Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Новые информационные технологии обучения как фактор повышения качества подготовки студентов в вузе

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В настоящем исследовании рассмотрены вопросы совершенствования качества подготовки студентов вуза. Главный результат работы определяется тем, что в ней предложены концептуальные основы совершенствования качества подготовки студентов вуза: функции и тенденции развития вуза в новых экономических условиях и на перспективуфакторы, влияющие на качество подготовки специалистов в вузетребования… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. ПРОБЛЕМА КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ВУЗА
    • 1. Особенности развития современного вуза
    • 2. Современные требования к подготовке студентов вуза
    • 3. Концептуальные подходы к развитию качества подготовки студентов вуза
  • ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1
  • ГЛАВА II. НОВЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ВУЗА
    • 1. Новые информационные технологии в развитии вуза и повышении качества подготовки студентов
    • 2. Система управления качеством подготовки специалистов в вузе
    • 3. Компьютерные технологии повышения качества подготовки студентов вуза
  • Выводы по второй главе

Новые информационные технологии обучения как фактор повышения качества подготовки студентов в вузе (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Новый вектор социально-экономического развития страны определяет необходимость реформирования системы профессиональной подготовки в целом и системы высшего профессионального образования в частности. За последние годы значительно возросла номенклатура специальностей, по которым должна вестись подготовка в вузе. Впервые за всю историю страны личность и работодатели стали определять требования к подготовке студентов наравне с государством и обществом. Выпускник вуза должен практически сразу осуществлять свою деятельность на высоком профессиональном уровне, не просто обладать широким набором знаний, а быть квалифицированным специалистом. Последнее обстоятельство определяет необходимость построения учебного процесса на основе компетентностного подхода. Сам термин «компетентностный подход» достаточно нов для теории и методики профессионального образования, но сегодня он уже прочно входит и в систему общеобразовательной подготовки.

Все участники образовательного процесса в высшей школе заинтересованы в качественной подготовке специалиста в минимальные сроки и с минимальными затратами. Такая постановка вопроса имеет внутренние противоречия, связанные, главным образом, с необходимостью обеспечить качество подготовки студентов. Решить эту проблему помогает внедрение новых технологий обучения, в первую очередь основанных на информатизации образовательного процесса. Не менее важно с позиций обеспечения качества подготовки внедрять новые подходы к управлению вузом.

Российская высшая школа уверенно входит. в международное образовательное сообщество. В последнем широко используются различные системы менеджмента качества, то есть системы, основанные на внедрение инновационных, в том числе экономических, методов в управление качеством подготовки студентов и развитием вуза в целом. В течение многих десятилетий применение экономических методов в отечественном образовании считалось если не вредным то, по крайней мере, нежелательным в силу идеологических установок развития советской школы. Еще основатель теории рыночных отношений А. Смит утверждал, что рыночные методы не должны распространяться на социальные системы, в том числе на систему образования. Тем не менее, как показала практика зарубежных стран, отдельные подходы менеджмента могут быть использованы в образовательных системах с высокой степенью эффективности.

Указанная рассогласованность во взглядах на применение теории менеджмента в образовании закономерно сдерживает развитие соответствующей методологии — методологии менеджмента качества образования. В целом на пути создания системы управления качеством подготовки студентов вузов можно выделить следующие противоречия между: необходимостью использовать в работе вуза концептуальные подходы по обеспечению качества образования и не разработанностью методологии менеджмента качества в целомнеобходимостью использовать в работе вуза единые критерии оценки качества и рассогласованностью требований к подготовке выпускников вуза как у профессорско-преподавательского состава, так и у различных потребителейвостребованностью использования новых технологий обеспечения качества образования и приверженностью значительной части работников вуза традиционным подходампозиционированием качества подготовки студентов как важнейшей задачи вуза и недостаточной разработанностью методик, способных реализовать это требованиеобъективным функционированием высшей школы в условиях информационного развития общества и недостаточным использованием новых информационных технологий в учебном процессе и в управлении вузом.

Вышеперечисленные противоречия вызывают необходимость решения важной педагогической проблемы — определить требования к качеству подготовки студентов вузафакторы, влияющие на повышение качества, и на этой базе разработать и апробировать концептуальные основы повышения качества обучения в вузе с позиций современных требований и на перспективу. Решение данной проблемы и определило тему нашего исследования: «Новые информационные технологии обучения как фактор повышения качества подготовки студентов в вузе».

Цель исследования: на основе осмысления отечественного опыта использования новых информационных технологий обучения определить концептуальные основы и методы совершенствования качества подготовки студентов вуза.

Объект исследования: подготовка студентов в учреждении высшего профессионального образования.

Предмет исследования: совершенствование качества подготовки студентов вуза на основе новых информационных технологий.

Гипотеза исследования исходит из предположения о том, что качество подготовки студентов вуза будет отвечать вызовам времени, в том числе и перспективным, если оно базируется на: исследовании функций, тенденций и факторов развития современного вуза в новых экономических условиях и на перспективуопределении потребителями результатов деятельности вуза и их требований к качеству подготовки студентоввыделении концептуальных подходов к развитию качества подготовки студентов вуза, критериев и показателей этой деятельностииспользовании адекватных требованиям потребителей методов обеспечения качества подготовки студентов вуза.

В исследовании мы анализировали работы, связанные с проблемой нашего исследования.

Проблема качества образования в профессиональной школе освещалась в исследованиях Ю. С. Алферова, С. И. Архангельского, В. А. Болотова, В. В. Губарева, Н. В. Дрантусовой, С. Д. Некрасова, A.M. Новикова, М. М. Поташника, Е. В. Ткаченко и других.

Вопросы менеджмента качества образования рассматривались И. Т. Балабановым, А. Биглан, К. Боумэном, А. А. Колесниковым, В. В. Левшиной, Н. Ш. Никитиной, Т. Пирсонсом, B.C. Соболевым и другими.

Проблемы повышения эффективности и качества профессионального образования с использованием новых информационных технологий исследовались А. А. Андреевым, Я. А. Ваграменко, В. А. Поздняковым, Г. П. Путиловым и другими.

В ходе исследования мы анализировали также труды, посвященные психологии профессионализма (А.Г. Асмолов, И. А. Зимняя, Е. А. Климов, А. Н. Леонтьев, А. К. Маркова, Д. И. Фельдштейн и др.) и социальным аспектам развития вуза (В.И. Жуков, В. В. Игнатова, Н. Н. Шамрай, Е. Б. Штейнберг и др.).

Неотъемлемой частью нашего исследования явился анализ законодательных и нормативных документов, связанных с развитием профессионального образования и образования в целом.

Вышеназванные цель, объект, предмет и гипотеза позволили сформулировать следующие задачи исследования: выделить функции, тенденции и факторы развития современного вуза в новых экономических условиях на основе новых информационных технологийопределить потребителей результатов деятельности вуза и их требования к качеству подготовки студентовразработать и апробировать концептуальные подходы на основе новых информационных технологий к повышению качества подготовки студентов вуза, критерии и показатели этой деятельностиразработать систему управления качеством подготовки студентов вуза.

Методологической основой являются важнейшие положения диалектико-материалистического учения о развитии личностиположение о взаимосвязи и взаимообусловленности явлений, в частности, о взаимосвязи происходящих социально-экономических изменений и обновлением системы образованияпедагогическая теория деятельности, теория системио-деятельностного подхода, нашедшие свое отражение в работах ведущих отечественных и зарубежных ученых в области педагогики, психологии, социологии и экономики.

Методы, источники и база исследования.

Для решения поставленных задач и проверки исходных положений были использованы следующие методы исследования: теоретический анализ литературных источников, разных видов официальных документовизучение отчетов и справок по результатам проверок, итоговых документов совещаний, конференций, публикаций в периодической печатиа также методы системно-структурного подхода, анализа, синтеза, моделирования, прогностики, наблюдения, контент-анализа, изучения результатов практической деятельности.

Опытно-экспериментальной базой исследовании стали Московский государственный текстильный университет им. М. Н. Косыгина и Московский государственный гуманитарный университет им. М. А. Шолохова.

Организация и этапы исследования.

Диссертация выполнена в рамках реализации Законов Российской Федерации «Об образовании», «О высшем и послевузовском профессиональном образовании" — Федеральной программы развития образованияНациональной доктрины образования в Российской Федерации, Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года, требований Государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования.

Исследование выполнялось в несколько этапов.

1 этап (2002;2003 гг.).

Изучение литературных источников. Раскрытие историографии и современного состояния проблемы повышения качества подготовки студентов вуза. Определение исходных параметров исследования. Разработка новых подходов к повышению качества.

2 этап (2003;2005 гг.).

Разработка концептуальных основ и системы управления качеством подготовки студентов вуза. Уточнение категориально-понятийного аппарата исследования. Подготовка публикаций к печати.

3 этап (2005 — 2007 ггЛ.

Систематизация и обобщение результатов исследования. Формулирование выводов и рекомендаций исследования. Подготовка автореферата и диссертации к защите.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в том, что в нем: выделены проблемы совершенствования качества подготовки студентов в вузе, функции и тенденции развития вуза в новых экономических условиях и на перспективу, а также определены и охарактеризованы факторы, влияющие на качество подготовки специалистов в вузевыделены критерии и показатели оценки качества подготовки студентов и деятельности самого вузапоказано, что повышение качества подготовки студентов вуза может быть наиболее эффективно обеспечено на основе широкого использования новых информационных технологий (НИТ) — что связано с возможностью одновременно осуществлять мониторинг по многим параметрам и на этой основе контролировать и прогнозировать даже на первый взгляд малосущественные изменения в подготовке студентов, своевременно применять необходимые управленческие воздействияразработана и апробирована система управления качеством подготовки студентов вуза, которая состоит из определенных этапов деятельности, направленных на управление процессами, протекающими в вузе, и определяет стратегическое развитие вуза с позиции качества подготовки студентовразработана и апробирована технология использования НИТ в управлении качеством с использованием принципов логико-структурного анализа объекта, что позволяет наиболее точно связать различные процессы и рассматривать их не только по отдельности, но и во взаимосвязях, а также дает возможность выделить источники изменения тех или иных параметров выявить не всегда очевидное их влияние друг на друга. представлены и апробированы: технология оценки студентами своих будущих достижений при выборе той или иной схемы подготовки, а также с позиции преподавателя — технология оценки эффективности учебно-воспитательного процесса, с позиции администратора — технология оценки эффективности принимаемых управленческих решенийпоказаны особенности реализации перечисленных технологий посредством использования метода конкретных ситуаций.

Теоретическая значимость исследования определяется тем, что в работе предложены концептуальные основы совершенствования качества подготовки студентов вуза: функции и тенденции развития вуза в новых экономических условиях и на перспективуфакторы, влияющие на качество подготовки специалистов в вузетребования к системе подготовки студентов в современном вузе со стороны потребителей деятельности высшей школы (студентов, общества, работодателей, государства, самого вуза) — совокупность принципов эффективного функционирования системы высшего профессионального образования (опережающего обучения, гуманизации, непрерывного образования, доступности, качества, мобильности, вариативности, разноуровневой подготовки и направления ее реализации) — развития вуза на основе критериального и процессуального подходов, совместного использования принципов стратегического и ситуационного управления. Эти положения вносят определенный вклад в теорию и методику профессионального образования и могут служить основанием для дальнейших научных исследований в области развития высшей школы.

Практическая значимость исследования заключается в том, что содержащиеся в нем выводы и рекомендации могут быть использованы при определении концептуальных основ развития учреждения высшего профессионального образования и уже используются при совершенствовании профессиональной подготовки студентов вуза.

Достоверность результатов исследования обеспечивается непротиворечивостью теоретико-методологических позицийметодологической обоснованностью положений исследования, опирающихся на устоявшиеся и общепринятые идеи, законы и принципы философии и педагогикиобщей методологией проектировочной деятельностиполнотой и системностью рассмотрения предмета исследованиясоответствием выбранных методов цели и содержанию исследованияразнообразием привлеченных источниковширокой апробацией основных научных положений.

Положения и результаты исследования, выносимые на защиту.

1. Концептуальные основы повышения качества подготовки студентов в вузе: функции и тенденции развития вуза в новых экономических условиях и на перспективуфакторы, влияющие на качество подготовки специалистов в вузетребования к системе подготовки студентов в современном вузе со стороны потребителей деятельности высшей школы (студентов, общества, работодателей, государства, самого вуза) — совокупность принципов эффективного функционирования системы высшего профессионального образования (опережающего обучения, гуманизации, непрерывного образования, доступности, качества, мобильности, вариативности, разноуровневой подготовки и направления ее реализации) — развития вуза на основе критериального и процессуального подходов, совместного использования принципов стратегического и ситуационного управления.

2. Критерии (планирование, руководство, управление сотрудниками и учащимися, инфраструктура и взаимодействие с внешними учреждениями и организациями, управление процессами, соответствие требованиям субъектов (потребителей), влияние вуза на социальные процессы, саморазвитие вуза) и раскрывающие их показатели оценки качества подготовки студентов и деятельности самого вуза.

3.Система управления качеством подготовки студентов вуза, которая состоит из последовательных этапов деятельности, направленных на управление процессами, протекающими в вузе, широком использовании НИТ. На первом этапе проводится анализ требований всех потребителей к качеству подготовки студентов в вузе. Однако в силу различных причин требования меняются, и эти изменения наиболее точно могут быть зафиксированы с помощью компьютерной техники. В результате наступает второй этап — анализ причинно-следственных связей происходящих изменений, который реализуется через использование методов многомерного статистического анализа (МСА). Методы МСА позволяют не только определить причинно-следственные связи различных изменений, но и спрогнозировать сами изменения, вести постоянный учет предложений потребителей деятельности вуза. Совместные обсуждения проблем потребителями составляют третий этап управления качеством подготовки студентов вуза. На этом этапе формулируются задачи деятельности вуза. Все предложения вводятся в компьютер, который и прогнозирует результаты внедрения тех или иных инноваций. Происходит процесс объективной оценки эффективности будущей деятельности. Как правило, заключительными этапами логико-структурного управления являются контроль и на его основе выработка мероприятий по улучшению качества. В нашей же схеме данные этапы включены и выполняются в ходе второго и третьего этапа автоматически за счет использования НИТ, так как в компьютер уже введены показатели качества, возможные риски, данные о кадровых и материальных ресурсах.

Апробация и внедрение результатов исследования.

Результаты исследования нашли свое отражение в выступлениях автора на 11-й международной научно-практической конференции «Демократизация управления и безопасность образования: состояние, условия и резервы взаимовлияния» 19−21 апреля 2007 г., город Москвана заседаниях лабораторий ИОО Минобразования РФв докладах на кафедре педагогики Московского государственного гуманитарного университета им. М. А. Шолохова.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложений.

Основные выводы по работе:

5. Выделены проблемы совершенствования качества подготовки студентов в вузе, функции и тенденции развития вуза в новых экономических условиях и на перспективу, а также определены и охарактеризованы факторы, влияющие на качество подготовки специалистов в вузе.

6. Выделены требования к системе подготовки студентов в современном вузе со стороны потребителей деятельности высшей школы (студентов, общества, работодателей, государства, самого вуза).

7. Предложена совокупность принципов эффективного функционирования системы высшего профессионального образования: опережающего обучения, гуманизации, непрерывного образования, доступности, качества, мобильности, вариативности, разноуровневой подготовки и направления ее реализации: развитии вуза на основе критериального и процессуального подходов, совместного использования принципов стратегического и ситуационного управления.

8. Выделены критерии (планирование, руководство, управление сотрудниками и учащимися, инфраструктура и взаимодействие с внешними учреждениями и организациями, управление процессами, соответствие требованиям субъектов (потребителей), влияние вуза на социальные процессы, саморазвитие вуза) и раскрывающие их показатели оценки качества подготовки студентов и деятельности самого вуза.

9. Разработана и апробирована система управления качеством подготовки студентов вуза, которая состоит из последовательности этапов деятельности, направленных на управление процессами, протекающими в вузе. Представленная система управления определяет стратегическое развитие вуза с позиции качества подготовки студентов.

10.Разработана и апробирована технология использования НИТ в управлении качеством с использованием принципов логико-структурного анализа объекта. Такой подход позволяет наиболее точно связать различные процессы и рассматривать их не только по отдельности, но и во взаимосвязях. Последнее дает возможность выделить источники изменения тех или иных параметров, не всегда очевидное их влияние друг на друга.

11.Представлены и апробированы: технология оценки студентами своих будущих достижений при выборе той или иной схемы подготовки, а также с позиции преподавателя — технология оценки эффективности учебно-воспитательного процесса, с позиции администратора — технология оценки эффективности принимаемых управленческих решений. Показаны особенности реализации перечисленных технологий посредством метода конкретных ситуаций (Case Studies).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В настоящем исследовании рассмотрены вопросы совершенствования качества подготовки студентов вуза. Главный результат работы определяется тем, что в ней предложены концептуальные основы совершенствования качества подготовки студентов вуза: функции и тенденции развития вуза в новых экономических условиях и на перспективуфакторы, влияющие на качество подготовки специалистов в вузетребования к системе подготовки студентов в современном вузе со стороны потребителей деятельности высшей школы (студентов, общества, работодателей, государства, самого вуза) — совокупность принципов эффективного функционирования системы высшего профессионального образования: опережающего обучения, гуманизации, непрерывного образования, доступности, качества, мобильности, вариативности, разноуровневой подготовки и направления ее реализации: развитии вуза на основе критериального и процессуального подходов, совместного использования принципов стратегического и ситуационного управления. Эти положения вносят определенный вклад в теорию и методику профессионального образования, и могут служить основанием для дальнейших научных исследований в области развития высшей школы.

Дальнейшие исследования по проблеме должны быть направлены на поиск возможностей широкого внедрения менеджмента качества в практику работы высшей профессиональной школы, а также расширения автоматизации управления вузом на основе использования НИТ. Данные утверждения подтверждаются нижеследующими положениями нашей работы, изложенными в сокращенном виде.

На первом этапе исследования на основе анализа литературных источников и собственного опыта работы нами выделены проблемы совершенствования качества подготовки студентов в вузе: превалирование требований государства через требование выполнения образовательных стандартов над требованиями других потребителей услуг высшего профессионального образованиянесоответствие номенклатуры специальностей и объема, выпускаемых вузами специалистов потребностям потребителей, а также предпрофессиональной подготовки абитуриентов с позиции выбора профессии, что ведет к ажиотажному спросу на ряд специальностей в ущерб другимпреобладание жестко структурированных программ обучения, сдерживающих развитие вариативности учебно-воспитательного процессаоценка качества подготовки главным образом на этапе контроля, а не системно в ходе планирования, организации и руководства учебно-воспитательным процессомразрыв в понимании целей подготовки студентов у различных потребителей деятельности вузанедостаточные возможности преподавательского корпуса в условиях предельно насыщенной учебной нагрузки и его низкая мотивация на совершенствование учебно-воспитательного процессанедостаточное финансирование вузов с позиции обеспечения высокого качества подготовки студентов (как правило, в условиях недостаточного финансирования реализация необходимых мероприятий по повышению качества откладываются, а не ведется поиск дополнительного финансирования) — увеличение числа задолженностей, несвоевременной сдачи экзаменов, курсовых проектов и работ и т. п.- невысокая оценка качества подготовки в вузе со стороны самих студентов (личность), общества, государства и работодателейориентация работы вуза не на комплексное решение проблем, а на решение (очень часто) краткосрочных задач, поставленных органами управления образованием (подготовка к работе с выпускниками 12-летней школы, ГИФО, ЕГЭ и т. д.).

Рассмотрены функции современного вуза в новых экономических условиях и на перспективу: трансляция студентам универсальных знанийпрофессионально-ориентированная подготовкавоспроизводство интеллектуальной элиты, определяющей направления развития странысоздание корпоративного сообщества, обеспечивающего взаимодействие и развитие выпускников на протяжении всей жизни, а также влияние развитие социальной ситуации в обществе.

В ходе исследования выделены тенденции развития современного вуза: развитие профессионально-практической направленности обучения. Данные различных социологических опросов говорят о том, что главной целью вуза считают хорошую профессиональную подготовку в два раза больше студентов по сравнению с теми, кто считает более важным получить в вузе широкие универсальные знаниярасширение номенклатуры профессиональных видов деятельности, предопределяющее необходимость классификации профессиональных умений с выделением общих основ профессиональной подготовкирост требований всех субъектов (потребителей) деятельности вуза к качеству профессионального образованиядиверсификация образовательных услуг и как следствие интеграция учреждений профессионального образования различного уровнявозрастание мобильного распространения знаний посредством обмена образовательными ресурсамиширокое внедрение новых технологий обучениявнедрение новых организационных форм и экономических механизмов развития высшей профессиональной школырост конкуренции на рынке образовательных услуг.

Для исследования проблемы повышения качества подготовки студентов определены и охарактеризованы факторы, влияющие на качество подготовки специалистов в вузе: нестабильная политика государства в области профессионального образования в целомнизкая профориентационная подготовка абитуриентов и как результат: ажиотажный спрос на престижные профессиинедостаточно эффективное внедрение новых информационных технологий в практику профессиональной подготовкиприверженность построения образовательных программ и преподавания традиционным методам индустриального общества в условиях развития общества информационногонизкий уровень информационного обеспечения учебно-воспитательного процессанедостаточное финансирование развития вузовской наукивключение в аккредитационные показатели характеристики внутривузовской системы контроля качества специалистовнеразработанность единых подходов к управлению качеством подготовки в современном вузе.

Выделены требования к системе подготовки студентов в современном вузе со стороны потребителей деятельности высшей школы (студентов, общества, работодателей, государства, самого вуза).

Требования к системе подготовки в современном вузе со стороны студентов: высокооплачиваемая трудовая деятельность по специальности после окончания вуза и реальная возможность повышения своего социального статусаразвитие личностных и профессиональных качеств: кругозор, уровень интеллекта, организаторские способности, самостоятельность в принятии решений, чувство ответственности и т. д.) — формирование здорового образа жизни как неотъемлемой составляющей высокой работоспособностиповышение уровня воспитания и культуры.

Требования общества к высшему образованию: подготовка кадров высшей квалификации, имеющих необходимую подготовку и ориентированных на решение задач общественного развития, способных успешно социализироваться в различных культурных и экономических средах, формирование нравственно развитых личностей, на основе усвоения общечеловеческих и национальных культурных ценностейподготовка физически развитых и здоровых личностей путем физического воспитания студентов.

Требования работодателей к высшему образованию, с позиции требований к выпускнику вуза: высокая эффективность деятельности специалиста, основанная на сформированных профессиональных компетенциях, инициативности, организаторских и исследовательских способностях, трудолюбии и т. д.- высокая работоспособность, основанная на физической выносливости и здоровом образе жизни.

Требования государства к выпускникам вуза: высокий уровень социального и профессионального развития в соответствии с требованиями развития страны, компенсирующий затраты на обучение студентов-бюджетниковсоответствие подготовки государственным стандартам высшего профессионального образования.

Деятельность вуза должна отвечать всем вышеперечисленным требованиям личности, общества, работодателей и государства. Вместе с тем, вуз сам объективно определяет требования к собственной деятельности, направленной на повышение качества подготовки специалистов: повышение рейтинга вузакачественное обеспечение учебно-воспитательного процесса (педагогические кадры, финансовые и материально-технические ресурсы, информационная база, отбор студентов из числа абитуриентов) — развитие устойчивых связей со всеми потребителями деятельности вузасоздание комфортных условий для работы административно преподавательского состава и обучения абитуриентов, студентов, аспирантов, докторантов и лиц, повышающих квалификацию.

Выполнение вышеперечисленных требований возможно только на основе повышения качества высшего профессионального образования. Поэтому понятие качество ВПО является ключевым в деятельности любого вуза.

На основе выделения проблем, функций, тенденций и факторов, определяющих качество подготовки студентов в вузе, рассмотрения подходов различных исследователей и собственного педагогического опыта предложена совокупность принципов эффективного функционирования системы высшего профессионального образования: опережающего обучения, гуманизации, непрерывного образования, доступности, качества, мобильности, вариативности, разноуровневой подготовки. Предложенные принципы по отдельности не новы и достаточно подробно раскрыты в работах Е. В. Бондаревской, О. Г. Грохольской, A.M. Новикова, В. А. Сластенина и др. Однако, по-нашему мнению, именно такая совокупность принципов обеспечивает повышение качества подготовки студентов в современном вузе.

Реализация предложенной совокупности принципов, и это показало наше исследование, может быть эффективно использовано при развитии вуза на основе критериального и процессуального подходов, совместного использования принципов стратегического и ситуационного управления. Критериальный подход базируется на построении деятельности вуза на основе мониторинга возможностей и результатов повышения качества подготовки. Процессуальный подход основан на рассмотрении деятельности всех участников образовательного процесса (руководство, факультеты, кафедры, преподаватели и студенты) в системном взаимодействии. На основании чего происходит появление нового качества образования.

Стратегическое управление отвечает за уровень достижения заранее запланированного качества подготовки, вариативность при построении учебных программ и возможность изменения направления обучения по желанию учащегося, объективным показателям успешности обучения и др. Ситуационное управление позволяет корректировать ситуацию в случае неудовлетворительных результатов в рамках любого направления деятельности вуза. Совместное использование данных видов управления позволяет обеспечить успешное развитие вуза и повысить качество подготовки студентов.

Сами понятия «качество подготовки», «качество образования» сегодня рассматриваются с разных позиций и, как правило, выступают как синонимы. В документах Минобрнауки РФ данные понятия представлены как соответствие уровня знаний студентов и выпускников требованиям стандартов. При этом качество образования должно обеспечиваться: содержанием образования, соответствующим требованиям стандартовадекватностью педагогических технологий реализации содержания и информационного обеспечения учебно-воспитательного процессауровнем подготовки административно-преподавательского состава, развитой материально-технической базой.

Федеральный орган управления образованием осуществляет оценку качества подготовки в вузе через процедуры лицензирования, аттестации и государственной аккредитации. Вместе с тем в документах Минобрнауки РФ акцентируется внимание на необходимости создания систем внутривузовского контроля качества образования. Последнее обстоятельство отражено и в рекомендациях международных, а также российских стандартов по управлению качеством ISO 9001 (ГОСТ Р ИСО 9000−2001). То есть, необходимость создания внитривузовской системы управления качеством образования является не только важнейшим элементом развития вуза, но и нормативным требованием, заложенном в международных и российских нормативно-правовых актах.

При разработке критериальной базы оценки качества подготовки в вузе и исследовании подходов к управлению вузом в целом, важно, наряду с российскими, проанализировать результаты зарубежных исследований в этой области. Актуальность такого анализа связана также с планомерным вхождением российской высшей школы в Болонский процесс.

Анализ подходов к повышению качества подготовки в высшей школе, используемых в России, странах Евросоюза и США позволяет выделить единые критерии оценки качества: планирование, руководство, управление сотрудниками и учащимися, инфраструктура и взаимодействие с внешними учреждениями и организациями, управление процессами, соответствие требованиям субъектов (потребителей), влияние вуза на социальные процессы, саморазвитие вуза.

Планирование определяет целесообразность, последовательность и, в конечном итоге, качество управления развитием вуза. Это и важнейший критерий, и начальный этап системы повышения качества подготовки специалистов. Показатели, раскрывающие данный критерий: системное взаимодействие всех мероприятий по повышению качества подготовкихарактер планирования (стратегический или ситуационный) — планирование деятельности или результатаколичество специалистов (работники вуза, потребители, учащиеся, представители фундаментальной науки и общественных организаций), участвующих в планированиисистема сбора информации и информирования всех участников учебно-воспитательного процесса.

Руководство определяется качеством деятельности руководящего аппарата вуза (ректор, деканы, заведующие кафедрами, начальники управлений и отделов деятельность, которых непосредственно связана с подготовкой студентов). Показатели, раскрывающие данный критерий: демократический или авторитарный стильстепень участия (высокая, средняя, низкая) в — определении целей и задач подразделения и вуза в целом, разработке программ повышения качества, в привлечении партнеров.

Управление сотрудниками и учащимися. Критерий определяет эффективность управления человеческими ресурсами вуза. Показатели, раскрывающие данный критерий: развитие персонала и студентов, активность, изменение требований к квалификации при решении новых задач, используемые методы мотивации, наличие обратной связи в деятельности всех участников УВП, создание комфортной среды.

Инфраструктура и взаимодействие с внешними учреждениями и организациями. Критерий определяет характер взаимодействия вуза с партнерами и управления материальным ресурсом. Показатели, раскрывающие данный критерий: эффективность мероприятий и использования материальных ресурсов, рост информационных ресурсов и интеллектуальной собственности, количество партнеров и характер взаимоотношений с ними.

Управление процессами. Данный критерий является интегрированным и характеризует практически все процессы, идущие в вузе. В связи с этим данный критерий включает следующие элементы, по процессам. Процесс: управления качеством, а также УВП и обеспечивающими (вспомогательными процессами).

Процесс управления качеством отражают следующие показатели: планирование основных и обеспечивающих процессовсистема документооборотаналичие структуры управленияналичие системы внутривузовского самоконтроляколичество и результативность программ обратной связи, обеспечивающих необходимые изменения в ходе управления.

Управление учебно-воспитательным процессом отражают следующие показатели: наличие внутривузовского прогнозирования изменений требований к специалистам и механизмов соответствующего изменения учебных планов и программсамостоятельная разработка учебных планов, программ и учебных пособий, учебниковдинамика изменения количества студентовколичество и характер нарушений УВПоценка знаний и компетенций учащихсяуровено развития научно-исследовательской работы.

Управление обеспечивающьши процессами отражают следующие показатели: создание комфортных условий обучениясредства информационных технологийобъем и обновление библиотечного фондавнеучебная деятельностьорганизация взаимодействия с поставщиками, а также другими учреждениями образования.

Соответствие требованиям субъектов (потребителей) — интегральный критерий оценки результатов деятельности со стороны личности, общества, государства, работодателей, самого вуза. Показатели, раскрывающие данный критерий: оценка выпускников потребителяминаличие системы оценки соответствия требованиям потребителей, мониторинг соответствия вуза, предъявляемым требованиям.

Влияние вуза на социальные процессы. Данный критерий отражает изменения, происходящие в социальной жизни территорий, на которые распространяются результаты деятельности вуза. Показатели, раскрывающие критерий: оценка деятельности вуза социальными и правоохранительными органами, общественными организациями, жителями территорийколичество нарушений, совершенных сотрудниками или студентамидинамика изменения общественных процессов и их корреляция с деятельностью вуза.

Саморазвитие вуза. Данный критерий показывает: находится вуз в режиме развития, функционирования или стагнации. Показатели, раскрывающие критерий: динамика изменения количества и качества учащихся административно-преподавательского составафинансовые результатыколичество филиалов.

В исследовании показано, что предложенные концептуальные подходы повышения качества подготовки студентов современного вуза, могут быть наиболее эффективно реализованы на основе широкого использования новых информационных технологий (НИТ). Это связано с тем, что НИТ позволяют: одновременно осуществлять мониторинг по многим параметрам и на этой основе контролировать и прогнозировать даже на первый взгляд малосущественные изменения в подготовке студентов, своевременно принимать необходимые управленческие воздействия. На сегодняшний день использование НИТ — это самый надежный инструмент управления качеством подготовки студентов, позволяющий сосредоточить в едином компьютерном центре обработку всех данных с последующим прогнозированием развития ситуации, предложением алгоритмизированных подходов к управлению процессами. Такой подход обеспечивает управление качеством не только на основе исследования отдельных показателей, но на основе анализа их системного взаимодействия, для чего используются методы многомерного статистического анализа.

Использование НИТ в управлении вузом и это подтверждает анализ реформ высшей школы в Великобритании, Германии, США, Франции вызывает положительные сдвиги в развитии высшей школы в целом. В частности: ускоряются процессы адаптации в новом информационном пространстве, как учащихся, так и административно-педагогического состава. Прослеживаются тенденции развития: критического мышления, умений эффективно использовать информационные базы, объединения усилий различных подразделений при решении актуальных задач и др. НИТ обеспечивают доступность образования, эффективность учебного процесса, развивая более тесные связи между целевыми установками вуза и запросами потребителей его деятельности. Исходя из вышесказанного, можно проектировать систему управления качеством подготовки в современном вузе на основе НИТ.

Мы исходим из того, что качество образования должно определяться с учетом всех потребителей деятельности высшей школы, включая сам вуз. Система управления качеством состоит из последовательности этапов деятельности, направленных на управление процессами, протекающими в вузе. Эффективность процессов определяется с помощью критериальной базы, которая должна учитывать запросы всех потребителей.

При использовании НИТ в управлении качеством предлагается использовать систему, базирующуюся на принципах логико-структурного анализа объекта. Такая система позволяет наиболее точно связать различные процессы и рассматривать их не только по отдельности, но и во взаимосвязях. Последнее дает возможность выделить источники изменения тех или иных параметров, неочевидное их влияние друг на друга.

На первом этапе проводится анализ требований всех потребителей к качеству подготовки студентов в вузе. Данные требования представлены выше. Однако в силу различных причин требования меняются, и эти изменения наиболее точно могут быть зафиксированы с помощью компьютерной техники. В результате начинается анализ причинно-следственных связей происходящих изменений — второй этап.

Второй этап реализуется через использование методов многомерного статистического анализа (МСА). Методы МСА позволяют не только определить причинно-следственные связи различных изменений, но и спрогнозировать сами изменения, вести постоянный учет предложений потребителей деятельности вуза. Важно, что такой анализ показывает объективную картину событий, так как ведется в автоматическом режимемашина беспристрастна. Традиционное использование встреч заинтересованных сторон в этом случае проходит более эффективно, ведь их результаты уже в значительно меньшей степени зависят от степени убедительности (умения проводить свою линию) одного или нескольких потребителей.

Совместные обсуждения проблем потребителями составляют третий этап управления качеством подготовки студентов вуза. На этом этапе формулируются задачи деятельности вуза. Все предложения вводятся в компьютер, который и прогнозирует результаты внедрения тех или иных инноваций. Происходит процесс объективной оценки эффективности будущей деятельности. Если исходить из определения: качество — это степень достижения заранее спрогнозированного результата, то фактически уже на начальном этапе инноваций можно определять изменение качества, пути достижения заранее заданного уровня — стратегическое управление. В случае изменения параметров инновационной деятельности на основе их компьютерной обработки принимаются необходимые управленческие решения — ситуационное управление.

Как правило, заключительными этапами логико-структурного управления являются контроль и на его основе выработка мероприятий по улучшению качества. В нашей же схеме данные этапы включены и выполняются в ходе второго и третьего этапа автоматически за счет использования НИТ. Дело в том, что в компьютер уже введены показатели качества, возможные риски, данные о кадровых и материальных ресурсах.

Представленная система управления определяет стратегическое развитие вуза с позиции качества подготовки студентов. Однако не менее важным представляется вопрос о мотивации административно-преподавательского состава и студентов на развитие качества подготовки. С этой стороны мы предлагаем использовать самостоятельную или при поддержке специалиста работу с базами данных по управлению качеством подготовки. Это с позиции студента — технология оценки своих будущих достижений при выборе той или иной схемы подготовки, с позиции преподавателя — технология оценки эффективности учебно-воспитательного процесса, с позиции администратора — технология оценки эффективности принимаемых управленческих решений. Перечисленные технологии реализуются посредством метода конкретных ситуаций (Case Studies).

Метод конкретных ситуаций представляет собой изучение возможных результатов развития, через оценку уже имеющегося опыта. Заинтересованный специалист или студент получает в компьютерном центре описание конкретной ситуации, схожей с той, которая его интересует. Изучение полученных материалов более четко высвечивает собственные ошибки, помогает наметить направления и методы деятельности. К сожалению, в значительном объеме конкретные ситуации представлены в основном для бизнес обучения. Тем не менее и они дают серьезный эффект при анализе собственной деятельности, мотивируют на достижение более высоких результатов в обучении, преподавании, управлении, в целом саморазвитии.

Внедрение вышеприведенных подходов, как показала практика, позволяет не только повысить качество подготовки студентов, но и качество деятельности самого вуза. Так: усиливается взаимодействие между всеми подразделениями вузаувеличивается привлечение представителей работодателей к разработке и реализации различных программснижается количество нарушений студентами учебной дисциплиныпроявляется тенденция проведения совместных исследований студентов, преподавателей с привлечением представителей бизнесаснижается текучесть кадроврастет рейтинг вуза в системе государственных высших учебных заведений. Данные положительные изменения мы объясняем, в первую очередь тем, что реальные показатели получены с помощью использования НИТ, и это обеспечивает их объективность и повышает психологическую значимость при использовании в работе. Реально такой подход дает возможность любому лицу, заинтересованному в деятельности вуза, получить объективную картину текущего уровня и перспектив его развития. Что, с одной стороны, мотивирует сотрудников вуза на активизацию своей работы, с другой — представляет абитуриентам возможность реально спрогнозировать как процессы обучения, так и дальнейшего трудоустройства, что в условиях развития предопределяет конкурентные преимущества вуза.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. М.: Мысль, 1991. — 299 с.
  2. B.C. Композиция тестовых заданий. М.: Центр Тестирования, 2002. — 240 с.
  3. Ю.П. Искусство воспитывать. М.: Просвещение, 1979. — 253 с.
  4. Ю.С., Курдюмова И. М., Писарева Л. И. Оценка и аттестация кадров образования за рубежом. М, 1997. — 109 с.
  5. А.А. Введение в дистанционное обучение // Материалы IV Международной конференции по дистанционному образованию. http://www.iet.mesi.ru/broshur/broshur.htm.
  6. В.В., Грохольская О. Г., Никандров Н. Д. Общие основы педагогики: учеб. для вузов. М.: Просвещение, 2006. — 547 с.
  7. С.И. Лекции по теории обучения в высшей школе. М.: Высшая школа, 1974. — 384 с.
  8. А.Г. Практическая психология в проектировании вариативного образования в России: от парадигмы конфликта к парадигме толерантности // Вопр. психологии. -2003. — № 4. — С. 3−12.
  9. Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. М.: Просвещение, 1982.- 193 с.
  10. И.Т. Основы финансового менеджмента: Учеб. пособие. 3-е изд., перераб. и доп. М.: ФиС, 2001. — 528 с.
  11. И.Т. Риск-менеджмент. М.: ФиС, 1996. — 192 с.
  12. А.П. Интегративная методология и политеория профессиональной педагогики // Magister. 2000. — № 5. — С. 15−21.
  13. В.П. Не пора ли менять стратегию образования? // Педагогика.-2001,-№ 9.-С. 87−89.
  14. В.П. Система тестов TOEFL: педагогические несуразности // Педагогика. -2002. № 4. — С. 89−94.
  15. И.В. Проблема целостности и системный подход. М.: Едиториал УРСС. 1977. — С. 450.
  16. В.А., Ефремова Н. Ф. Системы оценки качества образования: учеб. пособие для студентов вузов, получающих образование по пед. направлениям и специальностям М.: Логос, 2007. — 190 с.
  17. Е.В. Вариативность стратегий личностно-ориентированного воспитания // Инновац. шк. -2000. № 1. — С. 19−26.
  18. Н.В. Системная методология современных педагогических исследований // ПЕДАГОГИКА: науч.-теорет. журн./ РАО, трудовой коллектив ред. М.: Педагогика. — 2005. — № 5. — С.21−29.
  19. Г. А., Радионова Н. Ф., Тряпицына А. П. Инновации в педагогическом университете как фактор его развития // Инновации в российском образовании. М., 2000. — 4.1. — С. 9−14.
  20. К. Основы стратегического менеджмента / Пер. с англ. под ред. Л. Г. Зайцева, М. И. Соколовой. М., 1997.- С. 171
  21. П. Начала. Choses dites / Пер. с фр. // Pierre Bourdieu. Choses dites. Paris, Minuit. 1987. Перевод Шматко H. A. М.: Socio Logos, 1994. — 198 с.
  22. Н.Г. Педагогический мониторинг в оценке качества подготовки специалиста // Специалист. -1997. № 3. — С. 7−9.
  23. Я.А. Общественная инициатива в решении задач информатизации образования // Информатизация образования-2003: Науч. тр. и материалы конф. АИО, Волгоград, 12−15 мая 2003 г. -М.- Волгоград: Перемена. 2003. — С. 3−8.
  24. Всемирная декларация о высшем образовании для XXI в.: подходы и практические меры / Мат. Всемирной конференцией по высшему образованию в XXI в. Париж, 1998 — http://typo38.unesco.org/ru/unesco-home.html.
  25. Вуз глазами социологов. Омск: Омск. гос. ун-т, 2001. — 345 с.
  26. Выготский J1.C. Вопросы детской психологии. М.: Союз, 2006 — 224 с.
  27. Высшая школа России: разнообразие форм, ресурсы, перспективы // Социологические исследования. 2006. — № 8. — С. 99−106.
  28. Высшее и послесреднее профессиональное образование в Центральной и Восточной Европе: Докл. по странам, подгот. Европ. фондом образования и Советом Европы / М. Э. Хеннессей, О. Лампинен, Т. Шредер и др. Турин: Европ. фонд образования, 1998. — 151 с.
  29. П.Я. Введение в психологию. М.: Университет, 2007. — 336 с.
  30. .С. Образование в третьем тысячелетии: гармония знания и веры // Педагогика. 1998. — № 2. — (Пед. футурология). — С. 49−57.
  31. .С. Философия образования для XXI века // Мир образования. 1996. — № 4. — (Заоч. шк. управленца). — С. 49−54.
  32. ГОСТ Р ИСО 9000−2001. Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь. М.: ИПК Издательство стандартов, 2001. — 25 с.
  33. ГОСТ Р ИСО 9000−2001. Системы менеджмента качества. Рекомендации по улучшению деятельности. М.: Изд-во стандартов, 2001. 45 с.
  34. ГОСТ Р ИСО 9000−2001. Системы менеджмента качества. Требования. М.: Изд-во стандартов, 2001. 21 с.
  35. М.И. Измерение и оценка результатов обучения. М.: Ин-т общ. сред, образования РАО, 2000. — 93 с.
  36. О.Г. Проблемы теории обучения. Иркутск: Изд-во Оттиск, 2007.-340 с.
  37. В.В. Системное представление качества образования // Стандарты и качество. 2002. — № 4. — С. 30−35.
  38. Л.П. Об изменении мотивации в условиях использования «искусственного интеллекта» // Психологические исследования интеллектуальной деятельности. М.: Изд-во МГУ, 1979. С. 45−50.
  39. А.В. Сводная таблица определений дистанционного образования из российских и зарубежных источников. // Официальный сайт Министерства образования России. Раздел «Дистанционное образование» / Объединенный проект, http://db.informika.ru/do/up/
  40. В.В. Лекции по общей педагогике. М.: Академия, 2005. — 172 с.
  41. Н.В., Князев Е. А. Оценка качества как необходимый элемент (этап) управления в высшем образовании // Университетское управление. -1999. № 1(8).-С. 41−44.
  42. И.Н., Путилов Г. П., Тумковский С.Р. WEB-интерфейс к пакету Mathematica в информационно-образовательной среде. Сб. науч. трудов СИТМО и каф. РТУиС. Интернет в образовании и технических приложениях. М.: МГИЭМ, 2000. — С. 38−42.
  43. В.И. Российское образование, истоки, традиции, проблемы. М.: Изд-во МГСУ «Союз». 2001. — 848 с.
  44. В.И. О роли социально-педагогического прогнозирования и проектирования в развитии региона // Образование и наука. 2002. — № 2. -С. 25−30.
  45. Закон РФ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании». М.: Омега — JT, 2006. — 47 с.
  46. Закон РФ «Об образовании». — М.: Книга-сервис, 2005. — 46 с.
  47. JI.B. Здравствуйте цифры. М.: Оникс, 2005. — 59 с.
  48. Э.Ф., Хасанова И. И. Психологические проблемы воспитания студентов в современных условиях // Образование и наука. 2000. — № 1(3). -Психол. исслед. — С. 198−205.
  49. И.А. Педагогическая психология. М.: Логос, 1998. — 378 с.
  50. В.В. Понимание в познании и общении / Ин-т психологии РАН, Самар. гос. пед. ун-т, Фак. психологии СамГПУ. 3-е изд. — Самара: Ин-т психологии РАН: СамГПУ, 2000. — 196 с.
  51. Г. А., Голиусова Ю. В. Студенты об инновациях в системе высшего образования // Социологические исследования. 2002. — № 9. — С. 131−134.
  52. В.В. Педагогические факторы духовно-творческого становления личности в образовательном процессе: Монография. -Красноярск: СибГТУ, 2000. 272 с.
  53. Г. В зеркале собственной истории // Высш. образование в России. 1997.-№ 1.-С. 27−33.
  54. М.И., Разумов С. В. Создание системы управления качеством подготовки специалистов в ВУЗе // Университетское управление: практика и анализ. 2003. — № 2(25). — С. 90−95.
  55. И.Ф., Шиянов Е. Н. Аксиологический и культурологический подходы к исследованию проблем педагогического образования в научной школе В.А. Сластенина // Изв. Рос. акад. образования. 2000. — № 3. — С. 4558.
  56. Исследование педагогического мышления: Сб. ст. / Под ред. М. М. Кашапова. М.: Ин-т психологии РАН, 1999. — 135 с.
  57. Р.Я. Рейтинговая автоматизированная система управления обучением студентов. М.: НИИВО. — 1996. — (Новые информационные технологии в образовании) Ч. 3: Методология использования типовых СУБД / Р.Я. Касимов- НИИ высш. образования. -1996. — 32 с.
  58. КечиевЛ.Н., Путилов Г. П., Тумковский С. Р. Информационно-образовательная среда технического вуза. http://www.cnews.ru/reviews/free/edu/it russia/institute.shtml# 1.
  59. Л.Н., Путилов Г. П., Тумковский С. Р. Методы и средства построения образовательного портала технического вуза. Открытое образование № 2. — 2002. — С. 34−42.
  60. Е.А. Идеалы культуры и становление субъекта профессиональной деятельности // ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ / РАН, Ин-т психологии РАН. М.: Наука. — 2005. — Т. 26. -№ з. с. 94−101.
  61. Комплексная оценка высших учебных заведений: Учеб. пособие // В. Г. Наводнов, Е. Н. Геворкян, Г. Н. Мотова, М. В. Петропавловский. Москва- Йошкар-Ола: Науч.-информ. центр гос. аккредитации, 2001. — 192с.
  62. А.В., Монахов В. М., Цеханский-Сергеев Г.Л. Технология проектирования электронных учебников. / 2я всероссийская конференция «Электронные учебники и электронные библиотеки в открытом образовании». М.: МЭСИ, 2001. — С. 240−244.
  63. А.А., Козин И. Ф., Кожевников С. А. и др. Всеобщий менеджмент качества: Учеб. пособие / Под общей ред. С. А. Степанова. -СПб.: Изд-во СПбГЭТУ «ЛЭТИ», 2001. 200 с.
  64. Концепция модернизации Российского образования на период до 2010 года / М-во образования Рос. Федерации // Инновации в образовании. 2002. — № 3. — С. 4−33.
  65. Т.В. Профессионализм и психология // Высш. образование в России.-1995.-№ 3.-С. 81−90.
  66. Л.Е. Информационное обеспечение контроля // Информационное обеспечение учебного процесса гарант качества образования: Сб. докл. V Ежегодного научно-практ. семинара. — Ставрополь, 2004. — С. 20−22.
  67. В.В. Содержание образования бег на месте // Педагогика. -2000.-№ 7.-С. 3−12.
  68. Ю.Н., Сухобская Г. С. Личность: внутренний мир и самореализация: Идеи, концепции, взгляды. СПб.: Изд-во Ин-та образования взрослых: Тускарора, 1996. — 174 с.
  69. Ф.Г. Кризис образования в современном мире.- М.: Прогресс, 1970.-261 с.
  70. В.В. Развитие методологии создания системы менеджмента качества вуза// Университетское управление. 2003. — № 2(25). — С. 60−63.
  71. B.C. Духовно-нравственная культура в образовании человека // Стандарты и мониторинг в образовании. 2002. — № 6. — С. 3−6.
  72. А.Н., Панов В. И., Марютина Т. М. и др. Экопсихологические аспекты развития индивидуальности / Рос. акад. образования, Психол. ин-т, Лаб. экопсихологии развития. М.: Психол. ин-т, 1997. — 147 с.
  73. И.Я. Развивающее обучение с дидактических позиций // Педагогика. 1996. — № 2. — С. 7−11.
  74. .Т. Сущность, критерии и функции научной педагогики // Методология педагогики. М., 1998. — Ч. 2, вып. 5. — С. 23−30.
  75. А.Н. Мониторинг и проблемы информационного обеспечения управления образованием // Школ, технологии. -1999. № 1−2. — С. 46−60.
  76. А.К. Активизация мотивации достижения учащихся // Дет. психолог. Ростов н/Д, 1996. — № 12. — С. 64−72.
  77. О., Берестнева О. Системный подход к оценке качества образования // Стандарты и качество. 2002. — № 4. — С. 35.
  78. Материалы XII Всероссийского совещания «Проблемы качества образования» (2002 г.). http://www.ecsocman.edu.ru/db/msg/ 242 420.html.
  79. Материалы 30-й сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО. -http://typo38.unesco.org/ru/unesco-home.html.
  80. Д., Полев Д., Мельникова Н. Управление качеством образования на основе новых информационных технологий и образовательного мониторинга // Нар. образование. 2000. — № 8. — (Образоват. менеджмент). -С. 75−85.
  81. М.И. Человеческий фактор глазами педагога // Проф. образование. 2001. — № 1. — С. 76−88.
  82. В.А., Осипов A.M. Вузовское студенчество: образ жизни и здоровья. М.: Логос, 2003 — 312 с.
  83. Международный стандарт ISO 8402. Управление качеством и обеспечение качества: Словарь / Пер. с англ. 2-е издание, 1994−04−01. 50 с.
  84. B.C. Психология индивидуальности / Под ред. Е.А. Климова- Рос. акад. образования, Моск. психол.-соц. ин-т. М.: Изд-во МПСИ- Воронеж: Изд-во НПО «Модэк», 2005.- 542 с.
  85. М.Ф., Королева Л. М., Бондарь В. В. Информационная экология. М.: Б.и., 2000. — 231 с.
  86. М.В., Полат Е. С., Бухаркииа М. Ю. Интернет в образовании: специализир. учеб. курс / UNESCO, Орг. объедин. наций по вопр. образования, науки и культуры. М.: Обучение-Сервис: Ин-т ЮНЕСКО по информ. технологиям в образовании, 2006. — 247 с.
  87. Молодежь на пороге XXI века. Социальные проблемы / Отв. ред. A.M. Осипов, В. В. Матвеев. Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2001.-348 с.
  88. В.М. Аксиоматический подход к проектированию педагогической технологии // Педагогика. 1997. — № 6. — С. 26−31.
  89. А.В. Воспитание в современной России как социальная проблема // Воспитать человека. М., 2002. — С. 358−364.
  90. B.C. Первые итоги работы Института развития личности РАО // Психол. журн. -1996. Т. 17. — № 4. — С. 147−148.
  91. В.Н. Психология отношений. Избранные психологические труды. М.: МПСИ, 2004. — 400 с.
  92. А.Я. Вопросы систематизации категорий педагогики // Понятийный аппарат педагогики и образования. Екатеринбург, 1995. -Вып.1: Общ. педагогика. — С. 23−35.
  93. Ю.М. Создание информационно-обучающей среды и ее использование в учебном процессе: Методические рекомендации. -Челябинск: ЧГПУ, 2000. 32 с.
  94. Национальная доктрина образования в Российской Федерации / М-во образования Рос. Федерации // Бюл. М-ва образования Рос. Федерации. -1999.-№ 11.-С. 3−10.
  95. С.Д. Проблема оценки качества профессионального образования специалиста // Университетское управление. 2003. — № 1(24). -С. 42−45.
  96. Н.Ш. Методика проектирования системы менеджмента качества образования в вузе на основе логико-структурного подхода // Университетское управление. 2003. — № 2(25). — С. 70−78.
  97. A.M. Российское образование в новой эпохе / Парадоксы наследия, векторы развития. М.: «Эгвес», 2000. — 272 с.
  98. В.В., Березанская Н. Б. Психология : учеб. для студентов вузов / Моск. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова. М.: Высш. образование, 2006. — 484 с.
  99. И.А. Как готовить специалистов в университете? // Социологические исследования. 2003. — № 8. — С. 99−103.
  100. A.M. Общество и образование. Лекции по социологии образования. Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 1998 — 134 с.
  101. О. Ю. Теория и практика предпринимательского риска: Учеб. пособие. Ч. 1 / ОмГАУ. Омск, 1997. 172 с.
  102. П.И., Тыщенко О. Б. Компьютерные технологии в системе дистанционного обучения // Педагогика. 2000. — № 5. — С. 7−13.
  103. Т. Система современных обществ / Пер. с англ. Л. А. Седова, А. Д. Ковалева / Под ред. М. С. Ковалевой. М.: Аспект Пресс, 1997. — 131 с.
  104. В.М. Методологические проблемы разработки понятийной системы педагогики // Magister. 2000. — № 1. — С. 38−53.
  105. М.М. Управление качеством образования. М.: Педагогическое общество России, 2006. — 443 с.
  106. Предприятие в нестабильной экономической среде: риски, стратегии, безопасность / Г. Б. Клейнер и др.- под общей ред. С. А. Панова. М.: Экономика, 1997.-288 с.
  107. Приказ Минобразования РФ от 12.11.99 № 864 «О комплексной оценке деятельности высшего учебного заведения». http://www.mon.gov.ru/search/.
  108. Г. П. Концепция построения информационно-образовательной среды технического вуза / М.: МГИЭМ, 1999. — 28 с.
  109. В.Г. Обучение и научное познание // Педагогика. 1997. -№ 1.-С. 7−13.
  110. Ю.В. Формирование личности молодого ученого: (Социол. анализ ситуации в соврем, рос. науковедении): Автореф. дис. канд. социол. наук: 22.00.04. / Санкт-Петербург, гос. ун-т. СПб., 1997. — 22 с.
  111. А.А. Правила и техника общения // Мир детства. 2003. — № 1. -Психология и педагогика. — С. 22−32.
  112. Риски в современном бизнесе / П. Г. Грабовый, С. Н. Петрова и др. М.: Изд-во «Алакс», 1994. — 200 с.
  113. Н.В. Архитектоника успеха в культуре: Автореф. дис.. канд. филос. наук: 24.00.01 / Тамб. гос. ун-т им. Г. Р. Державина. Тамбов, 2001.-16 с.
  114. С. Постоянный доступ к компьютерам улучшает качество обучения. ufa.muh.ru/Muh/www.muh.ru/DIGEST/dist6.htm
  115. Россия, которую мы обретаем / Отв. ред. Т. Н. Заславская, З. И. Калугина.- Новосибирск: Наука, 2003 -453 с.
  116. Рубинштейн C. J1. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2007. — 270 с.
  117. Руководство для участников конкурса 2003 года «Внутривузовские системы обеспечения качества подготовки специалистов». М.: Министерство образования РФ, 2003. — 27 с.
  118. Н.Ю. Дидактический материал: теория и практика моделирования: Моногр. / Нижегор. гос. пед. ун-т. Н. Новгород: Изд-во НГПУ, 2002.-219 с.
  119. П.В. Роль информационных технологий в профессиональном обучении государственных служащих // Информатика и образование. 2002.- № 9. С. 121−122.
  120. Т.В. Информационные технологии в образовании шаг в будущее // Учитель. — 2002. — № 4. — С.53−54.
  121. Т.В. Использование информационно-образовательных технологий в обучающем процессе // Учитель. 2003. — № 1. — С.80−81. ПЗ. Селевко Г. К. Опыт системного анализа современных педагогических систем // Школ, технологии. -1996. — № 6. — С. 3−43.
  122. В.В. К методологии исследования проблем личностно ориентированного образования // Методологические и мировоззренческие основы научно-исследовательской деятельности. Волгоград, 1998. — С. 191 196.
  123. М.Н. Об изучении, обобщении и внедрении передового педагогического опыта / НИИ общ. педагогики АПН СССР, Отд. науч. информ. и пед. пропаганды. М.: АПН СССР, 1970. — 62 с.
  124. В.А. О моделировании образовательных технологий // Наука и шк.-2000.-№ 4.-С. 50−56.
  125. В.А. Высшее педагогическое образование России: идеология, содержание, технологии // Интеграл, педагогика. 2000. — № 1. — С. 29−38.
  126. И. П. Ткаченко Е.В. Современный учащийся НПО. (Всероссийское социологическое исследование). М., 2002. — 46 с.
  127. B.C. Ключевые факторы качества высшего профессионального образования // Менеджмент качества в образовании: Материалы конф.-совещ, 28−29 октября 2002 г., СПбГЭТУ «ЛЭТИ». СПб.: Изд-во СПбГЭТУ «ЛЭТИ», 2002. — С. 78−79.
  128. B.C., Степанов С. А. Концепция, модель и критерии эффективности внутривузовской системы управления качеством высшего профессионального образования// Университетское управление. 2004. № 2(30). С. 102−110.
  129. Современная политика в области реформ высшего образования / Мат. международного семинара ЮНЕСКО. Пекин, 2001. http://typo38.unesco.org/ru/unesco-home.html
  130. Ю.П. Стратегия развития педагогических исследований // МИР ОБРАЗОВАНИЯ ОБРАЗОВАНИЕ В МИРЕ: науч.-метод. журн. / М-во образования РФ, Рос. Акад. Образования, Моск. психол.-соц. ин-т. -М.: Изд. дом РАО. — 2005. — № 2. — С.37−49.
  131. С.И., Кортов С. В. Качество образования: проблемы и задачи изменения внутренней среды ВУЗа // Университетское управление. 2003. -№ 2(25). — С. 64−69.
  132. Н.Ф. Деятельностный подход к механизмам обобщений // Вопр. психологии. -2001. № 3. — С. 3−16.
  133. Н.Ф. Новые подходы к психодиагностике интеллекта // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14, Психология. 1998. — № 2. — С. 8−13.
  134. Ф. Научные основы организации промышленных предприятий. -М., 1920.-458 с.
  135. O.K. Психология мышления. М.: Академия, 2005, — 288 с.
  136. А., Лобанов В., Иванников А. Время информатизации // Высш. образование в России. -1996. № 2. — (Информатика и образование). — С. 3033.
  137. Е.В. Демократическое развитие России и эффективное профессиональное образование // Профессионал. 1996. — № 1−2. — С. 11−17
  138. О.Б. Компьютерные технологии в обучении // Учебно-воспитательный процесс в школе и вузе // Сборник научных трудов.- Москва, 2002.- С. 40−43.
  139. А.Ю. Вступая в век информации // Информатика и образование. -1995.-№ 2.-С. 4−6.
  140. А.Д. Ноосферная модель науки и образования XXI века // Социал.-полит. журн. 1996. — № 4. — С. 68−78.
  141. Л.С., Булгаков А. Т., Докукин А. П. Инновация и эксперимент в профессиональном образовании. Ставрополь: ИРО, 1999.- 61 с.
  142. Федеральная программа «Развитие единой образовательной информационной среды на 2006 2010 годы».- www.edu.ru.
  143. Е.П. Компьютерные технологии в преподавании экономики. // Воспитательный процесс в высшей школе России. Новосибирск: Новосибирская Академия Водного транспорта. — 2001. С.70−73.
  144. Д.И. Роль и место психологической науки в решении проблем образования на рубеже нового тысячелетия // Изв. Рос. акад. образования. 2001. — № 1. — С. 43−48.
  145. Н.Д. Технология реализации целостного педагогического процесса / Каз. гос. нац. ун-т им. Аль-Фараби. Алматы: Казак университет!, 1998.-24 с.
  146. Чекин И. А Информационное обеспечение управления. Методические рекомендации, СПб: РХГИ, 1999.-20 с.
  147. В.П. Модель управления инновационной деятельностью в Русском институте управления. М.: ИОО МО РФ, 1999. — 18 с.
  148. Е.К. Требования к созданию дидактических материалов для оперативного контроля знаний, с помощью ЭВМ. М.: ИОО ИО РФ, 2002. -12 с.
  149. Н.Н. Система адаптации выпускников профессиональных учебных заведений в условиях рынка труда: Пособие. / Под ред. Н. Н. Шамрай. М.: Институт теории образования и педагогики РАО, 2000. — 193 с.
  150. Ф.Э., Харчева В. Т., Серикова В. В. Социология образования: прикладной аспект. М., ВШЭ, 1999.-413 с.
  151. П.Е., Никитина Н. Ш. Качество высшего образования. Риски при подготовке специалистов // Университетское управление. 2003. — № 1(24). -С. 46−59.
  152. Е.Н., Бобрышов С. В., Власова О. Г. и др. Психология и педагогика развития личности: Монография. М.: Илекса, 2002. — 568 с.
  153. Е.Б. Проблемы взаимодействия теории и практики воспитания // Международная программа переподготовки преподавателей психолого-педагогических дисциплин.-М.: РИПКРО, 1994.-С. 103−107.
  154. М.Г., Юревич А. В., Аллахвердян А. Г. Программно-ролевой подход и современная наука // Вопр. психологии. 2000. — № 6. — С. 3−18.
  155. Biglan A. Relationships between subject matter characteristics and the structure and output of University Departments.- Journal of Applied Psychology.-1973.- Vol.57. No.3. — P.204−213.
  156. Kells H.R. Self-study processes: a guide to self-evaluation in higher education.-4th ed.- American Council on Education/Oryx Press series on higher education, 1995. P.8−16.
  157. McKinnon K. R., Walker S. H., Davis D. Эталонное тестирование: Руководство для Австралийских университетов. Департамент образования, обучения и дел молодежи, Австралийский союз, Февраль 2000. 141 с. -www/detya.gov.au/highred/.
  158. Method for Improving the Quality of Higher Education based on the EFQM Model, the HBO Expert Group, Second English version, October 1999. 88 p.
Заполнить форму текущей работой