Спорт на экране: телережиссура массового зрелища
Спортивные массовые зрелища на экране существуют с момента рождения кино. Технические возможности первых кинематографических полотен были далеки от сегодняшних, но, тем не менее, желание зафиксировать очередной рекорд, миг победы или запечатлеть идеальные формы тела атлета привлекало первых кинорежиссеров и операторов. Появление нового вида экранного зрелища — телевидения — сыграло большую роль… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Эволюция спортивного массового зрелища на экране
- 1. 1. Закономерности развития спортивного массового зрелища
- 1. 2. Спортивная тематика в кино- и телеискусстве
- 1. 3. Особенности становления спортивных репортажей, трансляций Олимпийских игр и спортивно-постановочных передач
- Глава 2. Телережиссура спортивного массового зрелища
- 2. 1. Роль и значение многокамерного метода съемки
- Особенности телережиссуры
- 2. 2. Работа режиссера, оператора, звукорежиссера и комментатора над созданием спортивного репортажа
Спорт на экране: телережиссура массового зрелища (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Спортивные массовые зрелища на экране существуют с момента рождения кино. Технические возможности первых кинематографических полотен были далеки от сегодняшних, но, тем не менее, желание зафиксировать очередной рекорд, миг победы или запечатлеть идеальные формы тела атлета привлекало первых кинорежиссеров и операторов. Появление нового вида экранного зрелища — телевидения — сыграло большую роль в решении проблемы переноса на экран массового спортивного зрелища. Экран ТВ стал не только развивать спортивную тематику, но и создавать новые специализированные жанровые направления и целые спортивные каналы. Телевидение дало возможность смотреть спортивное зрелище дома, тем самым предопределив свой успех. Оно не просто информировало зрителя-болельщика, расширило границы кругозора, общения, а на каком-то этапе даже стало навязывать определенные стереотипы и модели поведения.
Многие телеканалы мира отдают, спортивному вещанию значительную < долю эфирного времени. Спортивные новости, трансляции, проблемные программы1 об отдельных видах спорта иш> самих атлетах и тренерах заполняют телеэкраны и1 большинства российских каналов. Популярность этого жанра привела к созданию специализированных каналов, которые имеют не только творческий, но и коммерческий (успех. В докризисный 2007 год в РоссийскойФедерации было открыто 10 новых спортивных телеканалов. Такое массовое развитие спортивного вещания дает толчок к непрерывному поиску новых форм переноса спортивного зрелища на экран.
Начало развития спортивного вещания приходится на середину прошлого столетия, когда во многих столицах республик СССР стали открываться телецентры. В Минске, Киеве, Риге, Вильнюсе в обязательном порядке в сетку вещания включались спортивные трансляции. Этот вид телепередач был удобен ввиду как своей популярности, так и технической возможности «прямого» эфира.
Каждая студия советских республик освещала спортивную жизнь в своем регионе, а главные спортивные события страны освещали московские и ленинградские специалисты. Телевизионная школа в целом формировалась в учебных заведениях Москвы и Ленинграда. Большинство спортивных режиссеров и операторов из союзных республик приходили в профессию из кино. Спортивное вещание в советскую эпоху развивалось путем собственных проб и ошибок. После того как из кино был взят опыт не только монтажа, но и тиражирования, спортивная тематика расширилась от «прямых» репортажей до новостных сюжетов, цикловых передач, документального и игрового телефильма. Важным стало и то, что спортивные программы могли создаваться с использованием законов кино, что определяло движение телевидения в сторону искусства.
Спортивные программы стоят в отдельном ряду телевизионного творчества, так как их производство обусловлено специфическими решениями экранных форм. Такое особое положение их определено природой спортивного массового зрелища.
Основой. любого экранного произведения является драматургия. Как раз особенность телевизионного произведения спортивной направленности имеет в этой области свое беспроигрышное преимущество. Драматургия самого спортивного зрелища очень проста и в то же время весьма действенна, так как в ее основе лежит борьба спортсменов за лучшее место и высший результат. Состязательная природа спорта всегда порождает конфликт противостоящих сторон и кульминацию действия.
Другими словами, экран не нуждается в литературном сценарии спортивного зрелища, если это не игровое кино или постановочная телепрограмма. Такое принципиальное отличие, когда драматургия произведения создается в единстве места и времени происходящих событий, выделяет спортивную тематику в отдельную жанровую иерархию.
Здесь коренным образом, в первую очередь, меняется подход к телережиссуре. Условия монтажа, происходящего в прямом эфире, не ограничивают, а мобилизуют режиссера, который должен предложить достойную экранную форму события, происходящего в настоящем времени. Подход к решению подобной задачи требует специальной подготовки, а значит, и специального изучения.
Актуальность данного исследования также обусловлена выявлением прямой зависимости развития телевизионного спортивного зрелища и развития самого зрелища. Например, каждая Олимпиада двадцатого века стимулировала технический прогресс на телевидении: в 1964 году впервые через спутник телепередачи распространялись мировым телеорганизациямв 1972 году трансляции Олимпиады из Саппоро отличались новейшим (на тот момент) фантастическим звуковым оформлением и демонстрацией аппаратов замедленного повтора, различными спецэффектамиМосковская 0лимпиада-80 не имела себе равных по использованию электронной аппаратуры (на спортивных аренах столиц союзных республик и Ленинграда было установлено280телевизионных камер);
Открытие эры цифрового телевидения также началось со спорта — при трансляции из Франции Чемпионата мира по футболу в 1998 году.
Глобальное увеличение спортивных контентов в мире увеличивает количество фестивалей спортивных программ и фильмов. Даже время экономического кризиса не стало им преградой. Постсоветское пространство не стало исключением. Россия, Молдова, Армения, Латвия не просто гордятся такими форумами, но и демонстрируют новые решения проблем по поиску экранных форм спортивного зрелища. Вот примеры за 2009 год: в августе прошел фестиваль в Армении «Спорт & Медиа-2009», в сентябре в Липецке состоялся фестиваль «Атлант».
К сожалению, опыт телевизионных произведений спортивной тематики почти не освещен в специальной литературе. Из небольшого количества книг по этим вопросам большинство содержат преимущественно практические рекомендации, не подкрепленные научной основой. Профильные вузы не занимаются подготовкой режиссеров и операторов, специализирующихся в спортивном вещании, нет даже лекционных часов факультативного изучения специфики переноса массового спортивного зрелища на экран. Эти проблемы чаще всего решают только сами вещатели, проводя мастер-классы с участием ангажированных зарубежных режиссеров. Автор данного труда, занимая должность главного режиссера дирекции спортивного вещания Национальной государственной телерадиокомпании Республики Беларусь, постоянно сталкивался с кадровой проблемой среди режиссеров и операторов.
Современное телевидение предлагает режиссеру для получения большей информации и эстетического решения съемки массового спортивного зрелища использование как можно большего количества телекамер. Сегодня 30 одновременно работающих телекамер, например, для футбольного репортажа становится нормой. Такой1 «мозговойштурм» способны выдержать только специально подготовленные специалисты. И это не считая работы множества повторных аппаратов и титровально-графических машин. Все другие работы во внестудийной аппаратной передвижной’телевизионной станции (далее ПТС), несвязанные со спортом, используют ее возможности лишь до пятидесяти процентов. Любая телестудия^, приобретая^ подобную технику, ориентирует производителя^ на возможность показа спортивных трансляций (исключение составляют только малокамерные /репортажные/ ПТС). На любой выставке технических телевизионных новинок больше половины представляемой продукции ориентировано на организацию, прежде всего, спортивных трансляций. Понятно, что столь дорогостоящую технику можно доверить только целенаправленно подготовленным специалистам.
Каждый жанр искусства характеризуется, прежде всего, своим содержанием и формой, которые определяют особенности жанра, технологии и методики постановки, а также его художественно-организационные основы"1, — отмечает исследователь Б. Н. Петров. Жанр и структура спортивных программ и трансляций также требуют строгого научного подхода.
Актуальность темы
исследования. Современное спортивное массовое зрелище — явление сложное и многогранное. Однако обзор немногочисленных публикаций, посвященных проблемам состояния и развития спортивного зрелища на экране, позволяет утверждать, что чрезвычайно большой и разнообразный эмпирический материал, а также целый ряд оригинальных социально-художественных явлений в спортивном телевидении не осмыслены на общефилософском и искусствоведческом уровне и не освещены в литературе. Не выработаны теоретические аспекты его понимания, точка зрения на динамику его развития, не хватает полноценного исторического анализа спортивной тематики на экране. Кроме того, мало освещен в научных изданиях многокамерный метод съемки, который является приоритетным для переноса на экран массового зрелища.
Цель диссертационной работы — выявление специфики телережиссуры спортивных телепередач как особого вида экранного зрелища.
Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи: установить историко-культурные предпосылки возникновения и закономерности развития спортивного массового зрелищаопределить этапы развития спортивной тематики в кинои телеискусстве;
— выявить особенности спортивной телепередачи как синтетического явления в аспекте ее эстетической природы, пространственно-временной организации, специфики восприятия;
— охарактеризовать эстетико-технологическую специфику творчества режиссера спортивной телепередачи и съемочной группы в условиях многокамерной съемки;
1 Б. Н. Петров. Массовые спортивно-художественные представления. Основы режиссуры, технологии, организации и методики. М., 2001. С. 12. определить профессиональные качества режиссера спортивного телевидения в режиме многокамерной съемки и особенности построения режиссерского сценария (партитуры) на конкретном примере спортивного массового зрелища.
Объект исследования — спортивные телепередачи как экранное зрелище.
Предмет исследования — особенности телережиссуры спортивного массового зрелища.
Методология и методы исследования. Ввиду многогранности поставленных задач работа носит комплексный, междисциплинарный характер. В ней используются методологические принципы и подходы современных наук — философии, эстетики, искусствознания, психологии творчества, теории кино и телевидения, теории массовых коммуникаций, -так как без привлечения знаний из других дисциплин сложно постичь такое многогранное явление, как творчество режиссера телевизионных передач о спорте.
В ходе проведения исследования использовались следующие методы: искусствоведческий, системно-исторический, историко-генетический, культурологическийисточниковедческий (изучение сценариев, архивных материалов), сравнительно-типологический. В работе последовательно сравниваются характерные признаки разных вещательных моделей — от тех основополагающих свойств, которые определяют место спортивных телепередач в телевизионной культуре, до конкретных различий в приемах и методах работы режиссеров и операторов.
Принцип историзма позволяет выделить основные социально-культурные, экономические и политические факторы, которые оказывали влияние на формирование системы современного спортивного телевещания в целом, а комплексный подход дает возможность целостно проанализировать феномен телепередач о спорте.
В своей работе диссертант также опирался на личный многолетний опыт работы в качестве режиссера спортивной дирекции Белорусской-государственной телерадиокомпании, на практическое изучение спортивных передач и фильмови других источников, полученных в отделе отечественного кино во ВГИКЕ и Белорусском государственном архиве кино-, фото-, фонодокументов.
Теоретической основой для диссертационной работы стали научные труды, которые так или иначе затрагивают заявленную проблематику. Систематизация изученной литературы выглядит следующим образом:
1. Исследовательская часть, связанная с теорией и историей спортивных массовых зрелищ и затрагивающая/ вопросы философии, эстетики и культурологии, основывается на трудах зарубежных и отечественных ученых: А. Банфи, А. Моля, X. Ортеги-и-Гассета, Ф. Шиллера, Ю. Б. Борева, И. Н. Голомштока, Ю. Д. Колпинского, Л.П. СаенковойВ1А. Салеева, В. М. Самойленко, Б.М. СапуноваЕ.Д. Уваровой, H.A. Хренова, и других.
Отправной точкой" для осмысления понятия" «массового зрелища», как части массовой^ культуры стали работы X. Ортеги-и-Гассета «Восстание масс», И. Тэна «Философия искусства», Г. Лебона «Психология народов’и масс», Р. Арнхейма «Искусство и визуальное восприятие», труды об актуальных проблемах культурологи Б.М. Сапунова-и статьипо эстетике Ф: Шиллера.
Работы H.A. Хренова «Место зрелищных искусств в художественной культуре» и «Зрелища в эпоху восстания масс» помогли автору убедиться в важности анализа феномена зрелища и спроецировать выводы в отношении спортивных массовых зрелищ. H.A. Хренов предлагал выделить теорию зрелища в отдельную науку, что дало возможность подчеркнуть актуальность исследуемой' тематики.
Белорусский исследователь Л. П. Саенкова в своих трудах не апеллировала к теме спорта. Однако автор, — считаясь с тем, что спорт является частью массового зрелища, в теоретико-историческом контексте использовал аргументы Л. П. Саенковой по «омассовлению» зрелища из книги «Массовая культура: Эволюция зрелищных форм».
Историческая часть заявленной темы основывалась и на некоторых выводах Ю. Д. Колпинского. В частности, его работа «Изобразительное искусство. Великое наследие античной Эллады» помогла автору в сборе доказательной базы о значении Олимпийских игр в мировой истории.
2. Для исследования специфики работы режиссера над темой спорта в области кинематографии автор обращался к трудам теоретиков этого вида искусства, вычленяя те аспекты, которые могли бы быть приближены к теме исследования. Такие авторитетные исследователи, как Д. А. Вертов, Г. М. Козинцев, М. И. Ромм, С. М. Эйзенштейн, напрямую не занимались спортивным фильмом, но их некоторые теоретические выкладки можно проецировать на заданную тему.
Так, в статье «Реалии истории в зеркале экрана (Основные типологические модели)» К. К. Огнев пишет о том, что в советском кино главенствующей была идея руководящей и направляющей роли коммунистической партии, поэтому героями большинства лент являлись «обаятельные, крепко сбитые, почти» все рослые, с мужественными лицами актеры". Такое мнение полностью применимо и к оценке фильма, снятого на спортивном материале.
Тем не менее у В. И. Пудовкина автору удалось найти высказывание, конкретно касающееся темы спорта на киноэкране, — это его положительный отклик на фильм «Вратарь», вышедший в 1936 году (режиссер С. Тимошенко).
Работа А. И. Злодоревой «Спорт глазами кино», изданная в 1966 году, содержит весомые доводы о кино как о «могучем средстве массовой пропаганды физической культуры и спорта». Однако ее значение потеряло актуальность, что связано с приходом новой исторической эпохи и с изменениями в кинематографе, происшедшими за более чем сорок лет после издания книги.
Из-за нехватки научного материала в исследовании темы спорта в раннем кинематографе приходилось прибегать к мемуарной литературе, каковой стали воспоминания немецкого режиссера' JL Рифеншталь, и советского режиссера Б. М. Крепсак справочным изданиям, таким как каталог В. Е. Вишневского «Документальные фильмы дореволюционной России (1907;1916)», и к газетным статьям с рецензиями на тот или иной фильм.
3. Теоретическая база, касающаяся отражения темы спорта на телевидении, тоже достаточно скудно представлена в научной литературе, изученной для данного исследованияБольшая часть ее, как и в предыдущем блоке, скорее может служить спроецированной аргументацией, нежели прямой доказательной базой для выводов по заявленной теме.
Работы таких исследователей в области телевизионного искусства, как Э. Г. Багиров, H.A. Барабаш, И. К. Беляев, P.A. Борецкий, В. М. Вильчек, G.G. Гинзбург, H.A. Голядкин, В. В. Егоров, H.M. Зоркая, A.B. Красинский, Г. В. Кузнецов, С. А. Муратов, О. Ф. Нечай, К. К. Огнев, П. П. Олиференко, B.G. Саппак, Н. Т. Фрольцова, B.JI. Цвик, А. Я. Юровский и др. помогли автору в освещении различных аспектов проблемы.
Базовымидля5 осмысления места телевидения в системе, культуры, остаются работы отечественных исследователей B.C. Саппака «Телевидение и мы» и В. М: Вильчека «Под знаком ТВ». В этих двух книгах телевидение рассматривается как неотъемлемая часть культуры общества и как важная составляющая повседневной жизни человека. Большой фактологический материал содержит книга H.A. Голядкина «История отечественного и зарубежного телевидения».
Работы А. Я. Юровского «Телевидение — поиски и решения» и B.JI. Цвика «Телевизионная журналистика» стали основой в размышлениях о жанровой особенности спортивного зрелища на экране и спортивного репортажа в частности.
Работа И. К. Беляева «Спектакль документов: Откровения телевидения» была полезна описанным в ней опытом работы над телефильмом «Этот удивительный спорт» и пониманием «игрового момента».
Исторический материал о спорте на телеэкране был собран благодаря непосредственному общению автора данного исследования с ветеранами телевидения Беларуси и России, изучению архивных материалов различных телекомпаний, статей и мемуарных публикаций выдающихся деятелей экрана, таких, например, как комментатор Г. Г. Саркисьянц.
Для исторического анализа спортивной тематики на экране как движущей силы технического прогресса телевидения были также использованы труды. H.A. Голядкина «История отечественного и зарубежного телевидения» и B.C. Родиченко «Организация и техническое обеспечение олимпийских соревнований», «Технический прогресс — союзник спорта».
4. В библиографию, относящуюся к исследованию телережиссуры спортивного4 массового зрелища* при, многокамерном методе съемки, вошли работы известных теоретиков смежных искусствнапример театра* (Г. КрэгаЮ.П. Любимова, В. Э. Мейерхольда, А. Г. Раппопорта, К.С. Станиславского).
Большинство из этих трудов? касаются основ, самой режиссуры. Автор уже упоминал о малоизученности проблемы, заявленной" в теме диссертационногоисследования. Поэтому, обращаясь к решению задач, стоящих перед телережиссурой при переносе на экран массового спортивного зрелища, мы использовали опыт, описанный* в работах «Многокамерная съемка» С. А. Алексеева и М. И. Высоцкого, «Многосерийный репортаж» А. Н. Митты, а также «Профессия — оператор» М. М. Волынца и «Особенности режиссуры телефильма при многокамерном методе съемки» B.C. Тетерина.
Из вышеперечисленных работ наибольший интерес для автора представляет статья С. А. Алексеева и М. И. Высоцкого «Многокамерная съемка», написанная в 1964 году, и книга B.C. Тетерина «Особенности режиссуры телефильма при многокамерном методе съемки», изданная в 1971 году. Эти труды используются в диссертационном исследовании только как вспомогательная часть теоретической основы анализа процесса многокамерного метода съемки, т. к. за годы, прошедшие после их публикации, телевидение претерпело ряд коренных изменений с творческой и технической стороны.
На постсоветском пространстве телережиссуре при многокамерном методе съемки в научных кругах практически не отводилось должного внимания. Только в последнее время в связи с увеличением спортивных телеканалов об этой проблеме стали понемногу говорить. Так, в киевском Институте экранных искусств в 2011 году готовится к выпуску пособие для телеоператоров по многокамерному методу съемки.
Некоторые телеканалы небольшими тиражами издают аналогичные пособия для внутреннего пользования с правилами раскадровки относительно какого-либо вида спорта. Автор данного диссертационного исследования неоднократно принимал участие в создании подобных печатных изданий.
Вся изученная литература послужила основанием для проведения1 исследования режиссуры спортивных телепередач с точки зрения ее специфики и эстетических принципов, для изучения феномена спортивной телепередачи как особого экранного зрелища.
Гипотеза исследования включает несколько положений:
1. Современный уровень развития экранных технологий свидетельствует о потенциальной возможности спортивных передач занять достойное место среди других жанров аудиовизуальных искусств. Многие из созданных продуктов можно отнести к художественным произведениям, которые характеризуются драматургическим единством в сочетании с нелинейностью и интерактивностью повествованиявыразительной множественностью средств в их синтезевариативностью пространства и временисложным монтажом различных видеофрагментоввысокой эмоциональной и информационной насыщенностью кадра.
2. Для успешного творческого управления процессом создания телепроизведений необходим режиссер спортивных передач, исповедующий принципы интерактивной режиссуры, вооруженный прогрессивным образным мышлением, владеющий современными компьютерными технологиями.
3. Режиссура спортивных телепередач является областью профессиональной и творческой деятельности, направленной на эстетическую и смысловую организацию интерактивного пространства как образного целого. Последовательно воплощая идейно-художественный замысел этого целого, режиссура предполагает соподчинение всех компонентов содержательной^ формы создаваемого произведения и в соответствии с этим — руководство коллективным творческим процессом.
4. Режиссура спортивных телепередач обладает своей спецификой, обусловленной природой спортивного зрелища, особенностями, его восприятия, выразительными возможностями телеэкрана, а также тесным взаимодействием творчества с передовыми компьютерными и информационно-коммуникационными технологиями.
5. Творческое и профессиональное становление режиссера спортивных телепередач, мастерство которого определяется яркой художественной выразительностью, широкой эрудициейи высокой технической грамотностью, невозможно без создания^ системы профессиональной подготовки данного специалиста.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. Историко-культурные предпосылки возникновения и закономерности развития спортивного массового зрелища тесным образом связаны с развитием массовой культуры, с процессом участия и соучастия больших групп людей в проведении спортивных соревнований. Античная эпоха дала миру Олимпийские игры, которые в дальнейшем стали стержневым видом мировых спортивных состязаний. В дальнейшем история развития спортивных массовых зрелищ обусловлена техническим прогрессом. Это развитие приведет к причастности каждого цивилизованного индивида к массовому зрелищу благодаря средствам массовой коммуникации.
2. Последовательность этапов развития спортивной тематики в кинои телеискусстве обусловлена общими процессами эволюции экранных искусств, появлением новых жанрово-стилевых форм, технологических средств. Активное развитие спортивной тематики на киноэкране началось еще в период немого кинематографа, получило развитие в звуковых фильмах. Наиболее широкое отражение спорт получил в документальном кинематографе. Активное развитие экранных искусств и, соответственно, расширение их тематики привело к появлению спортивного телевидения, которое обладает ярко выраженной полифункциональностью, выступает одновременно и как аудиовизуальное средство массовой информациикоммуникации, и как особый, зрелищный вид художественного творчествах собственной образностью, пространственно-временной организацией материала, особенностью восприятия.
3. Особенности спортивной" телепередачи (репортажа) обусловлены ее спонтанной драматургией, особым взаимодействием изобразительного и звукового ряда, единством пространственно-временных параметров. Целостность спортивно-постановочной телепередачи определяется композиционной завершенностью многовариантных сюжетных линий, активным взаимодействием с художественным объектом в диалоговом режиме.
4. Режиссура телепередач о спорте — новый этап в общем развитии режиссуры экранных искусств, симптоматичное проявление процесса синтеза современной аудиовизуальной техники, информационно-коммуникационных технологий и художественного творчества.
Сохраняя типологические (родовые) признаки, характерные для режиссерского творчества, спортивная телережиссура проявляет яркие специфические свойства, обусловленные: эстетической природой самого объекта — спортивного мероприятия, состязанияособым характером взаимоотношения со зрителем — на трибунах и возле телеэкранаразнообразием выразительных средств и их спецификойхудожественно-творческим и производственным процессами создания спортивной телепередачи (своеобразием отдельных этапов разработки и реализации режиссерского замысла, составом творческой группы, быстроразвивающимися техническими средствами и компьютерными технологиями) — особенностями видов и жанров спортивных телепередач.
5. Профессиональные качества режиссера спортивного телевидения в режиме многокамерной съемки, от момента возникновения замысла до его воплощения в телезрелище, связаны с созданием, концептуальной модели-звукозрительного образа телепроизведения с учетом вероятных развитей спортивных событий. Поэтому важной составляющей частью спортивной телережиссуры является подготовка режиссерского сценария — партитуры, включающей такие компоненты, как расстановка камер, монтаж, звуковой ряд и ДР.
Научная новизна исследования. Впервые на основе целостного исследования спортивного массового зрелища на экране:
1. Поставлена новая научная проблема об эволюции темы спорта на телеэкране и способах переноса спортивного зрелища на экран. До этого спортивная тематика на телевидении практически не исследовалась.
2. Введено понятие спортивного массового зрелища на экране как зрелища, развивающегося в условиях спонтанной драматургии, заложенной в природе спортивного феномена. Такое понятие обогащает представление об особенностях переноса спортивного массового зрелища на экран.
3. Раскрыты закономерные связи между развитием спортивного массового зрелища и протеканием исторических общественных процессов.
4. Представлена панорама основных этапов становления спортивной тематики в кинематографе и телевидении.
5. Определено место и значение спортивного репортажа в телеискусстве.
6. Выявлена роль многокамерного метода съемки как основного способа переноса на экран спортивного массового зрелища, и определены основные пути решения проблем режиссерских замыслов при многокамерном методе съемки.
7. Охарактеризована структура режиссерской партитуры многокамерного метода съемки в современных условиях для подготовки, и проведения съемки массового спортивного зрелища с учетом усиления зрелищности экранного материала.
Научная новизна.
Предлагаемыйтруд — первое исследование в отечественном искусствознании, разрабатывающее проблематику режиссерского творчества в спортивном телевидении.
Автором впервые: предложен комплексный анализ эстетической природы спортивных телезрелищ: особенностей художественного образа и его восприятия, пространственно-временной организации произведения, специфики выразительных средстврассматриваются особенности художественной интерпретации спортивных состязаний, показана роль режиссера и зрителя в творческом процессе интерактивного взаимодействия с художественным объектомпредпринят сравнительный анализ природы режиссерского творчества в различных видах зрелищных искусств, определены типологические признаки телережиссуры и раскрыты принципиальные изменения в ее развитии, обусловленные внедрением в аудиовизуальные средства коммуникации новых мультимедийных технологийвыявлены специфические особенности режиссуры спортивного телевещания как информационно-художественной системыакцентируется внимание на характерном для режиссуры спортивного телевидения синтезе творчества и техники, на активном использовании широкого спектра возможностей современной технической палитры, принципов многокамерной съемкиопределены функциональные особенности этого вида творческой деятельности, специфически важные качества режиссера спортивных телепередач, его профессиональной компетентности.
Практическая значимость исследования. Прикладное значение данной работы состоит в возможности применения ее материалов и в науке, и в практике. Научно-исследовательским организациям в области искусствоведения может быть полезным изучение спортивной тематики на экране с точки зрения ее эволюции и генезиса. В учреждениях образования, ввиду роста тематических спортивных каналов, могут использовать как историческое исследование темы спорта на телеэкране, так и практические рекомендации по многокамерному методу съемки. Автор представляется необходимым ввести специальный курс для студентов, обучающихся по специальностям «режиссура» и «операторское мастерство», по изучению многокамерного метода съемки, описанного во второй главе. Кроме того, партитура многокамерного метода съемки футбольного матча, предложенная автором, может применяться любым телеканалом в качестве режиссерской экспликации. Также для телеканалов (организаций), имеющих в арсенале современную передвижную телевизионную технику, прикладное значение имеет классификация и характеристика основных эстетических и технических требований к многокамерной съемке спортивного зрелища, предложенные в данной работе.
Апробация результатов исследования:
1. Результаты данной работы о природе массового зрелища и проблеме переноса спортивного зрелища на экран были опубликованы и имели положительные рецензии в научных изданиях, в том числе, рекомендованных Высшей аттестационной комиссией РФ: «Вестник Московского государственного областного университета», «Вестник Череповецкого университета», «Известия Волгоградского педагогического университета», сборник «Экранное искусство в XXI веке».
2. В мае 2010 г. в рамках научной конференции «Трансформация телевизионных жанров», проводимой Институтом повышения квалификации работников телевидения и радиовещания, состоялось выступление на тему «Трансформация форм и жанров: от истории к перспективе». В ноябре 2010 на конференции «Национальная культура и искусство Беларуси в европейском контексте», проводимой Институтом искусствоведения, этнографии и фольклора им. К. Крапивы АН Беларуси, был прочитан доклад «Спорт на телеэкране».
3. В декабре 2009 г. по результатам данного исследования был прочитан курс «Многокамерная съемка» студентам Института повышения квалификации работников телевидения и радиовещания, обучающимся по специальности «Режиссер телевидения». С января 2010 г. по настоящее время автор ведет аналогичный курс для слушателей по специальности «Ассистент режиссера телевидения» и «Оператор телевидения» в школе-студии при Белорусской государственной телерадиокомпании в г. Минске.
Структура данной диссертационной работы включает введение, две главы, каждая из которых состоит из трех параграфов, заключения и библиографического списка и четырех приложений.