Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Экономический механизм развития курортно-туристского комплекса региона: на примере Карачаево-Черкесской Республики

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Становление рыночных отношений в нашей стране стимулировало бурный процесс создания рынка туризма, что обусловило появление научноисследовательских центров, средних и высших учебных заведений, призванных восполнить пробел в квалифицированных кадрах туристского бизнеса. Формирование научной школы сферы туризма потребовало объединений усилий ученых и практиков в результате чего, в 1994 г. была… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Экономические основы и рыночные факторы развития курортно-туристского комплекса. ^
    • 1. 1. Место и значение туризма в отраслевой структуре переходной экономики России
    • 1. 2. Основные тенденции в развитии курортно-туристского дела
    • 1. 3. Особенности экономического развития регионов курортно-туристской направленности
  • Глава II. Экономические факторы повышения эффективности использования курортно-туристского потенциала
    • 2. 1. Роль курортно-туристского комплекса в реализации стратегии
    • 2. 2. Экономические инструменты государственного регулирования развития курортного дела и туризма
    • 2. 3. Рыночные механизмы активизации использования туристского потенциала региона
  • Глава 3. Основные направления стратегического регулирования развития курортно-туристского комплекса Карачаево-Черкесской республики
    • 3. 1. Стратегическое регулирование развития регионального курортно-туристского комплекса
    • 3. 2. Совершенствование системы управления курортно-туристским Комплексом Карачаево-Черкесской республики
    • 3. 3. Формирование маркетинговой стратегии повышения эффективности использования туристского потенциала Карачаево-Черкесской республики

Экономический механизм развития курортно-туристского комплекса региона: на примере Карачаево-Черкесской Республики (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В современном мире туризм является одной из доходных отраслей экономики. Оценивая перспективы развития мирового туризма, Всемирная туристская организация прогнозирует вхождение России к 2010 году в десятку наиболее посещаемых стран мира. Туризм оказывает стимулирующее воздействие на функционирование ключевых секторов экономики: транспорт, связь, торговлю, строительство, сельское хозяйство, производство товаров массового потребления, в том числе изделий традиционных промыслов, сувенирных товаров с национально-региональной символикой, а также издание книг об историко-культурных и природных достопримечательностях, справочников-путеводителей, карт, рекламных буклетов, открыток и т. д. Кроме того, развитие туризма обеспечивает создание дополнительных рабочих мест, улучшение инвестиционного климата, активизацию предпринимательской деятельности. Таким образом, туризм при соответствующих условиях может стать катализатором оздоровления экономики как страны в целом, так и конкретных регионов. Однако, осуществить это возможно только при условии проведения активной государственной политики поддержки сферы туризма, реализации современных стратегий его реализации.

Сложившийся в последние годы стихийный российский рынок туристских услуг, при отсутствии координирующего начала, находится в состоянии вялотекущего функционирования. Карачаево-Черкесская республика, обладая значительным природно-рекреационным потенциалом, совокупностью культурно-исторических памятников занимает пока не ведущее место среди туристских регионов Российской Федерации как по степени развития туристской инфраструктуры, так и по посещаемости туристами. Несмотря на то, что туристская отрасль рассматривается в качестве приоритетной для экономики республики, как сфера, повышающая уровень ее финансовой самодостаточности, на сегодняшний день принцип главенствования ее развития остается в значительной степени декларативным. В настоящее время в республике отсутствует единая концепция развития туризма, не отработан экономический механизм функционирования курортно-туристского комплекса региона, отсутствует единая регионально-маркетинговая стратегия развития отрасли. Это позволяет сделать вывод о необходимости трансформации системы управления сферой туристского бизнеса, что актуализирует необходимость проведения исследований по разработке новых подходов к формированию механизма развития курортно-туристского комплекса республики.

Степень разработанности проблемы. Отечественная научная школа экономики туризма относительно молода и находится в процессе становления, поскольку производство и потребление туристских товаров и услуг приобрели массовый характер только во второй половине XX в. К этому же периоду относится и начало активной разработки экономических подходов к организации туризма, а также формирование системы статистического учета туристских услуг. Первые комплексные исследования макроэкономического эффекта развития туризма относятся к концу 80-х — началу 90-х гг. Тем не менее, до настоящего времени не создано единой методики оценки вклада туризма в развитие народного хозяйства.

Особая роль в научном обосновании и исследовании проблем функционирования и развития рынка курортно-туристских услуг принадлежит западноевропейским ученым-экономистам К. Каспару, Х.-П. Шмидхаузеру, У. Мюллер, И. Криппендорфу, Р. Юнку, Х.Вайсу.

В России на уровне макроэкономической политики туризм все еще не воспринимается как полноправная конкурентная отрасль народного хозяйства и предмет научного анализа. Специальной исследовательской литературы по данной тематике мало. Очевидна потребность в отраслевом периодическом фундаментально-научном издании. Количество теоретических и прикладных разработок в данной области по сравнению с другими отраслями экономических знаний, незначительны, а если учесть, что долгое время российские ученые и практики были лишены возможности изучения достижений зарубежных исследований, то пробел в литературе по данной проблеме особенно ощутим.

Становление рыночных отношений в нашей стране стимулировало бурный процесс создания рынка туризма, что обусловило появление научноисследовательских центров, средних и высших учебных заведений, призванных восполнить пробел в квалифицированных кадрах туристского бизнеса. Формирование научной школы сферы туризма потребовало объединений усилий ученых и практиков в результате чего, в 1994 г. была учреждена Российская международная академия туризма (РМАТ). Научные труды и исследования ученых РМАТ послужили теоретической и методологической базой диссертационного исследования. Существенный вклад в разработку теоретических и методологических вопросов внесли работы Азара А. И., Биржакова Н. Б., Богданова Е. И., Волковой JI.A., Кабушкина Н. И., Карповой Г. А., Квартальнова В. А., Папирян Г. А. Из числа работ, посвященных исследованию проблем курортно-туристской и рекреационной сферы последних лет следует отметить труды Богомоловой Е. С., Гаврильчак Н. И., Дружинина А. Г., Латышева В. В., Моисеевой Н. К., Сапруновой В. Б., Семеняк Н. Г., Танова М. Х., Темирова Д. С. и др.

Отдавая должное разработкам, связанным с этим направлением экономической науки, следует отметить, что ряд специфических региональных проблем развития курортно-туристского комплекса оказался за рамками предмета их научных исследований. Таким образом, относительная научная неразработанность и практическая значимость развития туристской отрасли в региональном воспроизводственном процессе обусловили выбор темы диссертационной работы, постановку его цели и формулировку задач.

Цель и задачи исследования

Цель диссертационного исследования состоит в научном обосновании основных направлений и способов совершенствования механизмов развития, регулирования и управления курортно-туристским комплексом региона.

В соответствии с поставленной целью в диссертационном исследовании поставлены и обоснованы следующие задачи:

— определение места и функциональной роли курортно-туристского комплекса в структуре национальной экономики;

— анализ основных тенденций развития туристской отрасли;

— выявление особенностей экономического развития регионов курортно-туристской направленности;

— анализ современного состояния и влияния развития курортнотуристского комплекса на экономику региона;

— оценка экономических инструментов государственного регулирования курортно-туристской сферы, а также изучение зарубежного опыта организации системы менеджмента в курортно-туристском комплексе;

— концептуальное обоснование алгоритма совершенствования механизма развития регионального курортно-туристского комплекса посредством оптимизации системы управления туристской отраслью республики на основе формирования маркетинговой стратегии ее развития.

Объектом исследования является структурная организация и динамические характеристики развития курортно-туристского комплекса на федеральном и региональном уровнях в условиях перехода к рынку.

Предметом исследования выступает экономический механизм развития курортно-туристского комплекса Карачаево-Черкесской республики.

Методологической и теоретической базой исследования послужили фундаментальные положения системно-функционального подхода, диалектического метода познания экономических процессов и явлений, логического анализа, общей теории экономики и менеджмента, теории стратегического управления. В процессе исследования применялись как теоретические, так и эмпирические методы научного познания: системного и сравнительного анализа, динамических рядов, а также социологических замеров (анкетирование населения, экспертные опросы руководителей турфирм и турпредприятий).

Информационной и эмпирической базой исследования явились данные Госкомстатов Российской Федерации и Карачаево-Черкесской республики, Государственного Комитета по туризму, физкультуре и спорту Карачаево-Черкесской республики, данные статистической отчетности предприятий курортно-туристского комплекса Карачаево-Черкесии, монографические исследования, материалы ВТО, а также оригинальные данные собственных социологических исследований автора. Существенную помощь в работе оказало изучение материалов международных, всероссийских и региональных конференций по проблемам туризма.

Концепция диссертационного исследования заключается в обосновании модели рыночно-административного механизма регулирования развития курортно-туристского комплекса региона на основе принципов стратегического менеджмента и маркетингового подхода к формированию рынка рекреационных услуг в Карачаево-Черкесской республике.

Положения диссертационного исследования, выносимые на защиту:

1. Реструктуризация экономики Карачаево-Черкесской республики, направленная на приоритетное развитие курортно-туристского комплекса и дальнейшее углубление рекреационной специализации республики предопределены особенностями региона, обусловленными уникальным сочетанием природ но-ресурсн ых условий, создающих возможность развития здесь туристско-рекреационной деятельности для обеспечения ее услугами населения России, а также необходимостью преодоления сложившихся структурных деформаций экономики Карачаево-Черкесии, поскольку ресурсы экстенсивного развития большинства отраслей реального сектора экономики практически исчерпаны, а некоторые из них оказываются в столь критическом состоянии, что требуют не только кардинальной перестройки системы их производственного использования, но и сокращения уровня их эксплуатации в хозяйстве республики. В этих условиях, с учетом накопившихся проблем развития ведущих отраслей, требуется принципиальная смена приоритетов регионального развития.

Таким образом, общеэкономическая стратегия развития региона должна предусматривать перераспределение ресурсного потенциала природохозяйст-венного комплекса республики в пользу туризма и акцентирование структурно-инвестиционной политики на приоритетное использование туристскорекреационных и бальнеологических ресурсов.

Несмотря на наличие определенной материально-технической базы и инфраструктуры туризма, курортно-рекреационный комплекс республики не является бюджетообразующей отраслью, и туристская отрасль для Карачаево-Черкесии, во многом, лишь декларативно провозглашена в качестве приоритетной. Существующая республиканская целевая программа развития туризма не выполняется в полном объеме, во-первых, по причинам отсутствия финансирования, а, вовторых, из-за неэффективности существующей системы управления курортнотуристским комплексом республики. Стагнация спроса на туристские услуги, недостаточная их конкурентоспособность, снижение эффективности туристского обслуживания, надостаточность инвестиций в курортно-туристский сектор экономики и другие факторы обусловливают необходимость совершенствования методов государственного регулирования развития курортно-туристского комплекса со стороны региональных органов власти с учетом рыночных принципов.

2. Совершенствование экономического механизма развития регионального курортно-туристского комплекса на современном этапе связано с переходом к стратегическому подходу к регулированию эволюционно-воспроизводственной динамики региональной рекреационно-туристской системы, усилением координирующих функций центральных органов управления. Систему стратегического регулирования туристско-рекреационной деятельности следует представлять в виде совокупности скоординированных «деревом целей» организационных задач и процедур, обеспечивающих получение соответствующей информации, прогнозирование и оценку эффективности стратегических альтернатив, разработку и реализацию стратегий, формирование и осуществление соответствующих проектов и мероприятий. Под стратегическим регулированием развития курортно-туристского комплекса в регионе следует понимать организованную систему разработки, формирования и реализации комплекса стратегических решений в регионе, которые приводят к развитию экономического, инвестиционного, организационного, финансового потенциала организационно-хозяйственных структур, осуществляющих туристско-рекреационную деятельность, а также к получению и удержанию конкурентных преимуществ комплексных туристских услуг, оказываемых курортно-рекреационным комплексом региона. В свою очередь, стратегию организационно-хозяйственных структур в сфере рекреации можно определить как согласованную совокупность стратегических решений, оказывающих определяющее воздействие на их туристско-рекреационную деятельность, имеющих долгосрочные и трудно обратимые последствия. В качестве механизма активизации использования курортно-туристского потенциала республики посредством стратегического регулирования предлагается использовать алгоритмизированную модель мотивации, состоящую из ряда последовательных блоков-этапов.

4. Современная система управления региональным курортно-туристским комплексом неадекватна стратегическим направлениям развития эффективной рыночной экономики региона в целом, и курортно-туристского комплекса в частности, и требует корректировки подходов к определению стратегических целей, задач, функций и методов управления. В качестве оптимизированной системы управления курортно-туристским комплексом республики предлагается схема, структура которой представляет собой сочетание двух принципов: горизонтального и вертикального.

Вертикальная иерархия системы управления должна включать три основных ступени: федеральный, региональный и локальный (местный) уровни. Вертикальные связи институтов системы управления сферой туризма целесообразно выстраивать по принципу, который можно условно назвать «принцип воронки (узкого горлышка)». Его сущность состоит в том, что весь информационный поток идет по вертикали от верхних уровней к базовому (уровню туристского предприятия). Отличительная особенность этого принципа — это характер вертикальных связей, где иерархия носит не подчиненный, а логический характер. Каждый из субъектов вертикали обладает свободой оперативной экономической деятельности. Чем выше уровень, тем, соответственно, шире информационный поток, тем более общий характер приобретают частные проблемы и более важен концептуальный подход к решению последних.

В целях обеспечения практического решения задач в области развития курортно-туристского комплекса Карачаево-Черкесии и, с учетом значимости этой сферы для республики, представляется целесообразным создание самостоятельного органа исполнительной власти — Комитета по туризму, занимающегося исключительно проблемами развития курортно-туристского комплекса республики. Данный комитет должен отвечать за разработку основ туристской политикиподдержание контактов со всеми туристскими организациями и предприятиями республики.

Горизонтальный уровень системы управления курортно-туристским комплексом республики должен предусматривать сочетание статусно-определенных функций двух административных ветвей: органов государственной власти и местного самоуправления, а также общественных объединений и коммерческих структур, отдельных предприятий и предпринимателей.

5. Становление рыночных отношений и адекватных им предпринимательских подходов к организации курортно-туристского комплекса республики усложнено неотработанностью механизмов трансформации отношений собственности на рекреационные ресурсы и курортно-лечебные предприятия и учреждения, большинство которых находится в ведении различных государственных ведомств, профсоюзов и предприятий, отсутствием традиций и возможностей предоставления высококачественных туристских услуг. В силу действия данных факторов в этом секторе предпринимательство не получило пока должного развития. В таких условиях роль катализатора дальнейшего развития курортно-туристского комплекса могут выполнить активно действующие предпринимательские структуры. В диссертации обоснована необходимость проведения объединения курортно-туристских учреждений республики в единую «Курортно-туристскую корпорацию» (КТК) со смешанной формой собственности, функциями которой будет организация отдыха и оздоровления туристов, развитие курортной реабилитации, осуществления лечения и профилактики. При этом процесс образования подобной корпорации должен идти при активной поддержке властных структур федерального и республиканского уровня. КТК, соединяющая в себе качества аккумулятора значительных ресурсов и функции стратегического инвестора, имея возможность маневренно и мобильно направлять финансовые средства в «точки роста», может обеспечить максимум кумулятивного эффекта за счет синергетики сопряженных инвестиций.

6. Особое значение для развития курортно-туристского комплекса республики имеет формирование и реализация единой маркетинговой стратегии развития и продвижения регионального туристского продукта на российский и международный рынки. Формирование и осуществление на практике региональной маркетинговой стратегии туристского комплекса должны взять на себя региональные органы управления и предпринимательские структуры, организующие свой бизнес в рамках курортно-туристского комплекса Карачаево-Черкесии.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в выявлении функциональной, социальной и экономической роли, а также особенностей формирования курортно-туристского комплекса региона, установлении приоритетов его развития в рыночных условиях, обосновании экономического механизма управления туристско-рекреационной сферой Карачаево-Черкесской республики на основе структурных преобразований и маркетинговых стратегий, что конкретизировано в следующих положениях:

1 .Выявлены организационно-экономические основы и рыночные факторы развития туризма, определено место и значение данной сферы в отраслевой структуре российской экономики, оценена роль курортно-туристского комплекса в реализации стратегии развития региона.

2.Изложены основные тенденции в развитии современного туризма, к числу которых следует отнести: глобализацию туристского бизнеса, растущую горизонтальную и вертикальную интеграцию производителей туруслуг и по степенное вытеснение с рынка небольших туроператоров, усиление значения государственного регулирования туристского рынка, возрастание роли маркетингового подхода к реализации стратегии развития региональных курортно-туристских комплексов.

3.Охарактеризованы особенности развития российских регионов со значительным туристским потенциалом которые состоят в том, что их курортно-туристский комплекс до второй половины 90-х годов был недостаточно прибыльным и даже дотационным, однако в современных условиях в сфере туризма отмечается рост доходности, повышение качества и диверсификация туристских услугоднако для большинства регионов, начинающих развивать туризм как приоритетную отрасль экономики, характерны такие проблемы, как недостаточное развитие инфраструктуры туризма, моральный и физический износ материальной базы региональных туристских комплексов, несоответствие качества обслуживания устанавливаемым высоким ценам на туристские услуги, недостаток инвестиций в туристский сектор.

4.Проведен анализ современного состояния сферы туризма Карачаево-Черкесии, дана характеристика ее места в структуре региональной экономики, представлены результаты проведенной оценки уровня межрегиональной конкурентоспособности республики в сфере туризма. Выявлено, что, несмотря на значительный рекреационный потенциал, сложившуюся рекреационную сеть и элементы туристской инфраструктуры, доля туризма в ВРП продолжает оставаться незначительной, при этом в качестве основной причины сложившейся ситуации представляется правомерным отметить неэффективность существующей системы управления, отсутствие единой концепции развития туризма в Карачаево-Черкесии, слабость маркетинговой стратегии продвижения комплексного туристского продукта республики на рынки других регионов. Все это обусловливает тот факт, что туристская отрасль в Карачаево-Черкесии остается приоритетной декларативно.

5.Разработана комплексная модель стратегического регулирования развития курортно-туристского комплекса региона, причем универсальность предлагаемой в ней последовательности регулирующих действий состоит в возможности использования и в других отраслях экономики региона.

6.Обоснованы предложения по созданию и функционированию региональной курортно-туристской корпорации, в функции которой входит консолидация усилий всех структур, составляющих туристский комплекс Карачаево-Черкесской республики, аккумулирование средств, финансирование приоритетных инвестиционных проектов в сфере туризма и др. Разработана ее предполагаемая организационно-экономическая структура.

7.На основе проведенного автором социологического опроса сформулирована маркетинговая стратегия продвижения комплексного туристского продукта Карачаево-Черкесии, позволяющая иметь стабильные позиции на завоеванных сегментах и занимать новые рыночные ниши.

Практическая и теоретическая значимость результатов исследования определяется тем, что разработка теоретических основ развития курортно-туристского комплекса региона позволяет ускорить рыночные отношения и стимулирует эффективное функционирование других сфер экономики.

Прикладной характер результатов исследования состоит в возможности использования предлагаемых рекомендаций при разработке целевых программ развития туристской отрасли Карачаево-Черкесии, формировании маркетинговых стратегий туристских предприятий и организаций, а также комплекса регионального маркетинга по данному направлению, реализации механизма управления региональным курортно-туристским комплексом республики.

Основные предложения и выводы могут быть также использованы в преподавании курсов «Экономика и менеджмент туризма», «Международный и внутренний туризм», «Планирование в туризме», «Рекреалогия и география туризма» при подготовке специалистов для туристской отрасли.

Апробация результатов исследования. Результаты исследования апробированы в докладах и выступлениях на научных конференциях в гг. Черкесске, Карачаевске, в п. Домбай, курорте Теберда, проходивших в 2002;2006 гг.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, трех глав, включающих девять параграфов, заключения, списка использованной литературы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Проведенное в диссертации исследование экономического механизма развития курортно-туристского комплекса позволяет сделать ряд выводов и обобщений:

1. Туризм, с экономико-рекреационной точки зрения, это специфический вид деятельности, существенно воздействующий на важные сферы национального хозяйства, являющийся неотъемлемой частью хозяйственной системы, который имеет устойчивую тенденцию к росту, к диверсификации форм, видов и направлений развития. Одной из все более проявляющихся тенденций в его развитии выступает усиление роли государства в его регулировании, при этом из существующих моделей государственного регулирования туристской отраслью, для адаптации в условиях России более всего подходит западноевропейская модель.

2. Представляется целесообразным рассматривать туризм в качестве от дельной самостоятельной отрасли экономики, так как он, как сфера услугово-коммерческой деятельности, обладает всеми признаками отрасли национальной экономики.

3. Положение туристских районов Российской Федерации имеет ряд особенностей, при этом к общерегиональным проблемам развития туризма относятся: нестабильность налоговой политики, высокая конкуренция, недостаточная под держка развития туризма со стороны государства, нехватка собственных денежных средств, низкая платежеспособность потребителей, незавершенность процесса создания системы правовых и нормативных актов, регулирующих туристскую деятельность, неудовлетворительное состояние инфраструктуры сферы туризма, дефицит инвестиций, недостаток квалифицированных кадров, высокий уровень коммерческий процента по кредиту.

4. Карачаево-Черкесская республика представляется конкурентоспособной относительно развития курортно-туристского комплекса по сравнению с соседними северокавказскими республиками, при этом курортная зона Карачаево-Черкесии, обладающая некоторым преимуществом, в свете теории «каскада многоступенчатого обмена» представляет собой не столько соперника, сколько источника туристов, то есть рекреационные зоны КЧР и соседних республик должны выступать взаимодополняющими факторами.

5. Применение системного подхода при оценке общеэкономической и социальной инфраструктуры, поддерживающей региональный курортно-туристский комплекс, позволило выявить ряд проблем развития туристской инфраструктуры республики:

— транспортная система КЧР, несмотря на имеющиеся недостатки, при условии ее реконструкции и модернизации, в состоянии обеспечить услугами увеличивающийся контингент туристов и отдыхающих;

— строительный комплекс республики, характеризующийся недостаточным уровнем развития, сдерживает не только ввод в действие новых объектов рекреационного и санаторно-курортного хозяйства, но даже и сохранение в действенном состоянии уже имеющихся основных фондов (активов) отрасли. Для развития курортно-туристского комплекса необходимо стимулирование опережающего роста производства строительных материалов по сравнению с наращиванием мощностей строительных организаций, создание узкоспециализированных, малых строительных организаций по возведению и реконструкции объектов курортно-туристского комплекса на долевой основе, в которые вошли бы как местные соучредители предприятия по производству строительных материалов как местных, так и их партнеры из других регионов России;

— республика не располагает энергетической базой, способной на основе самодостаточности удовлетворить потребности населения и хозяйства, что значительно ограничивает возможности развития экономики республики в целом и курортно-туристского комплекса в частности. В качестве выхода из ситуации предлагается возрождение малой гидроэнергетики;

— проблемы коммунального хозяйства республики, в том числе в рекреационных зонах, не менее сложны, чем проблемы других отраслей инфраструктуры. Учитывая состояние коммуникационных сетей и перспективы развития курортно-туристского комплекса (особенно в предгорных и горных районах) следует отметить, что необходимо системное современное коммунальное обустройство территории. Данные виды вложений не являются самоокупаемыми. Поэтому, на первом этапе они должны финансироваться из бюджетов всех уровней. Следует стимулировать развитие сферы бытового обслуживания, особенно за счет малого бизнеса;

— специализированное производство высококачественных продуктов питания, поступающих в учреждения отдыха и лечения, отсутствует вообще. Производство продовольствия в рекреационной зоне должно основываться на развитии фермерских хозяйств, закупку оборудования для переработки сельхозпродукции и передачу его в эксплуатацию рекомендуется вести на лизинговой основе с привлечением любых заинтересованных источников;

— промышленность республики в настоящее время не ориентирована на запросы туристов и, прежде всего, в изготовлении товаров повседневного спроса и сувениров, которые могут дать существенный доход, при этом насыщение рынка высококачественными промышленными товарами, наряду с решением других экономических проблем, является необходимым условием массового привлечения рекреантов и успешного функционирования курортно-туристского комплекса. Необходимо стимулирование производства соответствующей продукции предприятиями малого и среднего бизнеса.

Таким образом, назрела необходимость совершенствования инфраструктуры региона, которая намного отстает от международных стандартов, особенно в сфере курортно-туристского комплекса, поскольку имеющаяся инфраструктура слабо ориентирована на специализацию по его обслуживанию.

6. В целом, современное организационно-экономическое состояние курортно-туристского комплекса характеризуется тенденцией снижения отдачи ресурсов, неэффективной амортизационной политикой, стагнацией роста объемов предоставляемых услуг, т. е. в республике, располагающей значительным, во многом — уникальным потенциалом для курортно-туристской деятельности, имеющиеся возможности используются недостаточно.

7. Проведенная оценка методов государственного регулирования развития туристской отрасли в Российской Федерации показала, что, вопервых, продолжение спада и снижение эффективности туристского бизнеса, недостаточная конкурентоспособность туристского предложения республики, отсутствие инвестиций в курортно-туристский сектор экономики и другие факторы обусловливают необходимость совершенствования методов государственного управления экономикой региона, при этом наиболее действенными являются рыночно-экономические инструменты.

8. В качестве основных рекомендаций по формированию и развитию курортно-туристского комплекса КЧР, ориентированного на повышение эффективности курортно-туристской деятельности в республике на интегрированной и индивидуальной основах его функционирования необходимо выделить применение принципов стратегического регулирования развития туристской отрасли.

9. В целях практического осуществления задач в области развития курортно-туристского комплекса КЧР представляется целесообразным выделение отдельного органа исполнительной власти — Комитета по туризму, занимающегося исключительно проблемами развития курортно-туристского комплекса республики.

10. В качестве катализатора развития туризма и курортного дела в республике может выступить курортно-туристская корпорация с широкой диверсификацией сфер деятельности, которая может взять на себя функции стратегического инвестора и конъюктурообразующего института, который бы аккумулировал в своих руках и значительные финансовые, инвестиционные и рекреационные ресурсы. Имея возможность маневренно и мобильно направлять финансовые средства в наиболее рациональные «точки роста», корпорация, тем самым, может обеспечить максимум кумулятивного эффекта за счет синергического результата сопряженных инвестиций.

11. Единая маркетинговая стратегия по продвижению комплексного регионального туристского продукта на конкурентный рынок должна служить важным средством ориентации и информации для предприятий, причем необходимо четкое разделение регулирующих и маркетинговых функций меду местными органами власти, национальными органами по регулированию туризма и отдельными предприятиями.

12. Представляется необходимым создание в республике государственного учреждения «Информационный туристский центр КЧР» в ведении Госкомитета по туризму Карачаево-Черкесской республики. Предполагается, что существующие проблемы информационного обеспечения туристского бизнеса на региональном уровне можно разрешить путем использования в планировании и управлении курортно-туристским комплексом Туристских информационных систем (ТИС), содержащих банки информации о регионе, о возможностях отдыха, туризма, лечения. Кроме этого, в рамках повышения информационного обеспечения курортно-туристского комплекса республики представляется целесообразным издание информационно-рекламного сборника-справочника, содержащего информацию о комплексном туристском предложении по региону в целом.

В рамках реализации предлагаемых мероприятий могут возникнуть два основных вида бюджетного эффекта — прирост налоговых и аналогичных доходов, а также инвестиционный доход. Предлагается методика исчисления прироста налоговых доходов от реализации отдельного мероприятия (группы мероприятий), инвестиционного дохода, также прирост бюджетных доходов.

Представляется, что учет выявленных особенностей курортно-туристского комплекса и проблем, а также претворение в реальную практику указанных рекомендаций позволит Карачаево-Черкесии превратиться в один из ведущих курортно-туристских центров страны.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Нормативно-правовые документы:
  2. Концепция реорганизации и развития туризма в Российской Федерации: Одобрена Указом Президента РФ 22 декабря 1995 т. П Российская газета. 1995. — 28 декабря. — С. 14
  3. Об основах туристской деятельности в Российской Федерации: Закон Российской Федерации от 24 ноября 1996 г. // Российская газета. 1992. — 3 декабря.-С. 21
  4. Монографии, авторефераты, статьи, статистические сборники:
  5. Л. Смена тысячелетий и социальные альтернативы// Вопросы экономики. 2000. — № 12. — С. 27
  6. К. Совершенствование территориально-организационной структуры России// Российский экономический журнал. 1993. — № 10 -С.80
  7. В.И. Экономика и организация туризма. М.: Профиздат, 1983. — 89 с.
  8. О.В., Забаев Ю. В. Введение в бизнес туроперейтинга. -М.: РМАТ, 1996.-57 с.
  9. А. Феномен крупной корпорации, или какой рынок нам нужен// Российский экономический журнал. № 8. — 1992. — С.97
  10. Т.П., Агиров А. Х. Феномен единства человека и природы. -Майкоп.-2000. 101 с.
  11. И.Т., Балабанова А. И. Экономика туризма. М.: Финансы и статистика, 2001.- 174с.
  12. Ю.Беспалова Р. Л., Переверзев М. П. Региональная стратегия фирмы. -Тула: Изд. Центр ТГПУ, 1996. 81 с.
  13. М.Б. Введение в туризм. СПб.: изд-во «Герда», 2000. — 192 с.
  14. Е.Б., Чуб Б.А. Проблемы функционирования финансовой системы/ Под. ред. акад. Бандурина В.В.- М.: БУКОВИЦА, 1999. 260 с.
  15. Н.Ю. Реализация экономических преимуществ корпорации в переходной экономике: Автореф. дис.. канд. экон. наук: 08.00.05/ Волгогр. гос. ун-т. — Волгоград, 2000. — 27 с.
  16. М.Богомолова Е. С. Современные направления развития туризма в регионе (РА)// Материалы VI научно-практической конференции «Экономика и управление на предприятии (туризм, гостиничное хозяйство, автомобильный транспорт)». Майкоп: изд-во МГТИ, 2002. — С. 36
  17. Е.С. Экономико-организационные методы развития рекреационной инфраструктуры региона: (На примере Республики Адыгея): Автореф. дис.. канд. экон. наук: 08.00.05/ Майкопский госуд. технол. ин-т. СПб., 2000.-18 с.
  18. Р.А. Основы управления в индустрии гостеприимства/ Пер. с англ. М.: Аспект Пресс, 1995. — 176 с.
  19. ., Галецкий В. Развитие сферы услуг и экономический рост// Российский экономический журнал. 2000, — № 10. — С. 56
  20. Т.В. Экономические, социальные и организационные формы регулирования развития малых предприятий в сфере платных услуг: Автореф. дис.. канд. экон. наук: 08.00.05/ Моск. гос. ун-т сервиса. М, 2001.-23 с.
  21. В.Б., Ливенцев Н. Н. Международные экономические отношения. -М.: Финансы и статистика, 1997. — 390 с.
  22. В.И. и др. Основы региональной экономики: Учеб. пособ./ В. М. Бутов В.Г. Игнатов, HJI. Кетова. М. — Ростов н/Д, 2000. — 448 с.
  23. Введение в экономику туризма (особенности и факторы развития туризма в СССР): Уч. пособие/ В. И. Ромашкина, В. В. Смирнов, Ю. С. Путрик, В. Н. Акишин. М., 1990. — 95 с.
  24. Ю.Е., Бартенев С. А. Экономика России: эффекты и парадоксы. -М.:БЕК, 1995.-144 с.
  25. Н.И. Правовое регулирование туристской деятельности. М.: Финансы и статистика, 1997. — 320 с.
  26. В .Я. Особенности стратегии устойчивого развития туристско-рекреационного комплекса: Автореф. дис.. канд. экон. наук: 08.00.05/ С.-Петерб. гос. ун-т эк-ки и финансов. СПб., 2001. — 17с.
  27. Н.И. Организационно-экономический механизм управления непроизводственной сферой: (На примере предприятий туризма): Автореф. дис.. канд. экон. наук: 08.00.05/ С.-Петерб.гос.ин-т сервиса и эк-ки. -СПб., 2000.-20 с.
  28. Я. Туризм в народном хозяйстве: Пер. с польского/ Под ред. М. И. Самойлова.- М.: Прогресс, 1974. 140 с.
  29. А.Ю. Международное развитие туризма: опыт зарубежных стран и его применение в России: Автореф. дис.. канд. экон. наук: 08.00.05/ Моск. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова. М., 2000. — 24 с.
  30. А., Павленко Ю., Френкель А. Демонополизация и развитие конкуренции в российской экономике// Вопросы экономики. № 11. — 1995. -С. 55
  31. Гостиничный и туристический бизнес/ Под ред. проф. А. Д. Чудновского. -М.: Изд-во ЭКМОС, 1998. 352 с.
  32. .Г. Организация туристской деятельности. -М.:Нолидж, 1996.-270с.
  33. Н.Н. Регулирование регионального рынка услуг: Автореф. дис.. канд. экон. наук: 08.00.05/ Рос. гос. пед. ун-т. СПб., 2000. — 23 с.
  34. Л. Сфера услуг в постиндустриальной экономике// Мировая эк-ка и межд. отн-ия.- М., 1999.- № 2.- С.24
  35. Ь 34. Джаримов А. А. Регион в едином рыночном пространстве. Ростов н/Д, 1995.-124 с.
  36. А. Агентские сети: правовые и налоговые аспекты/Туризм: практика, проблемы, перспективы. 2001. — № 11. — С. 12
  37. О.Г. Региональная экономическая диагностика. — СПб.: Изд-во регионального ун-та экономики и финансов, 1992. 67 с.
  38. Г. П. Туристские ресурсы России в свете развития международного туризма// Изв. Вузов.Сев.-Кавк. регион, обществ, науки. -Ростов н/Д., 200l.-Xsl.-С. 100
  39. А.П. Формирование и развитие туристского имиджа региона// Вестник Белорус, гос. экон. ун-та. Минск, 2000. — № 2. — С. 19
  40. А.П., Копанев А. С. Маркетинг в туризме/Под ред. З. М. Горбылевой. Мн.: «Экономпресс», 1998. — 400 с.
  41. М.И. Оптимизация проблем развития региональных туркомплексов в современных условиях: Автореф. дис.. канд. экон. наук: 08.00.13/ Кисловодский ин-т эк-ки и права. Кисловодск, 1999. — 21 с.
  42. А. Роль государства в экономике// Экономист. 1995. — № 8. — С. 13
  43. Т.А. Экономические методы управления хозяйственной деятельностью предприятий и организаций системы иностранного туризма, М., 1987. -54с.
  44. И.И. Государственное регулирование развития туризма в России: Автореф. дис.. канд. экон. наук: 08.00.05/ Татарский ин-т содействия бизнесу. Казань, 2000. — 21 с.
  45. М. Интеграция приносит успех// Экономика и жизнь. 1998. -март (№ 11).-С.8
  46. Д.К. Основы стратегии планирования и маркетинга в иностранном туризме. М.: ТОО «Луч», 1993. — 143 с.
  47. Н.И. Менеджмент туризма. Мн.: БГЭУ, 1999. — 644 с.
  48. А. Национальные особенности корпоративного развития// |> Экономика и жизнь. 1998. — май (№ 19). — С.6
  49. А. Подойдет ли России западноевропейская модель? //Туризм: практика, проблемы, перспективы. 2000 — № 5. — С.36
  50. В. На пути к экономическому союзу// Экономист. 1994. — № 4. -С. 15
  51. Ю. Крупная корпорация как объект исследования// МЭМО. -1998.-№ 11.-С. 19
  52. В.М. Туристская рента: Методические рекомендации. М.: Финансы и статистика, 1998. — 80 с.
  53. Т.В. Учет издержек в туризме. М.: Финансы и статистика, 2000.-220с.
  54. Ю., Овчинников В. Экономическая реформа и воспроизводственная целостность России// Социально-экономический журнал. 1993.-№ 7.-С.91
  55. В. Крутой спад производства закончился время искать выход// Финансовые известия. — 1993. — С. 22
  56. О.И. Регулирование развития туристского бизнеса в регионе: (На примере Приморского края): Автореф. дис.. канд. экон. наук: 08.00.13/ Дальневосточная гос. акад. эк-ки и управления. Владивосток, 1999.-20 с.
  57. Ф. Основы маркетинга. СПб.: АО «Круна», 1994. — 360 с.
  58. В.М. Туризм как отрасль экономики//Большая Советская Энциклопедия. Т.26. — М., 1977
  59. Г., Татаринова А. Туристская деятельность в сателлитных } счетах СНС// Вопросы статистики. М., 2000. — № 1.- С.27
  60. К. и др. Экономика туризма: теория и практика. СПб.: изд-во «Омега», 1998,-120с.
  61. В.И. Государственное регулирование экономики: цели, теоретические модели, практика// Экономист. 1995. — № 2. — С. 72
  62. В., Андреева Б., Ситников А. Региональная политика России: тенденции, проблемы, решения// Российский экономический журнал. 1994. -№ 5 6. — С 6 4
  63. А.Я. Введение в рыночную экономику. М.: МТПТО «Квадрат», 1991.-190 с.
  64. Е.А. Управление курортно-рекреационным потенциалом региона: Автореф. дис. канд. экон. наук: 08.00.05/ Сарат. гос. соц.-экон. ун-т. Саратов, 2000. — 17 с.
  65. М. Впервые в России принят закон, регулирующий сферу туризма: Комментарии к законуЮкономика и жизнь. 1997. — № 2. — С. 12
  66. Материалы Всемирной конференции по туризму. Мадрид, 1981. — 125 с.
  67. Материалы международной конференции ВТО на тему «Развитие туризма и компетенция государства»: Будепшт, 1993. — 167 с.
  68. Между народный туризм: правовые акты/ Рос. междунар. акад. туризма/ Под ред. Волошина Н. И. Финансы и статистика, 2000. — 394 с.
  69. Механизм создания российских региональных финансово-промышленных групп/ Б. Ф. Зайцев, Н. Г. Агурбаш, Н. Н. Ковалева, О. А. Малютина. М.: «Экзамен», 2000. — 160 с.
  70. Н.К. Стратегическое управление туристской фирмой: Учебник. -М.: Финансы и статистика, 2001. 208 с.
  71. А.Г. Управление инвестициями в гостиничное хозяйство: Авто-реф. дис.. канд. экон. наук: 08.00.05/ С.-Петерб. гос. ун-т эк-ки ифинансов. СПб., 2000. — 19 с.
  72. Муниципальный менеджмент/ Под ред. Т. Г. Морозовой. СПб.: Банки и биржи, 1997.-263 с.
  73. Г. А. Международные экономические отношения: Экономика туризма. М.: Финансы и статистика, 1998.- 208 с.
  74. Я.Е. Научно-практический комментарий Закона «Об основах ту ристской деятельности в Российской Федерации». М.: Фонд «Правовая культура», 1998. — 208 с.
  75. М. Стратегия привлечения клиентов в индустрии гостеприимства// Маркетинг.- М., 2000. № 2. — С.63
  76. М. Международная конкуренция: Пер. с англ./ Под ред. В. Д. Щетинина. М.: Международные отношения, 1993. — 896 с.
  77. Е.П., Честникова В. А. Международный туристический бизнес. -М.: Экспертное бюро-М, 1997. 98 с.
  78. Развитие туризма на муниципальном уровне стратегия и примеры/ Под ред. X. Берра и С. Исуповой. — 87 с.
  79. Рекреационный комплекс Калининградской области: К разработке про граммы развития/Балт.науч.центр.-Калининград, 1999.- 155 с.
  80. Т.П. Туристские услуги в системе потребительского рынка на циональной экономики/ Рос. экон. академия им. Г. В. Плеханова.- М., 1998.-96с.
  81. Дж. Рыночная экономика и Россия/ Пер. с англ. М.: Экономика, 1994.-331с.
  82. Д.И. Прикладные аспекты прогнозирования сферы платных услуг: Автореф. дис. канд. экон. наук: 08.00.05/ Моск. гос. ун-т сервиса. -М., 1999.-22 с.
  83. П. Экономика. Вводный курс: Пер. с англ./ Под ред. А. С. Кудрявцева. М.: Прогресс, 1994. — 863 с.
  84. В.Б. Туризм: эволюция, структура, маркетинг. М.: «Ось-89», 1997.-160 с.
  85. Н.И. Туризм как отрасль народного хозяйства // Тезисы доклада Международной научно-практической конференции «Перспективы раз вития и сохранения человеческого потенциала в Республике Карелия». М.: ИТОПРАО, 2000.-с. 22
  86. B.C. Введение в туризм. М.: РИПРИКТ, 1993. — 286 с.
  87. JT.B. Организационно-экономический механизм функционирования социального туризма/ МГУ им. М. В. Ломоносова. Экономический фа культет, — М.: Диалог-МГУ, 2000. 95 с.
  88. А.В. Формирование организационно-экономического ме ханизма развития курортно-туристской отрасли: Автореф. дис.. канд. экон. наук: 08.00.05/ С.-Петерб. гос. ун-т эк-ки и финансов. СПб., 2000. -19с.
  89. В.Н. Стратегическое управление комплексом оздоровитель ных услуг крупного города: Автореф. дис. канд. экон. наук: 08.00.05/ С.-Петерб. гос. ун-т эк-ки и финансов. СПб., 2001. — 21 с.
  90. А. Исследование о природе и причинах богатства народов. — М., 1962.-390с.
  91. ЮО.Софина Т. Н. Сфера услуг: трансфомация в рыночной экономике/ С.-Петерб.гос.ун-т эк-ки и фин-в. Кафедра общей экономической теории.
  92. СПб.: Изд-во С.-Петерб.гос.ун-та эк-ки и фин-в, 1999.- 129 с.
  93. Статистика. Южный Федеральный округ: экономика//Советская Адыгея. 7 декабря 2000 г. — С.2
  94. А. Нужны ли России мощные национальные корпорации// Экономика и жизнь. 1999. — январь (№ 5). — С.29
  95. С. Инвестиции боль российского туризмаУ/Туризм: практика, проблемы. Перспективы. — 2002. — № 4. — С.23
  96. Юб.Тарасова Н. Н. США акционерная собственностьтрудящихся //Полис. 1991. — № 2. — С.28−37.
  97. А.В. Становление и развитие специализированного туризма: Ав-тореф. дис.. канд. экон. наук: 08.00.05/ Гос. акад. сферы быта и услуг. -М., 1999.-27 с.
  98. Д.С. Стратегия развития региональных рекреационных зон: Автореф. дис.. канд. экон. наук: 08.00.05/ С.-Петерб. гос. ун-т эк-ки и финансов.-СПб., 1999.-20с.
  99. Ю9.Темиров Д. С., Берлин С. И. Понятие и структура экономического потенциала региональной рекреационной зоны/ С.-Петерб.гос.ун-т эк-ки и фин-в.-Препринт.- СПб: Изд-во С.-Петерб.гос.ун-та эк-ки и фин-в, 1998.-18 с.
  100. Толковый словарь туристских терминов: Туризм. Туристскаяиндустрия. Туристский бизнес/ Под ред. И. В. Зорина. М.: INFOGROUP, 1994.-230 с.
  101. Туризм специфическая форма потребления/Под ред. В.И. Азара// Известия АН СССР: Серия экономическая. — № 1. — 1975. — С. 23
  102. Туризм в России: Статистический сборник. М.: Государственный комитет РФ по статистике, 2000. — 164 с.
  103. Туризм в России: Статистический сборник. М.: Государственный комитет РФ по статистике, 2001. — 173 с.
  104. Нб.Фишер С., Дорибуш Р., Шмалензи Р. Экономика: Пер. с англ. М.: «Дело ЛТД», 1993.-864 с.
  105. Г., Кац К. Стимулирование международного туризма в XXI веке: Пер. с англ. М.: Финансы и статистика, 2000. — 238 с.
  106. Ю.М. Туристический бизнес: Практическое пособие для турфирм и их клиентов. М.: Мир деловой книги, 1998. — 68 с.
  107. Г. Ф. История туризма: Уч. пособие. Мн.: «Экоперспектива», 1999.-303 с.
  108. Г. В. Информационные технологии в управлении туристским бизнесом// Вестник СпбГУ, серия Экономика. 1999. — № 19 — С. 13 121Широкова Г. В. Использование сети Интернет в индустрии путешествий// Вестник СпбГУ, серия Экономика. 2000. — № 26 — С. 23
  109. Г. В. Турагентства: виды организационных структур// Вести. СпбГУ, серия 5. Экономика. -1999. № 4 — С. 44
  110. И.В. Социально-экономические проблемы развития города Владимира //Проблемы прогнозирования,-1996.- № 3.-С.104−107.
  111. А., СитниковА. Новое качество территориально-хозяйственных земельных отношений //Российский экономический журнал.- 1992.-№ 9.- С.70−81.
  112. Е.Б. Образ власти в России: желания и реальность (Политико-психологический анализ) //Полис.- 1995.- № 4.-С.86−97.
  113. В.В. Город и транспорт.
  114. М.:Стройиздат, 1984.-139 с.
  115. Шик О. Самоуправление // ЭКО.- 1990, — № 7, — С.3−19.
  116. В.П. Управление бюджетными ресурсами Москвы: задачи и перспективы //Финансы.- 1996.- № 2.- С.6−7.
  117. В.П. Экономика и право (Опыт экономико-юридического исследования общественного производства).-М.: Экономика, 1990. 271 с.
  118. Р.И. Экономический риск начинается в сфере научной подготовки территории //ЭКО.- 1995.- N 10.- С. 129−134.
  119. М. Единственный и его собственность. Харьков: Основа, 1994. 559 с.
  120. В.Ф. Противоречия перестройки: Экономико-философский анализ. Л.: изд-во Ленинградского ун-та, 1989. — 232 с.
  121. В.Ф., Цветаев В. М. Экономические отношения: история и современность.- Л.: изд-во Ленинградск. ун-та, 1987.- 231с.
  122. Экономика переходного периода/Под ред. В. В. Радаева, А. В. Бузгалина. -М.:МГУ, 1995.-410 с.
  123. Экономика современного туризма/ Под ред. Г. А. Карповой.- М. СПб, 1998, — 68с.
  124. Экономическая теория/Под ред. И. П. Николаевой. М.: Проспект, 2000.-448с.
  125. Экономическая реформа в регионе: проблемы сочетания федерального и территориального/Отв.ред.Татаркин.- Екатеринбург: Наука, 1994.-278 с. 13 8. Экономическая теория хозяйственной практике. М.: Экономика, — 1990. — 238 с.
  126. Экономические методы регулирования развития крупных городов / Под ред. Межевича М. Н. Л.: Наука, 1990. — 179 с.
  127. НО.Экономический механизм федеративных отношений // Общество и экономика. 1995. — № 1,2.
  128. А.И. Метод исследования системы производственных отношений в «Капитале» К.Маркса.- М.: изд-во Московского ун-та. 1985. — 150 с.
Заполнить форму текущей работой