Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Формирование и реализация региональной инвестиционной политики: На материалах Ленинградской области

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Экономическим подсистемам регионов необходима достаточная устойчивость. Поэтому предлагается под региональной инвестиционной деятельностью понимать любую предпринимательскую деятельность, осуществляемую на территории региона и вне ее по вопросам привлечения и использования инвестиций в экономике региона. Необходимость в подобного рода детализации предопределяется развитием на территории многих… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретические основы и региональные особенности 12 инвестиционной деятельности
    • 1. 1. Экономическое содержание инвестиций и инвестиционной 14 деятельности
    • 1. 2. Региональная инвестиционная деятельность: сущность, формы, 31 направления
  • Глава 2. Разработка инвестиционной политики в регионах и 44 механизма ее реализации
    • 2. 1. Региональные особенности федеральной инвестиционной 45 политики
    • 2. 2. Сущностная характеристика, механизм реализации и оценка 58 эффективности региональной инвестиционной политики
    • 2. 3. Система взаимосвязей инвестиционного климата и 76 инвестиционной политики в регионе
  • Глава 3. Основные тенденции инвестиционной деятельности и 102 пути совершенствования инвестиционной политики в Ленинградской области
    • 3. 1. Генетические корни и современные тенденции 104 инвестиционной деятельности
    • 3. 2. Формирование благоприятного инвестиционного климата и 122 региональные приоритеты инвестиционной политики
    • 3. 3. Синергетический эффект взаимного тяготения экономических 143 подсистем Ленинградской области и Санкт-Петербурга

Формирование и реализация региональной инвестиционной политики: На материалах Ленинградской области (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования определяется острой потребностью в повышении эффективности функционирования инвестиционной сферы экономики России, в поиске и осуществлении в этой связи оптимальных социально-экономических и организационно-правовых решений в каждом из ее регионов. В 1999 — 2002 гг. впервые за весь период реформирования в России переломлена тенденция сокращения инвестиций в основной капитал. Но достигнутый прирост инвестиций все еще далек от того, чтобы компенсировать инвестиционный кризис 90-х годов. Это свидетельствует о сохранении неадекватности инвестиционной политики достижению цели повышения конкурентоспособности отечественной экономики на основе широкого применения технико-технологических инноваций.

В современных условиях центр тяжести реформирования инвестиционной сферы переносится на региональный уровень. Региональная экономическая подсистема, опирающаяся на собственные резервы и потенциалы, содействующая укреплению единого экономического пространства в стране и вбирающая в себя выгоды межрегиональной интеграции, — это основное звено национального хозяйства. Сложившаяся в России серьезность положения в сфере инвестиций выражается не только в слишком узком отраслевом спектре ее оживления (ТЭК и металлургический комплекс), но и в неравномерности территориального распределения этого оживления. Инвестиционный кризис носит хронический характер в V* от общего числа российских регионов, где проживает 1/5 населения страны (рассчитано автором по данным Госкомстата РФ: «Регионы России, 2001.», с.762).

Инвестиционная деятельность почти в каждом из российских регионов (исключение составляют Москва и С.-Петербург) сковывается неразвитостью рыночной инфраструктуры и, прежде всего, ее банковской и страховой подсистем. Нельзя не отметить и то обстоятельство, что в большинстве регионов инвестиции в основной капитал не имеют адекватной инновационной составляющей, что в значительной степени консервирует технологическую отсталость обрабатывающей промышленности, ориентированной на внутренний рынок. В целом, инвестиционный климат остается недостаточно благоприятным. В условиях реформируемой экономики проблема его улучшения может решаться лишь в русле оптимального сочетания рыночного механизма саморегулирования с гибким и активным государственным воздействием на федеральном, региональном и корпоративном уровнях.

Неравномерное региональное развитие Российской Федерации предопределяет объективную необходимость в такой инвестиционной i деятельности в регионах, которая была бы в органическом единстве с общегосударственными социально-экономическими приоритетами,? обеспечивающими безопасность и устойчивость российской экономики. Разумеется, от региона к региону эта деятельность не может быть строго идентичной.

Ее разнообразие по направленности, приоритетам и масштабам инвестиций предопределяется наличием обширного числа иногда диаметрально противоположных геоэкономических, природно-географических, социально-экономических и многих других факторов. Тем не менее, типологическая группировка вариантов активизации инвестиционной деятельности в регионах России возможна и целесообразна. Соискатель полагает, что такой подход повышает обоснованность анализа сущности и особенностей региональной инвестиционной политики, ее механизмов, а также оценки эффективности. В этой связи в работе исследован опыт Ленинградской области и дана оценка возможности его совершенствования и использования в других приграничных субъектах Федерации. Анализ достоинств и недостатков в инвестиционной составляющей экономики Ленинградской области, находящейся в системе взаимозависимостей с Санкт-Петербургом, занимает центральное место в диссертации. Автором проведены сравнительные аналогии с канадской провинцией Квебек и индийским штатом Махараштра, в которых мегаполисы Монреаля и Бомбея, соответственно, являются центрами соответствующих экономических подсистем.

Научное осмысление результатов таких сравнений представляется весьма своевременным и актуальным. В теоретическом аспекте эта проблематика находится в достаточном сопряжении с поиском путей совершенствования государственной региональной политики, а * в практическом — с формированием в регионе благоприятного инновационно-инвестиционного климата, привлечением в него на этой основе стратегических инвесторов и возможностью достижения синергетического эффекта благодаря развитию интеграции.

Степень разработанности темы. Рассмотрение с разных позиций проблем реформирования инвестиционной сферы, активизации инновационно-инвестиционной деятельности нашло свое отражение в фундаментальных исследованиях Д. Кейнса, П. Массе, Д. Маури, П. Самуэльсона, В. Хойера и др. Созданию нового финансового экономического механизма инвестиционной и инновационной деятельности посвящены работы В. И. Кушлина, В. Л. Караваева, Д. С. Львова, Б. З. Мильнера, В. В. Новожилова, Т. С. Хачатурова, а также А. Г. Гранберга, В. Г. Лебедева, А. М. Марголина, Н. М. Мухетдиновой, В. В. Перской, А. Н. Фоломьева и др. Региональные аспекты проблемы рассматривалась в публикациях Ю. В. Яковца, А. Лаврова, В. И. Лексина, П. А. Минакура А.Н.Попова,.

И.Тихомировой, А. Н. Швецова, в ряде исследований в РАГС при Президенте РФ, а также в некоторых научно-исследовательских организациях России.

Тем не менее, проблематика исследования региональной инвестиционной и инновационной деятельности и механизма государственного воздействия на нее, учитывающего взаимные интересы государства и корпоративных структур, по мнению диссертанта, еще далеко не исчерпана. Об этом свидетельствует и крайняя неравномерность региональной инвестиционной активности, и очевидный перекос в пользу добывающих отраслей в отраслевой структуре инвестиций. Важно также учитывать, что специфика инвестиционной деятельности в региональном масштабе будет предопределяться воздействием процессов и факторов не только национального, но и международного характера в силу дальнейшего вовлечения России в глобализируемую мировую экономику.

Решению проблемы разработки региональной инвестиционной политики, механизмов привлечения инвестиций, содействия их освоению Й реализации, формирования конкурентной среды и благоприятного инвестиционного климата в регионе и посвящено настоящее диссертационное исследование.

Цель и задачи исследования

Главная цель диссертационной работы заключается в разработке научного обеспечения процесса формирования и реализации региональной инвестиционной политики как важного институционального фактора развития и повышения устойчивости российской экономики в целом и ее регионов.

В развитие этой цели решались следующие задачи:

• Определение характера взаимозависимости региональной инвестиционной политики и инвестиционного климата в регионе;

• Обоснование предложений по совершенствованию методики оценки инвестиционного климата в регионе;

• Обоснование подходов к определению эффективности региональной инвестиционной политики;

• Проведение необходимых международных сопоставлений для выявления существования объективных предпосылок взаимного тяготения соседних экономических подсистем и адаптации передового зарубежного опыта их интеграции в отечественной практике регулирования инвестиционной деятельности в регионе;

• Выявление современных тенденций инвестиционной деятельности и обоснование инвестиционных приоритетов развития экономики Ленинградской области;

• Выявление внутрирегиональных резервов повышения эффективности инвестиционной деятельности.

Объектом исследования в соответствии с поставленной целью и выдвинутыми задачами является инвестиционная политика в регионах России, особенности ее разработки и механизм реализации.

Предмет исследования — совокупность отношений между государством и хозяйствующими субъектами, возникающих в процессе формирования условий для инвестиционной деятельности и ее осуществления.

Теоретическую и методологическую основу исследования составляет системный подход к решению проблемы разработки и реализации региональной инвестиционной политики. Цель и задачи работы предопределили необходимость широкого применения в диссертации методов анализа и синтеза, являющихся, в свою очередь, составной частью метода материалистической диалектики. При этом применялись методы логического и статистического анализа, а также — методы экспертных оценок и прогнозирования.

Информационной базой работы послужили отечественные и зарубежные разработки по проблемам инвестиционной деятельности, материалы научных конференций, проводимых международными и российскими организациями, в частности, распространяемые по сети Интернет, законодательные и нормативно-правовые документы Российской Федерации и ее регионов. Также в исследовании были использованы соответствующие теме диссертации положения, содержащиеся в Ежегодном Послании Президента РФ, статистические материалы и результаты непосредственных наблюдений, а также практических разработок автора.

Научная новизна результатов исследования заключается в следующем:

1. Разработано теоретическое положение об усилении значения для инвестиционной сферы региона такого ее компонента, как круг участников предпринимательской деятельности в сфере инвестиций. Инвестиционный процесс в регионе несет в себе синтез интересов консолидирующегося частного капитала в лице местных компаний, холдингов и финансово-промышленных групп общероссийского масштаба, а также международных (транснациональных) корпораций. В работе доказывается, что процесс «муниципализации бизнеса» повышает роль региональной элиты, как главного субъекта формирования инвестиционного климата и региональной политики в сфере инвестиций. В развитие данного положения дана новая трактовка понятия «региональная инвестиционная деятельность»;

2. Обоснованы рекомендации по развитию существующих методик оценки инвестиционного климата в российских регионах, рассматриваемого в диссертации не только в качестве субъекта воздействия, но и индикатора эффективности реализации региональной инвестиционной политики. Эти рекомендации связаны с выявлением и учетом таких факторов как: а) усиление инвестиционного сотрудничества приграничных регионов друг с другом и с соседними странамиб) влияние межбюджетных отношений на инвестиционную привлекательность регионав) неоднородность инвестиционного климата внутри региона, имеющая как территориальные, так и отраслевые формы проявления;

3. Выявлены современные тенденции изменения инвестиционной деятельности в Ленинградской области, обладающие существенным потенциалом распространения на другие приграничные регионы страны. В их числе: а) растущее влияние фактора «региональной транснационализации" — б) снижение доли бюджетных инвестиций в общем объеме инвестиций в нефинансовые активы несмотря на ведущую роль последних в обеспечении динамичного развития регионав) повышение доли инвестиций в формирование транспортной инфраструктуры.

4. На основе международных сопоставлений ' раскрыто экономическое содержание процесса формирования «центра гравитации» в Северо-Западном Федеральном округе, основой которого является объективный характер взаимного тяготения экономических подсистем Ленинградской области и Санкт-Петербурга. Доказана возможность извлечения синергетического эффекта из многовекторного инвестиционного сотрудничества хозяйственных комплексов приграничных районов субъектов Федерации, соседних с Ленинградской областью, а также — с определенными районами Эстонии и Финляндии.

5. Обоснованы предложения по совершенствованию инвестиционной политики в Ленинградской области, включающие выявление ее новых перспективных направлений и механизмов реализации. В дополнение к традиционным региональным инвестиционным приоритетам (транспортный, топливно-энергетический, оборонно-промышленный и агропромышленный комплексы) к их числу отнесены развитие объектов рыночной инфраструктуры и сферы услуг. Доказано, что инвестиционная деятельность в регионе может опираться на значительные внутренние резервы, в настоящее время недооцененные.

Практическая значимость работы состоит в том, что сформулированные в ней выводы и предложения могут быть использованы как на федеральном, так и на региональном уровне:

— для решения долгосрочных, среднесрочных и текущих задач развития инвестиционной сферы Ленинградской области и ряда других субъектов, прежде всего, Северо-западного экономического региона;

— при выборе в этих субъектах оптимальных путей формирования и реализации региональной инвестиционной политики;

— при подготовке и осуществлении федеральных и региональных целевых инвестиционных программ, а также при выборе и реализации конкретных инвестиционных проектовч.

— отечественными и зарубежными предпринимателями для участия в региональной инвестиционной деятельности.

Основные положения исследования могут представлять интерес для научных работников, а также — быть использованы в учебном процессе при разработке спецкурсов по государственному регулированию экономики и инвестиционной проблематике.

Апробация результатов исследования. Основные положения и выводы работы нашли свое отражение в проектах законодательных актов и рабочих материалах, подготовленных автором в качестве заместителя председателя комитета Государственной Думы (1999 — 2003 г. г.) и неоднократно докладывались на парламентских слушаниях. Результаты работы обсуждались на кафедре теории и практики государственного регулирования рыночной экономики РАГС при Президенте РФ, отражены в четырех публикациях автора общим объемом 1,8 п.л.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии и приложений. Она иллюстрирована необходимыми аналитическими таблицами, графиками и схемами.

ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ.

Проведенное исследование позволяет раскрыть содержание и особенности инвестиционной сферы и в ее составе инвестиционной политики в регионе и сделать следующие выводы и предложения.

Инвестиционная сфера современной экономики России характеризуется острой потребностью в повышении эффективности своего функционирования, в поиске и осуществлении в этой связи оптимальных социально-экономических и организационно-правовых решений в каждом из ее регионов. Несмотря на то, что в 1999 — 2002 гг. впервые за весь период реформирования в России переломлена тенденция сокращения инвестиций в основной капитал, достигнутый прирост инвестиций не компенсирует инвестиционный кризис 90-х годов, а инвестиционная политика остается неадекватной достижению цели повышения конкурентоспособности отечественной экономики на основе широкого применения технико-технологических инноваций. Все это обуславливает необходимость в радикальных преобразованиях в сфере инвестиций, центр тяжести реформирования которой в современных условиях переносится на региональный уровень.

1. Экономические подсистемы регионов, избравших курс на саморазвитие с опорой на собственные резервы и потенциалы, вбирают в себя выгоды межрегиональной интеграции, в возрастающей степени определяя динамику развития национального хозяйства и устойчивость единого экономического пространства государства. В российских условиях формирование в регионе политики, направленной на вскрытие и реализацию указанных резервов и потенциалов, суть объективная, пока еще недостаточно осознанная необходимость.

Предлагается, чтобы в регионах к определяющим сущность этой необходимости относили как разработку, так и принятие собственного инвестиционного законодательства, составление прогноза и подготовку на его основе инвестиционных программ в качестве органической части общей программы социально-экономического развития региона, проведение в рамках их программ мер по предоставлению инвесторам соответствующих мировой практике и опробованных у себя льгот и стимулов финансового и нефинансового характера.

В большинстве российских регионов инвестиционная деятельность сковывается неразвитостью рыночной инфраструктуры, инвестиции в основной капитал не имеют адекватной инновационной составляющей и инвестиционный климат остается недостаточно благоприятным. В условиях реформируемой экономики проблема его улучшения может решаться лишь в русле оптимального сочетания рыночного механизма саморегулирования с гибким и активным государственным воздействием на федеральном, региональном и корпоративном уровнях.

В условиях рыночной экономики степень взаимосвязанности вышеуказанных уровней разработки и реализации инвестиционной политики, очевидно, имеет тенденцию к углублению, играя роль серьезного фактора социально-экономического развития государства и его регионов. Особенно это касается взаимосвязей микрои мезоуровней. Исполнительной власти в регионах необходимо учитывать, что в этом важном вопросе хозяйствующие субъекты, их объединения и союзы не могут не влиять на региональные органы исполнительной власти, особенно в вопросах занятости, жилищного строительства и т. п., а последние — учитывать и использовать их интересы, а также возможности для активизации региональной инвестиционной деятельности и решения многочисленных локальных социально-экономических проблем. Как правило, разрабатываемая на мезоуровне инвестиционная политика в первую очередь учитывает интересы и возможности хозяйствующих субъектов, оперирующих в регионе, используя показатели инвестиционной стратегии федеральной власти в качестве важных ориентиров. Вместе с тем важно, чтобы и стратегические инвестиционные решения на федеральном уровне разрабатывались и реализовывались исходя из интересов регионов, а также деловых кругов.

Между тем, анализ результатов различных исследований показывает, что проблеме синтеза разноуровневых составляющих региональной инвестиционной политики должного внимания не уделяется. До настоящего времени многими российскими экономистами региональная политика по-прежнему рассматривается как политика федерального центра в отношении регионов, направленная на сглаживание различий в уровнях развития отдельных регионов с помощью трансфертов из федерального бюджета, развитие в регионах социальной сферы и создание условий для предпринимательства. Например, в Концепции стратегического развития России до 2010 года, подготовленной Государственным Советом РФ об инвестиционной политике самих регионов практически не упоминается.

2. Региональная инвестиционная политика обрекается на провал, если не адаптируется по отношению к государственной (на федеральном уровне) политике в сфере инвестиций. С другой стороны очевидна необходимость в мониторинге за реализацией всех инвестиционных проектов не только регионального происхождения со стороны органов исполнительной власти субъектов федерации, на территории которых расположены указанные проекты. Применяемые в настоящий момент понятия «региональные инвестиции» и «региональная инвестиционная деятельность» предлагается переосмыслить под этим углом зрения.

Экономическим подсистемам регионов необходима достаточная устойчивость. Поэтому предлагается под региональной инвестиционной деятельностью понимать любую предпринимательскую деятельность, осуществляемую на территории региона и вне ее по вопросам привлечения и использования инвестиций в экономике региона. Необходимость в подобного рода детализации предопределяется развитием на территории многих регионов страны внутрикорпоративных инвестиционных связей, а также включением страны в мировую экономику: осуществлением инвестиционной деятельности как хозяйствующими субъектами, зарегистрированными в регионе местонахождения инвестиционного проекта, так и субъектами других регионов, а также зарубежных стран. В процессе прединвестиционной деятельности и в ходе реализации инвестиционных проектов в рамках своей компетенции принимают участие органы исполнительной власти региона, особенно того региона, где находится инвестиционный проект, и, если это требуется, соответствующие исполнительные органы федерального уровня. То же происходит, когда речь идет о стадии реализации проекта. усилением необходимости согласования интересов всех участников инвестиционной деятельности усиливается по крайней мере двумя объективными тенденциями: с одной стороны, их движением к интеграции, а, с другой, определенной локализацией рассматриваемого вида деятельности на региональном уровне (прежде всего — в регионах с более благоприятным инвестиционным климатом). Обе тенденции равноправны и именно их диалектическое взаимодействие предопределяет динамику реальных экономических процессов.

Таким образом, региональная инвестиционная деятельность активность имеет достаточно широкие рамки. Ее осуществляют отечественные и иностранные субъекты с неодинаковыми доминантами их интересов и действий. Все это в той или иной мере влияет на инвестиционный климат в регионе и убеждает в том, что в поле зрения региональных органов исполнительной власти должны попадать не только региональные инвестиции, но и региональная инвестиционная деятельность, которая требует всестороннего учета при разработке региональной инвестиционной политики.

3. Предлагаетсял чтобы система взаимосвязей между политикой и климатом в сфере региональных инвестиций включалась в сферу воздействия со стороны исполнительной власти региона. Инвестиционный климат в регионе — важнейший индикатор эффективности и одновременно объект инвестиционной политики, хотя последняя также выступает в роли растущего по своему значению фактора благоприятности климата. Указанная тенденция приобретает закономерный характер в условиях усиления значимости экстерриториальных факторов формирования инвестиционного климата в регионе, в частности включения России в глобализирующуюся мировую экономику, которое обуславливает развитие на ее территории процесса «региональной транснационализации».

Инвестиционный климат в России и ее регионах на этапе активного включения страны в мировую экономику часто формируется под сильным влиянием иностранного капитала. При этом само зарубежное влияние на инвестиционный климат в регионах способно трансформироваться. Его начинают оказывать из-за рубежа не только компании-инвесторы, но и соседние с теми или иными регионами государства, очевидно, заинтересованные в преуспевании своих инвесторов как состоявшихся, так и потенциальных. Указанные тенденции проявляют себя, прежде всего, в приграничных регионах страны, которые играют особую роль в участии России в международном разделении труда.

Характерной особенностью прямых иностранных инвестиций из стран Западной Европы особенно из Финляндии, стран Прибалтики и Германии в экономику Северо-Западного региона России является их осуществление не только по экономическим соображениям, но и в русле геополитической доктрины «региональной транснационализации» экономических потенциалов российских районов, примыкающих к Балтийскому морю (или сопредельных с его акваторией). Вместе с тем, например, предприятия Ленинградской области включаются в этот процесс, но не как объекты, а как субъекты региональной транснационализации. Они последовательно проникают в инвестиционное пространство Эстонии, других стран Прибалтики, Финляндии в сфере транспортных услуг. Это означает, что вектор движения процесса региональной транснационализации не является однолинейным, а постоянно диверсифицируется.

В этой связи рекомендуется учитывать, что формирование инвестиционного климата представляет собой развивающийся процесс, в котором могут происходить качественные изменения в силу воздействия на него новых факторов, и не только тех, которые имеют российское происхождение. Совокупность факторов, представляющих инвестиционный климат, распределяется на внутренние и внешние. При этом в приграничных регионах внешние факторы по своему многообразию и силе своего воздействия на региональный инвестиционный климат практически не уступают внутренним.

4. Фактор входа в региональные экономические подсистемы крупных российских холдинговых компаний и транснациональных (международных) корпораций предлагается оценивать всесторонне, особенно на предмет адекватности их частных интересов общегосударственным.

Инвестиции хозяйствующих субъектов этой группы на территории региона должны рассматриваться как региональные. Здесь также как в случае с инвестиционными проектами федерального значения, предлагается проводить мерами мониторинга и содействия политику, направленную на обеспечение устойчивости и экологической безопасности в регионе. Это тем более важно, что с приходом крупных инвесторов, особенно тогда, когда ими приобретаются функционирующие производственные активы, в регионах на объективной основе начинает развиваться процесс «муниципализации бизнеса», повышающий роль региональной элиты, как главного субъекта формирования инвестиционного климата и региональной политики в сфере инвестиций.

5. Учитывая усложнение условий для инвестиционной деятельности, с целью повышения ее эффективности и результативности региональной инвестиционной политики, предлагается. чтобы в центр внимания последней были поставлены вопросы инновационного курса развития экономики региона. Эта проблема, как известно, не решается в одночасье. В данном случае предлагается использовать комплексный подход, обеспечивающий разработку долгосрочного прогноза и выбор «точек» роста, концентрацию средств и усилий в приоритетных направления, оказание инновационному сектору повседневной поддержки, рассчитанной на длительный период, формируемой с прицелом на максимальный масштаб участия в его развитии со стороны всех предпринимательских и научно-инновационных структур региона. Проведенный в исследовании анализ опыта Ленинградской области свидетельствует о настоятельной необходимости координации инновационно-инвестиционной политики с соседними регионами.

Диссертантом предлагается не рассматривать конъюнктуру регионального инвестиционного рынка исключительно как «рынок продавца (инвестора)». Это касается всех видов инвестиций, в том числе отечественных и иностранных. Например, российская сторона не заинтересована в прямых иностранных инвестициях, нацеленных на перенос в Россию экологически опасных производств.

В этом контексте может возникнуть еще один вариант соотношения конъюнктуры рынка с инвестиционным климатом, когда в тот или иной регион стремится вложить свои капиталы (особенно в сферу торговли и пищевую промышленность) несколько иностранных компаний, между которыми, а также между ними и отечественными инвесторами может возникнуть острая конкуренция. В этом случае инвестиционный рынок предлагается оценивать как «рынок покупателя», а инвестиционный климат благоприятным и для наиболее удачного инвестора, победившего конкурентов, и для реципиента получившего инвестиции на выгодных условиях. Формирование рынка покупателя на инвестиционном рынке региона является одним из важнейших направлений региональной инвестиционной политики, осуществляемой органами исполнительной власти на местах и оказывающей влияние на формирование инвестиционного климата. С учетом изложенного рекомендуется учитывать, что неоднородность инвестиционного климата внутри региона, имеющая как территориальные, так и отраслевые формы проявления, представляет собой относительно новый фактор, требующий своего учета при его оценке всеми участниками региональной инвестиционной деятельности.

В этой связи в диссертации предлагается внести уточнения в существующие методики оценки инвестиционного климата в российских регионах: рассматривать его не только в качестве субъекта воздействия, но и индикатора эффективности реализации региональной инвестиционной политикиучитывать такие факторы как: а) усиление инвестиционного сотрудничества приграничных регионов друг с другом и соседними странамиб) влияние межбюджетных отношений на инвестиционную привлекательность регионав) неоднородность инвестиционного климата внутри региона, имеющая как территориальные, так и отраслевые формы проявления.

6. Развитие рыночной инфраструктуры еще одно важное направление региональной инвестиционной политики и программ развития предпринимательской деятельности в сфере инвестиций. Прогресс в направлении формирования сферы рыночных услуг набирает силу, но все еще недостаточен. В этой связи рекомендуетсяиспользовать опыт поиска и привлечения Ленинградской областью на договорной основе таких услуг на территории Санкт-Петербурга. С учетом этого можно фиксировать начало процесса диверсификации отраслевой сферы межрегионального взаимодействия в России. Теперь оно дополняется взаимодействием в новом направлении — обмен услугами, прежде всего в рыночной инфраструктуре.

7. Пример Ленинградской области в вопросах развития инвестиционной сферы предлагается сделать объектом внимательного изучения в других, особенно приграничных субъектах Федерации, а также там, где могут возникнуть проблемы взаимозависимости регионов с мегаполисами, расположенными на их территории: Н. Новгород и Нижегородская область, Самара и Самарская область, Ростов — на-Дону и Ростовская область, Новосибирск и Новосибирская область и т. п. с целью обеспечения их широкой интеграции, позволяющей добиться синергетического эффекта в результате тесной согласованности институциональной составляющей их региональных инновационно-инвестиционных политик.

Автор диссертации считает отвлекающими внимание к действительно важным экономическим проблемам и насущным заботам дебаты, как об окончательном размежевании Ленинградской области с С. Петербургом, так и об их административном соединении, выступая за принятие действенных мер на основе крупномасштабного договора об экономической, научно-технической, финансово-кредитной и институциональной интеграции двух регионов. Предлагается рассматривать курс на такую интеграцию как объективную необходимость. Он должен стать важнейшим компонентом региональной социально-экономической, в том числе инвестиционной политики и Ленинградской области, и С. — Петербурга, улучшить их инвестиционный климат, представляя собой одну из главных предпосылок экономического роста и решения на этой основе острых социальных проблем.

8. В логической связи с вышеизложенными соображениями выдвигаются следующие предложения, направленные на выбор в регионах оптимальных путей формирования и реализации региональной инвестиционной политики:

— необходимо учитывать, что инвестиционная привлекательность регионов самым непосредственным образом зависит от качества инвестиционной политики, разрабатываемой и реализуемой непосредственно на региональном уровне. Очевидно, что роль инвестиций в осуществлении программ социально-экономического развития регионов будет возрастать, что предъявляет особые требования к определению иерархии целей и задач инвестирования, использованию программного подхода к выявлению «полюсов роста», где концентрация инвестиционных ресурсов может дать наибольший мультипликационный эффект, послужить условием решения ряда других региональных проблем;

— перечень механизмов, предназначенных для реализации региональной инвестиционной политики, не ограничивается разработкой инвестиционной программы развития экономики региона несмотря на то, что она может рассматриваться как стержневая часть регулирования инвестиционной деятельности. Соответствующий инструментарий включает и институциональные меры по:

• расширению инвестиционных возможностей субъектов регионального рынка на основе реформирования налоговой системы;

• решению проблемы «эффективного собственника» для повышения инвестиционной привлекательности предприятий;

• повышению эффективности использования федеральных и региональных бюджетных ресурсов на основе упорядоченного отбора объектов финансирования за счет этих ресурсов, созданию инвестиционных институтов поддержки приоритетных проектов и др. для достижения репрезентативного представления о результативности региональной инвестиционной политики следует использовать данные, прежде всего, об общественной экономической эффективности, (с возможным, но не обязательным рассмотрением оценок остальных видов экономической эффективности) по ключевым инвестиционным проектам, реализованным на территории региона в течение определенного периода времени (например, 5 лет), разделяя указанные проекты на следующие группы:

A) Инвестиционные проекты федерального значения, расположенные на территории региона с указанием их общественной эффективности для экономики региона, независимо от степени и объема инвестиций, частично обеспеченных за счет региональных инвестиционных ресурсов.

Б) Инвестиционные проекты, созданные исключительно за счет региональных инвестиционных ресурсов (в т.ч. бюджетных) для инфраструктурного обеспечения проектов первой группы.

B) Инвестиционные проекты, осуществленные на территории региона (в том числе модернизированные, расширенные и реконструированные) с участием иностранных инвесторов.

Г) Инвестиционные проекты, созданные российскими (в т.ч. — местными) предпринимательскими структурами, в том числе при поддержке, включая бюджетную, со стороны региональной исполнительной власти.

С позиций оценки эффективности региональной инвестиционной политики особое значение имеет исследование характера ее взаимодействия с инвестиционным климатом. С одной стороны, региональная инвестиционная политика должна рассматриваться в качестве одного из главных факторов, определяющих качество инвестиционного климата. С другой стороны, сам инвестиционный климат способен активно воздействовать на инвестиционную политику в регионе. Являясь объектом воздействия, он в то же время служит индикатором ее эффективности.

9. В диссертации подчеркивается значение Ленинградской области и С.- Петербурга как форпостов на внешнеэкономических рубежах России. Их вклад в создание продуманной, как заявил в Послании Федеральному Собранию Российской Федерации Президент РФ В. В. Путин «архитектуры» участия России в ВТО будет намного эффективнее, если они согласованно помогут субъектам, хозяйствующим на территории этих регионов, адаптироваться к новым условиям работы. Предлагается, чтобы органы исполнительной власти Ленинградской области и С. Петербурга сосредоточили внимание на совместном решении ключевой проблемы, а именно — подготовки кадров-специалистов в области внешнеэкономических связей.

Результат усилий по адаптации регионов к ужесточению условий хозяйствования в связи с возможным присоединением к ВТО будет намного выше, если оба субъекта совместно проанализируют региональные инвестиционные режимы и обеспечат снижение их уязвимости для претензий конкурентов. В этих важных вопросах пользу должно принести совместное проведение консультаций с учеными, промышленниками, профсоюзами, представителями таможенных органов и другими специалистами, а также иных подобных мероприятий, основанных на принципе демократизма государственной службы — неотъемлемого элемента благоприятного предпринимательского и, в частности, инвестиционного климата в России в целом и в каждом из ее регионов, в частности.

1 Российская газета от 19 апреля 2002 г. № 71(2939).

Показать весь текст

Список литературы

  1. лет Ленинградской области" Статистический сборник, СПб, 2002
  2. Анализ и прогнозирование экономики региона. / Под ред. В. П. Чиканова, П. А. Минакир. М.: Наука, 1984.
  3. А. Преодолевая новый раскол. «Ведомости», 22.01.03., с. А4.
  4. Д. Участие региона в мировом движении инвестиционного капитала" //"Инвестиции в России", № 9, 2002
  5. Л.Б., Е.Е. Скатерщикова, «Внешнеэкономическая деятельность регионов России», М., 2002
  6. Вестник" on line. № 21(36). Балтимор США, 16 октября 2002 г.
  7. В.М., Львов Д. С. Экономические измерения в системе хозяйственного управления//Известия Академии наук. Серия экономическая. № 3, 1988.
  8. А.Л. Стратегия социально-экономического развития: страна, регион, город. -М.: Изд-во РАГС, 2001.
  9. В.В. «Руководство для высшего управленческого персонала». М., МИНИИПУ, 1997
  10. Ю.Госкомстат России. Регионы России. Официальное издание. М, 2001.
  11. А.Г. Основы региональной экономики, М., 2000.
  12. И. Применение интегрального показателя инвестиционной привлекательности региона для среднесрочного прогнозирования инвестиционной активности в субъектах РФ. «Инвестиции в России» № 3,2002
  13. Э.А. КТНК в России, позиции крупнейших в мире транснациональных корпораций в российской экономике. М., 2000
  14. Г. В. Управление бюджетными рисками в территориальных социально-экономических системах. «Петрополис». С. Петербург, 1999
  15. Доллан Эдвин Дж., Дэйвид Е. Линдсей Макроэкономика, — Спб., 1994., С.14
  16. Ю. С. Региональная политика и управление. М: РАГС, 1998.17.3акон РФ «Об инвестиционной деятельности РСФСР» от 26.06.91.
  17. Ведомости ВС РСФСР, № 29, 1991, С. 1138−1146.
  18. У. Методы регионального анализа: введение в науку о регионах: Пер. с англ. М.: Прогресс, 1966.
  19. Инновации: теория, механизм, государственное регулирование. Учебное пособие под редакцией Яковца Ю. В. М.: Изд-во РАГС, 2000.-237 с.
  20. Инновационно-технологическая экспертиза научных проектов и программ. Под редакцией Яковца Ю. В. М.: МФК, 2001.
  21. Дж. Общая теория занятости, процента и денег. М., 1978
  22. В. В. Территориальная организация производства (отраслевой, районный и народнохозяйственный аспекты). -М.: Экономика, 1981.
  23. В. В., Копылов Н. В. Региональная экономика России: Учебник. М.: Финансы и статистика, 2002.
  24. А. Е., Литовка О. П., Румянцев А. А., Концепция программы структурной перестройки экономики Санкт-Петербурга. — СПб.: ИСЭП РАН, 1993.
  25. Е.А., Сумская Т. В. Бюджетная региональная политика и стимулы экономического развития // Регион: экономика и социология. — 2000, № 3-
  26. Комитет по экономике и инвестициям Правительства Ленобласти, пресс-релиз 28.) 1.)3.
  27. Концепция национальной безопасности Российской Федерации. Собрание законодательства РФ, 1997, № 52
  28. Концепция стратегического развития России до 2010 года. Государственный Совет Российской Федерации., М., 2001
  29. Краткий словарь-справочник основных терминов и понятий, используемых при разработке научно-технической программы «Оптимизация структур и механизм федерального и регионального управления». Российская академия Управления. М., 1993 г.
  30. О.В. Экономическое развитие регионов: теоретические и практические аспекты государственного регулирования. М., 2002.
  31. В.И., Фоломьев А. Н. Проблемы перехода к инновационному типу развития М., РАГС, 1994,
  32. В. Н., Швецов А. Н. Государство и регионы. Теория и практика государственного регулирования территориального развития. 3-е изд. -М.: УРСС, 2000.
  33. В.Н., Швецов А. Н. Региональные программы в новейшей реформационной ситуации // Российский экономический журнал — 2000, № 3
  34. Ленинградская область. Экономика и инвестиции. СП б. № 5/11. 2001 г
  35. Лондон высасывает мозги из Великобритании. Коммерсант-Дейли, 10.01.03.
  36. Д.С. Экономика развития. М., 2002.
  37. К.Р., Брю С.Л. Экономикс, т. 1-М., 1993, С. 136.
  38. A.M. Финансовое обеспечение и оценка эффективности инвестиционных проектов. М., Мелиорация и водное хозяйство, 1997.
  39. A.M., А.Я. Быстряков. Экономическая оценка инвестиций. М., 2001
  40. П. Критерии и методы оптимального определения капиталовложений. М., 1971.
  41. Н. Д. Региональное прогнозирование и региональное развитие России. М.: Наука, 1995.
  42. Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов (вторая редакция). Официальное издание / Рук. авт. колл. В. В. Коссов, В. Н. Лившиц, А. Г. Шахназаров. М.: Экономика, 2000.
  43. Е.А., Рожков Ю. В. Финансово-кредитные методы регулирования инвестиционных рынков. М., 1991
  44. В.В. У истоков подлинной экономической науки. М.: Наука, 1995.Дж. Швайцер, Рюль Кристоф. «Автопилот включается», «Ведомости», М., 18. Х1.02, с. 4.
  45. Основные положения региональной политики в Российской Федерации. (Утверждены Указом Президента Российской Федерации от 3 июня 1996 г.) // «Собрание законодательства Российской Федерации». 1996. — № 23, — ст. 2256.
  46. П. Фишер. Прямые иностранные инвестиции для России: стратегия возрождения промышленности. М., «Финансы и статистика», 1999г
  47. Г. А. Прогнозирование и планирование социально-экономической системы страны. Теоретико-методологические аспекты. — М.: ЮНИТИ, 2001.
  48. В.В. Внешнеэкономическая деятельность: специфика, государственное регулирование., М., 1998
  49. Под ред Яковца Ю. В. Инвестиционный бизнес. Учебное пособие-М.: Издательство РАГС, 2002
  50. Под ред. Кушлина В. И. Государственное регулирование рыночной экономики, Из-во РАГС, М., 2002 г. 51 .Предпринимательский климат регионов России. География России для инвесторов и предпринимателей / Рук. авт. колл. А. М. Лавров. М.: Начала-Пресс, 1997.
  51. Путь в XXI век: стратегические проблемы и перспективы российской экономики / Рук. авт. колл. Д. С. Львов. М.: ОАО Изд-во «Экономика», 1999.
  52. Размещение производительных сил.: Учебник / Под ред. В. В. Кистанова, Н. В. Копылова. М.: Экономика, 1994.
  53. РАИК информация о Канаде, http://canada. Iclub.ru/info51 .html
  54. .А. «Основы экономики», М.2002
  55. Региональная экономика: Учебное пособие / Под ред. М. В. Степанова. -М.: Инфра-М- Изд-во РЭА, 2000.
  56. Региональное развитие: опыт России и Европейского союза / Рук. авт. колл. и отв. ред. А. Г. Гранберг. М.: ОАО Изд-во «Экономика», 2000.
  57. Региональные кризисные ситуации и экономическая безопасность России.- М.: СОПСиЭС. 1998.
  58. Регулирование территориального развития в условиях рыночной экономики / Отв. ред. Б. М. Штульберг, В. В. Котилко. М.: Наука, 1993.
  59. Рейтинг инвестиционной привлекательности российских регионов 20 002 001 года. // Эксперт, № 41, 2001 г.
  60. Рейтинг инвестиционной привлекательность предприятий СевероЗападного федерального округа", Рейтинговый центр АК&М, Аппарат Полномочного представителя Президента РФ в СЗФО РО ФКЦБ России в СЗФО, — М., 2002
  61. Россия в цифрах в 2001 г.- М., Госкомстат России, 2002.
  62. Ротшильды вернулись в Россию. Финансовые известия, 14.03.03
  63. С.М. Соловьев, сочинения, книга VIII, История России с древнейших времен, Тома 16−17
  64. С., Кадочников А., Трунин И., Шкребела Е. Влияние межбюджетных трансфертов на фискальное поведение региональных властей в РФ. М., Консорциум по вопросам прикладных политических исследований, 2001-
  65. И. Власть ответственна за создание нормальных условий хозяйствования // Экономист. 1999. — № 7.
  66. Совместные предприятия в практике международных экономических отношений. М., 1989.
  67. И. О взаимодействии федеральной и местных властей в региональных экономических программах // США: экономика, политика, идеология. 1994, № 1.
  68. СУАЛ возглавил иностранец. Ведомости, 23.01.03
  69. Ф.С. Инвестиционный рынок: методология, проблемы, механизм становления и регулирования. М., РАГС, 1994
  70. Ф.С. Стратегия формирования и реализации инвестиционного потенциала. М., 1995. С.9
  71. Федеральный закон № 39-Ф3 «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» (от 25.02.1999г).
  72. М. «Против течения», «Известия», 17.01.03
  73. Ф. И. Государство и экономика (власть и бизнес). — М.: Экономика, 1999.
  74. А.А. Государственное регулирование. // Рынок вторичных металлов, 2001, № 6 (8)
  75. А.А. Механизмы формирования региональной инвестиционной программы. СПб: Изд. «Инфо-да», 2003
  76. А.А. Развитие холдинговых структур в промышленности России. В межвузовском сборнике «Рыночная экономика и эффективность производства». — СПб: СЗПИ, 1999 г.
  77. Р. И. Региональные предплановые исследования (экономический аспект). Новосибирск: Наука, 1978.
  78. . М., Введенский В. Г. Региональная политика России: теоретические основы, задачи и методы реализации. М.: Гелиос АРВ, 2000.
  79. И. Теория экономического развития. — М.: Экономика, 2000. 83. Экономика региона: технологии деловой активности. М., 1999 84. Экономика региона: технологии деловой активности. Москва 1999 г.1. М. Универсум
  80. Е.Г. Российская экономика. Истоки и панорама рыночных реформ. М., 2002.
  81. Ю. В. Циклы.Кризисы. Прогнозы. М.: Изд-во Наука, 1999. — 448 с.
  82. Ю. В. Глобализация и взаимодействие цивилизаций.- М.: ЗАО «Издательство „Экономика“, 2001. 346 с.
  83. В.В. Toyne, P. Walters. Global Marketing Management: A. Strategie Perspective. Mass.: Allyn & Bacon, 1989. — P. 53−78
  84. M. Tullis, O. Bossin. Investment Prospects in Eastern Europe// Multinational Business. 1990. N 1.-P. 17−23.
  85. B.B.Stobaugh. Jr. How to Analyse Foreign Investment Climates // Harvard Business Review. -1969/ -Sept.-Oct. P.98−115.
  86. Financial Times Management Мастерство Финансы, M., ЗАО"Олимп-Бизнес», 1998.
  87. Yakovets Yu.V. Russian cyclism: new vision of the past and future. The Edwin Mellen Press Lewiston-Queenston-Lampeter.
Заполнить форму текущей работой