Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Инвестиционная политика в Республике Беларусь и её особенности на современном этапе

КурсоваяПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Приоритетной формой прямых иностранных инвестиций для Беларуси выступает создание совместных и иностранных предприятий для реализации инвестиционных проектов категории green field, что будет способствовать использованию новых прогрессивных технологий и техники в производстве, внедрению маркетинговых и управленческих ноу-хау, выпуску товаров, отсутствующих на внутреннем рынке, более быстрому… Читать ещё >

Инвестиционная политика в Республике Беларусь и её особенности на современном этапе (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ УО «БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Кафедра экономической теории КУРСОВАЯ РАБОТА по дисциплине: Макроэкономика на тему: Инвестиционная политика в Республике Беларусь и её особенности на современном этапе МИНСК 2013

РЕФЕРАТ Курсовая работа: 28 с., 2 рис., 1 табл., 17 источников.

ИНВЕСТИЦИИ, ИНВЕТИЦИОННАЯ ПОЛИТИКА, ДИНАМИКА ИНВЕСТИЦИОННЫЙ КЛИМАТ, РЕЙТИНГ

Объект исследования — инвестиционная политика в Республике Беларусь.

Предмет исследования — механизм реализации инвестиционной политики в Республике Беларусь.

Цель работы: изучение инвестиционной политики в Республике Беларусь.

Методы исследования: анализ и синтез, обобщение, сравнительный анализ.

Исследования и разработки: рассмотрены особенности и экономическое значение инвестиций и факторов формирования инвестиционного климата в национальной экономике, проведен анализ инвестирования в экономику Беларуси и рассмотрены перспективы привлечения инвестиций в экономику Республики Беларусь.

Область возможного практического применения: Республика Беларусь и субъекты хозяйствования, занимающиеся внешнеторговой деятельностью.

Автор работы подтверждает, что приведенный в ней расчетно-аналитический материал правильно и объективно отражает состояние исследуемого процесса, а все заимствованные из литературных и других источников теоретические, методологические и методические положения и концепции сопровождаются ссылками на их авторов.

ABSTRACT

Course work: 28 p., 2 fig., 1 tab., 17 sources.

INVESTMENT, INVESTMENT POLICY, DYNAMICS, INVESTMENT CLIMATE, RATING

The object of study — the investment policy of the Republic of Belarus.

The subject of the study — the mechanism of implementation of the investment policy of the Republic of Belarus.

Objective: To study the investment policy of the Republic of Belarus.

Methods: Analysis and synthesis, synthesis, comparative analysis.

Research and development: describes the features and value of investments and economic factors in the formation of the investment climate in the national economy, the analysis of investments in the Belarusian economy and the prospects for investment in the economy of the Republic of Belarus.

Realm of the possible practical applications: the Republic of Belarus and the business entities engaged in foreign trade.

The author acknowledges the work that resulted in her settlement and analytical material correctly and objectively reflects the state of the process, and all borrowed from the literature and other sources of theoretical and methodological terms and concepts accompanied by references to their authors.

СОДЕРЖАНИЕ Введение

1 Теоретические основы инвестиционных процессов

1.1 Инвестиции: сущность, роль и классификация

1.2 Сущность инвестиционной политики и её основные виды

2. Анализ инвестиционной политики Республики Беларусь на современном этапе

2.1 Анализ тенденций инвестиционной политики в Республике Беларусь в 2011;2013гг.

2.2 Инвестиционный климат и рейтинг инвестиционной привлекательности Республики Беларусь

3. Направления и перспективы развития инвестиционной политики Республики Беларусь до 2015 года Заключение Список использованных источников ВВЕДЕНИЕ Инвестиции играют важнейшую роль как на макро-, так и на микро-уровне. По сути, они определяют будущее страны в целом, отдельного субъекта хозяйствования и являются локомотивом в развитии экономики.

В Республике Беларусь уделяют особое внимание инвестиционной политике, ведь это важный рычаг воздействия, как на экономику страны, так и на предпринимательскую деятельность ее хозяйствующих субъектов.

Развитие и модернизация любой экономики происходит только тогда, когда у государства есть для этого деньги, а для того, чтобы их было достаточно необходимо создать благоприятный инвестиционный климат в стране, чтобы в нашу экономику инвестировались деньги не только граждан этой страны, но и зарубежных, поэтому тема данной курсовой работы является актуальной для Республики Беларусь.

Основная цель курсовой работы — изучение инвестиционной политики Республики Беларусь.

Для достижения указанной цели в работе последовательно решены следующие задачи:

— раскрыть сущность инвестиций, показать их роль в экономике страны;

— охарактеризовать сущность инвестиционной политики и её основные виды;

— проанализировать тенденции инвестиционной политики в Республике Беларусь;

— показать особенности формирования инвестиционного климата в Республике Беларусь, а также оценить рейтинг инвестиционной привлекательности страны;

— определить направления и перспективы развития инвестиционной политики Республики Беларусь до 2015 года В работе использовались следующие методы исследования: анализ и синтез, обобщение, сравнительный анализ.

Информационную базу исследования составили правовые акты, регулирующие инвестиционную деятельность в Республике Беларусь, специальные литературные источники, периодические издания экономической тематики и официальный статистический материал.

1. Теоретические основы инвестиционных процессов

1.1 Инвестиции: сущность, роль и классификация По Инвестиционному кодексу Республики Беларусь инвестиции — это любое имущество и имущественные права, вкладываемые инвестором в объекты инвестиционной деятельности в целях получения прибыли (дохода) и (или) достижения иного результата.

Главным направлением использования инвестиций является вложение их в инновационную деятельность предприятия.

Инвестиции имеют особое значение как для социально — экономического развития страны в целом, так и для деятельности субъектов хозяйствования. Экономический рост определяется множеством факторов, важнейший из которых — наращивание объема инвестиций и повышение их эффективности [2, c. 25].

В качестве инвестиций может использоваться следующее имущество и права:

· денежные средства, целевые банковские вклады, паи, акции и другие ценные бумаги;

· движимое и недвижимое имущество (здания, сооружения, оборудование и другие материальные ценности);

· имущественные права, вытекающие из авторского права, права промышленной собственности, товарные знаки и знаки обслуживания, «ноу-хау» и другие интеллектуальные ценности;

· права пользования землей или другими природными ресурсами.

Инвестиции играют существенную роль в функционировании и развитии экономики. Изменения в количественных соотношениях инвестиций оказывают воздействие на объем общественного производства и занятости, структурные сдвиги в экономике, развитие отраслей и сфер хозяйства.

Обеспечивая накопление фондов предприятий, производственного потенциала, инвестиции непосредственно влияют на текущие и перспективные результаты хозяйственной деятельности. При этом инвестирование должно осуществляться в эффективных формах, поскольку вложение средств в морально устаревшие средства производства, технологии не будет иметь положительного экономического эффекта. Нерациональное использование инвестиций влечет за собой замораживание ресурсов и вследствие этого сокращение объемов производимой продукции. Таким образом, эффективность использования инвестиций имеет важное значение для экономики: увеличение масштабов инвестирования без достижения определенного уровня его эффективности не ведет к стабильному экономическому росту [3, c. 102].

Инвестиции являются ключевой экономической категорией и играют исключительно важную роль, как на макротак и на микроуровне в системе товарно-денежных отношений.

Инвестиции на макроуровне призваны обеспечить:

— осуществление политики расширенного воспроизводства и ускорение научно-технического прогресса;

— реформирование отраслевой структуры общественного производства и сбалансированное развитие как отраслей, производящих продукцию, так и сырьевых отраслей;

— решение проблем обеспечения обороноспособности страны;

— улучшение структуры внешнеторговых операций;

— решение социальных и экологических проблем;

— повышение качества продукции и др. [4, с. 322]

Таким образом, инвестиции как экономическая категория выполняют важные функции роста отечественной экономики. В макроэкономическом масштабе сегодняшние инвестиции закладывают основы завтрашнего роста производительности труда и более высокого благосостояния населения.

Воздействие инвестиций на экономику можно определить, применяя понятия валовых и чистых инвестиций. Валовые инвестиции — это общий объем средств, направляемых на увеличение основного и оборотного капитала в определенном периоде. Сумма валовых инвестиций, уменьшенная на амортизационные отчисления, есть чистые инвестиции. Этот показатель отражает экономическое развитие страны в данном периоде.

Инвестиции можно классифицировать в зависимости от:

— экономического содержания;

— срока вложения;

— собственника вкладываемых ценностей;

— форм инвестирования. [4, c. 51].

По экономическому содержанию инвестиции делятся на реальные, финансовые и интеллектуальные.

Реальные инвестиции (прямые, производственные) представляют собой вложение средств в реальные активы (сферу производства). Они могут направляться на развитие собственной деятельности или создание новых предприятий и фирм.

Финансовые (портфельные) инвестиции предполагают вложение ресурсов в ценные бумаги, эмитированные государством, другими предприятиями и фирмами. Они предусматривают участие в капитале на временной основе и на условиях получения дохода в виде процентов. Приобретение ценной бумаги фактически является кредитованием эмитента ценной бумаги. Последний в свою очередь принимает на себя обязательства по выплате определенных процентов в течение обусловленного времени, а также возврату по истечении сроков внесенной суммы займа. С другой стороны, приобретение ценных бумаг — это долевое, ограниченное во времени участие в капитале, приобретение права собственности в виде владения ценной бумагой или титулом собственности на определенное имущество.

Интеллектуальные инвестиции осуществляются в виде:

— приобретения исключительных прав пользования: покупка патентов, лицензий на приобретение, промышленных образцов, товарных знаков и т. д.;

— приобретения информационных услуг через наем различного рода специалистов — ученых и практиков по контракту, а также разового приобретения информационных услуг (консультирование, экспертиза, рекомендации и т. д.);

— приобретения научно-технической продукции, то есть интеллектуальных товаров в материальной форме (проектно-сметной документации, программ, методик, ноу-хау). Эти товары могут быть представлены любыми носителями информации: в виде печатной продукции, программного обеспечения для компьютеров; аудиоили видеозаписей;

— вложений в человеческий капитал, то есть затрат на образование, подготовку и переподготовку кадров, обучение, здравоохранение и т. д.

В состав интеллектуальных инвестиций входят вложения в инновации — в новшества, которые приводят к появлению нового или недостающего на рынке товара (услуги) либо уже известного товара с улучшенными характеристиками.

В результате инновационной деятельности удовлетворяются потребности производства и других сфер посредством качественного изменения используемых продуктов, обновления средств и способов производства, улучшения предпринимательской и производственной деятельности.

В зависимости от срока, на который вкладываются средства, инвестиции делят на краткосрочные (до 1 года) и долгосрочные (свыше 1 года).

Инвестиции бывают государственные и частные. Государственные в свою очередь подразделяются в соответствии с формами осуществления на прямые (непосредственно выделяемые из государственного бюджета) и скрытые (появляющиеся в результате налоговой политики).

Вложение инвестиций юридическими, физическими лицами и государством в производство продукции (работ, услуг) или их иное использование с целью получения прибыли или дохода, а также для достижения иного результата называется инвестицонной деятельностью. Инвестирование может осуществляться в хозяйственно-коммерческие, научные, культурные, благотворительные и любые другие предприятия и проекты, цели которых не противоречат законодательству Республики Беларусь [4, с. 92].

1.2 Сущность инвестиционной политики и её основные виды Государство, являясь активным участником инвестиционного процесса, регулирует, направляет и стимулирует его. Это означает, что состояние инвестиционной сферы и экономики в целом в значительной мере зависит от проводимой в стране инвестиционной политики.

В инвестиционной деятельности государство выступает в нескольких лицах:

организатора инвестиционно-финансового рынка;

участника инвестиционно-финансового рынка;

менеджера инвестиционных процессов.

Государственная инвестиционная политика (ГИП) определяется как создание и поддержание такого предложения на рынке капитала, которое будет максимально удовлетворять потребности экономики в инвестициях определенного объема и структуры, устанавливаемых на основе заинтересованности субъектов хозяйственной деятельности в экономическом эффекте от них [5, с. 53].

Главная задача инвестиционной политики — формирование благоприятного климата или соответствующей среды, которые способствуют всемерному повышению экономического интереса и активности инвесторов при вложении средств в экономику.

Основным разработчиком и координатором государственной инвестиционной политики, а также ответственным за ее реализацию является Департамент по делам инвестиций Министерства экономики Республики Беларусь.

Цель инвестиционной политики — реализация стратегического плана экономического и социального развития страны. Но в любом случае конечной целью является оживление инвестиционной деятельности, направленной на подъем отечественной экономики и повышение эффективности общественного производства.

Государственное регулирование инвестиционной деятельности осуществляется в целях стимулирования деятельности инвесторов, привлечения в республику иностранных инвестиций и защиты прав инвесторов на территории страны.

Задачи инвестиционной политики зависят от поставленной цели и конкретно сложившейся экономической ситуации в стране. К ним могут относиться:

· выбор и поддержка развития отдельных отраслей хозяйства;

· реализация программы по конверсии военно-промышленного комплекса;

· обеспечение конкурентоспособности отечественной продукции;

· поддержка развития малого и среднего бизнеса;

· поддержка развития экспортных производств;

· обеспечение сбалансированности в развитии всех отраслей экономики;

· реализация программы жилищного строительства в стране и др.

Разработанная и принятая инвестиционная политика не может быть выполнена без четкого механизма ее реализации, который, как правило, должен включать в себя:

· выбор надежных источников и методов финансирования инвестиций;

· определение сроков и выбор органов, ответственных за реализацию инвестиционной политики;

· создание необходимой нормативно-правовой основы для функционирования рынка инвестиций;

· создание благоприятных условий для привлечения инвестиций [5, c. 83].

Кроме государственной инвестиционной политики различают отраслевую, региональную и инвестиционную политику организаций. Все они находятся в тесной взаимосвязи, но определяющей является государственная инвестиционная политика, так как она призвана способствовать активизации инвестиционной деятельности на всех уровнях, в том числе региональном и микроуровне.

Важную роль в подъеме экономики и повышении эффекта роста производства играет отраслевая инвестиционная политика, являющаяся составной частью государственной инвестиционной политики. Она должна разрабатываться на уровне отдельных межотраслевых комплексов и отраслей экономики. Под отраслевой инвестиционной политикой понимаются выбор и инвестиционная поддержка приоритетных отраслей хозяйства, развитие которых обеспечивает экономическую и оборонную безопасность страны, экспорт готовой продукции, ускорение НТП и динамику экономики страны на ближайшую и отдаленную перспективу.

Региональная инвестиционная политика представляет собой систему мер, проводимых на уровне региона, способствующих мобилизации инвестиционных ресурсов и определению направлений их наиболее эффективного использования в интересах населения региона и отдельных инвесторов.

Инвестиционная политика в каждом регионе имеет свои особенности, которые обусловлены следующими факторами:

· экономической и социальной политикой, проводимой в регионе;

· величиной имеющегося производственного потенциала;

· географическим положением;

· природно-климатическими условиями.

Основными задачами системы управления инвестиционной деятельностью в регионе являются:

— создание инфраструктуры инвестиционного рынка;

— определение приоритетных направлений вложения инвестиций;

— формирование условий для привлечения внебюджетных источников финансирования инвестиций, в том числе свободных средств населения, иностранных и инвестиций из других регионов страны;

— обеспечение интеграции регионального инвестиционного рынка с международным рынком инвестиционных ресурсов.

Региональная инвестиционная политика направлена на подъем экономики и повышение эффективности производства в регионе, обеспечение самофинансирования и хорошего задела для него развития в будущем.

Под инвестиционной политикой коммерческой организации понимается комплекс мероприятий, обеспечивающих выгодное вложение собственных, заемных и других средств в инвестиции с целью обеспечения стабильной финансовой устойчивости работы организации в ближайшей и отдаленной перспективе [6, с. 28].

Основными направлениями реализации государственной инвестиционной политики являются:

создание реальных возможностей и условий для инвестирования со стороны государства;

стимулирование инвестиционного рынка и активное участие в нем государства;

соблюдение баланса между политикой протекционизма, либерализма и лоббирования.

Таким образом, инвестиционная политика — комплекс целенаправленных мероприятий, проводимых государством по созданию благоприятных условий для всех субъектов хозяйствования с целью оживления инвестиционной деятельности. При этом главная цель инвестиционной политики — реализация стратегического плана экономического и социального развития страны[7, с. 83].

2. Анализ инвестиционной политики Республики Беларусь на современном этапе

2.1 Анализ тенденций инвестиционной политики в Республике Беларусь в 2011;2013 гг.

Инвестиционный процесс является одним из основных факторов, определяющим социально-экономическое развитие Республики Беларусь, ее технический прогресс и эффективность материального производства. Этим обусловлен повышенный интерес к государственным инструментам активизации инвестиционного процесса в рамках экономического воздействия на внутренние и внешние инвестиции.

В 2014 г. со вступлением в силу Закона от 12.07.2013 № 63-З «О концессиях» утрачивает силу Инвестиционный кодекс Республики Беларусь. Вместо него правоотношения в области инвестиций будут регулироваться Законом Республики Беларусь от 12.07.2013 № 53-З «Об инвестициях», который также вступит в силу в январе 2014 г. Это один из редких, если не единственный в отечественной практике случай, когда законодатель уходит от кодификации, возвращаясь к регулированию правоотношений законом. По-видимому, такой шаг должен свидетельствовать об изменении подходов и приоритетов в данной сфере. Значительная часть положений ИК так и остались декларативными, большинство льгот было упразднено. В последнее время предпочтение отдавалось иному направлению инвестиционной деятельности — инвестиционным договорам (Декрет Президента от 6.08.2009 № 10 «О создании дополнительных условий для инвестиционной деятельности в Республике Беларусь»), которое активно развивалось, что свидетельствует о переходе от публичного регулирования инвестиционной деятельности к индивидуальному.

Я считаю, что концессии — перспективный механизм, тем более для страны с высоким уровнем огосударствления экономики и в условиях острого недостатка капитала. Как и любая другая форма государственно-частного партнерства, концессия предполагает справедливое распределение между сторонами расходов, рисков и доходов. Если в договорной практике будут четко придерживаться этого принципа, то дело пойдет.

По сравнению с Инвестиционным кодексом Закон «О концессиях» предоставляет возможность рассмотрения спора между сторонами концессионного договора в международном третейском (арбитражном) суде. Важным нововведением является отказ государства от судебного иммунитета, иммунитета в отношении обеспечения иска и исполнения судебного постановления или арбитражного решения. Кроме того, концессионеру, надлежащим образом выполнившему свои обязанности, предоставляется право на бесконкурсной основе заключить новое соглашение.

Еще одно важное новшество — консультативное сопровождение концессионных проектов. Речь идет об оказываемых независимыми экспертами услугах, включающих разработку конкурсной документации, проектов договоров концессии, помощь в переговорном процессе с участником конкурса.

В соответствии с законодательными актами либо по решению Президента могут быть предусмотрены льготы и преференции для концессионеров или созданных ими либо с их участием в установленном порядке организаций. То есть государство при желании и наличии средств может поучаствовать в компенсации их инвестиционных затрат. [9, с. 12]

Закон «Об инвестициях» в отличие от Кодекса носит рамочный характер и не содержит норм, регулирующих вопросы господдержки инвестиционной деятельности; в нем не рассматриваются имеющиеся в Кодексе вопросы государственной комплексной экспертизы инвестпроектов, гарантий правительства по зарубежным и местным кредитам, господдержки высокотехнологичных производств и т. д.

Можно утверждать, что Закон повысил гарантии инвестиционной деятельности, урегулировав ряд важных вопросов с учетом лучших зарубежных практик, оставляя инвесторам свободу выбора в рамках закона, не вторгаясь в их повседневную деятельность. Ведь зачастую наше законодательство настолько жестко регулирует некоторые отношения, грозя санкциями за любые проступки, что в условиях рынка это становится серьезным препятствием [10, с. 9].

Согласно ст. 1 Закона к инвестициям относятся: любое имущество и иные объекты гражданских прав, принадлежащие инвестору на праве собственности, ином законном основании, позволяющем ему распоряжаться такими объектами, вкладываемые инвестором на территории РБ способами, предусмотренными Законом, в целях получения прибыли (доходов) и (или) достижения иного значимого результата либо в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием, в частности, движимое и недвижимое имущество, в т. ч. акции, доли в уставном фонде, паи в имуществе коммерческой организации, созданной на территории РБ, денежные средства, включая привлеченные, в т. ч. займы, кредиты; права требования, имеющие оценку их стоимости; иные объекты гражданских прав, имеющие оценку их стоимости, за исключением объектов, изъятых из оборота. Таким образом, в Законе детализируются некоторые понятия и исключается возможность спорного толкования. К примеру, если в Кодексе говорилось об имуществе, принадлежащем инвестору «на праве собственности или ином вещном праве», то в Законе — о принадлежащем инвестору имуществе «на праве собственности, ином законном основании».

Инвестиции в Республику Беларусь из-за рубежа. За I полугодие 2013 г. в реальный сектор экономики (кроме банков) иностранные инвесторы вложили 7,8 млрд. долларов США инвестиций, что на 12,5% больше, чем за I полугодие 2012 г.

Основными инвесторами организаций республики были субъекты хозяйствования России (47,4% от всех поступивших инвестиций), Соединенного Королевства (24%), Кипра (6,6%), Нидерландов (4,3%), Австрии (4,1%).

Наибольшие суммы иностранных инвестиций поступили в организации торговли (39,8% от всех поступивших инвестиций), транспорта (29,6%), промышленности (18,8%).

Валовое поступление прямых иностранных инвестиций составило 82% от всех поступивших иностранных инвестиций. По сравнению с I полугодием 2012 г. валовое поступление прямых иностранных инвестиций увеличилось на 17,8%. Основной формой привлечения прямых инвестиций были долговые инструменты (75,8% от общего объема прямых инвестиций). Задолженность за товары, работы, услуги в объеме валового поступления прямых иностранных инвестиций за I полугодие 2013 г. составила 4,5 млрд. долларов США, что на 3,4% меньше, чем за I полугодие 2012 г.

Наибольшие суммы валовых прямых иностранных инвестиций были направлены в организации торговли (44,3% от всех прямых инвестиций), транспорта (35,6%), промышленности (11,9%).

Значительные объемы прямых иностранных инвестиций с учетом задолженности за товары, работы, услуги поступили от резидентов России (51,6% от общего объема прямых инвестиций). От резидентов Соединенного Королевства поступило 27,4% валового объема прямых инвестиций, Кипра — 5,7%, Австрии — 2,7%.

Прочих иностранных инвестиций (не от прямого инвестора) получено 1,4 млрд. долларов США, или на 6,8% меньше, чем за I полугодие 2012 г. На их долю приходилось 17,9% от всего валового поступления иностранных инвестиций.

Инвестиции из Республики Беларусь за рубеж. За I полугодие 2013 г. организациями республики (кроме банков) направлено за рубеж инвестиций на сумму 3 млрд. долларов США, что на 4,7% меньше, чем за I полугодие 2012 г.

Значительные объемы инвестиций организации республики направили субъектам хозяйствования России (38,6% от всех направленных инвестиций), Соединенного Королевства (25,3%), Нидерландов (10,9%), Украины (10,7%), Австрии (4%), Казахстана (2,2%), Литвы (2,1%), Германии (1,4%).

Наибольшие суммы инвестиций за рубеж направили организации торговли (50% от всех направленных инвестиций), промышленности (37,5%), транспорта (10,3%).

На долю прямых инвестиций приходилось 78,6% всех направленных инвестиций за рубеж. По сравнению с I полугодием 2012 г. объем направленных прямых инвестиций за рубеж увеличился на 8,1%. Основной формой направления прямых инвестиций были долговые инструменты (96,3% от общего объема прямых инвестиций за рубеж).

В объем направленных за рубеж прямых и, соответственно, в общий объем направленных инвестиций, включена задолженность за товары, работы, услуги прямому инвестору — резиденту Республики Беларусь, которая за I полугодие 2013 г. составила 2,2 млрд. долларов США, или на 7,5% больше, чем за I полугодие 2012 г.

Наибольшие суммы прямых инвестиций за рубеж были направлены организациями торговли (46,3% от всех направленных прямых инвестиций за рубеж), промышленности (40,5%), транспорта (11,5%).

Значительные объемы прямых инвестиций с учетом задолженности за товары, работы, услуги организации республики направили субъектам хозяйствования России (43,7% от общего объема направленных прямых инвестиций), Соединенного Королевства (32,2%), Украины (13,5%), Казахстана (2,8%), Литвы (2,6%) и Венесуэлы (1,1%).

Организации республики направили за рубеж прочих инвестиций на сумму 0,6 млрд. долларов США, или на 33,6% меньше, чем за I полугодие 2012 г. На их долю приходилось 21,4% всех направленных инвестиций за рубеж.

За 2012 г. в реальный сектор экономики (кроме банков) иностранные инвесторы вложили 14 329,8 млн. USD инвестиций, что на 24,1% меньше, чем за 2011;й. Из этой суммы 72,3% (10 358,4 млн. USD) составили прямые иностранные инвестиции, объем которых по сравнению с 2011 г. снизился на 21,8%. Основной формой привлечения прямых инвестиций были долговые инструменты (88,8% от общего объема ПИИ). Задолженность за товары, работы, услуги в объеме валового поступления прямых иностранных инвестиций за 2012 г. составила 8,7 млрд. USD, что на 24,9% меньше, чем за 2011 г. По видам деятельности наибольшие суммы иностранных инвестиций поступили в организации торговли (39,2% от всех поступивших инвестиций и 47,3% прямых), транспорта (27,8% и 36,1%), промышленности (24,4% и 9,9%).

Динамика прямых иностранных инвестиций в Республику Беларусь в 2011;2012 гг. представлена на рисунке 1.

Рисунок 1 — Динамика прямых иностранных инвестиций в Республику Беларусь в 2011;2012 гг.

Примечание — Источник: собственная разработка на основе [13]

Объем иностранных инвестиций в основной капитал вырос в 2012 г. по сравнению с 2011;м на 1,8%, до 4353,8 млрд. Br, однако их доля сократилась с 3% до 2,9% в общем объеме. Динамика инвестиций в основной капитал в 2011;2012 гг. представлена на рисунке 2.

Таблица 1 — Динамика инвестиций в основной капитал в 2011 — 2012 гг.

Инвестиции в основной капитал

Миллиардов рублей (в фактически действовавших ценах)

В процентах к предыдущему году (в сопоставимых ценах)

98 664,9

154 442,4

117,9

88,3

Примечание — Источник: собственная разработка на основе [12]

Сегодня в 241 организации системы Минпрома реализуются комплексные программы модернизации, в рамках которых реализуется 170 инвестпроектов. Среди них: создание мощностей и увеличение объемов производства и реализации карьерных самосвалов грузоподъемностью 90−450 т на ОАО «БелАЗ», производство высокоточного и высокопрочного чугунного литья на филиале Минского моторного завода в Столбцах, создание новых и модернизация действующих производств РУП «МТЗ», модернизация и реконструкция ОАО «МАЗ», создание лифтов нового поколения на ОАО «Могилевлифтмаш» и др. По всем этим проектам объем освоения за 7 месяцев 2013 года значительно выше 50%. [10, с. 9]

В целях выполнения задач прошлых лет, а также достижения целей новой пятилетки, изменены и сделаны более привлекательными для инвесторов налоговые условия в сферах производства инновационной, высокотехнологичной продукции, реализации легковых автомобилей и автокомпонентов собственного производства, в придорожном сервисе, кинематографе, туризме и др.

инвестиционный политика беларусь

2.2 Инвестиционный климат и рейтинг инвестиционной привлекательности Республики Беларусь Важнейшим направлением государственной экономической политики нашей страны является создание благоприятного инвестиционного климата для привлечения и эффективного использования иностранных инвестиций.

Республика Беларусь — страна, обладающая серьезным инвестиционным потенциалом и готовая его реализовать.

Помимо того, что Беларусь сама обладает рыночным потенциалом (население 10 млн. человек, ВВП — $ 12 313 на душу населения по паритету покупательской способности, прирост ВВП — 10% — 12 место в мире), основным преимуществом страны является удачное соседство:

1. С Российской Федерацией (население 142 млн. человек, ВВП — $ 16 161 на душу населения) — крупнейший рынок сбыта, с которым у Беларуси общее таможенное пространство и зона беспошлинной торговли.

2. С Украиной (население — 46 млн. человек) — крупнейшей по территории страны Европы (без учета России)

3. С тремя странами Евросоюза (Польша, Литва, Латвия).

Организация производства на территории Беларуси, нацеленного на растущий внутренний рынок и рынки стран-соседей, имеет ряд существенных преимуществ даже по сравнению с организацией производства в самих этих странах ввиду следующих преимуществ Беларуси:

· экономическая стабильность и политическая предсказуемость

· наличие одной управляющей силы в стране (правительство)

· возможность строить бизнес по четким правилам (главенство закона)

· дружеские отношения со странами соседями

· выгодное географическое положение с развитой транспортной инфраструктурой

· высококвалифицированная рабочая сила

· новое прогрессивное законодательство, способствующее деятельности иностранных инвесторов

· низкий уровень конкуренции в большинстве отраслей

· возможность быть первооткрывателем на множестве рынков Всё это создает благоприятные условия для работы инвесторов в Беларуси. [14]

Сегодня, компании, инвестирующие в Беларусь, автоматически получают доступ на 170-миллионный рынок трех государств ЕЭП.

ЕЭП — это: *Единая таможенная территория России, Беларуси, Казахстана с единым таможенным тарифом;

*Равные условия хозяйствования (включая стоимость основных энергоресурсов);

*Единые правила технического регулирования, единые санитарные, ветеринарные и фитосанитарные нормы;

*Свободное передвижение товаров, услуг, капитала, рабочей силы.

В Беларуси действует целый ряд преференциальных режимов, которые могут быть очень полезны иностранным компаниям, в том числе с точки зрения их налогового планирования и оптимизации. Они включают специальные льготные условия хозяйствования при организации бизнеса в рамках шести свободных экономических зон (0% — налог на прибыль в течение 5 лет, после истечения 5 лет налог на прибыль — по ставке, уменьшенной на 50% от ставки, установленной налоговым законодательством, но не более, чем по ставке 12%; 10% — НДС), Парка высоких технологий (0% — налог на прибыль; 0% — НДС) и Белорусско-Китайского индустриального парка (0% — налог на прибыль в течение 10 лет). Зарубежные компании также могут извлечь дополнительную выгоду посредством максимального снижения инвестиционных затрат и налоговой нагрузки при размещении своего бизнеса на территории малых и средних городов Беларуси (0% — налог на прибыль в течение 7 лет).

В Беларуси имеются производства по выпуску конкурентоспособной продукции на внутреннем и внешнем рынках. Республика специализируется на производстве продукции машиностроения, химической и нефтехимической, легкой, пищевой промышленности, а также животноводства, льноводства, картофелеводства. Беларуськалий, МТЗ, МАЗ, БелАЗ, БМЗ, Гомсельмаш и другие крупные предприятия — символы национального промышленного прогресса, продукция которых известна во многих странах мира. Беларусь экспортирует более 90% произведенных автомобилей и тракторов, около 90% -телевизоров, холодильников и морозильников, а так же калийных удобрений, более 80% - металлорежущих станков.

Беларусь имеет положительный опыт деятельности иностранных компаний в реализации крупных и средних инвестиционных проектов. Беларусь успешно сотрудничает с известнейшими мировыми производителями — транснациональными корпорациями. Созданы, например, совместные и иностранные предприятия с немецким «МАН» (выпуск автомобильной техники), голландской «Кока-Кола» и американским «МакДональдс» (производство безалкогольных напитков и общественное питание), датским «Маерск Медикал» (выпуск медицинского оборудования).

О том, что в стране в целом сформированы благоприятные условия для деятельности иностранных инвесторов, подтверждает действующий и развивающийся сектор экономики, основанный на частных инвестициях. В настоящее время Правительством с целью улучшения инвестиционного климата предпринят ряд мер по организационно-информационному обеспечению инвестиционной деятельности иностранных инвесторов в республике. С целью увеличения объемов привлечения иностранных инвестиций и содействия реализации конкретных инвестиционных проектов создано РУП Национальное инвестиционное агентство". Сформирована и постоянно обновляется база данных инвестиционных проектов белорусских предприятий, заинтересованных в привлечении иностранных инвестиций.

Тормозит инвестиционные процессы неразвитость фондового рынка, что во многом связано с медленной приватизацией и отсутствием на рынке достаточного количества акций ОАО. Чтобы достичь здесь хотя бы российского уровня, нужно увеличивать количество национальных ОАО, акции которых будут находиться в обращении, а также изменить законодательную базу и создать практику ее применения. Пока у нас есть лишь отдельные ее элементы, необходимые для развития.

Приоритетом инвестиционной политики является привлечение инвестиционных ресурсов в производственную сферу и сосредоточение их на реализации инвестиционных проектов с высокими наукоемкими и ресурсосберегающими технологиями экспортной и импортозамещающей направленности. Реализация таких проектов будет осуществляться с государственной поддержкой в установленных законодательством формах.

В нашей стране действует Консультативный совет по иностранным инвестициям, возглавляемый Премьер-министром Республики Беларусь. С помощью этой структуры вырабатываются основные задачи и меры по улучшению инвестиционного климата в республике, а так же оперативно решаются возникающие проблемы иностранных инвесторов, связанные с их работой в Беларуси. Действующие при Совете Постоянный комитет, рабочие группы занимаются вопросами совершенствования инвестиционного законодательства, развития свободных экономических зон, улучшения налоговых и таможенных условий работы на белорусском рынке и др.

В Республике Беларусь продолжен последовательный процесс совершенствования нормативной правовой базы, направленный на создание условий для привлечения иностранных инвестиций в экономику республики для её модернизации. Реформирование ведется при активном сотрудничестве с экспертами международных организаций — Всемирного банка, Международной финансовой корпорации, Конференции Организации Объединенных Наций по торговле и развитию (ЮНКТАД)[15].

С 2009 г. успешно действует созданный институт «инвестиционных договоров с Республикой Беларусь».

Инвестиционный договор представляет собой одну из возможных форм государственно-частного партнерства. При заключении такого договора инвестор получает дополнительные гарантии и преференции, в том числе закреплена возможность получения индивидуальных преференций[14].

15−16 ноября 2012 г. в Минске при участии Премьер-министра Республики Беларусь Михаила Мясниковича состоялся VII Белорусский инвестиционный форум. Национальное агентство инвестиций и приватизации выступало одним из организаторов данного мероприятия.

Среди участников Форума были представители компаний из 42 стран мира. В рамках Форума была организована презентация 23 перспективных инвестиционных проектов, на общую сумму инвестирования более миллиарда долларов.

На Форуме-2012 было подписано 12 протоколов об инвестиционных намерениях в различных сферах экономики: энергетике, пищевой промышленности, фармацевтики и др. По индикативным подсчетам сумма инвестиций по ним может составить 200 млн. долларов.

Еще одной особенностью форума была ориентация на привлечение инвестиций в инновационную экономику. В рамках Белорусского инвестиционного форума в 2012 году работа проходила на отдельных секциях по таким отраслям как информационно-коммуникационные технологии, фармацевтическая промышленность и индустрия биотехнологий.

Беларусь в исследовании IFC и Всемирного банка «Doing Business-2013» заняла 58-е место по условиям ведения бизнеса из 183 стран. В «Doing Business-2012» Беларусь занимала 69-е место. Таким образом, Беларусь улучшила свой глобальный рейтинг на 11 пунктов.

Особо следует отметить 129-е место по системе налогообложения после того, как Беларусь в течение ряда последних лет находилась на последнем, 183-м месте.

По сравнению с соседними странами Беларусь привлекательно выглядит на фоне России (112-е место в «Doing Business-2013») и Украины (137-е место), но существенно проигрывает западным «соседкам» — Латвии (25-е место), Литве (27-е место).

Из граничащих с Беларусью стран наиболее близок к ней рейтинг Польши — 55-е место.

Отчет «Doing Business-2013», кроме сравнения с другими странами, оценивает прогресс каждой страны относительно себя самой в период с 2005 по 2012 годы. По мнению соавторов отчета, Беларусь является третьей из 185 стран по масштабам реформ за последние 8 лет. Позиции республики Беларусь в мировом рейтинге Doing Business-2013 представлены на рисунке 3.

Рисунок 2 — Беларусь в мировом рейтинге Doing Business-2013

Примечание — Источник: собственная разработка на основе [16]

Итак можно сделать вывод, что выгодно инвестировать в Республику Беларусь из-за :

— выгодного экономико-географического и геополитического положения;

— благоприятного инвестиционного климата;

— макроэкономической стабильности;

— развитого промышленного, научно-технического и экспортного потенциала, наличия высококвалифицированной рабочей силы, обладающей опытом работы на современных предприятиях.

Улучшая инвестиционный климат Беларуси для иностранных инвесторов, государство не открывает закрытые двери, а лишь распахивает их шире: в Беларуси уже успешно функционирует значительное количество иностранных и национальных компаний, являющихся лидерами в СНГ и Европе.

3. Направления и перспективы развития инвестиционной политики Республики Беларусь до 2015 года В Беларуси утверждена стратегия привлечения прямых иностранных инвестиций на период до 2015 года. Соответствующее решение содержится в совместном постановлении Совета Министров и Национального банка № 51/2 от 18 января 2012 года. Стратегия направлена на стимулирование притока прямых иностранных инвестиций в соответствии с потребностями структурной перестройки экономики и инновационным развитием страны, расширение масштабов и повышение качества их использования на базе постоянного улучшения инвестиционного климата, реформирования государственной собственности и развития государственно-частного партнёрства в Беларуси. [17]

В числе основных задач стратегии — определение направлений привлечения прямых иностранных инвестиций в экономику, ориентирование вложений зарубежных капиталов в создание наукоемких высокотехнологичных производств и другие поощряемые государством виды экономической деятельности. Предусматривается содействие привлечению иностранных инвестиций в реализацию проектов с применением передовых зарубежных технологий и менеджмента, стимулирование притока капитала транснациональных корпораций в реализацию проектов, обеспечивающих ускоренное развитие экспорта в страны с высоким платежеспособным спросом и импортозамещение. Планируется также совершенствование структуры прямых иностранных инвестиций, предусматривающее увеличение доли вложений в активную часть основных средств.

Улучшение инвестиционного климата будет осуществляться на основе обеспечения открытости деятельности государственных органов, правового регулирования условий хозяйственной деятельности, соблюдения принципа конкурентности, законных прав и интересов инвесторов и обеспечения защиты инвестиций. Для привлечения инвестиций и создания благоприятных экономических условий, снижения рисков и повышения доверия к инвестированию предусматривается реализация целого комплекса мер, в том числе по реформированию государственного сектора, отношений собственности, приобретения недвижимости и земли.

Ключевой предпосылкой для прихода в Беларусь иностранных компаний является сокращение доли государственного сектора и приватизация государственного имущества. При этом обеспечивается рациональное использование ресурсов и производственного потенциала, улучшение финансового положения организаций, повышение инвестиционной активности субъектов хозяйствования. Проведение приватизации направлено на привлечение в бюджет дополнительных ресурсов ежегодно на сумму не менее $ 2,5 млрд.

Незадействованным механизмом привлечения инвестиций, в том числе и прямых иностранных, является частно-государственное партнерство. Данная форма взаимодействия между государственными органами и бизнесом позволит преодолеть экономическое противоречие, когда стратегически важные объекты не могут быть переданы в частную собственность, а за счет средств республиканского и местных бюджетов не может быть обеспечено их финансирование в должном объеме. Сферами применения государственно-частного партнерства станут транспорт и транспортная инфраструктура, система коммунального хозяйства, энергоснабжение, объекты здравоохранения, образования, культуры и социального обслуживания, туризма, рекреации и спорта, месторождения полезных ископаемых и другие. Согласно постановлению, государственно-частное партнерство может реализовываться в таких формах, как реконструкция — эксплуатация — передача, строительство — владение — управление, проектирование — строительство — владение — управление — передача, концессия и других. При этом до принятия специальных актов законодательства по данному вопросу реализация проектов государственно-частного партнерства может осуществляться путем заключения инвестиционных договоров с Беларусью (в случаях концессии — концессионных договоров).

Для реформирования отношений собственности предусмотрено предоставление гражданам Беларуси и негосударственным юридическим лицам при выкупе земельных участков в частную собственность права на зачет платы за право заключения договора аренды земельного участка, ранее уплаченной за будущий срок аренды, в стоимость его приобретения, определение порядка передачи эксплуатирующим организациям завершенных строительством объектов инженерной и транспортной инфраструктуры на территории свободных экономических зон, предоставление правительству полномочий самостоятельно проводить реструктуризацию задолженности хозяйственных обществ по платежам в республиканский бюджет, связанным с получением долей (акций), приобретенных в процессе приватизации у государства.

Предусматриваются также совершенствование системы налогообложения, обеспечение развития правового регулирования путем совершенствования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности, развитие финансового рынка, оптимизация процедур при осуществлении внешней торговли. Для создания более благоприятного внешнеторгового режима предусматривается завершение работы по согласованию технических регламентов Таможенного союза, устанавливающих единые технические требования к продукции и связанным с ней процессам, направленных на снятие технических барьеров во взаимной торговле, а также упрощение статистического декларирования.

Приоритетной формой прямых иностранных инвестиций для Беларуси выступает создание совместных и иностранных предприятий для реализации инвестиционных проектов категории green field, что будет способствовать использованию новых прогрессивных технологий и техники в производстве, внедрению маркетинговых и управленческих ноу-хау, выпуску товаров, отсутствующих на внутреннем рынке, более быстрому выходу на новые рынки с конкурентоспособной продукцией, сокращению нерационального импорта, что в конечном итоге приведет к повышению эффективности национальной экономики. Не менее значимой формой привлечения иностранного капитала является реализация инвестиционных проектов brown field — продажа зарубежным инвесторам части акций, принадлежащих государству, за исключением стратегически значимых из них, связанных с безопасностью страны.

Беларусь заинтересована в стратегических инвесторах, осуществляющих деятельность в сфере производства высокотехнологичных продуктов и услуг, а также инвесторах, вкладывающих средства в увеличение активов организаций в этой сфере, продукция которых ориентирована на экспорт. Приоритетным определено привлечение прямых иностранных инвестиций в высокотехнологичные секторы экономики (фармацевтическая промышленность, индустрия биои нанотехнологий, высокие технологии в промышленности, новые материалы, информационно-коммуникационные технологии); создание и развитие кластеров — объединенной на основе производственно-технологических, научно-технических и коммерческих связей и сосредоточенной на определенной территории группы организаций, обеспечивающей конкурентные позиции на отраслевом, национальном и мировом рынках. Перспективно также привлечение прямых иностранных инвестиций в традиционные виды экономической деятельности: химическое производство, производство машин и оборудования, электрооборудования, электронного и оптического оборудования, транспортных средств, транспорт и связь, строительство и производство строительных материалов, сельское хозяйство и переработка, инженерная и транспортная инфраструктура, легкая промышленность.

Так, основной формой привлечения иностранных инвесторов в отрасль автомобилестроения является создание совместных с транснациональными корпорациями предприятий, приватизация отдельных государственных организаций либо создание международных альянсов в секторе производства автокомпонентов, сельскохозяйственного машиностроения, сборочных производств грузового автомобильного транспорта.

Важнейшим приоритетом социально-экономического развития республики по-прежнему остается жилищное строительство. Поставлена задача коренным образом модернизировать белорусский строительный комплекс — создать строительную индустрию, позволяющую вводить в год 10 млн. кв. м жилья, а к 2015 году — 15 млн. кв. м. Одновременно будет решена задача возведения жилых домов высоких потребительских и эксплуатационных качеств с низким уровнем энергопотребления.

Еще один приоритет — развитие гостиничного бизнеса. Особенно это актуально с учетом проведения в 2014 году в Минске чемпионата мира по хоккею, активного развития сферы туризма в Беларуси. Особый национальный колорит развитию туризма в нашей стране придает агроэкотуризм.

Одним из перспективных направлений инвестиционного сотрудничества являются инновации и научно — технические разработки. В Беларуси принята Государственная программа инновационного развития на 2011;2015 годы, которой предусмотрено создание новых и обширная модернизация действующих предприятий на самой современной технологической основе. Для инвестирования подготовлены более тысячи объектов в самых различных отраслях.

В Беларуси принята программа повышения энергетической безопасности, в рамках которой реализуется масштабный комплекс мероприятий, включающий строительство значительного количества как крупных, так и малых энергетических объектов.

Мы готовы вести предметный диалог по возможностям сотрудничества в сфере использования нетрадиционных источников энергии: рек, ветра, биогаза, геотермальных вод.

Реализация стратегии позволит обеспечить ежегодный прирост объемов прямых иностранных инвестиций, привлечь прямые иностранные инвестиции на чистой основе (без учета задолженности прямому инвестору за товары (работы, услуги) в объеме $ 7−7,5 млрд. в 2015 году, достичь удельного веса иностранных источников в инвестициях в основной капитал не менее 21%. Планируется обеспечить привлечение прямых иностранных инвестиций на одного занятого в экономике в размере до $ 1600 в 2015 году (против $ 1200 в 2010;м). Доля наукоемкой и высокотехнологичной продукции в общем объеме экспорта товаров вырастет до 14%.

Выполнение стратегии также обеспечит вхождение Беларуси в число 30 государств с наилучшим климатом в области ведения бизнеса по рейтингу Всемирного банка «Ведение бизнеса», а также повышение позиций в отчетах международных рейтинговых агентств: Moody’s Investors Service, Fitch Ratings, The Heritage Foundation и других.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Добившись поставленной в работе цели, исследовав и оценив текущее состояние инвестиционной ситуации в Республике Беларусь были сделаны следующие выводы:

1. Под инвестициями понимаются ресурсы, вкладываемые в объекты предпринимательской и других видов деятельности для получения прибыли или социального эффекта. Инвестиции можно классифицировать в зависимости от экономического содержания, срока вложения, собственника вкладываемых ценностей, форм инвестирования. Инвестиции играют существенную роль в функционировании и развитии экономики. Изменения в количественных соотношениях инвестиций оказывают воздействие на объем общественного производства и занятости, структурные сдвиги в экономике, развитие отраслей и сфер хозяйства.

2. Инвестиционная политика — комплекс целенаправленных мероприятий, проводимых государством по созданию благоприятных условий для всех субъектов хозяйствования с целью оживления инвестиционной деятельности. При этом главная цель инвестиционной политики — реализация стратегического плана экономического и социального развития страны.

3. Правительство страны целенаправленно продолжает совершенствовать регулирование инвестиционной деятельности с целью выполнения прогнозных показателей по привлечению иностранных инвестиций в экономику Республику Беларусь. Так за I полугодие 2013 г. в реальный сектор экономики (кроме банков) иностранные инвесторы вложили 7,8 млрд. долларов США инвестиций, что на 12,5% больше, чем за I полугодие 2012 г.

4. Инвестиционный климат представляет собой совокупность условий приема и функционирования иностранного капитала. Республика Беларусь — страна, обладающая серьезным инвестиционным потенциалом и готовая его реализовать. Беларусь в исследовании IFC и Всемирного банка «Doing Business-2013» заняла 58-е место по условиям ведения бизнеса из 183 стран. В «Doing Business-2012» Беларусь занимала 69-е место. Таким образом, Беларусь улучшила свой глобальный рейтинг на 11 пунктов.

5. С целью повышения инвестиционной привлекательности и продвижения позитивного имиджа Республики Беларусь за рубежом принята Стратегия привлечения прямых иностранных инвестиций на период до 2015 года. Стратегия призвана стимулировать приток прямых иностранных инвестиций в соответствии с потребностями структурной перестройки экономики и инновационным развитием страны, расширить масштабы и повысить качества их использования на базе постоянного улучшения инвестиционного климата, реформирования государственной собственности и развития государственно-частного партнерства в Республике Беларусь.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1 Инвестиционный кодекс Республики Беларусь от 22 июня 2001 г. N37- (Зарегистрировано в Национальном реестре правовых актов Республики Беларусь 26 июня 2001 г. N 2/780)// Консультант Плюс: Беларусь [Электронный ресурс]/ ООО «ЮрСпект», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. — Минск, 2001. — Дата доступа: 14.07.2013.

2 Куропатенков, В. Коллективное инвестирование: тенденции и перспективы развития / В. Куропатенков // Банковский вестник. — 2011. — 10 дек. — С. 25−31.

3 Инвестиции: системный анализ и управление / К. В. Балдин [и др.]; под ред. К В. Балдина — 3-е изд. испр. — М.: Дашков и К, 2009. — 288 с.

4 Подшиваленко Г. П. Инвестиции: учебное пособие / Г. П. Подшиваленко, Н. И. Лахметкина, М. В. Макарова. — Москва: Кнорус, 2005. — 512 с.

5 Поплыко, В. И. Инвестиционная политика Республики Беларусь: учебно-методическое пособие / В. И. Поплыко. — Минск: БГЭУ, 2007. — 126 с.

6 Катибникова, С. И. Инвестиционная политика Республики Беларусь в переходной экономике / С. И. Катибникова. — Минск: Право и экономика, 2005. — 121с.

7 Буглай, В. Б. Международные экономические отношения / В. Б. Буглай, Н. Н. Ливенец. — Москва: Финансы и статистика, 2004. — 378 с.

8 Веремейко, Ю. Побочный эффект декодификации / Ю. Веремейко // Национальная экономическая газета. — 2013. — 6 сент. — С. 10

9 Радюк, А. Концесcии ждут старта / А. Радюк // Национальная экономическая газета. — 2013. — 6 сент. — С. 12

10 Лебедев, В. Как расшевелить промышленность / В. Лебедев // Национальная экономическая газета. — 2013. — 13 сент. — С. 9

11 Фадеев, В. Защита инвестора: по кодексу, закону и воле / В. Фадеев // Национальная экономическая газета. — 2013. — 6 авг. — С. 5

12 Инвестиции за первое полугодие 2013 года / Республика Беларусь: официальная национальная статистика [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://belstat.gov.by/homep/ru/indicators/doclad/20138/7.pdf. — Дата доступа 10.08.2013.

13 Результаты инвестиционной политики [Электронный ресурс]. — Минск, 2013. — Режим доступа: http://www.economy.gov.by/ru/invpolicy/invest-klimat/pezultat. — Дата доступа: 20.08.2013.

14 Крук, Д. «Сценарии развития экономики Беларуси 2011;2012» [Электронный ресурс]. — Минск, 2011. — Режим доступа: http://www.intellix.by/pdf/scenarii.pdf. — Дата доступа: 24.03.2012.

15 Условия инвестирования в Республике Беларусь [Электронный ресурс]. — Минск, 2012. — Режим доступа: http://www.economy.gov.by /ru/invpolicy/invest-klimat/mery. — Дата доступа: 20.03.2012.

16 Доклад «Doing Business — 2013» [Электронный ресурс]. — М., 2012. — Режим доступа: http://russian.doingbusiness.org/. — Дата доступа 28.08.2013.

17 Стратегия привлечения прямых иностранных инвестиций на период до 2015 года (совместное постановление Нацбанка и Совета Министров Республики Беларусь 18.01.2012 № 51/2) [Электронный ресурс]. — Минск, 2012. — Режим доступа: http://www.government.by/ru/content/4217- Дата доступа: 20.08.2013.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой