Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Доминанта как понятие теории композиции: Изобразительное искусство

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В психологических исследованиях научно обосновывалась связь доминанты с вниманием, предметно-образным мышлением, эмоциями, целенаправленным поведением (А. А. Ухтомский), с установкой (Д. Н. Узнадзе), с акцентуацией характера человека (Л. С. Выготский)7. Доминанта рассматривалась косвенно как основа мотивации (Е. П. Ильин, А. Маслоу) — процессов и форм внимания, в том числе и при визуальном… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ ДОМИНАНТЫ В АСПЕКТЕ ПСИХОЛОГИИ ИСКУССТВА
    • 1. Учение А. А. Ухтомского о доминанте как главной характеристике психологических процессов
    • 2. Доминанта и ее взаимообусловленность с установкой и мотивацией в художественно-творческом процессе
    • 3. Влияние доминанты на процессы внимания при восприятии произведения искусства
  • ГЛАВА 2. ПРОЯВЛЕНИЕ ДОМИНАНТЫ В КОМПОЗИЦИИ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
    • 1. Эмоционально-чувственные характеристики произведения искусства как его доминанта
    • 2. Функции доминанты в композиции произведений изобразительного искусства
    • 3. Выражение сущности художественного образа через доминанту
    • 4. Композиционный анализ произведений живописи с позиций доминанты

Доминанта как понятие теории композиции: Изобразительное искусство (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В исследованиях, посвященных теории композиции, становится все заметнее стремление совершенствовать категориально-понятийный аппарат. Среди многих композиционных понятий существует такое, которое ранее употреблялось, но не раскрывалось во всей совокупности значений. Имеется ввиду понятие доминанты как важной характеристики художественного образа. В данном диссертационном исследовании определяются структурно-функциональные характеристики доминанты, обосновывается необходимость ее разностороннего использования в теории композиции, в структурно-композиционном анализе произведений искусства, при изучении психологических процессов художественного творчества и восприятия произведений искусства.

Знание принципа доминанты востребовано как в теории композиции, так и в художественной практике. В теории композиции понятие доминанты фактически не разработано, несмотря на то, что доминанта онтологически связана с понятием «художественный образ», влияет на познание его сущности и становление.

В художественной практике доминанта является стержнем композиционного принципа соподчиненности, обеспечивает целостность и своеобразие художественной формы произведения. Как господствующая идея, определяет построение всей композиции, формирует устойчивость и функционирование ее организации. Понимание основных закономерностей создания художественной формы, помогает художнику реализовать свои чувства, идеи, образы.

В психологии искусства разработка композиционного принципа доминанты может служить существенным материалом в исследованиях мотивации и установки творческого процесса, при экспериментально-психологическом изучении композиционной структуры объектов восприятия и эмоционально-чувственных сторон восприятия произведения искусства зрителем.

Понятие доминанты почти не изучается в педагогике изобразительного искусства, несмотря на то, что в методике преподавания и в организации учебного процесса доминанта должна стать главенствующим предметом и принципом изучения.

Понятие доминанты необходимо шире использовать в искусствознании при структурно-композиционном анализе произведения искусства с точки зрения глубинного интеграционного компонента художественного произведения.

Понятие доминанты крайне важно для формирования понятийного аппарата теории композиции, так как объединяет несколько областей знания, способствует обоснованию композиционных закономерностей. Универсальность использования принципа доминанты во многих областях научного знания была предсказана А. А. Ухтомским. Поэтому обоснование понятия доминанты в теории композиции представляется перспективным.

Степень разработанности проблемы.

Для разработки темы привлекались различные области знаний, но не разрозненно, а в их взаимосвязях, комплексно. Использовались основные положения теории доминанты, сформулированные А. А. Ухтомским в физиологиисоответствующие области философии, эстетики, теории и истории искусства, где понятие доминанты, если не впрямую, то косвенно разрабатывались. Это повлекло за собой некоторую терминологическую рассогласованность, различную трактовку, что вызвало необходимость их согласования, адаптации к задачам исследования искусства.

В «Большой советской энциклопедии» (1972) доминанта (от лат. с1оттапБ — господствующий), определяется как главенствующая идея, основной признак или важнейшая составная часть чего-либо1. В философии — как двигатель психической жизни, элемент (Аристотель, И. Кант, Р. Декарт, А. Шопенгауэр) — в этнологии — как система этносоциальных, нравственных и религиозных ценностей, как объединяющее начало в общественном сознании.

1 БСЭ / Под. ред. А. М. Прохорова. В 30 тт. Т. 8. — М., 1972. С. 427. людей (понятие этнической доминанты введено Л. Н. Гумилевым). Приоритет в создании целостного учения о доминанте принадлежит отечественному физиологу А. Ухтомскому, трактовавшему это понятие как универсальный принцип работы нервных центров3.

Доминанта в культуре отождествляется с основными художественными идеями, ценностями4. В эстетике — с господствующим идеалом, ценностью. В музыке — с центральной, господствующей и наиболее устойчивой ступенью лада. В литературе — с идеей, контекстом, концепцией, характеристикой стиля5. В дизайне — с формой и пространством. В архитектуре — с господствующим элементом композиции ансамбля.

Понятие доминанты стало одним из плодотворных понятий в филологической науке, что подтверждается его активным использованием в литературоведении, лингвистике и в психолингвистике. Связывается, в первую очередь, с формой (А. А. Потебня, В. Б. Шкловский, Р. О. Якобсон).

Принцип доминантного подхода применялся при определении периодизации культуры (В. Ф. Овчинников), при поиске ведущих речевых средств художественного текста после анализа его структурной, семантической коммуникативной организации (Л. А. Новиков).

В трудах, посвященных теории искусства, понятие доминанты упоминалось в связи с идеей произведения (Ф. Шиллер, М. М. Бахтин, Е. И Яковлев), со смыслом и художественной целостностью (М. М. Бахтин, В.

2 Этническая доминанта создается при появлении любой этнической целостности. Закладывается в самом раннем (инкубационном) периоде зарождения нового этноса или суперэтноса. Желательно, чтобы доминанта была только одна: если их две, то они накладываются друг на друга и, тем самым, гасят разнонаправленные пассионарные порывы.

Понятие, предложенное А. Ухтомским, обозначает временно господствующий очаг возбуждения в центральной нервной системесоздает скрытую готовность организма к определенной деятельности при одновременном торможении других актов. Доминанта является нейрофизиологической основой поведения, механизмом и критерием отбора, двигателем психической жизни.

4 Ценностные доминанты проявляются, как комплекс социально сложившихся представлений о мире. На уровне формирования ценностной доминанты в человека закладываются основные представления о добре и зле. Ценностные доминанты создаются социальным опытом, апеллирующим прежде всего, к представлениям прошлых поколений, тесно связаны с традицией.

5 К функции стилевой доминанты относится ее возможность приводить к единству и упорядоченности содержательную форму. Стилевая доминанта подчиняет все остальные уровни формы, предполагает избирательность, определяемую идейно-художественной целесообразностью.

Франкл), с гармонией (Ж. Сера, В. П. Шестаков), со структурой (Ш. Бате), с формально-структурной характеристикой вида искусства (В. П. Михалева).

В теории композиции изобразительного искусства понятие доминанты раскрывалось лишь частично. В одних случаях понятие жанровой доминанты упоминалось в связи с художественным образом, где жанрово доминирующий образ обусловливает постоянство формы различных жанров изобразительного искусства (Н. А. Яковлева)6. В других — со структурой, где роль доминанты заключалась в установлении иерархии элементов композиции (Р. Арнхейм, В. П. Бранский) — с общим принципом, лежащим в основе строения композиции (Ю. С. Сомов).

В психологических исследованиях научно обосновывалась связь доминанты с вниманием, предметно-образным мышлением, эмоциями, целенаправленным поведением (А. А. Ухтомский), с установкой (Д. Н. Узнадзе), с акцентуацией характера человека (Л. С. Выготский)7. Доминанта рассматривалась косвенно как основа мотивации (Е. П. Ильин, А. Маслоу) — процессов и форм внимания, в том числе и при визуальном восприятии художественного произведения (В. А. Барабанщиков, Н. Н. Волков, П. А. Кудин, Б. Ф. Ломов, А. А. Митькин, С. Л. Рубинштейн, Э. Б. Титченер) — эмоционально-чувственных реакций, сопутствующих созданию и восприятию произведения изобразительного искусства (В. М. Аллахвердов, К. Изард, М. С. Каган, А. Н. Леонтьев, Я. Рейковский, Л. С. Салямон).

Вопросы исследования искусства с позиций психологии восприятия, внимания, сотворчества художника и зрителя, непосредственно или опосредовано связанные с доминантой, отмечались в трудах Р. Арнхейма, П. А. Кудина, Н. А. Яковлевой.

6 Постоянство формы в различных жанрах связано с жанрово доминирующим образом. Например, жанровая доминанта портрета — человек, если он главенствует в произведении над ситуацией. Если главенствует ситуация, то речь идет о бытовом или историческом жанре. Жанровая доминанта пейзажа — природа. Предметы и люди могут присутствовать в пейзаже, но они будут подчинены образу природы, что отразится в композиционных приемах.

7 Доминанта определяет особенности характера, отчетливо проявляющиеся в подростковом возрасте. Эгоцентрическая доминанта (интерес подростка к собственной личности). Доминанта дали (установка подростка на большие масштабы). Доминанта усилия (тяга к волевым напряжениям, иногда проявляющихся в упрямстве, борьбе против воспитательного авторитета, протесте и других негативных проявлениях). Доминанта романтики (стремление к неизвестному, рискованному, к приключениям, героизму).

На основе изученных материалов возможно сделать следующие выводы:

— понятие доминанты многозначно, применяется в различных областях науки и искусства;

— вопросы композиции изобразительного искусства частично рассматривались с позиций психолого-физиологических процессов художественного творчества и восприятия произведений искусства;

— функции доминанты как общего принципа психологических процессов, связанных с творческой деятельностью, восприятием произведения искусства, созданием композиции не определены в необходимом объеме. Несмотря на то, что все перечисленные процессы принадлежат личности, при научном познании они редко сводятся воедино;

— в теории композиции изобразительного искусства понятие доминанты не применяется во всей совокупности его значений.

Обоснование важности и возможности использования понятие доминанты в теории композиции в совокупности присущих ему значений является основной научной проблемой данного диссертационного исследования.

Объектом настоящего исследования является теория композиции в изобразительном искусстве.

Предмет — структура и функция композиционного понятия «доминанта».

Гипотеза — доминанта как важнейшая составляющая композиционного принципа соподчиненности является основой становления художественного образа произведения изобразительного искусства.

Основная цель диссертационного исследования — определение доминанты как понятия теории композиции и раскрытие его структурно-функциональных характеристик.

Достижение цели обеспечивается последовательным решением следующих задач:

— раскрытие психологической характеристики понятия доминанты;

— установление взаимосвязи доминанты с установкой и мотивацией в художественно-творческой деятельности;

— выявление условий, способствующих вниманию при восприятии художественного образа;

— исследование значения доминанты при передаче эмоциональной информации;

— обозначение роли доминанты в организации гармоничной, целостной композиции;

— выявление сущности художественного образа через доминанту в произведениях живописи;

Методология диссертационного исследования имеет комплексный характер. Для решения поставленных задач использовались системный метод, структурно-функциональный анализ, моделирование, феноменологический и герменевтический методы. Такой подход обусловлен как актуальностью введения понятия доминанты в теорию композиции, так и с многообразием аспектов его рассмотрения.

Поскольку произведение изобразительного искусства рассматривается как целостная система хранения и передачи художественной информации, методологической основой исследования стал системный анализ. Понятие доминанты в изученных источниках предстает в основном в двух ипостасях. С одной стороны, доминанта связана с основой деятельности и мышления человека, с другой, — со структурой произведений искусства. Обосновывая значимость понятия доминанты для теории композиции применительно к произведениям изобразительного искусства, в диссертации исследовались обе стороны. Системный метод способствовал также рассмотрению проблемы взаимосвязи доминанты с психическими процессами, сопутствующими творческой деятельности: с мотивацией, установкой, предметно-образным мышлением и эмоциями. Наряду со структурно-функциональным анализом системный метод позволил установить роль доминанты в структуре произведения искусства и обусловленные этой доминантой взаимосвязи. На основе моделирования в диссертации сформулировано определение доминанты как понятия теории композиции в изобразительном искусстве, определена ее роль и функции. Выявление смыслов понятия доминанты, толкование и раскрытие его содержания во всей совокупности значений происходит на основе феноменологического и герменевтического методов.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в следующем:

— впервые понятие доминанты рассмотрено с комплексных позиций;

— впервые обоснована необходимость использования понятия доминаты в теории композиции: как основы становления художественного образа, исходного понятия структурно-композиционного анализа произведения изобразительного искусства, при определении эмоционально-чувственной реакции зрителя;

— впервые понятие доминанта исследуется как основа композиционного принципа соподчиненности с привлечением психофизиологических знаний;

— впервые выявлен внутренний смысл доминанты в процессах, сопровождающих творческую художественную деятельность и восприятие произведений искусства.

Теоретическая значимость диссертационного исследования.

Результаты исследования позволяют использовать понятие доминанты в теории композиции. Выведено его определение, выявлены структурно-функциональные характеристики. Материалы диссертации могут быть использованы: для дальнейшего развития теории композиции, а так же позволяют стимулировать междисциплинарные разработки в области изучения теории композиции.

Практическая значимость диссертационного исследования состоит в широких возможностях приложения сущностных характеристик понятия доминанты во всех областях художественного творчества и искусствознанияв эффективности получения новых стабильных результатов при использовании доминанты как композиционного средства в работе художника, при обучении изобразительному искусству. Материалы диссертации могут быть использованы при чтении лекций и на семинарских занятияхв процессе разработки учебных программ, методических пособий и рекомендаций по проблемам изучения композиции и при воспитании визуальной культуры в системе высшего и среднего художественного образования. В художественной практике знание принципа доминанты влияет на достижение целостности и своеобразия художественной формы произведения, адекватной художественному замыслу. Композиционный принцип доминанты может быть использован в искусствоведении, что будет способствовать глубинному, сущностному постижению художественного образа при композиционном анализе произведения искусства.

Основные положения, выносимые на защиту:

— доминанта как психофизиологическая категория приобретает в изобразительном искусстве композиционно-художественную функцию;

— доминанта как композиционный фактор обусловливает динамическую направленность процессов восприятия художественного образа;

— доминанта проявляется как структурообразующий фактор художественного образа.

Структура диссертационного исследования.

Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложения. Объем авторского текста — 156 стр., список литературы содержит 184 наименования, приложение представлено в виде 16 цветных репродукций и 15 композиционных схем произведений живописи.

Результаты исследования позволяют использовать понятие доминанты в теории композиции. Концептуальность исследования, теоретический и исследовательский материал, привлеченный к раскрытию темы из разных областей знания, могут стимулировать те междисциплинарные взаимосвязи, в которых изучаются композиционные закономерности. Сущностные характеристики понятия доминанты возможно широко применять во всех областях художественного творчества и искусствознания в связи с ее свойствами быстро и глубоко воздействовать на структуру и форму произведения искусства.

Материалы диссертации могут быть использованы в искусствознании и способствовать глубинному, сущностному постижению художественного образа при композиционном анализе произведения искусства. Выведенные теоретические положения могут быть использованы для дальнейшего развития теории композиции и в методике преподавания предметов художественного цикла: при чтении лекций, на семинарских занятиях, в процессе разработки соответствующих разделов учебных программ, методических пособий и рекомендаций, в процессе воспитания визуальной культуры в системе высшего и среднего художественного образования. В художественной практике знание принципа доминанты влияет на достижение целостности и своеобразия художественной формы произведения, адекватной художественному замыслу.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Доминанта, введенная в психологический словарь еще А. А. Ухтомским, в изобразительном искусстве приобретает зримое воплощение духовного замысла художника.

В результате проведенного исследования выявлены особенности проявления доминанты в становлении художественного образа, в отборе средств выразительности его воплощения, в направленности эмоционального воздействия на зрителя.

Уточнен смысл понятия доминанты в теории композиции изобразительного искусства. Определена область применения понятия в теории композиции, связь с существующими композиционными понятиями. Доминанта в широком теоретическом понимании выступает как принцип, в практике — как средство, в искусствоведческом композиционном анализекак категория, понятие, принцип, средство.

Выведено определение доминанты, выявлены ее функции, в том числе устанавливающие принцип построения структуры композиции. Акцентируются те ее стороны, которые помогают сосредоточить внимание на главном при восприятии произведения, определяющем эмоциональное состояние зрителя.

Опираясь на труды физиологов и психологов, показана важность и особенность сущности доминанты при создании художественного произведения и процессов его восприятия. Подтверждена определяющая роль доминанты на художественно-творческую деятельность, формирование установки, мотивации, предметно-образного мышления художника. На основе принципа доминанты раскрываются отдельные творческие стороны: эпицентр художественного замысла, постоянство образов и художественных идей в творчестве художника, концентрация на главном при восприятии художественного образа.

Теоретические положения о роли и функциях доминанты подтверждаются искусствоведческим анализом произведений живописи.

Показана связь принципов доминанты с жизненными установками автора, мотивами создания произведения, организацией художественной формы. Как композиционный принцип доминанта проявляется в соподчинении частей и целого. Доминанта — это относительно неподвижный стержень, вокруг которого создается динамика содержания и форм произведения, часто выступает в скрытом виде. Обеспечивает одновременно жесткость и подвижность пространственных связей, тяготение элементов к одному центру и подчиненность ему.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. -М.: Наука, 1980.-334 с.
  2. В. М. Психология искусства. Эссе о тайне эмоционального воздействия художественных произведений. СПб.: Изд. ДНК, 2001.-200 с.
  3. . Г. Психология чувственного познания. М.: АПН РСФСР, 1960.-487 с.
  4. . Г. Задачи психологии искусства // Психология художественного творчества: Хрестоматия / Сост. К. В. Сельченок. Мн.: Харвест, 1999.-752 с.
  5. Андрей Рублев / Под ред. Н. Брехова. М.: ТЕРРА, 2001. — 64с.
  6. С. А. Рембрандт: О социальной сущности творчества художника. 2-е изд. -М.: Знание, 1981. 136 с.
  7. П. К. Философские аспекты теории функциональной системы. -М.: Наука, 1978.-400 с.
  8. И. Архитектурная композиция: Пер. с исп.: М. Г. Бакланов, Антонио Михее М.: Высшая школа, 1982. — 208 с.
  9. Р. Искусство и визуальное восприятие. М.: Прогресс, 1974. -392 с.
  10. Р. Новые очерки по психологии искусства М.: Прометей, 1994.-352 с.
  11. В. А. Восприятие и событие. СПб.: Алетейя, 2002. -512с.
  12. Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика: Пер. с фр. / Под ред. Г. К. Косикова. М.: Прогресс, Универс, 1994. — 616 с.
  13. Е. Я. Семантическая философия искусства (Критический анализ). М.: Мысль, 1973. — 215 с.
  14. А. Г. Произведение изобразительного искусства как предмет искусствоведения и музейной педагогики второй половины XIX—XX вв.. -Автореф. дисс.. кандидата искусствоведения. СПб., 2003.
  15. Большая советская энциклопедия / Под ред. А. М. Прохорова. В 30 тт. -М.: Советская энциклопедия, 1972.
  16. Ю. Б. Эстетика. 4-е изд. -М.: Политиздат, 1988.-496 с.
  17. В. П. Искусство и философия: Роль философии в формировании и восприятии художественного произведения на примере истории живописи. Калининград: Янтарный сказ, 2000. — 704 с.
  18. Дж. Психология познания. М.: Прогресс, 1977. — 412 с.
  19. А. В. Проблема психологии субъекта. М.: ИП РАН, 1994.- 104 с.
  20. Н. Ф. Художественное восприятие. М.: Знание, 1989. — 64 с.
  21. В. В. Содержание и форма в искусстве. — М.: Искусство, 1956. — 371с.
  22. В. В. Изобразительное искусство и музыка. Изд. 2-е, доп. -Л.: Художник РСФСР, 1983.-233с.
  23. А. 3. Жанр как явление художественной культуры // Искусство в системе культуры / Под ред. М. С. Кагана. Л.: Наука, 1987. -С. 167−175.
  24. Л. М. Психические процессы. Л.: ЛГУ, 1974. — 334 с.
  25. Г. Классическое искусство. Введение в изучение итальянского Возрождения / Пер. с нем. А. А. Константиновой и В. М. Невежиной. -СПб.: Алетейя, 1997.-320 с.
  26. H. Н. Восприятие предмета и рисунка. М.: АПН РСФСР, 1950. -507 с.
  27. H. Н. Композиция в живописи. М.: Искусство, 1977. — 208 с.
  28. Е. В. Эстетический анализ художественного произведения. -М.: Знание, 1974.-48 с.
  29. Е. В. Проблема содержания и формы в искусстве. М.: Знание, 1976.-64 с.
  30. Е. В. Произведение искусства в мире художественной культуры. — М.: Искусство, 1988. 239 с.
  31. Е. В. Эстетика М. М. Бахтина. М.: Знание, 1990. — 64 с.
  32. Вопросы композиции: Межвузовский сб. статей. Ижевск: Издательство Удмуртского государственного университета. Ун-та, 1992. -160 с.
  33. Всеобщая история искусств: В 6 тт. Тт. 4, 5 / Ред. Коллегия: Б. В. Веймарн, Б. Р. Виппер, А. А. Губер, М. В. Доброклонский и др. М.: Искусство, 1966.
  34. Л. С. Психология развития как феномен культуры. — М.: Воронеж: АПСН, 1996. 512 с.
  35. Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. СПб.: СОЮЗ, 1997.-96 с.
  36. Л. С. Психология искусства. Ростов-на Дону: Феникс, 1998.-480с.
  37. В. К. Никола Пуссен «Пейзаж с Полифемом». Л.: Изд. Государственного Эрмитажа, 1960.- 13 с.
  38. К. Э., Г. Кун. История эстетики / Под общ. ред. В. П. Сальникова. СПб: Алетейя, 2000. — 653 с.
  39. В. Д. Зрение и мышление. Л.: Наука, 1985. — 246 с.
  40. О. Л. К вопросу о закономерностях гармонии художественной формы в пластическом искусстве. Автореф. дисс.. кандидата искусствоведения. М., 2000.
  41. О. Л. Основы композиции. М.: Изобразительное искусство, 2001.- 120 с.
  42. Гомберг-Вержбинская Э. П. Передвижники. Л.: Искусство, 1970. -235 с.
  43. К. Содержание и форма в искусстве. М.: Искусство, 1962. -272 с.
  44. К. Художественный образ и его историческая жизнь. — М.: Искусство, 1970. 519 с.
  45. . Что такое психология. В 2-х тт.Т.1 М.: Мир, 1992. — 496 с.
  46. Р. М. Крижанская Ю. С. Творчество и преодоление стереотипов. СПб.: ОМБ, 1994. — 192 с.
  47. Р. Л. Глаз и мозг / Предисловие и общ. ред. А. Р. Лурия и В. П. Зинченко. М.: Прогресс, 1970.-271 с.
  48. Р. Разумный глаз / Пер. с англ. и предисловие А. И. Когана. -М.: Мир, 1972.-270с.
  49. Л. Н. Сочинения: Этногенез и биосфера Земли / Сост. Н. В. Гумилев. М.: ДИДИК, 1994. — 637 с.
  50. В. В. Виды обобщений в поведении и обучении. М.: Педагогика, 1972.-423 с.
  51. М. С. Картина классической эпохи. М.: Искусство, 1986. — 197 с.
  52. Де Боно Э. Латеральное мышление. СПб.: Питер Паблишинг, 1997. -320 с.
  53. У. Внимание // Хрестоматия по вниманию / Под ред. А. Н. Леонтьева, А. А. Пузырея и В. Я. Романова. М.: МГУ, 1976. — 296 с.
  54. Н. А. Краткая история искусств. Вып. 1: От древнейших времен по XVI век. Очерки. 4-е изд. -М.- Искусство, 1985. 319 с.
  55. Ю. Б., Романов В. Я. Психология внимания. Изд. 2-е. — М.: Тривола, 1999.-336 с.
  56. Е. Живое дерево искусства. М.: Искусство, 1967. — 255 с.
  57. Живопись: Учебное пособие для вузов / Под ред. Н. П. Бесчастнова, В. Я. Кулакова, И. Н. Стора и др. М.: Легпромбытиздат, 1993. — 256 с.
  58. В. П., Вергилес Н. Ю. Формирование зрительного образа. -М.: МГУ, 1969.- 106 с.
  59. Т. П. Веласкес. М.: Изобразительное искусство, 1978. -272 с.
  60. Ю. К. Пуссен. М.: Искусство, 1988. — 375 с.
  61. П. И. Художественный образ и действительность // Вопросы изобразительного искусства / Под ред. Ф. П. Решетникова, Ф. С. Богородского, Е. А. Кацмана, Е. А. Кибрика и др. — М.: Советский художник, 1954. С. 45−58.
  62. В. В. Проблемы теории композиции в русском и советском искусствознании первой трети 20 века. Автореф. дисс.. кандидата искусствоведения. — М., 1983.
  63. И. И. Левитан. Письма. Документы. Воспоминания. / Сост.А. Федоров-Давыдов. М.: Искусство, 1956. — 336 с.
  64. А., Степанов Г. Основы архитектурной композиции. М.: Искусство, 1971. — 224 с.
  65. Е. П. Мотивация и мотивы. СПб.: Питер, 2000. — 512 с.
  66. Е. П. Эмоции и чувства. СПб: Питер, 2001. — 752 с.
  67. . В. Роль интуиции и логики в художественном творчестве // Вопросы изобразительного искусства / Под ред. Ф. П. Решетникова, Ф. С. Богородского, Е. А. Кацмана, Е. А. Кибрика и др. М.: Советский художник, 1954.-С. 26−30.
  68. Искусство в системе культуры / Сост. и отв. ред. М. С. Каган. — Л.: Наука, 1987.-272 с.
  69. Искусство Западной Европы и Византии / Ред. В. Н. Гращенков, А. И. Комеч, М. Я. Либман. М.: Наука, 1978. — 277 с.
  70. Искусство и педагогика: Из культурного наследия России XIX — XX вв.: Хрестоматия / Автор-сост. М. А. Верб. 2-е изд. Псков: ПОИПКРО, 2002.-220 с.
  71. История эстетической мысли. В 6 тт. Т.З. / Редкол.: М. Ф. Овсянников, А. Я. Зись, В. В. Ванслов и др. М.: Искусство, 1986. — 496 с.
  72. М. С. Морфология искусств. Ист.-теорет. исследования внутреннего строения мира искусств. Л.: Искусство, 1972. — 440 с.
  73. М. С. Системный подход и гуманитарное знание. Избр. ст. Л.: ЛГУ, 1991.-383 с.
  74. В. И. Товароведу о красоте композиции. Изд. 2-е, доп. М.: Экономика, 1973 .- 151 с.
  75. Т. П. Веласкес и испанский портрет XVII века. М.: Искусство, 1956. — 262 с.
  76. Е. А. К вопросу о композиции. // Вопросы изобразительного искусства / Под ред. Ф. П. Решетникова, Ф. С. Богородского, Е. А. Кацмана, Е. А. Кибрика и др.-М.: Советский художник, 1954.-С. 31−44.
  77. Н. А. Композиция. Художественные средства. М.: Плакат, 1990.-32 с.
  78. А. С. Композиционно-изобразительная деятельность и произведение реалистического искусства в плане диалектики конкретного и абстрактного. Автореф. дисс. кандидата искусствоведения. М., 1972.
  79. М. Культурно-историческая психология. — М.: Когито-Центр, 1997.-431 с.
  80. А. И. Культурология: Словарь. — М.: Академический проект, 2001.-672 с.
  81. Крамской об искусстве / Сост., авт. вступ. статьи Т. М. Коваленская. 2-е изд. -М.: Изобразительное искусство, 1988. 176 с.
  82. Л. В.Эстетическое восприятие и проблема формирования художественного образа. Автореф. Дисс.. кандидата философских наук. -М., 1971.
  83. П. А., Ломов Б. Ф., Митькин А. А. Психология восприятия и искусство плаката. М.: Плакат, 1987. — 208 с.
  84. П. А. Ритм и внимание в художественном конструировании. Автореф. дисс. кандидата искусствоведения. Л., 1970.
  85. П. А. Пропорции в картине как музыкальные созвучия. СПб.: «Рубин», 1997.- 104 с.
  86. А. М. Некоторые вопросы композиции // Вопросы изобразительного искусства / Под ред. Ф. П. Решетникова, Ф. С. Богородского, Е. А. Кацмана, Е. А. Кибрика и др. М.: Советский художник, 1954. — С.59−70.
  87. И. И. Альбом репродукций. / Авт. текста Б. В. Иогансон. -М.: АХ СССР, 1963. 9 е., 43 илл.
  88. Лекции по истории эстетики. В 4 кн. / Под. ред. М. С. Кагана. Книга 1.Л.: ЛГУ, 1973.-206 с.
  89. А. Н. Психология образа // Вести МГУ. Серия 14, Психология. 1979, № 2. С.35−37.
  90. А. Н. Психология смысла. М.: Смысл, 1999. — 486 с.
  91. Д. А. Произведение искусства и личность: психологическая структура взаимодействия // Художественное творчество и психология — М.: Наука, 1991 С. 109−134.
  92. Г. Э. Лаокоон, или о границах живописи и поэзии. М.: ИХЛ, 1957.-519 с.
  93. Ч. Гениальность и помешательство: Сочинения. М.: ЭКСМО-Прогресс- Харьков: Фолио, 1998. — 528 с.
  94. . Ф., Сурков Е. Я. Антипация в структуре деятельности. М.: Наука, 1980.-279 с.
  95. Лук А. Н. Мышление и творчество. М.- Политиздат, 1976. — 144 с.
  96. В. А. Художественный образ как феномен культуры. // Искусство в системе культуры / Сост. и отв. ред. М. С. Каган. Л.: Наука, 1987.-С.75−79.
  97. М. Г. Об основах композиции. // Вопросы изобразительного искусства / Под ред. Ф. П. Решетникова, Ф. С. Богородского, Е. А. Кацмана, Е. А. Кибрика и др. М.- Советский художник, 1954. — С. 11−25.
  98. В. Ф. Философия красоты. — Мн.: Тетра Системе, 1999. — 336 с.
  99. А. Психология бытия. М.: Рефл-бук- Киев: Ванклер, 1997. -300 с.
  100. А. Мотивация и личность. СПб.: Евразия, 1999.-479 с.
  101. Мастера искусств об искусстве. В 7 тт. М.: Искусство, 1967.
  102. М. И., Шрагина J1. И. Технология творческого мышления: Практич. пособие. Мн.: Харвес, М.: ACT, 2000. — 432 с.
  103. . С. Содружество наук и тайны творчества. / Под ред. Б. С. Мейлах. М.: Искусство, 1968. — 449 с.
  104. А. А. Художественный образ как динамическая целостность // Критерии и суждения в искусствознании / Ред. кол. В. М. Полевой, О. В. Буткевич, М. Я. Либман, Д. В. Сарабьянов и др. М: Советский художник, 1986. — С. 59−90.
  105. В. П. Видовая специфика и синтез искусств. Киев: Наукова думка, 1984.-100 с.
  106. А. И. Константность и полифункциональность восприятия. -М.: ПИР АО, 1992.-216 с.
  107. К. Ф. Вопросы композиции в изобразительном искусстве. Автореф. дисс. ученой степени кандидата искусствоведения М., 1971.
  108. Музыкальная энциклопедия / Гл. ред. Ю. В. Келдыш. В 6 т., Т. 2. — М.: Советская энциклопедия, 1974.
  109. В. Н. Психология отношений. М.: АПСН, 1995. — 356 с.
  110. Ш. А. Психологическая природа восприятия. Тбилиси: Мецниереба, 1976. — 255 с.
  111. У. Познание и реальность: смысл и принципы когнитивной психологии. Пер. с англ. В. В. Лучкова / Под ред. Б. М. Величковского. — М.: Прогресс, 1981.-230 с.
  112. Научно-исследовательские материалы по истории российской психологии. В 4 тт. Т.З. Ярославль-Тверь-Красногорск: Лилия ЛТД, 2001. — 639 с.
  113. Нейрофизиологические механизмы внимания: Хрестоматия / Под ред. Е. Д. Хомской. М.: МГУ, 1979. — 302 с.
  114. В. Ф. Феномен таланта в русской культуре Калининград: Янтарный Сказ, 1999. — 356с.
  115. А. А., Хангельдиева И. Г. Теория культуры: Учебное пособие для вузов. М.: ФАИР-ПРЕСС, 2001.-384 с.
  116. Г. Личность в психологии. М.: КСП± СПб.: Ювента, 1998. -345 с.
  117. И. П. Полн. собр. соч. В 6 тт., 2-е изд. Т. 3, кн.1. М.: АН СССР, 1951.-392 с.
  118. Э. Смысл и толкование изобразительного искусства. -СПб.: «Академический проект», 1999.-394 с.
  119. Панофский Э. Idea: К истории понятия в теориях искусства от античности до классицизма / Пер. с нем. Ю. Н. Попова. СПб.: Андрей Наследников, 2002. — 237 с.
  120. Пейзаж. Страницы истории / Авт.-сост. К. Г. Богемская. М.: Галактика, 1992. — 336 с.
  121. В. М. Количественные методы в искусствознании. Вып. 1: Пространство и время художественного мира. М.: Смысл, 2000. — 204 с.
  122. Пластические искусства. Краткий терминологический словарь. — М.: Пассим, 1994.- 160 с.
  123. Познавательные психические процессы: Хрестоматия по психологии / Под ред. А. Г. Маклакова. СПб: Питер, 2001. — 480 с.
  124. А. С. Психологические исследования. Тбилиси: Мецниереба, 1975. — 317 с.
  125. Проблемы композиции: Сб. науч. тр. / Под ред. В. В. Ванслова. М.: Изобразительное искусство, 2000. — 292 с.
  126. Психология внимания: Хрестоматия по психологии / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер и В. Я. Романова. М.: ЧеРо, 2001. — 858 с.
  127. Психология и педагогика в схемах и таблицах. — Мн.: Харвест- М.: ACT, 2000.-384 с.
  128. Психология одаренности: от теории к практике / Под ред. Д. В. Ушакова. М.: ИП РАН, 2000. — 96 с.
  129. Психология процессов художественного творчества. Сб. статей / Под ред. Б. С. Мейлаха. JL: Наука, 1980 — 285 с.
  130. Психология художественного творчества: Хрестоматия / Сост. К. В. Сельченок. Мн.: Харвест, 1999. — 752 с.
  131. Пуссен Никола. Альбом репродукций. / Сост. и авт. вступ. ст. Н. Нерсесов. М.: Изогиз, 1961. — 21 с. с илл.
  132. С. X. Искусство и эмоции. М.: Музыка, 1972 — 168 с.
  133. С. X. От художника к зрителю. Как построено и как функционирует произведение искусства. М.: Советский художник, 1978. -237 с.
  134. . В. Геометрия картины и зрительное восприятие. — М.: Интерпракс, 1994. 240 с.
  135. Я. Экспериментальная психология эмоций / Пер. с польского и вступ. ст. В. К. Вилюноса / Под общ. ред. О. В. Овчинниковой. М.: Прогресс, 1979. — 392 с.
  136. Рисунок. Живопись. Композиция: Хрестоматия / Учеб. пособие для студентов худ.-граф. фак. пединститутов. Сост. H. Н. Ростовцев и др. — М.: Просвещение, 1989. 207 с.
  137. В. М. Визуальная культура и восприятие. М.: Эдиториал УРСС, 1996.-224 с.
  138. С. JI. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 1999. -712 с.
  139. В. Н. Русская идея: продолжим ли прерванный путь? -СПб, ТОО ТК Петрополис, 1994.-217 с.
  140. П. В. Теория отражения и психофизиология эмоций. М.: Наука, 1970.- 141 с.
  141. П. В. Высшая нервная деятельность человека. Мотивационно-эмоциональные аспекты. -М.: Наука, 1975.- 175 с.
  142. С. Д. Психология образа: проблема активности психического отражения. М.: МГУ, 1985. — 231 с.
  143. Содружество наук и тайны творчества. Сб. статей / Под ред. Б. С. Мейлаха. М.: Наука, 1968. — 357 с.
  144. Е. Т. Мотивация и восприятие в норме и патологии. М.: МГУ, 1976.- 132 с.
  145. Л. В. Этические воззрения А. А. Ухтомского. Рыбинск: Знание, 1989.- 17 с.
  146. Ю. С. Композиция в технике. Изд. 2-е. — М.: Машиностроение, 1977.-271 с.
  147. М. Рембрандт / Пер. и ред. А. Сабашникова и Е. Сабашникова. М.: Белый город, 2000. — 63 е., цв. ил.
  148. Е. Н. Три очерка о русской иконе: Умозрение в красках. Два мира в древнерусской иконописи. Россия в ее иконе. М.: Инфоарт, 1991. -112 с.
  149. А. М. Исаак Ильич Левитан / А. М. Турков. М.: ТЕРРА, 2001 — 256 с, 8. л. цв. ил.
  150. Д. Н. Психология установки. СПб.: Питер, 2001. — 416 с.
  151. А. А. Доминанта. М.-Л.: Наука, 1966. — 272 е.- СПб.: Питер, 2002.-448 с.
  152. А. А. Избранные труды / Сост. и комментарии Э. Ш. Айрапетьянц и др. / Под ред. Е. М. Крепса Л.: Наука, 1978. — 358 с.
  153. А. А. Интуиция совести: Письма. Записные книжки. Заметки на полях. СПб.: Петербургский писатель, 1996. — 528 с.
  154. А. А Доминанта души. Рыбинск: Рыбинское подворье, 2000.-600 с.
  155. В. А. О рисунке. О композиции. Фрунзе: Кыргыстан, 1966.-79 с.
  156. П. А. Анализ пространства и времени в художественно-изобразительных произведениях. М.: Прогресс, 1993. — 324 с.
  157. П. А. Иконостас. М.: Издательство ACT, 2001. — 208 с.
  158. П. А. Столп и утверждение истины. М.: Правда, 1990.-840 с.
  159. В. Человек в поисках смысла: Сборник: Пер с англ. и нем. / Под ред. Л. Я. Гозмана, Д. А. Леонтьева. М.: Прогресс, 1990. — 386 с.
  160. П., Пиаже Ж. Экспериментальная психология. Восприятие. -М.: Прогресс, 1978.-301 с.
  161. Р. Б. Художественное творчество глазами врача. — СПб.: Наука, 1992.-232 с.
  162. Хрестоматия по вниманию / Под ред. А. Н. Леонтьева, А. А. Пузыря и В. Я. Романова. М.: МГУ, 1976. — 296 с.
  163. Художественное восприятие. Сб. статей / Под ред. Б. С. Мейлаха. -Л.: Наука, 1971.-386 с.
  164. Художественное творчество и психология. Сб. статей / Под. ред. Зись А. Я., Ярошевского М. Г. -М.: Наука, 1991. 190 с.
  165. П. Я. Историко-этимологический словарь современного русского языка. В 2-х тт. — М.: Русский язык, 1999.
  166. Шевелев И. III., Марутаев М. А., Шмелев И. П. Золотое сечение: Три взгляда на природу гармонии. М.: Стройиздат, 1990. — 343 с.
  167. Г. Колорит в живописи. М.: Искусство, 1957. — 76 с.
  168. В. П. Гармония как эстетическая категория. М.: Наука, 1973.-256 с.
  169. В. П. Эстетические категории: Опыт систематического и исторического исследования. М.: Искусство, 1983. — 358 с.
  170. Е. В. Композиция: Учебник, 2-е изд. М.: Просвещение, 1986.-207 с.
  171. Энциклопедия живописи / Ред.: Н. А. Борисовская, С. И. Козлова, В. Ю Траскин. М.: Издательство ACT, Трилистник, 1997. — 800 с.
  172. Эрнандец-Леон Р. Нейрофизиологические аспекты внимания // Нейрофизиологические механизмы внимания: Хрестоматия / Под ред. Е. Д. Хомской М.: МГУ, 1979. — 302 с.
  173. Эстетика: Словарь / Под общ. ред. А. А. Беляева и др. — М.: Политиздат, 1989. 447 с.
  174. Юон К. Ф. Непреходящие ценности живописи (Элементы художественности)//Искусство, 1923, № 1,С. 262−277.
  175. А. Шарден и французское просвещение. М.: Искусство, 1981 — 143с.
  176. П. М. Психология художественного восприятия. М.: Искусство, 1964. — 86 с.
  177. Е. И. Эстетика: Учебное пособие. М.: Гердарики, 2000. — 464 с.
  178. Н. А. Жанры русской живописи. Основы теории и методики системно-исторического анализа: Учебн. пособие. Л.: ГПИ им. А. И. Герцена, 1986. — 84 с.
  179. Alpatov М. W. Die Dresdner Galerie. Alte Meister. Dresden: VEBV Verlag der Kunst, 1966. — 433 s.
  180. Die Gemaldegalerie des Louvre / Tekst und Auswahl von Karl Heinz Glasen. Leipzig: VEB E. A. Seemann Verlag, 1964. — 241 s.
  181. Erpel F. Rembrandt. Mit achtzehn farbigen Taveln und zveiundvierzig einfarbigen Abbildungen. Berlin: Henschelverlag Kunst und Geselschaft, 1977. -72 s.
  182. Lutzeler H. Bildworterbuch der Kunst. Bonn: Dummler, 1988. — 560 s.
  183. Nerdinger W. Perspektiven der Kunst. Munchen: Verlag Martin Lurz GmbH, 1994.-523 s.
Заполнить форму текущей работой