Технология обучения диалогу-обсуждению в неязыковом вузе: На материале английского языка
Основываясь на коммуникативный вклад собеседников, была поставлена задача выделить основные виды диалога-обсуждения, описать их, рассмотреть их логико-коммуникативные и речевые характеристики, определить содержание обучения этим видам и разработать комплекс упражнений для обучения выделенным видам диалога-обсуждения в рамках программных требований для студентов неязыкового вуза. Единая… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ ДИАЛОГУ-ОБСУЖДЕНИЮ В НЕЯЗЫКОВОМ ВУЗЕ
- 1. 1. Психологические характеристики диалога-обсуждения как объекта обучения в неязыковом вузе
- 1. 2. Лингвистические особенности диалога-обсуждения как объекта обучения в неязыковом вузе
- 1. 3. Методические предпосылки и возможности использования текстов для обучения диалог^Р-обс^ждениАФ
- Выводы по 1 главе
- Глава 2. ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ ДИАЛОГУ-ОБСУЖДЕНИЮ СТУДЕНТОВ В НЕЯЗЫКОВОМ ВУЗЕ
- 2. 1. Отбор и методическая организация языкового и речевого материала для обучения диалогу-обсуждению
- 2. 2. Комплекс упражнений для обучения диалогу-обсуждению
- 2. 3. Результаты экспериментальной проверки эффективности комплекса упражнений для обучения диалогу-обсуждению
- Выводы по 2 главе
Технология обучения диалогу-обсуждению в неязыковом вузе: На материале английского языка (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
В последние годы, с ростом международного сотрудничества и расширением политических, экономических и культурных контактов с зарубежными странами, повысились требования, предъявляемые к студентам неязыковых вузов в области практического владения иностранным языком и различными формами диалогического общения.
Программа для неязыковых вузов предусматривает, что в области диалогического общения студенты должны уметь вести беседу и участвовать в дискуссии, требующей предварительного сбора и систематизации фактов, критикуя позицию оппонентов в споре и отстаивая свою позицию с помощью развернутой аргументации /Программы.1998: 25/.
Как показывает практика, реальный уровень владения устно-речевыми аргументативными умениями в диалогическом общении остается невысоким. Студенты не умеют правильно выделить предмет обсуждения, предъявить его, выступить в качестве оппонента в споре, отстаивать и аргументировать свою точку зрения, убеждать собеседника.
Эти недостатки вызваны тем, что в технологии обучения диалогической речи нет единых критериев выделения, классификации, а также градации по трудностям различных аргументативных типов диалога. В существующих учебниках для неязыковых вузов недостаточно представлена технология обучения аргументативным типам диалога и, в частности, приёмам ведения обсуждения. Аргументативные типы диалога представлены недостаточно полно, упражнения в обучении обсуждению носят слишком общий характер. Как правило, дается общая установка: «обсудите», но не задается цель и логика развития обсуждения, не указывается коммуникативный вклад участников обсуждениястуденты не обеспечиваются соответствующим языковым и речевым материаломстуденты недостаточно информированы о содержании предмета, заданного для обсуждения.
В настоящее время в методической литературе имеется целый ряд исследований, посвященных проблеме обучения диалогической речи в средней школе и в вузе /Аргустанянц, 1982; Багдасарян, 1990; Богатикова, 1988; Большакова, 1978; Будих, 1972; Верещагина, 1969; Гальскова, 1982; Герасимов, 1991; Горохова, 1984; Джораева, 1987; Дианина, 1990; Коблова, 1973; Корзина, 1983; Корнаева, 1982; Коростелёва, 1989; Кудряшов, 1989; Меньшиков, 1989; Негрустуева, 1987; Розенбаум, 1980; Саломатов, 1966; Сахарова, 1968; Сирык, 1984; Сонгаль, 1990; Сухолуцкая, 1989; Тиссен, 1991; Тучкова, 1989; Хотинская, 1974; Шадрин, 1982; Шантарин, 1974; Шевяков, 1980; Шумските, 1990; Яковенко, 1993 и др./.
Проблеме обучения дискуссии как средству «прогрессирующего развития диалогических умений» /Шантарин, 1974: 4/ посвящен ряд диссертационных исследований /Аргустанянц, 1982; Большакова, 1978; Дианина, 1990; Коблова, 1973; Мирзоян, 1985; Шадрин, 1982; Шантарин, 1974/. Однако вышеназванные авторы ограничиваются разработкой соответствующей методики для средней школы, институтов и факультетов иностранных языков.
В научной литературе отсутствуют исследования, которые бы рассматривали проблему обучения аргументативным формам диалогического общения применительно к условиям неязыкового вуза.
Несоответствие уровня владения устно-речевыми диалогическими умениями программным требованиям и отсутствие специальных исследований по этой проблеме в методической литературе применительно к условиям обучения в данном типе вуза определяют актуальность предпринятого нами исследования.
Решение данной порблемы требует предварительного выделения и классификации основных видов обсуждения, так как существующие классификации мало пригодны для методики обучения иностранным языкам. Они не отражают всей специфики аргументативных видов диалога-обсуждения.
В качестве исходного объекта для анализа и разработки технологии обучения аргументативным формам диалога нами был принят диалог-обсуждение, представляющий собой особый тип диалога в более широком значении, чем беседа или дискуссия, и включающий в себя различные аргументативные виды диалога. Диалог-обсуждение рассматривается нами как процесс социально-речевого взаимодействия участников общения с целью обмена мнениями, суждениями, впечатлениями по поводу какого-то конкретного объекта, вопроса, проблемы, представляющих общий интерес для собеседников или для одного из них и принятия соответствующего решения. Поэтому обсуждение может быть различным по цели, по манере обсуждения, по характеру обсуждения.
При разработке технологии обучения диалогическому общению в неязыковом вузе нами чётко разграничивались два различных значения термина «диалог»: диалог как форма речевого общения, имеющая свои задачи и условия их реализации и диалог как вид устной речи, то есть как особый способ совместного формирования и формулирования мысли посредством языка /Зимняя, 1992/.
Главной функцией диалога как формы общения является обмен мыслями и чувствами. Наблюдая за движением мыслей в диалоге, можно заметить, вскрыть механизм образования как отдельных реплик, так и целых диалогических комплексов, обладающих определённой смысловой или смысловой и структурной завершённостью.
Анализ процесса взаимодействия реплик участников общения может осуществляться с различных позиций. Среди существующих в литературе подходов для целей нашего исследования представляется более целесообразным коммуникативный подход. В качестве психологической основы такого подхода нами принят коммуникативный вклад каждого участника в организацию и логику развития самого процесса обсуждения в зависимости от их отношения к обсуждаемому объекту и преследуемые ими цели.
Анализ коммуникативного вклада собеседников в различных видах диалога-обсуждения показал, что обсуждение может проходить как на кооперативной, так и на конфликтной (оппозиционной) психологической основе. Конфликтное и кооперативное общение обычно осуществляется в двучленных и многочленных диалогических циклах, в которых коммуниканты реализуют свои индивидуальные цели, стремясь достичь конечного результата общения, необходимого им. При этом понятие о совместном речевом действии присутствует в обоих случаях. Только при кооперативном общении оно представляет собой совместное действие, имеющее семантическую характеристику (+ содействие), а при конфликтном общении — (+ противодействие). Успешность характерна как для кооперативного, так и для конфликтного типов общения, но в каждом из этих типов она имеет свои особенности.
Основываясь на коммуникативный вклад собеседников, была поставлена задача выделить основные виды диалога-обсуждения, описать их, рассмотреть их логико-коммуникативные и речевые характеристики, определить содержание обучения этим видам и разработать комплекс упражнений для обучения выделенным видам диалога-обсуждения в рамках программных требований для студентов неязыкового вуза. Единая психологическая основа, отражающая коммуникативный вклад каждого собеседника в процесс обсуждения, позволяет системно подойти к решению проблемы выделения, классификации и организации обучения различным аргументативным видам диалога.
Выделенные на этой основе виды диалога-обсуждения можно расматривать как единую логико-коммуникативную систему, в которой представлены различные способы аргументирования и речевого взаимодействия участников обсуждения.
Цель диссертационного исследования: теоретическое обоснование необходимости системного подхода к выделению и описанию различных аргументативных видов диалога-обсуждения на основе коммуникативного вклада каждого участника в развитие процесса обсуждения и значимости результатов обсуждения для его участниковразработка и экспериментальная проверка эффективности комплекса упражнений для обучения аргументативным видам диалога данного типа.
Объект исследования: процесс обучения диалогической речи в неязыковом вузе.
Предмет исследования: технология обучения различным аргументативным видам диалога-обсуждения в неязыковом вузе.
В соответствии с поставленной целью и предметом исследования была сформулирована гипотеза: обучение диалогическому аргументированию, характерному для диалога-обсуждения, в группах студентов неязыкового вуза будет более эффективным и адекватным требованием программы, если оно будет осуществляться дифференцированно, с учётом специфики выделенных аргументативных видов диалога-обсуждения, отражающих различный коммуникативный вклад каждого участника в развитие данного процессаесли обучение этим видам будет осуществляться на основе комплекса специальных упражнений, обеспечивающих формирование умений, необходимых для ведеиия диалога-обсуждения.
Для достижения поставленной цели и проверки основных положений гипотезы необходимо было решить следующие задачи:
1. Изучить психологические и коммуникативные особенности диалога-обсуждения и выделить его разновидности на основе коммуникативного вклада каждого собеседника в обсуждение проблемы и смоделировать соответствующие им речевые ситуациивыделить и отобрать основные умения, необходимые для ведения выделенных видов данного типа диалога.
2. Определить основные формы выражения аргументирования в выделенных видах диалога-обсуждения, выявить языковые и речевые трудности их продуцирования и восприятия в условиях диалогического общения.
3. Отобрать и методически организовать языковой и речевой материал для обучения выделенным видам диалога-обсуждения.
4. Проанализировать возможности использования монологических и диалогических аутентичных текстов для обучения диалогу-обсуждению в неязыковом вузе.
5. Разработать и экспериментально проверить комплекс упражнений для обучения различным видам диалога-обсуждения. '¦'" '" «'.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:
1. Изучение и анализ данных методической, лингвистической и психологической литературы по вопросу исследования.
2. Обобщение и анализ практического опыта обучения диалогической речи в неязыковом вузе.
3. Осмысление языкового и речевого материала диалогических текстов с позиции теории аргументации и теории речевых актов, анализ учебников и учебных пособий для неязыковых вузов.
4. Анкетирование и интервьюирование преподавателей неязыковых вузов с целью выяснения причин недостаточно развития аргументативных умений у студентов.
5. Проведение поискового и обучающего эксперимента с целью определения оптимальных приёмов обучения диалогу-обсуждению.
6. Качественно-количественный анализ и оценка полученных экспериментальных данных об эффективности разработанного комплекса упражнений для обучения диалогу-обсуждению студентов неязыкового вуза.
Теоретический анализ научной литературы по проблеме и результаты экспериментального обучения позволили сформулировать новизну, научную и практическую значимость исследования.
Научная новизна диссертационной работы заключается в теоретическом обосновании целесообразности выделения диалога-обсуждения как самостоятельного объекта обученияв выделении и описании специфики основных аргументативных видов диалога-обсуждения на основе анализа коммуникативного вклада участников обсуждения и значимости результатов обсуждения для собеседниковв отборе языкового, речевого материала и аутентичных текстов различной функциональной направленностиразработке комплекса специальных упражнений, обеспечивающих формирование аргументативных умений, необходимых для ведения диалога-обсуждения.
Теоретическая значимость исследования заключается в теоретическом обосновании правомерности выделения и методической классификации различных аргументативных видов диалога-обсуждения и лежащих в их основе диалогических умений на основе коммуникативного подхода, предполагающего учёт коммуникативного вклада участников обсуждения в развитие данного процессав разработке специального комплекса упражнений для обучения выделенным видам диалога-обсуждения как самостоятельным объектам обучения.
Практическая значимость работы заключается в том, что разработанный комплекс упражнений может применяться на занятиях в группах студентов неязыкового вуза, на младших курсах языкового вузаразработанные принципы отбора и организации языкового и речевого материала, комплекс дискуссионно направленных упражнений могут быть полезны при создании учебников и учебных пособий для студентов неязыковых вузов.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Постепенное и целенаправленное усложнение процесса обучения диалогическому общению в группах студентов неязыкового вуза может быть обеспечено на основе коммуникативного подхода к выделению и классификации различных видов диалога-обсуждения как формы социально-речевого взаимодействия собеседников с учётом коммуникативного вклада каждого в различных ситуациях диалогического общения.
2. Анализ коммуникативного вклада каждого собеседника как единой психологической основы процесса обсуждения позволяет выделить следующие виды диалога-обсуждения: кооперативный, координирующий и контрадикторный как самостоятельные объекты обучения. Их совокупность представляет србой систему постепенно усложняющихся видов диалогического аргументированного общения, позволяющую градуировать цели, содержание и технологию обучения выделенным видам диалога-обсуждения.
3. Обязательным условием обучения ведению каждого из вышеназванных видов диалога-обсуждения является предварительный отбор и систематизация фактов для последующей аргументации. Реализация данного условия требует от участников специальных умений в предварительном отборе и систематизации фактов. Источником для такого отбора и выполнения упражнений в группировке фактов с целью последующего их использования при обсуждении заданного объекта может служить совокупность специально отобранных и методически организованных аутентичных информационных текстов, в том числе, и рекламных текстов.
4. Обучение выделенным умениям ведения кооперативного, координирующего и контрадикторного видов диалога-обсуждения может осуществляться последовательно на специально отобранном и методически организованном в виде образцов диалогической речи на уровне диалогических единств, микродиалогов и макродиалогов лексико-грамматическом материале для групп студентов в рамках требований программы и представленного в данной работе комплекса дискуссионно направленных упражнений.
Апробация исследования. Предлагаемая технология обучения диалогу-обсуждению проходила экспериментальную проверку в Рижском Авиационном Институте и Балтийском Русском Институте. Основные теоретические положения диссертации и результаты эксперимента докладывались на научно-методических семинарах по вопросам преподавания иностранных языков при кафедре методики преподавания иностранных языков Рижского Университета /1991, 1992, 1995/, на научно-методических конференциях в Харькове /1989/, Риге /1993;1995/, Твери /1994/, Санкт-Петербурге /1999/.
Структура работы: работа состоит из двух глав, заключения, списка литературы и приложения, экспериментальные материалы в котором приведены частично.
Выводы по 2 главе.
Опираясь на теорию личностно-деятельностного подхода, принятого в качестве методологической основы нашего исследования, и анализ выделенных сфер общения и ситуаций обсуждения, нами были сформулированы основные принципы отбора языкового и речевого материала для обеспечения сфер и ситуаций общения в процессе обучения диалогу-обсуждению.
Языковой и речевой материал отбирался нами с учётом принципов коммуникативных потребностей участников обсужденияучёта речевых возможностей студентов и соответствия отбираемого материала программному минимумустилистической адекватности используемых говорящим языковых и речевых средств ситуациям обсуждения и сферам общениясинонимичности языковых и речевых средств.
Отобранный учебный материал был организован в виде речевых образцов, диалогических единств, микродиалогов, макродиалогов, отражающих специфику кооперативного, координирующего и конфликтного типов общения. Такая организация учебного материала помогла наметить создание комплекса упражнений для обучения студентов кооперативному, координирующему и контрадикторному видам диалога-обсуждения.
Обучение диалогу-обсуждению осуществлялся в четыре этапа путём перехода от репродуктивного этапа в овладении умениями обсуждения на английском языке к продуктивному, а от него — к творческому.
Комплекс упражнений включал три группы упражнений:
1) подготовительные: а) для обучения отбору и систематизации фактовб) подготавливающие к обсуждению;
2) условно-коммуникативные;
3) подлинно-коммуникативные.
Обучение выделенным видам диалога-обсуждения велось последовательно: от кооперативного вида к координирующему, а от него к контрадикторному. Соответственно комплекс упражнений включал три подгруппы упражнений для обучения кооперативному, координирующему и контрадикторному видам диалога-обсуждения.
Эффективность разработанного комплекса упражнений была проверена в ходе экспериментального обучения. В результате экспериментального обучения аргументативные умения диалогической речи студентов достигли той стадии развития, на которой участники диалогического общения могли обсуждать проблемные вопросы, аргументированно отстаивать свою точку зрения и давать оценку предмету обсуждения в условиях неподготовленной коммуникации.
Таким образом, экспериментальное обучение показало, что подход к работе по обучению диалогу-обсуждению явился правильным, а это, в свою очередь, подтверждает выдвинутую гипотезу.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
.
Изучение психологических и коммуникативных особенностей диалога как формы речевого общения и как вида устной речи, анализ существующих типологий диалогической формы общения позволили выделить диалог-обсуждение в качестве исходной единицы обучения различным аргументативным формам общения.
Диалог-обсуждение рассматривается нами как процесс социально-речевого взаимодействия участников общения с целью обмена мнениями, суждениями, впечатлениями по поводу какого-то конкретного объекта, вопроса, проблемы, представляющих общий интерес для собеседников или для одного из них и принятия соответствующего решения.
Анализ процесса взаимодействия реплик участников общения показал, что основой этого взаимодействия является коммуникативный вклад каждого участника в организацию и логику развития самого процесса обсуждения в зависимости от их отношения к обсуждаемому объекту и преследуемые ими цели.
Основываясь на коммуникативный вклад собеседников в процесс обсуждения были выделены три вида диалога-обсуждения: кооперативный, координирующий и контрадикторный как самостоятельные объекты обучения. Их совокупность представляет собой систему постепенно усложняющихся видов аргументативного диалогического общения, позволяющих градуировать цели, содержание и методику обучения выделенным разновидностям диалога-обсуждения.
Изучение психологической и коммуникативной структуры диалога-обсуждения позволило внутри упомянутых видов выделить подвиды и варианты диалога-обсуждения, а также речевые умения, которые необходимо сформировать у студентов для ведения диалога-обсуждения.
Лингвистический анализ аутентичных текстов диалога-обсуждения и изучение научной литературы по проблеме, наблюдение за общением носителей языка позволило сделать вывод о том, что диалог-обсуждение отражает современное состояние английского литературного языка (как кодифицированного, так и разговорного).
Рассмотрение лингвистических особенностей диалога-обсуждения позволило определить характер языкового и речевого материала, отбираемого для обучения данному типу диалога и его разновидностям.
Учёт лингвистических особенностей аутентичных текстов диалога-обсуждения при отборе языкового и речевого материала позволяет обеспечить овладение студентами языковыми средствами, типичными для ситуаций обсуждениястилистически правильное использование обучаемыми всех тех средств, которые характерны вообще для устной сферы общения носителей языка, но не используются в учебной коммуникации.
Отбор языкового и речевого материала для обеспечения выделенных сфер общения и ситуаций обсуждения проводился с опорой на следующие принципы:
1) принцип коммуникативных потребностей участников обсуждения с учётом целей и условий общения в различных видах диалога-обсуждения;
2) принцип учёта речевых возможностей студентов и соответствия отбираемого материала программному минимуму;
3) принцип стилистической адекватности используемых говорящим языковых и речевых средств ситуациям обсуждения и сферам общения;
4) принцип синонимичности языковых и речевых средств.
Отобранный учебный материал был организован в виде речевых образцов, диалогических единств, микродиалогов, макродиалогов, отражающих специфику кооперативного, координирующего и конфликтного типов общения.
Такая организация учебного материала помогла наметить создание комплекса упражнений для обучения студентов кооперативному, координирующему и контрадикторному видам диалога-обсуждения.
Обязательным условием ведения каждого из выделенных нами видов диалога-обсуждения является предварительный отбор и систематизация фактов для последующей аргументации. Реализация данного условия требует от участников определённых знаний и умений в отборе и систематизации фактов. Источником для такого отбора и группировки фактов с целью последующего их использования при обсуждении служат специально отобранные и организованные тексты, названные в нашей работе мотивационно-стимулирующими. В качестве мотивационно-стимулирующего текста использовались описательные и рекламно-информационные аутентичные тексты.
Включение в учебный процесс коммуникативно-ориентирующего текста, представляющего собой аутентичную модель-образец диалога-обсуждения, вызвано необходимостью дать студентам пример логики развития обсуждения, процесса соаргументации и контраргументации. Этот текст является источником новой лингвистической и экстралингвистической информации.
Мотивационно-стимулирующий и коммуникативно-ориентирующий тексты функционально взаимосвязаны с точки зрения учебного процесса, регулируют соотношение между усвоением определённого содержания и соответствующих ему средств выражения на различных этапах работы, способствуют формированию автоматизированных навыков и выработке речевых умений обсуждения.
Обучение диалогу-обсуждению осуществлялось в четыре этапа путём перехода от репродуктивного этапа в овладении умениями обсуждения на английском языке к продуктивному, а от него — к творческому.
Комплекс упражнений включал три группы упражнений: 1) подготовительные: а) для обучения отбору и систематизации фактовб) подготавливающие к обсуждению- 2) условно-коммуникативные- 3) подлинно-коммуникативные.
Обучение трём видам диалога-обсуждения велось последовательно: от кооперативного вида к координирующему, а от него к контрадикторному. Комплекс упражнений включал три подгруппы упражнений для обучения кооперативному, координирующему и контрадикторному видам диалога-обсуждения.
Предлагаемый комплекс упражнений был проверен в рамках экспериментального обучения. В результате экспериментального обучения аргументативные умения диалогической речи студентов достигли той стадии развития, на которой участники диалогического общения могли обсуждать проблемные вопросы, аргументированно отстаивать свою точку зрения и давать оценку предмету обсуждения в условиях неподготовленной коммуникации.
Экспериментальное обучение показало, что подход к работе по обучению диалогу-обсуждению явился правильным, а это, в свою очередь, подтверждает выдвинутую гипотезу.
Таковы общие итоги проведённого исследования.
<"Список литературы
- Аблам С.Б. Определение единиц обучения устной речи. В кн.: Современные направления в методике обучения иностранным языкам. Минск, 1970, С. 15−25.
- Алхазишвили A.A. Основы овладения устной иностранной речью: Учебное пособие для студентов педагогических институтов. М.: Просвещение, 1988. 124 с.
- Анощенкова A.M. Интонационные характеристики спонтанной речи и чтения диалогического текста: Автореф. дис.. канд. филол. наук. М., 1977.-24 с.
- Аракин В.Д. Речевая единица основа обучения речи. — В кн.: Общая методика обучения иностанным языкам: Хрестоматия/Сост. Леонтьев A.A. М.: Рус. яз., 1991. С. 274−282.
- Аргустанянц Е.С. Обучение диалогической речи в ситуациях ролевого поведения /языковой вуз, немецкий язык/: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1982. 25 с.
- Ариян М.А. Использование воспитательного потенциала речевого этикета на иностранном языке // ИЯШ. 1991, № 2. С. 9−12.
- Ариян М.А. Ситуативная роль как фактор повышения эффективности обучения устной речи на иностранном языке в средней школе /на материале английского языка/: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1982. 18 с.
- Арутюнова Н.Д. Понятие пресуппозиции в лингвистике // Извест. АН СССР. Сер. лит. и яз. 1973, т. 32, вып. 1. С. 84−89.
- Арутюнова Н.Д., Падучева Е. В. Истоки проблемы и категории прагматики. В сб.: Новое в зарубежной лингвистике. М., 1985. — Вып. XVI: Лингвистическая прагматика. С. 3−43.
- Ю.Ахтямова Ф. А. Функции просодии в формировании диалогических единств полемического и унисонного характера в современном английском языке: Автореф. дис.. канд. филол. наук. М., 1983. 16 с.
- Багдасарян М.Э. Обучение профессионально-ориентированному общению на основе научно-популярных текстов /Английский язык, неязыковой вуз/: Дис.. канд. пед. наук. М., 1990. 196 с.
- Балаян А.Р. Основные коммуникативные характеристики диалога: Автореф. дис.. канд. филол. наук. М., 1971. -22 с.
- З.Балаян А. Р. Проблемы моделирования диалога. В кн.: Материалы 111 Всесоюзного симпозиума по психолингвистике. Тезисы докладов. М.: АН СССР, 1970. С. 149−152.
- Н.Беришвили Н. И. Чтение как средство обучения говорению в неязыковом вузе /английский язык/: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1984.-23 с.
- Бим И. Л. Выделение единицы обучения иностранным языкам -важнейшая предпосылка управляемого формирования иноязычной речевой деятельности // ИЯШ. 1975, № 6. С. 34−44.
- Бим И. Л. Некоторые проблемы обучения диалогической речи // ИЯШ. 1979, № 5. С. 20−27.
- Бим И.Л. и др. К проблеме базового уровня образования по иностранным языкам в средней школе // ИЯШ. 1990, № 5. С. 16−25.
- Бим И.Л., Корнаева З. В. Проблема минимизации и оптимизации школьного курса и обучение диалогической речи // ИЯШ. 1981, № 6. С. 45−51.
- Богатикова Л.И. Методика обучения профессиональному афферентному диалогу в неязыковом /военном/ ВУЗе: /на материале английского языка/: Дис.. канд. пед. наук. Одесса, 1988. 180 с.
- Богин Г. И. Модель языковой личности в её отношении к разновидностям текстов: Автореф. дис. докт. филол. наук. Ленинград: Изд-во ЛГУ, 1984.-31 с.
- Богин Г. И. Разговорная речь на иностранном языке как один из объектов обучения практической стилистике в языковом вузе // ИЯВШ.М., 1971. Вып. 6. С. 32−40.
- Богин Г. И. Схемы действий читателя при понимании текста: Учебное пособие. Калинин: Изд-во КГУ, 1989. 70 с.
- Болдырева Л.Б. Обучение монологической речи студентов 1 курса языкового вуза с опорой на учебные тексты /на материале английского языка/: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Л., 1988 15 с.
- Большакова Е.С. Обучение диалогической речи на научную тематику /английский язык/: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1978 25 с.
- Борзова Е.В. Углубленное обучение английскому языку в специальных классах // ИЯШ. 1991, № 2. С. 17−22.
- Будих И.В. Методика стимулирования устной речи /говорения/ при обучении иностранному языку: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1972 -16 с.
- Вайсбурд М.Л. Обучение диалогической речи // ИЯШ. 1965, № 4. С. 11.19.
- Векшин Е.В. Обучение профессионально-направленному диалогическому общению с использованием дифференцированной речевой детерминации на 1 курсе неязыкового вуза: /на материале английского языка/: Дис.. канд. пед. наук. М., 1990. 173 с.
- Верещагина В.А. Обучение диалогической речи учащихся восьмилетней школы /английский язык/: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1969.- 16 с.
- Вильчек Э.Э. Упражнения для развития диалогической речи на начальном этапе обучения французкому языку: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1967.-23 с.
- Воловик A.B. О некоторых особенностях современного английского речевого поведения. В кн.: Этнопсихолингвистика/ Под ред. Ю. А. Сорокина. М.: Наука, 1988. С. 124−134.
- Володин Н.В. Афферентный учебный диалог // ИЯШ. 1971, № 4. С. 41.47.
- Выготский JI.C. Развитие высших психических функций. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1960.-481 с.
- Зб.Гальскова Н. Д. Обучение диалогической речи студентов языкового педвуза с учётом их индивидуально-психологических особенностей /немецкий язык/: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1982. -22 с.
- Герасимов И.П. Проблемный диалог в адаптивном периоде обучения иностранному языку в техническом вузе: /на материале английского языка/: Дис.. канд. пед. наук. М., 1991. 130 с.
- Гильмутдинов В.И. Безглагольные реплики-реакции в английской разговорной речи: Автореф. дис.. канд. фил. наук. Одесса, 1984. 14 с.
- Гольдштейн Я.В. Психолого-педагогические аспекты формулирования коммуникативного задания. В сб.: Интенсивное обучение иностранным языкам. М.: Изд-во МГУ, 1990. С. 27−42.
- Городников М.Д., Добровольский Д. О. Межличностное речевое общение /лингвистические аспекты/ // ИЯШ. 1992, № 3−4. С. 45−49.
- Горохова Л.П. Обучение студентов языкового вуза диалогической речи /немецкий язык/: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1984. 28 с.
- Грайс Г. П. Логика и речевое общение. В сб.: Новое в зарубежной лингвистике, вып. XVI. М., 1985. С. 217−237.
- Гурвич П.Б. Основы обучения устной речи на языковых факультетах. Владимир: Изд-во ВГПИ, 1972. Ч. 17.-156 с.
- Гурвич П.Б. Основы обучения устной речи на языковых факультетах. Владимир: Изд-во ВГПИ, 1974. Ч. 2.-176 с.
- Гурская H.A. К проблеме исследования языка // Учен. зап. Калининского гос. ун-та. Калинин, 1974. С. 23−33.
- Демидов В.Е., Кардаши И. П. Реклама в торговле: /Теория и практика/. М.: Экономика, 1983. 169 с.
- Денисова Л.Г. Использование приёма драматизации при обучении устной речи // ИЯШ. 1983, № 2. С. 61−65.
- Джораева М. Симультанный диалог как средство обучения иноязычной диалогической речи: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Киев, 1987.-20 с.
- Дзюбенко О.Г. Научные основы формирования дискуссионной речи в учебном процессе: Автореф. дис.. докт. пед. наук. М., 1992. 40 с.
- Дианина H.H. Методика обучения дискуссии на научно-политические темы в языковом вузе /английский язык/: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1990. 24 с.
- Жустеева Г. А. Использование графических опор в процессе обучения аудированию английской речи /английский язык как второй иностранный/: Дис.. канд. пед. наук. М., 1991. 193 с.
- Зимняя И. А. Личностно-деятельностный подход в обучении русскому языку как иностранному // Рус. яз. за рубежом. 1985, № 5. С. 49−53.
- Зимняя И.А. Психологическая характеристика слушания и говорения как видов речевой деятельности // ИЯШ. 1973, № 4. С. 66−72.
- Зимняя И.А. Психологические аспекты обучения говорению на иностранном языке: Пособие для учителей средней школы. М.: Просвещение, 1978. 159 с.
- Зимняя И.А. Психология обучения иностанным языкам в школе. М.: Просвещение, 1991. 222 с.
- Зимняя И.А. Психология слушания и говорения: Дис.. доктора психол. наук. М., 1973.-273 с. 56.3имняя И. А. Репродуктивность и продуктивность в обучении иностранным языкам // ИЯШ. 1992, № 1. С. 16−20.
- Изаренков Д.И. Обучение диалогической речи.М.: Рус.яз., 1981.-136с.
- Йотов Ц.Д. Некоторые структурно-функциональные характеристики диалога: Автореф. дис.. канд. филол. наук. М., 1977. 16 с.
- Карих Т.В. Методика управления актами аудирования при обучении английскому языку в VII-X классах средней школы: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1983. 19 с.
- Картер Г. Эффективная реклама. Путеводитель для мелких предприятий. М.: Прогресс, 1991. 280 с.
- Кирей JI.JI. Роль интонационных и синтаксических средств в организации английской спонтанной диалогической речи: Автореф. дис.. канд. филол. наук. М., 1988. 21 с.
- Китайгородская Г. А. Система коммуникативных упражнений. В сб.: Интенсивное обучение иностранным языкам в высшей школе. М., 1987. С. 53−64.
- Коблова Л.П. Методика обучения дискуссии на третьем курсе языкового вуза /на материале немецкого языка/: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1973.-26 с.
- Ковалёв Г. А. Три парадигмы в психологии три стратегии психологического воздействия. — В сб.: Общение и диалог в практике обучения, воспитания и психической консультации. М.: АПН СССР, 1987. С. 4−16.
- Ковальчук М.А. Личностное и ролевое общение в интенсивном обучении иностранным языкам // Интенсивное обучение иностранным языкам. М.: Изд-во МГУ, 1990. С. 19−27.
- Колкова М.К., Черкасова Л. А. Формирование умений вести дискуссию на английском языке у учащихся 9-го класса школы-гимназии.
- В сб.: Обучение иностранным языкам в школе и вузе. СПБ: Оракул, 1999. -С. 43−62.
- Колшанский Г. В. Коммуникативная функция и структура языка. М.: Наука, 1984.- 175 с.
- Колшанский Г. В. Лингвокоммуникативные аспекты речевого общения IIШШ. 1985, № 1. С. 10−14.
- Колшанский Г. В. Паралингвистика. М.: АПН СССР, 1974. 80 с.
- Комарова Л.И. Обучение личностно-ориентированному общению в старших классах средней школы // ИЯШ. 1992, № 2. С. 18−23.
- Корзина С.А. Методика работы над речевыми клише при обучении диалогической речи в языковом вузе /французский язык/: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1983. 18 с.
- Корнаева З.В. Об отборе коммуникативного минимума для начального этапа обучения в средней школе // ИЯШ. 1989, № 1. С. 36−42.
- Корнаева З.В. Оптимизация обучения диалогической речи в 4−5 классах средней школы /немецкий язык/: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1982.- 16 с.
- Коростелева С.Г. Методика развития дискуссионных умений на продвинутом этапе обучения русскому языку иностранных учащихся: Дис.. канд. пед. наук. М., 1989. -212 с.
- Котлер Ф. Основы маркетинга. М.: Прогресс, 1990. 736 с.
- Кроль Л.М., Михайлова Е. Л. Я и моё пространство // Здоровье. 1992, № 4−5. С. 26−27.
- Крутских A.B. Использование текстов драматургии в коммуникативно-функциональном обучении экспрессивной устной речи: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1988. -22 с.
- Кудряшов М.Ю. Обучение учащихся 4−5 классов речевому общению на английском языке на материале повседневных событий из их жизни: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1989. 16 с.
- Кузнецова С.А. Из опыта обучения диалогическому общению с помощью «Телевизионного курса» Д.О. Добровольского и H.H. Маркво // ИЯШ. 1991, № 1. С. 41−45.
- Кузнецова Т.Я. Синтаксис драматургического диалога в сопоставлении с синтаксисом устной диалогической речи: Автореф. дис.. канд. филол. наук. Л., 1984. 15 с.
- Кулиш Л.Ю. Психолингвистические аспекты восприятия устной иноязычной речи. Зависимость восприятия от речевых характеристик говорящего. Киев.: Вища школа, 1982. 207 с.
- Кучер A.B. Интонация реплик-подхватов в английской диалогической речи: Автореф. дис. .:. канд. филол. наук. Минск, 1973. 26 с.
- Ламзин С.А. Обучение диалогическому общению в аспекте прагматики языка /немецкий язык, языковой вуз/: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1985.-23 с.
- Лапидус Б.А. Обучение пониманию речи, характеризующейся неполным типом произнесения и индивидуальными особенностями говорения // ИЯВШ. 1977. Вып. 12. С. 38−45.
- Лапидус Б.А. Обучение второму иностранному языку как специальности. М.: Высш. школа, 1980. 173 с.
- Леонтьев A.A. Некоторые проблемы обучения русскому языку как иностранному /психолингвистические очерки/. М.: Изд-во МГУ, 1970. 87 с.
- Леонтьев A.A. Мыслительные процессы в усвоении иностранного языка // ИЯШ. 1975, № 5. С. 72−76.
- Лихобабин Б.И. О методической типологии диалогической речи // Учен. зап. МГПИИЯ, 1974, вып. 88. Актуальные вопросы обучения иноязычной речевой деятельности. С. 70−93.
- Ломов Б.Ф. Проблема общения в психологии. В кн.: Проблема общения в психологии. М., 1981. С. 3−32.
- Лоренс M.B. Методика работы цо развитию навыков неподготовленной речи на факультетах иностранных языков // Проблемы сверхфразовых единств. Уфа: Изд-во Башкирского ун-та, 1982. С. 122−127.
- Лукша Т.Г. Прагматический аспект просодии устного текста: Дис.. канд. филол. наук. Одесса, 1984. 113 с.
- Лурия А.Р. Курс общей психологии. Лекции 41−46. М., 1965.
- Ляховицкий М.В., Вишневский Е. И. Структура речевой ситуации и её реализация в учебно-воспитательном процессе // ИЯШ. 1984, № 2. С. 14−18.
- Мамай О.М. Развитие умений в чтении и говорении на основе художественного текста у студентов-иностранцев нефилологического профиля: Дис.. канд. пед. наук. М., 1988. -280 с.
- Махновская Н.И. Методика обучения дискуссии и дискуссионной речи студентов-филологов: Дис.. канд. пед. наук. М., 1992. -245 с.
- Меньшиков В.П. Обучение профессиональной диалогической речевой деятельности в специализированных военных вузах: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Киев, 1989. -23 с.
- Методика обучения иностранным языкам в средней школе /Под ред. Н. И. Гез, М. Н. Ляховицкого, A.A. Миролюбова и др. М., 1982. 373 с.
- Мейнерте С.Я. Паралингвистические и коммуникативные особенности сценической речи: Автореф. дис. канд. пед. наук.М., 1986.-22 с.
- Мизецкая В.Я. Драматургический текст как источник изучения разговорной речи: «за» и «против»? // ИЯШ. 1990. № 3. С. 78−79.
- Миллер Дж. Магическое число 7+2. О некоторых пределах нашей способности. В кн.: Инженерная психология. М., Прогресс, 1964. С. 192−225.
- Мильруд Р.П. Организация обсуждения проблемы на уроке иностранного языка // ИЯШ. 1986, № 4. С. 26−30.
- Мильруд Р.П. Организация ролевой игры на уроке // ИЯШ. 1987, № 3. С. 8−13.
- Мирзоян A.JT. Использование ролевых игр для обучения профессиональному диалогическому общению на иностранном языке /английский язык, неязыковый вуз/: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1985.-24 с.
- Москальская О.И. Грамматика текста.М.: Высш. школа, 1981 -183с.
- Негрустуева Г. Ю. Методика обучения диалогической речи на 1−2 курсах языкового вуза /функциональный подход, английский язык/: Дис.. канд. пед. наук. М., 1987. 207 с.
- Николина В.В. Как организовать учебные дискуссии // География в школе. 1992, № 1. С. 47−50.
- Озеров Г. В. Использование логико-смысловых схем и языковых опор при обучении свободным аргументативным высказываниям в дискуссиях // ИЯШ. 1989, № 1. С. 84−88.
- Озеров Г. В. Языковые средства логико-структурного оформления учебных бесед и дискуссий. В сб.: Исследование структурных особенностей немецкого текста. Владимир: Изд-во ВГПИ, 1986. С. 13−21.
- Орлов Г. А. Современная английская речь. М.: Высш. школа, 1991.-240 с.
- Павлова Л.Г. Спор, дискуссия, полемика. М.: Просвещение, 1991. -127 с.
- Перре-Клермон А. Н. Роль социальных взаимодействий в развитии интеллекта детей: Пер. с фр. М.: Педагогика, 1991. 248 с.
- Пешкова Н.П. Письменный текст и обучение говорению на иностранном языке. В сб.: Перевод и текст. Пенза, 1989. С. 57−58.
- Пиотровский Р.Г. Инженерная лингвистика и теория языка. Ленинград: Наука, 1979. 112 с.
- Попова И.В. О возможности использования текстов для обучения диалогу-обсуждению в неязыковом вузе. В сб.: Некоторые вопросытехнологии обучения диалогу-обсуждению в неязыковом вузе. СПб.: Изд-во С.-Петерб. Ун-та, 1999. — С. 3−10.
- Программы средней школы. «Иностранные языки» II-XI классы /для школ с углубленным изучением английского языка/. М.: Просвещение, 1990.-45 с.
- Прокофьева В.Л. Наглядность как средство создания коммуникативной мотивации при обучении устному иноязычному общению IIШШ. 1990, № 5. С. 41−45.
- Радаев A.M. Об обучении технике полемики в диалоге на основе логики инвариантов смыслового содержания воздейственных /эффективных/ диалогических реплик. В сб.: Речевое воздействие: психологические и психолингвистические проблемы. М., 1986. С. 35−51.
- Радаев A.M. Функциональная модель оппозитивного /полемического/ диалога: Автореф. дис.. канд. филол. наук. М., 1984. 24 с.
- Риверс У.М. Пусть они говорят то, что им хочется сказать! В кн.: Методика преподавания иностранных языков за рубежом. М.: Прогресс, 1976. С. 226−241.
- Розенбаум Е.М. Основы обучения диалогической речи на языковом факультете педагогического вуза /французкий язык/: Автореф. дис.. докт. пед. наук. М., 1980.-48 с.
- Рогова Г. В., Рабинович Ф. М., Сахарова Т. Е. Методика обучения иностранным языкам в средней школе. М.: Просвещение, 1991. 287 с.
- Романов A.A. Системный анализ регулятивных средств диалогического общения: Дис.. докт. филолог, наук. М., 1989. 429 с.
- Саломатов К.И. Обучение диалогической речи на английском языке студентов 1 курса специального факультета: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1966. 25 с.
- Самохина Т.С. Обучение аргументативному высказыванию на факультете иностранных языков педагогического института //ИЯШ. 1988, № 3. С. 82−86.
- Сахарова Т.Е. Ситуативные упражнения для обучения диалогической речи: Дис.. канд. пед. наук. М., 1968. 191 с.
- Святогор И.П. Типы диалогических реплик в современном русском языке: Автореф. дис.. канд. филол. наук. М., 1967. 20 с.
- Сиротинина О.Б. Современная разговорная речь и её особенности. М.: Просвещение, 1974. 144 с.
- Сирык Т.Д. Формирование и развитие умений и навыков диалогической речи на начальном этапе обучения английскому языку в средней школе: Дис.. канд. пед. наук. Киев, 1984. -246 с.
- Ситнова H.A. Эллипс строевых /служебных/ элементов в английской разговорной речи: Автореф. дис.. канд. филол. наук. Одесса, 1978.- 22 с.
- Скалкин В.Л. Основы обучения устной иноязычной речи. М.: Рус. яз., 1981.-248 с.
- Скалкин В.Л., Яковенко О. И. Тематика межличностных бесед старшеклассников в социокультурной сфере общения // ИЯШ. 1992, № 2. С. 5−8.
- Скребнёв Ю.М. Введение в коллоквиалистику. Саратов: Изд-во СГУ, 1985.-210 с.
- Скребнёв Ю. М Общелингвистические проблемы описания синтаксиса разговорной речи: Дис.. доктора филол. наук. М., 1971.-581 с.
- Сонгаль А.Г. Методика обучения профессиональному диалогическому общению на краткосрочных специализированных курсах /английский язык/: Дис.. канд. пед. наук. М., 1990.-223 с.
- Сопер П. Основы искусства речи. М.: Прогресс, 1992. 416 с.
- Сосновцева Т.И. Роль просодии в реализации семантической категории убеждения в аргументативных диалогических единствах: Дис.. канд. филол. наук. М., 1992. 166 с.
- Ступников И.В., Шершевская М. А. Учебник английского языка: Для IX кл.шк. с углубл. изуч. англ. яз. 7-е изд. М.: Просвящение, 1988. -239 с.
- Сухолуцкая М.Э. Обучение устной английской речи в 1 классе школ с углубленным изучением иностранных языков: Дис.. канд. пед. наук. Киев, 1989.-251 с.
- Сучкова Н.П. Стереотипные оценочные реплики-реакции в английской разговорной речи: Автореф. дис.. канд. филол. наук. Пятигорск, 1988. 17 с.
- Тарнопольский О.Б. Формы организации учебной деятельности студентов при обучении говорению на основе публицистических текстов // ИЯВШ. Вып. 18, 1985. С. 14−21.
- Теплицкая Н.И. Некоторые проблемы диалогического текста: Автореф. дис.. канд. филол. наук. М., 1975. 26 с.
- Тиссен Л.П. Обучение речевому этикету английского языка в средней школе: Дис.. канд. пед. наук. М., 1991. 185 с.
- Томахин Г. Д. Реалии американизмы. Пособие по страноведению. М.: Высш. школа, 1988. — 239 с.
- Тучкова Т.У. Функциональные опоры как средство обучения иноязычному диалогическому общению в средней школе /немецкий язык/: Дис.. канд. пед. наук. Липецк, 1989. -216 с.
- Усманов У. Неполные предложения в английской диалогической речи: Автореф. дис.. канд. филол. наук. Киев, 1983. 23 с.
- Фаенова М.О. Обучение культуре общения на английском языке: Научно-теоретическое пособие. М.: Высш. школа, 1991, 144 с.
- Формановская Н.И., Шевцова C.B. Речевой этикет. Русско-английские соответствия. Справочник. М.: Высш. школа, 1990. 80 с.
- Холодович A.A. О типологии речи. В кн.: Историко-филологические исследования. М.: Наука, 1967. С. 202−213.
- Хотинская А.Д. Обучение диалогическому общению на 2 курсе факультета иностранных языков: Дис.. канд. пед. наук. М., 1974. 171 с.
- Чахоян Л.П. Синтаксис диалогической речи современного английского языка. М.: Высш. школа, 1979. 169 с.
- Чернова Г. М. Использование текстов с неразвёрнутой ситуацией для стимулирования группового общения на уроке французкого языка // ИЯШ. 1992. № 2. С. 50−55.
- Шадрин A.B. Развитие иноязычной диалогической речи с помощью оригинальных телепередач: Дис.. канд. пед. наук. М., 1982. 251 с.
- Шамсутдинова E.JI. Некоторые способы интенсификации экспрессивности в англоязычных рекламных текстах: Автореф. дис.. канд. филол. наук. Нижний Новгород, 1992. 16 с.
- Шамсутдинова E.JI. Некоторые способы интенсификации экспрессивности в англоязычных рекламных текстах: Дис.. канд. филол. наук. Нижний Новгород, 1992 /а/. 160 с.
- Шантарин Е.В. Методика проведения бесед-дискуссий при обучении устной речи в языковом вузе /английский язык/: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1974. 30 с.
- Шантарин Е.В., Гурвич П. Б. Методика проведения иноязычных дискуссий на старших курсах языкового факультета. В сб.: Проблемы обучения иностранным языкам. Владимир, 1973. T. VII. С. 170−171.
- Шатилов С.Ф. Методика обучения немецкому языку в средней школе. М.: Просвещение, 1986. 223 с.
- Шатилов С.Ф. Теоретические основы методики обучения грамматическому аспекту иноязычной речи. В кн.: Общая методика обучения иностранным языкам: Хрестоматия. М.: Рус. яз., 1991. С. 295−305.
- Шведова Н.Ю. Очерки по синтаксису русской разговорной речи. М.: Изд-во АН СССР, 1960. 377 с.
- Шевыков В.Н. Совершенствование диалогической речи на продвинутом этапе обучения в языковом вузе /немецкий язык/: Дис.. канд. пед. наук. Л., 1980.-257 с.
- Шилак Л.В. Методика обучения беседе по специальности в неязыковом вузе /английский язык/: Дис.. канд. пед. наук. М., 1989. 301 с.
- Шолкович О.М. Обучение устной экспрессивной речи студентов языкового педвуза: Методические рекомендации для преподавателей практики устной речи. М.: Изд-во МГПИ, 1986. 69 с.
- Шумските Г. А. Обучение научному диалогическому общению в аспекте прагматики языка: /немецкий язык, неязыковой вуз/: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1990. 22 с.
- Щербаков В.П. Однословные реплики английской диалогической речи: Автореф. дис.. канд. филол. наук. М., 1983. 16 с.
- Ыйм Х. Я. Прагматика речевого общения. В кн.: Интеллектуальные процессы и их моделирование. М., 1987. С. 196−208.
- Эрдели В.Г. Методика преподавания географии. Пособие для учительских институтов. М.: Учпедгиз, 1949. 324 с.
- Яковенко О.И. Методика обучения транстематической беседе в социокультурной сфере общения /старшие классы школ с углубленным изучением английского языка/: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Киев, 1993. -13 с.
- Якубинский Л.П. О диалогической речи. В сб.: Русская речь/Под ред. Л. В. Щербы. Т. 1. Петроград, 1923. С. 96−194.
- Яноушек Я. Социально-психологические проблемы диалога в процессе сотрудничества между людьми. В кн.: Психолингвистика за рубежом. М., 1972. С. 88−102.
- Ball W.J. Understatement and Overstatement in English // English Language Teaching, 1970. V. 24. P. 201−208.
- Beaucco J.G. Competence de communication: des objectifs d’enseignement aux pratiques de classe // Le Francais dans le Monde. 1980, N 153. P. 35−40.
- Brandt R. On Cooperative Learning: A Conversation with Spencer Kagan // Educational Leadership. Alexandria. Vol. 47, N 4. 1989/1990.
- Coman A., Shephard R. Language is! Lnd., Sydney, 1972.
- Farid A. Developing Real Communication // English Teaching Forum. Wash. Vol. 12, N 2. P. 27−28.
- Finochiaro M., Brumfit Ch. The Functional-Notional Approach: from Theory to Practice. Oxford University Press, 1983. 235 p.
- Hymes D. On Communicative Competence. In: Sosiolinguistics. Harmondsworth: Penguin, 1972. P. 269−293.
- Kagan S. Cooperative Learning: Resources for Teachers. Riverside, Calif.: University of California. 1988. 300 p.
- Leech G. Principles of Pragmatics. London: Longman, 1983. 352 p.
- McGuire W. The Myth of Massive Media Impact: Savagings and Salvagings // Public Communication and Behavior / V. I. Academic Press: Orlando et al., 1986. P. 173−258.
- Melvin В., Stout D. Motivating Language through Authentic Materials // Interactive Language Teaching. Cambr. University Press, 1987. P. 4456.
- Nostrand H.L. Authentic Texts and Cultural Authenticity: An Editorial // The Modern Language Journal. 1989. Vol 72, N I. P. 49−52.
- Schultz J.L. Cooperative Learning: Refining the Process // Educational Leadership. Alexandria, 1989/1990. Vol. 47, N 4. P. 43−45.
- Swan M., Smith B. Learner English: A Teacher’s Guide to Interference and other Problems. Cambridge University Press, 1987. 265 p.
- Thompson C. Cereal Logic // AIMS Newsletter. AIMS Education Foundation. Fresno. California. Vol. VII, 1992, N. 5. P. 42−43.
- Thompson C. Cereally Speaking // AIMS Newsletter. AIMS Education Foundation. Fresno. California. Vol. VII, 1992, N. 5. P. 35−41.
- Ur P. Discussion that Work. Task-centred Fluency Practice. London. Cambridge University Press, 1987. 122 p.
- Winskowski C. Topicalization «Work in Telephone Conversation // International Journal of Phychological Sciences. N.Y., 1977. Vol. 4. N.I.
- Youngs D., Wilson J. Problem-Solving Dialogue // AIMS Newsletter. -AIMS Education Foundation. Fresno. California. 1992. Vol. VII, N. 5. P. 12−13.
- Ziegesar D. Gebrauchstexte im Fremdsprachenunterricht // English (Brl.), 1976. Jg. II, N. I. S. 5−11.
- УЧЕБНИКИ И УЧЕБНЫЕ ПОСОБИЯ
- Alexander L.G. For and Against. An Oral Practice Book for Advanced Students of English. London, 1990. 66 p.
- Alexander L.G. Talk it Over. New York, 1978. 92 p.
- Alexander L.G., Vincent M.C. Make your Point. 30 Discussion Topics for Students at Secondary Level. Lnd: Longman, 1975. 63 p.
- Candlin E.F. Present Day English for Foreign Students. Teacher’s Book 3. University of London Press, 1964. 184 p.
- Huizenga J. Looking at American Food: A pictorial introduction to American language and culture. Lincolnwood: NTC, 1989. — 45 p.
- Huizenga J. Looking at American Recriation: A pictorial introduction to American language and culture. Lincolnwood: NTC, 1988. — 45 p.
- Huizenga J. Looking at American Signs: A pictorial introduction to American language and culture. Lincolnwood: NTC, 1985. — 32 p.
- Jones J. Functions of English. Ldn, 1978. 89 p.
- Jones L. Eight Simulations. Cambridge University Press, 1983. 137 p.
- O.Jones L., Baeyer C. Functions of American English. Student’s Book. Cambridge University Press, 1983. 150 p.
- Kenneth J. Skills for Understanding Maps and Globes. Newton, Massachusetts, 1986. 96 p.
- Maley A., Duff A. Drama Techniques in Language Learning. Cambr. Univ. Press, 1979.- 106.
- Morrow K. Advanced Conversational English: Workbook. London: Longman, 1979. 79 p.
- Starkey C.M., Penn N.W. What do you Need to Know about Getting a Job and Filling out Forms. Lincolnwood: NTC, 1989. 75 p.
- Starkey C.M., Penn N.W. What do you Need to Know about Reading Ads, Reference Materials ans Legal Documents. Lincolnwood: NTC, 1989. 60 p.
- Starkey C.M., Penn N.W. What do you Need to Know about Reading Labels, Directions and Newspapers. Lincolnwood: NTC, 1989. 58 p.
- Watcyn-Jones P. Act English: A Book of Role-plays. Harmondsworth, 1985.- 116 p.1. ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ СЛОВАРИ
- Кондаков Н.И. Логический словарь-справочник. 2-е изд. М.: Наука, 1975.-720 с.
- Лингвистический энциклопедический словарь. М.: Сов. энциклопедия, 1990. 685 с.
- Ожегов С.И. Словарь русского языка/ Под ред. Н. Ю. Шведовой. -22-е изд. М.: Рус. яз., 1990. 921 с.
- Психология. Словарь/ Под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. 2-е изд. М.: Политиздат, 1990. — 494 с.
- New Webster’s Dictionary of the English Language. Surjeet Publications, 1989.- 1824 p.
- The Concise Oxford Dictionary of Current English. Oxford University Press, 1987.- 1260 p.
- The Oxford English Dictionary. Oxford. At the Clarendon Press, 1933. Vol. Ill, X, XI.