Организация управления цепями поставок в агропромышленном комплексе: на примере зерновых и масличных культур
Показана роль и значение инфраструктуры при формировании цепей поставок в агропромышленном комплексе. Обобщена точка зрения отечественных и зарубежных ученых на сущность, состав и основные функции, закрепляемые за инфраструктурой. Сформулированы требования для реализации функционально-структурного подхода формирования «инфраструктурного комплекса региона», которые включают участие администрации… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Теоретико-методологическое развитие концепции цепей поставок
- 1. 1. Принципы формирования цепей поставок в агропромышленном комплексе
- 1. 2. Инфраструктура как обеспечивающее условие формирования цепей поставок
- 1. 3. Управление цепями поставок в агропромышленном комплексе
- Глава 2. Существующие цепи поставок в агропромышленном комплексе
- 2. 1. Современное состояние и перспективы развития агропромышленного комплекса
- 2. 2. Характеристика экспортных грузопотоков сельскохозяйственной продукции через территорию Ростовской области
- 2. 3. Анализ существующих цепей поставок сельхозпродукции
- Глава 3. Эффективное управление цепями поставок в агропромышленном комплексе
- 3. 1. Возможные способы организации управления цепями поставок в агропромышленном комплексе
- 3. 2. Минимизация коммерческих рисков в цепях поставок при внедрении корпоративного интермодального логистического управляющего
- 3. 3. Экономическая эффективность цепей поставок при внедрении корпоративного интермодального логистического управляющего
Организация управления цепями поставок в агропромышленном комплексе: на примере зерновых и масличных культур (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Состояние продовольственного рынка и пути обеспечения продуктами питания — актуальные проблемы для большинства стран мира, в том числе и для России. Оно должно быть таким, чтобы обеспечивался гарантированный доступ к необходимому количеству продовольствия для поддержания активной и здоровой жизни населения.
На формирование указанного рынка большое влияние оказывает сложившаяся социально-экономическая и политическая ситуация в стране, и это главным образом выражается в состоянии отраслей экономики и сельского хозяйства. Одной из быстроразвивающихся отраслей сельскохозяйственного производства, способной существенно влиять на состояние продовольственного рынка, является производство зерновых и масличных культур.
Основным фактором дальнейшего устойчивого развития отечественного продовольственного рынка и обеспечения продовольственной безопасности страны должно стать формирование эффективных хозяйственных связей между товаропроизводителем и потребителем, создание цивилизованных условий для сбыта продукции отечественных товаропроизводителей и совершенствование товародвижения в целом.
Современные тенденции развития агропромышленного комплекса испытывают на себе, с одной стороны влияние внутреннего стремления предприятий, производителей сельскохозяйственной продукции к автономности и независимости, а с другой — стремления к максимальной сопряженности выполнения логистических операций всеми участниками цепей поставок. Эти требования предопределяют необходимость поиска форм и способов интеграционного взаимодействия звеньев цепи поставок в рамках координации усилий предприятий и централизации материального и информационного обеспечения процесса реализации сельскохозяйственной продукции.
Степень разработанности проблемы.
Отечественными и зарубежными учеными накоплен значительный научный и практический опыт разработки экономических проблем на основе теоретико-методологической базы логистики. Теория и практика логистики дают эффективный инструмент для решения целого ряда проблем современного агропромышленного предприятия. Теоретические основы логистики заложены трудами таких ученых, как Б. А. Аникин, Д. Баузрсокс, В. И. Бережной, А. М. Гаджинский, М. Е. Залманова, Е. К. Ивакин, К. В. Инютина, Д. Д. Костоглодов, Д. Клосс, Л. Б. Миротин, Д. Т. Новиков, О. Д. Проценко, Т. А. Родкина, А. И. Семененко, В. И. Сергеев, В. Н. Стаханов, В. В. Щербаков, и др.
Вопросы, связанные с формированием цепей поставок, рассматривали в своих работах Б. Геттинг, Д. А. Иванов, М. Кристофер, Е. И. Макаров, Л. Б. Миротин, А. Г. Некрасов, и др.
Признавая бесспорный авторитет названных ученых в создании теоретико-методологических основ логистики и формировании цепей поставок, необходимо отметить, что анализ практической деятельности российских сельскохозяйственных предприятий обнаруживает недостаточную методологическую и организационную разработанность проблем, связанных с формированием цепей поставок сельскохозяйственной продукции.
Поэтому некоторые неразработанные аспекты данной проблемы предопределили выбор предмета и объекта исследования, постановку цели и ряда задач для ее достижения.
Цель и задачи исследования
.
Цель исследования состоит в развитии теоретических основ и разработке научно-практических рекомендаций по формированию цепей поставок для предприятий агропромышленного комплекса.
Реализация поставленной цели предполагает решение следующих задач:
— исследование условий формирования цепей поставок в агропромышленном комплексе;
— изучение инфраструктуры как обеспечивающего условия формирования цепей поставок;
— анализ и оценку современного состояния отрасли и отдельных направлений деятельности;
— характеристику рынка экспорта зерновых и масличных культур через Ростовскую область;
— анализ существующих логистических схем экспорта сельскохозяйственной продукции водным транспортом;
— совершенствование механизма организации и планирования цепей поставок сельскохозяйственной продукции;
— разработку механизма минимизации коммерческих рисков в цепи поставок сельскохозяйственной продукции;
— оценку экономической эффективности цепи поставок.
Предмет и объект исследования.
Предметом исследования являются экономические и организационные взаимоотношения между участниками цепей поставок сельскохозяйственной продукции, объектом исследования — организации-экспортеры сельскохозяйственной продукции Ростовской области.
Методологические, теоретические основы и эмпирическая база исследования.
Теоретической основой являются теоретико-методологические и практические разработки как отечественных, так и зарубежных ученых в области логистики, менеджмента, маркетинга, общей теории систем, управления коммерческими рисками и др. В качестве эмпирической и информационной базы использованы статистические данные, характеризующие состояние рынка зерновых и масличных культур, материалы экономических изданий и периодической печати. При решении поставленных задач автор диссертационной работы использовал методы системного и сравнительного анализа, статистических группировок, анализ первичной документации, статистической и финансовой отчетности, экономико-математическое и статистическое прогнозирование. Диссертационная работа выполнена в рамках научного направления «Рыночная ориентация инвестиционной деятельности», утвержденного ученым советом Ростовского государственного строительного университета и включенного в планы НИР Министерства образования и науки РФ.
Научная новизна исследования заключается в следующем:
— уточнена методологическая роль логистики как одного из эффективных инструментов управления движением и преобразованием материальных (товарных) и соответствующих им финансовых и информационных потоков на ограниченном участке управления сбытом продукции;
— выявлены и систематизированы факторы, влияющие на формирование цепей поставок в агропромышленном комплексе;
— разработан механизм организации и планирования цепей поставок сельскохозяйственной продукции;
— предложена методика минимизации коммерческих рисков в цепи поставок сельскохозяйственной продукции;
— разработана методика оценки экономической эффективности цепи поставок зерновых и масличных культур.
Практическая значимость диссертации заключается в доведении исследований до разработки научно-прикладных рекомендаций и использования их в практической деятельности, в первую очередь в деятельности экспортеров сельскохозяйственной продукции. Универсальность разработанных методик формирования цепей поставок позволяет рекомендовать их к использованию в других Российских регионах.
Апробация и реализация результатов исследования.
Основные положения и результаты исследования являются теоретическим обобщением и практической реализацией научных работ, выполненных при участии автора по планам госбюджетных и хоздоговорных НИР в рамках научного направления «Рыночная ориентация инвестиционной деятельности», утвержденного ученым советом РГСУ и включенного в планы НИР Министерства образования и науки Российской Федерации.
Основные положения диссертационной работы докладывались автором на международных, региональных и межвузовских научно-практических конференциях, методологических семинарах кафедры маркетинга и логистики.
Состав и структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, списка использованной литературы, содержащего 147 источников. Общий объем диссертации составляет 149 страниц, в том числе 20таблиц, 14 рисунков.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
.
Основные положения и результаты диссертационного исследования можно резюмировать следующим образом.
1. На основе ретроспективного изучения факторов, определяющих уровень развития производительных сил, технологий, политической обстановки, зрелости рыночных отношений, сложившихся на определенном историческом этапе, выявлены основные тенденции, которые в значительной степени тормозят внедрение логистической концепции в российскую экономику. К ним можно отнести: высокий уровень монополизма и государственной собственности в важнейших отраслях экономики, социальную напряженность во многих слоях общества, низкую оценку роли сферы обращения, медленное продвижение товаров от производителей к потребителям, высокий уровень неудовлетворенного спроса, низкую надежность и недостаточный уровень качества обслуживания потребителей, отставание от среднемирового уровня развития инфраструктуры экономики, нерациональное развитие товаропроводящих структур (отсутствие продуманной стратегии развития систем дистрибыоции товаров промышленности и торговле, недостаток организованных товарных рынков на крупнои среднеоптовых уровнях), слабый уровень развития современных систем электронных коммуникаций, электронных сетей, систем связи и телекоммуникаций, слабую транспортную инфраструктуру прежде всего в области автомобильных дорогнедостаточное количество и низкий технологический уровень грузовых автомобильных, мультимодальных и таможенных терминалов, отсутствие практически на всех видах транспорта современных транспортных средств, отвечающих мировым стандартам, высокую степень физического и морального износа подвижного состава транспорта, низкий уровень развития производственно-технической базы складского хозяйства, недостаток современного технологического оборудования по грузопереработке продукции, слабый уровень механизации и автоматизации складских работ.
2. Уточнена методологическая роль логистики как одного из эффективных инструментов управления движением и преобразованием материальных (товарных) и соответствующих им финансовых и информационных потоков на ограниченном участке управления сбытом продукции.
3. Выявлены и систематизированы факторы, влияющие на формирование цепей поставок в агропромышленном комплексе, учитывающие отраслевые и региональные особенности. Показана отраслевая специфика агропромышленного комплекса, сформулированы основные направления его развития, определяющие необходимость формирования цепей поставок зерновых и масличных культур в агропромышленном комплексе Ростовской области.
4. Показана роль и значение инфраструктуры при формировании цепей поставок в агропромышленном комплексе. Обобщена точка зрения отечественных и зарубежных ученых на сущность, состав и основные функции, закрепляемые за инфраструктурой. Сформулированы требования для реализации функционально-структурного подхода формирования «инфраструктурного комплекса региона», которые включают участие администрации в формировании инфраструктурного комплекса, определение объемов инвестиций и привлечения капитала, разработку программы развития инфраструктурного комплекса, исходя из определения минимального соотношения типов, видов и количества инфраструктурных элементов в региональном комплексе и их территориального размещения, комплексного учета всех факторов, определяющих необходимость развития инфраструктуры и воздействующих на ее создание региональных составляющих (экономических, эколого-географичеких, организационных и производственно-технических).
Развитый инфраструктурный комплекс обеспечивает высокий уровень использования продукции, ее продвижение на рынок, подъем и устойчивое развитие экономики. Современные реалии рынка требуют интегрированного подхода к исследованию производственно-снабженческих, информационных и финансово-сбытовых проблем, составляющих логистическую цепь снабженческо-производственно-сбытового комплекса.
5. Проанализировано современное состояние и тенденции развития агропромышленного комплекса. Аграрная политика Российской Федерации направлена на формирование развитых аграрных рынков, надежное продовольственное обеспечение страны, развитие эффективного устойчивого агропромышленного производства и сохранение природных ресурсов для аграрного производства. Проведенный анализ показал, что российский зерновой рынок характеризуется высокой рентабельностью на вложенный капитал (свыше 20%), положительной динамикой экономического положения участников аграрного рынка, за последние пять лет в российском АПК сократилось количество убыточных хозяйств с 88% до 33%. Таким образом, основными факторами развития внутреннего российского рынка зерновых культур являются: рост производства зерновых в России, рост посевных площадей зерновых культур, рост интереса инвесторов, в том числе иностранных к российским рынкам зернопереработки и зернотрейдинга, сокращение количества убыточных хозяйств.
6. Дана характеристика экспорта зерновых культур и подсолнечника через Ростовскую область. Показано, что за последние пять лет объемы экспорта выросли более, чем в два раза. Проанализировано состояние конкуренции на зерновом рынке, рассмотрены основные российские экспортирующие компании и их доля в общем объеме реализации, а также крупнейшие покупатели экспортируемой из России агропродукции. Проведенный анализ позволил сделать вывод, что в связи с нарастающими объемами продаж все актуальнее становится вопрос осуществления сквозной логистизации деятельности у экспортеров зерновых и маличных культур.
7. Разработан механизм организации и планирования цепей поставок сельскохозяйственной продукции, который позволяет обеспечивать взаимодействие подразделений корпорации на всем протяжении движения материального и сопутствующих ему потоков, со сторонними организациями с учетом интересов корпоративных участников логистической цепи, решать задачу оптимизации выбора между направлением материальных потоков через собственные либо сторонние организации, снижать логистические издержки, возникающие при обычной хозяйственной деятельности холдинга, осуществлять управление коммерческими рисками в логистических цепях. В рамках организации и планирования цепи поставок сельскохозяйственной продукции разработана организационно-штатная структура корпоративного интермодального управляющего в крупной агроторговой компании.
8. Предложена методика минимизации коммерческих рисков в цепи поставок сельскохозяйственной продукции, основанная на решении задачи оптимизации выбора между направлением материальных потоков через сформированную цепь поставки или сторонние организации. Снижение издержек при использовании цепи поставки является ключевым критерием при снижении уровня коммерческих рисков в агроторговом бизнесе. Данная методика апробирована на примере Азовского филиала ОАО «Таганрогский судоремонтный завод» и ОАО «Новороссийский комбинат хлебопродуктов».
9. Разработана методика оценки экономической эффективности цепи поставок зерновых и масличных культур, позволяющая оптимизировать количество операторов в цепи поставок, сокращать логистические издержки, а также перераспределять прибыль путем трансформации части расходов на логистические операции в доходы собственных логистических операторов.
Список литературы
- Альбеков А.У., Грибов Е. М. Закономерности развития транс-портно-складской логистики на региональном уровне. Ростов н/Д: РГЭА, 1999.
- Аникин Б.А. Эволюция логистической цепи // Бизнес и логистика -2002: Сборник материалов 4-го Московского Международного логистического форума (ММЛФ-2002), Москва, 6−9 февраля 2002 г. / Сост.: Л.Б. Миро-тин, Ы. Э. Ташбаев. -М., 2002.
- Аутсорсинг: создание высокоэффективных и конкурентоспособных организаций: Учеб. пособие / Под ред. Б. А. Аникина. М., 2003. — 187 с. — (Серия «Высшее образование).
- Баркалов С.А., Бурков В. Н., Курочка П. Н., Образцов Н. Н. Задачи управления материально-техническим снабжением в рыночной экономике. -М., 2000 (Препринт/ Институт проблем управления им. Трапезникова В. А. РАН). 58с.
- Бауэсокс Д., Белоусов А. Г. Логистика коммерческого посредничества. Ростов н/Д: Книга, 2000. — 234 с.
- Бауэрсокс Д., Кпосс Д., Логистика: интегрированная цепь поставок: Пер. с англ. М.: Олимп — Бизнес, 2001.
- Белоусов А.Г. Логистика коммерческого посредничества. Ростов н/Д: Книга, 2000 — 224 с.
- Белоусов А.Г., Стаханов В. Н., Теренина И. В. и др. Оптимизация издержек в логистических цепях строительного производства / Рост. гос. строит. ун-т, 1999, 73 с. Деп в ВИНИТИ 21.04.99 № 1057-В99.
- Васильев Г. А., Каменева Н. Г. Механизация и автоматизация в складском хозяйстве. М.: Экономика, 1991. — 86 с.
- Вассель М. Логистика в управлении взаимосвязями с потребителями //Логинфо 2001 — № 78. — с. 17−21.
- Волгин В.В. Кладовщик. Устройство складов. Складские операции. Управление складом. Нормативные документы. М.: Ось-89, 2002.
- Высоков В.В. Инвестиционная привлекательность юга России: Научно-практическое пособие. Ростов н/Д: РГЭУ «РИНХ», 2006. — 88 с.
- Гаджинский A.M. Основы логистики: Учеб. пособие. М.: Маркетинг, 1995. — 124 с.
- Гепферт И. Состояние развития логистики и тенденции будущего// Логинфо. 2001. — № 7−8. — с. 4−7.
- Геттинг Б. Международная производственная кооперация в промышленности: Роль логистики в усилении конкурентоспособности хозяйственных структур. М.: Дело, 2000. — 216 с.
- Гордеев А.В. // Материалы выступлений на I Всероссийском конгрессе экономистов-аграрников. Москва, 14 февраля 2005 г. -М., 2005.
- Гордеев А.В. Системные проблемы и Стратегия развития агро-продовольственного комплекса России в среднесрочной перспективе // Труды Междунар. промышленной академии. вып. 2, М., 2005.
- Дедов О.А. Управление экономической адаптацией промышленного предприятия. Екатеринбург, 2002.
- Джонсон С.Дж., Вуд Ф.Д., Вордлоу Л. Д., Мэрфи-мл. Р. П. Современная логистика. 7-е изд.: Пер. с англ. М.: Вильяме, 2002.
- Дыбская В.В. Логистический подход в решение проблем складской обработки груза // Логистика и бизнес / Под ред. Л.Б. Миротина- М.: Брандес, 1997. С. 156−159.
- Дыбская В.В. Управление складом в логистической системе. -М.: КИА- центр, 2000.- 110с.
- Епифанов А.Д. Надежность систем управления. М.: Машиностроение, 1975. 180 с.
- Замков О.О., Толстопятенко А. В., Черемных Ю. Н. Математические методы в экономике: Учебник. -М.: ДИС, 1998.
- Захаров А.Н. Логистическое обеспечение инфрасистем продовольственного комплекса России. М.: МЕЛАП, 2002.
- Захаров К.В., Цыганок А. В., Богарников В. П., Захаров Ф. К. Логистика, эффективность и риск внешнеэкономических операций. Киев: ИНЭКС, 2000.-237 с.
- Ивакин Е.К. Логистика капитального строительства. Ростов н/Д: РГСУ, 1997.-210 с.
- Иванов Д.А. Логистика. Стратегическая кооперация. М.: Вершина, 2006. — 176с.
- Инвестиционный проект «Строительство зернового терминала в пос. Кагальник Ростовской области» / Под ред. Т. А. Касьяповой. Ростов ii/Д: НКГ «2-К Аудит — деловые консультации», 2005. — 62 с.
- Инфраструктура и интенсификация экономики / Под общ. ред. В. П. Красовского, Я. Т. Бронштейна, Т. Г. Зотовой и др. М.: Наука, 1980. -193 с.
- Ишотина К.В. Повышение надежности и качества снабжения. — Л.: ЛГУ, 1983.-31 с.
- Казанцев Е.Д. Основные направления транзитных транспортных коридоров через территорию России // Морские порты России. № 6. — 2000. -С. 20−21.
- Кандрашина Е.А. Процессно-ориентированное управление. М.: МЕЛАП, 2004. — 164 с.
- Каплан Р., Нортон Д. Сбалансированная система показателей. От стратегии к действию. М.: Олимп-бизнес, 2003.
- Киселев Б. Централизованное снабжение начало цивилизованного рынка // Стройка. 2000. № 8 (236). С. 163−164.
- Козлов В.А. Небывало ценный урожай // Город N. 2006. — № 34.- С. 9.
- Козлюк В.Н., Угримова С. Н. Складской учет и аудит. М.: ПРИОР, 2001.
- Концепция экономической политики Ростовской области. Ростов н/Д: Гефест, 1999.- 188 с.
- Корпоративная логистика. 300 ответов на вопросы профессионалов / Под. общ. и науч. ред. В. И. Сергеева. М.: ИНФРА — М, 2004.
- Костоглодов Д.Д. Макрологистические системы рыночной экономики. Ростов н/Д: РГЭА, 1996. — 148 с.
- Костоглодов Д.Д., Саввиди И. И., Стаханов В. Н. Маркетинг и логистика фирмы. М.: Приор, 2000. — 128 с.
- Котлер Ф., Армстронг Г., Сондерс Д., Вонг В. Основы маркетин-га:Пер. с англ.- 2-е изд. М.- СПБ.- Киев: Вильяме, 1999. — 52 с.
- Крохмаль В.В. Устойчивость перерабатывающего комплекса региона в условиях экономики переходного периода. Краснодар: КубГАУ, 2001, — 16 с.
- Крохмаль В.В., Лойко В. И. Управление экономикой перерабатывающего комплекса. Краснодар: КубГАУ, 2002. — 18 с.
- Крупицкий М.Л. Экономика, организация и планирование жилищного хозяйства-М.: Стройиздат, 1987.
- Курашвили Б.П. Очерк теории государственного управления -М.: Наука, 1987.
- Лаврова О. В .Материальные потоки в логистике: Конспект лекций. Саратов: Гос. техн. ун-т, 1995. — 36 с.
- Ларионов В.Г., Проценко И. О. Логистика. Причины распространения // Российское предпринимательство. 2000. — № 3-С.54−60.
- Лебедев А.И. Региональная программа реализации пилотного проекта логистической системы. Стратегическое моделирование интермодальных транспортных систем// Тезисы выступлений II Международного логистического форума. -М.: МАДИ, 2000. С. 53−54.
- Лебедев Ю.Г. Логистика: Теория гармонизированных цепей поставок. -М.: МГТУ им Н. Э. Баумана, 2005. 448 с.
- Лившиц А. Я. Введение в рыночную экономику. М.: Станкин, 1992.
- Лимарев В .Я. Организация и регулирование логистических процессов и маркетинг в системе ресурсообеспечения АПК. М.: Агри Пресс, 1999.-280 с.
- Лимарев В.Я., Алферьев В. П. Экономические проблемы организации логистических процессов и маркетинга в системе ресурсообеспечения АПК. М.: Агри Пресс, 2000. — 266 с.
- Линдере. М. Р,. Фирон Х. Е Управление снабжением и запасами: Пер. с англ. СПб.: Политехника, 1999. — 759 с.
- Литвина Д.Б., Тамбовцев СД, Шумейко М.В. Логистические издержки: Учеб. пособие. Ростов н/Д: РГСУ, 2000. — 163 с.
- Логистизация материальных и финансовых потоков рыночной экономики: Материалы Междунар. науч.-практ. конфер. / Под ред. В. Н. Стаханова. Ростов н/Д: РГСУ, 1997. — 96 с.
- Логистика: Учебник/ Под ред. Б. А. Аникина М.: Инфра-М, 2000. -352 с.
- Логистика, менеджмент, маркетинг, коммерция: теория и практика: Материалы Междунар. науч.-практ. конф. 29−30 мая 2001 г. Самарская гос. эконом, академия. Самара, 2001.-236 с.
- Логистические цепи сложно-технологических производств: Учеб. пособие / Л. Б. Миротин, В. А. Корчагин, С. А. Ляпин, А. Г. Некрасов. М.: Экзамен, — 2005.-288 с.
- Лойко В.И. Макроэкономический системный анализ пищепере-рабатываюгцего комплекса. Краснодар: КубГАУ, 2001. — 42 с.
- Макаров Е.И., Волкова Д. К. Совершенствование формирования цепей поставок материально-техничееких ресурсов на предприятиях строительной отрасли. Воронеж: Новый взгляд, 2006. — 189 с.
- Мате Э., Тиксье Д. Логистика/ Пер. с франц. Под ред. Н.В. Ку-приенко. СПб.: Нева- ОЛМА- ПРЕСС Инвест, 2003. — 128 с.
- Международные правила толкования торговых терминов «ИНКОТЕРМС 2000» // Международная торговая палата. 1999. — № 560, сент. / Перевод Н.Г.Вилковой
- Методическое пособие для дифференцированного анализа деятельности сельскохозяйственных предприятий в условиях освоения рыночных отношений (Федеральный, региональный и хозяйственный уровень).-М.: Россельхозакадемия, 2002. 112с.
- Минсельхоз готовит проект стратегии развития АПК до 2010 года. / Электонная версия газеты «Крестьянские ведомости», www.agronews.ru/newsshow.php ?NId=l 8067.
- Миротин Л. Б Концепция логистики в бизнесе // Логистика. -1997.-С. 6−8.
- Миротин Л.Б. Логистика интегрированных цепочек поставок. Учебник. М.: Экзамен, 2003. — 256 с.
- Миротин Л.Б., Ташбаев Ы. Э. Логистика для предпринимателя: основные понятия, положения и процедуры: Учеб. пособие. -М.: ИНФРА-М, 2002.-252 с.
- Миротин Л.Б., Ташбаев Ы. Э., Касенов А. Г. Логистика: обслуживание потребителей: Учебник. М.: ИНФРА — М, 2002.
- Мухин В.И. Исследование систем управления: Учебник для вузов. М.: Экзамен, 2003. С. 36−39.
- Недужко М.И., Стаханов Д. В., Тамбовцев С. Н., Шеховцов Р. В. Маркетинговая логистика: Учеб. пособие. Ростов н/Д: Рост. гос. строит, ун-т, 2000. — 134 с.
- Николайчук В.Е. Заготовительная и производственная логистика. СПб: Питер, 2001.-160 с.
- Николайчук В.Е. Логистика в сфере распределения. СПб: Питер, 2001.- 160 с.
- Новиков Д.Т., Гарнов А. П. Проблемы логистики в управлении транспортом // Логистика и бизнес / Под ред. Миротина Л.Б. М. Брандес, 1997.-С. 32−35.
- Орешин В.П. Планирование производственной инфраструктуры: комплексный подход. -М.: Экономика, 1986.
- Основы логистики: Учеб. пособие / Под ред. Л. Б. Миротина и В. П. Сергеева. М.: Инфра-М, 1999. — 200 с.
- Официальный сайт агропромышленной группы компаний «Юг Руси», www.grain.ru.
- Официальный сайт группы компаний «Астон», www.aston.ru.
- Официальный сайт Министерства сельского хозяйства Российской Федерации, www.mcx.ru.
- Официальный сайт Министерства сельского хозяйства и продовольствия Ростовской области, www.donagro.ru.
- Парфенов А.В. Методология формирования логистической системы управления потоковыми процессами в транзитивной экономике. -СПб.: СПбУЭФ, 2001.
- Перевалочная мощь Кубани // Коммерсантъ-агро. 2006. — № 180.-С. 33.
- Перова А.С. Экспорт урожая крупного тоннажа // Коммерсантъ-агро. 2006. — № 76. — С. 16−17.
- Правдин Н.В., Негрей В. Я., Лященко В. Ф. Комплексная оптимизация параметров сортировочных станций // Железнодорожный транспорт. -1978. № 4 С. 30−34.
- Прогноз развития российского рынка зернотрейдинга и зернопе-реработки. Инвестиционный холдинг «Финам», 02.02.2005. http://www.finam.ru/about/newsiteml 18 A7/default.asp.
- Проект Государственной программы «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008−2012 годы». Материалы выступления на заседании Правительства Российской Федерации 12 июля 2007 г.
- Прокофьева Т.А. Формирование региональных транспортно-распределительных систем грузодвижения // Бюллетень транспортной информации. 1999. — № 11−12 С. 2−4.
- Проценко И.О. Стратегическая логистика. М.: МЕЛАП, 2005.368 с.
- Проценко О.Д., Новиков Д. Т., Голиков Е. А., Карнаухов С. Б. Развитие логистики в России // Логистика, менеджмент, маркетинг, коммерция: Материалы Междунар. науч.-практ. конф. 29−30 мая 2001 г. 4.1. Самара: Гос. эконом, академия, 2001.
- Пуанкаре А. Избранные труды. В 3 т. Т. З. Пер. под ред. Н. Н. Боголюбова и др. -М.: Наука, 1991−1994. 771 с.
- Пурлик В.М. Рынок инвестиционных товаров и логистика. М.: Международный университет бизнеса и управления, 1997. — 192 с.
- Родников А. И. Логистика: Терминологический словарь. М.: Экономика, 1995. -251с.
- Российский статистический ежегодник 2003: Стат.сб./Госкомстат России.-М., 2002.-813 с.
- Российский статистический ежегодник 2004: Стат.сб./Госкомстат России. -М., 2003. 813 с.
- Россия в цифрах: Кратк. стат. сб./ Госкомстат России. М., 2004.-416 с.
- Россия: зерновой экспорт. Исследования аналитической группы компании «Югтранзитсервис». Таганрог, 2007. www.yugtranzit.ru/ agriexportsru.htm.
- Рыночный отчет № 18: Зерновые, масличные культуры и продукты их переработки / ФГУ «Центр рыночной информации АПК России». Южный филиал. Ростов н/Д, 2006. — 35 с.
- Санков В.Г. Проблема разработки эффективных логистических стратегий организации региональных материально-транспортных потоков: Автореф. дис. на соискание уч. степени д-ра экон. наук. СПб: СпбУЭиФ, 1994.-32 с.
- Семененко А.И., Сергеев В. П. Логистика. Основы теории: Учебник для вузов. СПб.: Союз, 2001. — 544 с.
- Сергеев В.И., Сергеев И. В. Логистические системы мониторинга цепей поставок. М.: ИНФРА-М, 2003.
- Сергеев В.И. Менеджмент в бизнес-логиситке. М.: Филинъ, 1997.-772 с.
- Сергеев В.И. Методологические принципы формирования региональных транспортных логистических систем // Логистика и бизнес. М.: Брандес, 1997.-470 с.
- Системный анализ в логистике: Учебник / Миротин Л. Б., Ташба-ев Ы.Э. М.: Экзамен, 2002. — 480 с.
- Социально-экономическое положение Ростовской области январь декабрь 2004: Доклад / Ростовский областной комитет статистики. Ростов н/Д, 2003.
- Стаханов В.Н., Платонов B.C. Рыночная инфраструктура: Учеб. пособие. Ростов н/Д: РИНХ, 1993. — 138 с.
- Стаханов В.Н., Стаханов Д. В. Маркетинг сферы услуг: Учеб. пособие. Ростов н/Д: РГСУ, 2000. — 227 с.
- Стаханов В. Н, Стаханов Д. В. Таможенная логистика. М.: Приор, 2000, — 96 с.
- Стаханов В.Н., Тамбовцев С. Н. Промышленная логистика. Учеб. пособие. 2-е изд., перераб. — М.: ПРИОР, 2000. — 96 с.
- Стаханов В. Н. Украинцев В.Б. Теоретические основы логистики. -Ростов н/Д: Феникс, 2001. 160 с.
- Стаханов В.Н., Чернышев М. А., Шамарин В. Е. Коммерческие риски в региональных экономических потоках. Ростов н/Д.: РГСУ, 1998. -173 с.
- Ш. Стаханов В. Н. Шеховцов Р.В. Торговая логистика: Учеб. пособие. Ростов н/Д: РГСУ, 1997. — 125 с.
- Сток Дж.Р., Ламберт Д. М. Стратегическое управление логистикой. М.: ИНФРА — М, 2005.
- Теория и практика логистического менеджмента: Материалы региональной науч.-практ. конф. / Отв. ред. В. Н. Стаханов. Ростов н/Д: РГСУ, 2000.-210 с.
- И5.Теренина И. В. Инновационная логистика в строительном комплексе России. Ростов н/Д: СКНЦ ВШ, 2006.
- Транспортная логистика: Учебник для транспортных вузов / Под ред. Л. Б. Миротина.-М.: Экзамен, 2002. 512 с.
- Транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2020 года. Министерство транспорта Российской Федерации. М., 2005. — 78 с.
- Транспортный комплекс России: Информационно-аналитический справочник. -М.: Трансконсалтинг, 2001, февраль. 208 с.
- Федеральная целевая программа «Юг России». Ростов н/Д: Южная Столица, 2001. — 418 с.
- Ш. Федько В. П., Григорьев А. И., Мхитарян К. Р. Транспортно-экепедиционное обслуживание в логистических системах товародвижения. -Ростов н/Д: РГЭУ «РИНХ», 2004. 322 с.
- Хлебное место решил освоить агросоюз «Юг Руси» // Коммерсантъ. 2004. — № 191.
- Чеботаев А.А., Чеботаев Д. А. Логистика и маркетинг (Маркетин-гологистика) -М.: Экономика, 2005.
- Шабанов А.В. Региональные логистические системы общественного транспорта: методология формирования и механизмы управления. -Ростов н/Д: СКНЦ ВШ, 2001. 205 с.
- Шарипов А.Ю. Социальная инфраструктура в концепции ускорения. Новосибирск: Гос. ун-т, 1990 — 112 с.
- Щербаков В.В., Уваров С. А. Современные системы хозяйственных связей и логистика. СПб.: СПбГУЭФ, 1997. — 84 с.
- Щербанин Ю.А. Транспортные связи России в 1999—2000 гг.. и на перспективу. Серия ПОЛПРЕД. М.: ПИК ВИНИТИ, 2000. — 106 с.
- Эйлон С., Голд Б., Сезан Ю. Система показателей эффективности производства. М.: Экономика, 1980. — 190 с.
- Эффективность стратегий логистического развития: Межвузовский научный сборник. Саратов: Гос. техн. ун-т, 1995. — 114 с. 130. «Югтранзитсервис» ОАО. Годовой отчет 2005. — Таганрог, 2006.
- Яно С. Очерк теории государственного управления. М.: Наука, 1987.
- Bartsch Н., Teufel Т. Supply Chain Management mit SAP APO: Sup-ply-Chain-Modelle mit dem Advanced Planner andOptimizer. Bonn: Galileo Press, 2000.
- Brewer P. C, Speh N.W. Using the Balanced Scorecard to Measure Supply Chains Perfomance // Journal of Business Logistics. 2000. — Vol. 21. -P. 75−93.
- Chandler A. D. Strategy and structure: chapters in the history of the industrial enterprise. Cambridge: MIT Press, 1962. — 463p.
- Das Т.К., Teng B.S. Managing risks in strategic alliances. Academy of Management Executive. 1999. Vol. 13. — P. 50−62.
- Fayol H. Industrial and general administration. London: Sir I. Pitman & Sons, ltd, 1930. — 84 p.
- Fox M.S., Barbuceanu M., Teigen R. Agent-Oriented Supply Chain Management System // International Journal of Flexible Manufacturing Systems. -2000. N 12.-P. 165−188.
- Gopal T.G., Partsch W., Kamauff J. Supercharging Supply Chains: New Ways to Increase Value Through Global Operational Excellence. New York: John Wiley and Sons, 1998.
- Nakashima K., Gupta S. M. Performance evaluation of a supplier management system with stochastic variability' // Implementation Journal of Manufacturing Technology and Management. Vol.5, no. Vi, 2003. P. 28−37.
- Peter A. Smith, Jack Barry. Joseph L. Cavinato, John J. Coyle, Steven J. Dunn, William Greneble. Logistics in Service Industries (Oak Brook. IL: Council of Logistics Management, 1991). p. 17.
- Robert V.D., Rosalyn Wilson. 11 th Annuaw «State of Logistics Rep-port», remarks to the Nathional Press Club, Washington, DC (June 5, 2000), Figure 10.
- Sarker R. A. at al. Heuristic and Optimization for Knowledge Discovery. Idea Group Publishing, 2002.
- States against Markets. The Limits of Globalizatijn.L., 1996. -P.66.
- Stoct R. James, Lambert M. Douglas. Strategic Logistics Management. McGraw-Hill, Irwin, 2001.
- Terminology in Logistics. ANNEX Dictionary. European Logistics Association, 1994.
- Wang L., Norrie D.H. / Process Planning and Control in a Holonic Manufacturing Environment// Journal of Applied Systems Studied. 2001. -№ 2(1).-P. 106−126.
- Zschorn L., Ivanov D.A., Jaehn H., Fischer M. An integrated modeling approach of supply chain planning and control in production networks. Proceedings of the 3 rd international workshop on SCM and information systems. -Thessaloniki, Greece, 2005.
- Схема местоположения зерновых терминалов Ростовской и смежныхобластей 2811. Условные обозначения:
- Район ст. Кагальник, проектируемый терминал.
- Район г. Азова: «Азовский портовый элеватор», «Таганрогский судоремонтный завод».
- Село Самарское: «Каялзернопродукт» (Каяльский припортовый элеватор).
- Район г. Ростова-на-Дону: «Юг Руси», «Агроиндустриальная корпорация Астон», «Братья», «Ростовский торговый порт», «Ростовский КХП».
- Район г. Ейска: ОАО «Ейский морской порт», ОАО «Ейский портовый элеватор», ООО «Ейск-Приазовье-порт».
- Станция Багаевская: «Багаевский водный терминал».
- Район г. Таганрога: «Таганрогский судоремонтный завод».
- Район г. Константиновска: элеватор «Константиновск».
- Район г. Волгодонска: порт «Волго-Дон».
- Технологические характеристики действующих терминалов Ростовскойи смежных областей 28.1. Ростовский торговый порт
- Багаевский водный терминал
- Расположен в ростовской промзоне «Заречная», перед ростовским разводным мостом ниже по течению Дона (позволяет не зависеть от проблем с навигацией и исключает дорогостоящие простои судов в очереди на прохождение мостовых ферм).
- Принадлежит агрохолдингу «Русагро», созданному в 1995 г. За счет собственных ресурсов компания «Русагро» может загрузить терминал лишь на 40%. Таким образом, сторонние организации могут экспортировать через терминал порядка 440−750 тыс. т зерновых.
- Запущен в эксплуатацию в феврале 2005 г.
- Технические характеристики порта:• мощность по перевалки зерновых составляет 732−1250 тыс. т в год (общая перевалочная мощность до 1,5 млн т в год)-• ежедневно у причала может грузиться 1 судно водоизмещением 3−5 тыс. т-• длина причальной стенки 147 м.
- В мае 2005 г. планируется завершение строительства мощностей по хранению 30 тыс. т зерновых, к 2006 г. запустить стационарный масляный терминал.1. Юг Руси
- Расположен в г. Ростов-на-Дону, в акватории Ростовского порта.
- Агроиндустриальная корпорация Астон
- Расположен в устье Дона. С 2004 г. принадлежит компании «Glen-core International AG».
- Азовский портовый элеватор
- Расположен в устье реки Дон в районе г. Азов. Введен в эксплуатацию в 2003 г. Владелец «Разгуляй УКРОСС».
- Сумма инвестиций в строительство терминала, по данным информационного агентства «АК&М», составила порядка 17 млн дол. США (420 млн р.). Ориентирован только на экспорт зерна.
- Расположен в Азовском районе в селе Самарское Ростовской области. Расстояние от Ростовского порта 33 км, от Азовского порта — 35 км. Является линейным припортовым элеватором горизонтального типа.1. Продолжение прил. Б
- Оказывает услуги по авто и ж/д приемке, подработке, сушке, хранению и отгрузке с/х продукции в авто- и ж/д транспорт.
- Основан в 1848 г. Расположен на южном берегу Таганрогского залива Азовского моря у основания Ейской косы.
- С 1993 г. открыт для иностранных судов и имеет статус международного грузового порта. Принимаются и отправляются грузы в государства Черного и Средиземного морей: Турцию, Грецию, Италию, Израиль, Египет, Болгарию. Навигация круглогодичная.
- Сотрудничает со стивидорами (компаниями, осуществляющими погрузку и выгрузку судов) ОАО «Ейский морской порт», ОАО «Ейский портовый элеватор».1. Ейск-Приазовье-порт
- Официально введен в строй в 2004 г. Технические характеристики:• перевалочная мощность до 1 млн. т в год-• скорость погрузки судов до 600 т/ч-• емкость для хранения зерна 40 45 тыс. т-• причальная стенка позволяет обслуживать 3 сухогруза одновременно.
- Новороссийский зерновой терминал
- Принадлежит ООО «Росхлебопродукт». Не работает, на стадии строительства, которое планируется закончить в 2007 г. Расположен в порту Новороссийск. Основное конкурентное преимущество возможность приема крупнотоннажных судов.1. J Окончание прил. Б
- Проектная мощность 3,6 млн т зерновых в год.
- Новороссийский морской порт
- За июль 2006 июнь 2007. через порт осуществлена перегрузка порядка 30% объемов экспорта зерновых из России. Может принимать круп-нотнажные суда. Перевалочная мощность до 4 млн т в год. Загруженность мощностей составляет 100%.1. Порт Темрюк
- Планируется провести дноуглубительные работы в порту, которые позволят увеличить водоизмещение принимаемых судов до 10 тыс. т.