Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Критерии и методы диагностики уровня готовности к школе детей старшего дошкольного возраста

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Начальный период обучения, вызывающий перестройку всего образа жизни и деятельности ребёнка, достаточно труден. Наблюдения педагогов и психологов показывают, что среди первоклассников есть дети, которые особенно трудно адаптируются к новым условиям и не справляются с режимом и школьной программой. Эти дети вызывают беспокойство учителей, из них формируются в дальнейшем группы отстающих… Читать ещё >

Критерии и методы диагностики уровня готовности к школе детей старшего дошкольного возраста (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Начальный период обучения, вызывающий перестройку всего образа жизни и деятельности ребёнка, достаточно труден. Наблюдения педагогов и психологов показывают, что среди первоклассников есть дети, которые особенно трудно адаптируются к новым условиям и не справляются с режимом и школьной программой. Эти дети вызывают беспокойство учителей, из них формируются в дальнейшем группы отстающих и второгодников. С целью выявления таких детей и своевременного прогнозирования дальнейшей индивидуальной работы с ними, при поступлении в школу целесообразно определение уровня готовности ребенка к школьному обучению. Определению готовности к школе должна служить диагностика развития, которая помогает определить, по какому пути лучше всего направить обучение конкретного ребёнка, какую программу подобрать.

Для того чтобы диагностировать уровень готовности к школе, необходимо определить критерии и показатели готовности.

Критерии — это мерила оценки.

Специалисты выделяют две группы критериев готовности детей к обучению в школе:

медицинские;

психолого-педагогические.

Если говорить о медицинских критериях, то степень готовности детей к школе выявляют, учитывая состояние здоровья, уровень биологического развития и развития школьно-необходимых функций. Если у ребёнка имеются хронические заболевания или он перенёс тяжелую болезнь на протяжении последнего года, часто болеет, то отдавать его в школу с шести лет медицинские работники не рекомендуется.

Р.И. Айзман, Г. И. Овчарова и другие выделяют две группы психолого-педагогических критериев готовности детей к школе:

  • — критерии ориентировочной оценки школьной зрелости;
  • -критерии углубленного изучения психофизиологических предпосылок учебной деятельности.

Ориентировочную оценку функциональной готовности ребенка к школе может осуществлять педагог.

Углубленное изучение сформированности школьно-необходимых функций проводит педагог-психолог.

Для составления диагностической программы мы ввели три группы критериев: когнитивный, мотивационно — потребностный, деятельностный.

Под когнитивным критерием понимают запас представлений ребёнка об окружающем мире, наличие знаний и умений оперировать ими при решении учебных задач.

Мотивационно-потребностный критерий — наличие у детей устойчивых мотивов, умения, сформированность внутренней позиции школьника.

Деятельностный критерий — сформированность у детей предпосылок учебных умений, обеспечивающих успешное обучение в школе.

В таблице 1 описаны показатели и уровни готовности ребёнка к школе по всем критериям.

Таблица 1. Критерии оценки готовности к школе детей старшего дошкольного возраста.

Критерии/ Уровни.

Высокий.

Средний.

Низкий.

Когнитивный.

У ребенка сформирован запас представлений об окружающем в разны сферах жизни; правильно отвечает на вопросы школьной тематики; умеет оперировать знаниями при решении несложных задач.

Запас Представлений об окружающем ограничен ближайшим окружением; Правильно отвечает на вопросы школьной тематики, при организующей и стимулирующей помощи взрослого; затрудняется в применении знаний при решении несложных задач.

Запас представлений об окружающем недостаточный; при ответе на вопросы школьной тематики допускает ошибки; дает неправильные ответы при решении несложных задач или отказывается от ответа.

Мотивационно-потребностный.

У ребенка сформированы познавательные мотивы учения; положительное отношение к школе, внутренняя позиция школьника.

У ребенка преобладают внешние мотивы учения; интерес к атрибутике школьной жизни; внутренняя позиция школьника недостаточно сформирована.

У ребенка отсутствует интерес к школе; преобладают игровые мотивы; внутренняя позиция школьника не сформирована.

Деятельностный.

У ребенка сформированы умения, необходимые для учебной деятельности: умеет слушать, следовать образцу, точно выполнять указания взрослого, ориентироваться на листе бумаге; мелкая моторика и координация в системе «глаз-рука» достаточно развиты.

Умения, необходимые для учебной деятельности недостаточно сформированы; мелкая моторика и координация в системе «глазрука» недостаточно развиты.

У ребенка не сформированы необходимые для учебной деятельности умения; слабо ориентируется на листе бумаги; мелкая моторика слабо развита.

При диагностике готовности ребёнка к школе используют следующие методики ориентировочной оценки школьной зрелости:

  • 1. Изучение психосоциальной зрелости по тестовой беседе.
  • 2. Тест Керна-Йирасека.
  • 3. Изучение чистоты фонематического восприятия. В своем обследовании детей подготовительной группы мы выявляли их общий уровень готовности к школе. Эксперимент проходил в два этапа:
  • 1этап — подбор комплекса диагностических методик для обследования.
  • 2этап — проведение диагностического обследования.

Диагностический комплекс был представлен следующими методиками:

1. Методика «Тестовая беседа» по С. А. Банкову (Приложение 1).

Цель: оценить психосоциальную зрелость ребёнка (собрать сведения о запасе представлений ребенка, его ориентировки, семейной ситуации).

Описание: ребенку предлагалось ответить на 22 вопроса, направленных на выяснение общей ориентации в окружающем мире и имеющегося у него запаса бытовых знаний.

2. Тест Керна-Йирасека (Приложение 2).

Цель: определить уровень развития тонкой моторики руки и координации зрением движения руки; интеллектуальное развитие ребенка; умение подражать образцу.

Описание: ребенку предлагалось три здания: первое — рисование мужской фигуры по памяти, второе — срисовывание письменных букв, третье — срисовывание группы точек.

3. Методика исследования чистоты фонематического восприятия. (Приложение 3).

Цель: выявить уровень развития чистоты фонематического восприятия.

Описание: ребенку предлагалось четыре задания с использованием карточек. На каждой карточке изображены определенные предметы, в названии которых включаются звуки, относящиеся к группам: сонорных, свистящих, шипящих, глухих и звонких. Ребенку выдавалась карточка с изображением предмета, название которого начинается с контрольного звука. Воспитатель просил назвать этот предмет, а потом сказать, с какого звука начинается его название.

Все результаты проведенных диагностических методик отражены в сводной таблице 2.

Таблица 2. Уровень готовности к школе детей старшего дошкольного возраста.

№ п/п.

Ф.И. ребенка, возраст.

Название методик.

Итоговый уровень.

Методика 1.

Методика 2.

Методика 3.

В.

С.

Н.

В.

С.

Н.

В.

С.

Н.

Марина З. 6,10.

Высокий.

Лада З. 6,3.

Средний.

Родион О. 6.

Низкий.

Алина К. 6,4.

Средний.

Маша Г. 6,9.

Высокий.

Юлия М. 6,1.

Средний.

Миша Д. 6,6.

Средний.

Дима Д. 6,7.

Средний.

Миша Т. 6,5.

Низкий.

Соня С. 6,7.

Высокий.

Саша П. 6,9.

Высокий.

Таня К. 6,3.

Средний.

Ваня Ш. 6,4.

Средний.

Рома К. 6,2.

Средний.

Аня Я. 6,5.

Средний.

Полина Ж. 6,8.

Средний.

Леша С. 6,6.

Средний.

Аня С. 6,9.

Средний.

Катя Ф. 6,9.

Высокий.

Саша Ш. 6,10.

Высокий.

Анализируя данные диагностики, мы выявили, что у 45% детей отмечается высокий уровень психосоциальной зрелости; у 45% средний уровень и 10% - низкий. Обработка ответов детей на вопросы14−16 позволила сделать вывод, что у детей отмечается положительная мотивация к обучению к школе детей.

По результатам теста Керна-Йирасека мы сделали вывод о развитии школьно-значимых функций. Высокий уровень готовности к школе был обнаружен у 35% детей; средний — у 60% и низкий — у 5%Исследование частоты фонематического восприятия показало следующие результаты: высокий уровень выявлен — у 40% детей; средний — у 50% и низкий — у 10% детей.

Таким образом, мы выявили, что в группе преобладает средний уровень подготовки к школе. Он составил — 60%. Высокие результаты имеют 30% детей; низкий уровень — 10% детей.

Достаточно благополучные результаты диагностики на начало года мы объясняем тем, что в логопедической группе с детьми два предыдущих года (средняя и старшая логопедическая группы) проводилась еженедельная индивидуальная коррекционно-развивающая работа, а также систематические занятия с детьми логопеда и психолога.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой