Публицистическая и автобиографическая проза Генри Райдера Хаггарда
Апробация диссертационного исследования проходила в виде докладов на заседаниях кафедры мировой литературы Оренбургского государственного педагогического университета. Основные результаты работы отражены в докладах на международной научно-практической конференции «Русский язык как средство межкультурной коммуникации и консолидации современного общества». (Оренбург, 2007) — XXIX преподавательской… Читать ещё >
Содержание
- Глава I. Жанровый синкретизм публицистики Генри Райдера Хаггарда
- 1. 1. Английская публицистика в литературном процессе викторианской эпохи
- 1. 2. Традиции «наставлений мудрецов» в публицистике Г. Р. Хаггарда
- Глава II. Путевая проза Г. Р. Хаггарда
- II. 1. Поэтика викторианской путевой прозы
- II. 2. Публицистичность путевой прозы Г. Р. Хаггарда
- Глава III. Автобиографическая проза Генри Райдера Хаггарда: особенности проблематики и поэтики
- III. 1. Автобиография и дневник в системе жанров документальной литературы
- III. 2. «Дни моей жизни» и «Дневник Генри Райдера Хаггарда» в рамках тезаурусного подхода
Публицистическая и автобиографическая проза Генри Райдера Хаггарда (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
В российском литературоведении после возвращения интереса в 70-х -80-х годах XX века к незаслуженно забытым произведениям английского писателя Генри Райдера Хаггарда (Henry Rider Haggard, 22.06.185 614. 05. 1925) наблюдались попытки определить вклад писателя в развитие английской литературы рубежа XIX — XX веков, но они не носили системного характера [Садомская, 2006:9]. Внимание исследователей главным образом обращено на произведения, вошедшие в классику жанров приключенческого и исторического романа. («Копи царя Соломона» (1885), «Дочь Монтесумы» (1893), «Нада-Лилия» (1892), «Дитя бури» (1913).
Многие литературоведы, сходясь во мнении относительно творчества Г. Р. Хаггарда как писателя второго ряда, отмечают его особое место в литературе (А. М. Зверев, Н. Д. Садомская, Н. А. Соловьева, V. R. Katz). В настоящее время налицо нарастающий интерес к творчеству писателя, которого уже не воспринимают исключительно как автора колониальных приключенческих романов. Помимо литературоведов (М. Б. Ладыгин, Р. Ю. Олюнин, Н. Д. Садомская, А. А. Федоров, W. Burcey, M. Cohen, V. R. Katz, A. Sandison, L. Stiebel, G. Teulie), к его творчеству обращаются историки (Л. Н. Максимова, И. Д. Парфёнов), менеджеры по туризму fhtip://wwwJiterarytom.
Небеллетристическая проза Генри Райдера Хаггарда охватывает почти полувековой период британской истории. Она связана с творчеством современников писателя — Р. Киплинга (R. Kipling, 1865 — 1936) и К. Дойля (C.Doyle, 1859 — 1930), которые внесли свой вклад не только в развитие приключенческого романа, но и английской публицистики рубежа XIX — XX веков — эпохи, отличавшейся сложностью, противоречивостью поисков в области стремительно развивающихся знаний о мире и том месте, которое занимает в нём человек. Именно эти вопросы легли в основу «наставлений мудрецов"1, также оказавших влияние на публицистику Хаггарда.
1 «Sage writing» — публицистический жанр, популярный в Викторианской Англии. — Н. С.
Публицистические и автобиографические произведения писателя, которые он сам ценил гораздо больше своей беллетристики, оказались вне сферы внимания отечественных исследователей. Исключением стала монография Н. Д. Садомской «Творчество Генри Райдера Хаггарда и английская литература конца XIX — начала XX веков», в которой наследие писателя представлено в широком литературном и культурном контексте. Зарубежных исследователей в большинстве случаев интересовал идейно-тематический анализ произведений (Ь. Отэтап, О. ТеиНё), а не их поэтика.
Публицистика и автобиографическая проза писателя проникнуты имперским мироощущением и направлены на формирование у читателя восприятия Британской империи как положительной силы, способной принести благо туземному населению. В 80-е — 90-е годы XIX века в британских владениях имело место своеобразное явление: многие чиновники колониальной администрации выражали недовольство политикой метрополии и требовали её изменения. Теоретики «нового империализма» стремились устранить авторитарные и негуманные элементы ранней экспансии — пиратство, торговлю спиртным, рабами и наркотиками, геноцид аборигенов, проводили идею неразрывной связи британского владычества в колониях с развитием в них демократии, законности, пуританской морали и защитой прав человека" [Голосеева, 2001:14−15]. К сторонникам идей «нового империализма» относился и Генри Райдер Хаггард, безусловно разделявший точку зрения британской политической элиты 70-х годов XIX века на деятельность строителя империи: на первый план должна выступать ответственность, а не другая сторона власти — господство, право распоряжаться [Жуков, 2003: 26−27].
Сразу после выхода в свет публицистических произведений Хаггарда в печати были опубликованы отклики его современников, демонстрирующие их реакцию на мнения и взгляды писателя. Н. Д. Садомская отмечает отсутствие единства в этих откликах, однако сам факт их наличия «свидетельствовал о том, что голос Хаггарда был явственно слышен среди многих голосов его соотечественников, среди которых были такие именитые, как Т. Гарди, Г. Уэллс, Б. Шоу» [Садомская, 2006: 144].
Русский читатель практически не знаком с non-fiction Хаггарда. В 1993 году в собрание сочинений Г. Р. Хаггарда была включена книга «Последняя бурская война"2. Отрывки из автобиографии писателя входят в более позднее собрание сочинений. Большая часть его публицистики не была переведена на русский язык. Авторы статей о Г. Р. Хаггарде (И. Васильева, А. Давидсон, Б. Грибанов) обычно ограничиваются упоминанием о публицистической деятельности писателя и перечислением его самых известных небеллетристических произведений.
В англоязычном литературоведении отмечается рост интереса к публицистическим и автобиографическим произведениям Хаггарда. Об этом свидетельствует относительно недавний выход в свет двух новых изданий дневника писателя (2000, 2001) и деятельность общества Генри Райдера Хаггарда, занимающегося продажей его книг, в том числе редких изданий, и устраивающего регулярные встречи поклонников писателя (http ://www.riderhaggardsociety. org.uk/).
Актуальность диссертационного исследования обусловлена интересом современного литературоведения к гибридным жанрам и формам, к которым относится публицистическая и автобиографическая проза Г. Р. Хаггарда, появившаяся на рубеже XIX — XX веков — в период трансформации жанровой системы.
Научная новизна заключается в системном подходе к публицистической и автобиографической прозе Г. Р. Хаггарда с точки зрения проблемы жанровой идентификации, в определении доминирующих черт её поэтики и выявлении особой роли авторского сознания в формировании жанровой структуры небеллетристических произведений, не становившихся ранее предметом изучения в отечественном литературоведении.
2Хаггард, Г. Р. Последняя бурская война // Хаггард Г. Р. Собр. Соч.: в 10 т. Т. 11 (доп). — М., 1993.
3Хаггард, Г. Р. Дни моей жизни. // Хаггард. Г. Р. Собр. Соч.: в 12 т. Т. 11. Перевод с англ. В. Голанта. — М.,.
1998.
Цель исследования — выявить своеобразие поэтики публицистической и автобиографической прозы Г. Р. Хаггарда в контексте викторианской non-fiction. Поставленная цель предопределяет необходимость решения следующих задач:
• определить роль английской публицистики в литературном процессе викторианской эпохи, описать её жанровую систему;
• проследить в публицистике Г. Р. Хаггарда влияние традиций «наставлений мудрецов»;
• выделить основные черты поэтики викторианской путевой прозы;
• обозначить поэтологические особенности путевых очерков Г. Р. Хаггарда;
• охарактеризовать жанровое своеобразие автобиографии и дневника и их места в английской документальной литературе;
• рассмотреть автобиографическую прозу Г. Р. Хаггарда с позиций тезаурусного подхода.
Объектом исследования выступает публицистическая и автобиографическая проза Г. Р. Хаггарда.
Предмет исследования: своеобразие публицистической и автобиографической прозы Г. Р. Хаггарда в контексте викторианской non-fiction и в свете особенностей тезауруса автора.
Материал исследования: тексты произведений Г. Р. Хаггарда «Военный танец зулусов» (1877), «Визит к Секукуэни» (1877), «Сетевайо и его белые соседи» (1882), «Год фермера» (1899), «Зимнее паломничество» (1901), «Потерявшиеся в вельде» (1902), «Сельская Англия» (1902), «Сельская Дания» (1911), «Дни моей жизни» (1926), «Дневник сэра Генри Райдера Хаггарда» (1980).
Методология исследования определяется его комплексным характером, включающим три научных подхода, нашедших широкое применение в гуманитарных науках: системный, историко-теоретический и тезаурусный.
Согласно системному подходу, основные положения которого изложены в монографиях В. Г. Зинченко, В. Г. Зусмана, 3. И. Кирнозе, внутренняя организация произведений рассматривается как часть более общей системылитературного процесса рубежа XIX — XX веков. Историко-теоретический подход, разрабатывавшийся в исследованиях Ю. Б. Виппера, Н. П. Михальской, Б. И. Пуришева позволяет изучать небеллетристическую прозу Г. Р. Хаггарда в контексте викторианской культуры. Содержание тезаурусного подхода, раскрытое в работах Вал. А. и Вл. А. Луковых, Н. В. Захарова, И. В. Вершинина, напротив, даёт возможность охарактеризовать субъективное восприятие автором этой культуры, выделить сложившиеся у него устойчивые культурные ориентиры, организующие структуру тезауруса. Сочетание указанных подходов позволяет провести многоаспектный анализ небеллетристической прозы Г. Р. Хаггарда и определить своеобразие его произведенийвыявить влияние на них основных тенденций в развитии публицистики и автобиографической прозы викторианской эпохи и новаторские черты, обусловленные тезаурусом писателя.
Теоретико-методологической базой стали труды, посвященные жизни и творчеству Г. Р. Хаггарда (Е. Д. Ибрагимова, Н. Д. Садомская, W. Burcey, S. Coan, М. Cohen, L. Chrisman, Р. В. Ellis, A. Howkins, V. R. Katz, L. Stiebel,.
G. Teulie), Викторианской эпохе (А. Б. Давидсон, Н. А. Ерофеев, И. Д. Парфенов, J. Mackenzie, М. Moran, Е. Freedgood, U. Pallua, R. Robinson), исследования в области документальной литературы (JI. Я. Гинзбург, Т. М. Колядич, Е. Г. Местергази, Я. И. Явчуковский), различных публицистических жанров (В. С. Барахов, В. М. Горохов, В. М. Гуминский, Е. П. Прохоров, М. С. Черепахов, Н. М. Маслова, В. А. Михельсон, С. Blanton, Р. Fussel, J. Holloway, G. P. Landow, G. E. Mingay, L. H. Peterson), автобиографической прозы (JI. Я. Гаранин, А. Г. Тартаковский, О. Г. Егоров, Г. Г. Елизаветина, Л. Б. Караева, Н. А. Николина, В. Д. Оскоцкий, М. Н. Эпштейн, A. Cockshut, М. Hewitt, P. Lejeune), работы, в которых изложено основное содержание диалогической концепции (М. М. Бахтин, М. Н. Кожина, J. Bres, P. Haillet), теории интертекстуальности (J. Kristeva,.
H. А. Кузьмина, Н. А. Фатеева) и теории циклизации (М. Н. Дарвин,.
В. С. Киселёв, Ю. М. Лотман, JL Е. Ляпина, В. И. Тюпа, J. Nigel). Особо следует отметить монографию Н. Д. Садомской, изучение которой позволило определить подходы для разработки заявленных в диссертации проблем.
Теоретическая ценность работы состоит в определении особенностей проблематики и поэтики небеллетристических произведений Г. Р. Хаггарда, ранее не становившихся предметом изучения отечественных исследователей.
Практическая значимость обусловлена тем, что результаты исследования могут быть использованы для углубленного изучения не только творчества Г. Р. Хаггарда, но и викторианской публицистики, а также для разработки спецкурсов по английской литературе рубежа XIX — XX веков.
Основные положения, выносимые на защиту:
• В викторианскую эпоху, отличавшуюся множеством перемен, происходивших во всех сферах жизни общества, стремительно развивалась аналитическая публицистика, которая, благодаря сочетанию публицистического, научного и беллетристического начал, не только выполняла функцию исследования и анализа событий и явлений, но и обладала художественной ценностью.
• Хаггард расширяет традиционную тематику «прозы мудрецов», используя форму «наставлений» в обсуждении актуальных вопросов жизни британских колоний. Синтезируя основные поэтологические черты «наставлений» с элементами различных документальных, публицистических и беллетристических жанров, он создаёт циклы очерков, отличающиеся жанровым синкретизмом, многочисленными интертекстуальными связями и диалогичностью.
• Своеобразие путевой прозы викторианской эпохи заключается в преобладании статусно-ориентированного повествования, влиянии на поэтику произведений приключенческой литературы и стереотипности образа Другого.
• Обладая основными поэтологическими чертами, свойственными жанру путешествия в викторианскую эпоху, путевые очерки Г. Р. Хаггарда отличаются политизированностью и позитивным образом Другого, культура которого представляется ценной в силу её уникальности и самобытности.
• Дневник и автобиография отличаются по форме, способу репрезентации окружающего мира, адресованности. Они выделяются в системе жанров документальной литературы предметом изображения и центральным положением образа «я» автора. Тенденция обращаться к социальной тематике и использовать в автобиографической прозе статусно-ориентированное повествование получила широкое распространение в викторианскую эпоху.
• В автобиографии и дневнике Г. Р. Хаггарда отразились общие тенденции развития английской автобиографической прозы викторианского периода. Вместе с тем тезаурусный подход позволяет выявить своеобразие его автобиографических произведений, которое проявляется в сочетании в рамках одного произведения элементов разных жанров, особом внимании автора к доказательству фактов и включении его автобиографической прозы в гипертекст, объединяющий non-fiction писателя на идейно-тематическом и композиционном уровнях.
Апробация диссертационного исследования проходила в виде докладов на заседаниях кафедры мировой литературы Оренбургского государственного педагогического университета. Основные результаты работы отражены в докладах на международной научно-практической конференции «Русский язык как средство межкультурной коммуникации и консолидации современного общества». (Оренбург, 2007) — XXIX преподавательской научно-практической конференции «Интеграция науки и образования как условие повышения качества подготовки специалистов». (Оренбург, 2008), международной научной конференции «Литературный персонаж как форма воплощения авторских интенций» (Астрахань, 2009), XXII Пуришевских чтениях «История идей в жанровой истории» (Москва, 2010) и 7 публикациях.
Структура диссертации. Работа состоит из введения, трёх глав, заключения, библиографического списка из 237 названий и приложения.
Заключение
.
Публицистическую и автобиографическую прозу викторианской эпохи объединяет стремление авторов осознать суть глубоких перемен, происходящих в обществе на рубеже XIX — XX веков.
В этот период бурно развивалась аналитическая публицистика, которая не только предлагала глубокую, вдумчивую интерпретацию современности и стремилась осознать события во всей сложности их взаимосвязей, но и обладала художественной ценностью. Рост влияния прессы в викторианском обществе вызвал особый интерес к жанру очерка, позволявшему оперативно реагировать на происходящие в мире события, не только описывая их, но и демонстрируя свое видение, свою точку зрения. Очерки, выходившие в британских газетах и журналах, впоследствии нередко объединялись в авторские циклы.
Публицистика откликалась не только на проблемы метрополии, но и активно освещала жизнь в многочисленных британских колониях. В рамках различных жанров (очерк, дневник, письмо, хроника, репортаж, публицистическое обозрение и др.) публицисты создавали характерную картину мира, в основе которой лежали идеи англоцентризма.
Значительный интерес представляли собой «наставления мудрецов», появившиеся к 1830 годам. Проза «мудрецов», восходящая к предсказаниям библейских пророков, стала попыткой найти ответы на вопросы, которые ставила перед викторианскими читателями индустриальная эпоха. Излюбленными темами викторианских пророков, критиков и моралистов были политика, философия, литература, искусство, теология, сельское хозяйство.
Ряд тенденций сближает публицистику, посвященную колониальной жизни, с прозой «мудрецов». Авторы подчёркивают значимость, эпохальность описываемых событий. Обращает на себя внимание общий для многих викторианских публицистов подход — искать причины современных событий в прошлом.
Значительную роль в формировании представлений британцев о жизни в колониях сыграла путевая проза. Очерки об экзотических странах привлекали внимание читателей метрополии, так как колониальные проблемы были знаками иной, не будничной жизни. Наряду с художественной литературой книги викторианских исследователей новых земель, объединившие в себе изложение фактов и беллетристическое повествование, удовлетворяли тягу жителей метрополии к приключениям и захватывающим зрелищам. Викторианская традиция предполагала изображение туземных стран как чрезвычайно опасных мест. Путешественники представали в своих рассказах такими же смелыми и выносливыми, как и главные герои приключенческих романов.
Викторианская литература путешествий оказалась включённой в политический дискурс эпохи, став ключевым элементом официальной идеи империализма. В ней были отражены не только путевые впечатления авторов, но и их видение имперских проблем и задач строителей империи. В колониальных путевых очерках нередко отмечается преобладание статусно-ориентированного повествования, высказываний автора как человека, выполняющего определённую социальную роль.
Для жанра путешествия характерен стереотипный образ Другого. Способы репрезентации туземных стран и их жителей сформировались под влиянием научного дискурса эпохи и основывались на эволюционной и расовой теориях. В основе репрезентации Другого в путешествиях лежало противопоставление британской цивилизации дикости туземцев.
Осмысление событий, явлений, тенденций, имевших место в викторианском обществе, происходило и в рамках автобиографической прозы. В соответствии с её жанровыми установками, внимание автора сосредоточено на своей личности, но на первый план могут выходить и общественная, политическая, научная, литературная жизнь эпохи, что было характерно для викторианских автобиографий и дневников.
Популярность автобиографической прозы в викторианскую эпоху связана с тем фактом, что викторианцы ощущали своё время как переходное и стремились увидеть его в контексте исторической, политической и социальной жизни страны. Осознавая его значимость в истории Великобритании и всего мира, многие писатели, политические и общественные деятели, путешественники, исследователи, учёные сочли необходимым зафиксировать свой жизненный опыт. Создавая не просто личные записи, а социальные документы эпохи, викторианские авторы в своих автобиографиях и дневниках комментировали явления современной жизни и предлагали читателю присоединиться к мировосприятию автора, разделить его взгляды.
Дневник и автобиография отличаются по форме, способу репрезентации, адресованности, и в то же время они объединены центральным положением образа «я» автора и предметом изображения: повествованием о себе, своём внутреннем мире и описанием событий, свидетелем которых стал автор.
Авторами non-fiction были как «непрофессионалы», так и известные писатели: Р. Киплинг, К. Дойль, Г. Р. Хаггард. Публицистика и автобиографическая проза Генри Райдера Хаггарда, охватывающие почти полувековой период британской истории, проникнуты имперским мироощущением и направлены на формирование у читателя восприятия Британской империи как положительной силы.
Продолжая традиции английской небеллетристической прозы, non-fiction Хаггарда обладает своеобразием благодаря комбинаторике традиционных и новаторских элементов.
Публицистические произведения Хаггарда вне зависимости от их жанра соотносятся с традициями «наставлений мудрецов». Писатель подчёркивает свою роль «незаинтересованного» интерпретатора, чем объясняется его особое внимание к документальным подтверждениям, предсказывает бедствия и катастрофы, делая акцент на эпохальном характере происходящего, анализирует исторический опыт, называет возможные пути решения проблем. Однако Хаггард дополняет две тематические разновидности прозы «мудрецов» — «городскую» и «сельскую прозу» — используя форму «наставлений» для обсуждения актуальных вопросов жизни британских колоний. Он синтезирует основные поэтологические черты «наставлений» с элементами различных документальных, публицистических и беллетристических жанров, использует жанровую транспозицию. Жанровый синкретизм становится отличительной чертой всей небеллетристической прозы писателя.
В основе поэтики публицистики Хаггарда лежат документальность и фактографичность. Причём опора делается не на описание фактов, а на их логически-рациональный анализ, когда в центре повествования неизменно оказывается система рассуждений публициста. Он опирается не только на те факты, которые имел возможность наблюдать лично, для создания убедительной картины изучаемого явления привлечены различныеисточники (документы, выдержки из прессы, цитаты, высказывания разных лиц), сопоставлены противоположные точки зрения. Диалог автора с многочисленными «чужими» текстами переходит в полифонию различных голосов.
Очерки объединены в циклы на уровне формы (внутренняя интертекстуальность, пространственно-временные координаты) и содержания (идейно-тематическое единство). Каждый очерк имеет свою микротему и в то же время подчиняется тематическому центру циклов, что обеспечивает их связность и цельность. В совокупности они создают гипертекст, который писатель со временем дополняет и изменяет, добавляя новые части.
Особую роль в публицистике Хаггарда играет диалогичность. Он обращается к своему соотечественнику, ориентируется на его тезаурус. Публицистика писателя нацелена на формирование особого типа адресатане пассивного реципиента, которому представлена позиция автора, а вдумчивого собеседника, следующего вместе с публицистом по всей цепи аргументов, рассуждений, выводов и сравнивающего авторскую точку зрения со своей собственной.
Следуя традициям викторианской путевой прозы, Г. Р. Хаггард использовал путевые очерки для привлечения внимания своей аудитории к имперской идее. Их существенной особенностью являлось мастерство автора знакомить читателя со своими политическими воззрениями, которые обусловливали способы воплощения идей в текст, описание быта, традиций других народов, природы.
В очерках Хаггарда высокая информативность сочетается с романтическими пейзажами, демонстрация имперских настроений с искренним интересом к культуре и судьбе туземцев, рассуждения о политических проблемах с описаниями приключений.
Г. Р. Хаггард был одним из первых викторианских писателей, создавших новый тип репрезентации Другого в жанре путешествия,: основанный на признании уникальности культуры туземцев и их положительных качеств. Восприятие автором мира туземцев обусловлено представлениями о его включённости в имперское пространство. Отличительной чертой этнографических наблюдений Хаггарда является его внимание к вопросам изучения туземных обществ в динамике их развития. Восприятие образа Другого в путевых очерках носит эмоциональный и субъективный характер, он создаётся с помощью фрагментарных описаний, художественных деталей в портретах и «сценках», раскрывающих особенности жизни других народов. Классическая дихотомия «свой — чужой» в путевых очерках Хаггарда имеет вид многополярной модели «свой — другой»: много путешествуя, писатель имеет возможность сравнивать различные культуры и высказываться по поводу иностранных традиций, обычаев, общественных институтов менее категорично, чем большинство его современников. На уровне композиции данная особенность находит своё отражение в нарушении хронологии событий, отступлениях, вставных рассказах, поскольку автор погружается в воспоминания о более ранних путешествиях.
Путевая проза Хаггарда отличается устойчивыми поэтологическими чертами, определяющимися публицистичностью очерков, принципом статусно-ориентированного нарратива и функционированием двух инвариантов: жизнь англичан в колониях и в сельской местности. Очевидно влияние жанра приключенческого романа и паломнической литературы на путевые очерки писателя. Открыто выраженная авторская позиция, стремление убедить читателей в правильности своего видения колониальной политики придают очеркам публицистический характер. Диалог с читателем принимает различные формы: от прямых обращений до толкования неизвестных жителям метрополии слов и реалий. Пояснения знакомят с особенностями быта колонистов и туземцев.
Образность, художественный хронотоп, лирические отступления, описания, приём реконструкции событий, элементы приключенческого романа сближают путевые очерки Хаггарда с беллетристикой. Циклизация очерков позволяет создать детальную картину социальной, политической, культурной жизни стран, по которым путешествовал автор.
В автобиографии и дневнике Г. Р. Хаггарда отразились общие тенденции развития английской автобиографической прозы — доминирование социальной тематики, поучительный тон, апологетические мотивы. Своеобразие его автобиографических произведений проявляется в жанровом синкретизме, разнообразии тематики, особом внимании к доказательству фактов и включении автобиографической прозы в гипертекст, объединяющий non-fiction писателя на идейно-тематическом и композиционном уровнях. По идейной направленности, открытости авторской позиции, стилевому своеобразию «Дни моей жизни» сближаются с публицистикой, по характеру материала, драматизму в изображении событий, передаче чувств и переживаний героев — с художественной литературой.
При доминировании нарративного повествования в автобиографической прозе Хаггарда широко используются элементы тезаурусной модели жизнеописания. Рассказ о своей жизни в событийной последовательности перемежается с выстраиванием картины жизни из совокупности образов, понятий, символов, идей, переживаний, чувств. Тезаурусная модель жизнеописания обуславливает ассоциативную организацию материала в ряде фрагментов, связанные с ней особенности хронотопа, наличие многочисленных авторских отступлений, вставных рассказов.
В центре тезауруса автора находится «своё» — имперские и личностные ценности. В структуре произведения «своё» проявляется, прежде всего, в авторских рассуждениях. «Чужим» для Хаггарда являются традиции, уклад жизни, общественное устройство других народов. В произведениях писателя имеет место популяризация «чужого», представленного в них в виде описаний, комментариев, пояснений, оценочных высказываний. «Чуждое» представлено «антиценностями», противоречащими «своему». По отношению к «чуждому», пересекающему границы тезауруса в виде критики, Хаггард занимает активную позицию, пытается бороться с ним, апеллирует к мнению общественности и призывает её действовать.
Отражая события и тезаурусное наполнение жизни, осмысливая их ретроспективно (автобиография) и в процессе происхождения (дневник), сочетая статусно-ориентированное и личностно-ориентированное повествование, автор создаёт художественно-философский мир, воспроизводящий хрупкое, но живое равновесие мира реального.
Воспоминания Хаггарда интересны не только с событийной точки зрения, но и благодаря психологическому осмыслению, интерпретациии и оценке событий, а также имитации самого процесса воспоминания на глазах читателя. Хаггард претендует на высокую долю объективности своего видения мира, стремится подтвердить свои убеждения документами, апеллирует к собственному опыту и авторитету.
Обращаясь к читателям, Хаггард позволяет им чувствовать себя активными участниками диалога, убеждая в том, что они сами разделяют любое высказанное автором мнение. Диалог с ними очень информативен, значительный объём занимает объяснение ситуаций, причин, экзотических реалий, традиций. Диалогичность проявляется не только в непосредственных обращениях к аудитории, но и в пересечении различных мнений. В «Днях моей жизни» Хаггард позволяет «высказываться» писателям, политикам, издателям, туземцам, показывая интересующие его явления с разных сторон.
В дневнике Хаггарда не только воспроизведены события, созданы портреты его современников, но и передан дух времени, настроение британского общества в начале XX столетия. Это документальное произведение не лишено художественности, в основе которой лежит психологизм, динамизм, наглядность, выразительность образов.
Включение таких разнообразных жанровых форм, как письма, воспоминания, вставные рассказы, портретные зарисовки, литературнаякритика, сочетание статусно-ориентированного и личностно-ориентированного повествования подчёркивают художественную многогранность автобиографии и дневника.
Лейтмотивом non-fiction Хаггарда является воссоздание картин жизни, имеющих «человеческий интерес». В своей публицистике и автобиографической прозе он стремился нарисовать объективную картину эпохи и в то же время поделиться с читателем своим личным видением пережитого.
Список литературы
- Бахтин, М. М. Эстетика словесного творчества Текст. / М. М. Бахтин- [Примеч. С. С. Аверинцева, С. Г. Бочарова]. М.: Искусство, 1986 -444 с.
- Бондарева, Л. М. Структура и функции субъекта речевой деятельности в текстах мемуарного типа: На материале соврем, нем. яз. Текст.: дис.. канд. филол. наук / Л. М. Бондарева. СПб., 1994. — 190 с.
- Бочаров, А. Г. Существует такое качество публицистичность.
- Бютнер, Т. История Африки с древнейших времен Текст. / Т. Бютнер
- Пер. с нем.. -М.: Наука, 1981.-253 с.
- Васильева, И. Уникальный талант рассказчика Текст. / И. Васильева // Хаггард, Г. Р. Собрание сочинений: в 12 т. Т. 1. Калуга: Библио, 1991. -656 с.
- О.Вершинин, И. В. К проблеме генезиса английского романтизма: Чаттертон Электронный ресурс. / И. В. Вершинин // Знание. Понимание. Умение. 2008. № 5 — Филология. — URL: http://www.zpu-journal.ru/e-zpu/2008/5/
- Гареева, JI. Н. Вопросы теории цикла (лирического и прозаического) Текст. / JI. Н. Гареева // «Стихотворения в прозе» И. С. Тургенева: Вопросы поэтики. Ижевск: УдГУ, 2004. — С. 19−27- 81−82
- Гинзбург, J1.Я. О психологической прозе Текст. / Л. Я. Гинзбург. -М.: Intrada, 1999.-415 с.
- Голосеева, А. А. Р. Киплинг об Индии: конфликт и диалог культур, стереотипы и открытия Текст.: автореф. дис.. канд. ист. наук / А. А. Голосеева. Саратов, 2001. — 19 с.
- Голубева, Е. И. Лингвостилистические средства выражения объективного и субъективного факторов в жанре автобиографии Текст.: автореф. дис.. канд. филол. наук / Е. И. Голубева. -М., 1987. -23 с.
- Горохов, В. М. Закономерности публицистического творчества: (Пресса и публицистика) Текст. / В. М. Горохов. М.: Мысль, 1975. — 187 с.
- Горохов, М. Ю. Автор или соавтор? (Своё и чужое в публицистическом творчестве) Текст. / М. Ю. Горохов // Вестник ВГУ. Серия: Филология. Журналистика 2004. — № 2. — С. 134−138.
- Грибанов, Б. Т. Романы Хаггарда Текст. / Б. Т. Грибанов // Хаггард Г. Р. Копи царя Соломона. Прекрасная Маргарет. — М.: Правда, 1991.-С. 471−476.
- Давидсон, А. Б., Филатова, И. И. Англо-бурская война и Россия Текст. / А. Б. Давидсон, И. И. Филатова // Новая и новейшая история. М., 2000.-№ 1.-С. 31−50.
- Давидсон, А. Б. Шаг в Африку Хаггарда Текст. / А. Б. Давидсон // Хаггард Г. Р. Миссия в Трансвааль. М.: Наука, 1973. С. 3−15.
- Дарвин, М. Н. Циклизация в творчестве Пушкина: Опыт изучения поэтики конвергент. сознания Текст. / М. Н. Дарвин, В. И. Тюпа. -Новосибирск: Наука, 2001 292 с.
- Даулетова, В. А. Вербальные средства создания автоимиджа Текст.: автореф. дис.. канд. филол. наук / В. А. Даулетова. Волгоград, 2004. — 22 с.
- URL: http://www.nbuv.gov.ua/Articles/KultNar/knp492/knp492l 12−115.pdf. Р. 2.
- Дускаева, Л. Р. Диалогическая природа газетных речевых жанров Текст.: автореф. дис.. доктора филол. наук / Л. Р. Дускаева. Спб., 2004.-37 с.
- Елизаветина, Г. Г. Становление жанров автобиографии и мемуаров Текст. / Г. Г. Елизаветина // Русский и западноевропейский классицизм: Проза. — М.: Наука, 1982. 291 с.
- Ерёмина, Л. И. Диалогизация как способ построения публицистического текста Текст. / Л. И. Еремина // Стилистика русского языка. Жанрово-коммуникативный аспект стилистики текста. -М., 1987. С.166−196.
- Ерофеев, Н. А. Английский колониализм в середине XIX века. Очерки Текст. / Н. А. Ерофеев. М., 1977. — 256 с.
- Журбина, Е. И. Теория и практика художественно-публицистических жанров: (Очерк, фельетон) Текст. / Е. И. Журбина. М.: Мысль, 1969. -399 с.
- Биоэтика и комплексные исследования человека. 2010. — № 7. -URL: http://www.zpu-journal.ru/e-zpu/2010/7/.
- Ибрагимова, Е. Д. Ориенталистские мотивы в творчестве Генри Райдера Хаггарда Текст.: автореф. дис.. канд. филол. наук / Е. Д. Ибрагимова. Самара, 2008. — 19 с.
- Каминский, П. П. Принципы исследования публицистики на . современном этапе Текст. / П. П. Каминский // Вестник Томского государственного университета. Филология. 2007. № 1. — С. 97−105.
- Канторович, В. Я. Заметки писателя о современном очерке Текст. / В. Я. Канторович. М.: Сов. Писатель, 1962. — 371 с.
- Карасик, В. И. О типах дискурса Текст. / В. И. Карасик // Языковая личность: институциональный и персональный дискурс: Сб. науч. тр. -Волгоград: Перемена, 2000. 228 с.
- Кириллова, Е. JL Мемуаристика как метажанр и её жанровые модификации (на материале мемуарной прозы русского зарубежья первой волны Текст.: дис.. канд. филол. наук / Е. Л. Кириллова. — Владивосток, 2004. 221 с.
- Киселев, В. С. Метатекстовые повествовательные структуры в русской прозе конца XVIII — первой трети XIX века Текст.: автореф. дис.. доктора филол. наук / В. С. Киселев. — Томск, 2006. — 47 с.
- Кожина, M. Н. О диалогичности письменной научной речи: Учеб. пособие по спецкурсу. [Текст] / M. Н. Кожина. Пермь: ПТУ, 1986. -91 с.
- Колядич, Т. М. Мгновенья полные как годы. (Двадцатые годы в воспоминаниях писателей) Текст. / Т. М. Колядич. М.: Прометей, 1993.-94 с.
- Костелянец, Б. О. Русский очерк Текст. / Б. О. Костелянец // Русские очерки [в 3 т.: сборник] / сост. Б. О. Костелянец. М.: Гослитиздат. Т. 1.-1956.-692 с.
- Крючкова, Н. Д. Образ жизни британской элиты в третьей четверти XIX века Текст.: дисс.. канд. ист. наук / Н. Д. Крючкова. -Ставрополь, 2004. 247 с.
- Кузьмина, Н. А. Интертекст и его роль в процессе эволюциипоэтического языка Текст. / Н. А. Кузьмина. Изд. 3-е, испр. и доп. — M., URSS, 2006.-269 с.
- Лазутина, Г. В. Основы творческой деятельности журналиста Текст. / Г. В. Лазутина. Учебник для вузов. М.: Аспект Пресс, 2001. — 240 с.
- Летягин, Л. Н. Личный дневник: самосознание жанра Текст. / Л. Н. Летягин // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2008. -№ 56. — С. 56−67.
- Лотман, Ю. М. Текст в тексте Текст. / Ю. М. Лотман // Об искусстве. -Спб.: Искусство СПБ, 1998. — С. 14−285.
- Лотман, Ю. М. Текст как семиотическая проблема Текст. / Ю. М. Лотман // Избранные статьи. Таллин, 1992. Т. 1.
- Луков Вл. А. Методологический баланс: на пути к синтезу историко-теоретического и тезаурусного подходов Электронный ресурс. / Вл. А. Луков // Знание. Понимание. Умение. 2008. Филология. № 5. -URL: http://www.zpu-journal.ni/e-zpu/2008/5/
- Луков, Вал. А., Луков, Вл. А. Тезаурусный подход в гуманитарных науках Текст. / Вал. А. Луков, Вл. А. Луков // Гуманитарные науки: теория и методология. 2000. — № 1. — С. 93−100.
- Луков, Вл А. Жанры и жанровые генерализации Текст. / Вл. А. Луков // Знание. Понимание. Умение. Проблемы филологии и культурологи. -2006. -№ 1.- С. 141−148.
- Маслова, Н. М. Путевой очерк: проблемы жанра Текст. / Н. М. Маслова. М.: Знание, 1980. — 116 с.
- Маслова, Н. М. Путевые записки как публицистическая форма Текст. / Н. М. Маслова. М.: Изд-во моек, ун-та, 1977. — 115 с.
- Матвеев, Р. А. Речевой жанр «публицистическая полемика» и его лингвотекстовые особенности (на материале немецкой журнальной публицистики) Текст.: дисс.. канд. филол. наук / Р. А. Матвеев. М., 2000.- 178 с.
- Михайлов, В. А. Эволюция жанра путешествия в произведениях русских писателей XVIII—XIX вв.. Текст.: дис.. канд. филол. наук / В. А. Михайлов. Волгоград, 1999. — 199 с.
- Михальская, Н. П., Аникин, Г. В. Английский роман XX века: Учеб. пособие для филол. специальностей. [Текст] / Н. П. Михальская, Г. В. Аникин. М.: Высш. шк., 1982. -192 с.
- Михеев, М. Ю. Дневник как эго-текст (Россия, XIX-XX) Текст. / М. Ю. Михеев. М.: Водолей Publishers, 2007. — 264 с.
- Михельсон, В. А. Русский путевой очерк (XVIII первой пол. XIX вв.) Текст.: автореф. канд. филол. наук / В. А. Михельсон. — Киев, 1972. — 45 с.
- Молдавский, Д. По краям далеким, но родным.(о жанре путевого очерка у писателей ленинградцев) Текст. / Д. Молдавский // Пути советского очерка. — JL, Сов. Писатель, 1958. — 367 с.
- Парфенов, И. Д. Монополия и империя: Английские привилегированные компании и колониальная экспансия 80−90х годов XIXвека Текст. / И. Д. Парфенов. Саратов: Изд-во СГУ, 1980. — 193 с.
- Петешова, О. В. Специфика языковой репрезентации картин мира диариста профессионального писателя Текст. / О. В. Петешова // Вестник Российского государственного университета им. И. Канта. — 2008.-№ 2.-С. 60−66.
- Подгорский, А. В. Дневник в системе мемуарных жанров Текст. / А. В. Подгорский // Проблемы истории, филологии, культуры. Межвуз. сб. Магнитог. гос. пед. ин-т. М., 2008. Вып. 19. — С. 96−103.
- Проскурнин, Б. М. Историческая мысль и викторианский роман: динамика взаимодействия Текст. / Б. М. Проскурнин // XXII Пуришевские чтения «История идей в жанровой истории». М.: МПГУ, 2010.-36−37.
- Прохоров, Е. П. Публицистическое обозрение Учеб. пособие. [Текст] / Е. П. Прохоров. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1963. — 35 с.
- Прохоров, Е. П. Публицистика Текст. / Е. П. Прохоров // Большая Советская Энциклопедия. 3 е изд. Т. 12. — М.: Советская энциклопедия, 1973.-С. 214.
- Рощектаева, Т. Г. Жанрово-стилистические особенности современного путевого очерка: на материале русской публицистики 90-х годов XX века Текст.: автореф. дис.. кандидата филол. наук / Т. Г. Рощектаева. -М., 2007−21 с.
- Сапогов, В. А. Поэтика лирического цикла А. А. Блока Текст.: автореф. дис. канд. филол. наук / В. А. Сапогов. М., 1967. — 16 с.
- Сидорова, М. А. Публицистический вариант речевого жанра «портрет человека» Текст.: дис.. канд. филол. наук / М. А. Сидорова. -Барнаул, 2005. 238 с.
- Симонова, Т. Г. Мемуарная проза русских писателей XX века. Поэтика и типология жанра Текст. [Учеб. пособие] / Т. Г. Симонова. Гродно: ГрГУ, 2002.-119 с.
- Скибина, О. М. Творчество В.Л. Кигна-Дедлова: проблематика и поэтика Текст. / О. М. Скибина. Оренбург, 2003. — 214 с.
- Соловьёва, Н. А. Хаггард Текст. / Н. А. Соловьёва // Зарубежные писатели. Биобиблиографический словарь: в 2 ч. Ч. II. М.: Просвещение. 1997. — С. 372−375.
- Старыгина, H.H. Проблема цикла в прозе Н.С. Лескова Текст.: автореф. дис. .канд. филол. наук / Н. Н. Старыгина. Л., 1985. — 22 с.
- Стюфляева, М. И. Образные ресурсы публицистики Текст. / М. И. Стюфляева. М.: Мысль, 1982. — 176 с.
- Суровцев, Ю. И. О публицистике и публицистичности Текст. / Ю. И. Суровцев // Знамя. 1986. — № 4. — С. 208−224.
- Тартаковский, А. Г. 1812 год и русская мемуаристика: Опыт источниковедческого изучения Текст. / А. Г. Тартаковский. М.: Наука, 1980.-311 с.
- Тартаковский, А. Г. Русская мемуаристика XVII первой половины XIX в.: От рукописи к кн. Текст. / А. Г. Тартаковский. — М.: Наука, 1991.-286 с.
- Учёнова, В. В. Гносеологические проблемы публицистики Текст. / В. В. Учёнова. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1971. — 147 с.
- Фатеева, H.A. Интертекст в мире текстов. Контрапункт интертекстуальности Текст. / Н. А. Фатеева. М.: КомКнига, 2007. -282 с.
- Фёдоров, А. А. Идейно-эстетические аспекты развития английской прозы (70−90 гг. XIX века) Текст. / А. А. Фёдоров. -Свердловск, 1990. 187 с.
- Черепахов, М. С. Проблемы теории публицистики Текст. / М. С. Черепахов. М.: Мысль, 1973. — 267 с.
- Чернявская В. Е. Интертекстуальность как текстообразующая категория вторичного текста в научной коммуникации: (На материале немецкоязыч. науч.-критич. текстов рец.) Текст. / В. Е. Чернявская. — Ульяновск: Изд-во Средневолж. науч. центра, 1996. 107 с.
- Чулюкина, М. Г. Дневник как жанр публицистики: предметно-функциональные особенности Текст.: автореф. дис.. канд. филол. наук / М. Г. Чулюкина. Казань, 2009. — 22 с.
- Шадрина, М. Г. Эволюция языка «путешествий» Текст.: дис.. доктора филол. наук / М. Г. Шадрина. М., 2003. — 396 с.
- Шипилова, Н. А. Поэтика очеркистики Г.И. Успенского: Цикл «Письма с дороги» Текст.: дис. канд. филол. наук / Н. А. Шипилова. -Воронеж, 2004. 136 с.
- Шомова, С. А. Виды условности в публицистике Текст.: автореф. дис. канд. филол. наук / С. А. Шомова. М., 1990. — 22 с.
- Щелкунова, Е. С. Публицистический текст в системе массовой коммуникации: специфика и функционирование Текст.: дисс.. канд. филол. наук / Е. С. Щелкунова. Воронеж, 2004. — 220 с.
- Эпштейн, М. Н. Жизнь как тезаурус Электронный ресурс. // Консультативная психология и психотерапия. 2007. № 4. // М. Н. Эпштейн. — URL: http://psyjournals.ru/mpj/2007/n4/Epshtein.shtml
- Явчуковский, Я. И. Документальные жанры. Образ, жанр, структура произведения Текст. / Я. И. Явчуковский. Саратов: Изд-во Саратовского университета, 1974. — 231 с.
- Adams, Р. Travel Literature and the Evolution of the Novel Text. / P. Adams. Univ. Pr. of Kentucky, 1983.-368 p.
- Arnold, M. The Function of Criticism at the Present Time / M. Arnold // Essays in Criticism. London and Cambridge: Macmillan and Co., 1865. P. 1−41.
- Ashcroft, B. Travel and Power Text. / B. Ashcroft // Travel Writing, Form and Empire: The Poetics and Politics of Mobility. Ed. by Julia Kuehn, Paul Smethurst. New-York-London: Routledge. Tailors Francis Group, 2008. — P. 229−242.
- Barros, C. A. Autobiography: narrative of transformation Text. /
- C. Barros. University of Michigan Press, 1998. — 248 p.
- Baude, M. Le moi au futur: l’image de l’avenir dans l’autobiographie Text. / M. Baude // Romantisme. Images de soi: autobiographie et autoportrait au XIXeme siecle. 1987. -№°56.-P. 29−36.
- Benachour, N. Voyage et ecriture: penser la litterature autrement Text. / N. Benachour // Synergies Algerie. Litterature et Mythes. Hommage a Paul Siblot. 2008. -№ 3. P. 201−209.
- Blake, A. Reading Victorian fiction: The cultural context and ideological content of the nineteenth-century novel Text. / A. Blake. New York: St. Martin’s press, 1989. — 201 p.
- Blanton, C. Travel Writing (Genres in Context) Text. / C. Blanton. -Routledge, 2002. 176 p.
- Boehmer E. Empire writing: an anthology of colonial literature, 18 701 918 Text. / Boehmer. Oxford: Oxford University Press, 1998. — 507 p.
- Borm, J. Defining Travel. On the Travel Book, Travel Writing and terminology Text. / J. Borm // Perspectives on travel writing. Ed. by Glenn Hooper, Tim Young. Aldershot and Burlington: Ashgate Publishing, 2004.-P. 13−27.
- Bres, J. Dialogisme et polyphonie: approches linguistiques Text. / J. Bres. Bruxelles: De Boeck-Duculot, 2005. — 344 p.
- Burcey, W. Rider Haggard: A Study of Popular Fiction Text.:
- D. Phil. Thesis / W. Burcey. Memorial Univ. of Newfoundland, 1972.401p.
- Burton, R. First Footsteps in East Africa Text. / R. Burton. L., Longman, Brown, Green and Longmans. — 648 p.
- Campbell, M. B. The witness and the other world: exotic European travel writing, 400−1600 Text. / M.B.Campbell. Ithaca & London: Cornell Univ. Press, 1991.-285 p.
- Carey, D., Jowitt, C. Introduction: Early Modern Travel Writing Text. / D Carey, C. Jowitt // Studies in Travel Writing. 2008. № 12. — P. 1−5.
- Chirico, D. The travel Narrative as a (Literary) Genre Text. / D. Chirico // Under Eastern eyes: a comparative introduction to East European travel writing on Europe. Ed. by Bracewell W., Drace-Francis A. -Budapest: CEUPress, 2008. -388 p.
- Cobbett, W. Rural Rides Text. / W. Cobbett. L., published by William Cobbett, 183, Fleet Street. 1830. — 668 p.
- Cockshut, A. The art of autobiography in 19th and 20th century England Text. / A. Cockshut. New Haven- L., Yale university press, 1984.-222 p.
- Cohen, M. Rider Haggard. His Life and Work Text. / M. Cohen. -L.: Hatchinson, 1968. 327 p.
- Colley, A. Nostalgia and Recollection in Victorian Culture Text. / A. Colley. New York: Palgrave, 1998. — 218 p. r
- Crouzet, M. Ecriture et autobiographie dans la Vie de Henry Brulard Text. / M. Crouzet // Stendhal et les problemes de l’autobiographie. -Grenoble: Presses universitaires de Grenoble, 1976. 166 p.
- Chrisman, L., Rereading the imperial romance: British imperialism and South African resistance in Haggard, Schreiner, and Plaatje Text. / L. Chrisman. Oxford: Oxford University Press, 2000. — 241 p.
- Dodd, Ph. The Art of travel: essays on travel writing Text. / Ph. Dodd. L.: Routledge, 1982. — 164 p.
- Doyle, C. The Great Boer War Text. / C. Doyle. L.: Smith Eider, 1902.
- Ellis, P. B. H. Rider Haggard: A Voice from the Infinite Text. / P. B. Ellis. L.: Routledge, 1978. — 291 p.
- Elwin, M. Old Gods Falling Text. / M. Elwin. Readbooks, 2006. -420 p.
- Farewell, B. Taking Sides in the Boer War Text. / B. Farwell // American Heritage Magazine, April 1976. Vol. 27, Issue 3. — P. 20−25.
- Filloy, R. Text. / R. Filloy // Literary nonfiction: Theory, criticism, pedagogy. Ed. by Chris Anderson Carbondale. Edwardsville: Southern Illinois univ. press, 1989. — P. 51.
- Flohr, B. Representation of the «Self' and the «Other» in Eighteenth-Century Travel Literature Electronic resource. / B. Flohr. URL: www. http ://itp .uni-hannover .de~flohr/essay s
- Fowler, C. Chasing tales: travel writing, journalism and the history of British ideas about Afghanistan Text. / C. Fowler // Studia imagologica. V. 12. Rodopi, 2007. — 283 p.
- Freedgood, E. Victorian writing about risk: imagining a safe England in a dangerous world Text. / E. Freedgood. Cambridge: Cambridge university press, 2000. — 216 p.
- Fussel, P. Abroad: British Literary Travelling Between the Wars Text. / P. Fussel. New-York: Oxford university press, 1980. — 203 p.
- Guy, J., The Destruction of the Zulu Kingdom: the civil war in Zululand, 1879—1884. L., Longman, 1979. 273 p.
- Haggard, H. R. A Farmer’s Year by H. R. Haggard being his commonplace book for 1898 Text. / H. R. Haggard. L., Longmans, Green, and Co. 1909. — 471 p.
- Haggard, H. R. A History of the Transvaal (1899) Text. / H. R. Haggard. BiblioBazaar, LLC, 2009. — 276 p.
- Haggard, H. R. A Visit to the Chief Secocoeni / H. R. Haggard // Gentleman’s Magazine. L., 1877 a, CCXLIII. — P. 302−318.
- Haggard, H. R. A Winter Pilgrimage Being an Account of Travels through Palestine, Italy, and the Island of Cyprus, accomplished in the Year 1900 Text. / H. R. Haggard. London, New York and Bombay, Longman, Green, and Co., 1901. — 153 p.
- Haggard, H. R. A Zulu War-Dance / H. R. Haggard // Gentleman’s Magazine. L., 1877 b. № 243. — P. 94−107.
- Haggard, H. R. Cetewayo and his White Neigbours, or Remarks on Recent Events in Zululand, Natal, and Transvaal Text. / H. R. Haggard. -L.: Paul, Trench, Trubner &Co, 1882. 139 p.
- Haggard, H. R., Coan S. Diary of an African journey (1914) Text. / H. R. Haggard, S. Coan. L., C. Hurst &Co. Publishers. 2001. — 345 p.
- Haggard, H. R. Diary of an African Journey: The return of Rider Haggard Text. / H. R. Haggard. Ed. By S. Coan. Pietermaritzburg: University of Natal Press, 2000. — 345 p.
- Haggard, H. R. Lost on the Veld Text. / H. R. Haggard // Youth’s Companion. -New-York. -25.09.1902 a. -P. 185−194
- Haggard, H. R. Rural Denmark and its Lessons Text. / H. R. Haggard. -L.: Longman, Green & Co, 1911.-335 p.
- Haggard, H. R. Rural England, Being an account of agricultural and social researches carried out in the years 1901 & 1902 Text. / H. R. Haggard. L.: Longman, Green & Co, 1902 b, in 2 vols.
- Haggard, H. R. The Days of My Life: An Autobiography by H. Rider Haggard Electronic resource. / H. R. Haggard. In 2 vols. L., 1926. -URL: http://gutenberg.net.au/ebooks03/300 141 .txt
- Haggard, H. R. The Last Boer War Text. / H. R. Haggard. L., Paul, Trench, Trubner a. Co., 1899. — 244 p.
- Haggard, H. R. The Private Diaries of Sir Henri Rider Haggard 19 141 925 Text. / H. R. Haggard. EdbyD. S.Higgins. L., Cassel, 1980. — 299 p.
- Haillet, P. P., Karmaoui G. Regards sur l’heritage de Mikhail Bakhtine Text. / P. P. Haillet, G. Karmaoui. Cergy — Pontoise (Val-d'Oise): Universite de Cergy-Pontoise, 2005. — 242 p.
- Harrison, A. H. Victorian poets and the politics of culture: discourse and ideology Text. / A. H. Harrison. Charlottesville, London: University of Virginia Press. 1998. — 189 p.
- Hewitt, M. Diary, Autobiography and the Practice of Life History Text. / M. Hewit // Life-writing and Victorian Culture. Ed. by David Amigoni. Aldershot: Ashgate Publishing, Ltd., 2006. — P. 21−41.
- Holloway, J. The Victorian Sage: Studies in Argument (1953) Text. / J. Holloway. L., Macmillan, RptHamden,? ArchonBooks, 1962. — 300 p.
- Howitt, W. The rural life of England Text. / W. Howitt. L., Longman, Brown, Green, and Longmans, 1840. — 615 p.
- Howkins, A. Rider Haggard and rural England: an essay in literature and history Text. / A. Howkins // The Imagined Past: History and Nostalgia. Manchester: Manchester University Press, 1989. — P. 81−94.
- Jefferies, R. Hodge and its masters Text. / R. Jefferies. L., Smith, Elder, & Co., 1880.-312 p.
- Katz, V. R. Rider Haggard and the Fiction of Empire Text. / V. R. Katz. Cambridge: Cambridge University Press, 1987. — 171 p.
- Kingsley, M. Travels in West Africa Text. / M. Kingsley. -L., Macmillian and co., limited, 1897. 743 p.
- Kipling, R. The Ballad of East and West Text. / R. Kipling // Barrack-Room Ballads and Other Verses 1889−1891. L.: The echo library, 2008.-228 p.
- Kitzan, L., Victorian writers and the image of empire: the rose coloured vision Text. / L. Kitzan. L., Greenwood publishing group, 2001. -203 p.
- Korte, B. English Travel Writing From Pilgrimages to Postcolonial Explorations Text. / B. Korte. Basingstoke: Palgrave Macmillan, 2000. -228 p.
- Korte, B. Chrono-types: Notes on Forms of Time in the Travelogue Text. / B. Korte // Writing Travel: The Poetics and Politics of the Modern Journey. Ed. by John Zilcosky. Toronto, Buffalo, London: Univ. of Toronto Press, 2008. — P. 25−57.
- Krebs, P. M. Gender, Race and Writing of Empire: Public Discourse of the Boer War Text. / P. M. Krebs. Cambridge: Cambridge University Press, 2004. — 220 p.
- Kristeva, J. Revolution in Poetic Language Text. / J. Kristeva. New York: Columbia University Press, 1984. — 271 p.
- La Bossiere, C. R. The Victorian Fol sage: comparative readings on Carlyle, Emerson, Melville, and Conrad Text. / C. R. La Bossiere. -Lewisburg, Pennsylvania: Bucknell University Press, 1989. 132 p.
- Landow, G. P. Elegant Jeremiahs: the Sage from Carlyle to Mailer Text. / G. P. Landow. Ithaca, New York: Conrnell University Press, 1986. — 198 p.
- Landow, G. P. Elegant Jeremiahs: The Genre of the Victorian Sage Text. / G. P. Landow // Victorian Perspectives: six essays. Ed. by J. Clubbe, J Meckier. Newark: University of Delaware Press. 1989. — P. 21−42.
- Lawrence, W. The Autobiography of Sergeant William Lawrence Text. / W. Lawrence. L., Sampson Low, Marston, Searle, & Rivington Crown Building. — 1886.
- Lejeune, P. Le Pacte autobiographique Text. / P. Lejeune. Paris: Editions du Seuil, 1975. — 357 p.
- Lisle, D. The global politics of contemporary travel writing Text. / D. Lisle. Cambridge University Press, 2006. — 299 p.
- Literary Criticism (1400−1800) «Introduction.» Literary Criticism (1400−1800). Vol. 77. Gale Cengage, 2002. eNotes.com. 2006. 24 Mar, 2009 Electronic resource. / URL: http://www.enotes.com/literary-criticism/eighteenth-century-travel-narratives
- Livingstone, D. Missionary Travels and Researches in South Africa Text. / D. Livingstone. L., 1857. — 687 p.
- Low, G. Ching-Liang. White skins / Black masks: representation and colonialism Text. / G. Ching-Liang Low. Taylor &Francis, 1996. — 299 p.
- Lynn, T. Men of letters, writing lives: masculinity and literary auto/biography Text. / T. Lynn. Broughton: Routledge, 1999. — 213 p.
- Mackenzie, J. M. Empire and the Global Gaze Text. / J. M. Mackenzie // The Victorian vision: Inventing New Britain. Ed. by John M. Mackenzie. London: V & Apubl., 2001. — P. 241−261.
- McAdams, D. P. Identity and the Life Story Text. / D. P. McAdams // Autobiographical memory and the construction of a narrative self: developmental and cultural perspectives. Ed. by Fivush R., Haden C. A. -Routledge, 2003. P. 187−208.
- Marcus, L. The face of autobiography Text. / L. Marcus // The uses of autobiography. Ed. by J. Swindells. L., Taylor &Francis, 1995. — P. 1331.
- Mingay, G. E. The Victorian countryside Text. / G. E. Mingay. vol. 1. L., Routledge, 2000. — 702 p.
- Mitford, M. R. Our village: Sketches of Rural Character and Scenery Text. / M. R. Mitford. L., Woodstock Books, 1824. — 298 p.
- Moran, M. Victorian literature and culture Text. / M. Moran. New York: Continuum International Publishing Group, 2006. — 184 p.
- Morgan, T. Victorian sages and cultural discourse: renegotiating gender and power Text. / T. Morgan. New Brunswick, N.J., and London: Rutgers University Press, 1990. — 330 p.
- Murray, D. Ch. The making of a novelist. An experiment in Autobiography. L., 1894. — 221 c.
- Nagel, J. The contemporary American short-story cycle: the ethnic resonance of genre Text. / J. Nagel. LSU Press, 2004. — 297 p.
- Nevinson, H. W. Ladysmith. The diary of a siege Text. / H. W Nevinson. L., Methuen &Co. -. 1900. — 306 p.
- Nixon, R. London Calling- VS Naipaul’s Postcolonial Mandarin. Oxford: Oxford University Press, 1992. 229 p.
- Pallua, Ulrich. Eurocentrism, racism, colonialism in the Victorian and Edwardian age: changing images of Africa (ns) in scientific and literary texts Text. / U. Pallua. // Anglistische Forschungen- Bd. 356. Heidelberg: Winter, cop. 2006. — 263 p.
- Park, M. Travels in the Interior of Africa Electronic resource. / M.Park. L., 1825 URL: http://www.gutenberg.org/dirs/etext04/mngl 10h.htm.
- Peterson, L. H. Sage Writing Text. / L. Peterson // A companion to Victorian Literature and Culture. Ed. by Herbert F. Tucker. Maiden, Massachusetts: Wiley-Blackwell, 1999.-P. 373−388
- Pratt, M. L. Imperial Eyes: Travel Writing and Transculturation. Text. / M. L. Pratt. New York: Routledge, 1992. — 276 p.
- Pratt, M. L. Fieldwork in Common Places Text. / M. L. Pratt // Writing culture: The Poetics and Politics of Ethnography. Ed. by J. Clifford, G. E. Marcus Berkeley: University of California press, 1986. — P. 27−50.
- Preston, P. Simpson-Housley, P. Writing the city: Eden, Babylon, and the New Jerusalem Text. / P. Preston, P. Simpson-Housley. London and New York: Routledge, 1994. — 351 p.
- Rich, P. Victorian values: The Quest for Englishness Text. / P. Rich // Victorian values: Personalities a. perspectives in nineteenth-century soc. Ed. by Gordon Marsden. London- New York: Longman, 1990. — 292 p.
- Rinehart, K. The Victorian Approach to Autobiography Text. / K. Rinehart//Modern Philology, Vol. 51, No. 3 (Feb., 1954). P. 177−186
- Robertson, H. Mackenzie, A. Mission life among the Zulu Kafirs: memorials of Henrietta Robertson Text. / H. Robertson, A. Mackenzie. -L., Bell and Daldy, 1866.-380 p.
- Robinson, R., Gallagher, J. Africa and the Victorians: The Climax of imperialism Text. / R. Robinson, J. Gallagher. — New-York: Doubleday 1968.-491 p.
- Rudyard Kipling to Rider Haggard. The record of a friendship Text. Ed by Morton Cohen. L., Hutchinson, 1965. — 196 p.
- Rural England- Rider Haggard’s Views on Great Britain’s Agricultural Conditions. January 17, 1903, Saturday Section: The New York Times Saterday review of books and art. P. BR16.
- Said, E. Orientalism Text. / E. Said. New York: Vintage Books, 1979.-368 p.
- Sandison, A. The wheel of empire. A study of the imperial idea iniL iLsome late 19 and early 20 fiction Text. / A. Sandison. London etc.: Macmillan- New York: St. Martins press, 1967. — 213 p.
- Stelzig, E. The Romantic Subject in Autobiography Text. / E. Stelzig // Nonfictional romantic prose: expanding borders. Sondrup S. P., Gillespie G. E. P. John Benjamins Publishing Company, 2004. — P. 223−240.
- Spiers, E. M. The armed forces Text. / E. M. Spiers // A companion to nineteenth century Britain. Ed. by Chris Williams. Wiley-Blackwell, 2004.-P. 79−95.
- Spurr, D. Rhetoric of Empire: Colonial Discourse in Journalism, Travel Writing, and Imperial Administration Text. / D. Spurr. L., Duke University Press, 1993. — 223 p.
- Stiebel, L. Imagining Africa: landscape in H. Rider Haggard’s African romances Text. / L. Stiebel. Westport, CT: Greenwood Publishing Group, 2001.- 155 p.
- Street, B. The savage in literature. Representations of «primitive» soc. In English fiction, 1858 1920 Text. / B. Street. — L., Boston: Routledge &Kegan Paul, 1975. — 207 p.
- Sim, S. Spiritual Autobiography // The Literary Encyclopedia, Electronic resource. / S. Sim. First published 01 January 2001 URL: http://www.litencyc.com/php/stopics.php?rec==true&UID=1377, accessed 20 January 2010.
- The Cambridge companion to travel writing. Ed. by Hulme P., Youngs, T. Cambridge, Massachusetts: Cambridge University Press, 2002. 343 p.
- The Oxford English Literary History Text. Ed. by J. Bate, Ph. Davis., J. Simpson, Chr. Baldick, King B. Alvin, R. Stevenson. Oxford: Oxford University Press, 2002. 631 p.
- Todorov, T. Les Morales De L’Histoire Text. / T. Todorov. Paris: Hachette litterature, 1997. — 393 p.
- Vivies, Jean 3.1 | 2005: Recits de voyage «Topographies litteraires «, E- rea, 3.1 | 2005, En ligne., mis en ligne le 15 juin 2005. URL: http://erea.revues.org/index519.html. Consulte le 21 juin 2009.
- Waller, Ph. J. Writers, Readers, and Reputations: Literary Life in Britain, 1870 1918 Text. / Ph. J. Wallek. — Oxford: Oxford university press, 2006.-911 p.
- Wilkinson, A. M. G. A Lady’s life and travels in Zululand and the Transvaal during the Cetewaya’s reign: Being the African Letters and journals of the late Mrs. Wilkinson Text. / A. M. G Wilkinson. -BiblioBazaar, LLC, 2009. 280 p.
- Wilkinson, S. Lessons of the War, Being Comments from Week to Week to the Relief of Ladysmith Text. / S. Wilkinson. Westminster Archibal Constable & Company Philadelphia J. B. Lippincott Company, 1900.-204 p.
- Young, A. Tours in England and Wales, selected from the Annals of Agriculture, 1784 1809 Text. / A. Young. L., 45 vols
- Youngs, T. The Importance of Travel Writing Text. / T. Youngs // The European English Messenger, 2004. № 13. 2. — P. 55−62.
- Youngs, T. Travelers in Africa: British Travelogues, 1850−1900 Text. / T. Youngs. Manchester and New-York: Manchester University Press, 1994.- 235 p.
- Zilcosky, J. Writing Travel Text. / J. Zilcosky // Writing Travel: The Poetics and Politics of the Modern Journey. Ed. by John Zilcosky. -Toronto, Buffalo, London, 2008. P. 3−25.
- Zweder von Martels. Travel Fact and Fiction: Studies in Fiction, Literary Tradition, Scholarly Discovery and Observation in Travel Writing Text. / Zweder von Martels. Leiden: Brill, 1994. — 246 p.1 tin