Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Развитие аналитических умений у студентов-медиков в процессе изучения русского языка как иностранного

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Апробация и внедрение результатов исследования. Материалы диссертации нашли отражение в авторских публикациях (статьях и тезисах докладов) и в выступлениях автора на методических семинарах в Курском государственном университете на кафедре методики преподавания иностранных языков (2006;2009 гг.). Основные положения и результаты настоящего исследования отражены в трёх статьях, опубликованных… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ АНАЛИТИЧЕСКИХ УМЕНИЙ У СТУДЕНТОВ-МЕДИКОВ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
    • 1. 1. Сущность, содержание и структура понятия «аналитические умения студентов-медиков, изучающих русский язык как иностранный»
    • 1. 2. Аналитические умения в будущей профессиональной деятельности студентов-медиков
    • 1. 3. Педагогическая модель развития аналитических умений у студентов-медиков в процессе изучения русского языка как иностранного
  • Выводы по первой главе
  • ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ АНАЛИТИЧЕСКИХ УМЕНИЙ У СТУДЕНТОВ-МЕДИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК, ИНОСТРАННОГО. '
    • 2. 1. Диагностика исходного состояния развития аналитических умений у студентов-медиков, изучающих русский язык как иностранный
    • 2. 2. Технологии, обеспечивающие развитие аналитических умений у студентов-медиков в процессе изучения русского языка как иностранного
    • 2. 3. Условия, обеспечивающие развитие аналитических умений у студентов-медиков в процессе изучения русского языка как иностранного
    • 2. 4. Результаты опытно-экспериментальной работы по развитию аналитических умений у студентов-медиков в процессе изучения русского языка как иностранного
  • Выводы по второй главе

Развитие аналитических умений у студентов-медиков в процессе изучения русского языка как иностранного (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. В условиях подготовки к введению ФГОС ВПО нового поколения, который строится на компетентностной основе, особую актуальность приобретает проблема формирования у будущих медицинских работников общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций. Ориентация на результаты обучения, выраженные в форме компетенций (знания, умения, навыки, способности и личностные качества), которые студент может продемонстрировать после завершения образовательной программы, предполагает системные изменения в образовательном процессе вуза. Общепризнано, что компетенции имеют комплексный характер и включают наряду со знаниевой компонентой и поведенческий аспект — систему социальных, нравственных, профессиональных ориентиров.

В связи с этим цели высшего медицинского образования отражают две главные составляющие врачебной деятельности: первая из них — ценностно-смысловая — связана с развитием гуманистического профессионального самосознания, профессиональной идентичности, принятием гуманистических установоквторая заключается в технологическом овладении основами профессиональной культуры и деятельности [Кудрявая 2006: 14−15]. Успешное достижение поставленных целей и вся дальнейшая профессиональная деятельность будущего врача невозможны без высокого уровня развития у него аналитических умений.

Для осуществления профессиональной деятельности специалисту-медику необходимо постоянно анализировать не только свои действия, но и результаты наблюденийон должен владеть приемами логического клинического мышления: сравнением, сопоставлением и противопоставлением медицинских данных, анализом и синтезом предлагаемой информации, установлением причинно-следственных взаимосвязей, т. е. аналитические умения являются приоритетными для решения профессионально значимых задач специалистов данной сферы.

Проблема развития аналитических умений у специалистов различных областей в ходе осуществления образовательного процесса высших учебных заведений нашла многоаспектное отражение в исследованиях как отечественных, так и зарубежных авторов (В.П. Андронова, Е. И. Белоус, Е. С. Гайдамак, П. Я. Гальперина, Д. В. Кузина, Н. Е. Кузовлёвой, JI.C. Медведевой, Т. Ю. Медведевой, Е. И. Пассова, С. В. Пигузовой, В. А. Сластенина, И. И. Хрулёвой, J. Cowan, R. Heneman). Однако возможности развития аналитических умений у студентов-медиков в процессе изучения ими русского языка как иностранного не нашли ещё должного освещения в современной теории и методике профессионального образования. Хотя, несомненно, потенциал русского языка как иностранного в данной сфере огромен.

Существующая система обучения русскому языку как иностранному не способствует полному использованию потенциала данной дисциплины для развития аналитических умений у студентов-медиков, что ведет к снижению качества всей системы профессиональной подготовки иностранных студентов-медиков.

Таким образом, в условиях современного состояния профессиональной подготовки иностранного студента-медика можно выделить следующие противоречия, которые положены в основу исследования:

— между возрастающей потребностью в развитии аналитических умений у специалистов-медиков и ограниченными возможностями развития данных умений в процессе изучения дисциплин, представленных в Государственном образовательном стандарте по специальности 60 101 «Лечебное дело», в том числе и в процессе изучения русского языка как иностранного;

— между значимостью аналитических умений для будущей профессиональной деятельности специалиста-медика и недостаточным уровнем методического обеспечения, предназначенного для развития аналитических умений;

— между объективной необходимостью развития аналитических умений у студентов-медиков, изучающих русский язык как иностранный, и недостаточной разработанностью научно-педагогических основ, методических средств и практической технологии для достижения данной цели.

С учетом необходимости разрешения названных противоречий была выбрана тема исследования, и сформулирована его проблема: каковы теоретические основы и технологические средства развития аналитических умений у студентов-медиков, изучающих русский язык как иностранный? Цель исследования составляет решение данной проблемы.

Объект исследования: процесс изучения русского языка как иностранного студентами-медиками.

Предмет исследования: — развитие аналитических умений у студентов медицинских вузов в процессе изучения русского языка как иностранного.

Гипотеза исследования: процесс развития аналитических умений у студентов-медиков, изучающих русский язык как иностранный, будет более эффективным, если:

— разработка модели развития аналитических умений ведется с учетом специфики будущей профессиональной деятельности специалиста-медика и направлена на решение типичных профессионально значимых задач, а также осуществляется на основе интеграции специальных медицинских дисциплин и дисциплины «Русский язык как иностранный» и отражает особенности подготовки студентов по специальности 60 101 «Лечебное дело»;

— процесс реализации модели развития аналитических умений построен и функционирует как системно-организованный и дифференцированный процесс, ориентированный на достижение его конечного результата — подготовку профессионала-медика;

— педагогическая технология профессионального обучения через общение направлена на решение коммуникативных аналитических задач будущими медиками средствами русского языка как иностранного;

— развитие аналитических умений у студентов-медиков, изучающих русский язык как иностранный, происходит в процессе формирования их коммуникативной компетенции.

Для достижения цели и проверки гипотезы исследования были определены следующие задачи.

1. Уточнить сущность, содержание и структуру аналитических умений студентов-медиков, изучающих русский язык как иностранный.

2. Определить критерии, показатели и уровни развития соответствующих умений у иностранных студентов медицинских вузов в процессе изучения ими русского языка.

3. Спроектировать педагогическую модель развития аналитических умений у студентов-медиков, изучающих русский язык как иностранный.

4. Разработать и экспериментально проверить технологию развития указанных умений у иностранцев, обучающихся в медицинском вузе, в ходе изучения ими русского языка как иностранного.

5. Обосновать и апробировать педагогические условия, обеспечивающие эффективное развитие исследуемых умений.

Методологическую основу исследования составляют важнейшие философские положения о человеке как субъекте деятельности и общенияо единстве мышления, языка и речио коммуникативных процессах в современном мире и значимости коммуникации для развития, самосовершенствования и образования личностио влиянии социокультурной иноязычной среды на профессиональное становление и интеллектуальное развитие обучающихся в условиях диалога культур.

Общенаучная методология исследования представлена системным, коммуникативным, социокультурным, интегративным, пропедевтическим и компе-тентностным подходами.

Теоретическую основу исследования составляют работы по педагогике высшей школы (Е.П. Белозерцев, И. Ф. Исаев, М. М. Левина, В. А. Сластёнин,.

А.И. Уман, Т.И. Шамова) — труды, посвященные различным аспектам теории и методики высшего профессионального образования студентов-медиков (А.И. Артюхина, Н. В. Кудрявая, И. В. Силуянова, В. В. Соложенкин, Е.М. Уколова) — научные изыскания по вопросам общей психологии и педагогики (Е.И. Бондарчук, Л. И. Бондарчук, Ф. Н. Гоноблин, В. П. Зинченко, Б. Ф. Ломов, Б. Г. Мещеряков, Р. С. Немов, A.M. Столяренко, И.Ф. Харламов) — исследования по психологии мышления и проблемам развития аналитических умений (Б.Г. Ананьев, В. П. Андронов, П. Я. Гальперин, А. Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн) — научные труды по методике преподавания русского языка как иностранного (Е.М. Верещагин и В. Г. Костомаров, И. К. Тапочка, Б. А. Глухов, О. Д. Митрофанова, А.Н. Щукин) — работы, посвященные теории и методике обучения иностранным языкам (И.Л. Бим, М. Н. Ватютнев, Н. Д. Гальскова, И. Н. Гез, Г. И. Китайгородская, А. А. Леонтьев, Е. И. Пассов, Е. Н. Соловова, П. В. Сысоев, С.Г. Тер-Минасова) — научные изыскания, посвященные проблемам реализации компетентностного подхода (И.А. Зимняя, И. Ф. Исаев, Р. П. Мильруд, В.А. Сла-стёнин, А. В. Хуторской, В.Д. Шадриков) — исследования, посвященные коммуникативному подходу (Р.П. Мильруд, Е. И. Пассов, В. В. Сафонова, L.F. Bach-man, N. Chomsky, J.A. Van Elc) — труды, посвященные социокультурному подходу (Г.А. Воробьев, В. В. Сафонова, П. В. Сысоев, С.Г. Тер-Минасова, Г. Д. Тома-хин), а также интегративному (Л.И. Гриценко, Е. И. Пассов, В.Н. Шацких), системному (Н.Т. Абрамова, В. П. Беспалько, А. И. Мищенко, В. А. Сластёнин, Э.Г. Юдин), пропедевтическому (Е.В. Воронова, З. Р. Федосеева, Е.Д. Цыдыпова) подходам к образовательному процессуисследования в области инновационных образовательных технологий (В.П. Беспалько, Е. И. Пассов, Л. С. Подымова, Е. С. Полат, В. А. Сластёнин, L.F. Kasper, С. Kramsch) — работы, посвященные теории профессионального образования (А.Д. Гонеев, И. Ф. Исаев, П. И. Образцов, А. Г. Пашков, В. А. Сластёнин, А. И. Уман, А.Н. Ходусов).

Методы и источники исследования: анализ научной литературы по теории и методике профессионального образования, психологии, методике преподавания русского языка как иностранного, теории и методике обучения иностранным языкам, а также Государственных стандартов высшего профессионального медицинского образованиямоделирование процесса обучения русскому языку как иностранному, направленного на развитие аналитических умений у иностранных студентов-медиковобработка и обобщение собственного опыта работы автора по преподаванию русского языка иностранным студентамвключенное наблюдениесистематизация накопленного материалаанкетирование, тестирование студентов, опытно-экспериментальная работа, метод статистической обработки данных (медианный критерий) и их интерпретация.

Опытно-экспериментальной базой исследования явился факультет иностранных учащихся, получающих специальность 60 101 «Лечебное дело» в Курском государственном медицинском университете. В опытно-экспериментальной работе припяли участие 98 студентов II-III курсов.

Организация исследования. Работа над диссертацией осуществлялась в течение пяти лет и проходила в три этапа.

На первом этапе исследования (2005;2006 гг.) изучалась научная литература по теме исследования, определялись методологические и теоретические основы исследования, научные подходы к разработке темы диссертационного исследованияразрабатывался план и программа опытно-экспериментальной работы.

На втором этапе исследования исследования (2006;2009 гг.) осуществлялась опытно-экспериментальная работа, проводились констатирующий и формирующий этапы экспериментапроверялась эффективность модели развития аналитических умений у студентов-медиков, изучающих русский язык как иностранныйпроисходило выявление и научное обоснование условий результативности процесса развития указанных умений при изучении русского языка иностранными студентами-медиками.

На третьем этапе — итоговом (2009 г.) проводились анализ, обобщение и систематизация результатов опытно-экспериментальной работы, формулирование основных выводов, оформлялись материалы диссертационного исследования.

На защиту выносятся следующие положения. 1. Аналитические умения — это особая группа умений, которая входит в аналитическую деятельность студента-медика. Названные умения обеспечивают способность специалиста в области медицины эффективно осуществлять профессиональную деятельность в ходе решения постоянно меняющихся профессиональных задач. Аналитические умения — это комплексные умения, состоящие из системы элементов (действий) различной степени сложности и организованности, таких, как аналитическое квантование, сравнение, сопоставление, классификация, структурирование, умозаключение, формулирование аналитического суждения, целенаправленно используемые для решения профессионально значимых задач специалиста-медика.

2. Критериями развития аналитических умений студентов-медиков, изучающих русский язык как иностранный, выступают сформированноеть составляющих аналитического умения (полнота выполнения аналитических операций, точность их выполнения) — мотивированность и инициативность аналитической деятельности (количество аналитических высказываний, характеризующих объект и его связизапрос информации, способствующей более детальному анализу объекта) — самостоятельность выбора аналитических опор при решении профессионально значимых задач (гибкость в использовании аналитических опор, независимость от внешних стимуляций) — интегрированность аналитических умений с другими видами умений (связь аналитических и коммуникативных умений, а также аналитических и практических (медицинских) умений) — продуктивность аналитической профессиональной деятельности (трансформация и комбинирование аналитических приёмов адекватно цели и условиям профессиональной деятельности, использование аналитических приёмов для решения творческих профессиональных задач).

3. Указанные критерии и соответствующие им показатели позволяют выявить три уровня развития аналитических умений у студентов-медиков в процессе выполнения ими профессионально значимых задач: низкий, средний и высокий.

4. Модель развития аналитических умений у студентов-медиков, изучающих русский язык как иностранный, представляет собой специально сконструированную педагогическую систему, направленную на развитие соответствующих умений и формирование коммуникативной компетенции в ходе изучения иностранными студентами русского языка, необходимых для творческого самостоятельного решения профессиональных задач будущими специалистами в области медицины. Модель включает в себя цель, научные подходы, принципы, содержание, критерии и уровни развития аналитических умений, а также условия, обеспечивающие эффективную реализацию данной модели. Особое место в модели занимают приёмы аналитической деятельности (квантованиядифференциациитипологической классификациипостроения причинно-следственных связейсамостоятельного выведения умозаключенияаналитического структурированиясамостоятельного выбора наглядных опор для подтверждения умозаключениядискурсивного осознания рисунка, схемы, таблицынахождения дополнительной информациизапроса нужной информацииноминации, т. е. называния предметаоценки выводов и умозаключенийформулирования аналитических суждений, а также сравнительно-сопоставительный приём).

5. Развитие аналитических умений у иностранных студентов, обучающихся в медицинских вузах и изучающих русский язык как иностранный, будет наиболее эффективным при реализации специально разработанной технологии — аналитического тренинга студентов-медиков, который содержит следующие составляющие: экспозицию, составление логико-смысловой карты, перекодирование информации, логико-смысловой анализ, направляемую и свободную дискуссию, решение творческих проблемных задач в медицинской сфере.

6. Успешная реализация процесса развития аналитических умений у студентов-медиков, изучающих русский язык как иностранный, обеспечивается в том случае, если созданы следующие педагогические условия:

— мотивированность учебно-профессиональной деятельности студентов-медиков (формирование и развитие внутренней и внешней мотивации к аналитической профессиональной деятельности);

— интеграция учебной и профессиональной деятельности в процессе изучения русского языка как иностранного при решении профессиональных медицинских задач;

— интеграция специальных медицинских дисциплин и русского языка как иностранного;

— развитие творческого потенциала студента-медика;

— профессионально ориентированное и культурологическое насыщение содержания учебного материала.

Основные результаты, полученные исследователем, их научная новизна:

• раскрыты и конкретизированы сущность, структура и содержание аналитических умений студентов-медиков, изучающих русский язык как иностранный;

• обоснованы критерии, показатели и уровни развития указанных умений;

• спроектирована педагогическая модель развития аналитических умений у студентов-медиков, изучающих русский язык как иностранный, которая характеризуется интегративностью, профессиональной направленностью, динамичностью, гибкостью и ориентирована на овладение приемами аналитической деятельности в процессе интеграции специальных медицинских дисциплин и дисциплины «Русский язык как иностранный»;

• разработана технология развития соответствующих умений у иностранных студентов, изучающих русский язык в медицинском вузе, которая включает в себя аналитический тренинг студентов-медиков, содержащий следующие составляющие: экспозицию, составление логико-смысловой карты, перекодирование информации, логико-смысловой анализ, направляемую и свободную дискуссию, решение творческих профессиональных проблемных задач;

• выявлены и экспериментальным путём проверены условия, способствующие развитию аналитических умений студентов-медиков, изучающих русский язык как иностранный.

Теоретическая значимость исследования заключается в следующем:

— введено в научный аппарат понятие «развитие аналитических умений студентов-медиков в процессе изучения ими русского языка как иностранного»;

— конкретизировано понятие «аналитические умения» применительно к подготовке иностранных студентов медицинского вуза в ходе изучения ими русского языка;

— дополнены и расширены теоретические основы моделирования процесса развития аналитических умений у студентов-медиков при изучении ими русского языка как иностранного, которое предусматривает решение профессионально значимых задач в ходе интеграции специальных медицинских дисциплин и русского языка;

— обоснована необходимость развития соответствующих умений в процессе формирования коммуникативной компетенции при изучении русского языка как иностранного студентами медицинского вуза.

Практическая значимость исследования определяется тем, что теоретические положения, выводы, научно-методические рекомендации, разработанные автором, позволяют повысить эффективность процесса развития аналитических умений у студентов-медиков, изучающих русский язык как иностранный, в условиях медицинского вуза и могут найти применение в образовательных учреждениях системы высшего профессионального образования. Разработанная технология реализации модели развития аналитических умений и комплекс упражнений, направленный на развитие соответствующих умений, нашли отражение в учебно-методических пособиях «Языковая подготовка к клинической практике» и «Пособие по русскому языку для студентов-иностранцев», которые используются в ходе профессиональной подготовки студентов-медиков по дисциплине «Русский язык как иностранный», а также в спецкурсе «Влияние социокультурных условий на здоровье человека».

Личный вклад автора исследования заключается в разработке педагогической модели развития аналитических умений у студентов медицинского вуза в процессе изучения ими русского языка как иностранного и технологии реализации данной модели на основе приёмов аналитической деятельности в ходе организации и проведения опытно-экспериментальной работы по развитию аналитических умений у иностранных студентов-медиков.

Достоверность и обоснованность полученных результатов исследования обусловлены чёткостью исходных методологических принципов и методов познания исследуемого процессаприменением методов исследования, соответствующих его цели, задачам, объекту, предмету и логикеопытно-экспериментальным подтверждением правомерности теоретических выводов и практических рекомендацийрепрезентативностью и статистической достоверностью полученных результатоввоспроизводимостью и использованием полученных результатов в педагогической практике.

Апробация и внедрение результатов исследования. Материалы диссертации нашли отражение в авторских публикациях (статьях и тезисах докладов) и в выступлениях автора на методических семинарах в Курском государственном университете на кафедре методики преподавания иностранных языков (2006;2009 гг.). Основные положения и результаты настоящего исследования отражены в трёх статьях, опубликованных в научных журналах, включенных в перечень ВАК, а также представлены автором на Международной научно-практической конференции «Межкультурная коммуникация: вопросы теории и практики» (Курск, КГМУ, 14−15 апреля 2009 г.), на научно-методических конференциях «Повышение качества образовательного процесса в университете» (Курск, КГМУ, 5−6 февраля 2008 г.), «Университетская наука: теория, практика, инновации» (Курск, КГМУ, 3−4 февраля 2009 г.). Разработанные учебно-методические пособия были апробированы и внедрены в учебный процесс Курского государственного медицинского университета и Курского государственного университета.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложений.

ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ.

Во второй главе исследования были представлены технологии развития аналитических умений студентов-медиков, изучающих русский язык как иностранный, описана опытно-экспериментальная проверка эффективности модели развития аналитических умений, предложены задания и упражнения, направленные на развитие аналитических умений студентов-медиков, проверены условия, способствующие эффективной реализации разработанной модели.

В процессе разработки технологии развития аналитических умений мы определили конкретный перечень методов, средств, приемов работы по развитию аналитических умений, использование которых позволяет достичь оптимальных результатов, согласно цели нашего исследования. В этот перечень вошли аналитический тренинг студентов-медиков, медицинская ролевая игра, медицинская профессиональная дискуссия, научно-исследовательский медицинский проект, компьютерные технологии, метод Case-Study.

Выделение данных технологий основано на том, чтобы повысить мотивацию иностранных студентов-медиков к изучению русского языка за счет активизации творческой деятельности, что способствует развитию аналитических умений студентов-медиков, изучающих русский язык как иностранный. Кроме того, эффективность данной технологии заключается в том, что она удачно сочетается со всеми другими методами, которые применяются в комплексной технологии фундаментального образования.

В процессе опытно-экспериментальной работы по развитию аналитических умений студентов-медиков, изучающих русский язык как иностранный, были решены следующие задачи:

1) доказана адекватность предложенной технологии для развития аналитических умений;

2) апробированы приёмы развития данных умений;

3) выявлены условия, обеспечивающие развитие исследуемых умений у студентов медиков, изучающих РКИ;

4) показана корреляция между уровнем развития аналитических умений и процессом формирования коммуникативной компетенции у студентов-медиков в процессе изучения РКИ.

В опытно-экспериментальном исследовании принимали участие 98 студентов: 57 человек — участники экспериментальной группы и 41 человек — участники контрольной группы II — III курсов факультета иностранных учащихся.

На констатирующем этапе эксперимента была проведена диагностика исходного уровня развития аналитических умений, а также диагностика исходного уровня сформированности коммуникативной компетенции. По результатам диагностики были выявлены наиболее слабые стороны в развитии аналитических умений и сформированности коммуникативной компетенции.

Результаты констатирующего этапа эксперимента подтвердили необходимость введения специальной модели развития аналитических умений у студентов-медиков в процессе изучения русского языка как иностранного. Данная модель реализуется на основе применения специально разработанной технологии — аналитического тренинга и направлена на развитие всех составляющих аналитического умения. Технология аналитического тренинга студентов-медиков содержит в себе целый комплекс упражнений, включающий в себя экспозицию, составление логико-смысловой карты, перекодирование информации, логико-смысловой анализ, направляемую дискуссию, решение проблемных задач и другие задания.

Эффективность разработанных технологий была проверена в ходе формирующего этапа эксперимента. Основой данного этапа эксперимента были учебно-методические пособия: «Пособие по русскому языку для студентов-иностранцев, обучающихся на английском языке» и «Языковая подготовка к клинической практике», направленные на развитие аналитических умений и формирование коммуникативной компетенции в процессе профессиональной подготовки студентов-медиков.

Количественные показатели и качественная интерпретация данных текущих срезов по пяти критериям развития аналитических умений и по трем критериям сформированности коммуникативной компетенции свидетельствуют о положительной динамике развития аналитических умений и сформированности коммуникативной компетенции, что доказывает эффективность применения разработанных технологий и предложенной модели развития аналитических умений студентов-медиков, изучающих русский язык как иностранный.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Данная работа посвящена проблеме развития аналитических умений у студентов-медиков в процессе изучения русского языка как иностранного, которые рассматриваются как важнейший компонент общей ¦ профессиональной подготовки будущих врачей.

Проблема подготовки специалистов-медиков, использующих аналитические умения в своей профессиональной деятельности, остается не решенной на данный момент по ряду причин:

— ограниченные возможности развития аналитических умений в процессе изучения дисциплин, представленных в Государственном образовательном стандарте по специальности 60 101 «Лечебное дело», в том числе и в процессе изучения русского языка как иностранного;

— недостаточный уровень методического обеспечения, предназначенного для развития аналитических умений;

— недостаточная разработанность научно-педагогических основ, методических средств и практической технологии для развития аналитических умений.

Для решения поставленной проблемы были определены следующие задачи.

1. Уточнить сущность, содержание и структуру аналитических умений студентов-медиков, изучающих русский язык как иностранный.

2. Определить критерии, показатели и уровни развития соответствующих умений у иностранных студентов медицинских вузов в процессе изучения ими русского языка.

3. Спроектировать педагогическую модель развития аналитических умений у студентов-медиков, изучающих русский язык как иностранный.

4. Разработать и экспериментально проверить технологию развития указанных умений у иностранцев, обучающихся в медицинском вузе, в ходе изучения ими русского языка как иностранного.

5. Обосновать и апробировать педагогические условия, обеспечивающие эффективное развитие исследуемых умений.

Использование различных методов познания, длительность исследования, а также личный опыт работы позволил получить следующие результаты.

Аналитические умения — это особая группа умений, которая входит в аналитическую деятельность студента-медика. Названные умения обеспечивают способность специалиста в области медицины эффективно осуществлять профессиональную деятельность в ходе решения постоянно меняющихся профессиональных задач. Аналитические умения — это комплексные умения, состоящие из системы элементов (действий) различной степени сложности и организованности, таких, как аналитическое квантование, сравнение, сопоставление, классификация, структурирование, умозаключение, формулирование аналитического суждения, целенаправленно используемые для решения профессионально значимых задач специалиста-медика.

Критериями развития аналитических умений студентов-медиков, изучающих русский язык как иностранный, выступают сформированность составляющих аналитического умения (полнота выполнения аналитических операций, точность их выполнения) — мотивированность и инициативность аналитической деятельности (количество аналитических высказываний, характеризующих объект и его связизапрос информации, способствующей более детальному анализу объекта) — самостоятельность выбора аналитических опор при решении профессионально значимых задач (гибкость в использовании аналитических опор, независимость от внешних стимуляций) — интегрированность аналитических умений с другими видами умений (связь аналитических и коммуникативных умений, а также аналитических и практических (медицинских) умений) — продуктивность аналитической профессиональной деятельности (трансформация и комбинирование аналитических приёмов адекватно цели и условиям профессиональной деятельности, использование аналитических приёмов для решения творческих профессиональных задач).

Указанные критерии и соответствующие им показатели позволяют выявить три уровня развития аналитических умений у студентов-медиков в процессе выполнения ими профессионально значимых задач: низкий, средний и высокий.

Модель развития аналитических умений у студентов-медиков, изучающих русский язык как иностранный, представляет собой специально сконструированную педагогическую систему, направленную на развитие соответствующих умений и формирование коммуникативной компетенции в ходе изучения иностранными студентами русского языка, необходимых для творческого самостоятельного решения профессиональных задач будущими специалистами в области медицины. Модель включает в себя цель, научные подходы, принципы, содержание, критерии и уровни развития аналитических умений, а также условия, обеспечивающие эффективную реализацию данной модели. Особое место в модели занимают приёмы аналитической деятельности, использование которых необходимо для успешного решения профессионально значимых коммуникативных задач учащимися.

Развитие аналитических умений у иностранных студентов, обучающихся в медицинских вузах и изучающих русский язык как иностранный, будет наиболее эффективным при реализации специально разработанной технологиианалитического тренинга студентов-медиков, который содержит следующие составляющие: экспозицию, составление логико-смысловой карты, перекодирование информации, логико-смысловой анализ, направляемую и свободную дискуссию, решение творческих проблемных задач в медицинской сфере.

Успешная реализация процесса развития аналитических умений у студентов-медиков, изучающих русский язык как иностранный, обеспечивается в том случае, если созданы следующие педагогические условия:

— мотивированность учебно-профессиональной деятельности студентов-медиков (формирование и развитие внутренней и внешней мотивации к аналитической профессиональной деятельности);

— интеграция учебной и профессиональной деятельности в процессе изучения русского языка как иностранного при решении профессиональных медицинских задач;

— интеграция специальных медицинских дисциплин и русского языка как иностранного;

— развитие творческого потенциала студента-медика;

— профессионально ориентированное и культурологическое насыщение содержания учебного материала.

Полученные в ходе опытно-экспериментальной работы данные свидетельствуют о более высоких результатах развития аналитических умений и сформированности коммуникативной компетенции у студентов экспериментальной группы, что доказывает результативность применения выбранных технологий и разработанной модели.

Проведенное исследование подтвердило гипотезу о том, что процесс развития аналитических умений у студентов-медиков, изучающих русский язык как иностранный, будет более эффективным, если:

— разработка модели развития аналитических умений ведется с учетом специфики будущей профессиональной деятельности специалиста-медика и направлена на решение типичных профессионально значимых задач, а также осуществляется на основе интеграции специальных медицинских дисциплин и дисциплины «Русский язык как иностранный» и отражает особенности подготовки студентов по специальности 60 101 «Лечебное дело»;

— процесс реализации модели развития аналитических умений построен и функционирует как системно-организованный и дифференцированный процесс, ориентированный на достижение его конечного результата — подготовку профессионала-медика;

— педагогическая технология профессионального обучения через общение направлена на решение коммуникативных аналитических задач будущими медиками средствами русского языка как иностранногоразвитие аналитических умений у студентов-медиков, изучающих русский язык как иностранный, происходит в процессе формирования их коммуникативной компетенции.

В рамках данного исследования представляется перспективным продолжить работу в следующих направлениях: изучение возможностей использования инновационных технологий в развитии аналитических умений у студентов-медиков в процессе изучения русского языка как иностранногоизучение возможностей использования пропедевтического и системного подходов в процессе развития аналитических умений у студентов-медиков, изучающих русский язык как иностранный.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , О.А. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования Текст. / О. А. Абдуллина. -М.: Просвещение, 1990. 141 с.
  2. , Г. Н. Художественный текст специальной тематикиважный момент формирования профессиональной компетенции будущих специалистов Текст. / Г. Н. Аксенова // Русский язык за рубежом. -2003.-№ 4. -С. 46−48.
  3. , Б.Г. Человек как предмет познания Текст. / Б. Г. Ананьев. СПб.: Питер, 2001. — 288 с.
  4. , В.П. Психологические основы формирования профессионального мышления : автореф. дис.. докт. псих, наук: Текст. / В. П. Андронов. Саранск, 1992. — 30 с.
  5. , Г. А. К вопросу о специфике методов и приемов обучения Текст. / Г. А. Анисимов // Русский язык в национальной школе.- 1980.-№ 5.-С. 7−10.
  6. , А.И. Профессионально-личностное развитие студентов в образовательной среде медицинского вуза Текст. /А.И. Артюхина. Волгоград: Изд-во ВГМУ, 2006. 122 с.
  7. , Ю.К. Избранные педагогические труды Текст. / Ю. К. Бабанский. Москва: Педагогика, 1989. — 560 с.
  8. , Е.М. Диалектика анализа и синтеза в научном познании Текст. / Е. М. Бабосов. Минск: Изд-во Акад. наук БССР, 1963. -350 с.
  9. , С.Е. Лишний компонент в структуре владения иностранным языком? Текст. / С. Е. Балютина // Русский язык за рубежом. — 2008.-№ 6.-С. 32−38.
  10. , С.В. Медицина и права человека : О международно-правовых гарантиях обеспечения безопасности медико-биологическоговоздействия на человека Текст. / С. В. Бахин // Медицина и право. Выпуск 1. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2001. — С. 67−71.
  11. , Е.П. Педагогика профессионального образования : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений Текст. / Е. П. Белозерцев [и др.]- под ред. В. А. Сластенина. -М.: Академия, 2004. 368 с.
  12. , Е.П. Образование : историко-культурный феномен: Курс лекций Текст. / Е. П. Белозерцев. — СПб.: Юридический центр Пресс, 2004. 702 с.
  13. , В.П. Педагогика и прогрессивные технологии Текст. / В. П. Беспалько. М., 1995. — 336 с.
  14. , B.C. Мышление как творчество Текст. / B.C. Библер. М.: Политиздат. 1975.-399 с.
  15. Бим, И. Л. Основные направления организации обучения иностранным языкам на старшей ступени полной средней школы Текст. / И. Л. Бим // Иностранные языки в школе. — 2002. — № 5. С.7—11.
  16. Большой толковый психологический словарь Текст. / под ред. А. Ребера. М.: Вече: ACT, 2001. — Т. 1. — 592 с.
  17. , Е.В. Педагогика : личность в гуманистических теориях и системах воспитания Текст. / Е. В. Бондаревская, С.В. Кульне-вич: учеб. пособие для студ. сред, и высш. пед. учеб. заведений, слушателей ИПК и ФПК. Ростов-на-Дону, 1999.-560 с.
  18. , Е.И. Основы психологии и педагогики : Курс лекций Текст. / Е. И. Бондарчук, Л. И. Бондарчук. 3-е изд. стереотип. — Киев: МАУП, 2002. — 168 с.
  19. , А.В. Субъект: мышление, учение, воображение: Избранные психологические труды Текст. / А. В. Брушлинский. — М., Воронеж: Ин-т практ. Психологии: МОДЭК, 1996. 392 с.
  20. Буланова-Топоркова, М. В. Педагогика и психология высшей школы: учебное пособие Текст. / М.В. Буланова-Топоркова. Ростов-на-Дону: Феникс, 2002. — 544 с.
  21. , M.JI. Методы обучения. Выбор за вами Текст. / M.JI. Вайсбуд // Иностранные языки в школе. 2000. — № 2 — С. 29−34.
  22. , М.Н. О методах обучению языкам Текст. / М. Н. Ватютнев // Русский язык в национальной школе. 1970. — № 6. — С. 14—16
  23. , А.А. Активное обучение в высшей школе: Контекстный подход: метод, пособие Текст. / А. А. Вербицкий. М.: Высшая школа, 1991. — 207с.
  24. , Е.М. Язык и культура Текст. / Е. М. Верещагин. — М.: Изд-во МГУ, 1973. 228 с.
  25. , Е.М. Язык и культура: Лингвострановедение в преподавании русского языка как иностранного Текст. / Е. М. Верещагин, В. Г. Костомаров. 4-е изд., перераб. и доп. — М.: Русский язык, 1990. — 246 с.
  26. , Е.М. Язык и культура. Лингвострановедение в преподавании русского языка как иностранного Текст. / Е. Н. Верещагин, В. Г. Костомаров. -М.: Русский язык, 1993. 246 с.
  27. , М. Продуктивное мышление Текст. / М. Вертгеймер. М.: Прогресс, 1987. — 335 с.
  28. , Г. А. Развитие социокультурной компетенции будущих учителей иностранного языка Текст. / Г. А. Воробьев // Иностранные языки в школе. 2003. -№ 2. — С. 30−35.
  29. , Е.В. Комплексные условия пропедевтики и коррекции отклоняющегося поведения подростков : автореф. дис.. канд. пед. наук: Текст. / Е. В. Воронова. Рязань, 2004. — 20 с.
  30. , JI.C. Проблемы общей психологии Текст. / JI.C. Выготский- Под ред. В. В. Давыдова // Мышление и речь: Соб. соч. в 6-ти т. М.: Педагогика, 1982. — Т. 2. — 504 с.
  31. , П.Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий Текст. / П. Я. Гальперин // Исследование мышления в советской психологии. М.: Наука, 1966. — С.236−277.
  32. , Н.Д. Теория обучения иностранным языкам. Лин-гводидактика и методика: учеб. пособие для студ. лингв, ун-тов и фак. ин. яз. высш. пед. учеб. заведений Текст. / Н. Д. Гальскова, Н. И. Гез. 4-е изд., стер. — М.: Академия, 2007. — 336 с.
  33. , Н.Д. Теория обучения иностранным языкам. Лин-гводидактика и методика: учеб. пособие для студ. лингв, ун-тов и фак. ин. яз. высш. пед. учеб. заведений Текст. / Н. Д. Гальскова, Н. И. Гез. — 3-е изд., стер. М.: Академия, 2006. — 336 с.
  34. , Б.А., Щукин А. Н. Термины методики преподавания русского языка как иностранного Текст. / Б. А. Глухов, А. Н. Щукин. М.: Русский язык, 1993. — 371 с.
  35. , Г. В. Пособие по русскому языку для студентов-иностранцев, обучающихся на английском языке (1-й год обучения) Текст. / Г. В. Гольева, В. М. Чиркова. Курск: Изд-во КГМУ, 2006. -180 с.
  36. , Ф.Н. Психология : учеб. пособие Текст. / Ф. Н. Гоноблин. М.: Просвещение, 1973. — 240 с.
  37. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по специальности 60 101 «Лечебное дело» / Текст.-М., 2009.
  38. , М.И. Применение математической статистики в педагогических исследованиях. Непараметрические методы Текст. / М. И. Грабарь, К. А. Краснянская. М.: Педагогика, 1977. — 136 с.
  39. , Л.И. Теория и практика обучения : интегративный подход Текст. / М.: Academia, 2008. 240 с.
  40. , В.В. Планирование результатов образования и образовательная технология Текст. / В. В. Гузеев. М.: Народное образование, 2000. — 240 с.
  41. , Т.М. Управление образовательными системами Текст. / Т. М. Давыденко, Т. И. Шамова, Г. Н. Шибанова. М.: Академия, 2008.-384 с.
  42. , В.В. Теория развивающего обучения Текст. / В. В. Давыдов. -М.: ИНТОР, 1996. -544 с.
  43. , В .Я. Врач, его призвание и образование: Вступительные чтения Текст. / В. Я. Данилевский. — Харьков: Госиздат Украины, 1921.-Вып. 1−2.-415 с.
  44. , Д. Большой толковый социологический словарь Текст. / Д. Джерри, Д. Джерфит: пер. с англ. Н. Н. Марчук. М.: Вече ACT, 1999.-Т. 1.-528 с.
  45. , Л.А. Оптимизация преподавания английского языка Текст. / Л. А. Долбунова. Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 1992. -59 с.
  46. , А.Н. Психологическая теория деятельности А.Н. Леонтьева и гуманизация образования. Традиции и перспективы деятельного подхода в психологии: школа А. Н. Леонтьева Текст. / А. Н. Ждан. Москва: Смысл, 1999. — 369 с.
  47. Жук, O.JI. Педагогика. Практикум на основе компетентност-ного подхода Текст. / О. Л. Жук, С.Н. Сиренко- под общ. ред. О. Л. Жук. -Минск: РИВШ 2007. 192 с.
  48. Закон Российской Федерации от 10.07.1992 № 3266−1 (ред. от 27.10.2008) «Об образовании» //Российская газета. 2008. — 29 окт.
  49. , Э. Компетентностный подход к модернизации профессионального образования Текст. / Э. Зеер, Э. Сыманюк // Высшее образование в России. 2005. — № 4. — С 23−30.
  50. , И.А. Психологические аспекты обучения говорению на иностранном языке Текст. / И. А. Зимняя. М.: Просвещение, 1985. -159 с.
  51. , И.А. Психология обучения иностранным языкам в школе Текст. / И. А. Зимняя. М.: Просвещение, 1991. — 219 с.
  52. , И.А. Ключевые компетенции — новая парадигма результата образования Текст. / И. А. Зимняя // Высшее образование сегодня. 2003. — № 5. — С. 34−42.
  53. , В.П. Человек развивающийся : очерки российской психологии Текст. / В. П. Зинченко, Е. Б. Моргунов. М.: Тривола, 1994. -304 с.
  54. , К.Э. Психология эмоций Текст. / К. Э. Изард. СПб.: Питер, 2000. — 464 с.
  55. , Е.И. Умения и навыки: нерешенные вопросы Текст. / Е. И. Ильин // Вопросы психологии. 1986. — № 2. — С. 48−53.
  56. , И.Ф. Теория и практика профессионально- педагогической культуры преподавателей высшей школы Текст. / И. Ф. Исаев. -Москва-Белгород: Изд-во БГУ, 1993. 218 с.
  57. Искусство полезно медикам Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.newsland.rn/News/Detail/id/288 177/caty69/
  58. Кабанова-Меллер, Е. Н. Формирование приёмов умственной деятельности и умственное развитие учащихся Текст. / Е.Н. Кабанова-Меллер. М.: Просвещение, 1968. — 288 с.
  59. , М.С. Системный подход и гуманитарное знание Текст. / М. С. Каган. -Л.: ЛГУ, 1991. 383 с.
  60. , Н. Анатомия болезни с точки зрения пациента Текст. / Н. Казинс- пер. с англ. Р. Д. Равич. М.: Физкультура и спорт, 1991. -95 с.
  61. , М.М. Психология творческого мышления профессионала Текст. / М. М. Кашапов. М.: ПЕР СЭ, 2006. — 688 с.
  62. , М.В. Инновационные модели учебного процесса в зарубежных педагогических поисках Текст. / М. В. Кларин. М.: Просвещение, 1994. — 224 с.
  63. , И.А. Языковая подготовка к клинической практике. Пособие по русскому языку для студентов-иностранцев, обучающихся на английском языке (3−4 год обучения) Текст. / И. А. Ковынева, В. М. Чиркова. Курск: Изд-во КГМУ, 2009. — 236 с.
  64. , И.Л. Англо-русский терминологический справочник по методике преподавания иностранных языков Текст. / И. Л. Колесникова, О. А. Долгина. СПб.: Русско-балтийский информационный центр «БЛИЦ», 2001. — 224 с.
  65. , П.В. Диалектика как логика и теория познания Текст. / П. В. Копнин. М.: Наука, 1973. — 324 с.
  66. , Н.В. Врач-педагог в изменяющемся мире: традиции и новации Текст. / Н. В. Кудрявая [и др.]- под ред. Н. Д. Ющука. М.: Медицина, 2005. — 336 с.
  67. , Н.В. Педагогика в медицине Текст. / Н. В. Кудрявая, Е. М. Уколова, Н.Б. Смирнова- под ред. Н. В. Кудрявой. М.: Медицина, 2006. — 320 с.
  68. , JI.В. Использование телекоммуникационных проектов для формирования иноязычной социокультурной компетенции у учащихся старших классов (на примере США и России) Текст. / Л. В. Кудрявцева // Иностранные языки в школе. 2007. — № 4. — С. 49−53.
  69. , Д.В. Формирование аналитических умений учащихся на уроках истории (на материале курсов истории 10 класса): дис.. канд. пед. наук Текст. / Д. В. Кузин. СПб, 1998. — 196 с.
  70. , Н.Е. Развитие методического мышления в процессе профессиональной подготовки будущего учителя : дис.. канд. пед. наук Текст. / Н. Е. Кузовлёва. Липецк, 1995. — 210 с.
  71. Культурологический подход в теории и практике педагогического образования Текст. / под ред. проф. И.Ф. Исаева- Белгород: Изд-во БГУ, 1999.- 151 с.
  72. , М.М. Технологии профессионального педагогического образования: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений Текст. / М. М. Левина. — М.: Академия, 2001. — 272 с.
  73. , А.Н. Деятельность, сознание, личность Текст. / А. Н. Леонтьев. М.: Политиздат, 1977. — 304 с.
  74. , А.Н. Мотивы, эмоции и личность Текст. / А. Н. Леонтьев // Психология личности / под ред. Ю. В. Гиппенрейтер и А. А. Пузырева. М.: Изд-во МГУ. — 1982. — С. 71−80.
  75. , И.Я. Взаимосвязь обучения и воспитания в целостном учебно-воспитательном процессе Текст. / И. Я. Лернер. М.: Педагогика, 1986.- 189 с.
  76. Лингвистический энциклопедический словарь Текст. / под ред. В. Н. Ярцевой. М.: Сов. Энциклопедия, 1990. — 685 с.
  77. , Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии Текст. / Б. Ф. Ломов. М.: Наука, 1984. — 445 с.
  78. , Б. Утерянное искусство врачевания Текст. / Б. Лоун- пер. с англ. Е. Незлобиной. -М.: Крон-Пресс, 1998. 367 с.
  79. , М.В. О некоторых базисных категориях методики обучения иностранным языкам Текст. / М. В. Ляховицкий // Иностранные языки в школе. 1973. — № 1. — С. 31−34.
  80. , Е.В. Формирование межкультурной компетенции в процессе работы над текстами для чтения : дис.. канд. пед. наук Текст. / Е. В. Малькова. М., 2000. — 263 с.
  81. , А.К. Психология труда учителя. Книга для учителя Текст. / А. К. Маркова. -М.: Просвещение, 1993. 192 с.
  82. , Л.С. Технология развития умения анализировать профессиональную деятельность учителя иностранного языка : дис.. канд. пед. наук Текст. / Л. С. Медведева. Липецк, 1999. — 183 с.
  83. , Т.Ю. Формирование аналитических умений у будущих педагогов аудиовизуальными средствами : дис.. канд. пед. наук Текст. / Т. Ю. Медведева. Нижний Новгород, 2004. — 178 с.
  84. Методика обучения иностранным языкам в начальной и основной общеобразовательной школе: учеб. пособие для студ. пед. колледжей Текст. / под ред. В. М. Филатова. Ростов-на-Дону: Феникс, 2004.-416 с.
  85. , Б.Г. Большой психологический словарь Электронный ресурс. Режим доступа: www.koob.ru
  86. , Р.П. Компетентность в изучении языка Текст. / Р. П. Мильруд // Иностранные языки в школе. 2004. — № 7. — С. 30−36.
  87. , Р.П. Методология и развитие методики обучения иностранным языкам Текст. / Р. П. Мильруд // Иностранные языки в школе. 1995. — № 5. — С. 13−20.
  88. , Р.П. Порог ментальности российских и английских студентов при соприкосновении культур Текст. / Р. П. Мильруд // Иностранные языки в школе. 1997. — № 4. — С. 17−22.
  89. , Р.П. Развивающее обучение средствами иностранного языка в средней школе : дис.. докт. пед. наук Текст. / Р. П. Мильруд. М., 1992. — 541 с.
  90. , А.А. Грамматико-переводной метод Текст. / А. А. Миролюбов // Иностранные языки в школе. 2002. — № 5. — С.26−29.
  91. , О.Д. Методика преподавания русского языка как иностранного Текст. / О. Д. Митрофанова, В. Г. Костомаров. М.: Русский язык, 1990. — 268 с.
  92. , А.В. Социальная педагогика : учеб. для студ. пед. вузов Текст. / А. В. Мудрик. М.: Академия, 1999. — 184 с.
  93. , Р.С. Психология : учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. Текст. / Р. С. Немов. М.: Владос, 2001. — Кн. 1. -688 с.
  94. , C.JI. О некоторых приемах создания благоприятного психологического климата при обучении иностранному языку в средней школе Текст. / С. Л. Онхас // Иностранные языки в школе. 1992. — № 1. -С. 26−29, 58.
  95. , О.М. Национально-культурный компонент содержания обучения английскому языку в начальной школе : дис.. канд. пед. наук Текст. / О. М. Осиянова. М., 1993. — 237 с.
  96. Основная образовательная программа по специальности 60 101— «Лечебное дело» / Под ред. профессора А. И. Лазарева, профессора В. В. Харченко, профессора А. И. Конопля. Курск: ГОУ ВПО КГМУ Росздрава, 2008. — 700 с.
  97. , Е.И. Коммуникативное иноязычное образование. Концепция развития индивидуальности в диалоге культур Текст. / Е. И. Пассов. Липецк: Изд-во Липецкого гос. ун-та, 1999. — 159 с.
  98. , Е.И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению Текст. / Е. И. Пассов. М.: Просвещение, 1991. — 223 с.
  99. , Е.И. Концепция высшего профессионального педагогического образования (на примере иноязычного образования) Текст. / Е. И. Пассов. Липецк: Изд-во ЛГПУ, 1998. — 105 с.
  100. , Е.И. Концепция коммуникативного обучения иноязычной культуре в средней школе Текст. / Е. И. Пассов, В. Б. Царькова. -М.: Просвещение, 1993.- 127 с.
  101. , Е.И. Основы коммуникативной методики обучения иноязычному общению Текст. / Е. И. Пассов. М.: Русский язык, 1989. -276 с.
  102. , Е.И. Программа-концепция коммуникативного иноязычного образования Текст. / Е. И. Пассов. М.: Просвещение, 2000. -172 с.
  103. , Е.И. Сорок лет спустя или сто и одна методическая идея Текст. / Е. И. Пассов. М.: ГЛОССА-ПРЕСС, 2006. — 240 с.
  104. , Е.И. Учитель иностранного языка: мастерство и личность Текст. / Е. И. Пассов, В. П. Кузовлев, В. Б. Царькова. М.: Просвещение, 1993.- 159 с.
  105. Педагогика в медицине: учеб. пособие для студ. высш. мед. учеб. заведений Текст. / Н. В. Кудрявая [и др.]. М.: Академия, 2006. -320 с.
  106. Педагогический энциклопедический словарь Текст. / гл. ред. Б.М. Бим-Бад. -М.: Большая российская энциклопедия, 2008. 528 с.
  107. , В.И. Русско-английский толковый словарь по информатике Текст. / В. И. Першиков, А. С. Марков, В. М. Савинков. М.: Финансы и статистика, 1999. — 386 с.
  108. , А.В. Краткий психологический словарь Текст. / А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский. Москва: Политиздат, 1985. -431с.
  109. , С.В. Формирование рефлексивно-аналитических умений у младших школьников в процессе обучения естествознанию : дис.. канд. пед. наук Текст. / С. В. Пигузова. Челябинск, 2007. — 176 с.
  110. , К.К. Психология Текст. / К. К. Платонов, Г. Г. Голубев. М.: Высшая школа, 1977. — 247 с.
  111. , Л.С. Психолого-педагогический практикум Текст. / Л. С. Подымова, Л. И. Духова, Е. А. Ларина, О. А. Шиян. М.: Академия, 2009. — 224 с.
  112. , Л.С. Теоретические основы подготовки учителя к инновационной деятельности : автореф. дис.. д-ра пед. наук Текст. / Л. С. Подымова. М., 1996. — 32 с.
  113. , Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования : учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квал. пед. кадров / Е. С. Полат и др. М.: Академия, 2003. -272 с.
  114. , Е.С. Типология телекоммуникационных проектов Текст. / Е. С. Полат // Наука и школа 1997. — № 4. — С. 34−38
  115. , JI.H. Текстотека учебника как основа формирования социокультурной компетенции : дис.. канд. пед. наук Текст. / Л. Н. Полушина. М., 1995. — 136 с.
  116. , Г. Н. Возможности метода кейс-стади для исследования изменений в образовании Текст. / Г. Н. Прозументова // Изменения в образовательных учреждениях: исследование методом кейс-стади. Томск, 2003. — С. 4−35.
  117. , К. Протестируйте свой IQ Текст. / К. Рассел. Ф. Картер- пер. с англ. В. Шпаерман. М.: Эксмо, 2002. — 160 с.
  118. , С.Л. Основы общей психологии Текст. / С. Л. Рубинштейн. СПб.: Питер, 2000. — 594 с.
  119. , В.В. Изучение языков международного общения в контексте диалога культур и цивилизаций Текст. / В. В. Сафонова. Воронеж: Истоки, 1996. — 237 с.
  120. , В.В. Коммуникативная компетенция: современные подходы к многоуровневому описанию в методических целях Текст. / В. В. Сафонова. М.: Еврошкола, 2004. — 236 с.
  121. , В.В. Культуроведение в системе современного языкового образования Текст. /В.В. Сафонова // Иностранные языки в школе. 2001 -№ 3. — С. 17−24.
  122. , И.В. Биомедицинская этика в системе медико-биологических знаний Текст. / И. В. Силуянова // Медицинское право и этика. 2000. — № 2. — С. 66−75.
  123. , И.В. Нравственная культура врача как основание врачебного профессионализма Текст. / И. В. Силуянова // Экономика здравоохранения. 2000. — № 1. — С. 5−8.
  124. , М.Н. Проблемы современной дидактики Текст. / М. Н. Скаткин. М.: Педагогика, 1980. — 96 с.
  125. Сластёнин Текст. М.: МАГИСТР-ПРЕСС, 2000. — 488 с.
  126. , В.А. Педагогика: Инновационная деятельность Текст. / В. А. Сластёнин, JI.C. Подымова. М.: Издательство Магистр, 1997.-224 с.
  127. , В.А. Педагогика: учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений Текст. / В. А. Сластёнин, И. Ф, Исаев,
  128. A.И. Мищенко, Е. Н. Шиянов. -М.: Школа-Пресс, 1997. 512 с.
  129. , В.А. Педагогика: Учебник для студ. высш. учеб. заведений Текст. / В. А. Сластёнин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов. М.: Академия, 2008. — 576 с.
  130. , В.А. Стратегические направления развития теории педагогического образования Текст. / В. А. Сластёнин // Теория и технология формирования профессиональной педагогической культуры. — Белгород: Изд-во БГУ, 1999. С. 7−10.
  131. , В.А. Университетское педагогическое образование: проблемы и решения Текст. / В. А. Сластёнин // Профессионально-педагогическая культура: история, теория, технология. Белгород, 1996. — С. 5−7.
  132. , В.А. Формирование личности учителя советской школы в процессе профессиональной подготовки. Текст. /
  133. B.А. Сластёнин. -М.: Просвещение, 1976. 160 с.
  134. Словарь русского языка: в 4 т. / АН СССР, Ин-т рус. яз.- под ред. А. П. Евгеньевой. 2-е изд., испр. и доп. — М.: Русский язык, 19 811 984.
  135. , О.Г. Образовательный сайт по кейс методу обучения и методика его использования в учебном процессе КГУ Электронный ресурс. — Режим доступа: http ://confd o.kgtu.runnet.ru/doc/smolyaninova.htin
  136. , Е.Н. Интегративно-рефлексивный подход к формированию методической компетенции преподавателя иностранного языка в системе непрерывного профессионального образования : дис.. докт. пед. наук Текст. / Е. Н. Соловова. М., 2004. — 410 с.
  137. , Е.Н. Методика обучения иностранным языкам: базовый курс лекций: пособие для студентов пед. вузов и учителей Текст. / Е. Н. Соловова. 3-е изд. — М.: Просвещение, 2005. — 239 с.
  138. , Ю.Ю. Формирование иноязычной коммуникативной компетентности как условие совершенствования профессиональной подготовки специалиста социальной работы : дис.. канд. пед. наук Текст. / Ю. Ю. Солодовникова. Курск, 2009. — 201 с.
  139. , В.В. Психологические основы врачебной деятельности Текст. / В. В. Соложенкин. М.: Академический Проект, 2003.-304 с.
  140. B.C. Методы научного познания Текст. / B.C. Степин, А. Н. Елсуков. Минск: Высшая школа, 1974. — 152 с.
  141. , A.M. Психология и педагогика : Учеб. пособие для вузов. Текст. / A.M. Столяренко. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. -423 с.
  142. , П.В. Концепция языкового поликультурного образования Текст. / П. В. Сысоев. М.: Еврошкола, 2003. — 406 с.
  143. , П.В. Обучение иностранному языку на старшей ступени общего среднего (полного) образования. Профильный уровень (1011 классы) Текст. / П. В. Сысоев // Иностранные языки в школе. 2006. — № 2.-С. 2−10.
  144. , П.В. Социокультурный компонент содержания обучения американскому варианту английского языка : дис.. канд. пед. наук Текст. / П. В. Сысоев. Тамбов, 1999. — 231 с.
  145. , Н.А. Педагогическая практика в системе многоуровневой подготовки бакалавра и специалиста образования : сб. науч. тр. Текст. / Н. А. Тарасюк. Липецк: Изд-во ЛГПИ, 1999. — 12 с.
  146. , Н.А. Теоретические основы методики обучения выразительности речи : учеб. пособие для студентов пед. вузов Текст. / Н. А. Тарасюк. -М.: Прометей, 2000. 131 с.
  147. , Н.А. Формирование профессиональной готовности учителя к иноязычному дошкольному образованию Текст. / Н. А. Тарасюк. М.: Изд-во МПГУ, 2001.- 147 с.
  148. Тер-Минасова, С. Г. Война и мир языков и культур: вопросы теории и практики: учеб. пособие Текст. / С.Г. Тер-Минасова. М.: ACT: Астрель: Хранитель, 2007. — 286 с.
  149. Тер-Минасова, С. Г. Личность, язык, культура. Современные теории и методики обучения иностранным языкам Текст. / С.Г. Тер-Минасова: под общ. ред. Л. М. Федоровой, Т. И. Рязанцевой. М.: Экзамен, 2004. — 320 с.
  150. Тер-Минасова, С. Г. Язык и межкультурная коммуникация: учеб. пособие Текст. / С.Г. Тер-Минасова. М.: Слово / Slovo, 2000. -259 с.
  151. , Г. Д. Реалии в языке и культуре Текст. / Г. Д. Томахин // Иностранные языки в школе. 1997. — № 3. — С. 13−18.
  152. Требования по русскому языку для граждан зарубежных стран. Пороговый уровень Текст. / Е. Л. Корчагина [и др.]. М.-СПб.: Златоуст, 2002. — 44 с.
  153. , Е.М. Образ человека в сознании врача Текст. / Е. М. Уколова, Н. В. Кудрявая // Психология и педагогика в высшем медицинском образовании. Выпуск 3. М.: Изд-во МГМСУ, 2007. — С. 21−36.
  154. , А.И. Дидактическая подготовка будущего учителя: технологический подход: учеб. пособие Текст. / А. И. Уман. Орел: Изд-во ОГУ, 1993.- 128 с.
  155. , А.И. Технологический подход к обучению: теоретические основы Текст. / А. И. Уман. Москва-Орел: Изд-во ОГУ, 1997. -208 с.
  156. , А.В. Формирование учебных умений и навыков учащихся на уроках физики Текст. / А. В. Усова, А. А. Бобров. — М.: Просвещение, 1988. 112 с.
  157. Федеральная программа развития образования // Российская газета. 2000. — № 74−75.
  158. , З.Р. Формирование пространственных представлений учащихся посредством пропедевтики стереометрических знаний в процессе обучения планометрии : автореф. дис.. канд. пед. наук Текст. / З. Р. Федосеева. М., 1998. — 16 с.
  159. , Д.И. Психология развития человека как личности Текст. / Д. И. Фельдштейн // Избранные труды: в 2-х тт. М: МПСИ Б, 2005.-Т. 1.-568 с.
  160. Философский словарь Текст. / под ред. И. Т. Фролова. — М.: Политиздат, 1991. 560 с.
  161. , И.И. «ЛИНГВАУНИ» вклад в культуру мира Текст. / И. И. Халеева // Лиигвауни: Третья Международная конференция ЮНЕСКО. — М.: МГЛУ, 2000. — С. 65−69.
  162. , И.Ф. Педагогика Текст. / И. Ф. Харламов. М.: Гардарики, 1999. — 520 с.
  163. , А. Н. Инициирование рефлексии как технология профессиональной игры в формировании методологической культуры учителя Текст. / А. Н. Ходусов // Феномен игры в культуре и образовании. Курск: Изд-во КГУ, 2003. — С. 42834.
  164. , А.Н. Формирование мотивационно-ценностного отношения специалиста к профессиональной деятельности Текст. / А. Н. Ходусов, Л. В. Мокоусова. М.-Курск: Изд-во КГУ, 2009. — 283 с.
  165. , И.И. Развитие аналитических умений у будущих педагогов в процессе изучения иностранного языка : дис.. канд. пед. наук Текст. / И. И. Хрулёва. М, 2006. — 179 с.
  166. , А.В. Ключевые компетенции как компонент лич-ностно ориентированной парадигмы образования Текст. / А. В. Хуторской // Народное образование. 2003. — № 2. — С. 58−64.
  167. , Е.Д. Функциональная пропедевтика в курсе математики начальных классов : автореф. дис.. канд. пед. наук Текст. / Е. Д. Цыдыпова. М., 1994. — 15 с.
  168. , В.Д. Новая модель специалиста: инновационная подготовка и компетентностный подход Текст. / В. Д. Шадриков // Высшее образование. 2004. — № 8. — С. 26−31.
  169. , А.С. Рефлексивные механизмы простраивания и связывания границ «Я» Текст. / А. С. Шаров // Университеты как регионо-образующие комплексы. В 5 ч. Омск.: ОмГПУ, 2004. — Ч. 4. — С. 276 280.
  170. , В.Н. Методика интегративного обучения иноязычной культуре детей дошкольного возраста (на примере интеграции французского языка, рисования, ритмики и музыки): дис.. канд. пед. наук Текст. / В. Н. Шацких. Липецк, 1997. — 211 с.
  171. , Л.И. Особенности формирования инокультурных концептов у младших школьников в процессе изучения иностранного языка : дис.. канд. филол. наук Текст. / Л. И. Шварко. Барнаул, 1995. — 226 с.
  172. Школа Совместной деятельности: концепция, проекты, практика развития. Книга 1 Текст. / под ред. Г. Н. Прозументовой. Томск, 1997.-79 с.
  173. , В.А. Проблема методологии научного познания Текст. / В. А. Штоф. М.: Наука, 1978. — 271 с.
  174. Энциклопедия профессионального образования: В 3-х т. Текст. / под ред. С. Я. Батышева. М.: АПО, 1998. — Т. 1. — 337 с.
  175. , Э.Г. Системный подход и принцип деятельности: Методологические проблемы современной науки Текст. / Э. Г. Юдин. М.: Наука, 1978.-391 с.
  176. , И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе Текст. / И. С. Якиманская. М.: Сентябрь, 1996. — 96 с.
  177. Bachman, L.F. Fundamental Considerations in Language Testing Текст. / L.F. Bachman. Oxford: Oxford University Press, 1990. — 310 p.
  178. Brumfit, Ch. Communicative Methodology in Language Teaching: The Roles of Fluency and Accuracy Текст. / Ch. Brumfit. Cambridge: Cambridge University Press, 1992. — 291 p.
  179. Brumfit, Ch. The Communicative Approach to Language Teaching Текст. / Ch. Brumfit, K. Johnson. Oxford: Oxford University Press, 1979.-257 p.
  180. Byram, M. Cultural Studies in foreign education Текст. / M. Byram. Cleve don, Avon: Multilingual Matters, 1989. — 188 p.
  181. Chomsky, N. Language and Responsibility Текст. / N. Chomsky. Sussex: The Narvester Press, 1979. — 212 p.
  182. Cowan, J. Are We Neglecting Real Analytical Skills in Engineering Education? Текст. / J. Cowan // European Journal of Engineering Education. 1986. — Vol. 11.-P. 67−73.
  183. Hymes, D. On Communicative Competence Текст. / D. Hymes // Sociolinguistics. Selected Reading. Harmondsworth: Penguin Books, 1972. -P 269−293.
  184. Kasper, L.F. New Technologies, New Literacies: Focus Discipline Research and ESL Learning Communities Текст. / L.F. Kasper // Language Learning and Technology. 2005. — № 14 (2). — P. 3942
  185. Kramsch, C. Context and Culture in Language Teaching Текст. / С. Kramsch. Oxford: Oxford University Press, 1993. — 296 p.
  186. Littlewood, W. Communicative Language Teaching Текст. / W. Littlewood. Cambridge: Cambridge University Press, 1994. — 192 p.
  187. , K. «Principles of communicative methodology» Текст. / К. Morrow // Communication in the Classroom / K. Johnson, K. Morrow. — London. Longman, 1981. P. 59−66
  188. Nunan, D. Language Teaching Methodology: a Textbook for Teachers Текст. / D. Nunan. Hertfordshire: Prentice Hall, 1998. — 241 p.
  189. Rossner, R. Currents of Change in English Language Teaching Текст. / R. Rossner, R. Bolitho. Oxford: Oxford University Press, 1995. — 198 p.
  190. Sheils, J. Communication in the Modern Languages Classroom Текст. / J. Sheils. — Strasbourg: Council of Europe Press, 1993. 288 p.
  191. Van Ek, J.A. Objectives for Foreign Language Learning Текст. / J.A. Van Ek. Strasbourg: CCC/CE, 1993. — Vol. 1: Scope. — 88 p.
  192. Van Ek, J.A. Objectives for Foreign Language Learning (Vol. 1: Scope) Текст. / J.A. Van Ek. Strasbourg, 1986. — P. 60−61.
  193. Van Ek, J.A. Threshold Level, 1990 Текст. / J.A. Van Ek, L. M Trim. Strasbourg Council of Europe, 1991. — 245 p.
  194. Velde, Ch. Crossing borders: an alternative conception of competence Текст. / Ch. Velde // 27 Annual SCUTREA conference. 1997. -P. 27−35.
  195. Widdowson, H.G. Aspects of Language Teaching Текст. / H.G. Widdowson. Oxford: Oxford University Press, 1990. — 243 p.
  196. Widdowson, H.G. Teaching Language as Communication Текст. / H.G. Widdowson. Oxford: Oxford University Press, 1990. — 256 p.
Заполнить форму текущей работой