Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Правовые основы профилактики административных правонарушений в области предпринимательской деятельности

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Выявлена динамика становления правовых основ профилактики административных правонарушений в области предпринимательской деятельности на этапе демократизации российского общества, перехода от тоталитарной системы управления административными процессами к демократическим, правовым отношениям. Качественно новым в решении данной проблемы является вычленение наиболее эффективных и рациональных форм… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К АНАЛИЗУ ПРАВОВОЙ ОСНОВЫ ПРОФИЛАКТИКИ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ В ОБЛАСТИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
    • 1. 1. Понятие, сущность и содержание правовой основы профилактики административных правонарушений в области предпринимательской деятельности
    • 1. 2. Профилактика административных правонарушений в условиях восстановления единого правового пространства для субъектов предпринимательства
  • ГЛАВА 2. ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА ПРАВОНАРУШЕНИЯ В ОБЛАСТИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
    • 2. 1. Профилактическая направленность правовой основы административной ответственности за правонарушения в области предпринимательской деятельности
    • 2. 2. Укрепление правовой основы привлечения к административной ответственности за правонарушения в области предпринимательства
  • ГЛАВА 3. ПРОФИЛАКТИКА АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ — СРЕДСТВО ЗАЩИТЫ ПРАВ СУБЪЕКТОВ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
    • 3. 1. Профилактика административных правонарушений и защита прав субъектов предпринимательства в процессе рыночных отношений
    • 3. 2. Формы и методы профилактики административных правонарушений как средство защиты прав субъектов предпринимательства
    • 3. 3. Административная юстиция: развитие системы профилактики правонарушений в области предпринимательской деятельности

Правовые основы профилактики административных правонарушений в области предпринимательской деятельности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. События последних лет, обусловленные переходом к рынку, продемонстрировали исключительную опасность разрастания масштабов административных правонарушений в области предпринимательской деятельности. Провоцируя конфликты между различными социальными группами, недоверие к собственнику-предпринимателю, административные правонарушения создают реальную угрозу законности и правопорядку.

Одновременно законодательство об административной ответственности представляет собой совокупность правовых актов, слабо нацеленных на предотвращение новых правонарушений. В ситуации разобщенности, нескоординированности правовых основ профилактики правонарушений применение норм об административной ответственности лишается профилактической определенности и утрачивает свою предупредительную роль.

Вопрос о компетенции органов государственного и муниципального управления по осуществлению профилактики правонарушений в области предпринимательства остается актуальным и после принятия в 2001 году Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ)1.

Решение проблемы формирования правовых основ профилактики административных правонарушений предполагает создание эффективно действующей, установленной в законодательном порядке совокупности правил поведения граждан, предпринимателей и других физических и юридических лиц по реализации ими своих прав и обязанностей в целях обеспечения и поддержки необходимого уровня безопасности личности, должностных лиц государственных и общественных организаций, направленной на предупреждение административных правонарушений.

В условиях, когда просматривается тенденция к расширению масштабов административных правонарушений в области предпринимательства, разработка и реализация эффективных правовых мер противодейст.

1 Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. Научно-практический комментарий. М., 2004. вия ей становится приоритетной государственной задачей. В связи с этим, актуальными являются проблемы ограничения вмешательства государства в экономическую деятельность субъектов предпринимательства, развитие саморегулируемых организаций в области экономики, завершение процесса разграничения полномочий между федеральными и региональными (субъектными) органами исполнительной власти на основе реализации положений Указов Президента РФ «О мерах по проведению административной реформы в 2003;2004 годах» и «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» (2004 г.)1.

Путь эффективного решения этих проблем лежит в сфере правового регулирования и проведения комплексных профилактических мероприятий с использованием юридических, социально-экономических и административных методов. Необходимо комплексное применение арсенала правовых, экономических и социальных рычагов, способных устранить причины увеличения масштабов административных правонарушений, снизить уровень правонарушаемости, напряженности и нестабильности в области предпринимательства, предотвратить конфликтные ситуации, провоцирующие проявления беззакония и произвола. Такая работа должна основываться на демократических нормах права и действующей законодательной базе Российской Федерации и ее субъектов.

Актуальность темы

исследования определяется также необходимостью понимания природы и истоков административных правонарушений в области предпринимательской деятельности, факторов, способствующих развитию этих явлений, необходимостью формирования правовых основ противодействия антиобщественному поведению и выработки эффективных мер профилактики правонарушений в предпринимательской среде. Правовое регулирование в этой области должно строиться в контексте административной реформы, проводимой в России, и являться существенной составляющей правовой политики государства.

Следует подчеркнуть, что проблема противодействия и профилактики административных правонарушений находится в центре внимания государственных и муниципальных органов, политических и обществен.

1 См.: Собрание законодательства Российской Федерации. 2003. № 30. Ст. 3046- 2004. № 11. Ст. 945. ных организаций. Задача разработки комплексной системы предупреждения и ликвидации административных правонарушений, государственных программ в этой области обусловливает необходимость всестороннего и детального изучения причин административных правонарушений в области предпринимательской деятельности, принятия действенных мер по предотвращению их развития.

Сказанное выше определяет теоретическую и практическую актуальность изучения административных правонарушений в области предпринимательства, подходов к их правовой профилактике.

Степень научной разработанности темы. Проблемам административных правонарушений уделяется большое внимание в литературе последних лет. Однако обобщающих работ по данному вопросу пока немного. Большинство публикаций посвящено отдельным аспектам исследуемой темы.

Рассмотрению общих проблем административных правонарушений, их истоков посвящены работы юристов, экономистов, историков, политологов, в частности, А. Б. Агапова, А. П. Алехина, Г. В. Атаманчука, М. Г. Анохина, Д. Н. Бахрах, И. Л. Бачило, В. Г. Вишнякова, Т. С. Емельяновой, Ю. М. Козлова, Н. М. Казанцева, A.M. Кононова, Г. Н. Кузьмиче-вой, В. М. Манохина, А. Ф. Ноздрачева, Д. М. Овсянко, A.JI. Пашина, В. В. Покозий, В. А. Прокошина, Н. Г. Салищевой, Ю. Н. Старилова, Ю. А. Тихомирова, Н. Ю. Хаманевой и др.1.

Существенными вопросами, рассматриваемыми в литературе, стали проблемы реализации общепризнанных норм права, составляющих демократические основы правового обеспечения предпринимательской деятельности, что является важным условием профилактики административных правонарушений. Они освещаются в работах A.C. Автономова, П.В.

1 См.: Агапов А. Б. Административная ответственность. М., 2000; - Административное право. Учебник РАГС. М., 2003; Административно-правовое регулирование в сфере экономических отношений // Отв. ред. И. Л. Бачило, Н. Ю. Хаманева. М., 2001; Алехин А. П., Кармолицкий A.A., Козлов Ю. М. Административное право Российской Федерации. М., 2002; Старилов Ю. Н. Административная юстиция: проблемы теории. Воронеж, 1998; Тихомииров Ю. А., Ноздрачев А. Ф., Пронина B.C., Хангельдыев Б. Б., Терещенко JI.K., Петухов В. Н. Концепция развития административного законодательства // Правовая реформа: концепция развития российского законодательства. М., 1995; Прокошин В. А. Юридическая аналитика: управленческое право в жизни человека и общества. М., 2004 и др.

Анисимова, M.B. Баглая, К. С. Вельского, Б. Н. Габричидзе, Б. П. Елисеева, H.A. Емельянова, A.A. Кармолицкого, В. Н. Кудрявцева, С. М. Кузнецова, В. В. Рушайло, А. Д. Селюкова, В. Д. Сорокина, И. Д. Фиалковской, B.C. Четверякова и др. Ряд исследователей прослеживает особенности политики Российского государства в области предпринимательства и ее отражение в законодательстве об административных правонарушениях: A.B. Дроздов, Е. В. Овчарова, М. П. Петров, В. В. Скитович, В. Н. Ульянова и др. Значительный интерес представляют также труды современных зарубежных авторов по изучению административно-правовых отношений.

Научные идеи нашли отражение в материалах парламентских слушаний палат Федерального Собрания, в документах органов законодательной (представительной), исполнительной власти субъектов Федерации. Многие из этих материалов использованы автором настоящей диссертации.

Объектом исследования является совокупность общественных отношений по осуществлению профилактики административных правонарушений в области предпринимательской деятельности.

Предмет исследования — правовые основы профилактики административных правонарушений в области предпринимательской деятельности.

Цель исследования заключается в создании комплексного механизма обобщения современных правовых тенденций, направленных на профилактику административных правонарушений в области предпринимательства, формулировании наиболее вероятных перспектив реализации правовых основ профилактической деятельности. Данная цель предполагает решение следующих задач:

— выявить сущность понятия «профилактики административных правонарушений в области предпринимательства» ;

— дать правовой анализ административных правонарушений в этой области на современном этапе России;

— раскрыть характер и формы проявления административных правонарушений в области предпринимательской деятельности;

— показать роль правовой политики как важнейшей основы устранения причин административных правонарушений в данной области общественных отношений;

— выявить правовые механизмы профилактики административных правонарушений в области предпринимательства;

— исследовать проблемы формирования правовых основ противодействия административным правонарушениям в области предпринимательской деятельности и дать анализ их функционирования;

— определить основные направления деятельности государственных, муниципальных и общественных институтов по профилактике административных правонарушений.

Методологическую основу исследования составляют принципы комплексности, системности и междисциплинарный подход. Используются методы: правовой и логический анализ, дедукция, аналогия и обобщение. Находят свое отражение общепринятые методы, применяемые в отечественной и зарубежной науке.

Источниковой базой исследования стали нормативные правовые акты Российской Федерации, среди которых — Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные и федеральные законы, законы субъектов Российской Федерации, указы и послания Президента РФ, материалы парламентских слушаний, постановления Правительства РФ, труды российских и зарубежных ученых, общественных деятелей. Мно-гоаспектность изучаемой проблемы и междисциплинарный характер интересующего автора предмета исследования обусловливают привлечение научных результатов в области правоведения, социологии, экономики и политики.

Научная гипотеза исследования состоит в том, что диссертант выносит на защиту положения, которые содержат трактовку спорных вопросов и прогнозируемых последствий решения отдельных проблем: комплексное развитие правовых основ профилактики правонарушенийопределение перспектив совершенствования нормативно-правовой базы их предотвращения в области предпринимательской деятельностиреализация совокупности выводов настоящего исследования, составляющих элементы новых знаний о содержании, системе, структуре и значении профилактики правонарушений в рыночных условиях.

Научная новизна исследования обусловлена тем, что в диссертационной работе анализируются современные тенденции, обусловившие необходимость развития правовых основ профилактики административных правонарушений в области предпринимательства после принятия нового Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. В процессе исследования данных новых правоотношений выявляются их причинно-следственные связи и особенности. Диссертант обращается к мало изученной проблеме законодательного обеспечения единства профилактики правонарушений и защиты прав субъектов предпринимательской деятельности.

Основные научные положения, разработанные автором, и степень их новизны:

— разработана и обоснована концепция профилактики административных правонарушений в области предпринимательской деятельности как разновидности управленческой деятельности с характерными, ей присущими в рыночных условиях особенностями, как процесса, управляемого в соответствии с действующим законодательством и криминальной обстановкой в стране. С учетом особенностей предпринимательства по-новому аргументируется определение правовых основ профилактики — одного из главных способов обеспечения законности, правопорядка, как системы правовых норм, охватывающей выявление и устранение причин, условий совершения правонарушений в предпринимательской среде, а также борьбу с антиобщественными поступками, питающими административные правонарушения;

— выявлена динамика становления правовых основ профилактики административных правонарушений в области предпринимательской деятельности на этапе демократизации российского общества, перехода от тоталитарной системы управления административными процессами к демократическим, правовым отношениям. Качественно новым в решении данной проблемы является вычленение наиболее эффективных и рациональных форм реализации международно-правовых, конституционных и административно-правовых принципов профилактики правонарушений. Обнаружена потребность в определенной переоценке последствий административно-противоправных деяний в связи с увеличением масштабов их негативных последствий и несовершенством системы административных наказаний и санкций в области предпринимательской деятельности. Становление новых правовых основ профилактики нацелен на существенное повышение эффективности административно-правовых средств борьбы с правонарушениями и преступностью, которые в КоАП РФ 2001 г. серьезно отличаются по уровню, структуре и динамике от правонарушений и преступности в дорыночный период времени;

— акцентировано внимание на необходимости активизации действий общества, рыночных структур, государственной и муниципальной службы, всех частей и «блоков» правоохранительной деятельности по предупреждению роста числа экономических правонарушений и недопустимости расширения сфер их влияния, по осуществлению впервые непосредственно введенных в КоАП РФ административно-правовых принципов законности, презумпции невиновности, равенства всех перед законом. Прослеживается взаимосвязь профилактики административных правонарушений с функционально-защитной, предметно-защитной и процессуально-защитной компетенцией субъектов предпринимательской деятельности, в том числе юридических лиц, административная ответственность которых впервые введена в действующий КоАП РФ. В разработанной автором модели данной взаимосвязи акцент сделан на соблюдении режима административно-правовой защиты предпринимательства, на укреплении служебной, финансовой и трудовой дисциплины, улучшении контроля и надзора в этой области.

— доказана приоритетность комплексного подхода к выработке и реализации правовых основ противодействия увеличению масштабов административных правонарушений, обеспечения преемственности в опыте социальной профилактики, накопленном в отношениях хозяйствующих субъектов. В этой связи предлагается закрепить в нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации: систему и структуру, формы и методы профилактики административных правонарушенийсоздание профилактических и правозащитных центров с целью исследования причин правонарушений и осуществления мер, обеспечивающих эффективность профилактической работы;

— раскрыта в обобщенном виде профилактическая функция обновленной в ходе реформирования системы государственного и муниципального управленияорганизационную суть этой функции автор видит в разработке и осуществлении комплексной концепции и программы профилактики административных правонарушений, подробно рассматриваемой в диссертации;

— предложено решение ряда проблем, выявленных в процессе анализа административно-правовой ситуации в Российской Федерации, многие из которых являются предпосылками административных правонарушений в предпринимательской деятельности. Обращено внимание на последствия опасной динамики таких противоправных действий, как нарушение порядка ценообразования (ст. 14.6 КоАП), обман потребителей (ст. 14.7 КоАП), использование некачественного этилового спирта (ст. 14.18 КоАП), ненадлежащее управление юридическим лицом (ст. 14.21 КоАП) и многих других, требующих решительных мер государства. Вносятся предложения по разработке научно-обоснованной политики поддержки предпринимательства, созданию условий нормализации статуса предпринимателей и ликвидации предпосылок совершения многими из них административных правонарушений;

— сформулированы возможные правовые средства решения проблемы борьбы садминистративными правонарушениями, в том числе новые процессуально-правовые нормы их профилактики. В частности, автором предлагаются механизмы предупреждения конфликтов в области предпринимательской деятельности, аргументируется недопустимость только силовых подходов к противодействию административным правонарушениям. Обосновывается система научного анализа и мониторинга действия этих механизмов в единстве с подготовкой специалистов в данной области. В силу возросшего объема функций правоохранительных органов необходимо узаконить их координационную деятельность по вопросам социальной профилактики административных правонарушений и создания в этой сфере единой информационно-профилактической системы.

Практическая значимость диссертации. Материалы исследования могут быть использованы для дальнейшего изучения административных правонарушений, формирования механизмов их профилактики, разработки практических мер по предотвращению проявлений беззакония в области предпринимательства.

Сформулированные в диссертации выводы имеют теоретическое и практическое значение. Они могут быть учтены в работе государственных и муниципальных структур, занимающихся профилактическими процессами, их правовым регулированиемиспользованы в преподавательской деятельности и подготовке кадров системы государственного и муниципального управления.

Апробация работы. Материалы диссертационного исследования нашли отражение в ряде публикаций автора. Диссертация обсуждалась на кафедре государственного управления и правового обеспечения государственной службы Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации. Выводы диссертанта были предметом рассмотрения в Министерстве внутренних дел России, Управлении внутренних дел Юго-восточного округа г. Москвы, Всероссийской государственной налоговой академии, Государственном университете управления.

Структура диссертационного исследования. Диссертация состоит из введения, трех глав, семи параграфов, заключения, списка источников и литературы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Исследование правовых основ профилактики административных правонарушений в области предпринимательской деятельности позволяет сделать выводы и высказать следующие предложения по совершенствованию правовых и организационных механизмов, определяющих их действие.

1. Категория «административные правонарушения в области предпринимательской деятельности» все активнее используется в законодательстве и все более утверждается в учебной и научной литературе по административному праву. Обусловлено это тем, что профилактика административно-правовых правонарушений в соответствующей области общественных отношений призвана обеспечить наступление желаемого результата с наименьшими затратами сил, средств и времени.

Осуществляемые в последние годы меры по проведению административной реформы, обновление административного законодательства и расширение круга регулируемых им управленческих отношений соответственно увеличили количество составов административных правонарушений в области предпринимательской деятельности, модифицировав некоторую их часть. Вместе с тем по-прежнему требуют эффективной административно-правовой профилактики правонарушений и охраны некоторые новые подотрасли управленческой деятельности: лицензионнаяинформационнаясвязанная с порядком регистрации и осуществления предпринимательской деятельностив области рекламына потребительском рынке и др.

Состояние административного законодательства в целом и законодательства об административной ответственности в области предпринимательства, в частности, свидетельствует о необходимости выработать концепцию и приоритеты его дальнейшего развития. Очевидны не только потребности в кодификации законодательства об административных правонарушениях, обусловленные содержанием статей 76 и 77 Конституции России, но и дальнейшее обновление положений законодательства об административной ответственности в части предупреждения роста числа правонарушений.

2. Сегодня законодательство об административной ответственности представляет собой требующую скоординированных усилий сумму правовых актов, слабо нацеленных на предотвращение новых правонарушений. Помимо основного акта — Кодекса РФ об административных правонарушениях, выделяются законы, вносящие изменения в КоАП РФспециальные законы, посвященные административной ответственностиакты органов представительной власти субъектов Федерацииакты органов исполнительной власти субъектов Федерацииакты органов местного самоуправления и др. В этой ситуации применение норм об административной ответственности лишается профилактической определенности и утрачивает свою профилактическую роль.

Вопрос о компетенции по установлению административной профилактики правонарушений в области предпринимательской деятельности остается актуальным и после принятия нового КоАП РФ.

Изучение действующего законодательства, а также литературы по общей теории права, административному праву позволяет сделать вывод о том, что профилактика административных правонарушений наилучшим образом обеспечивается с помощью разнообразных административно-правовых и организационных средств профилактического содержания, которые создают необходимую степень безопасности для личности, должностного и юридического лица, специфический порядок административно-правового регулирования общественных отношений в области предпринимательской деятельности.

3. Рассматриваемые правовые основы профилактики есть нормативно установленная в законодательном порядке совокупность правил деятельности, действий или поведения лиц, а также порядок реализации ими своих прав и обязанностей в целях обеспечения и поддержания необходимого уровня безопасности личности и предупреждения административных правонарушений.

Проблема развития правовых основ профилактики административных правонарушений, возникающих в процессе предпринимательской деятельности является основополагающей для разрабатываемых в настоящем исследовании теоретических моделей, концепций и теорий, ибо является неотъемлемой частью процесса обеспечения прав граждан и организаций. Учитывая, что многие аспекты исследуемой темы были освещены недостаточно в административно-правовой литературе, без учета требований административной реформы, надо признать необходимость ее осмысления по-новому, то есть с позиций правового государства и гражданского общества во взаимной связи прав физических и юридических лиц.

4. Необходимо всесторонне развивать профилактическую функцию административной ответственности за правонарушения в области предпринимательства как средства обеспечения безопасности личности в области предпринимательской деятельности. Характерными признаками этой функции являются: определенное конституционными и административно-правовыми нормами права поведение физических, должностных и юридических лицвведение порядка всестороннего рассмотрения административных дел с указанием последствий правонарушений для государства и общества, установление мер юридической ответственности за административные правонарушения в области предпринимательской деятельности и особого контроля за соблюдением порядка их разграничения.

В этой связи разработка предложений, направленных на обеспечение профилактики правонарушений, защиты прав граждан и организаций не только в общетеоретическом плане, но и в рамках отдельной отрасли права, выяснение специфических для данной отрасли общественных знаний функций, форм и технологий, при помощи которых осуществляются эти права, является необходимым условием становления правового государства.

5. Правовые основы профилактики административных правонарушений представляют собой систему правовых норм преимущественно административно-правового характера, которая направлена на защиту прав и свобод граждан, прав юридических лиц, занятых в области предпринимательства, а также изменение компетенции исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления, участвующих в реализации профилактических функций.

Однако пока цели и принципы правового государства не стали реальностью, когда реформируемое государство не в состоянии обеспечить строгое исполнение законов о профилактике административных правонарушений, о защите здоровья, чести и достоинства личности, прав организаций в области предпринимательства, необходимо последовательное, систематизированное изложение теории административно-правовой профилактики и защиты прав физических и юридических лиц в этой области.

Характер процессов, происходящих в российском обществе, требует реального преобразования содержания правового регулирования административно-профилактических отношений. Нельзя допускать стихийность этого процесса, необходим поиск оптимального уровня связанности профилактики административных правонарушений правом, которое стабилизирует, охраняет и регулирует административно-профилактические отношения. Нужно сделать так, чтобы здесь не было ни пустот, ни избытка регулирования (заурегулированности), ни внутренних противоречий (коллизий).

6. Рассматриваемые основы профилактики административных правонарушений характеризуются достаточно широким кругом регулируемых правом общественных отношений, ограниченных областью предпринимательской деятельности, а также преимущественно императивными методами государственного управления.

Учитывая, что попытка создания целостной концепции правового регулирования административно-правовой профилактики правонарушений в единстве с правовой защитой физических и юридических лиц, занятых в сфере рыночной экономики, предпринимается впервые, надо создать теоретико-методологическую базу нормотворческой деятельности участников административно-правовых профилактических отношений, разработки адекватного механизма юридической защиты физических и юридических лиц прежде всего административно-правовыми (управленческо-правовыми) средствами. В нашей стране настоящая база пока не развита, хотя уже издано немало работ, связанных в той или иной мере с административными правонарушениями. В этом отношении большую роль играет профилактическая направленность административной юрисдикции, поскольку именно она оказывает существенное влияние на эффективность профилактики правонарушений в области предпринимательской деятельности, а также охраны и защиты общественных отношений от правонарушений. Важность этого направления профилактической деятельности обусловлена не только большим количеством административных проступков в общей структуре правонарушений, но и постоянным расширением административно-юрисдикционной защиты физических и юридических лиц, занятых в области предпринимательства.

7. Исследование содержания возможностей правовых основ профилактики административных правонарушений позволяет сформировать четкое представление об основаниях их использования, чтобы предупредить необоснованное их использование, а также предотвратить применение ограничительных мер вне административно-правовых рамок.

Разделяя мнение большинства ученых, поддерживающих суждение о том, что административная юрисдикция является частью административной деятельности государственных органов, необходимо подчеркнуть тенденцию к увеличению значительного числа материально-правовых и процессуально-правовых норм, регулирующих административно-профилактические отношения в области предпринимательской деятельности. С учетом их возрастающей роли в административной деликтоло-гии складываются предпосылки для формирования в перспективе новой подотрасли российского административного права — административно-правовой профилактики правонарушений. Для такого вывода, полагаем, имеются теоретические и правовые предпосылки, изложенные в настоящем исследовании.

Профилактическую, подлинно правозащитную проблематику, и прежде всего в административно-правовой сфере, следует включить в качестве приоритетной в Государственную программу перспективных научных исследований. Это будет способствовать выработке научно обоснованных рекомендаций по совершенствованию деятельности всех государственных органов в административно-правовой сфере.

Разработка теории административно-правовой профилактики правонарушений и защиты физических и юридических лиц, уяснение содержания всех ее элементов и проблем позволит научно обосновать возможные пути совершенствования научной и нормативной основы профилактики административных правонарушений в области предпринимательской деятельности.

В законодательстве должен быть урегулирован интеграционный (многопрофильный) аспект правовой профилактики, закреплены принципы, функции, формы и методы юридического обеспечения реализации современных технологий действия гарантий административно-правовой защиты этих прав в рамках единого федерального правового пространства. Разработка соответствующих законов должна быть основана на координации правотворческой деятельности Российской Федерации, ее субъектов и расширении системных исследований профилактической тематики, обусловленных разнообразием и богатством административно-правовых средств.

8. Правовые основы профилактики необходимо рассматривать как составную часть правового арсенала, призванного обеспечить интересы личности, предпринимательства, общества и государства.

Вместе с тем обнаружилось, что обширная совокупность типичных объектов науки административного права, вызванных изменяющимися условиями, допускает наряду со сложившимися понятиями (функция, структура, организация, государственное управление и др.) создание единой концептуальной и методологической базы правовых основ профилактики административных правонарушений. В этой базе используются новые ключевые понятия: правозащитная деятельность, административно-правовой режим профилактики, правозащитная способность исполнительных органов государственной власти и др. Такое положение позволяет перейти от рассмотрения отдельных профилактических мероприятий к системе административно-правовой профилактики правонарушений в области предпринимательства.

Попытка формального провозглашения социальной защиты без подкрепления административно-правовыми средствами показала свою несостоятельность.

9. Институт административно-правовой ответственности и связанные с ним меры принуждения являются в определенных случаях единственным способом, позволяющим нейтрализовать негативные последствия соответствующих ситуаций. В связи с этим использование института административно-правовой ответственности позволяет государству обеспечить личную безопасность граждан, а также безопасность всей области предпринимательской деятельности.

Учитывая, что управление процессом реализации административно-правовой профилактики правонарушений и защиты прав граждан и организаций в сфере экономики может стать самостоятельной функцией исполнительной власти, на ее органы возлагается ответственность не только за определение основных направлений деятельности на данном направлении, но и за осуществление профилактических мер в процессе развития правовой системы. Существует заинтересованное, обусловленное правом отношение исполнительных органов государственной власти к внедрению нового, прогрессивного в процесс профилактики административных правонарушений.

Анализ системы «государственное управление — профилактические отношения — социальный прогресс» показывает, что совершенствование федеральной, региональной и муниципальной организации административно-правовой профилактики является важнейшим элементом теории и практики правового регулирования управления. Укрепление единства действий всех ее звеньев в этом направлении представляет собой существенный резерв для улучшения качества управления, включая конкретные формы и методы осуществления профилактической функции исполнительной власти, борьбу с проявлениями коррупции и монополизма в области предпринимательской деятельности.

Для того, чтобы административное право отражало по существу административно-правовую профилактику правонарушений, защиту прав физических и юридических лиц в этой области, было бы оправданным включить в его общую часть отдельный раздел: «Административно-правовая профилактика правонарушений и защита прав физических и юридических лиц». В то же время курс предпринимательского права можно было бы дополнить самостоятельным разделом: «Особенности административно-правовой профилактики правонарушений и защиты прав граждан и юридических лиц в области предпринимательской деятельности» .

10. В юридических вузах необходимо ввести изучение специального курса «Административно-правовая профилактика правонарушений и защита прав физических и юридических лиц», который включал бы общую часть, организационно-правовые предпосылки законотворчества в этой сфере общественных отношений.

Общая часть должна включать предмет административно-правовой профилактики правонарушений, административно-правовые функции, формы и методы регламентации общественных отношений, возникающих в процессе аккумуляции, реализации и обеспечения прав физических и юридических лиц на административно-правовую защиту. Наряду с тем в этом курсе могут изучаться профилактические правозащитные отношения, имеющие место в процессе создания, организации и деятельности физических и юридических лиц, урегулированные законодательством в области предпринимательской деятельности.

Назрела необходимость упорядочить на правовой основе процессуально-защитные отношения между: субъектом административного деликта и государствомсубъектом административного правонарушения и органом, правомочным совершать предусмотренные законом процессуальные действия и применять меры административного принуждения. Специфичен здесь и метод правового регулирования — метод государственно-властного подчинения, носящий императивный характер. В административно-профилактической деятельности обязательно участие государственного органа, правомочного осуществлять административную юрисдикцию, или соответствующего должностного лица этого органа.

В силу несовершенства законодательного закрепления прав физических и юридических лиц этот спецкурс должен раскрыть понятие, юридические свойства и сущность профилактической и правозащитной деятельности, историю ее развития, основы правового статуса субъектов предупредительных отношений, роль правоохранительных органов в механизме гарантий профилактики правонарушений и административной защиты прав граждан и организаций.

11. Следует сказать, что в настоящее время в России имеются основные законодательные акты, призванные регламентировать общественные отношения профилактики административных правонарушений, которые в целом соответствуют европейским и мировым стандартам. Однако действующим законодательством непоследовательно определен статус ряда субъектов предпринимательства, непосредственно участвующих в обеспечении профилактики нарушений административно-правовых режимов. В частности, отсутствуют законодательные акты, регулирующие профилактическую деятельность органов внутренних дел (милиции). Имеющиеся в настоящее время приказы и инструкции МВД России в общем определяют направления деятельности органов и учреждений МВД России, но не учитывают специфики их профилактической деятельности, что, в свою очередь, как показала практика, влечет нарушения прав и свобод граждан в условиях действия нового КоАП Российской.

Федерации. Некоторые из функций органов внутренних дел (милиции), обеспечивающих административно-правовую профилактику правонарушений в области предпринимательства не нашли своей нормативно-правовой конкретизации. В целях совершенствования правового статуса органов внутренних дел (милиции) было бы целесообразно в законе о милиции выделить отдельную главу — «Деятельность милиции по профилактике административных правонарушений» .

Таковы некоторые выводы и предложения, которые сформулированы при рассмотрении проблемы, обозначенной в названии данной работы. Разумеется, исследованные нами положения, касающиеся темы диссертации, равно как и предлагаемые пути их совершенствования, не исчерпывают всего комплекса задач в этой сфере. Кроме того, новые проблемы, которые неизбежно появятся в процессе совершенствования законодательства об административных правонарушениях в области предпринимательской деятельности, потребуют своего адекватного разрешения. Поэтому исследование в этом направлении автор будет проводить и далее.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г.// М., 1993.
  2. Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка. Принят резолюцией 34/169 Генеральной Ассамблеи ООН от 17 декабря 1979 г. // Сб. документов «Международные акты по правам человека». М., 1998.
  3. Гражданский кодекс Российской Федерации от 30 ноября 1994 г. Часть первая // СЗ РФ. 1994. № 32. Ст. 3301.
  4. Водный кодекс Российской Федерации от 16 ноября 1995 г.// СЗ РФ. 1995. № 47. Ст. 4471.
  5. Налоговый кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. Часть первая // СЗ РФ. 1998. № 31. Ст. 3824.
  6. Кодекс внутреннего водного транспорта РФ от 7 марта 2001 г.// СЗ РФ. 2001. № 11. Ст. 1001.
  7. Земельный кодекс Российской Федерации от 25 октября 2001 г.// СЗ РФ. 2001. № 44. Ст. 4147.
  8. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. // СЗ РФ. 2002. № 1. (Часть I). Ст. 1.
  9. Таможенный кодекс РФ.// СЗ РФ. 2003. № 31. Ст. 1224.
  10. Федеральный закон от 8 августа 2001 г. «О лицензировании отдельных видов деятельности» // Российская газета. 2001. 10 августа.
  11. Закон РФ от 7 февраля 1992 г. «О защите прав потребителей"// ВВС РФ. 1992. № 15. Ст. 766- СЗ РФ. 1996. № 3. Ст 140- 1999. № 51. Ст. 6287.
  12. Закон Российской Федерации от 27 апреля 1993 г. (в редакции Федерального закона от 14. декабря 1995 г.) «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» // Ведомости СНД РФ и ВС РФ. 1993. № 19. Ст. 685.
  13. Федеральный закон от 25 июля 1995 г. «О рекламе"// СЗ РФ. 1995. № 30. Ст. 2864- 2001. № 51. Ст. 4827.
  14. Федеральный закон от 9 января 1996 г. «О радиационной безопасности населения» //Российская газета. 1996 г. 17 января.
  15. Федеральный закон от 25 февраля 1999 г. «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций"// СЗ РФ. 1999. № 9. Ст. 1097- 2000. № 2. Ст. 127- 2001. № 26. Ст. 2590. № 33. Ст. 3419.
  16. Федеральный закон от 24 июня 1999 г. «О несостоятельности (банкротстве) субъектов естественных монополий топливно-энергетического комплекса"// СЗ РФ. 1999. № 25. Ст. 3179.
  17. Федеральный закон от 8 августа 2001 г. «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей"// СЗ РФ. 2001. № 33. Ст. 3431.
  18. Федеральный закон от 8 августа 2001 г. «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» // СЗ РФ. 2001. № 33. Ст. 3432.
  19. Федеральный закон от 8 августа 2001 г. «О лицензировании отдельных видов деятельности» // СЗ РФ. 2001. № 31. Ст. 3440- 2002. № 11. Ст. 1020.
  20. Федеральный закон от 10 января 2002 г. «Об охране окружающей среды» // СЗ РФ. 2002. № 2. Ст. 133.
  21. Федеральный закон от 12 июня 2002 г. «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» // СЗ РФ. 2002. № 24. Ст. 2253.
  22. Федеральный закон от 25 июня 2002 г. «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» // СЗ РФ. 2002. № 26. Ст. 2519.
  23. Федеральный закон от 25 июля 2002 г. «О противодействии экстремистской деятельности» // СЗ РФ. 2002. № 30. Ст. 3031.
  24. Федеральный закон от 27 мая 2003 г. «О системе государственной службы Российской Федерации» // Российская газета. 2003. 31 мая.
  25. Федеральный закон от 13 сентября 2004 г. «О неотложных мерах по повышении эффективности борьбы с терроризмом"// Российская газета. 2004. 16 сентября.
  26. Указ Президента Российской Федерации от 4 апреля 1992 г. «О борьбе с коррупцией в системе государственной службы» // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1992. № 17. Ст. 923.
  27. Указ Президента Российской Федерации от 6 июля 1996 г. «О мерах по укреплению дисциплины в системе государственной службы» (в редакции Указа Президента РФ от 27 июня. 2000 г.) // Российская газета. 1996. 11 июня.
  28. Указ Президента Российской Федерации от 18 июля 1996 г. «Положение о министерстве внутренних дел Российской Федерации» // СЗ РФ. 1996. № 30. Ст. 3605.
  29. Указ Президента Российской Федерации от 3 марта 1998 г. «Об обеспечении взаимодействия государственных органов в борьбе с правонарушениями в сфере экономики» (в ред. Указа Президента России от 25.07. 2000) // СЗ РФ. 1998. № 10. Ст. 1159.
  30. Указ Президента Российской Федерации от 13 мая 2000 г. «О полномочном представителе Президента России в федеральном округе» // СЗ РФ. 2000. № 20. Ст. 2112.
  31. Указ Президента Российской Федерации от 6 июня 2003 г. «Вопросы государственного комитета Российской Федерации по контролю заоборотом наркотических средств и психотропных веществ» // СЗ РФ. 2003. № 23. Ст. 2198.
  32. Указ Президента Российской Федерации от 23 июля 2003 г. «О мерах по проведению административной реформы в 2003—2004 годах» // Российская газета. 2003. 25 июля.
  33. Указ Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти"// СЗ РФ. 2004. № 11. Ст. 945.
  34. Указ Президента Российской Федерации от 16 июля 2004 г. «О мерах по совершенствованию государственного управления"// Российская газета 2004. 20 июля.
  35. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации. М., 2000.
  36. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации. М., 2003.
  37. Постановление Правительства Российской Федерации от 15 апреля 1885 г. «О порядке привлечения граждан государственной границе Российской Федерации» // СЗ РФ. 1995. № 20. Ст. 3456.
  38. Постановление Правительства Российской Федерации от 5 ноября 1995 г. «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» // СЗ РФ. 1995. № 46. Ст. 4459.
  39. Постановление Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2002 г. «О совершенствовании организации исполнения федеральных законов» //Российская газета. 2002. 13 ноября.
  40. Административное принуждение. Административная ответственность. Производство по делам об административных правонарушениях: Сборник нормативных актов: Учеб. пособие/ Сост. Старилов Ю. Н. Воронеж, 1993.
  41. Административное принуждение и административная ответственность. Сб. норматив, актов/ Сост. Старилов Ю. Н. М., 1998.
  42. Сборник нормативных актов по административной ответственности органов внутренних дел. М., 1999.
  43. А.Б. Федеральное административное право России: Курс лекций. М., 1997.
  44. А.Б. Административная ответственность: Учеб. М., 2000.
  45. А.К. Проблемы ответственности в политико-административном управлении: региональный аспект (по итогам социолог. опроса). Ростов-на-Дону, 2002.
  46. Административное право Российской Федерации: Проблемные вопросы развития отрасли правовой системы и преподавания курса: Сб. ст. Новгород, 1999.
  47. Административная деятельность органов внутренних дел. Общая часть. Под ред. Коренева А. П. М., 1996.
  48. Административная ответственность. М., 2001.
  49. Административная ответственность за нарушения правил дорожного движения: Беларусь, Латвия, Литва, Польша, Россия, Украина, ФРГ, Эстония. Минск, 1999.
  50. Административное право. Общая часть: Учеб. пособие/ Под общ. ред. Сальникова В. П. СПб., 2000.
  51. Административное право: Учеб. Под ред.: Козлова Ю. М., Попова Л. Л. М., 2000.
  52. Административное право: Учеб. для вузов/ Под ред.: Козлова Ю. М., Попова Л. Л. М., 2002.
  53. Административно-правовое регулирование в сфере экономических отношений/ Отв. ред.: И. Л. Бачило, Н. Ю. Хаманева. М., 2001.
  54. Актуальные проблемы административного права России: Материалы Всерос. науч.-практ. конф., 27−28 мая 1998 г. Омск, 1999.
  55. Актуальные проблемы административного права Российской
  56. Федерации и административной деятельности органов внутренних дел: Материалы науч.-практ. конф. (г.Волгоград, 26−28 мая 1999 г.)/ Редкол.: Симухин В. Д. и др. Волгоград, 1999.
  57. С.С. Общая теория права. Т. 1−2. М., 1982.
  58. А.П. Административное право Российской Федерации: Учеб. для вузов. М., 1999
  59. А.П., Кармолицкий A.A., Козлов Ю. М. Административное право Российской Федерации. М., 2002.
  60. А.П. Административное право Российской Федерации. Учеб. для юрид. вузов и фак. М., 2001.
  61. П.В. Сравнительный анализ законодательства об административных правонарушениях Российской Федерации и Республики Беларусь: Информ.-аналит. обзор: Учеб. пособие. Волгоград, 2001.
  62. Г. В. Теория государственного управления. Курс лекций. М., 1997.
  63. С.Н. Территория государства: правовые и геополитические проблемы. М., 1997.
  64. .Т. Юридическая ответственность. Красноярск, 1985.
  65. Д.Н. Административная ответственность. М., 1999.
  66. Д.Н. Административное право. М., 1993.
  67. Д.Н. Административное право России. М., 2000.
  68. Д.Н., Хазанов С. Д. Формы и методы деятельности государственной администрации. Екатеринбург, 1999.
  69. К.С. Феноменология административного права. Смоленск, 1995.
  70. В.М. Обеспечение законности в административной деятельности органов внутренних дел. М., 1999.
  71. Л.Ш. Обеспечение прав человека и законности в деятельности правоохранительных органов. М., 2002.
  72. С.Н. Юридическая ответственность и законность (очерки теории).М., 1976.
  73. Н.И. Милиция и безопасность предпринимательства: Учеб. пособие/ Ветров Н. И., Зацепин М.Н.- МВД Рос. Федерации. М., Учеб.-метод, центр при МВД РФ. 1995.
  74. Вопросы теории и практики охраны правопорядка. М., 1980.
  75. Т.А. Административная ответственность за правонарушения в предпринимательской деятельности/ Т. А. Гусева, А. И. Дихтяр, М. Н. Дракина. М., 2003.
  76. Е.Д. Административное право Российской Федерации: Учеб. пособие. СПб., 1997.
  77. JI.B. Юридическая ответственность органов местного самоуправления, их должностных лиц. Сургут, 1999.
  78. Законодательство субъектов Российской Федерации: теория и практика: Сб. ст./ Отв. ред. Дудко И. Г. Саранск, 2002.
  79. O.K. Советский административный процесс. Воронеж, 1985.
  80. И.Э. Посткриминальное поведение: понятие, ответственность, стимулирование. Иркутск, 1993.
  81. Институты административного права России/ Отв. ред.: Бачило И. Л., Хаманева Н. Ю. М., 1999.
  82. Исполнительная власть в Российской Федерации. М., 1996.
  83. Л.А. Пробелы совершенствования законодательства об административных правонарушениях // Административная ответственность. Сборник института государства и права РАН. М., 2001.
  84. H.H. Краткая энциклопедия основных понятий и категорий административно-правовых дисциплин. Орел, 1997.
  85. Д.А. Проблемы общей теории права и государства: В 3 т. Соврем, гуманитар, ун-т. М., 2001.
  86. С. Д. Административное право. Владивосток, 1997.
  87. Кодекс об административных правонарушениях. Научно-практический комментарий. М., 2002.
  88. Ю. М. Административное право: Учеб. М., 1999.
  89. Ю.М. Административное право в вопросах и ответах. М., 2000.
  90. А.П. Кодификация советского административного права. М., 1970.
  91. Е.А. Административное право: Учеб. пособие. Ростов-на-Дону, 2003.
  92. А.П. Гражданское общество: пути формирования. М., 1992.
  93. Г. Н. Административная ответственность: Норматив, акты: Учеб. пособие. М., 2000.
  94. В.Н. Правовое поведение: норма и патология. М., 1982.
  95. В.Н., Казимирчук В. П. Современная социология права. М., 1995.
  96. А.П. Предмет и система административного права Российской Федерации. Хабаровск, 1999.
  97. С.С. Административно-правовые режимы в теории административного права и практике государственного управления правоохранительной деятельностью. М., 2002.
  98. Н.С. Правонарушение: понятие, причины, ответственность. М., 1985.
  99. В.М. и др. Российское административное право: Учебник. М., 1996.
  100. Н.И. Правовая система и личность. Саратов. 1987.
  101. И.И., Хохлов Е. Б. Полицейское право России: проблемы теории. СПб., 1998.
  102. Т.Б. Административное право: Учеб. пособие. Ульяновск, 1996.
  103. B.C. Юриспруденция: Введение в курс общей теории права и государства. М., 2002.
  104. А.Ф. Административное право: теоретический курс. М. 1997.
  105. Д.М. Административное право: Учеб. пособие, 2-е изд., перераб. и доп. М., 2002.
  106. И.В. Административно-юрисдикционный процесс. Саратов, 1998.
  107. Я.Е. Ненадлежащее качество продукции. Государственный контроль. Уголовная и административная ответственность. М., 2001.
  108. В.В. Общая характеристика мер административного принуждения, применяемых в борьбе с нарушениями законодательства о предпринимательской деятельности: Учеб. пособие. М., 1994.
  109. Реформирование России: мифы и реальность. М., 1994.
  110. .В. Административное право: Учеб.-метод. и практ. пособие. М., 2001.
  111. Н.Г. Гражданин и административная юрисдикция в СССР. М., 1970.
  112. И.И. Административное принуждение: Учеб. пособие. Ростов-на-Дону, 1999.
  113. M.JT. Государственный контроль в краях и областях -субъектах Российской Федерации. Хабаровск, 2000.
  114. Словарь административного права. М., 1999.
  115. Современное состояние российского общества и актуальные проблемы борьбы с правонарушениями: Материалы межвуз. науч.-практ. конф., 16 нояб. 2000 г. Уфа, 2002.
  116. А.И. Как нам обустроить Россию. М., 1991.
  117. В. Д. Административно-процессуальное право. М., 1972.
  118. А.И. Ответственность руководителя организации за нарушение законодательства о труде/ А. И. Ставцева, H.H. Шептулина. М., 2000.
  119. Ю.Н. Административное право. Ч. 1: История. Наука. Предмет. Нормы. Воронеж, 1998.
  120. Ю.Н. Административная юстиция: проблемы теории. Воронеж, 1998.
  121. Ю.Н. Государственная служба в Российской Федерации. Воронеж, 1996.
  122. Е. Правовая форма административной деятельности. М., 1959.
  123. Теория права и государства: Учеб./ Под ред. В. В. Лазарева. М., 2002.
  124. Теория государства и права: Учеб./ Под ред. Бабаева B.K. М., 2002.
  125. Ю.А. Административное право и процесс. М., 2001.
  126. Ю.А. Публичное право. М., 1995.
  127. Ю. А., Ноздрачев А. Ф., Пронина В. С., Хангельды-ев Б. Б., Терещенко Л. К., Петухов В. Н. Концепция развития административного законодательства // Правовая реформа: концепция развитияроссийского законодательства. М., 1995.
  128. В.Е. Проблемы формирования административной юстиции в Российской Федерации. М., 1999.
  129. Н.Ю. Защита прав граждан в сфере исполнительной власти. М., 1997.
  130. В.Е. Государственное управление. Элементарный курс. М., 2001.
  131. Юридическая энциклопедия. М., 1997.3. Научные статьи
  132. К.С., Елисеев Б. П., Кучеров И. И. О системе специальных методов полицейской деятельности // Государство и право. 2003. № 4.
  133. Н. Административные иски // Законность. 1996. № 4.
  134. С.С. Административно-правовые режимы в сфере правоохранительной деятельности // Право и политика. 2002. № 11.
  135. И. Герман Греф: пост сдал. Административной реформой теперь займется особая комиссия. // Российская газета. 2003. 25 июля.
  136. В.Д. О двух тенденциях, разрушающих целостность института административной ответственности // Правоведение. 1999. № 1
  137. В.Д. Правовое регулирование: предмет, метод, процесс // Правоведение. 2000. № 4.
  138. М. Кодификация законодательства об административной ответственности // Российская юстиция. 1996. № 8.
  139. Ю.А. Юридические режимы государственного регулирования экономики // Право и экономика. 2000. № 5.4. Авторефераты диссертаций
  140. В.В. Вещно-правовые режимы в системе предпринимательства. Автореф. дисс.. канд. юрид. наук. Ростов-на-Дону, 2000.
  141. A.B. Административная ответственность за правонарушения в сфере предпринимательской деятельности. Автореф. дисс.. канд. юрид. наук. М., 2001.
  142. И.В. Административная ответственность организаций (юридических лиц). Автореф. дисс.. канд. юрид. наук.
  143. Е.В. Административная ответственность юридических лиц. Автореф. дисс.. канд. юрид. наук. М., 2001.
  144. М.П. Административная ответственность организаций и юридических лиц. Автореф. дисс. канд. юрид. наук. Саратов, 1998.
  145. В. В. Проблемы административной юстиции как формы реализации судебной власти. Автореф. дисс.. д-ра юрид. наук. М., 1999.
  146. В. Н. Проблемы и основные направления совершенствования законодательства об административной ответственности. Автореф. дисс.. канд. юрид. наук. Саратов, 1997.
  147. И.Д. Административная юрисдикция в области обеспечения прав человека: проблемы теории и правового регулирования. Автореф. дисс.. канд. юрид. наук. М., 1997.
Заполнить форму текущей работой