Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Формирование ценностного отношения к здоровому образу жизни у студентов педагогических специальностей университета

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Проблема сохранения здоровья студенческой молодежи стала не только медицинской, но и педагогической, так как наряду с объективными причинами неблагополучия (снижение качества жизни, ухудшение экологической обстановки) необходимо выделить и педагогические аспекты: недостаточную информированность о решающей роли здорового стиля жизни человека в сохранении и укреплении его здоровья… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Ценностное отношение студентов к здоровому образу жизни как педагогическая проблема
    • 1. 1. Феномен здорового образа жизни в психолого-педагогической литературе
    • 1. 2. Содержание ценностного отношения студентов к здоровому образу жизни
    • 1. 3. Модель формирования ценностного отношения у студентов к здоровому образу жизни
  • Глава 2. Педагогические условия формирования ценностного отношения к здоровому образу жизни у студентов
    • 2. 1. Диагностика сформированности ценностного отношения к здоровому образу жизни у студентов университета
    • 2. 2. Организация жизнедеятельности студентов на основе ценностного отношения к своему здоровью
    • 2. 3. Динамика сформированности ценностного отношения к здоровому образу жизни у студентов

Формирование ценностного отношения к здоровому образу жизни у студентов педагогических специальностей университета (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Выдвижение проблемы укрепления здоровья молодого поколения в число приоритетных задач социального и экономического развития нашей страны обусловливает актуальность теоретической и практической ее разработки. Задачи сохранения, укрепления и развития здоровья, подрастающего поколения и молодежи, воспитания ценностей здорового образа жизни и сознательного отношения к нему нашли свое отражение в нормативных документах: Законе РФ «Об образовании», Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года, «Конвенции охраны здоровья населения РФ», Законе «Об охране окружающей среды», Федеральном законе «О физической культуре и спорте в Российской Федерации», «Конвенции развития здравоохранения и медицинской науки в РФ», Законе «О физической культуре и спорте в Рязанской области».

Основная цель политики государства в соответствии с концепцией развития физической культуры и спорта в Российской Федерации, состоит в оздоровлении нации формировании здорового образа жизни населения, гармоничном развитии физически крепкого поколения.

Вместе с тем в последние годы в России наблюдается устойчивая тенденция ухудшения состояния здоровья молодых людей, хотя государство и ориентирует педагогический персонал учебных заведений на организацию здоровьесохраняющей среды и использование оздоровительных технологий. В современной теории и практике вузовского физического воспитания приоритет по-прежнему отдается, прежде всего, формированию двигательных компонентов и физических качеств обучаемых. В ряду основных характеристик молодого специалиста, позволяющих судить о сформирован-ности его как будущего профессионала, находятся также и культура здоровья, мотивы и ценности здорового образа жизни, уровень здоровьеориен-тированной направленности личности.

Проблема сохранения здоровья студенческой молодежи стала не только медицинской, но и педагогической, так как наряду с объективными причинами неблагополучия (снижение качества жизни, ухудшение экологической обстановки) необходимо выделить и педагогические аспекты: недостаточную информированность о решающей роли здорового стиля жизни человека в сохранении и укреплении его здоровья, несформированность положительного отношения к здоровому образу жизни у значительной части молодых людей. Сегодня физическая культура и спорт — общепризнанные материальные и духовные ценности общества в целом и каждого человека в отдельности. Следовательно, формирование ценностного отношения личности к здоровому образу жизни является важнейшим направлением педагогической науки и практики, без чего невозможно повысить уровень культуры и здоровья студентов.

Результатом активных поисков педагогов-исследователей конца XX века стала разработка концептуальных основ укрепления здоровья на всех этапах обучения и воспитания молодежи. Однако в этих исследованиях в полной мере не представлен ценностный (аксиологический) подход к проблеме формирования здорового образа жизни у студентов университетов. В целом ряде философских и психолого-педагогических исследований были предприняты попытки осмыслить природу ценностей в жизни человека и его профессиональном становлении (К.А. Абульханова-Славская, В. П. Бездухов, В. А. Беляева, Н. А. Бердяев, Е. В. Бондаревская, О. Г Дробницкий, А. Г. Здравомыслов, В. П. Зинченко, М. С. Каган,.

A.Н. Леонтьев, Б. Т. Лихачев, А. Маслоу, В. Н. Мясищев, Н. Д. Никандров, З. И. Равкин, P.M. Рогова, А. А. Романов, С. Л. Рубинштейн, В. В. Сериков,.

B.А. Сластенин и др.). Проблема отношения личности к ценностям физической культуры рассматривается в работах В. А. Ананьева, В. А. Беляевой, О. С. Васильевой, М. Я. Виленского, В. Г. Воронцовой, В. В. Колбанова, В. А. Петькова, А. Н. Пиянзина, В. В. Черняева и др.

Анализ научных исследований в области формирования ценностных отношений к здоровому образу жизни свидетельствует, что многие аспекты этого процесса изучены также недостаточно. Так, например, отсутствует единый подход к диагностике уровня сформированности ценностных отношений к здоровому образу жизни у студентов высшей школы. Однако, несмотря на имеющиеся исследования проблемы ценностей в педагогике, в массовой практике работы университетов проблема формирования ценностного отношения студентов к здоровому образу жизни не имеет достаточного воплощения.

Проблемное поле исследования возникает при рассмотрении ряда противоречий:

— между осознанием социальной значимости здорового образа жизни в профессионально-личностном развитии студентов и уровнем теоретической разработки этой проблемы в психолого-педагогической литературе;

— между потребностью формирования у студентов ценностного отношения к здоровому образу жизни как необходимой составляющей полноценной жизнедеятельности человека, личностной ценности и педагогической компетенции и недостаточной технологической разработанностью формирования этого отношения в теории и практике вузовской педагогики.

Наше видение состояния указанных противоречий определяет проблему исследования: какие педагогические условия могут обеспечить формирование ценностного отношения студентов к здоровому образу жизни в процессе обучения в университете.

Недостаточная разработанность указанной проблемы и ее практическая значимость в учебно-воспитательном процессе университета определили тему диссертационного исследования: «Формирование ценностного отношения к здоровому образу жизни у студентов педагогических специальностей университета».

Цель исследования: заключается в научном обосновании педагогических условий эффективного формирования ценностного отношения студентов к здоровому образу жизни.

Объект исследования: процесс учебно-воспитательной работы университета, направленный на формирование здорового образа жизни студентов.

Предмет исследования: условия формирования ценностного отношения студентов педагогических специальностей к здоровому образу жизни.

Гипотеза исследования: формирование ценностного отношения студентов к здоровому образу жизни будет осуществляться более эффективно, если: определено содержание и структура формирования ценностного отношения студентов к здоровому образу жизни в учебно-воспитательном процессе университетаобеспечено поэтапное вхождение студентов в систему ценностного отношения к своему здоровью и активной жизнив основу организации учебного процесса положена разработанная модель формирования ценностного отношения студентов к здоровому образу жизнисозданы педагогические условия для успешного формирования ценностного отношения студентов к здоровому образу жизни.

Исходя из проблемы, цели, объекта, предмета и гипотезы, были определены следующие задачи исследования:

1. Определить содержательные характеристики ценностного отношения студентов к здоровому образу жизни.

2. Выявить состояние уровней развития ценностных отношений студентов к здоровому образу жизни.

3. Разработать и апробировать модель формирования ценностного отношения к здоровому образу жизни студентов университета.

4. Выявить и обосновать педагогические условия формирования ценностного отношения к здоровому образу жизни студентов университета.

5. Представить динамику сформированности ценностного отношения к здоровому образу жизни у студентов педагогических специальностей в ходе педагогического эксперимента.

Методологической и теоретической основой исследования являются философские и педагогические концепции, обосновывающие социальную, психическую, духовную сущность человека как субъекта общественных отношенийобщенаучные принципы системности, детерминизма, развития, единства сознания и деятельности, субъективного и объективного, социального и биологическогометодологические подходы: аксиологический, антропологический, деятельностныйидеи гуманизации педагогического процесса и личностно ориентированного образования.

При решении выдвинутой проблемы мы опирались на идеи, содержащиеся в трудах ученых, разрабатывающих основы теории и методики физического воспитания, культуры здорового образа жизни (Н.М. Амосов,.

B.А. Ананьев, В. К. Бальсевич, Э. Н. Вайнер, М. Я. Виленский, П.Ф. Лес-гафт, А. С. Макаренко, С. Т. Шацкий и др.).

Для реализации поставленных задач и проверки гипотезы был использован комплекс теоретических и эмпирических методов исследования: анализ, анкетирование, беседа, диагностика, интерпретация, моделирование, наблюдение, обобщение, педагогический эксперимент, синтез, систематизация, сравнение, тестирование.

Опытно-экспериментальная база исследования. Исследование проводилось на базе Рязанского государственного университета имени.

C.А. Есенина. В исследовании было задействовано 318 студентов физико-математического факультета и факультета педагогики и психологии.

Основные этапы исследования. Исследование проводилось с 2002 по 2008 год и включало в себя несколько этапов:

Первый этап — проблемно-поисковый (2002;2003) — включал процесс изучение философской, социологической, психолого-педагогической литературы по проблеме исследования. Выявлено проблемное поле исследования, сформулированы его цель и задачи, выдвинута гипотеза, сформирован понятийный аппарат, определен методический инструментарий.

Второй этап — экспериментальный (2003;2007) — характеризовался уточнением рабочей гипотезы, цели и задач исследования, подготовкой и проведением констатирующего и формирующего экспериментов, апробацией модели, осмыслением и публикацией результатов работы. Была разработана авторская программа «Педагогика здоровья», направленная на формирование у студентов ценностного отношения к здоровому образу жизни.

Третий этап — обобщающий (2007;2008) — завершен эксперимент, анализ, систематизация и обобщение полученных материалов, сформулированы выводы, описаны результаты, которые были апробированы через выступления и публикациизавершено оформление диссертации.

Научная новизна исследования:

— дополнен и конкретизирован понятийный аппарат исследования: «ценностное отношение студентов к здоровому образу жизни" — «формирование у студентов университета ценностного отношения к здоровому образу жизни»;

— разработана модель формирования у студентов ценностного отношения к здоровому образу жизни;

— выявлены критерии и уровни формирования у студентов ценностного отношения к здоровому образу жизни;

— определены и научно обоснованы педагогические условия, обеспечивающие эффективное формирование у студентов ценностного отношения к здоровому образу жизни;

— разработана программа спецкурса «Педагогика здоровья».

Теоретическая значимость исследования состоит в следующем: раскрыта сущность педагогических условий, способствующих наиболее эффективному процессу формирования ценностного отношения к здоровому образу жизни у студентов университетапредставлена динамика формирования у студентов ценностного отношения к здоровому образу жизни на основе комплексного, уровневого и сравнительного анализа аффективного, когнитивного и поведенческого компонентов рассматриваемого явлениядоказательно обоснована эффективность формирования ценностного отношения к здоровому образу жизни у студентов университета с позиций аксиологического подхода.

Практическая значимость исследования: созданы теоретическая и эмпирическая модели формирования у студентов ценностного отношения к здоровому образу жизниразработана программа «Педагогика здоровья», направленная на оптимизацию формирования здорового образа жизни у студентов университетапредложена педагогическая технология формирования у студентов ценностного отношения к здоровому образу жизни для использования применения в образовательных учреждениях разного уровня и системе повышения квалификации педагогических работников.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. В учебно-воспитательном процессе современного университета необходимо оптимизировать систему работы по формированию у студентов здорового образа жизни как личностной ценности и педагогической компетенции, без которых невозможна успешная профессиональная самореализация.

Проблема воспитания здорового поколения требует от педагогов расширения информированности студенческой молодежи о роли здоровья в жизни человека и целенаправленного формирования у всех студентов ценностного отношения к здоровому образу жизни.

2. Ценностное отношение к здоровому образу жизни как результат целенаправленного и многоаспектного процесса формирования у студентов университета знаний о здоровом образе жизни, умений и навыков его соблюдения, воспитания чувства ответственности за собственную жизнь и здоровье отражены в теоретической модели, структура которой представляет собой совокупность цели и результата, принципов, содержания, компонентов (аксиологический, аффективный, когнитивный, конативный), педагогических условий, этапов деятельности.

При формировании ценностного отношения студентов к здоровому образу жизни наибольшую трудность представляет реализация в учебно-воспитательном процессе университета комплекса обязательных педагогических условий (обеспечение личностно ориентированного подхода и опоры на жизненный опыт здоровьесбережения самих студентовмониторинг занятий физической культурой студентовинтеграция учебной и внеучеб-ной деятельностипропаганда здорового образа жизни и предупреждение выработки вредных привычекпереход воспитания в самовоспитание и.

ДР-).

3. Разработанная теоретическая модель нашла технологическое воплощение в программе авторского экспериментального учебного курса «Педагогика здоровья», успешно апробированного в системе оздоровительной работы университета.

Диагностика результативности учебно-воспитательной работы наиболее эффективна при оценке и анализе количественных и качественных изменений аффективного, когнитивного и поведенческого компонентов формирования ценностного отношения к здоровому образу жизни у студентов.

Достоверность научных результатов исследования обеспечена исходными методологическими позициями, их целостностью и соответствием поставленной проблемесочетанием количественного и качественного анализа материалов исследованиярепрезентативностью исследовательской выборкикорректностью математической обработки полученных результатоввозможностью повторения экспериментальных данных.

Апробация результатов исследования проводилась в процессе экспериментальной работы на базе Рязанского государственного университета имени С. А. Есенина: материалы исследования были представлены для обсуждения на заседаниях кафедры физического воспитания (20 052 008), кафедры общей педагогики и технологий дошкольного и начального образования РГУ имени С. А. Есенина (2007;2008), основные положения и результаты исследования докладывались на ежегодных научно-практических и научно-теоретических конференциях преподавателей, аспирантов, студентов в РГУ имени С. А. Есенина (2003;2008), на международной научной конференции «Педагогика и психология как ресурс развития современного общества» (Рязань, 2007), на всероссийских, межрегиональных и межвузовских научных конференциях (Рязань, 2003;2007) — а также в процессе внедрения в педагогическую практику учебных заведений методических рекомендаций и программы «Педагогика здоровья».

Структура диссертации соответствует логике научного исследования и состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы из 207 наименований. Работа содержит 9 таблиц, 13 диаграмм и 5 приложений.

Выводы о стартовом уровне сформированности когнитивного компонента ценностного отношения к здоровому образу жизни у будущего педагога позволил сделать качественный анализ сочинений студентов на тему «Мое представление о здоровом образе жизни». Приведем примеры: «Здоровый образ жизни — это прежде всего самодисциплина, самоанализ, самоконтроль. Человек должен отдавать себе отчет о своих положительных и отрицательных качествах с тем, чтобы знать, в каком направлении развиваться (Света JL, факультет педагогики и психологии) — «Здоровый образ жизни — это не просто красивое сочетание слов, а долгий, сложный и упорный труд, который необходимо совершенствовать с годами» (Сергей А., физико-математический факультет) (Приложение 2).

При анализе ответов на вопросы анкеты был выделен ряд составляющих здорового образа жизни, характеризующих с точки зрения испытуемых данный феномен. Испытуемые указывали на такие аспекты здорового образа жизни, как занятие спортом, отсутствие пристрастия к алкоголю и наркотикам, осмысленная жизнь, общение с природой, положительное отношение к себе, гармоничные отношения в семье.

У студентов факультета педагогики и психологии составляющие здорового образа жизни образуют следующую последовательность:

1) отсутствие пристрастия к алкоголю и наркотикам;

2) отсутствие привычки к курению;

3) занятие спортом;

4) общение с природой;

5) закаливание;

6) правильное питание;

7) режим дня, осмысленная жизнь.

У студентов физико-математического факультета составляющие здорового образа жизни расположены в следующем порядке:

1) занятия спортом;

2) отсутствие пристрастия к алкоголю и наркотикам;

3) отсутствие привычки к курению;

4) правильное питание;

5) режим дня, осмысленная жизнь;

6) общение с природой;

7) закаливание.

Для определения и оценки стартового уровня знаний о здоровом образе жизни, степени активности в высказывании ценностных суждений о его компонентах нами был использован диагностический тест «Недопи-санный тезис», в котором респонденту предлагалось завершить фразу, содержание которой выражало бы непосредственное отношение к здоровому образу жизни, например, фразы: «Рациональное питание — это.», «Двигательная активность — это.», «Закаливание организма человекаэто .» и др. В итоге ответы расположились следующим образом:

1) 87,8% респондентов не проявили активности в высказывании ценностных суждений о структурных элементах здорового образа жизни (давали краткое, повествовательное описание процесса или явления, не указывая на его значение для здоровья человека);

2) 12,2% респондентов проявили активность в высказываниях ценностных суждений о структурных компонентах здорового образа жизни наряду с описанием процесса или явления, отмечали его значение для здоровья и жизни человека).

Анализ сочинений и тестов «Недописанный тезис», таким образом, выявил низкий уровень знаний о здоровом образе жизни у подавляющего большинства испытуемых, соответствующий обыденному сознанию. Это позволяет говорить о низком уровне физкультурной грамотности студентов, отражающем когнитивный компонент ценностного отношения к здоровому образу жизни. Отсутствие научных знаний о здоровом образе жизни подтверждает еще и тот факт, что высказывались суждения примитивным языком, а не языком науки, обладающим специфической терминологией.

Для определения стартового уровня сформированности поведенческого компонента, который составляют правила и нормы ведения здорового образа жизни, главным диагностическим методом было выбрано анкетирование, основанное на самооценке студентов своего образа жизни. В результате анкетирования выявлено, что 62,0% студентов имеют отдельные недостатки в образе жизни, влияющие на здоровье, у 28,0% студентов образ жизни сокращает продолжительность самой жизни.

К факторам, не позволяющим назвать свой образ жизни здоровым, студентами были отнесены следующие: нерациональное питание, малоподвижный образ жизни, курение, употребление алкоголя. Правильно организованное питание отметили только 13,0% студентов, 33,0% опрошенных не всегда соблюдают режим питания, а 52,0% респондентов постоянно питались неправильно. Несколько лучше обстояло дело в отношении физической активности: в хорошей физической форме и достаточно физически активными оказались 62,0% студентов и у 38,0% опрошенных физическое состояние диктует необходимость больше заниматься физическими упражнениями.

Анализируя ответы на вопросы анкеты «Отношение к курению», мы установили, что 66,0% респондентов пробовали курить в возрасте от 7 до 17 лет, курят на момент опроса 34,0% студентов, из которых 80,6% -девушки в возрасте 18 лет. Более половины (54,0%) отметили ухудшение здоровья, которое связывают с началом курения. В ответах на вопросы анкеты «Мотивы употребления алкоголя» все студенты подтвердили факт употребления ими спиртных напитков. Основными мотивами этого они назвали: для веселья в праздники (37,0%), семейные события (45,0%), от скуки (5,0%), за компанию (3,0%), неудобно отказаться (8,0%).

Достоверность результатов анкетирования (в отношении к курению и алкоголю) мы считаем максимальной, так как опрос проводился анонимно, что давало нам право рассчитывать на искренность в ответах на вопросы анкеты.

Резюмируя данные о проявлении поведенческого компонента у студентов университета на диагностическом этапе исследования, можем сделать вывод о том, что респонденты демонстрировали в данный период крайне низкий уровень сформированности названного компонента ценностного отношения к здоровому образу жизни.

Подводя итог диагностическим процедурам, проводимым на начальном этапе экспериментальной работы, опираясь на полученные результаты, мы считаем, что для сформированности ценностного отношения у студентов к здоровому образу жизни характерны следующие показатели: а) низкий уровень активности в высказывании ценностных суждений о здоровом образе жизни и его компонентахб) низкий уровень предпочтения здорового образа жизни в иерархии терминальных ценностейв) низкий уровень знаний о здоровом образе жизни (на уровне обыденного сознания), умений и навыков его организацииг) низкий уровень поведенческих реакций в сфере здравотворчества (наличие серьезных погрешностей в соблюдении правил и норм здоровой жизнедеятельности).

При оценке сформированности знаний о здоровом образе жизни нами применялись критерии их полноты, осознанности и действенности. На основании названных критериев выделяем три уровня сформированности знаний о здоровом образе жизни: высокий (таблица 3), средний (таблица 4) и низкий (таблица 5).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

По результатам диссертационной работы можно заключить, что цель исследования достигнута, задачи решены, гипотеза подтвердилась, в диссертации рассмотрен процесс формирования здорового образа жизни студентов университета в контексте концепции развития физической культуры и спорта в Российской Федерации, ориентированной на оздоровление нации, формирование здорового образа жизни населения, гармоничное воспитание здорового, физически крепкого поколения. Полученные материалы нашли выражение в следующих выводах:

1. В последние годы в России наблюдается устойчивая тенденция ухудшения состояния здоровья молодых людей, хотя правительство ориентирует педагогический персонал учебных заведений на организацию здоровьесохраняющей среды и использование оздоровительных технологий. В современной теории и практике вузовского физического воспитания приоритет отдается формированию только лишь двигательных компонентов и физических качеств обучаемых. Вместе с тем в ряду основных характеристик молодого специалиста, позволяющих судить о сформированности его личности как будущего профессионала, находятся культура здоровья, мотивы и ценности здорового образа жизни, уровень здоровьеориентированной направленности личности.

Проблема сохранения здоровья студенческой молодежи стала не только медицинской, но и педагогической, так как наряду с объективными причинами неблагополучия (снижение качества жизни, ухудшение экологической обстановки) необходимо выделить и педагогические аспекты: недостаточную информированность о решающей роли здорового стиля жизни человека в сохранении и укреплении его здоровья, несформирова-ность осознанного положительного отношение к здоровому образу жизни. Сегодня нет ни одной сферы человеческой деятельности, не связанной с физической культурой, поскольку физическая культура и спорт — общепризнанные материальные и духовные ценности общества в целом и каждого человека в отдельности. Следовательно, формирование ценностных отношений личности к здоровому образу жизни является одним из важнейших вопросов педагогической науки и практики, без решения которого невозможно повысить уровень культуры и здоровья студентов.

Анализ психолого-педагогической литературы современного состояния формирования здорового образа жизни студенческой молодежи подтвердили актуальность проведенного исследования, направленного на определение педагогических условий формирования ценностного отношения к здоровому образу жизни у студентов университета, в частности, будущих педагогов.

2. Процесс формирования ценностного отношения к здоровому образу жизни у будущих педагогов, как одной из воспитательных ценностей учебно-воспитательного процесса вуза представляет собой целенаправленное и управляемое взаимодействие преподавателя вуза и студента, предполагающего интеграцию аксиологического, когнитивного, эмоционального и поведенческого компонентов. Основной целью его является содействие в подготовке студентов к предстоящей профессионально-педагогической деятельности, направленной на пропаганду здорового образа жизни среди учащихся. Ценностное отношение к здоровому образу жизни определяется как результат целенаправленного и многоаспектного процесса формирования у студентов университета знаний о здоровом образе жизни, умений и навыков его соблюдения, воспитания чувства ответственности за собственную жизнь и здоровье, необходимые будущим учителям для успешной самореализации в предстоящей профессионально-педагогической деятельности.

3. Теоретическая модель формирования ценностного отношения студентов к здоровому образу жизни, разработанная автором и обоснованная в диссертации, отражает цель, принципы, содержание и педагогические условия, этапы деятельности, которые приводят к итоговому результату. Центральное место в структуре модели занимают педагогические условия, обеспечивающие решение проблемы: аксиологическое целеполагание, личностно ориентированный подход, опора на опыт студента в поддержании собственного здоровья, интеграция учебной и внеучебной деятельности, мониторинг занятий физической культурой и пропаганда здорового образа жизни, система мер по предупреждению вредных привычек, переход воспитания в самовоспитание.

4. Технологическое воплощение рассмотренная теоретическая модель нашла в программе авторского учебного курса «Педагогика здоровья», реализованного в системе учебно-воспитательной работы РГУ имени С. А. Есенина при формировании ценностного отношения к здоровому образу жизни будущих педагогов. В процессе реализации учебного курса «Педагогика здоровья» были апробированы методики формирования установок на здоровый образ жизни в студенческой среде, индивидуальные программы и «Паспорт здоровья», позволяющий отслеживать динамику изменения показателей физических качеств студента.

5. Диагностика качественных и количественных изменений в процессе формирования у студентов ценностного отношения к здоровому образу жизни наиболее эффективна при использовании комплексного, уровневого и сравнительного анализа аффективного, когнитивного и поведенческого компонентов рассматриваемого явления.

Контрольный эксперимент показал значительную положительную динамику изменений показателей по всем компонентам, включая интегральный показатель сформированности ценностного отношения к здоровому образу жизни у студентов контрольной и экспериментальной групп. Количество студентов с низким уровнем анализируемого явления снизилось на 22,2%, со средним уровнем увеличилось на 6,4%, с высокимвозросло на 13, 8%, что позволяет считать авторскую модель достаточно эффективной для ценностного отношения к здоровому образу жизни у студентов современного вуза.

6. Полученные данные исследовательской работы дают основание утверждать, что образовательный и внеучебный процесс, ориентированный на формирование ценностного отношения к здоровому образу жизни у студентов университета, является результативным, если он строится в соответствии с выделенными в работе педагогическими условиями и разработанной авторской программой.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Аксиологические аспекты историко-педагогического обоснования стратегии развития отечественного образования Текст. / под ред. 3. И. Равки-на.- М., 1994.-280 с.
  2. Аксиологические национальные приоритеты образования и воспитания Текст.: материалы 13-й сессии научного совета по проблемам истории образования и педагогической науки / под ред. 3. И. Равкина- ИТОП РАО. -М.- 1997.-370 с.
  3. Аксиологические приоритеты в сфере образования и воспитания (история и современность) Текст. / под ред. 3. И. Равкина- ИТОП РАО. М.- 1997. —370 с.
  4. , А. Г. Ценностные ориентации личности и проблемы формирования Текст. / А. Г. Алексеева. М., 1986. — 61с.
  5. , Ш. А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса Текст. / Ш. А. Амонашвили. Минск: Университетское, 1990. — 560 с.
  6. , Н. М. Раздумья о здоровье Текст. / Н. М. Амосов. 3-е изд. -М.: Физкультура и спорт, 1987. — 64 с.
  7. , В. А. Концептуальные основы учебной программы «Психология здоровья» Текст. / В. А. Ананьев. СПб., 1966. — С. 16−17.
  8. , Б. Р. О проблемах современного человекоповедения Текст. / Б. Р. Ананьев. М.: Изд-во Наука, 1977. — 384 с.
  9. , В. А. Психогигиенические и психопрофилактические основы здорового образа жизни Текст. / В. А. Ананьев // Здоровый образ жизни: сб. науч. трудов. Л., 1988. — С. 85−111.
  10. , Г. Н. Социальная психология Текст.: учебник для высших учебных заведений / Г. Н. Андреева. М.: Аспект Пресс, 2000. — 376 с.
  11. Антология педагогической мысли России первой половины XIX в. (до реформы 60-х гг.) Текст. / сост. П. А. Лебедев. М.: Педагогика, 1987. -560 с.
  12. , М. А. Физическая культура и советский образ жизни Текст. / М. А. Арвисто, М. X. Тима, А. С. Чесноков. М.: ФиС, 1982. — 238 с.
  13. , В. И. Человек и мир культуры. Введение в культурологию Текст. /В. И. Арнольдов. М., 1992. -237с.
  14. , Е. И. Философско-педагогические основы развития духовной культуры учителя Текст.: дис. доктора пед. наук / Е. И. Артамонова. М., 2000 — 656 с.
  15. , Л. М. Ценностные ориентации и нравственное развитие личности Текст. / Л. М. Архангельский. М., 1987. — 115 с.
  16. , Л. М. Моральные ценности и современность Текст.
  17. Л. М. Архангельский // Вопросы философии. 1983. — № 11. — С. 88−93.
  18. , С. И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы Текст. / С. И. Архангельский. М., 1980. — 368 с.
  19. , Л. В. Букварь здоровья Текст. / Л. В. Баль, В. В. Ветрова. М. ВЛАДОС-ПРЕСС, 2001. — 62 с.
  20. , В. К. Концепция альтернативных форм организации воспитания детей и молодежи Текст. / В. К. Бальсевич // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. — 1996. — № 1. С. 23−25.
  21. , В. К. Физическая культура: молодежь и современность Текст. / В. К. Бальсевич, Л. И. Лубышева // Теория и практика физической культуры. -1995.-№ 4.- С. 2−7.
  22. , В. П. Формирование гуманистической направленности студента — будущего учителя как социально-педагогическая проблема Текст.: автореф. дис. доктора, пед. наук / В. П. Бездухов- Ин-т ОВ РАО, -СПб.: 1995.-32 с.
  23. , В. П. Ценностный подход к формированию педагогической направленности студента будущего учителя Текст. / В. П. Бездухов,
  24. А. В. Бездухова. Самара: Изд-во СамГПУ, 2000. — 185 с.
  25. , А. С. Витагенное образование. Голографический подход Текст. / А. С. Белкин, Н. К. Жукова. Екатеринбург, 1999. — 135 с.
  26. , А. С. Основы возрастной педагогики Текст.: учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / А. С. Белкин. -М.: Академия, 2000. 192 с.
  27. , В. А. Духовно-нравственное становление и развитие личности учителя в контексте светской и православной педагогической культуры Текст.: монография / В. А. Беляева- Рязань -РОИРО- 1998. 135с.
  28. , В. А. Самовоспитание социальнозначимых качеств личности будущего учителя Текст. / В. А. Беляева // Воспитание социально-активной личности: история, теория, практика. Рязань, 1990. — С. 116−119.
  29. , В. П. Слагаемые педагогической технологии Текст. / В. П. Бес-палько. -М.: Педагогика, 1989. -190 с.
  30. , М. Н. Состояние и перспективы гуманизации образования Текст. /М. Н. Берулава//Педагогика.- 1991. № 1.-С. 9−11.
  31. , П. П Избранные педагогические и психологические сочинения Текст.: в 10 т.-Т. 1 / П П Блонский- под ред. А. В. Петровского.-М.: Педагогика, 1979.-304 с.
  32. , Е. В. Гуманистическая парадигма личностно-ориентированного образования Текст. / Е. В. Бондаревская //Педагогика -1997. -№ 4.- С. 11−17.
  33. , Е. В. Ценностные основания личностно-ориентированного воспитания Текст. / Е. В. Бондаревская //Педагогика.-1995.-№ 4.-С. 18−20.
  34. , И. И. Проблема обучения человека здоровью Текст.
  35. И. И. Брехман // Валеология: диагностика, средства и практика обеспечения здоровья. Вып. 2. — Владивосток, 1995. — С. 4049.
  36. , А. М. Эволюция ценностей высшего педагогического образования: историко-теоретический аспект Текст. / А. М. Бульнин- ИОО МОПОРФ. М.- 1998. — 266 с.
  37. , М. С. Аксиологические аспекты научных теорий Текст. / М. С. Бургин, В. И. Кузнецов- ПГПИ, — Киев: 1991. 179 с.
  38. , Э. Н. Введение в валеологию Текст.: методическое пособие для студентов / Э. Н. Вайнер- ЛГПИ, — Липецк- 1999. 95 с.
  39. , Э. Н. Рациональная организация жизнедеятельности человека Текст.: методическое пособие для студентов / Э. Н. Вайнер- ЛГПИ, — Липецк: 2000. 94 с.
  40. , О. С. Психология здоровья человека: эталоны, представления, установки Текст.: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / О. С. Васильева, Ф. Р. Филатова. М.: Академия, 2005. — 278 с.
  41. , А. А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход Текст. / А. А. Вербицкий. М.: Высшая школа, 1991. — 204 с.
  42. , М. Я. Физическая культура личности как ценность образования Текст. / М. Я. Виленский //Физическая культура и спорт на рубеже тысячелетий: материалы Всероссийская научно-практическая конференция 4.1. -СПб., 2000.- С. 22−23.
  43. , М. Я. Физическая культура в самовоспитании личности будущего учителя Текст.: учебное пособие / М. Я. Виленский, В. А. Беляева- под общ. ред. В. А. Сластенина- МГПИ-М.- 1995.
  44. , М. Я. Концептуальные основы проектирования и конструирования гуманитарно-ориентированного содержания образования по физической культуре в вузе Текст. // Известия РАО. —2001. —№ 2— С. 2—12.
  45. , М. Я., Концептуальные основы проектирования и конструирования гуманитарно-ориентированного содержания образования по физической культуре в вузе Текст.: учебное пособие / М. Я. Виленский, В. В. Черняев. -М.: Прометей, 2004.-306 с.
  46. , Л. В. Применение метода экспертных оценок при формировании здорового образа жизни Текст. / Л. В. Водогреева, Н. В. Глады-шева, И. В. Цыганкова // Здравоохранение Российской Федерации. 1990. — № 7. — С. 23−25.
  47. , И. М. К обоснованию общеметодологических и частных подходов для формирования валеологических концепций в педиатрии и педологии Текст. / И. М. Воронцова // Методология и социология педиатрии.-СПб., 1991.-С. 5−27.
  48. , В. Г. Педагогическая валеология и гуманизация образования: историко-педагогический аспект Текст. / В. Г. Воронцова // История педагогики сегодня / под ред. В. Г. Воронцовой. СПб., 1998. — С. 120−134.
  49. , В. Г. Аксиологические аспекты готовности учителя к решению проблемы гуманизации образования Текст. / В. Г. Воронцова // Гуманизация образования. Теория. Практика. СПб., 1994. — С. 15−36.
  50. , В. А. Здоровый образ жизни и гигиеническое воспитание подростков и молодежи Текст. / В. А. Воскресенский. — М.: Знание, 1987.-87 с.
  51. , JI. С. Педагогическая психология Текст. / JI. С. Выготский — под ред. В. В. Давыдова. М.: Педагогика, 1991. — 480 с.
  52. , О. С. От авторитарного образования к педагогике свободы Текст. / О. С. Газман // Новые ценности образования. Вып. 2. — М., 1995. -С. 16−45.
  53. , В. И. Человек жизнь — здоровье Текст. / В. И. Гарбузов. -СПб.: Комплект, 1995- 429 с.
  54. , С. И. Основы педагогики. Введение в прикладную философии Текст. / С. И. Гессен — отв. ред. и сост. П. А. Алексеев. М.: Школа-пресс, 1995.-448 с.
  55. Гиппократ. Клятва. Закон о враче. Наставления Текст. / пер. с греч. В. И. Руднева. Минск: Современный литератор, 1998. — 720 с.
  56. И.Ю. Концептуальные основы валеологического образования молодежи // Экополис: образование и здоровье: материалы 7-го Международного Конгресса (май 1995 г. Санкт-Петербург). УПН. СПб., 1996. -С. 149.
  57. Глоссарий терминов, используемых в серии «Здоровье для всех» Текст. / ВОЗ, Женева- 1984. — 44 с.
  58. , B.C. Гигиеническое обучение и воспитание населения. Методика пропаганды здорового образа жизни Текст.: учебно-методическое пособие / В. С. Глушенко, Н. Я. Вороненка. / Витеб. мед. ин-т. Витебск 1992.- 28 с.
  59. , М. Путь к здоровью и долголетию Текст. / М. Горен. М.: Селф, 1992.-335 с.
  60. , В.В. Избранные произведения Текст. / В.В. Горинев-ский. -М.: Медицина, 1961. 120 с.
  61. , Ю. Концепция прогноза развития образования до 2015 года Текст. / Ю. Громыко // Народное образование. 1993. -№ 1. — С. 17−27
  62. , И. А. Медико-социальные проблемы формирования здорового образа жизни Текст. / И. А. Гундаров, Н. А. Киселева, О. С. Копина
  63. Медицина и здравоохранение — Вып. 2. Серия Формирование здорового образа жизни. Обзорная информация. — М., 1989. — 83 с.
  64. , В. В. Научное обеспечение образования в свете нового педагогического мышления Текст. / В. В. Давыдов // Новое педагогическое мышление. М., 1989.
  65. , И. В. Проблемы причинности в медицине: этиология Текст. / И. В. Давыдовский. М.: Медгиз, 1962. — 176 с.
  66. , В. И. Повышение профессиональной направленности преподавания специальных предметов в вузе Текст. / В. И. Данильчук,
  67. B. В. Сериков. М., 1987. — С. 26−27.
  68. , С. Д. Экологическая педагогика и психология Текст./
  69. C. Д. Дерябо, В. А. Ясвин. Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. — 480 с.
  70. , В. И. Аксиологический потенциал дисциплин социально-гуманитарного цикла Текст. / В. И. Добрынин, Т. Н. Кухтевич // Система воспитания в высшей школе. Вып. 4−5. -М., 1995. — С. 8.
  71. О.Г. Некоторые аспекты, проблемы ценностей в философии // Проблемы ценностей в философии. М.: Наука, 1986 — 98 с.
  72. , В. Н. Экспериментальная психология Текст. / В. Н. Дружинин. СПб.: Питер, 2000. — 320 с.
  73. , Э. Ценностные и реальные суждения Текст. / Э. Дюркгейн // Социологические исследования. 1991. — № 2. — С. 24.
  74. , Т. П. Ценностные приоритеты в сфере современного высшего педагогического образования Текст. / Т. П. Жуйкова // Проблемы педагогического образования / под ред. В. А. Сластенина. — Вып. 4. М., 1999. — С. 21.
  75. , В.И. Методология и методика психолого-педагогического исследования Текст. / В. И. Загвязинский, Р. Атахов. — М.: Академия, 2003.-208 с.
  76. , Г. К. Стратегия понимания здорового образа жизни у учителей Текст. / Г. К. Зайцев, В. В. Колбанов // Валеология: диагностика, средства и практика обеспечения здоровья. Вып. 3 — Владивосток, 1996. — С. 148 153.
  77. Закон Российской Федерации «Об образовании» Текст. М.: ИНФРА-М, 2001.-52 с.
  78. Закон Российской Федерации «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» Текст. // Российская газета. — 1999 6 мая.
  79. , В. Г. К понятию «здоровый образ жизни» Текст. // Международной научной конференции 12−14 декабря 1990 г. Здоровый образ жизни: тезисы докладов. ч 1. — Новгород, 1990. — С. 26.
  80. Здоровый образ жизни Текст.: материалы студенческой научной конференции. РГУ Рязань: 2003 — 104 с.
  81. , А. Г. Потребности, интересы, ценности Текст. / А. Г. Здравомыслов. М., 1986. — 160 с.
  82. , И. А. Педагогическая психология Текст.: учебное пособие для вузов / И. А. Зимняя. М.: Логос, 2001.-382 с.
  83. , В. П. О целях и ценностях образования Текст. / В. П. Зинченко // Педагогика.- 1997. № 5. — С. 3−16.
  84. , О.И., Блохина Л. А. Ценностные ориентации и механизмы социальной регуляции поведения Текст. / О. И. Зотова, Л. А. Блохина // Методические проблемы социальной психологии. — М., 1975. — С. 241—254.
  85. , А. М. Здоровый образ жизни Текст. / А. М. Изуткин, Г. И. Царегородцев.- М.: Аспект Пресс, 2000. 235 с.
  86. , И. Ф. Теория и практика формирования профессионально-педагогической культуры преподавателя высшей школы Текст.
  87. И. Ф. Исаев, Mill У им. В. И. Ленина, Белгородский гос. пед. ин-т. — Москва Белгород- 1993. — 278 с.
  88. , С. А. Особенности проектирования и реализации здоровьес-берегающего педагогического процесса в условиях спортивно-технической школы Текст.: автореф. дис. канд. пед. наук. Шуя, 2001- 23 с.
  89. , М. С. Философская теория ценности Текст. / М. С. Каган. — СПб.: Петрополис, 1997.-205 с.
  90. , М. С. Философия культуры Текст. / М. С. Каган. СПб.: Петрополис, 1996.-226 с.
  91. Как быть здоровым (из зарубежного опыта обучения принципам здорового образа жизни) Текст. — М.: Медицина, 2005 239 с.
  92. Как спасти здоровье народа Текст. // Медицинская газета. — 2004. 23 ноябрь.
  93. , И. Трактаты и письма Текст. / Кант. -М., 1980.-332с.
  94. , К. К. Школа здоровья Текст. / К. К. Карлядис. Екатеринбург, 1994. — 82 с.
  95. , М. В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках Текст. / М. В. Кларин. М.: Арена, 1994. — 222 с.
  96. , М. В. Инновации в мировой педагогике: обучение на основе исследования, игры и дискуссии (анализ зарубежного опыта) Текст. / М. В. Кларин. Рига, 1995.
  97. , JI. Н. Здоровый образ жизни: некоторые аспекты, проблемы формирования Текст. / JI. Н. Коган, А. В. Мартыненко // Сборник научно-методических материалов для службы формирования здорового образа жизни.-М., 1991.-С. 34−37.
  98. , А. Н. Закаливание Текст. / А. Н. Колгушкин. — М.: Рипол классик, 1997.-104 с.
  99. , В. В. Валеология: основные понятия, термины и определения Текст. /В. В. Колбанов. СПб.: ДЕЛИ, 1998. — 232 с.
  100. , В. В. Методологические и организационные основы педагогической валеологии Текст. / В. В. Колбанов // Валеологическое образование (проблемы, поиски, решения): сборник научных трудов. Липецк, 1996.-С. 55−61.
  101. , В. В. Непрерывное валеологическое образование: сущность и содержание Текст. / В. В. Колбанов // Здоровье и образование. Проблемы педагогической валеологии: материалы 1-й Всероссийской научно-практической конференции СПб., 1995. -С. 5−9.
  102. , В. В. Формирование здоровья детей в образовательных учреждениях Текст. / В. В. Колбанов // Валеология: диагностика, средства и практика обеспечения здоровья. Вып. 3. — Владивосток, 1996. — С. 139— 147.
  103. , Я. А. Избранные педагогические сочинения Текст. в 2 т. -Т. 1: Великая дидактика / Я. А. Коменский. М.: Педагогика, 1982.- 655 с.
  104. Я. А., Локк Д., РуссоЖ.Ж., Песталоцци И. Т. Текст.// Педагогическое наследие // сост. В. М. Кларин, А. Н. Джуринский М.: Педагогика, 1989. — С. 111−348.
  105. , В. В. Проблемы научного обоснования обучения методологический анализ Текст. / В. В. Краевский. М.: Педагогика, 1977.264 с.
  106. , Н. Н. Валеология: пути формирования здоровья школьников Текст.: методическое пособие / Н. Н. Куинджи. М.: Аспект Пресс, 2000. -265 с.
  107. , Ю. Н. От идеи к решению Текст. / Ю. Н. Кулютин // Мышление учителя. М., 1990. — С. 40−54.
  108. , Ю. Н. Личностно ориентированное обучение и его педагогический смысл Текст. / Ю. Н. Кулюткин // Современные ориентиры в образовании педагогов. СПб., 1998. — С. 9−24.
  109. , В. Н. Проблема отношений личности в трудах В. Н. Мяси-щева Текст. / В. Н. Куницына, В. Н. Панферов // Психологический журнал. -1992.-Т. 13. — № 3. С. 140−147.
  110. , А. Ф. Классификация личностей Текст. / А. Ф. Лазурский. Пг., 1921.
  111. , В. Л. Везет же людям. Психология здоровья Текст. / В. Л. Ле-ви. -М.: Физкультура и спорт, 1988. 256 с.
  112. , П. В. Формирование мотивационно-ценностного отношения старшеклассников к физической культуре Текст.: дис.. канд. пед. наук: 13.00.01 / П. В. Леви. Рязань, 2005. — 175 с.
  113. , А. Н. Методика изучения ценностных ориентаций Текст. / А. Н. Леонтьев. -М.: Смысл, 1992. 17 с.
  114. , А. Н. Ценность как междисциплинарное понятие: опыт многомерной реконструкции Текст. / А. Н. Леонтьев // Вопросы философии. 1996. -№ 4.-С. 15−26.
  115. , П. Ф. Избранные труды Текст. / П. Ф. Лесгафт- сост. И. Н. Ре-шетень. М.: Физкультура и спорт, 1987. — 286 с.
  116. , Ю. П. Слово о здоровье Текст. / Ю. П. Лисицын. М.: Советская Россия, 1986. — 191 с.
  117. , Б. Т. Введение в теорию и историю воспитательных ценностей Текст. / Б. Т. Лихачев: СамИУ Самара, 1997. — 85 с.
  118. , Б. Т. Основные категории педагогики Текст. / Б. Т. Лихачев // Педагогика. 1999. — № 1. — С. 10−19.
  119. Личность: внутренний мир и самореализация. Идеи, концепции, взгляды Текст. / сост. Ю. Н. Кулюткин, Г. С. Сухобская: Институт образования взрослых, — Спб. 1996. 175 с.
  120. Личность. Ценности. Изменяющийся мир Текст. / под ред. Ю. Н. Кулюткина ИОВ РАО. Спб. 1998. — 75 с.
  121. , В. А. Основы здоровья. Актуальные задачи, решения, рекомендации. Обзор Текст. / В. А. Лищук, Е. В. Мосткова- РАМН. М. 1994. — 134 с.
  122. , В. А. Для верных решений первых лиц Текст. / В. А. Лищук // Медицинская газета. 1995. — 2 июля.
  123. , Н. А. Жизненный путь человека как проблема психологии Текст. / Н. А. Логинова / / Вопросы психологии. 1985. — № 2 — С. 103 109.
  124. , Л. И. Концепция физкультурного воспитания: методология развития и технология реализации Текст. / Л. И. Лубышев // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. -1996. № 1. — С. 11−17.
  125. , Э. Р. Формирование среды личностно-ориентированного взаимодействия как необходимое условие его эффективности Текст.: автореф. дис. канд. пед. наук/Э. Р. Майорова. -М., 1998. -24 с.
  126. , А. С. О воспитании Текст. / А. С. Макаренко М.: Политиздат, 1988. -256 с.
  127. Мелик-Пашаева, А. А. Гуманизация образования: проблемы и возможности Текст. / А. А. Мелик-Пашаева // Вопросы психологии. 1989. — № 5.-С. 11−18.
  128. , Г. И. Психологические отношения студентов к здоровью Текст.: автореф. дис. канд. аксеол. наук / Г. И. Мизарбеков. М., 1998.
  129. , Л. Ю. Педагогическое условия формирования у студентов университета готовности к проектированию здоровьесберегающего педагогического процесса Текст.: автореф. дис.канд. пед. наук / Л. Ю. Минеева. — Шуя, 2001. — 22 с.
  130. , Л. И. Профессиональная деятельность и здоровье педагога Текст.: учебное пособие для студентов высших педагогических учебныхзаведений / JI. И. Митина, Г. В. Митин, О. А. Анисимова. М.: Академия, 2005.-368 с.
  131. , Е. П. Подготовка учителей к инновационной деятельности Текст. / Е. П. Морозов, П. И. Пидкасистый // Советская педагогика. -1991. — № 10.-С. 88−90.
  132. , О. Н. Системный подход к оценке здорового образа жизни Текст. / О. Н. Московченко // Валеология. 1999. — № 2. — С. 14—18.
  133. , А. В. Социальная педагогика Текст.: учебное пособие для студентов /А. В. Мудрик- под ред. В. А. Сластенина. М.: Академия, 2000. — 200 с.
  134. , В. С. Проблемы генезиса личности Текст. / В. С. Мухина. М.: Просвещение. 1995. 192 с.
  135. , В. Н. Личность. Неврозы Текст. / В. Н. Мясищев. Л.: Изд-во ЛГУ, 1960. — 425 с.
  136. , В. Н. Психология отношений Текст. / В. Н. Мясищев. М., 1995.-356 с.
  137. , В. Н. Основные проблемы и современное состояние психологии отношений человека Текст. / В. Н. Мясищев // Психологическая наука в СССР. М., 1960. — С. 111−141.
  138. , В. Н. Сознание как единство отражения действительности и отношения к ней человека Текст. / В. Н. Мясищев // Проблемы сознания: материалы симпозиума / отв. ред. В. Н. Банщиков. М., 1980. — С. 115 130.
  139. , Р. С. Психология Текст.: в 3 ч. Ч. 3. Экспериментальная педагогическая психология и психодиагностика / Р. С. Немов. ~ М: Просвещение: ВЛАДОС, 1995. 512 с.
  140. , Н. И. Избранные педагогические сочинения Текст. / Н. И. Новиков. М.: Учпедгиз, 1959. — С. 89−134.
  141. Нравственность. Здоровье. Семья Текст.: методическое пособие для учителя: в 2 ч. — Ч. 1: Основы нравственного выбора / отв. ред. А. С. Белкин. Екатеринбург: Изд-во УрГУ, 2000. — 280 с.
  142. Нравственность. Здоровье. Семья Текст.: методическое пособие для учителя: в 2 ч. Ч. 2. Ценностные ориентации семьи / науч. ред. А. С. Белкин. Екатеринбург: Изд-во УрГУ, 2001. — 324 с.
  143. , В. И. Валеология Текст. / В. И. Осик. Краснодар: Советская Кубань, 1997.-С. 39−47.
  144. Основные положения концепции очередного этапа реформирования системы образования Текст. // Народное образование. — 1997. № 8.1. С. 4−19.
  145. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. Конец XIX начало XX в. Текст. / под ред. Э. Д. Днепрова [и др.]. — М.: Педагогика, 1991.-448 с.
  146. , Г. П. Формирование здорового образа жизни студентов педагогического вуза средствами физической культуры Текст.: автореферат дис. канд. пед. наук/ Г. П. Пастушек. Минск, 1992. — 20 с.
  147. Педагогика здоровья Текст. — М.: Педагогика, 1990. 288 с.
  148. Педагогика Текст.: учебное пособие для студентов педагогических институтов / под ред. Ю. К. Бабанского. М.: Просвещение, 1988. — 478 с.
  149. Педагогика Текст.: учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / под ред. П. И. Пидкасистого: Педагогическое общество России. — М. 1998. — 640 с.
  150. Педагогика Текст.: учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В. А. Сластенин [и др.]. М.: Школа-Пресс, 1997. -512с.
  151. Педагогическое образование в третьем тысячелетии: истоки, тенденции, перспективы Текст.: сборник научных трудов / научн. ред. 3. И. Рав-кин.-М., 2002.-180 с.
  152. , Е. В. Педагогические основы формирования здорового образа жизни будущего учителя Текст.: автореферат дис. канд. пед. наук / Е. В. Перевозчикова. Шуя, 2001. — 20 с.
  153. , И. Г. Избранные педагогические сочинения Текст. / И. Г. Песталоции. Т.1. М.: Педагогика, 1981. — 334 с.
  154. , В. А. Теоретические основы и прикладные аспекты формирования физической культуры личности в системе непрерывного образования Текст.: дис. доктора пед. наук / В. А. Петьков- АГПИ. Армавир: 1999.
  155. , В. Ю. Основы педагогической технологии Текст. / В. Ю. Питюков. М.: Школа-Пресс, 1997. — 186 с.
  156. , А. Н. Педагогические основы здорового образа жизни Текст. / А. Н. Пиянзин. М.: Тандем, 1997. — 112 с.
  157. , К. К. Краткий словарь системы психологических понятий Текст.: учебное пособие / К. К. Платонов. М.: Высшая школа, 1981. -175 с.
  158. Проблемы гуманизации образования. Новое осмысление старых проблем. Тезаурус Текст. / под ред. Ю. Н. Кулюткина — Ин-т образования взрослых РАО. СПб., 1997. — 50 с.
  159. Психология личности и образ жизни Текст.: сборник статей / отв. ред. Е. В. Шорохова. М.: Наука, 1987. — 217 с.
  160. Психология здоровья Текст.: учебник / под. ред. Г. С. Никифорова. -СПб: Питер, 2006.
  161. , А. Ц. О теоретических подходах к психологической характеристике личности спортсмена Текст. / А. Ц. Пуни // Теория и практика физкультуры. 1976. — № 3.-С. 58−61.
  162. З.И. Развитие образования в России: новые ценностные ориентиры. // Педагогика. 1995. — № 5. — С. 87−90.
  163. , Г. О. О системе ценностей Текст. / Г. О. Риккерт. — Т. 1. — Вып. 1.-М.: Логос, 1914.
  164. , Р. М. Развитие гуманистического мировоззрения и ценностных ориентаций личности Текст. / Р. М. Рогова.- Ин-т развития личности- М., 1996.-144 с.
  165. , Ж. Ж. Эмиль, или О воспитании Текст. / Ж. Ж. Руссо. М.: Просвещение, 1966. — 324 с.
  166. , В. Н. Образ жизни и активная жизненная позиция личности Текст. / В. Н. Сагатовский // Нравственная жизнь человека: искания, 9позиции, поступки. М., 1982. — С. 12−33. *
  167. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности Текст. / под ред. В. А. Ядова. Л.: Наука, 1979. — 264 с.
  168. , Н. Г. Жизненный опыт учащихся в контексте личностно ориентированного образования Текст. / Н. Г. Свинина // Педагогика. 2001. -№ 7-. С. 27−31.
  169. , Г. К. Современные образовательные технологии Текст.: учебное пособие / Г. К. Селевко. М.: Народное образование, 1998. -256 с.
  170. , Ю. В. Гуманитарные основы педагогического образования : Текст.: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Ю. В. Сенько. М.: Академия, 2000. — 240 с.
  171. , В.В. Личностно ориентированное образование Текст. / В. В. Сериков // Педагогика. 1994. — № 5. — С. 16−21.
  172. , М. Н. Методология и методика педагогических исследований Текст. / М. Н. Скаткин. М.: Педагогика, 1986. — 98 с.
  173. , В. А. Субъектно-деятельностный подход в образовании Текст. / В. А. Сластенин, Г. И. Аксенова // Научные труды / МПГУ. М.: Прометей, 2000. — 258 с.
  174. , В. И. Образовательная среда: реализация целей образования в пространстве культуры Текст. / В. И. Слободчиков // Новые ценности образования: культурные модели школ. — М., 1997. — Вып. 7. — С. 117−184.
  175. , В. И. Основы психологической антропологии. Психология человека. Введение в психологию субъективности Текст.: учебное пособие для вузов / В. И. Слободчиков, Е. И. Исаев. — М.: Школа-Пресс, 1995. -380 с.
  176. , Т. А. Здравотворение (система здоровьетворящего образования) Текст. / Т. А. Солдатова // Проблемы педагогической валеологии: сборник научных трудов. СПб., 1997. — С. 50−53.
  177. , Л. П. Проблемы ценности личности (гносеологический аспект) Текст. / Л. П. Станкевич. — М.: Наука, 1987. 129 с.
  178. , В. И. Место физической культуры и спорта в системе физической культуры Текст. / В. И. Столяров- ГЦОЛИФК. М., 1988. — 224 с.
  179. , В. А. Избранные педагогические сочинения Текст.: в 3 т. / В. А. Сухомлинский. М.: Педагогика, 1979−1981.
  180. Татарникова, JL Г. Педагогическая валеология. Тенденции развития Текст. / Л. Г. Татарникова- СПБУПМ. СПб., 1995. — С. 28−35.
  181. , Е. Н. Витагенный опыт как средство активизации познавательной деятельности учащихся (на примере курса органической химии) Текст.: автореферат дис. канд. пед. наук / Е. Н. Темникова. Екатеринбург, 2000. — 22 с.
  182. Теория и методика физического воспитания Текст.: учебное пособие для студентов факультетов физического воспитания педагогических институтов / под ред Б. А. Ашмарина. М.: Просвещение, 1979. — 360 с.
  183. , В. П. О ценностях жизни и культуры Текст. / В. П. Тугаринов. Л., 1978.
  184. , Д. И. Экспериментальные основы исследования установки Текст. / Д. И. Узнадзе // Психологическое исследование. М., 1996. -451с.
  185. , Л. И. Реализация валеологического компонента в системе повышения квалификации педагога Текст.: автореф. дис.канд. пед. наук / Л. И. Уткина. СПб., 1998. — 20 с.
  186. Физическое состояние учащейся молодежи и пути его совершенствования. Текст.: сборник научных трудов / под ред. М. Ф. Сауткина- РМИ-Рязань- 1998.- 144 с.
  187. Философский энциклопедический словарь Текст. / гл. ред. Л. Ф. Ильичев. М.: Советская Энциклопедия, 1983. — 840 с.
  188. , А. В. Физическая культура как основа здорового образа жизни сегодня и . в XXI веке Текст. / А. В. Царик // Теория и практика физической культуры. — 1991. — № 1. С. 2−4.
  189. Ценностные приоритеты личности и группы: социально-психологические исследования Текст. / под ред. М. И. Бобнева. Институт психологии РАН. М., 1995. — 64 с.
  190. , В. В. Гуманитарные ценности физической культуры будущего учителя Текст. / В. В. Черняев // Магистр. 1997. — № 6. — С. 87−95.
  191. , А. В. Физическое воспитание и формирование здорового образа жизни студентов Текст. / А. В. Чоговадзе, М. М. Рыжик // Теория и практика физической культуры. 1993. — № 7. — С. 8.
  192. , С. Т. Педагогические сочинения Текст.: в 4 т. / С. Т. Шацкий. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1962−1965. — Т.2. — 476 с.
  193. , Н. И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности Текст. / Н. И. Шевандрин.- М.: ВЛАДОС, 1998. 512 с.
  194. , Д. 3. Основы здорового образа жизни Текст.: учебное пособие / Д. 3. Шибкова.- Челябинск: Факел, 1996 256 с.
  195. , Е. Н. Формирование мотивационно-ценностного отношения студентов к педагогической деятельности Текст.: дис.. канд. пед. наук: 13.00.01 / Е. Н. Шиянов. М., 1982. — 210 с.
  196. , Н.Р. Педагогическая аксиология как часть педагогической инноватики. Текст. / Н. Р. Юсуфбекова // Новые исследования в педагогических науках, № 2. М., 1990. — С. 3−6.
  197. , В.А. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности Текст. / В. А. Ядов -Л.: Наука. 1979. 264 с.
  198. , И. С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе Текст. / И. С. Якиманская. М.: Сентябрь, 2000.
  199. , И. С. Технология личностно ориентированного образования Текст. / И. С. Якиманская. М.: Сентябрь, 2000. — 176 с.
  200. , И. С. Требования к учебным программам, ориентированным на личностное развитие школьников Текст. / И. С. Якиманская. // Во- I просы психологии. -№ 2. 1994. — С. 64−76.
  201. , П.М. Психологические проблемы мотивации поведения Текст. / П. М. Якобсон М., 1969. — С. 154.
  202. , В.А. Педагогическая психология Текст.: учебное пособие / В. А. Якунин СПб: Полиус, 1998. — 154 с.
Заполнить форму текущей работой