Критерии и методы диагностики уровня готовности к школе детей старшего дошкольного возраста
Начальный период обучения, вызывающий перестройку всего образа жизни и деятельности ребёнка, достаточно труден. Наблюдения педагогов и психологов показывают, что среди первоклассников есть дети, которые особенно трудно адаптируются к новым условиям и не справляются с режимом и школьной программой. Эти дети вызывают беспокойство учителей, из них формируются в дальнейшем группы отстающих… Читать ещё >
Критерии и методы диагностики уровня готовности к школе детей старшего дошкольного возраста (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Начальный период обучения, вызывающий перестройку всего образа жизни и деятельности ребёнка, достаточно труден. Наблюдения педагогов и психологов показывают, что среди первоклассников есть дети, которые особенно трудно адаптируются к новым условиям и не справляются с режимом и школьной программой. Эти дети вызывают беспокойство учителей, из них формируются в дальнейшем группы отстающих и второгодников. С целью выявления таких детей и своевременного прогнозирования дальнейшей индивидуальной работы с ними, при поступлении в школу целесообразно определение уровня готовности ребенка к школьному обучению. Определению готовности к школе должна служить диагностика развития, которая помогает определить, по какому пути лучше всего направить обучение конкретного ребёнка, какую программу подобрать.
Для того чтобы диагностировать уровень готовности к школе, необходимо определить критерии и показатели готовности.
Критерии — это мерила оценки.
Специалисты выделяют две группы критериев готовности детей к обучению в школе:
медицинские;
психолого-педагогические.
Если говорить о медицинских критериях, то степень готовности детей к школе выявляют, учитывая состояние здоровья, уровень биологического развития и развития школьно-необходимых функций. Если у ребёнка имеются хронические заболевания или он перенёс тяжелую болезнь на протяжении последнего года, часто болеет, то отдавать его в школу с шести лет медицинские работники не рекомендуется.
Р.И. Айзман, Г. И. Овчарова и другие выделяют две группы психолого-педагогических критериев готовности детей к школе:
- — критерии ориентировочной оценки школьной зрелости;
- -критерии углубленного изучения психофизиологических предпосылок учебной деятельности.
Ориентировочную оценку функциональной готовности ребенка к школе может осуществлять педагог.
Углубленное изучение сформированности школьно-необходимых функций проводит педагог-психолог.
Для составления диагностической программы мы ввели три группы критериев: когнитивный, мотивационно — потребностный, деятельностный.
Под когнитивным критерием понимают запас представлений ребёнка об окружающем мире, наличие знаний и умений оперировать ими при решении учебных задач.
Мотивационно-потребностный критерий — наличие у детей устойчивых мотивов, умения, сформированность внутренней позиции школьника.
Деятельностный критерий — сформированность у детей предпосылок учебных умений, обеспечивающих успешное обучение в школе.
В таблице 1 описаны показатели и уровни готовности ребёнка к школе по всем критериям.
Таблица 1. Критерии оценки готовности к школе детей старшего дошкольного возраста.
Критерии/ Уровни. | Высокий. | Средний. | Низкий. |
Когнитивный. | У ребенка сформирован запас представлений об окружающем в разны сферах жизни; правильно отвечает на вопросы школьной тематики; умеет оперировать знаниями при решении несложных задач. | Запас Представлений об окружающем ограничен ближайшим окружением; Правильно отвечает на вопросы школьной тематики, при организующей и стимулирующей помощи взрослого; затрудняется в применении знаний при решении несложных задач. | Запас представлений об окружающем недостаточный; при ответе на вопросы школьной тематики допускает ошибки; дает неправильные ответы при решении несложных задач или отказывается от ответа. |
Мотивационно-потребностный. | У ребенка сформированы познавательные мотивы учения; положительное отношение к школе, внутренняя позиция школьника. | У ребенка преобладают внешние мотивы учения; интерес к атрибутике школьной жизни; внутренняя позиция школьника недостаточно сформирована. | У ребенка отсутствует интерес к школе; преобладают игровые мотивы; внутренняя позиция школьника не сформирована. |
Деятельностный. | У ребенка сформированы умения, необходимые для учебной деятельности: умеет слушать, следовать образцу, точно выполнять указания взрослого, ориентироваться на листе бумаге; мелкая моторика и координация в системе «глаз-рука» достаточно развиты. | Умения, необходимые для учебной деятельности недостаточно сформированы; мелкая моторика и координация в системе «глазрука» недостаточно развиты. | У ребенка не сформированы необходимые для учебной деятельности умения; слабо ориентируется на листе бумаги; мелкая моторика слабо развита. |
При диагностике готовности ребёнка к школе используют следующие методики ориентировочной оценки школьной зрелости:
- 1. Изучение психосоциальной зрелости по тестовой беседе.
- 2. Тест Керна-Йирасека.
- 3. Изучение чистоты фонематического восприятия. В своем обследовании детей подготовительной группы мы выявляли их общий уровень готовности к школе. Эксперимент проходил в два этапа:
- 1этап — подбор комплекса диагностических методик для обследования.
- 2этап — проведение диагностического обследования.
Диагностический комплекс был представлен следующими методиками:
1. Методика «Тестовая беседа» по С. А. Банкову (Приложение 1).
Цель: оценить психосоциальную зрелость ребёнка (собрать сведения о запасе представлений ребенка, его ориентировки, семейной ситуации).
Описание: ребенку предлагалось ответить на 22 вопроса, направленных на выяснение общей ориентации в окружающем мире и имеющегося у него запаса бытовых знаний.
2. Тест Керна-Йирасека (Приложение 2).
Цель: определить уровень развития тонкой моторики руки и координации зрением движения руки; интеллектуальное развитие ребенка; умение подражать образцу.
Описание: ребенку предлагалось три здания: первое — рисование мужской фигуры по памяти, второе — срисовывание письменных букв, третье — срисовывание группы точек.
3. Методика исследования чистоты фонематического восприятия. (Приложение 3).
Цель: выявить уровень развития чистоты фонематического восприятия.
Описание: ребенку предлагалось четыре задания с использованием карточек. На каждой карточке изображены определенные предметы, в названии которых включаются звуки, относящиеся к группам: сонорных, свистящих, шипящих, глухих и звонких. Ребенку выдавалась карточка с изображением предмета, название которого начинается с контрольного звука. Воспитатель просил назвать этот предмет, а потом сказать, с какого звука начинается его название.
Все результаты проведенных диагностических методик отражены в сводной таблице 2.
Таблица 2. Уровень готовности к школе детей старшего дошкольного возраста.
№ п/п. | Ф.И. ребенка, возраст. | Название методик. | Итоговый уровень. | |||||
Методика 1. | Методика 2. | Методика 3. | ||||||
В. | С. | Н. | В. | С. | Н. | В. | С. | Н. |
Марина З. 6,10. | Высокий. | |||||||
Лада З. 6,3. | Средний. | |||||||
Родион О. 6. | Низкий. | |||||||
Алина К. 6,4. | Средний. | |||||||
Маша Г. 6,9. | Высокий. | |||||||
Юлия М. 6,1. | Средний. | |||||||
Миша Д. 6,6. | Средний. | |||||||
Дима Д. 6,7. | Средний. | |||||||
Миша Т. 6,5. | Низкий. | |||||||
Соня С. 6,7. | Высокий. | |||||||
Саша П. 6,9. | Высокий. | |||||||
Таня К. 6,3. | Средний. | |||||||
Ваня Ш. 6,4. | Средний. | |||||||
Рома К. 6,2. | Средний. | |||||||
Аня Я. 6,5. | Средний. | |||||||
Полина Ж. 6,8. | Средний. | |||||||
Леша С. 6,6. | Средний. | |||||||
Аня С. 6,9. | Средний. | |||||||
Катя Ф. 6,9. | Высокий. | |||||||
Саша Ш. 6,10. | Высокий. |
Анализируя данные диагностики, мы выявили, что у 45% детей отмечается высокий уровень психосоциальной зрелости; у 45% средний уровень и 10% - низкий. Обработка ответов детей на вопросы14−16 позволила сделать вывод, что у детей отмечается положительная мотивация к обучению к школе детей.
По результатам теста Керна-Йирасека мы сделали вывод о развитии школьно-значимых функций. Высокий уровень готовности к школе был обнаружен у 35% детей; средний — у 60% и низкий — у 5%Исследование частоты фонематического восприятия показало следующие результаты: высокий уровень выявлен — у 40% детей; средний — у 50% и низкий — у 10% детей.
Таким образом, мы выявили, что в группе преобладает средний уровень подготовки к школе. Он составил — 60%. Высокие результаты имеют 30% детей; низкий уровень — 10% детей.
Достаточно благополучные результаты диагностики на начало года мы объясняем тем, что в логопедической группе с детьми два предыдущих года (средняя и старшая логопедическая группы) проводилась еженедельная индивидуальная коррекционно-развивающая работа, а также систематические занятия с детьми логопеда и психолога.