Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Правовые основы финансового обеспечения деятельности муниципальных учреждений здравоохранения в Российской Федерации

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В связи с этим-предлагается разработать положение, в котором закрепить следующие элементы: правовая основа финансового обеспечения деятельности муниципальных учреждений здравоохранения, работающих на принципах Концепции БОР. правовые основы финансирования на основе реальных показателей (индикаторов), а в необходимых случаях без учета этих показателей — затратным методом на основании бюджетной… Читать ещё >

Содержание

  • Список сокращений

Глава 1. Общая характеристика" правового регулирования финансового обеспечения деятельности муниципальных учреждений здравоохранения^ Российской Федерации.

1.1. Деятельность муниципальных учреждений здравоохранения в системе медицинского обслуживания населения Российской Федерации.

1.2. Понятие и структура финансово-правового статуса муниципального учреждения здравоохранения.

1.3. Нормативно-правовое обеспечение финансирования муниципальных учреждений здравоохранения.

Глава 2. Правовое регулирование планирования и использования финансовых ресурсов муниципальных учреждений здравоохранения.

2.1. Источники и порядок финансового обеспечения деятельности муниципальных учреждений здравоохранения.

2.1.1. Понятие и правовые принципы финансирования расходов муниципальных учреждений здравоохранения.

2.1.2. Особенности правового регулирования финансового обеспечения деятельности муниципальных учреждений здравоохранения за счет бюджетных средств.'.

2.1.3. Особенности правового регулирования финансового обеспечения деятельности муниципальных учреждений здравоохранения за счет средств обязательного медицинского страхования.

2.1.4. Особенности правового регулирования финансового обеспечения деятельности муниципальных учреждений здравоохранения за счет средств добровольного медицинского страхования.

2.1.5. Особенности правового регулирования доходов муниципальных учреждений здравоохранения от платных услуг.

2.2. Специфика правового регулирования налогообложения доходов муниципальных учреждений здравоохранения.

2.3. Бюджетная смета как правовая основа использования денежных средств муниципальными учреждениями здравоохранения.

2.4. Финансовый контроль как средство эффективного финансового обеспечения деятельности муниципальных учреждений здравоохранения.

Правовые основы финансового обеспечения деятельности муниципальных учреждений здравоохранения в Российской Федерации (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Конституция Российской Федерации провозглашает: «Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь» (п. 1 ст. 41)1.

В России функционируют следующие системы здравоохранения: государственная, муниципальная, частная. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения2 должна оказываться гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

В настоящее время недостаточность финансирования и неэффективное финансово-правовое регулирование являются решающими факторами, которые негативно влияют на систему охраны здоровья и медицинскую помощь. Сравнительные показатели продолжительности жизни в России, США, Польше, Китае свидетельствуют о давно назревшей необходимости комплексной модернизации системы российского здравоохранения, изменении принципов оказания бесплатной медицинской помощи, увеличении объемов финансирования, разработке новых подходов к формированию правовых методов регулирования финансового обеспечения деятельности учреждений здравоохранения3.

По оценкам специалистов Российская Федерация по характеру гарантий в области здравоохранения, формально предоставляемых гражданам, вполне сопоставима со странами ЕЭС, а по финансированию — с Латинской Америкой. Для преодоления разрыва долю государственных и муниципаль.

1 П. 1 Ст. 41 Конституции РФ (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 года) (в ред. от21 июля 2007 г. № 5-ФКЗ) // Российская газета. 1993. 25 дек.- СЗ РФ. 2007. № 30. Ст. 3745.

2 Ранее данные учреждения назывались «муниципальные медицинские учреждения», в настоящее время они переименованы в муниципальные учреждения здравоохранения. См.: Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 7 октября 2005 г. № 627 «Об утверждении Единой номенклатуры государственных и муниципальных учреждений здравоохранения» (в ред. от 19 февраля 2007 г. № 120) // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2005. № 42- Российская газета 2007. 3 апр.

3 См.- Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 26 мая 2004 г «Послание Президента России Владимира Владимировича Путина Федеральному собранию Российской Федерации» // Российская газета. 2004. 27 маяПослание Президента РФ Федеральному Собранию от 25 апреля 2005 г «Послание Президента России Владимира Владимировича Путина Федеральному собранию Российской Федерации» // Российская газета. 2005.26 апр. ных расходов на отрасль в ВВП необходимо увеличить в 2—3 раза, в то время как реальный, хотя и трудной, является задача её роста за 5 лет в 1,5 раза (более чем удвоение объема расходов в фактическом выражении)1.

Частично эти проблемы решаются. За последние годы осуществлено увеличение финансирования, направляемого на здравоохранение2. За счет этих средств увеличена заработная плата врачей общей практики, медицинского персонала, повышены объемы государственного заказа в области высокотехнологической медицинской помощи, увеличилась стоимость услуг, оказываемых медицинскими учреждениями за счет средств Федерального фонда обязательного медицинского страхования (ФФОМС). Однако, как известно, увеличение финансирования само по себе не может решить всех накопившихся в системе здравоохранения проблем.

В связи с этим можно сделать вывод о необходимости модернизации правовой базы, которая обеспечила бы динамичное развитие данной реформы, в первую очередь — в области финансового права. Первостепенная роль в вопросе охраны здоровья и медицинской помощи принадлежит муниципальным учреждениям здравоохранения, которые являются первичным звеном всей системы медицинской помощи в России3.

Необходимо учитывать, что расходы по финансированию муниципальных учреждений здравоохранения непосредственно связаны с общими вопросами финансового права: финансированием социально-культурной сферы, государственными и муниципальными расходами, которые в настоящее время должным образом не разработаны. В рамках всестороннего анализа нормативной базы, регулирующей правоотношения в области здравоохранения в целом, требуется глубокое исследование теоретических основ, практического опыта функционирования финансов в системе муниципальных учре.

1 См.: Российское здравоохранение: Как выйти из кризиса: Доклад // Высшая школа экономики. М.: Дом ГУ-ВШЭ, 2006. С. 45.

2 См: Федеральный закон от 26 декабря 2005 г. № 189-ФЗ «О федеральном бюджете на 2006 год» (в ред. от 01 декабря 2006 г. № 197-ФЗ) // СЗ РФ. 2005. № 52 (ч. II). Ст. 5602- С3 РФ. 2006. № 49 (ч. I). Ст. 5087- Федеральный закон от 19 декабря 2006 г. № 238-ФЭ «О федеральном бюджете на 2007 год» (в ред. от 23 ноября 2007 г. № 267-ФЗ) // СЗ РФ. 2006. № 52 (ч. II). Ст. 5504- СЗ РФ. 2007. № 48 (ч. I). Ст. 5811.

3 См.: Ст. 38 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. № 5487−1 (в ред. от 29 декабря 2006 г. № 258-ФЗ) // ВСНД РФ и ВС РФ. 1993. № 33. Ст. 1318- СЗ РФ. 2007. № 1 (ч. I). Ст. 21. ждений здравоохраненияопределение роли и финансово-правового статуса муниципальных учреждений здравоохранения как субъектов финансового праваразработка и модернизация-основных финансово-правовых принципов эффективного функционирования механизма финансового обеспечения деятельности муниципальных учреждений здравоохранения. В связи с этим необходим комплексный анализ правовых основ финансового обеспечения деятельности муниципальных учреждений здравоохранения как субъектов финансового права, что имеет, несомненно, важное теоретическое и практическое значение и определяет выбор темы диссертационного исследования.

Состояние и степень научной разработанности проблемы. Общетеоретической основой исследования послужили работы Н. Г. Александрова, М. В. Баглая, М. И. Байтина, С. Н. Братановского, A.A. Воротникова, В. В. Лазарева, A.B. Малько, М. Н. Марченко, Н. И. Матузова, A.C. Мордовца, О. Ю. Рыбакова, И. Н. Сенякина, В. Н. Синюкова и др.

Отдельные аспекты административного права, оказывающие1 влияние на характер правоотношений в деятельности учреждений здравоохранения, содержатся в научных трудах Ю. С. Адушкина, В. Г. Анненковой, З. А. Багишаева, Д. Н. Бахраха, Т. В. Ерохиной, В. В. Журика, Н. М. Конина, В. М. Манохина, Ю. И. Мигачева, М. П. Петрова, JI.JI. Попова, Б. В. Российского, П. П. Сергуна, Ю. Н. Старилова, C.B. Тихомирова и др.

Основные вопросы функционирования учреждений здравоохранения, социально-экономические факторы, воздействующие на их развитие, исследованы в работах И. Д. Богатырева, В. В. Головтеева, М. В. Еругиной, И. А. Захарова, Ю. М. Комарова, В. З. Кучеренко, Е. А. Логинова, Э. Н. Матвеева, Г. А. Попова, A.B. Решетникова, И. И. Розенфельд, Л. А. Юрченко и других авторов.

Общие проблемы предпринимательства и налогообложения анализировались A.B. Брызгалиным, Д. В. Винницким, В. Ф. Евтушенко, В. А. Парыгиной, С. Г. Пепеляевым, Г. В. Петровой, Г. Б. Поляком, H.A. Попоновым, A.A. Тедеевым, Т. Ф. Юткиной и другими отечественными авторами.

Для исследования правовых и экономических аспектов финансового обеспечения деятельности муниципальных учреждений здравоохранения, его понятия и целей, принципов финансирования значительный интерес представляют труды О. Ю. Бакаевой, Д. А. Бекерской, А. П. Бердашкевича, В. В. Бесчеревных, И.В. Бит-ШабоЮ:М. Воронина, JI.K. Вороновой, О. Н. Горбуновой, A.M. Година, Е. Ю: Грачевой, С. В. Запольского, М. В. Карасевой, Ю. А. Крохиной, Н. С. Максимова, A.A. Мусаткиной, Е. Г. Писаревой, М. И. Пискотина, И. В. Подпориной, Е. В. Покачаловой, Е. А. Ровинского, Т. Ф. Романовой, И. В. Рукавишниковой, H.A. Саттаровой, А. Д. Селюкова, Э. Д. Соколовой, Г. ГЪ ТолстопятенкоA.B. Улюкаева, P.O. Халфиной, Н.И. ХимичевойВ.Б. Христенко, С. Д. Цыпкина и др.

Кроме того, в настоящей работе использованы положения, затрагивающие различные аспекты изучаемой проблемы, выра ботанные зарубежными учеными, такими, как П. М. Годме, А. Смит, К.Т.ф. Эеберг и др.

Однако названные авторы не останавливались специально на финансово-правовых аспектах деятельности муниципальных учреждений здравоохранения.

Цели, И'задачи исследования. Основной целью является комплексное исследование правоотношений, возникающих в процессе финансового обеспечения деятельности муниципальных учреждений здравоохранения, и поиск путей повышения эффективности правового регулирования в этой сфере.

Поставленная цель предполагает решение следующих основных задач исследования:

— обоснование роли и значения муниципальных учреждений здравоохранения в системе российского здравоохранения по оказанию медицинской помощи, охране здоровья населения;

— определение социально-экономических задач, решение которых является целью финансового обеспечения муниципальных учреждений здравоохранения;

— анализ основных проблем, снижающих эффективность социально-медицинской деятельности муниципальных учреждений здравоохранения;

— анализ финансово-правового статуса муниципальных учреждений здравоохранения как бюджетных учреждений;

— исследование особенностей правовогорегулирования финансового обеспечения деятельности муниципальных учреждений здравоохранения;

— анализ источников финансирования деятельности муниципальных учреждений' здравоохранения и правовых основ режима финансирования;

— исследование налоговых правоотношений муниципальных учреждений здравоохранения как налогоплательщиков;

— исследование порядка финансового планирования и использования средств муниципальных учреждений здравоохранения;

— анализ бюджетной сметы как правовой основы использования средств муниципальными учреждениями здравоохранения;

— анализ проблем финансового контроля в деятельности муниципальных учреждений здравоохранения;

— обобщение зарубежного и исторического опыта деятельности медицинских организаций;

— выработка рекомендаций и предложений по совершенствованию правового регулирования финансового обеспечения деятельности муниципальных учреждений здравоохранения в Российской Федерации.

Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в сфере финансового обеспечения деятельности муниципальных учреждений здравоохранения, и правовая основа этих отношений.

Предмет исследования — теоретические и практические вопросы правового регулирования порядка образования, распределения и использования денежных фондов, необходимых для выполнения муниципальными учреждениями здравоохранения своих функций и задач.

Методологические и теоретические основы исследования. Для всестороннего и объективного исследования поставленных задач автор использует комплекс современных методов познания, разработанных философской наукой и применяемых в юридической науке: всеобщий (материалистическая диалектика) — общенаучные методы, такие как структурный анализ, синтез, системный и функциональный подходыа также частнонаучные методы, включая исторический подход, статистический, логический, формально-юридический и сравнительно-правовой.

С применением названных методов исследовались Конституция, РФ, федеральные и региональные законы, иные нормативные правовые акты, в том числе органов местного самоуправления, материалы правоприменительной и судебной практики, официальные выступления должностных лиц Министерства здравоохранения и социального развития РФ.

Эмпирической базой исследования послужила также практика финансового обеспечения деятельности медицинских организаций как в России, так и за рубежом.

Научная новизна диссертации определяется комплексным исследованием правовых основ системы финансового обеспечения деятельности муниципальных учреждений здравоохранения в русле современного подхода к проблеме, с использованием новых идей и тенденций в сфере финансового обеспечения и его правового регулирования, а также выводами и предложениями, направленными на дальнейшее совершенствование правового регулирования механизма финансового обеспечения деятельности муниципальных учреждений здравоохранения. Диссертация представляет собой первое в отечественной юридической науке, включая финансово-правовую, монографическое исследование, специально посвященное проблемам финансового обеспечения деятельности муниципальных учреждений здравоохранения в современных условиях.

На защиту выносятся следующие основные положения:

1. В работе обосновывается необходимость разработки и принятия* на правовом уровне специальных принципов финансового обеспечения деятельности муниципальных учреждений здравоохранения как основных положений, оказывающих огромное влияние на процесс эффективного формирования, распределения и использования их финансовых ресурсов. В настоящее время формируется многоканальная схема финансового обеспечения деятельности муниципальных учреждений здравоохранения, предусматривающая привлечение наряду с ассигнованиями из бюджета дополнительных средств за счет фондов обязательного и добровольного медицинского страхования, от оказания платных услуг, что свидетельствует о расширении компетенции муниципальных учреждений здравоохранения в области финансового права.

2. В результате проведенного анализа предлагается авторское определение финансово-правовогостатуса муниципального учрежденияздравоохранения: это совокупность компетенции, форм, методов и гарантий, с помощью которых муниципальное учреждение здравоохранения осуществляет финансовую деятельность, урегулированную законодательством, иными нормативными правовыми актами и обеспеченную системой юридической ответственности. Исследовав компоненты финансово-правового статуса муниципального учреждения здравоохранения, делается вывод, что его главной составляющей является бюджетный статус, представляющий процесс финансового обеспечения деятельности муниципальных учреждений здравоохранения средствами регионального и местного бюджетов, бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования, от оказания платных услуг, а также распределения и использования указанных средств.

3. Исследование содержания финансово-правового статуса муниципальных учреждений здравоохранения выявило отсутствие соответствующего нормативного правового акта, регламентирующего деятельность муниципальных учреждений здравоохранения в современных политических и финансово-экономических условиях. В связи с этим предлагается разработать и принять нормативный правовой' акт в виде типового положения, целью которого должно стать объединение элементов-финансово-правового статуса муниципального учреждения здравоохранения. Принятие данного положения позволит восполнить пробелы в нормативной правовой базе в области формирования, распределения и использования' финансовых ресурсов муниципальными учреждениями здравоохранения.

4. На основе анализа теории и практики финансового обеспечения^муниципальных учреждений здравоохранения как в России, так и за рубежом констатируетсячто муниципальнаясистема здравоохранения находится в прямой зависимости от экономического развития региона и государства в целом. Поэтому дальнейший экономический рост Российской Федерациии её территориальных образований' приведет к смещению финансового обеспечения деятельности муниципальных учреждений здравоохранения к бюджетно-страховой модели. В связи с этим предлагается сформировать четкий правовой механизм дополнения гарантированного бюджетного финансирования муниципальных учреждений здравоохранения ресурсами систем обязательного и добровольного медицинского страхованияи доходами от оказания платных услуг.

5'. Вцелях оптимизации управления финансовыми ресурсами необходимо внедрить. в деятельность муниципального учреждения здравоохранения элементы Концепции бюджетирования^ ориентированного нарезультат (БОР). Для этого предлагается:

— разработать положение, которое будет являться нормативно-правовой основой финансового обеспечения деятельности муниципальных учреждений здравоохранения, работающих на принципах Концепции БОР;

— выработать правовые принципы финансирования на основе реальных показателей (индикаторов), а в необходимых случаях без учета этих показателей — затратным методом на основании бюджетной сметы;

— сформулировать правовые и экономические принципы зависимости финансирования муниципальных учреждений здравоохранения от трудно определяемых «общественно значимых» показателей. Например, состояние здоровьяпродолжительность жизнинаселения в муниципальном образовании и т. п.;

— четко определить компетенцию и ответственность муниципальных органов власти, муниципальных учреждений здравоохранения и страховых организацийсформировать правовые принципы финансового мониторинга на основе прямых и обратных связей.

6. Обосновывается необходимость формирования правовых основ и разработки концепции финансового контроля за деятельностью муниципальных учреждений здравоохранения. Предлагается структура финансового контроля за деятельностью муниципальных учреждений здравоохранения с учетом органов, его осуществляющих: государственныймуниципальныйвнутреннийаудиторскийобщественный. С этой целью, в частности, необходимо внести в ст. 7 «Обязательный аудит» Федерального закона от 7 августа 2001 г. № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (в ред. от 3 ноября 2006 г. № 183-ФЭ) дополнение о включении муниципальных учреждений здравоохранения в перечень организаций, подлежащих обязательной аудиторской проверке. Целесообразно принять нормативный правовой акт, обязывающий муниципальные учреждения здравоохранения открыто публиковать полную информацию о своей финансовой деятельности в целях соблюдения принципа гласности. Следует сформировать. правовую базу и систему экономической мотивации для функционирования общественного контроля.

Научная и. практическая значимость результатов исследования определяется актуальностью и новизной затронутых в диссертации проблем.

Положения и выводы исследования могут быть использованы в работе по совершенствованию нормативной правовой базы, регулирующей организационные и финансовые основы деятельности муниципальных учреждений здравоохранения. Также предлагаются исходные положения для дальнейшего исследования данной проблемы и выработки решений, позволяющих вывести финансирование муниципальных учреждений здравоохранения на новую ступень развития. Выводы и положения исследования могут быть использованы при разработке научных положений финансового права, других отраслевых наук, в преподавании дисциплины «Финансовое право» и спецдисциплин, касающихся финансового обеспечения деятельности бюджетных учреждений.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивается его комплексным характером, широким спектром использованных научных источников, применением современных методов познания проблем правового регулирования финансового обеспечения деятельности муниципальных учреждений здравоохранения, исследованием нормативно-правовой базы, регулирующей правоотношения в сфере финансового обеспечения^ медицинских организаций экономически развитых и развивающихся иностранных государств, результатами исследований аналогичных проблем отечественными и зарубежными учеными.

Обоснованности выводов способствовали представленные в исследовании статистические и финансовые данные Министерства здравоохранения и социального развития РФ' Министерства экономического развития РФ, Министерства финансов. РФ, Федеральной налоговой службы РФ, Федерального казначейства РФ, различных контрольно-ревизионных органов, данные о мировом развитии общества.

Апробация результатов. Основные теоретические положения и выводы, практические рекомендации диссертационной работы опубликованы автором в ряде научных статейиспользованы в выступлениях на научно-практических конференциях и семинарахобсуждены кафедрой финансового, банковского и таможенного права ГОУ ВПО «Саратовская государственная академия^права». Материалы исследования, выводы и предложения, сформулированные в диссертационной работе, внедрены в учебный процесс по преподаванию дисциплины «Финансовое право» в ФГОУ ВПО «Саратовский юридический институт МВД России», нашли применение в правовой* работе Министерства здравоохранения Саратовской области, а также в практической деятельности муниципальных учреждений здравоохранения Энгельско-го, Петровского, Балашовского, Балаковского, Вольского и других муниципальных образований Саратовской области по отдельным вопросам планирования и использования финансовых ресурсов.

Структура исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав, включающих семь параграфов, заключения и библиографического списка использованных источников.

Заключение

.

Комплексный анализ правовых основ финансового обеспечения деятельности муниципальных учреждений здравоохранения позволяет сделать следующие выводы:

1. Муниципальные учреждения здравоохранения (МУЗ) издавна являются важнейшим элементом социального и экономического развития муниципальных территориальных образований. С 1918 г. они функционируют как первичное звено единого государственного здравоохранения, объединившего все ранее существовавшие системы и формы российской медицины и основывающиеся на таких принципах, как бесплатность и доступность, профилактика, единство науки и практики, участие населения в мероприятиях по охране здоровья. Именно эти принципы в советское время сделали муници-' пальную медицину оптимальной моделью, ценнейшим достоянием отечественного здравоохранения. Переломным периодом были в 90-е годы XX в., когда в обществе наступил глубокий экономический кризис, подорвавший основы единственного бюджетного источника финансового обеспечения деятельности муниципальных учреждений здравоохранения. В настоящее время формируется многоканальная схема финансового обеспечения деятельности муниципальных учреждений здравоохранения. Действующее российское законодательство предполагает привлечение, наряду с ассигнованиями из бюджета, дополнительных средств из следующих источников: фонды обязательного и добровольного медицинского страхования, за счет оказания платных услуг. Это свидетельствует о расширении их прав в области формирования, распределения и использования финансовых ресурсов. Осуществление муниципальными учреждениями здравоохранения деятельности по привлечению дополнительных финансовых ресурсов является объективной необходимостью, обусловленной не только ограниченными возможностями муниципального бюджета, но в то же время потребностью включения учреждений здравоохранения, в том числе на муниципальном уровне, в современные экономические отношения. Это требует соответствующей правовой базы, в частности, разработки и принятия на правовом уровне специальных принципов финансового обеспечения деятельности государственных и муниципальных учреждений здравоохранения в современных условиях.

2. Организационно-правовой основой механизма образования, распределения и использования финансовых ресурсов муниципальных учреждений здравоохранения является их финансово-правовой статус. В результате исследования содержания финансово-правового статуса муниципального учреждения здравоохранения были выделены следующие его составляющие:

— цели и задачи финансовой деятельности муниципального учреждения здравоохранения;

— функции муниципальных учреждений здравоохранения в процессе осуществления финансовой деятельностиполномочия (права и обязанности), составляющие основное содержание финансово-правового статуса муниципальных учреждений здравоохраненияформы и методы финансовой деятельности муниципальных учреждений здравоохранения;

— гарантии как элемент финансово-правового статуса данных учрежденийюридическая ответственность муниципальных учреждений здравоохранения.

Исследование этих составляющих позволило сформулировать понятие финансово-правового статуса муниципального учреждения здравоохранения. Финансово-правовой статус муниципального учреждения здравоохранения: это совокупность компетенции, форм, методов и гарантий, с помощью которых муниципальное учреждение здравоохранения осуществляет финансовую деятельность, урегулированную законодательством, иными нормативными правовыми актами и обеспеченную системой юридической ответственности.

Основными составляющими финансово-правового статуса муниципального учреждения здравоохранения являются элементы бюджетного статуса, представляющего процесс финансового обеспечения деятельности муниципальных учреждений здравоохранения из регионального и местного бюджетов, бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования, от оказания платных услуг, а также распределения и использования указанных средств.

3. С целью совершенствования законодательной базы в сфере правового регулирования финансового обеспечения деятельности муниципальных медицинских учреждений, необходимо повысить качество вновь принимаемых законодательных актовустранить противоречия в законодательстве различных уровнейсогласовывать принимаемые нормативные акты с положениями иных отраслей российского и международного правасистематизировать весь нормативно-правовой материалнарастить базу нормативно-правовых актов, принимаемых на местном уровне.

Исследование содержания финансово-правового статуса (его отдельных элементов) муниципальных учреждений здравоохранения выявило отсутствие единого нормативного правового акта, регламентирующего деятельность МУЗ в современных политических и финансово-экономических условиях. Поэтому на сегодняшний день многие вопросы финансового обеспечения деятельности муниципальных учреждений здравоохранения оказались неурегулированными, что существенно снижает её эффективность. В связи с этим предлагается разработать и принять нормативный правовой акт в виде типового положения для объединения элементов финансово-правового статуса муниципального учреждения здравоохранения. Принятие данного положения позволит восполнить пробелы в нормативной правовой базе по формированию, распределению и использованию финансовых ресурсов муниципальными учреждениями здравоохранения.

4. Финансирование муниципальных учреждений здравоохранения тяготеет к модели, сочетающей в. себе, в первую очередь, финансовые ресурсы территориальных фондов обязательного медицинского страхования, во вторую очередь, средства муниципальных и региональных бюджетов. История развития современной зарубежной медицины показывает, что в экономически развитых странах с высоким доходом на душу населения акцент в обеспечении медицинских учреждений смещается-в сторону бюджетного финансирования-, дополненного обязательным и добровольным медицинским страхованием.

Муниципальная система здравоохранениянаходится в, прямой зависимости от экономического развития региона и государства в целом, поэтому с дальнейшим повышением экономического роста в Российской Федерации, её территориальных образований должно произойти смещение финансового обеспечения деятельности: муниципальных медицинских учреждений к бюд-жетно-страховой модели. В связи с этим предлагается сформировать четкий-правовой механизм дополнения гарантированного бюджетного финансирования муниципальных учреждений здравоохранения ресурсами фондов. ОМС, ДМС и доходами от платных услуг.

5. На современном этапе развития. теоретически и практически обоснованно взимать налоги со всех хозяйствующих субъектов^ получающих доходы от коммерческой деятельности, как это и предусмотрено Налоговым кодексом РФ. Следовательно, подлежат налогообложению все муниципальные учреждения-здравоохранения, имеющие доходы от платных услуг. Порядок налогообложениядолжен быть единым для всех муниципальных учреждений здравоохранения без учета направления деятельности исоциальной, значимостинаравне с коммерческими организациями. В связи с этим предлагается отменить все существующие правовые нормы, формирующие портфель льгот для муниципальных учреждений здравоохранения.

6. С учетом новых экономико-правовых тенденций (Концепция БОР) в управлении финансами муниципальных учреждений здравоохранения можно сделать однозначный вывод, что бюджетная смета как нормативный документ, определяющий основные источники финансирования муниципального учреждения здравоохраненияобъем, целевое назначение и поквартальное распределение расходов, больше не отражает реальное содержание новых подходов в экономике страны. В связи с этим, бюджетная смета, как финансово-правовой акт, утратит свое значение. Такие основные принципы иса пользования финансовых ресурсов, как целевое использование, объемы и сроки освоения средств, раздельный учет финансовых ресурсов в зависимости от источников, лимиты бюджетных обязательств и другие потеряют свое значение на уровне получателей бюджетных средств.

В связи с этим-предлагается разработать положение, в котором закрепить следующие элементы: правовая основа финансового обеспечения деятельности муниципальных учреждений здравоохранения, работающих на принципах Концепции БОР. правовые основы финансирования на основе реальных показателей (индикаторов), а в необходимых случаях без учета этих показателей — затратным методом на основании бюджетной сметыправовые и экономические принципы зависимости финансирования муниципальных учреждений здравоохранения от трудно определяемых по своей природе «общественно значимых» показателей. Например, состояние здоровья, продолжительность жизни населения в муниципальном образовании и т. п.- четко определить компетенцию и ответственность муниципальных органов власти, муниципальных учреждений здравоохранения и страховых организаций;

— правовые принципы финансового мониторинга на основе прямых и обратных связей.

7. Финансовый контроль является важной составляющей эффективного финансового обеспечения деятельности муниципальных учреждений здравоохранения, который в настоящее время должным образом не разработан. В связи с этим необходимо «сформировать правовые основы и концепцию муниципального финансового контроля за деятельностью муниципальных учреждений здравоохранения. С этой целью требуется:

— активизировать работу по организации муниципальных контролирующих органов при представительных органах власти;

— внести дополнение в ст. 7 «Обязательный аудит» Федерального закона от 7 августа 2001 г. № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности» о включении муниципальных учреждений здравоохранения в перечень организаций, подлежащих обязательной аудиторской проверке;

— принять нормативный правовой акт, обязывающий муниципальные учреждения здравоохранения открыто публиковать полную информацию о своей деятельности;

— сформировать правовую базу и систему экономической мотивации для функционирования общественного контроля за деятельностью муниципальных медицинских учреждений.

Таковы, в целом, итоги проведенного диссертационного исследования. Отдельные выводы автора являются дискуссионными, однако они, а также вопросы, оставшиеся за рамками исследования, могут явиться предметом дальнейших научных изысканий.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Международные нормативно-правовые акты и официальные документы:
  2. Всеобщая декларация прав человека (принята на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН резолюцией 217а (3)) от 10 декабря 1948 г. // Российская газета. 1998. 10 дек.
  3. Конвенция о защите прав человека и основных свобод ETS № 005 (Рим 4 ноября 1950 г.) (в ред. от 11 мая 1994 г. протокол № 11) // СЗ РФ. 2001. № 2. Ст. 163- СЗ РФ. 1992. № 44. Ст. 5400.
  4. Нормативно-правовые акты и официальные документы Российской Федерации:
  5. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 года) (в ред. от 21 июля 2007 г. № 5-ФКЗ) // Российская газета. 1993. 25 дек.- СЗ РФ. 2007. № 30. Ст. 3745.
  6. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ (в ред. от 06 декабря 2007 г. № ЗЗЗ-ФЗ) // СЗ РФ. 1998. № 31. Ст. 3823- СЗ РФ. 2007. № 50. Ст. 6246.
  7. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ (в ред. от 06 декабря 2007 г. № ЗЗЗ-ФЗ) // СЗ РФ. 1994. № 32. Ст. 3301- СЗ РФ. 2007. № 50. Ст. 6246.
  8. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26 января 1996 г. № 14-ФЗ (в ред. от 06 декабря 2007 г. № 334-ф3) // СЗ РФ. 1996. № 5. Ст. 410- СЗ РФ. 2007. № 50. Ст. 6247.
  9. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ (в ред. от 17 мая 2007 г. № 84-ФЗ) // СЗ РФ. 1998. № 31. Ст. 3824- СЗ РФ. 2007. № 22. Ст. 2564.
  10. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 5 августа 2000 г. № 117-ФЗ (в ред. от 04 декабря 2007 г. № 324-Ф3) // СЗ РФ. 2000. № 32. Ст. 3340- СЗ РФ. 2007. № 50. Ст. 6237.
  11. Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. № 5487−1 (в ред. от 18 октября 2007 г. № 230-ФЗ) // ВСНД РФ и ВС РФ. 1993. № 33. Ст. 1318- СЗ РФ. 2007. № 43. Ст. 5084.
  12. Закон РФ от 15 мая 1991 г. № 1244−1 «О социальной защите граждан, подвергнувшихся воздействию радиации в следствии катастрофы на
  13. Чернобыльской АЭС» (в ред. от 08 ноября 2007 г. № 258-ФЗ) // Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1991. № 21. Ст. 699- СЗ РФ. 2007. № 46. Ст. 5554.
  14. Закон РФ от 28 июня 1991 г. № 1499−1 «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» (в ред. от 29 декабря 2006 г. № 258-ФЗ) // ВСНД РСФСР и ВС РСФСР. 1991. № 27. Ст. 920- СЗ РФ. 2006. № 1 (ч. 1). Ст. 21.
  15. Закон РФ от 07 февраля 1992 г. № 2300−1 «О защите прав потребителей» (в ред. от 25 октября 2007 г. № 234-Ф3) // СЗ РФ. 1996. № 3. Ст. 140- СЗ РФ. 2007. № 44. Ст. 5282.
  16. Закон РФ от 2 июля 1992 г. № 1385−1 «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при её оказании» (в ред. от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ) // ВСНД РФ и ВС РФ. 1992. № 33. Ст. 1913- СЗ РФ. 2004. № 35. Ст. 3607.
  17. Закон РФ от 10 июля 1992 г. № 3266−1 «Об образовании» (в ред. от 01 декабря 2007 г. № 313-Ф3) // ВСНД РФ и ВС РФ. 1992. № 30. Ст. 1797- СЗ РФ. 2007. № 49. Ст. 6074.
  18. Закон РФ от 9 октября 1992 г. № 3612−1 «Основы законодательства. Российской Федерации о культуре» (в ред. от 29 декабря 2006 г. № 258-ФЗ) // ВСНД РФ и ВС РФ. 1992. № 46. Ст. 2615- СЗ РФ. 2007. № 1 (ч. 1). Ст. 21.
  19. Закон РФ от 22 декабря 1992 г. № 4180−1 «О трансплантации органов и (или) тканей человека» (в ред. от 29 ноября 2007 г. № 279-ФЗ) // ВСНД и ВС РФ. 1993. № 2. Ст. 62- СЗ РФ. 2007. № 49. Ст. 6040. л"
  20. Закон РФ от 9 июня 1993 г. № 5142−1 «О донорстве крови и её ком^ понентов» (в ред. от 18 октября 2007 г. № 230-Ф3) // ВСНД РФ и ВС РФ. 1993. № 28. Ст. 1064- СЗ РФ. 2007. № 43. Ст. 5084.
  21. Федеральный закон от 11 января 1995 г. № 4-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации» (в ред. от 24 июля 2007 г. № 214-ФЗ) // СЗ РФ. 1995. № 3. Ст. 167- СЗ РФ. 2007. № 31. Ст. 4011.
  22. Федеральный закон от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» (в ред. от 2 февраля 2006 г. № 19-ФЗ) // СЗ РФ. 1995. № 21. Ст. 1930- СЗ РФ. 2006. № 6. Ст. 636.
  23. Федеральный закон от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (в ред. от 01 декабря 2007 г. № 317-ФЗ) // СЗ РФ. 1996. № 3. Ст. 145- СЗ РФ. 2007. № 49. Ст. 6078.
  24. Федеральный закон от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (в ред. от 3 ноября 2006 г. № 183-Ф3) // СЗ РФ. 1996. № 48. Ст. 5369- СЗ РФ. 2006. № 45. Ст. 4635.
  25. Федеральный закон от 25 сентября 1997 г. № 126-ФЗ «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации» (в ред. от 28 декабря 2004 г. № 183-Ф3) // СЗ РФ. 1997. № 39. Ст. 4464- СЗ РФ. 2005. № 1 (ч. 1). Ст. 9.
  26. Федеральный закон от 8 января 1998 г. № З-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» (в ред. от 24 июля 2007 г. № 214-ФЗ) // СЗ РФ. 1998. № 2. Ст. 219- СЗ РФ. 2007. № 31. Ст. 4011.
  27. Федеральный закон от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (в ред. от 04 декабря 2007 г. № 324-Ф3) // СЗ РФ. 1998. № 22. Ст. 2331- СЗ РФ. 2007. № 50. Ст. 6237.
  28. Федеральный закон от 22 июня 1998 г. № 86-ФЗ «О лекарственных средствах» (в ред. от 18 декабря 2006 г. № 231-Ф3) // СЗ РФ. 1998. № 26. Ст. 3006- СЗ РФ. 2006. № 52 (ч. 1). Ст. 5497.
  29. Федеральный закон от 17 сентября 1998 г. № 157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» (в ред. от 01 декабря 2007 г. № 309-ФЗ) // СЗ РФ. 1998. № 38. Ст. 4736- СЗ РФ. 2007. № 49. Ст. 6070.
  30. Федеральный закон от 16 июля 1999 г. № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» (в ред. от 05 марта 2004 г. № 10-ФЗ) // СЗ РФ. 1999. № 29. Ст. 3686- СЗ РФ. 2004. № 10. Ст. 836.
  31. Федеральный закон от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (в ред. от 06 декабря 2007 г. № 334-ФЗ) // СЗ РФ. 2001. № 33 (ч. 1). Ст. 3430- СЗ РФ. 2007. № 50. Ст. 6247.
  32. Федеральный закон от 7 августа 2001 г. № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (в ред. от 3 ноября 2006 г. № 183-Ф3) // СЗ РФ. 2001. № 33 (ч. 1). Ст. 3422- СЗ РФ. 2006. № 45. Ст. 4635.
  33. Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (в ред. от 08 ноября 2007 г. № 257-ФЗ) // СЗ РФ. 2003. № 40. Ст. 3822- СЗ РФ. 2007. № 46. Ст. 5553.
  34. Федеральный закон от 26 декабря 2005 г. № 189-ФЗ «О федеральном бюджете на 2006 год» (в ред. от 01 декабря 2006 г. № 197-ФЗ) // СЗ РФ. 2005. № 52 (ч. 2). Ст. 5602- СЗ РФ. 2006. № 49 (ч. 1). Ст. 5087.
  35. Федеральный закон от 19 декабря 2006 г. № 238-Ф3 «О федеральном бюджете на 2007 год» (в ред. от 23 ноября 2007 г. № 267-ФЗ) // СЗ РФ. 2006. № 52 (ч. 2). Ст. 5504- СЗ РФ. 2007. № 48 (ч. 1). Ст. 5811.
  36. Указ Президента РФ от 25 июля 1996 г. № 1095 «О мерах по обеспечению государственного финансового контроля в Российской Федерации» (в ред. от 18 июля 2001 г. № 872) // СЗ РФ. 1996. № 31. Ст. 3696- СЗ РФ. 2001. № 30. Ст. 3156.
  37. Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 15 декабря 1996 г. № 920−11ГД «О мерах по борьбе с туберкулезом в Российской Федерации» // СЗ РФ. 1997. № 1. Ст. 53.
  38. Положение о ведомственном контроле за финансово-хозяйственной деятельностью объединений, предприятий, организации и учреждений. Утверждено Постановлением Совета Министров СССР от 2 апреля 1981 г. № 325 // СП СССР. 1981. № 15. Ст. 89.
  39. Постановление Правительства РФ от 23 января 1992 г. № 41 «О мерах по выполнению Закона РСФСР „О медицинском страховании граждан в РСФСР“» (в ред. от 11 сентября 1998 г. № 1096) // СП РСФСР. 1992. № 8- СЗРФ. 1998. № 38. Ст. 4811.
  40. Постановление Правительства РФ от 13 января 1996 г. № 27 «Об утверждении Правил предоставления платных медицинских услуг населению медицинскими учреждениями» // СЗ РФ. 1996. № 3. Ст. 194.
  41. Постановление Правительства РФ от 29 марта 2002 г. № 190 «О лицензировании аудиторской деятельности» (в. ред. от 26 января 2007 г. № 50) // СЗ РФ. 2002. № 14. Ст. 1298- СЗ РФ. 2007. № 6. Ст. 760.
  42. Постановление Правительства РФ от 22 января 2007 г. № 30 «Об утверждении Положения о лицензировании медицинской деятельности» // СЗ РФ. 2007. № 5. Ст. 656.
  43. Постановление Правительства РФ от 03 октября 2002 г. № 737 «О федеральной целевой программе «Дети России» на 2003−2006 годы (в ред. от 30 декабря 2005 г. № 847, в ред. от 21 марта 2006 № 153) // СЗ РФ. 2002. № 41. Ст. 3984- СЗ РФ. 2006. № 13. Ст. 1405.
  44. Постановление Правительства РФ от 30 июня 2004 г. № 329 «О Министерстве финансов Российской Федерации» (в ред. от 30 января 2008 г. № 42) // СЗ РФ. 2004. № 31. Ст. 3258- СЗ РФ. 2008. № 5. Ст. 411.
  45. Постановлении Правительства РФ от 16 июля 2005 г. № 440 «О порядке ведения реестра расходных обязательств Российской Федерации» //СЗ РФ. 2005. № 31Ст. 3223.
  46. Постановление Правительства РФ от 26 января 2006 г. № 45 «Об организации лицензирования отдельных видов деятельности» (в ред. от 02 октября 2007 г.) // СЗ РФ. 2006. № 6. Ст. 700- СЗ РФ. 2007. № 41. Ст. 4902.
  47. Постановление Правительства РФ от 30 декабря 2006 г. № 885 «О Программе государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2007 год» // СЗ РФ. 2007. № 6. Ст. 757.
  48. Распоряжение Правительства РФ от 25 октября 2005 г. № 1789-р «О Концепции административной реформы в Российской Федерации в 20 062 008 годах» (в ред. от 09 февраля 2008 г.) // СЗ РФ. 2005. № 46. Ст. 4720- СЗ РФ. 2008. № 7. Ст. 633.
  49. Распоряжение Правительства РФ от 19 января 2006 г. № 38-р «Программа социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2006−2008 годы)» // СЗ РФ. 2006. № 5. Ст. 589.
  50. Постановление Госплана СССР от 22 апреля 1974 г. № 48 «Методические указания к разработке государственных планов развития народного хозяйства СССР» // СПС «Гарант».
Заполнить форму текущей работой