примере производственной инфраструктуры

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Степень разработанности темы. Проблемы снижения рисков в Ф инфраструктурных проектах стали привлекать внимание российских ученых сравнительно недавно. В условиях социалистической формы хозяйствования все риски, связанные с функционированием производственной инфраструктуры, ложились на государство. С началом либерализации экономики и проникновением частного капитала в сферу отраслей… Читать ещё >

Содержание

  • Введение.Л
  • Глава 1. Теоретические основы управления рисками в инвестиционных проектах
    • 1. 1. Методические подходы к оценке рисков
    • 1. 2. Риски участия частного капитала в финансировании объектов государственной собственности
    • 1. 3. Основные инструменты и способы снижения рисков в инфраструктурных проектах
  • Глава 2. Мировой опыт снижения рисков в инфраструктурных государственно-частных инвестиционных проектах
    • 2. 1. Роль государства в страховании рисков
    • 2. 2. -Международные институты и механизмы управления рисками
    • 2. 3. Гарантии и риски частных инвестиций в проектах инфраструктуры
  • Глава 3. Управление рисками при реформировании производственной инфраструктуры в России
    • 3. 1. Инвестиционные риски в производственной инфраструктуре
    • 3. 2. Стимулирование частных инвестиций путем страхования и гарантирования рисков: роль государства и бизнеса
    • 3. 3. Инструменты снижения рисков, используемые российскими компаниями и банками

Совершенствование управления рисками в инвестиционных проектах: На примере производственной инфраструктуры (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Управление рисками в инвестиционных проектах представляет собой одну из крупных экономических проблем для современной России, во многом определяющих эффективность рыночных преобразований. Ее значение особенно велико в отраслях производственной инфраструктуры: электроэнергетике, •железнодорожном транспорте, автодорожном хозяйстве, трубопроводной транспортировке нефти и газа, коммунальном хозяйстве. Приток акционерного и частного капитала в эти, традиционно находившиеся в государственной собственности, отрасли оказывает существенное влияние на экономическое развитие и социальную обстановку в стране, объективно ведет к усложнению взаимоотношений государства и бизнеса, приводит к появлению новых рисков.

В настоящее время в мире накоплен значительный опыт по управлению рисками в капиталоемких проектах с большими сроками окупаемости инвестиций. В том числе успешно завершены или реализуются множество крупных инфраструктурных проектов с использованием инвестиционных ресурсов частного сектора. Привлечение частного капитала, государственно-частное партнерство в сфере производственной инфраструктуры, возникающие при этом риски и механизмы их снижения образуют комплекс элементов мирового опыта, представляющих интерес для России.

Для отраслей производственной инфраструктуры России первостепенного внимания заслуживает исследование таких проблем как: 1) организация государственной поддержки частных инвестиций в инфраструктуру, способствующая уменьшению рисков- 2) роль международных финансовых институтов в этом процессе- 3) способы и методы финансирования инвестиционных проектов, направленные на снижение рисков. Особенно • важен механизм проектного финансирования, основанный на диверсификации рисков и привлечении к выполнению проекта разнообразных институциональных инвесторов.

Таким образом, совершенствование управления рисками в процессе инвестирования в производственную инфраструктуру России представляет собой актуальную научную проблему.

Цель и задачи исследования

Цель диссертации состоит в совершенствовании методических подходов, инструментов и способов управления рисками в инвестиционных проектах в отраслях производственной инфраструктуры.

Для достижения этой цели решались следующие задачи, определившие логику исследования и структуру работы:

— изучение теоретических основ управления рисками в условиях либерализации экономики, механизмов снижения рисков, применяемых национальными правительствами и международными организациями при осуществлении долгосрочных, капиталоемких инвестиционных проектов;

— выявление места и роли государства в снижении рисков при реализации проектов в производственной инфраструктуре;

— изучение опыта управления рисками в инфраструктурных проектах в зарубежных странах;

— анализ современной хозяйственной практики по снижению рисков при осуществлении проектов в сфере производственной инфраструктуры в России с акцентом на деятельность отечественных банков;

— подготовка рекомендаций для органов исполнительной власти Российской Федерации по проведению институциональных мероприятий в сфере управления рисками в инвестиционных проектах.

Методологическую и теоретическую основу исследования составили ^ труды российских и зарубежных ученых по проблемам современного общественного развития, теории смешанной экономики, управления рисками. Работа велась комплексно и системно, с использованием современного научного аппарата и инструментария, различных методов исследования, в том числе: исторического, экономико-статистического, системно-аналитического, экспертных оценок, аналогии и других. Экономический анализ базировался на изучении обширного массива научной отечественной и иностранной литературы, включая монографии, статьи, инфомационно-аналитические и статистические издания ООН, ОЭСР, ЕС, МВФ, Всемирного банка, Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР), а также национальных и международных статистических изданий, экономической периодики. Были проанализированы действующие в России нормативные акты в сфере инвестиций, а также инвестиционное ^ законодательство ряда зарубежных стран.

Предметом исследования является теория и современная практика управления рисками в инвестиционных проектах в производственной инфраструктуре.

Объектом, исследования в диссертации выступают отрасли производственной инфраструктуры.

Диссертация содержит ряд ограничений, необходимых для конкретизации темы исследования. В работе не исследуются: риск-менеджмент на микроуровне, внутрибанковские риски, технические риски, моделирование рисковне рассматриваются риски, возникающие при реализации коммерческих проектов, в которых государство не принимает непосредственного участия.

Степень разработанности темы. Проблемы снижения рисков в Ф инфраструктурных проектах стали привлекать внимание российских ученых сравнительно недавно. В условиях социалистической формы хозяйствования все риски, связанные с функционированием производственной инфраструктуры, ложились на государство. С началом либерализации экономики и проникновением частного капитала в сферу отраслей производственной инфраструктуры вся концепция рисков получила новую материальную основу. В последние годы появились содержательные исследования российских ученых и специалистов по проблемам рисков: И. Л. Бланка, В. Г. Варнавского, Н. Д. Ильенковой, М. Г. Лапусты, В. Н. Лившица, Б. Г. Райзберга, O.A. Сметанина, С. А. Смоляка, Л. Н. Тэпмана, В. Д. Шапиро. В них приводится достаточно подробный анализ природы рисков, методов их страхования и снижения. Ряд авторов рассматривают проблемы рисков с технических или узкопрофессиональных позиций (В.В. Аленичев, Т. Д. Аленичева, A.A. Первозванский, Т. Н. Первозванская, В. К. Селюков, К.Е. Турбина), в том числе: банковские риски, риски валютных операций и другие. Такой подход к исследованию проблемы важен, но ограничен, так как этим работам не хватает комплексности в исследовании стоящих перед государством задач в области реформирования производственной инфраструктуры.

В ходе подготовки диссертации, особенно ее теоретической части, были изучены фундаментальные труды Л. И. Абалкина, B.C. Автономова,.

A.A. Дынкина, В. В. Ивантера, И. С. Королева, В. Л. Макарова, В. А. Мартынова, А. Д. Некипелова, P.M. Энтова. При разработке отдельных аспектов темы автор опирался на исследования российских ученых И. Е. Гурьева, Л. С. Демидовой, Н. И. Ивановой, В. Б. Кондратьева, Ю. В. Куренкова,.

B.И. Марцинкевича, С. М. Никитина, Л. П. Ночевкиной, И. М. Осадчей, A.B. Полетаева, а также зарубежных исследователей: Т. Бачкаи, Д. Месена, Н. Доула, Э. Эстейча, Ги де Руса, К. Расмуссена и других.

При работе над диссертацией использованы аналитические у исследования и разработки научных коллективов Института мировой экономики и международных отношений РАН, Института международных экономических и политических исследований РАН, Института экономики РАН, Института США и Канады РАН, Института Европы РАН, Института Дальнего Востока РАН, Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова, Государственного университета управления.

Научная новизна состоит в том, что на основе комплексного анализа и с учетом российской специфики предложены и научно обоснованы мероприятия по совершенствованию управления рисками в инвестиционных проектах в отраслях производственной инфраструктуры. Наиболее существенные научные результаты исследования состоят в следующем:

1. на основе анализа основных положений экономической теории и современной практики управления рисками обоснован объективный характер появления новых рисков, обусловленных переходом от финансирования производственной инфраструктуры из государственного бюджета к модели привлечения финансовых ресурсов частного сектора;

2. обоснован и аргументирован конкретными примерами общий теоретический вывод о приоритетном значении концепции и методов проектного финансирования в современной теории управления рисками в отраслях производственной инфраструктуры;

3. установлено, что не существует единообразной схемы снижения рисков для всех инфраструктурных проектовдля каждого из них необходимо разрабатывать свой особый подход к разделению рисков в зависимости от состава участников, их инвестиционных, организационных и иных возможностей и других факторов;

4. на примере развивающихся стран проведен анализ последствий высоких политических и финансовых рисков при реализации инфраструктурных проектов и представлены количественные оценки возрастания рисков в конце 1990;х годов;

5. показано, что полный уход государства из производственной инфраструктуры чреват серьезными рисками потери устойчивости и системности работы этой сферы, выделены основные риски, которые должно нести государство и гарантии, которые целесообразно предоставлять частным • компаниям, занятым в инфраструктурных проектах;

6. показано, .что определяющим условием развития производственной инфраструктуры в России является комплекс институциональных мероприятий, но снижению рисков и гарантированию инвестиций, предусматривающих, в частности, создание Агентства по страхованию инвестиций, Агентства по гарантированию инвестиций от некоммерческих рисков и других институтов.

Достоверность полученных научных результатов основана на широком использовании официальных документов и источников, законодательных, актов, статистических и фактографических данных, публикуемых государственными и авторитетными международными организациями, применении корректных методов анализа, апробации основных положений исследования.

Теоретическая и практическая значимость. Проведенное исследование, обобщающее современные теоретические и практические подходы к проблеме управления рисками в инвестиционных проектах и учитывающее специфику отечественной хозяйственной практики, позволяет дать обоснованные рекомендации по снижению рисков частных инвестиций и обеспечению устойчивого функционирования инфраструктурного комплекса России. Сформулированные в диссертации предложения могут быть использованы органами исполнительной власти Российской Федерации, реализующими государственную политику по управлению отраслями производственной инфраструктуры. Отдельные разделы работы могут быть использованы в учебном процессе, а также в дальнейших научных исследованиях проблем развития отраслей производственной инфраструктуры, взаимодействия государства и бизнеса, эффективного регулирования экономики в рыночной системе хозяйствования.

Апробация работы. Основные результаты исследования отражены автором в пяти научных работах, написанных лично. По теме диссертации опубликовано пять научных статьи общим объемом 3,2 а. л. Результаты исследований докладывались автором в Государственном университете управления на 18 Всероссийской научной конференции молодых ученых и студентов в 2003 г.

Выводы.

I. Существующая система управления инфраструктурными отраслями в России, недостаточное развитие законодательной базы, высокие риски частных инвестиций в проектыс длительными сроками окупаемости,.

24 БеаКеуз. 11.08.2004 отсутствие институтов по гарантированию инвестиций не позволяют в настоящее время в широких масштабах привлекать частный отечественный и зарубежный капитал в эти отрасли. Наряду с разработкой законодательных норм и правил привлечения частных инвестиций в инфраструктуру, определяющим условием поддержания и развития этого сегмента экономики может стать комплекс институциональных мероприятий по снижению рисков и гарантированию инвестиций: создание Агентства по страхованию инвестиций, Агентства по гарантированию инвестиций от некоммерческих рисков и других институтов.

2. Важнейшую роль в процессе снижения рисков инвестиций в производственную инфраструктуру России может сыграть участие в проектах финансирования инфраструктурных объектов на территории страны крупных международных организаций: Всемирного банка и его структур, Европейского банка реконструкции и развития, транснациональных корпораций, экспортно-импортных агентств и иных финансовых институтов. За время либеральных реформ в других странах они накопили огромный опыт создания стартовых капиталов и гарантийных фондов, что важно с точки зрения не только снижения рисков, но и механизмов, знаний и опыта, необходимого для успешной работы таких структур.

3. Отток капитала с рынков развивающихся стран в конце 1990;х годов и наметившиеся в начале XXI века тенденции экономического роста в России создают благоприятную основу для притока иностранных инвестиций в реальный сектор экономики страны и, в первую очередь, в отрасли производственной инфраструктуры. Однако для иностранных инвесторов принципиальными остаются вопросы политических рисков в России, их снижения и страхования, правительственных гарантий возврата инвестиций. Решение этих задач имеет принципиальное значение для страны в вопросе привлечения иностранного капитала в проекты с длительными сроками окупаемости.

4. ВТБ и ТрансКредитБанк ведут активное финансирование реального сектора экономики России и, в первую очередь, инфраструктуры. Участие их в финансировании инвестиционных проектов в настоящее время ограничивается в основном небольшими проектами (стоимостью от нескольких миллионов до нескольких десятков миллионов долларов). Крупномасштабные проекты со сложными схемами проектного финансирования и подключения разнородных финансово-экономических институтов, перераспределения рисков и страхования отдельных стадий пока не реализуются. В то же время последние годы российские банки предпринимает активные усилия по созданию таких схем и вовлечению в них международных финансовых институтов.

Заключение

.

Одной из основных тенденций и структурных компонент либеральных реформ в мире является привлечение частного капитала в сферу производственной инфраструктуры, создание и укрепление партнерских отношений государства и бизнеса в этой сфере при реализации совместных проектов. В результате частные инвесторы в возрастающей степени стали вступать в прямые и многообразные договорные отношения с правительствами и хозяйствующими субъектами в сфере производственной инфраструктуры, находящейся в государственной и муниципальной собственности. Инвесторы, в первую очередь, — иностранные столкнулись с существенными политическими и финансовыми рисками: неплатежами правительства, вмешательством его в хозяйственную деятельность, изъятиями (исключениями) из проекта, нарушениями ключевых соглашений по проектированию и строительству.

Снижение устойчивости национальных экономик и мировые валютные кризисы в конце 1990;х годов и начале XXI века усугубляют проблему рисков при реализации долгосрочных инвестиционных проектов в сфере производственной инфраструктуры. Сильное движение иностранного капитала в экономику развивающихся стран, которое наблюдалось вплоть до кризисов второй половины 1990;х годов, несет в себе как значительные экономические выгоды, так и определенный потенциал негативных последствий и рисков. Ввиду того, что объемы международных финансовых потоков достигают для отдельных отраслей и стран высоких размеров, возрастает потенциальный риск резкого ухудшения экономической конъюнктуры по причине и в случае возможной репатриации иностранного капитала. Особенно серьезные последствия ожидают недостаточно развитые отраслевые рыночные структуры (электроэнергетика, железные дороги, магистральная транспортировка нефти и газа и т. д.), поскольку в этих отраслях рыночные отношения не имеют прочных традиций и системы связей. Увеличиваются риски невозврата инвестиций, потери системности работы отраслей, невостребованности объектов производственной инфраструктуры.

Глобальные финансовые кризисы, связанные с недостаточно контролируемым движением капиталов в отраслях производственной инфраструктуры в течение последнего десятилетия, привели к усилению недоверия частных компаний к государственным структурам — партнерам по инвестированию в реальный сектор экономики. Перед многими, в первую очередь развивающимися странами возникла проблема «кризиса доверия», вызывающего отток капиталов, а, следовательно, ухудшение инвестиционного климата в целом. В этих условиях резко увеличились требования к страхованию политических и иных рисков. Этот процесс, вероятно, будет продолжаться и в последующие годы. Столкнувшись с возможностью внезапных финансовые кризисов и потрясений многие инвесторы и кредиторы продолжают активно искать новые методы и формы страхования рисков при инвестировании в долгосрочные проекты.

В снижении рисков в отраслях производственной инфраструктуры возрастает роль международных финансовых организаций, в первую очередь, различных учреждений Всемирного банка и ЕБРР. Они не только инвестируют сами, но и разрабатывают различные подходы к созданию дополнительных гарантий от кризисов при инвестировании частных капиталов в отрасли производственной инфраструктуры. Кризисы 1990;х годов наглядно продемонстрировали необходимость корректировки приоритетов деятельности международных финансовых организаций в условиях глобализации со смещением акцентов, в частности, на более устойчивое управление рисками и разработку соответствующих схем (Фонд обратимости валют, Чрезвычайные кредитные линии и др.). Поддержка со стороны международных финансовых организаций будет оказываться тем странам, политика которых более устойчива, а их правительства предоставляют собственные гарантии, в первую очередь, по политическим рискам.

Кризисные события на международных финансовых рынках 1990;х годов привели к определенному пересмотру концепции управления рисками при реализации проектов производственной инфраструктуры. Эффекты неплатежей в Азии, Латинской Америке и России, девальвации во многих странах вызвали существенное увеличение размеров вознаграждения за страхование политических и валютных рисков.

Все большее распространение в мире получает метод проектного финансирования (ПФ), предполагающий подключение к проекту многих разнородных институциональных инвесторов и перераспределение между ними рисков. В проектах, реализуемых по методу ПФ, используются различные комбинации долгового и долевого, внешнего и внутреннего финансирования, гарантий, страхования и создания специальных организационных структур, что призвано снизить риски и повысить степень успешности при реализации проекта. К настоящему времени в проектном финансировании инфраструктурных объектов накоплен значительный опыт практической реализации проектов с привлечением финансов частного сектора. Многие из проектов дают хороший пример по экономике строительства, структуре финансирования, анализу чувствительности, инвестиционным стимулам, регулирующим мерам государства и его поддержке. Однако имеются и неудачные проекты, которые были прекращены. Учитывая большие потребности в развитии производственной инфраструктуры, методы проектного финансирования будут и далее совершенствоваться за счет мероприятий по предоставлению гарантий, в первую очередь, правительственных. В будущем следует ожидать также институционализации международных систем проектного финансирования в составе международных и региональных финансово-кредитных институтов, различных многосторонних, агентств развития, предоставляющих гарантии инвесторам, транснациональным банкам — кредиторам, международным страховым компаниям, национальным государственным агентствам экспортно-импортного кредитования и страхования, а также национальным кредиторам и институциональным инвесторам (финансово-промышленным группам, инвестиционным и пенсионным фондам, холдингам, банкам и их объединениям и т. д.).

В условиях готовящихся и проводящихся в России реформ жилищно-коммунального хозяйства, электроэнергетики, железнодорожного транспорта, автодорожного хозяйства, портов и аэропортов проблема рисков в управлении этими отраслями приобретает особое значение. Анализ рисков (финансовых, политических, социальных, коммерческих, технических) и их распределения между различными участниками процесса реструктуризации становится ключевым элементом реформ в этих отраслях, поскольку затрагивает интересы всего общества, влияет на стимулы предпринимательской деятельности, служит основой успешного функционирования народного хозяйства. Снижение рисков в проектах в сфере производственной инфраструктуры — комплексная проблема, которая может быть решена на основе использования методологии проектного финансирования, широкого привлечения разнородных финансовых, инвестиционных, страховых и иных институтов, в рамках сложных схем распределения ответственности между всеми участниками инвестиционного процесса.

На пути привлечения частных инвесторов в строительство и эксплуатацию производственной инфраструктуры в РФ стоит ряд нерешенных проблем. В их числе:

— низкая коммерческая эффективность инвестиционных проектов, длительные сроки окупаемости;

— высокая степень риска инвестиций, отсутствие законодательной базы для предоставления государственных гарантий;

— неразвитость в России форм партнерства государства и предпринимательского сектора, в частности, концессий, и несовершенство законодательства об инвестициях.

Для привлечения инвестиций в отрасли инфраструктуры необходимо значительно повысить коммерческую привлекательность этих отраслей за счет реализации следующих мер:

— Разработки законодательных механизмов, обеспечивающих частным инвесторам получение государственных гарантий вкладываемых ими средств.

— Разработки законодательного механизма, предусматривающего установление прав — собственности частных инвесторов на производимую продукцию.

— Создания систем проектного финансирования и структур управления проектами строительства (управляющих компаний), отвечающих мировой практике реализации коммерческих «мегапроектов» с длительными сроками окупаемости, обеспечивающих привлечение средств для строительства из различных источников, в том числе от частных инвесторов.

Стимулирование инвестиций в России путем сокращения инвестиционных рисков предполагает решение сложной задачи по снижению всех источников неопределенности хозяйственной деятельности в широком спектре рисков: от общих «страновых» до низкой прозрачности финансовой деятельности на микроуровне.

В целях снижения инвестиционных рисков в РФ при реализации совместных государственно-частных проектов в области производственной инфраструктуры приоритетное значение имеет концепция и методы проектного финансирования. Развитие инвестиционного процесса в РФ на базе проектного финансирования находится только в начальной стадии. Его формирование требует солидной законодательно-нормативной базы, развитой рыночной среды, а также целенаправленных мер государственного стимулирования и поддержки инвестиций. Для России проектное финансирование как инструмент снижения рисков может стать важнейшим шагом по привлечению частного отечественного и зарубежного капитала в сферу инфраструктуры. Переход Правительства от схемы заимствования к более глубокой правовой форме — подписанию инвестиционных или концессионных договоров с частными инвесторами, особенно иностранными, может обеспечить значительный приток капитала в инфраструктурную сферу.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. // М.: Ось-89, 1999. 48 с.
  2. Бюджетный кодекс. Принят 17 июля 1998 г.
  3. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть первая.
  4. М.: Ось-89, 2002.- 128 с."
  5. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть вторая. М.: Ось-89, 2002. — 336 с.
  6. Федеральный закон «О естественных монополиях» от 19 июля 1995 г., № 147-ФЗ.
  7. Федеральный закон «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» от 25 февраля 1999 г., № 39-Ф3.
  8. Федеральный Закон «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» от 9 июля 1999 г., № 160-ФЗ.
  9. Федеральный Закон «О концессионных договорах, заключаемых с российскими и иностранными инвесторами». Внесен 21 августа 1995 г. письмом Правительства РФ № 2488п-П2. Принят Государственной Думой в первом чтении 3 апреля 1996 г.
  10. Указ Президента Российской Федерации от 26 февраля 1993 г. № № «О создании международного агентства по страхованию иностранных инвестиций в российскую федерацию от некоммерческих рисков» 282.
  11. Н.Указ Президента Российской Федерации от 6 февраля 2003 года «О государственной инвестиционной корпорации» 135.
  12. С.И. Инвестирование // М.: Центр экономики и маркетинга, 2000. 440 с.
  13. В.В., Апеничева Т. Д. Страхование валютных рисков, банковских и экспортных коммерческих кредитов //М.: «Ист-Сервис», 1994.- 115 с.
  14. Бизнес-план по достройке и эксплуатации платного путепровода на федеральной автомобильной дороге Сызрань-Саратов-Волгоград у города Саратова // Рук. Мухин А. А, М.: Автомост, 1998. — 62 с.
  15. И.А. Инвестиционный менеджмент. К.: Эльга-Н, Ника-центр, 2001.-448 с.
  16. В.Г. Концессии в транспортной инфраструктуре: теория, практика, перспективы // М.: ИМЭМО РАН. 2002. — 147 с.
  17. В.Г. Риски частных инвестиций в производственную инфраструктуру России // МЭиМО. 2004. — Ша 5. — С. 74−82.
  18. П.Л., Лившиц В. Н., Смоляк С. А. Оценка эффективности инвестиционных проектов: Теория и практика // Дело, 2004. 888 с.
  19. Н.Д. Некоторые направления построения классификаций экономических рисков предприятий // Экономика и коммерция. Сер. 9, Электр, техника. М., 1997. — Вып. 1. — С. 95−108.
  20. Н.Д. Методология исследования риска хозяйственной деятельности: Автореф. дис.' доктора наук- Экономические науки: 08.00.12 / Финансовая акад. при Правительстве Рос. Федерации. М., 1999. — 32 с.
  21. Д.В. «Длинные деньги для быстрой езды» // «РЖД партнер», 2004, № 8, с. 76−77.
  22. Д.В. «Готовы поделится опытом» // «РЖД партнер», 2004 № 5, с. 29.
  23. В.Б., Варнавский В. Г. Концессии в экономике: страна, регион, город // М., ИМЭМО РАН, 2001. 96 с.
  24. Конкурентоспособность России в глобальном экономическом пространстве // М., ИМЭМО РАН, 2001.- 150 с.
  25. A.A. Основные виды и условия соглашений, действующих в нефтяной промышленности капиталистических государств между ТНК и принимающими сторонами // БИКИ, 1989, Прил. № 10, стр.3−23.
  26. Г. «Инвестиции для железной дороги куда и на каких условиях» // Международное транспортное обозрение Трансевразия. Июль 2004.
  27. A.B. «Инвестиции рождают инновации»// «РЖД партнер», 2004, № 1, с. 77−78.
  28. A.B. «Железнодорожники могут положится на нас» // Международное транспортное обозрение Трансевразия. Июль 2004.
  29. Курс экономики: Учебник / Райзберг Б. А. (руководитель авт. коллектива), Благодатен A.A., Грядовая О. В. и др.- Под ред. Райзберга Б. А. М.: ИНФРА-М, 1997. — 713 с.
  30. М.Г., Шаршукова Л. Г. Риски в предпринимательской деятельности // М.: ИНФРА-М, 1998. 223 с.
  31. A.B. Инвестиционные механизмы в реальной экономике // М.: МЗ-Пресс, 2001.- 176 с.
  32. И.И., Шапиро В. Д., Ольдерогге Н. Г. Управление проектами // Омега-Л, 2004. 664 с.
  33. Методические рекомендации> по оценке эффективности инвестиционных проектов и их отбору для финансирования (утв. Госстроем России,
  34. Минэкономики РФ, Минфином РФ, Госкомпромом России 31 марта 1994 г. N 7−12/47). Официальное издание. — М.: 1994. — 80 с.
  35. Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов: (Вторая редакция) //М-во экон. РФ, М-во фин. РФ, ГК по стр-ву, архит. и жил.политике. Рук. авт. кол.: Коссов В. В., Лившиц В. Н., Шахназаров А. Г. / М.: Экономика, 2000. 421 с.
  36. Д.С. Основы политической экономии: Пер. с англ. Т. 1,2, 3. /Общ. ред. Милейковского А. Г. М.: Прогресс, 1980, 1981.
  37. Обзор экономики и внешнеэкономической деятельности Австрии за 2001 год. Минэкономразвития РФ, 2002 г.
  38. Э. Риск инвестиционных проектов / Пер. с польского. М.: Экономика, 2004 — 269 с.
  39. С. Финансовые риски и управление ими в западных странах // Финансовый бизнес, 1993, № 1, с. 19−23- № 2, с. 18−23.
  40. A.A., Первозванская Т. Н. Финансовый рынок: расчет и риск// М.: 1994.- 189 с.
  41. Д. Французские инвестиции в российскую канализацию. Независимая газета, 7 июня 2001 года.
  42. Проспект эмиссии ценных бумаг. ОАО «Тюменская нефтяная компания» // ФКЦБ России. 2001.235 с.
  43. .А. Предпринимательство и риск // М. ИНФРА-М. 1992.
  44. . Основные течения современной экономической мысли // М.: Прогресс, 1968.
  45. В.К. Управление рисками методами финансовой инженерии // Российское предпринимательство, 2003, № 1. С. 57−59.
  46. Е.В. Предпринимательские риски: Учебное пособие // М.: Финансовая академия при правительстве РФ, 1999. 44 с.
  47. O.A. Предпринимательство и риски // М.: РИЦ ИСПИ РАН, 2000. 100 с.
  48. С.А. Оценка эффективности инвестиционных проектов в условиях риска и неопределенности (теория ожидаемого эффекта) // М.: Наука, 2002. 182 с.
  49. В.В. Гарантии и риски частных инвестиций в проекты строительства инфраструктуры: опыт Китая // Экономика строительства, 2003, № 5.- С. 49−62.
  50. В.В. Управление рисками в сфере естественных монополий // Проблемы теории и практики управления, 2003, № 6.- С. 50−56.
  51. В.В. Риски в отраслях производственной инфраструктуры в условиях либерализации экономики // В сб. тр. 18 Всероссийской научной конференции молодых ученых и студентов в 2003 г. /М., ГУУ, 2003.- С. 113−115.
  52. В.В. Проектное финансирование промышленных объектов и управление рисками // В сб. научн. тр.: Проблемы организации и самоорганизации рыночной экономики. Вып. 4. /М., «Экономика», 2004.-С. 56−77.
  53. В.В. Анализ рисков в инвестиционных проектах концессий // В сб. научн. тр.: Проблемы организации и самоорганизации рыночной экономики. Вып 4. /М., «Экономика», 2004.- С. 78−92.
  54. К.Е. Инвестиционный процесс и страхование инвестиций от политических рисков // М.: Изд. Центр «Анкил», 1995. 80 с.
  55. Л.Н. Риски в экономике: Учеб. пособие для студентов вузов / Под ред. Швандара В. А. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. — 380 с.
  56. В.А., Патрон А. П. Американский капитализм и государственное хозяйствование: федеральная контрактная система // США на рубеже веков. М.: Наука, 2000. — С. 306−335.
  57. Хозяйственный риск и методы его измерения. Пер. с венг. / Т. Бачкаи, Д. Месена и др. // М.: Экономика, 1979. 183 с.
  58. Р.М. Предпринимательские риски: Учебное пособие // М.:МИИТ, 1999.-91 с.
  59. А., Гончар К. Полезное вмешательство государства. Ведомости, 11−12.10.2004, № 185 (1225), № 186(1226).
  60. Alca’zar L., Abdala М.А., Shirley М.М. The Buenos Aires water concession // Washington, D.C.: The World Bank, 2000, 72 p.
  61. Bacon R.W., Besant-Jones J. Global Electric Power Reform, Privatization and Liberalization of the Electric Power Industry in Developing Countries // Washington, D.C.: The World Bank, 2001. 26 p.
  62. Bousquet F., Fayard A. Road Infrastructure Concession Practice in Europe // The World Bank. Washington, D.C. 2001. — 54 p.
  63. Fayard A. The French experience in motorway concession // Asian.* Toll Road Development in an-Era of financial crisis. Seminar sponsored by the World Bank and the Ministry of construction of Japan. March 9−11, Tokyo, 1999.
  64. Dealing with Public Risk in Private Infrastructure 1997// Washington, D.C.: The World Bank. -155 p.
  65. Doyle N. The EBRD Open for business in private sector infrastructure // 3rd European Congress On Private Sector Participation in Infrastructure / Frankfort, 29−30 January 2003.
  66. Doyle N. Russian opportunities and risks // Sachs Bloomberg Conference: Investing in Russia and the CIS / London, 8 July 2003.
  67. Engel E., Fischer R., Galetovic A. Least-Present-Value-of-Revenue Auctions and Highway Franchising // Cambridge: NBER, 1998. 45 p.
  68. Estache A., Romero M., Strong J. The Long and Winding Path to Private Financing and Regulation of Toll Roads // Washington, D.C.: The World Bank. 2000.-45 p.
  69. Estache A., Strong J. The Rise, the Fall, and. the Emerging Recovery of Project Finance in Transport // The Washington, D.C.: The World Bank, 2000. -38 p.
  70. Guasch J. Luis, Laifont J-J., Straub S. Renegotiation of Concession Contracts in Latin America // Washington, D.C.: The World Bank, 2002,41 p.
  71. Harris C., Hodges J., Schur M., Shulka P. Infrastructure projects // Washington, D.C.: The World Bank, 2003. 6 p.
  72. FC Annual Report 2001 // Washington: Vol. 1. — 124 p.
  73. IFC Annual Report 2001 // Washington: Vol. 2. — 88 p.
  74. International Political Risk Management// Washington, D.C.: The World Bank, 2001.-256 P.
  75. Klein M. Risk, Taxpayers and the Role of Government in Project Finance // Washington, D.C.: The World Bank, 1996. 20 p.
  76. Marshall A. Principles of Economics // London, 8th ed., 1920. 871 p.
  77. Mill J.S. Grundsatze der politischen Okonomie mit einigen ihrer Anwendungen auf die Sozialphilosophie. Bd. 1." 2. // Jena: Fischer, 1924. 739 S.
  78. Private Participation in Infrastructure: Trends in Developing Countries in 19 902 001 // The World Bank: Washington, D. C 2003. — 163 p.
  79. Privatization and regulation of transport infrastructure: guidelines for policymakers and regulators // Edited by A. Estache, G. de Rus / The World Bank: Washington, D.C. 2000. — 332 p.
  80. Project Appraisal Document on a Proposed Loan in the Amount of US$ 160 Million to the People’s Republic of China for a National Railway Project // The World Bank: Washington, D.C. 2001. — 125 p.
  81. Railway Reform in China: The Great Railway Challenge // The World Bank: Washington, D.C. 2000. — 12 p.
  82. Rasmussen K. Mitigating Currency Convertibility Risks in High-Risk Countries // New York: World Bank, 1999. 4 p.
  83. Rebelo J. M. Rail and Subway Concessions in Rio de Janeiro // Washington, D.C.: The World Bank, 1999. 8 p.
  84. Roll M., Verbeke A. Financing of the trans-European high-speed rail networks: new forms of public-private partnerships // European management journal, 1998. Vol. 16, N 6. — P. 706−713.
  85. SNBATI report Summary of prime contractor forum: Global construction contracts in Europe, 1997.
  86. Tynan N. Private Participation in the Rail Sector Recent Trends // Washington, D.C.: The World Bank, 1999. — 8 p.
  87. Wang S. Q., Tiong L. K. Case study of government initiatives for PRC’s BOT power plant project // International Journal of Project Management, 2000, № 18.-P. 69−78.
Заполнить форму текущей работой