Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Административная ответственность за правонарушения в сфере обеспечения информационной безопасности

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Предложения по дополнению главы 13 КоАП РФ следующими составами административных правонарушений: «Перенос сведений, составляющих государственную тайну, на неучтенные носители информации», «Нарушение порядка доступа должностных лиц и граждан к сведениям, составляющим государственную тайну», «Утрата носителей сведений, составляющих государственную тайну», «Использование для обработки сведений… Читать ещё >

Содержание

  • Введение стр
  • Глава 1. Административно-правовые основы обеспечения информационной безопасности стр
    • 1. Понятие и субъекты обеспечения информационной безопасности и их административно-правовой статуе стр
    • 2. Актуальные проблемы административной ответственности на современном этапе стр
    • 3. Проблемы административной ответственности в сфере обеспечения информационной безопасности стр
  • Глава 2. Совершенствование административной ответственности в системе обеспечения безопасности информации правовых институтов тайн стр

§ 1. Совершенствование административной ответственности за правонарушения, ограничивающие права граждан и их объединений па получение информации, а также информированность общества о социально значимых событиях и фактах стр.98-

§ 2. Административная ответственность за правонарушения в сфере защиты государственной тайны сip. 118-

§ 3. Административная ответственность за правонарушения в сфере конфиденциальной информации стр. 146

Административная ответственность за правонарушения в сфере обеспечения информационной безопасности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. В настоящее время, в век новых информационных технологий, когда развитые страны осуществляют довольно стремительный переход к новой ступени развития цивилизации — информационному обществу, трудно представить себе будущее нашей страны без формирования разветвленной информационной инфраструктуры, способной обеспечить прогресс общества и экономики.

Развитие этих процессов вызывает естественную необходимость в обеспечении надежной защиты информационных ресурсов, упорядочении общественных отношений в данной сфере. Повсеместное проникновение в реальную действительность информационных технологий, прежде всего основанных па компьютерной технике, породило новую совокупность угроз национальной безопасности России — угроз обеспечению информационной безопасности.

Законодатель за последнее десятилетие не оставил без внимания формирующуюся информационную среду, приняв ряд системообразующих законодательных актов, среди которых можно выделить Закон Российской Федерации «О государственной тайне» 1, Федеральный закон «Об информации, информатизации и защите информации» 2, а также Федеральный закон «О международном информационном обмене» 3. Однако при этом формирование действенной системы санкций за правонарушения в данной сфере существенным образом отстает от развития регулятивных норм. Ш

В течение длительного периода времени в отечественной системе права в данном аспекте присутствовали только уголовно-правовые нормы. На более низком уровне отношения в информационной сфере защищались мерами дисциплинарного воздействия. В условия декларативности конституционно за

1 РГ, 1993, 21 сентября.

2 СЗ РФ, 20.02.95, № 8, ст. 609.

3 СЗ РФ, 08.07.1996, № 28, ст. 3347. крепленных прав и свобод, практически полного огосударствления общественной и экономической жизни, подобный подход являлся вполне логичным, во всяком случае отвечал потребностям доминировавшей в тот период времени правовой идеологии.

Демократические преобразования в России, выразившиеся, в том числе, в принятии новой Конституции Российской Федерации с возможностью прямого действия ее норм, расширении законодательно защищаемого спектра нрав и свобод, наличия целой системы конституционных гарантий реализации прав и свобод, кардинальным образом воздействовали на правовую материю как собственно законодательства, так и всего массива подзаконных актов, что вызвало необходимость повышения ответственности различных субъектов за неправомерные деяния, появление множества новых юридических составов правонарушений и т. д.

Учитывая тот фактор, что в отечественной системе права отсутствует исторический опыт защиты многих отношений в информационной сфере с помощью правовых средств, а также в связи с существенной трансформацией задач и функций государства в сравнении с социалистическим периодом времени, возникла необходимость в научном анализе и осмыслении возможностей административного права в данной сфере, тем более, что в состав нового КоАП РФ был включен ряд норм, содержащих составы административных правонарушений, направленных на защиту указанных отношений.

Оценка возможностей законодательства об административных правонарушениях по оказанию позитивного воздействия на состояние системы обеспечения информационной безопасности Российской Федерации до сего времени наукой административного права практически не исследовалась, хотя, по мнению автора, здесь открываются довольно широкие возможности.

Исходя из вышеизложенного, исследование в данном направлении является весьма актуальным с научной точки зрения, а также может иметь практическое преломление в случае принятия сформулированных автором предложений при дальнейшем совершенствовании норм действующего КоАП РФ.

Степень разработанности темы исследования. В представляемом исследовании в определенной степени произошло соединение доктрипальпых подходов двух отраслей юридической науки — собственно административного права и новой, находящейся в стадии формирования, отрасли информационного права. Автор также опирался па достижения теории права и государства, а также па научные результаты, полученные представителями технических наук, занимающимися проблемами обеспечения информационной безопасности.

Многие теоретические аспекты административной ответственности были исследованы в трудах А. П. Алехина, Д. Н. Бахраха, И. И. Веремеенко, H.LIJ. Килясханова, Ю. М. Козлова, Л. М. Колодкина, Ф. Е. Колонтаевского, А. Г1. Коренева, Л. Л. Попова, Ф. С. Разаренова, Б. В. Россинского, Ю. Н. Старилова, А. П. Шергина и ряда других ученых.

Теоретические проблемы информационного права и правового обеспечения информационной безопасности исследовались И. Л. Бачило, В.А. Копыло-вым, В. Н. Лопатиным, А. А. Фатьяновым, М. А. Федотовым.

Проблемы функционирования системы обеспечения информационной безопасности с точки зрения технических паук нашли отражение в трудах А. Л. Балыбердина, М. А. Вуса, В. А. Герасименко, А. А. Грушо, С.В. Дворянки-на, П. Д. Зегжды, А. А. Малюка, В. А. Минаева, С. В. Скрыля и ряда других ученых.

Вместе с тем, проблемы совершенствования системы административной ответственности в сфере обеспечения информационной безопасности предметом отдельного монографического исследования до сего времени не становились.

Объект и предмет исследования. В качестве объекта исследования в рамках темы рассмотрены общественные отношения, складывающиеся в процессе правового регулирования обеспечения информационной безопасности Российской Федерации и деятельности субъектов этих отношений из числа органов государственной власти.

Предметом исследования выступает совокупность правовых норм, регулирующих отношения в информационной сфере и, в частности, совокупность норм законодательства об административных правонарушениях, затрагивающих данные отношения.

Цели и задачи исследования. Целью диссертационного исследования является выработка научно обоснованных предложений по совершенствованию законодательства об административных правонарушениях, обеспечивающего защиту отношений в сфере информационной безопасности Российской Федерации.

В рамках достижения данной цели в диссертационном исследовании решаются следующие теоретические и научно-практические задачи:

1) рассматриваются актуальные проблемы административной ответственности на современном этапе;

2) анализируется правовой статус субъектов обеспечения информационной безопасности Российской Федерации;

3) исследуются проблемы установления административной ответственности за правонарушения в сфере обеспечения информационной безопасности Российской Федерации в рамках действующего Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях;

4) исследуются проблемы совершенствования административной ответственности за правонарушения, ограничивающие права граждан и их объединений па получение информации, а также уровень информированности общества о социально значимых событиях и фактах;

5) исследуются проблемы совершенствования административной ответственности за правонарушения в сфере государственной тайны;

6) исследуются проблемы совершенствования административной ответственности за правонарушения в сфере конфиденциальной информации.

Методологическая и источниковедческая основы исследования. Методологическую основу исследования составляет диалектический метод познания, исторический, системный, комплексный, целевой подходы к изучаемой проблеме, а также специальные методы познания: формальнологический, формально-юридический, сравнительно-правовой, а также методы абстрагирования, аналогии и моделирования.

В ходе работы автором диссертации проанализированы следующие источники: Конституция Российской Федерации, административное, гражданское, уголовное, уголовно-процессуальное, гражданско-процессуальное и ар-битражно-процессуальное законодательство, подзаконные акты федерального уровня, а также иной юридический материал.

Положения, выносимые на защиту:

1. Разработанные автором, имеющие научно-методологическое значение для совершенствования доктрипального понимания проблемы, определения категорий «информационная безопасность», «обеспечение информационной безопасности», «субъекты обеспечения информационной безопасности», «статус субъекта, обеспечивающего информационную безопасность» .

2. Вывод о том, что одной из особенностей современного подхода к формулированию составов административных правонарушений является то, что противоправное деяние, как правило, не связывается правовой нормой с наступлением вредных последствий и, как следствие этого, санкция не дифференцируется в зависимости от тяжести содеянного. Применительно к проблемам обеспечения юридической защиты отношений в сфере обеспечения информационной безопасности такой подход не в полной мере приемлем.

3. Обоснование положения о том, что несмотря на наличие в действующем КоАП РФ довольно значительного числа составов административных правонарушений, они не образуют системы и в основном направлены па защиту отдельных, зачастую не связанных между собой аспектов деятельности по обеспечению информационной безопасности Российской Федерации, а также в ряде случае в должной мере не солидаризуются с правоотношениями, регулируемыми нормами материального и процессуального права, для охраны которых они предназначены. В конструировании действующих норм присутствуют существенные недостатки юридико-технического плана, снижающие эффективность их применения на практике.

4. Предложения по новой редакции ст. 5.39 КоАП РФ и о дополнении главы 13 КоАП РФ следующими составами административных правонарушений: «Противоправное введение ограничений на доступ к информации», «Неправомерный отказ в предоставлении информации», «Предоставление и распространение заведомо ложной информации», «Отказ гражданину в предоставлении сведений, затрагивающих его права и свободы», включение которых в состав Особенной части КоАП РФ позволит повысить уровень защищенности прав и свобод человека и гражданина в информационной сфере.

5. Предложения по дополнению главы 13 КоАП РФ следующими составами административных правонарушений: «Перенос сведений, составляющих государственную тайну, на неучтенные носители информации», «Нарушение порядка доступа должностных лиц и граждан к сведениям, составляющим государственную тайну», «Утрата носителей сведений, составляющих государственную тайну», «Использование для обработки сведений, составляющих государственную тайну, компьютерного оборудования, не прошедшего обязательной проверки», «Неправомерный перепое сведений, составляющих государственную тайну, в компьютерные системы, имеющие выход в информационно-телекоммуникационные системы общего пользования» — предложения по дополнению главы 19 КоАП РФ следующими составами административных правонарушений: «Воспрепятствование законной деятельности органов защиты государственной тайны», «Неисполнение предписаний органов, осуществляющих контроль за обеспечением защиты государственной тайны», которые в совокупности позволят существенным образом повысить уровень защищенности сведений, составляющих государственную тайну, правовыми средствами.

6. Предложения по новой редакции ст. 13.11 КоАП РФ с учетом целесообразности дифференциации уровня административной ответственности за административные правонарушения в сфере оборота конфиденциальных сведений о гражданах (персональных данных), а также предложения о дополнении главы 17 КоАП РФ составом административного правонарушения «Нарушение тайны совещания судей» — дополнении главы 13 КоАП РФ составом административного правонарушения «Необоснованное истребование конфиденциальных сведений», которые могут быть положены в основу формирования системы зашиты конфиденциальной информации, доступ к которой ограничивается в соответствии с законодательством Российской Федерации, посредством административно-правовых санкций.

Научная новизна исследования. Диссертация является первой монографической работой, в которой с позиций теории административного и информационного права исследованы проблемы установления и совершенствования административной ответственности за правонарушения в сфере обеспечения информационной безопасности Российской Федерации. Автором анализируются теоретические положения в сфере организации правового регулирования обеспечения информационной безопасности, критически анализируются нормы КоАП РФ, затрагивающие отношения в данной важной для общества и государства области общественных отношений.

Теоретическая и практическая значимость результатов исследования. В соответствии с поставленными целью и задачами все выводы и положения, являющиеся результатом проведенного исследования, подчинены идее использования их при совершенствовании действующего законодательства и построения эффективной системы обеспечения информационной безопасности Российской Федерации.

Автором предлагается изложить в повой редакции два действующих состава административных правонарушений, а также дополнить Особенную часть КоАП РФ более чем десятью новыми составами административных правонарушений, что в комплексе позволит определенным образом повысить уровень обеспечения информационной безопасности Российской Федерации.

Теоретические и практические выводы диссертационного исследования, ее содержательная часть могут быть использованы в системе высшего профсссионального образования юридического профиля, повышения квалификации сотрудников правоохранительных органов и специалистов в области ^ обеспечения информационной безопасности.

Апробация работы и внедрение результатов исследования. Основные положения диссертации докладывались и обсуждались на кафедре управления деятельностью служб общественной безопасности Академии управления МВД РФ, на практических занятиях с адъюнктами очной формы обучения в рамках программы их подготовки для получения дополнительной квалификации «Преподаватель высшей школы», на межвузовской научно-практической $ конференции курсантов и слушателей «Актуальные проблемы борьбы с преступностью на современном этапе» (г. Воронеж, 2001 г.), па межвузовской научно-практической конференции «Реформы в России: состояние и тенденции развития» (г. Воронеж, 2001 г.).

Материалы диссертационного исследования опубликованы в шести научных статьях, общий объем которых составил 1 печ. л. Разработанные на ос-ц нове диссертационного исследования методические рекомендации внедрены в практическую деятельность УООП ГУВД ВО Воронежской области, а также в учебный процесс Воронежского института МВД РФ.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав (включающих 6 параграфов), заключения, списка использованной литературы библиографии и приложения.

Заключение

Проведенное автором диссертационное исследование позволило обосновать необходимость и значимость современного изучения проблем административной ответственности в сфере обеспечения информационной безопасности в целях их дальнейшего разрешения.

Обобщая ранее изложенное, отметим основные выводы по диссертации.

1. Действующий КоАП РФ впервые в истории российского законодательства об административных правонарушениях включил в состав своей Особенной части ряд норм, направленных на защиту отношений в информационной сфере, что является позитивным фактором, увеличивающим уровень их юридической защищенности.

2. Содержащиеся в КоАП РФ нормы, охватывающие отношения в области обеспечения информационной безопасности, в принципе, возможно классифицировать по основным направлениям данной важной для государства деятельности, а именно: обеспечения доступа граждан и юридических лиц к достоверной информациинеобходимости превентивного оповещения граждан и юридических лиц о фактах и событиях, создающих угрозу их безопасностиобеспечения ограничения в доступе к определенным категориям сведений, распространение которых может нанести ущерб правам и свободам человек, законной деятельности юридических лиц, либо безопасности Российской Федерации.

3. Ни одно из указанных выше направлений обеспечения информационной безопасности не защищается посредством административных санкций с должным уровнем комплексности, а целый ряд норм вообще представляет собой отдельные фрагменты указанной деятельности, системно между собой не связанные.

4. В нормах действующего КоАП РФ отсутствует какой-либо системный подход в регулировании отношений, связанных с защитой посредством административно-правовых санкций права граждан и их объединений на получение информации, а также обеспечения информированности общества о социально значимых событиях и фактах. Не в полной мере обеспечиваются в данной сфере также интересы органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Учитывая важность указанных отношений для построения в нашей стране правового государства и постиндустриального, информационного общества, автором предложено свое концептуальное видение проблемы совершенствования административной ответственности, сформулирован целый ряд составов административных правонарушений, которые, по мнению автора, позволят увеличить степень защищенности граждан, общества и органов государства в сфере распространения информации и предоставления ее по запросам.

5. Имеющиеся в структуре Особенной части действующего КоАП РФ нормы, устанавливающие ответственность за правонарушения в сфере государственной тайны, не обладают признаком системности и не могут в должной мере восполнить правовой вакуум, возникший в силу сужения области юридического воздействия уголовно-правовых санкций и неэффективности (а в ряде случаев отсутствия возможности) применения дисциплинарных санкций.

Действующий КоАП РФ не в полной мере адекватно прореагировал на уже существующие общественно-опасные деяния, возникающие в процессе автоматизации хранения и передачи сведений, составляющих государственную тайну, а также не в полной мере соотнес свои нормы с нормами иных законодательных актов, регулирующих отношения в сфере защиты государственной тайны, что, по мнению автора, затрудняет эффективность их применения.

В силу указанного автором предложено свое концептуальное видение данной проблемы, сформулирован ряд составов административных правонарушений, восполняющих возникший пробел и позволяющих сформировать систему норм, обеспечивающих защиту отношений в сфере государственной тайны посредством административных санкций.

6. Совокупность правовых институтов, регулирующих отношения в сфере оборота конфиденциальной информации, в настоящий период времени находятся в стадии формирования. Не в полной мере устоялось и доктриналь-ное понимание многих аспектов данных отношений. Тем не менее можно предположить, что через непродолжительный промежуток времени, по мере развития законодательства, потребуется разработка целой системы составов административных правонарушений, специализированных на защите именно этих отношений. В особенности, как полагает автор, это будет касаться персональных данных, а также информации, составляющей служебную тайну.

Вместе с тем, уже имеющийся в Кодексе состав правонарушения «Нарушение установленного порядка сбора, хранения, использования или распространения информации о гражданах (персональных данных)», являющийся своего рода предвестником для появления новой системы, по мнению автора, не в полной мере отражает реальное положение вещей в данной сфере. В связи с этим автором предложена собственная редакция ст. 13.11 КоАП РФ.

Автором также предложены новые составы административных правонарушений для включения в главы 13 и 17 КоАП РФ, один из которых направлен на защиту ряда сведений конфиденциального характера от необоснованного истребования должностными лицами органов государственной власти и органов местного самоуправления, второй — на защиту отношений, возникающих в связи созданием необходимых условий для вынесения правосудного решения (тайна совещания судей).

6. Следует констатировать, что имеющиеся существенные недостатки в юридико-техническом конструировании самих составов административных правонарушений, затрагивающих вышеуказанные отношения, в ряде случаев существенно снижающие эффективность их применения. В иных случаях их содержание оказывается более узким либо вообще отличается от названия соответствующих статей.

7. Рассмотренные в данном диссертационном исследовании составы административных правонарушений в ряде случаев в должной мере не солидаризуются с правоотношениями, установленными нормами материального и процессуального права, для охраны которых они предназначены.

Конечно, выдвинутые автором в данном диссертационном исследовании предложения не могут рассматриваться как некая законченная совокупность, система, а являются малым фрагментом в общей системе мер по обеспечению информационной безопасности Российской Федерации. Полагаем, что включение в текст КоАП РФ норм, предложенных диссертантом, будет полезным для совершенствования указанной системы в целом.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации М.: «Проспект», 2000. — 48с.
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ (ред. от 17.12.1999) // Собрание законодательства РФ, 29.01.1996, № 5, ст. 410.
  3. Кодекс об административных правонарушениях. Кодексы Российской Федерации: Выпуск 2.-М.: МНФРА М, 2002. — 283с.
  4. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая), от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от 24.03.2001) // Собрание законодательства РФ, № 31, 03.08.1998, ст. 3824.
  5. Таможенный кодекс Российской Федерации. Официальный текст по состоянию на 1 августа 2000 года. М.: Изд. НОРМА (Издательская группа НОРМА — ИНФРА М), 2000. — 192с.
  6. Доктрина информационной безопасности Российской Федерации" от 9 сентября 2000 г. утв. Президентом РФ № ГГР 1895. // Российская газета, № 187, от 28 сентября 2000 г.
  7. Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан (утв. ВС РФ 22.07.1993 № 5487−1) (ред. от 20.12.1999) // Ведомости СНД и ВС РФ, 19.08.1993, № 33, ст. 1318.
  8. Федеральный закон «Об информации, информатизации и защите информации» от 20.02.1995 № 24-ФЗ // Собрание Законодательства РФ 20.02.95, № 8, ст. 609.
  9. Федеральный закон РФ «О мировых судьях в Российской Федерации» от 17 декабря 1998 г., № 188 ФЗ. / Мировые судьи Российской Федерации. -М.: «Издательство ПРИОР», 2001. — 16 с.
  10. Федеральный закон РФ от 12.08.95 г. № 144-ФЗ (ред. 30.12.99.) «Об оперативно-розыскной деятельности» // Собрание Законодательства РФ 14.08.95, № 33, ст. 3349.
  11. Федеральный закон РФ от 02.12.1990 № 395−1 (ред. от 08.07.1999) «О банках и банковской деятельности» // Собрание законодательства РФ, 05.02.1996, № 6, ст. 492.
  12. Федеральный закон от 08.07.1999 № 144-ФЗ «О реструктуризации кредитных организаций» // Собрание законодательства РФ, 12.07.1999, № 28, ст. 3477.
  13. Федеральный закон от 3 апреля 1995 года № 40-ФЗ «Об органах федеральной службы безопасности в Российской Федерации» // Российская газета. 1995,12апреля.
  14. Федеральный закон РФ «О прокуратуре РФ» от 17.01.92. № 2202−1 (ред. 02.01.00.) // Собрание Законодательства РФ 20.11.95, № 47, ст. 4472.
  15. Федеральный закон РФ «О государственной дактилоскопической регистрации в РФ» от 25.07.98 г. № 128-ФЗ // Российская газета № 145, 01.08.98.
  16. Федеральный закон «О сельскохозяйственной кооперации» // Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, № 50, ст. 4870.
  17. Федеральный закон от 27 мая 1996 года № 57-ФЗ «О государственной охране» // Собрание Законодательства РФ. 1996. № 22, ст. 2594.
  18. Федеральный закон от 31 мая 1996 года № 61-ФЗ «Об обороне» // Собрание Законодательства РФ. 1996. № 23, ст. 2750.
  19. Федеральный закон от 08.08.2001 № 134-Ф3 «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» // Собрание законодательства РФ, 13.08.2001, № 33 (часть I), ст. 3436.
  20. Федеральный закон от 18.07.1999 № 183-Ф3 «Об экспортном контроле» // Собрание законодательства РФ, 26.07.1999, № 30, ст. 3774.
  21. Федеральный закон от 10 января 1996 года № 5-ФЗ «О внешней разведке» // Собрание законодательства РФ, 15.01.1996, № 3, ст. 143.
  22. Федеральный закон от 30.12.2001 г. № 196-ФЗ «О введении в действие Кодекса РФ об административных правонарушениях» Кодексы Российской Федерации: Выпуск 2. М.: МНФРА — М, 2002. — 283с.
  23. Федеральный закон от 16 февраля 1995 г. № 15 -ФЗ «О связи» // Собрание законодательства РФ. 1995, № 8, ст. 600.
  24. Федеральный закон от 9 августа 1995 г. № 129 ФЗ «О почтовой связи» // Собрание законодательства РФ. 1995, № 33, ст. 3334.
  25. Федеральный закон от 08.05.1994 № З-ФЗ (ред. от 05.07.1999) «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 09.05.1994, № 2, ст. 74.
  26. Федеральный закон от 21.11.1995 № 170-ФЗ (ред. от 10.02.1997) «Об использовании атомной энергии» // Собрание законодательства РФ, 27.11.1995, N48, ст. 4552.
  27. Федеральный закон РФ от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» // «Собрание законодательства РФ, 21.08.1995, № 34, ст. 3426.
  28. Федеральный закон от 17.12.1994 № 67-ФЗ (ред. от 03.12.1999) «О федеральной фельдъегерской связи» // Собрание законодательства РФ, 19.12.1994, № 34, ст. 3547.
  29. Федеральный закон от 23.06.1999 № 117-ФЗ «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг» // Собрание законодательства РФ, 28.06.1999, № 26, ст. 3174.
  30. Федеральный закон от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» // Собрание законодательства РФ, 05.04.1999, № 14, ст. 1650.
  31. Федеральный закон от 26.09.1997 № 125-ФЗ (ред. от 26.03.2000) «О свободе совести и о религиозных объединениях» // Собрание законодательства РФ, 29.09.1997, № 39, ст. 4465.
  32. Федеральный закон от 07.08.2001 № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности» // Собрание законодательства РФ, 13.08.2001, № 33 (часть I), ст. 3422.
  33. Закон РФ от 27.12.1991 № 2124−1 (ред. от 05.08.2000) «О средствах массовой информации» // Ведомости СНД и ВС РФ, 13.02.1992, № 7, ст. 300.
  34. Закон РФ «О трансплантации органов и (или) тканей человека» от 22.12.1992 № 4180−1 (ред. от 20.06.2000) // Ведомости СНД и ВС РФ, 14.01.1993, № 2, ст. 62.
  35. Закон РФ от 21.02.1992 № 2395−1 (ред. от 02.01.2000) «О недрах» // Собрание законодательства РФ, 06.03.1995, № 10, ст. 823.
  36. Закон Российской Федерации «О безопасности» от 5.03.1992 г. // Российская газета, 1992, 6 мая.
  37. Закон Российской Федерации от 21.07.1993 № 5485−1 «О государственной тайне» // Российская газета, 1993, 21 сентября.
  38. Закон Российской Федерации от 22.03.1991 № 948−1 (ред. от 02.01.2000) «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» // Бюллетень нормативных актов, № 2−3, 1992.
  39. Закон Российской Федерации от 09.10.1992 № 3615−1 (ред. от 05.07.1999) «О валютном регулировании и валютном контроле» // Российская газета, № 240, 04.11.1992.
  40. Закон Российской Федерации от 11 марта 1992 года № 2487−1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» // Российская газета. 1992, ЗОапреля
  41. Закон Российской Федерации от 19 февраля 1993 года «О федеральных органах правительственной связи и информации» // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1993, № 12. Ст. 423.
  42. Закон Российской Федерации «О статусе судей в РФ» от 26.06.92 г. № 31 321 (ред. 20.06.00.)//Российская газета№ 170, 29.07.92.
  43. Закон Российской Федерации от 21.05.1993 № 5003−1 (ред. от 27.05.2000) «О таможенном тарифе» // Российская газета, № 107, 05.06.1993.
  44. Закон Российской Федерации «О милиции» от 18.04.91 г. № 1026−1 (ред. 25.07.00.) // Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета РСФСР, 18.04.91. № 16, ст. 503.
  45. Закон РСФСР от 13.12.1991 № 2032−1 «О банках и банковской деятельности» (в ред. Федерального закона от 03.02.96 г. № 17-ФЗ) // Собрание Законодательства РФ 1996, № 6, ст. 492.
  46. Закон РФ от 13 мая 1992 г. «Об ответственности за нарушение порядка предоставления государственной статистической отчетности» № 2761−1 // Российская газета, № 152, 04.07.1992.
  47. Закон РФ «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании от 02.07.92 № 3185−1 (ред. от 21.07.98) // Ведомости СНД и ВС РФ, 20.08.92, № 33, ст. 1913.
  48. Закон РФ «Об организации страхового дела в Российской Федерации» // Российская газета, № 6, 1993.
  49. Указ Президента РФ от 6 марта 1997 г. № 188 «Об утверждении перечня сведений конфиденциального характера» // Собрание Законодательства РФ 1997, № 10, ст. 1127.
  50. Указ Президента Российской Федерации № 212 от 19 февраля 1999 г. «О Государственной технической комиссии при Президенте Российской Федерации» // Собрание Законодательства РФ, 1999, № 8, ст. 1010.
  51. Постановление Правительства Российской Федерации «О перечне сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну» от 5.12.1991 г. № 35. // Юридический вестник, 1992, январь.
  52. Закон Воронежской области от 13 января 1998 г. N 28-П-ОЗ «Об информатизации Воронежской области».
  53. Постановление Администрации Воронежской области от 6 сентября 1999 г. № 886 «О внедрении системы защиты информационных ресурсов Воронежской области».
  54. Комментарий к Уголовному кодексу РФ с постатейными материалами и судебной практикой / Под общ. ред. С. И. Никулина. М., 2000. — 1184с.
  55. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации. Особенная часть. Под общей редакцией Генерального прокурора Российской Федерации, профессора Ю. И. Скуратова и Председателя Верховного Суда В. М. Лебедева. М.: Изд. Группа ИНФРА-М-НОРМА, 1996, — 592с.
  56. В. А. Комментарий к Конституции Российской Федерации. М.: Изд. ЭКМОС, 2000. — 176 с.
  57. Научно-практический комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу РСФСР. М., СПАРК, 1996. -624с.1. МОНОГРАФИИ И СТАТЬИ
  58. А.Б. Некоторые проблемы информационно-правового обеспечения деятельности общественных объединений в Российской Федерации // Государство и право, 1994, № 2. С. 102−105.
  59. А.Б. Проблемы правовой регламентации информационных отношений в Российской Федерации // Государство и право, 1993, № 4. С. 125 130.
  60. JI.A. Новые подходы к пониманию юридической ответственности. Право XXI века: взгляд в будущее: Материалы научно-практической конференции 19 апреля 2000 г. / Академия управления МВД России. М., 2001. С.56−60.
  61. В.Д., Стрельцов А. А. О доктрине информационной безопасности РФ (проект) // Информационной общество, 1997, № 2, 3.
  62. А.А. Коммерческая тайна в органах государственной власти // Административно-правовое регулирование экономических отношений. М., 2001. С.156−164.
  63. А.В. Информационная защита объекта- задача многогранная. // Конфидент. № 1−2.1999. С.30−31.
  64. И.Л. Правовое регулирование процессов информатизации // Государство и право 1994, № 12. С.72−80.
  65. В. Доступ к информации об окружающей среде в Соединенном Королевстве Великобритании и Северной Ирландии // Государство и право, 1993, № 6. С.109−118.
  66. Н.А. Некоторые аспекты законодательной деятельности субъектов Российской Федерации // Государство и право, 1995, № 11. С.43−48.
  67. .Б. Комплексный подход к обеспечению информационной безопасности. // Межрегиональная конференция «Информационная безопасностьрегионов России», Санкт-Петербург, 13−15 октября 1999 г.: конференции. Части 1и 2. СПб., 1999.- С.38−39.
  68. Е.К. О направлениях развития законодательства в сфере обращения информации / Аналитическая записка, 1998 август. С.24−32.
  69. И.А. Административная ответственность в СССР. Воронеж, 1970.-252с.
  70. Е.М., Янина Е. В. Информация как объект правового регулирования // Безопасность информационных технологий. 2001, № 3. С.5−10.
  71. И. М. Защита персональных данных и сведений о частной жизни граждан. // Конфидент. № 3. 1999. С. 13
  72. Е.В. Роль информационного противоборства в современных условиях //Информатика и вычислительная техника. 1996. № 1−2. С. 9 -25.
  73. Н.А., Ивакин В. И. Понятие и виды юридической ответственности // Государство и право. 2000, № 6. С.12−17.
  74. И.И. Информационная война что это такое? // Конфидент. 1997, Июль-август. С. 13−20.
  75. А.А. Законность и индивидуальная юридическая ответственность. / Проблемы борьбы с преступностью в современных условиях российского общества: Материалы научно-практической конференции. М., 1999. С.36−42.
  76. В.И. Правовые меры защиты информации / Организационно-технические, математические и правовые аспекты информации деятельности органов внутренних дел. Труды Академии управления. М., 2001. С.148−164.
  77. В.И. Зарубежный опыт законодательной практики использования технических средств / Компьютерные технологии и управление органами внутренних дел. Труды Академии управления. М., 2000. С.181−187.
  78. В.Д., Есиков О. Е., Федосов Е. И. Защита данных от разрушения в территориально-распределенных вычислительных сетях / Компьютерныетехнологии и управление органами внутренних дел. Труды Академии управления. М., 2000. С.78−86.
  79. А.В. Защита информации в помещениях и технических каналах горрайорганов внутренних дел / Организационно-технические, математические и правовые аспекты информации деятельности органов внутренних дел. Труды Академии управления. М., 2001. С.49−57.
  80. Бар К. Ответственность за предоставление информации, причинившей «чистые экономические убытки» третьим сторонам // Государство и право, 1995, № 7. С.121−123.
  81. JI.B. Административная ответственность за нарушения антимонопольного законодательства (материально-правовой аспект) // Административно-правовое регулирование экономических отношений. М., 2001. С. 194−200.
  82. А.Н. Банковская и коммерческая тайна // Безопасность информационных технологий. 2001, № 3. С.18−28.
  83. В.Н. Концепция развития законодательства в сфере обеспечения информационной безопасности Российской Федерации (проект). М., 1998. С. 8.
  84. В.Н., Федоров А. В. О разработке модельного закона «О персональных данных» для государств-участников СНГ / Ученые записки Российской таможенной академии СПб. филиала им. В. Б. Бобкова. С-Пб. 1998. № 1. С. 375.
  85. В.Н. Дума о законе, информационной войне и киберполицейских // Компьютер и жизнь. 1998, № 7. С.30−33.
  86. В.Н. Проблемы административно-правовой охраны и защиты интеллектуальной собственности // Административно-правовое регулирование экономических отношений. М., 2001. С. 139−148.
  87. В.Н. Информационная безопасность России: Человек. Общество. Государство / Санкт-Петербургский университет МВД России. СПб.: Фонд «Университет», 2000. — 428с.
  88. М.Б. Имеет ли право врач разглашать наши тайны // Безопасность информационных технологий. 2001, № 3. С.52−54.
  89. М.Я. Использование печатных СМИ для предупреждения административных правонарушений экономического характера // Административно-правовое регулирование экономических отношений. М., 2001. С.164−168.
  90. С.В. Субъекты ответственности за совершение административных правонарушений. 1990, № 5. С. 80−85.
  91. Нам нужен мировой судья (до 70% судебных дел составляют мелкие преступления) // Аргументы и факты, 2002, № 8. С. 10.
  92. Николаева J1.А., Шмарцев А. Ю. Административно-правовой аспект юридической ответственности // Изд. вузов. Правоведение. 1986, № 1. С.30−36.
  93. . Информационная война // Российская Федерация. 1996, № 15. С.59−62.
  94. В. Чем лечат это секрет // Аргументы и факты, 2002, № 7. С. 24.
  95. .Н. Космическая угроза информационной безопасности России // Информационный вестник ФРПЦ. 1997, № 2. С.6−8.
  96. .В. Некоторые вопросы совершенствования института административной ответственности юридических лиц // Административно-правовое регулирование экономических отношений. М., 2001. С.174−182.
  97. В.Н. Организация работ по обеспечению безопасности информации в фирме // Информост. 2001, № 18. С.56−58.
  98. О.А. Сущность юридического режима регулирования информационно-электронных отношений в Российской Федерации / Информационно-техническое обеспечение деятельности органов внутренних дел. Труды Академии управления. М., 1998. С.50−59.
  99. О.А. Правовая основа обеспечения безопасного развития информационного общества / Компьютерные технологии и управление органами внутренних дел. Труды Академии управления. М., 2000. С.3−7.
  100. К.А. Некоторые аспекты правового обеспечения информационной безопасности // Безопасность информационных технологий. 2001, № 3. С.63−69.
  101. Н., Модестов С., Швец Н. И Противоборство данных // Армейский сборник. 1996, № 10. С.91−95.
  102. А.А. Тайна и право (основные системы ограничения на доступ к информации в российском праве): Монография. М.: МИФИ, 1999. — 288с.
  103. А. А. Проблемы формирования института служебной тайны // Государство и право, 1999, № 4.
  104. А. А. Законодательное регулирование защиты государственной ® тайны в республике Беларусь // Безопасность информационных технологий. 2001, № 3. С.15−18.
  105. А. Расколотая база // Коммерсант деньги. 2001, № 7. С.13−20.
  106. А. «На каждый роток не накинешь платок» // Коммерсант деньги. 2001, № 7. С. 21.
  107. Р.А. Обеспечение информационной безопасности как новая функция частных охранных и сыскных структур // Безопасность информационных технологий. 2001, № 3. С.76−79.
  108. Д.С., Смолян Г. Л. Новости информационной войны // Конфидент. 1996, № 6. С.19−21.
  109. И. Борьба за информацию реальность нынешнего дня //Красная звезда. 1997, 15 августа. С.З.
  110. Юридическая ответственность правоохранительных органов // Государство и право. 2000, № 4. С. 15−25.
  111. А. Ю. Статус субъекта административной юрисдикции и проблемы его реализации. Монография. М.: «Проспект», 1999. — 200с.
  112. УЧЕБНИКИ, УЧЕБНЫЕ ПОСОБИЯ, ЛЕКЦИИ, ДИССЕРТАЦИИ, 1. АВТОРЕФЕРАТЫ
  113. А. Б. Административная ответственность: Учебник. М.: «Статут», 2000.-251с.
  114. А.Б. Основы государственного управления в сфере информатизации в Российской Федерации. М.: Юристъ, 1997, — 344с.
  115. Административное право и процесс: полный курс / Ю. А. Тихомиров. -М., 2001. 652с.
  116. Административная ответственность граждан. Учебное пособие. Под общ. ред. проф. Д. Н. Бахараха. Пермь, 1974. — 170с.
  117. Административное право России. Часть первая. Учебник. Под ред. докт. юрид. наук, проф. А. П. Коренева. М.: МЮИ МВД России. Издательство «Щит-М». 1997.-345с.
  118. Административное право России. Часть вторая. Учебник. Под ред. докт. юрид. наук, проф. А. П. Коренева. М.: МЮИ МВД России. Издательство «Щит-М». 1997.-313с.
  119. Административное право: Учебник / Под ред. Ю. М. Козлова, Л. Л. Попова. М.: Юристъ, 2000. — 728с.
  120. А.П., Козлов Ю. М. Административное право Российской Федерации. Часть 1. Сущность и правовые институты административного права. Учебник. М.: «ТЕИС», 1994. — 280с.
  121. Ю.Арский Ю. М. и др. Информационный рынок в России. М., 1996. — 89с.
  122. П.Баглай М. В. Конституционное право Российской Федерации. Учебник для юридических вузов и факультетов. Изд. 2-е, изм. и доп. М.: Издательская группа НОРМА — ИНФРА-М.1999. — 776с.
  123. Ю.М., Жодзишский A.M. Компьютерная преступность и компьютерная безопасность. М.: Юрид. лит. 1991.
  124. Д.Н. Административная ответственность: Учебное пособие. М., 1999.- 112с.
  125. Д.Н., Ренов Э. Н. Производство по делам об административных правонарушениях: (Пособие для слушателей народных университетов). М.: Знание, 1989.-96с.
  126. Д.Н. Административная ответственность: Учебное пособие. М., 1990.- 127с.
  127. Д.Н. Административное право России. Учебник для вузов. М.: Изд. НОРМА (Издательская группа НОРМА — ИНФРА М), 2000. — 640с.
  128. А.И. Информация и управления. М.: Издательство «Экономика». 1966. — 63с.
  129. М. С. Юридическая ответственность: основание, виды, субъекты. Дисс. на соиск. степени канд. юрид. наук. М., 1998. — 188с.
  130. И. И. Административно-правовые санкции. Автореф. дисс.. канд. юрид. наук. М., 1970. — 14с.
  131. Военно-социальная информация. Учебник. / Под ред. Ломакина М. И., Чертополоха А. А. М.: Военный университет. 1997. 195с.
  132. О.А. Информатизация правовой системы России. Теоретические и практические проблемы. М.: Издательство «Юридическая книга». 1998. — 144с.
  133. В.Ю., Ершов Д. В. Основы безопасности информационных технологий. М.: МИФИ, 1995. 96 с.
  134. В.А., Малюк А. А. Основы защиты информации. М.: МИФИ, 1997.-537с.
  135. Государственная тайна в Российской Федерации: Учебное пособие / Санкт
  136. Петербург. Государственный университет- Управление ФСБ и др. Под. общ. ред. М. А. Вуса. СПб., 1999. — 330с.
  137. Г. В. Информационно-психологическая безопасность личности: состояние, возможности психологической защиты. М.: Изд. РАГС, 1998. -125с.
  138. С.Н. Интеллектуальное противодействие информационному оружию. Серия «Информатизация России на пороге 21 века». — М.: СИНТЕГ, 1999.-232 с.
  139. О.В. Ответственность без вины в гражданском праве. Автореф. дисс.. канд. юрид. наук. СПб., 1996.
  140. В.В. Защита информации и безопасность компьютерных систем. -Киев: Издат-во: ДиаСофт. 1999. 480с.
  141. Г. В., Стрельцов А. А. Информационная безопасность России.
  142. Основные понятия и определения. Учебное пособие / Под общ. ред.проф. А. А. Прохожева. М.: РАГС при Президенте РФ. 1999. — 52с.
  143. ЗО.Занина Т. М. Административное право: Курс лекций. Воронеж: Воронежский институт МВД России, 1999. — 92с.
  144. ЗГЗегжда Д.П., Ивашко A.M. Основы безопасности информационных систем. Учебное пособие для вузов. М.: Горячая линия-Телеком, 2001. — 175с.
  145. В.А. Административно-правовые гарантии неприкосновенности личности: Дисс. канд. юрид. наук. М., 1971. С. 211−213.
  146. К.А., Малявина А. В., Попов Н. В. Информационная безопасность: Учебное пособие. М.: МАЭП, ИИК «Калита», 2000. — 232с.
  147. А.Н. Оценка интеллектуальной собственности. М., 1997. С. 1358.
  148. Ю. Ю. Административная ответственность юридических лиц. Автореф. дисс.. канд. юрид. наук. М., 2000. — 23с.
  149. Кондратьев, а С. Л. Юридическая ответственность: соотношение норм материального и процессуального права. Дисс.. канд. юрид. наук. М., 1998.
  150. П.И. Административная ответственность должностных лиц: Автореф. дисс.. канд. юрид. наук. М., 1994. — 21с.
  151. В.А. Информационное право. М., 1997. С. 306−308.
  152. .А. Юридический справочник руководителя. Тайна. М.: «Издательство ПРИОР», 1999. — 128с.
  153. Г. А., Калинина Л. А. Административная ответственность: Учебное пособие. Нормативные акты. М.: Юриспруденция, 2000. — 464с.
  154. В. Н. Правовые формы обеспечения экологической безопасности. Дисс. на соиск. степени канд. юрид. наук. М., 2001. — 198с.
  155. .М. Административная ответственность. М., 1985. — 77с.
  156. О. Э. Санкции и ответственность по советскому праву. М., 1981. -239с.
  157. В.Н. Концепция развития законодательства в сфере обеспечения информационной безопасности Российской Федерации (проект). М.: Издание Государственной Думы, 1998. — 159с.
  158. В.Н. Информационная безопасность в системе государственного управления (теоретическме и организационно-правовые проблемы). Дисс. на соиск. степени канд. юрид. наук. СПб., 1997. — 193с.
  159. А.Е. Административная ответственность за правонарушение. М., 1961.- 135с.
  160. P. X. Правонарушение и юридическая ответственность. Учебное пособие / Орловский юридический институт. Орел, 1998. — 101с.
  161. А.А., Пазизин С. В., Погожин Н. С. Введение в защиту информацию в автоматизированных системах. М.: Горячая линия-Телеком, 2001. -148с.
  162. В.М., Адушкин Ю. С. Российское административное право: Учебное пособие. Саратов: СГАП, 2000. — 416с.
  163. К.М. Ваше право на правительственную информацию. С-Пб., 1996.-74с.
  164. С.В. Субъекты административной ответственности. Автореф. дисс.. канд. юрид. наук. Свердловск, 1985. — 19с.
  165. В.В. Защита информации в компьютерных системах. М.: Финансы и статистика. 1997. — 368с.
  166. С.Ф., Петров В. А., Тимофеев Ю. А. Информационная безопасность. Защита информации в автоматизированных системах. Основные концепции: Учебное пособие. М.: МИФИ, 1995. 112 с.
  167. Национальная безопасность: информационная составляющая / Под общ. ред. В. В. Еременко. М.: МОСУ 2000. — 311с.
  168. С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук. Институт русского языка им. В. В. Виноградова. 4-е изд., дополненное. М.: Азбуковник, 1999.-944с.
  169. Организация и современные методы защиты информации (под общей редакцией Диева С. А., Шаваева А.Г.) — М., Концерн «Банковский Деловой Центр». 1998. -472с.
  170. Основы информационной безопасности: Учебник / В. А. Минаев, С. В. Скрыль, А. П. Фисун, В. Е. Потанин, С. В. Дворянкин. Воронеж: Воронежский институт МВД России, 2000. — 464с.
  171. Ответственность за административные правонарушения. Под ред. О. М. Якубы, Р. С. Павловского. Харьков, 1979. — 168с.
  172. П.А. Административный процесс в юрисдикционной деятельности органов советского государственного управления: Автореф. дисс.. канд. юрид. наук. Л., 1981. С. 18.
  173. Правовое обеспечение безопасности информации в Российской Федерации. Учебное пособие / А. А. Фатьянов. М.: Издательская группа «Юрист», 2001. -412с.
  174. Право и информационная безопасность // Под общ. ред. доктора юрид. наук, профессора Е. Н. Щендригина. В 2-х кн. Кн.1. Орел: ОрЮи МВД РФ, 2000. — 143.
  175. М.М. Информационное право: Учебное пособие. М.: Юристь, 1999.-400с.
  176. С.П. Информационная война. М.: Радио и связь, 1998. — 416с.
  177. В.Е. Проблемы административного права. Учебное пособие. -Тюмень: Тюменская высшая школа МВД РФ, Тюменский государственный университет, 1994. -208с.
  178. Л.С. Программы для ЭВМ: правовая охрана (правовые средства против компьютерного пиратства). М.: издательство «Городец», 1998. -208с.
  179. И. В. Тайна: понятие, виды, правовая защита: Юридический терминологический словарь комментарий. — М., 1998. — 79с.
  180. А.А., Туманов Л. В. Обеспечение и защита права на информацию. М.: Городец — издат, 2001. — 344с.
  181. Э.Я. Коммерческая тайна и ее защита. М.: ИВФ Антал, 1996. -64с.
  182. Специальная техника и информационная безопасность. Учебник. Под ред. В. И. Кирина. Том 1. М., 2000. — 780с.
  183. Ю.Н. Административная юстиция. Теория, история, перспективы. М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА-ИНФРА М), 2001.-304с.
  184. Е.А., Корнеев И. К. Информационная безопасность и защита информации: Учебное пособие. М.: ИНФРА-М, 2001. — 304с.
  185. М.С. Что такое административная ответственность? М.: Советская Россия, 1990. — 125с.
  186. А.А. Комментарий к федеральному закону «О государственной тайне» М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА-ИНФРА М), 2001.-224с.
  187. А.А. Комментарий к федеральному закону «О федеральной службе безопасности Российской Федерации» М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА-ИНФРА М), 2001. — 288с.
  188. Теоретические основы информатики и информационная безопасность. Под ред. докторов технических наук, профессоров В. А. Минаева, В. Н. Саблина. М.: Радио и связь, 2000. — 468с.
  189. И.Н. Юридическая ответственность: понятие и виды. Сборник статей адъюнктов и соискателей: Деятельность ОВД по охране прав и законных интересов граждан в условиях перехода к рыночной экономике. Вып. 4. М., 1993. С.12−16.
  190. А. А. Правовое обеспечение безопасности информации. Дисс. на соиск. степени доктора юрид. наук. М., 1999. — 503с.
  191. А.П., Касилов А. Н. Мешков А.Г. Информатика и информационная безопасность: Учебное пособие. // Под общей редакцией к.т.н., доцента Фисуна А. П. Орел: ОГУ, 1999. — 282с.
  192. В.Д., Лопатин В. Н. Психотронное оружие и безопасность России. Серия «Информатизация России на пороге 21 века». — М.: СИНТЕГ, 1999. -152 с.
  193. Д.С., Антопольский А. Б. Кононов А.А., Смолян Г. Л., Цыгичко В. Н. Защита информационных ресурсов в условиях развития мировых открытых сетей. М., 1997. — 75с.
  194. Н. Н. Юридическая ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления. Дисс. на соиск. степени канд. юрид. наук. М., 1999. — 191с.
  195. В.Г. Должностное лицо как субъект административной ответственности. Автореф. дисс.. канд. юрид. наук. Саратов, 1983. — 17с.
  196. А.А. Защита информации: проблемы теории и практики. М.: Юристъ, 1996. — 112с.
  197. М.Д. Стадии юридической ответственности. Автореф. дисс.. канд. юрид. наук. М., 1996
  198. В.В. Обеспечение сохранности информации в системах обработки данных. М.: Финансы и статистика. 1985. — 224с.
  199. Юридическая ответственность: проблемы теории и практики: Сборник научных трудов / МВД Республики Беларусь- Академия- Ашитков В. П. Волков А. Я., Горбаток Н. А. И др. Под ред. В. А. Кучинского, Э. А. Саркисо-вой. Минск, 1996. — 116с.
  200. А. Ю. Статус субъекта административной юрисдикции и проблемы его реализации. Дисс. на соиск. степени доктора юрид. наук. М., 1999. -478с.
  201. О.М. Административная ответственность. -М., 1972. 152с.
  202. В.И. Информационная безопасность: Учебник для студентов вузов, обучающихся по гуманитарным и социально-экономическим специальностям. М., 2000. — 399с.189
Заполнить форму текущей работой