Развитие предпринимательской деятельности в особой экономической зоне технико-внедренческого типа: на примере Санкт-Петербурга
В начале XXI века Россия окончательно осознала необходимость перехода от сырьевого типа развития к инновационному. Мировой экономический кризис, который разразился в 2008 г., с новой силой подтверждает правильность такого решения, которое должно быть подкреплено соответствующими действиями. Причем эти действия следует осуществлять в двух направлениях — по линии государства и по линии… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Трансформационные процессы предпринимательства на региональном уровне
- 1. 1. Региональное реформирование как условие эффективного 12 развития предпринимательства
- 1. 2. Роль особой экономической зоны в развитии регионального 24 предпринимательства
- 1. 3. Характеристика предпринимательских структур- 43 резидентов особой экономической зоны
- Глава 2. Технико-внедренческая особая экономическая зона Санкт- 57 Петербурга как новый институт развития предпринимательских структур
- 2. 1. Характеристика технико-внедренческой особой 57 экономической зоны Санкт-Петербурга
- 2. 2. Административный механизм регулирования 81 предпринимательской деятельности в технико-внедренческой особой экономической зоне
- 2. 3. Институциональный механизм развития 88 предпринимательской среды в технико-внедренческой особой экономической зоне
- Глава 3. Механизм развития предпринимательских структуррезидентов технико-внедренческой особой экономической зоны
- 3. 1. Определение потенциала предпринимательских 99 структур, работающих в технико-внедренческой особой экономической зоне
- 3. 2. Стратегия технологической модернизации фирм- 119 резидентов технико-внедренческой особой экономической зоны
- 3. 3. Формирование эффективной системы менеджмента на 129 предприятиях-резидентах технико-внедренческой особой экономической зоны
Развитие предпринимательской деятельности в особой экономической зоне технико-внедренческого типа: на примере Санкт-Петербурга (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
В начале XXI века Россия окончательно осознала необходимость перехода от сырьевого типа развития к инновационному. Мировой экономический кризис, который разразился в 2008 г., с новой силой подтверждает правильность такого решения, которое должно быть подкреплено соответствующими действиями. Причем эти действия следует осуществлять в двух направлениях — по линии государства и по линии предпринимателей. Последние будут готовы к инновационному развитию при определенных условиях. Условие первое: наличие решительных административно-экономических действий со стороны государственных органов различного уровня (федерального — регионального — муниципального). Условие второе: четкое понимание того, что новые принципы работы позволят бизнесу увеличить свои доходы, максимизировать прибыль, получить новые рынки сбыта (как внутри страны, так и за рубежом). Причем второе условие может оказать большое стимулирующее воздействие на предпринимательские структуры. Понимая, что эффективно решать подобные задачи без помощи государства они не в состоянии, предприниматели должны научиться разрабатывать такие модели поведения, которые бы одновременно удовлетворяли их собственные потребности и соответствовали интересам государства. Иной подход в условиях современных экономических отношений неприемлем. В этой связи задача экономической науки как раз и заключается в разработке и предоставлении предпринимательским структурам таких моделей и механизмов, использование которых позволит эффективно реализовать цели инновационного развития.
Перевод экономики на более эффективный путь развития, в основе которого лежат рациональные предпринимательские решения, невозможен без определения государством формы организации бизнес-деятельности.
Анализ мирового и отечественного опыта говорит о том, что сегодня существует организационная форма предпринимательской деятельности, которая потенциально имеет огромные перспективы. Речь идет об особых экономических зонах (ОЭЗ).
Несмотря на то, что ОЭЗ имеют в нашей стране определенную историю, сегодня эта организационная форма недостаточно исследована. Поэтому перед экономической наукой ставится задача разработки таких механизмов предпринимательской деятельности, которые бы максимально полно и эффективно использовали представляемые ОЭЗ возможности. Кроме того, следует учитывать еще и то, что существуют различные виды ОЭЗ. Применительно к данному исследованию, наибольший интерес имеет технико-внедренческая (ТВ) ОЭЗ. Результаты исследования этой структуры позволят с наибольшим эффектом использовать потенциал, заложенный в предпринимательском механизме, в сочетании с инструментами государственного регулирования и государственной поддержки. Кроме того, поскольку ТВ ОЭЗ создается и работает на относительно небольшой территории, здесь следует учитывать региональные особенности территории и сложившейся там системы территориального и отраслевого предпринимательства. Потребителями эффекта от работы этих зон являются в первую очередь территориальные хозяйствующие субъекты. И только потом эффекты распространяются на прилегающие территории и на страну в целом.
Комплексное исследование предпринимательской деятельности в ТВ ОЭЗ Санкт-Петербурга (создана в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации № 780 от 21.12.2005 г.) требует рассмотрения научных результатов, полученных экономистами и касающихся эволюции предпринимательства в зависимости от целей, которые преследует общество и субъект, на территории которого ТВ ОЭЗ расположена.
Степень разработанности проблемы. Проведенный нами анализ отечественных и зарубежных исследований и научных публикаций в области развития предпринимательства показывает, что эта проблема изучалась, и изучается, по ряду направлений.
Сущность процесса предпринимательства и эволюция теоретических концепций его развития были предметом исследования Ансоффа И., Дятлова С. А., Ермаковой Ж. А., Минцберга Г., Кросби Ф., Монастырского Е. А., Видяева И. Г., Буайе Р., Богомолова О., Валладао А., Вильямсона Д., Иноземцева В. О., Керни А., Коллонтай В., Левитта Т., Львова Д. С., Маклина Дж., Робертсона Р., Тоффлера Э., Туроу Л., Уткина А., Хоффмана С., Окрепилова В. В., Хейя Д., Дерика М., Шумпетера Й. и др.
Исследование процессов регулирования предпринимательской деятельности и механизмов принятия предпринимательских решений проводилось в трудах Акмаевой Р. И., Дамодарана А., Клейнера Г. Б., Егоровой Н. Е., Синявского Н. Г., Татаркина А. И., Романовой O.A., Тычинского A.B., Дорошенко Ю. А., Кочетковой О. В., Трифиловой A.A., Ярашевой A.B., ЦахаеваР.К., Шайбаковой Л. Ф. и др.
Вопросам эффективности процесса функционирования ОЭЗ и развития в них предпринимательских структур посвящены работы таких авторов, как Алпатов A.A., Арутюнов Д. Р., Архипов А. Ю., Васильев С. С., Вишняков В. Г., Гуцериев М. С., Давыдов А. Ю., Елисеев В. В., Лайченкова H.H., Павлов П. В., Реут А. И., Семенов Г. В., Мырынюк И. В., Шпигель М., Плюхин М. Ю. и др.
Анализ этих исследований и сопоставление их результатов с требованиями современного предпринимательства позволило нам сделать следующие выводы:
1. В экономической науке наблюдается противоречивость взглядов на определение действенных инструментов, обеспечивающих эффективное развитие предпринимательских структур, работающих на территории ОЭЗ.
2. Развитие предпринимательской деятельности в ОЭЗ, находящейся на территории крупного города, фактически не исследовалось.
3. Требуются дальнейшие исследования предпринимательской среды в ТВ ОЭЗ с целью поиска эффективных путей управления бизнес-процессами.
Таким образом, имеет место недостаточная теоретическая и практическая разработанность вопросов, связанных с управлением предпринимательской деятельностью и ее развитием в ТВ ОЭЗ. Этим определяется актуальность, а также цель и задачи, предмет и объект данного диссертационного исследования.
В качестве цели настоящего исследования определена разработка комплексного механизма активизации предпринимательской деятельности в ТВ ОЭЗ, который позволит фирмам-резидентам активизировать свою научно-производственную деятельность, а потребителям — получать продукт, обладающий более высокими потребительскими свойствами.
В соответствии с поставленной целью в работе определены следующие задачи:
1. Выявить и классифицировать базовые требования, характеризующие особенности организации предпринимательской деятельности в ОЭЗ, так, чтобы обеспечить переход на инновационный принцип развития и выпуск инновационной продукции/услуг.
2. Определить ключевые задачи, которые следует поставить перед ОЭЗ и предпринимательскими структурами-резидентами этих зон.
3. Установить характерные особенности, позволяющие сформулировать практические задачи по кластеризации предприятий, работающих на территории ТВ ОЭЗ, и на этой основе определить адекватные управленческие инструменты и механизм их практического выполнения.
4. Разработать концепцию взаимосвязи таких методик и моделей, практическая реализация которых позволит обеспечить проведение эффективной технологической модернизации предпринимательских структур, работающих в ТВ ОЭЗ.
5. Предложить управленческую увязку предпринимательских решений и административных методов управления.
Объектом исследования является предпринимательская деятельность, осуществляемая на территории ТВ ОЭЗ.
Предметом исследования стали управленческие функции предпринимательских структур-резидентов ТВ ОЭЗ.
Методологическую и теоретическую основу исследования составляют современные теоретические концепции и практические разработки отечественных и зарубежных ученых в области фундаментальных исследований по предпринимательству, развитию хозяйственных систем, антикризисному управлению, стратегическому управлению, инновационному управлению, теории конкурентного поведения, системному анализу.
Информационной основой исследования послужили официальные статистические данные Госкомстата Российской Федерации, Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области, Санкт-Петербургской Торгово-Промышленной палаты, научно-исследовательских институтов, различных информационно-аналитических агентств, материалы научных и периодических изданий.
Научная новизна исследования заключается в разработке концептуальных основ активизации предпринимательской деятельности с учетом механизмов государственного (федерального и регионального) регулирования в направлении совершенствования их научно-производственной деятельности под влиянием необходимости перехода отечественного предпринимательства от сырьевого к инновационному типу развития.
К научным результатам, определяющим новизну диссертационного исследования, относятся следующие положения:
• Определены требования к организации процесса формирования и реализации потенциала развития предпринимательских структур в ОЭЗ, позволяющие провести модернизацию регионального предпринимательства по пути инновационного типа развития.
• Уточнены ключевые задачи, поставленные перед ОЭЗ, а также работающими в ней предпринимательскими структурами. Доказано, что одним из эффективных инструментов антикризисной политики являются ОЭЗ и особенно — ТВ ОЭЗ.
• Представлены характерные особенности ТВ ОЭЗ Санкт-Петербурга и влияние работающих в ней предпринимательских структур на ускорение процесса кластеризации посредством взаимодополняющего соединения планового и рыночного механизмов регулирования предпринимательской деятельности.
• Проведен выбор взаимосвязанных моделей и методик, обеспечивающих развитие потенциала предпринимательских структур, работающих в ТВ ОЭЗ, с учетом имеющего место сейчас экономического кризиса.
• Разработаны, классифицированы и предложены к практическому использованию рекомендации по эффективному управлению на предприятиях-резидентах ТВ ОЭЗ.
Обоснованность и достоверность полученных результатов исследования обеспечивается его теоретической проработанностью и методологической обоснованностью, анализом эмпирического и статистического материала, использованием системного подхода. Исходя из предмета и задач диссертационной работы, в качестве методов исследования использовались научное наблюдение и экономико-статистические оценки, анкетирование, анализ и синтез, сравнение и обобщение, статистические методы многомерного анализа, построение классификаций и группировок, корреляционно-регрессионный анализ, аналогия, абстрагирование, методы статистического анализа.
Апробация и публикация результатов исследования. Основные положения и результаты диссертационного исследования докладывались и прошли апробацию автором на международных и всероссийской научных и научно-практических конференциях и симпозиуме.
Основные положения и результаты диссертационного исследования опубликованы в 8 научных работах, общим объемом 3,3 пл., в т. ч. в научном журнале, рекомендованном ВАК РФ.
Практическая значимость работы заключается в том, что исследование представляет собой решение важной проблемы развития предпринимательства в специфической экономической зоне — ТВ ОЭЗ, состоящей в обосновании применения инструментов, позволяющих максимально эффективно управлять предпринимательскими структурами в условиях решения новых задач с учетом экономического кризиса.
Результаты исследования позволили сформулировать ряд выводов и положений, которые могут применяться для совершенствования поведения российских предпринимательских структур и политики государства и региональных властей с целью максимально полного удовлетворения интересов общества и самих предпринимателей. Материалы диссертационного исследования можно использовать в учебном процессе вузов, в курсе таких дисциплин, как «Организационное поведение», «Антикризисное управление», «Инновационный менеджмент», «Стратегический менеджмент», «Управление персоналом»,.
Внешнеэкономическая деятельность организации (предприятия)" «Управление качеством».
Теоретические положения, выводы и методические рекомендации, содержащиеся в диссертации, являются результатом самостоятельного исследования автора. Конкретное личное участие автора в получении результатов, изложенных в диссертации, и личный вклад автора в исследование проблемы состоит в следующем:
• Сформулированы системообразующие требования к процессу формирования и реализации потенциала развития предпринимательских структур, работающих на территории ОЭЗ. На базе этого выявлены и классифицированы важнейшие компоненты, характеризующие ОЭЗ.
• Определена ключевая задача, поставленная перед ТВ ОЭЗ, как важнейшим инструментом в системе антикризисной политики, особенно — в период экономического кризиса. Ее положительное воздействие с позиции предпринимательства заключается в возможности минимизации издержек инвестора за счет государственного финансирования инфраструктурных объектов, создания режима деловой активности и стимулирования прихода новых фирм в ТВ ОЭЗ.
• Предложена взаимосоответствующая система критериев, задач и инструментов, обеспечивающих совершенствование процесса кластеризации на базе ТВ ОЭЗ.
• Предложена совокупность взаимосвязанных методик и моделей, практическое использование которых способствует формированию и реализации потенциала, заложенного в предпринимательских структурах, работающих в ТВ ОЭЗ. На этой основе.
• Разработан и апробирован управленческий алгоритм формирования концепции технологической модернизации предпринимательских структур, представленных в ТВ ОЭЗ. Это позволило предложить направления деятельности в сфере технологических инноваций для ключевых предприятий, работающих сегодня в ТВ ОЭЗ Санкт-Петербурга.
Структура диссертации. Структура диссертации обусловлена целью, последовательностью решения задач исследования и включает введение, три главы, заключение, список использованной литературы. Объем диссертации составляет 172 страницы машинописного текста, в том числе 10 рисунков и 8 таблиц. Приложения представлены на 7 страницах.
Выводы по третьей главе.
1. Обеспечение эффективного функционирования ТВ ОЭЗ и предпринимательских структур, работающих в этих зонах, возможно только при условии активизации процесса накопления и использования информации об инновациях, маркетинговых исследованиях, инновационной активности кадров, а также при выявлении микрои мезоэкономических проблем, связанных с их развитием, и разработке механизмов их решения. Для этого необходимо обеспечить непрерывный процесс генерирования инноваций, что позволит повысить потенциал предпринимательских структур-резидентов ТВ ОЭЗ.
2. Исследованные существующие подходы к формированию и реализации потенциала развития предпринимательских структур в ТВ ОЭЗ, а также особенности формирования стратегий развития бизнеса в современных условиях, явились основой разработки интегрального подхода к определению рациональных путей развития фирм-резидентов рассматриваемых зон.
3. Получение статуса резидента ТВ ОЭЗ предполагает не только использование новых технологий производства товаров и услуг, но и постоянно осуществляемую техническую и технологическую модернизацию производственной деятельности. В этой связи возникает необходимость в поиске действенного механизма модернизации. В результате нашего исследования разработана и предложена к использованию процессная модель формирования стратегии технологической модернизации промышленного производства предприятий-резидентов ТВ ОЭЗ, а также структура и содержание системы управления технологической модернизацией предпринимательских структур, работающих в ТВ ОЭЗ с учетом специфики Санкт-Петербурга, на примере отделения «Нойдорф».
4. Эффективность менеджмента определяется множеством показателей, важнейшими из которых являются финансовые. Однако специфика работы предприятий, размещенных в ТВ ОЭЗ, говорит о том, что особая роль здесь принадлежит показателям, оценивающим и характеризующим качество взаимоотношений в трудовом коллективе, степень удовлетворенности работников трудом и собственным статусом. Это требует корректировки подхода к оценке управленческой деятельности. Речь идет, во-первых, о качестве процесса целеполаганияво-вторых, об адекватности принятых стратегий поставленным целям развитияв-третьих, об уровне и направленности мотивации персонала на достижение целей и активное участие в выработке стратегических инициатив в условиях динамичного и неопределенного окруженияв-четвертых, о совокупности свойств, присущих непосредственно применяемой модели управленияв-шестых, об уровне и степени методической разработанности взаимодействия работников в процессе воздействия менеджмента рассматриваемых предпринимательских структур на объект управления.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
.
Настоящее диссертационное исследование было проведено с целью разработки комплексного механизма развития предпринимательской деятельности в ТВ ОЭЗ, нацеленного на активизацию работы фирм-резидентов и получение потребителями продукта, обладающего более высокими потребительскими свойствами. Достижение цели исследования потребовало моделирования поведения современного предприятия под воздействием определенных и неопределенных экстерналий, формирующихся в рамках ТВ ОЭЗ и региональной хозяйственной системы, и поиска действенных инструментов, формирующих эффективную систему менеджмента данных предпринимательских структур. Результаты исследования позволяют сделать следующие выводы.
1. Роль ОЭЗ в модернизации регионального предпринимательства. Система предпринимательства, согласно особенностям Санкт-Петербурга, строится на основе вертикальной взаимосвязи: предприниматели-ОЭЗ-регион-национальное хозяйство-мировое хозяйство. Эта система определяет организационно-экономические и управленческие отношения, механизмы развития предпринимательских структур и помогает выстраивать важнейшие параметры их хозяйственной деятельности — функционирование правового поля, таможенные режимы и т. д. Для развития предпринимательства важнейшим элементом является такая характеристика, как инновационно-инвестиционный и внешнеторговый климат. Именно его следует активно формировать в Санкт-Петербурге.
С учетом этого могут быть сформулированы требования к процессу формирования и реализации потенциала развития предпринимательских структур в ОЭЗ:
• отражение различных точек зрения на развитие инновационного предпринимательства;
• согласование задач и инструментов развития мега-, макро-, мезои микроэкономических уровней;
• унификация инструментов, которые можно использовать на различных уровнях управления предпринимательскими структурами;
• определение перспектив развития предпринимательских структур, не только в разрезе приоритетности конкретных проектов, но и в плане выделения перспективных отраслей;
• мониторинг процесса развития, как на этапе планирования, так и на этапе получения результатов;
• сравнение конкурирующих систем;
• учет реальных и потенциальных факторов и условий (как экономических, так и неэкономических, особенно — правовых).
В ОЭЗ субъекты предпринимательства создают и совершенствуют деловой климат этих зон. По отношению друг к другу они зачастую являются не только конкурентами, но и реальными партнерами по разработке и практическому осуществлению бизнес-проектов локальной, региональной (межрегиональной), национальной и международной значимости.
Разнообразие условий и факторов, воздействующих на функционирование ОЭЗ, и наличие специфических особенностей социально-экономического развития регионов также влияют на развитие зон таким образом, что формируются их региональные модификации.
2. Уточнение схемы создания, развития и задач, поставленных перед ОЭЗ и работающими в ней предпринимательскими структурами. Правовой механизм создания ОЭЗ в нашей стране сегодня уже четко отработан. Однако, в силу различных причин, к настоящему времени это кардинально не изменило качественные характеристики, как самих зон, так и степени развитости работающих там предпринимательских структур (на это косвенно указывает и структура экспорта).
Мы же считаем необходимым усиление направления, связанного с развитием экспортной специализации ОЭЗ вообще и ТВ ОЭЗ — в частности.
Решение этой задачи обеспечит ОЭЗ стратегические преимущества, которые впоследствии будут распространяться на всю систему регионального предпринимательства. В этом плане была бы полезна промышленная кооперация экспортной ориентации с иностранными производителями, которая принципиально изменит характер предпринимательства в Санкт-Петербурге. По мере этого, должна усилиться инновационная составляющая благодаря наличию больших возможностей в развитии совместного предпринимательства в ОЭЗ. Переход от импортозамещения к экспортоориентированной специализации предпринимательских структур, работающих в ОЭЗ, приведет к повышению конкурентоспособности выпускаемой продукции и возрастанию ее роли на региональном, национальном и международном рынке. Такой результат возможен, если будет взят на вооружение потенциал инновационно-технологической стратегии и преимущества коммерциализации НИОКР по прикладным направлениям производственной деятельности, включая такую востребованную сферу бизнеса, как утилизация промышленных и бытовых отходов. В этой связи считаем возможным выделить для ОЭЗ следующие ключевые задачи:
• обеспечивать благоприятные условия для привлечения капитала вообще и иностранного — в частности, а также — новых производственных и управленческих технологий и опыта их использования.
• обеспечивать развитие потенциала отечественных предприятий для увеличения объема производства и реализации создаваемой продукции на отечественном и зарубежном рынке;
• проводить отработку новых форм и механизмов развития предпринимательства;
• способствовать повышению уровня деловой активности и темпов развития экономики региона, а также платежеспособного спроса населения территории на основе развития торгово-экономического и научно-технического сотрудничества с предпринимательскими структурами зарубежных стран.
В условиях мирового экономического кризиса, который сегодня поразил мир в целом и нашу страну — в частности, одним из самых эффективных инструментов антикризисной политики является именно функционирование ОЭЗ. Дело в том, что они позволяют минимизировать издержки инвестора за счет государственного финансирования инфраструктуры и создания режима деловой региональной и отраслевой активности. Поэтому в условиях кризиса интерес государства, региональной власти и предпринимателей к ОЭЗ не снижается так, как это происходит применительно к другим видам и формам предпринимательства. В то же время, кризис заставляет предпринимателей более подробно анализировать бизнес-планы (особенно — инвестиционные). При этом ОЭЗ выступает как система наибольшего благоприятствования предпринимательской деятельности в регионе. Главными факторами здесь являются создание необходимой инфраструктуры за счет привлечения бюджетных средств и улучшение делового климата при минимизации потерь для предпринимателей, обусловленных взаимодействием с различными регулирующими и контролирующими инстанциями. Кроме того, немаловажное значение, особенно — в период кризиса, имеют налоговые и таможенные преференции.
3. Характеристика ТВ ОЭЗ Санкт-Петербурга и влияние работающих в ней предпринимательских структур на процесс кластеризации. Наиболее перспективными из всех известных зон являются технико-внедренческие особые экономические зоны, т.к. они способствуют развитию инновационных технологий. Опыт создания и режим функционирования данных зон может учитываться при развитии ТВ ОЭЗ в Санкт-Петербурге. ТВ ОЭЗ создается в Петродворцовом районе — территория «Нойдорф» (пос. Стрельна) и в Приморском районе — территория севернее лесопарка Ново-Орловский.
Отрасли, развиваемые с помощью поддержки ТВ ОЭЗ, должны отвечать следующим критериям: в перспективе иметь наибольший потенциал роста за счет возможного рыночного спроса и наличия уникальных компетенций, способных преобразовываться в уникальные достоинства товаровсоответствовать профилю образовательной отрасли города, что должно гарантировать достаточность кадрового потенциала для их ростаповышать конкурентоспособность базовых отраслей городской экономики либо приоритетных социальных сфер.
Ускоренное развитие рисковых, технико-внедренческих и исследовательских предпринимательских структур позволит не только занять ряд перспективных рыночных ниш, но и добиться системного эффекта от взаимодействия малых предприятий, вузов и исследовательских организаций (носителей уникальных компетенций). За счет такой взаимосвязи должно быть обеспечено долгосрочное закрепление новых видов предпринимательской деятельности, создаваемых в рамках зарождающегося технологического уклада в Санкт-Петербурге. Таким образом, ТВ ОЭЗ в Санкт-Петербурге должна сыграть роль катализатора процессов кластеризации в наиболее перспективных для экономики региона направлениях. Ее основными инструментами следует считать:
• предоставление специализированной инфраструктуры;
• льготный налоговый и таможенный режим;
• заключение с инвестором договора аренды земельного участка на территории ОЭЗ с правом последующего выкупа;
• обеспечение доступа к сервисам, содействующим кластеризации;
• режим дружественного администрирования.
Как показывает практика, предприниматели в первую очередь заинтересованы в налоговых и таможенных льготах. Но для долгосрочного инвестирования более важным является создание за счет государства инфраструктуры (инженерной, транспортной, социальной и др.).
Немаловажен в наших российских реалиях и режим дружественного администрирования. Он выражается в реальном снижении административных барьеров, уменьшении количества контрольных мероприятий, предоставлении широкого объема услуг (решение вопросов по заключению соглашений о ведении деятельности на территории ОЭЗ, по земельно-имущественным отношениям, проектированию и строительству объектов недвижимости и др.) в режиме «одного окна». В работе системы «одно окно» принимают участие представители органов исполнительной власти, оказывающих наиболее востребованные резидентами ОЭЗ услуги, в т. ч. РосОЭЗ, ФТС России и ФНС России, ФМС России, ПФР и прочих ведомств.
Для достижения поставленной цели развития ТВ ОЭЗ Санкт-Петербурга должны быть решены задачи по объединению и синхронизации деятельности следующих организаций: центры воспроизводства кадрового потенциала (вузы и другие обучающие центры);
— центры генерации уникальных компетенций (НИИ, вузы) — высокотехнологичные предприятия, реципиенты уникальных технологических разработок.
Все это говорит о том, что рассматриваемые зоны представляют собой соединение планового и рыночного механизмов, обеспечивающее активизацию предпринимательской деятельности и ее развитие в направлении, удовлетворяющем в долгосрочной перспективе потребности всего общества. Эти связано с получением благ, позволяющих максимально полно удовлетворять потребности различных хозяйствующих субъектов в наукоемкой продукции, повышать роль науки и техники, обеспечивать опережающий рост производительности труда. Однако для полнейшей реализации указанных задач необходимо дальнейшее совершенствование предпринимательского механизма с учетом условий действия этих зон в сочетании с разумным государственным регулированием процесса.
4. Выбор эффективной стратегии развития резидентов ТВ ОЭЗ.
Исследованные в диссертации различные подходы к формированию и реализации потенциала развития предпринимательских структур явились основой разработки интегрального подхода к определению рациональных путей развития фирм-резидентов ТВ ОЭЗ. В современных условиях работы, отягощенных экономическим кризисом, считаем актуальным применение моделей развития малых предприятий, которые должны быть доработаны для фирм-резидентов ТВ ОЭЗ. При этом должны учитываться следующие факторы:
• недостаточность теоретической проработки стратегий выживания и развития;
• нечеткая координация целей развития на различных уровнях менеджмента;
• особенности взаимоотношений собственника и предпринимателя;
• присутствие черт малых предприятий у компаний-резидентов, которые в соответствии с существующей классификацией не относятся к таковым исходя из способов получения и обработки бизнес-информации, формирования налоговых выплат и отчислений собственникам;
• особенности процесса инвестирования и оценки бизнеса;
• используемые методы финансовой отчетности для целей привлечения и управления капиталами;
• усложнение структуры экономических систем, задач, стоящих перед ними, и процессов взаимодействия с внешней средой в результате экономического кризиса.
В дополнение к этому укажем, что в дальнейшем может возникнуть мультиплицирующий эффект технологической модернизации всего Санкт-Петербурга, как мегаполиса, на территории которого располагаются ТВ ОЭЗ. Это приведет к объединению территориального и отраслевых комплексов и формированию единой политики развития предпринимательства в Санкт-Петербурге.
5. Формирование эффективного менеджмента на предприятиях-резидентах ТВ ОЭЗ. В результате проведенного исследования на предприятиях-резидентах ТВ ОЭЗ «Нойдорф» были выявлены следующие характеристики существующей системы управления: иерархическое управление с жесткой централизациейнепрозрачность принимаемых решенийналичие барьеров между подразделениямипривлечение, продвижение и поощрение сотрудников на основе их персональной и организационной лояльности. На основе этого были идентифицированы внешние и внутренние факторы, определена их роль. В результате последовательного применения методики факторного анализа были выявлены ключевые факторы, определяющие эффективность деятельности исследуемых предприятий. Первый фактор, отражающий общность и специфичность группы предприятий-резидентов, обозначен как использование имеющегося экономического потенциала с учетом имиджа и налаженных связей с органами федеральной и региональной власти, поставщиками и клиентами. Ему соответствуют предприятия ООО «ЛОМО-Прибор», Российско-финское ЗАО «ЛЭИВО», ООО «НПО «Лазерные системы», ЗАО «Проектный институт «Газпроект». Руководители данных предприятий целенаправленно используют данный потенциал.
Второй фактор представляет собой результат проведения топ-менеджментом политики по максимально полному удовлетворению своих интересов и интересов собственников, иногда — даже в ущерб интересам других хозяйствующих субъектов (ему соответствуют ООО «Линтекс», ООО «Арман», ОАО «Базовые новые технологии «Прибой»).
Выявленные в работе мотивационные приоритеты следует обязательно учитывать, не только в статике, но и в динамике развития мотивации у менеджеров, с выделением внутренних и внешних факторов, воздействующих на изменение поведения основных экономических субъектов. Все это приводит к требованию внедрения таких инструментов управления, которые бы не только максимально полно учитывали возможное отрицательное влияние, но и минимизировали его, а в идеале — обеспечивали переход на новую, более эффективную, систему мотивации. К таким инструментам эффективного менеджмента в диссертации отнесен контроллинг.
Работа фирмы в ТВ ОЭЗ предполагает усиление роли менеджеров высшего звена в обеспечении адекватности применяемых управленческих инструментов. Безусловно, определенную помощь в этом должны оказать и административные методы управления.
Материалы диссертационного исследования и выводы, полученные в ходе изучения механизма активизации предпринимательской деятельности и управления этим процессом в ОЭЗ (на примере ТВ ОЭЗ Санкт-Петербурга), имеют как теоретическое, так и практическое значение. Они позволяют повысить качество механизма, обеспечивающего развитие эффективной модели предпринимательства в условиях действующей хозяйственной системы города Санкт-Петербурга и обеспечить реальный переход к инновационному типу развития российского предпринимательства.
Список литературы
- Акмаева Р.И. О концепции эффективного менеджмента // Российское предпринимательство. — 2007. — № 3. — С. 108.
- Алабугин A.A. Система математических моделей стратегического планирования качества развития предприятия. М.: ЦЭМИ, 2002. -С. 75.
- Алабугин A.A. Формирование адаптационного механизма конкурентоспособного предприятия // Проблемы современной экономики. 2004. — № 2. — С. 104−108.
- Алексеева А.М. Конкурентные преимущества и их роль в рыночной экономике. М.: Макс пресс, 2003. — 49 с.
- Алпатов А. Особые экономические зоны — это лучшие площадки для инвестирования в России // ПРАЙМ-ТАСС, 2008, 18 сентября / www.rosez.ru.
- Алпатов А. ОЭЗ были задуманы как система наибольшего благоприятствования для бизнесменов // Газета, 2008, 18 ноября. С. 3.
- Андреева О.Д. Технология бизнеса: маркетинг. М.: ИНФРА-М, 2007. — 224 с.
- Ансофф И. Новая корпоративная стратегия. СПб.: Издательство «Питер», 1999.-416 с.
- Арутюнов Д.Р. Проблемы административно-правового регулирования предпринимательской деятельности в особых экономических зонах // Современное право. 2006. — № 9. — С. 145−151.
- Архипов А.Ю., Павлов П. В. Активизация внешнеэкономической деятельности на макро-, мезо и микроуровне посредством создания особых экономических зон // Экономист. 2006 — № 4. — 41−50.
- Афонин И.В. Управление развитием предприятия. М.: Дашков, 2002. -380 с.
- Багриновский К.А., Егорова Н. Е. Имитационные системы в планировании экономических объектов. М.: Наука, 1980. — 405 с.
- Беленький В.З., Макаров В. Д., Рубинов А. М., Сластников А. Д. Развитие и использование средств сетевого мониторинга и аудита. / Сборник статей под ред. А. М. Терентьева. Выпуск 3. М.: ЦЭМИ РАН, 2008.-С. 2005−212.
- Белова Г., Богачева О. Особые экономические зоны: уроки мировой практики. М.: Экономика и право, 2004. — 205 с.
- Бланк И.А. Инвестиционный менеджмент: Учебный курс.- Киров: Ника- Центр, Эльга., 2004. 552 с.
- Блохин В.П., Дружинин И. В. Глобализация, технология и конкурентоспособность производственных систем. Ростов-на-Дону: Издательский центр ДГТУ, 2002. — 308 с.
- Бромвич М. Анализ экономической эффективности капиталовложений.- М.: Инфра-М, 2006. 254 с.
- Бюджетирование, как инструмент управления М.: Результат и качество. — М.: ЮНИТИ, 2003. — 392 с.
- Васильев С. Особые экономические зоны по китайскому образцу // Бизнес-адвокат. 2006. — № 8. — С. 30−34.
- Вишняков В.Г. Особые экономические зоны: правовые проблемы и пути развития // Журнал российского права. 2003. — № 1. — С. 19−27.
- Водачек JL, Водачкова О. Стратегия управления инновациями на предприятии. М.: «Финансы», 1999 — 230 с.
- Воробьева С.М. Экспресс-диагностика инвестиционной привлекательности крупной корпорации // Экономика и управление.2007. № 3. — С. 112−118.
- Воронов A.A. Современная конкуренция: особенности и перспективы развития: Монография Краснодар: Кубанский гос. университет, 2002. -318 с.
- Воронов A.A. Современная конкуренция: особенности и перспективы развития. Краснодар: Кубан. гос. ун-т, 2002. — 317 с.
- Воронцовский A.B. Управление рисками. СПб.: Издательство ОЦЭиМ, 2005.-482 с.
- Галлямова Д.Х. Стратегия централизации производства как фактор развития корпоративных структур //Экономика и управление. 2007. -№ 5.-96−99.
- Голубков Д.Ю. Особенности корпоративного управления в России: инвестиционный кризис и практика оффшорных операций. М.: АЛЬПИНА, 1999−272 с.
- Горбашко Е.А. Менеджмент качества и конкурентоспособности. -СПб.: Издательство СПбГУЭФ, 1998. 207 с.
- Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть 1.
- Губанов С. Конкурентоспособность экономики функция системы воспроизводства // Экономист. — 2003. — № 4. — С. 9−14.
- Гуцериев М.С. Свободные экономические зоны (опыт, проблемы, перспективы). М.: Финансы и статистика, 2007. — 188 с.
- Давыдов АЛО. Нужны ли России свободные экономические зоны? // США и Канада. Экономика. Политика. Культура. 2006. — № 2. — С. 97 105.
- Дамодаран А. Инвестиционная оценка. М.: «Альпина Бизнес Бук», 2004. — 204 с.
- Деккер Я., Рима В. Стратегический маркетинг: теория и практика. М.: Центр маркетинга, 2003. — 161 с.
- Дерюгина C.B. Правовые аспекты понятия «особая экономическая зона» // Государство и право. 2007. — № 5. — С. 112−118.
- Дорошенко Ю.А., Кочеткова О. В. Система управления инновационной деятельностью предприятия // Актуальные проблемы реформирования экономики. Материалы международной конференции. М.: БГТУ им. В. Г. Шухова, 2006. — С. 95−99.
- Дочкина A.A. Предпринимательская деятельность и стратегическое прланирование развития субъектов хозяйствования. СПб.: Издательство «Диалог», 2007. — 16 с.
- Дятлов С.А. Методы оценки информационно-интеллектуальных активов // Современные аспекты экономики. 2005. — № 18. — С. 126−130.
- Егорова Н.Е. Вопросы согласования плановых решений с использованием имитационных систем. М.: Наука, 1987. — 187 с.
- Елисеев В. Для инвесторов важнее всего создание за счет государства инженерной инфраструктуры ОЭЗ // Советник Президента, 27.11.2007. -№ 51,-С. 2.
- Ермакова Ж.А. Об оценке уровня технологического развития производства // Экономист. 2006. — № 11. — С. 35−40.
- Ермакова Ж.А. Об оценке уровня технологического развития производства //Экономист. 2006. — № 11. — С. 35−40.
- Закон Санкт-Петербурга от 2 мая 2006 года № 190−29 «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Санкт-Петербурга, регулирующие вопросы предоставления налоговых льгот».
- Зона ищет резидентов // Деловой Петербург, 2009, 4 февраля. С. 9.
- Идрисов А.Б., Катышев C.B., Постников A.B. Стратегическое планирование и анализ инвестиций. М.: ИИД Филин, 2004. — 129 с.
- Казаков С.П. Качество и конкурентоспособность в системе предпринимательства. СПб.: Издательство СПбГУЭФ, 1999. — 43 с.
- Кирцнер И. Конкуренция и предпринимательство / Пер. с англ. под ред. проф. А. Н. Романова. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001 — 239 с.
- Кирцнер И.М. Конкуренция и предпринимательство. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. -239 с.
- Клейнер Г. Б. Эконометрическое моделирование функционирования предприятия в рыночной среде. М.: Наука, 1997. — 288 с.
- Клейнер Г. Б. Экономико-математическое моделирование и экономическая теория. — М.: «Экономика», 2001. 381 с.
- Клейнер Г. Б., Тамбовцев B.JL, Качалов P.M. Предприятие в нестабильной экономической среде: риски, стратегии, безопасность. -М.: Экономика, 1997. 344 с.
- Ковалев В.В. Финансовый менеджмент: теория и практика. М.: ТК Велби, Проспект, 2007. — 1024 с.
- Коммерческая оценка инвестиционных проектов. — СПб.: Питер, 2007. — 94 с.
- Конкурентоспособность России в глобальном экономическом пространстве. / Доклад по материалам Ученого совета института, 22 ноября 2007 г.). М.: ООД ИМЭМО РАН, 2007. — 149 с.
- Кошелева Т.Н. Технопарки как одно из направлений развития малого бизнеса в Санкт-Петербурге // Гуманитарное знание. 2007. — Выпуск 7. — С. 59−62.
- Кросби Ф. Качество и я. Жизнь бизнеса в Америке. — М.: Стандарты и качество, 2003. 263 с.
- Кротков A.M., Еленева Ю. Я. Конкурентоспособность предприятия: подходы к обеспечению, критерии, методы оценки // Маркетинг в России и за рубежом. 2006. — № 6. — С. 59−68.
- Лайченкова Н.Н. Об особых экономических зонах на территории российской федерации // Современный бухучет. 2006. — № 4. — С. 8590.
- Лимитовский М.А. Методы оценки коммерческих идей, предложений, проектов. М.: Дело, 2005. — 97 с.
- Лисиенко И. Конкурентоспособность и бизнес-планирование // Финансовый бизнес. 2001. — № 4. — С. 25−29.
- Лунев В.Л. Тактика и стратегия управления фирмой. М.: Финпресс, НГАЭиУ, 2005.-356 с.
- Майкл Р., Харольд Е. Управление снабжением и запасами. СПб.: Полигон, 2005. — 768 с.
- Медынский В.Г. Механизм конкуренции предпринимателей. М.: Изд-во ГАУ, 2005. — 89 с.
- Минцберг Г. Требуются управленцы, а не выпускники МВА. Жесткий взгляд на мягкую практику управления и систему подготовки менеджеров. М. Издательство «Олимп-Бизнес», 2008. — 544 с.
- Молочников Н.Р., Пономарева Т. Г. Развитие многоуровневой конкурентоспособности. СПб.: Издательство Политехнического университета, 2008. — 98 с.
- Монастырский Е.А., Видяев И. Г. Методические подходы кмоделированию социально-экономической системой региона // Экономика и управление. 2008. — № 1. — С. 64−68.67. Налоговый кодекс РФ.
- Немкович Е.Г., Курило А. Е. Россия, Северо-Запад, Карелия — поиск нового пути. // Экономика Северо-Запада: проблемы и перспективы развития. 2008. — № 2. — С. 53−59.69. «Нойдорф» укомплектован // РИА Новости, 07.02.2008.
- Окрепилов В.В. Формирование государственной региональной политики экономического и социального развития на основе системы управления качеством // Экономика Северо-Запада: проблемы и перспективы развития. 2002. — № 2. — С. 19−30.
- Орлов А. Создание инфраструктуры для двух отделений особой экономической зоны в Санкт-Петербурге в 2008 году будет продолжено // www.restate.ru.
- Павлов П.В. Особые экономические зоны как институциональные инструменты включения России в глобализирующееся мировое хозяйство. Автореф. дисс.. доктора экон наук. — Ростов-на Дону: РГУ, 2006. — 53 с.
- Павлов П.В. Особые экономические зоны как форма интеграции государства в систему международных экономических отношений // Вестник РГУ. 2006. — Спецвыпуск. -115−124.
- Платонова H.JI. Правовые проблемы и перспективы создания свободных экономических зон на территории Российской Федерации // Предпринимательское право в XXI веке: преемственность и развитие. М.: Экономика, 2006. 329 с.
- Плюхин М.Ю. О типологии бизнес-зонировнаия: российская практика на фоне зарубежного опыта // Российское предпринимательство. 2006. -№ 11.-С. 68−74.
- Поупок М.А., Тейлор А. Х. Финансовое планирование и контроль. — М.: Инфра-М, 1996.-439 с.
- Приказ РосОЭЗ от 15 сентября 2008 г. № П/0123 «О реализации первоочередных мер противодействия коррупции в Федеральном агентстве по управлению особыми экономическими зонами».
- Приказ РосОЭЗ от 15 сентября 2008 г. № П/0123 «О реализации первоочередных мер противодействия коррупции в Федеральном агентстве по управлению особыми экономическими зонами».
- Проценко О.Д. Роль логистики в повышении эффективности российской экономики. // Логистика сегодня. 2004. — № 4. — С. 61−70.
- Реут А.И. Статус резидента особой экономической зоны // Современное право.-2006.-№ 5.-С. 85−91.
- Розанова Н.М. Конкурентный процесс в современной рыночной экономике. М.: МАКС-Пресс, 2004. — 339 с.
- Российские особые экономические зоны, ROSEZ.RU, 13.11.2007.
- Савченко Л.С. Формирование организационной культуры предпринимательской организации // Экономика и управление. 2007. -№ 5.-С. 83−86.
- Светуньков С.Г., Литвинов A.A. Конкуренция и предпринимательские решения. Ульяновск: Издательство «Корпорация технологий продвижения», 2002. — 277 с.
- Свободные экономические зоны: понятие и признаки // Актуальные проблемы российского и зарубежного права. М.: «Юристъ», 2002. — 218 с.
- Семенов Г. В. Развитие свободных экономических и оффшорных зон // Российский экономический журнал. 2005. — № 11. — С. 32−39.
- Серпилин А., Наумов В. Стратегическое планирование на предприятии. // Рынок ценных бумаг. 2007. — № 9. — С. 19−25.
- Сидоров Ю.Ю. Модернизация промышленности с использованием преимуществ особых экономических зон // Региональное развитие: экономика, управление и право: Сборник трудов международной научной конференции СПб.: Издательство ГПА, 2008. — С. 87−92.
- Сидоров Ю.Ю. Особые экономические зоны в промышленной политике Санкт-Петербурга // Проблемы современной экономики. 2009. — № 1. — С. 67−64.
- Сидоров Ю.Ю. Региональные инвестиционные риски и механизм управления ими // Гуманитарное знание. 2007. — № 7. — С. 101−109.
- Сидоров Ю.Ю. Характеристика резидентов технико-внедренческих особых экономических зон // Современные аспекты экономики. 2009. — № 1.-С. 33−40.
- Синько В. Конкуренция и конкурентоспособность: основные понятия // Стандарты и качество. 2006. — № 4. — С. 54−59.
- Синявский Н.Г. К вопросу о моделировании процесса развития микроэкономической системы для выбора направлений реализации потенциала бизнеса. М.: Современная экономика, 2005. — 110 с.
- Смородинская Н., Капустин А. Особые экономические зоны: мировой опыт и российские перспективы // Российский экономический журнал. -2004. № 12. — С. 122−128.
- Смыков В.Д. Конкуренция в сфере бизнеса. М.: Современная экономика и право, 2003. — 152 с.
- Стратегии бизнеса: аналитический справочник / Под ред. Г. Б. Клейнера.- М.: КОНСЭКО, 1998.-618 с.
- Стратегическое планирование / Под ред. Уткина Э. А. М.: Ассоциация авторов и издателей «ТАНДЕМ». Издательство ЭКМОС, 2008. — 400 с.
- Структурная трансформация экономики: соотношение плановых и рыночных механизмов реализации / Под ред. Д. Ю. Миропольского, A.B. Харламова. СПб.: Издательство СПбГУЭФ, 2001. — 336 с.
- Татаркин А.И., Романова O.A., Ткаченко И. Н. Становление и развитие внутрифирменных институтов корпоративного управления (опыт регионального исследования) // Экономическая наука современной России. 2005. — № 3−4. — С. 22−34.
- Темнова Н.К. Коммерческий потенциал предприятия: теоретические подходы и практическая оценка. СПб.: Издательство СПГУТД, 2004.- 162 с.
- Торгунаков Е.А., Сорвина Т. А. Управление конкурентоспособностью предпринимательских структур на основе формирования корпоративной компетенции // Экономика и управление. 2008. — № 1. -С. 126−130.
- Трифилова A.A. Управление инновационным развитием предприятия. -М.: «Финансы и статистика», 2003. 412 с.
- Тычинский A.B. Управление инновационной деятельностью компаний: современные подходы, алгоритмы, опыт. Таганрог: Издательство ТРТУ, 2006.- 189 с.
- Управление инвестиционным проектом. -М.: Инфра-М, 2005. — 193 с.
- Управление современной компанией. / Под ред. проф. Мильнера и проф. Лииса Ф. М.: ИНФРА-М. 2001 — 553 с.
- Уткин Э.А., Мырынюк И. В. Контроллинг: российская практика. М.: Финансы и статистика, 2001. — 272 с.
- Уткин Э.А., Мырынюк И. В. Контроллинг: российская практика. М.: Финансы и статистика, 2006. — 272 с.
- Фатхутдинов P.A. Конкурентоспособность: экономика, стратегия, управление. М.: ИНФРА-М, 2000. — 312 с.
- Федеральный закон Российской Федерации от 22 июля 2005 г. № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации».
- Хамел Г., Прахалад К. Конкуренция за будущее. Создание рынков завтрашнего дня. М.: ЗАО «Олимп — Бизнес», 2002. — 256 с.
- Ш. Хей Д., Дерик М. Вертикальные связи рынков. М.: ЮНИТИ, 1999. -361 с.
- Цахаев Р.К. Программы и стратегии развития региона. // Сегодня и завтра Российской экономики 2008. -№ 15. — С. 86−94.
- Шайбакова Л.Ф. Проблемы управления инновационными процессами в регионе СПб.: СПбГИЭА, 2005. — 377 с.
- Швыдак Н.Г. Законодательство о свободных экономических зонах // Право и экономика. 2007. — № 3. — С. 73−78.
- Шеховцева Л.С., Грудинов О. В. Оценка направлений инвестиций при проектировании программ развития ОЭЗ: Межвузовский сборник научных трудов. Калининград: Издательство КГУ, 2000. — 319 с.
- Шпигель М. Зоны экономии // Ведомости, 2008, 24 декабря. С. 3.
- Шумпетер И. История экономического анализа. Т. 3 / Пер. с англ. Под ред. B.C. Автономова. СПб.: Экономическая школа, 2001. 601 с.
- Щегорцов В.А., Таран В. А. Менеджмент. Учебник. М.: Юнити-Дана, 2006. — 543 с.
- Щербаковский Г. З., Самущенкова A.B. Теоретические аспекты конкурентных отношений в условиях экономики России: Препринт. -СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2001. 38 с.
- Ярашева A.B. Анализ конкурентных преимуществ региона // Экономика и управление. 2007. — № 5. — С. 48−51.
- Brandenburger A.M., Nalebuff В.М. Competition. N.Y.: Doubleday, 2004.
- Brealy R.A., Myers S.C. Principles of Corporate Finance. N.Y.: McGraw-Hill Book Co, 2001.-351 p.
- Brigham E.F., Gapenski L.G. Financial Management: Theory and Practice. -Hinsdale: Dryden Press, 2001.- 178 p.
- Economic analysis tools for the mining industry. US bureau of mines December 2005. P. 117−122.
- Guide to Practical Project Appraisal / Social Benefit-Cost Analysis in Developing Countries/ UNIDO, Vienna, 2006. — 208 p.