Обучение невербальному общению
Понятие «невербальное общение» трактуется как вид общения, при котором невербальная коммуникация является главным средством передачи информации, организации взаимодействия людей, влияния на собеседника. Невербальная коммуникация включает обмен невербальными сообщениями и их интерпретацию. Перечень невербальных средств общения обширен, однако наиболее значимыми для решения задач обучения младших… Читать ещё >
Обучение невербальному общению (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Значение обучения невербальному общению
Основным орудием общения людей является звуковой язык, который имеет особое окружение — невербальные (несловесные, неязыковые) средства общения (мимика, жесты, глазной контакт, поза и др.). Применение невербальных средств общения повышает его эффективность — помогает собеседникам избежать в коммуникации словесного нагромождения, неоправданного повтора, придает высказываниям эмоциональность. Через невербальные каналы передастся до 80% информации; человек больше доверяет информации, поступившей именно по несловесным каналам, так как она проявляется спонтанно, бессознательно. Владение невербальными средствами общения важно для обоих собеседников: говорящий с помощью мимики, жестов более эффективно передает свои мысли и чувства слушателям; слушатели лучше понимают говорящего, если умеют прочитывать его мимику и жесты.
А. Г. Асмолов отмечает, что современному образованию характерен лингвоцентризм — центрация на словах. Потенциал невербальных средств общения в образовательном процессе в полной мере не используется. Между тем применение невербальных средств общения (жестов, мимики и др.) необходимо в образовательном процессе, когда нужно передать информацию (подчас без слов), сообщить о своем согласии или несогласии и др.
Понятие «невербальное общение» трактуется как вид общения, при котором невербальная коммуникация является главным средством передачи информации, организации взаимодействия людей, влияния на собеседника. Невербальная коммуникация включает обмен невербальными сообщениями и их интерпретацию.
Невербальная коммуникация осуществляется посредством невербальных средств общения, которые выполняют ряд функций:
- 1) экономят языковые средства;
- 2) замещают высказывание;
- 3) углубляют смысл высказывания;
- 4) передают эмоции, информацию о личных качествах собеседника, его профессиональной принадлежности и др.[1]
Перечень невербальных средств общения обширен, однако наиболее значимыми для решения задач обучения младших школьников коммуникации являются мимика, жесты, поза.
Мимика — выразительное движение мышц лица, которое отражает внутреннее эмоциональное состояние человека, дает истинную информацию о том, какие чувства переживает человек. Мимическая картина, отражающая то или иное чувство (радость, удивление, страх, печаль, гнев и др.), складывается из совокупности скоординированных движений лицевых мышц. При этом положительные эмоции распознаются достаточно легко, отрицательные же воспринимаются затрудненно[2]. Мимика позволяет собеседникам лучше понимать мысли и чувства друг друга при наличии способности прочитывать сигналы собеседника и продуцировать мимические картины, адекватные ситуации общения.
Жестикуляция трактуется как система телодвижений (особенно движений рук), часть коммуникативного акта. Для организации обучения невербальному общению важно знать основные виды жестов. Коммуникативные жесты используются в ситуациях приветствия, прощания, привлечения внимания и др. Эмоциональные жесты передают различные оттенки чувств (радость, огорчение, недоумение и т. п.), что закреплено в устойчивых словосочетаниях (задрать нос, развесить губы). Указательные жесты используются с целью выделения какого-то предмета из ряда однородных. Ритмические жесты связаны с ритмикой устной речи, усиливают логическое ударение, сопровождают замедление и ускорение темпа речи и др. Изобразительные жесты применяются в ситуации описания предмета, состояния человека, а также для усиления воздействия на слушателя.
Поза есть положение в пространстве, которое принимает человек. Знание видов поз помогает учителю определить содержание обучения. Во-первых, поза означает включение в ситуацию общения либо исключение из нее (открытость или закрытость для контакта). При готовности к общению человек улыбается, его голова повернута к партнеру, корпус подан вперед. Закрытость для контакта проявляется в скрещивании рук на груди, сплетении пальцев, в позе «нога на ногу» и др. Во-вторых, поза свидетельствует о доминировании (проявляется в «нависании» над партнером, похлопывании его по плечу и др.) или о зависимости (проявляется во взгляде снизу вверх, сутулости) в общении. В-третьих, поза характеризует общение в целом: гармоничная поза синхронизирована с позой партнера; противостояние проявляется в сжатии пальцев в кулаки, выставлении плеча вперед и др.