Современные тенденции развития организационно-экономических форм хозяйствования в сфере услуг: На материалах российских сетевых компаний по доставке продуктов питания
Для теории маркетинга сетевых организаций в сфере услуг особое значение имеет развитая в последние годы концепция маркетинга взаимоотношений с потребителями и общественностью, стратегический социально-этический и конкурентный маркетинг, теория брендинга и гудвилла. Ведущей идеей маркетинга сети специализированных бизнес-единиц, координируемых не административными и конъюнктурно-рыночными… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Организационно-экономические формы хозяйствования в сфере услуг
- 1. 1. Развитие сферы услуг в современной экономике
- 1. 2. Сеть как организационно-экономическая форма хозяйствования
- Глава 2. Тенденции развития сетевой организации услуг
- 2. 1. Торговые сети и тенденции их развития
- 2. 2. Электронная торговля как основа сетевой организации
- 2. 3. Развитие услуг по приготовлению и доставке продуктов питания
- Глава 3. Основные направления реструктуризации, предприятий сферы услуг
- 3. 1. Особенности и пути реструктуризации предприятий сферы услуг
- 3. 2. Развитие маркетинга сетевых организаций
Современные тенденции развития организационно-экономических форм хозяйствования в сфере услуг: На материалах российских сетевых компаний по доставке продуктов питания (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
В постиндустриальном обществе производством услуг занята преобладающая часть работников. В России за последние 15 лет сфера услуг также получила существенное развитие. В этой сфере производится более половины ВВП. Однако отраслевая структура и формы хозяйствования в этой сфере далеко не полностью отвечают требованиям перехода к постиндустриальному обществу.
Преимущественное развития получили торгово-посреднические и элитные бытовые услуги (дизайн, фитнес, зарубежный туризм, ресторанный бизнес, ремонт иностранных автомашин, шоу-бизнес и т. д.). Незначителен удельный вес инновационных и консультационных услуг. Практически не развиваются массовые бытовые услуги в малых городах и сёлах. Среди организационно-экономических форм, хозяйствования в сфере услуг до сих пор преобладало предпринимательство без образования юридического лица, неспособное осваивать современные технологии и конкурировать с транснациональными сетями, особенно после вступления России в ВТО.
Вышеизложенное определяет актуальность темы диссертации.
В экономической литературе эти проблемы стали рассматриваться лишь в последние годы.
Теоретические основы производства услуг как наиболее динамичного сектора современной экономики рассматриваются в работах Г. Беквита, Е. Н. Жильцова, М. М. Качуриной, В. В. Кулибановой, В. А. Мартынова, В. Д. Шопенко и ряда других отечественных и зарубежных экономистов. Вопросы хозяйственных сетей как наиболее эффективной в современных условиях формы организации бизнеса в сфере услуг представлены в работах И. Ансоффа, А. Беляева и Э. Короткова, П. Друкера, Б. З. Мильнера, А. И. Пригожина, В. А. Сердюка и ряда других авторов.
Работы вышеуказанных авторов внесли значительный вклад в изучение сферы услуг. Однако формы взаимодействия предприятий и характер их интеграции, то есть организационно-экономические формы хозяйствования в рассматриваемой сфере до сих пор не были предметом специального исследования.
Цель и задачи диссертационного исследования. Основная цель диссертационного исследования заключается в выявлении тенденций развития организационно-экономических форм хозяйствования в сфере услуг и обосновании основных направлений реструктуризации предприятий в сфере услуг по приготовлению и доставке продуктов питания.
Эту цель конкретизируют следующие задачи исследования, определяющие его логику и структуру:
— уточнить основные тенденции развития сферы услуг при переходе к постиндустриальной экономике;
— обосновать роль хозяйственных сетей как наиболее эффективной организационно-экономической формы производства массовых услуг- * выявить тенденции развития торговых сетей в России начала XXI: века;
— определить роль электронной торговли в развитии сетевой формы хозяйствования в сфере услуг;
— обосновать основные направления реструктуризации предприятий сферы услуг, связанные с изменением структуры спроса, развитием маркетинга и сетевых форм организации.
Предметом исследования в работе являются организационно-экономические формы хозяйствования в современной сфере услуг.
Объект исследования — развитие сетевых форм организации услуг по приготовлению и доставке продуктов питания в России в конце XX — начале XXI века.
Методологической и теоретической основой диссертационной работы являются концептуальные исследования производства услуг и хозяйственных сетей, представленные в трудах отечественных и зарубежных авторов, положения современной институциональной теории и теории менеджмента. Автор использовал законодательные и другие нормативные акты Российской Федерации.
Статистическую и информационную базу исследования составили данные Федеральной службы статистики РФ, Петерстата, Статкомитета СНГ, а также Всемирного банка и ряда других аналитических центров, а также первичные данные, собранные автором на предприятиях сферы услуг, специализирующихся на приготовлении, доставке и реализации продуктов питания в Санкт-Петербурге, Москве и других регионах России.
Научная новизна диссертационной работы заключается в следующем:
— уточнено место сферы услуг как сектора национальной экономики в условиях перехода к постиндустриальному обществу, тенденции развития этой сферы и изменения её структуры при переходе к постиндустриальной экономике в России, странах СНГ и развитых зарубежных странах-? ¦
— раскрыт механизм функционирования предпринимательских сетей как организационно-экономической формы хозяйствованияобоснованы необходимость и пути развития сетевой организации как наиболее эффективной в современных условиях формы хозяйствования в сфере массовых услугвыявлены современные тенденции развития торговых сетей в России, связанные с усилением международной конкуренции и интеграцией производства, распределения и сбыта товаров и услуг на основе логистики;
— показана роль электронной торговли как основы сетевой формы хозяйствования в сфере услуг;
— определены особенности и основные направления реструктуризации предприятий сферы услуг, связанные с изменением структуры спроса, развитием стратегического конкурентного маркетинга, форм электронной торговли, потребительского кредитования и сетевой организации услуг.
Теоретическая значимость диссертации заключается в обосновании концепции развития организационно-экономических форм хозяйствования в сфере услуг, в характеристике основных направлений реструктуризации предприятий этой сферы.
Практическая значимость исследования состоит в том, что его основные положения могут служить теоретической основой при разработке стратегий развития предпринимательских сетей и реструктуризации предприятий сферы услуг.
Рекомендации по использованию результатов диссертационной работы. Результаты исследования могут быть использованы в разработке предложений по реструктуризации предприятий по приготовлению, доставке и реализации продовольственных товаров в крупных городах России, а также при чтении курсов «Экономика сферы услуг» «Экономика предприятия» и «Основы менеджмента» на экономических факультетах университетов.
Апробация работы. Основные положения диссертационного исследования были представлены на ИГ Международной научно-практической конференции «Инновационные технологии научных исследований социально-экономических процессов» (май, 2005 г.) в г. Пенза, на XV Международной научно-практической конференции «Математические методы и информационные технологии в экономике, социологии и образовании» (май, 2005 г.) в г. Пенза. Рекомендации, содержащиеся в диссертации, были использованы при реструктуризации предприятий ООО «Якиманка» и ООО «Яки-тори» в г. Москва. По теме диссертации опубликовано 5 работ общим объемом 1,59 пл.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. Уточнение места сферы услуг как сектора национальной экономики в условиях перехода к постиндустриальному обществу;
2. Авторская характеристика организационно-экономических форм хозяйствования в сфере услуг, роли и механизма функционирования предпринимательских сетей;
3. Характеристика современных тенденций развития торговых сетей в России;
4. Обоснование тенденций и направлений развития электронной торговли как основы сетевой формы хозяйствования в сфере услуг;
5. Выявление факторов, обусловивших появление и развитие в качестве самостоятельной отрасли услуг по приготовлению и доставке продуктов питания.
6. Обоснование основных направлений реструктуризации предприятий сферы услуг.
Структура диссертации. Цели и задачи исследования определили структуру диссертации, состоящей из введения, трех глав, заключения, приложений и библиографии (209 наименований, из них 30 на иностранном языке, 47 — в электронном виде). Текст работы содержит 150 страниц, 6 таблиц, 15 диаграмм и графиков. — ,.
В главе 1 «Организационно-экономические формы хозяйствования в сфере услуг» исследуются тенденции развития сферы услуг в мировой и российской экономике последнего десятилетия, сети как организационно-экономическая форма хозяйствования.
Глава 2 «Тенденции развития сетевой организации услуг» посвящена анализу развития торговых сетей, электронной торговли как основы сетевой организации доставки и реализации потребительских товаров и сопутствующих услуг, тенденции развития сферы услуг по приготовлению и доставке продуктов питания.
В главе 3 «Основные направления реструктуризации предприятий сферы услуг» рассматриваются особенности и пути реструктуризации предприятий этой сферы, связанные, прежде всего, с развитием маркетинга сетевых организаций.
Заключение
.
1. Анализ статистики подтверждает, что при формировании постиндустриальной информационной экономики доля сферы услуг в производстве ВВП и занятости населения возрастает до 65−75%. В России эта доля по данным Росстата превысила 59%.
2. Сфера услуг представляет собой не обособленную отрасль, а специфический сектор народного хозяйства. Все чаще производство товаров и услуг интегрируется в тех же хозяйственных единицах. Сама сфера услуг становится все более разнородной, растет доля высокотехнологичных информационных, логистических, инжиниринговых, деловых, финансовых, здравоохранительных, образовательных, а также зрелищных, туристических и других социальных услуг. Это требует изменения отраслевой классификации, используемой для анализа потоков доходов и капитала, развития классификации по секторам, институционные хозяйственные единицы которых объединены общностью экономического поведения. Утрачивает свое значение деление народного хозяйства на материальное и нематериальное производство (сферу услуг), связанное с противопоставлением производства и потребления. Потребление услуг в современном обществе направлено во все большей степени не на воспроизводство рабочей силы, а на развитие личности, производство и эффективное использование знаний.
3. К числу важных тенденций развития сферы услуг относится рост их экспорта, а также специализация ведущих ТНК на высокотехнологичных услугах с передачей производства стандартных товаров и услуг в азиатские и восточно-европейские страны. Классификация отраслей сферы услуг по видам экономической деятельности подтверждает ускоренное развитие транспортно-коммуникационных, научно-технических, консультационных и социальных услуг, которые нуждаются в коренной реструктуризации.
4. Приготовление и доставка потребителям продуктов питания выделяется в самостоятельную отрасль сферы услуг в связи с ростом благосостояния и дифференциацией запросов потребителей, развитием технологий пищевой промышленности, сетевых компаний как хозяйственных единиц нового типа, а также логистики, определившей пути оптимизации товароматериальных, финансовых и информационных потоков. Это подтверждает анализ динамики семейных бюджетов в России и зарубежных странах. Увеличивается доля граждан, не состоящих в браке, не ведущих активного домашнего хозяйства и предпочитающих покупать продукты питания в готовом к употреблению виде, в т. ч. с доставкой на дом и к месту работы. Анализ данных о динамике структуры населения России и структуры потребительского рынка подтверждает эти прогнозы.
5. Развитие структуры потребления, глобализация и информатизация экономики привели к революции в формах хозяйствования. Основным хозяйственным субъектом становятся межотраслевые мезоэкономические комплексы, планирующие и управляющие технологическими цепями — от добычи и заготовки сырья, разработки новых продуктов до производства и реализации конечного продукта, комплексного обслуживания его потребителей. В рамках цепочек приращения стоимости между фирмами наряду с чисто рыночными устанавливаются горизонтальные связи, основанные на долгосрочных контрактах, единых стандартах производства, управления и маркетинга, общности баз данных, торговых марок, патентов и ноу-хау, личных связях менеджеров.
В мировой экономике последних лет выделяется три институциональных типа межотраслевых комплексов: 1) конгломераты технологически не связанных отраслей, пользующихся явной и неявной поддержкой государства- 2) специализированные интегрированные бизнес-группы (ИБГ), преимущественно в виде холдингов- 3) предпринимательские сети во главе с центрами стратегического управления и логистики. Как показал анализ, проведенный на материалах России и развитых зарубежных стран, конгломераты типа корейских чеболей проигрывают в глобальной конкуренции из-за неэффективности управления, а ИБГ нередко монополизируют региональные рынки, препятствуют развитию малого и среднего бизнеса с помощью враждебных поглощений и т. д.
6. Наиболее эффективной формой хозяйствования в сфере услуг становятся предпринимательские сети, состоящие из имущественно и оперативно независимых малых и средних предприятий, объединенных общностью стратегии, логистики, инвестиционного и инновационного менеджмента. Это подтверждает анализ проблем развития малого и среднего бизнеса, различий между корпоративными и сетевыми структурами, а также дистрибьюторских, ресторанных, гостиничных, сотовых, кинозальных, игровых и других сетей в Москве, Петербурге и других городах России.
7. Анализ развития зарубежных (Wall-Mart, Macdonald’s, King Snooper’s, Safe-way, Home Depot, Kmart, Sears) и российских («Перекресток», «Пятерочка», «Копейка» и др., в т. ч. филиалов зарубежных сетей «Метро», «О'кей», «Патерсон», IKEA и др.) торговых сетей показал, что они наиболее эффективно используют новые информационные технологии, логистику, стратегический маркетинг, формы интеграции производства товаров и услуг, а благодаря этому снижают издержки обращения, торговую наценку и занимают лидирующее положение на потребительском рынке. Анализ функций логистических центров торговых сетей показал, что они дополняют рыночный механизм методами стратегического планирования и управления, позволяющими существенно сократить трансакционные издержки.
8. Основной тенденцией развития розничного рынка России в последние годы является сокращение доли нецивилизованной палаточной и лоточной торговли, оптовых рынков, а также малых и средних магазинов в крупных городах и развитие лидирующих позиций транснациональных, межрегиональных, а также локальных универсальных и специализированных торговых сетей. Как показывает опыт Китая и других стран экспансия международных розничных сетей является неотъемлемой чертой глобализации, однако это требует специальных мер по трудоустройству высвобождаемых работников в других отраслях сферы услуг, регистрации членов сети в налоговых инспекциях по месту их нахождения, стимулированию закупок у местных производителей, созданию пулов (ассоциаций) торговых компаний с общей системой маркетинга, строительства и логистики.
9. Развитие электронной торговли становится основой сетевой организации в сфере услуг. К числу основных тенденций в этой области в последние годы можно отнести:
— развитие технологии беспроводного широкополосного доступа в Интернет, универсальных мультимедийных устройств, интернет-телефонии и других средств взаимодействия человека с окружающим миром, облегчающих розничную продажу товаров и услуг, трансакции между фирмами, биржевую торговлю, доступ к банкам данных все большего числа домохозяйств и предприятий сферы услуг;
— распространение электронных денег, действующих в качестве предоплаченного финансового продукта, потребительского кредита, расчетов с помощью кредитных и дебетовых пластиковых, дуальных и смарт-карт и глобальных систем обращения электронных денег;
— развитие производства информационных услуг как товара особого рода, программного обеспечения комплексного планирования, логистического управления и контроля за использованием ресурсов и конкурентоспособностью предпринимательской сети и региональных информационно-маркетинговых и логистических центров;
— превращение сотовой связи, обеспечивающей удаленный доступ к банковским счетам, торговым терминалам, многообразной аудиои видеоинформации в основной вид массовых телекоммуникаций;
— увеличение доли межфирменных электронных трансакций и электронных торговых площадок в общем объеме рыночного оборота.
10. Новые тенденции развития организационно-экономических форм хозяйствования в сфере услуг требуют реструктуризации действующих здесь предприятий с использованием методов реинжиниринга и антикризисного управления. Анализ публикаций по этой теме позволяет определить реструктуризацию как преобразование организации маркетинга, производства, труда и управления в целях эффективного распределения и использования информационно-технологических, материальных, трудовых и финансово-инвестиционных ресурсов в новых условиях хозяйствования. Реинжиниринг как революционная реструктуризация представляет собой переход от функциональной специализации производственных и управленческих ячеек к комплексной, целевой и межфункциональной организации маркетинга, разработки, ресурсного обеспечения, производства, реализации конечного продукта и обслуживания его потребителей. Как показал анализ отечественного и зарубежного опыта это имеет особое значение для конкурентоспособности сетевых структур.
11. Особенности реструктуризации предприятий сферы услуг включают их ориентацию на запросы конкретных групп потребителей, создание гибких организационных структур и автономных филиалов в различных регионах, формирование сплоченных профессиональных команд, способных обеспечить высокую культуру индивидуального обслуживания, организацию учета затрат и доходов по каждому виду услуг и сегменту рынка.
Анализ отечественного и зарубежного опыта сетевых организаций позволил выделить следующие основные направления их реструктуризации:
— создание гибких структур управления, ориентированных на увеличение добавленной стоимости в технологической цепочке, интеграцию производственных и торговых функций, использование современных методов учета и анализа производительности ресурсов, гибкое ценообразование, оперативное регулирование ассортимента;
— увеличение числа автономных в оперативном отношении торговых точек, максимально приближенных к потребителям;
— формирование современных оптово-распределительных и логистических центров, технологическое обеспечение многообразия форм обслуживания;
— сочетание специализации с расширением и обновлением ассортимента реализуемых товаров и услуг;
— изменение организационно-правовых форм хозяйствования в целях согласования интересов собственников, менеджеров и хозяйственных партнеров, развитие франчайзинга;
— помощь в трудоустройстве высвобождаемого персонала.
12. Для теории маркетинга сетевых организаций в сфере услуг особое значение имеет развитая в последние годы концепция маркетинга взаимоотношений с потребителями и общественностью, стратегический социально-этический и конкурентный маркетинг, теория брендинга и гудвилла. Ведущей идеей маркетинга сети специализированных бизнес-единиц, координируемых не административными и конъюнктурно-рыночными, а стратегическими контрактными и личностными договорными отношениями, является удовлетворение разнообразных и быстро меняющихся запросов конкретных групп потребителей, партнеров по кооперации, государства и общества в процессе их коммерческого и некоммерческого взаимодействия при эффективном использовании ресурсов и охране окружающей среды. При этом управление созданием и повышением ценности торговой марки (брендинг) придает услуге уникальность, позволяет ослабить ценовую конкуренцию, получить дополнительный доход, улучшить гудвилл (деловую репутацию) фирмы. Он представляет собой совокупность нематериальных активов, включающих бренд, технологическую и корпоративную культуру, связи с контрагентами, ноу-хау в области организации управления, стратегического планирования и маркетинга.
Маркетинг и брендинг приобретают особое значение в сфере доставки еды, где действуют производственные компании полного цикла с собственной кухней и транспортом, рестораны, имеющие отделы доставки и фирмы-посредники, развозящие заказы на условиях комиссии или получающие плату с клиентов. Оборот этого рынка в 2005 г. достигнет 100 млн долл. (без учета организации обедов в офисах). В США и ряде других зарубежных стран половину этого рынка занимают сетевые структуры.
К числу главных тенденций развития рынка доставки еды относятся:
• консолидация рынка на основе конкуренции и сотрудничества международных, национальных, региональных сетей и независимых предприятий, интегрирующих производство, ресторанное обслуживание и доставку;
• быстрое распространение франчайзинга;
• увеличение доли продаж в региональных центрах;
• развитие логистических центров, управляющих снабжением и транспортировкой сырья, полуфабрикатов и готовой продукции;
• сочетание доставки обедов в офисы с растущей долей обслуживания домохозяйств;
• быстрое увеличение доли электронной торговли через Интернет;
• рост разнообразия ассортимента, включающего ныне не только пиццу, но и блюда других национальных кухонь, салаты, десерты, напитки и т. д.- форм организации бизнеса, дизайна предприятий, выход на рынок новых продуктов, учитывающих соблюдение здорового образа жизни.
Социально-демографические сдвиги в структуре населения, связанные с ростом благосостояния, увеличением доли неполных семей, не ведущих интенсивного домашнего хозяйства, лиц, соединяющих работу и учебу, ведет к развитию доставки еды как особой отрасли сферы услуг.
Список литературы
- Законодательные и нормативные акты Российской Федерации
- Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть 1 от 21 октября 1994 г., 4.2 от 22 декабря 1995 г.
- Налоговый кодекс Российской Федерации. Части 1, 2.- СПб.: «Издательский дом Герда», 2001.- 400 с.
- Закон Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. N 2300−1 (с изменениями от 2 июня 1993 г.) «О защите прав потребителей»
- Федеральный закон РФ от 29.10.98 г. № 164-ФЗ (в редакции от 29 января 2002 г. № 10-ФЗ) «О финансовой аренде (лизинге)»
- Регионы России. Социально -экономические показатели. 2004: Стат.сб./Росстат.- М., 2004.- 966 с.
- Российский статистический ежегодник. 2004: Стат.сб./Росстат.-М.: 2004.- 725с.
- Россия и страны мира. 2004.: Стат.сб./ Росстат.- М.: 2004.- 361с.
- Россия в цифрах.2005: Крат.стат.сб./Росстат-М., 2005.- 477с.
- Содружество Независимых Государств и стран мира / Межгос. стат.ком. Содружества Независимых Государств.-М.: Статкомитет СНГ, 2004.-208с.
- Источники на русском языке
- Алдерс Р. ИТ-аутсорсинг. М.: Альпина бизнес букс, 2004. 300 с.
- Аникин Б.А. Азбука реструктуризации: акционирование, инвестиции, логистика. //Логинфо. 2002. — № 5−6. — с.20−23.
- Альтшулер И., Городнов А. Диалектика бизнеса. Ситуации, парадоксы. Н. Новгород: Деком, 2002.- 301с.
- Ансофф И. Новая корпоративная стратегия. СПб. Литер, 1999. 414 с.
- Антонов Г. Д., Иванова О. П. Предпосылки интеграции и эволюции интегрированных структур в России. //Менеджмент в России и за рубежом. 2002. — № 5.- с.32−45
- Бадарконс Д. Управление логистикой: интеграция процесса поставок. М.:Дело, 2000.-270 с.
- П.Байер П. Какой сервис имеет смысл? Бенчмаркинг в логистике. М.:Вильямс, 1992.-138с.
- Багиев Г. Л., Тарасевич В. М. Маркетинг. М.: Экономика, 1999. 703 с.
- Балабанов И.Т. Финансовый анализ и планирование хозяйствующего субъекта. М.: Финансы и статистика, 2002. 208 с.
- Бажин И.М. Информационные системы менеджмента. М.:ГУ-ВШЭ, 2000. 687 с.
- Батищев Г. С. Диалектический характер творческого отношения к миру. М.: Институт философии АН, 1989 г.- 245с.
- Беквит Г. Четыре ключа к маркетингу услуг. М.: Альпина бизнес букс, 2004. 224 с.
- Беквит Г. Продавая незримое: руководство по современному маркетингу услуг. М.: Альпина бизнес букс, 2005. 272 с.
- Бессуднов А. Время сетей. //Top-manager. 2002. — № 10.- с.96−100
- Беляев A.A., Короткое Э. М. Системология организаций. М.: Инфра-М, 2000.- 182 с.
- Блайд Дж. Маркетинговые коммуникации. М.:Цифра-М, 2004.- 231с.
- Блинов А.П., Захаров В. Я. Имидж организации как фактор ее конкурентоспособности. //Менеджмент в России и за рубежом. — 2003. № 4. — с.35−40.
- Бляхман Л.С. Экономика фирмы. СПб.:Финансы и статистика, 2000. -190 с.
- Богуславский И. Академия успеха: люди и символы. М.: Альпина бизнес букс, 2004. 252 с.
- ЗО.Брайович A.C. Типы организаций и их структура. //Социолог, исследования. 1998. — № 12. — с.123−126.
- ЗЬБузановский С.С., Горелов М. А., Тибнов A.C. Антикризисное управление. СПб.:Бизнес-пресса, 1999. 254 с.
- Вайсберг Р. Эмпирические законы сетевой экономики//Проблемы теории и практики управления. 2003.-№ 3, с.86−92
- Валдайцев C.B. Оценка бизнеса. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2000. 198 с.
- Валлерстайн И. Конец знакомого мира. М.: Логос, 2003. 250 с.
- Галактионов Д. Что нужно гипермаркетам.//Российская торговля. 2005.-№ 5−6, -с.24−25
- Гейтс Б. Бизнес со скоростью мысли. /Пер. с англ. М.:ЭКСМО-Пресс, 2000. 477 с.
- Гембл П., Стойн М., Вудков М. Маркетинг взаимоотношений с покупателем. М.: Фаир-пресс, 2002. 512 с.
- Гительман Л.Д. Преобразование менеджмента. М.:Дело, 1999. — 495 с.
- Горкина М.Б., Мамонтов A.A., Майн И.Б. PR в системе маркетинга. М.: Альпина бизнес букс, 2004. 240 с.
- Годин С. Доверительный маркетинг: Как из незнакомца сделать друга и превратить его в покупателя. М.: Альпина бизнес букс, 2004. 246 с.
- Голиков Е.Л. Маркетинг и логистика. М.:Дашков и Кё, 2001. 409 с.
- Делл М. От Dell без посредников: стратегия, которая совершила революцию. М.: Альпина бизнес букс, 2004. 230 с.
- Дипназа С., Энклз П. Будущее корпоративной отчетности. Как вернуть доверие общества. М.: Альпина паблишер. 2003. 212 с.
- Доленин В.И. Брендинг: новые технологии. Спб.: Питер, 2002, -260с.
- Доскова И.С. Public Relations: теория и практика. М. Альфа-Пресс, 2004.-151с.
- Дробо К. Секреты сильного бренда. Как добиться коммерческой уникальности. М.:Альпина Бизнес букс, 2005.-274с.
- Друкер П. Задачи менеджмента в 21 веке. М.: «Вильяме», 2003. 270с.
- Друкер П. Эффективность управления : экономические задачи и оптимальные решения. М., 2001, -150с.
- Духонин Е.Ю., Исаев Д. В. /Под ред. Г. П. Генса. Концепция Business Performance management. M.: Альпина бизнес букс, 2004. — 269 с.
- Дымшиц М. Спасибо за покупку: эффективные брендинговые коммуникации. М. Омега-JI, 2004. 180 с.
- Жильцов Е.М. Основы формирования хозяйственного механизма в сфере услуг. М.: Изд-во МГУ, 1991. 191с.
- Иванова С. Мотивация на 100%. М.: Альпина бизнес букс, 2004. 258 с.
- Информационные технологии управления. /Ю.М.Черкасов и др. М.:Инфра-М, 2001.-214 с.
- Кастельс М. Информационная эпоха. М.: ГУ ВШЭ, 2000. 350 с.
- Кирсанов К.А., Малявина А. В., Попов С. Л. Инвестиции и антикризисное управление. М.:МАЭП, 2000. 183 с.
- Клейнер Г. Б. и др. Предприятие в нестабильной экономической среде: риски, стратегия безопасности. /Под общ. ред. С. А. Панова. М.: Экономика, 1997. -288 с.
- Кныш В.А. Маркетинговая концепция управления государственными заказами. СПб.: Изд-во СПбГПУ, 2003. 271 с.
- Кныш М.И., Перекатов В. А., Тютиков Ю. П. Стратегическое планирование инвестиционной деятельности. СПб.: Бизнес-Пресса, 1998.-315 с.
- Ковалев В.В. Гудвилл: трактовка, оценка и отражение в отчетности.//Финансовый менеджмент, вып.2 под ред. В. В. Иванова и В. В. Ковалева. М.: Проспект, 2004, — 247с.
- Ковалев В.В. Финансовый анализ. Управление капиталом. Выбор инвестиций. М.: Финансы и статистика, 1998. 511с.
- Ковени М., Гэмстер Д., Хартлен Б., Кинг Р. Стратегический разрыв. Технология воплощения корпоративной стратегии в жизнь. М.: Альпина бизнес букс, 2004.-230с.
- Козье Д. Электронная коммерция. /Пер. с англ. М.: Рус.ред., 1999. 288 с.
- Коу Дж. В2В: маркетинг и продажи. М., 2004.-.324с.
- Круглова Н.Ю. Стратегический менеджмент. М.:РДЛ, 2003. 462 с.
- Крейнер С. Ключевые идеи менеджмента. М.: Инфра-М, 2002. 450 с.
- Котлер Ф. Основы маркетинга. М. и др: Вильямс, 2003. — 1197 с.
- Ланцов В.А., Бабкина Л. И., Песоцкая Е. В. Стратегический анализ. СПб.?Питер, 2000. 147 с.
- ЛеПла Дж., Дэвис С. и др. Стратегия развития бренда. М. Олма-Пресс, 2004. 270 с.
- Лифиц И.М. Теория и практика оценки конкурентоспособности товаров и услуг. 2-е изд. М.:Юрайт-М, 2001. 223 с.
- Логистизация материальных и финансовых потоков. /Под ред. В. М. Стаханова. Ростов-на-Дону, 1997. 96 с.
- Логистические подходы в управлении инвестициями и инновациями. Саратов: СГТУ, 2000. 215 с.
- Логистика. /Под ред. Б. А. Аникина. М.: Инфра-М, 1997. 326 с.
- Люкшинов А.Н. Стратегический менеджмент. М.:ЮНИТА-ДАНА, 2000. 374 с.
- Мазур И.И., Шапиро В. Д. Реструктуризация предприятий и компаний. М.: Экономика, 2001.- 452с.
- Мильнер Б.З. Теория организации. 2-е изд. М.: Инфра-М, 2002. 356 с.
- Майстер Д. Управление фирмой, оказывающей профессиональные услуги. М.: Альпина, 2003. 414 с.
- Марп М., Регнер Э., Завада К. Ценовое преимущество. М.: Альпина бизнес букс, 2004. 817 с.
- Маслова Т.Д., Божук С. Г., Ковалик Л. М. Маркетинг. СПб. и др.:Питер бук, 2002. 397 с.
- Маккарти М., Флимн Т. Риск: управление риском на уровне топ-менеджера. М.: Альпина бизнес букс, 2005. 234 с.
- Методы структурной перестройки предприятий. /Под ред. А. А. Румянцева. СПб.: ИМ РАН, 2000 176 с.
- Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. 4-е изд. М.: Дело, 2004.- 799с.
- Международные стандарты финансовой отчетности. М.:Бератор-Пресс, 1998.-252 с.
- Мир на рубеже тысячелетий. Прогноз развития мировой экономики до 2015 г. /Под ред. В. А. Мартынова и А. А. Дынкина. М.:Новый век, 2001.-591с.
- Москаленко Л. В сетях быта: Российский рынок бытовых услуг формируют сетевые компании. Только им под силу справиться с высокими издержками и небольшой рентабельностью этого бизнеса. //Эксперт. -2003. № 45. — С.30−33.
- Мошелла Д. Бизнес-перспективы информационных технологий. М.: Альпина бизнес букс, 2004. 252 с.
- Перар Ж. Управление финансами. М.: Финансы и статистика, 1999.
- Портер М. Конкуренция. М.:Финансы и статистика, 2000. 495 с.
- Пригожин А.И. Методы развития организаций. М.:МЦФЭК, 2003. -863 с.
- Пригожин А.И. Виды оргпатологий. //Маркетинг. 1997. — № 1. — С. 99 106.
- Райе М. Границы безграничных предприятий. //Проблемы теории и практики управления. 1997. — № 1. — С.92−97.
- Расснел И. Метод МсКт51у: использование техники ведущих стратегических консультантов для себя и своего бизнеса. М.: Альпина бизнес букс, 2003. 194 с.
- Ребров С. Реструктуризация управления предприятием как один из путей выхода из кризиса.//Проблемы теории и практики управления. 1998.-№>2.- с. 30−34
- Рикертсел Р. Выкуп бизнеса менеджерами. М.: Альпина бизнес букс, 2004. 404 с.
- Родионов Д.Г. Влияние научно-технического прогресса на развитие сферы услуг в современной экономике. //Инновации. 2003. — № 7. -с.46−49.
- Рос Дж., Темплар Р. Энциклопедия менеджера: алгоритм эффективной работы. М.: Альпина бизнес букс, 2004. 678 с.
- Руженцев Н. Стандартизация в сфере услуг. //Стандарты и качество.2001. № 9. — с.33−35
- Савчук В.П., Прилипко С. И., Величко Е. Р. Анализ и разработка инвестиционных проектов. Киев: Абсолют-В:Эльга, 1999. 302 с.
- Семь нот менеджмента. (Бочкарев А., Кондратьев А. и др.).5-е изд. М., 2002.-637 с
- Сердюк В. А. Сетевая и виртуальная организация: состояние, перспективы развития. //Менеджмент в России и за рубежом. — 2001. -№ 5.- с.91−105
- Сильверстайн Д. Зачем платить больше? Новая роскошь для среднего класса. М.: Альпина бизнес букс, 2004. 364 с.
- Соловьев В.Н., Шопенко Д. В., Горбоконь A.A. Экономический анализ хозяйственной деятельности на предприятиях сферы сервиса. СПб., СПбТИС, 1997.-276с.
- ЮЗ.Соловеьв В. Н., Шопенко Д. В. Управление предприятиями сферы сервиса. СПб.: СПбТИС, 1997.- 197с.
- Современная фирма: зарубежный и отечественный опыт. Очерки. /Под ред. проф. А. А. Демина. СПб.: Изд-во СПбГУ, 1999. 342с.
- Стратегическое управление организационно-экономической устойчивостью фирмы: логистико-ориентированное проектирование бизнеса. /Под ред. А. А. Колобова, И. Н. Омельченко. М.: МГТУ, 2001. -600 с.
- Томилов П.В., Песоцкая Е. В. Маркетинг в системе предпринимательства. СПб.:Питер, 2002. — 147 с.
- Тарасов В. Тектология А.Богданова и неоклассическая теория организаций предвестники эры реинжиниринга, edin.ru.
- Уэллс К., Бернет Д., Морнарти С. Реклама: принципы и практика. СПб.:Питер, 1999.-735с.
- Уолтон С. Сделано в Америке. Как я создал Wal-Mart. Изд-е 3-е.
- М.: Альпина бизнес букс, 2005. 246 с.
- Уваров С. Логистика. Спб. Литер, 1996. -246с.
- Управление и организация в сфере услуг: Теория и практика. /Пер. с англ. под ред. В. В. Кулибановой. 2-е изд. СПб.: Питер, 2002. -751 с.
- Уткин Э.А. Финансовый менеджмент. М.:Зерцало, 2000. 250 с.
- Фатхутдинов P.A. Производственный менеджмент.З-е изд. перераб. и доп.- М.: Дашков и К, 2000. -470 с.
- Филатов O.K., Козловский Л. А., Цветков Т. И. Планирование, финансы, управление на предприятии. М.:Финансы и статистика, 2004.-381с.
- Финансы, денежное обращение и кредит. /Под ред. В. К. Сенчагова и А. И. Архипова. 2-е изд. М.: Финансы и статистика., 2004. 7190 с.
- Фокс Дж. Как стать суперзвездой маркетинга. М.: Альпина бизнес букс, 2004. 230 с.
- Хаммер М., Чампи Дж. Реинжиниринг корпораций: манифест революции в бизнесе. СПб.:Изд-во СпбГУ, 1999.- 329с.
- Хаксевер К., Вендер Б., Рассел Р., Пердик Р. Управление и организация в сфере услуг. Теория и практика. СПб.: Питер, 2002.-751с.
- Хейвуд Б. Аутсорсинг: в поисках конкурентных преимуществ. М. и др.: Вильяме, 2002. 174 с.
- Холт Р. Организация: структура, процессы, результаты. М.: Дело, 2001. 512 с.
- Хотинская Г. И. Реинжиниринг на предприятиях сферы услуг. //Менеджмент в России и за рубежом. 2001. — № 6. — с.40−46.
- Цирель С. Экономический рост и информационные технологии: компаративистский подход. //Вопросы экономики. 2004. -№ 11.-С.92- 110.
- Чармэссон Г. Торговая марка: как создать имя, которое принесет миллионы. СПб. и др.:Питер, 1999. 221 с.
- Черкасов В.В. Проблемы риска в управленческой деятельности. М.:Рефл.-бук, Киев: Ваклер, 2002. 317 с.
- Чернов В.А. Анализ коммерческого риска. М.:Финансы и статистика, 1998.- 127 с.
- Чирков А. Конфликты в каналах сбыта. М.:Инфра-М, 2004.-296с.
- Шаститко А.Е. Новая теория фирмы. М.:Изд.фирма «Теис», 1996. -134 с.
- Шаванс Б. Типы и уровни правил в организациях, институтах и системах. //Вопросы экономики. 2003. — № 6.-4−22
- Шомнесси Дж. Конкурентный маркетинг: стратегический подход. СПб.: Интер, 2001. 864 с.
- Шопенко В. Д. Формирование механизма государственного регулирования развития сферы услуг в современных условиях хозяйствования. Автореф. докт. дисс. СПб.: СПбУЭиФ, 2004.- 19с.
- Штерн JL, Эль Ансари А., Кофлам Э. Маркетинговые каналы. 5-е изд. М. и др.:Вильямс, 2002. 621 с.
- Юхансон X., Виллох Б. Реинжиниринг бизнес-процессов. М.:ЮНИТА-ДАНА, 2003.-221с.1. Источники на иностранных языках
- Blattberg R., Gary С., Thomas S. Customer equity: building and managing relationships as valuable assets. Boston, 2001. 228 p.
- Bodenberg T. Customer relationship management: new ways of keeping the customer satisfied. N.Y., 2001. 62 p.
- Bowman O., Narayandas D. Managing customer-initialed contacts with manufacturers: the impact on share of category requirements and word-of-mouth behavior. Cambridge (MASS), 2001.-19p.
- Bowersox D., Closs D., Helferich O. Logistical management. 3-zd ed. N.Y., 1986.-586 p.
- Corley S. Service management layer functional components for advanced intelligent networks. N.Y., 1996. 135 p.
- Collier O. Services management: operating decisions. Englewood Cliffs. N.S., 1997.-300 p.
- Day G. Capabilities for forging customer relationships Cambridge (MASS), 2000.-279p.
- Delivery System training Workshop. Wash., US dept. of education, 1996.-364p.
- Fitzsimmons S. Service management for completive advantage. N.Y., 1994.-462 p.
- Global logistics and distribution planning: strategies for management. D. Waters (ed.), 3 rd ed. L., 1999 390 p.
- Kaplan D., Rieser K. Service success: lessons from a leader on how to turn around a service business. N.Y., 1994.-169p.
- Logistics management. Traffic management. Highlands Ranch, CO, 1996.-330 p.
- Logistics and retail management. S. Fernic, L. Sparks (eds). Boca Raton, Fla., 1999−214 p.
- Logistics and the extended enterprise: benchmarks and best practices. S. Boyson et al. N.Y., 1999 230 p.
- Managing the global network corporation. B. McKern (ed), L., 2003. 290 P
- Mc Kirron A. Physical distribution system. L., 1989. -316 c.
- Marquardt R. Retail management: satisfaction of consumer needs. 3-rd ed. Chicago, 1988.-722 p.
- Norman R. Service management: strategy and leadership in service Business. Chichester, N.Y., 1991. 185 p.
- Networks, alliances and partnerships in the innovation process. S de la Mothe, A. Link (eds), Boston, 2002. 312 p.
- Networks and groups: models of sazategic formation. Dutta B., Sackson M. (eds), Berlin, 2003. 496 p.
- Networks and markets. S. Fauch, A. Cassella (eds). N.Y., 2001. 346 p.
- Networks and organizations: structure, form and action. N. Nohria, R.Ecclesteds. Boston. Harvard Business School Press, 1992. 514 p.
- Networks and spatial economics. Dordrecht, 2001.-514p.
- Networks in action: communication, economics and human Knowledge. O. Batten, S. Casti, R. Thord (eds). Berlin, 1995. 326 p.
- Ruppenthal R. Logistical support of the armies. Wash., 1995. 160 p.
- Samli A. Retail management strategy: planning, implementation and control. N.Y., 1989.-353 p.
- Shamler L. Delivery systems for dictate education Syracuse, N.Y., 1988.-342p.
- Tracey-White S. Retail markets planning guide. Rome, 1995. FAO UN. -205 p.
- The logistician’s guide to the JCAMO process. Houston, TX, 1992. 44 p.
- The Rise and Fall of Marx and Spenser. L., 2000.-228p.