Непроизвольные изменения силы и тембра голоса в хоре (к проблеме влияния хоровой звучности на качество певческого голосообразования)
I. Исполнительской практике в общих чертах была известна способность хоровой звучности оказывать влияние на качество голо-сообразования участников коллектива. Экспериментальное изучение данного вопроса позволило обнаружить феномен, которому мы дали название «непроизвольные изменения силы и тембра голоса в хоре». Объяснены акустико-физиологические механизмы данного явления. Установлено, что в его… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА I. НЕПРОИЗВОЛЬНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ ГОЛОСА И ИХ АКУСТИКО ШИЗИ0Л0ГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ
- 1. Обзор специальной литературы по проблеме исследования
- 2. Функциональная взаимосвязь слуха и голоса как основа непроизвольных изменений силы и тембра голоса в хоре
- 3. Некоторые результаты экспериментального изучения феномена Ломбарда и эффекта Томатиса
- 3. 1. Изменение силы голоса под влиянием на слух звуками различной интенсивности
- 3. 2. Изменение тембра при воздействии на слух звуками различного спектрального состава
- 1. Количественные и качественные характеристики звукового поля, воздействующего на слух певца в хоре
- 1. 1. Интенсивность звукового поля в хоре
- 1. 2. О качестве маскировки в хоре
- 2. Изучение изменений в характере голосообразования под влиянием звучания хора и его отдельных голосов. 76 2.1. Изменения в звучании голосов отдельных певцов
- 2. 1. 1. Сравнительные наблюдения за поющими соло и в хоре
- 2. 1. 2. Самонаблюдения певцов
- 2. 1. 3. Сравнительные наблюдения в условиях лабораторного эксперимента
- 2. 2. Изменения тембра общехорового звучания при целенаправленном изменении условий слухового самоконтроля поющих
- ГЛАВА III. ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ В ТЕОРИИ И ПРАКТИКЕ ВОКАЛЬНО-ХОРОВОЙ РАБОТЫ
- 3. 1. Современное состояние вопроса о специфике воспитания певца в хоре
- 3. 2. Возможности слухового самоконтроля и развитие певческих голосов в хоре
Непроизвольные изменения силы и тембра голоса в хоре (к проблеме влияния хоровой звучности на качество певческого голосообразования) (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
На ХХУ1 съезде КЖС было отмечено, что в условиях развитого социализма искусство оказывает все более широкое и действенное влияние на формирование мировоззрения, мировосприятия советских людей, является решающим фактором удовлетворения их многообразных духовных потребностей, помогает им полнее осмыслить общественные и нравственные проблемы, В связи с этим, перед работниками искусства поставлена задача повышения его социальной и идеологической эффективности (27.3−12)• Успешное решение данной задачи в сфере хоровой культуры требует дальнейших усилий теории и практики, направленных на совершенствование исполнительского мастерства хоровых коллективов.
Современный этап развития хорового пения^ характеризуется значительными качественными изменениями. Возросший уровень слушательской культуры* расширение репертуарного диапазона хоров, расширение форм хорового исполнительства, в частности, распространение камерного музицирования — все это предъявляет высокие требования в первую очередь к уровню вокальной подготовки исполнителей, ибо певческий звук лежит в основе всей хоровой техники. Для многих коллективов именно низкий уровень вокальной культуры является серьезным тормозом на пути к достижению желаемых художественных результатов.
Вокальная работа в хоре — наиболее сложный и недостаточно раз работанный раздел хороведения (10- 39- 71- 106). Отсутствие здесь стройной, научно разработанной теории отрицательно сказывается, в частности, на эффективности вокального воспитания в хоре. К примеру, низкая его эффективность с особой наглядностью проявляется в Здесь и далее речь будет идти о хоровом пении в академической манере. учебных хоровых коллективах, где пение в хоре выступает в качестве основной формы профессионального вокального воспитания будущих хормейстеров. Не случайно в периодической печати регулярно высказывается неудовлетворение уровнем вокальной подготовки основной массы хормейстеров, выпускаемых консерваториями, институтами культуры, музыкально-педагогическими факультетами пединститутов, а также учебными заведениями среднего звенамузучилищами, музпедучилищами, культпросветучилицами (54- 119- ИЗ- 82- 84- 106- 80- 135).
Научить петь каждого и научить петь всех вместе, в ансамблетакова двуединая задача вокальной работы в хоре. Сднако чаще всего здесь решается успешно ее вторая часть: хормейстеры, заботясь о развитии хора в целом и ориентируясь при этом на суммарный звуковой результат, за общими требованиями к коллективу теряют, зачастую, из виду индивидуальное певческое развитие его участников (99- 143). Повышение качества современного хорового исполнительства требует, в первую очередь, усиления внимания к певческоьу развитию каздого участника коллектива. В связи с этим, вопрос развития и совершенствования певческого голоса при коллективных формах работы выдвигается в качестве одного из наиболее злободневных вопросов вокально-хоровой методики.
В основе воспитания хорового певца и певца-солиста лежат одни и те же принципы постановки голоса. Однако, в отличие от голоса солиста голос хорового певца развивается в совершенно особой акустической среде, которая может оказывать на качество его звучания различные влияния.
В зависимости от художественных задач певец может сознательно изменять такие параметры звучания своего голоса как тембр, силу, характер вибрации, качество интонирования и др. Однако, изменение указанных характеристик может наступать и непроизвольно, т. е. помимо воли поющего.
Исполнительской практике известен достаточно широкий круг причин, вызывающих непроизвольные изменения в певческом голосо-образовании. Среди них такие, как нездоровое состояние голосового аппарата (43.106−108), переутомление, характеризующееся общим снижением функциональных возможностей организма (33.283), смена эмоционального состояния певца (148.129−130- 33.315), резкая смена атмосферного давления (29.217) и др.
Для хоровой практики особый интерес представляют непроизвольные изменения силы и тембра певческого голоса под влиянием акустических факторов, в частности, таких, как звучание хора и отдельных его голосов.
В специальной литературе ряд авторов рассматривает звучание хора, как фактор настройки и регуляции голо-сообразования участников коллектива и отмечает, что под воздей- < ствием качественной хоровой звучности в звучании голоса отдельных певцов наступают положительные изменения непроизвольного характера (49- 8- 98- 95- 99- 67- 19- 23- 123 И др.). именно на этом основывается точка зрения, что в коллективе с хорошим общехорошм звучанием быстрее исправляются недостатки голосообразования (95- 19- 123) и даже излечиваются расстройства функции гортани (98).
Распространенным в практике и методической литературе является и мнение о том, что под воздействием сильных, тембристых голосов происходят положительные изменения как в звучании отдельного голоса (49- 8- 99- 19), так и общехоровом звучании (95- 65- 39).
В литературе по хороведению и детскому певческому воспитанию говорится в основном лишь о положительных изменениях голоса в хоре и нет прямых указаний на наличие изменений отрицательного характера. Однако, ряд косвенных данных позволяет предположить, что таковые при пении в хоре также имеют место.
Например, в хоровой практике часто наблюдается форсированное пение (20- 72- 128- 94- 105- 43 и др.). Столь широкое его распространение наводит на мысль, что данное явление обусловлено самой спецификой коллективного пения: хоровая звучность, заглушая голос певца, провоцирует его на усиление з^ука, что и приводит к форсированному режиму работы голосового аппарата.
Предполагая наличие в хоре непроизвольных изменений тембра ., отрицательного характера, укажем на два следующих момента.
Во-первых, усиление певческого з^ука, как правило, связано с изменением его тембра. В связи с этим, ряд исследователей отмечает, что форсированный звук — это звук, в котором наряду с превышением эстетической нормы громкости для данного голоса непременно имеет место также и искажение его тембровых качеств (109- 110- 33- 151). Таким образом, там, где есть форсирование, следует ожидать и изменений тембра отрицательного характера.
Во-вторых, целый ряд практиков считает, что достижение ансамбля в хоровых партиях непременно связано с нивелированием тембров (14- 93- 39- 44). Поскольку при этом указывается на возможность «автоматического» достижения ансамбля, то правомочно предположить, что нивелирование тембров в хоре может наступать в том числе и помимо воли поющих, т. е. непроизвольно.
Непроизвольные изменения силы и тембра певческого голоса в хоре специально хороведением не изучались. Не известна степень их распространенности в хоровой практикене ясно, в каких случаях наступают изменения положительного, в каких — отрицательного характера и от каких факторов это зависит и др. Так какшпроизвольные изменения силы и тембра могут оказывать весьма существенное влияние на качество зЕучания хора и на развитие его певческих голосов, то исполнительская и педагогическая практика испытывают потребность в научной разработке вышеназванного комплекса вопросов. Этим и определяется актуальность темы исследования.
Мы поставили целью исследования вскрыть механизмы непроизвольных изменений силы и тембра голоса в хоре. Понимание их даст возможность управлять данным явлением, т. е. избегать непроизвольных изменений отрицательного характера, создавать наиболее благоприятные условия для развития певческих голосов в хоре, способствуя тем самым повышению эффективности вокально-хоровой работы.
На основании наблюдений за практикой нами выдвинута гипотеза,"' что непроизвольные изменения силы и тембра наступают при потере поющими должной меры контроля за собственным голосом. Избежать их, или свести до минимума можно, обеспечив каждому участнику хора оптимальные условия для слухового самоконтроля, т. е. такие условия, при которых певец слышит свой голос на первом плане, а звучание других голосов — на втором плане.
Выдвинутая гипотеза определила в качестве главного предмета исследования зависимость качества звучания отдельных голосов и хора в целом от условий слухового самоконтроля поющих. Основной объект изучения — качество звучания отдельных голосов и хора в целом при различных условиях слухового самоконтроля.
Б ходе исследования предстояло решить следующие центральные задачи:
— изучить особенности звукового .поля*/, воздействующего на слух певца в хоре;
— изучить характер непроизвольных изменений голоса при воз.
I/ «Звуковым полем называется пространство, в котором наблюдаются ЗЕуковые явления» (2.129). действии на слух поющих звучанием хора и его отдельных голосов;
— определить возможности использования результатов исследования в теории и практике вокально-хоровой работы.
Исследование проводилось с помощью комплекса методов, в который вошли следующие:
1. Изучение литературы по вопросам хороведения, детского музыкального воспитания, вокальной методики и физиологии фонации;
2. Беседы с певцами, хормейстерами и их анкетирование;
3. Сравнительное наблюдение за звучанием одного и того же голоса при пении соло и при пении в хоре (аудиторский анализ);
4. Самонаблюдения певцов за своими слуховыми и певческими ощущениями;
5. Экспериментальное изучение изменений звучания голоса при воздействии на слух певца звучанием хора и его отдельных голосов;
6. Аппаратурные измерения интенсивности звукового поля в хоре.
Основная часть исследования выполнена на базе Лаборатории биоакустики Института эволюционной физиологии и биохимии им. И. М. Сеченова АН СССР (руководитель лаборатории — доктор биологических наук Морозов В. П., научный консультант — кандидат искусствоведения Киселев А.Н.) при участии хоровых коллективов ленинградского института культуры (ЛГИК) им. Н. К. Крупской, музпед-факультета Таганрогского пединститута (ТГПй) и Кемеровского института культуры (КИК).
Основные данные исследования получены в следующих хоровых коллективах:
— смешанный хор ЛГИК им. Н. К. Крупской (рук. Томашевская Т. Г. и Корнев H.H.);
— камерный хор ЛГЖ им. Н. К. Крупской (рук. Корнев H.H.);
— ю.
— женский хор ЛГИК им. Н. К. Крупской (рук. Массарский З.М.);
— смешанный хор слушателей факультета повышения квалификации преподавателей ь^узпедучилищ РСФСР при ТГШ (рук. Лопин В.А.);
— смешанный хор ТГПИ (рук. Лукишко А.И.);
— смешанный хор отделения заочного обучения (030) ТГШ 3 елинский П.Е.);
— смешанный хор 030 ТГПИ (рук. Лободенко Н.И.);
— женский хор 030 ТГПИ (рук. Михеев В.А.);
— женский хор ТГПИ (рук. Лукишко А.И.).
Кроме этого часть данных получена в Ленинградском камерном хоре (рук. — з.д.и. РСФСР Чернушенко В.А.), в хоре Таганрогского музучилища (рук. Лукишко А.И.), в хоре 030 КГЖ (рук. Бровкин Ю.М.) и в женском хоре КГИК (рук. Малюх Л.В.).
В проведении аппаратурных исследований на хорах ТГПИ автору была оказана помощь специалистами кафедры теоретических основ радиотехники Таганрогского радиотехнического института им. В. Д. Калмыкова.
Научная новизна исследования заключается в установлении ряда закономерностей, отражающих зависимость качества звучания отдельных голосов и хора в целом от условий слухового самоконтроля поющих. Экспериментально установлено, что потеря оптимальных условий слухового самоконтроля в хоре, как правило, сопровождается непроизвольными изменениями качества ЗЕучания голоса. Наблюдаемые при этом изменения могут иметь как положительный, так и отрицательный характер. В частности доказано, что непроизвольные изменения силы голоса могут приводить к форсированному пению, а непроизвольные изменения тембра — к нивелированию тембров голосов в хоровых партиях. Обнаружено наличие зависимости тембровой насыщенности хорового звучания от условий слухового самоконтроля поющих.
— II.
Впервые в хороведении предпринята попытка изучения возможностей слухового самоконтроля в хоре и выявлены факторы, от которых они зависят. Это позволило сформулировать основные принципы целенаправленного изменения условий слухового самоконтроля поющих с помощью различных вариантов расстановки хора, а следовательно, и целенаправленного влияния на качество хорового звучания.
Вопрос практической ценности исследования может рассматриваться как в художественно-исполнительском, так и в вокально-методическом аспектах.
Рекомендации исследования могут быть использованы в практической работе хормейстера для оказания целенаправленного влияния на качество звучания отдельных голосов и хорового коллектива в целом. Так, например, применение их в отношении отдельных форсирующих певцов, нарушающих динамический и тембровый ансамбль вследствии потери слухового самоконтроля, благотворно сказывается на качестве звучания их голосов, а следовательно, и на качестве общехорового звучания.
Применяя рекомендации исследования, можно создавать в хоре как условия для нивелирования тембров, так и условия для максимального выявления индивидуальных тембровых ресурсов каждого голоса. Это значит, что целенаправленно изменяя возможности слухового самоконтроля поющих с помощью того или иного варианта расстановки певцов, можно в значительных пределах изменять тембровую насыщенность звучания одного и того же хорового коллектива. рекомендации исследования учитывают также интересы развития и совершенствования певческих голосов в хоре. Поскольку их применение направлено на обеспечение наиболее благоприятных условий для развития певческой индивидуальности каждого участника коллектива, то данные рекомендации целесообразно использовать прежде всего в практике работы с учебными хорами, где школу вокального воспитания проходят будущие хормейстеры или будущие певцы-солисты.
Исследование дополнительно освещает такие вопросы хороведе-ния, как слуховой самоконтроль в хоре, расстановка певцов хора, специфика воспитания певческих голосов в условиях коллективных форм работы, форсированное пение и нивелирование тембров в хоровых партиях. Эти материалы могут быть использованы в курсах лекций по хороведению и методике работы с хором в высших и средних специальных учебных заведениях.
Диссертация состоит из введения и трех глав, дополняют ее список литературы, Приложение I (образцы анкет) и Приложение П (нотные примеры).
ОСНОВНЫЕ ВЫВОДЫ:
I. Исполнительской практике в общих чертах была известна способность хоровой звучности оказывать влияние на качество голо-сообразования участников коллектива. Экспериментальное изучение данного вопроса позволило обнаружить феномен, которому мы дали название «непроизвольные изменения силы и тембра голоса в хоре». Объяснены акустико-физиологические механизмы данного явления. Установлено, что в его основе лежит тесная взаимосвязь слуха и голоса: воздействие на слух звуками определенной интенсивности и спектрального состава может при соответствующих условиях вызывать те или иные изменения силы и тембра голоса. Подтверждена гипотеза, что указанные изменения наступают в хоре при потере поющими оптимальных условий слухового самоконтроля.
Получены сведения, подтверждающие широкую распространенность непроизвольных изменений силы и тембра голосов в хоровой практике. Отмечается их неоднозначный характер: в условиях коллективного пения непроизвольные изменения силы и тембра могут оказывать на качество звучания голоса как положительное, так и отрицательное влияние. нием голосов вызывает вначале у певцов определенные трудности психологического порядка. Однако они сравнительно быстро преодолеваются. Наш опыт работы с учебными хорами показывает, что даже первокурсники в течение полутора-двух месяцев занятий привыкают петь в смешанной расстановке и отдают ей предпочтение по сравнению с расстановкой по партиям.
— 165.
2. Непроизвольные изменения силы голоса в хоре могут приводить к форсированному пению. В наибольшей степени форсированию по этой причине подвержены начинающие певцы, у которых не сформирован навык управления голосом в условиях маскировки хоровой звучностью, а также певцы со слабыми голосами.
3. Обнаружен эффект рефлекторного нивелирования тембров в хоровых партиях, в основе которого лежит идентификация тембров однородных голосов при потере поющими оптимальных условий слухового самоконтроля. Рефлекторное нивелирование тембров — явление неоднозначное. С одной стороны оно облегчает достижение ансамблевого слияния голосов в хоровых партиях, с другой — обедняет суммарный тембр хора.
4. Непроизвольные изменения силы и тембра существенно влияют на качество звучания хора. Так, непроизвольные усиления голоса, переходящие в форсирование, сопровождаются нарушениями динамического, тембрового, ритмического и интонационного ансамбля в хоре. Непроизвольные изменения тембра оказывают влияние на тембровую насыщенность хорового звучания.
Понимание механизмов форсирования вследствие потери слухового самоконтроля дает возможность практикам принимать эффективные меры по устранению его причины и способствовать тем самым достижению более качественного ансамблирования голосов.
Понимание механизмов непроизвольного изменения тембра однородных голосов позволяет создавать как благоприятные условия для рефлекторного нивелирования тембров, так и условия для максимально возможного в хоре выявления природных тембровых ресурсов голоса казвдого певца.
5. Непроизвольные усиления, переходящие в форсирование, способствуют привитию пагубных певческих навыков, а непроизвольные изменения тембра всегда связаны, в той или иной мере, с отступ.
— 166 лешем от естественного качества звучания данного голоса. Таким образом, непроизвольные изменения силы и тембра могут вносить в звучание голоса и такие коррекции, которые противоречат его природе, являются чуждыми его индивидуальным особенностям, а потому представляют опасность для его развития. На основании этого сделан вывод, что интересы развития певческих голосов требуют принятия в хоре специальных мер, направленных против непроизвольных изменений силы и тембра.
Однако в рамках индивидуального подхода эпизодически могут применяться и приемы, основанные на непроизвольных изменениях голоса положительного характера. Приемом целенаправленного воздействия качественно звучащего голоса на голос с дефектами тембра следует пользоваться крайне осторожно, строго дозированно (лишь для наведения певца на нужные слуховые и певческие ощущения), держа постоянно под контролем результаты влияния одного голоса на звучание другого.
6. Исследование показало, что одним из центральных моментов специфики воспитания певческих голосов в хоре является проблема возможности слухового самоконтроля при коллективном пении: чем меньше у певца возможности слышать свой голос в потоке хорового звучания, тем меньше гарантий, что его голос будет успешно развиваться и совершенствоваться.
7. Возможности слухового самоконтроля в хоре зависят в основном от следующих факторов: количественного и качественного состава хораот местоположения данного певца в пределах расположения хораот того, какие по силе и тембру голоса находятся в первой линии его окруженияот акустических свойств помещенияот расстояния между певцамиот силы голоса и качества помехоустойчивости з? ука данного певца. Учитывая эти факторы, можно с.
— 167 помощью расстановки певцов в хоре обеспечить каждому из них оптимальные условия для слухового самоконтроля, а следовательно, и для успешного развития и совершенствования их голосов.
8. Выявлена зависимость тембровой насыщенности хорового звучания от условий слухового самоконтроля погацих. Чем меньше у певцов возможностей для слухового самоконтроля, тем благоприятнее условия для проявления эффекта рефлекторного нивелирования в партиях, а следовательно, тем беднее тембровое звучание хора. И наоборотчем лучше условия слухового самоконтроля, тем идеальнее условия для выявления индивидуальных тембровых ресурсов каждого голоса, а следовательно, тем богаче тембр хора. Таким образом, изменяя условия слухового самоконтроля певцов с помощью различных вариантов их расстановки можно целенаправленно изменять тембровую насыщенность звучания одного и того же хорового коллектива.
Смешанные варианты расстановок предоставляют поющим более благоприятные условия для контроля за своим голосом. Поэтому хор в смешанной расстановке звучит, при прочих равных условиях, темб-рово богаче по сравнению с его звучанием в расстановке по партиям. Применение смешанных вариантов расстановки с целью обогащения тембра особенно целесообразно в коллективах с темброво бедным набором голосов.
9. В ходе исследования выявлен ряд актуальных и перспективна проблем, нуждающихся в дальнейшей разработке. Так, в тщательном изучении нуждается проблема влияния нивелирования тембров на развитие певческих голосое в хоре. Необходима также детальная разработка методики применения приема целенаправленного воздействия качественно звучащих голосов на голоса с дефектами тембра. Практическую ценность, на наш взгляд, представляло бы изучение процесса адаптации начинающих певцов к управлению голосом при воз.
— 168 действии на их слух хоровой звучностью.
Исследование, показало актуальность разработки на научной основе широкого комплекса вопросов, связанных с акустикой хорового звучания. Практика нуждается в разработке специального раздела хороведения — «хоровая акустика» .
Список литературы
- Алиев Ю.Б. Пути формирования многоголосных навыков в детском хоре.-В сб.:Музыкальное воспитание в детском хоре.-М., 1965, с.12−25.
- Аллон С.М., Максимов Н. И. Музыкальная акустика.-М.:Высшая школа, I971.-284 с.
- Анисимов А.И. Дирижер-хормейстер.-Л.?Музыка, 1976.-159 с.
- Анохин П.К. Методологический анализ узловых проблем условного рефлекса.-М., 1962.-78 с.
- Анохин П.К. Философские аспекты функциональной системы.-М., 1970.-28 с.
- Артемьева E.H. В классе К.Н.Дорлиак.-М.:Музыка, 1969.-340 с.
- Аспелунд Д.Л. Развитие певца и его голоса.-М.-Л.:Музгиз, 1952.-191 с.
- Багадуров В.А. Очерки по истории вокальной педагогики.-М.: Музгиз, 1956.-267 с.
- Батенин В., Гарбузов Н., Зимин П. и др. Музыкальная акустика.-М.-Л. :Музгиз, 1940.-241 с.
- Березин A.A. Дирижер и хор.-В сб.:Хоровое искусство.-Л.Музыка, 1967, с.130−154.
- Беркман Т.Л. Музыкальное развитие учащихся начальных классов в процессе обучения пению.-В сб.:Развитие детского голоса. -М.:АШ РСФСР, 1963, с.228−241.
- Бронштейн А.И. К вопросу о влиянии звуковых раздражений на громкость речи.-Пробл.физиол.акуст., 1949, т. I, с.134−137.
- Брянский Н.П. Метод обучения хороводу пению.Ч.1. Изд.2-е.-Спб.: П. Юргенсон, I883.-59 с.
- Булычев В.А. Хоровое пение как искусство.-М., 1910.-42 с.- 170
- Вансовская Л.И. Некоторые акустические характеристики слуха и голоса у больных открытой ринолалией на почве врожденных расщелин губы и неба.-Труды Ленингр. НИИ по болезн. уха, горла, носа и речи. Вып.ХУШ.Физиология и патология слуха.-Л., 1973, сЛ99−201.
- Варшавский Л.А. Современное состояние вопроса о маскировке.-В сб.:Восприятие звуковых сигналов в различных акустических условиях.-М.:АН СССР, I956, с. I24−146.
- Ветлугина H.A. Развитие слуха и голоса у ребенка 5−7 лет в процессе обучения пению.-В сб.:Развитие детского голоса.-М.: АПН РС$СР, 1963, с.218−227.
- Воячек В.И. Ушные, носовые и горловые болезни. Ч I-П., 1925−1926.-445 с.
- Гаврилова А.П. Работа в детском самодеятельном хоровом коллективе.-Л. :Музыка, 1976.-44 с.
- Гембицкая Е.Я. Обучение мальчиков пению в хоре начальной шко-лы.-М.:АПН РСФСР, 1955.-23 с.
- Гершуни Г. В. Звуковая среда и организация функции слуховой системы.-Курн.эвол.биох.и физиол., 1973, т.9,№ 4,с.406−413.
- Гершуни Г. В. Слух и биологическое звукоизвлечение.-Вест.АН СССР, I968, Р7,с.69−77.
- Гладкая С.Н. Методические рекомендации по формированию певческих навыков у школьников 1−2 классов на уроках музыки в общеобразовательной школе.-Одесса, 1976.-32 с.
- Голубчиков В. Ставка на хор.-Художественная самодеятельность, 1961,^4,с.28.
- Грошева Е.А. Великая русская артистка-патриотка.-Советскаямузыка, 1950,1Ш, с. 67−75.
- Далецкий О.В. Особенности вокального обучения певцов хора.-Клуб и художественная самодеятельность, 1973,№ 10,с.27−29.27