Государственно-правовое регулирование инвестиционной деятельности в топливно-энергетическом комплексе Российской Федерации
Национальный режим, то есть те равные экономические и правовые условия, в которых действуют российские и иностранные инвесторы, должен быть радикально улучшен. В целях расширения возможностей привлечения инвестиций, в том числе и иностранных, для освоения-месторождений ископаемого топлива и удешевления стоимости привлечения заемных средств целесообразно законодательно разрешить залог прав… Читать ещё >
Содержание
- Глава I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОТНОШЕНИЙ В ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКОМ КОМПЛЕКСЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
- 1. 1. Роль топливно-энергетического комплекса в экономике Российской Федерации и особенности его правового регулирования
- 1. 2. Развитие административно-правового регулирования отношений в топливно-энергетической сфере
- 1. 3. Основные проблемы топливно-энергетического комплекса Российской Федерации
- Глава II. ОСОБЕННОСТИ ГОСУДАРСТВЕННО ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКОМ КОМПЛЕКСЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
- 2. 1. Особенности правового регулирования инвестиционной деятельности в топливно-энергетическом комплексе в переходный период
- 2. 2. Правовое регулирование иностранных инвестиций в топливно-энергетическом комплексе на территории Российской Федерации
- 2. 3. Особенности инвестиционной политики в Российской Федерации и топливно-энергетический комплекс
- Глава III. ПРИВЛЕЧЕНИЕ ИНВЕСТИЦИЙ В ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
- 3. 1. Гарантии прав отечественных и зарубежных инвесторов в топливно-энергетическом комплексе
- 3. 2. Роль налогов в обеспечении инвестиционной активности предприятий топливно-энергетического комплекса
- 3. 3. Меры по улучшению административно-организационного регулирования иностранных инвестиций топливно-энергетического комплекса в Российской Федерации
Государственно-правовое регулирование инвестиционной деятельности в топливно-энергетическом комплексе Российской Федерации (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность темы
исследования. Природные топливно-энергетические ресурсы, производственный, научно-технический и кадровый потенциал топливно-энергетического сектора экономики являются национальным достоянием России1. Энергетический сектор обеспечивает жизнедеятельность всех отраслей национального хозяйства и во многом определяет формирование основных финансово-экономических показателей страны. Поэтому эффективное его использование создает необходимые предпосылки для вывода экономики страны на путь устойчивого развития, обеспечивающего рост благосостояния и повышения уровня жизни населения.
Россия располагает значительными запасами энергетических ресурсов и мощным топливно-энергетическим комплексом, который является базой развития экономики, основополагающим фактором проведения внутренней и внешней политики. Правовое обеспечение отношений в сфере топливно-энергетического комплекса — основной инструмент, способствующий реализации энергетической политики.
При разработке нормативно-правовых актов различного уровня, регулирующих отношения в топливно-энергетической сфере, являющейся относительно самостоятельным сегментом национального хозяйства страны, необходимо учитывать объективно существующие особенности, закономерности его функционирования и развития.
В настоящее время часто высказываются мнения о необходимости регулирования деятельности топливно-энергетического комплекса на основе принципа сочетания государственного контроля за деятельностью топливно-энергетического комплекса и введения рыночных механизмов. Это дает основание утверждать о необходимости подробного рассмотрения важнейших вопросов государственного управления различными отраслями российской промышленности, а также роли и места административного права в необходимом государственно-правовом воздействии органов исполнительной власти на деятельность топливно-энергетического производственного комплекса.
Необходимо признать, что современная юридическая наука не выработала единого понимания пределов государственного регулирования рыночных отношений, а органы государственного управления, по существу, оказались не готовыми к эффективному правовому воздействию на состояние отношений в топливно-энергетической сфере в новых условиях. Проблемы соотношений форм государственного управления и регулирования предпринимательской деятельности в сфере топливно-энергетического комплекса, к сожалению, не нашли должного и четкого развития в законодательстве и остаются на данный момент не разрешенными.
Топливно-энергетический комплекс — основа энергетического сектора и всей экономики России, а последняя, как известно, не может нормально функционировать без инвестиций. В условиях истощения производственного потенциала топливно-энергетического комплекса на первый план выходят решение проблемы нехватки инвестиционных ресурсов для поддержания нормального воспроизводственного процесса и формирования благоприятного инвестиционного климата.
Выступая на совещании по развитию нефтегазовой отрасли, Президент Российской Федерации В. В. Путин заявил, что «России нужен, не просто открытый, а максимально прозрачный порядок иностранных инвестиций в ТЭК, исключающий двусмысленности"1. Качественный уровень и количественный рост инвестиций, их соотношение дают представление о проводимой государством инвестиционной политике, целью которой является поиск оптимального правового регулирования инвестиционной деятельности национальных и иностранных инвесторов.
В целях регулирования инвестиционной деятельности государство использует самый доступный для него и самый действенный регуляторправо. Однако российское законодательство нестабильно, коммерческая деятельность наталкивается на множество бюрократических преград. Кроме того, правовая система в России не обеспечивает защищенности иностранных инвесторов в должной мере, а законы зачастую не соответствуют друг другу.
Суммируя сказанное, отметим, что актуальность исследования определяется как минимум, тремя моментами:
— современная наука административного права и теория управления с отставанием реагируют на динамичные изменения в сфере топливно-энергетического комплекса и не располагают достаточными теоретическими знаниями, способными положительно повлиять на эффективность его деятельности. В этой связи возрастает значение научного осмысления формирования и развития топливно-энергетического комплекса, его места и роли в социально-экономическом развитии государства;
— исходя из значимости топливно-энергетического комплекса для развития экономики России и учитывая, что последняя не может нормально функционировать без инвестиций, назрела необходимость исследовать проблемы инвестиционной привлекательности в данном комплексе;
— в результате перехода от административно-командной системы управления к рыночным отношениям роль государственно-правовых регуляторов приобретает особое значение в силу необходимости замены прежней системы государственного управления на новую, в полном объеме отвечающей требованиям рыночной экономики.
Степень разработанности темы. Специфика темы диссертационного исследования обусловила необходимость изучения определенного массива научных исследований, с одной стороны, посвященных вопросам топливно-энергетического комплекса, с другой, — проблемам привлечения инвестиций в данный комплекс. Анализ публикаций показал, что топливно-энергетического комплекс, как правило, рассматривается с экономической точки зрения, в то же время юридическая проблематика, особенности государственно-правового регулирования данного комплекса практически обделены вниманием.
Вопросы административно-правового воздействия на отношения в сфере топливно-энергетического комплекса затрагивались в работах Э. П. Андрюхиной, В. З. Карданова, М. И. Клеандрова, С. М. Корнеева, П. Р. Кулиева, П. Г. Лахно, Е. М. Михайленко, Р. Н. Салиевой, Д.Е. Сально-вой, Н. В. Фроловой, С. Д. Хазанова, Р. Р. Шагивой.
Важное место в регулировании отношений в топливно-энергетической сфере отводится институту инвестирования. Общим вопросам инвестирования посвящены работы С. И. Абрамова, В. Д. Андрианова, А. М. Асланова, А. Г. Богатырева, И. И. Веретенниковой, Н. Н. Вознесенской, П. П. Гончарова, Н. Г. Дорониной, И. Б. Максимова, А. Л. Малышева, А. А. Мироненко, Е. В. Русских, И. В. Сергеева и других.
Вместе с тем, с учетом утвержденной Правительством Российской Федерации Энергетической стратегии России на период до 2020 года-, значительный круг вопросов, связанных с проблемами государственно-правового регулирования инвестиционной деятельности в топливно-энергетическом секторе и практикой ее реализации разработан недостаточно и требует дальнейших научных исследований.
Актуальность проблемы, необходимость выявления закономерностей и особенностей инвестиционной деятельности в одном из важнейших отраслей российской национальной экономики — топливно-энергетическом комплексе, теоретическая и практическая значимость, недостаточная степень ее разработанности предопределили выбор темы настоящего исследования.
Объектом исследования являются общественные отношения, складывающиеся в процессе привлечения инвестиций в топливно-энергетический комплекс Российской Федерации.
Предметом диссертационного исследования является государственно-правовое регулирование отношений, складывающихся в процессе привлечения инвестиций в топливно-энергетический комплекс Российской Федерации, а также содержание конкретных административно-правовых и иных норм, регулирующих инвестиционную деятельность в топливно-энергетическом комплексе Российской Федерации.
Цель и задачи диссертационного исследования. Целью диссертационной работы является исследование проблем привлечения инвестиций в топливно-энергетический комплекс правовых форм ои метдов их осуществления, и разработка концептуальных подходов к формированию условий для повышения эффективности инвестиционной деятельности в топливно-энергетическом комплексе.
Для достижения данной цели потребовалось решить ряд исследовательских задач:
— определить роль топливно-энергетического комплекса в развитии экономики и особенности государственно-правового регулирования отношений в топливно-энергетической сфере;
— исследовать основные проблемы правового регулирования топливно-энергетического комплекса на современном этапе;
— исследовать особенности правового регулирования инвестиционной деятельности в топливно-энергетическом комплексе в связи с развитием рыночной экономики, а также особенности инвестиционной политики в топливно-энергетическом комплексе;
— выявить причины, препятствующие эффективной инвестиционной деятельности в топливно-энергетическом комплексе и развитию топливно-энергетической сферыразработать предложения и рекомендации по совершенствованию государственно-правового регулирования с целью повышения эффективности инвестиционной деятельности в топливно-энергетическом комплексе Российской Федерации.
Научная новизна диссертации заключается в том, что данная работа является комплексным исследованием, в котором рассмотрены проблемы правового регулирования общественных отношений в топливно-энергетическом комплексе с точки зрения повышения инвестиционной активности в условиях реализации утвержденной Правительством Российской Федерации Энергетической стратегии России на период до 2020 года.
Автором обоснована необходимость особого порядка правового регулирования и проведения политики со стороны государства в отношении топливно-энергетического сектора как структуры, обеспечивающей жизнедеятельность всех отраслей национального хозяйства, во многом определяющей формирование основных финансово-экономических показателей страны, существенно влияющей на организацию и осуществление предпринимательской деятельности, а также на показатели национальной экономики в данной сфере.
В ходе исследования внесены предложения по совершенствованию правового регулирования и повышению инвестиционной привлекательности топливно-энергетического комплекса, по созданию Агентства по иностранным инвестициям, а также разработан ряд мер с целью улучшения инвестиционного климата.
В диссертации исследованы современные тенденции развития законодательного обеспечения топливно-энергетического комплекса, раскрыты теоретические проблемы управления, проанализированы и систематизированы функции государственного управления в сфере топливно-энергетического комплекса в условиях организационного становления.
Министерства промышленности и энергетики и Федерального агентства по энергетике Российской Федерации.
Методологической основой исследования явились диалектический метод познания, исторический, системный и целевой подходы к изучаемой проблеме, формально-правовой анализ связанных с предметом исследования диссертации законодательных и нормативно-правовых актов, а также судебной практики, системно-правовой и сравнительно-правовой анализ, позволяющие видеть исследуемое правовое поле в его единстве и целостности, взаимосвязь специального и общего законодательства.
Нормативную базу диссертационного исследования составили Конституция Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации, Налоговый кодекс Российской Федерации, федеральные законы, указы Президента Российской Федерации и Постановления Правительства Российской Федерации, иные нормативно-правовые акты, а также международные соглашения по вопросам развития топливно-энергетического комплекса.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. Обосновано, что в Российской Федерации формируется новый энергетический правопорядок. На данный момент экономическая сфера не воспринимается в качестве абсолютно саморегулируемой системы, обходящейся без государственного вмешательства. В условиях перехода к рыночным отношениям государство не должно полностью исключать своего влияния на экономические процессы, особенно в топливно-энергетическом комплексе.
2. Вывод о том, что инвестиционная деятельность в топливно-энергетическом комплексе России характеризуется наличием целого ряда противоречий:
— между необходимостью привлечения капиталовложений и ограничениями на деятельность иностранных инвесторов;
— между стремлением инвестора получить прибыль и необходимостью для государства ограничить вывоз капиталов;
— между декларациями о важности обеспечения защиты интересов инвестора и отсутствием государственных гарантий безопасности их капиталовложений .
3.
Заключение
о том, что для стабилизации экономики и улучшения инвестиционного климата требуется принять ряд кардинальных мер.
Автором в качестве первоочередных мер предлагается следующее:
— радикализация борьбы с преступностью и коррупцией;
— снижение инфляции;
— мобилизация свободных средств предприятий и населения на инвестиционные нужды путем повышения процентных ставок по депозитам и вкладам;
— предоставление налоговых льгот отечественным и иностранным инвесторам, идущим на долгосрочные инвестиции с тем, чтобы полностью компенсировать им убытки от замедленного оборота капитала;
В качестве мер по активизации инвестиционной деятельности предлагается:
— создание системы приема иностранного капитала, включающую широкую и конкурентную сеть государственных институтов, коммерческих банков и страховых компаний, страхующих иностранный капитал от политических и коммерческих рисков;
— формирование национальной системы мониторинга инвестиционного климата в России.
Представляется, что вышеперечисленные меры помогут притоку национальных и иностранных инвестиций.
4. Сформулированы предложения по совершенствованию правового регулирования и повышению инвестиционной привлекательности топливно-энергетического комплекса:
— внести изменения в действующее законодательство об иностранных инвестициях, в соответствии с которыми в качестве главного критерия необходимо установить зарубежное происхождение инвестиций, а не иностранное происхождение инвестора. Таким образом, представляется логичным закрепить в Федеральном законе «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» положение, согласно которому, быть признанным иностранным инвестором и пользоваться защитой со стороны государства может любое лицо, вложившее имущество в отечественную экономику;
— при реализации системы допуска иностранного капитала представляется целесообразным установить порядок регистрации непосредственно самих инвестиций, а не юридического лица — иностранного инвестора, с его субъективными правами;
— указать в Федеральном законе «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» круг ценностей, которые не признаются иностранными инвестициями;
— существующее налоговое законодательство не обеспечивает создания комплекса условий для повышения инвестиционной активности, поэтому необходима корректировка целей налоговой реформы с одновременным совершенствованием налоговых рычагов воздействия на экономику;
— одной из мер, призванных активизировать инвестиции, может стать дифференцированный подход к налогообложению имущества организаций, цель которого заключается в стимулировании улучшения технологической структуры основных фондов;
— с целью стимулирования инновационного воспроизводства, а не простого замещения ввиду износа, представляется целесообразным ввести дополнительную льготу на прирост капитальных вложений. С целью косвенного стимулирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ видится целесообразным снизить налог на прибыль в соответствии с достигнутым предприятием уровнем инновационной деятельности: чем выше уровень — тем больше налоговых льгот получает предприятие;
— обоснована необходимость разработки долгосрочной государственной стратегии в области изучения недр, воспроизводства минерально-сырьевой базы и технического перевооружения предприятий по добыче и первичной переработке полезных ископаемых.
5. Автором предложено с целью оптимизации управления стратегически важным процессом привлечения иностранных инвестиций создать Агентство по иностранным инвестициям, которое должно находиться в непосредственном подчинении Правительства Российской Федерации.
Теоретическую основу диссертации составили российская и зарубежная научная литература по общетеоретическим и правовым проблемам отношений, складывающихся в процессе привлечения инвестиций в топливно-энергетический комплекс Российской Федерации.
Теоретическая значимость диссертационного исследования заключается в том, что оно вносит определенный вклад в разработку проблем, связанных с повышением эффективности инвестиционной деятельности одного из основных производственных комплексов российской национальной экономики — топливно-энергетического. Выводы, предложения и рекомендации обобщают и дополняют научные знания о сущности государственного регулирования в целом и в топливно-энергетической сфере в частности, его роли и месте в системе сложившихся в стране общественных отношений.
Основные положения диссертации могут быть использованы при выработке и реализации структурной государственной политики в области топливно-энергетического комплекса.
Практическая значимость исследования заключается в разработке предложений, направленных на необходимое совершенствование управленческой деятельности, повышение эффективности правового регулирования инвестиционной деятельности в топливно-энергетическом комплексе.
Содержащиеся в диссертации идеи, выводы и предложения, опубликованные труды соискателя могут быть использованы в ведомственной нормотворческой деятельности, учебном процессе вузов, работе структурных подразделений Министерства промышленности и энергетики Российской Федерации, Федерального^агентства по энергетике.
Эмпирическую базу исследования составили аналитические и статистические данные Министерства промышленности и энергетики Российской Федерации, Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации, Федерального агентства по энергетике, а также судебная практика.
Апробация результатов исследования. Основные теоретические и практические результаты диссертационного исследования апробированы в ходе практической деятельности автора, докладывались на Всероссийском форуме «Стратегия обеспечения национальной безопасности Российской Федерации в современном мире» в феврале 2007 года и обсуждались на методологических семинарах, «круглых столах» и одобрены на заседании кафедры государственного управления, правового обеспечения государственной и муниципальной службы Федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российская академия государственной службы при Президенте Российской Федерации».
Различные аспекты исследования изложены в четырех публикациях автора, в том числе в издании, рекомендованном ВАК, общим объемом 5,7 п.л.
Структура диссертационного исследования. Диссертация состоит из введения, трех глав, девяти параграфов, заключения, списка использованных литературных источников и приложений.
Выводы:
1. Законодательство об инвестициях предусматривает ряд гарантий, большинство из которых носят декларативный характер, что требует разработки механизма их реализации. Несмотря на то, что инвестиции в российскую нефтяную промышленность защищены нормами международных договоров, которые обладают высшей юридической силой на территории России, определенные пробелы в российском законодательстве не всегда позволяют осуществить такую защиту в суде. Недоработки российского национального законодательства об иностранных инвестициях в нефтяную отрасль привели к тому, что инвесторы пытаются создать систему дополнительных гарантий, защищающих от так называемых некоммерческих рисков. Под некоммерческими рисками понимаются риски политического характера, вытекающие из нестабильности политической обстановки, а также связанные с репрессивными мерами органов государства по отношению к лицам, осуществляющим иностранные инвестиции. Для решения вопроса гарантий нами предлагается внести дополнения в ч. 1 ст. 8 Конституции Российской Федерации и сформулировать ее следующим образом: «В Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности. В Российской Федерации гарантируется благоприятный правовой режим деятельности как российским, так и иностранным инвесторам».
2. Налоговая политика, проводимая в сфере природопользования, в значительной степени ориентирована на достижение фискальных целей при условии максимального упрощения налогового администрирования и не нацелена на достижение перспективного исследования природных ресурсов с целью воспроизведения природных запасов. В Налоговом Кодексе Российской Федерации действует положения, которые вызывают много вопросов, связанных с неточностью формулировок. Налоговые льготы, позволяющие увеличивать размер денежных средств, остающихся в распоряжении организаций, не являются достаточным источником для инвестиций, так какдоля инвестиций в топливно-энергетический комплекс за счет привлеченных средств, как правило, существенно превышает долю инвестиций за счет собственных средств. При этом установленные фиксированные ставки налога без учета условий добычи угнетают производство. Налоговая нагрузка обратно пропорциональна рентабельности разработки месторождения, что особенно ощутимо в нефтедобыче.
Недостатком подобного подхода является то, что фактически налогообложение не учитывает ряд объективных факторов, к числу которых можно отнести горно-геологические, экономико-географические и инфраструктурные условия разработки полезных ископаемых. По существу это дает дополнительные преимущества предприятиям, обладающим лучшими участками недр, что влечет за собой вывод нефтяных скважин из эксплуатации, сокращение добычи нефти и уменьшение поступлений в бюджет. Стимулирование инвестиционной активности промышленных предприятий целесообразно осуществлять с помощь различных налоговых льгот, в первую очередь, по налогу на прибыль организаций. В соответствии с четко выработанными государственными приоритетами предоставление льгот должно носить выборочных характер и стимулировать в первую очередь инновационные производства.
3. Действующее налоговое законодательство не обеспечивает создания комплекса условий для повышения инвестиционной активности, поэтому необходима корректировка целей проводимой налоговой реформы, с одновременным совершенствованием налоговых рычагов воздействия на экономику, что может реализовываться по следующим направлениям:
• максимализация источников собственных средств предприятийамортизации и прибыли предприятия;
• создание налоговых стимулов для проведения инвестиций путем, предоставления налоговых льгот.
Вследствие низкой рентабельности продукции и большой доли убыточных предприятий прибыль предприятий не может стать весомым источником инвестиций. Поэтому наибольшее значение приобретает такой источник, как амортизационные отчисления, который является наиболее стабильным источником финансового обеспечения инвестиций в основной капитал. К числу объективных причин снижения инвестиционной активности можно отнести то обстоятельство, что в гл. 25 Налогового кодекса в части расчета амортизации действуют отсылочные нормы. Например, классификация основных средств, включаемых в амортизационные группы, должна утверждаться Правительством Российской Федерации.
4. Одной из мер, призванных активизировать инвестиции, может стать дифференцированный подход к налогообложению имущества организаций, цель которого заключается в стимулировании улучшения технологической структуры основных фондов. Дифференциация заключается в применении пониженных ставок налога при внедрении инновационных технологий с целью создания условий для повышения конкурентоспособности производственного аппарата и должна распространяться на активную часть основных фондов (машины, оборудование и т. д.), находящихся в эксплуатации. Повышенные ставки налога предлагается использовать в отношении находящихся на балансе физически и морально изношенных основных фондов с целью поощрения их списания.
С целью стимулирования инновационного воспроизводства представляется целесообразным ввести дополнительную льготу на прирост капитальных вложений. С целью косвенного стимулирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ видится целесообразным снизить налог на прибыль в соответствии с достигнутым предприятием уровнем инновационной деятельности: чем выше уровень — тем больше налоговых льгот получает предприятие.
5. Отсутствие собственных финансовых ресурсов, недоступность в большинстве случаев привлеченных средств от банков в силу высокой рискованности долгосрочного кредитования в современных условиях свидетельствуют об острой необходимости лизинга для российских предприятий и организаций. Косвенным методом воздействия государства на лизинговые операции банков является налогообложение, и в первую очередь, предоставление банкам определенных льгот. Например, кроме соответствующей амортизационной политики можно предоставить банкам дополнительную льготу по налогу на прибыль в части доходов, полученных от лизинговых операций. Льготу можно предоставлять тем банкам, которые проводят лизинговые операции с предприятиями приоритетных отраслей экономики, в частности топливно-энергетического сектора. Существенным фактором активизации инвестиционной активности может стать налоговый кредит. Практически полное отсутствие банковского кредитования является определенным тормозом развития инвестиционного процесса. Без кредита рост инвестиций ограничивается возможностями индивидуальных кругооборотов и сложившейся системы бюджетного финансирования.
6. Необходима разработка долгосрочной государственной стратегии в области изучения недр, воспроизводства минерально-сырьевой базы и технического перевооружения предприятий по добыче и первичной переработке полезных ископаемых.
7. Практика диктует необходимость создания единого федерального органа исполнительной власти, управляющего иностранными инвестициями. Эффективность процесса привлечения иностранных инвеста-* ций во многом зависит от стабильности политической ситуации в государстве, осуществления единой продуманной инвестиционной политики с учетом национальных приоритетов. Формирование и проведение в жизнь такой политики невозможно без наличия системы административно-организационного регулирования иностранных инвестиций в топливно-энергетическом комплексе. Таким образом, для оптимизации управления стратегически важным процессом привлечения иностранных инвестиций представляется необходимым создать единый федеральный орган исполнительной власти, управляющий иностранными инвестициями. Таким органом может стать Агентство по иностранным инвестициям, которое должно находиться в непосредственном подчинении Правительству Российской Федерации.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
.
Топливно-энергетический комплекс — один из устойчиво работающих производственных комплексов российской национальной экономики. В юридической науке топливно-энергетический комплекс принято рассматривать как объект правового регулирования энергетического законодательства. Энергетическое законодательство понимается в юридической литературе как крупный интегрированный комплекс, один из элементов системы законодательства Российской Федерации, совокупность нормативных правовых актов различного уровня, регулирующих предпринимательские и иные отношения, возникающие в области организации и функционирования топливно-энергетического комплекса страны. Предмет правового регулирования энергетического законодательстваэнергетические отношения — служит причиной своеобразия норм, которые составляют эту отрасль. В нормах энергетического законодательства закрепляются существенные особенности правовых отношений в топливно-энергетическом комплексе.
На данный момент топливно-энергетический комплекс — это «несущая конструкция» России. Он определяющим образом влияет на состояние и перспективы развития национальной экономики, обеспечивая около ¼ производства валового внутреннего продукта, 1/3 объема промышленного производства и доходов консолидированного’бюджета России, примерно половину доходов федерального бюджета, экспорта и валютных поступлений1. Эффективное* его использование создает необходимые предпосылки для вывода экономики страны на путь устойчивого развития, обеспечивающего рост благосостояния и повышение уровня жизни населения. Важное место при этом отводится государственному регулированию. На основании этого представляется возможным утверждать о существенном изменении роли и места основных институтов административного права в регулировании общественных отношений в экономической сфере.
Для долгосрочного стабильного обеспечения экономики и населения страны всеми видами энергии необходима научно обоснованная и воспринятая обществом и институтами государственной власти долгосрочная энергетическая политика. Примечательно, что в числе основных инструментов, способствующих ее реализации, называется правовое обеспечение отношений в сфере топливно-энергетического комплекса. Неслучайно отсутствие развитого и стабильного законодательства, учитывающего в полной мере специфику функционирования предприятий топливно-энергетического комплекса, названо одним из основных факторов, сдерживающих развитие комплекса.
Являясь относительно самостоятельным комплексом национального хозяйства страны, топливно-энергетический, комплекс требует при разработке нормативных правовых актов различного уровня, регулирующих отношения в данной сфере, учитывать объективно существующие особенности и закономерности ее функционирования и развития. Топливно-энергетический комплекс — основа энергетического сектора и всей экономики России, а последняя, как известно, не может нормально функционировать без, инвестиций. Поэтому в числе факторов, оказывающих непосредственное воздействие на динамику экономического развития, в том числе топливно-энергетического комплекса, решающая роль, несомненно, принадлежит инвестиционной сфере. На данном этапе сформировалась реально функционирующая классическая система трехуровневого финансирования экономики. Такая система, состоит из бюджетного финансирования, системы банковского кредитования и прямых инвестиций через механизмы рынка капиталов.
Приток иностранного капитала в любую страну, а также эффективность капиталовложений определяются преимуществами в данной стране инвестиционного климата. В условиях истощения производственного потенциала топливно-энергетического комплекса на первый план выходят решение проблемы нехватки инвестиционных ресурсов для поддержания нормального воспроизводственного процесса в его отраслях и формирование благоприятного инвестиционного климата. Для реализации крупных инвестиционных программ, таких, как программы энергосбережения, требуется эффективная государственная поддержка. Одним из возможных механизмов ее осуществления может стать формирование специализированного государственного инвестиционного фонда, функционирующего с учетом специфики инвестиционных проектов топливно-энергетического комплекса.
Качественный уровень и количественный рост инвестиций, их соотношение дают представление о проводимой государством инвестиционной политике, целью которой является поиск оптимального правового регулирования инвестиционной деятельности, национальных и иностранных инвесторов. В целях регулирования инвестиционной деятельности государство использует самый доступный для него и самый действенный регулятор — право. Российское законодательство нестабильно, коммерческая деятельность наталкивается на множество бюрократических преград, кроме того, складывается впечатление, что многие российские политики просто боятся прямых зарубежных инвестиций.
Правовая система, позволяющая ориентироваться на законодательство страны, в которую осуществляются инвестиции, имеет для иностранных инвесторов большое значение. Однако в России правовая система не обеспечивает защищенности иностранных инвесторов в должной мере, а законы не соответствуют друг другу. Все эти факторы перевешивают такие привлекательные черты России, как ее природные ресурсы, мощный, хотя технически устаревший и хронически недогруженный производственный аппарат, наличие дешевой и достаточно квалифицированной рабочей силы, высокий научно технический потенциал.
Притоку в инвестиционную сферу частного национального и иностранного капитала препятствуют политическая нестабильность, инфляция, несовершенство законодательства, неразвитость производственной и социальной инфраструктуры, недостаточное информационное обеспечение. Взаимосвязь этих проблем усиливает их негативное влияние на инвестиционную ситуацию. Слабый приток прямых иностранных инвестиций в российскую экономику объясняется разногласиями между исполнительной и законодательной властями, наличием межнациональных конфликтов в самой России и войн непосредственно на ее границах, социальной напряженностью, неблагоприятным для инвесторов законодательством, инфляцией, спадом производства, непрерывным падением курса рубля и его не конвертируемостью и др. Текущее состояние минерально-сырьевой базы топливно-энергетического комплекса свидетельствует о несовершенстве сложившейся системы недропользования и о не/ достаточной эффективности управления государственным фондом недр, а также о необходимости внесения принципиальных изменений в сформировавшиеся механизмы воспроизводства сырьевой базы углеводородов, которые не учитывают правовых и экономических реалий, сложившихся в России за годы реформ.
Действующую законодательную базу в области недропользования следует развивать, путем создания стимулов для эффективного выполнения геологоразведочных работ за счет собственных средств недропользователя, во-вторых, а нормы использования «отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы» следует развивать в направлении максимального расширения свободы их использования в целевых рамках увеличения ресурсного потенциала. Важное условие, необходимое для капиталовложений — постоянный и общеизвестный набор догм и правил, сформулированных таким образом, чтобы потенциальные инвесторы могли понимать и предвидеть, что эти правила будут применяться к их деятельности. В России же, находящейся в стадии непрерывного реформирования, правовой режим непостоянен.
Наряду с Конституцией и федеральными законами Российской Федерации существует огромное количество подзаконных нормативных актов, которые часто противоречат друг другу. Отсутствует четкий механизм, регламентирующий, какой именно нормативный акт из множества правовых положений, существующих по одному и тому же вопросу, применяется в каждом конкретном случае. Поэтому ни-инвесторы, ни исполнительные органы не могут быть уверены в правильности своего решения, а планирование инвестиций в значительной мере затрудняется, поскольку последствия, конкретных решений и связанные с этим расходы становятся непредсказуемыми. Законодательством России в недостаточной степени учитываются экономически интересы инвесторов. Вместо всеобъемлющегоучета они поддерживают интересы только отдельных экономических групп. Рекомендации экспертов часто игнорируются. В связи с этим нами предложено в рамках законотворческого процесса выслушивать и учитывать мнение и всех экономических групп, интересы которых затрагивают законопроекты, и на основе этой дискуссии принимать решение.
По результатам проведенного исследования можно сделать вывод о том, что инвестиционная деятельность в топливно-энергетическом комплексе (в частности, нефтяном бизнесе) России характеризуется наличием целого ряда противоречий:
— между необходимостью привлечения капиталовложений и ограничениями, на-деятельность иностранных инвесторов;
— между стремлением инвестора получить прибыль и необходимостью для государства ограничить вывоз капиталов;
— между декларациями о важности обеспечения защиты интересов инвестора и реалиями российской действительности.
Не менее важным, чем принятие надежных правовых положений, является применение на практике и реализация разработанных правовых норм. Как показало исследование, сложившаяся в Российской Федерации административная практика не способствует установлению отношений сотрудничества, основанных на доверии. В связи с этим, с целью пресечения подобных действий могло бы стать принятие закона о регулировании административной деятельности, предусматривающего положения об административной соразмерности при рассмотрении вопросов, по которым законодательство не обеспечивает полного регулирования, а также об ответственности государства за нарушение его структурами законов и других правовых актов. Препятствием на пути капиталов в Россию является также недостаточная защищенность инвестора от экономических преступлений и коррупции. Избыточные, дискриминационные барьеры на пути инвесторов по подготовке, финансированию проектов следует устранить, внеся, при необходимости, соответствующие поправки, в действующее недропользовательское инвестиционное и налоговое законодательство.
Национальный режим, то есть те равные экономические и правовые условия, в которых действуют российские и иностранные инвесторы, должен быть радикально улучшен. В целях расширения возможностей привлечения инвестиций, в том числе и иностранных, для освоения-месторождений ископаемого топлива и удешевления стоимости привлечения заемных средств целесообразно законодательно разрешить залог прав пользования недрами. Такой шаг следует рассматривать в качестве частного случая формирования более общей системы обращения (оборота) прав пользования недрами. Целесообразно сформировать новый сегмент фондового рынка — рынок лицензий на право пользования недрами с приданием ему всех необходимых атрибутов рынка ценных бумаг. Учитывая специфику горных отношений, на этом сегменте рынка должно быть, введено разумное ограничение оборотоспособности участков недр и прав пользования ими со стороны собственника недр — государства. Таким образом, переуступка прав пользования недрами будет осуществляться не через государство, а напрямую между субъектами предпринимательской деятельности под контролем государства, что резко повысит ликвидность лицензии на право пользования недрами как предмета залога (обеспечения) для привлечения заемных инвестиционных ресурсов.
Для стабилизации экономики и улучшения инвестиционного климата требуется принятия ряда кардинальных мер, направленных на формирование в стране как общих условий развития цивилизованных рыночных отношений, так и специфических, относящихся к решению задачи привлечения инвестиций.
Меры общего характера:
— совершенствование правового регулирования инвестиционной деятельности, недропользовательского и налогового законодательства;
— достижение согласованности действий между различными властными структурами, социальными группами, политическими партиями и прочими общественными организациями (в частности, путем принятия закона о регулировании административной деятельности);
— радикализация борьбы с преступностью;
— торможение инфляции;
— мобилизация свободных средств предприятий и населения на инвестиционные нужды путем повышения процентных ставок по депозитам и вкладам;
— предоставление налоговых льгот отечественным и иностранным инвесторам, идущим на долгосрочные инвестиции с тем, чтобы полностью компенсировать им убытки от замедленного оборота капитала.
Меры по активизации инвестиционной деятельности:
— создание системы приема иностранного капитала, включающей широкую и конкурентную сеть государственных институтов, коммерческих банков и страховых компаний, страхующих иностранный капитал от политических и коммерческих рисков;
— формирование Национальной системы мониторинга инвестиционного климата в России.
Инвестиционная деятельность должна осуществляться на определенных принципах, единой правовой основе, использовать общепринятые, единые для всех термины и понятия, правильно применять предоставленные льготы, своевременно и полно отчитываться за результаты инвестиционной деятельности. Естественно, столь сложный процесс инвестиционной деятельности предприятий должен регламентироваться государством. Между тем, даже в законодательстве об инвестиционной деятельности имеется достаточно много нормативных понятий, которые далеки" от своего экономического содержания, имеют противоречие в их понимании, неправильно применяются’на практике. Все это создает ненужные трудности в разработке четкой инвестиционной политики.
Законодательство об инвестициях предусматривает ряд гарантий, большинство из которых носят декларативный характер, что требует разработки механизма их реализации. Несмотря на то, что инвестиции^ российскую нефтяную промышленность защищены нормами международных договоров, которые обладают высшей юридической силой на территории России, определенные пробелы в российском законодательстве не всегда позволяют осуществить такую защиту в суде. Недоработки российского национального законодательства об иностранных инвестициях в нефтяную отрасль привели к тому, что инвесторы пытаются создать систему дополнительных гарантий, защищающих от так называемых некоммерческих рисков. Налоговая политика, проводимая в сфере природопользования, в значительной степени ориентирована на достижение фискальных целей при условии максимального упрощения налогового администрирования и не нацелена на достижение перспективного исследования природных ресурсов с целью воспроизведения природных запасов. В.
Налоговом Кодексе Российской Федерации действует положения, которые вызывают много вопросов, связанных с неточностью формулировок. При этом установленные фиксированные ставки налога без учета условий добычи угнетают производство. То есть, налоговая нагрузка обратно пропорциональна рентабельности разработки месторождения, что особенно ощутимо в нефтедобыче. Это влечет за' собой вывод нефтяных скважин из эксплуатации, сокращение добычи нефти и уменьшение поступлений в бюджет. Стимулирование инвестиционной активности промышленных предприятий целесообразно осуществлять с помощь различных налоговых льгот, в первую очередь, по налогу на прибыль организаций. В соответствии с четко выработанными государственными приоритетами предоставление льгот должно носить выборочных характер и стимулировать в первую очередь инновационные производства.
Существующее налоговое законодательство не обеспечивает создания комплекса условий для повышения инвестиционной активности, поэтому необходима корректировка целей проводимой налоговой реформы, с одновременным совершенствованием налоговых рычагов воздействия на экономику, что может реализовываться по следующим направлениям:
• максимализация источников собственных средств предприятий: амортизации и прибыли предприятия;
• создание налоговых стимулов для проведения инвестиций путем предоставления налоговых льгот.
Одной из мер, призванных активизировать инвестиции, может стать дифференцированный подход к налогообложению имущества организаций, цель которого заключается в стимулировании улучшения технологической структуры основных фондов. С целью стимулирования инновационного воспроизводства, а не простого замещения ввиду износа, представляется целесообразным ввести дополнительную льготу на прирост капитальных вложений. С целью косвенного стимулирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ видится целесообразным снизить налог на прибыль в соответствии с достигнутым предприятием уровнем инновационной деятельности: чем выше уровень — тем больше налоговых льгот получает предприятие.
Отсутствие собственных финансовых ресурсов, недоступность в большинстве случаев привлеченных средств от банков в силу высокой рискованности долгосрочного кредитования в современных условиях, свидетельствуют об острой необходимости лизинга для. российских предприятий и организаций. Косвенным методом воздействия государства на лизинговые операции банков является налогообложение, й в первую очередь, предоставление банкам определенных льгот. Существенным фактором активизации инвестиционной активности может стать налоговый кредит. Практически полное отсутствие банковского кредитования является определенным тормозом развития-инвестиционного процесса. Без кредита рост инвестиций ограничивается возможностями индивидуальных кругооборотов и сложившейся системы бюджетного финансирования. Необходимым условием должно стать установление государством приоритетов экономики, контроль банка, за предоставленным оборудованием или средствами на его приобретение и предоставление? оборудования или ресурсов на определенный срок. Необходима разработка долгосрочной государственной стратегии в области, изучения: недрвоспроизводства минерально-сырьевой базы и технического перевооружения предприятий, по добыче и первичной переработке полезных ископаемых. Практика, диктует необходимость создания единого федерального -. органа исполнительной власти, управляющего иностранными? инвестициями. Эффективность процесса привлеченияиностранных инвестиций, во многом зависит от стабильности, политической: ситуации в1 государстве, осуществления единой продуманной инвестиционной политики с учетом национальных приоритетов. Формирование и проведение в жизнь такой политики невозможно без наличия системы административноорганизационного регулирования иностранных инвестиций в топливно-энергетическом комплексе.
Таким образом, для оптимизации управления стратегически важным процессом привлечения иностранных инвестиций представляется необходимым создать единый федеральный орган исполнительной власти, управляющий иностранными инвестициями. Таким органом, по нашему мнению, может стать Агентство по иностранным инвестициям, которое должно находиться в непосредственном подчинении Правительства Российской Федерации.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ ДОКУМЕНТОВ И НАУЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.
Нормативно-правовые акты и другие официальные источники.
1. Конституция Российской Федерации // Российская газета от 25 декабря 1993 г. № 237.
2. Вашингтонская конвенция «О порядке разрешения инвестиционных споров между государствами и иностранными лицами» 1965 г.
3. Соглашение о поощрении и взаимной защите капиталовложений с Правительством Республики Корея от 14 декабря 1990 г.
4. Сеульская конвенция «Об учреждении Многостороннего агентства по гарантиям. инвестиций» 1985 г." .
5. Гражданский кодекс, Российской:/Федерации от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации от 5 декабря 1994 г. № 32 ст. 3301.
6. Налоговый кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ //Собрание законодательства Российской Федерации от 3 августа 1998 г. № 31 ст. 3824.
7. Федеральный конституционныйзакон от 17 декабря- 1997 г. № 2-ФКЗ: «О Правительстве Российской: Федерации» // Собрание законодательства. 1997." -№ 51.-Ст. 5.712. •.
8. Федеральный закон от 25 февраля 1999 г. № 39-Ф3 «Об инвестиционной деятельности в РоссийскойФедерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» // Собрание законодательства Российской Федерации от 1 марта 1999 г. № 9 ст. 1096.
9: Федеральный закон от 9* июля 1999 г. № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации от 12 июля 1999 г., № 28, ст. 3493.
10. Федеральный закон от 26- марта 2003 г. № 35-Ф3 «Об электроэнергетике» // Парламентская газета от 1 апреля 2003 г. № 59:
11. Федеральный закон от 26 марта 2003 г. № Зб-ФЗ «Об особенностях функционирования электроэнергетики в переходный период и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связшс принятием Федерального закона «Об электроэнергетике» (с изм. от 02.10.2007) // Парламентская газета от 29 марта 2003 г. № 58.
12. Федеральный закон от 14 апреля 1995 г. № 41-ФЗ «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации от 17 апреля 1995 г. № 16 ст. 1316.
13. Федеральный закон от 2 октября 2007 г. № 228-ФЗ «О внесении изменений в ст. 4 Федерального закона «Об особенностях функционирования электроэнергетики в переходный период и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об электроэнергетике» // Собрание законодательства Российской Федерации от 8 октября 2007 г. № 41 ст. 4848.
14. Федеральный закон от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» // Собрание законодательства Российской Федерации от 13 августа 2001 г. № 33 (Ч. I) ст. 3430.
15. Федеральный закон от 17 августа 1995 г. № 147-ФЗ «О естественных монополиях» (с изм. от 18.10.2007) // Собрание законодательства Российской Федерации от 21 августа 1995 г. № 34 ст. 3426.
16. Федеральный закон от 24 июня 1999 г. № 122-ФЗ «Об особенностях несостоятельности (банкротства) субъектов естественных монополий топливно-энергетического комплекса» // Собрание законодательства РФ 1999.-№ 26.-Ст. 3179.
17. Федеральный закон от 31 марта 1999 г. № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации от 5 апреля 1999 г. № 14. ст. 1667.
18. Федеральный закон от 20 июня-1996 г. № 81-ФЗ «О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности» // Собрание законодательства Российской Федерации от 24 июня 1996 г. № 26. ст. 3033.
19. Федеральный закон от 2 октября 2007 г. № 227-ФЗ «О ратификации Дополнительного протокола между Российской Федерацией и Международным агентством по атомной энергии к Соглашению между Союзом Советских Социалистических Республик и Международным агентством по атомной энергии о применении гарантий в Союзе Советских Социалистических Республик» // Собрание законодательства Российской Федерации от 8 октября 2007 г. № 41. ст. 4847.
20. Федеральный закон от 19 июля 2007 г. № 143-ФЭ «О ратификации Соглашения о создании Международной организации ИТЭР по термоядерной энергии для совместной реализации проекта ИТЭР и Соглашения о привилегиях и иммунитетах Международной организации ИТЭР по термоядерной энергии для совместной реализации проекта ИТЭР» // Собрание законодательства Российской Федерации от 23 июля 2007 г. № 30. ст. 3757.
21. Федеральный закон от 5 февраля 2007 г. № 13-Ф3 «Об особенностях управления и распоряжения имуществом и акциями организаций, осуществляющих деятельность в области использования атомной энергии, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации от 12 февраля 2007 г. № 7 ст. 834.
22. Федеральный закон от 21 ноября 1995 г. № 170-ФЗ «Об использовании атомной энергии» // Собрание законодательства Российской Федерации от 27 ноября 1995 г. № 48 ст. 4552.
23. Федеральный закон от 22 апреля 1996 г. № 39-Ф3 «О рынке ценных бумаг» // Собрание законодательства Российской Федерации от 22 апреля 1996 г. № 17 ст. 1918.
24. Федеральный закон от 26 июля 2006 г. № 135-Ф3 «О защите конкуренции» // Собрание законодательства Российской Федерации от 31 июля 2006 г. № 31 (ч. I) ст. 3434.
25. Федеральный закон от 30 декабря 1995 г. № 225-ФЗ «О соглашениях о разделе продукции» // Собрание законодательства Российской Федерации от 1 января 1996 г. № 1, ст. 18.
26. Энергетическая стратегия России на период до 2020 года, утв. распоряжением Правительства РФ от 28 августа 2003 г. — № 1234-р, (ч.1) // Собрание законодательства Российской Федерации от 8 сентября 2003 г. № 36 ст. 3531.
27. Закон РФ от 7 июля 1993 г. № 5338−1 «О международном коммерческом арбитраже» // Российская газета от 14 августа 1993 г.
28. Указ Президента РФ от 24 сентября 2007 г. № 1274 «Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти» // Собрание законодательства Российской Федерации от 1 октября 2007 г. — № 40. — Ст. 4717.
29. Указ Президента РФ от 17 сентября 1994 г. № 1928 «О частных инвестициях в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации от 26 сентября 1994 г., № 22, ст. 2462, в газете «Российские вести» от 21 сентября 1994 г. № 178.
30. Указ Президента РФ от 20 января 1996 г. № 70 «О внесении изменений и дополнений в Указ Президента Российской Федерации от 17 сентября 1994 г. № 1928 «О частных инвестициях в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации от 22 января 1996 г. № 4. ст. 267.
31. Указ Президента РФ от 7 мая 1995 г. № 472 «Об основных направлениях энергетической политики и структурной перестройки топливно-энергетического комплекса Российской Федерации на период до 2010 года» // Собрание законодательства Российской Федерации от 8 мая 1995 г. № 19. ст. 1739.
32. Указ Президента РФ от 6 февраля 2003 г. № 135 «О Государственной инвестиционной корпорации» // Собрание законодательства Российской Федерации от 10 февраля 2003 г. № 6. ст. 512.
33. Указ Президента РФ от 28 апреля 1997 г. № 426 «Об Основных положениях структурной реформы в сферах естественных монополий» // Собрание законодательства Российской Федерации от 5 мая 1997 г. № 18, ст. 2132.
34. Указ Президента РФ от 6 февраля 2003 г. № 135 «О Государственной инвестиционной корпорации» // Собрание законодательства Российской Федерации от 10 февраля 2003 г. № 6. ст. 512.
35. Указ Президента РФ от 26 февраля 1993 г. № 282 «О создании Международного агентства по страхованию иностранных инвестиций в Российской Федерации от некоммерческих рисков» // Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации от 8 марта 1993 г., № 10, ст. 853.
36. Указ Президента РФ от 15 марта 1993 г. № 339 «О создании Российской финансовой корпорации» // Собрание актов Президента и Правительства РФ. 1993. № 12. Ст. 991.
37. Указ Президента РФ от 2 февраля 1993 г. № 184 «О создании Государственной инвестиционной корпорации» // Собрание актов Президента и Правительства РФ. 1993. № 6.
38. Указ Президента РФ от 14 декабря 1991 г. № 176 «О Комитете по иностранным инвестициям при Министерстве экономики и финансов РФ» // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1991. № 51. Ст. 1836.
39. Постановление Правительства РФ от 24 октября 1992 г. № 908 «О мерах по организации информационного обеспечения российских и иностранных инвесторов о приватизации государственных предприятий» // Собрание актов Президента и Правительства РФ. 1992. № 22. Ст. 1914.
40. Постановление Правительства РФ от 13 октября 1995 г. № 1006 «Об Энергетической стратегии России» // Собрание законодательства Российской Федерации от 23 октября-1995 г., № 43, ст. 4065.
41. Постановление Правительства РФ от 17 мая 2002 г. № 319 «Об уполномоченном федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем государственную регистрацию юридических лиц, крестьянских (фермерских хозяйств), физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей» // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2002. — № 20. — Ст. 1872.
42. Постановлением Правительства РФ от 6 марта 1996 г. № 263 «О федеральной целевой программе «Топливо и энергия» на 1996 — 2000 годы // Собрание законодательства Российской Федерации от 18 марта 1996 г. — № 12-ст. 1138.
43. Постановление Правительства РФ от 7 августа 1997 г. № 987 «Об утверждении Программы мер по структурной перестройке, приватизации и усилению контроля в сферах естественных монополий» // Собрание законодательства Российской Федерации от 25 августа 1997 г. № 34, ст. 3970.
44. Постановление Правительства Российской Федерации «О дополнительных мерах по стимулированию деловой активности и привлечению инвестиций в экономику Российской Федерации» от 19.12.1997.
45. Постановление Правительства РФ от 23 мая 1994 г. № 507 «О привлечении внебюджетных инвестиций» // Собрание законодательства Российской Федерации от 30 мая 1994 г., № 5, ст. 491.
46. Постановление Правительства РФ «Об активизации работы по привлечению иностранных инвестиций в экономику Российской Федерации» от 29.09.1994.
47. Постановление Правительства РФ от 29 сентября 1994 г. № 1108 «Об активизации работы по привлечению иностранных инвестиций в экономику Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации 1994. № 24. Ст. 2637.
48. Постановление Правительства РФ от 17 апреля 1993. — № 336 // Собрание актов Президента и Правительства РФ. — 1993. — № 17. — Ст. 1548.
49. Распоряжение Правительства РФ от 4 января 1992 г. № 14-Р «Вопросы Комитета по иностранным инвестициям при Министерстве экономики и финансов Российской Федерации». (Текст распоряжения официально опубликован не был).
50. Распоряжение Правительства РФ от 26 июня 1995 г. № 867-р // Собрание законодательства Российской Федерации от 1995. № 27. Ст. 2621.
51. Коммерсант-DAILY. — от 25 января 1996, от 23 января 1995.
52. Интерфакс-финансы от 17 апреля 1995,.от 13 июня 1995. от 30 января 1996.
53. Прайм-ТАСС. М., 6 августа 2007.
54. Собрание актов Президента и Правительства РФ. 1992. № 7. Ст. 434.
55. Собрание законодательства РФ. 2003. № 36. Ст. 3531.
56. Финансовые новости — от 10 июля 1995.
57. Эксперт от 11 июня 1995.
Список литературы
- Абрамов С.И. Инвестирование. — М.: ИНФРА-М, 2000.
- Андрианов В.Д. Россия: экономический и инвестиционный потенциал. -М.: Наука, 1999.
- Андрюхина Э. П. Административно-правовое регулирование нефтегазового комплекса Российской Федерации: Автореф. дисс. канд. юрид. наук. -М.: МГЮА, 2000.
- Анискин Ю.П., Бударов А. Ю., Попов А. Н., Привалов В. В. Управление инвестиционной активностью / Под ред. Ю. П. Анискина. — М.: ИКФ Омега-Л. 272 с.
- Асланов А. Правовые аспекты осуществления иностранной инвестиционной деятельности в Российской Федерации. Дисс.. на со-иск. уч. степ. канд. юрид. наук. М.: РАГС, 2005.
- Балабанов И. Т. Основы финансового менеджмента. Как управлять капиталом? — М.: Финансы и статистика, 1994.
- Богатова Т., Былов А. Развитие инвестиционной ситуации в регионах России. -М.: ММВБ, 1999.
- Богатырев А.Г. Инвестиционное право. 1992.
- Бутыльков M.JI. Налогообложение как фактор банковской деятельности: Монография. М.: Финансы и кредит, 2002.
- Бушуев В.В. Энергетика России: ожидания и возможности // Энергетическая политика. 1999.
- Бякешев К.А., Ходаков А. Г. Международное частное право: Сборник документов. М., 1997.
- В поисках виноватого // Нефть России. 2003. — № 7.
- Витрянский В.В. Договор купли-продажи и его отдельные виды.-М.: Статут, 1999.
- Владимир Путин ликвидировал Государственную инвестиционную корпорацию // Lenta.ru от 07.02.2003.
- Вознесенская Н.Н. Иностранные инвестиции: Россия и мировой опыт (сравнительно-правовой комментарий). М., 2001.
- Гончаров П.П. Государственное регулирование иностранных инвестиций в Российской Федерации: Административно-правовой аспект: Дисс. канд. юрид. наук. ~М., 2003.
- Государственное регулирование рыночной экономики: Учебник / Под ред. В. И. Кушлина, Н. А. Волгина. М.: Экономика, 2001.
- Гражданское право. Т. 2. Полутом 1/Отв. ред. Е. А. Суханов. -М.: БЕК, 1999.
- Дефицита энергоресурсов нет: есть дефицит здравого смысла. Проблемы современной энергетики // Мировая энергетическая политика. -2003.-№ 5.
- Договор к Энергетической хартии: путь к инвестициям и торговле для Востока и Запада /Ред. рус. изд. А. А. Конопляник. М.: Международные отношения, 2002- Горная хартия государств-участников Содружества Независимых Государств. — М., 1997.
- Доронина Н.Г. Проблемы правового регулирования иностранных инвестиций // Законодательство и экономика. — 1996. № 5/6.
- Доронина Н.Г., Семилютина Н. Г. Государство и регулирование инвестиций. М., 2003.
- Звягин В. Правовой лабиринт Чубайса. О проблемах законодательного обеспечения реформы электроэнергетики // Мировая энергетическая политика. — 2003. № 6.
- Игонина JI.JI. Инвестиции / Под ред. д.э.н., проф. В.А. Слепо-ва.-М.: Юрист, 2002.
- Клеандров М.И. Нефтегазовое законодательство в системе российского права. Новосибирск: Наука, 1999.
- Колтынюк Б.А. Инвестиции, 2003.
- Коренев А. П., Богатов Д. Ф. Административное право. Альбом схем. М., 1996.
- Корнеев С.М. Юридическая природа договора энергоснабжения // Закон. 1995. — № 7.
- Лахно П.Г. На пульсе ТЭКа // Юрист. 2002. — № 14.
- Лахно П.Г. Правовое обеспечение Энергетической стратегии России на период до 2000 г. // Нефтегаз, энергетика и законодательство. Вып. З.-М, 2003.
- Лахно n.F. Становление и развитие энергетического законодательства Российской Федерации // Государство и право на рубеже веков (материалы Всероссийской конференции). — М., 2001. t
- Лахно YL.F. Энергетическое законодательство Российской Федерации // Нефтегаз, энергетика и законодательство. 2001−2002.
- Максимов И.Б. Регулирование привлечения иностранных инвестиций в условиях реформируемой экономики: Дисс.. канд. юрид. наук. Иркутск, 2000.
- Малая советская энциклопедия. Т. 7. М., 1959.
- Малышев А.Л. Роль государства в регулировании инвестиционного процесса. Изд-во: ТИСБИ, 2006.93. ' Мироненко А. А. // Законодательство № 1, январь 2006 г.
- Мурзин P.P. Ресурсная база углеводородов Российской Федерации. Доклад. Материал расположен на официальном сайте Министерства природных ресурсов Российской Федерации www/mnr.gov.ru.
- Никитин С., Никитин А., Степанова Ml Налоговые льготы, стимулирующие предпринимательскую деятельность в развитых странах запада. // Мировая экономика.
- Олейник О. Правовые проблемы энергоснабжения // Хозяйство и право. 2000: — № 5. Приложение.
- Пансков В.Г., Князев В. Г. Налоги и налогообложение. М.: МЦ ФЭР, 2003.
- Погодин А.А. Административно-правовое регулирование деятельности промышленных хозяйствующих субъектов в современных условиях: Автореф. дисс. докт. юрид. наук. М.: ВНИИ МВД России, 2003.
- Пороховский А. Россия на пути оптимизации экономической роли государства // Российский экономический журнал. — № 5−6. 2002.
- Предпринимательское право в рыночной экономике /Под ред. Г. М. Лахно.-М., 2007.
- Предпринимательское право Российской Федерации: Учебник для вузов/Отв. ред. Е. П. Губин и П. Г. Лахно.-М.: Юрист, 2003.
- Принципы энергетического законодательства: Предпринимательское право в рыночной экономике. Ml: Новая Правовая культура, 2004.
- Райхер В.К. Общественно-исторические типы страхования. -М.- Л., 1947.
- Русских Е.В. Повышение стимулирующей роли налогов в обеспечении инвестиционной активности предприятий. Дисс.. канд. эконом, наук. 08.00.05. М.: РГБ, 2005.
- Салиева Р.Н. Правовые проблемы обеспечения развития предпринимательской деятельности в нефтегазовом секторе экономики. — Новосибирск: Наука, 2001.
- Салиева Р.Н. Правовое обеспечение развития предпринимательства в нефтегазовом секторе экономики: Автореф. дисс.. д.ю.н. -Тюмень, 2003.
- Сергеев И.В., Веретенникова И. И. Организация и финансирование инвестиций. — М.: Финансы и статистика, 2000.
- Степашин С. Ханты-Мансийск богаче Москвы // Финансовый контроль, 2004. № 6.
- Стратегия под угрозой // Нефть и капитал, 2003. -№ 7−8.
- Хазанов С.Д. Важные вопросы науки административного права // Административное право на рубеже веков: Межвузовский сборник научных трудов. Екатеринбург: Уральская государственная юридическая академия, 2003.
- Шадрина Т.В. Правовое регулирование иностранных инвестиций в РФ. Автореф. на соиск. уч. степ. канд. юрид. наук. М., 1999.
- Шарп У., Александер Г., Бэйли Дж. Инвестиции: Пер. с англ. М.: ИНФРА-М, 1999.
- Электроны в свободной продаже. Интервью с Олегом Бара-киным // Мировая энергетика, 2004. № 2.
- Энергия промышленного роста. 2007. — № 6 (17).
- Юсуфов И. Необходимый объем иностранных инвестиций в ТЭК России на ближайшие 20 лет составляет около 500 млрд. долл. // РБК, 22 сентября 2003.
- Язев В. Россия без ТЭК просто замерзнет // Мировая энергетика. 2004. -№ 3.
- Ulrich Budenbernder, Wolff Heintschell von Heinegg, Peter Rosin, Energiercht. Walter de Gruyter. Berlin- New York. Т. 1. 1999- Буден-берндер У. Основные позиции в области энергетики. Комментарий к законодательству энергетики. 2003.
- Pyotr Lakhno, Cand. Sc. (Law), Moscow State University/Adjusting the Course. Legal aspects of Russia’s new energy strategy. «Oil of Russia». 2004. № 1.