Правовое регулирование налогового контроля в Российской Федерации и пути совершенствования
НК РФ установил очень важное правило, согласно которому налоговый контроль в предусмотренных формах могут осуществлять только должностные лица налоговых органов. Это фактически означает, что иные государственные органы, например органы внутренних дел, органы Федерального казначейства, иные министерства и ведомства, а также органы местного самоуправления не уполномочены осуществлять налоговый… Читать ещё >
Содержание
- Глава I. Налоговый контроль как составная часть государственного финансового контроля в Российской Федерации
- 1. 1. Понятие, сущность и принципы налогового контроля
- 1. 2. Правовые основы осуществления налогового контроля
- 1. 3. Формы и методы налогового контроля
- Глава II. Правовой статус органов налогового администрирования
- 2. 1. Общая характеристика органов, осуществляющих контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах
- 2. 2. Правовой статус территориальных налоговых органов
- 2. 3. Участие органов внутренних дел в налоговом контроле
Правовое регулирование налогового контроля в Российской Федерации и пути совершенствования (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность темы
исследования. Существование любого цивилизованного государства связано с накоплением необходимых ему финансовых ресурсов, которые, наряду с другими методами, аккумулируются посредством одного из самых распространенных в мире способов — сбора налогов.
Взимание налогов является важнейшей функцией государства, одним из условий его существования, способствующим развитию общества на пути к экономическому и социальному процветанию, обеспечивающим реализацию государственного фискального суверенитета.
Однако потребность в реализации публичного интереса нередко вступает в конфликт с интересами частных субъектов, не заинтересованных принимать участие в формировании централизованных денежных фондов, обеспечивающих функции государства и муниципальных образований. Тем самым объясняется наличие системы контролирующих органов в сфере налогообложения.
Потребность обеспечения устойчивых бюджетных доходов, соблюдения налоговой дисциплины, как условия качественного выполнения физическими и юридическими лицами своих налоговых обязательств перед государством, обусловили формирование нового направления государственного финансового контроля — налоговый контроль.
Являясь одной из основных функций власти, налоговый контроль составляет важнейший институт налогового законодательства, поэтому трудно переоценить значение рационально организованной и эффективно действующей системы органов налогового контроля.
Современный этап социально-экономического развития требует проведения налоговой политики, учитывающей как необходимость активизации экономической деятельности государства, так и реальную возможность налогоплательщика уплачивать в виде налогов определенную сумму денежных средств, необходимую для формирования бюджетов различных уровней.
Вместе с тем следует подчеркнуть, что усиление государственного регулирования в сфере экономических, в том числе финансовых отношений, требует наличия адекватного требованиям сегодняшнего дня нормативно-правовой базы, эффективных механизмов правового регулирования, а также системы действенного контроля1.
Но, к сожалению, налоговому контролю до настоящего времени не уделялось должного внимания, он отождествляется с контролем законодательства о налогах и сборах.
Кодификация налогового законодательства была призвана упорядочить систему правоотношений в этой сфере общественной жизни, облегчить процесс правоприменения и обеспечить возможность исполнения гражданами одной из основных конституционных обязанностей. Однако отсутствие некоторых норм и неопределенность легального закрепления привели к неоднозначности представления института налогового контроля в доктринальном толковании и правоприменительной практике. Прежде всего, не определен объект налогового контроля, не сформулированы в достаточной степени его сущность и содержание, отсутствует детально разработанный понятийный аппарат рассматриваемого института и его концепция.
Поэтому важное практическое и теоретическое значение имеет разработка концепции налогового контроля, его особенностей, системы контролирующих органов, которые в настоящее время не получили в юридической литературе полного и всестороннего освещения.
Во-первых, отсутствуют детально разработанные понятия рассматриваемого института и его концепции, таких как форма и метод налогового контроля, дополнительные мероприятия налогового контроля и ДР.
1 Грачева Е. Ю Проблемы правового регулирования государственного финансового контроля. М., 2000. С. 4.
Во-вторых, не достаточно разработаны принципы осуществления налогового контроля.
В-третьих, имеется необходимость детальной регламентации отдельных полномочий налоговых органов в части проведения ими налогово-контрольных мероприятий. Некоторые положения Налогового кодекса РФ не отвечают реалиям современности.
Все вышеизложенное обусловливает актуальность темы исследования.
На наш взгляд, системный научный анализ концепции налогового контроля с позиций теории материального права весьма значим для финансово-правовой науки. Нахождение путей решения проблемных аспектов позволит детализировать механизм налогового контроля, систематизировать структуру и правовой статус контролирующих органов, относящихся как к центральному аппарату, так и к его территориальным органам, а также позволит усовершенствовать налогово-контрольную деятельность государства.
Поэтому всестороннее исследование рассматриваемого института, правильное концептуальное определение финансово-правового аспекта налогового контроля на современном этапе будет способствовать не только развитию науки финансового и налогового права, совершенствованию налогового законодательства, но также позволит повысить эффективность правоприменительной практики.
В связи с проживанием диссертанта в Дальневосточном регионе акцент сделан на территориальный аспект и перспективы развития, а также пути совершенствования налогового контроля в регионах.
Степень научной разработанности темы. За всю историю развития налогообложения финансово-правовой, экономической, социальной науками были сформулированы и доказаны фундаментальные правовые принципы, закономерности построения и функционирования налоговой системы с целью достижения баланса личных и общественных потребностей.
В трудах многих видных советских и российских ученых обстоятельно рассматривались проблемы налогообложения применительно к' налогово-контрольной деятельности государства в целом. Однако, многие работы, посвященные данной проблематике, были выполнены в других социально-политических и экономических условиях, в ином информационном и правовом пространстве и не отражают современных реалий.
Огромный научно-практический интерес, а также методологическое значение в этой сфере общественных знаний представляют изученные автором работы многих исследователей, в частности: Е. М. Ашмариной, И. А Белобжецкого., А. В. Брызгалина, Д. В. Винницкого, И. И. Веремеенко, Э. А. Вознесенского, J1.H. Вороновой, О. Н. Горбуновой, Е. Ю. Грачевой, В. И. Гуреева, Ю. А. Данилевского, Е. Н. Евстигнеева, А. А. Жданова, С. В. Запольского, М. В. Карасевой, Ю. Ф. Кваши, А. Н. Козырина, Ю. А. Крохиной, И. И. Кучерова, Н. П. Кучерявенко, В. В. Казакова, О. А. Ногиной, А. П. Опальского, Г. В. Петровой, С. Г. Пепеляева, М. И. Пискотина, Е. В. Поролло, В. И. Прозорова, И. В. Рукавишниковой, Э. Д. Соколовой, Н. И. Тургенева, Г. А. Толсуяна, С. О. Шохина, Н. И. Химичевой и др. Однако многозначность и сложность проблемы налогового контроля, организация и система построения органов налогового администрирования оставляет достаточно вопросов для дальнейшего исследования.
Вышеизложенное определило выбор темы исследования, ее структуру и круг решаемых вопросов.
Нормативной основой исследования является финансовое, в том числе налоговое, и таможенное законодательство Российской Федерации и иностранных государств. В силу межотраслевого характера использовалось также конституционное, административное, гражданское, уголовное, процессуальное, валютное, банковское законодательство, а также правовые акты Министерства финансов Российской Федерации, Федеральной налоговой службы Российской Федерации (Министерства по налогам и сборам РФ принятые до реформирования налоговых органов и действующие до настоящего момента), Федеральной таможенной службы Российской Федерации и нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, а также органов местного самоуправления.
Следует отметить, что в диссертации содержатся ссылки на ведомственные правовые акты: инструкции, письма, методические указания, носящие рекомендательный характер.
Методология и методы исследования. Методологической основой диссертационного исследования является диалектический метод познания социально-правовых явлений. Методика исследования включала традиционные методы науки финансового права: формально-догматический, сравнительного правоведения, исторический, конкретно-социологический, а также общенаучные методы: диалектико-материалистический, системный, анализа и синтеза, от общего к частному.
Частнонаучные методы представлены нормативно-логическим, наблюдения, системно-структурным и функционального анализа, логическим, методом сравнительного правоведения и др.
Вместе с тем углубленное исследование темы возможно только с учетом нескольких аспектов методологического характера.
Во-первых, институт налогового контроля необходимо исследовать с учетом общих положений о государственном финансовом контроле, так как они соотносятся как общее с частным.
Во-вторых, при исследовании должны учитываться не только общие черты с финансовым контролем, но и особенные признаки, связанные со спецификой этого самостоятельного института.
В-третьих, разработка концепции института налогового контроля должна осуществляться с учетом современных подходов к изучению науки налогового права.
Объектом исследования выступают общественные отношения, складывающиеся между налоговыми органами и налогоплательщиками в процессе проведения мероприятий налогового контроля.
Предметом диссертационного исследования выступают нормативные правовые акты о налогах и сборах, регулирующие отношения, возникающие при осуществлении компетентными органами мероприятий налогового контроля, научные работы по рассматриваемой проблеме, а также правоприменительная практика.
Цели и задачи исследования. Основная цель диссертационной работы состоит в осуществлении комплексного анализа норм, регулирующих налогово-контрольную деятельность государства, осуществляемую в Российской Федерации для получения выводов и положений, совокупность которых позволит выявить достижения и недостатки законодательства в этой сфере и сформулировать новые подходы и предложения, направленные на совершенствование порядка осуществления налогового контроля в Российской Федерации.
Реализация поставленной цели потребовала решения следующих задач:
— изучить и обобщить научные материалы по данной проблеме и определить уровень теоретической разработанности темы;
— определить такие юридические категории налогового права, как налоговый контроль, формы и методы его осуществленияна основе доктринального толкования уточнить содержание и правовую природу института налогового контроля;
— сформулировать организационные, методические и иные предпосылки осуществления мероприятий налогового контроля;
— исследовать правовые основы осуществления налогового контроля;
— рассмотреть направления совершенствования механизма налогового контроля на основе обобщения практической работы налоговых органов в Дальневосточном федеральном округе Российской Федерации и арбитражной судебной практики;
— проанализировать структуру и компетенцию органов, осуществляющих налоговый контроль и обосновать предложения по ее совершенствованию;
— исследовать порядок взаимодействия органов внутренних дел и налоговых органов при осуществлении последними мероприятий налогового контроля;
— наметить перспективы развития и внести конкретные предложения по оптимизации правового механизма налогового контроля.
Научная новизна диссертации характеризуется авторским подходом к исследуемой теме, ставшей актуальной в современных условиях развития российской государственности.
В рамках проведенного исследования сформулированы выводы и предложения, представляющие научный интерес для теории налогового права, направленные на совершенствование правового механизма осуществления налогового контроля в Российской Федерации.
Впервые предпринята попытка разработки целостности концепции института налогового контроля, в том числе понятийного аппарата и связанных с ним правовых категорий.
Раскрыты основные понятия: институт налогового контроля, форма и метод налогового контроля, дополнительные мероприятия налогового контроля. В диссертации проанализирован порядок осуществления мероприятий налогового контроля в Российской Федерации с учетом последних изменений законодательства, выявлены недостатки в правовом регулировании и внесены предложения по совершенствованию законодательства о налоговом контроле.
На базе исследования в диссертации обосновываются и выносятся на защиту разработанные автором теоретические положения и сформулированные научные выводы, имеющие прикладное значение, рекомендации и предложения практического характера, существенные дополнения налогового законодательства.
Диссертация представляет собой цельное исследование, объединенное единым замыслом, предметом и структурой.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Налоговый контроль — это особый вид государственного финансового контроля, заключающийся в деятельности налоговых органов, осуществляемый в определенных формах и с помощью специальных методов, в результате которой обеспечивается мобилизация денежных средств в распоряжении государства и его регионов для решения ими своих задач.
Как специфическое обособленное направление государственного финансового контроля он характеризуется своими целями, задачами, принципами, объектом, формами и методами осуществления и является составной частью контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах.
Налоговый контроль соотносится с контролем за соблюдением законодательства о налогах и сборах как частное с общим.
2. В связи с этим институт налогового контроля можно охарактеризовать как самостоятельный институт налогового права, который представляет собой совокупность юридических норм, регулирующих отношения, складывающиеся при осуществлении налогово-контрольной деятельности государства для обеспечения соблюдения налогоплательщиками законодательства о налогах и сборах с целью проверки законности и целесообразности действий подконтрольных субъектов.
3. Налоговый контроль осуществляется на основе, как общеправовых принципов (законности, юридического равенства, соблюдения прав человека и гражданина, ответственности и др.), принципов налогового права (добросовестности налогово-обязанных лиц, объективности и документальности, соблюдения налоговой тайны, дифференцированного подхода к налоговой ответственности физических и юридических лиц и др.), так и институционных принципов, отражающих только его специфику. К ним относятся: принцип закрытого перечня форм налогового контроля, принцип недопустимости вмешательства контролирующих органов в деятельность проверяемого лица, принцип временного ограничения продолжительности налогово-контрольных мероприятий.
4. Дополнительные мероприятия налогового контроля представляют собой комплекс, закрепленных законодательством мер, осуществляемых с целью полного установления всех существенных обстоятельств, имеющих значение для обоснованного решения о привлечении налогоплательщика к ответственности, либо об отказе в привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности. В связи с чем дополнительные мероприятия налогового контроля не являются формой налогового контроля.
5. Необходимо законодательное разграничение на федеральном уровне форм и методов налогового контроля.
В качестве форм налогового контроля следует обозначить учет налогоплательщиков и налоговые проверки, их перечень необходимо признать исчерпывающим.
В отличие от форм налогового контроля к методам налогового контроля следует отнести различные действия налоговых органов: получение объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора, проверку данных учета и отчетности, осмотр помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли) и др.
С учетом этого представляется возможным сформулировать часть 2 статьи 82 НК РФ в следующем изложении: «Налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции в форме учета налогоплательщиков и налоговых проверок. Налоговые проверки осуществляются посредством получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли) и других методов, предусмотренных настоящим кодексом».
6. Следует конкретизировать объем и состав информации, получаемой в рамках истребования документов в ходе проверки, поэтому в НК РФ необходимо указать, что налоговый орган имеет право истребовать только документы, содержащие предусмотренную для целей налогового контроля информацию, касающуюся деятельности проверяемого налогоплательщика в рамках осуществляемой налоговой проверки, а также информацию относительно конкретной сделки. В связи с чем можно предложить часть 1 ст. 931 НК РФ дополнить, изложив в следующей редакции: «налоговый орган вправе запросить у организации-контрагента: счета-фактурыакты выполненных работкнигу покупокреестр сведений о доходах физических лицдоговоры, заключенные с контрагентамирасчетно-платежные документыдокументы, подтверждающие уплату сумм НДС в бюджетприказ об учетной политике и декларации по НДС».
7. Учитывая, что сотрудники органов внутренних дел участвуют в налоговых проверках только по запросам налоговых органов, следует пункт 1 статьи 36 НК РФ дополнить абзацем 2 следующего содержания:
Основаниями для участия в налоговой проверке сотрудников органов внутренних дел являются:
1) наличие у налогового органа данных, свидетельствующих о возможных нарушениях налогоплательщиком законодательства о налогах и сборах, содержащих признаки преступления и (или) административного правонарушения;
2) назначение выездной налоговой проверки на основании материалов о налоговых правонарушениях, направленных органом внутренних дел в налоговый орган в соответствии с п. 2 настоящей статьи для принятия по ним решения;
3) необходимость содействия должностным лицам налогового органа, проводящим проверку, в случаях воспрепятствования их законной деятельности, а также обеспечения физической защиты при возникновении угрозы безопасности указанных лиц".
8. Межрегиональные налоговые инспекции наделены функциями, выходящими за пределы компетенции территориального органа, и во многом дублируют полномочия центрального аппарата ФНС России, что нарушает принцип рационального использования бюджетных средств, поэтому по своему статусу межрегиональные инспекции должны быть отнесены к федеральным органам государственного управления либо сокращено их количество сообразно предмету деятельности.
Теоретическая значимость исследования определяется его актуальностью, научной новизной и выводами. В диссертации раскрывается сущность механизма налогового контроля, его формы, методы, виды и принципы осуществления, сделан ряд теоретических обобщений и сформулированы новые выводы и предложения, направленные на совершенствование правового регулирования налогового контроля.
Практическая значимость диссертации состоит в том, что полученные в ходе исследования результаты могут быть использованы в следующих случаях: для внесения дополнений и изменений в действующее законодательство и принятия новых нормативных правовых актов, относящихся к сфере регулирования мероприятий налогового контроля как на федеральном, так и на региональном уровне;
— для непосредственного применения работниками налоговых органов, а также другими правоохранительными органами;
— для организации учебного процесса в юридических вузах при изучении ряда тем финансового права, налогового права;
— для подготовки учебных программ и методических рекомендаций, учебных пособий для студентов, бухгалтеров, аудиторов.
Апробация результатов исследования. Основные положения и выводы диссертационного исследования отражены в подготовленных диссертантом 11 публикациях, а также в его выступлениях на научно-практических конференциях: «Проблемы обеспечения законности и правопорядка в Дальневосточном регионе» (г. Хабаровск, 2004 г.), «Актуальные проблемы борьбы с преступностью в Дальневосточном регионе» (г. Хабаровск, 2005 г.), «Проблемы правоприменительной практики на Дальнем Востоке» (г. Южно-Сахалинск, сентябрь 2007 г.), «Актуальные проблемы борьбы с преступностью в Дальневосточном Федеральном округе» (г. Хабаровск, 24−25 апреля 2008 г.), обсуждались на заседаниях кафедры гражданско-правовых дисциплин, кафедры административного права и административно-служебной деятельности ОВД Дальневосточного юридического института МВД России. Также диссертация была обсуждена кафедре организации финансового тылового и экономического обеспечения Академии управления МВД России и получила положительную оценку.
Материалы исследования также использовались при проведении лекций и семинарских занятий по финансовому праву и налоговому праву в Дальневосточном юридическом институте МВД России, а также в Дальневосточном филиале Российской правовой академии. Результаты исследования внедрены в учебный процесс Дальневосточного юридического института МВД России, Дальневосточного филиала Российской правовой академии, а также в практическую деятельность УВД Хабаровского края.
Структура диссертации соответствует логике построения научных исследований и состоит из введения, двух глав, включающих семь параграфов, заключения, библиографического списка и приложений.
Заключение
.
Проведенное диссертационное исследование позволяет сформулировать основные выводы и предложения, направленные на развитие теории налогового права и совершенствование законодательства и правоприменительной практики, в частности:
1. Анализируя финансово-правовые нормы, регулирующие проведение финансового контроля в различных сферах хозяйственной деятельности, в том числе в сфере налогообложения, автор приходит к выводу, что налоговый контроль следует рассматривать как специфическое и обособленное направление государственного финансового контроля, имеющее свои цели и задачи, объекты, формы и методы осуществления, систему уполномоченных органов, а также определенную правовую основу. Налоговый контроль является одним из важнейших направлений государственного финансового контроля. Ему присущи некоторые признаки последнего, вместе с тем налоговый контроль обладает определенными особенностями.
2. Уточнено содержание понятия налогового контроля как составной части государственного финансового контроля и обоснована необходимость его закрепления в современном налоговом законодательстве. Налоговый контроль — это особый вид государственного финансового контроля, осуществляемый налоговыми органами в определенных формах и с помощью специальных эффективных методов, в результате которого обеспечивается мобилизация денежных средств в распоряжении государства и его регионов для решения ими своих задач.
3. Организация и функционирование органов налогового администрирования основаны на системе принципов, которые являются основополагающими началами, приводящими в движение механизм налогового контроля. Анализ многообразия различных принципов налогового контроля позволил автору объединить их по группам. К первой группе относятся межотраслевые нормы-принципы, которые закреплены.
Конституцией РФ: принцип законности и принцип юридического равенства. Вторая группа объединяет принципы, которые отражены в законодательстве о налогах и сборах: принцип презумпции добросовестности налогоплательщика (плательщика сборов), налогового агента и иных обязанных лиц, принцип достоверности (доказательности) и объективности, принцип ответственности. Третью группу принципов составляют принципы, которые в большей степени присущи налоговому контролю, так как отражают его специфику: принцип закрытого перечня форм налогового контроля, принцип ограничения контрольной деятельности в сфере налогообложения, экономичности и эффективности и др. Данная группа дополняется принципом уплаты налога по месту жительства налогоплательщика (что перекликается с положениями ГК РФ о принципах места происхождения товара, предоставлении работы, услуги и т. п.).
4. Сделан вывод о том, что НК РФ не разграничивает формы налогового контроля от методов его проведения, при том, что такое разграничение имеет важное значение как для теории налогового права, так и для правоприменительной практики.
5. Классификация налоговых проверок способствует их систематизации и преследует цель правильного применения их на практике. При этом налоговые проверки можно классифицировать по различным основаниям: по способу назначенияпо субъекту, компетентному проводить налоговые проверкипо методам проведения налогового контроля.
6. С одной стороны, ст. 88 НК РФ, определяющая порядок проведения камеральной проверки, ограничивает право налоговых органов на истребование дополнительных документов при камеральной проверке, но, с другой стороны, ст. 93 НК РФ, действие которой распространяется на все налоговые проверки (и на камеральную, и на выездную), предусматривает возможность истребования во время проверки любых дополнительных документов. Выявленное противоречие усложняет проведение камеральной проверки на практике.
При этом налоговые органы должны быть ограничены в праве на истребование документов у партнеров проверяемого налогоплательщика. Поэтому в ст. 93 НК РФ необходимо указание на то, что налоговый орган имеет право истребовать только документы, относящиеся к финансово-хозяйственной деятельности проверяемого налогоплательщика. При несоблюдении этого требования результаты встречной проверки должны быть признаны недействительными.
7. В детальной регламентации нуждается порядок назначения и проведения и дополнительных мероприятий налогового контроля. При этом под дополнительными мероприятиями налогового контроля следует понимать комплекс, установленных законодательством мер, осуществляемых при определенных формах налогового контроля, с целью полного установления всех существенных обстоятельств, имеющих значение для обоснованного решения о привлечении налогоплательщика к ответственности, либо об отказе в привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности.
8. На основе исследования источников правового регулирования системы налогового администрирования делается вывод о том, что законодательство в этой области в принципе сформировалось, но, к сожалению, существует ряд вопросов, которые либо нечетко регламентированы, либо вовсе не отражены в законодательстве. Недостаточное и нестабильное правовое обеспечение мероприятий налогового контроля приводит к несанкционированным действиям работников налоговых органов, а также позволяет налогоплательщикам избегать юридической ответственности.
Анализ комплекса нормативных правовых актов, регулирующих отношения, складывающиеся при осуществлении налогового контроля, позволяет резюмировать о том, что большой их объем и частота внесения изменений предопределяет сложность в применении этих норм.
9. Проведение налоговых проверок должно планироваться в соответствии с принципом экономичности и эффективности налогово-контрольных действий. Это означает, что затраты на осуществление мероприятий налогового контроля должны быть сопоставимы с планируемыми и фактически достигнутыми результатами.
10. Система и структура налоговых органов в нашем государстве за период с 1991 года до 2004 года претерпела немало изменений, но повышение роли налогового ведомства и необходимость обеспечения независимости деятельности налоговых органов стали весомым основанием для выделения налоговой службы в самостоятельную, единую централизованную систему контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах.
При этом следует отметить, что на налоговые органы возложены многообразные функции в различных отраслях государственного управления, однако функция налогового контроля для налоговых органов является основной. Представляется, что именно поэтому в НК РФ законодатель дал специальное, более узкое определение компетенции налоговых органов.
11. Исследование структуры налоговых органов позволило автору сделать вывод о том, что закрепленное в законодательстве деление системы налоговых органов на федеральные и территориальные осуществлено на практике с отходом от территориального принципа формирования звеньев единой системы федеральных органов исполнительной власти, что нарушает конституционные принципы федерализма.
12. Исследование контрольных полномочий налоговых органов в целом и их территориальных органов, а также анализ их фактической соподчиненности показал, что межрегиональные налоговые инспекции не являются территориальными налоговыми органами, поэтому они должны быть преобразованы в соответствующие управления центрального налогового ведомства. У этих управлений не может быть сохранена функция по непосредственному администрированию налогоплательщиков (учет, прием отчетности, камеральные проверки и т. п.). При этом преобразованные управления должны выполнять две основные задачи: 1) проводить аналитическую работу с целью выявления и предотвращения уклонений от уплаты налогов в соответствующих сферах экономики- 2) оказывать методическую и практическую помощь территориальным налоговым органам. Полномочия межрегиональных инспекций не ограничены территориальным признаком. Сфера их деятельности совпадает со всей территорией Российской Федерации, то есть с той территорией, на которую распространяет свои полномочия ФНС России как федеральный орган исполнительной власти.
13. Систематизированы и обобщены недостатки в организации налогового контроля, среди которых: а) отсутствие качественного нормативно-правового регулирования налогово-контрольной деятельностиб) отсутствие законченной системы законодательно установленных взаимоотношений налоговых, финансовых, правоохранительных органов;
14. На эффективность и результативность налогового контроля оказывают влияние ряд факторов объективного и субъективного характера. В процессе исследования выявлены причины, негативно влияющие на эффективность налогового контроля. Например, отсутствие методик проверочной работы крупнейших налогоплательщиков усложняет работу налоговых органов и приводит к оттоку денежных средств.
15. В целях повышения эффективности налогового контроля обоснованы основные направления совершенствования налогового контроля — необходимость совершенствования нормативно-правовой основы налогового администрирования, форм и методов работы налоговых органов с налогоплательщиками. Эффективный налоговый контроль возможен только при наличии детальной, хорошо продуманной системы законодательного регулирования налоговой сферы.
16. Использование системы рационального отбора налогоплательщиков для проведения контрольных мероприятий позволит максимально сэкономить время и усилия специалистов налоговых органов. А для большей эффективности, необходимо использование двух способов отбора налогоплательщиков для проведения документальных проверок:
1) случайного отбора, когда выбор объектов для проведения налоговых проверок на основании применения методов статистической выборки;
2) специального отбора, то есть целенаправленной выборки налогоплательщиков, вероятность обнаружения налоговых нарушений у которых представляется наиболее высокой по результатам анализа всей имеющейся у налогового органа информации о налогоплательщике.
17. НК РФ установил очень важное правило, согласно которому налоговый контроль в предусмотренных формах могут осуществлять только должностные лица налоговых органов. Это фактически означает, что иные государственные органы, например органы внутренних дел, органы Федерального казначейства, иные министерства и ведомства, а также органы местного самоуправления не уполномочены осуществлять налоговый контроль посредством налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков и иных обязанных лиц, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий и т. д. С другой стороны, необходимо учитывать, что все процедуры налогового контроля и производства по делам о налоговых правонарушениях также находятся в компетенции именно налоговых органов.
18. Нечеткое определение полномочий налоговых органов потенциально создает возможность превращения принципа юридического неравенства субъектов налоговых отношений в их неравенство перед законом.
19. Немаловажную роль играет целенаправленное повышение культуры уплаты налогов у населения. Для этого необходимо внедрять в практику информационно-разъяснительную работу с налогоплательщиками.
Список литературы
- Конституция Российской Федерации // Российская газета. 25.12.1993 г. № 237.
- Соглашение между Правительством РФ и Правительством Республики Кипр об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал от 5 декабря 1998 г. // Собрание законодательства РФ. 1999. № 37. Ст. 4447.
- Соглашение между Правительством РФ и Правительством Туркменистана об устранении двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество от 14 января 1998 г. // Собрание законодательства РФ. 2001. № 28. Ст. 2807.
- Соглашение между Правительством РФ и Правительством Республики Казахстан о принципах взимания косвенных налогов и взаимной торговле от. 9 октября 2000 г. // Собрание законодательства РФ. 2001. № 34. Ст. 3483.
- Федеральный Конституционный закон от 21 июля 1994 г. № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 1994. № 13. Ст. 1447- 2001. № 7. Ст. 607- 2001. № 51. Ст. 4824- 2005. № 15. Ст. 1273.
- Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 1997. № 51. Ст. 5712- 1998. № 1. Ст. 1- 2004. № 25. Ст. 2478- 2004. № 45. Ст. 4376- 2005. № 23. Ст. 2197.
- Налоговый кодекс Российской Федерации. Части I и II // Собрание законодательства РФ. 1998. Ст. 3824- 2000. № 32. Ст. 3340.
- Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации // Собрание законодательства РФ. 2002. № 1 (ч.1). Ст. 1.
- Таможенный кодекс Российской Федерации // Собрание законодательства РФ. 2002. № 22. Ст. 2066.
- Бюджетный кодекс Российской Федерации // Собрание законодательства РФ. 1998. № 31. Ст. 3823.
- Федеральный закон от 16 июля 1999 г. № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» // Собрание законодательства РФ. 1999. № 29. Ст. 3686- 2003. № 1. Ст. 5- № 52. Ст. 5037- 2004. № 10. Ст. 836.
- Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 31-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // Собрание законодательства. 2003. № 40. Ст. 3822.
- Федеральный закон от 11 января 1995 г. № 4-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 1995. № 3. Ст. 167- 2004. № 33. Ст. 3370- 2004. № 49. Ст. 4844.
- Федеральный закон от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» // Собрание законодательства РФ. 2003. № 21. Ст. 1957.
- Федеральный закон от 10 декабря 2003 г. № 173-Ф3 «О валютном регулировании и валютном контроле» // Собрание законодательства РФ. 2003. № 50. Ст. 4859- 2004. № 27. Ст. 2711- 2005. № 30 (ч.1). Ст. 3101.
- Федеральный закон от 24 июля 2007 г. № 198-ФЗ «О федеральном бюджете на 2008 год и плановый период 2009 и 2010 годов» // Собрание законодательства РФ. 2007. № 31. Ст. 3995.
- Федеральный закон от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма» // Собрание законодательства РФ. 2001. № 33. Ст. 3418- 2007. № 49. Ст. 6036.
- Закон РФ от 18 апреля 1991 г. № 1026−1 «О милиции» // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1991. № 16. Ст. 503- Собрание законодательства РФ. 1999. № 14. Ст. 1666- 2000. № 31. Ст. 3204- 2001. № 32. Ст. 3316.
- Указ Президента РФ от 25 июля 1996 г. № 1095 «О мерах по обеспечению государственного финансового контроля в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 1996. № 31. Ст. 3696- 2001. № 30. Ст. 3156.
- Указ Президента РФ от 11 марта 2003 г. № 306 «Вопросы совершенствования государственного управления в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2003. № 12. Ст. 1099.
- Указ Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» // Собрание законодательства РФ. 2004. № 11. Ст. 945- 2004. № 21. Ст. 2023- 2005. № 12. Ст. 1023- 2005. № 52 (ч. 3). Ст. 5690.
- Указ Президента РФ от 15 марта 2005 г. № 295 «Вопросы Федеральной налоговой службы России» // Собрание законодательства РФ. 2005. № 12. Ст. 1023.
- Постановление Правительства РФ от 30 июня 2004 г. № 329 «О Министерстве финансов Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2004. № 31. Ст. 3258- 2005. № 52 (ч.З). Ст. 5755- 2005. № 23. Ст. 2270.
- Постановление Правительства РФ от 30 сентября 2004 г. № 506 «Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе» // Собрание законодательства РФ. 2004. № 40. Ст. 3961- 2005. № 23. Ст. 2270.
- Приказ Министерства финансов России от 9 августа 2005 г. № 101н «Об утверждении Положения о территориальных органах Федеральной налоговой службы России» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2005. № 38.
- Приказ Министерства по налогам и сборам Российской Федерации от 12 февраля 2003 г. № БГ-3−06/79 «О создании постоянно действующих налоговых постов у налогоплательщика» // Еженедельный бюллетень законодательных и ведомственных актов. 2003. № 20.
- Приказ Министерства Российской Федерации по налогам и сборам и Министерства внутренних дел Российской Федерации от 22 января 2004 г. № АС-3−06/37 «Об объявлении Соглашения о взаимодействии МВД России и МНС России» // СПС Консультант Плюс. Версия Проф.
- Приказ Министерства внутренних дел России от 13 августа 2003 г. «Об утверждении Положения о Главном управлении по налоговым преступлениям ФСЭНП МВД России» // Бюллетень текущего законодательства. 2003. № 3.
- Приказ Федеральной налоговой службы от 30 мая 2007 г. № ММ-3−06/333@ «Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок» // Финансовая газета от 21 июня 2007 г. № 25.
- Приказ Федеральной налоговой службы от 9 декабря 2008 г. № ММ-3−1/648 «Об утверждении Плана мероприятий ФНС России по реализации административной реформы в Российской Федерации на 2009 год // СПС «Гарант».
- Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 28 февраля 2001 г. № 5 «О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации // Вестник Высшего Арбитражного Суда РФ. 2001. № 7.
- Постановление Конституционного Суда РФ от 16 июля 2004 г. «О проверке конституционности отдельных положений ч. 2 ст. 89 НК РФ в связи с жалобами граждан А. Д. Егорова и Н.В. Чуева» // Собрание законодательства РФ. 2004. № 30. Ст. 3214.
- Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 9 февраля 2006 г. № ФОЗ-АЗ7/04−2/4199 // Экономическое обозрение Дальневосточного региона. 2006. № 2.
- Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 14 января 2006 г. № ФОЭ-А04/04−2/3923 // Экономическое обозрение Дальневосточного региона. 2006. № 1.
- Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 30 декабря 2005 г. № ФОЗ-А51/04−2/3626 // Экономическое обозрение Дальневосточного региона. 2005. № 12.
- Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 25 октября 2004 г. № ФОЗ-А16/04−2/2704 // Экономическое обозрение Дальневосточного региона. 2004. № 10.
- Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 19 мая 2004 г. № ФОЗ-А24/04−2/881 // Экономическое обозрение Дальневосточного региона. 2004. № 5.
- Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 2 октября 2007 г. № А54−1850/2007 // СПС «Гарант».
- З.Учебники, учебные пособия, монографии
- Алехин А.П., Ю.М. Козлов Административное право Российской Федерации: Учебник. М., 1996. 482 с.
- Апель А.П. Основы налогового права: Курс лекций. СПб., 2001. 150 с.
- Бахрах Д.Н. Административное право России: Учебник для вузов. М., 2000. 640 с.
- Балабин В.И. Налоговое право: теория, практика, споры. М., 2000. 104 с.
- Балакина А.П. Учебно-методический комплекс: организация налоговых проверок. М., 2000. 49 с.
- Брызгалин А.В. Комментарий к Налоговому кодексу РФ, части первой (постатейный). М.: Аналитика Пресс, 2000. 292с.
- Белобжецкий И.А. Финансово-хозяйственный контроль в управлении экономикой. М., 1979. 197 с.
- Белобжецкий И.А. Финансовый контроль и новый хозяйственный механизм. М., 1989. 160 с.
- Брызгалин А.В. Налоги и налоговое право: Учебное пособие. М., 1997. 660 с.
- Винницкий Д.В. Субъекты налогового права. М., 2000. 185 с.
- Викулин А.Ю., Узденов Ш. Ш. Финансово-экономический словарь законодательно определенных терминов: Учебно-практическое пособие. М., 2002.
- Вознесенский Э.А. Финансовый контроль в СССР. М., 1973. 135 с.
- Волковский В.И. Налоговые органы и экономическая безопасность России. Фонд поддержки ученых «Научные перспективы». М., 2000. 220 с.
- Грачева Е.Ю., Соколова Э. Д. Финансовое право: Учебное пособие. М., 2000. 304 с.
- Грачева Е.Ю., Соколова Э. Д. Финансовое право: Вопросы и ответы. Изд. 3-е, перераб. и доп. М., 2000. 224 с.
- Грачева Е.Ю., Соколова Э. Д. Налоговое право: Вопросы и ответы. М., 2001.202с.
- Грачева Е.Ю. Проблемы правового регулирования государственного финансового контроля. М., 2000.
- Грачева Е.Ю., Хорина Л. Я. Государственный финансовый контроль: Курс лекций. М., 2005. 272 с.
- Грунина Д.К., Ивченков JI.C. Государственные налоговые органы и органы налоговой полиции в Российской Федерации: Учебное пособие. М., 2000. 72 с.
- Гуреев В.И. Российское налоговое право. М., 1997. 234с.
- Евстигнеев Е.Н. Основы налогообложения и налогового права: Учебное пособие. М., 2000. 120 с.
- Запольский С.В. Дискуссионные вопросы теории финансового права: Монография. М., 2008. 160 с.
- Иванов С.А. Источники права Российской Федерации: Лекция. М., 2000.
- Исаев А.А. Очерк теории и политики налогов. М., 2004. 270 с.
- История финансового законодательства России: Учебное пособие. Серия «Экономика и управление» / Под ред. Рукавишниковой И. В. М., 2003. 256 с.
- Карасева М.В. Финансовое право. Общая часть: Учебник. М., 1999. 256 с.
- Кваша Ю.Ф. Налоговый контроль: налоговые проверки и производство по фактам налоговых правонарушений: Учебно-практическое пособие. М., 2001. 537 с.
- Кинин А.Ю. Меры налогово-процессуального принуждения. М., 2006.
- Козырин А.Н. Налоговое право зарубежных стран: вопросы теории и практики. М., 1993. 112 с.
- Комментарий к Конституции Российской Федерации / Под ред. Окунькова JI.A. М., 1996.664 с.
- Контролирующие и проверяющие вас органы: права, обязанности и статус. Ростов на Дону, 2001. 316 с.
- Крохина Ю.А. Финансовое право: Учебник для вузов. М., 2004. 692 с.
- Крохина Ю.А. Налоговое право России: Учебник для вузов. М, 2006. 720 с.
- Краткий философский словарь / Под ред. Алексеева А. П. М., 1997. 344 с.
- Кузнецов Н.Г., Корсун Т. И., Науменко A.M. Налоговое право России: Учебное пособие. М., 2003. 256 с.
- Кучеров И.И. Налоговые преступления. М., 1997. 109 с.
- Кучеров И.И. Налоговый криминал (историко-правовой анализ). М., 2000. 294 с.
- Кучеров И.И. Налоговое право России: Курс лекций. М., 2001. 360 с.
- Кучеров И.И., Судаков О. Ю., Орешкин И. А. Налоговый контроль и ответственность за нарушения законодательства о налогах и сборах. М., 2001. 256 с.
- Кучеров И.И. Налоговое право зарубежных стран: Курс лекций. М., 2003. 374 с.
- Кучерявенко Н.П. Основы налогового права: Учебник. Харьков, 2001. 176 с.
- Кустова М.В., Ногина О. А., Шевелева Н. А. Налоговое право России. Общая часть: Учебник. М., 2001. 490 с.
- Медведев А.Н. Налоговый контроль за ценами. Практика применения ст. 40 НК РФ. М., 2002. 112 с.
- Мосин Е.Ф. Налоговый контроль за соответствием расходов граждан. М., 2000. 224 с.
- Мудрых В.В. Налоговое право России: ответственность за нарушение налогового законодательства. М., 2001. 656 с.
- Налоговое право: Учебник / Под ред. Пепеляева С. Г. М., 2003. 591 с.
- Тапейцина А.С. Налоговые проверки: новый порядок назначения и проведения выездной налоговой проверки. Составление и подписание акта. Вынесение решения по результатам проверки. Оперативный контроль проблемных налогоплательщиков. М., 1999. 46 с.
- Основы налогового права / Под ред. Пепеляева С. Г. М., 1995. 496 с.
- Петрова Г. В. Налоговое право: Учебник для вузов. М., 1997. 271 с.
- Петрова Г. В. Общая теория налогового права. М., 2004. 304 с.
- Поленина С.В. Законодательство в Российской Федерации. М., 1996. 157 с.
- Попов Л.Л., Козлов Ю. М., Овсянко Д. М. Административное право: Учебник. М., 2002. 697 с.
- Поролло Е.В. Налоговый контроль: принципы и методы проведения. М., 1996.280 с.
- Рашевский Ю.М. Обеспечение экономической безопасности Дальневосточного региона: организационно-правовые основы взаимодействия органов внутренних дел с органами налоговой полиции. Хабаровск, 2002. 144 с.
- Родионова С.О., Шлейников В. И. Финансовый контроль: Учебник. М., 2002. 320 с.
- Сатарова Н.А. Принуждение в финансовом праве. М., 2006.
- Тедеев А.А., Парыгина А. В. Налоговое право. М., 2004. 256 с.
- Теория права и государства: Учебник / Под ред. Лазарева В. В. М., 1997. 432 с.
- Токмаков В.В. Комментарий к Налоговому кодексу Российской Федерации части первой, части второй (постатейный) с постатейными материалами. М., 2004. 1092 с.
- Толстопятенко Г. П. Европейское налоговое право: сравнительно-правовое исследование. М., 2001. 328 с. 63 .Тургенев Н. И. Опыт теории налогов. М., 1937. 266 с.
- Финансовое право: Учебник / Под ред. Химичевой Н. И. М., 2002. 606 с.
- Финансовое право: Учебник / Под ред. Горбуновой О. Н. М., 2000. 495 с.
- Финансовое право Российской Федерации: Учебник / Под ред. Карасевой М. В. М., 2002. 576 с.
- Химичева Н.И. Налоговое право: Учебник для вузов. М., 1997. 336 с.
- Черник Д.Г. Налоги: Учебное пособие. М., 1997. 688 с.
- Шаталов С. Д. Комментарий к. Налоговому кодексу Российской Федерации, части первой. М., 1999. 478 с.
- Шаталов С.Д. Комментарий к Налоговому кодексу Российской Федерации (часть 1). М., 2003. 683 с.
- Шохин С.О. Проблемы и перспективы развития финансового контроля в Российской Федерации. М., 1999. 352 с.
- Юткина Т.Ф. Налоги и налогообложение: Учебник. М., 1998. 429с.3. Научные статьи
- Ахметшин Р.И. Правоприменительная практика искажает смысл и цель налогового законодательства // Налоговед. 2004. № 4. С. 61−69.
- Ахметшин Р.И. Законно ли приостановление налоговой проверки? // Налоговед. 2004. № 8. с. 14−24. 2004. № 9. С. 15−22.
- Ашмарина Е.М. Некоторые вопросы разграничения налоговой компетенции // Государство и право. 2002. № 12. С. 48−55.
- Березин М.Ю. Разграничение налоговых полномочий в федеративном государстве // Государство и право. 2006. № 1. С. 46−50.
- Бондаренко И.Н. Органы, контролирующие уплату налогов и сборов: состояние, противоречия, перспективы развития // Финансовое право. 2004. № 6. С. 29−34.
- Бондаренко Т.А. К вопросу о сроках в налоговом праве // Финансовое право. 2008. № 6. С. 23−25.
- Брызгалин А.В., Берник В. Р., Головкин А. Н. Налоговый контроль и производство по делам о налоговых правонарушениях. Теория и практика применения гл. 14 Налогового кодекса РФ // Налоги и финансовое право. 2007. № 2. СПС «Гарант».
- Брызгалин А.В., Берник В. Р., Головкин А. Н. Налоговый контроль: сложные вопросы, практика применения, нормативные акты ФНС РФ // Налоги и финансовое право. 2007. № 10. СПС «Грант».
- Бурцев Д.Г. Изменения в налоговом администрировании в условиях модернизации налоговых органов // Налоговый вестник. 2002. № 1. С. 23−39.
- Бурцев Д.Г. Налоговый контроль и рассмотрение налоговых споров в Нидерландах // Аудиторские ведомости. 2007. № 8. СПС «Гарант».
- Брызгалин А.В. Ответственность за налоговые правонарушения: острые вопросы правоприменительной практики // Хозяйство и право. 2001. № 3. С. 75−100.
- Брусницын А.В. Переходные положения в правилах осуществления налогового контроля // Налоговый вестник. 2007. № 9. СПС «Гарант».
- Бычков С.М., Фомина Т. Ю. Налоговый контроль: виды и содержание // Аудиторские ведомости. 2009. № 2. СПС «Гарант».
- Воробьева В.Н. О деятельности МНС России в области государственного управления налогообложения // Налоговый вестник. 2003. № 7. С. 3−7.
- Герасименко Н.В. Регулирование международной налоговой конкуренции // Законодательство и экономика. 2005. № 9. С. 28−35.
- Грищенко В.В. О развитии российской науки налогового права // Финансовое право. 2009. № 2. С. 14−18.
- Горелов А.А. Формы и методы, используемые налоговыми органами при осуществлении мероприятий налогового контроля // Административное и муниципальное право. 2008. № 8. С. 19−28.
- Горелов А.А., Ильин А. Ю. Новые правила проведения налоговых проверок, оформления их результатов и истребования документов налоговыми органами // Административное и муниципальное право. 2008. № 9. С. 27−32.
- Горленко И.И. Формы проведения налогового контроля // Налоговый вестник. 2003. № 3. С. 155−159.
- Гусева Т.А. Федеральная налоговая служба: статус и полномочия // Право и экономика. 2005. № 1. С.34−40.
- Гостева М. Налоговое администрирование и налоговый контроль // Финансовая газета. 2007. № 23. СПС «Гарант».
- Даниленков А.В. О квалификации антисоциальных сделок для целей налогового контроля // Налоговый вестник. 2007. № 11. СПС «Гарант».
- Дворецкий В.Р. Налоговая проверка. Как защитить свои права? М., 2007.
- Демин А.В. Законодательство о налогах и сборах: понятие, состав, проблемы // Финансовое право. 2007. № 7.
- Евдокимова М. Налоговый контроль на грани риска // Расчет. 2009. № 2. СПС «Гарант».
- Еремина С.А. Осуществление контрольной работы. Проведение камеральных и выездных налоговых проверок уплаты налога на доходы физических лиц и методы их реализации // Налоговый вестник. 2003. № 9. С. 56−61.
- Жернаков М.В. Субъекты налоговых правоотношений: правовой статус и виды // Финансовое право. 2004. № 6. С. 24−29.
- Зарипов В.М. Налоговый контроль ценообразования: система сдержек и противовесов // Налоговед. 2008. № 3. СПС «Гарант».
- Затулина Т.Н. Конституционно-правовой статус участников налоговых отношений // Современное право. 2007. № 4. СПС «Гарант».
- Зрелов А.П. Проведение экспертизы в рамках налогового контроля // Ваш налоговый адвокат. 2008. № 12. СПС «Гарант».
- Ильин А.Ю. Теоретико-правовой аспект налогового контроля // Административное и муниципальное право. 2008. № 5. С. 23−31.
- Имыкшенова Е.А. Вызов в налоговые органы как самостоятельная форма налогового контроля // Ваш налоговый адвокат. 2008. № 6. СПС «Гарант».
- Кирилина В.Ф. Субъекты налогового права как правовая категория // Финансовое право. 2004. № 3. С. 31−36.
- Короткова JI.A., Ковалевская Д. Е. О правах и обязанностях налогоплательщиков и налоговых органов // Налоговый вестник. 2003. № 6. С. 189−199.
- Кормилицын А.С. Объект и предмет налогового контроля // Административное и муниципальное право. 2008. № 8. С. 18−21.
- Коршунова М.В. «Уклонение» и «оптимизация» в системе налогового контроля // Финансы. 2007. № 5. СПС «Гарант».
- Кувшинов Ю.Г. Участие органов внутренних дел в процедурах налогового контроля // Налоговая проверка. 2007. № 3. СПС «Гарант».
- Кузовков В.В. О процессуальном принуждении в сфере публичных финансов // Финансовое право. 2007. № 9. С. 18.
- Курилюк Ю.Е. Принципы установления ответственности в налоговом праве // Финансовое право. 2008. № 2. СПС «Гарант».
- Лучкова Н.А. Современные тенденции налогового контроля за ценами // Налоговед. 2007. № 4. СПС «Гарант».
- Михайлов М.Н. О порядке проведения выездных налоговых проверок // Налоговый вестник. 2004. № 3. С. 93−96.
- Мешалкин В. «Контрольная работа» налоговых органов // Новая бухгалтерия. 2006. № 8. С. 15−19.
- Неляпина Ю.В. Усовершенствование процедуры камеральной проверки // Налоги (газета). 2008. № 40.
- Неляпина Ю.В. Выездная проверка как наиболее эффективная форма налогового контроля // Налоги (газета). 2008. № 41.
- Новоселов К.В. Принципы и практика налогового контроля организаций // Российский налоговый курьер. 2008. № 11. СПС «Гарант».
- Новоселов К.В. Горячая линия: соблюдение процедур проведения мероприятий налогового контроля // Российский налоговый курьер. 2009. № 1−2. СПС «Гарант».
- Оношко Н.К. Встречная проверка как мероприятие налогового контроля // Налоговый вестник. 2003. № 3. С. 155−159.
- Орлов С.Ю. О проблемах налогового права // Юридический мир. 1998. № 11−12.
- Пантюшов О.В. Дополнительные мероприятия налогового контроля // Ваш налоговый адвокат. 2009. № 1. СПС «Гарант».
- Пантюшов О.В. Мероприятия налогового контроля // Право и экономика. 2009. № 9. С. 34−38.
- Пепеляев С.Г. О статусе и полномочиях межрегиональных налоговых инспекций // Налоговед. 2005. № 5. С. 5−20. 2005. № 6. С. 5−15.
- Петрова Г. В. О конституционных основах налогово-бюджетного федерализма и межбюджетных отношений // Журнал российского права. 2003. № 1.С. 30−36.
- Полякова Е. Основные изменения в налоговом законодательстве с 1 января 2008 года // Новая бухгалтерия. 2007. № 12. СПС «Гарант».
- Пономарева Т.В. Формальный подход к осуществлению налогового контроля // Вестник Арбитражного суда города Москвы. 2008. № 4. С. 44−46.
- Сайпуллаев У.А. Процессуальные аспекты осуществления налогового контроля и последующего производства по фактам выявленных правонарушений // Административное и муниципальное право. 2008. № 3. С. 36−41.
- Сашичев В.В. О контрольной работе налоговых органов и мерах по повышению ее эффективности // Налоговый вестник. 2003. № 8. С. 3−7.
- Сашичев В.В. Об изменениях в системе налогового контроля // Налоговая политика и практика. 2005. № 5. С. 21−25.
- Скорик Т.Г. Высокая эффективность выездной налоговой проверки -результат правильности выбранного объекта // Налоговый вестник. 2001. № 8. С. 33−39.
- Смирнов Д.А. Классификация принципов налогового права: постановка проблемы // Финансовое право. 2006. № 4. С. 22−26.
- Смирнова Е.Е. Особенности проведения экспертизы при осуществлении налогового контроля // Налоговый вестник. 2008. № 6. СПС «Гарант».
- Таркаева Е.А. Правовое проблемы проведения проверок налогоплательщиков // Государство и право. 2007. № 2. С. 34−39.
- Титов А.С. Формы, методы, виды налогового контроля и их юридическое содержание // Финансовое право. 2005. № 6. С.33−37.
- Хачатрян Р.Г. Налоговый контроль (надзор) как деятельность налоговых органов и вопросы правового регулирования // Юрист. 1998. № 8. С. 26−32.I
- Щербинин А. Т. Правовые основы налогового контроля // Финансы. 1998. № 5. С. 27−34.
- Яковлев А.А. Актуальные вопросы налогового контроля // Ваш налоговый адвокат. 2006. № 3. СПС «Гарант».
- Якушев А.О. Источники налогового права: новые подходы к изучению // Финансовое право. 2009. № 2. С. 23−27.
- Ялбуганов А.А., Кинсбурская В. А. Судебный порядок взыскания налоговой санкции // Закон. 2007. № 9. С. 11−31.
- Диссертации и авторефераты диссертаций
- Винницкий Д.В. Субъекты налогового права Российской Федерации: Автореф. дис. канд. юрид. наук // Винницкий Дмитрий Викторович. Екатеринбург, 1999. 26 с.
- Грачева Е.Ю. Проблемы правового регулирования государственного финансового контроля: Дис. докт. юрид. наук // Грачева Елена Юрьевна. М., 2000.
- Гуреев В.И. Правовые проблемы совершенствования налоговой системы России: Автореф. дис. докт. юрид. наук // Гуреев Виктор Иванович. М., 1999. 64 с.
- Гусева Т.А. Проблемы совершенствования механизма налогового контроля и порядка привлечения к налоговой ответственности: Дис. канд. юрид. наук // Гусева Татьяна Алексеевна. Саратов, 2001. 165 с.
- Иванов А.В. Административная юрисдикция налоговых органов Российской Федерации: Дис. канд. юрид. наук // Иванов Алексей Викторович. Новгород. 1999. 184 с.
- Ковалева Н.А. Правовые основы финансового контроля в СССР: Автореф. дис. канд. юрид. наук // Ковалева Наталья Андреевна. М., 1975. 23 с.
- Нелюбин Д.Е. Система налогового контроля в Российской Федерации: теория и практика правового применения, актуальные проблемы и направления реформирования: Автореф. дис. канд. юрид. наук // Нелюбин Дмитрий Евгеньевич. М., 2003. 214с.
- Шаров А.С. Организационно-правовые формы осуществления налогового контроля в Российской Федерации: Автореф. дис. канд. юрид. наук // Шаров Алексей Степанович. М., 2001. 177 с.
- Щербинин А.Т. Проблемы повышения эффективности налогового контроля: Дис. канд. экон. наук // Щербинин Александр Тихонович. М., 1997. 191 с.
- Угренинова С.Г. Налоговый контроль в условиях реформирования экономики: Дис. канд. экон. наук // Угренинова Светлана Геннадьевна. Екатеринбург, 2001. 184 с.