Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Лицензирование медицинской деятельности: Организационно-правовой аспект

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В соответствии с поставленными задачами исследования нами был проведен анализ понятия и сущности медицинского лицензирования как административно-правового и административно-прцессуального института, обобщен зарубежный опыт лицензирования и аккредитации медицинских учреждений, проведено разграничение медицинского лицензирования от смежных правовых институтов в здравоохранении (аккредитации… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. СУЩНОСТЬ ЛИЦЕНЗИРОВАНИЯ МЕДИЦИНСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОГО ИНСТИТУТА
    • 1. Понятие и основания введения лицензирования медицинской деятельности
    • 2. Лицензирование медицинской деятельности и смежные административно-процессуальные производства в здравоохранении (регистрация, аккредитация, сертификация, стандартизация медицинской деятельности)
  • ГЛАВА II. ОСОБЕННОСТИ ЛИЦЕНЗИОННОГО ПРОИЗВОДСТВА В МЕДИЦИНСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
    • 1. Нормативно-правовое обеспечение и специфика лицензионного производства медицинской деятельности
    • 2. Стадии лицензионного производства в здравоохранении
    • 3. Контроль в сфере лицензирования медицинской деятельности
  • ГЛАВА III. АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ПОРЯДКА И УСЛОВИЙ ЛИЦЕНЗИРОВАНИЯ МЕДИЦИНСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
    • 1. Характеристика мер принуждения, применяемых за нарушение порядка и условий лицензирования медицинской деятельности
    • 2. Ответственность лицензиата и лица, осуществляющего медицинскую деятельность без лицензии

Лицензирование медицинской деятельности: Организационно-правовой аспект (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования.

С начала 90-х годов в России проводится реформа здравоохранения по следующим основным направлениям: введение обязательного и добровольного медицинского страхованиядемонополизация медицинской помощивнедрение рыночных механизмов, многоканальность источников финансирования, децентрализация управления отраслью. На рынке медицинских услуг наблюдается рост организаций с различной организационно-правовой формой собственности, развивается частная система здравоохранения.

В этой связи приобретают большое значение исследования, направленные на изучение вопроса государственного регулирования правовых отношений в сфере оказания и потребления медицинских услуг. Наиболее значимое место в этих отношениях занимает проблема лицензирования медицинской деятельности.

Институт лицензирования медицинской деятельности является комплексным, поскольку включает в себя нормы административного, административно-процессуального и гражданского права. Наличие лицензии служит основанием дееспособности при осуществлении лечебной и смежных видов деятельности. Поэтому лицензирование медицинской деятельности необходимо рассматривать как самостоятельную форму процессуальной деятельности, содержанием которой является организация деятельности физических и юридических лиц в сфере здравоохранения, где требуется неукоснительное выполнение медицинских стандартов и определенного правового поведения. Отступление от лицензионных требований и условий приводит не только к отдельным правонарушениям, но и влечет отрицательные последствия, как для производителей, так и потребителей медицинских услуг, а в отдельных случаях разрушает систему управления здравоохранением.

Введение

института лицензирования медицинской деятельности обусловлено переменами в характере воздействия государства на общественные отношения, складывающиеся в сфере здравоохранения. Именно лицензия является официальным документом, который разрешает физическому или юридическому лицу заниматься медицинской деятельностью, а потребителям дает возможность среда медицинских учреждений выбирать то, которое оказывает наиболее качественные услуги.

К сожалению, существующий мировой опыт по лицензированию деятельности в здравоохранении других государств показывает, что ни одна страна не располагает единой научно-обоснованной системой, которая могла бы, без существенных изменений и дополнений явиться основой работы медицинских лицензионных структур в нашей стране.

Несмотря на значительное количество, нормативно-правовых актов, регламентирующих вопросы лицензирования медицинской деятельности, практически отсутствует научная и методологическая база, направленная на реализацию конкретных мероприятий по организации и становлению лицензионной системы в различных регионах Российской Федерации. Остается неразрешенным вопрос о пределах государственного регулирования при осуществлении лицензионных мероприятий как в сфере государственно-муниципального, так и в сфере частного здравоохранения. Нельзя допускать чрезмерного расширения или необоснованного сокращения пределов действия данного правового режима. Представляется, что отдельные виды лицензируемой медицинской деятельности должны выводиться из сферы государственного контроля и передаваться в ведение профессиональных медицинских организаций.

Поскольку введение института лицензирования медицинской деятельности связано с установлением многочисленных специальных обязанностей и запретов, преимущество ведомственного нормотворчества в этой сфере управления крайне нежелательно. К сожалению, на сегодняшний день права и обязанности медицинских учреждений и физических лиц в лицензионной сфере, виды, основания и порядок применения мер ответственности за нарушение условий и порядка лицензионной деятельности в здравоохранении регламентируются именно ведомственными актами. Неопределенным остается административно-правовой статус самих лицензирующих органов, требует изучения вопрос их формирования, функционального соответствия и организационного взаимодействия с органами управления здравоохранением.

Таким образом, актуальность исследуемой темы обуславливается необходимостью изучения и анализа организационно-правовых проблем государственного лицензирования медицинской деятельности в сфере современного здравоохранения. Рассмотрение вопросов административно-правового регулирования лицензионных правоотношений в системе здравоохранения, координации и разграничения полномочий и предметов ведения между федеральными и региональными органами управления в этой сфере, особенностей лицензионной деятельности в системе частного здравоохранения, административно-правового статуса лицензирующих органов, оснований и порядка привлечения к административной ответственности за нарушение лицензионных условий даст возможность понять внутреннюю логику становления и развития института медицинского лицензирования в современных условиях, что поможет избежать негативных моментов в развитии здравоохранения в нашей стране.

Степень научной разработанности темы.

Состояние научной разработки избранной темы характеризуется недостаточным количеством специальных теоретико-прикладных исследований, посвященных правовым и, в частности, административно-правовым вопросам лицензирования медицинской деятельности в Российской Федерации.

В начале 90-х годов были сделаны попытки теоретического обоснования общего понятия лицензирования и оснований его введения. Развитие этих идей нашло отражение в работах ученых административистов: А. П. Алехина, Ю. М. Козлова, Ю. Н. Милыпина, В. И. Новоселова, О. А. Олейник.

Вместе с тем многие вопросы сущности лицензирования медицинской деятельности рассматривались лишь частично, комплексному анализу данный вид не подвергался.

В литературе по организации здравоохранения имеется значительное количество публикаций, посвященных отдельным направлениям лицензирования и аккредитации медицинских учреждений (В.К. Овчаров в соавт., 1993; Шевченко С. Е., 1999; Дюльдин В. А. 2000), врачей (Ю.А. Коротких, с соавт., 1995), фармацевтической деятельности (Г.А. Крапивникова, 1995), разработки нормативных положений (Н.Ф. Герасименко с соавт., 1993, 2000). Тем не менее, перечень научно обоснованных отечественных разработок, которые могли бы быть положены в основу организации работы органов, уполномоченных на ведение лицензионной деятельности в здравоохранении, достаточно ограничен.

На сегодняшний день произошли серьезные изменения в законодательстве, требующие своего осмысления в контексте избранной темы. В частности, принят новый Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации, введен в действие Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности», принято новое Положение о лицензировании медицинской деятельности", непосредственно затрагивающие лицензионные отношения в сфере здравоохранения.

Объект и предмет исследования.

В качестве объекта исследования выступают организационно-правовые отношения, возникающие в процессе лицензирования медицинской деятельности.

Предметом исследования являются субъекты, институты и механизмы, используемые государством в процессе обеспечения функционирования системы медицинского лицензирования, а также государственные концепции, научные разработки и правовая практика в этой области.

Цель и задачи исследования

.

Основной целью работы является теоретическое осмысление и комплексное исследование организационно-правовой природы и сущности института лицензирования медицинской деятельности в современных социально-экономических условиях для обоснования конкретных предложений и рекомендаций, направленных на совершенствование организационной и правовой основы обеспечения охраны здоровья населения Российской Федерации.

В рамках данной цели решались следующие основные задачи:

— определение понятия и сущности лицензирования медицинской деятельности как административно-процессуального института (особого вида административного производства);

— обобщение отечественного и зарубежного опыта лицензирования лечебных учреждений и медицинских работников;

— исследование оснований и порядка введения лицензионного производства в здравоохранении;

— исследование медицинского лицензирования как особого административного производства и разграничение его от смежных административных производств (аккредитации, сертификации, стандартизации);

— рассмотрение особенностей медицинского лицензирования в сфере частного здравоохранения;

— рассмотрение медицинского лицензирования как формы государственного контроля за приобретением специального правового статуса частнопрактикующими врачами и медицинскими учреждениями;

— изучение административно-правового статуса, вопросов формирования, функционального соответствия и организационного взаимодействия лицензирующих органов с органами управления здравоохранением;

— характеристика лицензионного производства в здравоохранении как вида административно-правонаделительного процесса^.

— исследование мер принуждения, применяемых за нарушение порядка и условий лицензирования медучреждениями и врачами;

— анализ нормативно-правовой базы, регулирующей лицензионные отношения в сфере здравоохранения, выявление пробелов правового регулирования и коллизий норм различного уровня;

— разработка научно обоснованных предложений по совершенствованию законодательства в сфере лицензирования медицинской деятельности.

Методология и методика исследования.

Методологическую основу исследования образует система принятых в юридической науке принципов познания социальной реальности и социально-правовых институтов в их историческом развитии, взаимосвязи и взаимообусловленности с точки зрения теории и практики, истории и современности.

Автором также использованы специальные методы: системный и структурно-функциональный, сравнительно-правовой, формальнологический и историко-юридический, статистический.

Общетеоретической основой исследования послужили работы С. С. Алексеева, Н. В. Витрука, В. Н. Кудрявцева, Н. И. Матузова, А. В. Малько, A.C. Мордовца, И. Н. Сенякина, Л. С. Явича и других ученых.

Непосредственную научную базу составили труды ученых по административному праву А. П. Алехина, Д. Н. Бахраха, С. Н. Братановского, Ю. М. Козлова, Н. М. Конина, А. П. Коренева, Б. М. Лазарева, В. М. Манохина, В. И. Новоселова, И. В. Пановой, Г. И. Петрова, Н. Г. Салищевой, В. Д. Сорокина, Ю. Н. Старилова, С. С. Студеникина, В. А. Юсупова и других.

Специфика темы потребовала изучения работ ведущих ученых-медиков и организаторов здравоохранения: Н. Ф. Герасименко, Ю. М. Комарова, М. М. Кузьменко, Ю. П. Лисицына, Е. А. Логиновой, А. Г. Сафонова, Н. М. Скоромца, В. И. Стародубцева, Р. А. Хальфина и др.

Нормативно-правовую базу диссертации составили Конституция Российской Федерации, Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации, Уголовный кодекс Российской Федерации, федеральные законодательные и иные нормативно-правовые акты, законодательство субъектов Российской Федерации, приказы Министерства здравоохранения Российской Федерации и Федерального фонда обязательного медицинского страхования.

Теоретическая и практическая значимость исследования.

Изложенные в диссертации положения, выводы и предложения могут быть использованы:

— в законотворческой деятельности по совершенствованию действующего законодательства в лицензионной сфере и при разработке новых положений о лицензировании медицинской деятельности;

— в правоприменительной практике органов, осуществляющих лицензирование медицинской деятельности, при совершенствовании контрольно-надзорной деятельности органов лицензирования и иных контролирующих органов сферы здравоохранения;

— в научных исследованиях лицензионного производства как самостоятельного вида административного процесса;

— в преподавании курса «Административное право» в юридических вузах, курса «Правовые основы здравоохранения» в медицинских вузах, а также на курсах повышения квалификации практических работников, в том числе организаторов здравоохранения и специалистов системы обязательного медицинского страхования, при подготовке лекций и учебных пособий по данной проблематике.

Научная новизна исследования. Диссертация представляет собой одну из первых в отечественной правовой науке попыток всестороннего и комплексного исследования лицензионного производства в здравоохранении. Анализ действующего лицензионного законодательства и оценка практики его применения позволили диссертанту сформулировать ряд конкретных предложений, направленных на дальнейшее совершенствование правового регулирования лицензионного производства в здравоохранении.

Диссертантом на защиту выносятся следующие основные положения и практические выводы, характеризующие научную новизну проведенного исследования:

1. Определятся сущность медицинского лицензирования как одного из видов административнных производств, анализируются его особенности.

2. Раскрывается комплексный характер института медицинского лицензирования, включающего в себя нормы административного, административно-процессуального и гражданского права.

3. Предлагается лицензирование медицинской деятельности рассматривать как самостоятельную форму процессуальной деятельности, содержанием которой является организация деятельности юридических и физических лиц в сфере здравоохранения, требующей неукоснительного выполнения медицинских стандартов и определенного правового поведения.

4. На основе анализа действующего законодательства определяются основания введения института лицензирования медицинской деятельности.

5. Для лучшего уяснения юридической природы лицензирования медицинской деятельности осуществлено разграничение от смежных административно-правовых институтов в сфере здравоохранения (аккредитации, сертификации, стандартизации);

6. Рассмотрен статус территориальных органов лицензирования медицинской деятельности.

7. Изучены особенности и стадии лицензионного производства в здравоохранении.

8. Исследованы особенности контрольного производства как специфического вида административного производства в лицензируемой сфере здравоохранения.

9. Обоснована необходимость включения в систему мер административной ответственности таких особых наказаний, как отзыв и аннулирование лицензии, которые могут быть как основными, так й дополнительным и.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В современных условиях реформирования здравоохранения лицензирование медицинской деятельности является важной составной частью управления системой оказания медицинской помощи.

Необходимость и возрастание роли лицензирования характерны для периода экономических реформ, с началом которых появляются предпосылки для развития и организации медицинских учреждений различных форм собственности: государственной, муниципальной, частной, коллективной и т. д. При этом учреждения (предприятия) имеют различный доступ к средствам обязательного медицинского страхования, отличаются их стартовые возможности, а значит, и степень готовности оказывать те или иные медицинские услуги.

Лицензирование медицинской деятельности в нашей стране, в отличие от развитых стран, имеет свои особенности. Во-первых, в России отсутствуют единые стандарты (оснащенности, медико-технологические, образовательные и т. д.), согласно которым проводится предлицёнзионная экспертиза возможности оказания медицинской помощи лечебно-профилактическими учреждениями. В связи с этим в субъектах Российской Федерации складываются несопоставимые системы лицензирования и аккредитации лечебно-профилактических учреждений, которым зачастую присущ субъективизм, так как основанием для решения вопроса о выдаче (отказе) лицензии является личное мнение эксперта, как правило, не обоснованное доказательными данными. Кроме этого, имеется противоречие между нормативно-правовыми актами, регламентирующими общие вопросы лицензирования и специальными актами, посвященными лицензированию медицинской деятельности.

Существенным моментом является невозможность реального приостановления деятельности медицинских учреждений, не соответствующих лицензионным требованиям, в связи с отсутствием альтернативных учреждений на территории большинства субъектов Российской Федерации.

В соответствии с поставленными задачами исследования нами был проведен анализ понятия и сущности медицинского лицензирования как административно-правового и административно-прцессуального института, обобщен зарубежный опыт лицензирования и аккредитации медицинских учреждений, проведено разграничение медицинского лицензирования от смежных правовых институтов в здравоохранении (аккредитации, сертификации, стандартизации), исследованы стадии лицензионного производства в здравоохранениирассмотрены меры принуждения, применяемые за нарушение порядка и условий лицензирования медицинских учреждений и деятельности частнопрактикующих врачейразработаны научно-обоснованные предложения по совершенствованию законодательства в сфере лицензирования медицинской деятельности, изучена практика лицензирования и аккредитации на территории Саратовской области за период с 1996 по 2000 год.

Всестороннему исследованию подверглись организационно-правовые основы деятельности государственных органов, осуществляющих лицензирование медицинской деятельности.

Таким образом, лицензирование медицинских учреждений и частнопрактикующих врачей, являясь одним из эффективных инструментов управления отраслью здравоохранения, должно решать следующие задачи:

• обеспечение условий для развития медицинских учреждений различных форм собственности;

• установление возможности оказания качественной медицинской помощи при отсутствии нарушений лицензионных требований;

• установление возможности оказания качественной медицинской помощи при наличии отдельных нарушений лицензионных требований с установлением сроков их устранения;

• обеспечение текущего контроля за соблюдением лицензионных требований и выполнением рекомендаций по выявленным нарушениям.

Проведенное исследование позволило нам сформулировать следующие выводы и предложения.

1. Лицензирование медицинской деятельности является современной формой управления здравоохранением, учитывающей структурную реорганизацию здравоохранения, происходящую в ходе реформ, является эффективным механизмом предотвращения появления на рынке медицинских услуг учреждений и частнопрактикующих врачей, не обеспечивающих качественного оказания медицинской помощи.

2. Одной из центральных проблем государственного регулирования лицензионных отношений в сфере здравоохранения является достижение баланса публичного и частного интереса. При этом недопустимо его искусственное поддержание, поскольку может произойти превалирование одного интереса над другим. Обеспечение публичного и частного интереса в сфере лицензирования медицинской деятельности является многоплановым и выходит за рамки простой выдачи лицензии.

3. В законодательстве о медицинском лицензировании не содержится исчерпывающего определения лицензирования медицинской деятельности, поэтому нам представляется возможным сформулировать собственное определение данного понятия. Лицензирование медицинской деятельности — это самостоятельная форма процессуальной деятельности, выраженная в санкционировании, официальном признании за определенными субъектами прав на занятие отдельными видами медицинской деятельности, когда требуется высокий профессионализм и квалификация, а также осуществление контроля за фактически осуществляемыми действиями.

4. Фактически медицинские учреждения и частнопрактикующие врачи обладают широким кругом прав и обязанностей в сфере лицензионной деятельности. Однако, в специальном законодательстве о медицинском лицензировании следует закрепить такие права соискателей лицензии, как: право на получение лицензииправо требования квалифицированного решения вопроса о предоставлении лицензии и установления обоснованных лицензионных условийправо на ведение дел через представителя.

5. В законодательстве о медицинском лицензировании целесообразно предусмотреть возможность заключения между субъектами Российской Федерации соглашения о распространении действия выданных медицинских лицензий на территории участников соглашений. При этом необходимость регистрации, предусмотренной п. 19 Положения о лицензировании медицинской деятельности отпадает. А вместе с ней отпадает и препятствие для реализации прав и законных интересов медицинских учреждений и частнопрактикующих врачей.

6. Процессуальный порядок предоставления медицинских лицензий имеет свои особенности, которые характеризуют: процессуальные права и обязанности участников лицензионного производства в здравоохранении, виды подведомственности дел о выдаче медицинских лицензий, особенности процесса доказывания в лицензионном производстве, единую структуру данного вида административного процесса, состоящую из производства по выдаче лицензий и контрольного производства.

7. Действующее законодательство не предусматривает возможности. создания для частных организаций здравоохранения специальных лицен-зионно-аккредитационных. органов. Вопреки существующему мнению о необходимости создания для частных организаций здравоохранения специального порядка лицензирования, обусловленного тем, что органы публичной власти (государственной и муниципальной) не являются учредителями частных организаций здравоохранения и следовательно не могут использовать те же методы лицензионного надзора и контроля, которые они, как учредители, применяют к созданным ими государственным и муниципапьным организациям здравоохранения, мы считаем считаем, что лицензионное производство — есть реализация особой функции государства регулятивного характера. Реализация этой функции должна быть единой для всех субъектов, оказывающих медицинскую помощь, независимо от их организационно-правовой формы.

8. В целях создания эффективной системы контроля в сфере медицинского лицензирования требуется нормативное закрепление системы гарантий, которую можно представить в следующем виде: установление четкого правового статуса участников контрольной деятельностидостаточная степень урегулированности процедуры проведения контроляподконтрольность, подотчетность и поднадзорность самих контролирующих органовустановление административной ответственности за ненадлежащее осуществление контрольной деятельности.

9. Вопросы привлечения к ответственности лицензиата (соискателя) за нарушение порядка и условий медицинского лицензирования являются недостаточно урегулированными и содержащими определенные, противоречия.

10. Институт административной ответственности лицензирующего органа за нарушение условий лицензирования и лицензионного контроля в сфере здравоохранения не развит. Необходимо ввести в законодательство институт принудительных мер восстановительного характера, связанных с компенсацией убытков лицензиату (соискателю) в связи с необоснованным отказом в выдаче, приостановлением, аннулированием, отзывом лицензии. Наличие специальной нормы, обязывающей государство в лице его органов и должностных лиц возместить ущерб, причиненный лицензиату с последующим взысканием его в полном объеме с виновного должностного лица, являлось бы формой реализации принципа взаимной ответственности лицензиата и государственного лицензионного органа.

Таким образом, лицензирование медицинской деятельности как административно-правовой институт играет крайне важную роль в реализации прав граждан в сфере здравоохранения. Совершенствование правовой основы медицинского лицензирования является гарантией обеспечения прав медицинских учреждений и лиц, осуществляющих частную медицинскую практику.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Нормативно-правовые акты.
  2. Конституция Российской Федерации. Принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г. // Российская газета от 25 декабря 1993 г.
  3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. Принят 20 декабря 2001 г. // Собрание законодательства Российской Федерации.
  4. Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. // Ведомости Верховного Совета РФ. 1993. № 33. Ст. 318.
  5. Федеральный закон от 14 июня 1995 г. «О рекламе» // Собрание законодательства РФ. 1995. № 30. Ст. 2864.
  6. Федеральный закон от 28 августа 1995 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 1995. № 35. Ст. 3506.
  7. Федеральный закон «О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)» от 30 марта 1995 г. // Собрание законодательства РФ. 1995. № 14. Ст. 1212.
  8. Федеральный закон от 22 апреля 1996 г. «О внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 1996. № 17. Ст. 1917.
  9. Федеральный закон от 13 июля 2001 г. «О лицензировании отдельных видов деятельности» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2001. № 33 (часть 1). Ст. 3430.
  10. Федеральный закон от 17 сентября 1998 г. // «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» Собрание законодательства РФ. 1998 г. № 38. Ст. 4736.
  11. Федеральный закон от 8 января 1998 г. «О наркотических средствах и психотропных веществах» // Собрание законодательства РФ. 1998. № 2. Ст. 219.
  12. Федеральный закон от 22 июня 1998 г. «О лекарственных средствах» // Собрание законодательства РФ. 1998. № 26. Ст. 3006.- 2000. № 2. Ст. 126.
  13. Федеральный закон от 30 марта 1999 г. «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» // Собрание законодательства РФ. 1999. № 4. Ст. 1650.
  14. Закон РСФСР от 28 июня 1991 г. «О медицинском страховании граждан в РСФСР» // Ведомости съезда народных депутатов и Верховного Совета РСФСР. 1991.№ 27. Ст. 1020.
  15. Закон РФ от 22 марта 1991 г. «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» (с изменениями от 24 июня 1992 г., 25 мая 1995 г.) // Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ 1991. № 16. Ст. 499.
  16. Закон РФ от 27 декабря 1991 г. «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1992. № 10. Ст. 527.
  17. Закон РФ от 7 февраля 1992 г. «О защите прав потребителей» (в редакции закона от 9 января 1996 г.) // Собрание законодательства РФ. 1996. № 3. Ст. 140.
  18. Закон РФ от 2 июля 1992 г. «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» // Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. 1992. № 33. Ст. 1913.
  19. Закон РФ от 22 декабря 1992 г. «О трансплантации органов и /или/ тканей человека» // Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. 1993. № 2. Ст. 62.
  20. Закон РФ от 10 июня 1993 г. «О стандартизации» года (в редакции Федерального закона от 25 июля 2002 года) // Ведомости съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. 1993 г. № 25. Ст. 917. Собрание законодательства РФ. 2002. № 30. Ст. 3033.
  21. Закон РФ «Об обеспечении единства измерений» от 27 апреля 1993 года // Ведомости съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. 1993. № 23. Ст. 811.
  22. Закон РФ от 2 апреля 1993 г. «О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР «О медицинском страховании граждан в РСФСР» // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1993. № п. Ст. 602.
  23. Закон РФ от 27 апреля 1993 года «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» // Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного совета РФ. 1993. № 19. Ст. 685.
  24. Закон РФ от 9 июня 1993 г. «О донорстве крови и ее компонентов» // Ведомости Верховного Совета РФ. 1993. № 28. Ст. 1064.
  25. Программа государственных гарантий обеспечения граждан Российской Федерации бесплатной медицинской помощью. Утверждена постановлением Правительства РФ от 26 октября 1999 г. № 1194 // Собрание законодательства РФ. 1999. № 44. Ст. 5322.
  26. Постановление Правительства РФ «О поддержке общественного движения в защиту прав потребителей» от 26 августа 1995 г. № 837 // Собрание законодательства РФ. 1995. № 36. Ст. 3546.
  27. Общее положение о страховых медицинских организациях. Утверждено постановлением. Правительства РФ № 47 от 23 января 1992 г. // Обязательное медицинское страхование в РФ. Сборник законодательных актов и нормативных документов. М.: ФФОМС, 1994. С. 100.
  28. Правила лицензирования деятельности страховых медицинских организаций, осуществляющих обязательное медицинское страхование. Утверждены постановлением Правительства РФ от 29 марта 1994 г. № 251
  29. Обязательное медицинское страхование в РФ. Сборник законодательных актов и нормативных документов. М.: ФФОМС, 1994. С. 144.
  30. Постановление Правительства Российской Федерации от 24 декабря 1994 г. № 1418 «О лицензировании отдельных видов деятельности» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 1. Ст. 69.
  31. Правила предоставления платных медицинских услуг населению медицинскими учреждениями. Утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 13 января 1996 г. № 27 // Собрание законодательства РФ. 1996. № 3. Ст. 194.
  32. Постановление Правительства РФ от 5 апреля 1999 г. № 387 «О лицензировании фармацевтической деятельности и оптовой торговли лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» // Собрание законодательства РФ. 1999. № 16. Ст. 1992.
  33. Положение о лицензировании медицинской деятельности. Утверждено постановлением Правительства РФ от 21 мая 2001 г. № 402 //
  34. Собрание законодательства РФ. 2001. № 22. Ст. 2247.
  35. Положение о лицензировании деятельности по оказанию протезно-ортопедической деятельности. Утверждено постановлением Правительства РФ от 15 января 2001 г. № 30 // Собрание законодательства РФ. 2001. № 4. Ст. 292.
  36. Постановление Правительства РФ от 11 февраля 2002 года № 135 «О лицензировании отдельных видов деятельности» // Собрание законодательства РФ. 2002. № 9. Ст. 928.
  37. Приказ Министерства здравоохранения РФ от 28 июня 1993 № 148 «О лицензировании и аккредитации медицинских учреждений» // Обязательное медицинское страхование в РФ. Сборник законодательных актов и нормативных документов. М.: ФФОМС, 1994. С. 87.
  38. Приказ Минздрава РФ от 18 апреля 1996 года № 148 «О лицензировании медицинской деятельности» // Собрание законодательства РФ. 1996. № 16. Ст. 1737.^ 42. Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации и
  39. Федерального Фонда ОМС № 363/ 77 от 24 октября 1996 г. «О совершенствовании контроля качества медицинской помощи населению Российской Федерации» // Медицинская газета от 18 декабря 1996 г.
  40. Приказ Министерства здравоохранения РФ № 374 от 22 декабря 1998 г. «О введении классификатора «Простые медицинские услуги»» // Сборник законодательных актов и нормативных документов. М.: ФФОМС, 2001. С. 19.
  41. Приказ Министерства здравоохранения РФ от 12 мая 2000 г. № 162 «Об организации работы по выдаче лицензий на оптовую торговлю лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» // Бюллетень по лицензионной деятельности. 2000 г. № 6.
  42. Аккредитация и лицензирование медицинской деятельности: нормативно-правовая база, принципы, технология. Методическое пособие. Составители Р. Г. Ямалеев, А. Н. Галиуллин. Казань. Медицина. 1997. 352 с.
  43. Актуальные вопросы организации здравоохранения и обязательного медицинского страхования в современных социально-экономических условиях / В. И. Стародубов, А. М. Таранов, В. Л. Гончаренко и др./ М.: Федеральный фонд ОМС, 1999. 320 с.
  44. С. С. Общие дозволения и общие запреты в советском .праве. М., 1989.
  45. А. П., Козлов Ю. М. Административное право Российской Федерации. Часть 1. М., 1995.
  46. А. П., Кармолицкий А. А., Козлов Ю. М. Административное право Российской Федерации. Ч. 1,2. М., 1997.
  47. В. Г. Научное управление обществом. М. 1973.
  48. Д. Н. Административное право. М. 1996.
  49. Д. Н. Советское законодательство об административной ответственности/Пермь. 1969.
  50. Большая советская энциклопедия. М. 1958. Т. 23.
  51. А. Г. Запреты в советском праве. Саратов. 1979.
  52. И. И. Правовые основы стандартизации и качества. М.1991.
  53. И.И., Кулагина Э. Н., Квасов С. Е. Экономическая реформа и использование экономических методов управления в здравоохранении Н. Новгород, 1991.- 68 с.
  54. Н. В. Правовой статус личности в СССР. М. 1985.
  55. И. А. Административная ответственность в СССР (процессуальное регулирование). Воронеж. 1976.
  56. В. М. Способы и организационные формы правового регулирования в социалистическом обществе. М. 1972.
  57. В. М., Шахов И. В. Контроль как правовая форма деятельности. М. 1987.
  58. В.В., Киселев А. А., Кардашев В. Л., Федонюк Л. С., Семенов В. Ю. Контроль качества оказания медицинской помощи в условиях медицинского страхования в ведущих странах мира. (Аналитический обзор по данным зарубежной информации). М., 1995. — 62 с.
  59. Е. В. Доказательства в советском административном процессе. М. 1973.
  60. И. Я. Применение норм советского права. Свердловск.1973.
  61. И. Я. Право и управление. М. 1981.
  62. Здравоохранение зарубежных стран / Под ред. О. П. Щепина.- М.: Медицина, 1981.-180 с.
  63. О. С., Шаргородский М. Д. Вопросы теории права. М.1961.
  64. Ю. М. Советское административное право (пособие для слушателей). М. 1989.
  65. А. П. Нормы административного права и их применение. М. 1978.
  66. В. Н. Правовое поведение: норма и патология. М.1982.
  67. . М. Компетенция органов управления. М. 1972.
  68. О. Э. Санкции в советском праве. М. 1962.
  69. А. В. Стимулы и ограничения в праве. Саратов. 1994.
  70. В. М., Адушкин Ю. С., Багишаев 3. А. Российское административное право. М. 1996.
  71. В. М. Органы советского государственного управления (вопросы формирования). Саратов. 1962.
  72. Методы и формы государственного управления. М. 1978.
  73. И.С., Кричагин В. И., Индейкин E.H. Стандарты медицинской помощи. 1-е изд. — М.: Присцелъс, 1992.- 93с.
  74. Н.Б., Ковалевский М. А. Система здравоохранения в Российской Федерации: организационно-правовые аспекты. М.: Классик-Консалтинг, 1999.-192 с.
  75. П. Е. Советские социалистические правовые нормы. Львов. 1959. •
  76. В. И. Правовое положение граждан в советском государственном управлении. Саратов. 1976.
  77. В. И. Правовое положение граждан в отраслях советского государственного управления. Саратов. 1977.
  78. В. И. Граждане как субъекты административного права. // Сборник «Субъекты советского административного права». Саратов 1985.
  79. В.П. Управление здравоохранением. Монография. Екатеринбург: Издательский Дом Уральской государственной сельскохозяйственной академии. 1999. 225 с.
  80. Основы стандартизации в здравоохранении в условиях обязательного медицинского страхования (Учебное пособие) / Под ред. В. З. Кучеренко, А. И. Вялкова, П. А. Воробьева. М.: ММА им. И. М. Сеченова, Федеральный фонд ОМС, 2000. 392 с.
  81. И. В. Юридический процесс. Саратов. 1998.
  82. Г. И. О кодификации советского административного права. М. 1962.
  83. Л. М. Вопросы теории актов советского государственного управления и практика органов внутренних дел. М. 1974.
  84. Н. Г. Административный процесс в СССР. М. 1964.
  85. В. Д. Проблемы административного процесса. М. 1968.
  86. В. Д. Метод правового регулирования (теоретические проблемы). М. 1976.
  87. Социальная гигиена (медицина) и организация здравоохранения: Учебное руководство / Под ред. Ю. П. Лисицина М.: 1999. — 698 с.
  88. Е. Правовые формы административной деятельности. М. 1959.
  89. В.В., Чавпецов В. Ф., Вишняков Н. И. и др. Аккредитация медицинских учреждений. М., Международный центр финансово-экономического развития. 1999. 127 с.
  90. С. С. Вопросы советского административного права. М. 1949.
  91. Теория государства и права (под редакцией Н. И. Матузова и Н. В. Малько). Саратов. 1995.
  92. С.Е. Руководство по лицензированию в здравоохранении на примере работы Московской областной комиссии // МООК по ЛиА, М., 1996. 300 с.
  93. А. П. Административное право. М. 1979.
  94. И.М. Реформа управления и финансирования здравоохранения. М.: «Издатцентр», 1998. — 336 с.
  95. Юридическая энциклопедия / Под ред. Тихомирова М. Ю. М: Юридинформ, 1999. 685 с.
  96. В. А. Теория административного права. М. 1985.
  97. Л. С. Общая теория права. Л. 1976.
  98. Г. С. Аппарат управления: принципы организации. М.1974
  99. Статьи в сборниках и журналах
  100. .И. Рынок и здравоохранение // Экономика здравоохранения. -1996. № 2. — С. 5−7.
  101. .Е., Федорова Э. Г., Боярский С. Г. Медико-экономический стандарт как инструмент оценки объемов и качества медицинской помощи, оказываемой по программе обязательного медицинского страхования//Экономика здравоохранения 1997.- № 2.- С. 22−25.
  102. Ф.Е., Гейвандова И. И. Новые подходы в развитии здра-у) воохранения Великобритании // Здравоохранение Российской Федерации.1991.-№ 5.-С. 23−26.
  103. .Г., Коляденко А. П. Стандарты качества лечения больных в отделениях стационара // Врачебное дело. 1991.- № 12. — 104−107.
  104. Н.И., Стожаров В. В., Муратова Е. Ю. Три звена системы контроля качества медицинской помощи // Экономика здравоохранения 1997.- № 2.- С. 26−28.м
  105. П.А., Аксюк З. Н. Стандартизация и оценка качества медицинской помощи. // Проблемы стандартизации в здравоохранении 1999.-№ 1.- С. 8−15.
  106. Вялков А. И Состояние стандартизации в здравоохранении России. // Проблемы стандартизации в здравоохранении.- 1999.- № 1.- С.3−7.
  107. Н.Ф. Реформа здравоохранения: некоторые итоги и перспективы // Экономика здравоохранения. 1997. — № 1. — С. 5−7.
  108. П.Гребенюк И. В. Лицензирование медицинской деятельности // Здравоохранение: журнал для руководителей и главных бухгалтеров. -1999.-№ 12.-С. 147−152.
  109. И.В. Лицензирование в сфере здравоохранения // Главная медицинская сестра. 2000. — № 3. — С. 155−158.
  110. И.В. Лицензирование медицинской деятельности // Главная медицинская сестра. 2000. — № 5. — С. 163−166.
  111. И.В. Выдача лицензии на медицинскую деятельность // Здравоохранение: журнал для руководителей и главных бухгалтеров. -2001.-№ 1.-С. 149−150.
  112. А. Правовое регулирование предпринимательской деятельности в медицине. // Врач. 1997. № 6.
  113. И.Н., Иванов А. И., Меламед JI.A. Использование вида медицинской помощи в качестве объекта стандартизации медицинских услуг. // Сборник проблемы городского здравоохранения.- Выпуск 1.- СПб, 1995,-С. 301−304.
  114. В.А., Катамаев В. П. Первый опыт лицензирования в частной системе здравоохранения // Здравоохранение РФ. 1998. — № 5. — С. 49−51.
  115. В.А. и др. Теоретическое обоснование и результаты технологии лицензирования и аккредитации в регионе // Проблемы социальной гигиены и истории медицины. 1998. — № 6. — С.37−41.
  116. Е.П. Реформы здравоохранения в странах центральной и восточной Европы. В сб. Проблемы социальной гигиены и история медицины. М., — 1998. — № 1. — С. 56−58.
  117. П. Проблемы правового регулирования лицензирования // Хозяйство и право. 2000. — № 2. — С.90−94.
  118. . Новый закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» изменения, продиктованные жизнью // Хозяйство и право. -1999.-№ 2. — С.36−44.
  119. Ю.М. О некоторых перспективах развития здравоохранения в России // Экономика здравоохранения. -1997. № 2. — С. 5−11.
  120. В.Г., Куликова И. П., Чекалов В. В. и др. Лицензирование и аккредитация медицинской деятельности на современном этапе // Проблемы оценки качества медицинской помощи: Сборник научных трудов. Спб.-1996.-С. 4−10.
  121. Н. С. Современные проблемы юридической ответственности // Государство и право. 1994. № 6.
  122. Н. И. О принципе все, не запрещенное законом, дозволено. // Советское государство и право. 1989. № 8.
  123. Л.В. Лицензирование в здравоохранении // Бюллетень научно-исследовательского института социальной гигиены, экономики и управления здравоохранением им. H.A. Семашко. 1999. — № 2. — С. 94−102.
  124. Е.Ю. Стандартизация в медицине (отечественный и зарубежный опыт) // Проблемы оценки качества медицинской» помощи: сборник научных трудов. Спб. 1996
  125. Л.Ю. Лицензирование в здравоохранении // Бюллетень научно-исследовательского института социальной гигиены, экономики и управления здравоохранением им. Н. А. Семашко. 1999. — № 2. -С.84−85.
  126. Е.В. Понятие, структура и содержание административно-правового статуса юридического лица // Гражданин и право. 2001. — № 2. — С. 42−50.
  127. В.В., Галкин P.A., Кузнецов С. И. Стандарты в здравоохранении // Проблемы стандартизации в здравоохранении. 1999.- № 3.-С. 57−60.
  128. Первый опыт лицензирования в частной системе здравоохранения // Вопросы организации и информатизации здравоохранения. 1999.-№ 3. — С. 88−89.
  129. Понятийные аспекты лицензионно-аккредитационной деятельности в здравоохранении // Вопросы организации и информатизации здравоохранения. 1999. -№ 3. — С. 79−81.
  130. В.В., Матвеева В. И., Филимонов М. А., Пименова Л.И., I
  131. Д. Преобразование системы здравоохранения США в контексте мирового процесса реформ // Проблемы социальной гигиены и история медицины 1996. № 4.- С. 47−52.
  132. В.Ю., Куртюкова М. И., Дмитриева Н. В. Реформа здравоохранения Великобритании // Здравоохранение Российской Федерации 1991.-№ 12.-С. 19−23.
  133. P.M. Лицензирование в здравоохранении // Бюллетень научно-исследовательского института социальной гигиены, экономики и управления здравоохранением им. H.A. Семашко. 1999. — № 2. — С. 6162.
  134. Г. П. Лицензирование и сертификация учреждении здравоохранения в Российской Федерации // Здравоохранение. 1998.- № 9.-С. 13−19.
  135. Е.В. О понятии, предмете и месте лицензирования отдельных видов деятельности в вопросах права // Вестник Челябинского государственного университета. Сер. 9. Право. 2001. — № 1. — С. 29−35.
  136. К. Лицензирование по новым правилам: необходимость и перспективы реформ // Хозяйство и право. 2001. — № 12. С. 3−10.
  137. А.П. Как изменились правила лицензирования? // Главный бухгалтер. 2002. — № 3. — С.78−82.
  138. C.B. Об изменениях и дополнениях в сфере лицензирования медицинской деятельности // Здравоохранение: журнал для руководителей и главных бухгалтеров. 2001. — № 9. — С. 115−120.
  139. М.В., К вопросу об аккредитации (сертификации) медицинской деятельности // Бюллетень НИИ социальной гигиены, экономики и управления здравоохранением им. H.A. Семашко, М. — 1999. — № 2. -С. 49−51.
  140. С.Е. Лицензирование медицинских учреждений, предприятий и лиц // Сборник методических документов для проведения лицензирования и аккредитации ЛПУ Московской области. Вып. 1, МООК по ЛиА, М., 1995. — С. 5−7.
  141. С.Е. Терминологическое обеспечение лицензирования в здравоохранении // Бюллетень НИИ социальной гигиены, экономики и управления здравоохранением им. H.A. Семашко, Выпуск 4. М. — 1997. -С. 178−186.
  142. С.Е. Понятийные и терминологические аспекты ли-цензионно-аккредитационной деятельности в здравоохранении // Проблемы социальной гигиены и история медицины. 1998. — № 2. — С. 49−53.
  143. С.Е. Методические подходы к формированию оценочных систем при лицензировании медицинской деятельности. // Проблемы стандартизации в здравоохранении. 1999.- № 2.- С. 21−24.
  144. О.С., Клаузнер Е. Р., Трофимов H.A., Бальчевский В. В. Основные положения концепции стандартизации в России и стандартизация в здравоохранении // Проблемы стандартизации в здравоохранении. -1999.-№ 2.- С. 27−33.4. Авторефераты
  145. В.П. «Административно-правовые проблемы управления здравоохранением в субъектах федерации». Автореф. дис. докт. юрид. наук: 12.00.02 / Уральская государственная юридическая академия. Екатеринбург, 1999. — 46 с.
  146. С.Е. «Роль и место государственного медицинского лицензирования в обеспечении качества медицинской помощи». Автореф. дис. канд. мед. наук: 14.00.33 Москва, 1999.- 48 с.
  147. Ю.Н. «Лицензирование как административно-правовой институт». Автореф. дис. канд. юрид. наук: 12.00.02 Саратов, 1999. — 20 с.
Заполнить форму текущей работой