Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Педагогические условия профессионального саморазвития личности будущего учителя

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Актуальность исследования. Постоянно меняющиеся потребности современного общества, необходимость оптимизации процесса продуктивной профессиональной деятельности, направленной на формирование человека-гражданина, интегрированного в систему этнической и мировой культур, требуют исследования потенциала ее саморазвития. Кроме того, коренные изменения в общественной жизни ставят проблему подготовки… Читать ещё >

Содержание

  • ВВЕДЕНИЕ
  • ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМОРАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ УЧИТЕЛЯ
    • 1. Профессиональное саморазвитие в творческом становлении личности
    • 2. Сущность профессионального саморазвития личности учителя
  • Выводы по главе
  • ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ САМОРАЗВИТИЮ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ
    • 1. Педагогические условия профессионального саморазвития личности будущего учителя
    • 2. Толерантное мировоззрение как условие профессионального саморазвития личности
    • 3. Экспериментальная проверка эффективности условий профессионального саморазвития
  • Выводы по главе

Педагогические условия профессионального саморазвития личности будущего учителя (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Постоянно меняющиеся потребности современного общества, необходимость оптимизации процесса продуктивной профессиональной деятельности, направленной на формирование человека-гражданина, интегрированного в систему этнической и мировой культур, требуют исследования потенциала ее саморазвития. Кроме того, коренные изменения в общественной жизни ставят проблему подготовки личности, способной активно включиться в современный социальный процесс, реализовать свой профессиональный и творческий потенциал, готовой к постоянному расширению своих возможности через самообразование и развитие.

В настоящее время общество не может удовлетвориться готовностью личности к исполнительской деятельности, вследствие чего ориентирует каждого выпускника на принятие ответственности за будущее подрастающего поколения. Именно поэтому вопросы профессионального саморазвития личности будущего педагога, его готовности к саморазвитию являются сегодня ключевыми в теории и практике современного образования.

Процесс обучения в высшей школе определяет жизненную и мировоззренческую позиции будущего профессионала, в стенах вуза необходимо формировать интерес к научно-педагогическим знаниям, готовность к постоянному их обновлению, способность адаптации своей деятельности к уровню развития педагогической науки. Следовательно, актуальными становятся вопросы выявления взаимосвязи и взаимообусловленности процессов развития и становления личности, готовности к непрерывному совершенствованию уровня профессиональной подготовки и т. д.

Анализ современных психолого-педагогических теорий и концепции гуманистического образования (А.Г. Асмолов, И. Б. Котова, A.B. Петровский, В. А. Петровский, В. И. Слободчиков, Д. И. Фельдштейн, E.H. Шиянов и др.) подтверждают необходимость исследования процессов саморазвития и самосовершенствования личности будущею педагога.

Исследования Б. Г. Ананьева, К.А. Абульхановой-Славской, Л.И. Анцы-феровой, J1.C. Выготского, А. Н. Леонтьева, А. Р. Лурии, B.C. Мухиной, С. Л. Рубинштейна, Л. Н. Рожиной, A.A. Смирнова, A.B. Суворова и других показывают, что овладение методами и приемами саморазвития личности представляет собой сложный и противоречивый, растянутый во времени процесс. При этом важнейшими условиями его реализации рассматриваются сознательное стремление к равновесию и гармонии индивида и окружающего мира, готовность к совершенствованию собственной личности, умение принимать решения, соизмеряя их с потребностями общества и т. д.

Следует отметить, что проблема саморазвития актуальна в условиях Дагестана, где нельзя не учитывать многонациональную специфику республики, поликультурность образовательного пространства, в связи с чем представляют интерес исследования по формированию культуры межнационального общения, (З.Т. Гасанов) — этнокультурных и этнопедагогических традиций (З.М.Магомедова, Ш. А. Мирзоев, Д. М. Маллаев и др.).

Анализ теории и практики реализации образовательного процесса, направленного на саморазвитие личности будущего учителя, указывает на ряд противоречий между:

• потребностью в подготовке способного к творческой профессиональной деятельности педагога и отсутствием механизма профессионального саморазвития в ней личности;

• отсутствием в традиционной системе подготовки условий, стимулирующих процессы самопознания, самоопределения, самоуправления, саморазвития, и превалированием воспроизводящей и оценочной системы контролинга.

Приведенные противоречия в практике функционирования системы профессионального саморазвития личности актуализируют проблемы гуманизации образовательного процесса, в частности, средствами педагогической практики, при ее недостаточной теоретической разработанности.

Вышеизложенное обусловило выбор темы диссертационного исследования: «Педагогические условия профессионального саморазвития личности будущего учителя».

Цель исследования: обоснование и экспериментальная проверка педагогических условий профессионального саморазвития будущего учителя.

Объект исследования: процесс профессионального саморазвития студента педагогического вуза.

Предмет исследования: условия эффективности профессионального саморазвития личности будущего учителя.

Гипотеза исследования: процесс профессионального саморазвития будущих учителей может быть педагогически эффективным, если обеспечить:

•раннее профессиональное самоопределение личности будущего учителя;

•непрерывность включения студентов педвуза в профессиональную деятельность в процессе обучения;

•референтность участников педагогического процесса как носителей профессионального саморазвития;

•педагогический мониторинг субъектного профессионального продвижения;

•продуктивную и сознательную коррекцию личностных характеристик на всех уровнях профессионального становления.

Предмет, гипотеза, цель исследования определили задачи исследования: •обоснование роли саморазвития в становлении личности будущего учителя;

•этимологический анализ и обобщение сущности профессионального саморазвития личности будущего учителя;

•анализ уровня профессионального саморазвития личности будущего учителя;

•выявление педагогических условий профессионального саморазвития будущего учителя.

•экспериментальная проверка системы профессионального саморазвития личности будущегоучитечя.

Для решения поставленных задач нами использованы методы исследования: ретроспективный анализ психолого-педагогической, социологической, философской и другой литературыаналогиясинтезсистемный и сравнительный анализобобщение, педагогическое наблюдениебеседатестированиеанализ продуктов деятельностипедагогический эксперимент, статистическая обработка данных.

Методологической основой исследования выступают идеи гуманизации образования и нравственных ценностей (З.Т. Гасанов, Д. М. Маллаев, В. К. Шаповалов, E.II. Шиянов и др.) — личностно-деятельный подход к обучению в вузе (Бондаревская Е.В., А. А. Вербицкий, И. Ф. Исаев и др.) — концептуальные положения психолого-педагогической диагностики (П.П. Блонский, Н. К. Голубев, И. Б. Котова, C.B. Недбаева и др.) — теория развития личности (И.С.Кон, Е. Г. Скобельцына и др.).

Теоретической основой исследования выступают системно-деятельностный подход в исследовании личности и процесса ее развития (А.Г. Асмолов, JI.C. Выготский, А. Н. Леонтьев и др.), аксиологический подход, являющийся более общим по отношению к гуманистической проблематике и рассматривающий человека как высшую ценность профессионального, психического и социального развития, исследования по профессиональному саморазвитию личности (К.А. Абульханова-Славская, Б. Г. Ананьев, Л. И. Анцыферова, А. Р. Лурия, B.C. Мухина, С. Л. Рубинштейн, A.A. Смирнов и др.).

Организация и этапы исследования: исследование осуществлено в период с 1998 по 2007 г. г. и включает три взаимосвязанных этапа:

• подготовительный (1998;2002 г. г.), направленный на определение концептуальных идей исследования, постановку целей, задач, выдвижение гипотезыанализ научной и учебно-методической литературы по проблеме исследования, что позволило разработать программу формирования выделенных параметров развития личности.

• формирующий (2002;2004 г. г.), направленный на структурирование и апробацию механизма профессионального саморазвития будущего учителя, уточнение его адекватности целям, методам и методикам диагностики, проведение педагогического эксперимента и анализ экспериментальных данных.

• аналитический (2004;2007 г. г.), направленный на анализ и обобщение полученных результатов, коррекцию и оценку защищаемых положений и подготовку диссертационного исследования к публичной защите.

Научная новизна исследования состоит в проведении этимологического анализа сущности профессионального саморазвития личности будущего учителявыявлении педагогических условий профессионального саморазвития личности будущего учителяобосновании механизма профессионального развития будущих учителей до непосредственного вхождения в профессию.

Теоретическая значимость работы состоит в выявлении и характеристике внешних и внутренних детерминант профессионального саморазвития будущих педагоговобосновании педагогических условий профессионального саморазвития будущих учителейразработке программно-методического обеспечения построения психолого-педагогической модели развития будущего профессионала на этапе обучения в вузе.

Практическая значимость исследования состоит в реализации механизмов профессионального саморазвития, внедрении их в практику работы школ и вузов, разработке содержания методического обеспечения профессионального саморазвития будущего учителя, способствующего реализации целей подготовки к профессионально-педагогической деятельности. Материалы исследования представляют интерес для работников образования и студентов педвузов.

Достоверность результатов исследования подтверждается методологической обоснованностью исходных позиций, фундаментальностью анализируемых работ, многомерностью используемых методик, адекватных целям и задачам исследования, содержательным анализом факторов диагностического среза, значительным объемом экспериментальной выборкиприменением методов математической статистики.

База исследования. Исследованием было охвачено около 350 испытуемых, (студенты-практиканты (165 человек), учащиеся гимназии (57 человек) и средних школ (93 человека)), подвергшихся диагностическому и формирующему воздействию. Эмпирический материал накапливался с 2002 года, в течение которого были обследованы студенты Даггоспедуниверситета.

Апробация и внедрение результатов исследования. Результаты исследования докладывались на педагогических советах школы № 2, 4, гимназии № 17 г. Махачкалы, гимназии с. Карабудахкент, на методических семинарах образовательных учреждений, на научно-практических конференциях, заседаниях кафедры коррекционной педагогики и психологии Дагестанского государственного педагогического университета.

На защиту выносятся следующие положения:

• ранняя профессиональная ориентация как эффективная основа профессионального саморазвития и вхождения в педагогическую деятельность будущего учителя.

• профессиональное саморазвитие будущего учителя как многоуровневый процесс формирования и развития педагогических способностей, профессионально значимых качеств личности и профессионального опыта, характеризующие субъективные и объективные критерии профессионального роста;

• педагогические условия и факторы профессионального саморазвития, обеспечивающие становление личности будущего учителя и адекватный уровень готовности к педагогической деятельности, включающие: самообразование как основа саморазвитиятворческая деятельность, обеспечивающая профессиональное саморазвитиеформы организации, представляющие диалогичные, коллективно-распределенные механизмы субъектно-объектной деятельности, реализующие принципы педагогики сотрудничестваметоды саморазвития, направленные на преобразование себя, развитие рефлексивных способностей и творческого потенциала личноститолерантное мировоззрение как источник гуманности, справедливости и безоценочного отношения, а также альтернативная педагогическая поддержка.

• толерантное мировоззрение как условие профессионального саморазвития, обеспечивающее адекватный уровень гармонизации взаимодействия в педагогической деятельности, с профессиональной средой, постоянно корректируя наличные подструктуры под требования извне и изнутри.

• механизм профессионального саморазвития, обеспечивающий реализацию логического ряда: самооценка педагогической деятельности — отношение к образу «Я-будущий педагог» — профессиональное самопознание — самоанализсаморегуляциясамоорганизация — самовоспитание — саморазвитие.

Структура и объем диссертации

Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.

Выводы по главе.

Эмпирическое исследование формирования профессионального саморазвития личности будущего педагога полностью подтвердило выдвинутую в начале работы гипотезу.

1. Процесс формирования профессионального саморазвития будущих учителей может быть педагогически эффективным при обеспечении: раннего включения студентов педвуза в профессиональную деятельностьреферентности носителей профессионального саморазвития участников педагогического процессапедагогического мониторинга субъектного профессионального продвижения в процессе формированияпродуктивного сознательного изменение личностных структур на всех уровнях ее профессионального становления.

2. Обобщив все вышеизложенное, предлагаем следующую классификацию ресурсного аппарата в связи с саморазвитием основных структур личности будущего педагога.

3. Если профессиональное саморазвитие — статико-динамический процесс продуктивного изменения психологических структур личности, обеспечивающих успех в деятельности, то эффективная стратегия адаптивного поведения является одним из механизмов саморазвития личности.

4. Структурными компонентами профессионального саморазвития выступают нравственные качества, коммуникативные качества, эмоционально-волевые черты, потребностно-мотивационная сфера, интегративные характеристики личностной саморегуляции, интеллектуальные качества.

5. Педагогическими условиями профессионального саморазвития, обеспечивающими становление личности будущего учителя и адекватный уровень готовности к педагогической деятельности, выступают самообразование как основа саморазвитиядеятельность, заключающаяся в создании условий для организации собственной деятельностиформы организации, представляющие диалогичные, коллективно-распределенные формы субъектно-объектной деятельности, т. е. принципов педагогики сотрудничестваметоды саморазвития, направленные на развитие рефлексивных способностей, творческого потенциала, на преобразование самого себятолерантное мировоззрение как источник гуманности, справедливости и безоценочного отношения к людям и альтернативная педагогическая поддержка.

6. Толерантное мировоззрение как условие профессионального саморазвития обеспечивает оптимально адекватный уровень гармонизации взаимодействия всех детерминант и качественных характеристик эффективности и адекватности педагогической деятельности, в процессе, которой личность, приобретая новые и модернизируя старые свойства, достигает более высокого уровня взаимодействия с профессиональной средой, постоянно корректирует наличные подструктуры под требования извне и изнутри.

7. Механизм профессионального саморазвития обеспечивает реализацию логического ряда: самооценка педагогической деятельности — отношение к образу «Я — будущий педагог» — профессиональное самопознание — самоанализ — саморегуляция — самоорганизация — самовоспитание — саморазвитие.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Проведенный теоретический анализ и экспериментальная проверка основных положений диссертационного исследования позволяют сделать следующие выводы:

1. Профессиональная зрелость учителя представляет собой системное образование в единстве индивидуально-личностного, процессуально-технологического, профессионально-предметного и самоактуализационного компонентов, обусловливающих основы функционирования и развития всей системы.

2. Развивающая функция профессиональной зрелости учителя проявляется и его постоянном стремлении к преодолению новых деятельностных и личностных рубежей, педагогической творческой деятельности учителя.

3. Ранняя профессиональная ориентация способствует профессиональному саморазвитию как эффективному условию вхождения в педагогическую деятельность будущего учителя.

4. Профессиональное саморазвитие будущего учителя представляет собой многоуровневый процесс формирования и развития педагогических способностей, профессионально значимых качеств личности и опыта профессиональной деятельности, характеризующих субъективные и объективные критерии профессионального роста.

5. Модель структуры профессионального саморазвития личности будущего учителя включает педагогические способности, профессионально-важные качества и опыт профессиональной деятельности, сформированность которых характеризует профессиональную компетентность личности будущего учителя.

6. Педагогическими условиями профессионального саморазвития, обеспечивающими становление личности будущего учителя и адекватный уровень готовности к педагогической деятельности, выступают самообразование как основа саморазвития, деятельность, заключающаяся в создании условий для организации собственной деятельностиформы организации, представляющие диалогичные, коллективно-распределенные формы субъектно-объектной деятельности, т. е. принципов педагогики сотрудничества, методы саморазвития, направленные на развитие рефлексивных способностей, творческого потенциала, на преобразование самого себя, толерантное мировоззрение как источник гуманности, справедливости и безоценочного отношения к людям и альтернативная педагогическая поддержка.

7. Толерантное мировоззрение как условие профессионального саморазвития обеспечивает оптимально адекватный уровень гармонизации взаимодействия всех детерминант и качественных характеристик эффективности и адекватности педагогической деятельности, в процессе которой личность, приобретая новые и модернизируя старые свойства, достигает более высокого уровня взаимодействия с профессиональной средой, постоянно корректирует наличные подструктуры под требования извне и изнутри.

8. Механизм профессионального саморазвития обеспечивает реализацию логического ряда: самооценка педагогической деятельности — отношение к образу «Я — будущий педагог» — профессиональное самопознание — самоанализ — саморегуляция — самоорганизация — самовоспитание — саморазвитие.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Аболин J1.M. Психологические механизмы эмоциональной устойчивости человека. — Казань, Каз. ГУ, 1987. — 108 с.
  2. Абульханова-Славская К. А. Типология активности личности. //Психологический журнал, 1985, Т.6. М. С. 3−18.
  3. Абульханова-Славская Стратегия жизни. М., 1991.
  4. Р.Ф. Философия информационной цивилизации. М., Владос, 1994.-366 с.
  5. Ю.П. Теоретические проблемы мастерства воспитателя современной общеобразовательной школы. Автореферат диссертации доктора педагогических наук. М., 1973. -42 с.
  6. .Г. Структура индивидуального развития как проблема современной педагогической антропологии. //Избранные психологические труды- В 2-х томах. М., 1980, т. 2. С. 44−45.
  7. II.В. Проблема личностной идентичности в интерпретации современного психоанализа, интеракционизма и когнитивной психологии. //Вопросы психологии. 1996, № 1. С. 131−143.
  8. Д.Ю. Саморазвитие учителя в процессе подготовки к педагогической деятельности. Дисс.. канд. пед. наук. М., 1996. -156 с.
  9. Л.И. Психология формирования и развития личности. //Сб. Психология личности. СПб, 2001. С. 207.
  10. С.Э. Категория саморазвития в философии Гегеля. М., МГПИ им. Ленина, 1986. -16 с.
  11. Аристотель. Соч. в 4 т. Т. 1. М., 1975.
  12. Г. Г., Шотт Е. К. КГР как проявление эмоциональных, ориентированных и двигательных составляющих стресса. //Психологический журнал, 1998, т. 19, № 4. С. 70−79.
  13. А.Г., Братусь Б. С. и др. О некоторых перспективах исследования смысловых образований личности. //Вопросы психологии. 1979, № 4. С. 35−45.
  14. Л.В. Развитие самокомпенсации у учащихся разных педагогических систем. Дисс. канд. психол. наук. Казань, 1999. -16 с.
  15. H.A. Очерки по физиологии движений и физиологии активности. М., 1966.
  16. Н. Р.Проблема саморазвития личности в психологии. М. :Флинта 1998, -46с.
  17. П.Богданов В. А. Системологическое мировоззрение личности в социальной психологии. Л., 1984. -143 с.
  18. Л.И. Психологическое развитие школьника и его воспитание. М., Знание. 1979.
  19. И., Березовский А. Кадры современной высшей школы. //Высшее образование в России. 1998 — № 2. — С. 22−27
  20. А.Н. Изучение типичных недостатков в подготовке выпускников пединститута в течение первых пяти лет их работы в школе. //Формирование личности учителя в системе учебно-воспитательного процесса в педагогическом институте. М., 1980. С. 57−58.
  21. Ю.В. К вопросу о влиянии особенностей культурной среды на психику. М., 1983, № 3. С. 67−75.
  22. A.B. Проблема субъекта в психологической науке. //Психол. гл. т. 14, № 6. С. 3−15.
  23. К. Я. Природно-рефлексивная технология саморазвития человека. М., 2002,-145 с.
  24. К. Я. Модель саморазвития человека: концепция, технологии. -Н. Новгород 1999, -255 с.
  25. С.Г. Психолого-педагогические проблемы деятельности молодого учителя. Л., 1983. -32 с.
  26. Г. А. Нравственно-психологический климат и мастерство учителя. Ижевск, 1995. -32 с.
  27. В. Н. Молодежь в науке. М., 1964. -135 с.
  28. JI.C. Развитие личности и мировоззрения ребенка. Психология личности. /Под ред. Гиппенрейтер Ю. Б., Пузырея A.A. М., 1982. -118 с.
  29. JI.C. Развитие высших психических функций. М., Высшая школа, 1963. — 121 с.
  30. JI.B. Психологические особенности профессионального самоутверждения учителей работающих в школе. //Сб. Научн. труды МПГУ им. Ленина.-М., 1995.-68 с.
  31. Т.Г. О воспитании нравственных чувств. М., 1984. -27 с.
  32. М.Г. Совершенствование культуры самостоятельной работы студентов основа адаптации их к вузовским условиям. /В книге: Проблемы адаптации студентов. — Вильнюс, 1978. С 26−28.
  33. А.И. Основы теоретической педагогики. СПб.: СПб ГУ, 1992.-154 с.
  34. Гласс Дж, Стенли Дж. Статистические методы в педагогике и психологии.- М., 2000, -320 с.
  35. Л .Я. Психологические эмоциональные отношения. М., МГУ, 1987,-176 с.
  36. И. П. Формирование компетентности студентов в вопросах личностного саморазвития: Автореф. дис. канд. пед. Наук. СПб., 1999. 23 с.
  37. Н.Ф. Очерки психологии советского учителя. М., 1991. -32с.
  38. K.M. Надежность психологических тестов. Психологическая диагностика, ее проблемы и методы. М., 1975. С. 165−176.
  39. М., Моляко М. А. О педагогической подготовке преподавателя высшей школы. //Высшее образование в России. -1994. -№ 4. С. 105−108.
  40. В.Б. Личностью надо выделяться //С чего начинается личность. 1998.-109 с.
  41. М.Д. Особенности интеллектуального развития студентов в процессе обучения. //Человек и общество. Проблемы интеллектуального и культурного развития студенчества. Ученые записки. JL, 1973, Вып. 13. С.97−105.
  42. Д.Н. Соотношение образов Я-идеальное и Я-реальное и проблемы подростков. Дисс. канд.исихол. наук. СПб., 2000. — 18 с.
  43. А.Д. О взаимосвязи творческой активности и мастерства учителя. //Советская педагогика, 1974, № U.C. 84−90.
  44. М. Социально-психологический портрет вузовского педагога. //СОЦИС 1995.-№ 9:-С. 137−141.
  45. Ерёмина И. В. Педагогические способности и ошибки воспитания. //Педагогика, 2001, № 2 с. 14−17.
  46. Есарева 3. Ф. Особенности деятельности преподавателя высшей школы. Л.- Изд-во ЛГУ, 1974. — 112 с.
  47. Ефимова Е. И. Саморазвитие как фактор становления будущего инженера. -M., 2001,-61 с.
  48. A.B. Структурно-динамическая модель самооценки. //Вопросы психологии. 1989, № 2, С. 5−14.
  49. .В. К вопросу о механизме развития личности. //Вестник МГУ. Серия 14: Психология, 1979, № 2 1. С. 3−7.
  50. М. Вузовский педагог XXI в. //Высшее образование в России.-1998.-№ 3. -С. 13−15.
  51. Д.И. Качество подготовки специалистов как социальная проблема. М., Наука, 1978. -165 с.
  52. В., Гурье Л. Проектная культура преподавателя вуза. //Высшее образование в России. 1998. -№ 3. — С. 23−26.
  53. В., Гурье Л., Зерминов А., Скаткин И. П. Педагогическая деятельность: проблемы, сложности. //Высшее образование в России. 1997. № 4. -С. 44−49.
  54. Е.П. Оптимальное состояние человека как психофизиологичеекая проблема. //Психологический журнал. 1984, т.2, № 5. С. 35−42.
  55. Н.В. К методу исследования уровня тревожности. //Материалы IV съезда общества психологов. СССР. Тбилиси, 1971. С. 61−62.
  56. Кан-Калик В. А. Педагогическая деятельность как творческий процесс. Грозный, 1976. — 286 с.
  57. Т.Ж. Динамика профессиональной направленности выпускника педагогического вуза в процессе работы в школе, дисс.. канд. пед. наук.-М., 1990.- 16 с.
  58. Е.И. Организация труда исследователей и проектировщиков. М., Экономика, 1967. 184 с.
  59. Китаев-Смык Л. А. Психология стресса. М., Наука, 1989.
  60. С. Ю. Фактор успеха: Новая психология саморазвития, -М., 2002, 478 с.
  61. Князева М. М. Проблемы профессиональной деятельности учителя. //Вестник вуза. СПб., 2001, с. 65−67.
  62. В.А. Рефлексия в деятельности начинающих учителей, дисс.канд. психол. наук. Грондо, 1990. — 16 с.
  63. В.А. Некоторые психологические проблемы учителя. -М., 1980.
  64. Л. Н. Проблемы саморазвития личности. Благовещенск: Изд-во БГПУ, 2001.-342 с.
  65. Н. В., Кухарев Н. В. Психологическая структура деятельности учителя. Гомель, 1996.-57с.
  66. Н. В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. М.: Высшая школа, 1990. — 119с.
  67. Л. П. Педагогическая поддержка саморазвития жизнеус-тойчивости будущих специалистов технического профиля. Хабаровск, 2000. -166 с.
  68. В.И. Поли. собр. соч. Т. 6 С. 172.
  69. Л.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975.-304 с.
  70. О. Выбор профессии. Л., 1925. — 34 с.
  71. В.В. Человек как предмет познания. М., 1998.
  72. Ю. А., Максимов С. В. Диагностика и развитие творческой личности педагога в общении (Тесты и упражнения для саморазвития). Ставрополь, 1994. -29 с.
  73. Д. Сочинения: в 3-х томах. М.: Мысль, 1985, Т.1. — 622 с.
  74. .Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии.-М., 1984.-202 с.
  75. В. Г.Основы самопознания и саморазвития: /Учеб. пособие для студентов сред. проф. Образования. М.: Academia 2002, — 250 с.
  76. А. Самоактуализация. Психология личности. М., 1982.-110 с.
  77. B.C. Очерки инте1рального исследования индивидуальности. -М.: Прогресс, 1986. 79 с.
  78. А. В. Педагогика саморазвития личности. Екатеринбург: Изд-во УрГу. 2001.-331 с.
  79. Л. М. Учитель как личность и профессионал (психологические проблемы). М., 1994. — 216 с.
  80. Н.Г. Пути и средства гуманизации образования: мотиваци-онный аспект. Астрахань, 1990.-86 с.
  81. С.Р. Самоотношение как эмоционально-оценочная система.-М., 1991.- 110 с.
  82. A.B. Личность. Деятельность. Коллектив. М., 1982. -285 с.
  83. В.А. Феномен субъективности в психологии личности. -М.: Просвещение, 1993. 136 с.
  84. . Избранные психологические труды. М.: Просвещение, 1969. -659 с.
  85. К.К. Профессиография, ее значение и методика работы.
  86. Социалистический труд, 1971, №.4. С. 74−78.
  87. P.A. Социально-психологические проблемы профессионального становления личности. Киев, 1983. — 15 с.
  88. Поэтапное формирование личности педагога. Нью-Йорк, 2004. -797 с.
  89. JI.M. Концепция толерантной личности как субъекта саморазвития. //Тонус № 1(2). Казань, 1997. С. 258−269.
  90. Практические методы самопостижения и саморазвития. Казань, 1993.-25 с.
  91. A.A. Психология познания педагогом личности учащегося. М.: Высшая школа, 1990. -80 с.
  92. JI.H. Развитие эмоционального мира личности. Минск, 1999.-112 с.
  93. Российский менталитет. //Под ред. Абульхановой-Славской К.А. и др.-М., 1997.-336 с.
  94. СЛ. Основы общей психологии. М.: Учпедгиз, 1949.704 с.
  95. Л.И., Соловьева А. Е. Психология самовоспитания. М.: Просвещение, 1982. — 143 с.
  96. C.B. Установки этнического самосознания русских. //Конфликтная этничность и этнические конфликты. М., 1994.-96 с.
  97. Н. А. Путеводитель профессионального саморазвития или путь к источникам Силы Личности. Псков, 1998, — 175 с.
  98. Самопонимание, самовоспитание, самопомощь, самообладание, саморазвитие, самореализация подростка. /Под ред. И. В. Дубровиной.- Н. Новгород: Нижегор. гуманитар. Центр 1995, 139 с.
  99. Саморазвитие личности в воспитательной системе образовательного учреждения: //Сб. науч. ст. по материалам науч. конф.: В 2 ч. Комсомольск-на-Амуре, 1999.-20 с.
  100. А. И. Психолого-педагогическая поддержка творческогосаморазвития подростков в процессе преподавания курса «Мир и человек» -Пермь, 2000. 72 с.
  101. В.Ф., Никандров Н. Д. Психологический аспект самоопределения личности. //Психологический журнал, 1984, т. 5, № 2 4. С. 65−73.
  102. Г. Очерки об адаптационном синдроме. М., 1960. — 254 с.
  103. М.И. Саморазвитие личности. //Проблемы личности: Материалы симпозиума. М., 1970, т. 2.
  104. С. Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности. М.: Аспекг-пресс, 1995. — 271 с.
  105. В.П. Педагогический менеджмент. М., 2000.-211 с.
  106. Г. Б., Салкова О. В. Совершенствование коммуникативных умений преподавателя. //Советская педагогика. 1990. — № 5. — С. 101−103.
  107. Г. У. Психологическое исследование этнической идентичности в условиях межэтнической напряженности. М., 1994.- 236 с.
  108. .А., Забродин Ю. М., Глоточкин А. Д. Базовая психологическая модель личности учителя. М., 1991. Вып.4. C. II-17.
  109. Е.Б. Духовные влияния как основа воспитания саморазвития личности. //Психологический журнал 1992, т. 13, № 2 4. С. 95−98.
  110. В.В. Самосознание личности. М., 1983. 98 с.
  111. A.B. Саморазвитие личности в экстремальной ситуации слепоглухоты. Дисс.канд. психол. наук. М., 1994. 16 с.
  112. Л.И. Кто может стать организатором. //Молодой коммунист. 1996, № 9, с.75−85.
  113. Д.И. Психология развития личности в онтогенезе. -М., 1989.- 112 с.
  114. X. Мотивация и деятельность. В 2-х томах. М., 1986.
  115. A.A. Основы саморазвития личности. Махачкала. 2000.178с.
  116. И.И. Проблема самосознания в психологии. М., 2000.
  117. Е.В. Проблемы личности. Материалы симпозиума Т-1. -М., 1996, С 29−33.
  118. Ю.А. Человеческая рефлексия и две системы этнического сознания. //Вопросы философии. 1990, № 7.
  119. Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте. //Психология личности. М., 1982.
  120. В.А. Способности и интересы. М., 1992, 70 с.
  121. Adler A. El sentiolO de la viola. Barcelona, Espana, 1955.253 P.
  122. Allport G.W., Kramer В.M. Some Roots of Predjudice // J. Psychol. 1946, 22. P. 9−39.
  123. Ego identity: A hands, for psuchosocial research / Marcia S.E., Waterman A.S., Mattes, on P.K. et al. N.Y., 2, 1993.
  124. Eysenck N.J., Eysenck S.B.D. Мапиа1 of the Eysenck Personality Questionnaire. L.: Hodder and Stoughton. 1975.
  125. Levin J., Brody N. information deprivation and creativity. Psychological Reports. 1974, yol. 35 (1, Pt. l). P. 231−237.
  126. McDougall W. An Introduction to Social Psycology. London, 1908,1. P.25,
  127. Britton A. L’influence sociale. Phenomenes, facteurs et theories. Paris. PUF. 1977. P. 38.
  128. Campbell D.T. Stereotypes and the perception of group differences. Amer. Psychologist, 1967. P. 22.
  129. Cattell R.B., Kline P. The Scientific Analisis ofPersonality and Motivation. 1977.385 p.
  130. Ego identity: A hands, for psuchosocial research / Marcia S.E., Waterman A.S., Matteson P.K. et al. N.Y., 2, 1993. P. 17−21.
  131. Eysenck N.J., Eysenck S.B.D. Мапиа1 ofthe Eysenck Personality Questionnaire. L.: Hodder and Stoughton. 1975. P. 79.
  132. Francle V.G. The golden Bough. London. 1923.
  133. Freid S. Psychopathologie de la quotidienne, Paris, Payot. 1976. P. 24.
  134. Gagel G. School-age parenthood. Extension Bulletin. 667, WSU. 1976.1. P. 79.
  135. Galbo 1.1. AnexplOration of the effects of the relation ships of adolescent and adulst on learning in secondary schools. The high scool 1. 1988. yol. 1971. № 2 2P.12.
  136. Gorgier M. Nevroses et troubles psychosomatiques, Bruxelles, Dessart, 1967. P.207.136. lnglis J., Ankus M.N., Sykey D.H. Age-related differences in learning and short term TeTOTy from childhood to the senium. Hman Development. 1968. P 42−52.
  137. John E,.E., and de Charms. R. Changes in social perception as a function of the personal meleyance ofbehavior. Sociometry, 1957. P. 75−85.
  138. Johnson R.L. Conelates of a test of group sensitivity. Unpublished master’s thesis Michigan State Univer., 1964. P. 315.
  139. Life-Span Developmental and Behavior. APA № 5, 1980. P. 364.
  140. Lokmann K., Lenger J. I I. and Weschler I.R. Some perceptual changes during sensitivity training. J. edic. Res. 1959, 53,28−31.
  141. Loringer D. The social work skills workbook / Ed. B. Coumoyer. N.Y.: Brooks. Cole publishing coTpany. 1996.
  142. Monalance E.P. Meaching creative and gifted learners. Handbook of research on teaching. Wittock M.C. (Eol.) N.Y. 1986. P.49.
  143. MoHTeT O.H. Leamig Theory and behavior. N.Y., 1960.P.36.
  144. Paykel E.S. Recentlife evens and clinical deoression. //Life stress and illness/E.K. Gunderson. R.H. Rahe. Springfield, ill. 1974.P.58.
  145. Rank O. Beyond psychology. New York: Dover, 1941. P. 402.
  146. Raimo Konttinen. Relationships betveen extraversion as a function of anxity and defesiveness. Helsinki, 1968.P.97.
  147. Rapoport A., Guyer M. A taxonomy of2x2 games // General systems.1966 v II. P.203−214.
  148. Roe A. Tbe Psychology ofOccupations. N.Y. 1956- Early differentiation of interests//(Ed.)
  149. Taylor C.W. Tbe Second Research Conference on the Identifying of Creative Scientific Talent. Salt Lake City, 1958, p. 98−108.
  150. Reykowski J. Procesy emocjonalne. Motywacja. Osobowosc. W. 1992.
  151. Ridgeway C.L. Status in groups: The importance ofmotivation. A mer. social, rev., N.I., 1982. yol 1. P. 76−88.
  152. Romen J.M. Les groupes d’entraide an Canada, Ottawa, Ministere de Sante et du Bien-etre social. 1982. P. 114.
  153. Self disclosure: Theory, research, a therapy/Ed. by Valerian F. Darlaga a. Sofin H. Berg. N.Y., London, 1987.P.54.
  154. Shapiro M.I. Teaching observationl skills in child psychiatry to mental students. Amer. J. Orthopsychiat, 1964. P. 563−568.
  155. Stanton H. Relaxation, deepening, and Egoenhancement: A stress reduction «package» // Austral. Psychol. 1988,23 NQ 3. P. 315−322.
  156. Svensson Lennart Study, skill and leariling. Acta Univ Gotholurgensis cop. 1976.P.63.
  157. Tajbel H. HwTan groups and social categories: studies in social psychology. Cambridge: Cambridge University Press, 1981. P. 144.
  158. Taylor S.E., Adjustment to Threatening Events: A Theory of Cognitive Adaptation, Amer. Psychologist, 1983, Y. 38. P. 1161−1173.
  159. Thomson G.H. The factorial analysis of human ability. London, University of London Press. 1939.
  160. Trivers R. Tbe evolution ofreciprocal altruism. 1971. P. 35−57.
  161. Trivers R. The evolution of reciprocal altruism 1971. P. 35 -37
Заполнить форму текущей работой