Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Формирование товарной стратегии предпринимательских структур

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Практическая значимость диссертационного исследования заключается в разработке конкретных методических рекомендаций, направленных на формирование оптимального товарного ассортимента предпринимательской структуры, позволяющего обеспечить максимизацию прибыли, объема реализованной продукции и максимизацию доли рынка. Для формирования стратегического товарного ассортимента следует учитывать… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Товарная стратегия — основа конкурентоспособности предпринимательской структуры
    • 1. 1. Роль товарной стратегии в повышении конкурентоспособности предпринимательской структуры
    • 1. 2. Место товарной стратегии в общей стратегии предприятия
    • 1. 3. Классификация товарных стратегий
  • Выводы по главе 1
  • Глава 2. Исследование методов формирования товарного асщ сортимента
    • 2. 1. Сущность и виды товарного ассортимента
    • 2. 2. Формирование товарного ассортимента
    • 2. 3. Методы формирования товарного ассортимента предприятия предпринимательского типа
      • 2. 3. 1. Методы рейтинга продукции
      • 2. 3. 2. Метод АВС-аналтза
      • 2. 3. 3. Метод XYZ-анализа
      • 2. 3. 4. Метод учета предпринимательского риска
    • 2. 4. Обоснование целесообразности использования многоцелевого подхода к решению задачи формирования стратегического товарного ассортимента
    • 2. 5. Методика формирования товарного ассортимента продукf — ции
  • Выводы по главе 2
  • Глава. 3, Модели и методы формирования товарного ассортимента на основе многокритериального подхода
    • 3. 1. Характеристика методов решения задачи
    • 3. 2. Экономико-математическая модель задачи формирования оптимального товарного ассортимента
    • 3. 3. Разработка экономико-математической модели задачи формирования товарного ассортимента предпринимательской структуры
  • Выводы по главе 3

Формирование товарной стратегии предпринимательских структур (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. На данном этапе экономического развития наблюдается формирование в России предпринимательских структур, нацеленных на постоянное обновление ассортимента конкурентоспособной продукции, улучшения обслуживания потребителей и, в конечном счете, на повышение конкурентоспособности функционирования организации. Этот процесс необратим, т. к. с повышением уровня конкурентоспособности нарастает и конкурентная борьба между предприятиями.

В связи с тем, что успешные методы конкурентной борьбы служат гарантией процветания предприятия в различных экономических условиях, необходимость выработки эффективной стратегии, адекватной сложившейся ситуации, при повышении динамизма внешней среды диктует настоятельную потребность в теоретических и практических разработках в этой сфере.

Для предпринимательских структур разработка товарной стратегии является ключевым элементом стратегического планирования, поскольку их деятельность характеризуется высоким уровнем нововведений, высокой степенью риска и способностью быстро адаптироваться к переменам во внешней среде. При формировании товарной стратегии, с одной стороны, необходимо исходить из стратегических целей предприятия, а с другой стороны, учитывать социально-экономические потребности конечных потребителей товара. Важнейшая функция товарной стратегии заключается в эффективном регулировании товарных потоков и в своевременном удовлетворении потребностей рынка.

Проблемам стратегического управления предприятием уделено внимание в трудах многих зарубежных ученых, таких как Ансофф И.,.

Карлоф Б., Котлер Ф., Ламбен Ж. Ж., Портер М. И др. В последнее время появилось большое количество трудов отечественных ученых. Известны работы Азоева Г. Д., Алексеевой М. М., Градова А. П., Забелина П. В., Моисеевой М. К., Царева В. В., Юданова А. И. и др.

В работах этих ученых раскрыты основы стратегического управления, однако, недостаточно полно описано содержание отдельных этапов процесса формирования стратегии предприятия^ Однако недостаточно разработок прикладного характера, которые позволили бы высшему руководящему звену предприятия ориентироваться в сложных условиях рыночной экономики и использовать научные разработки для повышения эффективности стратегического планирования.

Вышеуказанные обстоятельства, актуальность проблемы, недостаточная ее изученность, теоретическая и практическая значимость определили выбор темы диссертационного исследования, его цель и задачи.

Целью диссертационного исследования является разработка методических основ формирования товарной стратегии предпринимательских структур, способных повысить его адаптацию к внешним воздействиям и позволяющих улучшить результаты его деятельности.

В соответствии с поставленной целью в диссертационном исследовании поставлены и решены следующие задачи: выявлена роль товарной стратегии в повышении конкурентоспособности предпринимательской структурыуточнено место товарной стратегии в общей стратегии предприятия предпринимательского типавыявлены характеристики стратегического товарного ассортимента как концентрированного выражения товарной стратегии предпринимательской структуры ;

— исследованы методы формирования стратегического товарного ассортимента и обоснован метод многоцелевой оптимизации;

— разработаны научно-практические рекомендации по реализации задачи выбора стратегического товарного ассортимента предприятия предпринимательского типа.

Предметом исследования являются научные и методические основы формирования товарной стратегии организации предпринимательского типа.

В качестве объекта исследования рассматривается организация предпринимательского типа, функционирующая в условиях конкурентного рынка.

Теоретической и методологической основой исследования послужили монографии, исследования и разработки отечественных и зарубежных ученых в области стратегического управления, организации предпринимательской деятельности, теории организации.

В качестве инструментов исследования использовались: системный подход, методы экономико-математического моделирования, логического анализа, экспертных оценок, методы вариантной проработки решений.

Научная новизна диссертационного исследования. В результате выполненного исследования получены следующие результаты, обладающие научной новизной:

1. Уточнены сущность товарной стратегии и ее место в общей стратегии предприятия предпринимательского типа.

2. Предложена классификация типов товарных стратегий предприятия, позволяющая выбирать базу для формирования стратегического товарного ассортимента.

3. Сформулированы научные положения по формированию стратегического товарного ассортимента предпринимательской структуры как определяющей основы общей стратегии.

4. Исследованы методы формирования стратегического товарного ассортимента и сформулированы рекомендации по их использованию.

5. Обоснована целесообразность применения многоцелевого подхода к решению задачи выбора стратегического товарного ассортимента и приведена ее экономико-математическая модель.

6. Предложен метод решения задачи выбора стратегического товарного ассортимента для предприятия предпринимательского типа, основанный на много целевом подходе.

Практическая значимость диссертационного исследования заключается в разработке конкретных методических рекомендаций, направленных на формирование оптимального товарного ассортимента предпринимательской структуры, позволяющего обеспечить максимизацию прибыли, объема реализованной продукции и максимизацию доли рынка.

Апробация исследования. Основные положения диссертационного исследования докладывались и получили положительную оценку на научных конференциях СПбГИЭУ.

Отдельные практические рекомендации и методические положения исследования были применены в процессе формирования оптимального товарного ассортимента ООО «Фирма Диана».

Публикации. По материалам диссертационного исследования опубликованы 2 научные работы общим объемом 0,5 п.л.

Структура работы. Диссертационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений.

Выводы по главе 3.

1. Конкретным выражениям товарной стратегии предпринимательской структуры является стратегический товарный ассортимент. Он определяет не только то положение, которое займет предпринимательская структура на потребительском рынке среди конкурентов, но и создает базу для определения содержания всех других функциональных стратегий: производственной, финансовой, социальной и т. д.

2. Задача определения стратегического товарного ассортимента будучи по своей сути экономической, является многокритериальной задачей.

3. Для достижения главной стратегической цели предпринимательской структуры — повышение конкурентного статуса — задача формирования стратегического товарного ассортимента должна решаться на основе методов многокритериальной оптимизации.

Заключение

.

Выполненные исследования и полученные результаты позволяют сделать следующие выводы:

1. Предпринимательские структуры в российской экономической практике должны придерживаться четкой концепции формирования товарной стратегии, которая обеспечивала бы их высокую адаптацию к внешним условиям и конку рентные преимущества в рыночной среде.

2. Товарная стратегия, являясь частью общей конкурентной стратегии предпринимательской структуры, определяет выработку приемов и правил анализа потенциальных рынков и потребителей. При этом основное содержание этапа формирования товарной стратегии является определение стратегического товарного ассортимента.

3. Управление товарным ассортиментом предпринимательской структуры представляет собой непрерывный процесс, основными составляющими которого являются: формирование ассортимента и установление уровня требований по показателям, определяющим рациональность ассортимента.

4. Для формирования стратегического товарного ассортимента следует учитывать различные факторы, что затрудняет использование с этой целью известных методов формирования ассортимента, т. к. они, в основном, предназначены для формирования текущего товарного ассортимента, либо дают весьма предварительный результат.

5. Многоцелевой подход отвечает требованиям формирования стратегического товарного ассортимента, позволяет учитывать различные факторы и цели предпринимательской структуры.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Азоев Г. JL Конкуренция: анализ, стратегия и практика. М.: Центр экономики и маркетинга, 1996. — 208 с.
  2. М. М. Планирование деятельности фирмы. М.: Финансы и статистика, 2001. — 248 с.
  3. Анализ цен и товаров конкурентов / Консультант директора. — 1996. —№ 11. —С. 35.
  4. И. Стратегическое управление: Сокр. пер. с англ. / Науч. ред. JI. И. Евенко. М.: Экономика, 1989. — 519 с.
  5. И. Новая корпоративная стратегия. СПб.: Питер Ком, 1999.-416 с.
  6. Большой экономический словарь / Под ред. А. Н. Азриляна. -2-е изд. доп. и перераб. М.: Институт новой экономики, 1997. — 864 с.
  7. А. Стратегия маркетинга: 10 шагов к успеху. Стратегия менеджмента: 5 факторов успеха: Пер. с нем. М.: АО «Интерспектр», Экономика, 195. — 344. с.
  8. А. М. Логистика: Учебник для высш. и средн. спец. учебн. заведений. М.: Изд. центр «Маркетинг», 2001. — 396 с.
  9. Л. П., Пахбухчиянц В. К. Коммерция и технология торговли. М.: Изд. центр «Маркетинг», 1999. — 448 с.
  10. Е., Хёршген X. Практический маркетинг: Учеб. пособие / Пер. с нем. под ред. И. С. Минко. М.: Всш. шк.: ИНФРА-М, 1996. -225 с.
  11. Э. Дж., Линдсей Д. Микроэкономика / Пер. с англ. -СПб.: СПб. оркестр, 1994.
  12. П. Эффективное управление. Экономические задачи и оптимальные решения / Пер с англ. М. Кательниковой. М.: ФАНР-ПРЕСС, 2002. — 288 с.
  13. А. Ю. Комплексный анализ в системе маркетинговой деятельности. М.: СП «Вся Москва», 1994. — 255 с.
  14. В. С. Стратегическое планирование в бизнес-системах. М.: «Финпресс», 2001. — 240 с.
  15. В. Информация товар конкурентоспособный // Экономика и жизнь. — 1994. -№ 17. — С. 17.
  16. П. В., Моисеева Н. К. Основы стратегического управления: Учеб. пособие. — М.: Инф.-внедренческий центр «Маркетинг», 1997.- 195 с.
  17. П. С. Конкурентоспособность и маркетинг // Российский экономический ж-л. 1995. — № 12. — С. 50.
  18. О. О., Толстопятенко А. В., Черемных Ю. Н. Математические методы в экономике. М.: Изд-во «ДИС», 1997. 368 с.
  19. А. Б., Картышев С. В., Постников А. В. Стратегическое планирование и анализ эффективности инвестиций. — М.: Информационно-издательский дом «ФИЛИНЪ», 1996. 272 с.
  20. . Деловая стратегия: Пер. с англ. / Науч. ред. и авт. послесл. В. А. Приписнов. -М.: Экономика, 1991. 239 с.
  21. М. И. и др. Стратегическое планирование инвестиционной деятельности: Учеб. пособие. СПб.: Любавич, 1997. — 240 с.
  22. Конкурентоспособность российской промышленности. — М.: Агентство Инфомарт, 1996. 107 с.
  23. В. М. Стратегия предпринимательства: Учеб. пособие. СПб.: СПбГИЭУ, 2001. 145 с.
  24. В. М. Коммерческое товароведение: Учеб. пособие. СПб.: СПбГИЭА, 1999.-78 с.
  25. И. Н., Петрик А. И. Основы стандартизации метрологии и сертификации товаров и услуг: Учеб. пособие СПб.: СПбГИЭА, 2000.-111 с.
  26. Ф. основы маркетинга. М.: Пргресс, 1993. — 736 с.
  27. П. А., Микрюкова В. А., Комаров С. Е. Менеджмент. — М.: Финансы и статистика, 1993. 224 с.
  28. Краткий экономический словарь / Под ред. Велика Ю. А. и др. М.: Политиздат, 1987. — 399 с.
  29. Крулис-Ранда Ян С. Фокусирование клиентуры и конкурентные преимущества // Проблемы теории и практики управления. 1996. — № 5. — С. 111−116.
  30. А. Б., Пименова A. JL Введение в предпринимательство: Учеб. пособие для вузов. СПб.: Политехника, 1995. — 583 с. 31. лавров С. А. Маркетинг: разработка и исследование рынка: Учеб.-метод, пособие. СПб.: СПбГИЭА, 1999. — 57 с.
  31. Ламбен Ж.-Ж. Стратегический маркетинг. Европейская перспектива. СПб.: Наука, 1996. — 589 с.
  32. М. А. Основы оценки инвестиционных и финансовых решений. М.: ДеКА, 1997. — 127 с.
  33. Л. И. Экономико-математический словарь / Словарь современной экономической науки. Изд. 4-е, перераб. и доп. М.: Издгво «ABF», 1996. 704 с.
  34. Ю. А. Основы экономики и организации бизнеса. — СПб.: ГМП «Формика», 1992. 382 с.
  35. В. Д., Кузнецова С. А. Стратегический менеджмент: курс лекций. М.: ИНФРА-М, 2001. -* 288 с.
  36. Г. О развитии конкуренции на товарных рынках Российской Федерации // Деловой партнер. 1997. -№ 5. — С. 33−36.
  37. Т. Д., Божук С. Г., Ковалик Л. Н. маркетинг. СПб.: Питер, 2001.-320 с.
  38. В. С. Теория и практика анализа конкурентоспособности фирмы. Нальчик: Эль-Фа, 1996. — 214 с.
  39. Г., Альстренд Б., Лэмпел Дж. Школы стратегий / Пер. с англ. под ред. Ю. Н. Каптурявского. СПб.: «Питер», 2000. — 36 с.
  40. Л. В., Синяева И. М. основы коммерческой деятельности: Учеб. для вузов. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1977. — 324 с.
  41. Е. П. Маркетинговый анализ в деятельности фирмы: Практические рекомендации. Методические основы. Порядок проведения. М.: Ось-89,1996. — 80 с.
  42. М. Международная конкуренция. М.: Международные отношения, 1993. — 83 с.
  43. Портфель конкуренции и управления финансами: Книга конкурента. Книга менеджера по финансам. Книга антикризисного управляющего / Отв. ред. Рубин Ю. Б. М.: Соминтэк, 1996. — 73 с.
  44. . Стратегический учет для руководителя / Пер. с англ. под ред. В. А. Микрюкова. М.: Аудит, ЮНИТИ, 1998. — 616 с.
  45. Румянцева 3. П., Саломатин Н. А., Акбердин Р. 3. и др. менеджмент организации: Учеб. пособие. М.: ИНФРА-М, 1995. — 432 с.
  46. Р. С. Экономико-математические методы в анализе хозяйственной деятельности. М.: Финансы, 1978. — 64 с.
  47. А. Г., Латышев М. В. Сертификация: Учеб. пособие для студ. вузов. М.: Изд. «Логос», 1999. — 248 с.
  48. Системный анализ в экономике и организации производства: Учебник / Под общ. ред. Валуев С. А., Волковой В. Н. Л.: Политехника, 1991.-398 с.
  49. Словарь терминов современного предпринимательства / Под ред. В. В. Морковкина. М.: «Радикс», 1995. — 425 с.
  50. Теория фирмы / Сост. и общая ред. В. М. Гальперина. М.: Экономическая школа, 1995. — 534 с.
  51. Торговое дело: экономика и организация: Учеб. / Под общ. ред. проф. JI. А. Брагина и проф. Т. П. Данько. М.: ИНФРА-М, 1997. — 256 с.
  52. Р. Фактор обновления: Как сохраняют конкурентоспособность лучшие компании: Пер с англ. / Общ. ред. Рысина В. Т. -М.: Прогресс, 1988. 363 с.
  53. С. А. Логистика: общая концепция, теория, практика. -СПб.: «ИНРЕСТ-НП», 1996. 232 с.
  54. Э. А. Управление фирмой. — М.: «Акалис», 1996. 516 с.
  55. Р. А. Менеджмент конкурентоспособности товара. М.: АО «Бизнес-школа „ИнтелСинтез“», 1995.
  56. Р. А. Менеджмент как инструмент достижения конкурентоспособности // Вопросы экономики. 1997. — № 5. — С. 118−127.
  57. Р. А. Разработка управленческого решения: Учеб. пособие. М.: «Бизнес-школа „ИнтелСинтез“», 1997. — 208 с.
  58. В. В. Экономико-математические методы и модели в маркетинге. М.: АО «Финстатинформ», 1996. 110 с.
  59. Финансово-экономический словарь / Под ред. Назарова М. Г. — М.: Финстатинформ, 1995.-221 с.
  60. Фон Крог Г., Венцин М. Роль менеджмента знаний в достижении устойчивых конкурентных преимуществ // Проблемы теории и практики управления. 1996. — № 4. — С. 78.
  61. Г., Йеннер Т. Стратегические факторы успеха на рынках потребительских товаров // Проблемы теории и практики управления.- 1997.-№ 1.-С. 110−115.
  62. К. Время как фактор стратегии конкуренции // Проблемы теории и практики управления. — 1995. — № 3. — С. 104.
  63. В. В. Внутрифирменное бизнес-планирование на основе многокритериальной оптимизации. СПб.: НЕСТОР, 1999.
  64. В. В. Внутрифирменное планирование. СПб.: Питер, 2002. 496 с.
  65. В. В., Кантарович А. А. Электронная коммерция. СПб.: Питер, 2002. — 320 с.
  66. В. 3. Оценка бизнеса. М.: Финансы и статистика, 1996.-175 с.
  67. JI. В. Выбор инновационной стратегии предприятия // Российский экономический журнал. 1997. — № 7. — С. 86−89.
  68. Г. «Мягкие» составляющие конкурентоспособности // Проблемы теории и практики управления. 1995. — № 4. — С. 96.
  69. А. Д., Сайфулин Р. С. Методика финансового анализа. -М.: ИНФРА-М, 1996. 172 с.
  70. Г. Основы и проблемы экономики предприятия / Пер. с нем. М.: Финансы и статистика, 1996. — 512.
  71. В. Банки на конкурентном рынке: стратегия выживания // Вопросы экономики. 1995. — № 11. — С. 118.
  72. Дж. Р., Берман Б. Маркетинг: Сокр. пер. с англ. / Науч.ред.
  73. А. А. Горячев. М.: Экономика, 1993. — 335 с.
  74. М., Стэнсфилд Р. Методы принятия решений. М.: Аудит: Юнити, 1997. — 590 с.
  75. А. Ю. Конкуренция: теория и практика: Учебно-практич. пособие. М.: Изд-во «Акалис», 1996. — 272 с.
  76. А. Ю. Теория конкуренции: прикладные аспекты // Мировая экономика и международные отношения. 1997. — № 6. -С. 41.
  77. А. макроэкономические сдвиги и развитие конкуренции в российской экономике // ЭКО. 1995. № 3. С. 99−115.
  78. А. Повышение эффективности деятельности предприятия на основе методов «гонки за лидером» и «позишенинга» // Хозяйство и право. 1995. — № 7. С. 39.
Заполнить форму текущей работой