Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Правовое регулирование кредитной деятельности Банка России

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В процессе осуществления Банком России кредитной деятельности возникают общественные отношения двух типов. Отношения первого типа, в рамках которых Банк России осуществляет свои государственно-властные полномочия по организации системы рефинансирования, характеризуются публично-правовой природой. Отношения второго типа, возникающие в процессе заключения договоров между Банком России и кредитными… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Общая правовая характеристика кредитной деятельности Банка России
    • 1. Правовые содержание и объем понятия «кредитная деятельность Банка
  • России»
    • 2. Кредитная деятельность Банка России в системе государственной денежно-кредитной политики
  • Глава 2. Правовые особенности осуществления кредитной деятельности Банка России
    • 1. Публично-правовые особенности осуществления кредитной деятельности Банка России
    • 2. Особенности правовых форм рефинансирования

Правовое регулирование кредитной деятельности Банка России (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

Современное развитие отечественной банковской системы сопряжено со сложностью определения правового положения Банка России. Правовое положение Банка России детерминировано тем, что Банк России, образуя верхний уровень банковской системы Российской Федерации, преследует исключительно публично-правовые цели в соответствующей сфере общественных отношений. Между тем, Банк России наделен не только административно-властными полномочиями, но и правом осуществлять банковские операции и сделки. Последнее обусловлено объективными потребностями развития в Российской Федерации банковской системы рыночного типа, в которой обеспечивается повышенная защита частно-правовых интересов. Вследствие этого возникают проблемы, связанные смешением публично-правовых и частно-правовых аспектов отношений между Банком России и кредитными организациями.

Вышеуказанные проблемы проявляются, например, при правовом регулировании выполнения Банком России функций кредитора последней инстанции для кредитных организаций и организации системы их рефинансирования. Общеизвестно, что выполнение данных функций выражается, в частности, в кредитовании Банком России кредитных организаций (в рефинансировании), которое воздействует не только на развитие и укрепление банковской системы, но и на динамику развития всей экономики страны. Кроме того, высокая степень социального значения данных функций наиболее очевидна во времена системных кризисных явлений, происходящих в банковской сфере. По этой причине, в частности, рефинансирование включено в перечень основных инструментов и методов денежно-кредитной политики Банка России, что предопределяет наличие публично-правовых аспектов в соответствующих действиях Банка России. Вместе с тем, рефинансирование осуществляется Банком России посредством проведения одной из банковских операций на основании заключенного с конкретной кредитной организацией кредитного договора и вследствие этого применяются нормы гражданского права Российской Федерации.

Вышеизложенное указывает на повышенную социальную значимость и комплексный характер правоотношений, возникающих, изменяющихся и прекращающихся при выполнении Банком России функций кредитора последней инстанции для кредитных организаций и организации системы их рефинансирования. Вместе с тем, как свидетельствует практика, выполнение данных функций Банка России крайне затруднительно назвать высокоэффективным по причинам того, что соответствующие действия Банка России зачастую регламентируются без соблюдения системного подхода, а также недостаточно законодательно урегулированы. Таким образом, в современных условиях развития банковской системы Российской Федерации исследование правового регулирования осуществления Банком России действий по выполнению функций кредитора последней инстанции для кредитных организаций и организации системы рефинансирования, а также выработка научно обоснованных предложений по совершенствованию данного социального воздействия, несомненно, имеет актуальный характер.

Состояние научной разработки темы. Тема, избранная для исследования, является сравнительно новой для российской правовой науки. Комплексно проблема правового регулирования кредитной деятельности Банка России до настоящего времени в литературе не исследована. В юридической литературе, как правило, рассматриваются частно-правовые формы банковского кредитования, а проблема публично-правовых особенностей осуществления кредитования Банком России освещается лишь в общих чертах.

Значительный вклад в разработку отдельных вопросов, послуживший основой для настоящего исследования, внесли следующие российские авторы:

Алексеев A.A., Асадов A.M., Атлас М. С., Боголепов М. И., Баглай М. В., Баренбойм П. Д., Батищев Г. С., Бахрах Д. Н., Брагинский М. И., Братко А. Г., Бугров A.B., Викулин А. Ю., Витрянский В. В., Гаджиев Г. А., Гейвандов Я. А., Голикова Ю. С., Горбунова О. Н., Ефимова Л. Г., Иванов С. А., Карасева М. В., Карчевский С. П., Кривов В. Д., Крохина Ю. А., Лазарев Б. М., Малько A.B., Матузов Н. И., Мейер Д. И., Мехряков В. Д., Москвина Л. А., Новицкий И. Б., Новоселова Л. А., Овчинникова О. П., Орлов М. Ф., Пискотин М. И., Поляков В. П., Садков В. Г., Сарбаш C.B., Свириденко О. М., Столяренко В. М., Тихомиров Ю. А., Тосунян Г. А., Химичева Н. И., Шершеневич Г. Ф. и другие.

Кроме того, весомый вклад в разработку некоторых вопросов внесли такие зарубежные ученые, как Бернар И., Колли Ж.-К., Матук Ж., Mehnert-Meland R., Seifert E. и другие.

Предмет, цель и задачи исследования. Предметом исследования являются общественные отношения, возникающие в процессе выполнения Банком России функции кредитора последней инстанции для кредитных организаций и функции по организации системы их рефинансирования.

Целью работы является комплексное исследование правового регулирования деятельности Банка России, направленной на осуществление кредитования им кредитных организаций, публично-правовых особенностей данной деятельности, а также выработка предложений по совершенствованию банковского законодательства.

Задачами диссертационной работы являются:

• исследование юридической сущности кредитной деятельности Банка России и ее корреляции с единой государственной денежно-кредитной политикой;

• выявление публично-правовых особенностей кредитной деятельности Банка России;

• исследование особенностей правовых форм рефинансирования;

• выявление актуальных проблем правового регулирования кредитной деятельности Банка России и разработка предложений по совершенствованию банковского законодательства.

Методологическая основа исследования. Комплексный характер исследуемых правоотношений обусловил привлечение и использование не только специальной литературы, освещающей вопросы банковского законодательства, но и источников по философии, экономике, общей теории государства и права, конституционному, гражданскому, административному, финансовому праву.

В исследовании применен методологический подход, в соответствии с которым обеспечивается неразрывная связь теории и практики. Работа выполнена с использованием диалектического, системного, логического, сравнительно-юридического, формально-юридического и других методов исследования.

Научная новизна исследования. Научная новизна диссертационной работы определяется тем, что она является первым комплексным научным исследованием, специально посвященным рассмотрению правовых аспектов кредитной деятельности Банка России.

Проведенное исследование позволило вынести на защиту следующие положения:

1. Кредитная деятельность Банка России — это относительно самостоятельное направление единой государственной денежно-кредитной политики, осуществляемое в целях развития и укрепления банковской системы Российской Федерации, содержание которого состоит в выполнении Банком России функции кредитора последней инстанции для кредитных организаций и функции по организации системы рефинансирования кредитных организаций.

2. Кредитная деятельность Банка России имеет публично-правовой характер, который выражается в правовых особенностях целей, обязательного субъекта, правовых оснований, предмета, а также содержания данной деятельности.

В процессе осуществления Банком России кредитной деятельности возникают общественные отношения двух типов: а) публично-правовые отношения, в рамках которых Банк России осуществляет свои государственно-властные полномочия по организации системы рефинансированияб) комплексные отношения, которые возникают при заключении договоров между Банком России и кредитными организациями при осуществлении рефинансирования кредитных организаций. Данные отношения в своей существенной части являются гражданско-правовыми, однако имеют отдельные публично-правовые особенности, которые не позволяют определить их в качестве «классических» гражданско-правовых отношений. Указанные публично-правовые особенности выражаются в характеристиках целей (развитие и укрепление банковской системы Российской Федерации), обязательного субъекта (Банк России), предмета (денежные средства, находящиеся в федеральной собственности) и содержания (реализация такого инструмента денежно-кредитной политики, как рефинансирование кредитных организаций) данных отношений.

3. К числу принципов кредитной деятельности Банка России относятся: а) Принцип законодательного закрепления основ кредитной деятельности Банка России. В соответствии с данным принципом исключительно в законодательных нормах определяются цель, правовые основания, предмет, содержание данной деятельности (в частности, полномочия Банка России, связанные с применением инструментов и методов денежно-кредитной политики в ходе осуществления кредитной деятельности), а также субъекты и обязательные условия соответствующих договоров. б) Принцип единства правил осуществления кредитной деятельности Банка России на всей территории Российской Федерации. Согласно указанному принципу Банк России предоставляет денежные средства кредитным организациям на условиях кредита по единым правилам, действующим на всей территории Российской Федерации и не допускающим установление на территории России каких-либо препятствий для свободного перемещения финансовых средств. в) Принцип сбалансированности публично-правовых и частно-правовых начал в процессе осуществления Банком России кредитной деятельности. Содержание данного принципа состоит в том, что Банк России предоставляет денежные средства кредитным организациям посредством совершения банковских операций и сделок. Банк России и кредитные организации участвуют в данных сделках на основе свободного волеизъявления, закрепленного в договорах. При этом Банк России преследует публично-правовые цели, а кредитные организации — частно-правовые цели.

4. Операции рефинансирования (операции кредитования Банком России кредитных организаций, выполняемые им в рамках осуществления функции кредитора последней инстанции) имеют следующие правовые особенности: а) правовая форма операций — кредитные договоры, осложненные публично-правовыми элементамиб) цели осуществления операций — развитие и укрепление банковской системы Российской Федерации. Извлечение прибыли не является целью осуществления операций рефинансированияв) одно из обязательных условий операций (помимо общепринятых для «гражданско-правового» кредитования срочности, возвратности, платности) — обеспеченностьг) исключительные способы обеспечения исполнения обязательствзалог (ценных бумаг и прав требования по кредитным договорам кредитных организаций с третьими лицами) и поручительство кредитной организациид) отношения, возникающие при осуществлении операций, регулируются гражданским законодательством и публично-правовыми нормами (главным образом, банковским законодательством).

5. Схожесть публично-правовых особенностей кредита Банка России и бюджетного кредита обуславливает формулирование следующих предложений по совершенствованию законодательства:

1) Включить в Федеральный закон от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» статью 47.1 со следующим содержанием: «Статья 47.1. Обязательным условием кредитования Банком России является установление цели на которые может быть предоставлен кредит Банка России. Данные цели должны быть связаны с развитием и укреплением банковской системы Российской Федерации. Банк России проводит проверки целевого использования денежных средств, предоставленных Банком России в порядке рефинансирования»;

2) Наименование статьи 15.14. Кодекса РФ об административных правонарушениях изложить в следующей редакции: «Статья 15.14. Нецелевое использование бюджетных средств и средств государственных внебюджетных фондов, а также денежных средств, предоставленных Банком России в порядке рефинансирования».

Дополнить статью 15.14. Кодекса РФ об административных правонарушениях частью 3 в следующей редакции:

3. Использование кредитными организациями средств, предоставленных Банком России в порядке рефинансирования, на цели не соответствующие условиям их получения, определенным в договоре между Банком России и кредитной организацией, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублейна кредитные организации — от четырехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.";

3) В Уголовный кодекс РФ ввести новую статью:

Статья 285.3. Нецелевое расходование денежных средств, предоставленных Банком России в порядке рефинансирования.

1. Расходование денежных средств, предоставленных Банком России в порядке рефинансирования, должностным лицом кредитной организации на цели не соответствующие условиям их получения, определенным в кредитном договоре между Банком России и кредитной организацией, совершенное в крупном размере, наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

2. То же деяние, совершенное: а) группой лиц по предварительному сговоруб) в особо крупном размере, наказывается штрафом в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового".

4) Примечание статьи 285.1 Уголовного кодекса РФ изложить в следующей редакции:

Примечание. Крупным размером в настоящей статье, а также в статьях 285.2 и 285.3 настоящего Кодекса признается сумма денежных средств, превышающая один миллион пятьсот тысяч рублей, а особо крупным размером — семь миллионов пятьсот тысяч рублей".

Практическая значимость исследования. Практическая значимость диссертационной работы обусловлена ее актуальностью, как для законотворческой, так и для правоприменительной деятельности. В диссертации теоретические вопросы исследуются в первую очередь с практической точки зрения.

Проведенное исследование позволило обосновать ряд предложений по совершенствованию действующего законодательства, которые могут быть использованы в законотворческой деятельности Федерального Собрания Российской Федерации.

Результаты исследования можно применить в учебно-педагогической деятельности, в частности, в процессе преподавания и изучения курсов банковского и финансового права, при проведении семинарских занятий со студентами юридических и экономических высших учебных заведений, а также при проведении научных исследований по соответствующей проблематике.

Апробация результатов исследования. Диссертация подготовлена на Юридическом факультете им. М. М. Сперанского Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Академия народного хозяйства при Правительстве Российской Федерации». В процессе подготовки диссертация обсуждалась на заседаниях кафедры банковского права и финансово-правовых дисциплин Юридического факультета им. М. М. Сперанского Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Академия народного хозяйства при Правительстве Российской Федерации», а также «Круглого стола» Центра финансового и банковского права Института государства и права Российской академии наук и Ассоциации российских банков.

Отдельные идеи, теоретические и практические положения, изложенные в диссертации, нашли свое отражение в опубликованных автором научных работах.

Аргументированные в диссертации выводы позволили автору высказать конкретные предложения по совершенствованию банковского законодательства.

Структура работы. Структура диссертационной работы обусловлена целями, задачами и содержанием исследования и состоит из введения, двух глав, объединяющих четыре параграфа, заключения, списка литературы, использованной при подготовке работы, а также списка нормативных правовых актов и правовых актов органов судебной власти, использованных при подготовке работы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Проведенный в настоящем диссертационном исследовании анализ правового регулирования кредитной деятельности Банка России позволяет сделать следующие выводы.

В силу особенностей правового положения Банка России в число осуществляемых им функций входят функция по организации системы рефинансирования кредитных организаций и функция кредитора последней инстанции для кредитных организаций в рамках единой государственной денежно-кредитной политики. Выполнение данных функций представляет собой следующее. Во-первых, Банк России организует систему рефинансирования, что выражается в действиях Банка России по установлению правил и нормативных требований осуществления кредитования кредитных организаций, а также в иных его действиях, обеспечивающих осуществление непосредственного кредитования кредитных организаций (рефинансирования). Во-вторых, Банк России, выполняя функцию кредитора последней инстанции для кредитных организаций, осуществляет действия по непосредственному кредитованию конкретных кредитных организаций (предоставляет кредитным организациям денежные средства на условиях кредита), т. е. рефинансирует кредитные организации. Обе группы действий Банка России по своему существу взаимосвязаны: действия по организации систем рефинансирования обеспечивают осуществление непосредственного кредитования Банком России кредитных организаций и, в целом, направлены на достижение единой цели — развитие и укрепление банковской системы Российской Федерации. Кроме того, они предпринимаются систематически, что ведет к признанию всей совокупности вышеуказанных действий как составляющих деятельности определенного вида, обозначенной нами как кредитная деятельность Банка России.

Правовое регулирование кредитной деятельности Банка России имеет публично-правовые особенности, обусловленные следующим: цель данной деятельности представляет собой развитие и укрепление банковской системы Российской Федерации, что относится к публично-правовым целямобязательный субъект деятельности — Банк России, являющийся органом государственной властиправовыми ' основаниями являются либо непосредственно публично-правовые нормы, либо договоры, положения которых определены императивным образом в законодательных актах и нормативных актах Банка Россиипредмет деятельности — денежные средства, находящиеся в федеральной собственностисодержание деятельности определяется применением инструментов и методов денежно-кредитной политики, а также нормотворчеством в соответствующей сфере общественных отношений. Применение инструментов и методов денежно-кредитной политики отличается тем, что процентные ставки и прямые количественные ограничения устанавливаются императивным образом. Кроме того, при рефинансировании приоритетным для Банка России является не получение прибыли, а соответствие положениям единой государственной денежно-кредитной политики, т. е. при этом автономия воли Банка России имеет публично-правовые ограничения.

В процессе осуществления Банком России кредитной деятельности возникают общественные отношения двух типов. Отношения первого типа, в рамках которых Банк России осуществляет свои государственно-властные полномочия по организации системы рефинансирования, характеризуются публично-правовой природой. Отношения второго типа, возникающие в процессе заключения договоров между Банком России и кредитными организациями при осуществлении рефинансирования, имеют сложную правовую природу. Данные отношения в своей существенной части являются гражданско-правовыми, однако имеют отдельные публично-правовые особенности, что не позволяет их определить в качестве «классических» гражданско-правовых отношений. Указанные публично-правовые особенности выражаются в характеристиках целей (развитие и укрепление банковской системы Российской Федерации), обязательного субъекта (Банк России), предмета (денежные средства, находящиеся в федеральной собственности) и содержания (реализация такого инструмента денежно-кредитной политики, как рефинансирование кредитных организаций) данных отношений. В целом, рассматриваемая деятельность Банка России отличается от деятельности кредитных организаций, направленной на предоставление кредитов, главным образом, проявлением доминанты публично-правового регулирования.

Особенности правового регулирования кредитной деятельности центральных банков России отражают экономические и политические процессы, протекавшие в стране. В Российской империи данные процессы обуславливались поздним перерождением феодальных в капиталистические отношения во всех сферах жизнедеятельности российского общества, в советскую эпоху — построением социализма с плановой экономикой, а начало 90-х г. г. XX в. в России ознаменовалось коренным преобразованием формы государства, повлекшим изменения в концепции государственного регулирования экономических процессов. Вследствие этого современное правовое регулирование кредитной деятельности Банка России, сохраняя некоторую преемственность по отношению к отечественному опыту, стало характеризоваться следующим:

1) Банк России, преследующий в своей деятельности публично-правовые цели и осуществляющий кредитную деятельность в рамках реализации государственной денежно-кредитной политики, лишен административного влияния со стороны финансовых органов исполнительной власти. Это характеризует кредитную деятельность Банка России как относительно самостоятельное направление государственной денежно-кредитной политики. Относительность самостоятельности данного направления обусловлена системной взаимосвязанностыо всех направлений государственной денежно-кредитной политики Российской Федерации.

2) В рамках осуществления кредитной деятельности Банк России кредитует кредитные организации. При этом Банк России не проводит кредитные операции с органами исполнительной власти, а также прямое хозяйственное кредитование. Особо следует подчеркнуть, что кредитная деятельность Банк России организовывается и проводится для предоставления государственных денежных средств кредитным организациям исключительно на условиях возвратности, платности, срочности и обеспеченности. Вследствие этого, соответствующая деятельность Банка России в отличие от деятельности Государственного банка СССР по финансированию объектов народного хозяйства, не порождает социально-экономическое иждивенчество объектов народного хозяйства за счет государственных денежных фондов. По этой причине кредитную деятельность Банка России правомерно рассматривать как деятельность по обеспечению государством финансовой поддержки развития и укрепления банковской системы Российской Федерации при соблюдении правовых основ рыночной экономики. Благодаря этому, кредитная деятельность Банка России способствует становлению Российской Федерации как жизнеспособного демократического государства — с конкурентоспособной экономикой. Понимание этого позволяет нам отметить, что проблематика совершенствования правового регулирования кредитной деятельности Банка России имеет повышенную значимость для стратегического развития социально-экономической сферы Российской Федерации.

Таким образом, кредитная деятельность Банка России представляет собой относительно самостоятельное направление единой государственной денежно-кредитной политики, осуществляемое в целях развития и укрепления банковской системы Российской Федерации, содержание которого состоит в выполнении Банком России функции кредитора последней инстанции для кредитных организаций и функции по организации системы рефинансирования кредитных организаций. Вместе с тем отметим, что выделение кредитной деятельности Банка России имеет условный характер, т.к. все виды деятельности Банка России системно взаимосвязаны.

Ключевое положение среди составных элементов кредитной деятельности Банка России занимает рефинансирование, представляющее собой один из видов кредитования. Операции рефинансирования характеризуются следующим: Банк России предоставляет денежные средства кредитным организациям на условиях кредитаспособами обеспечения исполнения кредитных обязательств выступают залог (имущества и прав требования по кредитным договорам кредитных организаций с третьими лицами) и поручительство кредитных организацийзаложенные ценные бумаги не остаются во владении кредитной организации — залогодателя, т.к. либо попадают под блокировку у Депозитария, либо отдаются Банку России в закладправовое регулирование соответствующих правоотношений, осуществляется договорными актами (кредитный договор, договор залога, договор поручительства, дополнительное соглашение к договору корреспондентского счета), заключаемыми в соответствии не только с банковским законодательством и правовыми актами Банка России, но и с гражданским законодательством.

Правовые формы рефинансирования следует квалифицировать в качестве кредитных договоров, в соответствии с которыми Банк России предоставляет кредитным организациям денежные средства на условиях возвратности, срочности, платности и обеспеченности в целях развития и укрепления банковской системы Российской Федерации. Основными правоотношениями, возникающими при осуществлении рефинансирования, являются кредитные правоотношения, регулируемые гражданским законодательством с учетом публично-правовых норм банковского законодательства (в частности, Закона о Банке России).

Проведенное исследование позволило сформулировать предложения по совершенствованию законодательства: установить в качестве обязательного условия кредитования Банком России кредитных организаций — целевое использование денежных средств, полученных в рамках рефинансирования, а также законодательно установить юридическую ответственность за нарушение данного условия при использовании соответствующих денежных средств.

Несмотря на то, что диссертант стремился наиболее полно исследовать поставленные вопросы, по его мнению, результаты исследования не носят исчерпывающий характер и их можно рассматривать отправной точкой для дальнейших исследований по данной проблематике.

Показать весь текст

Список литературы

  1. И. Предоставление и возврат бюджетных кредитов// Российская юстиция. 2004, № 1.
  2. A.A. Правовая природа вексельного кредитования// Гражданское право. 2006, № 1
  3. С.С. Общая теория права. Т. 2. M., 1981.
  4. Д.Г., Пыхтин C.B., Хоменко Е. Г. Банковское право: Учебник. М., 2003
  5. Ю.Г. Нормотворческая компетенция министерств и ведомств в обеспечении конституционных прав граждан // Юрист. 1997. № 1.
  6. Т.В., Макаров A.B. Соотношение административной и бюджетной ответственности// Финансовое право. 2004, № 4.
  7. A.M. Правовое обеспечение организации финансовой деятельности государства// Современное право. 2005, № 6.
  8. М.С. Кредитная реформа в СССР. М., 1952.
  9. A.M. Государственное регулирование национальной экономики: Учебное пособие. М., 2003.
  10. М.В. Конституционное право Российской Федерации. М., 1999.
  11. А.И. Денежно-кредитная политика: неудачное заимствование западной модели// Банковское дело. 2003, № 6.
  12. Банк России в XXI веке: Сборник статей. Отв. ред. П. Д. Баренбойм, В. И. Лафитский. Сост. С. А. Голубев. М., 2003.
  13. Банковская система России. Настольная книга банкира. Книга I. М., 1995.
  14. Банковская энциклопедия. Под ред. JI.H. Яснопольского. Т. 1. Киев, 1914.
  15. Г. С. Деятельностная сущность человека, как философский принцип, в кн.: Проблема человека в современной философии, М., 1969.
  16. Д.Н. Административное право. Учебник. М.: БЕК, 1993.
  17. В.А. Сингулярное правопреемство в обязательстве. М., 2000.
  18. К.С. Феноменология административного права. Смоленск, 1995.
  19. И., Колли Ж.-К. Толковый экономический и финансовый словарь: В 2 т. / Пер. с фр. М., 1994. Т. 1.
  20. М.И. Государственный банк и коммерческий кредит// Банковская энциклопедия. Т. 1. Киев, 1914.
  21. Большой энциклопедический словарь. Т. 1. М., 1991.
  22. А.Н. Комментарий к Федеральному закону «Об обществах с ограниченной ответственностью» (постатейный). М., 2006
  23. Е.Ф. Экономическая теория: Учебник. М., 1997.
  24. М.И., Витрянский В. В. Договорное право, договоры о займе, банковском кредите и факторинге. Договоры, направленные на создание коллективных образований. Книга 5. В 2-х томах. Том 1. М., 2006.
  25. М.И., Витрянский В. В. Договорное право. Книга вторая. Договоры о передаче имущества. М., 2000.
  26. М.И., Витрянский В. В. Договорное право. Книга первая: Общие положения: Издание 2-е. М., 2003.
  27. М.И., Витрянский В. В. Договорное право. Книга пятая. В двух томах. Том 1: Договоры о займе, банковском кредите и факторинге. Договоры, направленные на создание коллективных образований. М., 2006.
  28. М.И., Витрянский В. В. Договорное право: Общие положения. М.: Статут, 1997.
  29. М.И., Витрянский В. В. Договорное право: Общие положения. Книга 1. М., 2001 (издание 3-е, стереотипное).
  30. А.Г. Центральный банк в банковской системе России. М., 2001.
  31. A.B. Московская контора Государственного банка Российской империи. М., 1999.
  32. A.B. Очерки по истории Государственного банка Российской империи. М.5 2001. Финансово-кредитный словарь. Под ред. В. Ф. Гарбузов. Т. 1. М., 1994.
  33. В.В. Кредитный договор: понятие, порядок заключения и исполнения. М.: Статут, 2005.
  34. Г. А. Конституционные принципы рыночной экономики. М., 2002.
  35. Гегель. Наука логики. М., 1974. Т. 2.
  36. Я.А. Государственное регулирование денежной и кредитной сферы в России (некоторые проблемы и перспективы)// Государство и право. 2001, № 11.
  37. Я.А. Социальные и правовые основы банковской системы Российской Федерации. М., 2003.
  38. О.М. Бюджетно-правовая ответственность в системе юридической ответственности// Финансовое право. 2004, № 5
  39. Е.Г. Военный коммунизм: политика, практика, идеология. М. 1973
  40. И.Ф. Банки и экономическая политика в России (XIX нач. XX вв.). Избранное. Очерки типологии русских банков. М., 1997.
  41. И.Ф. Государственный банк и экономическая политика царского правительства. М., 1960.
  42. Ю.С., Хохленкова М. А. Банк России: организация деятельности. Книга 1. М., 2000.
  43. Ю.С., Хохленкова М. А. Банк России: организация деятельности. М., 2000.
  44. О.Н. Совершенствование финансово-правовых институтов в современных условиях перестройки управления народным хозяйством. М., 1998.
  45. О.Н. Финансовое право: учебник/ Под ред. О. Н. Горбуновой. М., 1996.
  46. О.Н., Селюков А. Д., Другова Ю. В. Бюджетное право России. Учебное пособие. М., 2002.
  47. Гражданское право. Учебник. Часть I. Издание второе, переработанное и дополненное/Под ред. А. П. Сергеева, Ю. К. Толстого. М., 1997.
  48. Е.С. Сделки с государственными ценными бумагами ГКО и ОФЗ-ПК // Рынок ценных бумаг. 1997. № 1.
  49. Денежное обращение и кредит в СССР. Под ред. В. В. Иконникова. М., 1952.
  50. JI.A., Окунева Л. П., Андросова Л. Д. и др. Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учебник для вузов / Под ред. JI.A. Дробозиной. М., 1997.
  51. Ю.В. Использование бюджетных средств коммерческими организациями: правовой аспект// Законодательство и экономика. 2003, № 1.
  52. Дюш Л. Социальное право, индивидуальное право и преобразование государства. М, 1990.
  53. A.C. Финансовое право. М., 2002.
  54. Е.С. Автореф. дисс. на соиск. уч. ст. канд., юр. наук. Ответственность за нарушение бюджетного законодательства. М., 2005.
  55. Е.С. Бюджетное правонарушение и бюджетная ответственность: понятие и основные черты// Финансовое право. М., 2004, № 2
  56. Л.Г. Правовая природа Центрального банка Российской Федерации // Хозяйство и право. 1995, № 5.
  57. Л.Г. Банковские сделки: право и практика. Монография. М., 2001.
  58. Л.Г. Договор корреспондентского счета// Бизнес и банки. 1993. № 42.
  59. Р.Ф. Правовое регулирование финансирования и кредитования предприятий// Предприятие: внутренняя и внешняя хозяйственная детельность (правовые аспекты). М., 1991.
  60. JI.T. Финансирование и кредитование малого бизнеса в России: правовые аспекты. М., 2006.
  61. С.А. Место нормативных актов Центрального банка в правовой системе России// Законодательство и экономика. 2002, № 11.
  62. М.В., Крохина Ю. А. Финансовое право/ Под ред. М. В. Карасевой. М., 2001.
  63. С.П. Кредитор последней инстанции// Бизнес- адвокат. 2004, № 21.
  64. Дж. М. Общая теория занятости, процента и денег. М., 1999.
  65. H.H. Основы деятельности центрального банка// Деньги и кредит. 1993. № 9
  66. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части второй (постатейный) / Отв. ред. О. Н. Садиков. М., 1996.
  67. Комментарий к Конституции Российской Федерации/ Под ред. JI.A. Окунькова. М., 1996.
  68. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации / Под общ. ред. Ю. И. Скуратова и В. М. Лебедева. М., 1996
  69. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации/ Отв. ред. В. И. Радченко. М., 1996.
  70. Комментарий к части второй Гражданского кодекса Российской Федерации для предпринимателей. М., 1996.
  71. Е.С., Полонский Э. Г. Применение законодательства о ' кредитовании и расчетах. М., 1967.
  72. К.Н. Интервью агентству ПРАЙМ-ТАСС// www. prime-tass.ru.
  73. В.Д. Публично-правовой порядок обоснования макроэкономических решений как необходимый элемент демократии вэкономических отношениях// Аналитический вестник Совета Федерации Федерального Собрания РФ. 2002. № 19.
  74. А. Ответственность банков за несвоевременное исполнение расчетных документов по платежам в бюджет и внебюджетные фонды// Хозяйство и право. 1996. № 4.
  75. А.Я., Максимова С. А. Правовой режим корреспондентских счетов банков// Дело и право. 1996. № 4.
  76. Курс экономической теории / Под общ. ред. М. Н. Чепурина и Е. А. Киселевой. Киров, 1994.
  77. .М. Компетенция органов управления. М., 1972.
  78. А. Пастырь и его паства// Ведомости. 2006, № 116
  79. A.A. Залог денег и ценных бумаг. М., 2000.
  80. М. Как «обратной» продажей имущества прикрыть залог// Экономика и жизнь. 1999. № 9.
  81. У., Суханов Е. А. Основные положения права собственности. М., 1999.
  82. Н.И., Малько A.B. Правовые режимы: вопросы теории и практики // Правоведение. 1996. N1,2.
  83. . Финансовые системы Франции и других стран. М., 1994. Т. 1, кн. 1.
  84. Д.И. Русское гражданское право: В 2-х ч. (по 8-му изд., исправ. и дополн., 1902). М., 1997. Ч. 2.
  85. Мехряков В, Д. Государственный банк Российской империи в первые годы развития// Банки и технологии. 2000, № 1.
  86. Нам К. Правовая природа договора банковского счета// Хозяйство и право. 1996. № 7.
  87. Народный банк РСФСР// Финансово-кредитный словарь. Т. 2. М., 1994. С. 278.
  88. Немецкий Федеральный банк. Денежная политика Федерального банка. Франкфурт-на-Майне, 1995.
  89. О.Г. Залог (некоторые гражданско-правовые и уголовно-правовые аспекты// Нотариус. 2005, № 4
  90. И.Б. Римское право. Изд. 6-е, стереотипное. М., 1998.
  91. JI.A. Вексель в хозяйственном обороте: Комментарий практики рассмотрения споров. 4-е изд., перераб. и доп. М., 2003.
  92. Общая теория денег и кредита/ под ред. Е. Ф. Жукова. М., 1995.
  93. О.М. Банковский счет: законодательство и практика// Закон. 1997., № 1.
  94. М.Ф. О государственном кредите// У истоков финансового права. М., 1998. Т. 1
  95. A.A. Ответственность должностных лиц за нарушение бюджетного законодательства//Финансы. 2004, № 12
  96. Е.А. Договоры организаций и граждан с банками. М., 2000.
  97. Ю.А. Московские банкиры и самодержавие в 1905—1906 гг..// Материалы и исследования по истории России периода капитализма. М., 1988.
  98. М.И. Социализм и государственное управление. М., 1998.
  99. И.А. Основные проблемы гражданского права. М., 1998.
  100. Политическая экономия: Словарь / Под ред. О. И. Ожерельева и др. М., 1990.
  101. В.П., Москвина Л. А. Структура и функции центральных банков. Зарубежный опыт. М., 1996
  102. С. Административное право. Общая часть. М., 1968.
  103. Постатейный комментарий к Гражданскому процессуальному кодексу Российской Федерации (издание второе, исправленное и дополненное). Под ред. П. В. Крашенинникова. М., 2005
  104. Правовое регулирование банковской деятельности/ Под ред. Е. А. Суханова. М., 1997.
  105. Проблемы теории государства и права: Учебник / Под ред. С. С. Алексеева. М., 1987.
  106. Программа «Национальная банковская система России 2010−2020», утвержденная XVII Съездом Ассоциации российских банков 5 апреля 2006 г. М., 2006.
  107. В.А. О правовой природе безналичных расчетов, корреспондентских счетов банков и их прав на привлеченный капитал// Право и экономика. 1996. №- 1 2.
  108. Е.А. Основные вопросы советского финансового права. М., 1960.
  109. Российская банковская энциклопедия / Под ред. О. И. Лаврушина. М., 1995.
  110. И.В. Некоторые особенности метода правового регулирования финансовых отношений// Журнал российского права.2003, № 10.
  111. Р. Теория обязательств. М., 1972
  112. В.Г., Овчинникова О. П. Банковские системы развитых стран: история, современность, перспективы. М., 2001.
  113. ПЗ.Сарбаш С. В. Досрочное исполнение обязательства// Хозяйство и право.2004, № 3.
  114. H.A. Банковский надзор в системе государственного финансового контроля// Банковское право. 2005, № 5.
  115. О.М. Обеспечение кредитных обязательств. М., 1999.
  116. О.М. Правовое регулирование залога и его реализация в банковском кредитовании// Хозяйство и право. 1998, № 7.
  117. Н.В. Финансово-правовая ответственность по бюджетному законодательству// Финансовое право. 2004, № 5
  118. Словарь-справочник по гражданскому законодательству. М., 1996. С. 238.
  119. Советское гражданское право. Под ред. O.A. Красавчикова. Т. 1. М., 1968.
  120. Советское финансовое право / Под ред. Е. А. Ровинского. М., 1978.
  121. Советское финансовое право: Учебник / Отв. ред. JI.K. Воронова, Н. И. Химичева. М., 1987.
  122. П., Ангелов А. Административное право Народной Республики Болгарии. Общая часть. М., 1960.
  123. В.М. Центральный банк: проблемы правового статуса: Монография. СПб., 2001.
  124. Ю.А. Курс административного права и процесса. М., 1998.
  125. Ю.А. Публичное право. Учебник. М., 1995.
  126. JI.B., Тихомиров М. Ю. Юридическая энциклопедия / Под ред. М. Ю. Тихомирова. М., 1997.
  127. A.B. Комментарий (постатейный) к Закону Российской Федерации «О налогах на имущество физических лиц». М., 2005
  128. Г. А. Банковское дело и банковское законодательство в России: опыт, проблемы, перспективы. М., 1995.
  129. Г. А. Банкизация России: право, экономика, политика. М., 2008.
  130. Г. А. Опыт построения и правового регулирования банковских систем: Россия, Германия, Франция, США. М., 1994.
  131. Г. А. Теория банковского права: В 2 т. Т. 1. 2-е изд., перераб. и доп. М., 2004,
  132. Г. А., Викулин А. Ю. Банковское право России: понятийный аппарат и словарь нормативных терминов: Учебно-практическое пособие/ Под ред. проф. A.M. Экмаляна. М., 2000
  133. Г. А., Викулин А. Ю. Деньги и власть: Теория разделения властей и современность. М., 2000.
  134. Г. А., Викулин А. Ю. Постатейный комментарий к Федеральному закону от 10 июля 2002 года № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)».: Учеб.-практ. пособие. М., 2003.
  135. Г. А., Викулин А. Ю., Экмалян A.M. Банковское право Российской Федерации. Общая часть: Учебник / Под общ. ред. Б. Н. Топорнина. М., 1999.
  136. A.A., Арефьева H.H., Карабанова К. И. Способы обеспечения исполнения кредитных обязательств: Учебное пособие. Волгоград, 2000.
  137. К. Кредитные правоотношения коммерческого банка// Хозяйство и право. 1996, № 9.
  138. Н. Н., О категориях «цель», «средство», «результат», М., 1968
  139. Уголовное право России. Особенная часть: Учебник/ Отв. ред. Б. В. Здравомыслов. М., 1996.
  140. В.М. Современный коммерческий банк: Управление и операции. М., 1993.
  141. Финансовое право: Учебник / Отв. ред. Н. И. Химичева. М., 1996.
  142. Финансовое право: Учебник / Под ред. О. Н. Горбуновой. М., 1996.
  143. Финансово-кредитный словарь: в 3 т. М., 1994. Т. 2.
  144. В.М. Система римского права: Учебник. М., 1996.
  145. Ф.С. Недействительность сделок по российскому гражданскому праву. М.: Юрайт, 1999.
  146. И.В. Конституционно-правовые основы взаимодействия Центрального банка РФ и Правительства РФ в сфере денежно-кредитной политики// Банковское право. 2006, № 2.
  147. С. Курс римского частного права: Учебник/ Под ред. Д. В. Дождева. М., 2000.
  148. B.C. Правовые проблемы организационного обеспечения государственного регулирования банковской деятельности// Современное право, 2002, № 5
  149. В.Г. Евро: две стороны одной монеты. М., 1998.
  150. Г. Ф. Учебник русского гражданского права. М., 1995.
  151. Alesina A. Politics and Business Cycles Industrial Democraces// Economic Policy, 1989, April
  152. Bannock G., Manser W. The Penguin International Dictionary of Finance. L., 1995.
  153. Dominique Servais. A Single Financial Market. 3th ed. Brussels, Luxembourg: Е1Ж-ОР, 1995.
  154. Dornbush, Rudiger Fisher. Moderate inflation// World Bank Economic Review. 1993. Vol. 7
  155. Gromley, de Haan. The Democratic Deficit of the European Central Bank// European Law Revue. 1996, № 21
  156. Mehnert-Meland R. Central Bank to the European Union: European Monetary Institute, European Systems of Central Bank, European Central Bank. Structures, Tasks and Functions. London-the Hague: Kluwer Law Internatonal, 1995.
  157. Olechowski Andrzej/ The National Bank of Poland: Acentral Bank in Trasition// The Evolving Role of Central Banks. Editors Patrick Downes, Reza Vaez-Zaden. International Monetary Fund. Washington. 1991.
  158. Seifert E. Privilegierung und Regulierung im Bankwesen// Nomos Verlagsgesellshaft. Baden-Baden. 1984.
  159. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 года)// Российская газета. 1993, № 237.
  160. Конвенция от 7 июня 1930 года № 358 «О Единообразном Законе о переводном и простом векселях"// Собрание законов и распоряжений Рабоче-Крестьянского Правительства СССР, 1937, Отд. II, № 18, ст. 108.
  161. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 22.12.1995 года № 14-ФЗ// Российская газета. 1996. № 23, 27, 154- 1997. № 209- 1999. № 253- 2002. № 207, 2003. № 4, 5, 59, 234, 261- 2005 № 1, 2, 58, 100, 156- 2006 № 25.
  162. Федеральный закон от 11 марта 1997 года № 48-ФЗ «О переводном и простом векселе"// Российская газета. 1997 № 53.
  163. Федеральный закон от 08.02.1998 года № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью"// Российская газета. 1998 № 30, 131- 1999 № 2- 2002 № 53- 2004 № 290- 2006 № 165.
  164. Федеральный закон от 29 июля 1998 года № 135-Ф3 «Об оценочной деятельности в Российской Федерации"// Российская газета. 1998 № 148 149- 2002 № 16, 222- 2003 № 42- 2004 № 188- 2006 № 1, 166.
  165. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14 ноября 2002 года № 138-ФЭ// Российская газета. 2002 № 220- 2003 № 126- 2004 № 120, 162, 246, 290- 2005 № 161, 296.
  166. Федеральный закон от 10 декабря 2003 года № 173-ФЭ «О валютном регулировании и валютном контроле"// Российская газета. 2003 № 253- 2004 № 138- 2005 № 156- 2006 № 162.
  167. Федеральный закон от 10 июля 2005 года № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)"// Российская газета. 2002 № 127- 2003 № 4, 261- 2004 № 138- Собрание законодательства РФ. 2004, № 31, ст. 3233- 2005 № 132,156- 2006 № 126.
  168. Федерального закона от 26 июля 2006 № 135-Ф3 «О защите конкуренции"// Российская газета. 2006, № 162.
  169. Федерального закона от 19.12.2006 № 238-Ф3 «О федеральном бюджете на 2007 год"// Собрание законодательства РФ. 2006, № 52 (ч. II), ст. 5504.
  170. Федерального закона от 24 июля 2007 № 198-ФЗ «О федеральном бюджете на 2008 год т и на плановый период 2009 и 2010 годов"// Собрание законодательства РФ. 2007, № 31, ст. 3995
  171. Письмо Банка России от 09.09.1991 № 14−3/30 «О банковских операциях с векселями"// Вестник Банка России. 1993, № 5.
  172. Положение Банка России от 30.12.1998 № 65-П «О проведении Банком России переучетных операций» // Вестник Банка России. 1999, № 1.
  173. Положение Банка России от 12.11.2007 03.10.2000 № 312-П «О порядке предоставления Банком России кредитным организациям кредитов, обеспеченных активами"// Вестник Банка России. 2007, № 69
  174. Положение Банка России от 03.10.2002 № 2-П «О безналичных расчетах в Российской Федерации"// Вестник Банка России. 2002, № 74.
  175. Письмо Московского ГТУ Банка России от 11.12.2002 № 13−2-7/1863 «О предоставлении кредитов Банка России, обеспеченных залогом и поручительствами"// СПС «КонсультантПлюс»
  176. Положение Банка России от 04.08.2003 № 236-П «О порядке предоставления Банком России кредитным организациям кредитов, обеспеченных залогом (блокировкой) ценных бумаг"// Вестник Банка России. 2003, № 62
  177. Указание Банка России от 30.12.2003 № 1365-У «Об особенностях проведения Банком России операций прямого РЕПО с кредитными организациями"// Вестник Банка России. 2004, № 23.
  178. Заявление Правительства РФ № 983п-П13, Банка России № 01−01/1617 от 05.04.2005 «О стратегии развития банковского сектора Российской Федерации на период до 2008 года"// Вестник Банка России. 2005, № 19.
  179. Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 07.07.1998 г. № 3762/98// Вестник ВАС РФ. 1998. № Ю.
  180. Постановление Федерального Арбитражного Суда Московского округа от 25.10.2001 г. № КГ-А40/6015−01// СПС «КонсультантПлюс»
  181. Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 26.04.2002 г. № 2602/01// Вестник ВАС РФ. 2002. № 9.
Заполнить форму текущей работой