Социально-педагогические условия духовно-нравственного воспитания подростков в системе дополнительного образования в общеобразовательном учреждении
Как известно, подростковый возраст — это период интенсивного формирования духовно-нравственных ценностных ориентаций личности и создания предпосылок для появления смысла жизнив это время активизируется основа формирования мировоззрения молодого человека. Поэтому особую значимость и актуальность приобретает необходимость исследования проблемы организации духовно-нравственного воспитания подростков… Читать ещё >
Содержание
- Глава I. Теоретико-методологические основы духовно-нравственного воспитания в образовательном процессе
- 1. 1. Исторический аспект духовно-нравственного воспитания в зарубежной и отечественной науке как социально-педагогическая проблема
- 1. 2. Теоретико-методологические подходы в организации духовно-нравственного воспитания подростков
- 1. 3. Сущностная характеристика системы дополнительного образования в духовно-нравственном воспитании подростков
- 1. 4. Социально-педагогическая модель духовно-нравственного воспитания подростков в системе дополнительного образования школы
- Выводы по первой главе
- Глава II. Реализация социально-педагогической модели духовно-нравственного воспитания подростков в системе дополнительного образования школы
- 2. 1. Социальный компонент в содержании духовно-нравственного воспитания подростков в системе дополнительного образования
- 2. 2. Социально-педагогические условия духовно-нравственного воспитания подростков
- 2. 3. Критерии, показатели и уровни духовно-нравственного воспитания подростков в социально-педагогических условиях образовательного учреждения
- 2. 4. Анализ результатов опытно-экспериментальной деятельности по воспитанию подростков в системе дополнительного образования школы
- Выводы по второй главе
Социально-педагогические условия духовно-нравственного воспитания подростков в системе дополнительного образования в общеобразовательном учреждении (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность исследования. Проблема духовно-нравственного воспитания подростков сегодня как никогда актуальна. В сложившихся условиях социально-экономических преобразований в стране обостряются противоречия между растущей потребностью общества в ответственных, инициативных, высоконравственных гражданах России и критически ухудшающимся духовно-нравственным воспитанием подростков.
Человечество в своей основной массе зачастую сосредоточено на ценности лишь одной стороны научно-технического прогресса, а именноповышении собственного материального благосостояния, тем самым, превращая его в цель, а не средство для развития и совершенствования себя, других людей и мира в целом. История не раз убеждала нас в том, что это несоответствие приводит поистине к трагическим последствиям: многие достижения материальной культуры принесли в нашу жизнь силу не созидающего, а разрушающего характера. При этом обесцениваются не только общечеловеческие ценности добра, совести, правдивости, долга, веры, чести, но и сам человек и его жизнь перестают быть ценностью.
В исследованиях современных ученых проблема духовно-нравственного воспитания рассмотрена в трудах: Ш. А. Амонашвили, Н. И. Болдырева,.
A.К. Бруднова, А. А Иващенко, В. Я Лыковой, Т. П. Петраковой, И. А. Соловцовой, В. П. Сергеевой, Е. А. Шестуна, Н. Е. Щурковой,.
B.Д. Шадрикова и др.
Несмотря на широкий интерес ученых к вопросам духовно-нравственного развития подростка, формирования ценностного в сознании, все же проблема становления ценностей как осознанных смыслов жизнедеятельности до сих пор остается недостаточно изученной.
Духовно-нравственное воспитание в сфере дополнительного образования — это сознательно осуществляемый процесс содействия активному нравственному, духовному и культурному росту личности школьника.
Сегодня существует множество точек зрения в отношении дополнительного образования детей. Работы А. Г. Асмолова, В. А. Березиной, В. А. Горского, В. П. Голованова, Е. Б. Евладовой, E.H. Медынского, H.A. Морозова, В. И. Слободчикова и многих других раскрывают существенные признаки, сущность и приоритетные идеи дополнительного образования детей.
Социально-педагогические условия воспитания подростков рассматриваются в исследованиях В. М. Басовой, В. Г. Бочаровой, A.B. Иванова, А. П. Качаловой, И. А. Липского, A.B. Мудрика, JT.E. Никитиной, E.H. Приступы, Г. Н. Штиновой и др., которые позволяют конкретизировать содержание общих задач социализации школьников в системе общего образования.
Как известно, подростковый возраст — это период интенсивного формирования духовно-нравственных ценностных ориентаций личности и создания предпосылок для появления смысла жизнив это время активизируется основа формирования мировоззрения молодого человека. Поэтому особую значимость и актуальность приобретает необходимость исследования проблемы организации духовно-нравственного воспитания подростков в системе дополнительного образования при определенных социально-педагогических условиях, содействующих процессу становления личности подростка. Неблагоприятной остается динамика развития таких социально опасных явлений, как наркомания, алкоголизм в подростковой среде. Основная социально-педагогическая задача в работе с подросткамисоциализировать их с учетом интересов и способностей.
Однако в настоящее время наряду с достаточно большим количеством научных психолого-педагогических исследований, посвященных вопросам духовно-нравственного воспитания учащихся вообще, и подростков в частности, ощутим дефицит работ, посвященных проблеме духовно-нравственного воспитания подростков в системе дополнительного образования при определенных социально-педагогических условиях.
Проведенный анализ научных исследований позволяет определить 5 существующие противоречия в организации духовно-нравственного воспитания подростков:
— между объективно растущей потребностью в развитии системы духовно-нравственного воспитания подростков и традиционной системой воспитания, ориентированной лишь на формирование частных инструментальных компонентов поведения подростков без акцентирования их на формирование духовности;
— между растущими потребностями духовно-нравственного воспитания подростков в системе дополнительного образования и недостаточной разработанностью научно-методического обеспечения и социально значимых условий организации процесса духовно-нравственного воспитания;
— между сложившимися представлениями о структуре и содержании духовно-нравственного воспитания и недостаточной разработанностью методик и технологий его реализации в социально-педагогических условиях системы дополнительного образования.
Преодоление названных противоречий обусловило выбор темы и проблему исследования: каковы социально-педагогические условия организации духовно-нравственного воспитания подростков в системе дополнительного образования.
Цель исследования: выявить, обосновать и экспериментально проверить социально-педагогические условия духовно-нравственного воспитания подростков в системе дополнительного образования.
Объект исследования: духовно-нравственное воспитание подростков в условиях общеобразовательного учреждения.
Предмет исследования: социально-педагогические условия организации духовно-нравственного воспитания подростков в системе дополнительного образования общеобразовательного учреждения.
На основе сформулированных цели, объекта и предмета определена гипотеза исследования: духовно-нравственное воспитание подростков будет эффективным при реализации следующих социально-педагогических условий: 6.
— внутренних (обеспечение самоопределения подростков, рефлексия духовно-нравственных ценностей, самореализация в совместной творческой благотворительной деятельности);
— внешних (организация содружества, сотворчества в разнообразных видах совместной социально-педагогической внеучебной деятельности, взаимодействие с родителями и субъектами социальной среды).
Разработана и внедрена социально-педагогическая модель, обосновывающая содержание духовно-нравственного воспитания подростков в системе дополнительного образования в условиях образовательного учреждения.
Для достижения поставленной цели и проверки гипотезы необходимо решить следующие задачи:
1. Проанализировать и выявить теоретико-методологические основы процесса духовно-нравственного воспитания подростков в системе дополнительного образования в условиях общеобразовательного учреждения.
2. Разработать и апробировать социально-педагогическую модель содержания духовно-нравственного воспитания подростков в системе дополнительного образования.
3. Определить критерии, показатели и уровни развития духовно-нравственного воспитания подростков в системе дополнительного образования.
4. Выявить и обосновать социально-педагогические условия процесса формирования качеств духовно-нравственного воспитания подростков в системе дополнительного образования в условиях общеобразовательного учреждения.
5. Разработать и апробировать учебно-методическое сопровождение и диагностический инструментарий по выявлению уровня духовно-нравственного воспитания в системе дополнительного образования.
Методологической основой исследования являются ведущие теоретические положения:
— на философском уровне: философское понимание противоречия как ис7 точника развития, а так же социологические, психологические и педагогические учения о духовности личности: Конфуция, И. Г. Песталоцци, Ж. Ж. Руссо, 3. Фрейда, Г. С. Сковороды, A.C. Аскольдова, А. И. Введенского, С. И. Гессена, A.A. Козлова, В. В. Розанова, A.C. Макаренко, JI.H. Толстого, В. В. Зеньковского, H.A. Добролюбова, Н. И. Пирогова, А. И. Ильина.
— на общенаучном уровне: анализ научных исследований, посвященных проблемам формирования нравственных качеств, аспектам духовно-нравственного воспитания в целом: Н. И. Болдырева, Н. К. Бородиной, В. А. Беляевой, Л. П. Буевой, В. В. Григораша, З. Н. Ивановой, В. Я. Лыковой, И. И. Макаровой, Т. И. Петраковой, В. А. Сластенина, А. Д. Солдатенкова, Е. А. Шестуна, а также монографии, сборники, пособия известных ученых Е. В. Бондаревской, В. А. Караковского, Л. Н. Новиковой, Н. Е. Щурковой.
— на частно-научном уровне: большой вклад в осмысление проблемы внесли работы христианских педагогов и ученых: М. И. Андреева, O.E. Кучеровой, Е. А. Новиковой, Н. М. Савченко и др.
Социально-педагогическая среда рассмотрена в исследованиях E.H. Богданова, В. Г. Бочаровой, В. Н. Гурова, Н. Б. Крыловой, В. А. Караковского, А. С. Макаренко, Ю. С. Мануйлова, М. И. Рожкова, Н. Л. Селивановой, E.H. Степанова и др.
Методологическими ориентирами исследования явились подходы: антропологический: H.A. Бердяев, И. А. Ильин, B.C. Соловьев,.
В.А. Сухомлинский, К. Д. Ушинский, П. А. Флоренский, К. Д. Циолковский и др.- деятельностный: М. Я. Басов, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн,.
A.B. Петровский и др.- компетентностный: К. А. Абульханова, В. М. Басова,.
A.A. Бодалева, С. Г. Вершловский, В. Г. Веселова, A.A. Дергач, И. А. Зимняя,.
Е.А. Климов, В. Ю. Кричевский, В. В. Краевский, Н. В. Кузьмина, А. К. Маркова и др.- индивидуально-творческий: E.H. Барышников, Р. У. Богданова,.
К.Н. Вентцель, Ю. А. Гагин, И. А. Колесникова, Л. М. Лузина, А. Маслоу,.
Г. Оллпорт, К. Роджерс и др., позволяющие раскрыть отдельные компоненты духовно-нравственного воспитания подростков в системе дополнительного 8 образования в условиях образовательного учреждения.
Теоретическую основу исследования составили труды о человеке, личности и индивидуальности Б. Г. Ананьева, Л. С. Выготского и др.- об основных ценностных ориентациях духовно-нравственного воспитания Б. Т. Лихачева, А. Ф. Лосева, В. Н. Полуниной, Э. Фромма и др.- о самораскрытии и самореализации личности в деятельности A.B. Брушлинского, В. И. Слободчикова и др.- о культуре как факторе духовно-нравственного развития личности Ю. К. Бабанского, Е. П. Белозерцевой, Г. Ю. Ксензовой, М. М. Поташника, И. А. Соловцовой и др.).
В ходе исследования для решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы были использованы следующие методы: анализ философских, психологических, педагогических трудов зарубежных и отечественных авторов по исследуемой проблемесравнительно-педагогический анализ опыта, синтез, сравнение, обобщение, конструирование, проектирование, моделирование, интерпретация полученной информациипрямое, косвенное и включенное наблюдениетестированиеанкетированиеинтервьюированиебеседа с педагогами, анализ продуктов творческой деятельности педагогов образовательного центра, ретроспектный анализ собственного опытаопытно-экспериментальная работаметоды статистической обработки данных педагогического эксперимента.
Экспериментальной базой исследования являлись учебные заведения:
ГОУ ЦО № 2006 ЮЗАО, ГОУ ЦО № 1883 ЮЗАО, ГОУ СОШ № 197 ЮЗАО,.
ГОУ СОШ № 626 им. Н. Сац г. Москвы, МОУ Всеволодовская средняя общеобразовательная школа № 42 Московской области. В исследовании приняли участие педагоги дополнительного образования — 68 человек. Была проведена выборка учащихся подросткового возраста, включенных в систему дополнительного образования (военно-патриотический клуб «Ратник», студия.
Русский фольклор", ансамбль блокфлейтистов «Вдохновение», этнографический музей «Колесо истории — вперед к истокам», историкопатриотический музей «Память»). Среди учащихся: КГ (контрольная группа) 9.
126 подростков, ЭГ (экспериментальная группа) — 127 подростков.
Представленные задачи и избранная теоретическая основа определили ход исследования, которое проводилось в три этапа.
На первом этапе (2007;2008 гг.) осуществлялся анализ философской, психологической, педагогической, методической литературы по исследуемой проблеме, изучались современные тенденции духовно-нравственного воспитания подростков и существующие противоречия в данном процессе, разрабатывались теоретические основы исследования, понятийный аппарат, проводилось констатирующее исследование уровня развития показателей духовнонравственного воспитания учащихся, анализировались его результаты, которые позволили определить направления социально-педагогического эксперимента.
На втором этапе (2008;2010 гг.) проводилась разработка содержания, структуры, критериев и показателей уровня духовно-нравственных качеств личности, создание и внедрение разработанной социально-педагогической модели духовно-нравственного воспитания подростков в системе дополнительного образования в социально-педагогических условиях общеобразовательного учреждения, отслеживалась динамика показателей уровня развитости качеств личности подростков, разрабатывалось методическое сопровождение духовно-нравственного воспитания подростков в системе дополнительного образования общеобразовательного учреждения, вносились коррективы в модель, формулировались предварительные выводы.
На третьем этапе (2010;2011гг.) осуществлялся анализ показателей духовно-нравственного воспитания подростков в системе дополнительного образования в условиях общеобразовательного учреждения, систематизация и уточнение результатов, их обобщение, осмысление и написаниеоформлялись практические материалы исследования, формулировались основные теоретические и практические выводы.
Научная новизна исследования заключается в том, что:
— уточнено понятие «духовно-нравственное воспитание подростков» в системе дополнительного образования как процесс целенаправленного,.
10 организованного самоопределения подростков в формировании нравственных ценностей, позиций, чувств, художественно-эстетического вкуса при условии содружества, сотворчества всех субъектов системы дополнительного образования;
— разработана и апробирована социально-педагогическая модель духовно-нравственного воспитания подростков в системе дополнительного образования в условиях общеобразовательного учреждения, включающая в себя цель, задачи, функции, подходы (антропологический, деятельностный, компетентностный, индивидуально-творческий), принципымеханизмы реализациикритерии, показатели и уровниконкретизированы методы и технологии социализации подростков в системе дополнительного образования;
— определены критерии духовно-нравственного воспитания подростков в социально-педагогических условиях общеобразовательного учреждения;
— обоснованы (внутренние и внешние) социально-педагогические условия (обеспечение самоопределения подростков, рефлексия духовно-нравственных ценностей, самореализация в совместной творческой благотворительной деятельностиорганизация содружества, сотворчества в разнообразных видах совместной социально-педагогической внеучебной деятельности, взаимодействие с родителями и субъектами социальной среды.
Теоретическая значимость исследования. Совокупность научных положений и идей, содержащихся в диссертации, дополняют и конкретизируют теорию и методику социального воспитания в разделе «духовно-нравственное воспитание» школьников. Научно разработанная социально-педагогическая модель дополняет содержание духовно-нравственного воспитания подростков в системе дополнительного образованияопределяет духовно-нравственное воспитание в процессе социального взаимодействия «учитель — подросток родитель». Рассмотренные научно-методические аспекты духовнонравственного воспитания вносят вклад в реализацию Федерального образовательного стандарта нового поколения. Использование научных и прикладных результатов существенно дополняет раздел социальной педагогики.
Социализация молодежи".
Теоретические положения исследования ориентируют на дальнейшее совершенствование процесса духовно-нравственного воспитания подростков в социально-педагогических условиях дополнительного образования школы.
Практическая значимость исследования определяется его направленностью на обоснование социально-педагогических условий для духовно-нравственного воспитания подростков в системе дополнительного образования в общеобразовательном учреждении.
Разработано и апробировано учебно-методическое сопровождение духовно-нравственного воспитания подростков в системе дополнительного образования — программа духовно-нравственного воспитания, включающая следующие блоки: студия «Русский фольклор», военно-патриотический клуб «Ратник», этнографический музей «Колесо истории — вперед к истокам», военно-патриотический музей «Память», которые могут быть использованы в работе педагогов дополнительного образования.
Разработан и апробирован диагностический инструментарий оценки уровня развития духовно-нравственного воспитания подростков в системе дополнительного образования в социально-педагогических условиях общеобразовательного учреждения, который может быть успешно применен педагогами образовательных учреждений любых уровней и типов.
Достоверность и обоснованность полученных результатов обеспечиваются методологией исследования, в полной мере соответствующей поставленным задачам исследованияиспользованием комплекса методов, адекватных цели, предмету и задачам создания социально-педагогических условий духовно-нравственного воспитания подростковтеоретической разработкой и экспериментальной проверкой этапов исследования в общеобразовательных заведенияхрезультатами количественного и качественного анализа экспериментальных данных, полученных в процессе научно-исследовательской работы, полностью подтверждающих выдвинутую гипотезу.
Личный вклад автора в исследовании состоит в: уточнении понятия «духовно-нравственное воспитание подростков в системе дополнительного образования" — разработке программы дополнительного образованияразработке диагностического инструментария оценки уровня развития духовно-нравственного воспитания подростков в системе дополнительного образования.
Разработанная и апробированная социально-педагогическая модель развития духовно-нравственного воспитания подростков в системе дополнительного образовании представляет определенную ценность для работы любой общеобразовательной школы, а также для управления системой дополнительного образования школьников.
Разработанные анкеты и методики определения уровня духовно-нравственного воспитания подростков являются не только базой для мониторинга по выявлению уровня их развития, но и основой для постоянного самосовершенствования педагогов, обогащения их профессиональных компетенций, инновационной педагогической деятельности.
Основные положения и результаты исследования, выносимые на защиту:
1. Систематизация рассмотренных положений и идей, позволила уточнить понятие «Духовно-нравственное воспитание подростков» в системе дополнительного образования как процесс целенаправленного, организованного самоопределения подростков в формировании нравственных ценностей, позиций, чувств, художественно-эстетического вкуса при условии содружества, сотворчества всех субъектов системы дополнительного образования.
2. Социально-педагогическая модель в системе дополнительного образования представляет собой систему, состоящую из следующих компонентов (целевого, диагностического, процессуального, креативного и результативного).
Разработано содержание программы дополнительного образования по блокам (клуб «Ратник», студия «Русский фольклор», студия «Вдохновение», этнографический музей «Колесо истории — вперед к истокам», военно.
13 патриотический музей «Память»), позволяющее улучшить эффективность духовно-нравственного воспитания подростков.
Определены наиболее эффективные механизмы реализации социально-педагогической модели духовно-нравственного воспитания подростков в системе дополнительного образования школы формы (студии, секции, клубы, объединения) — методы (индивидуальная и групповая работа, педагогические ситуации, театрализация, рассказ, беседа) — технологии (проектирование, прогнозирование, моделирование, исследование, деловые игры) — средства (выставки, экспозиции, художественное слово, материалы для творческой деятельности).
3. Критериями выступают: духовно-нравственные ценности, показатели: совесть, долг, вера, ответственность, правдивость, волядуховно-нравственная позиция, показатели: стремление к самореализации, способность к различению добра и зла, проявлению любви к себе и близким людям, готовность к преодолению жизненных испытанийгражданско-патриотические чувства, показатели: гражданственность, патриотизм, ответственность за родину, чувство национального достоинства, гордости за свою малую Родину, за свою странухудожественно-эстетического вкус, показатели: формирование эстетических вкусов, духовной культуры, творческих способностей.
4. Социально-педагогическими условиями духовно-нравственного воспитания подростков в системе дополнительного образования являются:
— внутренние (обеспечение самоопределения подростков, рефлексия духовно-нравственных ценностей, самореализация в совместной творческой благотворительной деятельности);
— внешние: (организация содружества, сотворчества в разнообразных видах совместной социально-педагогической внеучебной деятельности, взаимодействие с родителями и субъектами социальной среды).
5. Разработанные и апробированные учебно-методическое сопровождение и диагностический инструментарий способствуют созданию социально-педагогических условий, направленных на взаимодействие учителя, ученика и родителя.
Апробация результатов исследования осуществлялась на международных, всероссийских, городских научно-практических конференциях, семинарах, круглых столах, профессиональных конкурсах (2007;2011 гг.). Основные теоретические положения и практические результаты исследования обсуждались на научно-практических конференциях «Современное гуманитарное образование в социокультурных условиях столичного мегаполиса» (2007;2009 гг.) — на Московской городской научно-практической конференции «Научный поиск в воспитании: методика, технология, практика» (2008 г., март) — на II международной научно-практической конференции «Научный поиск в воспитании: парадигмы, стратегии, практика» (2009 г., март) — на городской научно-практической конференции «Повышение качества профессиональной компетентности педагогов в духовно-нравственном и гражданском становлении личности школьников: поиски, находки, перспективы» (2009 г., август) — на городской научно-практической конференции «Современные проблемы воспитания: концептуальные основы и опыт реализации» (результаты исследования представлены в виде презентации «Духовно-нравственное воспитание школьников средствами художественной культуры как одно из направлений повышения качества воспитания» — (2009 г., сентябрь) — на городской научно-практической конференции «Духовно-нравственный потенциал слова в непрерывном образовательном пространстве современной школы» (2010 г., январь) — на V международной научно-практической конференции «Педагогические технологии формирования креативной компетентности детей и взрослых в системе непрерывного образования» (презентация «Воспитание творческой личности школьника» — 2010 г., март) — на городском семинаре «Проектирование инновационных технологий в образовательных учреждениях» (презентация-выступление «Проектирование воспитательного процесса в дополнительном образовании» — 2010 г.) — на III международной научно-практической конференции «Научный поиск в воспитании: парадигмы, стратегии, практика» (2011 г., март).
Основные результаты нашли отражение в 17 публикациях по теме работы.